Михайлова Светлана Анатольевна
Конспект занятия по трудовому обучению для детей подготовительной группы «Служба быта «Солнышко»
Программное содержание :
1. Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников, договариваться о распределении работы, осуществлять контроль и самоконтроль качества действий при выполнении общей работы.
2. Развивать положительные и нравственные качества трудолюбие и аккуратность . Воспитывать ответственное отношение к труду и бережное отношение к игрушкам.
4. Закреплять умения правильно пользоваться материалом и оборудованием для труда , соблюдая технику безопасности.
3. Формировать убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда .
4. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в процессе труда , желание прийти на помощь, положительное отношение к собственному труду и труду своих сверстников .
Материалы и оборудование : почтовая посылка, тряпочки, фартуки, хозяйственное мыло, подносы, клеенка, веревка для сушки белья, прищепки, конверт от Феи Чистоты с листами - заявками, тазы.
Организация труда :
1 этап. Постановка трудовой задачи .
Дети вместе с воспитателем вспоминают пословицы и поговорки о труде . Неожиданно воспитатель вспоминает, что в группу еще утром почтальон принес почтовую посылку. Просит младшего воспитателя принести ее и предлагает рассмотреть.
Воспитатель : Прочитайте, дети, откуда к нам пришла посылка? (дети читают и узнают, что посылка из Москвы) .
Воспитатель : А, что вы знаете об этом городе, расскажите (дети коротко рассказывают)
Воспитатель : Интересно, что там лежит. А вам, ребята, интересно? (дети открывают посылку и достают оттуда : фартуки, тряпочки, мыло, веревку, прищепки).
Воспитатель : Как вы думаете, для чего это все нам нужно? (дети отвечают, что в фартуках наводят порядок, убираются, мыло, чтобы постирать, веревка и прищепки, чтобы повесить белье, тряпочки, чтобы вытирать пыль, мыть посуду или игрушки)
Воспитатель : Но это еще не все, здесь письмо. (Предлагает прочитать от кого письмо, дети читают и выясняют, что письмо от Феи Чистоты)
Воспитатель читает письмо, в котором Фея Чистоты предлагает открыть в группе службу быта по уборке помещения «Солнышко » .
Воспитатель : Дети, какие службы по оказанию помощи населению вы знаете? (служба спасения , газовая служба , пожарная служба , милиция, скорая помощь)
Воспитатель : А как вы понимаете, что такое служба быта ? (дети отвечают) . Правильно, служба быта оказывает помощь людям по стирке белья, ремонту одежды, уборке помещений. Воспитатель обращает внимание детей на листочки с картинками - заявки и предлагает в них разобраться. Выяснили, что всего 4 заявки, значит нужно разделиться на 4 бригады.
1 бригада - протирает пыль в шкафчиках и расставляет красиво игрушки
2 бригада - моет кукольную посуду
3 бригада - стирает кукольное белье
4 бригада - моет стульчики
Дети самостоятельно делятся на 4 группы и по считалке выбирают бригадира. Воспитатель сама себя назначает директором службы быта . Просит бригадиров подойти к столу и вытянуть для своей бригады листочек-заявку, на которой написано, какая бригада что будет выполнять. После этого предлагает каждой бригаде обсудить, какое оборудование, какие материалы и сколько необходимо взять с собой для выполнения заявки. Предлагает распределить обязанности : кто что будет делать, говорит, что от работы каждого в отдельности будет зависит качество выполненной работы всей бригады.
Воспитатель предлагает подойти к своим рабочим местам и начать работу. Но прежде, чем начать трудиться , дети вместе с воспитателем вспомнили правила безопасного обращения с предметами труда .
2 этап. Руководство трудом . В ходе трудовой деятельности воспитатель дает советы, помогает в организации, напоминает порядок работы; спрашивает, как дети распределили обязанности по труду , оказывает индивидуальную помощь. Наблюдая за деятельностью детей , следит за действием детей по отношению друг к другу, призывая к вежливому и доброжелательному отношению. Напоминает пословицы о труде : Терпение и труд все перетрут . Плохо делать только переделывать и тд.
3 этап. Завершение работы. Подведение итогов работы. Оценка выполнения заявки. Воспитатель следит, чтобы после завершения работы дети навели порядок на рабочих местах, все материалы и оборудование убрали на место. Затем предлагает полюбоваться на результаты нашей работы. Бригадиры по очереди рассказывают, что они сделали, дают собственную оценку деятельности своей бригады.
Воспитатель : Каждый из вас делал свое маленькое дело, но все вместе вы сделали большое дело. Вот какая чистота и красота теперь в помещении. Я, как директор службы быта , выношу вам благодарность за оказанные услуги. Спасибо всем работникам службы быта . Наша служба «Солнышко » будет продолжать свою деятельность.
Конспект проведения трудовой деятельности в подготовительной группе «Хозяйственно - бытовой труд с куклой «Замарашкой»
Задачи:
Учить детей определять растения требующие уход, делать вывод о недостатке каких-либо условий, находить способ оздоровления, Уточнить и закрепить знание детей о приемах ухода за растениями, о последовательности работы. Продолжать воспитывать у детей интерес к растениям желание наблюдать и ухаживать за ними.
Учить детей помогать взрослым, поддерживать порядок в группе: вытирать пыль, мыть игрушки.
Оборудование: комнатные растения, тазик с водой, тряпочки, клеенки, клеенчатые фартуки, лейки, палочки для рыхления, пульверизатор, чистые листы бумаги, клей, ножницы, книги для ремонта, кукла " Замарашка ", музыкальное сопровождение.
Методические приемы: игровые (кукла " Замарашка "); словесные (беседа, рассказ, вопросы похвала); наглядные: показ, способ, уход; практические: самостоятельная деятельность детей .
Группа заранее подготовлена к трудовой деятельности. Столы покрыты клеенкой. На первом столе тазик с водой для мытья игрушек, а на втором столе тазик с водой для протирания пыли, на третьем столе комнатные растения, палочки для рыхления, тряпочки, пульверизатор, лейка с водой. На спинках стульев клеенчатые фартуки. На четвертом столе книги для подклейки, клей, ножницы, клееночки, тряпочки, чистые листы бумаги.
Ход НОД :
Воспитатель: Дети, к вашему приходу наша кукла " Замарашка " хотела успеть сделать уборку в группе, полить цветы, подклеить книги, привести себя в порядок, но она устала и просит, чтобы мы ей помогли.
Ну как, мы будем помогать нашей "Замарашке "?
Дети: Поможем
Воспитатель: Давайте покажем, как мы умеем ухаживать за растениями, как умеем наводить порядок, подклеивать книги и обтирать пыл. Но сначала расскажем и покажем, какие у нас в группе есть комнатные растения.
Воспитатель спрашивает у детей название комнатных растений и хвалит за правильный ответ.
Воспитатель: Ребята, комнатные растения - живые. Они живут, как мы с вами. Поэтому чтобы растения не заболели за ними нужно ухаживать.
Воспитатель: Дети давайте поделимся на три команды, так мы быстрее справимся с нашей задачей. Первая команда будут "Мышками" ,вторая команда будут "Голубками", третья команда Белочки".
"Мышки" должны разрыхлить землю в горшках с комнатными растениями, протереть листочки от пыли, полить сухие растения.
"Голубки"- мыть игрушки и расставлять их по полкам.
"Белочки "- подклеить книги и привести в порядок книжный уголок.
звучит мелодичная музыка
Воспитатель: Дети наденьте все фартуки и найдите цветы и игрушки, книги, которые нуждаются в вашем уходе!
Воспитатель: Вспомним, как нужно выжимать тряпку - чтобы вода в тряпке не оставалась; как разрыхлить землю - аккуратно, не повреждая корни; как подклеиваем книги- отрезаем полоски, наносим на бумажные полоски клей и приклеиваем к поврежденной части книги, лишний клей вытираем тряпочкой.
(Воспитатель помогает детям в процессе работы)
Воспитатель: Дети, а кто знает пословицы о труде?
Дети:
“Труд – всему отец”
“Работа трудна, да трудовой хлеб слаще меда”
“Кто работает, тот и хлеба поест”
“Труд, труд и еще раз труд – вот где огромное богатство”
“Только труд кормит человека”
“Без труда нет и покоя”
“Без труда нет жизни на земле”
“Друг сделал – телу легче, сам сделал – душе легче”
Воспитатель: А кто знает стих о труде?
Дети:
Веселая работа
Папа для мамы сажает цветок.
Мама для бабушки вяжет платок.
Бабушка гладит Катины платья.
Катя стирает панамки для братьев.
Братья для всех мастерят самолет.
Весело в доме работа идет.
А почему? Это дело понятное:
Весело делать.
Друг другу приятное.
Воспитатель: Молодцы! Проходит с куклой " Замарашкой ", смотрит, как дети выполняют поручения и говорит детям, что Кукла тоже хочет стать чистой. Что нужно сделать?
Дети: Нужно куклу помыть, а вещи выстирать.
Воспитатель: А что для этого нужно?
Дети: Тазик с водой, мыло, пеленка.
Воспитатель: А как мы будем мыть?
Дети: Нужно посадить куклу в тазик и намылить, потом смыть мыло и обтереть пеленкой. А вещи замочить, намылить и потереть, потом сполоснуть и повесить сушиться на натянутую веревку.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: Ребята, все закончили работу? Молодцы, какие! Спасибо, ребята! Растения, игрушки и книги вас тоже благодарят и Кукла " Замарашка " тоже рада тому, какая она чистая.
Воспитатель: Видите, ребята, мы сделали доброе дело, помогли кукле " Замарашке "
А если и дома будете так помогать, тогда ваши родители будут очень рады, что их дети выросли и стали большими помощниками.
Итог проведенной работы: Чем мы сегодня занимались? кому помогали? Мы справились с заданием?
Конспект занятия по трудовому воспитанию "Игрушки любят чистоту"
Цель: формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Закреплять и совершенствовать умения, приобретенные ранее в трудовой деятельности.
Содействовать овладению культурой выполнения деятельности (соблюдая три правила труда: костюм чистый, рабочее место чистое, результат труда чистый)
Содействовать обогащению развития у ребенка интереса к деятельности взрослых; желание оказывать помощь, создавая в труде положительную атмосферу.
Материалы: грязные игрушки, мешок, тазы, столы, скамейка, мыльницы с мылом, губки, салфетки, ведра с водой; персонаж Мишка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
1. Беседа о любимых игрушках
Воспитатель:
Ребята, послушайте я вам прочитаю стихотворение:
Пусть игрушки дружат с нами
Обижать мы их не станем
Поиграем, а потом
Все на место уберём
Сами мы себе поможем
По местам мы их разложим
Игрушки не люди, но все понимают
И очень не любят, когда их ломают!
Воспитатель:
А расскажите, какие игрушки у вас самые любимые? Хотите поиграть с нашими игрушками? Игрушки стоят на своих местах и ждут нас!
Собирается народ, паровоз гудок дает ту-ту: "Мы едем, едем, едем. В далекие края, Хорошие соседи, веселые друзья!"
2. Мишка с мешком.
(В группе сидит Мишка с мешком, через него видно, что в мешке игрушки. Дети встают вокруг Мишки).
Воспитатель:
Здравствуй, Мишка?! Мишка, мы хотели поиграть,а ты наши игрушки в мешок положил?
Мишка:
Нет, я не брал. Здесь у меня игрушки, но они медвежат. Медвежата почему-то не хотят с ними играть. Я вам принес, не пойму, чего им не нравится?
(Воспитатель достает игрушку из мешка, ставит на поднос, брезгливо).
Воспитатель:
Конечно, кто же с такой грязнулей захочет играть? Как помочь медвежатам, ведь скучно им без игрушек? А мы то сами поиграть хотели! Что же будем делать? Играть или для медвежат добро сделаем?
Да, медвежата маленькие, неуклюжие. А мы выросли, уже почти старшие, мы можем с игрой подождать!
Основная часть
1. Игра "Стираем".
Физкультминутка (Имитация движений).
Стираем, стираем, стираем целый день.
И снова на работу готовы, ли идти?
Полощем, полощем, полощем целый день.
Смотрите, ручки, ножки, устали ли они?
Отжимаем, отжимаем, отжимаем целый день.
Смотрите, ручки, ножки, устали ли они?
И снова на работу готовы ли идти?
Развешиваем, развешиваем, развешиваем целый день.
Смотрите, ручки, ножки, устали ли они?
И снова на работу готовы ли идти?
2. Беседа о процессе труда.
Воспитатель:
Что же мы решили с вами сделать? (Вымыть игрушки для медвежат).
Мишка:
Да, я тоже догадался, что надо вымыть, даже таз уже приготовил. (Достает из мешка). Наливайте воду и мойте! Сделайте быстренько и будете в свои игры играть!
Воспитатель:
Мишка, ты не торопись. Одного таза мало, игрушек то у тебя много! Итак, мы задумали вымыть игрушки. Покажите на своем лице, что с радостью будете делать добро медвежатам. Мы сейчас все приготовим, я уверена, что каждый из вас справится с этим делом!
3. Готовим рабочее место.
Иди, Рита, выстави все тазы, пожалуйста на скамейку, чтобы ребятам было удобно брать. Ксюша и Глеб, положите на стол мыльницы с мылом. Настя, иди разложи губки. А Ольга Ивановна нам нальет в ведра воды.
Посмотрите на себя, готовы руки работать? А голова готова?
Идите, готовьте свои места, потом подходите к Мишке, он даст вам игрушку. А вы сделаете ее чистой и поставите на салфетку сушиться.
(Дети готовят места, помощник воспитателя наливает воду в тазы, тем, кто организовал рабочее место).
4. Процесс труда.
Самостоятельный процесс труда.
Воспитатель:
Кто закончил, убирайте все, чистые игрушки поставьте на салфетку рядом с Мишкой, пусть он посмотрит на ваше старание!
Заключительная часть
Минутка тишины (стихи).
Воспитатель:
Послушайте, наши ребята знают стихотворение о дружбе.
В. Викторов.
Дружат пчелка и цветок.
Дружат лист и мотылек.
Дружат реки и леса.
Дружат солнце и весна.
Дружат звезды и луна.
Дружат в море корабли.
Дружат дети всей земли!
Воспитатель:
Веселое стихотворение? А почему дружат пчелка и цветок? А почему дружат солнце и весна?
3. Оценка результата труда.
Мы скоро с вами пойдем на улицу и проверим, кто же с кем там дружит? А сейчас подойдём к Мишке. Посмотрите на игрушки, какие они стали? Приятно медвежатам будет с ними играть? Катя, стала у тебя игрушка чистой? Лиза, расскажи, как ты сделала игрушку чистой?
Воспитатель:
Ну вот, Мишка, мы обещали тебе помочь, мы сделали, пусть твои медвежата с радостью играют в чистые игрушки, ну а мы пойдем гулять.
Мишка: Спасибо вам!
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Конспект НОД по трудовому воспитанию. Данное занятие было проведено на открытом мероприятии «Делимся опытом».
Цель: Учить детей помогать взрослым, поддерживать порядок в группе.
Программные задачи:
- Совершенствовать умение детей мыть игрушки, вытирать их.
- Формировать привычку к здоровому образу жизни.
- Умение взаимодействовать в коллективе, договариваться об объёме работы каждого.
- Доводить начатое дело до конца.
- Воспитывать трудолюбие, ответственность за порученное дело, аккуратность.
Методы и приёмы: Разъяснения, напоминание, беседа, игровой момент, советы, показ, положительный пример, практические действия по уборке, поощрения, художественное слово, музыкальное сопровождение, экспериментирование.
Предшествующая работа: Знакомство с правилами совместной работы; с пословицами и поговорками; беседы: «Наш дом - наведем порядок в нём», «Маленькое дело -лучше большого безделья»; слушание музыкальных произведений; чтение В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок», Я. Аким «Неумейка», С. Михалков «Все сам», А. Барто «Девочка чумазая», сказки «Золушка».
Оборудование: Клеенки для стола, тазики, тряпочки, полотенца, губки,клеенчатые фартуки, кукла Золушка, посуда игрушечная, строительный материал, конверт с заданиями, картинки, кроссворд о профессиях,предметы для игры «Отбери предметы для труда», угощение для детей.
Ход занятия
Воспитатель:
Я люблю, когда мы утром
Всем при встрече говорим
С Добрым утром! Добрый день!
Давайте поздороваемся с нашими гостями. (Дети здороваются). Ребята, обратите внимание, кто у нас в группе спит. Это Золушка. Когда вы были дома, готовились к приходу в детский сад, наша Золушка хотела успеть сделать уборку в группе и пойти на бал. Но видимо она устала и уснула. Ну что, будем ее будить или сами попробуем за нее все сделать?
Дети: Сами попробуем все сделать.
Воспитатель: Давайте вспомним, кто в сказке помогает Золушке рассортировать крупу, убираться в доме.
Дети: Мыши и голуби.
Воспитатель: Ребята, а что это рядом с Золушкой? (Конверт). Это конверт, а на нем написано «Пока не сделаешь все мои задания, на бал не пойдешь!» Как вы думаете, от кого это письмо?
Дети: От злой мачехи.
Воспитатель: Я предлагаю помочь Золушке, выполнить все задания.
Задание №1
- Это картинки. Нам надо рассказать, что изображено на них.
- Что изображено на картине? Чем занимаются дети и взрослые? (Семья собирает овощи, фрукты в огороде).
- А вот на этой картинке, что вы видите? (Дети в детском саду обедают. Некоторые дети уже поели и убирают за собой посуду со стола).
- А сейчас я хочу вам прочитать историю про двух девочек, а вы мне потом скажите, какая из девочек стала взрослее.
- Одна девочка надела бусы, мамины туфли, накрасила губы и говорит «Я уже большая!». Вторая девочка в то же время убрала игрушки, сложила книжки, подмела пол и тоже сказала «Я уже стала большая». Так что же делает маленьких, большими?
- Какая из девочек стала взрослее? Почему?
А это задание посложнее.
Задание №2. Это кроссворд. Если мы правильно решим кроссворд, то в заштрихованных клетках по горизонтали можно узнать главное слово. Дети отгадывают кроссворд и находят слова - отгадки (слова написаны на бумаге и приклеиваются на липучке).
Загадки
1. Ходит в белом колпаке
С поварёшкою в руке.
Он готовит нам обед:
Кашу, щи и винегрет.
(Повар)
2. Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь —
Как лечиться, знает...
(врач)
3. У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще - мольберт-треножник,
Потому что я …
(художник)
4.
Все дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает он, что я -
… (Шофёр)
5. Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель —
Проведет урок.
.. (учитель)
6. Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это?
(Космонавт)
7. Палочкой помашет -
Хищники пляшут.
Нахмурит лицо -
Лев прыгнет в кольцо.
Он что, регулировщик?
Нет, это...
(дрессировщик)
8. Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит...
(строитель)
9.Не художник он, но краской
Пахнет неизменно,
По картинам он не мастер -
Мастер он по стенам!
(Маляр).
Физ.минутка «Дружно маме помогаем».
Дружно маме помогаем -
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
Задание №3. Игра «Отбери предметы для труда».
На столе разложены предметы, надо отбирать только те, которые пригодятся для работы. Дети откладывают: фартуки, нарукавники, тазы, тряпочки, клеёнку, полотенце. (Оставляют игрушки, канцтовары).
Задание №4.
Воспитатель : Злая мачеха велит Золушке вымыть посуду и строительный материал. Чтобы выполнить последнее задание, нам надо надеть фартуки. Мальчики будут мыть строительный материал, а девочки кухонную посуду и раскладывать по местам. Предлагаю перед началом работы вспомнить основные правила труда:
- Нельзя отвлекаться.
- Любое задание выполнять аккуратно, доводить начатое дело до конца.
- Помогать товарищам, если они отказываются от помощи, не мешать.
Напоминаю процесс работы:
- Застилаю стол клеёнкой, чтобы не намочить стол.
- Наливаю в таз водички.
- Беру в левую руку посуду, в правую - тряпочку, опускаю его в воду, и мою со всех сторон. Далее передаю другому ребёнку, который будет эту посуду протирать полотенцем, следующий ребенок складывает на место.
Дети приступают к работе. Воспитатель помогает советом, иногда показывает способ действия. В случае необходимости воспитатель перераспределяет трудовые обязанности. После работы, дети убирают за собой салфетки, губки, фартуки.
Кукла Золушка просыпается, удивляется, радуется.
Золушка: Спасибо ребята, что вы выручили меня, выполнили все задания, которые приготовила для меня злая мачеха. Сейчас я с спокойной душой могу отправиться на бал. А если вы и дома будете так помогать своим родителям, то они будут очень рады, что их дети выросли и стали большими помощниками. До свидания, дети!
Воспитатель провожает Золушку, и вместе с детьми подводим итог:
Воспитатель : Видите, ребята мы сделали доброе дело, помогли Золушке, много сделали полезного, работали дружно, помогали друг другу. Не зря в народе говорят: «Дружно - не грузно!». А еще говорят «Терпенье и труд - все перетрут!» В группе стало чисто, красиво и светло. Давайте вспомним, что же мы для этого сделали? Чем мы занимались?
- Мыли игрушки (посуду), строительный материал, протирали их, раскладывали по местам.
- Как вы думаете, почему мы работу сделали быстро?
- Правильно, все работали дружно, согласованно, помогали друг другу в работе.
Воспитатель : З а такую работу Золушка хочет вас отблагодарить.
Раздаётся угощение для детей.
Источники:
1. А. М. Виноградова, Г. Н. Година. «Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду». Москва «Просвещение» 1987 г.
2. В. Г. Нечаева. «Воспитание дошкольника в труде». Москва «Просвещение» 1983 г.