Живопись и рисунок на тонированной бумаге. Рисуем синиц цветными карандашами на тонированной бумаге

Всем жаркий летний привет!

Сегодня вновь наша постоянная рубрика "Эксперимент" и на этот раз мы будем тонировать бумагу!

Как вы готовите странички для блокнотов? Многие распечатывают специальные дизайны, или это могут быть просто белые или цветные листочки, по желанию проштампованные... Но иногда этого становится мало, наша фантазия требует чего-то большего и тут нам на помощь приходит тонирование листов бумаги.

Способов тонирования невероятное множество, в ближайших выпусках мы постараемся всё о них рассказать)

И в первую очередь конечно наше внимание привлекает самый распространённый краситель - кофе!

И сегодня я - Алеся Плахова (LesikSolnce) буду красить листочки вместе с вами!

Приступим.

Кофе используют как растворимый так и молотый. Я всегда пользовалась первым, но решила выяснить в чём же тут разница. При этом, просмотрев море материала по этому вопросу я нашла два наиболее частых метода - погружение в раствор и окрашивание кистью.

Итак, я взяла две ёмкости - в одной растворимый гранулированный кофе, во второй молотый.

Пару слов о концентрации. Точного общего ответа по данному вопросу я не нашла на просторах интернета, думаю - это приходит путём проб и для каждой мастерицы это соотношение кофе:вода своё. Главное, чтобы раствор был достаточно концентрированным. Я взяла 2 столовые ложки на 250 мл воды. Кофе нужно залить кипятком, затем дать раствору остыть. Молотый я несколько раз процедила через ситечко.

И вот что у меня получилось.

Левый листик я погружала в растворимый кофе, правый окрашивала кистью. Мне кажется, что кистью получается более светлый оттенок, но этот способ более трудоёмкий.

И следующее фото соответственно с молотым кофе.

Помимо просто окрашивания бумаги существует ряд приёмов, призванных добавить изюминку в вашу работу.

1. Самое первое, что приходит на ум - побрызгать тем же раствором, в котором бумагу и окрашивали) Итак - брызги кофе.

Внизу на листочках я поставила отпечатки донышком чашки. Брызгать кофе нужно уже на высохшие листочки.

2. Опять же не отходя от кофе - им можно посыпать ещё влажную бумагу.

В первом случае я посыпала гранулами кофе, думаю, что лучше для этой цели подойдёт просто растворимый, мелкий. Эффект очень интересный, бумага выглядит как прожжённая огнём.

Во втором случае я посыпала бумагу молотым кофе. Этот способ полностью разочаровал, т.к. на влажной бумаге всё выглядело очень здорово, мелкие крупинки красиво расплывались по бумаге. Но после высыхания весь кофе осыпался, не оставив и следа.

3. Уже высохшие листочки можно побрызгать просто водой - этой метод часто используют при работе с дистрессами. На тонированной в кофе бумаге метод тоже срабатывает весьма причудливо - получаются более светлые островки, окружённые тёмной каёмкой:

4. В нескольких источниках я встретила и такой интересный метод - вместо воды уже высохшую бумагу сбрызгивают спиртом. Смотрим:

Честно говоря, большой разницы между водой и спиртом я не заметила, вода понравилась даже больше.

5. И не отходя от жидких красителей) Иногда для создания интересных эффектов используется акварель. Здесь уже всё зависит от необходимой цветовой гаммы. Для эксперимента я воспользовалась аква-спреями - "Манго", "Солнечное утро" и "Лесная зелень" Сбрызгивала мокрые заготовки для получения красивых плавных переходов. Как вы понимаете можно побрызгать и на сухую бумагу - но это уже будут яркие цветные брызги на тонированной бумаге.

6. Далее перейдём к сыпучим ингредиентам. Использование поваренной соли. Для этого метода лучше использовать крупную соль - тогда рисунок от растворённых кристаллов будет более причудливым. В зависимости от количества - достигается различный эффект. Я сыпала от души дабы показать рисунки, которые появляются на бумаге.

Пусть эпиграфом к этому обзору будет следующая фраза: "Природа щедра на детали, но скупа на принципы"

Мне сложно рисовать сразу на белом, идеальном, чересчур чистом листе, боязнь его "испортить" очень сильна.. Поэтому в своих блокнотах я стала перед рисованием тонировать листы бумаги , убирая эту пугающую белизну. И приступать к рисунку стало гораздо проще!
В этой статье я расскажу про те способы и приемы тонирования белой бумаги , которые я использую. Некоторые способы использую чаще, некоторые - только пробую.. Но расскажу про все. Прошу принять во внимание - я пишу только про свой опыт, у вас он может быть другим.

Итак, программа следующая:

  1. Тонирование (состаривание) бумаги растворимым кофе
  2. Тонирование бумаги цветной тушью (акварелью)
  3. Промакивание капель и брызг
  4. Рисование мыльными пузырями
  5. Использование самодельных штампов
  6. Крапинки от гранул кофе

Картинки в статье самые разные, чтобы показать варианты и возможности.
У этого обзоро есть продолжение: тонирование бумаги, часть вторая .

Тонирование бумаги растворимым кофе - это основной для меня способ превращения белого листа блокнота в поверхность, на которой не страшно рисовать. Можно для этой цели использовать и заварку черного чая, но я больше люблю кофе!
Во-первых, бумага приобретает очень приятный запах. Во-вторых, коричневый цвет от кофе получается более красивым, с моей точки зрения. Он более холодный, даже с намеком на фиолетовый. И это мне нравится! А чай дает более теплый оттенок листа.

Примерные пропорции раствора - две чайные ложки с горкой гранул растворимого кофе и чуть (около 50ml) горячей воды - я люблю сразу сделать цвет потемнее. И хорошо размешать, так как в таком маленьком количестве воды кофе плохо растворяется.
Кисть я использую большую овальную синтетическую - мне так наиболее удобно. Но, в принципе, годится любая, даже дешевая малярная щетина из хозтоваров!

Итак, есть блокнот, чашка кофе, и кисть.
Далее существует два варианта. Для меня - в зависимости от типа бумаги в блокноте и от того результата, который я планирую получить.
Первый вариант , для плотной рыхлой бумаги - можно смело опускать кисть в чашку и закрашивать лист. Я начинаю с середины, а потом - края. Направление мазков здесь не имеет значения, так как потом, при высыхании бумаги, все сгладится, и будет ровный тон. Для гладкой тонкой бумаги у меня этот вариант не проходит, так как остаются видны края мазков кисти, почему-то...
Поэтому, когда нужна ровность, используется вариант номер два . Лист предварительно увлажняем чистй водой (кистью или губкой), и по влажному листу уже красим раствором кофе. Хотя если задумка такая, что нужны следы мазков - тогда сразу кофе!
Для более темного цвета - второй слой, по слегка подсохшей или влажной бумаге, третий, и так далее...

Это - базовые варианты, которыя я в чистом виде не использую, а комбинирую с другими способами окраски листа. О них - далее.

Способы тонирования бумаги цветной тушью (акварелью)

Но только коричневый цвет - это скучно! Поэтому - да здравствует цвет! Я использую цветную чертежную тушь, фирмы "Гамма", поэтому весь дальнейший текст - про нее. Но для любых водорастворимых красок (например, акварели) процессы, полагаю, будут аналогичными.
Итак, цветная тушь бывает пяти цветов (черная, синяя, зеленая, красная и желтая), и для меня наиболее удобна для введения цвета в лист. Так как прозрачна. А с акварелью у меня не складывается.. Также можно использовать фиолетовые чернила, но у них очень хорошая впитываемость и пятна получаются чересчур темными, и водой они не растворяются. Так что - предварительно разбавить водой и уже потом использовать.

Цветная тушь выпускается в двух вариантах: в баночках и в пузырьках с капельницей. Для окраски всего листа мне удобнее пузырьки с капельницей. Опять же - по влажной или сухой бумаге работать - решайте сами. Опускаем кисть в воду (чистую или грязную), или в раствор кофе. Дальше из пузырька капаем на эту кисть 1-2-3 капли цветной туши (можно разных цветов). И вазюкаем по бумаге, закрашивая лист.
Общее замечание: если тонировать лист целиком, то даже тонкая бумага почти не коробится, что неизбежно происходит, если оставлять часть листа неувлажненной, просто сажая пятна.
Еще один вариант окраски: рисовать сразу двумя кистями, на каждой из которых свой цвет краски, держа их вместе.

Капли и брызги краски различными типами кистей

На еще влажный или уже высохший от предыдущих этапов лист можно капать и брызгать - тушью, кофе, чистой водой или любыми красками. Я люблю на влажный - капли расплываются очень красивыми медузами.
Варианты:

  1. Взять пузырек с тушью и из кончика капать капли. Большие и красивые.
  2. Взять дешевую щетинную кисть, купленную в магазине хозтоваров или откопанную в кладовке. Опустить ее в чашку (кофе или воды) или в баночку с цветной тушью (вот где пригодится тушь в баночке!). И слегка постукивать пальцем по ручке кисти, держа ее над бумагой. Результат - мелкие брызги на листе и на всем вокруг. Так что стол неплохо было бы предварительно застелить газетами. И постукивать аккуратно.
  3. Опускаем обычную синтетическую или беличью кисть в кофе, тушь или воду и капаем на бумагу капли, точнее они будут капать сами под действием силы тяжести.

Промакивание капель и брызг

Это продолжение, логическое, предыдущего способа.
То есть все то, что было набрызгано-накапано, можно еще влажным промокнуть скомканой бумажной салфеткой. Часть цвета туши и кофе снимется, и пятна-медузы будут светлее на темном фоне. Люблю этот способ, особенно когда переборщу с насыщенностью туши.
Кстати, можно брызгать чистой водой в несколько слоев, промакивая каждый слой - получается интересная фактура листа, так как пятна капель накладываются друг на друга.

Тонирование бумаги зеленым, черным и красным чаем

Черный чай для тонирования бумаги я не использую по банальной причине - в доме его нет, так как пью зеленый.

Зеленый чай дает слабый желто-зелено-коричневатый оттенок. Оливковый, проще говоря. Пропорции - две чайные ложки с горкой чая и совсем немного воды, только чтобы покрыть чаинки. Они конечно, набухнут, тогда можно добавить еще воды. Через несколько часов отжать заварку. Получаем настой, в который можно макать кисть. Но я попробовала пару раз и больше не буду, что-то меня в этом цвете не устраивает.

Красный чай (каркаде) дает очень понравившиеся мне варианты цветов бумаги. Именно цвета, так как они получаются разными в зависимости от блокнота, который тонирую.
Я использовала для заваривания пакетик чая "Summer bouquet" фирмы Greenfield. В составе кроме каркаде еще малина, шиповник и яблоко, вполне возможно, что это они ответственны за те эффекты, которые у меня получились. Так как в интернете я вычитала, что каркаде при окраске дает розовый цвет бумаги... Ага - как бы не так!! У меня получались какие угодно цвета, но только не розовый!! Зато - шикарные оттенки лиловых, бордовых, сиреневых, фиолетовых и даже синих(!!) цветов доставили мне гораздо больше радости, чем получившийся бы банальный розовый. Как я поняла, получившийся цвет зависит от типа бумаги, так что вам самим придется экспериментировать с теми блокнотами, которые у вас есть. И, конечно, цвет становится темнее при нанесении в несколько слоев.

Хотя - нет, розовый все же получился. На газетной бумаге, случайно.. Но и он исчез после приклеивания этого куска клеем ПВА на страницу блокнота, остался какой-то непонятный серо-зеленый след. Так что с каркаде - непаханное поле экспериментов!
На что еще советую обратить внимание при тонировании каркаде - на красоту процесса!! Очень интересно следить за тем, как нанесенный яркий розовый цвет постепенно приобретает лиловый оттенк, темнеет, становится синим.. Не упускайте эту возможность увидеть красоту Вселенной!

Использование соли для создания фактуры

Использование поваренной соли на влажной бумаге - очень распространенный способ для создания фактуры в акварельных рисунках. И очень простой и эффектный.
На еще влажную от кофе или туши бумагу сыпем соль - чуть-чуть, скупо, отдельными кристалликами. Много соли в одно место лучше не сыпать, так как она при высыхании кристаллизуется, и от бумаги ее потом не отдерешь. Но если соли не много, то после высыхания она легко смахивается. Получаются светлые маленькие мудузы с темной окантовкой.

Рисование мыльными пузырями

Рисование мыльными пузырями - популярная в интернете забава для маленьких детей и их любящих мам. Но художники - чем не дети?? Поэтому, начнем!
Предварительно прошерстив интернет, я поняла, что для приготовления раствора нужна емкость (пластиковый стаканчик, ненужная чашка или банка), шампунь или жидкое мыло, вода и краска. Для своих первых проб я брала шампунь, пропорции с водой 1:1. Плюс фиолетовые чернила. И побольше, так как иначе пузыри получаются очень светлыми. Смешиваем раствор, опускаем туда трубочку для коктейля и дуем. Получаем много пены, к которой и прикладываем лист блокнота. Получаем красоту! Это в теории. А на практике получить качественный отпечаток таким способом мне так и не удалось - пузыри лопались от соприкосновения с бумагой и следов от них не оставалось.. Дальнейший поиск информации по теме показал, что нужна специальная очищенная вода.. Но так страдать я уже не стала, и решила поступить проще!

Итак, берем 25 рублей и идем в ближайший газетный киоск. И покупаем там баночку с мыльными пузырями. Открываем, выливаем в чашку, добавляем краску (я опять же добавляла свою любимую цветную тушь), опускаем трубочку, дуем и радуемся. Так как получившиеся отпечатки получаются!
Можно взять несколько чашек с разными цветами краски и прикладывать лист, создавая узор слой за слоем.
Теперь про неприятное - чернила лучше не брать, так как отмыть их потом от всего, на что они попали, очень проблематично. От раковины, в первую очередь. И обязательно застелить газетами все поверхности в радиусе одного метра от чашки с мыльными пузырями, так как лопаются они, создавая огромное количество брызг, в которых будет все вокруг. И если будете после всего этого выходить в люди, посмотритесь в зеркало - брызги краски попадают и на лицо..

Использование штампов по влажной и сухой бумаге

Можно использовать покупные штампы, можно самодельные. Я использовала те штампы, которые вырезала сама из ластиков и линолеума. Намазывала их цветной тушью (можно использовать любую краску: акварель, гуашь или акрил) и прикладывала к бумаге. На сухом листе получается четкий отпечаток, на влажной бумаге краска красиво расплывается, и четкий контур иногда исчезает до степени неразличимости. Эффектов - море!

Тонирование бумаги - это очень популярная техника в скрапбукинге. С ее помощью можно придать работам изысканность и отличительный шарм.

Давайте рассмотрим несколько способов, в том числе и очень необычных

1. Тонирование бумаги растворимым кофе
Нам потребуется кофе - около 2 чайных ложек с горкой на 50 мл горячей воды и синтетическая кисть. При тонировании кофе бумага приобретает очень приятный запах. Коричневый цвет от кофе получается более холодным, даже с намеком на фиолетовый. С помощью кофе тонировать можно как сухой лист, так и слегка увлажненный.

2. Тонирование бумаги акварелью
На влажный лист капаем акварелью и растягиваем цвет кистью по всему листу. Еще один вариант окраски: рисовать сразу двумя кистями, на каждой из которых свой цвет краски, держа их вместе

В этом варианте тонирования можно делать капли и брызги краски различными типами кистей. Опускаем обычную синтетическую или беличью кисть в краску и аккуратно постукиваем пальцем по ручке кисти, держа ее над бумагой. Результат - мелкие брызги на листе и на всем вокруг.



4. Промакивание капель и брызг
Это логичное продолжение предыдущего способа. То есть все то, что было набрызгано-накапано, можно еще влажным промокнуть скомканой бумажной салфеткой. Часть цвета снимется, и пятна-медузы будут светлее на темном фоне. Кстати, можно брызгать чистой водой в несколько слоев, промакивая каждый слой - получается интересная фактура листа, так как пятна капель накладываются друг на друга.



5. Тонирование бумаги красным чаем
Красный чай дает шикарные оттенки лиловых, бордовых, сиреневых, фиолетовых и даже синих цветов

6. Использование соли или гранул кофе для создания фактуры
Очень распространенный способ для создания фактуры, одновременно простой и эффектный.
На влажную бумагу сыпем соль или гранулы кофе - чуть-чуть, скупо, отдельными кристалликами. Много в одно место лучше не сыпать, так как при высыхании гранулы, особенно соль, кристаллизуются, и от бумаги их потом не отлепить. Но если использовать небольшое количество гранул, то после высыхания они легко смахивается. Из соли получаются светлые маленькие медузы с темной окантовкой, из кофе тоже самое, но с более насыщенным цветом.
Важный совет! Экспериментировать лучше с крупной солью.



7. Рисование мыльными пузырями
Нам потребуется обыкновенный пузырек с мыльными пузырями. Выливаем содержимое в емкость, добавляем туда немного нужного цвета. Это могут быть чернила, акварель или тушь. Дуем через обыкновенную соломинку, чтобы создать пену. Затем прикладываем лист бумаги к пузырькам, создавая узоры на бумаге. Можно взять несколько емкостей с разными цветами, для получения радужного эффекта

Мастер-класс по рисованию для дошкольников на тему: Зима

«Деревья в снегу». Нетрадиционное рисование с детьми в технике клеевой витраж. Мастер - класс с пошаговым фото.


Шишлакова Елена Юрьевна, воспитатель высшей категории, КОУ ВО «ОСК детский дом», г. Острогожск, Воронежская область.
Описание: данный мастер-класс предназначен для детей дошкольного возраста, педагогов дополнительного образования, воспитателей ДОУ и творческих людей.
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «клеевой витраж».
Задачи:
- учить детей выполнять витраж на бумаге с помощью клея ПВА;
- учить наносить клей по контуру рисунка однородной тонкой линией из флакона с дозированным носиком;
- продолжать учить детей работать с красками;
- формировать способность передавать в рисунке особенности зимнего пейзажа;
- закреплять навык изображения заснеженных деревьев;
- развивать чувство композиции, творческое воображение, координацию движения руки и глаза;
- воспитывать аккуратность в работе, интерес к выполнению творческих заданий.

Краткая познавательная информация.
Витраж - это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности.
Витраж (фр. vitrage - остекление, от лат. vitrum - стекло) - произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.


Завораживающая красота стекол, играющих красками в солнечных лучах, с каждым веком все более пленяла людей и подвигала творцов к совершенствованию мастерства. Прозрачные картины украсили собой храмы, дворцы и обычные жилища. И даже более того, древняя техника витража - мозаичный набор из фигурных кусочков стекла - стала активно использоваться и для мебели, каминных экранов, ширм, зеркал, музыкальных инструментов, ювелирных украшений...


Предварительная работа: нужно протонировать бумагу.
Для более колоритного рисования зимнего пейзажа бумагу необходимо тонировать. Можно просто с помощью краски (гуашь, акварель) и кисти (желательно широкой) раскрасить бумагу, выбрав необходимый оттенок.
При выполнении своей работы я использовала нетрадиционный способ тонирования бумаги. Для этого нужно взять альбомный лист или бумагу для черчения, краски, кисточку, воду и полиэтилен. Краской закрашиваем бумагу.
Важно, чтобы краска на бумаге была влажной.


Затем накрываем бумагу полиэтиленом. Можно немного повращать полиэтилен по бумаге для образования мелких складочек и неровностей. После этого оставляем бумагу до полного высыхания краски.


Затем снимаем полиэтилен и смотрим, что у нас получилось.


Вот такую тонированную бумагу можно использовать для творчества.


В своей работе я использую ещё один вариант нетрадиционного способа тонирования бумаги.
Для этого нам также понадобятся: альбомный лист или бумага для черчения, краски, кисточки, вода и полиэтилен.
На столе раскладываем полиэтилен и наносим на него краску. Можно использовать различные оттенки краски для создания более насыщенного фона.


Сверху кладём лист бумаги и плотно прижимаем его. Края полиэтилена подворачиваем со всех сторон и переворачиваем бумагу. Теперь стараемся ладонями разгладить краску.




Когда краска высохнет можно снимать полиэтилен.
Вот такая тонированная бумага нам впоследствии пригодится для детского творчества. Я советую положить бумагу под пресс, чтобы края были ровными.


Оборудование:
- тонированная бумага;
- простой карандаш;
- клей ПВА (флакон с дозированным носиком);
- кисточка;
- вода;
- краски.
Рисование нетрадиционными материалами даёт самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и творчеству.
Клеевые картинки «витражи» - это нетрадиционный способ рисования с использованием клея ПВА. Клеем ПВА (из флакона с дозированным носиком) на лист бумаги наносится контур будущего рисунка (можно предварительно сделать контур простым карандашом), даётся время для полного высыхания клеевой основы рисунка – витража, затем пространство между контурами раскрашивают нужными по цвету красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться. Правило – клеевой контур должен обязательно подсохнуть.
Техника безопасности при работе с клеем ПВА.
1. Работать аккуратно, стараясь не капать клеем.
2. Стараться, чтобы клей не попадал на одежду, лицо и особенно в глаза.
3. При попадании клея в глаза хорошо промыть их водой.
4. После работы клей плотно закройте и уберите.
5. Вымыть руки после работы.


Рисуем простым карандашом деревья, снег, солнце. Сюжет рисунка адаптирован для детей дошкольного возраста.




Берём флакон клея ПВА и начинаем аккуратно прорисовывать по контуру изображения. Нужно стараться, чтобы клей ложился равномерной линией.




Необходимо, чтобы клей хорошо высох. После того, как контур клея полностью высохнет, начинаем раскрашивать рисунок.





Сегодня мы нарисуем небольшой этюд с синицами на тонированной бумаге для эскизов. Рисование на тонированной бумаге может быть легче для некоторых людей, т.к. фон не белый и нарисованный объект на нем уже имеет некоторую глубину тона.
Вот этих синичек мы и будем рисовать:



Для рисования нам понадобиться бумага для эскизов, акварельные или цветные карандаши (белый, жёлтый, оливковый, сине-серый, чёрный), простой карандаш и ластик. Первым делом простым карандашом выполним эскиз синиц, которых расположим рядом друг с другом (вы можете выбрать свое расположение). Постарайтесь не использовать здесь вспомогательных средств. Форма синиц довольно проста, поэтому пробуйте нарисовать контур от руки.


Далее берем белый карандаш и закрашиваем все белые и светлые участки, в том числе на грудке и крыльях. Желтым карандашом проходим по спинке и грудке, стараясь передать маленькие пёрышки. Далее на спинке и внизу брюшка добавляем слегка оливкового цвета.


Берем сине-серый карандаш (можно просто синий, но использовать тонким слоем). Проходим по перьям на хвосте и крыльях, а также немного по спинке и брюшке. Прорисовываем слегка контуры ног.


Ну и в заключительном этапе берем черный карандаш и закрашиваем все темные участки, перья на крыльях, глаз, клюв и детали на ногах. Как видите, детали здесь не прорисовываются так усердно, как я делал это во многих предыдущих уроках. Тем не менее, не смотря на это, нам удалось передать образ синицы на бумагу.