Если ребенок капризничает? Почему дети капризничают? Что делать с капризным ребенком.

Почему ребенок постоянно капризничает и плачет? Этот вопрос актуален для родителей младенцев и детей дошкольного возраста. Поэтому мы хотим рассмотреть данную проблему более подробно.

Почему ребенок капризничает

Большинство мам и пап каждый день сталкиваются с нежеланием ребенка есть, спать, одеваться, идти в детский сад или на прогулку. Малыш плачет, отказывается выполнять предложенные требования, а иногда просто кричит или ноет. Можно выделить несколько основных причин такого поведения:

  • Физические - к этой группе относятся различные болезни, усталость, голод, желание пить или спать. Ребенок чувствует себя плохо, но не может понять, отчего это произошло. Поэтому родителям так важно соблюдать распорядок дня, вовремя кормить, поить и укладывать малыша спать.
  • Ребенок требует внимания - большинство детских истерик можно предупредить, если увеличить время общения. Любовь мамы важна для маленького человека, как воздух. Если он не получит нужное количество внимания, то будет «тянуть» его всеми доступными способами. Поэтому не нужно ждать, когда у малыша начнется истерика. Просто оставьте свои дела, отключите телефон, интернет и обнимите ребенка. Поиграйте с ним, поинтересуйтесь новостями и проведите время вместе.
  • Ребенок хочет получить желаемое - маленький человечек отлично понимает, где находятся болевые точки родителей, и знает, как на них можно надавить. Поэтому, если мама или папа откупаются от капризов материально, то ребенок быстро научится пользоваться новой схемой. Очень важно научить ребенка договариваться, искать новые решения его проблем.

Природа устроила так, что детский плач вызывает у взрослых сильную эмоциональную реакцию. Это очень хорошо, так как порой рефлексия спасает жизнь и здоровье маленького человека. Если ребенок все время плачет, то необходимо понять, почему он это делает.

Грудные дети

Возраст от рождения и до трех-четырех месяцев многие родители вспоминают с ужасом. Почему в этот период ребенок постоянно капризничает и плачет? Можно выделить следующие причины:

  • Малыш голоден - иногда у мамы недостаточно молока или ему не подходит искусственная смесь. Если ребенок плохо прибавляет в весе, то врачи рекомендуют начать дополнительный прикорм.
  • Колики - считается, что их вызывают газы в кишечнике. Поэтому кормящая мама должна следить за своей диетой и исключить ряд продуктов, содержащих клетчатку. Кроме того, обычно педиатр выписывает капли, которые помогают наладить работу желудочно-кишечного тракта.
  • Простуда или воспаление уха - эту проблему поможет устранить врач. А мама должна вовремя сообщить о возникших проблемах и изменении поведения малыша.
  • Мокрые пеленки - многие дети остро реагируют на несвоевременную смену белья. Поэтому следует пользоваться подгузниками или вовремя переодевать ребенка.
  • Чувство одиночества - дети скучают по взрослым и успокаиваются сразу после того, как их берут на руки.

К сожалению, неопытным родителям очень трудно определить, почему ребенок постоянно капризничает и плачет. Поэтому им следует внимательно прислушиваться к младенцу и незамедлительно отвечать на его потребности.

Капризы в один год

Когда малыш подрастает, он сталкивается с первыми запретами. Часто дети реагируют очень бурно: они кричат, бросают вещи, топают ногами. Если родители знают о возрастных особенностях, то по мере возможности смогут предотвращать Что делать, когда кричит и плачет ребенок (1 год)? Капризничает малыш по разным причинам. Поэтому для начала нужно определить их:

  • Капризничает ребенок от болезни или внутреннего конфликта - он не понимает, почему ему плохо, и выражает протест доступным ему способом.
  • Протестует против чрезмерной опеки - хочет больше свободы, отказывается от предложенной одежды или возвращения домой с прогулки.
  • Стремится копировать родителей - позвольте ему участвовать в своих делах. Благодаря этому вы сможете постоянно находиться рядом, а заодно научите малыша пользоваться новыми предметами.
  • Реагирует на эмоциональное напряжение - излишняя строгость и контроль вызывают у ребенка приступы плача. Поэтому постарайтесь относиться к нему как человеку, а не предмету, который должен беспрекословно выполнять вашу волю.

Не забывайте, что существуют и невидимые причины детских слез. Иногда ребенок постоянно капризничает и плачет только потому, что его темперамент относится к слабому типу. Это означает, что малыш быстро перевозбуждается, остро реагирует на раздражители и моментально утомляется. С возрастом он научится управлять своим поведением, а пока важно следить за режимом дня и своевременным отдыхом.

Два года

В этом сложном возрасте даже самые покладистые дети превращаются в маленьких тиранов. Родители жалуются, что не могут справиться с капризами и требованиями малыша. У многих детей появляются проблемы со сном, наблюдается повышенная возбудимость, а иногда и первые истерики. Итак, какие причины капризов можно выделить, когда ребенку 2 года:

  • Социализация - в этом возрасте ребенок должен освоить новые для него правила общения и взаимодействия с другими людьми. Поэтому он резко реагирует на ограничения, которые касаются его самостоятельности и свободы действий.
  • Освоение речи - пока ребенок не может сформулировать словами то, что он чувствует или хочет сделать. Поэтому он снимает нервное напряжение криком и плачем.
  • Нерастраченная энергия - очень важно, чтобы в течение дня малыш мог активно двигаться и играть. Скованность приводит к тому, что вечером он не может успокоиться и заснуть.
  • Эмоциональное напряжение - малыш чувствует эмоции взрослых, тяжело переживает семейные конфликты и ссоры взрослых.

Когда ребенку 2 года, он вступает в фазу кризиса. Поэтому так важно отнестись с пониманием к его личным проблемам и правильно на них реагировать.

Кризис трех лет

Новая ступень развития малыша сопровождается бурной реакцией с его стороны. В этом возрасте он осознает себя личностью, в его речи появляется местоимение «я». Ребенок старается делать все сам, но не всегда в этом преуспевает. Поэтому он «мстит» родителям слезами и криками. Что следует предпринять? Психологи советуют смириться с ситуацией и просто ее пережить.

Что делать, если ребенок постоянно капризничает и плачет

Каждый родитель находит свое решение проблемы. Не всегда выбранный путь приведет к положительному результату, а иногда и еще больше усугубляет ситуацию. Что же делать, если малыш плачет:


Когда следует обращаться к врачу

Специалисты считают нормой, если малыш проявляет свое недовольство два или три раза в неделю. Если же ребенок постоянно капризничает и плачет, а тем более устраивает настоящие истерики, то это повод обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Возможно, всего несколько визитов к детскому психологу помогут восстановить мир и спокойствие в семье.

Заключение

Каждый родитель должен понимать, что капризы в раннем возрасте - это абсолютно нормальное явление. Поэтому так важно научиться распознавать причины и вовремя их устранять.

Каждый родитель желает, чтобы их дети росли здоровыми, умными, спокойными и покладистыми. Однако спокойные и послушные дети сегодня редкость. Рано или поздно родители встречаются с такой проблемой, как капризы у детей, когда ребенок плачет, кричит и не поддается на какие-либо уговоры. В чем же причина их возникновения и как с ними бороться?

Сразу скажу, что речь в данной статье пойдет о капризах, которые свойственны здоровым детям с хорошим настроением и интересом ко всему окружающему, так как применительно к больному ребенку капризы являются естественным явлением.

В переводе с французского слово «каприз» означает «упрямство, упорство, прихоть». Чаще всего детские капризы выражаются в виде плача или сильного крика, сопровождающегося резкими движениями (махание руками, топанье ногами или даже падание на пол). Следует отметить, что они могут возникать у ребенка разных возрастов, следовательно, и носить разный характер.

Грудные дети, ка правило, плачут от испытываемого чувства какого-либо дискомфорта. Конечно, это нельзя назвать прихотью, это больше похоже на просьбу о помощи. Каждый возрастной период ребенка сопровождается разными кризисами, которые ярко и эмоционально ими переживаются. Именно в период возрастных кризисов ребенку просто необходим особый подход и чуткость взрослых. Важно воспринимать такое поведение ребенка в эти периоды как естественную психологическую реакцию. Однако при неправильном воспитании они могут перерасти в привычную форму поведения. Первые годы своей жизни ребенок осознает себя как личность и активно познает окружающий мир. В это время малышу хочется все потрогать, ощупать, сдвинуть с места, взять в рот, то есть понять, что и каким образом работает. То же самое происходит и в отношении родителей. Ребенок пытается испытать, какова будет реакция взрослых на то или иное поведение, каковы будут их действия в случае, если проигнорировать их замечания? Такого рода эксперименты ребенка с разными формами поведения дают определенный результат, и если этот результат именно тот, который хотел ребенок добиться, то этот способ поведения наиболее запомнится и отложится в сознании, как более действенный. Отсюда можно сделать вывод, что родители, зачастую, сами виноваты в истериках своего ребенка.

Как правило, капризные дети вырастают в семьях, где родители чрезмерно балуют и одаривают лаской своих чад. Непрестанное внимание может утомить ребенка, и если поначалу он будет радоваться и смеяться, то в дальнейшем это может закончиться его плачем. На бесконечное внимание со стороны взрослых психика ребенка реагирует плачем и криками. Поэтому, перед тем как начать искать способы борьбы с ними, необходимо реально оценить свое общение с ребенком.

Однако недостаток внимания со стороны взрослых, их равнодушие по отношению к малышу также приводит к их возникновению. Таким способом ребенок хочет привлечь к себе родительское внимание. Известно, что дети, у которых острая нехватка материнского внимания, любви и ласки, часто делаются раздражительными и отстают в развитии.

Другой предпосылкой взращивания капризулей является непоследовательность действий со стороны родителей или отсутствие единства в требованиях, предъявляемых к ребенку. К примеру, если вчера во время дневной прогулки вы разрешили своему чаду походить по лужам, а сегодня внезапно воспретили, то слёз ребенка избежать не удастся, как и переубедить, что этого делать нельзя! Ведь вчера было можно! Поэтому, если когда-то вы запретили ребенку какое-то действие, постоянно настаивайте на том, что этого делать нельзя. Или, например, мама очень требовательно относится к воспитанию ребенка и многое ему запрещает, тогда как бабушка многое из запрещаемого мамой ребенку разрешает. В данном случае ребенок быстро сообразит, что в бабушкином случае можно и пофокусничать, а вот при маме это бесполезно. Частое «подстраивание» под каждого взрослого сильно нагружает психику малыша и его нервную систему, что в результате приводит к истерикам и срывам. В данном случае сформировать план борьбы с ними не удастся, поскольку взрослые не имеют общей позиции.

Дети, которые ни в чем не ограничены взрослыми, также часто бывают капризными. У них не вырабатывается умение себя сдерживать, контролировать свои желания и эмоции. Поэтому очень большое значение имеет своевременное приучение ребенка к самоограничению. Слово «нельзя» ребенок должен понять и запомнить одним из самых первых. Но здесь важно не переусердствовать, бесконечно ставить запреты не надо. Нужно запрещать действительно то, что может каким-либо образом навредить ребенку, и то, чему навредить может уже он (бытовые приборы, ценные вещи и т.д.).

Зачастую родители сами допускают ошибку, требуя от ребенка того, что он не может выполнить или что ему недоступно в силу своего возраста. Естественной реакцией ребенка в данном случае будет, конечно же, каприз. Но его в данной ситуации таковым назвать нельзя. Более правильно будет назвать это формой протеста. Чтобы не совершать такой ошибки впредь, родители должны знать о возрастных особенностях детской психики и причуд того или иного кризисного периода. Именно эти представления помогут родителям в понимании того, как реагировать и бороться с ними.

В возрасте до года у детей речь еще не сформировалась, поэтому плач выступает в качестве сигнала взрослым, которым ребенок сообщает о том, что у него что-то болит или он мокрый, или голоден и т.п. Поэтому детские капризы в этот период, в общем-то, и не являются таковыми. Внимательные родители, понаблюдав за ребёнком, достаточно быстро научаться понимать, что именно требуется их малышу, что он хочет выразить своим криком.

В этом возрасте очень мало причин детских «выкрутасов»:

  • Вероятно ребенок мокрый. Поменяв пеленку или подгузник, скорее всего, он успокоится.
  • В случаях, когда ребенок голоден.
  • Мучают газы. Часто бывает так, что ребенок накормлен, сухой, но все равно плачет и при этом сучит ножками. Это говорит о том, что у него болит животик. Примерно до 3-4 месяцев кишечник у детей еще не до конца сформирован, бывает, что материнское молоко он плохо воспринимает. Для уменьшения боле следует положить на животик малыша нагретую утюгом пеленку и прижать его животиком к себе. Тепло быстро успокоит малыша и уменьшит болевые ощущения.
  • Также причиной капризов в этом возрасте может стать болезнь малыша. Если малыш начинает плакать и проситься на руки, необходимо понаблюдать за ним. Если есть хоть какие-нибудь признаки болезни необходимо вызвать врача.
  • Нарушение режима ребенка также может вызвать капризы у малыша. Очень важно строго соблюдать режим дня, поскольку ребенок привыкает к тому, что он в определенное время кушает, спит, гуляет, и любой сбой может вызвать у него беспокойство.
А вот настоящие капризы у детей появляются примерно к году. В это время ребенок очень быстро уясняет, что на его плач родители живо реагируют, поскольку он является для них сигналом, что ему что-то требуется. Позднее ребенок начинает делать точно такие же сигналы в целях получения какой-либо понравившейся вещи (конфеты и т.п.). И если родители к году не привили ребенку, что ему дозволено, а что нет, при этом устанавливая границы дозволенного, они ведут себя не последовательно, то причуды ребенка данного возраста в этой семье становятся обычным явлением.

Как правило, в год ребенок ощущает первый возрастной кризис. Это обусловлено накоплением им определенных знаний и навыков к этому периоду жизни, которые нуждаются в том, чтобы отношения родителей и ребенка перешли на новый этап. В этот период ребенок начинает воспринимать себя личностью, он начинает ходить, говорить, смотреть на мир по-другому. Это и способствует увеличению капризов у детей годовалого возраста. При этом достаточно часто их причиной могут стать сами родители.

К примеру, неуверенной походкой идет малыш и, не удержав равновесие, падает, но не плачет. Ребенок не успевает понять, что произошло, к тому же и падать было не больно, так как лететь невысоко, однако родители тут же с испуганным видом, аханьями и оханьями подбегают к ребенку и берут его на ручки, в результате ребенок плачет. Здесь представлена самая распространенная ошибка взрослых. Ребенок в этот момент заплакал не от боли, а от суеты и испуга родителей в этот момент. Этим они акцентировали внимание малыша на факте падения. В результате при каждом своем падении ребенок будет плакать, поскольку однажды родители поторопились с помощью, которая была вовсе не нужна, и не дали малышу самостоятельно справиться с первыми трудностями. Вот вам, пожалуйста, родители сами взрастили капризного ребенка.

Примерно в конце первого года жизни интересы ребенка распространяются уже за пределы кроватки, манежа или коляски. Ему хочется все пощупать, взять, затащить в рот. Однако оказывается, что его потребности, которые уже существенно возросли, он не может полностью удовлетворить, так как на пути возникает множество запретов и окриков. Детям в этом возрасте очень нравится открывать разные коробочки, греметь крышками от кастрюли, ложками и т.п. Только какая-либо вещь его заинтересовала, родители, бабушки и дедушки тут же ее отнимают. Конечно, в этом случае реакцией малыша будет протест, выражающийся в виде крика, ведь иначе он пока не умеет. В данном случае разрешить играть с такими «игрушками» ребенку можно, только перед этим следует убрать те из них, которые для него пока не желательны, чтобы не спровоцировать капризы.

На втором году жизни они возникают чаще всего от того, что они пока не могут четко выразить и сформулировать словами то, что им нужно, а непонимание со стороны взрослых вызывает в них сильное возмущение. Родители должны знать, что в некоторые возрастные периоды ребенок может быть очень раздражительным. Например, малыш, некогда обожающий процедуру купания, вдруг отказывается лезть в ванную, или перестает садиться на любимый горшок, тогда как до этого проблем с ним не возникало, или наотрез отказывается от любимой кашки. При этом такие яростные отказы сопровождаются криками и плачем. Такое поведение малыша не стоит списывать на обычные выкрутасы и тем более пытаться их побороть. Стоит сначала выявить причину их появления. Почему вдруг ребенок начал яростно отказываться? Чаще всего причина таится в каких-либо упущениях. Может быть, в ванне была вода горячее обычного, или во время прошлого купания в глазки малыша попала мыльная вода, или горшок больно врезался в кожу, или каша оказалась пересоленой, или произошло что-то другое, неприятное малышу, которое врезалось ему в память и которое он не смог вам объяснить, в силу недостаточности словарного запаса. В данном случае отчаиваться и огорчаться не стоит, как не стоит настаивать на своем. Спустя некоторое время малыш забудет все неприятные моменты и вновь согласиться на купание и все остальное.

Не редко случается, что капризы у ребенка второго года жизни возникают по причине его переутомления, смены обстановки или они вызваны его болезнью. Если вдруг причина такого поведения вам не понятна, подождите, не пытайтесь настаивать на своем. Этим вы не зафиксируете его внимания на инциденте, в результате про неприятные ощущения он быстро забудет. В этом возрасте погасить такое поведение ребенка еще довольно просто. В этот период ребенку необходимо позволять выполнять новые действия. Например, при кормлении можно дать ему в руку ложку, или разрешить попытаться натянуть обувь и т.п. не мешайте малышу исследовать свою квартиру, просто предварительно уберите с его пути опасные предметы. Необходимо помнить, что этот малыш уже индивидуальность, имеющая свои эмоции, желания и настроение.

Где-то к трехлетнему возрасту формируется модель общения между родителями и ребенком. К этому моменту у ребенка практически сформирован характер и отношение к себе и окружающим. Именно в этот период их самооценка сильно завышена, но в этом нет ничего ненормального. Но где-то в три года возникают настоящие капризы, более эмоциональные и изощренные, от которых родители сходят с ума и зачастую не знают как вести себя в этой ситуации и что делать. Даже довольно спокойные до этого момента детки вдруг часто начинают говорить «не хочу», «нет», «не буду», при этом поведение их отличается агрессивностью, визгами, криками, бросанием на пол предметов и вещей, и даже падением на пол. Родители в данной ситуации приходят в растерянность, при этом эти инциденты происходят не только в домашних условиях, но и на улице на глазах у прохожих, в магазине и т.п. Важно понимать, что такое поведение ребенка пока не является устоявшимся, просто ребенок экспериментирует с механизмами воздействия на родителей.

На третьем году жизни капризы требуют своевременной перестройки отношений между родителями и ребенком. Этот период в жизни ребенка можно назвать трудным. Он как бы отдаляется от взрослых и делает попытки сформировать с ними новые отношения с позиции своего осознанного «я». Непонимание этого со стороны родителей вызывает у ребенка возмущение в яркой эмоциональной форме. В данном случае родители должны постараться установить более глубокий контакт с собственным чадом, всячески поощряя его инициативу и не ограничивая первые самостоятельные «шаги». Именно такой подход поможет справиться с такими проявлениями у детей.

Капризы пятилетнего ребенка, можно сказать, практически схожи с их проявлениями у детей трехлетнего возраста. Разница лишь заключается в том, что ребенок уже подрос, поэтому манипуляция им родителями происходит уже более осознанно. То есть ребенок уяснил для себя, что слезы, нытье, крик, дергание себя за волосы могут творить настоящие чудеса, позволяют добиться от родителей чего угодно. Ибо при виде рыдающего своего чада многие родители просто теряются, не могут размышлять логически, и соглашаются на все что угодно, лишь бы дитя успокоилось. Если дела настолько плохи, то таким родителям можно лишь посочувствовать, ведь они до сих пор понятия не имеют, как бороться с истериками своего дитя.

Нередки случаи, когда взрослые, делая попытки урезонить разбаловавшегося и орущего ребенка, повышают на него голос, что в корне не правильно. Они не понимают, что ребенка следует всего лишь научить высказывать свои потребности нормальным тоном и голосом, а не криком. При этом на каждую его просьбу, высказанную нормальным человеческим языком, сразу же реагировать, и игнорировать, если просьба была высказана в виде требования на повышенных тонах. Если родители будут реагировать таким же повышением голоса на требования ребенка, то ребенок четко себе уяснит, что решение абсолютно всех проблем может осуществиться только с помощью крика. Ребенок в этот период может прекрасно анализировать поступки взрослых и применять их на себя. Поэтому давление на ребенка авторитетом старшего ни к чему хорошему не приведет. Чтобы справиться с истериками пятилетнего ребенка, необходимо подчеркнуто игнорировать малейшие попытки манипулировать вами. В данном случае ребенку следует дать время подумать, для чего же ему необходимо то, что он просит. Ели выполнить просьбу невозможно, следует объяснить причину. Постепенно ребенок поймет, что чтобы тебя услышали не обязательно кричать и плакать, а также что не любое его желание выполнимо. Знание и понимание ребенком причины, по которой не может осуществиться желаемое, позволит ему не так болезненно принять отказ. Ведь если нет отрицательных эмоций - нет капризов.

Как отучить ребенка от капризов?
Как говорилось ранее, эти проявления могут случаться даже у самых послушных и спокойных детей. При этом происходить это может в любом возрастном периоде. Поэтому в процессе воспитания ребенка очень важно правильно бороться с ними. Каприз является следствием неправильного воспитания. Если не хотите самостоятельно взрастить в своей семье привереду, ни в коем случае не балуйте своё чадо. Формируйте у малыша самостоятельность и уверенность в себе. Развивайте умения и навыки, благодаря которым он сможет делать что-то, помимо того, что требуется в детском саду или школе. Например, учите его шить, вязать, плести из бисера, лепить, посещайте с ним танцевальные кружки и т.п. Важно своевременно изменить стратегию общения с ребенком. Нельзя делать за ребенка то, что он уже в состоянии прекрасно сделать самостоятельно, даже если хочется сделать это быстрее и лучше. Пусть ребенок попробует помогать вам по дому (мыть пол, мыть посуду и вытирать тарелки и т.п.). По мере появления результатов малыш будет по праву гордиться ими. Это поможет ребенку самоутвердиться.

Необходимо вовремя сменить тактику и стратегию вашего общения с ребенком. Не делайте за ребенка то, что он уже может сделать сам, не смотря на то, что сами вы сделали бы это и лучше, и быстрее. Пусть и он тоже пробует, учится – помогает мыть пол, стирает свои носочки, ставит тарелки на стол. Это поможет его самоутверждению, а это стоит дороже, чем разлитая вода или разбитая тарелка!

Чтобы отучить ребенка капризничать родителям важно самим научиться стоически противостоять глупым желаниям ребенка. Ведь стоит хотя бы раз пойти на поводу у ребенка, то в перспективе малыш постоянно будет добиваться своего посредством крика и требовательного поведения. Если все же ситуация дошла до того, что каприз все-таки случился, родители должны подойти к ребенку и обнять его, стараясь отвлечь внимание. При этом ласковым голосом сказав слова любви в его адрес. Ни при каких обстоятельствах не следует отступать, и давать ему то, из-за чего, собственно, весь сыр-бор. Если ребенок успокоиться никак не может, не реагирует ни на какие уговоры, просто оставьте его в покое. Ситуацию никак не комментируйте происходящее, а просто проигнорируйте его. Желательно оставить в данный момент ребенка наедине с самим собой. Крики и плач, скорее всего, быстро пройдут, поскольку одному плакать неинтересно, слушателей-то нет. После того, как ребенок уже успокоится, следует к нему подойти и поведать о том, что его поведения очень вас расстроило и огорчило.

Если ребенок не успокоился, и каприз у него перерос в истерику, необходимо присесть около ребенка, чтобы ваши глаза были с ним на одном уровне. Затем необходимо спросить ребенка о том, что он желает, при этом он должен четко сформулировать вслух свои потребности. Если сделать он этого не может, необходимо обнять его и прижать к себе, разговаривая при этом с ним мягким и спокойным голосом. Если ребенок вдруг сделает попытку вас ударить, просто придержите его руку, но не отталкивайте его, при этом ребенок постоянно должен слышать ваш успокаивающий ласковый голос. Этим вы дадите ему почувствовать поддержку с вашей стороны.

Самым лучшим подходом в борьбе с детскими выкрутасами является большее внимание к нему с вашей стороны, узнавание его потребностей, объяснение причин, по которым вы ему отказываете в просьбе. Стоит отметить, что свой отказ ребенку необходимо аргументировать. Слова «нельзя, и всё!» или «потому что я так сказал(а)» могут сформировать у ребенка неверное представление о том, что добиться чего-то можно только в приказном порядке.

В случаях возникновения разногласий между вами и ребенком не следует повышать на него голос или пугать каким-либо наказанием. Просто постарайтесь с ним договориться. Умение приходить к соглашению пригодиться и во взрослой жизни.

Всегда хвалите малыша за хорошее поведение. Если вы будете постоянно акцентировать внимание ребенка на негативных действиях, то эти действия будет воспроизводить постоянно, чтобы привлечь ваше внимание. Развивайте в ребенке положительный настрой в поведении, создавайте благоприятную домашнюю атмосферу, устанавливайте контакт с малышом через совместные прогулки, развлечения, приготовления любимого лакомства и т.п. - это снизить желание ребенка быть в оппозиции, научит расставлять приоритеты, дожидаться обещанного удовольствия.

Всегда предоставляйте малышу возможность выбора. Не принуждайте ребенка подчиняться вашим требованиям. В случаях возникновения конфликтов следует создавать приятные для ребенка перспективы, что поможет ему смириться с тем, что сейчас нужно сделать что-то, что ему не нравиться. Например: «Саша, сейчас необходимо убрать на место разбросанные игрушки, а потом я дам тебе все необходимое, и ты будешь рисовать».

Когда ребенок маленький старайтесь, чтобы он не переутомлялся, поскольку это может привести к капризам. Следует переключать внимание ребенка с одного занятия на другое, поскольку детские выкрутасы могут быть следствием недостатка впечатлений у ребенка.

Старайтесь меньше давать ребенку , а до трех лет вообще не стоит этого делать. Частая смена картинок на экране телевизора сильно раздражает несформированную детскую психику и приводит к перевозбуждению малыша. Лучше заменить это занятие прослушиванием детских песенок или сказок.

Конечно, капризы могут возникать у детей и по причинам более глубокого значения. Например, в негативной, нервной домашней обстановке, бесконечных родительских скандалах. Капризы могут появляться у ребенка из-за того, что ему не хватает чего-то, из-за неудовлетворения его любознательности, скуки и ничего неделанья, нехватки родительского внимания и общения, общения со сверстниками. Какова бы ни была причина нельзя требовать от ребенка хорошего поведения посредством угроз, насилия, унижения, криков, наказаний и оскорблений. Поведение родителей является для детей образцовым. Вряд ли кому-нибудь захочется, чтобы их чадо в будущем, когда станет взрослым, на повышенных тонах разговаривало со своими детьми, женой, мужем или даже с вами. Взрослые должны быть справедливыми и доброжелательными в отношении к ребенку, но твердо пресекать любые намеки на хулиганство. Важно помнить, что любые их проявления у детей возникают не просто так, всему есть причина. Родители должны научиться правильно на них реагировать.

  • Дневной сон
  • Истерики
  • Детские капризы обществом воспринимаются вполне терпимо - он же маленький, вырастет - поймет! В этом есть доля мудрости, поскольку нервная система малышей действительно претерпевает существенные изменения в первые годы жизни, капризами малыш может «сигнализировать» окружающим свою усталость, напряжение, недовольство, несогласие с чем-то, свое плохое физическое состояние, если он заболел.

    Однако чрезмерно капризный ребенок может подорвать нервную систему не только родителям и окружающим, но и самому себе.

    Известный детский врач Евгений Комаровский рассказывает, что делать, если ребенок капризничает, и можно ли скорректировать его поведение.


    Откуда берутся капризы?

    Если ребенок часто психует и капризничает, на то может быть несколько причин:

    • Он плохо себя чувствует, испытывает недомогание.
    • Он переутомляется, испытывает стресс (особенно если капризы повторяются в вечернее время суток).
    • Он плохо воспитан, он устраивает истерики потому, что привык именно так получать желаемое.


    Доктор Комаровский считает, что любое чрезмерное проявление капризности направлено, в первую очередь, на родителей. Если у малыша есть зрители, на которых его истерика действует, он будет пользоваться этим «оружием» каждый раз, когда ему что-то понадобится или его что-то перестанет устраивать.

    Разумные действия родителей в этом случае должны заключаться в игнорировании - малыш, которому отказали в возможности залезть руками в горячую духовку или окунуть в унитаз кота, может сколько угодно кричать и возмущаться, мама и папа должны быть непреклонны.

    Желательно, чтобы подобной тактики придерживались все члены семьи, включая бабушку и дедушку. Комаровский подчеркивает, что дети становятся тиранами и манипуляторами практически сразу после того, как понимают, что с помощью истерики они могут добиться того, что им запрещается.


    Возрастные капризы и истерики

    В своем развитии ребенок проходит несколько этапов психологического взросления. Переход от одного этапа к следующему сопровождается так называемым возрастным кризисом. Это сложное время и для самого малыша, и для его родителей, поскольку не у всех, но у большинства детей кризисы возраста сопровождаются повышенной капризностью и даже истеричностью.

    2-3 года

    В этом возрасте малыш начинает осознавать себя как отдельную личность. Начинается период отрицания, кроха стремится делать все наоборот, упрямится и капризничает порой по любому поводу. Он как бы пробует окружающих на прочность, испытывает границы дозволенного. Именно поэтому капризный ребенок в 2 или 3 года - совсем не редкость. Многих детских капризов в этом возрасте можно было бы избежать, если бы дети умели в свои 2-3 года хорошо выражать эмоции словами. Но ограниченность словарного запаса такого ребенка, а также неумение и непонимание принципов описания своих чувств в словах, приводят именно к такой неадекватной реакции.

    6-7 лет

    В этом возрасте дети обычно идут в школу. Смена коллектива, новый распорядок дня, отличный от садиковского, а, главное, новые требования со стороны родителей, часто настолько угнетают чадо, что он начинает капризничать и истерить в знак протеста. Наиболее выраженными бывают истерики у тех ребят, которые начали практиковать капризы еще в 2-3 года, и родителям не удалось своевременно нормализовать поведение ребенка.



    Капризы у грудных детей

    У грудных детей капризы, как правило, имеют веские основания. Малыш не берет грудь, нервничает и плачет в первые месяцы своей самостоятельной жизни не от вредности, а от неудовлетворенных потребностей или физического дискомфорта.

    Для начала Комаровский советует убедиться в том, что ребенку созданы правильные условия для здорового роста - в его комнате не жарко, не душно.

    Часто кроха может капризничать от недосыпа или наоборот - от избыточного сна, от переедания, если родители пичкают малыша через силу не тогда, когда он просит кушать, а тогда, когда, по их мнению, пришло время обедать. От переедания увеличивается частота и интенсивность кишечных колик, которые доставляют немало неприятных физических ощущений. В результате малыш капризничает.

    Довольно часто капризы сопровождают период прорезывания зубов , но такие приступа плача и нытья имеют временный характер, как только состояние ребенка нормализуется, все изменится, в том числе и поведение.


    Когда обращаться к врачу

    Чаще всего родители ведут своего капризного, непослушного и истерящего ребенка на прием к педиатру с этой проблемой года в 4. До этого возраста они оправдывают детские «концерты» возрастными кризисами раннего возраста, индивидуальными особенностями поведения, темпераментом чада и другими причинами. Однако, по словам Комаровского, в 4-5 лет уже довольно сложно решать запущенную педагогическую проблему, которая, несомненно, имеет место быть.

    Насторожить родителей должны некоторые особенности поведения ребенка во время активной фазы истерики.

    Если малыш делает «истерический мост», при котором выгибает спину дугой и чрезвычайно напрягает все мышцы, если у него происходят задержки дыхания с потерей сознания, для собственного успокоения маме лучше показать чадо детскому неврологу и посетить детского психолога.

    В целом, физические проявления истерики у ребенка могут быть различными, вплоть до судорог, помутнения сознания, кратковременного нарушения речевых функций. В некоторых случаях такие реакции могут свидетельствовать не только о восприимчивости ребенка, его темпераменте, но и об определенных заболеваниях неврологического и психиатрического характера. Если есть сомнения - идите к врачу-специалисту. Если кроме задержки дыхания при оре ничего больше не происходит, бороться с этим Комаровский советует просто - следует дунуть в лицо истерящему, он рефлекторно прекратит орать и сделает глубокий вдох, дыхание нормализуется.



    Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Его внутреннее ощущение того, что он не справится с вашими ожиданиями, сопротивление требованиям, исполнить которые он пока в силу возраста не может, вызывают ответную реакцию, проявляющуюся именно истерикой и детскими капризами.

    Соблюдайте распорядок дня, следите, чтобы ребенок достаточно отдыхал, не переутомлялся, не проводил слишком много времени за компьютером или перед телевизором. Если ребенок имеет склонность к повышенной капризности, для него лучший досуг - активные игры на свежем воздухе.

    Научите ребенка проговаривать свои эмоции и чувства. Для этого с самого раннего возраста следует показать ребенку, как это делается и регулярно практиковать простые упражнения. «Мне обидно, потому что у меня не получается нарисовать слона», « Когда идет гроза, мне очень страшно», «Когда я боюсь, мне хочется спрятаться» и так далее. К трем - четырем годам это поможет сформировать у ребенка привычку говорить словами о том, что ему требуется, что его не устраивает, а не закатывать истерики с криками и воплями.


    Если они стойко смогут выдержать первый этап, когда потребуется игнорировать истерику, не показывая, что она хоть как-то трогает взрослых, то вскоре в доме наступит тишина и гармония, ребенок довольно быстро на уровне рефлекса запомнит, что истерика - не выход и способ, а значит, в ней нет ни малейшего смысла.

    Отработайте систему запретов и следите за тем, чтобы то, что нельзя, было нельзя всегда. Любые исключения из правил - лишний повод для последующей истерики.

    Если ребенок склонен к бурным истерикам, с битьем головой об пол и стены, надо обезопасить его от возможных травм. Если речь идет о ребенке 1-2 лет, Комаровский советует ограничить истерику пределами манежа. Если начался приступ, следует посадить ребенка в манеж и выйти на некоторое время из комнаты. Отсутствие зрителей сделает истерику непродолжительной, а причинить себе вред в манеже ребенок физически не сможет.

    1. Не боритесь против детских «хочу»

    Пожалуй, чаще всего маленький человек начинает капризничать, когда взрослые отказываются выполнять его желания. А бывает это сплошь и рядом: то конфету перед супом не дают, то машинку не покупают, то не позволяют вдоволь покататься на горке только потому, что нос замерз… Одним словом, сплошные несправедливости.

    Чаще всего мамы и папы в этих случаях:

    * старательно объясняют, почему то или иное «хочу» нельзя воплотить в жизнь: «Смотри, эта машинка плохая, она быстро сломается, у тебя дома лучше есть», «Мы и так уже на улице два часа. Ты должен был нагуляться. Завтра снова пойдем на горке кататься, а то простудишься…»;

    * запрещают что-то без объяснений: «Я сказала: «Нет!». Прекрати!»;

    * самые сердобольные, увидев, что нижняя губка их чада уже дрожит, а слезы катятся по щекам, меняют свое решение: «Ну, хорошо, куплю, раз тебе так нужна всякая ерунда».

    Но, на самом деле, ни один вариант не хорош. В первом случае родитель тратит массу энергии, разубеждая ребенка в неправильности его желаний, а ребенок втягивается в ненужный спор («Нет, эта машинка хорошая!», «Нет, я еще не нагулялся!»), который в итоге проигрывает и расстраивается еще сильнее. Во второй ситуации малыш обижается, усваивает модель резкого, грубоватого поведения, а взрослый испытывает чувство вины. Ничуть не лучше и третий вариант — потакать детским слезам, — ведь это самый надежный способ вырастить капризулю и манипулятора.

    Что же делать? На самом деле, быть внимательным к потребностям и желаниям ребенка — не значит воплощать в жизнь каждое «хочу». Порой достаточно согласиться с тем, что ребенок имеет право хотеть все, что угодно — даже если это опасно, вредно или несвоевременно. А у родителя есть право не выполнять каждое желание, но при этом выслушать и проявить сочувствие. Психологи называют такой прием активным слушанием.

    На практике это будет выглядеть так: «Да, тебе очень хочется эту машинку, и тебе грустно, что я ее не покупаю. Я знаю, как это обидно, когда не можешь получить то, что хочешь». Или: «Тебе очень хочется еще покататься с горки. Тебе не нравится, что нам надо идти домой. Конечно, трудно ждать до завтра, если очень хочется веселиться прямо сейчас». Во время разговора желательно присесть, чтобы находиться на уровне глаз малыша, можно обнять его, прижать к себе. Ребенок поймет, что вы на его стороне. Но при этом будет учиться тому, что действительно бывают обстоятельства, которые приходится учитывать.

    2. Чем меньше «нельзя», тем проще быть послушным

    Еще одна причина капризов — избыток запретов, отсутствие стабильных требований и понятных крохе границ дозволенного. Так бывает, когда ребенок о чем-то просит, взрослый, не подумав, запрещает, а потом, видя огорчение малыша, все-таки разрешает. У ребенка в голове возникает путаница, и он с удвоенной силой испытывает на прочность каждое новое «нельзя». Вдруг, если очень хочется, то все-таки можно?

    Чтобы решить проблему, нужно приучить себя как можно реже пользоваться запретами, зато каждый высказанный запрет должен быть прочным и непоколебимым. К примеру, нельзя выбегать на дорогу, бросать в других детей песком, обижать домашних животных — одним словом, запрещено все, что угрожает безопасности — своей и окружающих. Эти вещи просто нельзя делать, тут и обсуждать нечего, и уж тем более незачем капризничать.

    В прочих ситуациях слова «нельзя» лучше избегать. А объяснять, что есть вещи, которые возможны только при определенных условиях. Можно ходить по лужам, но только когда на ножках резиновые сапоги. Можно лечь спать попозже, но только если завтра не в садик. Можно карабкаться на высокую «лазалку», но только когда папа снизу страхует, и т.д. Если каждый раз проговаривать эти условия вслух, ребенку проще научиться самоконтролю. «Что у нас сейчас на ножках? Сандалики! Можно идти в лужу? Не стоит». Еще лучше планировать стиль прогулки до ее начала: «Сейчас мы собираемся в гости, наденем красивые ботиночки, в лужи не полезем» — или: «Мы идем на площадку, что лучше надеть, чтобы не промочить ножки?».

    3. Избегайте гиперопеки

    Часто малыш капризничает из-за того, что родители его чересчур опекают, не замечая взросления. Особенно ярко это проявляется во время кризисов одного года и трех лет. Представляете, детка наконец-то освоил новые навыки, а ему не позволяют применить их на практике. А ведь так хочется чувствовать себя взрослым! Как тут не закричать: «Я сам!»?

    Единственный выход из ситуации: признать, что ваш ребенок растет, а, значит, пора дать ему больше самостоятельности, доверить новые дела. И пусть малыш перемажется едой — зато съест ее сам. Или начните с малого - пусть кроха сам выпьет вкусный биолакт «Тёма» из трубочки, для того, чтобы почувствовать себя самостоятельным. Пусть после прогулки снимет с себя ботинки, шапку, перчатки. Пусть он не слишком хорошо пропылесосит пол — зато будет чувствовать себя маминым помощником. Ощущение уверенности в своих силах, своей умелости, которое формируется в этом возрасте — останется с ребенком на всю жизнь.

    Там, где ребенок пока не может решать сам, пользуйтесь хитрым приемом «выбор без выбора». Например, прежде чем переходить дорогу, спросите: «Какую ручку мне дашь — правую или левую?» (вариант «идти не за руку» отпадает сам собой). Но не стоит хитрить часто, у детки должна быть возможность совершать и реальный выбор.

    4. Не требуйте невозможного

    Вспомните, что говорил король из сказки про Маленького принца: «Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой,и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват — он или я? С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Я имею право требовать послушания, потому что веления мои разумны».

    Этих принципов придерживается и мудрый родитель, мечтающий избежать детских капризов. Предъявляя требования, всегда учитывайте возрастные особенности ребенка и его физиологические возможности. К примеру, бесполезно требовать от дошкольника, чтобы он тихо сидел в длинной очереди в поликлинике или в медленно ползущем по пробкам автобусе. Такое требование совершенно противоречит его возможностям. Если вы очень переживаете за комфорт окружающих, которым могут досаждать крики и беготня вашего чада, то запаситесь относительно тихими развлечениями и позаботьтесь о том, чтобы ребенок не проголодался. Можно взять с собой его любимую книгу и питьевой йогурт «Тёма». Продуманная профилактика поможет пережить без истерик даже сложные ситуации.

    5. Не забывайте про юмор

    Иногда хорошая шутка лучше всего помогает разрядить накаляющуюся обстановку и избежать эскалации капризов. Главное, чтобы она была доброй и необидной. К примеру, тому, кто не хочет уходить с прогулки, скажите: «Представляешь, мы будем долго кататься с горки. И не пойдем домой, пока на нас не налипнет столько снега, что мы превратимся в двух огромных снеговиков. Через час вернемся домой, постучимся в дверь и скажем: «Папа, открывай, снеговики пришли!» Вот он удивится…». За такой увлекательной историей будет проще переключить внимание малыша и развернуть его в сторону дома: «Давай пойдем - посмотрим, вдруг папа уже пришел. Мы расскажем ему, что собирались стать снеговиками…».

    В порядке исключения можно попробовать поменяться ролями с маленьким капризулей. Что будет делать малыш, если мама начнет у него громко выпрашивать игрушку или упадет в сугроб и станет кричать: «Ни за что не пойду домой!»? Наверное, попробует успокоить, а заодно похохочет над тем, как выглядят капризы со стороны.

    Пусть юмор, доброжелательность и уверенность в своих требованиях станут вашими верными попутчиками. Терпения вам и изобретательности! И пусть капризное настроение как можно реже посещает ваше любимо чадо!

    В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: "младенческий" - с рождения до одного года, "раннее детство" - от года до трех, и "дошкольное детство" - от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.

    Кризис - это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их не возможно - через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали "кризисами развития".

    Почему возникает кризис

    Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

    Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он - взрослый, мы - разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

    Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку - нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, - это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название "кризиса".

    Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному "графику", потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.

    Откуда взялись капризы?

    Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого "приступа".

    Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые "требуют" внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать "на зуб". Но вдруг со стороны родителей раздается "нельзя". Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.

    Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят - не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс - стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.

    Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.

    Пора действовать?

    Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

    Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

    Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом - все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек - здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра "разборкой" новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это - часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими).

    Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

    Ваш ребенок - это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.