Трудовая деятельности в подготовительной группе конспекты занятий. Конспект НОД по трудовой деятельности «Готовимся ко дню рождения» (подготовительная группа)

Михайлова Светлана Анатольевна
Конспект занятия по трудовому обучению для детей подготовительной группы «Служба быта «Солнышко»

Программное содержание :

1. Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников, договариваться о распределении работы, осуществлять контроль и самоконтроль качества действий при выполнении общей работы.

2. Развивать положительные и нравственные качества трудолюбие и аккуратность . Воспитывать ответственное отношение к труду и бережное отношение к игрушкам.

4. Закреплять умения правильно пользоваться материалом и оборудованием для труда , соблюдая технику безопасности.

3. Формировать убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда .

4. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в процессе труда , желание прийти на помощь, положительное отношение к собственному труду и труду своих сверстников .

Материалы и оборудование : почтовая посылка, тряпочки, фартуки, хозяйственное мыло, подносы, клеенка, веревка для сушки белья, прищепки, конверт от Феи Чистоты с листами - заявками, тазы.

Организация труда :

1 этап. Постановка трудовой задачи .

Дети вместе с воспитателем вспоминают пословицы и поговорки о труде . Неожиданно воспитатель вспоминает, что в группу еще утром почтальон принес почтовую посылку. Просит младшего воспитателя принести ее и предлагает рассмотреть.

Воспитатель : Прочитайте, дети, откуда к нам пришла посылка? (дети читают и узнают, что посылка из Москвы) .

Воспитатель : А, что вы знаете об этом городе, расскажите (дети коротко рассказывают)

Воспитатель : Интересно, что там лежит. А вам, ребята, интересно? (дети открывают посылку и достают оттуда : фартуки, тряпочки, мыло, веревку, прищепки).

Воспитатель : Как вы думаете, для чего это все нам нужно? (дети отвечают, что в фартуках наводят порядок, убираются, мыло, чтобы постирать, веревка и прищепки, чтобы повесить белье, тряпочки, чтобы вытирать пыль, мыть посуду или игрушки)

Воспитатель : Но это еще не все, здесь письмо. (Предлагает прочитать от кого письмо, дети читают и выясняют, что письмо от Феи Чистоты)

Воспитатель читает письмо, в котором Фея Чистоты предлагает открыть в группе службу быта по уборке помещения «Солнышко » .

Воспитатель : Дети, какие службы по оказанию помощи населению вы знаете? (служба спасения , газовая служба , пожарная служба , милиция, скорая помощь)

Воспитатель : А как вы понимаете, что такое служба быта ? (дети отвечают) . Правильно, служба быта оказывает помощь людям по стирке белья, ремонту одежды, уборке помещений. Воспитатель обращает внимание детей на листочки с картинками - заявки и предлагает в них разобраться. Выяснили, что всего 4 заявки, значит нужно разделиться на 4 бригады.

1 бригада - протирает пыль в шкафчиках и расставляет красиво игрушки

2 бригада - моет кукольную посуду

3 бригада - стирает кукольное белье

4 бригада - моет стульчики

Дети самостоятельно делятся на 4 группы и по считалке выбирают бригадира. Воспитатель сама себя назначает директором службы быта . Просит бригадиров подойти к столу и вытянуть для своей бригады листочек-заявку, на которой написано, какая бригада что будет выполнять. После этого предлагает каждой бригаде обсудить, какое оборудование, какие материалы и сколько необходимо взять с собой для выполнения заявки. Предлагает распределить обязанности : кто что будет делать, говорит, что от работы каждого в отдельности будет зависит качество выполненной работы всей бригады.

Воспитатель предлагает подойти к своим рабочим местам и начать работу. Но прежде, чем начать трудиться , дети вместе с воспитателем вспомнили правила безопасного обращения с предметами труда .

2 этап. Руководство трудом . В ходе трудовой деятельности воспитатель дает советы, помогает в организации, напоминает порядок работы; спрашивает, как дети распределили обязанности по труду , оказывает индивидуальную помощь. Наблюдая за деятельностью детей , следит за действием детей по отношению друг к другу, призывая к вежливому и доброжелательному отношению. Напоминает пословицы о труде : Терпение и труд все перетрут . Плохо делать только переделывать и тд.

3 этап. Завершение работы. Подведение итогов работы. Оценка выполнения заявки. Воспитатель следит, чтобы после завершения работы дети навели порядок на рабочих местах, все материалы и оборудование убрали на место. Затем предлагает полюбоваться на результаты нашей работы. Бригадиры по очереди рассказывают, что они сделали, дают собственную оценку деятельности своей бригады.

Воспитатель : Каждый из вас делал свое маленькое дело, но все вместе вы сделали большое дело. Вот какая чистота и красота теперь в помещении. Я, как директор службы быта , выношу вам благодарность за оказанные услуги. Спасибо всем работникам службы быта . Наша служба «Солнышко » будет продолжать свою деятельность.

Конспект проведения трудовой деятельности в подготовительной группе «Хозяйственно - бытовой труд с куклой «Замарашкой»

Задачи:

Учить детей определять растения требующие уход, делать вывод о недостатке каких-либо условий, находить способ оздоровления, Уточнить и закрепить знание детей о приемах ухода за растениями, о последовательности работы. Продолжать воспитывать у детей интерес к растениям желание наблюдать и ухаживать за ними.

Учить детей помогать взрослым, поддерживать порядок в группе: вытирать пыль, мыть игрушки.

Оборудование: комнатные растения, тазик с водой, тряпочки, клеенки, клеенчатые фартуки, лейки, палочки для рыхления, пульверизатор, чистые листы бумаги, клей, ножницы, книги для ремонта, кукла " Замарашка ", музыкальное сопровождение.

Методические приемы: игровые (кукла " Замарашка "); словесные (беседа, рассказ, вопросы похвала); наглядные: показ, способ, уход; практические: самостоятельная деятельность детей .

Группа заранее подготовлена к трудовой деятельности. Столы покрыты клеенкой. На первом столе тазик с водой для мытья игрушек, а на втором столе тазик с водой для протирания пыли, на третьем столе комнатные растения, палочки для рыхления, тряпочки, пульверизатор, лейка с водой. На спинках стульев клеенчатые фартуки. На четвертом столе книги для подклейки, клей, ножницы, клееночки, тряпочки, чистые листы бумаги.

Ход НОД :

Воспитатель: Дети, к вашему приходу наша кукла " Замарашка " хотела успеть сделать уборку в группе, полить цветы, подклеить книги, привести себя в порядок, но она устала и просит, чтобы мы ей помогли.

Ну как, мы будем помогать нашей "Замарашке "?

Дети: Поможем

Воспитатель: Давайте покажем, как мы умеем ухаживать за растениями, как умеем наводить порядок, подклеивать книги и обтирать пыл. Но сначала расскажем и покажем, какие у нас в группе есть комнатные растения.

Воспитатель спрашивает у детей название комнатных растений и хвалит за правильный ответ.

Воспитатель: Ребята, комнатные растения - живые. Они живут, как мы с вами. Поэтому чтобы растения не заболели за ними нужно ухаживать.

Воспитатель: Дети давайте поделимся на три команды, так мы быстрее справимся с нашей задачей. Первая команда будут "Мышками" ,вторая команда будут "Голубками", третья команда Белочки".

"Мышки" должны разрыхлить землю в горшках с комнатными растениями, протереть листочки от пыли, полить сухие растения.

"Голубки"- мыть игрушки и расставлять их по полкам.

"Белочки "- подклеить книги и привести в порядок книжный уголок.

звучит мелодичная музыка

Воспитатель: Дети наденьте все фартуки и найдите цветы и игрушки, книги, которые нуждаются в вашем уходе!

Воспитатель: Вспомним, как нужно выжимать тряпку - чтобы вода в тряпке не оставалась; как разрыхлить землю - аккуратно, не повреждая корни; как подклеиваем книги- отрезаем полоски, наносим на бумажные полоски клей и приклеиваем к поврежденной части книги, лишний клей вытираем тряпочкой.

(Воспитатель помогает детям в процессе работы)

Воспитатель: Дети, а кто знает пословицы о труде?

Дети:

“Труд – всему отец”

“Работа трудна, да трудовой хлеб слаще меда”

“Кто работает, тот и хлеба поест”

“Труд, труд и еще раз труд – вот где огромное богатство”

“Только труд кормит человека”

“Без труда нет и покоя”

“Без труда нет жизни на земле”

“Друг сделал – телу легче, сам сделал – душе легче”

Воспитатель: А кто знает стих о труде?

Дети:

Веселая работа

Папа для мамы сажает цветок.

Мама для бабушки вяжет платок.

Бабушка гладит Катины платья.

Катя стирает панамки для братьев.

Братья для всех мастерят самолет.

Весело в доме работа идет.

А почему? Это дело понятное:

Весело делать.

Друг другу приятное.

Воспитатель: Молодцы! Проходит с куклой " Замарашкой ", смотрит, как дети выполняют поручения и говорит детям, что Кукла тоже хочет стать чистой. Что нужно сделать?

Дети: Нужно куклу помыть, а вещи выстирать.

Воспитатель: А что для этого нужно?

Дети: Тазик с водой, мыло, пеленка.

Воспитатель: А как мы будем мыть?

Дети: Нужно посадить куклу в тазик и намылить, потом смыть мыло и обтереть пеленкой. А вещи замочить, намылить и потереть, потом сполоснуть и повесить сушиться на натянутую веревку.

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: Ребята, все закончили работу? Молодцы, какие! Спасибо, ребята! Растения, игрушки и книги вас тоже благодарят и Кукла " Замарашка " тоже рада тому, какая она чистая.

Воспитатель: Видите, ребята, мы сделали доброе дело, помогли кукле " Замарашке "

А если и дома будете так помогать, тогда ваши родители будут очень рады, что их дети выросли и стали большими помощниками.

Итог проведенной работы: Чем мы сегодня занимались? кому помогали? Мы справились с заданием?


Конспект занятия по трудовому воспитанию "Игрушки любят чистоту"

Цель: формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

Задачи:

    Закреплять и совершенствовать умения, приобретенные ранее в трудовой деятельности.

    Содействовать овладению культурой выполнения деятельности (соблюдая три правила труда: костюм чистый, рабочее место чистое, результат труда чистый)

    Содействовать обогащению развития у ребенка интереса к деятельности взрослых; желание оказывать помощь, создавая в труде положительную атмосферу.

Материалы: грязные игрушки, мешок, тазы, столы, скамейка, мыльницы с мылом, губки, салфетки, ведра с водой; персонаж Мишка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

1. Беседа о любимых игрушках

Воспитатель:

Ребята, послушайте я вам прочитаю стихотворение:

Пусть игрушки дружат с нами

Обижать мы их не станем

Поиграем, а потом

Все на место уберём

Сами мы себе поможем

По местам мы их разложим

Игрушки не люди, но все понимают

И очень не любят, когда их ломают!

Воспитатель:

А расскажите, какие игрушки у вас самые любимые? Хотите поиграть с нашими игрушками? Игрушки стоят на своих местах и ждут нас!
Собирается народ, паровоз гудок дает ту-ту: "Мы едем, едем, едем. В далекие края, Хорошие соседи, веселые друзья!"

2. Мишка с мешком.

(В группе сидит Мишка с мешком, через него видно, что в мешке игрушки. Дети встают вокруг Мишки).

Воспитатель:

Здравствуй, Мишка?! Мишка, мы хотели поиграть,а ты наши игрушки в мешок положил?

Мишка:

Нет, я не брал. Здесь у меня игрушки, но они медвежат. Медвежата почему-то не хотят с ними играть. Я вам принес, не пойму, чего им не нравится?

(Воспитатель достает игрушку из мешка, ставит на поднос, брезгливо).

Воспитатель:

Конечно, кто же с такой грязнулей захочет играть? Как помочь медвежатам, ведь скучно им без игрушек? А мы то сами поиграть хотели! Что же будем делать? Играть или для медвежат добро сделаем?

Да, медвежата маленькие, неуклюжие. А мы выросли, уже почти старшие, мы можем с игрой подождать!

Основная часть

1. Игра "Стираем".

Физкультминутка (Имитация движений).

Стираем, стираем, стираем целый день.

И снова на работу готовы, ли идти?

Полощем, полощем, полощем целый день.

Смотрите, ручки, ножки, устали ли они?

Отжимаем, отжимаем, отжимаем целый день.

Смотрите, ручки, ножки, устали ли они?

И снова на работу готовы ли идти?

Развешиваем, развешиваем, развешиваем целый день.

Смотрите, ручки, ножки, устали ли они?

И снова на работу готовы ли идти?

2. Беседа о процессе труда.

Воспитатель:

Что же мы решили с вами сделать? (Вымыть игрушки для медвежат).

Мишка:

Да, я тоже догадался, что надо вымыть, даже таз уже приготовил. (Достает из мешка). Наливайте воду и мойте! Сделайте быстренько и будете в свои игры играть!

Воспитатель:

Мишка, ты не торопись. Одного таза мало, игрушек то у тебя много! Итак, мы задумали вымыть игрушки. Покажите на своем лице, что с радостью будете делать добро медвежатам. Мы сейчас все приготовим, я уверена, что каждый из вас справится с этим делом!

3. Готовим рабочее место.

Иди, Рита, выстави все тазы, пожалуйста на скамейку, чтобы ребятам было удобно брать. Ксюша и Глеб, положите на стол мыльницы с мылом. Настя, иди разложи губки. А Ольга Ивановна нам нальет в ведра воды.

Посмотрите на себя, готовы руки работать? А голова готова?

Идите, готовьте свои места, потом подходите к Мишке, он даст вам игрушку. А вы сделаете ее чистой и поставите на салфетку сушиться.

(Дети готовят места, помощник воспитателя наливает воду в тазы, тем, кто организовал рабочее место).

4. Процесс труда.

Самостоятельный процесс труда.

Воспитатель:

Кто закончил, убирайте все, чистые игрушки поставьте на салфетку рядом с Мишкой, пусть он посмотрит на ваше старание!

Заключительная часть

Минутка тишины (стихи).

Воспитатель:

Послушайте, наши ребята знают стихотворение о дружбе.

В. Викторов.

Дружат пчелка и цветок.

Дружат лист и мотылек.

Дружат реки и леса.

Дружат солнце и весна.

Дружат звезды и луна.

Дружат в море корабли.

Дружат дети всей земли!

Воспитатель:

Веселое стихотворение? А почему дружат пчелка и цветок? А почему дружат солнце и весна?

3. Оценка результата труда.

Мы скоро с вами пойдем на улицу и проверим, кто же с кем там дружит? А сейчас подойдём к Мишке. Посмотрите на игрушки, какие они стали? Приятно медвежатам будет с ними играть? Катя, стала у тебя игрушка чистой? Лиза, расскажи, как ты сделала игрушку чистой?

Воспитатель:

Ну вот, Мишка, мы обещали тебе помочь, мы сделали, пусть твои медвежата с радостью играют в чистые игрушки, ну а мы пойдем гулять.

Мишка: Спасибо вам!

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Конспект НОД по трудовому воспитанию. Данное занятие было проведено на открытом мероприятии «Делимся опытом».

Цель: Учить детей помогать взрослым, поддерживать порядок в группе.

Программные задачи:

  • Совершенствовать умение детей мыть игрушки, вытирать их.
  • Формировать привычку к здоровому образу жизни.
  • Умение взаимодействовать в коллективе, договариваться об объёме работы каждого.
  • Доводить начатое дело до конца.
  • Воспитывать трудолюбие, ответственность за порученное дело, аккуратность.

Методы и приёмы: Разъяснения, напоминание, беседа, игровой момент, советы, показ, положительный пример, практические действия по уборке, поощрения, художественное слово, музыкальное сопровождение, экспериментирование.

Предшествующая работа: Знакомство с правилами совместной работы; с пословицами и поговорками; беседы: «Наш дом - наведем порядок в нём», «Маленькое дело -лучше большого безделья»; слушание музыкальных произведений; чтение В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок», Я. Аким «Неумейка», С. Михалков «Все сам», А. Барто «Девочка чумазая», сказки «Золушка».

Оборудование: Клеенки для стола, тазики, тряпочки, полотенца, губки,клеенчатые фартуки, кукла Золушка, посуда игрушечная, строительный материал, конверт с заданиями, картинки, кроссворд о профессиях,предметы для игры «Отбери предметы для труда», угощение для детей.

Ход занятия

Воспитатель:

Я люблю, когда мы утром
Всем при встрече говорим
С Добрым утром! Добрый день!

Давайте поздороваемся с нашими гостями. (Дети здороваются). Ребята, обратите внимание, кто у нас в группе спит. Это Золушка. Когда вы были дома, готовились к приходу в детский сад, наша Золушка хотела успеть сделать уборку в группе и пойти на бал. Но видимо она устала и уснула. Ну что, будем ее будить или сами попробуем за нее все сделать?

Дети: Сами попробуем все сделать.

Воспитатель: Давайте вспомним, кто в сказке помогает Золушке рассортировать крупу, убираться в доме.

Дети: Мыши и голуби.

Воспитатель: Ребята, а что это рядом с Золушкой? (Конверт). Это конверт, а на нем написано «Пока не сделаешь все мои задания, на бал не пойдешь!» Как вы думаете, от кого это письмо?

Дети: От злой мачехи.

Воспитатель: Я предлагаю помочь Золушке, выполнить все задания.

Задание №1

  • Это картинки. Нам надо рассказать, что изображено на них.
  • Что изображено на картине? Чем занимаются дети и взрослые? (Семья собирает овощи, фрукты в огороде).
  • А вот на этой картинке, что вы видите? (Дети в детском саду обедают. Некоторые дети уже поели и убирают за собой посуду со стола).
  • А сейчас я хочу вам прочитать историю про двух девочек, а вы мне потом скажите, какая из девочек стала взрослее.
  • Одна девочка надела бусы, мамины туфли, накрасила губы и говорит «Я уже большая!». Вторая девочка в то же время убрала игрушки, сложила книжки, подмела пол и тоже сказала «Я уже стала большая». Так что же делает маленьких, большими?
  • Какая из девочек стала взрослее? Почему?

А это задание посложнее.

Задание №2. Это кроссворд. Если мы правильно решим кроссворд, то в заштрихованных клетках по горизонтали можно узнать главное слово. Дети отгадывают кроссворд и находят слова - отгадки (слова написаны на бумаге и приклеиваются на липучке).

Загадки

1. Ходит в белом колпаке
С поварёшкою в руке.
Он готовит нам обед:
Кашу, щи и винегрет. (Повар)

2. Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь —
Как лечиться, знает... (врач)

3. У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще - мольберт-треножник,
Потому что я … (художник)

4. Все дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает он, что я - … (Шофёр)

5. Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель —
Проведет урок. .. (учитель)

6. Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)

7. Палочкой помашет -
Хищники пляшут.
Нахмурит лицо -
Лев прыгнет в кольцо.
Он что, регулировщик?
Нет, это... (дрессировщик)

8. Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит... (строитель)

9.Не художник он, но краской
Пахнет неизменно,
По картинам он не мастер - Мастер он по стенам! (Маляр).

Физ.минутка «Дружно маме помогаем».

Дружно маме помогаем -
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.

Задание №3. Игра «Отбери предметы для труда».

На столе разложены предметы, надо отбирать только те, которые пригодятся для работы. Дети откладывают: фартуки, нарукавники, тазы, тряпочки, клеёнку, полотенце. (Оставляют игрушки, канцтовары).

Задание №4.

Воспитатель : Злая мачеха велит Золушке вымыть посуду и строительный материал. Чтобы выполнить последнее задание, нам надо надеть фартуки. Мальчики будут мыть строительный материал, а девочки кухонную посуду и раскладывать по местам. Предлагаю перед началом работы вспомнить основные правила труда:

  1. Нельзя отвлекаться.
  2. Любое задание выполнять аккуратно, доводить начатое дело до конца.
  3. Помогать товарищам, если они отказываются от помощи, не мешать.

Напоминаю процесс работы:

  1. Застилаю стол клеёнкой, чтобы не намочить стол.
  2. Наливаю в таз водички.
  3. Беру в левую руку посуду, в правую - тряпочку, опускаю его в воду, и мою со всех сторон. Далее передаю другому ребёнку, который будет эту посуду протирать полотенцем, следующий ребенок складывает на место.

Дети приступают к работе. Воспитатель помогает советом, иногда показывает способ действия. В случае необходимости воспитатель перераспределяет трудовые обязанности. После работы, дети убирают за собой салфетки, губки, фартуки.

Кукла Золушка просыпается, удивляется, радуется.

Золушка: Спасибо ребята, что вы выручили меня, выполнили все задания, которые приготовила для меня злая мачеха. Сейчас я с спокойной душой могу отправиться на бал. А если вы и дома будете так помогать своим родителям, то они будут очень рады, что их дети выросли и стали большими помощниками. До свидания, дети!

Воспитатель провожает Золушку, и вместе с детьми подводим итог:

Воспитатель : Видите, ребята мы сделали доброе дело, помогли Золушке, много сделали полезного, работали дружно, помогали друг другу. Не зря в народе говорят: «Дружно - не грузно!». А еще говорят «Терпенье и труд - все перетрут!» В группе стало чисто, красиво и светло. Давайте вспомним, что же мы для этого сделали? Чем мы занимались?

  • Мыли игрушки (посуду), строительный материал, протирали их, раскладывали по местам.
  • Как вы думаете, почему мы работу сделали быстро?
  • Правильно, все работали дружно, согласованно, помогали друг другу в работе.

Воспитатель : З а такую работу Золушка хочет вас отблагодарить.

Раздаётся угощение для детей.

Источники:

1. А. М. Виноградова, Г. Н. Година. «Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду». Москва «Просвещение» 1987 г.

2. В. Г. Нечаева. «Воспитание дошкольника в труде». Москва «Просвещение» 1983 г.