Семья играет важную роль. Значение семьи в жизни человека

ПУТИ РАЗВИТИЯ УЧЕБНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Семья играет важную роль в формировании умственных способностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы и и личности в целом.
Существуют две большие трудности, связанные со школой, которые не дают покоя учителям и родителям. Первая из них- это ученик, посещающий школу, но, по сути дела, не умеющий учиться. Второй- школьник, активно не желающий учиться.
Как правило, основы тех качеств, которые должны формироваться в тот или иной период жизни ребенка, закладываются раньше, на предшествующем возрастном этапе. Не заложите этих основ- и вам придется столкнуться с немалыми трудностями. Формирование новых психологических образований, если оно не подготовлено в ходе предшествующего развития, идет крайне тяжело. Возможны и дефекты.
В психологии существует такое понятие- сензитивный период. Дело в том, что далеко не безразлично, в каком возрасте у человека формируется та или иная функция. Если это происходит своевременно, то процесс формирования идет быстро, легко и продуктивно. Период, особо благоприятный для формирования той или иной функции, качества, свойства и носит название сензитивного. Если сензитивный период упущен, то соответствующее новообразование формируется с огромным трудом и довольно часто складывается с каким- то дефектом. («Маугли» пример, случаи воспитания детей дикими животными бывали в действительности. И, проведя несколько первых лет жизни среди зверей, дети затем вновь попадали в человеческое общество (Амбала и Камал из Индии.) Но, увы, нормальными людьми никто из детей так и не смог стать. Слишком многие функции приходилось у них формировать у них после того, как сензитивный период был везвозвратно упущен. Знания сензитивных периодов позволяет нам говорить какую психическую особенность или функцию следует развивать на данном периоде. Так, например, на этом основана рекомендация учить иностранные языки в детском возрасте. Взрослому человеку сделать это значительно труднее.
«Готовь сани летом, а телегу зимой»-гласит народная мудрость. Эти слова вполне приемлимы и к задаче воспитания у детей качеств, необходимых для успешного обучения в школе. Я сейчас выделю только те моменты, которые наиболее часто приводят детей к дефектам в учебной деятельности(т.е. несформированности умения учиться), либо к негативному отношению к этой деятельности.(т.е. нежеланию учиться)
Во- первых, это общее развитие. Общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь в первую очередь идет о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. Здесь и общий запас знаний и представлений об окружающей действительности., умение действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме. (например выражение в 2-3 действия не могут выполнять).
Во- вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. Трудность сосредоточения на том, что не вызывает у него непосредственного интереса. Делать то, что совсем не хочется.
-1-
В-третьих, пожалуй, является наиболее сложным делом: выработка мотивов, побуждающих к учению. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний, несмотря на то, что учеба содержит отнюдь не только привлекательные моменты и что трудности в учебе- большие или маленькие- неизбежно встречаются у каждого.
Важность общего развития ребенка обычно хорошо осознается современными родителями. Они проявляют значительное внимание к тому. Как развивается их сынишка или дочка. Они ревниво сравнивают успехи своего ребенка с успехами его одногодками. Правильно поступают те взрослые- которые основное внимание уделяют повседневному общению с ребенком. Они рассказывают ребенку много интересного, читают книги, вместе рисуют, разъясняют явления природы. Дома можно проговаривать то, что видели на прогулке- это легко делается под предлогом рассказа другим членам семьи, но взрослые при этом должны проявить заинтересованность. В вашем возрасте это совместное выполнение домашних заданий, поиск интересного материала в энциклопедиях, в интернете, из личного опыта. Все это способствует расширению кругозора ребенка, развитию пытливости и любознательности. На данном возрастном периоде дети очень привязаны к своим родителям. Дети очень тянутся к общению со взрослыми и охотно идут на это. И это нужно всячески использовать в интересах общего развития. Н-р, дети не хотят читать. Что же делать в этом случае? Совет для всех один: начинайте читать вслух вместе с ребенком. скажем, страницу- он, страницу- вы. Постепенно увеличивайте норму чтения. Этот простой прием очень эффективный и срабатывает почти всегда. Конечно книжка должна соответствовать возрасту ребенка. Сама по себе интересная книжка не стимулирует ребенка к чтению. Но ради общения со взрослым, которое возникает в процессе совместного чтения, ребенок готов преодолевать трудности чтения, которых в другом случае он старается всячески избегнуть.
Для развития внутреннего плана действия т.е. умение действовать в уме, полезны разные настольные игры: шашки, лото- для произвольного внимания, бильярд-для моторики.
Еще раз хочу сказать, что постоянное общение с родителями совершенно необходимо для общего развития.
Когда же происходит отставание в общем развитии, то учиться этим детям трудно с самого начала. Из дести предложенных им слов они в состоянии запомнить только три-четыре. И то при неоднократном повторении. Они не справляются с решением простейших задач, потому что не могут запомнить условие. Одновременно помнить и думать такие дети не в состоянии, им это не под силу. Учение превращается в самую настоящую муку и для них самих, и для учителей. Задержка общего развития у ребенка- настоящая беда и для него самого, и для всей семьи в целом. Не надо беззаботно относиться к первым проявлениям отставания в развитии, как это иногда бывает, - ничего, мол, пусть немного подрастет, все само собой потихоньку образуется. Если же сензитивный период упущен и родители сразу не обратили внимание на ребенка должного внимания, то из-за задержки какой-то одной функции или способности будет тормозиться вторая, обе они застопорят развитие третьей, и далее этот процесс пойдет со все усиливающим нарастанием.
-2-
Если конкретно рассматривать, какие причины чаще всего приводят к отставанию в общем развитии, то будет служить указанием, чего должна остерегаться семья, если она хочет предупредить задержку общего развития.
Если проследить историю развития таких детей, то обнаруживается, что причиной чаще бывает какое-то заболевание, перенесенное в раннем детстве. (родовые травмы, гипоксии, нарушения кровообращения, которые бывают различными по степени тяжести) в нормальной семье, где старшие занимаются ребенком так, как я уже говорила выше, такое заболевание проходит бесследно для развития. Но если в семье имеются осложняющие моменты, то включается целая цепочка неблагоприятных причин. Что же это за осложняющие моменты?
На первое место должен быть поставлен дефицит общения. Когда взрослые создают дефицит общения, уклоняясь от контактов с ребенком, кроме «деловых» (накормить, формально спросить. Ит. д., что купить) объясняют усталостью после работы, массы всяких домашних дел. Я не собираюсь оспаривать обычно перечисляемые причины- сами по себе они вполне реальны: все мы устаем после трудового дня, после уборки, стирки и других дел. Важно понять, что общение с ребенком, нельзя откладывать до того момента, когда все дела будут сделаны. Так для него может изо дня в день вообще не оставаться времени. Если у вас ребенок, то общение с ним должно быть поставлено на одно из самых первых мест ваших семейных обязанностей.
Вторым неблагоприятным для детей моментом, тяжело отражающимися на их развитии, являются конфликтные отношения в семье. В большинстве случаев оно выступает как подавляющий фактор.
Следующим моментом, тяжело сказывающимся на общем развитии является неполноценность общения, качественной стороне общения. Если в доме нет книг, никто их не читает, если семья не выписывает ни газет, ни журналов. Выходные проводятся около телевизора, взрослые не обмениваются впечатлениями о прочитанном, если их интересы ограничены добыванием вещей и перемыванием костей соседям- значит в семье низок общий интеллектуальный уровень. И уже в силу этого трудно ожидать интелеллектуального полноценного общения с ребенком. Следствие- бедный словарный запас, не умение употреблять слова в переносном значении, страдает эмоциональная окраска слова.
С интеллектуальной неполноценностью общения тесно соседствует эмоциональная неполноценность. В такой семье дети не привыкли ничему удивляться, ничему поражаться. Они не в состоянии почувствовать юмор в словах другого человека, они не понимают комических положений.
Таковы основные неблагоприятные факторы, приводящие к отставанию в развитии: дефицит общения, конфликтные отношения в семье, алкоголизм родителей, неполноценность общения.
Насколько эффективными могут быть родительские усилия, если отставание уже наметилось?
Отставание в развитии преодолимы. От родителей требуется проявить любовь и терпение в отношении своего ребенка. Трудно другое- перестроить стереотип жизни в семье, чтобы выкроить
-3-
время: где-то сократить время, проводимое у телевизора, разговоры по телефону. Но это необходимо сделать. (значительных результатов добиваются родители которые постоянно занимаются своими детьми: проводят регулярное лечение, делают массаж, дети посещают разные кружки, следят учебой, возят отдыхать, находятся в постоянном контакте с учителем. В жизни их детей нет «пустот», дети постоянно чем-то заняты. Если у ребенка есть пустота, то она обязательно чем-то заполниться.) Перейдем ко второй теме- произвольно управлять своим поведением. К сожалению, во многих семьях ребенку разрешается делать все, что ему хочется. Он не приучен ни к каким запретам. Для него не существует «нет» и «нельзя». Учеба с самого начала окажется для него мучительным преодолением себя, а он этого делать не умеет. Вероятно, что он сразу же возненавидит учебу, расценивая ее только как способ доставить ему мучения. И будет всячески уклоняться от нее, как мы взрослые, стараемся избегать всего того, что причиняет нам травму. Будет стремиться пропустить школу при всяком удобном случае, начнет врать учителям и домашним или встанет в позу этакого героя, бравирующего своими двойками.
Поэтому необходимым элементом учебы должна стать выработка управления своим поведением: ребенок должен быть приучен делать то, что требуется, а не то, что ему захотелось. Без такого навыка все дальнейшие усилия пойдут прахом.
Что можно и чего нельзя, ребенок усваивает довольно быстро, если взрослые всякий раз незамедлительно и однозначно реагируют на его поступки. И тут не надо бояться прибегнуть к наказанию. В нормальной семье в распоряжении родителей всегда есть целый набор самых разных наказаний. В общем они сводятся к каким-то ограничениям или лишению ребенка чего-то привычного или ожидаемого им. Можно не разрешать смотреть передачу по телевизору, играть на комьютере, отказаться от беседы перед сном. Но все подобные варианты наказания можно использовать, только если в семье действительно сложились нормальные отношения. Дети обычно оказываются очень чувствительны даже к интонациям взрослых. Но если в семье все постоянно раздражены, все постоянно разговаривают друг с другом на повышенных тонах, то ребенок через некоторое время усваивает эту норму. Как может быть для него повышение голоса наказанием или выражением неодобрения, если все вокруг так и разговаривают. Если папа, придя с работы садиться за комьютер, мама- исчезает на кухне и гонит ребенка, чтобы он не мешал, то как эти родители могут наказать ребенка лишением общения? Как они могут лишить его того, чего ему никогда не давали? Поэтому помните: чем больше вы уделяете внимания своему ребенку, чем больше вы проводите вместе с ним времени, играете, читаете, учите уроки, занимаетесь общими делами, чем больший душевный контакт у вас с ребенком, тем больше возможностей для выражения неодобрения у вас в распоряжении. Если же такого контакта нет, ребенок мешает и раздражает вас. Если вы привыкли срывать на нем ваше плохое настроение, если разговор на повышенных тонах, переходящий в крик, стал обычным делом, то не посетуйте: очень скоро ремень действительно сделается единственным языком вашего общения с ребенком.
Другой вопрос: как же добиться, чтобы ребенок приучился сразу же выполнять указания старших? Тоже проведением в жизнь определенной линии: не жалея времени, заставить ребенка всякий раз выполнять то, что вы от него требуете. Например: вот малыша надо усаживать за стол ужинать. А в руках у него мишка. Мама говорит: «Дай мишку». Ребенок медленно поднимает глаза и вопросительно смотрит на маму. -4-
То ли еще не дошел смысл сказанного, то ли колеблется- отдать мишку или закапризничать. В ответ на задержку мама мгновенно выхватывает мишку из рук ребенка. мама спешит. Казалось бы все в порядке – цель достигнута: игрушка у ребенка отобрана и можно идти ужинать. А вместе с тем упущена еще одна возможность -потренироваться в выполнении маминых приказов. Он успел услышать, но не успел его выполнить. Мама выполнила его сама.
Чтобы у ребенка не возникало такого феномена, как нежелание учиться, нужно выработать у ребенка навык управления своим поведением- делать то,что нужно, а не то, что захотелось. Начинается выработка с усвоения ребенком системы запретов- что можно и что нельзя делать. Проходит через формирование привычки выполнять приказы и указания старших и завершается усвоением норм старших как собственных норм поведения.
Подвести ребенка к этому уровню управления своим поведением и является главной задачей родителей, озабоченных тем, чтобы избежать конфликтов, связанных с учебой.
Поговорим теперь о третьем важном моменте- о выработке мотивации. Ребенок может иметь хорошее общее развитие и уметь управлять собою, но если у него не выработана соответствующая мотивация, дело пойдет трудно. А при наличии мотивации, как известно, человек может сдвинуть горы.
У школьника, как известно, мотивация, побуждающая его к учению, может быть самой разнообразной. Помимо познавательной (желание узнать для себя нечто новое), тут может быть и желание занять определенное место в классе, и стремление к изменению себя в сторону совершенствования, и многое другое. Сейчас рассматриваем только познавательную мотивацию. Во –первых, потому что среди других видов мотивации она остается главной. Во-вторых младший школьный возраст особо благоприятен для его формирования. Школьное обучение- это прежде всего приобретение систематических знаний. И если у школьника имеется познавательная мотивация, то удовлетворение того, что он узнает в школе новое, чего он раньше не знал, будет всегда перевешивать те трудности, которые он может встретить в школе.
Правильно поступают те родители, которые поддерживают в ребенке стремление узнавать что-то новое, поддерживают желание спрашивать. Будете поддерживать задаваемые ребенком вопросы- они перерастут в привычку искать в окружающем мире неизвестное, незнакомое, непонятное. Образовавшаяся привычка со временем станет потребностью. Став потребностью, она уже требует удовлетворения и начинает мотивировать многие поступки ребенка- и желание научиться побыстрее читать, и расспросы окружающих, и собирание коллекций. Ну а в школе она поддерживает учебную работу. Они уже не попадут в число тех, кто активно не желает учиться.
Необходимо создать в семье соответствующую обстановку. В которой тяга к познанию получает поддержку взрослых. Семья должна заботиться о духовной жизни ребенка, расширять его кругозор, создавать ощущение полноты, насыщенности, радости бытия. С раннего детства ребенку нужно открыть радость быть зрителем, слушателем, читателем. Даже то же самое совместное чтение- это один из способов содержательного общения с ребенком, когда он чувствует внимание взрослых к нему, его интересам, когда возникает духовная близость. Желательно, чтобы совместное
-5-
чтение, как и просмотр кинофильмов, телепередач дополнялось последующим обсуждением прочитанного, увиденного. Беседы с родителями должны постоянно иметь место, именно в них формируется культура речи и мышления. При этом важно не допускать порочной практики, когда родители назидательным тоном задают вопросы, а дети односложно отвечают. Расширению кругозора, эстетическому развитию должно служить приобщение к культурным ценностям. Посещение театров, музеев, экскурсии по городу, знакомство с памятными местами, походы должны заполнять досуг семьи. При совместном времяпровождении ребенок должен получать радость от общения, дружбы с близкими людьми. Только на этом фоне возможны пробуждение и закрепление положительных эмоций от постижения новых знаний, впечатлений, формирование познавательных мотивов. Известно, что многие писатели, художники, композиторы росли в семьях, где царила обстановка живого интереса к искусству. Очень хороший результат в плане развития познавательной потребности дают усилия, направленные на то, чтобы пробудить любознательность, вызвать чувство удивления, особенно перед каким –то знакомым явлением, показать в нем неизвестную сторону.
Не зря я начала свое выступление с сензитивного периода. В жизни человека очень короток период (приблизительно до 11-13 лет), когда общение с родителями предпочтительнее общения с друзьями. Не используя в полную меру уникальных возможностей этого периода, родители теряют и возможность стать своему ребенку родным по духу людьми.
.

Слово «семья» ассоциируется с дорогими сердцу людьми, с уютом, душевной теплотой. Можно только представить, как тяжело живется одиноким людям. А их ведь очень много: сироты, дети оставленные мамами и папами, пожилые люди, от которых отказались их дети и внуки… Перечислять можно долго. Наблюдая за такими людьми, невольно задумываешься над вопросом, какова роль семьи в жизни человека.

Семья – опора в жизни каждого человека, тихая гавань в бурном море жизни. Если человек знает, что дома его всегда поддержат, он твердо ступает по жизненной дороге. Многие люди покоряют вершины в своем деле, потому что знают, что родственники будут ими гордиться. Желание помочь родным также становится мощным толчком в карьерном и личностном росте.

Родители, бабушки и дедушки – первые, с кем знакомится ребенок, который только «пришел» в этот мир. От них зависит, каким вырастет их чадо. Воспитание играет важную роль в жизни человека, ведь может, как сломать его судьбу, так и наоборот, помочь человеку обрести счастье. Родные могут прямо указать на ошибки даже взрослому, заставить его сойти с ложного пути, в конце которого ждет осуждение общества или разочарование.

Тем не менее, предыдущие мысли касались семей, в которых царят взаимопонимание, взаимоподдержка, доверие и любовь. Если же этого нет, семейные узы превращаются в цепи, которые сковывают человека. У него появляется желание вырваться. Выживая в таких условиях, человек черствеет, его сердце превращается в камень.

Семья Вити из произведения «Конь с розовой гривой» – бабушка и дедушка. Мать мальчика погибла, а отец давно бросил жену и ребенка. Ребенок часто вспоминает о маме, грустит за ней. Но любовь и забота бабушки и дедушки не позволяют ему чувствовать себя несчастным, обделенным. Родные люди учат Витьку быть добрым и честным. Мальчик знает, что в любой ситуации он может обратиться за помощью к дедушке и тот не откажет. Так было и после того, как бабушка обнаружила обман с земляникой. Дедушка не сердился, не кричал на внука. Он помог помириться с бабушкой.

В конце произведения видим уже повзрослевшего героя. Он вырос порядочным человеком, достойным уважения, ведь навсегда сохранил память о самых дорогих людях. Можно предположить, что судьба Вити сложилась бы совершенно по-другому, если бы его отдали в детский дом.

Этот пример показывает, что семья играет важную роль в формировании личности, ведь моральные качества закладываются с детства.

Членов семьи Курагиных из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» нельзя назвать дружными. Они не умеют любить друг друга. Отец имеет влияние в обществе, но собственные дети его не слушаются. Мать завидует красоте дочери. Дети живут каждый сам по себе. Они не желают помогать ни друг другу, ни родителями. Каждый озабочен своими проблемами. К чему это привело? Никто из семейства Курагиных не обрел счастья.

Так Л.Н. Толстой показал, насколько важна для человека крепкая, любящая семья.

Таким образом, семья влияет на характер человека, его взгляды, наконец, определяет его судьбу.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Роль семьи в жизни человека


  1. Зачем нужна семья?
    Самые главные люди в жизни – это папа и мама, подарившие жизнь. Под родительским крылом мы проводим детство и юность – самое прекрасное время в жизни. Это время познания, освоения мира. Семья в первую очередь формирует мировоззрение нового человека. Ведь семья – это модель мира в пределах квартиры. Здесь начинается формирование личности. Мы следим за отношениями родителей, за их разговорами, за их увлечениями. Мама и папа – для нас первые и главные примеры для подражания. Они воспитывают нас, передают свой жизненный опыт, семейные традиции. От климата, который царит в семье, от того, насколько уютно и радостно дома, зависит, чем будет интересоваться ребёнок. В неблагополучных семьях дети ищут понимание не в стенах дома, а на улице у чужих людей. Мир очень жесток. А хорошая семья – защита от жестокости. Как часто уже взрослыми, имея свои семьи, в суматохе дней мы забываем позвонить родителям, побеспокоиться о здоровье, навестить! А они как будто всё понимают и прощают нас за невнимательность.
    Создать семью несложно. Чтобы принять решение двоим людям жить под одной крышей, достаточно признания в любви. Конечно, в семье должна царить любовь друг к другу. Но нужно ещё и понимание, терпение, уважение, готовность выслушать и помочь. Нужно быть готовым пожертвовать ради семьи своим временем, желаниями. Необходимо чувствовать ответственность перед близкими, дарить им своё внимание.
    Семья может стать по-настоящему крепкой, когда проходит испытание временем. Жизнь не бывает безоблачной. Радости сменяются печалями, надежды иногда оправдываются, но зачастую заканчиваются разочарованиями. И каждая семья проходит испытания на прочность. В настоящей семье проблемы решаются сообща, беды переносятся вместе. Тот дом, где живёт искренность, верность, единодушие, где чувствуется сильное плечо, прочен и надёжен. Время только укрепляет его.
    Кроме семьи есть и другие ценности, которые заполняют нашу жизнь: работа, друзья, увлечения, политика. Но мне кажется, ничто не может заменить семьи. Время, проведённое в кругу близких людей, неоценимо.
    В русской классической литературе над темой семьи много работал Л. Н. Толстой. Одной из главных она является в романе-эпопее «Война и мир». Рисуя мирную жизнь, писатель с большой теплотой описывает семью Ростовых. Здесь открыто радуются и открыто плачут, открыто влюбляются и все вместе переживают любовные драмы каждого. Их хлебосольство славится по всей Москве, они готовы принять и обласкать любого: в семье. По мысли Толстого, именно женщина создает семейный очаг. Она растит детей, она всю жизнь творит тот Дом, который становится ее главным миром, надежным и спокойным тылом для мужа и истоком всего для младшего поколения. Она утверждает доминирующую в доме систему нравственных ценностей, она прядет нити, соединяющие всех членов ее семейства. Идеал такой женщины для писателя является Наташа Ростова.
    Проблемам семьи и брака посвящён роман «Анна Каренина». Выдвинутая вначале тема семьи оказалась взаимосвязанной с общественными, социальными, философскими вопросами - произведение постепенно разрослось до крупного социального романа, в котором писатель отразил современную ему жизнь. Толстой вынес суровый приговор обществу с его лживой ханжеской моралью, доведшей Анну до самоубийства. В этом обществе нет места искренним чувствам, а лишь установленным правилам, которые можно обойти, но скрываясь, обманывая всех и себя. Искреннего, любящего человека общество отторгает, как инородное тело. Толстой осуждает такое общество и установленные им законы.
    Таким образом, семья должна быть у каждого человека. Ни деньги, ни власть не подарят нам бескорыстную любовь, не залечат душевные раны, не спасут от одиночества, не принесут истинного счастья.
  2. «Семья» - это слово мы слышим каждый день, с самого раннего детства. Большинству детей повезло родиться именно в семье, где есть мама и папа. Кто-то воспитывался лишь с одним родителем – мамой или папой, в «неполной» семье. Кто-то из детей, увы, семьи был лишен полностью, родителей ему заменили воспитатели и нянечки детского дома…
    Почему происходит так, что дети оказываются брошенными собственными родителями? Почему очень часты разводы между молодыми людьми? Почему слово «семья» не имеет в современном обществе большой значимости, ценности? Люди настолько забыли о том, что они могут быть детьми и родителями, о том, что нужно продолжать человеческий род, что это стало государственной, общенациональной проблемой. Недаром В. Путин объявил 2008 год годом Семьи.
    Что же обозначает это понятие – «семья»? В Толковом словаре мы находим определение: «Семья: группа живущих вместе близких родственников». Кроме того, там есть еще и такое определение: «объединение людей, сплоченных общими интересами». Итак, «семья» - это близкие родственники, которые живут вместе и которых объединяют общие интересы. Какие это интересы? Только лишь материальные? Я думаю, что нет. Вернее, в первую очередь, нет, если речь идет о настоящей семье.
    В «настоящей» семье самым главным объединяющим началом является любовь, любовь людей друг к другу. А если люди любят друг друга, то они принимают своих родственников такими, какие они есть, принимают и желают им добра. В настоящей семье всегда примут и выслушают, всегда простят и попытаются понять.
    Настоящая семья – это твой истинный дом, куда ты всегда можешь вернуться, после любой неудачи, любого потрясения, любого горя. И только здесь, Дома, ты сможешь полностью восстановиться, вновь поверить в людей и в доброжелательный мир. И это случится благодаря твоей семье, которая будет любить тебя, несмотря ни на что.
    Примером настоящей семьи в русской литературе для меня является семья Ростовых из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Вообще, во всех своих произведениях этот писатель рассказывал о своей семье, о взаимоотношениях между своими родственниками.
    Интересно, психологи считают, что обстановка «толстовской» семьи является идеальной. Такую «идеальную» семью писатель воплотил в образе семьи Ростовых. Вспомним хотя бы эпизод, в котором старый граф отдает деньги Николаю Ростову, проигравшему большую сумму. И это несмотря на то, что семья была в больших долгах и старый Ростов жертвовал чуть ли не последним. Но такова была сила любви графа к своему непутевому сыну, что он беспрекословно спасает сына от бесчестия и долговой ямы, ничего не говоря старой графине, чтобы не выдавать сына и не расстраивать жену.
    К сожалению, ценность крепкой настоящей семьи сейчас отодвигается на второй план. Я думаю, что где-то в подсознании семья все еще является очень важной, особенно для женщин. Но другие, более материальные, ценности - деньги, карьера, успех – не позволяют полностью сосредоточиться на семье. Ее часто откладывают на потом. Хорошо, когда уже зрелые люди все же решают пожениться, завести детей. Тогда они уже сознательно и ответственно подходят к этому вопросу, и велика вероятность, что их семья будет счастливой и гармоничной.
    Но бывает и так, что в погоне за материальным и внешним, люди забывают о чем-то очень важном. И под конец жизни они понимают, что это важное было их семьей, детьми. Они осознают, что лишились своего продолжения, лишились возможности дать новую жизнь и, тем самым, продлить жизнь самим себе. А это страшно, тем более, тогда, когда осознание приходит слишком поздно.
    Кроме того, сейчас, как мне кажется, молодые люди боятся или просто не хотят брать на себя ответственность. Ведь заводя семью, официально вступая с кем-то в брак, ты берешь ответственность на себя и за другого человека. А это зачастую бывает тяжело, неприятно, страшно, в конце концов. Не говорит ли такой страх об инфантильности современных молодых людей? Я думаю, во многом это именно так.
    Сейчас на смену официальному браку приходит так называемый брак «гражданский». То есть люди живут вместе, ведут совместное хозяйство, но перед лицом государства они не являются мужем и женой. Считается, что при таких условиях легче разойтись, если вдруг «не сошлись характерами», так меньше обязательств перед другим человеком. Не знаю, насколько это правильно. Знаю лишь то, что дети, живущие в такой «гражданской» семье, чувствуют себя неуверенно и тревожно. Им не хватает ощущения стабильности, они не уверены в том, что папа с мамой всегда будут рядом, как это свойственно детям из «официальных» семей.
    Кроме того, до сих пор существует такое понятие, как «стыд перед людьми». И хотя этот аргумент становится сейчас все менее значимым, для некоторых людей он весом. Конечно, в 19 веке мнение общества, в котором ты вращался, было очень важным, если не сказать, определяющим. Именно оно, во многом, сделало невыносимой жизнь Анны Карениной после того, как она ушла из семьи к Вронскому. Вы скажете, что решающим фактором в самоубийстве героини стал ее внутренний кризис, стыд, ощущение своей греховности. Но оно, на мой взгляд, было во многом навязано извне, внушено обществом.
    Хорошо это или плохо? Конечно, не стоит заводить семью лишь под давлением общественных устоев. Но прислушаться к тому, что передавали твои предки как вечную ценность поколения в поколение, я думаю, все же стоит.
    Лично я считаю семью незыблемой ценностью. Меняются времена, эпохи, правители, эталоны и идеалы. Лишь семья всегда остается непререкаемой ценностью, потому что это продолжение рода, «родная кровь», безоговорочная поддержка и принятие, любовь. Семья – это корни, это основа, это Дом, без которого немыслима жизнь ни одного человека, в какой бы эпохе он ни существовал.
  3. Что мы обычно понимаем под словом семья? Когда мы произносим «семья», в сознании возникают образы дорогих и близких сердцу людей, помогающих в трудный момент, заботящихся о тебе. Почему семья так важна для человека? Почему он чувствует потерянность и боль, когда теряет семью? Он лишается не просто опоры и поддержки, но теряет
Краткое описание

Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Это и понятно, поскольку все люди на разных этапах своей жизни так или иначе связаны с семьей, она - естественная часть этой жизни. Каждому человеку важно иметь семью, свой дом. Семья – это крепость, спасение от трудностей, защита от жестокого мира. Крепкая семья дарит тепло, уют, спокойствие. Ведь дома нас окружают родные люди, которые нас любят, понимают, всегда пытаются помочь. Счастлив тот, кто родился и вырос в дружной семье.

Роль семьи в обществе не менее важна, поскольку общество собственно и состоит из семей, являющихся его микро-отражением и несущих на себе многие его важнейшие функции.

Роль семьи не является чем-то статичным, неизменяемым, более того, она существенно трансформировалась на протяжении всего исторического существования человечества. В прошлом роль семьи была более масштабной, человек в большей степени зависел от своего семейного происхождения, был более тесно связан семейными узами, обязательствами. Человек был практически неотделим от семьи. Поэтому можно говорить о том, что в более древние времена семья играла поистине всеобъемлющую роль в жизни отдельной личности. Однако с развитием общества семья постепенно уступает часть своих функций. Так, человек в современном обществе менее зависим от своего социального происхождения, не связан семейными ограничениями в выборе брачного партнера, профессии, образа жизни и т.д.

Однако не смотря на то, что семья исторически несколько утратила свои позиции, тем не менее, она и до наших дней продолжает играть особую роль.

Семью с полной уверенностью можно относить к особым, фундаментальным группам общества. Семья находится в сложных взаимоотношениях с обществом, подвергается существенному влиянию со стороны его политической, экономической и правовой систем. И, в свою очередь, оказывает на общество довольно заметное воздействие.

Прежде всего роль семьи в обществе связана с ее воспроизводящей потомство функцией. Собственно, семья дает обществу новых людей. И не просто дает, она растит, воспитывает, содержит и выпускает в свет уже сформированную личность, готовую играть в этом обществе свою непосредственную роль.

Семья в определенной мере является своеобразной уменьшенной моделью самого общества. Семья, равно как и общество, представляет собой совокупность отношений: материально-экономических, социальных, культурных, психологических. Семья на определенном микро-уровне моделирует все виды отношений, существующих в обществе и обучает им ребенка. На протяжении многих веков семья осуществляла накопление и передачу по наследству определенной собственности, опыта, семейной памяти, фамилии, модели внутрисемейных отношений. В семье человек впервые сталкивается с разделением труда, например, в ведении домашнего хозяйства, в материальном обеспечении семьи.

Помимо этого, между членами семьи присутствуют правовые, идеологические отношения, и, кроме этого, нравственные и религиозные. Именно под влиянием семьи находятся такие важнейшие для общества вопросы, как формирование трудовых ресурсов, их распределение и перераспределение, квалификационный рост и производительность труда. Поскольку роль семьи особенно явно проявляется при решении вопросов, касающихся того, куда молодому человеку пойти учиться, куда уезжать на учебу, либо работу или никуда не уезжать. И все эти отношения преломляются в семье через особый психологический механизм: они основываются на чувствах привязанности, любви, долга, родства, ответственности между членами семьи.

Если мы возьмем такую важнейшую проблему, как состояние здоровья населения, то опять же увидим определяющую роль семьи в этом вопросе. Семья несет в себе память о генетическом, биологическом состоянии здоровья. Понятно, что дети - это производное генов их родителей. Однако, что еще более важно в семье формируются привычки и навыки отношения к своему здоровью. Ребенок перенимает у родителей их образ жизни, установки на здоровое или нездоровое отношение к своему физическому состоянию. Занимается человек физкультурой или не занимается, любит быть в свободное время в лесу, на природе или не любит, подвижный образ жизни ведет или малоподвижный и т. д. - все это обычно начинается именно с семьи.

Семья воспитывает. Именно она прививает наклонности, вкусы и потребности у представителей младшего поколения. Роль семьи особенно ярко проявляется в стиле потребления людьми материальных и духовных ценностей. Направленность человека на материальное или духовное, его стремление добиться чего-то в жизни или отсутствие такового, тяга к самообразованию, саморазвитию, или же банальная страсть наживы - все это следствие основ, закладываемых в него семьей.


Роль семьи является определяющей в формировании трудовых ресурсов общества, и, в особенности, их качества. Каково качество специалиста и, следовательно, какова эффективность его функционирования - это также во многом зависит от семьи. Потому что именно здесь на личном примере добросовестного труда родителей у молодого человека воспитывается высокосознательное отношение к своему делу, преданность ему, профессиональная, трудовая честь, а также формируются общий культурный уровень, широта эрудиции. Уже качество учебы в школе у детей во многом определяется культурным, образовательным уровнем их родителей. Собственно говоря, сам интеллектуальный и нравственный климат, духовная атмосфера в семье является важнейшим фактором успешности учебы ребенка в школе.

Наконец, условия жизни "отходящих" поколений, пенсионеров, престарелых людей были и остаются одной из важнейших проблем общества, показателем его нравственной зрелости, гуманности. Но именно в семье закладываются привычки, традиции, нравственные основы отношения к старшему поколению: милосердие или бездушие, теплая доброта или холодная корысть.

SHARE

TWEET

Untitled

A guest Sep 28th, 2018 64 Never

    Семья играет очень важную роль в становлении личности. Его жизнь, как и соответственно познание мира, формирование личности начинается в самом раннем возрасте, в окружении семьи. Он берет пример с людей, которые его окружают, родителей, братьев, сестер. Именно его родные и близкие люди закладывают нравственный фундамент. Поэтому, важно понимать, что взаимоотношения в семье, характер членов и их мировоззрения: все влияет на развитие молодого организма.

    Одной из важнейших задач родителя является донести наставления и советы своему ребенку, дать понять, что в жизни есть хорошо, а что плохо. Они несут ответственность за воспитание и развитие и именно они влияют на то, кем станет этот человек в будущем, как он будет проявлять себя в обществе. Какую же роль играет семья в формировании личности? Рассмотрим это на примерах.

    Важно заметить, что влияние семьи на становление личности может быть, как положительной, так и отрицательной. В произведениях русской литературы авторы не раз показывали оба варианта влияния семьи на персонажей, отражали определенные моменты в жизни, закладывающие основу в формировании человека.

    Так, в своем произведении «Недоросль» Д.И.Фонвизин на примере семьи Простаковых показывает отрицательное влияние родителей на Митрофанушку. Воспитанием занималась его мать, отец же не желал перечить супруге. Митрофана можно назвать копией своей матери. Изнеженный лаской и заботой, он становится избалованным и выбирает беззаботную, легкую и веселую жизнь. Ему лень учиться, служить не желает. Не имеет каких-либо жизненных целей. Ничего кроме развлечений ему неинтересно. «Час моей воли пришел: не хочу учиться, хочу жениться». Он – полный невежда, так как должного образования не получил от учителей, мать предпочитала честных учителей малообразованным и глупым. В основном он обучался по наставлениям матери, вроде советов, что найденными деньгами не стоит делиться с другими, что учиться можно для виду, чтобы учитель понял, как Митрофан трудится. В конце своей комедии автор показывает картину, где матери матери встает боком ее “воспитание” и “обучение” сына. Когда она прибегает к сыну за помощью, Митрофан игнорирует ее просьбу.

    В качестве второго примера возьмем произведение Л.Н.Толстого «Война и мир», в котором автор описывает сразу несколько семей, являющихся ключевыми персонажами романа, с разными взаимоотношениями “отцов и детей” и разными способами влияния и формирования детей. Рассмотрим, к примеру, отношения в семье Ростовых. В их семье две дочери, но несмотря на их родственность и кровную связь, их характеры совершенно отличны один от другого. Произошло это потому, что воспитывали их по-разному, соответственно по-разному и сформировались их мысли, идеи, мировоззрения. Старшая сестра, под строгим контролем и присмотром, выросла чересчур правильной и серьезной. Для родителей это стало важным опытом и поэтому Наташу они решили воспитать несколько иным образом. Ей никто не запрещал баловаться, бегать и резвиться. Между Наташей и матерью установлены теплые, искренние отношения, графиня всячески помогает Наташе, поддерживает и дает советы. Наташа же в свою очередь не стесняется делиться с ней своими «секретами»

    Таким образом, приходим к выводу, что семья действительно имеет наиболее важную роль в становлении личности. А то, будет ли это влияние отрицательным или положительным зависит от отношения родителей, от их желания обучить своего ребенка как следует, от нравственных и моральных принципов, которые они заложат в мысли будущего, развитого, полноценного человека.

RAW Paste Data

Семья играет очень важную роль в становлении личности. Его жизнь, как и соответственно познание мира, формирование личности начинается в самом раннем возрасте, в окружении семьи. Он берет пример с людей, которые его окружают, родителей, братьев, сестер. Именно его родные и близкие люди закладывают нравственный фундамент. Поэтому, важно понимать, что взаимоотношения в семье, характер членов и их мировоззрения: все влияет на развитие молодого организма. Одной из важнейших задач родителя является донести наставления и советы своему ребенку, дать понять, что в жизни есть хорошо, а что плохо. Они несут ответственность за воспитание и развитие и именно они влияют на то, кем станет этот человек в будущем, как он будет проявлять себя в обществе. Какую же роль играет семья в формировании личности? Рассмотрим это на примерах. Важно заметить, что влияние семьи на становление личности может быть, как положительной, так и отрицательной. В произведениях русской литературы авторы не раз показывали оба варианта влияния семьи на персонажей, отражали определенные моменты в жизни, закладывающие основу в формировании человека. Так, в своем произведении «Недоросль» Д.И.Фонвизин на примере семьи Простаковых показывает отрицательное влияние родителей на Митрофанушку. Воспитанием занималась его мать, отец же не желал перечить супруге. Митрофана можно назвать копией своей матери. Изнеженный лаской и заботой, он становится избалованным и выбирает беззаботную, легкую и веселую жизнь. Ему лень учиться, служить не желает. Не имеет каких-либо жизненных целей. Ничего кроме развлечений ему неинтересно. «Час моей воли пришел: не хочу учиться, хочу жениться». Он - полный невежда, так как должного образования не получил от учителей, мать предпочитала честных учителей малообразованным и глупым. В основном он обучался по наставлениям матери, вроде советов, что найденными деньгами не стоит делиться с другими, что учиться можно для виду, чтобы учитель понял, как Митрофан трудится. В конце своей комедии автор показывает картину, где матери матери встает боком ее “воспитание” и “обучение” сына. Когда она прибегает к сыну за помощью, Митрофан игнорирует ее просьбу. В качестве второго примера возьмем произведение Л.Н.Толстого «Война и мир», в котором автор описывает сразу несколько семей, являющихся ключевыми персонажами романа, с разными взаимоотношениями “отцов и детей” и разными способами влияния и формирования детей. Рассмотрим, к примеру, отношения в семье Ростовых. В их семье две дочери, но несмотря на их родственность и кровную связь, их характеры совершенно отличны один от другого. Произошло это потому, что воспитывали их по-разному, соответственно по-разному и сформировались их мысли, идеи, мировоззрения. Старшая сестра, под строгим контролем и присмотром, выросла чересчур правильной и серьезной. Для родителей это стало важным опытом и поэтому Наташу они решили воспитать несколько иным образом. Ей никто не запрещал баловаться, бегать и резвиться. Между Наташей и матерью установлены теплые, искренние отношения, графиня всячески помогает Наташе, поддерживает и дает советы. Наташа же в свою очередь не стесняется делиться с ней своими «секретами» Таким образом, приходим к выводу, что семья действительно имеет наиболее важную роль в становлении личности. А то, будет ли это влияние отрицательным или положительным зависит от отношения родителей, от их желания обучить своего ребенка как следует, от нравственных и моральных принципов, которые они заложат в мысли будущего, развитого, полноценного человека.