Дети 6 8 лет их особенности. Младший школьный возраст


Воспитание и развитие детей с 6 до 8 лет обусловлены началом так называемого кризисного периода, когда малыш проявляет непокорность, непослушание, желает продемонстрировать свою независимость от опеки матери.

Воспитание и развитие детей:

  1. Воспитание и развитие детей 6 лет.
  2. Воспитание и развитие детей 7 лет.
  3. Воспитание и развитие детей 8 лет.

Воспитание и развитие детей 6 лет

В шестилетнем возрасте происходит период полового созревания ребенка. У мальчиков можно заметить несколько увеличенные яички, это обусловлено активным ростом организма и его половым созреванием. А вот у девочек процесс начинается позже - в 9-11 лет.


А потому в возрасте шести лет они не так быстро меняются как мальчишки. Часто мальчики начинают больше есть, даже если до этого аппетит ребенка был плохим. Если ребенок кушал неплохо, то, возможно, стоило бы даже немного сдерживать ребенка.

В возрасте шести лет очень важна физическая активность. Организм растет, он полон сил и энергии. Занимайте ребенка подвижными играми.


Самым важным вопросом для родителей шестилетки - отдать ли дитя в школу. Все очень индивидуально. Готов ли малыш, имеет ли он определенные навыки? Даже если кроха умеет читать и писать, стоит обратить внимание на его психическое развитие.


Если родители не могут самостоятельно определить готовность крохи, стоит показать его психологу. Тот с легкостью определит, готов ли кроха стать первоклашкой.


Если для школы ребенок не готов, возможно, следует потратить год до семи лет на изучение иностранного языка. В этом возрасте ребенок готов к изучению различных языков и впитывает новые знания как губка.


Как вариант можно записаться на развивающие кружки или секции для дошкольников, где ребенок научиться находиться со сверстниками в обществе и принимать самостоятельно решения. Это поможет малышу знакомиться с новым коллективом, подготовит его психологически и даст новые полезные знания, которые ему уже легче будет применить в первом классе.


Не спешите обременить малыша школой. И помните, что развитие крохи очень индивидуально.


Воспитание и развитие детей 7 лет

Ребенок стал первоклашкой, но это не значит, что он уже стал взрослым. Он все так же непоседлив, любопытен, игрив, ему не хватает усидчивости сидеть на уроках, хочется бегать и общаться с друзьями.

Не стоит слишком нагружать кроху дополнительными занятиями. Новая обстановка школы и распорядок дня и так непривычны для него. Уж лучше пусть малыш после занятий ведет активный образ жизни. Развлекается с друзьями, проводит больше времени на улице, гоняет мяч, катается на велосипеде.


Режим сна и питания все еще нужно тщательно контролировать. Вечером малыш должен ложиться не позднее девяти вечера. Отдых крайне важен для ребенка.


Школа - стресс для малыша. Некоторые дети испытывают нервное расстройство за несколько недель до начала занятий. И если физически он готов к новой школьной жизни, то морально ему может быть еще очень сложно.


В школе могут возникать и конфликты, важно, чтобы малыш понимал, что может обратиться к родителям с любым вопросом, а главное, что он получит объективную оценку и полезный совет. Ни в коем случае нельзя внушать страх ребенку или подавлять его уверенность в себе.


Все, чему вы учили ребенка ранее, пригодится сейчас ему как никогда. Он на лету схватывает все незнакомое. Но хоть и кажется, что малыш уже взрослый, ему не так много лет. Не стоит отучать малыша от прежней жизни. Лучше постепенно вводить новый образ жизни к привычному для школьника.


А игрушки уже покупать боле взрослые и полезные. Такие наборы как «Юный химик» или «Юный физик» вызовут интерес у первоклашки и дадут знания, которые он сможет применить в школе.

Воспитание и развитие детей 8 лет

Восьмилетний ребенок - личность весьма противоречивая. В восемь лет у ребенка есть ряд авторитетов: учитель, родители и его собственное мнение. Психология ребенка 8 лет заключается в том, что он становится более внимательным к противоречиям.

Иногда бывает, что ребенок что-то прочел в книге и после обсуждения своего открытия с родителями встретился с отрицанием нового факта. То же самое касается в различии мнений учителя и родителей. Для ребенка 8-и лет учитель более авторитетный, чем мама и папа, ведь, как ни крути, именно учитель открывает ему дверцу к тем знаниям, которые родители способны лишь разъяснить.


Прежде чем что-то отрицать, уточните у ребенка, откуда он взял эти сведения. Даже если вы с чем-то не согласны, не спешите навязывать ребенку свое мнение. Вовлекать восьмилетку в дискуссию иногда бывает довольно сложно, в психологии детей 8 лет заложено упрямство и желание стоять на своем. Поэтому в общении с чадом старайтесь быть терпеливыми и аргументированными. Не бойтесь признавать детскую правоту.


Если ребенок пытается вам о чем-то рассказать, слушайте его внимательно и не бойтесь показаться глупыми, задавая вопросы. Иногда любознательные детки открывают те факты, которые не известны родителям или же давно ними забыты, поэтому смиритесь с тем, что даже 8-й летний ребенок способен вас чему-то научить.

Так, однажды мне в рабочее время позвонила младшая сестра, как раз восьми лет с небывалым открытием: «А ты знаешь, что у Лидочки 25000 зубов?». Лидочка - подружка сестренки, моему возмущению не было предела, а ввиду того, что работы было много, ничего умнее, чем рявкнуть на малышку и попросить прекратить нести ересь я не придумала. В итоге истерика в виде рева и обиды продлилась до вечера. Как оказалось, меня подвел слух, и на самом деле 25000 зубов не у Лидочки, а у улитки. Это вам к вопросу о внимательности, слушайте ребенка, переспрашивайте, если вам что-то не понятно и исправляйте его ошибки. Психология ребенка 8 лет не приемлет категорического отрицания его слов.


Психология ребенка 8 лет допускает наличие критического мышления. 8 лет считается одним из переходных возрастов, ребенок становится менее наивным и непосредственным. Очень важно правильно мотивировать восьмилетнего ребенка. Приучите его к тому, что цель учебы в школе отнюдь не получение хороших оценок, а приобретение знаний.

Воспитание и развитие детей: видео


Ключ возраста . Произвольность поведения и психических процессов имеет решающее значение для успешности школьного обучения, ибо означает умение ребёнка подчинять свои действия требованиям учителя. В школе, как известно, ребёнок занимается не тем, чем хочется, а прилагает все усилия для достижения целей, постав-ленных учителем. Трудность в достижении и удержании таких целей состоит в том, что не всё учебное содержание, даже при самой удачной методике, будет захватывающе интересно для всех детей. Поэтому ребёнок должен не только решать поставленную задачу по содержанию, например аккуратно писать палочки, но и уметь заставить себя заниматься написанием палочек, когда на самом деле ему хочется рисовать что-то другое, например самолёт.

Эмоции . Совершенствуется способность контролировать проявления непосредственных эмоциональных акций.

Развивается система устойчивых чувств и отношений - глубокая и осознанная любовь к близким, включая иногда домашних питомцев; устойчивые отношения дружбы, включающие эмпатию.

Восприятие. Совершенствуется произвольность восприятия. Оно становится самостоятельным процессом. Ребёнок может произвольно ставить перед собой задачи на восприятие и использовать для этого специфические приёмы.

Память и внимание . Формируется произвольность памяти и внимания, которое становится одной из важных составляющих готовности к школе. Произвольность этих процессов выражается в том, что ребёнок может запоминать то содержание, которое ему

данный момент неинтересно и не нужно, и быть внимательным.

Психологическое отличие произвольных памяти и внимания от более ранних форм этих процессов в том, что раньше дети запоминали то, что «само запомнилось», и были внимательны, когда что-то приковывало их внимание. Теперь же ребёнок ставит перед собой особые цели - запомнить или быть внимательным - и стремится к их выполнению. Дети также овладевают особыми приёмами управления своей памятью и вниманием.

Речь . На седьмом году жизни ребёнок практически овладевает всеми сторонами родного языка: звуковым составом, словарём, грамматическим строем. Развитие голосового аппарата ребёнка даёт ему возможность правильно произносить все звуки родного языка. В активном словаре ребёнка седьмого года насчитывается почти 3000-3500 слов. Достаточно развитой является грамматическая сторона речи ребёнка. Дети овладевают системой морфологических средств оформления грамматических категорий, усваивают типы склонений и спряжений, способы словоизменения; увеличивается объём сложных предложений.

Специалисты отмечают чуткость детей к языковым явлениям; например, она проявляется в их способности понимать и употреблять новые слова, их формы и сочетания по аналогии с ранее усвоенными словами, формами и их сочетаниями. Педагогам в работе с детьми седьмого года жизни важно использовать это языковое чутьё, а при решении некоторых задач делать на него ставку (например, упражняя детей в словообразовании, в употреблении имён существительных в родительном падеже и пр.).



Таким образом, в речевом развитии ребёнка 6-8 лет акцент перемещается на формирование осознанного отношения к языку, а также на дальнейшее развитие связной речи ребёнка, как диалогической, так и монологической. Овладение ребёнком разнообразными навыками связной речи позволяет ему осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, даёт возможность делиться с ними накопленными знаниями и впечатлениями, а также получать необходимую и интересующую его информацию. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком: усвоение звукового и словарного состава, грамматического строя.

Мышление ребёнка после 5 лет, как уже отмечалось, отличает способность удерживать в представлении цепочку взаимосвязанных событий. На этой основе формируются представления об изменениях признаков предметов, а также их количества. Дети 6-8 лет могут оперировать количествами, увеличивать и уменьшать их, правильно описывать эти ситуации на языке математики как действия сложения и вычитания.

Ребёнок обретает способность оценивать сохранение количества в той или иной ситуации. Так, при переливании воды из одного сосуда в другой общее количество воды не меняется, а при отливании или доливании - уменьшается или увеличивается.



Большинство детей этого возраста обладают сильно развитым пространственным воображением по сравнению с более старшими детьми.

Арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах первого десятка многие дети решают также на основе воображения и оперирования в уме описанными в условии задачи группами. При этом, если речь идёт о пирожках, они ответят на вопрос, с чем эти пирожки (хотя в условии об этом не говорилось), печёные они или жареные, большие или маленькие и какой формы. Разумеется, каждый ребёнок представляет себе свои пирожки - примечателен сам факт детализации подробностей, возникаю-щих в представлении детей образов.

К концу дошкольного детства у детей формируется первичный целостный образ мира, в котором они живут, отражающий основные его закономерности.

Деятельность. Совершенствуются навыки произвольного контроля на всех этапах осуществления деятельности. Формируется произвольность внимания и памяти. Произвольное внимание необходимо в работе, так или иначе связанной с тем или иным

образцом - наглядным или же заданным в форме словесной инструкции. Творческая работа без образца выполняется при желании и по желанию и потому не требует от ребёнка дополнительных усилий по организации собственного внимания.

Ребёнок учится принимать задачи, поставленные перед ним взрослым, что постепенно подготавливает его к принятию позиции ученика. Ориентация не только на внутренние побуждения, но и на внешние требования - важный этап становления деятельности и общей социализации.

Продолжает развиваться индивидуальная сюжетная и режиссёрская игра, которая также способствует психическому развитию ребёнка, развивая его познавательную сферу, символическое и наглядно-образное мышление.

Вместе с тем ведущую роль в развитии детей по-прежнему принадлежит совместной сюжетной игре. Реальные отношения, которые возникают у детей в игре, выполняют существенную роль в развитии коммуникативной и социальной компетентности ребёнка. Игра основывается на активном сотрудничестве детей, требующем налаживания контактов и установления взаимопонимания, на общей ориентации ребёнка на сверстника.

Реализуемые в игре партнёрство и взаимодействие стимулируют развёртывание планирования, регуляции и контроля совместной деятельности и тем самым обеспечивают увеличение времени, приходящегося на совместную игру по сравнению с ин-дивидуальной.

Игровые замыслы детей 6-8 лет заметно отличаются от игровых замыслов детей среднего дошкольного возраста своей новизной, богатством и оригинальностью. Не-смотря на то что бытовые сюжеты остаются, они приобретают несколько другой характер. Помимо этого, появляются романтические, героические, фантастические сюжеты. Появление таких сюжетов связано с тем, что, во-первых, реально накопившийся у детей игровой опыт значительно обогатился; во-вторых, дети приобрели многие знания и представления об окружающем их мире и о том, что находится за его пределами; в-третьих, после 6 лет жизни дети способны оперировать имеющимися у них представлениями, образами, реализуя их в разных взаимосвязанных событиях. Именно поэтому в играх детей этого возраста начинает ярко проявляться событийная сторона сюжета.

Следующая особенность заключается в том, что заметное расширение знаний об окружающем, особенно о человеческих действиях и взаимоотношениях, приводит к увеличению в игре числа ролей, необходимых, с точки зрения детей, для полноценной игры. Поэтому игровые группировки детей расширяются от двух-трёх до пяти-семи участников. Увеличение числа ролей усложняет ролевые отношения, усиливает необходимость чёткой координации действий всех участников игры.

Самостоятельно, без участия взрослых, дети в общих чертах могут обговаривать замысел игры, распределять роли и разыгрывать их. В играх старших дошкольников всегда есть лидер, который «двигает» сюжет. Остальные участники игры обычно «подстраиваются». Разногласия по поводу дальнейшего развёртывания сюжета дети этого возраста (в отличие от маленьких детей) улаживают без помощи взрослых. Дети, не разделяющие точку зрения лидера, пытаются найти аргументированные доказательства своего, на их взгляд более правильного, предложения по дальнейшему развитию сюжета, делают попытки отстоять свою точку зрения, скоординировать её с точкой зрения других партнёров по игре.

Поскольку старшие дошкольники уверенны и самостоятельны в игре, то они совершенно по-иному относятся к участию в игре взрослого. Если у младших дошкольников игровой опыт был ещё несовершенен и они почти всегда с большим удовольствием принимали в игру взрослого с его идеями, уступали ему даже главные роли, то шести-летние дети сами охотно занимают главные роли. Взрослый их устраивает в качестве советчика, не принимающего непосредственного участия в игре, но вовремя помогающего преодолевать сюжетные или организационные трудности.

У детей формируются предпосылки учебной деятельности.

Сознание. Изменения характеризуются развитием так называемого внутреннего плана действий - способностью оперировать в уме, а не только в наглядном плане различными представлениями.

Дальнейшее развитие и усложнение этих образований создаёт к 6 годам благоприятные условия для развития рефлексии - способности осознавать и отдавать себе от-чёт в своих целях, способах их достижения, полученных результатах, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий.

По данным многих авторов, детям седьмого года жизни вполне доступно полноценное моральное поведение, т. е. соблюдение норм при отсутствии внешнего контроля и принуждения и вопреки собственным желаниям и интересам. У многих детей уже имеются или складываются те внутренние механизмы, которые позволяют им удерживаться от соблазна нарушать норму и свободно делать правильный моральный выбор.

Первое условие соблюдения норм - это знание и понимание детьми моральных предписаний и требований, т. е. того, что хорошо, а что плохо. Они являются основанием для оценки поступков с точки зрения их соответствия требованиям морали - поступков других и самого себя. А оценка предполагает не только знания о том, как следует оценивать явление, но и такой субъективный момент, как отношение к тому, что

оценивается, испытывает ли человек отвращение к нарушению нормы или, наоборот, смотрит на это снисходительно.

Первая особенность морального сознания детей седьмого года жизни - это расхождение между знанием норм и личным отношением к их соблюдению и нарушению. Поэтому появление правильной моральной оценки других требует формирования у ребёнка личного отрицательного отношения, искреннего осуждения им фактов нарушения норм и такого же личного, искреннего одобрения фактов бескорыстного соблюдения этих же норм.

Личность. Развитие личности характеризуется формированием дифференцированного отношения к сверстникам и ко многим взрослым, к одним из которых ребёнок безразличен, других он любит, к третьим испытывает неприязнь. У ребёнка формируется отношение к литературным героям и некоторым произведениям искусства, к природным явлениям и предметам техники, к поступкам других людей, к себе самому и ко многому другому. Это отношение может быть чётко выраженным и осознанным или почти не проявляться; может быть эмоционально окрашенным или, скорее, рациональным; положительным или отрицательным и т. д.

Отношение к себе . У ребёнка продолжает формироваться его образ Я. Развивается и изменяется образ Я-потенциального, т. е. того, каким ребёнок хочет себя видеть. Ребёнок стремится к тому, чтобы этот образ стал позитивным. Каждый ребёнок нуждается в поддержке взрослыми убеждения в том, что в нём много хорошего, а также в том, чтобы взрослые сообщали о его достоинствах другим детям, родителям. Важной педагогической задачей становится воспитание у каждого ребёнка чувства уверенности в том, что взрослые (воспитатели, родители) его уважают.

Образ Я-потенциального является психологической предпосылкой становления учебной мотивации. Дело в том, что учиться ребёнка побуждает не только и не столько интерес к изучаемым дисциплинам. Вряд ли старательное выписывание палочек и букв может представлять для детей особый интерес. Побуждением к учению, овладению новыми знаниями и умениями является желание видеть себя «умным», «знающим», «умеющим». Вы, возможно, обращали внимание на то, что некоторые дети хвастаются, до скольких они умеют считать, сколько букв знают и как охотно они готовы научиться ещё чему-нибудь. Причина такого отношения ребёнка к собственным возможностям лежит в том, что он как бы видит себя в ближайшем будущем более умным, знающим и компетентным, чем в данный момент. Иными словами, в его образ «себя», каким он хотел бы стать, входит владение новыми знаниями и умениями. И это стремление видеть себя более продвинутым и совершенным и тем самым соответствовать своему представлению о том, каким он может и хочет стать, является мощным побуждением учебной деятельности.

Отношение к сверстникам . Благодаря педагогическим усилиям создаются условия для воспитания доброжелательного отношения ребёнка к другим детям, уважения прав сверстников, формируется установка на сотрудничество. Дети овладевают навыками совместной деятельности, понимают её преимущества.

Отношение к взрослым. Меняется отношение к взрослому как безусловному авторитету. Взрослый принимается детьми в качестве советчика, равноправного партнёра и ценится детьми за умение решать организационные вопросы, придумывать интересные сюжеты для игр, организовать интересное дело. Уважение к авторитету взрослого поддерживается именно такими его способностями.

Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования

1.2.1 Целевые ориентиры, сформулированные в ФГОС дошкольного образования (ФГОС ДО глава IV «Требования к результатам освоения ООП ДО», ПООП ДО п.1.2.)

Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Настоящие требования являются ориентирами для:

а) решения задач формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями воспитанников;

б) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;

в) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.

Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

аттестацию педагогических кадров;

оценку качества образования;

оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;

распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОУ.

Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

  • Целевые ориентиры образования в раннем возрасте.
  • Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

1.2.2 Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

· ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

· использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

· владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

· стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

· проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

· проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

· у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

1.2.3 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

· ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

· ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

· ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

· ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

· у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

· ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

· ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

В соответствии с ФГОС ДО ДОУ самостоятельно выбирает инструменты педагогической и психологической диагностики развития детей, в том числе ее динамики.

Возрастные особенности детей от 6 до 8 лет

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл,

который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее.

Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в

изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более

детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся

различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику,

космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д, Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-

творческие способности в изобразительной деятельности. Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям - он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако, воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать

снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер общений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Ведущий в разном порядке произносит слова «Катя», «Катенька» или «Катюша». При слове «Катя» все участники конкурса должны дотронуться до своего носа, при слове «Катенька» - положить руки себе на плечи, а при слове «Катюша» - поставить руки на пояс. Конкурс проводится в несколько туров. В каждый последующий тур переходят только те участники, которые правильно выполняют все действия в соответствии с заданием.

Але оп

Для этого конкурса понадобятся детские обручи - хула-хупы. Ребята делятся на несколько команд примерно по 5-7 человек. По команде «старт» участники каждой команды стараются влезть в обруч и дружно поместиться в него быстрее остальных. Команда, которой это удастся сделать, и победит.

Быстрая улитка

Ребята делятся на команды с одинаковым количеством человек. Участники каждой команды выстраиваются в ряд. По команде «старт» дети должны свернуть ряд из себя в «улитку», то есть закрутиться, после чего в таком положении быстрее остальных добежать до поставленной цели, например, к стулу, на которой будет стоять приз. Соответственно, кто первый, того и приз.

Ехал кот задом наперёд

Дети делятся на команды с одинаковым количеством человек. Игра будет проходить методом эстафеты. На одинаковом расстоянии от каждой команды расположен стул с любыми предметами (мячики, яблоки и так далее). По команде «старт» первые участники поворачиваются спиной к стулу своей команды, становятся в позу «кота» - на руки и ноги и на четвереньках задом наперёд бегут к стулу, хватают мячик или яблоко и бегут обратно к своей команде, передают эстафету вторым участникам и становятся в конец команды. Далее бегут задом наперёд вторые участники и так до последних. Победит команда, у которой первые участники снова окажутся на месте первых.

Фиксики

Ребята делятся на команды по 3-4 человека. Каждая команда после слова «старт» начинает составлять свой список всевозможных электроприборов (в современном мире их достаточно много, а современные дети практически все их знают), например, электрочайник, кофемолка, кофеварка, тостер, мультиварка, микроволновая печь, фен, утюг, миксер и так далее. Всем командам даётся одинаковое количество времени, к примеру, 5 минут. Команда фиксиков, у которой получится самый длинный список существующих в реальной жизни электроприборов, и победит.

Найди ответ

Ребята делятся на команды. Каждая команда получает одинаковый набор бутылок (простых пластмассовых), среди которых будут и пустые бутылки, и бутылки с записками. В записках будут слова, из этих слов нужно будет составить предложение, а по предложению догадаться, какая сказка была загадана, например, «Крёстная - фея взмахнула своей волшебной палочкой и тыква в миг превратилась в карету», - предложение из сказки «Золушка». Итак, по команде «старт» ребята каждой команды начинают откручивать пробки и искать записки. Как только все записки будут найдены, ребята выстраивают предложение и получают ответ. Команда, которая, первой справится с заданием и даст правильный ответ - назовёт загаданную сказку, победит.

Листья и плоды

Для этого конкурса нужно подготовить картинки листьев и плодов различных растений (интернет и принтер в помощь). Картинки также можно вырезать из различных журналов садоводов. Это могут быть, например, картинка листьев рябины и картинка плодов рябины, картинка листьев картофеля и картинка плодов картофеля, картинка листьев малины и картинка её плодов и так далее. Все картинки перемешиваются и складываются в один мешочек. Таких мешочков с картинками (одинаковых в каждом) нужно подготовить для каждой команды. Итак, ребята делятся на команды, команды получают по мешочку с картинками и по команде «старт» ребята должны сопоставить картинки, то есть рядом сложить картинки листьев и плодов одного и того же растения. Команда, которая правильно сопоставит все картинки, победит.

Стройся башня

Ребята делятся на команды с одинаковым количеством человек. У каждого участника в руках кубик. По команде «старт» первые участники бегут до указанного расстояния и ставят свой кубик, возвращаются обратно и передают эстафету вторым участникам, вторые участники тоже бегут и ставят вторые кубики на башню. Если у кого-то башня рушится, стройка начинается с первого кубика и она уже не получится такой высокой, какой бы могла получиться. Команда, у которой получится самая высокая башня, победит.

Забег с мячиком

Ребята делятся на команды с одинаковым количеством человек. Участники каждой команды стоят в отдельных рядах. Ведущий вручает первым участникам мяч (лучше резиновый). По команде «старт» первые участники кладут мяч на пол между ног и, быстро перебирая ногами, движутся к цели (к отметке, которая нарисована для каждой команды, можно просто поставить стул). Добравшись к цели, участники поднимают мяч и бросают его вторым участникам, те ловят мяч, кладут его на пол между ног и продолжают эстафету. Так игра продолжается до тех пор, пока последние участники не переберутся на «другой берег». Команда, которая быстрее выполнит забег с мячом и переберётся на другую сторону, победит.