Ювелирная сеть ушедшая с российского рынка. Как вложить деньги в ювелирные украшения

Популярность ювелирных украшений в России растет с каждым днем, приобретая стихийный характер. Такая динамика в ближайшем будущем сможет побить рекорд ежегодного увеличения спроса на ювелирные изделия, который традиционно составляет 25% в год.

Однако потребителям стоит учесть, что драгоценные украшения не являются привлекательными объектами инвестиций, уступая во многом банковским золотым слиткам. Зачастую послепродажную стоимость ювелирных изделий приравнивают лишь к стоимости драгоценного лома.

Цепь золотая якорная

Необычное предложение делают посетителям экскурсоводы одного из крупнейших ювелирных заводов России «Адамас». Каждому желающему предлагается испытать свою силу и попробовать разорвать золотую цепочку толщиной 0,3 мм. Испортить драгоценность решается далеко не каждый. Но опытный эксперимент доказывает, что разорвать цепь такой толщины под силу взрослому здоровому мужчине. После установления результата драгоценность благополучно отправляется на переплавку.

Исходя из рассказов экскурсоводов, чем больше толщина цепочки, тем больший вес и применяемую к ней силу она сможет выдержать. Поразительно, но однажды на выставке золотых изделий с целью демонстрации качества своей продукции сотрудникам завода «Адамас» удалось протянуть автомобиль «девятку» на длинной цепочке толщиной 0,8 мм.

Это не единственный рекорд завода. В честь празднования 850-летия Москвы в цепевязальном цеху была изготовлена цепь длиной 850 м. Оказывается, в этом нет ничего сложного, ведь пока цепь плетется станком, ее сразу же наматывают на огромную катушку. Основной проблемой при установке рекорда стала транспортировка изделия. Сложность заключалась в том, чтобы переместить цепь, не запутав ее при этом.

Большой интерес также вызывает и рисунок изготавливаемой цепи. Якорный узор получается из круглых звеньев, а панцирный – из овальных изогнутых элементов. Узор формирует специальная программа, установленная на итальянских станках. Стоит отметить, что вся продукция завода производится на импортном оборудовании, технологические характеристики которого содержат ноу-хау предприятия, поэтому держатся в строжайшей тайне.

Чистота золота

Более сложную задачу предлагают посетителям завода в хранилище сырья. Каждый желающий может попробовать взять в руки настоящий золотой слиток. Оказывается, что кусок чистого золота весом 12 кг оторвать от стола одной рукой не под силу обычному человеку. К счастью, технология производства ювелирных украшений не предусматривает такие усилия со стороны работников.

Для изготовления изделий золотой слиток помещают в строгальный станок, где от него отделяют небольшие завитки. Для того чтобы будущие украшения не царапались и не изнашивались, к чистому золоту в строгой пропорции добавляют другие компоненты сплава, от которых зависит проба и цвет изделия. Полученный состав помещают сначала в одну, а затем в другую специальные печи, в которых формируется новый слиток. Из этого куска металла вытягивают проволоку диаметром от 0,2 до 1,8 мм, из которой в дальнейшем получаются звенья цепи.

Стоит отметить, что технология изготовления золотых цепочек на заводе сочетает в себе принципы машиностроения и металлургии.

Рождение нового украшения

В зависимости от сложности обработки материала и узора рисунка создание украшения от момента получения слитка до отгрузки готового изделия на склад занимает от одного до двух месяцев. В результате получаются цепочки и браслеты весом 0,3-70 г.

Во времена малиновых пиджаков вес некоторых цепей мог достигать от 100 до 200 г. Такие виды звеньев, как и другие ювелирные изделия, приходилось собирать вручную.
В наше время создание ювелирного шедевра требует отлаженной работы на каждом этапе. Сначала дизайнеры составляют эскиз будущего изделия, на основании которого мастера-модельеры изготавливают из латуни или серебра первый образец будущего украшения. Полученный прототип имеет большую ценность, так как в случае успешной продажи первой партии украшений, образец станет эталоном, на основании которого будет запущено серийное производство.

Затем прототип помещается на специальную ножку – литник и отправляется в цех резиновых форм. Там его опускают в блок из специальной мягкой резины, похожей на пластилин. Под давлением пресса резина вулканизируется, а мастер получает резиновую форму с заключенным внутри прототипом. Затем наступает один из самых ответственных моментов. Специалист по резиновым формам должен очень аккуратно разрезать полученное изделие пополам, чтобы извлечь из нее образец.

На следующем этапе в полученную резиновую матрицу с помощью специального оборудования заливают расплавленный воск, в результате застывания которого получается определенная форма украшения, например, фигурка Христа для крестиков. Используя метод плавления ножки-литника, ювелирный мастер помещает каждую фигурку на восковой цилиндр, который отправляет в литейный цех, где его заливают специальным раствором на основе мелкодисперсного гипса.

Дальнейшие преобразования скрыты от человеческих глаз. Гипсовую форму переносят в печь и подвергают температурной обработке (800 градусов). После того как воск полностью вытечет, в освободившиеся остывшие полости заливают сплав из золота. После застывания металла, гипсовую колбу аккуратно размывают мощной струей воды. Для того чтобы не повредить золотые детали, гипсовую форму ни в коем случае нельзя разбивать или пытаться расколоть ее механическим способом.

Для сборки готового изделия из полученных золотых деталей используются специальные инструменты: волосок золотого припоя и язычок пропановой горелки. При этом мастер должен обладать зорким зрением, чтобы выполнить сборку правильно.

Не все золото блестит

Стоит отметить, что после отделения готового изделия от формы, необработанное золото кажется тусклым и невзрачным. Для того чтобы украшение блестело, ему еще предстоит пройти специальную обработку.

Изделия сначала помещают в миксер с твердыми пластиковыми гранулами, потом с песком из измельченной скорлупы грецкого ореха. Затем промывают и полируют с помощью специальных крутящихся валиков.

Рабочий путь, усыпанный камнями

Незабываемое впечатление производит украшение изделия драгоценными камнями. Используя шестикратную лупу, мастер с особой точностью помещает крошечные камни в подготовленные лунки, а затем загибает микроскопические заусеницы вокруг, чтобы камень прочно держался на своем месте. Все операции производятся вручную и требуют особой концентрации и терпения. За одну смену мастер может обработать от 3 до 4 тысяч драгоценных камней.

Несмотря на распространенный стереотип о том, что к мелкому и рутинному труду больше предрасположен женский пол, ювелирами зачастую становятся именно мужчины.

Чтобы золото не осело по карманам

Побывав однажды на ювелирном заводе, невольно задумываешься о том, каким образом сотрудники избегают соблазна унести золото с собой, а руководству удается контролировать хищение имущества.

Менеджеры «Адамаса» поделились новым методом, позволяющим избежать краж на производстве. Вместо того чтобы заставлять работников раздеваться перед входом и выходом на производство, как это было в советское время, руководство завода ведет учет каждого грамма драгоценностей, выданных под роспись.

В конце рабочей смены сотрудник должен вернуть столько же золота и камней по весу, сколько ему было выдано в начале рабочего дня. Это позволяет работником свободно перемещаться по производственным цехам, имея при себе драгоценности. На первый взгляд, золото в неприглядной пластиковой миске в руках одного из сотрудников выглядит очень забавно.

Новые технологии старинного ремесла

Около двух лет назад завод внедрил новую технологию родирования, на основании которой с помощью электрохимических методов ювелирные украшения покрываются родием – драгоценным металлом из группы платиноидов. Эта технология позволяет повысить прочность изделия и придать ему белоснежный блеск.

Несколько лет назад такое новшество не пришлось по душе покупателям, так как украшения после прохождения родирования были похожи на обычную бижутерию. Сказались пережитки советского прошлого, когда человек хотел, чтобы все знали, что на нем надето именно золото. По мнению президента одного из крупнейших торговых сетей «Центр ювелир», в наши дни современная молодежь более лояльно относиться к новшествам и во главу угла ставит качество изделия, а не общественное мнение.

Золотая математика

Согласно данным российской Гильдии ювелиров, доход от розничной продажи драгоценных изделий в РФ ежегодно увеличивается на 20-25%. Мировой объем продаж в денежном эквиваленте составляет более 100 млрд. долларов.

Аналитики отмечают, что российский рынок ювелирных изделий не имеет четкой консолидации. Общее количество зарегистрированных предприятий, работающих в ювелирной отрасли, оставляет около 25 тысяч.

Согласно проведенному исследованию, эта сфера имеет ярко выраженную половую идентификацию клиентов. Около 70% покупателей являются женщинами, а остальные 30% — мужчины, которые приобретают украшения для своих спутниц.

Кроме этого, спрос на ювелирные украшения имеет сезонный характер. Наиболее востребованными золотая продукция становится в период праздников (Новый год, День всех влюбленных, Международный женский день). Спрос на обручальные кольца, например, возрастает во время свадебной поры (весной и осенью).

Специалисты также отмечают, что при покупке украшений клиенты чаще всего руководствуются эмоциями, поэтому спрогнозировать очередное импульсивное увеличение спроса очень тяжело.

Согласно данным социологического опроса, проведенного среди россиян, ювелирные украшения заняли пятую позицию в топе подарков после сувениров, спиртных напитков, игрушек и парфюмерии. Примечательно, что драгоценные украшения обогнали мобильные телефоны и различные гаджеты.

При этом наиболее востребованными, по сравнению с другими видами украшений, стали кольца и серьги из драгоценных металлов (22% и 18% от общего объема спроса).

Динамика спроса

По мнению известного итальянского ювелира Паолы Валентини, ювелирная отрасль подвержена определенной цикличности. Так называемые макротенденции имеют срок около 30 лет, а микротенденции – примерно 3 года.

На примере российского рынка, макротенденцию можно заметить в падении спроса на броши, которые стали менее популярны. А микротенденции, которые в силу их короткого срока, замечать проще, прослеживаются в падении спроса на черные бриллианты. Популярность этого вида камней появилась во времена 1990 годов среди криминальных группировок и длилась около 3-4 лет. Печатки с черными бриллиантами были отличительным знаком одной из бандитских группировок Московской области. Этот знак и стал роковой меткой местных авторитетов, из-за которой их легко вычисляли враги. После смерти членов группировки мода на черные бриллианты быстро прошла.

Драгоценные металлы всегда в моде

Изменение спроса со временем коснулось и драгоценных металлов. Например, в начале 1990 годов в России особой популярностью пользовались изделия из золота 585 пробы, которые имели красный оттенок. Со временем российский потребитель перешел на желтый иностранный металл. А в последнее время страну захлестнула мода на украшения из белого золота.

Примечательно также то, что платина и палладий до сих пор являются для российского потребителя менее востребованными. Только два российских ювелирных завода в Красноярске и Екатеринбурге занимаются производством изделий из этих металлов. При этом существуют определенные проблемы с соблюдением правил их пробирования и клеймения.

Лучшие друзья девушек – не только бриллианты

По данным исследования, наиболее востребованными драгоценными камнями традиционно остаются бриллианты, которые составляют третью часть всего объема продаж ювелирной отрасли.

Однако в последнее время в оформлении изделий ювелиры все чаще стали использовать большую палитру камней, в том числе аквамарины, гранаты, топазы, кораллы и пр.
Большую популярность также приобретают украшения с рубинами насыщенных цветов.

Ювелирная география

Большинство ювелирных заводов России используют в изготовлении украшений драгоценные камни из разных частей света. В то же время многие иностранные ювелиры предпочитают работать с бриллиантами из якутских алмазов.

Несмотря на ежегодное повышение спроса на иностранные ювелирные изделия, импорт готовых украшений занимает малую долю общего объема ювелирного рынка РФ.
Стоит отметить, что российский потребитель отдает предпочтение отечественным изделиям. Поэтому пользуясь этим, некоторые ювелирные заводы выдают иностранное сырье, из которого изготовлена их продукция, за отечественное.

Заграничные диковинки

Агентство «Русская ювелирная сеть» предоставило данные о том, что в 2006 году в России продали импортных ювелирных изделий в количестве 1,5 млн. Этот показатель можно сравнить с динамикой российского производства ювелирной продукции, но стоит учесть, что на экспорт отечественных изделий поставляются сущие крохи.

Россияне активно покупают золотые украшения из разрекламированной Бразилии, яркие таиландские изделия с пестрыми самоцветами, престижные дизайнерские красивости из Италии, а также изыски домов с мировым именем – «Тиффани», «Ван Клиф», «Картье». Главный по масштабам импорта поставщик – Италия. Почти пятьдесят процентов ввозимых «заморских» изделий производится в Италии, а это составляет около 5 т различных украшений. Второе место разделили Таиланд и Турция. Европейские производители ювелирной индустрии проникают на российский рынок легально и официально, азиатские же фабрики своей продукцией заполняют прилавки, отправляя ее в страну в сумках неизвестных «челноков». Аналитики сообщают, что находящийся в тени рынок украшений уже превысил на 4 % легальный импорт, который виден в таможенной статистике.

Строгий контроль качества — выбор россиян

Но и Восток не слишком сильно влияет на отечественный рынок ювелирных новшеств. Большая часть жителей России выбирает отечественные украшения. Около 70% россиян доверяют производителям «ювелирки» именно из России. Известно, что конечный покупатель не интересуется наименованием производителей в 50% случаев. Эксперты выразили мнение, что такая ситуация обусловлена верой продавцов не в добросовестность заводов-соотечественников, а в правильность работы госконтроля над российским оборотом золота. Эксперт Сергей Алхазов сообщил, что только в России пробирный надзор устанавливает клеймо 585 на кольцо или другое изделие лишь в случае, когда содержание золота на несколько единиц больше, итальянцы же ставят 585 как условную цифру. Можно купить итальянскую диковинку с почетным клеймом 585, а получить вещь с реальным содержанием золота, которое соответствует в лучшем случае 500 пробе. Алхазов также предупредил, что качество драгоценностей из других стран вообще не поддается критике, очень часто даже камень в украшении оказывается полустеклом.

За границей, как говорят эксперты, забота о качестве изделия полностью возлагается на плечи продавца. У нас же любые аферы с драгметаллами и дорогостоящими камнями влекут за собой уголовную ответственность, которую в итоге несет производитель. Единственная гарантия качества зарубежных ювелирных изделий – известное имя продавца. Стоит отметить, что цены в бутиках с высоким уровнем, таким как у Bvlgary, соответствующие.

Хитрости российских заводов

Благодаря хорошему отношению покупателей, современные российские заводы всячески допускают некоторые производственные хитрости. Они применяют толлинговую схему, которая на данный момент разрешена законодательством. Отечественные ювелиры вывозят часть сырья в страны Азии, пользуются там дешевой рабочей силой фирм-партнеров, а затем провозят в Россию готовые изделия. Впоследствии такой продукт преподносится для российских потребителей как собственный, причем абсолютно законно. Проконтролировать масштабы вышеуказанного явления практически невозможно.

У российских потребителей также есть свои самобытные особенности. Соотечественницы имеют привычку собирать определенный комплект украшений, а леди с Запада покупают просто приглянувшиеся серьги, не задумываясь и не волнуясь о том, что у нее в наличии нет подходящего ожерелья. Но главенствующий мировой тренд добрался уже и до России. И дело тут не в брендах и пристрастиях, а в отношении. Ранее ювелирные изделия были настоящим сокровищем, они передавались от бабушки к внучке. Сейчас ювелирное украшение – рядовой аксессуар. Драгоценность, которая принадлежит к сегменту массмаркет, не имеет какого-либо инвестиционного смысла.

Цель – красота!

Во времена Советского Союза покупка ювелирного изделия считалась достаточно серьезным денежным вложением. Принадлежащая гражданину дорогая брошь или массивная «обручалка» одновременно числилась по закону частью «золотовалютного фонда» немалой страны. На практике, как объяснил Сергей Алхазов, это обозначало непреходящую ликвидность драгоценность. Человек осознавал, что покупая товар из золота, он через полгода продаст его дороже. Нередко ювелирные изделия бывали в дефиците.

Времена СССР прошли, а цены на драгоценные металлы только выросли. Сейчас лишь 9% покупателей золотых товаров считают такую покупку выгодным капиталовложением.

Сегодня вернуть небольшую часть средств, которые были вложены в украшение, можно в скупочных государственных конторах. В таких госструктурах украшения принимают по цене лома драгоценных металлов. Отказать на просьбу о приеме изделия госструктура права не имеет. Немного дороже готовы выкупить хорошо выглядящие кольца в комиссионных магазинах. Такие магазинчики есть в крупных ювелирных сетях. Товаровед оценивает бывшее в употреблении изделие, выставляет его на продажу по более низкой, чем у новых украшений, цене. Владелец кольца может воспротивиться мнению товароведа, потребовать увеличение цены, оплатить магазину стоимость хранения продукции и ждать продажу его собственности.

Ломбарды традиционно все, что им приносят, оценивают в копейки. Товар им, по сути, не нужен, он является подстраховкой, что им вернут одолженные деньки с немалыми процентами.

Если провести сравнение приобретения драгоценности не с действующими инвестиционными инструментами, а с какими-либо потребительскими товарами, то картина получается вовсе не удручающей. Золотое колечко через год сохраняет достойный запас ликвидности, что несравнимо с потертым мобильным телефоном неактуальной модели или поношенной кофтой.

Как не прогадать с вложением средств?

Очень дорогостоящее украшение является отличным вложением средств. Такие изделия делают и мировые, и отечественные бренды, которые специализируются на эксклюзиве. К таким организациям относится фирма «Сирин», ювелирный дом Марины Цой. Еще в 1998 году талантливые и оригинальные художники-ювелиры Максим Вознесенский и Ирина Дорофеева выдумали уникальный способ презентации драгоценных украшений – своеобразный театр. Их задумка отлично работала. На данный момент это единственная отечественная фирма по производству, которая тягается с мировыми брендами на Международной выставке в Базеле. Девять лет работы новаторов «Ювелирного театра» принесли миру 10 удивительных коллекций. Многие украшения изготавливаются вручную, некоторые делаются в единственном экземпляре.

Производство эксклюзивных украшений очень отличается от серийного производства, даже высокоуровневого. Мастер ювелирного дела получает от дизайнера подробный эскиз модели, сам создает еще более тщательный чертеж и только потом начинает работать. Золото 750-й пробы выбирается для заготовки, а затем мастер вырезает все ненужные детали. Какие-либо формы не применяются. Одна элитарная модель создается от двух недель до нескольких месяцев.

Ювелирное изделие – красивая инвестиция!

Художник-ювелир Михаил Вознесенский утверждает, что существует три составляющие, которые делают ювелирное изделие полноправным объектом для инвестиций: дорогой качественный камень, ремесло профессионального уровня, достойный дизайн. Вознесенский сообщил, что уже был ряд случаев, когда продукция производства «Ювелирного театра» перепродавалась по намного превышающей первоначальную цене. С точки зрения инвестиций, выгоднее вкладывать сбережения в крупный бриллиант, чем в любой художественный изыск. Только вот отечественные производители не предлагают купить «просто бриллиант», а только бриллиант в оправе. Однако если ценовые границы камня очень велики, эта огранка существенного значения не имеет.

Золотые украшения, продаваемые в рознице, за последние пять лет полегчали на четверть, сообщили "Российской газете" в Гильдии ювелиров России.

Вкус у россиян улучшается, и массивные цепи как признак успеха постепенно выходят из моды. Фото: Виктор Васенин/РГ

Люди покупают все более легкие по весу изделия. Например, серьги-шары, полые цепи или фактически проволочные, а не цельнолитые кольца.

"Если пять лет назад средний вес золотых изделий был 2,6 грамма, то сейчас - 1,9 грамма. То есть украшения стали легче на 27 процентов", - рассказывает гендиректор Гильдии ювелиров России Эдуард Уткин.

Покупатели экономят, так как доходы снизились и не растут. Спрос на ювелирные изделия в этом году упал, отмечает он.

Сэкономить покупатели могут и другими способами. На рынке получили широкое распространение синтетические вставки. Их использование позволяет существенно снизить стоимость изделий.

Магазины регулярно предоставляют скидки, которые порой доходят до 70 процентов. Перед Новым годом ювелирные салоны также будут продавать украшения со скидками. Но дело не только в экономии, считают эксперты "Российской газеты".

С одной стороны, золотые украшения были признаком благосостояния, но сейчас у многих нет возможности покупать дорогие украшения, говорит директор Агентства социальной информации Елена Тополева. С другой стороны, изменились эстетические предпочтения. "У нас уже массивные золотые украшения стало не так престижно носить. Это еще и улучшение вкуса наших граждан", - отмечает она.

За пять лет средний вес 
ювелирных изделий упал 
на 27 процентов

Меняются также экономические мотивы покупки ювелирных украшений. "Снижение веса может свидетельствовать о том, что население перестает воспринимать золотые украшения в качестве инструмента инвестиций", - говорит руководитель отдела мониторинговых исследований ВЦИОМ Олег Чернозуб. Стремление приобрести тяжелые золотые украшения в качестве страховки на крайний случай отходит на второй план. Это значит, что население убеждено в том, что экономика стабильна, делает вывод эксперт.

Люди в целом стали меньше сберегать и покупают все больше и больше новых вещей, причем таких, которые нужно регулярно менять. В результате золото вытесняется другими товарами, например гаджетами.

"Хитроумная и тонконастроенная реклама побуждает людей постоянно обновлять свои бытовые приборы, автомобили. Кто-то, например, покупает дешевые устройства, а кто-то гоняется за дорогими новинками. Причем последующие поколения тех же гаджетов могут быть не лучше предыдущих", - говорит Елена Тополева.

Но расширенное потребление взамен "золотых" сбережений просто другая крайность. Не очень хорошо, что люди тратят лишние деньги на совершенно ненужные вещи. К тому же такое поведение в целом вредит планете. "Мы стимулируем производство все новых и новых вещей, которые просто замусоривают окружающую среду. Об этом тоже стоит подумать, прежде чем что-то купить", - советует Тополева.

Но если уж очень хочется заполучить какую-то новую вещь, эксперты подсказывают другой способ. Сегодня есть масса возможностей взять в аренду бытовую технику, мебель, гаджеты. Можно посмотреть, попробовать и оценить, так ли необходим вожделенный предмет или не стоит тратить кровные на ненужное.

За последние 3 года работы с ювелирами изучил всю подноготную этого бизнеса, поэтому с удовольствием раскрою вам 10 секретов, зная которые, вы сможете покупать колечки с бриллиантами по самой низкой цене и с бесплатной доставкой на дом.


И так, поехали по порядку:

1. Скидки 30%, 50% и более - это фейк
Розничные магазины прилагают максимум усилий, чтобы заставить вас поддаться эмоциям и совершить покупку здесь и сейчас. Наценка на ювелирные украшения доходит до 500%, поэтому они пишут завышенную старую цену и ставят новую со скидкой хоть 80%, но это не исключает того, что в соседнем магазине это изделие лежит дешевле даже без скидки. Не поддавайтесь эмоциям, скорей всего вы найдете это изделие по цене на 10-20%, а то и 50% ниже.

2. Цены в магазинах кардинально отличаются
Важно понимать, что магазины являются оптовыми покупателями у ювелирных производств. У каждого магазина своя оптовая цена. У кого-то ниже, у кого-то выше, в зависимости от условий работы. Поэтому не стоит удивляться, что и цены на одни и те же изделия, могут в разы отличаться.

3. Как найти точно такое же изделие в другом магазине дешевле
Если вам в магазине приглянулось изделие, то менеджер без лишних вопросов подскажет его производителя. Купить это изделие напрямую не получится, так как производители не работают с физ.лицами, но зато по артикулу этого изделия в интернете или на сайте производителя можно с легкостью узнать, где ещё найти это украшение.

Обязательно: если вы выбираете украшение в интернет-магазинах, то сравнивайте цены с другими онлайн-магазинами. Делается так: у понравившегося изделия копируете артикул, вводите в поисковик и сравниваете, кто за сколько продает это изделие. Сравнив даже по одному изделию, можно легко понять, у кого какая наценка.

Для примера возьмем кольцо из красного золота с 1 бриллиантом на , цена 14 770 руб:

Теперь копируем артикул, вбиваем в поиск Яндекса и смотрим цены этого же кольца на других сайтах:

Вот так с легкостью можно определить, кто какую наценку делает на изделия. И такая наценка на абсолютно все изделия ассортимента.

4. Пожизненная гарантия, пробирный надзор и прочие сертификаты соответствия
С одной стороны это важная информация, с другой - каждое производство сегодня даёт пожизненную гарантию, в обязательном порядке регистрируется в пробирной палате и имеет все необходимые сертификаты. Ни один предприниматель, работающий с ювелиркой в России, не может работать без этих документов. Поэтому если в каком-то месте вам это выдают за какое-то невероятное конкурентное преимущество, то скорей всего они пытаются отвести ваше внимание от завышенной цены:)

5. В интернет-магазинах цены дешевле
За последние 3 года появилось бесконечное множество ювелирных интернет-магазинов. Во многих из них условия покупки гораздо выгодней, чем в обычных салонах. Они могут предлагать и бесплатную доставку на дом, и примерку при получении, и оплату любым удобным способом и много-много всего. Если для вас покупка ювелирного украшения осознанный шаг, а не спонтанная покупка, то при покупке в интернет-магазине можно очень хорошо сэкономить. Хотя и с ними будьте внимательней, порой и там наценка может быть просто космической.

6. Лучше всего продается "масовка"
Лучше всего в ювелирке продаётся "масовка". Обычно это ничем не примечательные легковесные изделия с полудрагоценными камнями, которые производят уже все, кто только может. Как говорится, "любит наш народ всякое говно". Но как бы то ни было, это "говно" лучше всего продается, а значит большая часть витрин магазинов забита
именно этими изделиями.

7. Производители воруют друг у друга модели украшений
Сейчас я вам раскрою главный секрет. Самое дорогостоящее при создании нового украшения, это его дизайн и 3д-модель. Мелкие кустарные производства не могут себе позволить эту роскошь, и тупо воруют 3д-модели украшений, производя на свет именно ту самую "масовку". Соответственно нормальные производители держат в штате 3д-модельеров-ювелиров и придумывают каждый месяц новые украшения. Рождение на свет новых изделий обходится очень дорого, поэтому производители отбивают свои затраты тем, что выпускают эти изделия только с драгоценными камнями, которые увеличивают стоимость новых изделий, а соответственно и заложенную прибыль. Поэтому каждый производитель при выходе новых коллекций пытается как можно раньше и больше сбыть своих изделий. Как только его изделия скопируют другие, выпустив их с полудрагами, производитель начинает сильно терять в продажах. И начинается гонка за новыми украшениями. Предприятия пытаются найти баланс между новыми укашениями и масовкой. Все пытаются подсмотреть друг у друга, кто-что производит. Это бесконечный процесс на ювелирных производствах, который доходит до паранои.

8. Чем дороже изделие, тем больше на нем зарабатывает магазин
Зачастую магазины не заморачиваются в наценках и тупо умножают оптовую цену на 2 или 3. Это порождает гигантскую наценку на дорогие изделия. Одно дело, когда изделие стоит в рознице 3000 руб, и тут наценка даже в 2000 руб не кажется страшной. А вот если изделие стоит 150 тыс или больше миллиона, то там маржа с одной продажи может достигать невероятных размеров. Поэтому если вы покупаете дорогое изделие, обязательно спрашивайте дополнительную скидку и будьте уверены, что вам её дадут. А в случае покупки украшения стоимостью более миллиона рублей, директор магазина или владелец производства вам лично привезет её домой с бутылкой шампанского и букетом цветов.

9. Новинки ищите на ювелирных выставках
Все самые новые трендовые украшения можно найти на ювелирных выставках. Самая крупная из них JUNWEX проходит каждый год в сентябре. Большую часть стендов там занимают наши костромские ювелиры.

10. Бесплатная доставка до дверей
Интернет-магазины зачастую больше мотивированы на сервис, нежели чем офлайновые салоны продаж. Они не видят клиента вживую и не могут уговорить его купить здесь и сейчас. Поэтому вынуждены предлагать дополнительный сервис, который может быть удобен для покупателя. А это может быть бесплатная доставка изделия вам домой, возможность примерки и отказа от изделия, оплата при получении и всевозможные подарки. Обязательно изучайте условия покупки в интернет-магазине. Зачем подстраиваться под магазин и платить больше, когда есть те, кто предлагают хорошие условия и хорошую цену.

P.S.: Напомню, что я живу в Костромской области, в которой работает более 1200 ювелирных предприятий и которую по праву называют Ювелирной столицей. Ну а если это перевести на человеческий язык, то примерно 9 из 10 изделий, которые вы видите на полках ювелирных магазинов - это изделия, сделанные в Костроме;)

P.P.S.: Самые низкие цены на ювелирные украшения только в магазине

Цены на ювелирные украшения за год выросли вдвое. Чтобы выжить в кризис, сети сокращают закупку импортного товара, увеличивают количество серебра на прилавках и закрывают точки. «Секрет» выяснил, как меняется консервативный рынок в кризис.

Потеря клиентов

По данным Гильдии ювелиров России, за год цены на ювелирные изделия выросли на 50%. В июле этого года аналитическая компания Watcom подсчитала , что трафик в столичных торговых центрах снизился за год в среднем на 6%. Самое худшее положение - у средних и небольших торговых центров, где трафик упал почти на 17%. В таких условиях игрокам приходится пересматривать ассортимент и закрывать точки.

«Сейчас всё зависит от умения компании работать на низком трафике», - говорит операционный директор сети «Адамас» Дмитрий Баранов. В мае компании удалось вернуться к небольшому росту продаж благодаря точечной программе лояльности. «Мы подбираем ассортимент и ценовое предложение в зависимости от расположения каждого конкретного магазина. Например, наш магазин на Маросейке имеет совершенно отличный товарный запас от того, что на Тверской», - объясняет Баранов.

В течение 2015 года число ювелирных магазинов сократилось в стране на 25%. Некоторые игроки решили полностью уйти в онлайн. Так, российский бренд ювелирных украшений Alchemia Jewellery в конце 2014 года закрыл два своих монобрендовых магазина и сосредоточился на продажах через партнёрские интернет-магазины. «У таких магазинов есть своя искушённая аудитория, которая приходит как раз за необычными изделиями, как у нас. Отказ от розничных точек и продвижение в интернете сыграли нам на руку - сейчас наши продажи растут», - признаётся сооснователь бренда Игорь Комов.

Фотография: Артем Геодакян/TASS

Импортозамещение

На фоне падения спроса на украшения сократились и объёмы производства. По оценкам аналитической компании BusinesStat, начиная с 2010 года в стране каждый год объёмы производства росли на 27%, а в 2014 году этот показатель снизился до 8,4%.

«Производство сократили все, - утверждает первый вице-президент ювелирного дома «Эстет» Андрей Панфёров. - Кто-то в два раза, кто-то на 10–15%, кто-то на 30%. Если говорить о нас, то мы сократили его примерно на 20% в натуральной величине».

При этом сильно сократился и импорт ювелирных украшений. В первом квартале этого года его объём был в два с половиной раза меньше, чем в аналогичный период 2014 года. «До кризиса больше 60% продукции в магазинах было импортного происхождения - очень много привозили из Юго-Восточной Азии как официально, так и неофициально. Сегодня из-за курса покупать импорт стало невыгодно. Думаю, что к зиме нашей и привозной продукции на рынке будет поровну», - продолжает Панфёров. Он уверен, что оставшиеся без импорта крупные сети обратятся к отечественным производителям.

Отказаться от сотрудничества с зарубежными партнёрами в сети «Адамас» решил после того, как стоимость $1 превысила 50 рублей. На прилавках магазинов ритейлера ещё можно найти импортные украшения, но их доля стремится к нулю.

«Спрос на ювелирные украшения в целом упал на 45%, а, в частности, на импортные изделия - на все 70%, - объясняет генеральный директор Гильдии ювелиров России Эдуард Уткин. - Сети всё больше закупают у российских производителей - по моим оценкам, импорт на рынке сейчас занимает не больше 20%. Импортные производители вернутся на рынок, когда курс рубля укрепится. Однако пока никаких прогнозов по укреплению рубля нет. Я считаю, импортозамещение будет продолжаться в ближайшие 10–12 лет».

По словам Уткина, благодаря снижению стоимости работы в долларовом эквиваленте российские производители должны укрепить свои позиции на зарубежных рынках. Если металлы и камни во всём мире привязаны к доллару, то работа мастера - к локальной валюте.

Ставка на дешёвые материалы

Рубль начал падать ещё в 2013 году, и вместе с тем стали меняться предпочтения россиян. Два года назад изделия из серебра вышли в лидеры по популярности и с тех пор не сдают своих позиций. На втором месте остаются изделия из золота. «Конечно, серебро также подорожало, но в серебряных дизайнерских украшениях цена материала растворяется в стоимости за работу, так что удорожание в полтора или даже два раза не может серьёзно увеличить цену готового серебряного изделия», - рассказывает основатель бренда ювелирных изделий Natalia Bryantseva Наталья Брянцева.

Основная доля рынка ювелирных украшений приходится на средний и низкий ценовой сегмент, а элитные изделия составляют лишь 10%. Участники рынка прогнозируют снижение качества изделий в недорогих магазинах. «Производители массового сегмента чаще будут делать украшения из золота самой низкой пробы, сократят количество бриллиантов в изделиях и снизят другие характеристики украшений, в которых покупатель не очень разбирается», - уверен основатель екатеринбургского бренда ювелирных украшений Kozmas Кузьма Кузьмичёв.

«Сахарок» . По словам основательницы компании Светланы Ефремовой, перспективы ниши очевидны: «За год многое изменилось - если раньше мне с трудом удавалось находить новые марки, то сейчас стабильно раз в день я получаю сообщения от молодых дизайнеров».

Тем не менее многие участники рынка настроены пессимистично. Настоящее сокращение рынка произойдёт в следующем году. «Не секрет, что Новый год - самый лучший период для ювелирной отрасли. Все хотят его захватить. По тем разговорам, которые мы слышим на выставках, многие собираются сворачивать свой ювелирный бизнес уже после праздников», - заключает Дмитрий Баранов.

Фотография на обложке: Артем Геодакян/TASS

Осознанное потребление добралось и до рынка роскоши. Драгоценности покупают не только потому, что «красиво и хочется» - они становятся объектом вложения средств. Надя Менделевич, геммолог, редактор vogue.ru и куратор частных коллекций драгоценностей, дает советы, как правильно инвестировать в ювелирные украшения.

Не будем лукавить: ювелирная индустрия всегда развивалась благодаря стремлению людей продемонстрировать собственное благосостояние. Каким бы чудесным ни был камень сам по себе, желание владеть им определяется не только его красотой, но и ценой, подчеркивающей статус владельца. А что происходит со стоимостью камня после покупки: она падает или растет? Можно ли приобретать ювелирные украшения, не теряя денег и даже зарабатывая? Вполне. И для этого не обязательно быть в списке Forbes. Рассмотрим стратегии внутри бюджета, сравнимого с годовой зарплатой начинающего финансового аналитика, - £ 40 тысяч.

Покупка украшения, которое почти не будет терять в цене

уровень сложности: низкий

бюджет: от £ 3 тысяч до £ 10 тысяч

Проще всего покупать культовые украшения, которыми минимум пять лет хотят владеть все. Есть несколько коллекций известных марок, украшения из которых почти не потеряют в цене на вторичном рынке. Идеальный пример - коллекция Alhambra, которую выпускают Van Cleef & Arpels. Второе и третье места делят украшения Cartier в виде гвоздей и линия B.Zero у Bvlgari. Ранней весной и поздней осенью выходят лимитированные выпуски: если повезет, популярное украшение в редкой версии не опустится в стоимости даже на вполне гуманные в коварном мире ювелиров 20%. Некоторые марки активно вкладываются в промоушн, определяя моду и формируя стабильный спрос на свои хиты. Волны народной любви хватает и на те драгоценности этих марок, которые покинули родной бутик десять лет назад. Главный минус таких покупок - никакой оригинальности.


Кольцо Just un Clou, Cartier. 3050 фунтов, на вторичном рынке Лондона – от 2200.

Покупка простого украшения, которое не потеряет в цене

уровень сложности: средний

бюджет: от £ 5 тысяч до £ 15 тысяч

Для тех, кто не привык подчиняться моде и живет по принципу less is more, существует таблица Рапапорта и шкалы цветности и чистоты бриллиантов. Звучит страшно, но на деле - не сложнее классификации тарифов авиакомпаний. Разобравшись в этом, стоит обратить внимание на повседневные украшения с бриллиантами цветности F–G (практически бесцветные) и чистоты VVS2–VS1 или VS2 (включения не видны без лупы), которые можно купить у малоизвестных ювелиров, заказывающих камни на бирже и отдающих предпочтение коммерческим сертификатам Интернациональной геммологической лаборатории (IGL). А вот сертификат GIA, который является на рынке золотым стандартом, не обязателен: чем переплачивать за него, лучше выгадать пару лишних десятых карата.

На верхней границе бюджета этого уровня имеет смысл обратиться за консультацией к геммологу (его услуги стоят порядка £ 500) и найти симпатичный светло-желтый бриллиант, который имеет все шансы подорожать. За те же деньги можно нанять эксперта другого рода - историка ювелирного искусства, который поможет выбрать достойную старинную драгоценность. Чем выше коллекционное значение такого украшения (необычный, но яркий образец моды 1910-х годов будет стоить дороже классики 1850-х), тем увереннее оно ведет себя как инвестиция. Кстати, антикварная драгоценность стоимостью более £ 5 тысяч, скорее всего, существует в единственном экземпляре.


Серьги с сапфирами и бриллиантами, мастерская Giovane. Подобные вам сделают на заказ за £7-15 тысяч. Окончательную стоимость определяет качество сапфиров

Покупка необычного украшения, которое вырастет в цене

уровень сложности: высокий

бюджет: от £ 15 тысяч до £ 40 тысяч

На верхней границе бюджета этого уровня можно найти заметный (от карата весом) желтый бриллиант. В отличие от бесцветных собратьев до пяти карат весом, даже мелкие цветные бриллианты растут в цене - их можно рассматривать как инвестицию. На этом же уровне имеет смысл обратить внимание на цветные драгоценные камни. Рубины, сапфиры, колумбийские изумруды, австралийские опалы и натуральные александриты высших характеристик и весом от двух карат - не просто потраченные деньги, но и вклад. Здесь не обойтись без сертификатов: приоритет у GIA, AGL и IGL. Если выбор падает на украшение со знаменитым клеймом, то первосортные цветные драгоценные камни являются как минимум гарантией сохранения высокой стоимости. Обратившись к частному ювелиру, можно получить украшение, которое, скорее всего, подорожает уже за первый год. С увеличением бюджета растут и шансы покупки вещи музейного уровня на антикварном рынке.

На этом уровне стоит быть осторожнее с полудрагоценными камнями: вероятность ошибиться в прогнозах велика. Во-первых, последнее время в Африке открывают все больше и больше месторождений, в которых добывают самоцветы, считавшиеся очень редкими и дорогими еще три года назад. Во-вторых, в спрос на полудрагоценные камни вмешивается мода. Популярность разновидности самоцвета за счет модного оттенка может вырасти на пару сезонов. Рыночные цены поднимутся, но инвестиционный потенциал так и останется незначительным.


Кольцо с бриллиантами и изумрудами, созданное в 1920-х годах. Оценочная стоимость £15-20 тысяч, коллекция Jewellery Atelier

На верхнем фото: инвестиционный бриллиант более 50 карат весом в мастерских Chopard.