Сообщение:"Патриотическое воспитание школьников на уроках истории". Воспитание патриотизма на уроках и во внеурочной деятельности

Воспитание патриотизма на уроках истории

Агарок Светлана Владимировна,

учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 121

Калининского района г. Санкт-Петербурга

«Сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота».

Мы живём в непростое время, когда наряду с безграничными возможностями самореализации и самовыражения, предоставляемыми демократическими преобразованиями в нашей стране, у подрастающего поколения, да порой и у их родителей, теряются ценностные ориентиры в жизни, утрачивается чувство патриотизма и любви к Родине. Высокие цели служения людям, своей стране, замещаются жаждой наживы и собственного благополучия. Проблемы государства и общества, присущие любым объединениям людей и в любой исторический период, раздуваются до размеров катастрофы и апокалипсиса. Всё большее количество людей, особенно молодых, стремиться покинуть нашу страну в поисках лучшей жизни за границей, а те, кто продолжает жить здесь, зачастую живёт по – принципу «после нас хоть потоп». Картина, скажем прямо, получается безрадостная, почти безысходная. Так кто же виноват в этом? Что делать тем, кто не может видеть развал и шатание? Можно обвинять в создавшейся ситуации средства массовой информации, руководителей разного ранга, неумных родителей и учителей, даже агентов влияния вражеских сил других государств. Увы, жалобами делу не поможешь. Только активными действиями и твёрдой жизненной позицией людей, горячо любящих свою Родину, верящих в её возрождение и победу над недугами современности, можно со временем исправить то печальное состояние духа общества, в котором сейчас пребывает некогда великая Держава, подарившая миру столько прекрасных учёных, поэтов, писателей, защитников Отечества и честных тружеников. А ведь все они были Патриотами своей страны, что и было основой движущей силы развития великого Государства.

«Человек – не абстрактное, где – то вне мира ютящееся существо. Человек – это мир человека, государство, общество» .

Преподавание истории Отечества всегда было направлено на воспитание патриотизма и гражданской ответственности учащихся. Познавая историю своей Родины, переживая чувство гордости за нее, учащиеся стремятся быть похожими на ее героев. Воспитание в школьниках любви к Родине, к человечеству, уважение к родителям, старикам и другим важнейшим человеческим нормам является важным этапом формирования патриотизма и гражданственности.

На уроках истории учитель может на конкретных примерах из жизни прошлых поколений разобрать поступки, их мотивы и последствия в определённых ситуациях, сходных с современными, может показать причинно-следственную связь между событиями прошлого, настоящего и будущего, может раскрыть идеи патриотизма перед своими воспитанниками в ярких образах, пробуждающих в них чувства сопереживания и благодарности героям Отечества. Прививая мысль о том, что смыслом жизни должно быть служение высоким целям: Родине, людям, добру, учитель может и должен способствовать духовно-нравственному совершенствованию своих учеников. Ведь как сказал герой войны 1812 года Яков Петрович Кульнев: «Герой, служащий отечеству, никогда не умирает и в потомстве воскресает».

Ярким, многогранным и неисчерпаемым источником примеров для подражания служат уроки, посвященные Великой Отечественной войне. Эта война затронула всех жителей нашей страны, все семьи в своей истории делят время на до и после Войны. Как поётся в известной песне: «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…». И даже если в силу обстоятельств некоторые ученики не знают историй жизни своих дедушек и бабушек (прадедушек, прабабушек), то изучая историю нашей страны, тяжелейший период этой истории в XX веке, эти ученики могут ощущать свою сопричастность к тем событиям, узнавая о подвигах других людей, предполагать, что такие же подвиги могли совершать и их родные. Зная о жертвах, принесённых на алтарь Победы и усилиях, приложенных при восстановлении страны после войны, о мечтах и чаяньях своих предков, современные молодые люди, могут собственные проблемы пропускать через фильтр чужой боли и страданий, начав осознавать, что не так уж плоха нынешняя жизнь, что от них тоже зависит каким будет завтрашний день, что громкие слова «патриотизм», «Отечество» касаются их в повседневной жизни не меньше, а скорее больше, чем мелкие сиюминутные трудности или заботы. «Каковы бы не были внешние обстоятельства, - говорит Гизо (Франсуа́ Пьер Гийом Гизо, французский историк, критик, политический и государственный деятель), - все же человек сам составляет мир. Ибо мир управляется и идет сообразно идеям, чувствам, нравственным и умственным стремлениям человека, и от внутреннего его состояния зависит видимое состояние общества».

В любом человеке, а особенно в молодом человеке, подростке всегда существует жажда любить и быть любимым, а значит быть нужным другим людям. Подчас эти чувства бывают глубоко скрыты, задавлены внешними и внутренними влияниями окружающего мира. Известный советский психиатр профессор В. М. Банщиков писал: «На протяжении тысячелетий выигрыш в борьбе человека за существование определялся мускульной силой и такими грубыми свойствами нервной системы, как смелость, жестокость, упорство. А в последние два-три столетия жизнеспособность человека зависит исключительно от тончайших и сложнейших механизмов нервной системы. Эти же механизмы, как раз, наиболее уязвимы». Пропаганда «современного» образа жизни, культивирование жёсткой личностной конкуренции, обособленности в составе некоторой группы людей и самодостаточности отдельной личности по отношению к остальному миру приводит к тому, что внутри ребёнка созревает внутренний конфликт между тем, что просит его душа и диктует «эго», по сути, происходит выбор между добром и злом. Почему же, всё-таки, чаще ребёнок выбирает не добро? Причина, как ни странно, проста – выбрать путь самоограничения от излишеств современного мира гораздо тяжелее, чем пойти на поводу у собственной гордости, тщеславия, лени. Мнение окружающих сверстников оказывается важнее голоса совести и влияния родителей (в том случае, если родители противодействуют, а не поощряют подростка в его заблуждениях). Вот тут, как очень кстати, могут оказаться рассказы учителя о героических людях прошлого и современности, их подвигах, поступках, о судьбах их сверстников, чей жизненный выбор в пользу той или иной стороны, определил их будущее, а значит наше настоящее. Вообще, истории из жизни с правильно расставленными приоритетами, которые интересны и понятны подросткам, это один из лучших стимулов к тому, чтобы ребята провели мысленное сравнение своего духовного состояния с героями рассказа, задали бы себе вопрос «а я так смог бы?» и, возможно, попытались бы стать лучше.

Здесь есть, правда, один немаловажный нюанс – учитель, который призывает молодых людей быть патриотами и любить Родину, не совершать тех или иных плохих поступков, должен сам горячо любить свою страну, быть истинным патриотом и главное быть порядочным человеком. Только в этом случае его слова могут оказать правильное влияние на подрастающее поколение. А если преподаватель позволяет себе при учениках грубо выражаться, злословить на других людей, например на других учителей или даже на экранных героев, ведёт себя неподобающе, то такое поведение его у подростков вызовет стойкое неприятие даже очень правильных слов, вызовет в душах детей протест из-за лицемерия, к которому они очень чутки.

Вот поэтому, воспитывать патриотизм надо не только у детей, но и у их родителей и учителей, а также у чиновников разных уровней. И не формально, на словах, а на деле, но это уже тема для другой статьи. А я, в заключение, хочу сказать, что если в результате деятельности школы и учителей вырастет ученик, о котором известный немецкий математик Ф. Клейн сказал, что: «гимназист – это пушка, которую десять лет начиняют знаниями, а потом выстреливают, после чего в ней ничего не остается», то грош цена такой школе, таким знаниям и таким учителям. Надо, несмотря на все проблемы современного мира, на, казалось бы, окончательно запущенную молодёжь и «трудных» родителей, всё-таки, воспитывать и учить детей доброму, вечному и, в конечном счёте, одерживающему победу.

Литература:

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. – К.: Радяньска школа, 1985.

Маркс К. К критике гегелевской философии и права. Введение. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. I, с. 414.

Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 томах, т. 5. - М.: Педагогика, 1990.


Одним из методов воспитания патриотизма на уроках истории является определение педагогами или учителями истории направление познания истории и культуры Отечества. На уроках истории должны прививать любовь к родному языку, культуре своего народа и параллельное изучение культуры других народов. Одним из главных методов воспитания патриотизма -- это знание истории своей Родины. В современной методике содержится большое количество документов и материалов, позволяющих решать проблему с методами воспитания патриотизма на уроках истории. «В концепции правительственной программы второго поколения изданы задачи воспитания патриотизма на уроках истории:

Социализация школьников, формирование гражданской культуры, приобщение к ценностям демократического и правового государства, формирования гражданского общества;

Воспитание патриотизма и гражданственности на примере сопричастности к судьбе своей Родины;

Восстановления образа человека нравственного как личности цельной, самобытной, свободной, гуманной, ориентированной на сохранение ценностей русской национальной истории и культуры. В концепции подходов к методам воспитания патриотизма на уроках истории, в свете последних разработок лаборатории теории и методологии воспитания, включены следующие пути:

  • 1) интеграция предметов гуманитарного цикла;
  • 2) углубленное изучение исторического материала на основе современных исторических исследований и их философского анализа;
  • 3) актуализация исторических событий с явлениями и проблемами современного мира;
  • 4) теоретическая обоснованность активизации деятельности учащихся в процессе исторического познания, в развитии исторического мышления, сознания, исторической памяти».

Так же основным фактором воспитания патриотизма на уроках истории является изучение истории, так как учитель истории имеет уникальную возможность активно воспитывать чувство патриотизма и любовь Родине, используя мощный воспитательный потенциал истории Отечества. Сразу возникает проблема, когда, в процессе изучения истории у части учеников формируется восприятия истории как исторические даты, события и деятели. Но эту проблему решить удалось при помощи применения системного и комплексного подходов на уроках истории.

Значит, главными и важными факторами воспитания патриотизма на уроках истории является формирование индивидуально -- личностного отношения школьников к: изучению и углубленному изучению истории Отечества; методам и приемам стимулирования познавательной и творческой деятельности; наполнение знаний новым и качественным содержанием.

Воспитание патриотизма сегодня требует целенаправленных усилий не только в закреплении традиционного, но и поиск новых факторов и источников, стимулирующих образовательный процесс. Увеличение темпа жизни и внедрение информационных технологий все это требует усиление внимания к развивающейся системе обучения. Сразу встает вопрос об усвоении и улучшении качества получаемых в школе. Но освоить годовую норму, за планированную в программе, имея два часа в неделю, практически не возможно. Потому что необходимо предусматривать как образовательное «поле», так и воспитательный сектор, и культурный опыт, на которые опирается развитие учащихся. «Критерии отбора содержательных аспектов изучения истории:

  • - целостность и системность исторического материала, его преемственность;
  • - постановка и изучение гражданских, нравственных проблем;
  • 1. объем содержания должен точно соответствовать заданным целям.

Значит, как условие воспитания патриотизма, необходимо включать изучение дополнительного материала по истории. Это необходимо для того, что бы заинтересовать учащихся. Потому что вместе с ними учитель ведет работу с документами, мемуарами и т.д. документами.

К методам воспитания патриотизма на уроках истории относятся:

  • 1) убеждение -- разъяснение, рассказ -- размышление;
  • 2) побуждение -- увлечение любимым делом, творческий поиск;
  • 3) приучение -- творческая игра, соревнование и т.д.

«Для реализации данных методов прослеживается связь со следующими формами деятельности:

  • 1) выполнение исследовательских работ по краеведению;
  • 2) организация поисковой работы;
  • 3) волонтерская и «тимуровская» работа;
  • 4) проведение встреч с известными людьми, героями; изучение и анализ исторических событий в России, истории Отечества, своего края, рода, семьи;
  • 5) организация детских творческих конкурсов и т.д.»

Патриотическая работа, ее организация и проведение является одной из составляющих воспитания патриотизма. Эти составляющие делятся на три группы: первую, вторую и третью.

Первая группа, в нее входят обширные и многообразные формы воспитания патриотизма на уроках истории, используемые в системе учебно-воспитательных учреждениях в различных дисциплинах, главным образом в гуманитарных.

Вторая группа, не менее разнообразна, чем и первая группа, и характеризуется военно-прикладной направленностью.

Третья группа, не сильно отлична от первой и второй групп, и образует наиболее перспективные формы военно-патриотического воспитания.

Различные интегрированные формы патриотической работы по воспитанию значительно преодолевают разрыв между теорией и практикой воспитания патриотизма на уроках истории. Наиболее эффективной деятельностью является деятельность учащихся на уроках истории, но и во внеурочной деятельности. Так как эти виде деятельности охватывают все направления воспитания патриотизма и носит массовый характер. Сейчас широко распространяются профильные военно-патриотические лагеря с требованиями общих воинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации, в которых учащиеся знакомятся с армейской жизнью и многим другим.

Сегодня проявляется тенденция, что для учащихся быть патриотом -- значит быть достойным.

Так как патриотизм не заложен в генах и является социальным качеством, поэтому и формируется в процессе обучения и воспитания патриотизма.

В осознании патриотически-воспитанного гражданина выражается чувство долга, любовь к Родине, стремление сохранить и приумножить материальные и духовно -- культурные ценности, накопленные предшествующими поколениями, и пожертвовать личными интересами или даже жизнью ради Отчизны. Но даже после 15 -- 20 летнего слома устоявшихся традиций и обычаев в России идет медленное восстановление воспитание патриотизма на уроках истории. Несмотря на некоторые «перевернутые» варианты воспитания патриотизма на уроках истории с помощью духовно - культурных ценностей и вводом в школах Основ Православной Культуры (ОПК). Это прослеживается в политических программах и постановлениях, которые были приняты президентом Российской Федерации в 2001, 2006, 2011 годах.

Следовательно, необходима организация целенаправленного воспитания патриотизма. Значит, надо увлечь учащихся примерами из отечественной истории и на них показывать на каком уровне был патриотизм и система его воспитания. Изучать символы мужества, самоотверженности и храбрости предшествующих нам поколений. Прививать любовь к Родине, стремится воспитать учащихся патриотами и обучить общественно полезному делу -- защите Родины.

Литературного чтения

Воспитание патриотизма в начальной школе происходит практически ежедневно. Большое значение патриотическому воспитанию уделяется в первую очередь на уроках русского языка, литературного чтения, предмета «Мир вокруг нас». Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников даёт положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература. Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины. Огромный материал для патриотического и гражданского воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Так, изучая на уроке героические страницы истории нашей страны в поэме М.Ю. Лермонтова “Бородино” учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, его размышления о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, какой ценой добывается слава родины. На этих уроках проводится беседа о войне 1812 года и значении Бородинской битвы. Главное при анализе поэмы мы отвечаем на вопрос: “Почему чувства участников далёких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: “Ребята! Не Москва ль за нами?

Читая поэму М.Ю. «Бородино», дети приходят к выводу, что эта поэма о бессмертном народном подвиге. И вместе с тем это слово грусти и тоски о прошедших невозвратимых героических днях. Выделяем историческое значение поэмы «Бородино». Дети начинают понимать, что о подвиге народа, о великом историческом сражении рассказывает рядовой участник боя, простой солдат. И главное - его рассказ, простой и непосредственный, всегда на высоте происшедшего.

Разбирая рассказ солдата, видим, что подвиг народа не только не снижен в своем значении, не только не распался на «случаи» и частности, а, наоборот, обрёл удивительную ценность. В нём отдельное, частное объединено общей идеей. «Ребята! Не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой, Как наши братья умирали!» Эта патриотическая идея, освещая весь рассказ солдата, даёт содержание и смысл происходящему. «Бородино» Лермонтова является автобиографией народного подвига.

Необходимо донести до каждого ребёнка, что самое поразительное у лермонтовского солдата - это то, что он видит историю, но не с командного пункта и не с вершины вечности, а со своей батареи. В этом и состоит философское значение поэмы Лермонтова как поэмы о народном самосознании. И на уроке ученик перевоплощается в простого батарейца Бородинской битвы и с гордостью читает строки:

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

На уроке дети ощущают единство армии, полное взаимное доверие и взаимное ручательство одного за всех и всех за одного, что характерно для психологии солдата народной освободительной войны.

Дети начинают понимать, что в поэме «Бородино» поэт рисует войну справедливую, национальную, освободительную. Это определяет все пропорции изображения, краски, целое и детали. В поэме не раз повторено слово «русский»: «русские штыки», «русский бой удалый, наш рукопашный бой»; слово «родина» звучит как призыв к битве; и над всем как оправдание неисчислимых потерь и жертв - образ Москвы, олицетворяющей всю страну.

Таким образом, значение этой поэмы для литературы, и для общественной мысли России переоценить невозможно. И поэма Лермонтова «Бородино» это благодатный материал для воспитания гражданско-патриотических чувств младших школьников.

(из опыта работы учителя)

В.И.Шамшиева,

МБОУ СОШ №8 (г. Бирск РБ)

Разработка урока по теме «Отечественная война 1812 года»

Цели урока:

Рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключается ее народный характер;

Воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа;

Развивать навыки работы с документами, с картой, умения определять, сравнивать и объяснять понятия.

ПЛАН УРОКА.

1. Вторжение Наполеона в Россию.

2. Бородинское сражение.

3. Совет в Филях и оставление Москвы.

4. Отступление и гибель «Великой армии».

Оборудование: карта «Отечественная война 1812 года», документы, учебник, иллюстрации.

ХОД УРОКА

Содержание

Введение ………………………………………………………………. 2

Глава 1. Воспитание патриотизма на уроках истории ……………... 3

Глава 2. Воспитание общекультурных и духовных ценностей ….. 9

Глава 3. Развитие критического мышления ………………………. 10

Заключение ………………………………………………………….. 11

Список источников и литературы …………………………………. 12

Введение

Огромное значение для воспитания подрастающего поколения имеет сама личность учителя. Из современной возрастной психологии известно, что с поступления в школу, т.е. с семи или даже шести лет у ребенка меняются авторитеты. Место родителей в значительной степени замещает учитель. Сам образ учителя вызывает у ребенка доверие. Тот, кто дает знания об окружающем мире становиться и нравственным авторитетом. Если учитель подаст пример безнравственности, если слово его расходиться с делом и жизнь не является образцом для подражания, то привести это может к цинизму и нравственному релятивизму в мировоззрении его учеников.

Роль учителя истории в воспитании подрастающего поколения тем более важна, учитывая значительную роль исторического образования в формировании мировоззрения учащихся, воспитании патриотизма, гражданственности, любви к родному краю.

К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан страны возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.

Воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школы, и здесь роль учителя истории неимоверно высока, потому что он располагает огромным комплексом материалов, наглядно демонстрирующих боевые подвиги и трудовые свершения российского народа.

Учитель истории должен прививать школьникам общечеловеческие ценности, любовь к культуре, уважение к традициям других народов, показывать путь, которое прошло человечество, его свершения и достижение. Знакомство с памятниками мировой культуры и искусства - благодатная почва для воспитания общей культуры и духовных ценностей в учениках.

Есть еще один аспект деятельности учителя истории в школе, на котором хотелось бы заострить внимание - воспитание критического мышления учащегося. На уроках истории при наличии большого публицистического и научного материала, доступного ученикам, учитель может организовать различные формы учебной и исследовательской деятельности, способствующих развитию критического мышления.

Итак, цель данной работы - изучить роль учителя истории в современной школе.

Для всестороннего раскрытия этой цели ставятся следующие задачи:

1) изучить роль истории в воспитании гражданственности и патриотизма;

2) проанализировать роль учителя истории в привитии школьникам общей культуры и духовных ценностей;

3) исследовать роль уроков истории в развитии критического мышления.

Глава 1. Воспитание патриотизма на уроках истории

Одна из главных задач исторического образования сегодня - это не только объективное изложение происходивших событий и фактов, но именно воспитание чувства любви к своей Родине у школьников, гордости культурными достижениями, осознание высокой гражданственности и своего долга перед Отечеством.

Для того, чтобы воспитать в нынешней молодежи чувство патриотизма, уважение к национальным святыням, укрепить любовь к Родине, сформировать чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость необходимо изменить способы и методы работы с подростками.

Выпускник XXI века живет в мире компьютеров, в международном информационном обществе, и умение пользоваться информационными технологиями будет во многом определять его жизненный успех. Многие школьники уже не представляют своей жизни без ежедневного использования сети Интернет, используют его и для учебы, и для общения, и для поиска интересующей их информации. И очень важно направить их деятельность в Интернете в правильное русло, прибегая к методам и средствам, имеющим наибольшее воздействие на подрастающее поколение. Компьютерные технологии помогают сегодня проводить всю гражданско-патриотическую работу на современном уровне.

История – это проявление души народа, его золотой запас. Писатель В.П. Белов как-то справедливо заметил: “Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека”. Поэтому на своих уроках стараюсь ненавязчиво сделать так, что впечатления прошлого входят в духовный мир учеников. Они учатся уважению к предкам. Они будут знать, что в свою очередь передать потомкам. Хочу, чтобы мои ученики не выросли “Иванами, не помнящими родства”, чтобы они любили свою культуру, семью, впечатления детства, школу, дом, любили родное село, милую сердцу Горькую Балку, прославившуюся трудовыми и ратными подвигами, а значит любили свою историю.

Однако критический опыт пережитого показывает – прошлое нельзя воспринимать в идеальном свете. В жизни наших предков и предшественников было немало негативного, а многострадальную историю не раз перекраивали в угоду политикам, вычеркивая и вписывая новые главы, пытались забыть и вновь что-то вспомнить. Я не спорю с политиками, а предоставляю возможность учащимся выдвинуть свою точку зрения и найти ответ на вопрос в источниках, документальных фактах, привожу примеры разных точек зрения. Выводы ученики делают сами. Большая опасность кроется в субъективной позиции учителя. Но эта проблема будет актуальной до тех пор, пока уроки ведут живые люди, а не машины. Зато и бездушными такие уроки не назовешь.

Я не равнодушный человек. Больно за свою страну, за будущее нации. Сердцем и разумом переживаю за возрождение России, как мощного государства, гордого своей историей, своим народом. Свое призвание вижу в воспитании учеников на примерах славных сынов России, каждый из которых “старицей возвратил то, что получил от нее”.

Разве можно воспитать гражданина своего отечества, не зная своей истории? Парадоксально, но на протяжении многих десятилетий история находилась в забвении. У миллионов наших сограждан представление о российской истории основывалось подчас на мифах. Кто знает, может, падение России были бы менее болезненны, если б мы лучше знали свою историю? “Историк – это пророк, обращенный назад”, – писал Фр. Шлегель.

Известно, нет пророка в родном отечестве. Но сегодня России очень важно услышать именно этих пророков, ибо знание истории предохраняет от новых ошибок. История требует личности. Вот я и пытаюсь на своих уроках задействовать все возможные методы и приемы, опираясь на богатое наследие прошлого, позитивное настоящее, помочь ребенку выбрать правильное видение того или иного вопроса. Подчас это занимает длительное время, но в этом и заключается весь смысл воспитательного процесса. День ото дня, от урока к уроку мы вместе с детьми идем к намеченной цели. Они получают знания, а я не только обучаю, но и воспитываю, прививаю любовь к истории и не только России, но и к своей малой Родине. Если взглянуть на гражданско-патриотическое воспитание со стороны, то можно сделать следующие выводы: прежние общественные идеалы и гос. идеалогия исчерпали себя. А новая идеология и новые идеалы, которые объединили бы общество, не выработаны. Отсюда возникает бездуховность, грубость, жестокость, озлобленность, агрессивность. Современная педагогика доказывает, что школа должна встать на защиту нравственного становления личности подрастающего поколения и что в центре современных реформ должна стать ответственная, гражданская личность – носитель права и демократии. “Знать – значит уметь действовать”, – утверждал Г.Спенсер. Сегодня как никогда гражданин должен обладать самостоятельностью мышления и способностью принимать решения. Как жить, как стать социально-защищенным – этому ребенка должна учить современная школа.

Мой урок – это живой, гибкий организм, способный изменяться, подчиняться высказанной вдруг новой идее или неожиданному открытию ученика. А значит, во-вторых – это урок-диалог.

На уроках истории мы с детьми перевоплощаемся в скульпторов, юристов, художников, философов. Стараюсь интегрировать за круглым столом, показывают прекрасные знания на уроках “хочу спросить”, “древо познания”, “колесо истории”. Прекрасно проходят уроки- диспуты, семинары, ролевые игры. В своих уроках стараюсь чаще включать элементы игр:

    метод чистой доски

    крестословица

    из уст в уста

    составь вопрос.

Учу детей понимать и уважать других людей, другие культуры, проявлять политическую терпимость, воспринимать плюрализм мнений, формирую интерес к своей Родине. Свои уроки пытаюсь строить таким образом, чтобы ребята становились активными участниками процесса и формировали свою собственную точку зрения на исторические события и явления.

Мой предмет открывает широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции. Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего края, района, села, своей семьи идет осознание ребенком себя частью страны, способностью повлиять на ее развитие. Чтобы подобную работу ученики смогли, а самое главное, желали выполнять, я должна быть готовой всегда находиться с ними рядом, развивать в них творчество, создать познавательный стимул. В исследовательской работе ребенок полностью отходит от зубрежки он осознанно впитывает в себя все лучшее, что связано с нашей историей. Весь комплекс школьных дисциплин дает ребенку необходимый для будущей самостоятельной жизни запас знаний, и каждый предмет в этом комплексе важен. Но есть в нем, на мой взгляд, такой предмет, который дает возможность ребенку шире увидеть и глубже понять окружающий мир. И это-история.

Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: как происходил прогресс науки и техники, какие яркие личности жили в это время, как развивалась культура. И вот из всего этого и складывается личность. И не просто личность, а патриот своей Родины. На своих уроках и внеклассных занятиях показываю, что именно через личность история говорит, действует, а в конечном итоге – воспитывает. Сегодняшнему поколению, как любому другому, нужен идеал. И надежной основой для выработки такого идеала является история. В.О. Ключевский справедливо жалел “то поколение, у которого нет никаких идеалов”. Каким должен быть сегодняшний идеал? Сложный вопрос. Но для меня однозначно одно – прежде всего это должен быть гражданин. Поэтому в свои уроки включаю элементы краеведения, и считаю, что только тот человек, который относится с уважением к культуре и истории других народов, является настоящим патриотом и гражданином своей страны. Задача учителя – помочь ребенку раскрыться, освободиться от мешающих ему комплексов, поверить в себя. Ребенок должен мыслить самостоятельно, пусть даже эти мысли и расходятся с общепринятыми. В моем понимании учитель – это не только человек, это явление. Если вдуматься, то ясно понимаешь, что учитель – это мир, который нас окружает. Разве можно не назвать учителем край, в котором живет человек, природу окружающую его? И разве можно не назвать учителем нашу историю? Поистине ее воспитательная роль огромна!

Я стараюсь, чтобы на мои уроки дети шли с удовольствием, а уходили с желанием по-скорее встретиться снова. И мы вместе с ними движемся вперед, пытаясь достичь каких-либо высоких результатов. И пусть это тихое, почти незаметное для других движение вперед окрыляет и дает новые силы для дальнейшей работы. Только так мы можем воспитать новое поколение, которое выдержит все испытания и трудности, выпавшие на долю нашей отчизны, потому что жива его история, а значит, жива Россия. Недопустимо стесняться или считать чем-то неприличным патриотизм или любовь к Родине. Это не национализм. Патриотизм в высшем своем проявлении стоит на одной ступени с космопалетизмом. Кто скажет, что “граждане мира” С.Рерих, Н.Гумелев, М.Ганди, Ф.Рузвельт, мать Тереза не были патриотами своих стран?

Ситуация, сложившаяся в России за последние пятнадцать лет, необычна. Старое общество, с его экономикой, политикой, идеологией разрушено, а новое формируется в условиях отсутствия новой идеологии. В обстановке идеологического вакуума включается система переработки информации, заложенная в массовом сознании. Началась переоценка ценностей. Говорят, что настоящий гражданин любит свою Родину. Но что такое Родина? Родные люди, родной дом, березки? Но вокруг так много проблем: нищета, безработица, высокие цены, терроризм. Это тоже любить? Это тоже Родина? Это сложные вопросы. Нельзя любить непродуманные решения правительства. Но истинный гражданин, не любя их, переживает боль и трудностей своей Родины. В.А. Сухомлинский писал: "Родина - твой дом, твоя колыбель. В родном доме не все бывает гладко и не все хорошо». Настоящий гражданин должен понять, что без его действия ничего не изменится.

Современная школа призвана осуществить гармоничное развитие личности. При этом ведущая роль отводится именно воспитанию. Посмотрим, что говорит закон: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства» (Закон РФ «Об образовании». Преамбула).

Вообще слово «патриот» впервые появилось в период Французской революции 1789 - 1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов. В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб ».

Более четко определено моральное содержание этого понятия в философском словаре: «патриотизм (греч. Patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины».

Патриотизм может быть индивидуальным, групповым и массовым. Поэтому разъяснение его основ, патриотическое воспитание и всестороннее просвещение множат число патриотов и углубляют их здоровое чувство патриотизма, в то время как невоспитанность, невежество, уход от действительности, алко- и наркозависимость, разного рода многочисленные психические и прочие отклонения множат число неопатриотов, псевдо- и лжепатриотов.

Выдающиеся люди нашей страны в прошлом считали патриотизм основой духовной жизни человека, его стремления к свободе и процветанию Родины. «… Истинный человек и сын отечества,- писал А. Н. Радищев,- есть одно и то же… Он скорее согласится погибнуть, нежели подать собою другим пример неблагонравия… он пламенеет нежнейшей любовью к целости и спокойствию своих соотичей… преодолевает все препятствия, неутомимо бдит над сохранением честности, подает благие советы и наставления… и ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью. …Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени отечества…».

Великий русский поэт Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» нарисовал светлый образ народного заступника Гриши Добросклонова, для которого смыслом жизни был девиз: «Доля народа, счастье его, свет и свобода прежде всего!».

Уясняя сущность и содержание патриотизма и его огромное значение в развитии и формировании личности, нельзя не привести полные глубочайшего смысла слова К. Д. Ушинского. «Как нет человека без самолюбия, - писал Константин Дмитриевич, - так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.

Понятие «гражданственность - многозначно:

1) антитеза антиполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества;

2) психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества;

3) способность и готовность выступать в роли гражданина;

4) высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества;

5) приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.

Эти и другие родственные им значения понятия «гражданственность» взаимодополняют и подкрепляют друг друга, в связи с чем, оно приобретает весьма широкий смысл. Исторически гражданственность связана с разными формами демократии, с непосредственным участием в делах общины, с зарождением отношений полисного типа. Полисная демократия дает вполне развитые формы гражданственности, которая рассматривается в качестве одной из важнейших добродетелей свободного и воспитанного эллина, отличающей его от варвара или раба. В результате гражданственность оказывается тесно связанной с патриотизмом, но является как бы его высшей формой.

Учитель истории может рассказать школьникам, что буржуазные революции дали мощный импульс утверждению добродетелей гражданственности и патриотизма, которые нередко противопоставляются лояльности. Этому в значительной мере способствовало утверждение прав человека и гражданина в противовес концепции даруемых сувереном прав и вольностей подданных. Патриотизм - эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов. Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

Привить детям понимание всего этого - важнейшая задача учителя истории.

Учитель истории также должен развивать в учениках понимание сущности мировых исторических процессов. Без этого молодому человеку трудно будет ориентироваться в политической жизни общества. Политическая сознательность немыслима без развитого политического мышления, способности глубоко осмысливать политические и исторические события, давать им оценку, делать правильный тактический и стратегические выводы относительно направления гражданского общественного развития. Следовательно, и здесь роль учителя истории очень высока.

Стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм. Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании молодежи занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинного народной многонациональной культуры, верной правде жизни.

Ведущее место в процессе становления патриотического и интернационального сознания школьников занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит с богатым патриотическими и интернациональными традициями народов России.

Изучение новейшей истории РФ раскрывает детям суть реформы политической системы, открывающей простор самоуправлению общества, создающей условия для полного развития инициативы граждан; отлаживающей механизм демократического выявления и формирования интересов и воли всех классов и социальных групп; обеспечивающей условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и народности, укрепляющей их дружбу и сотрудничество на принципах интернационализма; радикально укрепляющей законность и правопорядок; создающей эффективный механизм, обеспечивающий своевременное самообновление политической системы, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов демократии и самоуправления. Никитин А.Ф. О гражданском образовании //Преподавание истории в школе. 1995. №1.

Как и нравственность в целом, патриотизм и гражданственность носят деятельный характер. Поэтому и их воспитание осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности школьников. Это может быть организация школьного музея, встречи с ветеранами, поездки по местам боевой славы.

Процесс выработки нравственных представлений по вопросам патриотизма и гражданственности осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Представления же учащихся средних и старших классов о патриотизме и гражданственности становятся гораздо шире и глубже. Вполне естественно, что чем богаче представление школьников о патриотизме и гражданственности, тем успешнее формируются их оценочные суждения (взгляды) и развивается их моральное сознание по этим вопросам.

Несомненно и то, что любовь к Родине появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания. Об этой привязанности к родным местам очень хорошо писал Лев Толстой: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней». Чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и углубляется за счет познания своей страны и её частички - родного края. Ознакомление с фактами из истории края, города, сопричастность к ним помогают школьникам лучше усвоить общие закономерности развития нашей страны, сделать их более понятными, близкими, органически связать изучаемый материал с прошлым и настоящим своего района, города и тем самым способствуя формированию глубоких идей и превращению их в убеждения.

Перед учителем истории стоит непростая задача - пройти по зыбкой грани, воспитывая у детей любовь к родному краю.

Глава 2. Воспитание общекультурных и духовных ценностей

Приобщению школьников к духовным общечеловеческим ценностям осуществляется на основании обобщения инновационного педагогического опыта обоснование особенностей методики приобщения школьников к духовным общечеловеческим ценностям.

Сегодня мы говорим о всемирных процессах глобализации, расширяются и исчезают экономические, политические и образовательные границы между странами. Но мы все разные, разной национальности, и хотя желаем жить в мире друг с другом, но одинаковыми быть не хотим. Мы часто говорим о таком понятии, как толерантность, но, как научиться уважать культуру, не похожую на ту, в которой ты родился и живешь, как научиться представлять свою национальную культуру другим? Эти вопросы актуальны сегодня как никогда для всех стран.

Образование, и прежде всего историческое образование, должно готовить молодых людей к жизни в поликультурном обществе. Исследователи замечают, что Россия, на территории которой проживают представители 160 национальностей, интересна как «лаборатория», работая в которой, можно понять и отработать методы межкультурного диалога.

Поликультурность - реальность сегодняшнего дня. Интенсивные миграционные процессы приводят к контактам людей из социумов, которые никогда ранее не проживали вместе компактными группами, и нередко порождают проблемы, потому что у этих групп нет опыта бесконфликтного проживания и адекватных механизмов культурного взаимодействия.

Психологи считают, что человек, живущий на границе культур, без соответствующих навыков поведения более психически недоверчив, подозрителен, раним и агрессивен, чем человек, живущий в монокультурной среде. Этим во многом объясняется рост насилия, нетерпимости, шовинизма, ксенофобии, религиозного фанатизма, стремления замкнуться в своей группе, особенно в условиях нарастания экономических и социальных трудностей. Эта ситуация требовала адекватного ответа на вызов времени, в том числе и от системы образования. Поэтому в приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ, одобренных на заседании правительства в декабре прошлого года, одним из важнейших ориентиров названо формирование общегражданской целостности российского общества, основанной на межконфессиональном, межэтническом и межнациональном взаимодействии граждан России. Разработана также концепция государственной этнонациональной образовательной политики, в ней в том числе говорится о важности разработки методологии и методики построения образовательных стандартов и программ, учебников на основе принципа диалога культур.

Поэтому особо важна подготовка будущего учителя истории. Профессия педагога отмечена особой миссией, ему подражают, на него равняются, а на уроках истории к тому же закладывается понимание мира, в котором ты живешь, и твоего места в этом мире. Учитель может повлиять на выбор своего ученика - станет ли тот наемником в «горячей точке» или миссионером в той же зоне конфликта.

В целом надо сказать, что в воспитании толерантности, уважения к чужой культуре, понимание исторического пути различных этносов, народов и наций, воспитание общечеловеческих ценностей роль учителя истории неимоверно высока.

Глава 3. Развитие критического мышления

Остается открытым вопрос о способах развития самостоятельного, критического мышления. Характерной для российской школы остается однонаправленность процесса взаи-модействия учителя и ученика: от обучающего к обучаемому, от знающего к не знающему. Ученики старших классов чаще всего не признаются субъектами, наделенными опытом и обладающими собственным ценностным потенциалом, рассматриваются как «еще не состоявшиеся взрослые». Философско-мировоззренческий подход в образовании, на который возлагают большие надежды, не всегда создает такую среду взаимодействия, где ученик может быть активным и компетентным в силу возможного отрыва от реального опыта учащихся.

Учитель истории на своих уроках в силах изменить эту ситуацию, развивая в учащихся критическое мышление.

При наличии большого публицистического и научного материала, доступного ученикам, учитель является только одним из источников информации. Возможности его влияния на развитие социального мышления и социальной компетентности учащихся определяются исключительно его профессионализмом и методами, которые он использует в процессе преподавания, а не монополией на обладание информацией. В то же время, учитель может оказаться одним из немногих, кто способен обсудить с учеником социальные проблемы не только эмоционально и описательно, но и аналитически, помогая понять суть происходящего, что предполагает активное взаимодействие, одним из важных ресурсов которого является собственный опыт ученика, его взгляды на общественные явления и процессы.

Идеальное критическое мышление человека обычно связано с любознательностью, хорошей осведомленностью, причиной доверия, непредубежденностью, гибкостью, справедливостью в оценке, честностью в столкновении с личными предубеждениями, благоразумием в суждениях, желанием пересматривать, прояснять проблемы и сложные вопросы, тщательностью в поиске нужной информации, разумностью в выборе критериев, постоянностью в поиске результатов, которые являются столь же точными, как использованные первоисточники.

Изучение истории и выработка критического мышления неразрывны. Известно, насколько идеологизированы были советские учебники; зато сейчас во многих учебных пособиях наметился крен в иную сторону: пошло очернение исторических моментов развития страны. Учителю истории важно воспитывать в школьниках критическое мышление также с тем, чтобы они могли аргументировано отвечать на измышления разнообразных академиков Фоменко, драматургов Радзинских, «искателей Атлантид», гиперборейцев и пр. Без критического мышления человек вырастает либо зашоренным, консервативным, догматичным, невосприимчивым к чужой точке зрения; либо наоборот, склонным подхватывать любую непроверенную историческую теорию.

Заключение

В нынешних непростых условиях учитель истории должен стремиться мобилизовать патриотический дух, чтобы обеспечить такое состояние нации, которое гарантировало бы собирание (а не растаскивание) России, любовь к ней (а не безразличие или даже ненависть), защиту Родины как в мирное, так и в военное время (а не предательство, уклонение от воинской службы и т. п.). В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; непримиримость к врагам России; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны.

Совершенствование подготовки учительских кадров требует не только систематического улучшения содержания и методики их обучения, но и становления и развития духовной культуры личности, что обеспечивает полноценную профессиональную деятельность педагога в условиях обновляющегося общества.

Особенностью педагогического труда является то, что, учитель призван помочь ребенку состояться как личности, и как профессионалу. Те коренные изменения, которые произошли в обществе в последние годы коренным образом изменили представления о школе, ее целях, возможностях и перспективах развития, остро поставили вопрос о приоритетах образования и воспитания в обновлении общества.

Содержание всех школьных предметов нацелено на формирование гражданина, патриота. Но особенно велика в этом роль гуманитарных предметов, прежде истории. Еще Н.М. Карамзин утверждал: «Простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках, утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества». Цит. по: Кисель М. А. Историческое сознание и нравственность. М., 1995.

Список источников и литературы

1. Выгодский Л. С. Нравственное воспитание. М., 1991.

2. Вяземский Е. Е. и др. Историческое образование в современной России. М., 1997.

3. Кисель М. А. Историческое сознание и нравственность. М., 1995.

4. Никитин А.Ф. О гражданском образовании //Преподавание истории в школе. 1995. №1.

5. Степанищев А. Т. История Отечества - преподавание в школе. М., 2001.

6. Фатеев А. В. Державный патриотизм времен позднего сталинизма // Преподавание истории в школе, 1995. №7.С. 2.