Самостоятельная двигательная деятельность детей в доу. Организация самостоятельной двигательной активности детей

.

В современных условиях развития общества и перемены в системе образования в связи с переходом на ФГОС назрела необходимость изменения содержания образования.

Процесс реорганизации всей системы образова­ния подразумевает появление новых более эффективных психолого-педагогических подходов к организации воспита­ния и обучения, особенно в системе дошкольного образования, как первой его ступени.

Одной из сторон организации воспитания и развития личности является физическая культура, расширяющая адаптационные воз­можности ребенка. Двигательная активность способствует укреплению здоровья человека, повышает его функциональные возможности, способность противостоять негативным факторам окружающей среды. Это особенно важно сегодня, в условиях резко возросшего темпа жиз­ни.

Поэтому цель моего реферата: - раскрыть теоретические основы самостоятельной двигательной деятельности детей в дошкольном учреждении.

Поставлены следующие задачи:

Раскрыть понятие самостоятельной двигательной деятельности детей дошкольного возраста;

Охарактеризовать организацию рационального двигательного режима

Самостоятельной двигательной активности в ДОУ;

Показать самостоятельную двигательная деятельность дошкольников как

Методику здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольном образовательном учреждении;

Раскрыть роль систематической, самостоятельной двигательной деятельность детей в их физическом и психическом развитии.

1.Понятие самостоятельной двигательной деятельности детей

дошкольного возраста

При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере даль­нейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык.

Умение детей дошкольного возраста выполнять новое двигательное действие возникает на основе предпосылок к активности.

Под самостоятельной двигательной деятельностью детей понимается такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбиваю­щих факторов и нестабильностью итогов.

Роль двигательных умений может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигатель­ного действия. В других случаях двигательные умения вырабатыва­ются без последующего перевода их в навыки. В этом случае они являются как бы вспомогательными.

Двигательный навык - это оптимальная степень владения тех­никой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением дви­жениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.

Эффективность процесса обучения, продолжительность пере­хода от умения до уровня навыка зависят от:

1) двигательной одаренности (врожденные способности) и двигательного опыта обучающегося (чем богаче двигательный опыт, тем быстрее обра­зуются новые движения);

2) возраста обучающегося (дети осваи­вают движения быстрее, чем взрослые);

3) координационной слож­ности двигательного действия (чем сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения).

Воспитание культуры здоровья и оздоровление детей - главная задача нашего педагогического коллектива ведь мы живем в условиях, где преобладает недостаток ультрафиолетовых лучей и кислорода, короткое лето и длительная зима.

Все это-отрицательно влияют на здоровье всех жителей региона, и в первую очередь детей.

Большую часть времени дети вынуждены находиться в помещении, ограничивая себя в движениях.

Под культурой здоровья принято понимать формирование потребности в двигательной деятельности, воспитание интереса к здоровому образу жизни. Чтобы воспитать потребность ребенка в ежедневной двигательной активности они должны быть включены в более широкий, содержательный контекст детского развития.

Чтобы развивалась двигательная культура ребенка, он должен экспериментировать с движением, решать двигательные "задачки". Главным содержанием двигательной деятельности должна быть не тренировка движений, а развитие двигательного воображения.

Это означает, что в основе движений должно лежать их одушевление. Иными словами, движения должны быть образными, позволяющими ребенку превращаться в различных персонажей реальной и фантастической жизни. В этом случае движение существует не само по себе, а в качестве элемента особого языка - языка движений.

2. Организация рационального двигательного режима

Движение – здоровье, движения – радость, движение развитие заверяют врачи, психологи, педагоги-все, кто общается с малы­шами, учит и лечит их, научно обосновывает возрастные, физио­логические, психологические особенности. Двигательная актив­ность-необходимое условие разностороннего развития ребенка: окружающий мир он познает через движения, в них находит выход своей неуемной жажде познания, энергии, фантазии. Дви­жения создают условия для развития интеллекта, стимулируют речевую и эмоциональную активность, учат общению; словом, движение-это жизнь ребенка, его стихия! Не случайно Е.А. Аркин назвал младшего дошкольника «существом преимуществен­но моторным». Отсюда и особые требования к двигательному режиму, например, в группе детей двух-трех лет: он должен обеспечить двигательную активность малыша в пределах 5-7 тыс. шагов в день, богатую составом двигательных действий, видов и форм деятельности. Не менее 60% периода бодрствования детям тре­буется находиться в движении, а это при 12-часовом пребывании в детском саду составляет 4-5 ч.

Основу двигательного режима составляет самостоятельная двигательная деятельность, которая должна занять свое четкое место в общем режиме дня: утренний прием-20-30 мин, после завтрака -10-15 мин, в перерывах проведения организованной образовательной деятельности 10-15 м, после сна-15-20 мин, на прогулках - 80-90 мин.

На этом возрастном этапе организованная деятельность за­нимает немного времени, однако все же воспитателю необходимо постоянно искать новые возможности для активных движений детей.

Организация рационального двигательного режима является одним из основных условий обеспечения комфортного психологического состояния детей. Кроме того, имеется прямая взаимосвязь, как указывают специалисты, между двигательным ритмом и умственной работоспособностью ребенка. Вредна, отмечают они, как недостаточная, так и излишняя двигательная активность.
Отправной точкой при организации двигательного режима детей должна стать естественная потребность организма в движении. Она составляет в среднем от 10 до 15 тысяч передвиженийв сутки для детей 6-7 лет; 10-12 тысяч - для детей 5-6 лет; 8-10 тысяч - для детей 3-4 лет; 6-8 тысяч - для детей 2-3 лет. Около 60-70% этого количества движений должно приходиться на период пребывания ребенка в образовательном учреждении.

Оптимальным двигательный режим будет считаться при следующих условиях:

Соотношение покоя и двигательной деятельности составляет 30% к 70%;

В течение дня у детей не наблюдается признаков рассеянности внимания или явно выраженного утомления;

Имеет место положительная динамика физической работоспособности детей;

Артериальное давление детей в течение всего дня соответствует возрастной норме.

При организации двигательного режима должна быть учтена степень моторности каждого ребенка возрастной группы.

Детям в зале или на улице должна быть предоставлена возможность самостоятельных действий на игровой или спортивной площадке. Воспитателям необходимо позаботиться о том, чтобы им было чем заняться.

Например, поиграть в мяч или покачаться на качелях, погонять шайбу или попрыгать через скакалку. На самостоятельную двигательную деятельность отводится от 6 до 10 минут. Она является своеобразной психической разгрузкой для детей. О физической нагрузке в данном случае беспокоиться не стоит, дети всегда в состоянии регулировать ее и никогда не перегружаются.

Нужно, чтобы всегда в движениях малышей были элементы «старатель­ности», обдумывания, какого-то сравнения, понимания резуль­тата: в этих случаях активизируются мышление, память, вообра­жение, что сказывается на общем развитии этих психических процессов. Полезно из отдельных разрозненных физкультурных пособий выстраивать комплексы, различные «полосы препятст­вий», иногда намеренно создавать «экстремальные» условия для движений, например в свободной групповой комнате натягивать шнуры, ленты, веревки на разной высоте, чтобы наблюдать, как дети будут выполнять движения (подлезать, перешагивать, пере­прыгивать, обходить, наталкиваться, может быть, запинаться). Для воспитателя здесь главное - получить информацию о том, как ребенок воспринимает новую обстановку, умеет ли выпол­нять хорошо знакомые ему движения в новых условиях, радует ли малыша эта новизна, появились ли хотя бы самые малые элементы творчества.

Важнейшим элементом «двигательной грамоты» является умение выполнять движение вдвоем, в подгруппе, в коллективе сверстников. Отметим, что общение детей в двигательной дея­тельности быстрее, естественнее и проще приводит от деятель­ности рядом к деятельности вместе. Здесь очень редки ссоры и всегда много эмоций.

3. Самостоятельная двигательная деятельность дошкольников как методика здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольном образовательном учреждении

Потребность детей в движении наиболее полно реализуется в их самостоятельной деятельности. Самостоятельно, но под руководством воспитателя происходит и освоение всех основных движений. Вот почему так важно создавать условия, необходи­мые для того, чтобы каждый малыш имел возможность дви­гаться сколько хочет, чтобы деятельность его была содержатель­ной и разнообразной.

Индивидуальное моторное развитие осуществляется через самостоятельные действия с игрушками, физкультурным оборудованием, в общении ребенка со сверстниками.

Однако в возрасте двух-трех лет дети тянутся и к более широкому общению друг с другом. Им нравится заниматься всем вместе, если при этом обеспечиваются условия для актив­ности каждого, если воспитатель умеет создать на занятии оптимальную психологическую среду, учитывающую не только возрастные, но и индивидуальные особенности занимающихся.

Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы:

Обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованные оптимальные для всех детей данного возраста и для каждого ребенка в отдельности физические нагрузки;

Удовлетворять естественную потребность детей в движении, запрограммировав определенную ее дозу;

Давать возможность каждому малышу демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и учиться у них («себя показать и других посмотреть»);

Создавать необычные, интересные для детей ситуации, в которых движения, двигательные действия будут способствовать активизации мышления, поиску ребенком адекватных форм по­ведения, встрече с красивым и увлекательным окружающим миром.

Каждое из режимных отрезков самостоятельной двигательной деятельности - это определенная «оздоровительная доза» в виде движений, физической нагрузки, работающая на здоровье ребенка, его правильное физическое развитие и физическую подготовлен­ность; это и активный отдых, где движение, физическая нагрузка воспринимаются организмом как «мышечная радость». Кроме того, занятия дают ребенку возможность общения со сверстни­ками и воспитателями, т.е. социальный комфорт, а освоение двигательных умений - возможность самовыражения.

Когда дети должны самостоятельно двигаться? В любое время, когда они этого захотят! Поэтому должны быть проду­маны условия для движений. Обязательно каждый из детей должен получить свою «двигательную дозу» во время утреннего приема, после завтрака перед занятием, на прогулке, после дневного сна.

Каждому из режимных отрезков соответствуют особые тре­бования к интенсивности движений. Во время утреннего приема двигательная деятельность спокойная, умеренная. Воспитатель занят приемом детей, не может уделить должного внимания прямому руководству ею и поэтому заранее создает условия для простых, хорошо знакомых детям движений, не тре­бующих страховки: раскладывает на полу плоскостные дорож­ки, шнуры, дуги, кегли, несколько раз меняет их располо­жение, что-то быстро убирает, что-то объединяет в единый комплекс.

На прогулке дети должны двигаться много, активно. Движе­ния могут быть сложные, так как есть возможность и поучить каждого ребенка отдельно, и обеспечить ему нужную страховку.

Воспитатель сам определяет время занятия, его содержание, длительность, место проведения, количество занимающихся, руководствуясь своим знанием индивидуальных особенностей малышей.

Нужны ли обязательные, традиционные три части занятия? Условно-да. Надо все занятия начинать с разминочных упраж­нений, чтобы подготовить организм к нагрузке, пик нагрузки обеспечивать ближе к концу, а в самом конце давать малопод­вижные упражнения для восстановления дыхания и отдыха. Недопустимы команды, громкое шумовое оформление, заорганизованность. Нельзя заставлять детей делать то, что они не хотят. Занятие должно строиться с учетом детских интересов и нести им радость и удовольствие.

Формы проведения режимных отрезков самостоятельной двигательной деятельности могут быть самые разнообразные

4.Роль систематической, самостоятельной двигательной деятельности

детей в их физическом и психическом развитии .

Систематическая, двигательная деятельность детей играет важную роль в физическом и психическом развитии ребенка, поэтому расширение и обогащение двигательного опыта детей дошкольного возраста - одна из основных задач, стоящая перед коллективом ДОУ.

Самостоятельная двигательная деятельность детей влияет на следующие функции:

Оздоровительные : охрана жизни и укрепление здоровья детей, содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма, повышение умственной и физической работоспособности.
Развивающие: развитие движений, формирование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость), формирование правильной осанки.

Образовательные: обогащение знаний детей о своем организме, здоровье, о путях его укрепления, сохранения, ответственного отношения.
Воспитательные: воспитание положительных черт характера (смелость, решительность, настойчивость), нравственных качеств (доброжелательность, взаимопомощь), волевых качеств (сила воли, умение побеждать и проигрывать), формирование привычки к здоровому образу жизни, желания заниматься физическими упражнениями (в том числе не ради достижения успеха как такового, а для собственного здоровья).

У детей, систематически занимающихся самостоятельной двигательной деятельностью, отмечается устойчивое положительное настроение. К. Никитин объясняет это отвлечением от тревожащих эмоций, которые захватывают все функции организма, а также концентрацией внимания и образованием в центральной нервной системе сильных очагов возбуждения. Они в определенной степени подавляют стойкие доминантные очаги, обусловившие угнетенное или раздраженное состояние.

Двигательная деятельность действует на нервную систему, способствует душевному равновесию даже в том случае, если ребенок был в спокойном состоянии.

Самостоятельной двигательная деятельность особое значение имеет для детей с функциональными заболеваниями нервной системы, которых нетрудно определить по чрезмерному возбуждению или стойкой апатии. Именно у них наблюдаются нарушения сна и аппетита, частая смена настроения, отмечаются трудности запоминания, резко снижается способность концентрации внимания.

Регулярная самостоятельная двигательная деятельность (пусть даже по 6-10 минут) способствуют развитию памяти и внимания, устранению речевых депрессий, у детей дошкольного возраста, дошкольники становятся более уравновешенными.

Физическая и психическая компоненты в двигательной деятельности тесно взаимосвязаны. Во время подвижных игр у детей дошкольного возраста укрепляются различные группы мышц, тренируется вестибулярный аппарат, осуществляется профилактика нарушений зрения и осанки. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проигравших - все это создает у детей состояние особого психологического комфорта.

Заключение

Цель физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста - максимально всестороннее развитие ре­бенка в соответствии с его возможностями. Поскольку ребе­нок познает мир через движение, то ни одна образовательная дисциплина не обладает таким потенциалом для реализации широкого комплекса педагогических задач, как двигательная деятельность. Многообразие упражнений при самостоятельной двигательной деятельности, варьирование методических приемов позволяют педагогу фор­мировать у детей знания и умения, касающиеся не только са­мого предмета занятий - упражнений, но и смеж­ных дисциплин, являющихся неотъемлемой частью единого пе­дагогического процесса.

Для полноценного формирования детской личности требуется не только приобретение новых знаний и умений, но и возникновение новых потребностей и мотивиро­ванных интересов. Достижения в развитии детей в значитель­ной мере зависят от того, какие мотивы побуждают их к двигательной деятельности, к чему они стремятся, как эмоционально относятся к окружающей обстановке, людям и стоящим перед ними зада­чам.

Дети дошкольного возраста не способны к длительным, монотонным тренировкам, которые часто необходимы для вы­работки тех или иных компенсаторных навыков и качеств. Поэтому вся работа должна быть построена таким образом, чтобы режимные отрезки самостоятельной двигательной деятельности проводилась ненавязчиво, в процессе наибо­лее привлекательных видов, и занятия, основанные на подвижных играх, можно рассматривать как полигон для решения целого комплекса задач, направленных на обогащение интеллекта, моторного и речевого развития, образование, воспитание, оздоровление ребенка.

Список использованной литературы

1. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова и Т. А. Куликова. - 6-е изд., испр. - М. : Academia, 2006 . - 415 с.

2. Медведева, Т. Активная деятельность старших дошкольников / Т. Медведева //Дошкольное воспитание, N8, 2006. - С.22-26.

3. Смурова, Т. С. Двигательная активность в жизнедеятельности детей / Т. С. Смурова //Теория и практика физической культуры, N6, 2007. - C.24.

4. Энциклопедия систем жизнеобеспечения. - Т.1: Энциклопедия систем жизнеобеспечения: знания об устойчивом развитии / гл. ред. С. Б. Созинов. - М. : Изд. Дом Магистр - Пресс: Юнеско, 2005 . - 1302 с. - С.470-471.

Татьяна Александровна Косолапова

детский сад №149 «»Ёлочка

г.о. Тольятти, Самарской области

Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях ДОУ.

«Ребенку доставляет большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других».

П.Ф. Лесгафт

Гармоничное развитие ребенка невозможно без правильно организованной и достаточной для детей дошкольного возраста двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на здоровье и физическое развитие ребенка. Однако, согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Интеллектуальные перегрузки, снижение двигательной активности как по объёму, так и по интенсивности, однообразное её содержание – вот основные причины нервно-психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста. Всё это порождает изменения в эмоциональной сфере. Самостоятельная двигательная деятельность детей, о пользе которой написано немало, является прекрасным средством физического и эмоционального развития личности.

Самостоятельная двигательная деятельность – это деятельность, которая возникает по инициативе ребенка. По данным физиологов, дети в этом виде деятельности в большей степени удовлетворяют свою потребность в движении, чем в организованной деятельности. Содержанием самостоятельной двигательной деятельности являются разнообразные движения. Преимущество её заключается в том, что ребенок сам выбирает вид движения, темп, делает паузы, чередует их. Эта форма работы требует особого, опосредованного руководства.

Двигательный режим в детском саду складывается из организованной и самостоятельной двигательной деятельности. Процентное соотношение их разное в группах раннего, младшего и старшего дошкольного возраста. Однако, самостоятельные движения детей всех возрастов должны составлять не менее 2/3 объема их общей двигательной активности. Руководство самостоятельной двигательной деятельностью предусматривает следующие обязательные моменты:

Организацию физкультурно-игровой среды: достаточное количество пространства для движений; оптимальное количество, разнообразие, сменяемость пособий;

Закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной деятельности детей в обязательном порядке во время утреннего приема, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время;

Владение воспитателями специальными (опосредованными) методами активизации движений детей.

Все руководство строится только на основе индивидуального подхода. Необходимо:

Наблюдать за детьми, уметь видеть всех и при необходимости оказывать помощь;

Предусматривать каждому ребенку место для движений, чтобы никто не мешал, оберегать это пространство;

Привлекать детей к размещению физкультурных пособий в группе, на участке, стимулируя этим желание выполнять те или иные движения;

Снимать напряжение, скованность отдельных детей улыбкой, поощрением; если ребенок затрудняется, помочь выбрать пособие для движений вопросом, загадкой, советом;

Пытаться без навязывания объединять в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, обруч, скакалку и т.д.) и показав варианты действий, если это необходимо;

При знакомстве с новым предметом показывать его в первую очередь малоподвижным детям, сопровождая показ несложными активными движениями и перемещениями в пространстве, детям большой подвижности - движениями, требующими точности, сдержанности, осторожности (ходьба, бег, прокатывание мяча по ограниченной плоскости; все виды лазанья и т. п.);

Отдавать предпочтение пособиям, требующим активных действий, чаще менять их расположение, обеспечивать сменяемость не только в течение недели, но и дня;

Никогда насильно не усаживать на место подвижного ребенка, наоборот, с помощью сюжета внести в его бесцельные действия целесообразность;

Иногда включаться в совместную игру с кем-нибудь из детей, чтобы показать новые движения или действия, вызвать интерес к ним;

Обыгрывать новые пособия, показывая, как по-разному можно с ними действовать. Например: по доске - ходить, бегать, прыгать, ползать, прокатывать мяч; скакалку можно крутить вдвоем, делать из нее дорожку, круг, а затем выполнять разные движения; мяч - вращать на месте, прокатывать, подкидывать, бросать, отбивать, играть вдвоем и т. д.;

Периодически вместе с детьми строить «полосы препятствий» из имеющихся пособий и побуждать преодолевать их «по-разному»;

Обогащать сюжетно-ролевые игры детей разнообразными видами и способами всех основных движений.

Значение этой формы физического воспитания детей дошкольного возраста неоспоримо. Самостоятельная деятельность, формируя у детей умение выбирать и выполнять (без помощи взрослых) физические упражнения, воспитывает в то же время инициативу, активность, организаторские способности, творческую деятельность. Например, младшие дошкольники уже в середине учебного года (вследствие систематической работы в данном направлении) способны самостоятельно придумывать новые движения, упражнения с известными пособиями; старшие дошкольники – обогащать знакомые подвижные игры большим количеством вариантов, а также создавать новые.

Самостоятельно заниматься физическими упражнениями могут все воспитанники детского сада, независимо от возраста, индивидуально и объединяясь в небольшие группы. Материалом служат те упражнения, которые, не требуя сложной организации и страховки, наиболее эффективно влияют на организм ребенка: ползание, упражнения с мячом, прыжки через длинную и короткую скакалку, метание в цель, бег; катание на велосипеде, качелях, каруселях и самокате, бадминтон, теннис, серсо, кольцеброс, подвижные и другие игры.

Руководить самостоятельной двигательной деятельностью необходимо осторожно, тактично, ненавязчиво: подбадривать, поощрять, предлагать. Не стесняя инициативы детей направлять деятельность каждого ребенка и следить одновременно за всей группой. Например, детям, долго прыгающим через скакалку, предложить поиграть в кегли, серсо или другие спокойные игры; поддержать детей при неудачных попытках и попросить помощи у тех, кто в этом виде движений более успешен.

Таким образом, правильная организация самостоятельной двигательной деятельности будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками, развитию творчества.

Список литературы

1. Демидова Е. Организация самостоятельной двигательной активности детей // Дошкольное воспитание, 2004, №1

2. Медведева, Т. Активная деятельность старших дошкольников / Т. Медведева //Дошкольное воспитание, 2006, №8

3. Никитина М.А. Инновационные технологии организации двигательной активности старших дошкольников / Никитина М.А., Храмцов П.И. - М., 2009

4. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / Москва: Мозаика – Синтез. 2000.

5. Хвастунова, Т.А. Организация предметно-развивающей среды в соотвествии с современными требованиями / Т.А, Хвастунова //Воспитатель ДОУ,2009, №2

АНО ДО «Планета детства «Лада»

Д/С № 149 «Ёлочка»

г. о. Тольятти

Консультация для педагогов на тему:

«Организация самостоятельной двигательной деятельности детей»

Подготовил:

инструктор по физической культуре

Косолапова Т. А.

2012-2013 учебный год


Всем известно, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность (ДА). Особую и важную роль для укрепления здоровья ребенка, его всестороннего физического и психического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулирования познавательной и творческой активности играет построение такой развивающей предметной и двигательной среды, которая, по Л.С. Выготскому, должна соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и «зоне ближайшего развития» самого сильного ребенка в группе.

Существенным компонентом любого вида деятельности (игровой, театральной, конструктивной, учебной и др.) являются движения.

При изучении двигательной активности детей важным явились два аспекта:

Определение наиболее адекватной деятельности, способствующей полноценному удовлетворению потребностей ребенка в движении, его моторному развитию;

Поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей в организованной и самостоятельной деятельности.

Двигательная активность дошкольника должна быть направлена и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.

Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников необходимо определились приоритеты в режиме дня.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям (утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т.д.)

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре - как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей.

Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры.

Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.

Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой.

Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно-оздоровительной работы с ними.

Для формирования физкультурно-оздоровительного климата в семье необходимо начинать с семейных традиций, которые передаются младшему поколению в различных формах физического воспитания, а также созданию адекватной возрасту и индивидуальным особенностям ребенка предметно-развивающей среды в домашних условиях.

Для реализации этой проблемы необходимо использовать хорошо зарекомендовавшие себя формы традиционного формирования родителей о способах физкультурно-оздоровительной работы (собрания, дни открытых дверей, акции, наглядная агитация, открытые мероприятия) и нетрадиционные формы (индивидуальные беседы об организации предметно-развивающей среды в домашних условиях, организацией практикумов — с демонстрацией вариантов использования игрушек и спортивного инвентаря).

Основным компонентом предметно-развивающей среды, обеспечивающей физическое воспитание детей дома, являются физкультурно-оздоровительные комплексы «Домашний стадион», мячи, санки, велосипеды, лыжи, бадминтон.

Если в семье имеются в наличии эти основные (ключевые) предметы, необходимые для нормального физического воспитания детей в семье, то это частично поможет реализовать физическое развитие детей.

Однако, как показывает анализ полученных данных анкетирования, зачастую возможности этой предметной среды используются ограниченно.

Родителям необходимо успешнее организовать двигательную деятельность своих детей в соответствии с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Родители должны занимать позицию активного участника, своим примером показывать детям, что занятия физическими упражнениями необходимы для здоровья.

В домашних условиях родители выделяют круг основных предметов для самостоятельной двигательной активности ребенка дошкольника.

Развивающая среда дома:

  • Предоставить в свободный доступ велосипед, санки, качели, подвесную сетку — мешок для метания мячей, простейшие тренажеры (мини-велотренажер, мини-степпер - «ступеньки»), мяч — прыгунок (хоп, гимник) и лыжи.
  • Необходимо оборудовать место для самостоятельной двигательной активности детей, освободив участок комнаты и застелив его ковровым покрытием.

Воспитатель может порекомендовать родителям во время совместных или самостоятельных игр использовать музыкальное сопровождение: включать песенки их любимых мультфильмов. По окончании следует сменить характер музыкального сопровождения на спокойный и расслабляющий, чтобы ребенка было легче переключить на другой вид деятельности.

Роль физкультуры для здоровья, физического и психического развития ребёнка. Создание условий для самостоятельной двигательной активности и оздоровления ребёнка. Формирование привычки к здоровому образу жизни, суть модели двигательного режима дошкольника.

В каждой группе необходимо иметь спортивный инвентарь на каждого ребенка (мячи, скакалки, обручи, гантели, эспандеры и др.), что позволяет детям проявлять творческую активность, демонстрируя свои умения, и достижения.

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно, является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарем, способствующим развитию игры. Для стимулирования ДА в группе, на веранде и участке необходимо создавать полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу-«мачту» и т.п.). В дверных проемах можно укрепить тренажер «Попади в кольцо», на полу яркой изолентой сделать разметку для игры в «Классики». Желательно организовывать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр.

Наряду с заводскими тренажерами можно использовать свое оборудо-вание из бросового и природного материала (разные массажеры, дорожки для ходьбы и бега, устройства для развития ловкости, координации и др.). Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре. Кроме того, оно позволяет обойтись без существенных материальных затрат, что весьма важно в условиях недостаточного финансирования дошкольных учреждений.

Кроме того, в группах хорошо иметь картотеку разнообразных игр, движений, упражнений, состоящую из карточек, на которых схематически изображены общеразвивающие упражнения, основные виды движений, элементы художественной гимнастики и акробатики, фрагменты эстафет и других подвижных игр.

Работа с карточками помогает детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит их организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам. Критерием подготовки детей к самостоятельной организации двигательного досуга является их умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные на специальных карточках. Так, соединяя карточки, дети, например, составляют вариант игры-эстафеты и проигрывают ее сначала мысленно, психологически готовя себя к предстоящему соревнованию.

На карточках могут быть обозначены нормативы физической подготовки, которые ребенку необходимо выполнить, чтобы получить какое-либо поощрение, например значок. Для детей старшего дошкольного возраста можно предложить карточки-нормативы, включающие возрастные показатели контрольных упражнений в беге, прыжках, метании. Кроме того, согласно нормативу ребенку необходимо освоить умение играть в «классики» (два-три вида), прыгать на скакалке разными способами (четыре-восемь способов), поймать мяч ловушкой и др. Карточки-нормативы на каждого ребенка находятся в наборном полотне в группе. После выполнения заданий на прогулке, в свободной игровой деятельности дети под руководством воспитателя режут полоски соответствующего цвета и укрепляют их на своей карточке. Итоги подводятся два раза в год (зимой и весной) и объявляются на спортивном празднике, все получают значки.

Желание одержать победу, достичь цели заставляет каждого ребенка проявлять инициативу, как можно лучше выполнять задание, совершенствовать мастерство, привлекать для контроля за своими достижениями воспитателя, товарищей. По мере овладения двигательными навыками каждый ребенок начинает получать удовольствие оттого, что качественно выполняет движения. Таким образом, уже само задание стимулирует деятельность ребенка, пробуждает желание пробовать свои силы в новых упражнениях.

Для повышения заинтересованности детей в улучшении результатов в беге, прыжках, метании и других видах деятельности имеет значение оформление «Доски чемпионов» с фотографиями воспитанников («Лучший бегун, прыгун и т.д.»), фотомонтаж (выполнение детьми различных упражнений), выпуск газеты типа «Папа, мама, я - спортивная семья», «Мой папа - мастер спорта», «Сильные, ловкие, смелые» и др. В группе рекомендуется собрать книги, журналы, проспекты, альбомы, открытки и другую наглядную информацию о спорте, а также пластинки, диски, кассеты по этой же теме.

Углублению знаний о физической культуре способствуют решение детьми кроссвордов, собирание разрезных картинок с изображением знакомого вида спорта, спортивного инвентаря. Большую роль играют также постановки спектаклей, кукольных театров, организация выставок детского творчества: рисунков, аппликаций, поделок на спортивную тему. Все перечисленные выше факторы формируют у детей знания о здоровом образе жизни и потребность в движениях.

Повышение самостоятельной ДА детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребенка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.

Таким образом, создание благоприятной психологической обстановки, предметной и двигательной среды побуждает ребенка проявлять ДА, удовлетворять интерес к разнообразным видам движений и потребность в них.

Самостоятельная двигательная деятельность детей

в условиях групповой комнаты

Основные причины нервно-психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста – интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности как по объёму, так и по интенсивности. Однообразным становится и её содержание.

Всё это порождает изменения в эмоциональной сфере. Феномен «засушенное сердце» (отсутствие чувств), который наблюдал Л.С. Выготский у своих современников, связан «с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение». К сожалению, этот феномен актуален и в наше время.

Самостоятельная двигательная деятельность детей, о пользе которой написано немало, является прекрасным средством физического и эмоционального развития личности. Более подробно остановимся на характеристике условий для развития движений дошкольников в разных возрастных группах.


Младший возраст

Ребёнок двух-трёх лет активно познаёт мир, используя для этого пока ещё небольшой запас движений: ползание, лазанье, перелезание, бросание, катание и др. Его движения ещё не координированы, шаги при ходьбе и беге семенящие и шумные, отсутствует согласованность в работе рук и ног, при резких движениях он часто падает. Но сколько положительных эмоций получает маленький исследователь от удовлетворения данной ему природой потребности в движении!

Первая задача воспитателя – правильно подобрать физкультурно-игровое оборудование. Необходимо исходить из того, какие основные виды движений следует развивать в этом возрасте: ходьбу и бег, равновесие и координацию, подпрыгивание на месте (в два года) и спрыгивание с высоты (в три года); катание, прокатывание и бросание мяча; ползание, подлезание под дуги, влезание в ящик, на куб, перелезание через бревно, лазанье по лестнице-стремянке и др.

В связи с этим для самостоятельной двигательной деятельности детей в групповой комнате целесообразно иметь следующий комплект физкультурного оборудования и мелкого инвентаря:


  • доска гладкая (длина 1,5 м, ширина 20 см);

  • гимнастическая скамейка (длина 2 м, высота 15 см, ширина 20 см);

  • доска ребристая (длина 1,5 м, ширина 20 см);

  • две дуги для подлезания и прокатывания мячей (высота 50 см, ширина 50 см);

  • два куба (ребро 25-30 см);

  • ящики для влезания (высота 20,15 и 10 см, ширина и длина соответственно 50, 47 и 44 см);

  • лесенка-стремянка (высота 1,5 м);

  • мячи (диаметр 6-8 см, 10-15 см, 20-25 см) – по пять каждого размера;

  • один-два надувных мяча (диаметр 40 см);

  • игрушки-каталки (по два комплекта разных видов);

  • бревно (длина 1,5 м, диаметр 20 см);

  • оздоровительно-профилактическая дорожка (мелкий гравий, стопы-следы, ткань разной фактуры, массажные коврики и пр.);

  • крупные игрушки на колёсах (не менее четырёх);

  • шнур (длина 10 м, диаметр 10-12 мм);

  • погремушки, колечки, султанчики, ленточки, флажки – по количеству детей;

  • четыре гимнастические палки (длина 75-80 см);

  • гимнастический шест (длина 1,8-2 м).
Оптимальным для развития двигательной сферы ребёнка является многофункциональное модульное спортивно-игровое оборудование – трансформер. Интересно и полезно для комплексного развития движений пособие «Кубы».

Инвентарь должен быть ярким, привлекательным, отвечать гигиеническим требованиям и правилам безопасности. Воспитатель обязан проверять устойчивость и надёжность оборудования. Особенно это касается качелей, горок, лесенок, которые используются только со страховкой взрослого.

Вторая задача – правильно разместить физкультурно-игровое оборудование. Часто воспитатели, стремясь к зонированию игрового помещения, располагают инвентарь в каком-то определённом безопасном месте (в ящике, коробе, на стеллаже и пр.). Считаем, что это не совсем целесообразно по следующим причинам.

Во-первых, поведение детей непроизвольно и ситуативно. Постигая азы движений, они изучают свойства разных предметов и игрушек, попадающих в зону их внимания. Например, музыкальный молоточек будет интересен ребёнку до тех пор, пока он не заметит вращающийся надувной мяч, укреплённый на потолке. Случайно наткнувшись на ящик с колечками, ребёнок попытается в него влезть, а обнаружив здесь детали пирамидки, – собрать конструкцию.

Во-вторых, дети в возрасте двух-трёх лет всегда подражают сверстникам. Поэтому, увидев, как увлечённо играет другой ребёнок с мячом или задорно бегает с игрушкой-каталкой по групповой комнате, он обязательно захочет последовать его примеру.

Физкультурный снаряд для ребёнка – основа для изучения способов его применения. Расположите оборудование и мелкий инвентарь по периметру комнаты в безопасных зонах, смоделировав траекторию и характер движений детей. Постарайтесь, чтобы ребёнок не испытывал затруднений в поисках нужного ему предмета. Сам предмет должен стимулировать и одновременно подсказывать способ выполнения действий с ним или на нём.

Создание игровых ситуаций («мишка, сидящий на каталке», «котёнок, застрявший на верхней перекладине лесенки-стремянки», «машинка, расположившаяся под дугой-гаражом», «зайчик, сидящий на ребристой доске») будет мощным стимулом к многократному выполнению двигательных действий с игрушками.

Конечно, нет необходимости превращать игровую комнату в склад оборудования. Однако важно, чтобы инвентарь логично вписался в интерьер комнаты, а раз или два в неделю меняйте его местоположение, объединяя несколько предметов в единую полосу препятствий.

Таким образом, в первой и второй младших группах нецелесообразно создавать специальный физкультурный уголок. Всё помещение должно представлять собой единое двигательное пространство, на котором каждый ребёнок может удовлетворить свою потребность в движении, действуя с разнообразными физкультурно-игровыми пособиями.
Средняя группа

По данным исследований, на пятом году жизни у дошкольников наблюдается значительный прирост показателей двигательной активности. Ребёнок становится более подвижным и кажется неутомимым. Однако возможности его ещё невелики. Он слабо ориентируется в пространстве, недостаточно ловок, поэтому необходим тщательный контроль за интенсивностью и содержанием его самостоятельной двигательной деятельности.

Поскольку физкультурные занятия в средней группе проводятся в зале, нет необходимости содержать весь инвентарь в групповой комнате. Для самостоятельных занятий детей рекомендуем оборудовать специальный физкультурный уголок. Оптимальное место для таких занятий – площадка, удалённая от окон, шкафов, уголка живой природы. Ниши, полочки, крючки, ящики, тележки и другие варианты размещения инвентаря должны отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а само оборудование – принципу целесообразности. Например, игру «Дартс» следует расположить на уровне глаз ребёнка, массажёры для стоп – в нише на полу и т.п. Физкультурный уголок должен логично вписаться в интерьер комнаты, гармонируя с ним по колориту и стилю.

При подборе физкультурного оборудования необходимо также исходить из возможности организации двигательной деятельности детей на ограниченной площади индивидуально и небольшими группами.

Теперь поговорим о подборе инвентаря. Целесообразно разместить оборудование, которое поможет закрепить двигательные навыки, приобретённые детьми на занятиях. Однако часть инвентаря (лестница, дуги, скамейки и пр.) слишком громоздка, использование других пособий (гимнастические палки, мячи) небезопасно без контроля педагога. Подобный инвентарь целесообразно разместить на участке и использовать во время прогулки.

Универсальным является специально предназначенное для групповой комнаты физкультурно-игровое оборудование – малогабаритное, лёгкое, с ярко выраженной развлекательно-развивающей направленностью:


  • кегли (один-два набора);


  • ракетки с мячиками на липучках;

  • напольные и подвесные кольцебросы;


  • поролоновые и матерчатые мячи;

  • две-три скакалки, шнур;

  • султанчики, ленточки, флажки, пластмассовые гантели (по два-три набора);

  • два-три мешочка весом 200 г;

  • два-три обруча;

  • бубен, музыкальный молоточек;

  • оздоровительно-профилактическая дорожка (мелкий гравий, стопы-следы, ткань и материалы разной фактуры, массажные коврики и пр.).
Если в младших группах дети постигали азы движений и исследовали возможности использования каждого предмета, то теперь они стремятся к выполнению движений разными способами, выбирая наиболее рациональный. Иными словами, дети начинают осваивать правильную технику движений.

Удовлетворяя детскую любознательность, мы можем стимулировать развитие творчества, самостоятельности, инициативы. С этой целью варьируйте местоположение оборудования, периодически на две-три недели убирайте то, которое наскучило детям. Оживляйте уголок яркими иллюстрациями, тематическими картинками.


Старший дошкольный возраст

Более высокий уровень психофизического развития старшего дошкольника обеспечивает соответствующие изменения в его двигательной деятельности: совершенствуется координация движений, двигательные действия становятся более экономичными, согласованными и ритмичными.

Благодаря достаточно высокому уровню ориентировки в пространстве и волевой регуляции ребёнок уверенно ведёт себя на ограниченном пространстве, может затормозить движение, изменить его направление, переключиться на другое, что делает его деятельность в групповой комнате более безопасной. Накопившийся двигательный опыт позволяет детям содержательно проводить свободное время, организовывать игры со сверстниками, самостоятельно использовать разнообразное оборудование.

Оборудование физкультурного уголка

В старшем дошкольном возрасте развиваются психофизические качества и двигательные способности ребёнка: быстрота (5 лет), сила и гибкость (5-6 лет), выносливость (б лет), глазомер и координация движений (6,5 лет). Кроме того, отмечается разница интересов и предпочтений у разнополых детей.

Дошкольники тяготеют к сложнокоординированным двигательным действиям и спортивным играм, к тренажёрным устройствам, позволяющим выполнять разнообразные движения, поэтому физкультурный уголок в старших группах имеет свои особенности.

Во-первых, уголок становится «зеркалом», в котором отражается спортивная жизнь группы (соревнования, семейный туристический слёт и др.). Например, после физкультурного праздника или олимпиады в уголок можно поместить вымпел, кубок, фотографии участников; после туристической прогулки – рисунки детей, отражающие их впечатления, а также поделки из природного материала. Здесь же можно расположить тематические мини-коллекции значков, марок, открыток, талисманов; в специально отведённом месте (ниша, откидной стол) расставить настольные спортивные игры (баскетбол, хоккей, шашки и др.).

Во-вторых, содержание физкультурного уголка пополняется за счёт спортивного инвентаря, с помощью которого проводится обучение элементам спортивных игр.

В-третьих, в уголок добавляются простейшие малогабаритные тренажёрные устройства. Их могут заменить самодельные резиновые эспандеры для силовых упражнений, резинки для прыжков, балансиры для развития равновесия и др.

В-четвёртых, вариантом оборудования уголка может быть готовый мини-стадион или физкультурный комплекс. Снаряды при этом располагаются в виде «гимнастического дерева», чтобы с одного снаряда можно было перелезть на два соседних. Базовыми для разнообразных комбинаций на снарядах являются следующие движения: вис (перекладина, кольца и трапеции), прыжки, вращения (поясной лопинг), качание (съёмная груша-качалка, качели и вертикальные лианы-качели), катание (комнатная горка), равновесие (наклонная треугольная лесенка) и лазанье (все перечисленные выше снаряды).

Под всеми снарядами натягивается батут или размещается мат, который и страхует, и обеспечивает амортизацию при соскоке.

Для того чтобы мини-стадион пользовался популярностью, занятиям можно придать сюжетно-образный характер. Известно, что детей наиболее привлекает выполнение развлекательных упражнений в соответствии с принятой ролью. Они с удовольствием имитируют повадки кошки, белки, обезьяны, перелезающей с ветки на ветку. Включаясь в сюжет, предложенный педагогом или навеянный сказкой, мультфильмом, дети с удовольствием окликаются на предложение залезть на верхушку дерева, сделать запас орехов, достать бананы с верхней ветки и т.п. Снаряды можно украсить и разнообразить самодельными атрибутами. Это будет поддерживать интерес детей к. выполнению гимнастических упражнений.

Организация самостоятельных занятий на таком мини-стадионе возможна при соблюдении следующих условий: периодической проверки конструкций на прочность и устойчивость креплений; обучении детей безопасным приёмам выполнения упражнении, способам перелезания со снаряда на снаряд; закреплении техники самостраховки; выполнении упражнений в спортивной обуви или босиком; обеспечении страховки воспитателем.

Ориентировочный перечень инвентаря для стандартного физкультурного уголка:


  • игра «Городки» (из пластмассы);

  • ракетки и мячи для пинг-понга (два набора);

  • кегли (один-два набора);

  • малое баскетбольное кольцо и матерчатые мячи;

  • игра «Дартс» (с шариками на липучках);

  • кольцеброс;

  • один-два резиновых эспандера;

  • два диска «Здоровье»;

  • беговая мини-дорожка;

  • ролик-трекол;

  • две-три скакалки и резинки;

  • султанчики, ленточки, косички;

  • бубен;

  • два-три обруча;

  • настольные спортивные игры;

  • тренажёры (ножные, ручные);

  • массажёры (ножные, ручные).
Старшие дошкольники предпочитают однополые компании и соответственно определённые виды движений. Мальчиков больше привлекают упражнения, направленные на развитие силы, быстроты, ловкости, меткости; девочек – на развитие координации, пластики, гибкости, выразительности движений.

Перечень оборудования составлен с учётом предпочтений и мальчиков, и девочек.

Таким образом, создание безопасной развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками.

Знания и умения, двигательные навыки, сформированные у ребенка в организованных формах двигательной деятельности, успешно переносятся в повседневную жизнь, в самостоятельную двигательную деятельность(СДД) в течение дня. Они целенаправленно организуются педагогом, который продумывает формы и виды деятельности и осуществляет ее корректировку. СДД активизирует мыслительные процессы, учит проявлять настойчивость, целеустремленность, самостоятельность и творчество. Педагог активизирует его двигательные умения и навыки, в зависимости от индивидуальных способностей предоставляя ему возможность принятия решений. Воспитатель может усложнять или упрощать задания, вызывая полезные психофизические усилия. Формированию у ребенка навыков самостоятельных двигательных действий способствуют различные мелкие и крупные физкультурные пособия, игрушки. На третьем году жизни подбираются игрушки, стимулирующие первоначальные самостоятельные действия - это каталки, коляски, автомобили, мячи, шары, которые используются для бросания, прокатывания в воротца, катания и скатывания с горки.Применяются крупные физкультурные пособия: горки, лесенки, ворота, скамейки, ящики и др., на которых ребенок упражняется в лазании, ползании, подлезании, перешагивании и т.д. Использование этих игрушек и пособий проводится под руководством педагога после предварительного разучивания действий с ними на занятиях. Объясняя способы действия, воспитатель приучает ребенка к усвоению пространственной терминологии, названий упражнений, исходных положений, что содействует развитию мышц ног, рук, тела, основных движений. Для ребенка четвертого года жизни воспитатель подбирает двигательные игрушки, мелкие пособия и игры: для упражнений в бросании и метании даются мячи разных размеров, мешочки, кольца, кольцебросы и мячебросы, щиты для метания, обручи, короткие и длинные скакалки, а также трех- и двухколесные велосипеды, машины с педальным управлением и т.д., способствующие ориентировке в пространстве, подводящие к усвоению правил безопасного передвижения по улице. В старших группах (для 5-6-летних детей) широко используют спортивные игры - городки, серсо, кольцеброс, ринго, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, мячеброс, щитобол и др. Эти игры способствуют подготовке к школе, занятиям спортом. Ребенок самостоятельно и творчески участвует в играх типа «школа мяча», организует игры-эстафеты и игры с элементами соревнования. Воспитатель наблюдает за ходом этих игр и корректирует их ход.В вечернее время можно применять игры, способствующие развитию точности и ловкости движений: «Бирюльки», «Палочки-недотроги», шашки, упражнения с оздоровительными шарами, ручными эспандерами. Важную роль в самостоятельной деятельности ребенка играют подвижные игры с правилами, с их помощью развивается инициатива, организаторские способности и творчество. Эти игры способствуют формированию детского коллектива и соблюдению принятых в них правил. I Самостоятельную двигательную деятельность ребенка воспитатель систематически и последовательно планирует и направляет.