Психологические проблемы детей, переживших разлуку с семьей. Потери обычно подразделяются на две категории

КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ Потери обычно подразделяются на ДВЕ КАТЕГОРИИ: ПОТЕРИ, которые являются неотъемлемой частью человеческой жизни ПОТЕРИ, которые неожиданны для нас, о которых мы думаем, что они минуют нас в жизни. Неожиданные потери часто более болезненны, потому что не воспринимаются как нормальное течение человеческой жизни


Потери можно разделить на ТРИ ТИПА: Первый тип: это потеря здоровья, как физического, так и умственного Второй тип: потеря любимого человека либо в результате смерти, развода или бесплодия, когда ожидаемый младенец никогда не появится на свет Третий тип: потеря самоуважения, когда мы чувствуем стыд или боль


НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ Любой тип потери для ребенка (игрушка, вещь, обстоятельства, которые приводят ребенка в новую семью и т.д.) относятся к неожиданным потерям, которые имеют очень серьезные последствия для детей. Они часто сопровождаются: -проблемами со здоровьем, -потерей или разлукой с любимыми людьми, -потерей самоуважения.




НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ Вы должны предвидеть, что ПРОШЛЫЙ ОПЫТ РЕБЕНКА БУДЕТ ВЛИЯТЬ НА ЕГО ЖИЗНЬ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ. У ребенка могли сформироваться определенные поведенческие стереотипы, которые помогали ему раньше взаимодействовать со взрослыми. Но для новых условий эти стереотипы не подходят.






Некоторые дети выглядят такими послушными, что этому просто невозможно поверить. Они кажутся очаровательными и беззаботными. ЭТО ПРОСТО ДРУГОЙ ПУТЬ, КОТОРЫЙ ОНИ ВЫБРАЛИ, ЧТОБЫ СПРАВИТЬСЯ С БОЛЬЮ. Она все равно выйдет на поверхность, но несколько позже, когда ребенок ощутит себя в безопасности.


Случай 1 Кристина в 6 лет попала в новую семью после детского дома. В детском доме она была очень послушной и беззаботной девочкой. Сразу понравилась новой семье. Пока шла в новый дом весело смеялась, радовалась, что ее взяли в семью. Но, когда Кристина переступила порог квартиры, она зарыдала. Когда ее попытались успокоить привычными средствами, она бросилась на пол и стала биться в истерике. Она долго не могла успокоиться. Девочка "вдруг" вспомнила, что год назад стала свидетелем убийства своей мамы. Вспомнила, как это произошло, свой ужас (она в течение 3-х суток была с трупом одна). Никто на ее крики не отзывался. Соседи привыкли, что в квартире кто-нибудь всегда скандалит и кричит. Травма была настолько тяжела для девочки, что она ее "забыла", как говорят психологи "вытеснила" ее из памяти. В детском доме девочка ни разу не вспомнила, что с ней произошло. В семье она пережила "эхо травмы". Понадобилась помощь специалиста, чтобы помочь девочке эту травму завершить.


Пять стадий переживания потери 1. ШОК, ОТРИЦАНИЕ ИЛИ ПРОТЕСТ 2. ГНЕВ 3. ПЕЧАЛЬ И ДЕПРЕССИЯ 4. СТРАХ / "ТОРГОВЛЯ" С БОГОМ 5. УПОРСТВО


НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ Процесс скорби: Это нормальная часть человеческой жизни. Затрагивает чувства, которые, в свою очередь, влияют на поведение. Требует, чтобы близкие люди объединили свои усилия, чтобы помочь детям справиться со своими чувствами и поведением. Есть определенная тропинка, которую необходимо пройти, столкнувшись с потерей.




НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ Для ребенка крайне важным является, чтобы взрослые демонстрировали 24 часа в сутки, семь дней в неделю, что: их чувства и эмоции очень важны; о них будут заботиться; их потребности могут быть выражены и приняты позитивно; родители и другие взрослые могут быть последовательны и им можно доверять.


Взрослые могут помочь ребенку при встрече с горем, используя следующие рекомендации: Говорите открыто и честно: Незамедлительно расскажите о смертном случае и дайте конкретную информацию о том, что произошло. Скажите, что умерший никогда не вернется. Расскажите о церемонии прощания и похоронах.




Помогите ребенку понять: Выделите время, чтобы поговорить с ребенком о тяжелом. Отвечайте на вопросы ребенка, даже если он повторяет их из раза в раз. Пройдите через то, как разворачивались события, несколько раз. Прислушайтесь к мыслям и пониманию ребенком того, что произошло. Позволяйте ребенку рисовать и играть, чтобы он, таким образом, высказал свои чувства. Позвольте ребенку старшего возраста написать о произошедшем в дневнике, стихотворение, сочинение.


Сделайте потерю реально ощутимой: Позвольте ребенку видеть мертвого. Позвольте ребенку присутствовать на похоронах. Не скрывайте от ребенка своих мыслей и чувств. Часто вспоминайте ушедшего, сделайте фотоальбом, смотрите на фотографию и видео. Берите ребенка с собой на кладбище. Печаль, тоска – естественные реакции даже у детей. Покажите, что такие чувства разрешены.






Не отступайте от заведенного порядка: Постарайтесь не разлучать ребенка с родителями. Даже кратковременное отсутствие из дома может быть причиной беспокойства. Попытайтесь сохранить заведенный порядок вашего дома. Согласитесь с тем, что ребенок нуждается в вашей близости и защите. Не затягивайте с возвращением ребенка в школу или детский сад.



(Фильм прикреплён к статье).

1969 г. В небольшом английском городке у супругов Робертсон появляются новые соседи — молодая семейная пара с малышом. Отец семейства переведён в этот город на более престижную и высокооплачиваемую должность в рамках корпорации. Мать занимается домашней работой, воспитанием малыша и беременна вторым ребёнком.

У молодой семьи пока нет близких знакомых на новом месте жительства, кроме дружелюбных соседей, и они вынуждены обратиться к соседям за помощью. В скором времени молодая женщина должна несколько дней провести в роддоме. Не могут ли соседи посоветовать, куда на это время можно пристроить малыша?

Джеймс и Джойс Робертсон не только благожелательные соседи. Они сотрудники местного детского дома, поэтому решение проблемы приходит само собой. На необходимое время ребёнка можно поместить в детский дом, где они работают. Там за ним будет обеспечен квалифицированный уход, и, что немаловажно, он регулярно будет видеться со своей соседкой Джойс — доброжелательная знакомая фигура рядом уменьшит болезненность расставания малыша с матерью. Хотя мальчик активный, здоровый, умный, для своих полутора лет хорошо развит, но разлука с матерью в столь раннем возрасте для него довольно тяжела. Вещи, ранее принадлежавшие малышу, и люди, вместе с родителями присутствовавшие в его жизни, призваны снизить тревогу расставания ребёнка с домом.

Предполагается, что пребывание мальчика в детском доме будет фиксироваться на киноплёнку. Когда-то Джеймс Робертсон снял фильм для профессора Дж. Боулби о том, как влияет на поведение ребёнка расставание с близкими людьми. На этот раз есть все условия, чтобы сделать то же самое — киносъёмку приветствуют и родители малыша, и администрация детского дома.

Супруги Робертсон работают в детском доме в качестве психологов и параллельно заняты исследованием влияния разлуки с матерью на поведение и характер ребёнка. Они — сторонники и последователи английского психиатра и психоаналитика Дж. Боулби и его теории привязанности.

Съёмка ведётся все дни подряд с утра до вечера, пока мальчик находится в детском доме. Благодаря этому, у Джойс Робертсон есть возможность находиться рядом с малышом как можно больше времени и в то же время выполнять свои рабочие обязанности.

Так был создан фильм о мальчике, на 9 дней разлучённом с матерью. При просмотре фильма можно заметить, что периодически малыш подходит к оператору — на тот момент самому близкому для него человеку.

Этот рядовой исследовательский фильм получился настолько захватывающим и пронзительным, что слухи о нём довольно быстро просочились в сферы, не имеющие отношения к детской психологии.

В скором времени фильм был показан по английскому телевидению в прайм-тайм и произвёл переворот в социальной политике английского общества по отношению к детям. Министр образования, увидевший фильм, поставил вопрос о закрытии детских домов на заседании правительства. Была разработана специальная программа, по которой в течение четырёх лет практически все детские дома Англии были закрыты, а дети, оставшиеся без родителей, размещены в приёмных семьях.

По отзывам очевидцев, сейчас в Англии "нет не только брошенных детей, нет даже брошенных собак и кошек".

Фильм "Джон", оказавшийся радикальным для социальной политики английского правительства, привлёк внимание к теории привязанности Дж. Боулби, выведя её из стен институтов и клиник, где она разрабатывалась более двадцати лет, и показал её практическую значимость.

Влияние разлуки с матерью на поведение и характер ребёнка

С точки зрения Дж. Боулби, привязанность — поиск и поддержание контакта со значимыми другими — базовая человеческая потребность.

Потребность в эмоциональной привязанности к другим людям не менее свойственна человеку, чем потребность в пище и сексе. Она не следствие этих потребностей, а врождённая равноправная и независимая потребность.

Именно за эту идею Дж. Боулби в 1947 году был исключён из Британского психоаналитического общества, которое сочло, что дополнять (речь шла именно о дополнении, но отнюдь не о пересмотре) теорию З.Фрейда никому не позволено.

Однако с течением времени влияние эмоционального контакта ребёнка с матерью на развитие и становление психики была доказано, и в настоящее время признано большинством направлений современной психологии.

По мнению Дж. Боулби, потребность в эмоциональной привязанности к значимому другому — наследство наших биологических предков.

Контакт с фигурой привязанности — внутренний механизм выживания вида, естественная защита особи от тревоги и уязвимости. Страх и неопределённость активирует потребность привязанности. В моменты, когда мы особенно уязвимы, нам жизненно важно ощущать, что мы не одиноки.

Поведение и характер взрослого человека во многом определяются тем, насколько была удовлетворена потребность в эмоциональном контакте в процессе его роста и развития, в процессе формирования психики.

В зависимости от степени удовлетворения формируется тип привязанности. Он складывается в первые три года жизни и определяется отношением к ребёнку первичной фигуры привязанности — матери.

Если мать была способна удовлетворить естественные потребности развития ребёнка, то формируется надёжный тип привязанности. В основе надёжной привязанности лежит чувство безопасности и доверия к окружающему миру. Дети с надёжным типом привязанности уже в раннем возрасте проявляют общительность, сообразительность, изобретательность в играх. В дошкольном и подростковом возрасте демонстрируют черты лидерства, отличаются инициативностью и отзывчивостью.

Если мать способна удовлетворить естественные потребности развития ребёнка лишь частично, то в зависимости от того, как и насколько удовлетворяются эти потребности, формируется аффективно ненадёжная (амбивалентная, двойственная) или индифферентно ненадёжная (избегающая) привязанность. Дети с ненадёжными типами привязанности требуют большего внимания со стороны взрослых, их поведение неустойчиво и противоречиво.

В процессе формирования привязанность подвергается испытаниям, которые вызваны поведением матери вследствие различных жизненных обстоятельств. Основное испытание — разлука с матерью как с первичной фигурой привязанности. Оно может оказаться слишком травмирующей для неокрепшей психики, подвергая её опасности нарушения.

Эффект разлучения, как правило, включает в себя три стадии:

  • Первая — стадия протеста: оставшись без матери, ребёнок протестует: плачет, кричит, отвергает все виды предлагаемой помощи.
  • Затем стадия протеста переходит в стадию отчаяния: малыш затихает, уходит в себя, становится пассивными и, по-видимому, находится в состоянии глубокой печали.
  • Далее наступает стадия отчуждённости: ребёнок становится более оживлён, может принять заботу других людей, и кажется, что его состояние улучшается. В этот период страдания ребёнка не всегда явно проявляются, может создаться впечатление, что ребёнок "забыл", однако это не так. Когда мать возвращается, ребёнок либо отворачивается, не хочет её признавать, теряя к ней всякий интерес, либо вцепляется в неё, не отпуская ни на минуту, ни на шаг.

С течением времени большинство детей восстанавливают подвергшуюся испытанию разлукой связь с матерью. Однако слишком продолжительное разлучение с родителями в раннем возрасте накладывает серьёзный отпечаток на личность ребёнка, проявляясь в особенностях характера.

Дети, пережившие травму разлуки с матерью, отличаются повышенной тревожностью. Защитные психологические механизмы, призванные справиться с избытком тревоги, вносят свой вклад в формирование личности. Так может возникнуть "личность, лишённая любви" — человек, утративший доверие ко всем людям, не умеющий заботиться об окружающих. Или наоборот, "личность, которая любит слишком сильно" — человек, жертвующий своими интересами, разрушающий себя ради интересов других. За историей формирования, на первый взгляд, столь разных типов личности, стоит один и тот же страх — страх потери первичного объекта привязанности, страх потери матери.

Зачастую это приводит либо к отсутствию близких отношений, либо к квази-близким отношениям, когда отношения с самыми значимыми людьми не удовлетворяют, кажутся "ненастоящими", оставляют желать лучшего. Как правило, попытки их улучшить терпят крах, сталкиваясь с непониманием и отчужденностью.

При этом необходимо учесть, что отсутствие эгоизма, готовность жертвовать своими интересами ради других — социально одобряемые качества и далеко не всегда признаются следствием ранних детских травм. Однако с близкими людьми они приводят к тому, что человек вынужден сохранять мучительные для него отношениях, будучи не в силах пережить расставание.

Исследования Дж. Боулби и его последователей показали, что сформированная в раннем детстве первичная привязанность в дальнейшем достаточно устойчива и постоянна во времени. Большинство детей демонстрирует характерные черты привязанности к другим людям, как в младенчестве, так и в школьном возрасте. Более того, во взрослом периоде люди часто проявляют те же самые качества в межличностных отношениях. Например, отношения, которые молодые люди устанавливают с лицами противоположного пола, так же как и отношения с родителями, можно разделить на надёжные, двойственные и избегающие. Люди среднего возраста подобным же образом относятся к своим пожилым родителям.

По мнению, Дж. Боулби и И.Брефертона, в процессе формирования того или иного типа привязанности, в процессе многократно повторяющихся взаимодействий с матерью и другими близкими у ребёнка развиваются так называемые "внешние рабочие модели себя и других людей". На протяжении жизни они используются для ориентации в различных ситуациях, для интерпретации происходящих событий и выработки ответной реакции.

Внимательные и заботливые родители, создавая у ребёнка надёжный тип привязанности, чувство базисного доверия к окружающему миру, способствуют формированию позитивной рабочей модели поведения. Внимательное и чувствительное отношение к ребёнку убеждает его, что другие люди являются надёжными партнёрами. Проявления позитивной рабочей модели — инициативность, самостоятельность, уверенность и уважение к себе, когнитивная открытость новому опыту.

Нечувствительность к ребёнку — пренебрежение его интересами или, наоборот, подавление его интересов излишней навязчивостью, формирует ненадёжный тип привязанности. В дальнейшем, по мере взросления малыша неадекватный родительский уход приучает его к мысли, что окружающие ненадёжны, и он не доверяет им. Как результат — возникновение у ребёнка так называемой негативной рабочей модели, для которой характерны пассивность, зависимость от поведения других, искажённость восприятия своего образа и окружающего мира.

Помимо создания позитивной или негативной модели других, у ребёнка формируется "рабочая модель себя" . От её "позитивности" или "негативности" зависит в будущем уровень самостоятельности личности и уважения к самому себе.

Ребёнок — начало взрослого

В фильме "Джон" показано, как 9-невная разлука с матерью в возрасте полутора лет отражается в поведении ребёнка. Налицо возможность превращения надёжной привязанности, сформированной полутора годами отношений с внимательной, отзывчивой мамой, в ненадёжную, избегающую привязанность в течение всего лишь девяти дней.

К сожалению, неизвестно, как сложилась судьба Джона в дальнейшем. Создатели фильма поддерживали связь с семьёй Джона ещё какое-то время, пока семья не переехала в другой город. Спустя много месяцев после девятидневного помещения в детский дом Джон очень волновался, когда мать отсутствовала рядом.

Как уже упоминалось, это был не первый фильм, показывающий влияние разлуки с матерью на поведение ребёнка. В 1952 году Джеймс Робертсон, будучи сотрудником лаборатории Дж. Боулби, снял фильм о восьмидневной госпитализации девочки Лоры. Как было принято в то время, при помещении в больницу двухлетняя Лора была разлучена с матерью, и посещение её членами семьи было строго ограничено. Страдания двухлетнего ребёнка, разлучённого с близкими ради лечения соматического заболевания, тогда тронули лишь сердца сотрудников Дж. Боулби и близких Лоры.

Более 20 лет понадобилось английским психологам и психиатрам, чтобы донести до общества идею, что разлука с матерью в раннем возрасте разрушительна для психики ребёнка. У нас, к сожалению, до сих пор бытует представление, что пока маленький ребёнок сыт, в тепле и под присмотром взрослого, ничего плохого случиться с ним не может. Оказывается, может — травма детской психики, возникающая при расставании с матерью, неминуемо скажется на дальнейшем развитии, характере и поведении человека.

Фильм "Джон: 9 дней в доме ребёнка" поможет тем, кто пережил травму расставания в глубоком детском прошлом, лучше понять себя в настоящем.

Наше сегодняшнее нерациональное, нелогичное, непонятное поведение зачастую обусловлено детским травмирующим опытом. Если Вы готовы встретиться с ним, будучи взрослым, и осознанно взглянуть на него с точки зрения сегодняшнего дня, у Вас есть возможность решить проблемы, мешающие жить успешной, полноценной жизнью.

Клинический случай

За психологической помощью обратилась девушка 30 лет с проблемой установления отношений. Это сказывалось как на работе — отвращение к деловым встречам, корпоративным party, систематическое разрушение необходимых для продуктивной работы контактов, так и на личной жизни. За внешней привлекательностью и умением легко общаться скрывалось одиночество.

Однажды, войдя в кабинет, она сказала: "…мне предложили посмотреть ужасный фильм. Я смогла выдержать только первые несколько минут, потом выключила. Это невозможно смотреть. Зачем снимать такие страшные фильмы? Кошмар какой-то, а не фильм".

В процессе дальнейшей работы выяснилось, что в раннем возрасте пациентка перенесли травму расставания с матерью. Мать вынуждена была выйти на работу, оставив маленькую девочку на попечение членов семьи. Несмотря на то, что семья была достаточно дружная и по-своему заботливая, разлука с матерью оказалась для малышки травмирующей.

По мере проработки этой травмы и чувств, связанных ней, происходило стойкое улучшение рабочих отношений и изменение личных в более позитивную для девушки сторону. А столь ужасным фильмом, который невозможно было смотреть более нескольких минут, для неё был фильм "Джон".

ВЛИЯНИЕ РАЗЛУК И ПОТЕРЬ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Потери обычно подразделяются на ДВЕ КАТЕГОРИИ:

1. ПОТЕРИ, которые являются неотъемлемой частью человеческой жизни

2. ПОТЕРИ, которые неожиданны для нас, о которых мы думаем, что они минуют нас в жизни.

Неожиданные потери часто более болезненны, потому что не воспринимаются как нормальное течение человеческой жизни.

Потери также можно разделить на ТРИ ТИПА:

  • Первый тип: это потеря здоровья, как физического, так и умственного.
  • Второй тип: потеря любимого человека либо в результате смерти, развода или бесплодия, когда ожидаемый младенец никогда не появится на свет.
  • Третий тип: потеря самоуважения, когда мы чувствуем стыд или боль

НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ

Обстоятельства, которые приводят ребенка в новую семью, относятся к неожиданным потерям, которые имеют очень серьезные последствия для детей. Они часто сопровождаются потерей здоровья (из-за насилия или неправильного отношения), потерей любимых людей (родителей, братьев или сестер, других родственников), потерей самоуважения (дети начинают винить себя - это они были плохими, и поэтому их родители отказались от них или умерли).

БОЛЬ ОТ ПОТЕРИ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЧИНОЙ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК ЗАСТРЕВАЕТ НА ОДНОЙ СТАДИИ РАЗВИТИЯ И НЕ ДВИГАЕТСЯ ВПЕРЕД ИЛИ ДАЖЕ СПУСКАЕТСЯ НА СТУПЕНЬКУ НИЖЕ В СВОЕМ РАЗВИТИИ.

Приемные дети нередко пережили не одну потерю. Они еще не успевали оправиться от одного горя, как на них сваливалось другое. Постоянные потери снижают способность ребенка справляться со стрессами. Любой намек на ситуацию потери вызывает очень сильные эмоции, связанные с предыдущими потерями. Дети и подростки, которые попадают в новую семью (даже в семью родственников), разлучаются со своими семьями и теряют тот мир, к которому они привыкли. Они будут страдать. Они пережили потерю доверия, когда родители не смогли дать им того, что требовалось для их развития или применяли насилие. Некоторые дети жили в учреждениях для детей-сирот, других семьях. Боль от потери или разлуки с близкими - травма, которая может быть причиной того, что ребенок застревает на одной стадии развития и не двигается вперед, или даже спускается на ступеньку ниже в своем развитии.

НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ

ПРИНИМАЯ РЕБЕНКА, Вы должны предвидеть, что его ПРОШЛЫЙ ОПЫТ БУДЕТ ВЛИЯТЬ НА ЕГО ЖИЗНЬ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ. У ребенка могли сформироваться определенные поведенческие стереотипы, которые помогали ему раньше переживать отсутствие заботы или насилие. Но для обычной жизни эти стереотипы не подходят. Общество может расценивать такое поведение как неподобающее или разрушительное. Некоторые дети, пережившие разлуки и потери, могут быть злыми, депрессивными или даже враждебно настроенными из-за боли, которые они перенесли в жизни. ЕСЛИ ВЫ ВИДИТЕ ЗЛО, ИЩИТЕ БОЛЬ.

Некоторые дети выглядят такими послушными, что этому просто невозможно поверить. Они кажутся очаровательными и беззаботными. ЭТО ПРОСТО ДРУГОЙ ПУТЬ, КОТОРЫЙ ОНИ ВЫБРАЛИ, ЧТОБЫ СПРАВИТЬСЯ С БОЛЬЮ. Она все равно выйдет на поверхность, но несколько позже, когда ребенок ощутит себя в безопасности.

При помещении в новую семью ребенок снова начинает переживать травму и боль потери. Попав в семью, РЕБЕНОК как бы переживает "наводнение" своими тяжелыми воспоминаниями, с которыми ему трудно справиться и о которых он постоянно, навязчиво пытается рассказать родителям.

Случай 1. Кристина в 6 лет попала в новую семью после детского дома. В детском доме она была очень послушной и беззаботной девочкой. Сразу понравилась новой семье. Пока шла в новый дом весело смеялась, радовалась, что ее взяли в семью. Но, когда Кристина переступила порог квартиры, она зарыдала. Когда ее попытались успокоить привычными средствами, она бросилась на пол и стала биться в истерике. Она долго не могла успокоиться. Девочка "вдруг" вспомнила, что год назад стала свидетелем убийства своей мамы. Вспомнила, как это произошло, свой ужас (она в течение 3-х суток была с трупом одна). Никто на ее крики не отзывался. Соседи привыкли, что в квартире кто-нибудь всегда скандалит и кричит. Травма была настолько тяжела для девочки, что она ее "забыла", как говорят психологи "вытеснила" ее из памяти. В детском доме девочка ни разу не вспомнила, что с ней произошло. В семье она пережила "эхо травмы". Понадобилась помощь специалиста, чтобы помочь девочке эту травму завершить.

При помещении в замещающую семью ребенку необходимо приспособиться к изменениям в своей жизни. Приспособление проходит через оживление травматических переживания чувства, связанных с разлукой и потерей. В определенном смысле, ребенок снова проходит стадии переживания травмы, что оказывает влияние на его поведение.

СТАДИИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ТРАВМЫ

Переживание потери проходит через пять определенных стадий, которыми являются:

ШОК, ОТРИЦАНИЕ ИЛИ ПРОТЕСТ

ГНЕВ

ПЕЧАЛЬ И ДЕПРЕССИЯ;

СТРАХ/"ТОРГОВЛЯ" С БОГОМ

УПОРСТВО

1. ОТРИЦАНИЕ СЛУЧИВШЕГОСЯ/ ШОК

Временный уход от реальности - "Этого на самом деле не произошло.

Стремление "спрятать голову в песок".

"Я проснусь и обнаружу, что все в порядке".

2. ГНЕВ

Ворчливость, раздражительность.

Иногда ребенка может одолевать сильная ярость, которая может быть направлена на кого угодно, но чаще всего - на самого близкого, врача или на Бога.

3.ПЕЧАЛЬ И ДЕПРЕССИЯ

Синдром "кома в горле".

Общие симптомы депрессии: упадок сил, апатия, недомогание.

Одиночество - "Никто не в силах меня понять".

Чувство вины - "должно быть, я что-то сделал не так".

4. СТРАХ/"ТОРГОВЛЯ" С БОГОМ

Масса тревог и сомнений в своих действиях: "Если бы я не был таким плохим, то мама осталась бы жива", "Если бы я вел себя хорошо, то меня бы не забрали из семьи", "Если бы только я сделал то-то и то-то, этого бы не случилось".

Масса сомнений и недоверия: "Правду ли говорят мне воспитатели, врачи (и медсестры)?"

Пустые мечтания - попытки найти волшебное решение.

Мысли вроде "Если бы только…": "Если бы только я был(а) идеальным (идеальной) сыном (дочерью)" и т. д.

Молитвы-"сделки": "Господи, если Ты исправишь положение, я обещаю…"

5. УПОРСТВО

Нежелание уйти от печали и чувства потери.

Ощущение, что если перестать скорбеть, то порвется связь с умершим родным (или с родным, с которым разлучили).

Чувство вины из-за смирения с потерей. Смирение - предательство. Отрицательные эмоции воспринимаются как единственная связь с умершим (или с тем, с кем разлучили).

ПРИМИРЕНИЕ С УТРАТОЙ

Ребенок уже может спокойно строить отношения с новой семьей - горечь утраты еще остается, но не мешает ему жить дальше.

Снова появляется душевный покой.

Ком к горлу не подступает всякий раз, когда ребенок вспоминает о пережитом.

НУЖНО ПОМНИТЬ

Процесс скорби:

  • Это нормальная часть человеческой жизни;
  • Затрагивает чувства, которые, в свою очередь, влияют на поведение;
  • Требует, чтобы новые родители (усыновители, опекуны, приемные родители, патронатные воспитатели) и специалисты объединили свои усилия, чтобы помочь детям справиться со своими чувствами и поведением;

Есть определенная тропинка, которую необходимо пройти, столкнувшись с потерей.

Потери обычно подразделяются на одну, две или три категории. Дети, которые попадают в ваши семьи, обычно переживают все три категории:

  • Потерю здоровья, причиной которой явились физическое или сексуальное наси-лие или отсутствие заботы;
  • Потеря важного в жизни человека (родителя, брата или сестры), к которому чувствовали очень сильную привязанность;
  • Потерю самоуважения из-за чувства ненужности, неадекватности или неспособности контролировать события, происходящие в жизни.

По мере того, как дети проходят по этой тропинке, появляются определенные признаки, указывающие на какой стадии этого процесса находится ребенок. У детей также существуют определенные потребности, к которым нужно относиться очень внимательно и удовлетворять на каждой стадии переживаемых ими чувств.

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ МАТЕРИАЛ В ТАБЛИЦЕ "ПОСЛЕДСТВИЯ РАЗЛУКИ И ПОТЕРИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА, ПОМОЩЬ ДЕТЯМ"

Возраст

Задачи развития

Помощь в минимизации травмы

Младенчество

Младенцы развивают чувство защищенности и доверия из каждодневного опыта. Их основная работа - развить чувство доверия к другим.

Дети, только начинающие ходить и говорить

Они отрываются от матерей, начинают развивать чувство уверенности в своих силах и самоуважения, начинают чувствовать свою способность делать что-то самостоятельно

Они понимают, что их окружение изменилось. Они реагируют на разницу в температуре, шуме, изменения окружающих предметов. Им трудно приспособиться к новой ситуации, трудно полагаться на взрослых.

Быть внимательным к потребностям. Свести перемены в распорядке дня к минимуму. Четко следовать режиму. Это позволяет создать у ребенка ощущение стабильности и безопасности.

Дошкольники

Развиваются навыки самообслуживания; обычно задают много вопросов; развивают осознание своей личности и становятся более независимыми. Демонстрируют огромный интерес к окружающему миру. Развивают речевые навыки и умения. С трудом понимают причину и следствие.

Они понимают, что их окружение изменилось. Они реагируют на разницу в температуре, шуме, изменения окружающих предметов. Им трудно приспособиться к новой ситуации, трудно полагаться на взрослых.

Быть внимательным к потребностям. Свести перемены в распорядке дня к минимуму. Четко следовать режиму. Это позволяет создать у ребенка ощущение стабильности и безопасности.

Возраст

Задачи развития

Последствия разлучения или потери

Помощь в минимизации травмы

От 6 до 10 лет

Подростки

Учеба в школе, развитие моторных навыков и отношения со сверстниками своего пола являются самыми важными задачами. Нравственное развитие включает обостренное чувство того, что есть правильно и неправильно. Становится более настойчивым, проблема справедливости является крайне важной. Возросшая способность понимать и обобщать.

Мешает развитию способности устанавливать и укреплять дружеские отношения. Характерен регресс в сторону более ранних стадий развития.

Нуждаются в объяснении причин потери. Нуждаются в информации о своем прошлом, чтобы понять, кто они есть. Нуждаются в помощи в установлении отношений со сверстниками, в учебе и определении причин и способов контролировать свои негативные чувства. Дети, пережившие сексуальное насилие, нуждаются в заботе и несексуальных отношениях.

Перемещение/потеря - это время большого волнения и дискомфорта для детей. Знать об их чувствах и правильно реагировать на них значит поддерживать процесс формирования привязанностей между ребенком и новой семьей

НУЖНО ПОМНИТЬ

Если в детском доме ребенок, защищаясь от душевной боли, как бы "забывает" многие трагические события из своей жизни, то, оказавшись в ситуации семейных отношений, пытаясь привязаться к семье, он начинает переживать "наводнение" своими травматическими воспоминаниями.

Ребенок рассказывает и рассказывает, он не может ни остановиться, ни переключиться на что-нибудь другое, рассказывая о таких ситуациях из своей прошлой жизни. Например, о проституировании мамы, алкоголизме родителей, убийствах и суицидах, которые он наблюдал в своей жизни и с которыми обычная семья никогда не сталкивается. Эти рассказы пугают членов семьи, вызывают у них чувство растерянности. Как реагировать в такой ситуации? Лучше всего дать ребенку выговориться. Не проговоренные воспоминания останутся с ним и "превратятся" в страхи, с которыми ребенку будет очень трудно справиться. Желательно выслушать ребенка, время от времени сочувственно кивая, но не давая комментариев по поводу содержания его рассказа. Можно обнять ребенка, если он это допустит. После рассказа необходимо сказать ему, что вы понимаете его, видите, как он расстроен, как ему больно, что вы сделаете все возможное, чтобы помочь ему справиться с этой болью, что он может рассчитывать на вас. Неплохо выделить место в доме и договориться о времени, когда вы можете спокойно поговорить с ребенком.

НУЖНО ПОМНИТЬ

Для приемного ребенка крайне важным является, чтобы замещающие родители демонстрировали 24 часа в сутки, семь дней в неделю, что:

  • их чувства и эмоции очень важны;
  • о них будут заботиться;
  • их потребности могут быть выражены и приняты позитивно;
  • замещающие родители и другие взрослые могут быть последовательны и им можно доверять.

ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПАМЯТКУ

"ПРАВИЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ НА ТРАВМАТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА".

Возраст ребенка 3-7 лет

Возможное поведение ребенка

Появляется поведение, соответствующее БОЛЕЕ РАННЕМУ ВОЗРАСТУ (сосание пальца, энурез, лепетная речь или речь, соответствующая более раннему возрасту ребенка)

Относиться как к естественному проявлению травмы.

Соблюдать четкий режим дня. УВЕЛИЧИТЬ КОЛИЧЕСТВО ТЕЛЕСНЫХ КОНТАКТОВ (ОБНИМАНИЕ, СОВМЕСТНОЕ РИТМИЧЕСКОЕ РАСКАЧИВАНИЕ ПОД ПЕСНЮ, КОТОРУЮ НАПЕВАЕТ МАМА, ПОД ЕЕ ЛЮБЫЕ РИТМИЧЕСКИЕ ФРАЗЫ).

Обеспечение ПОДДЕРЖКОЙ, ОТДЫХОМ, КОМФОРТНОЙ МЯГКОЙ ОДЕЖДОЙ.

Обеспечение ПРИВЫЧНОЙ ПИЩЕЙ, ВВЕДЕНИЕ ПЕРЕКУСОВ, ВОЗМОЖНО ВРЕМЕННОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА СЛАДКОГО.

Беспомощность, которая может проявляться В ИСТЕРИКАХ, УПРЯМСТВЕ

В РАЗРУШИТЕЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ

ЛИШИТЬ РЕБЕНКА ЗРИТЕЛЕЙ, ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ УСПОКОИТЬСЯ (можно посадить на "стул успокоения", т.е. на тот стул, который ребенок по предварительной договоренности будет считать таковым)

Немедленно отреагировать на ситуацию, постараться, чтобы ребенок обратил внимание на взрослого (посмотрел на него), сказать спокойным и серьезным тоном: "Это нехорошо разбивать (кидаться) игрушками. Посмотри на меня". Сказать, что нужно сделать в данный момент. Например, положи игрушки (вещи). Постараться, чтобы ребенок ответил: "Да, это нехорошо…". Подсказать ему этот ответ. Похвалить, если ребенок так и сделает.

Если поведение не угрожает безопасности ребенка, то можно встать в проеме двери и подождать пока он успокоится.

После каждого эпизода неправильного поведения нужно незамедлительно ПОГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ О ТОМ, что так делать нельзя и почему. Но важно сказать, что Вы понимаете, как ему трудно себя контролировать и что Вы поможете ему это сделать. Что несмотря на этот эпизод, Вы знаете, что он хороший, любите его. Но ЕМУ НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬСЯ КОНТРОЛИРОВАТЬ свое ПОВЕДЕНИЕ.

Очень ценным является СОВМЕСТНОЕ ПРОВЕДЕНИЕ ВРЕМЕНИ, СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ, СОВМЕСТНОЕ РИСОВАНИЕ С РЕБЕНКОМ.

У ребенка много страхов

Новым родителям необходимо повторять ребенку, что он может положиться на них, что они его защитят, показывают, что нужно делать в такой ситуации

Познавательные трудности (например, не может понять объяснения)

Терпеливо повторять ребенку, что именно ему нужно понять. Повторять конкретные разъяснения ожидаемых событий

Трудности распознавания собственных беспокойств

Новые родители опознают и называют эмоциональное состояние ребенка (я вижу, что ты сейчас беспокоишься, (сердишься и т.д), это естественно, и я тебя понимаю

Расстройства сна (ночные страхи и кошмары, страх засыпания, страх оставаться одному, особенно в темноте)

Поощрение рассказов о страхах, присутствие при засыпании, не оставлять ребенка одного, оставлять включенным ночник

Либо постоянное цепляние за взрослых, стремление к постоянному телесному контакту, либо отказ от телесного контакта

Обеспечение постоянной заботы и ухода (например, заверения, что он будет встречен из детского сада/школы), поддержка телесного контакта со стороны родителей (исключается поддержка сексуализированного поведения), постепенное расширение принятия телесного контакта у детей, которые от него отказываются, поиск замещающего объекта, например, игрушки.

Тревоги, связанные с непониманием смерти; фантазии о "лечении от смерти"; ожидания, что умершие могут вернуться, напасть

Объяснения физической реальности смерти

ВОЗРАСТ 8-11 ЛЕТ

Возможное поведение ребенка

Возможные шаги помощи со стороны родителей

Поглощенность собственными действиями во время события; озабоченность своей ответственностью и/или виной

Совместное обсуждение событий, помощь в выражении чувств, родитель называет, описывает те чувства, которые испытывал ребенок, показывает, что в случившемся нет ни вины, ни ответственности ребенка

Специфические страхи, запускаемые воспоминаниями или пребыванием в одиночестве

Ребенок должен знать, что новые родители всегда рядом, могут прийти на помощь

Ребенок постоянно и навязчиво говорит о событиях (наводнение негативными воспоминаниями), играет в игры, в которых постоянно повторяется одно и то же действие

Разрешение говорить и играть. Понимать, что такие реакции нормальны и ожидаемы. Проявлять сочувствие и терпение. Помочь ребенку выплеснуть негативные переживания. Можно с помощью совместных игр (например, бой на мечах) или с помощью боксерской груши (пусть бьет по ней, когда разозлится).

Нарушения концентрации, трудности обучения

Терпимое отношение к этим временным проявлениям, помощь в обучении, предупреждение учителей о состоянии ребенка

Нарушения сна (плохие сны, страх спать одному)

Поддержка в рассказах о снах, объяснения, почему бывают плохие сны, при необходимости присутствие при засыпании

Нарушенное или нестабильное поведение (например, необычно агрессивное или безрассудное, негативизм)

Помощь в совладании с переживаниями (например, сказать: "Наверное, это тяжело - чувствовать себя таким сердитым")

Страх и чувство измененности, вызванные собственными реакциями на ситуацию

Помощь в сохранении положительных воспоминаний о том, что ребенок делал в трудный момент, подчеркивание конкретных фактов в поведении ребенка, которые показывают, что он справляется со сложной ситуацией

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Поведение

Возможные шаги помощи со стороны замещающих родителей

Взгляд со стороны, стыд и вина (подобно тому, что бывает у взрослых)

Побуждение к обсуждению события, связанных с ним чувств и реалистического видения того, что было возможно сделать

Тревожное осмысление своих страхов, других эмоциональных реакций

Помощь в понимании того, что способность переживать такой страх - признак взрослости

Посттравматические срывы, которые могут проявляться в сексуализированном поведении, воровстве и т. д.

Обращение к психологу

Опасные для жизни правила; саморазрушающее или поведение жертвы

Обращение к психологу

Резкие изменения в межличностных отношениях

Обсуждение возможных трудностей в отношениях со сверстниками и замещающей семьей совместно с психологом

Практическое задание 2 Кузнецовой О.Г.

Задание 1.
Цель: закрепить представления о важности развития базовых потребностей детей в младенческом возрасте

1.Объясните, с точки зрения теории Дж. Боулби, какой психологический феномен послужил причиной такого поведения главного героя фильма «Джон».
Когда ребенок, у которого была сформирована привязанность, неожиданнорасстается с близким человеком и остается с незнакомыми людьми, то происходит разрушение привязанности ребенка.

2. Какие стадии разлуки переживает ребенок.
Начальная стадия: протест - ребенок плачет, зовет родителей и пресекает попытки отвлечь его.
Вторая стадия: уход в себя - ребенок кажется скучающими, безразличными и апатичными, ищет одиночества, бездумно смотрит в пространство, плохо ест и малоиграет.
Конечная стадия: отчужденность - похоже, что ребенок "воспрял духом" и стал активным, однако его игра порой кажется бессмысленной. Продолжая оставаться в учреждении, зачастую, ребенок мало озабочен переживаниями окружающих и может сам стать поверхностным и эгоцентричным.

3. Какие последствия могут быть после подобной пережитой ситуации, (как с главным героем фильма Джон) в социальной,личностной, интеллектуальной и эмоциональной сферах?
- Ребенок становится подавленными, ухудшается его ситуация учения.
- Становиться угрюмым и несговорчивым, проявляет капризность.
- Происходит разрушение жизненных стереотипов.
- Нарушаются детско-родительские отношения.
- Проявляются психосоматические заболевания.
- Упадок социальных сценариев ребенка.

Задание 2.
Цель: формирование практических навыков приработе с кризисами детских возрастов.

1.Какой кризис описан в задании, какие еще характеристики присутствуют на данном этапе развития.
«Маленькие девочки и мальчики стремятся все делать сами, причем так, как им кажется правильным. Это качество меньше огорчало бы родителей, если бы дети этого возраста более реально оценивали свои возможности и брались только за "детские" дела, но, увы, большинствоиз них хотят делать самостоятельно почти все (что, вообще-то, небезопасно), и часто сами очень переживают разочарование в своих собственных силах».
Описан кризис трех лет, который характеризуется проявлением:
-негативизма;
-упрямства;
-строптивости;
-своеволия;
-протест-бунта;
-обесценивания;
-деспотизма.

2. Какие функции несет в себе проживание данного кризиса.
Кризис трех лет – это критическийвозраст ребенка, когда наступает переломный момент в его развитии - переход из раннего детства в дошкольное. Кризис протекает как кризис социальных отношений, отделения от близких взрослых и связан со становлением самосознания ребенка. В этом проявляется потребность в реализации и утверждении собственного Я. Возникающие в речи ребенка слова «хочу», «не хочу», «Я» наполняются реальным содержанием,становятся осмысленными. Возникает особая форма личного сознания, внешне проявляющаяся в знаменитой формуле «Я сам». Две взаимосвязанные тенденции развития реализуются в кризисный период - тенденция к эмансипации и тенденция к волевой форме поведения.

3. Какие новообразования приобретаются личностью в период описанного кризиса.
Проявляется потребность в реализации и утверждении собственного Я. Возникающие вречи ребенка слова «хочу», «не хочу», «Я» наполняются реальным содержанием, становятся осмысленными. Возникает особая форма личного сознания, внешне проявляющаяся в знаменитой формуле «Я сам». Две взаимосвязанные тенденции развития реализуются в кризисный период - тенденция к эмансипации и тенденция к волевой форме поведения.

4.Составьте рекомендации для родителей детей, переживающих кризисэтого возраста.
1.Прежде всего - надо для себя уяснить, понять и принять: все, происходящее сейчас с вами и вашим ребенком - совершенно нормально. Это - неизбежный этап его личностного становления. И в большой степени от вас зависит, как будет прожит малышом этот этап. Не застрянете ли вы на нем, не обрастете ли конфликтами, не испортите ли ваши взаимоотношения?...