Гигиена новорожденных. Типичные заблуждения о мытье детей мылом

Наверное, нет на свете такого человека, который бы не слышал фразу «руки мой перед едой». Однако, эту процедуру необходимо выполнять в течение дня намного чаще, не только перед приемом пищи, но и после улицы, поездок в общественном транспорте.
Но так ли это просто - правильно вымыть руки? Давайте обсудим вопросы, касающиеся этой процедуры.

Как правильно?
Учеными Мичиганского университета доказано, что приблизительно 5% взрослого населения умеет правильно мыть руки. Дети, в большинстве своем, делают это поспешно, следовательно, неверно.
Малыши очень внимательны к поведению и поступкам родителей, поэтому взрослым самим необходимо научиться мыть руки, а также обучить этим навыкам своего ребенка.
Приучать малыша мыть руки необходимо с самого детства. Уже на первом году жизни, когда малыш активно познает мир, родителям в ненавязчивой форме нужно говорить о пользе воды и личной гигиене. Умывая вместе с ним личико или смывая грязь с ладошек, обязательно проговаривайте, зачем вы это делаете, что очень некрасиво и плохо, когда на кожице грязь и вредные микробы, которые смогут навредить организму, вызвать болезни. А после мытья ручек акцентируйте внимание на том, как хорошо, что малыш чистый и аккуратный.
Процедура мытья рук в жизни ребенка должна быть своеобразным ритуалом, который повторяется изо дня в день, таким же естественным, как и одевание, купание или прием пищи. Не забывайте о небольших поговорках, которые помогут запомнить малышу, в каких случаях ручки надо вымыть, например: «руки мой перед едой», «если ты пришел домой, руки с мылом сразу мой», «быть грязнулей не годится, будем ручки мыть водицей» и так далее.

В идеале, алгоритм мытья рук должен выглядеть следующим образом:
Засучить рукава;
Открыть край с теплой водой;
Намочить руки;
Используя мыло, тщательно намылить руки до образования пены (делать это необходимо не менее 20-30 секунд, промывая каждый пальчик, межпальцевые промежутки и запястья);
Смыть пену теплой водой (ополаскивание должно производиться от пальчиков к запястью, при этом ладошки приподняты «ковшиком»);
Просушить кожу чистым полотенцем.
Помните, у каждого члена семьи должно быть индивидуальное полотенце, которое необходимо часто менять и не допускать, чтобы оно долго оставалось влажным. В период заболеваний более гигиенично пользоваться одноразовыми салфетками или полотенцами, так как обычное махровое или вафельное полотенце могут накапливать микроорганизмы, и содержать их в идеальной чистоте крайне сложно.

Обратите внимание! Кран должен быть чистым перед тем, как вы закроете воду. Почему?
Вот наглядный пример. Вы приходите с улицы, открываете кран загрязненными руками, моете руки и закрываете «грязный» кран чистыми руками. При этом ваши руки снова становятся грязными. Поэтому не забывайте во время мытья рук промывать и ручки крана.

Как приучить ребенка мыть руки?
1. Малыши всегда ориентируются на поведение взрослых, поэтому своим примером показывайте, как правильно выполнять те или иные гигиенические процедуры.

2. Каждый раз напоминайте ребенку, почему необходимо мыть ручки. Рассказывайте про микробов - мелких и невидимых глазу организмов, которые, попав в ротик (носик, глазки) могут вызвать заболевания, боли в животике, рвоту, повышение температуры и прочее.

3. Создайте условия для осуществления ритуала мытья рук. Для этого около раковины должен стоять устойчивый стульчик или скамейка, чтобы малыш чувствовал себя комфортно и его ручки не были подняты вверх во время мытья рук.

4. Научите ребенка самостоятельно включать воду, но контролируйте этот процесс, чтобы малыш случайно не обжегся горячей водой, так как это может настроить на негативное отношение к водным процедурам.

5. Превратите умывание и мытье рук из рутиной процедуры в игру. Можно, к примеру, устраивать соревнования, у кого будет больше пены. При желании ваш малыш может не только промыть свои игрушки, но и «искупать» самую любимую из них. А если перед умывальником находится зеркало, то кроха может любоваться собой во время мытья рук или корчить смешные рожицы.

6. Читайте стихи или пойте песенки, они помогут отмерить время, необходимое на намыливание (не менее 20-30 секунд). Примеры: «Что бы было, что бы было, если не было бы мыла? Если не было бы мыла, Таня грязной бы ходила! И на ней бы, как на грядке, рыли землю поросятки!»; «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!» и так далее.

7. Не торопите ребенка. Пусть малыш поймет, что можно получать удовольствие от необходимых процедур. В противном же случае, ребенок не научится правильно мыть руки и будет считать эти важные процедуры «каторгой» или «тяжелой повинностью», а в последствии будет попросту игнорировать их.

8. Не ругайте кроху за мокрую одежду, воду на полу возле умывальника, полотенце, оставленное на полу и так далее. Со временем, благодаря вашим напоминаниям, малыш научится делать все более аккуратно.

9. Помните, что во влажной среде бактерии размножаются лучше. Поэтому, если кожу намочить, но не намылить достаточно хорошо, то микроорганизмов станет только больше. Всегда контролируйте процесс мытья рук, пока ваш малыш недостаточно овладел этими навыками. Ведь маленькие торопыжки не всегда хорошо самостоятельно справляются с загрязнениями.
В конечном счете, малыш запомнит, как правильно мыть руки и в каких случаях делать это необходимо.

Как выбрать мыло для мытья рук?
Существует огромный выбор моющих средств. Это и твердое кусковое мыло, и натуральное мыло ручной работы, содержащее экстракты различных трав, эфирные масла, мед и прочие ингредиенты, и туалетное мыло, и антибактериальное мыло, и лечебное мыло (серное и дегтярное), но использовать их детям не рекомендуется.
Так, например, в составе твердого мыла присутствует натриевые и/или калиевые соли жирных кислот. Эти щелочные компоненты оказывают негативное влияние на кожу ребенка, приводя к появлению сухости и раздражения. Экстракты различных трав, эфирные масла и другие компоненты натурального мыла могут спровоцировать аллергические реакции на коже ребенка. Частое использование антибактериального мыла не подходит не только для ребенка, но и взрослого, так как агрессивные вещества, такие как триклозан, убивает и вредные, и полезные бактерии, колонизирующие кожу, лишая ее естественной защиты. Поэтому использовать его можно только иногда. Однако, оно может стать незаменимым помощником в поездках, а также при очищении рук перед обработкой ран.
При выборе мыла для детей предпочтение нужно отдавать детскому мылу, которое не содержит щелочных компонентов (pH-нейтральное), а также ароматизаторов и красителей, способных вызвать раздражения или аллергические реакции.
Такое мыло чаще всего небольшого размера, хорошо помещается в ладошке у ребенка, а также может иметь форму различных фигурок, что вызывает у малышей положительные эмоции. Однако необходимо помнить, что на куске мыла после мытья рук могут оставаться бактерии, которые размножаются, особенно если в мыльнице остается влага. Поэтому, если вы используете кусковое мыло, выбирайте мыльницу, в которой оно может высыхать.
Идеальными средствами для очищения кожи малышей являются специальные жидкие средства, в том числе жидкое мыло. Они содержат нещелочные, а поверхностно активные вещества, которые замечательно справляются со всеми загрязнениями, но при этом не нарушают естественную защиту кожи, а также не вызывают сухость и раздражение.

Надеемся, наши советы помогут вам и вашему малышу овладеть навыками правильного мытья рук и избежать многих заболеваний. Будьте здоровы!

Не удивляйтесь. Мыть руки правильно умеет только 5% взрослых. А для детей необходимость процесса вообще не очевидна.

Добиться самостоятельного, без напоминаний, мытья рук ребёнком – задача не из лёгких. Попытка запугивания – обычная родительская тактика – срабатывает не всегда, потому что малыш ещё не способен устанавливать такие сложные взаимозависимости.

Хотя с особо впечатлительными детками это удаётся. В моей практике был только один ребёнок (к счастью один), панически боявшийся микробов. Почему к счастью? Потому что формирование фобий (психических проблем) вместо физиологических болей и расстройств – это не выход.

Остаётся единственный адекватный вариант – играть, сделав гигиеническую процедуру привлекательной.

Моем руки правильно

Купим мыло

  1. Детки 2-3 лет уже собственники. Пусть у ребёнка будет своё мыло, которое вы купите вместе с ним. Пусть мыло будет в красивом контейнере, приятно пахнущее и хорошо пенящееся, возможно фигурное (фигурки животных, предметов)
  2. Важно! Мыло должно быть безопасным для кожи малыша, pH-нейтральное, лучше специальное жидкое, содержащее не щелочные, а поверхностно активные компоненты. Они отлично смывают грязь, не нарушая природной защиты кожи. На мокром куске мыла могут остаться микробы. Чтобы оно побыстрее высыхало, подберите подходящую мыльницу с дырками для стекания воды.
  3. Полезно ли мыть руки детям антибактериальным мылом? В конкретных условиях, например, поездке, полезно. Только имейте ввиду: антибактериальное мыло подавляет и патогенную, и нормальную микрофлору. Поэтому небезопасно применять его постоянно.
  4. Можно мыть руки с мылом натуральным, ручной работы? Очень осторожно. В нём содержатся вытяжки из трав, мёд и прочие компоненты, способные спровоцировать аллергические реакции.

Алгоритм гигиенической процедуры

Повторимся.Как моем руки мы, взрослые? Это удивительно, но правильно моют руки лишь 5 % взрослых (источник – Мичиганский университет). Об эксперименте учёных Мичиганского университета рассказывает доктор Агапкин. И повторяет этот эксперимент.

Правило. Чтобы руки были чистыми, их надо мыть с мылом не менее 30 секунд.

Правило. Хотите научить ребёнка, учитесь сами правильно мыть руки. Он повторяет действия взрослого.

  1. Засучи рукава;
  2. Открой край (с помощью взрослого сделай тёплую воду);
  3. Намочи руки;
  4. Тщательно намыль руки мылом. Вымой ладошки, тыльную сторону, пальцы;
  5. Смой мыло водой;
  6. Сомкни пальцы рук в «замочек» и стряхни лишнюю воду;
  7. Вытри руки своим чистым полотенцем.

В детском саду индивидуальное полотенце обозначается определённой картинкой. Первоначально малыш ориентируется на неё. Дома полезно поступить также.

Полотенце обязательно просушивается. Следует помнить: полотенце отличная среда для микроорганизмов. Его сложно содержать идеально чистым. Выход: чаше менять.

Разговаривайте с малышом, умывая его. Умываться – хорошо, красиво, быть грязнулей – плохо, некрасиво. Не смущайтесь возрастом малыша: дети очень рано понимают «красиво – не красиво». Одна мамочка, показывая умытого (но не любившего умывание) ребёнка в зеркале, говорила: смотри, какой красивый парень!

Алгоритм в картинках

В каждом детском саду в группах раннего возраста имеется алгоритм мытья рук в картинках.

Полезно иметь картинный алгоритм и дома. Малышу раннего возраста, а также даунятам, ребятишкам с расстройствами аутического спектра и другими нарушениями образная опора чрезвычайно полезна (и в более позднем возрасте). Словесных инструкций маловато будет.

Сопровождение гигиенических процедур

Нашим мудрым народом придумано много присказок, поговорок, потешек, сопровождающих гигиенические процедуры ребёнка.

«Что бы было, что бы было, если не было бы мыла?

Если не было бы мыла, Таня грязной бы ходила!

И на ней бы, как на грядке, рыли землю поросятки!»

Часть мы поместили на ролик.

Ребятам постарше помогут разобраться с необходимостью мыть руки с мылом детские обучающие мультфильмы.

Большинство ребят любят поплескаться в воде. Это обстоятельство тоже полезно использовать для выработки привычки мыть руки.

  1. Разрешите самостоятельно открывать кран, предварительно показав как сделать тёплую водичку.
  2. Приветствуется помывка пластиковой или резиновой игрушки для ванной.

Не браните малыша за пролитую воду и намокшую одежду. Со временем он всему научится.

Наверное, самые большие споры, страхи и опасения у молодых родителей вызывает такой, на первый взгляд безобидный, процесс как купание новорожденного.

При этом разногласия возникают буквально по каждому этапу этой процедуры. Чтобы избежать прений, недовольства и непонимания, давайте детально рассмотрим весь процесс, стараясь найти логическое объяснение каждому постулату.

Когда начинать купания

Прежде всего, очень важно знать, когда можно начинать купать новорожденного. Сроки начала водных процедур здорового ребёнка зависят только от даты проведения прививки БЦЖ. Начинать купать малыша можно не раньше, чем через сутки после вакцинации.

В какое время суток купать

Проходить купание может в любое время суток. Однако традиционно для этого выбирают вечерние часы, когда родители могут уделить процессу максимум внимания.

Кроме того, вечернее купание благоприятно ещё и тем, что вода "смывает" всё перенапряжение с ребёнка, способствует его расслаблению, успокаивает и существенно повышает аппетит перед вечерним кормлением. Кстати, это очень важный момент - купание новорожденного должно происходить непосредственно перед кормлением.

Как часто купать

Что касается частоты купаний, то здесь однозначно определено, что купать младенца следует ежедневно, так как это не только важная , но и элемент так называемого "мягкого" .

Как долго купать

Начинать водные процедуры следует с 2-3 минут, постепенно доводя время купания до 10-15 минут. Дольше продолжать водные процедуры, если они проходят в , не рекомендуется, потому что небольшое количество воды, которое в ней находится, за это время остынет.

В чём купать

Ещё один вопрос, который следует решить до начала купаний - где, собственно, купать новорожденного: в детской ванночке или в большой ванне. В пользу детской ванночки говорят следующие доводы:

  • её проще содержать в чистоте;
  • купать малыша может один родитель;
  • ванночку можно разметить на подставке таким образом, что наклоняться низко участникам процесса не придётся.

Вместе с тем, детская ванночка не лишена и недостатков. Во-первых, она занимает много места, а во-вторых, младенец очень быстро вырастет из неё.

Что добавлять в воду

Дальше, когда "организационные" вопросы решены, переходим к более важным и существенным моментам. Педиатры так и не пришли к единому мнению относительно необходимости кипячения воды для купания и добавления раствора перманганата калия в купель.

Поэтому проведение этих подготовительных мероприятий отдано на откуп родителям. Если родителям спокойнее, когда вода, в которой будет купаться их малыш, прошла процедуру кипячения, а бледно-розовый раствор вселяет уверенность, что вода абсолютно безопасна для пупочной ранки, то никто не будет убеждать их в обратном.

Однако следует помнить, что раствор перманганата калия готовится в отдельной ёмкости и лишь потом, через сложенную в несколько раз марлю добавляется в ванночку. Это нужно, чтобы избежать попадания в ванночку кристалликов марганцовки, которые могут стать причиной ожога как кожных покровов новорожденного, так и слизистой глаз.

Что подготовить к купанию

Перед началом купания следует проверить, что помещение прогрето до 22-24˚С, вода имеет температуру 37˚С, приготовлен кувшин объёмом полтора литра, есть детское мыло, детское масло и ватные тампоны.

Как купать новорожденного

Переходим непосредственно к самому процессу купания. Ребёнка раздеваем в помещении, где будет происходить купание. Опускаем его в воду, придерживая левой рукой головку и спинку, а правой - ножки и ягодицы.

В воду новорожденного опускаем осторожно, держа таким образом, чтобы голова и плечики находились над поверхностью воды. Споласкиваем ладошки и ручки малыша, потом стопы и ножки.

Поливаем водой животик, не забыв уделить особое внимание шейным, подмышечным и паховым складочкам. Раз в неделю моем с мылом спинку малыша, перевернув на живот и приподняв его над водой.

Использование мыла и шампуня

Следует подчеркнуть, что не следует злоупотреблять химическими средствами. Достаточно двух-трёх купаний с мылом в неделю. При этом следует выбирать детское мыло с нейтральным уровнем рН. Вместо мыла можно использовать овсяные хлопья, которые помещаются в полотняный мешочек каждый раз перед купанием.

Что делать после купания

После купания новорожденного споласкиваем водой из кувшина и укладываем на пелёнку с махровым полотенцем, не вытирая, а промакивая (начинать следует от головки).

Потом детским маслом обрабатываем складки. Если есть , . Далее малыша одеваем, тоже начиная с головки.

Шпаргалка для мам

Купать младенца можно через сутки после проведения вакцинации БЦЖ.

Купать малыша нужно перед кормлением.

Температура воздуха в помещении - 22-24˚С.

Температура воды - 37˚С.

Время первого купания 2-3 минуты. В дальнейшем 5-10 минут.

Детское мыло используется 2-3 раза в неделю.

Шампунь применяется с 3-4 месяцев 1 раз в неделю.

Ребенок должен спать. И Вы должны спать.

1. Младенца надо мыть с мылом каждый день.

Вряд ли он успевает так сильно испачкаться. Кроме того, мыло сушит кожу, смывает естественную смазку, может вызвать раздражение. Полезны ежедневные ванны с отварами трав, хвойным экстрактом, морской солью. Ребенку до года достаточно 2-3 «мыльного мытья» в неделю. Если же его хорошо подмывать, то мыть с мылом можно совсем редко.

2. Присыпка или масло — обязательно.

Если ребенок достаточно времени проводит голеньким (несколько часов в день), то можно обойтись без этих средств. Присыпка применяется, если в кожных складках появляется мокнущее раздражение. Ее надо посыпать на свою руку, а потом похлопать по раздраженному месту. Если Вы используете присыпку, то не забывайте ее почаще смывать, иначе, смешиваясь с потом, она может создать среду, благоприятную для размножения бактерий. Масло же желательно наносить лишь на те участки, которые шелушатся и облезают (места контакта с резинками памперсов, глубокие кожные складки). Основная часть кожи должна оставаться чистой, т. к. кожа должна дышать. Для ребенка кожа — вторые легкие.

3. Опрелости у малышей — обычное дело.

Опрелостей быть не должно. Они могут быть показателем того, что ребенок недостаточно много времени проводит раздетым или что его недостаточно хорошо подмывают, а так же формой диатеза. Раздражающим фактором может быть и неправильно подобранный вид памперсов. Есть дети которые могут носить памперсы только одной фирмы. Подобрать фирму можно только методом «тыка».

4. Красные щечки — всегда диатез.

Прежде, чем бежать на анализы по поводу диатеза, попробуйте несколько дней тщательно (но без мыла) умывать ребеночка после любого приема пищи. Если краснота пройдет абсолютно, то визит к врачу можно отложить. Это было просто раздражение от контакта с активными веществами.

5. Мясо необходимо ребенку каждый день.

Есть мясо каждый день вредно. Ребенку — особенно. Мясо переваривается тяжело и медленно, оно может перенапрячь пищеварительную систему. Детям необходимы как минимум 2 постных дня в неделю. Избыток тяжелой пищи аллергизует организм. Не следует вводить мясо в рацион ребенка раньше 8-го месяца жизни. Вообще же, чем позже, тем лучше.

6. Главное, чтобы было побольше витамина С.

У грудных детей слишком раннее неконтролируемое введение в рацион сока лимона, кислых яблок и, тем более, искусственного витамина С может вызвать отек поджелудочной железы, да и многие другие «радости». У более взрослых детей он оседает в почках. Как и все витамины, витамин С имеет суточную норму, превышать которую не стоит. Все знают, что излишки этого витамина выводятся из организма, но, при постоянном превышении нормы, система может испортиться. Если в моче ребенка обнаружены оксолаты, то нарушения налицо. Большинство таких нарушений обратимо, но иногда требует значительных усилий. Возникновение таких проблем возможно в любом возрасте.

7. Лечение травами абсолютно безопасно.

Любое лекарство может быть опасно, если принимать его неправильно. Не экспериментируйте на ребенке, давая ему смеси трав просто «для профилактики». Как минимум, изучите аннотацию на коробке. Для детей травы завариваются в меньшей концентрации, для грудничков — раза в 3 слабее, чем для взрослых. Травы особенно осторожно надо применять для детей со склонностью к аллергическим реакциям. Не готовить отвары при ребенке — травяная пыль может вызвать обострение.

8. Внешний вид пупка зависит от того, как его «завязали».

Если прочесть нормальную книгу про роды, станет понятно, что прямой связи нет. Кожная часть бывает разной длины, это индивидуально для каждого ребенка. Кроме того, часто выпяченный в первое время пупок постепенно втягивается за счет уменьшения внутрибрюшного давления и в том случае, когда в животе у новорожденного он просто не помещался.

9. Грудным детям необходима вода.

Если ребенок на естественном вскармливании и его кормят так часто, как он хочет, то вода ему практически не нужна (за исключением самых первых дней жизни, пока у мамы выделяется не молоко, а молозиво). Более того, есть исследования, показывающие, что организм новорожденного выводит воду гораздо медленнее, чем организм взрослого человека. Поэтому, во-первых, неуместны аналогии (сама выпиваешь по 2 литра в день, а ребенку не даешь), а во-вторых, сильно избыточное потребление воды может вредно отразиться на почках малыша. Определить, что малыш перепил, можно по отеку нижней части живота и внутренней поверхности бедер. Кожу нельзя собрать в складочку. В таком случае ребенка не надо некоторое время поить. Надо обеспечить свободу движения ножкам, не пеленать. Через некоторое время отек должен пройти.

Не надо заставлять грудничка пить. Но надо научить его пить из ложки, чтобы он мог воспользоваться этим, когда захочет (и знал о такой возможности). Обычно детки пьют в жаркую погоду. Иногда их приходится попоить укропной водой от газов. Сначала этого достаточно, если, конечно, ребенок не «водохлеб» от природы. В таком случае ограничивать не нужно. Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, должны, напротив, получать довольно много воды.

10. В возрасте 1 года не ходят только больные дети.

Ребенок имеет право не желать ходить до 16 месяцев. Никакой связи между временем первых шагов и дальнейшим развитием ребенка, по нашим данным, не выявлено.

11. Ребенок должен спать в отдельной комнате с первых дней жизни.

Ребенок должен спать. И Вы должны спать. Поэтому места для сна должны быть выбраны так, чтобы всем было комфортно. И если всем хорошо в одной постели, то это вполне нормально, если Вы, конечно, не имеете привычки метаться во сне. Можно ставить в свою постель короб от коляски. Можно поставить кроватку вплотную к родительской кровати. Можно отправить малыша спать в соседнюю комнату, если Вам нравится среди ночи бежать в даль на тревожный зов (ностальгия по бурной молодости). Лишь бы всем было хорошо. Но имейте ввиду, что ребенку полезно слушать во сне дыхание матери. В течение 9 месяцев ваше дыхание задавало ритм его дыханию. Ваше сердцебиение — его сердцебиению. Сон в общей комнате облегчит ребенку переход к независимой жизни.

12. Ребенка надо высаживать на горшок как только он сделает первые шаги.

Ничто не указывает на то, что раннее приучение к горшку повышает интеллект ребенка. В остальном же, не важно, когда Вы начнете это делать, важно, чтобы это не стало проблемой. Поэтому, если Вас раздражает, что Вы десять раз объяснили, а он все равно писает в штаны, то перестаньте объяснять и отложите обучение до лучших времен. В различной литературе называются разные сроки — от первого дня жизни (ребенок с рождения начинает беспокоиться перед дефекацией), до 4 лет (над ним начнут посмеиваться друзья во дворе и он сам научится), поэтому делать из этого проблему не стоит.

Выделяют несколько периодов, когда лучше начинать обучение пользованию горшком:

* когда ребенок начинает понимать слова родителей;
* когда ребенок может сам снять штанишки и сесть на горшок;
* когда перед дефекацией он говорит «ка-ка» или «пи-пи»;
* когда он говорит «мама, мне неудобно залезать на унитаз».

До последнего все-таки лучше не доводить.

Читайте также:

Советы родителям

Просмотрено

Несколько нестандартных советов для родителей по поводу того, чтобы ребенок не прогуливал школу

Советы родителям

Просмотрено

Правила этикета на детских площадках

Это интересно!

Просмотрено

Определите для себя идеальную разницу между детьми

Детская психология, Это интересно!

Просмотрено

Каждый час у телевизора лишает ребенка сна на семь минут

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

1 потрясающий трюк, который поможет успокоить любого ребенка