1 слайд
2 слайд
Средний школьный возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.
3 слайд
В системе нравственного воспитания можно выделить следующие направления деятельности педагогов: - формирование потребности в здоровом образе жизни; - патриотическое воспитание; - формирование духовности средних школьников через отношение к литературе и средствам массовой информации; - эстетическое развитие детей; - развитие детского общественного движения; - совместная работа школы и семьи.
4 слайд
Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагоги превратили во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитывали такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.
5 слайд
Нравственное воспитание включает в себя восемь основных направлений: Первое направление - диагностическое. Цель: проведение диагностических исследований поведения педагогов, учащихся и их родителей. Формы: анкетирование, опрос, тестирование, педагогические наблюдения, беседы.
6 слайд
Второе направление - «Воспитание духовности» Цель: формирование милосердия и толерантности; вооружение учащихся знаниями о морали и нравственных нормах; формирование культуры общения, привычки заботиться о своем внешнем виде и навыков организации повседневного быта. Формы: беседы, классные часы, конкурс «Все привыкли мы к порядку…», показ коллекции «Школьная мода».
7 слайд
Третье направление - «Здоровье плюс…» Цель: формирование знаний о здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему, профилактика вредных привычек. Формы: внеклассные формы занятий (кружки, секции), спортивно массовые и физкультурно оздоровительные мероприятия (соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья», Дни здоровья, конкурсные программы «Здоровая семейка» и т.п.), турниры, соревнования, походы.
8 слайд
Четвертое направление - «Новое поколение» Цель: овладение средними школьниками знаниями в области права, формирование и развитие личности гражданина как защитника Отечества, а также ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу; развитие детского школьного движения. Формы: этические беседы, «уроки мужества», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, классные часы, посвященные знакомству с государственной символикой.
9 слайд
Пятое направление - «Экология» Цель: формирование экологического сознания и экологической культуры. Формы: экологические праздники, марафоны, игры, выпуск листовок, газет, детское экологическое движение «Зеленая планета», проекты летней оздоровительной кампании («Спасем окружающую среду», «Зеленая планета»), конкурсы «Знатоки природы - лучшие читатели», экологические десанты.
10 слайд
Шестое направление - «Исток» Цель: повышение компетентности родителей в нравственном воспитании школьников, организация сотрудничества школы и семьи по вопросам формирования высоко нравственных качеств и культуры поведения учащихся; объединение усилий педагогов и родителей в совместной деятельности по нравственному воспитанию школьников. Формы: психолого педагогическое просвещение родителей, родительские собрания, тренинги, дни открытых дверей, участие родителей в общешкольных мероприятиях и классных делах, совместные праздники, соревнования, конкурсы, походы, фестивали.
12 слайд
Восьмое направление - «Трудовое, экономическое воспитание» Цель: воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности, развитие потребности в творческом труде. Формы: организация самообслуживания, трудовые десанты, экономические игры, уборка школьного двора.
13 слайд
Ожидаемые результаты: - формирование навыков и привычек нравственного поведения; - обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств; - накопление и обогащение опыта нравственного поведения средних школьников путем организации их практической деятельности; - формирование у детей ответственности за свое здоровье; - вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм; - снижение агрессивности в поведении школьников.
Cлайд 1
ПРЕДМЕТ «ЭТИКА И ЭСТЕТИКА» ПОДГОТОВИЛА СТУДЕНТКА ЗФО 48 гр. Молодцова Е. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕCлайд 2
На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание.Cлайд 3
Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.»Cлайд 4
Л.А. Григорович дал следующее определение: «Нравственность» – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.»Cлайд 5
И.С. Марьенко «нравственность – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.»Cлайд 6
Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системаобразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности.»Cлайд 7
«Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.»Cлайд 8
формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек. Нравственное воспитание включает:Cлайд 9
1. формирование нравственного сознания; 2. воспитание и развитие нравственных чувств; 3. выработка умений и привычек нравственного поведения. Основные задачи нравственного воспитания:Cлайд 10
Нравственное сознание – активный процесс отражения нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов.Cлайд 11
Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.Cлайд 12
Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека.Cлайд 13
По И.Ф. Харламову содержание нравственности заключается в следующем: 1. В отношение к Родине (патриотизм) – любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется. 2. В отношение к труду (трудолюбие) – предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности и ее, понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании. 3. В отношение к обществу (коллективизм) – умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить. 4. В отношение к себе – уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность. 5. В человеколюбие или гуманностьCлайд 14
Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.Cлайд 15
Методы нравственного воспитания. Методы нравственного воспитания - это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом. При помощи методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт.Педагогическая этика
Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (которые могут быть разделены на теоретические и прикладные), в числе которых
- исследование методологических проблем, сущности, категорий и специфики педагогической морали,
- разработка нравственных аспектов педагогического труда как особого вида педагогической деятельности,
- выявление требований, предъявляемых к нравственному облику учителя,
- изучение сущности и особенностей индивидуального нравственного сознания педагога,
- исследование характера нравственных отношений учителя с учащими
- разработка вопросов нравственного воспитания и самовоспитания педагога.
- профессиональный педагогический долг,
- педагогическая справедливость,
- педагогическая честь
- педагогический авторитет.
- Авторитет подавления
- Авторитет педантизма
- Авторитет резонёрства
- Авторитет мнимой доброты
Педагогический такт
- это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду.
- Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.
Основными элементами педагогического такта являются:
- – требовательность и уважительность к воспитаннику;
- – умение видеть и слышать студента, сопереживать ему;
- – деловой тон общения;
- – внимательность, чуткость педагога.
Преподаватель и педагогический коллектив
- Моменты делового общения:
- в морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди людей,
- когда идет речь об этических ошибках других, не следует делать из «моральных мух» «моральных слонов». Когда идет речь о своих ошибках, следует поступать наоборот:
- в морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе,
- нравственное отношение окружающих к нам зависит, в конечном счете, только от нас самих,
- когда идет речь о практическом утверждении норм морали, основной принцип поведения - «начни с себя».
Этика делового общения «сверху вниз» (руководитель - подчиненный)
- стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными принципами общения,
- замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам,
- укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства,
- доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки,
- привилегии, которые вы делаете себе, должны распространяться и на
- других членов коллектива.
Этика делового общения «снизу вверх» (подчиненный - руководитель)
- не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо,
- не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только «да» или «нет». Вечно поддакивающий сотрудник надоедает, а тот, кто всегда говорит « нет», служит постоянным раздражителем.
- будьте преданны и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы,
- не стоит обращаться за советом, с предложением и т. д. «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя. Ваш непосредственный руководитель в этом случае теряет авторитет и достоинство.
Этика делового общения «по горизонтали» (между руководителями одного ранга или рядовыми членами коллектива)
- не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого,
- попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы,
- не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить,
- рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей,
- не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более о проблемах,
- не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
- Только в том случае, если преподаватель будет чувствовать ответственность перед теми, кого он обучает и воспитывает, будет стремиться к саморазвитию и самовоспитанию, будет творчески подходить к своей работе, только тогда тем, кого учим, будет интересно на учебных занятиях, только тогда они будут помнить, ценить и уважать своих учителей.
Содержание: v. Введение v. Сущность нравственного воспитания. v. Структура и функции нравственного воспитания. v. Методы нравственного воспитания. v. Литература
Наставить душу к добру и злу. Пифагор Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра. Л. Н. Толстой
Термин «нравственность» берет свое начало от слова «нрав» . Нравы - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках.
Нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм. Л. А. Григорович Нравственность - как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т. д. И. С. Марьенко
Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Основные задачи нравственного воспитания: 1. Формирование нравственного сознания; 2. Воспитание и развитие нравственных чувств; 3. Выработка умений и привычек нравственного поведения.
Гуманность - это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку.
Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, готовности подчиняться личным и общественным целям, установкам, нормам, принципам.
По И. Ф. Харламову содержание нравственности заключается в следующем: В отношение к Родине (патриотизм) В отношение к труду (трудолюбие) В отношение к обществу (коллективизм) В отношение к себе В человеколюбие или гуманность
Методы нравственного воспитания - это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом.
И. Г. Щукина выделяет три группы методов: методы формирования сознания методы организации деятельности и формирования опыта поведения методы стимулирования
Литература 1. Бабанский Ю. К. Педагогика. - М. , 1988 г. 2. Григорович Л. А. Педагогика и психология. - М. , 2001 г. 3. Довгун А. И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания. // Нравственное воспитание школьников. 1976. - № 12. - с. 56. 4. Лихачев Б. Т. Педагогика «курс лекций» . - М. , 1996 г. 5. Марьенко И. С. Нравственное становление личности. - М. , 1985 г. 6. Подласый И. П. Педагогика. - М. , 1999 г. 7. Попов Л. А. Этика. - М. , 1998 г. 8. Рожков М. И. , Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. - М. , 2001 г. 9. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. - М. , 1979 г. 10. Харламов И. Ф. Педагогика. - М. , 1990 г. 11. Яновская М. Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4 - с. 24 -29.