Зачем будущему специалисту изучать психологию. Основы психологии

«Для семьи душевнобольного, а также для общества,
его болезнь — проблема; для самого больного — решение». Томас Сас.

Сегодня мы поговорим о вопросе, который волнует большинство людей, далеких от психологии: «Зачем нужна психология вообще?», «Является ли психология наукой?».

Иногда мне приходиться сталкиваться с разным уровнем информированности у клиентов, а я работаю далеко не с самыми простыми людьми: врачи, управленцы, филологи и тому подобное и так далее, то есть с весьма образованными людьми. Бывают очень интересные случаи, когда люди, приходя на консультацию не знают или не очень представляют, чем отличается психолог от психиатра, чем нагоняют на себя ненужный страх и сталкиваются с предубеждениями. Одним из таких предубеждений является то, что к психологу обращаются только больные люди.

Не так давно один из моих клиентов, который проходит длительный курс психотерапии, признался мне, что, когда пришел первый раз, не знал, чем отличается психолог от психиатра.

Несмотря на то, что с конца 90-х годов и начала 2000 психология переживает бум популярности, остается много темных пятен и есть люди, которые не только путают психологов и психиатров, но и не владеют никакой информацией о психотерапии – одного из направлений практической психологии и психиатрии. Психотерапия — область, в которой «встречаются» два таких разных направления.

Психотерапия вызывает также много вопросов, как и психология, из-за чего у клиентов возникает много разочарования на самых первых этапах работы. С этим вопросом мы тоже потихоньку разберемся.

В разных сериалах мы видим профессионалов, которые, обладая знаниями психологии, помогают людям раскрывать преступления, наладить личную жизнь, сами являются главными героями известных фильмов, такие как: «Обмани меня» (Lietome/2009 — 2011), «Кости» (Bones/2005 – 2015/персонаж Свитц – профайлер, появляется в третьем сезоне), «Окончательный анализ» (1992) с Ричардом Гиром в главной роли, «Шестое чувство» в главной роли с Брюсом Уиллисом.

Получается, что психолог, психоаналитик, психиатр – популярные или даже модные специалисты, которые окружены тайной и мистификациями. Знают особенности человеческой души, умеют грамотно манипулировать и разгадывать секреты, но к которым лучше не ходить, потому что «здоровый человек сам должен справляться со всеми сложностями». Однако, это еще одно заблуждение, потому что нет ни одного человека, который был бы полностью самодостаточным и обходился без других, а еще владел бы знаниями всех наук и был подобен Аристотелю. Это такой же недостижимый идеал, как и пресловутая идеальная безупречность во всех жизненных вопросах. К психологам, как правило, обращаются именно здоровые люди. Почему? Да потому, что психолог владеет знаниями об устройстве человеческой психики как в норме, так и при патологии и может помочь обычному здоровому человеку справиться со сложными вопросами. Такие вопросы, как правило, касаются очень важных вещей: выбора, понимания ситуации, самого себя, — такие вопросы, которые напрямую отвечают за качество и качественность жизни человека.

Психика имеет сложное «устройство» и не зря люди тратили столетия, чтобы разобраться с тем, как наиболее эффективно помогать людям. Как происходило формирование психологической науки Вы узнаете из очень краткого, буквального тезисного изложения исторических фактов в данной статье.

История психологии.

Как и у любой науки, у психологии есть своя история развития. «История психологии» — один из наиболее любимых мною предметов. Изучая историю любимого предмета, мы прикасаемся к святая-святых — совершенствованию человеческого познания как процесса.

Итак, интерес к душевной жизни волновал человечество на протяжении тысячелетий. Начиная с древнегреческих философов, которые пытались объяснить явления душевной жизни с помощью элементов 4 стихий, элементов или атомов, до сегодняшнего дня, когда психология стала многоотраслевой наукой, которая включает в себя десятки достаточно серьезных направлений, каждое из которых, фактически, развивается отдельно: клиническая психология, психодиагностика, возрастная психология, юридическая, космическая, медицинская, психофизика, психолингвистика, нейропсихология, зоопсихология, общая психология, практическая психология, консультативная психология…

Движение науки по оси времени имеет восходящий характер по принципу развития идей. Какие-то идеи получили свое развитие и продолжают развиваться, а какие-то отпали из-за недоказуемости или ошибочности. Как например, месмеризм. Фридрих Месмер считал, что человек выделяет энергию, как природный магнит. В основе человеческого (животного) магнетизма лежит частица — флюид. В чем-то его подход напоминает древних греков с их атомами.

Основополагающими достижениями античной мысли были идеи Сократа и его метод диалога, Платона и его философия идеального мира, Аристотеля, который первым заговорил о единстве души и тела. Однако древние греки никакого специального термина философским умозаключениям относительно процесса познания души не дали.

Психология как самостоятельная дисциплина оформилась лишь к 19 веку. Первый в мире курс по научной психологии прочитал немецкий физиолог, психолог Вильгельм Вундт, который изучал на основе естественнонаучных методов чувственное восприятие, а иными словами, — процесс формирования образов на основе ощущений и переживаний. Мало кто знает, но Вильгельма Вундта считают еще и отцом социальной психологии. Уже к началу 20 века психология уверенно зашагала по планете и вскоре была введена во всех крупных университетах мира.

Что же такое психология?

Итак, что же такое психология? «Психология» – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие человека с окружающим миром организуется с помощью психических процессов, которые протекают на базе физиологических реакций и не отделимы от них.

Что мы понимаем под «психическими процессами»? Это ощущение и восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь, деятельность, эмоции и чувства. У каждого психического процесса есть свои характеристики и закономерности протекания, свойства, а также качества. Все психические процессы являются результатом деятельности нашего мозга и направлены на адаптацию организма в окружающем мире.

Если нарушается функционирование хоть одного процесса это сразу же сказывается на безопасности человека. Более подробно о психических процессах мы поговорим позднее.

Сейчас я приведу лишь один пример. Давайте рассмотрим, что будет с человеком, если у него нарушена функция ощущения?

Что такое ощущение? Это способность различать различные воздействия на организм или изменения внутри организма. Так, например, ощущение дает возможность различать: холод – жар, голод – сытость, влажность – сухость, больно – не больно. В норме человек ощущает свое «Я» целостным и неделимым, самоощущение включает весь контур тела и его наполненность и т.п.

Давайте теперь посмотрим, что будет с человеком, у которого есть нарушение ощущения.

Оказывается, что потеря ощущения возможна в следующих ситуациях:

  1. В моменты сильного стресса, душевных волнений или потрясений. Часто мы видим в кино, как герой или героиня выбегает в лютый мороз без верхней одежды на улицу и тогда мы понимаем, что герой фильма переживает сильный стресс, потому что человек находится под влиянием таких сильных чувств, что не думает о своей безопасности, здоровье.
  2. При поражении головного или спинного мозга, когда в следствие травмы или, например, инсульта, человек не чувствует какую-либо часть тела или теряет чувствительность к боли. Тогда человек перестает чувствовать опасность от острых или горячих предметов. Иногда бывает и наоборот, чувствительность резко усиливается к цветам, звукам, свету. Иногда после инсультов бывают очень сильные, болевые ощущения, и тогда человеку сложно выполнить какое-либо простое действие. Например, одеться. Кстати, потеря чувствительности характерна еще и для сирингомиелии.
  3. При психических расстройствах. Психические расстройства характеризуются изменением самоощущения или его потерей. У человека пропадает ощущение собственного «Я».
  4. Если человек не чувствует насыщения голода – нет ощущения сытости, то мы можем говорить либо о «заедании» стресса, либо, если механизм становится «хроническим», о булимии.
  5. А вот при анорексии страдает образ «Я» и человека тошнит, как ему кажется от переедания, хотя съел лишь листик салата.

Таким образом, мы видим на примере всего лишь одного психического процесса – ощущения, насколько он важен для нашей психики. Ощущение по праву считается базовым психическим процессом и выполняет множество функций. Более того, ощущение связано со всеми высшими психическими функциями — процессами. Как именно, мы рассмотрим в следующих статьях.

Здесь следует заметить, что многие важные диагностические методики связаны с диагностикой высших психических процессов. Более того, мы знаем, что после сильных переживаний, многие психические процессы «страдают».

Итак, вернемся к истории психологии.

Исток истоков или начало психотерапии

В 19 веке на кафедре психиатрии знаменитого в медицинских кругах психиатра Шарко в Парижском университете (будущий учитель Зигмунда Фрейда) проходил стажировку молодой психиатр Пьер Мария Феликс Жане , который смог предвосхитить некоторые оригинальные идеи Зигмунда Фрейда.

Благодаря научной работе Пьера Жане, мы познакомились с очень важной концепцией (системой взглядов) в психиатрии — открытие и описание процесса психической регуляции. Именно он, первый, разработал «психологическую концепцию неврозов». Ввел в науку несколько основополагающих и важных понятий. Жане утверждал, что при определенных нарушениях характера, сознание человека не способно регистрировать важные психофизиологические процессы. Помните, те самые психические процессы?

Именно этот знаменательный момент можно считать отправной точкой для начала развития идей и практической части клинической психологии, которая позволяет изучать нарушение течения и функционирования психических процессов. Психолог не может поставить официальный диагноз, но с помощью клинических методов может описать течение психического расстройства.

Еще один гениальный ученик Шарко Зигмунд Фрейд разработал новый метод лечения — психоанализ. Именно Фрейду мы обязаны распространению идеи лечения словом — психотерапии.

Чем различаются психология и психиатрия?

Если психология – изучение душевных процессов, поведения, переживаний в норме и патологии, то психиатрия – это отрасль клинической медицины, которая изучает психические болезни, их возникновение, течение и медицинские (фармакологические) способы их лечения. Цели у психологии и психиатрии разные, задачи разные и методы различаются, но не во всех областях. Психолог — не врач, таблеток не прописывает, но с помощью комплексного изучения индивидуальности и личности человека может помочь приспособиться к миру или решить конкретную проблему. Психиатр, грубо говоря, не ставит перед собой задачи адаптации человека к социальным аспектам взаимодействия, его задача лечить болезнь — создать биологический базис, то есть выправить биологические процессы с помощью медикаментов, чтобы направить человека на «обучение» — психотерапию. Получается, что психология и психиатрия тесно связаны только в области изучения психических процессов, причин их дефицита или «поломки», а вот подход к помощи людям с проблемами в адаптации — разный. Психология предлагает и создает новые методы обучения для людей с разными жизненными проблемами. Психиатрия лечит биологические процессы.

Психология решает очень конкретные задачи, например: изучить как какой-либо конкретный личностный процесс или взаимодействие группы людей помогает или мешает справляться с той или иной деятельностью, а также предложить работающее решение, научить новым способам действия или взаимодействия с социумом. Вот зачем нужна психология!

Ну, и соответственно, психиатрия также очень важна, — если у человека будет разрушаться психика, например: проводимость электрических импульсов, дефицит какого-либо из нейромедиаторов (химические посредники проводимости электрических импульсов в головном мозге), может приводить к очень сильным сбоям в «работе» психики и тому подобное, и так далее. Существуют даже отдельные теории о взаимосвязи дефицитов нейромедиаторов и психических заболеваний. Ну, не об этом речь…

Сейчас во многих (если не во всех, а на Западе однозначно во всех) психиатрических клиниках работают клинические психологи и психотерапевты, которые занимаются адаптацией («переобучением») пациентов к нормальной жизни. Одним из таких обучающих процессов является психотерапия, которую следует различать и от психологии, и от психиатрии.

О психотерапии

Поскольку лекарства не решают основные проблемы людей — не меняют их отношение к миру, к самим себе, не показывают новых способов взаимодействия с другими людьми или решения жизненных задач, то появляется необходимость «переобучения». По своей сути такое глубинное переобучение затрагивает основы основ всех внутриличностных процессов человека и для такого глубокого и сложного процесса требуются особые условия, поэтому название для такого личностного преображения переводиться как «лечение души».

Тут появляется новое понятие «личность», которое для нас очень важно. Давайте его рассмотрим. В каждой психологической школе понятию «личность» придавалось разное значение, но все школы сходились в одной точке, когда определяли личность как совокупность динамических характеристик наряду с устойчивыми чертами (стереотипами, привычками, стилем, индивидуальностью, система взглядов и установок), появившуюся в процессе социального взаимодействия.

В психологии широко известны факты, когда маленькие дети, оказываясь вне внимания людей, попадали к диким животным как Маугли. К сожалению, ничего человеческого, кроме как принадлежности к виду HOMO SAPIENS у них не было. Вместо речи они использовали звуки, передвигались на четырех конечностях и пугались присутствия людей. Более того, в неволе не выживали. Без социального нормального взаимодействия человек не выживает.

Этот пример приведен мной не случайно, ведь все нарушения, которые приобретает человек, связаны именно с отношениями. Так, еще один знаменитый психиатр, Гарри Стэк Салливан, которого я буду частенько упоминать в своих статьях, написал замечательную мысль: «Вся психиатрия начинается в межличностных отношениях».

Так бывает, что не всегда условия, в которых развивается и живет человек, являются для него питательными или создают хорошую основу для благополучной, счастливой жизни. Не всегда родители способны сами решать задачи или справляться со своей жизнью. Безусловно, подобные дефициты сказываются на общем развитии личности человека и многие личностные способности просто не формируются. К таким способностям относятся способности в самоподкреплении, самоутешении, самопринятии, самоуважении и т.п. Однако в избытке развивается съедающая заживо самокритика и самоотвержение. Достаточно привести очень простой пример, современному человеку очень сложно справиться с тревогой и поэтому одними из самых распространенных расстройств по статистике ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) считаются аффективные расстройства — расстройства настроения. Практически во всех аффективных нарушениях присутствует тенденция повышенной тревожности.

Поэтому и получается так, что если человек не способен урегулировать свою жизнь, как необходимо для более или менее благополучного существования, тогда ему нужна помощь. Психотерапия полностью направлена на помощь личности выработать новые личностные способности, универсальные, которые помогают человеку справляться со многими жизненными сложностями, а именно — решать задачи как с персональными особенностями и характеристиками, к которым иногда не так-то просто приспособиться, так и адаптироваться к окружающему миру.

На сегодня все. С уважением, семейный психолог Мария Романцова
P.S. Помните, что по всем вопросам Вы всегда можете обратиться по телефону: +7 (926) 197 — 64 — 39

ФОТО Getty Images

Мы пытаемся понять, что думают другие, спрашиваем себя: почему они поступили так, а не иначе? А иногда: почему я так поступаю - и могу ли иначе? Все это - работа нашей психики, а психологи наблюдают и описывают эту работу. Они приходят нам на помощь в сложных жизненных ситуациях. Например, когда мы расстаемся с любимым человеком или не можем договориться со своими детьми. Это - в общем. А есть и отдельные, частные вопросы, которые встают перед каждым из нас, и разные задачи: некоторые из них разрешаются в течение дня, другие нам предстоит решать всю жизнь.

Для каждого психология означает что-то свое. Что она означает для специалиста, человека, который избрал ее своей профессией? Десять лет от имени наших читателей мы обращаемся к признанным профессионалам, чтобы вместе с ними размышлять о самых острых и волнующих темах. Но не так уж часто выпадает случай спросить, что думают сами эксперты о сотрудничестве с журналом и о том, какое место занимает психология в нашей жизни. Сегодня у нас появился повод узнать об этом из первых рук.

  • Когда мы говорим о психологии, мы говорим не об искусстве манипулировать другими и играть на чьих-то слабостях, мы говорим о практике внимательного отношения к внутреннему миру, о праве на свой мир. И тогда ответ ясен: психология нужна современному человеку для того, чтобы напомнить ему, что у него и у других, что существенно, - есть внутренний мир. Что детские воспоминания, сны или размышления о смысле жизни важны. Что каждый из нас может быть интересен, полон тайн и не однажды удивит других и себя самого.
  • Команда Psychologies бережно и уважительно относится к психологам и их работе - это во-вторых. А во-первых - письма читателей стали для меня своего рода «окном в мир» . Они точно отражают обыденные представления, нормы и уклад жизни. Работа с письмами дает возможность не забывать, где живешь.

  • Понимать то, как устроена наша психика, важно в том же смысле, как важно знать правила дорожного движения - для безопасности и комфорта.
  • Я читаю Psychologies по поводам и без. Журнал помогает мне узнать точку зрения специалистов из других стран, с другим менталитетом, и это очень расширяет мой профессиональный горизонт. И меня просто завораживает язык, которым написаны материалы о сексуальности, сделанные совместно с французскими коллегами. В нем научность выражена поэтично, естественно, как в прекрасном литературном произведении. Есть чему поучиться! Часто читаю журнал вечером, после работы, это позволяет мне «переключиться», почувствовать себя просто человеком, а не психотерапевтом. И отрефлексировать события дня, развеять напряжение, вернуть душевный покой и ощущение внутреннего комфорта. Не перестаю удивляться - большинство статей написано так, что хочется сказать: «Ой, и это про меня!» Журнал помогает увидеть знакомые ситуации под другим углом зрения, дает импульс новым мыслям и положительным эмоциям. Спасибо редакции за радостную возможность быть вместе с вами!

  • Чтобы действительно быть современным человеком, для которого психологическая культура - часть общей культуры (наряду с умением читать, писать, мыть руки перед едой). Нам присущи две иллюзии, противоположные по смыслу, но прекрасно уживающиеся друг с другом: «все люди - как я», и - «все люди - разные». Поэтому мы имеем несчастье судить по себе, когда пытаемся понять, что случилось с кем-то другим вчера и что произойдет с ним завтра, а он (она) нам преподносит сюрпризы. С другой стороны, пресловутое «знание себя» - очень условная вещь. Знаем ли мы, например, как поведем себя в трудной или необычной ситуации? Взять хотя бы эксперименты Милгрэма с ролевой жесткостью (под диктовку инструктора люди способны совершать чудовищные вещи; причем таких людей большинство, стало быть, к ним относится потенциально и каждый из нас). Или другой пример: «в моей семье что-то не то, есть же нормальные семьи». Знание психологии позволяет понять, в каких иллюзиях мы живем и что наши представления о «норме» весьма нереалистичны.
  • Psychologies - это открытый университет психологических знаний. Он во многом способствует преодолению дистанции между психологией и жизнью. Когда на страницах журнала психолог-консультант ведет сеанс, он содействует решению проблем не только своего клиента, но и других людей, среди которых и он сам как личность. Поэтому, сотрудничая с Psychologies, я, человек, склонный к сомнениям, не только обмениваюсь опытом с коллегами в том, как помочь человеку, но и присматриваюсь, как им самим удается жить согласно собственным убеждениям и принципам.

  • Все мы вольно или невольно осознаем свои психические процессы, стараемся понимать мотивы и переживания других людей. Это неизбежно, это и есть психология, наша собственная, «бытовая». А научное знание делает нас более грамотными и компетентными.
  • Чувствуешь себя членом клуба. Когда журнал только начинался, все обсуждали взволнованно, как это будет - в нашем обществе, где нет индивидуальных взглядов и представлений. Приятно, что журнал очень успешный и что у него много отечественных подражателей. Периодически я даже начинаю набрасывать темы для Psychologies, а потом рутина засасывает, и я не пишу. А потом жалею.

  • Мне совсем не близка психология, которая обслуживает современного «человека потребляющего». Меня вдохновляет другая, вечная психология, сохраняющая и развивающая человеческое в человеке. Эта психология защищает территорию моей души. Она как воздух нужна каждому из нас, чтобы оставаться страстным, чувствующим, думающим, изменяющимся, непрерывно ищущим новые смыслы жизни вместе с другими людьми.
  • Когда журнал ставит сложные вопросы, поднимая новые темы, он побуждает меня быть исследователем, заглядывать за границы известного, развивать способность говорить о сложном на живом языке. За годы сотрудничества одним из самых сильных творческих переживаний для меня стала работа над рубрикой «О чем говорит мне эта картина?», когда шедевры начали оживать, открываться по-новому, заставляя душу трудиться - фантазировать, мучиться, думать. Так что журнал помогает мне в удивительных и полных удовольствия поисках и открытиях новых смыслов.

  • Психология только в последние два-три десятилетия по-настоящему вошла в культуру образованных людей. Без нее невозможны человеческие отношения, конструктивное сотрудничество с другими, но самое главное - по-настоящему хорошие отношения с самим собой. Психология, а точнее феноменологическая психология, - это наука о математической логике переживаний, и она нужна людям.
  • Журнал Psychologies подкупает отсутствием высокомерия по отношению к читателю, с одной стороны, и профессиональным отбором тем - с другой. Казалось бы, взаимоисключающие особенности - популярное издание, которое, тем не менее, и профессионал номер за номером читает с интересом. Этот парадокс и есть тайна журнала. Не журнала вообще, а этой конкретной русской команды - его редакции. Интеллигентных и профессиональных реальных людей. И это рождает, кстати, патриотические чувства, несмотря на французское название. Зачем читать? Прагматически можно сказать - потому что это качественный продукт мирового уровня. А если глубже, могу сказать о себе: мне посчастливилось присутствовать при рождении, развитии и расцвете настоящего культурного феномена, масштаб которого еще даже не осмыслен должным образом. Далекие от психологии люди активнейшим образом перенимают культуру ответственной заботы о собственной жизни. Разве этого не настоящее просвещение? И я горжусь тем, что тоже принадлежу к Psychologies.

  • Психология - это руководство пользователя самого себя. Мы можем использовать возможности своего мозга на 3%, а можем и существенно больше. И хотя знание психологии - не единственный и, может быть, не главный фактор, от которого это зависит, но быть квалифицированным пользователем самого себя - значит взять в свои руки то, что мы привыкли отпускать на волю случая и стечения обстоятельств. Кому-то это лишнее бремя, а кому-то - новые возможности.
  • Сотрудничество с Psychologies - это возможность поделиться моим жизненным и профессиональным опытом, рассказать о своих важных идеях. А еще это своеобразная форма психологической помощи, пусть я и не вижу того, с кем разговариваю.

1 часть Эссе на тему зачем мне знание психологии.

Психология изучает очень сложные и трудно познаваемые явления. Можно ли увидеть, как мыслит, запоминает человек, какие образы возникают в его сознании, можно ли, наконец, увидеть чувства человека - радость и печаль, любовь и ненависть? Конечно, нет. Об этом невидимом мире можно узнать только косвенным путем, изучая поведение, деятельность людей во всем их многообразии.

Люди многого ожидают от исследований психической жизни: их результаты волнуют не только специалистов-психологов, в той или иной степени они касаются каждого человека, потому что психология активно участвует в решении многих крупных социальных проблем. Важнейшие среди них - обучение, воспитание, труд.

Стремительно и неудержимо растет объем информации, необходимой человеку в жизни. Современный рабочий, инженер, врач, ученый должен знать намного больше своих предшественников. Каждое новое поколение вынуждено примерно в одни и те же сроки усваивать все большее количество знаний. Без ясного представления о том, как человек воспринимает и познает окружающий мир, невозможно справиться с этой задачей.

Человек - единственное на Земле существо, испытывающее потребность в труде. Но удовлетворение этой потребности происходит сложными путями. Человек сейчас глубже, чем когда-либо раньше, осознает цели и социальное значение своей трудовой деятельности. Он не хочет быть человеком-роботом, но все острее ощущает стремление к творчеству, к максимальному раскрытию своих внутренних возможностей.

В этой связи следует назвать еще одно направление психологических исследований - поиски возможностей профессионального отбора и профессиональной ориентации. Изучение объективных требований, предъявляемых различными профессиями к психической деятельности людей, определение реальных возможностей самого человека, начиная от чувствительности органов зрения или слуха и кончая умением строить отношения с окружающими, должны привести к тому, что каждый молодой человек окажется в состоянии правильно определить свое место в общем труде.

Данные психологии говорят о том, что формирование характера человека, свойств его личности зависит не только от влияния окружающей среды, но в сильной степени определяется способностью к самовоспитанию. Следовательно, результаты психологических исследований приводят к выводу о том, что человек может активно «строить» свою личность.

Необыкновенно сложна и многообразна психическая жизнь человека. Психология изучает ее закономерности - восприятие человеком окружающего мира, мышление, чувства, формирование его психических свойств - потребностей, интересов, навыков, привычек, способностей, характера.

Важная задача психологии - познание объективных законов психической жизни человека с целью руководства развитием личности, формированием ее сознания, целенаправленного изменения ее психических свойств в соответствии с требованиями общества.

Если, как мы же писали выше, психологические знания можно получить из повседневного опыта и из произведений искусства, то зачем нужно изучать психологию, и зачем нужны психологи в учреждениях, на предприятиях, в школах в армии и т.п. Ответ на этот вопрос зависит от того, как, с какой позиции воспринимать окружающих людей и себя самого.

Любое современное предприятие или учреждение – это прежде всего социальная организация. У людей самых разных специальностей, особенно у руководителей любого ранга, значительная часть времени уходит на общение с людьми. Есть люди, которые склонны рассматривать окружающих как источник возможных помех для своих планов. В частности, на работе сотрудники для них – один из источников издержек производства, клиенты и покупатели – объекты, из которых нужно "вытрясти" побольше денег, дав как можно меньше взамен и т.п. Таким людям не нужны серьезные психологические знания, хотя они и могут обращаться к книгам и даже консультантам в поисках способов манипулирования другими людьми. Они могут добиваться относительно кратковременных успехов, но, в конце концов, терпят крах, причем не только в деловой сфере, но и в личностной.

Значительно более продуктивной является позиция, при которой человек настроен на взаимодействие с другими. Люди для него – это основные ресурсы в любом деле. Тогда естественным образом возникает потребность побольше узнать о них. Если, принимая решение, связанное, скажем, с какой-либо техникой, человек обычно хотел бы опираться на достаточно четкие и достоверные знания о законах ее функционирования, логично, что знания такого же рода (пусть и не столь твердые) оказываются желаемы и в отношении человеческой личности. Поэтому ищется научный подход к описанию личности - эта наука, собственно, и называется психологией.

В отличие от, возможно, некоторых других наук, определенные знания о психологии необходимы каждому, кто чувствует серьезную ответственность за себя, других людей и свое дело. Здесь у нее есть сходство с медициной. Совсем не каждый, скажем, хирург, но оказать самому себе или товарищу первую помощь весьма желательно уметь. Так же важно и понимать, что может происходить с внутренним миром себя и окружающих. В частности, не зная своих слабых мест, очень легко попасть в примитивные ловушки, выставляемые, когда обстоятельствами, а когда и людьми. Не зная особенностей личности товарища или даже супруга, можно оказаться поставленным впросак его (ее) поведением без всякого его (ее) желания. Кроме того, знание особенностей личности позволяет более правильно выбрать профессию и найти свое место в рабочем коллективе. Таким образом, настрой на эффективное взаимодействие с другими людьми и с самим собой на основании психологических знаний может помочь избежать многих деловых и личных неудач, а значит – является одним из главных условий психологической безопасности.

Кроме того, в современной жизни, особенно при управление людьми или сложной техникой, собственные психологические качества, такие как внимание, память общительность, особенности мотивации и принятия решения являются не просто личными данными, а специфическими "инструментами", с помощью которых человек достигает своих целей. Поэтому старинный призыв "Познай самого себя" – для современного человека - не благое пожелание философа, а условие личного и профессионального успеха.

Почувствовав необходимость в психологических знаниях, человек может обратиться к профессиональному психологу, которых сейчас довольно много. Хороший психолог может помочь разобраться во многих ситуациях личного и делового характера, может подсказать что-то. Его советы могут быть неожиданными, а могу быть и очень простыми, но такими, которые сам человек почему-либо не заметил. Психолог может помочь человеку избавиться от каких-либо мешающих ему качеств и приобрести новые, полезные. Но психолог именно помощник, а не "универсальный решатель проблем". Необходимость думать самому, самому общаться с людьми, принимать решения и отвечать за них никакая психология отменить не может.


Эссе на тему «Зачем мне знание психологии»

психология семейный детский проблема

Задав самой себе вопрос для чего же мне нужна психология, я задумалась.

Ведь психология вошла сегодня в плоть и кровь людей, в жизненные установки, менталитет, в повседневный быт, речевую деятельность каждого из нас. Наша речь насыщена психологическими терминами.

Психология несет знания о мотивах поведения людей, о внутренней, скрытой жизни человека, о побуждениях к действию, о его воле и безволии, о способности сохранить свой статус, человеческое достоинство в самых неблагоприятных условиях, то, что является отличительной особенностью человека. В поиске ответов на основные вопросы бытия наши предшественники оставили нам не одни только ошибки и заблуждения, но и гениальные прозрения и открытия. Они оставили не только ответы, но и много вопросов. На одни из них со временем были найдены ответы, на другие ответов нет, как и две тысячи лет назад.

Сами взгляды на предмет психологии - душу - неоднократно менялись на протяжении минувших столетий. Платон полагал, что душа - это идея, она постоянна, неизменна и бессмертна, что она существует вне тела и, соединяясь с ним, оживляет мертвую материю. Его ученик Аристотель учил, что душа присуща всем живым организмам, включая растения. По Демократу, душа материальна, состоит из атомов и смертна. Психологические знания стали необходимым компонентом современной культуры, и значение их будет возрастать.

Мы живем в исключительно напряженное время. Все большее количество людей не выдерживают этого напряжения. Катастрофически растет число нервно- психических заболеваний, преступников, алкоголиков, наркоманов, разводов, катастроф, самоубийств (в том числе среди детей и подростков!). А те, кому удается удержаться от срывов, "принимают удар на себя" в виде сердечно- сосудистых заболеваний, синдрома хронической усталости, бессонницы и неврозов.

Нашему обществу остро не хватает психологической культуры отношения к себе, к другим, к работе.

Ведь что значит психологическая культура в отношении самого себя, других? Это значит умение индивидуума правильно осознавать и оценивать в первую очередь себя, окружающее общество, мир. Ведь если ты знаешь свои психологические особенности, то проще и решить возникнувшие проблемы.

Зачастую психологические знания у нас откладываются уже на бессознательном уровне. Потому что некий жизненный опыт мы складываем в свои ячейки памяти и уже осознанно используем в дальнейшем.

Жизнь сама по себе очень часто предоставляет возможность накапливать знания психологии. Мы начинаем разбираться в себе, в людях, в ситуациях- и именно поэтому начинаем читать книги по психологии, размышлять, разговаривать. Знания нам эти нужны для построения отношений с родными, коллегами, друзьями, детьми. И также очень важно умение помочь в трудной ситуации хотя бы правильным словом.

Так же есть ряд профессий в которых необходимы азы психологии. Это те профессии когда напрямую идет общение с человеком.

Так же часто психологические приемы помогают нам наладить контакт с человеком. Например, используя прием, когда «подстраиваешь свои интонации, жестикуляцию» под собеседника для наиболее успешного решения вопроса.

В семейной психологии такие знания и навыки нам нужны чтоб уметь сглаживать острые углы, уметь идти на компромисс, в конце концов просто понимать слова и действия своего партнера.

Изучать детскую психологию мы конечно, чаще начинаем, когда появляются свои дети. Эти знания нам необходимы, что бы понимать почему так а не иначе поступил наш ребенок, зачем ему это? Умение понимать его психологический возраст и проблемы, связанные с воспитанием на том или ином этапе его жизни. И вот когда у нас появляются дети, мы еще больше начинаем понимать родителей.

В общении с окружающими людьми тоже нужно уметь применять те знания, уметь эмоционально «разгружаться», а не выливать свое «помойное ведро», набитое негативными эмоциями на головы окружающих (зачастую ни в чем не повинных) людей.

Таким образом, можно подвести итог. Психология нам нужна для того чтобы познать себя и может быть отчасти мир. Мы живем в то время, когда нам необходимы эти знания, ведь не зря их копили для нас много веков. И это нам поможет в некотором роде «разгрузить» себя и хотя бы своих близких.

Понять и помочь кому-то, не просто для галочки, а потому что ты можешь это сделать.


Подобные документы

    Становление психологии как самостоятельной научной дисциплины. Хронология этапов развития психологии. Развитие психологии и ее роль в жизни людей. Теоретическое и эмпирическое знание. Личность ученого и его роль в привнесении психологического знания.

    курсовая работа , добавлен 01.08.2011

    Исследование представлений о профессии в современной психологии. Представления людей о тех или иных объектах социальной или духов-ной культуры как предмет исследования в современной психологии. Образ будущей профессии у студентов ВУЗа.

    дипломная работа , добавлен 28.11.2002

    Происхождение слова "психология" и её история. Задача психологии - исследование психических явлений. Явления, изучаемые психологией. Проблемы психологии. Методы исследования в психологии. Отрасли психологии. Человек как предмет общей психологии.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2002

    Место психологии в системе наук. Предмет, объект и методы психологии. Структура современной психологии. Причины и закономерности поступков человека, законы поведения в обществе. Взаимосвязь психологии и философии. Отличие житейской психологии от научной.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    Отрасли фундаментальной психологии. Психологические проблемы разных этапов развития человека и проблемы образования. Психология различных видов трудовой деятельности. "Психологические приложения" гуманитарных наук и другие ветви прикладной психологии.

    реферат , добавлен 18.04.2011

    Объект современной психологии. Развитие и поддержка психологической науки. Интерес физиков к психологии. Отрасли современной психологии. Основы психологических знаний. Направления практической психологии. Общая психология и социальная психология.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2011

    Закономерности развития истории психологии. Эволюция психологического знания. Системы психологических методов. Взаимосвязь психологии с другими науками. Структура современной психологии. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2010

    Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и объект изучения социальной психологии, структура современной социальной психологии. Проблемы группы в социальной психологии. Общественные отношения и межличностные отношения, их сущность.

    учебное пособие , добавлен 10.02.2009

    Области психологического знания: научная и житейская (обыденная) психология. Взаимосвязь психологии и научно-технического прогресса. Теснейшее взаимоотношение психологии с педагогикой. Структура и отрасли современной психологии, ее в системе наук.

    реферат , добавлен 18.07.2011

    Основные различия житейских и научных психологических знаний. Житейские знания - конкретны, носят интуитивный характер, ограничиваются наблюдениями и размышлениями. Научные психологические знания - с методом эксперимента, обобщены и рациональны.