Польза пазлов для детей. Виды пазлов

Даже если нужны большие рамки , оформление не займет много времени. Галеон предлагает широкий ассортимент рамок больших размеров , среди которых вы наверняка найдете рамки подходящего цвета и дизайна.

Длина багетной рейки - 3 м. Такая длина позволяет делать достаточно больших размеров. Багет может быть различным, от самого узкого до самого широкого. Багет для пазлов, как правило, имеет простой профиль, он более узкий, чем багет для живописи. Для каждого пазла багет для рамки подбирается индивидуально.

Алюминий - это легкий серебристый металл. Сочетание двух преимуществ - небольшого веса и высокой прочности делает его идеальным материалом для изготовления рамок большого размера.

Размеры пазлов могут быть практически любыми, но, как правило, типографии печатают пазлы под стандартные размеры рамок .

Оформление пазлов

Пазл - это картина, поделенная на множество отдельных частей. Приобретая пазл, покупатель получает набор этих частей и его задача состоит в том, чтобы определить местоположение каждой части и собрать изображение в единое целое. Собрав понравившуюся Вам картину-пазл и потратив на это занятие много времени, как-то жалко опять разбирать собранную головоломку и отправлять коробку с пазлом пылиться на полку. Высочайшее качество современной полиграфии, искусство фотографов, творчество художников, работа дизайнеров делают пазлы-картины произведениями искусства, которыми хочется украсить интерьер. Чтобы собранный пазл мог послужить украшением интерьера, его нужно вставить в рамку и . Пазл с изображением может украсить не только Вашу квартиру, но и офис, в котором Вы работаете. Мы можем предложить Вам множество видов рамок для пазлов (из натурального дерева, алюминия или пластика), которые идеально подойдут к изображению и Вашему интерьеру.

Для оформления пазла необязательно привозить его в . Для изготовления рамки необходимо принести с собой коробку от пазла и записать точные размеры собранного пазла. По изображению пазла на коробке, наш дизайнер-консультант поможет Вам . После того как заказ на изготовление рамки будет выполнен, вы можете забрать из багетной мастерской готовую рамку, чтобы дома самостоятельно вставить в неё собранный пазл.

Подвесные системы для для картин из пазлов

Основу подвесной системы составляют рейки из алюминиевого профиля, которые прикрепляются к стене (потолку), и по которым свободно могут перемещаться лески с наконечником (шнуры, тросики) и специальными крючками для подвески картин (пазлов, фотографий, постеров и т.д.).

Крючки в свою очередь так же могут свободно перемещаться вверх или вниз и без всяких усилий закрепляются на необходимой высоте. Таким образом существует возможность развешивать картины, при желании в несколько рядов одна над другой. При этом важно все же учитывать вес размещаемых картин для правильного выбора крючков, которые могут выдерживать от 4 до 15 кг каждый. Картины из пазлов можно вешать на одну леску и один крючок, если их размер не очень большой (15х20, 20х30).

Используется прозрачная леска, что делает её практически незаметной. Возможно так же использование металлического плетеного шнура (тросика).

Галерейная подвесная система очень похожа на алюминиевый карниз для штор. Принцип действия подвесной системы и карниза для штор одинаков - внутри паза алюминиевого профиля могут передвигаться слайдеры.

Пазлы

Складная картинка, пазл, паззл (от англ. jigsaw puzzle) - игра-головоломка, представляющая собой мозаику, которую требуется составить из множества фрагментов рисунка различной формы. Является одной из самых доступных игрушек, развивающих логическое мышление, внимание, память, воображение.

Такие чудо-картинки очень полезны для развития мышления и познавательных способностей человека По мнению психологов, игра в пазлы способствует развитию образного и логического мышления, произвольного внимания, восприятия, в частности, различению отдельных элементов по цвету, форме, размеру и т. д. Пазлы учат правильно воспринимать связь между частью и целым, развивают мелкую моторику руки.

Виды пазлов

В настоящее время существует большое количество различных видов и модификаций пазлов. Цель при их сборе одна - получить из разобранных элементов единую картину. делятся по размеру элементов и размеру единой картины. Сложность пазла определяется рисунком, но главным критерием является число элементов - чем оно выше, тем пазл больше и сложнее. Классический размер маленького пазла - 54 элемента (пазлы с этим числом элементов и выше (примерно до 260) являются детскими и предназначены для развития детей как индивидуумов).

Существуют различные виды фрагментов пазлов. Самые распространённые и классические - прямоугольные (с выступами и выемками), но также бывают пазлы с треугольными, круглыми, овальными элементами, а также кусочками других форм.

Детские пазлы

Помимо классических пазлов, существуют также трёхмерные пазлы и «мягкие» пазлы, предназначенные для маленьких детей. Также существует множество компьютерных пазлов.

На детских пазлах обычно изображают героев вымышленных персонажей, автомобили, кадры из мультфильмов.

На полках магазинов можно встретить доски сегена, объемные пазлы, разрезные картинки, рамки-вкладыши монтессори, деревянные пазлы, сюжетные пазлы, пазлы по мотивам сказок, картонные пазлы.

Пазлы больших размеров

Пазлы с размерами, превышающими 260 элементов, уже не предназначены для сбора детьми. Соответственно, на них герои детских мультфильмов не изображаются и могут быть изображены серьёзные жизненные сцены: географические места, фантастические сцены, эротические фотографии. На очень больших пазлах (свыше 6000) обычно изображаются сцены из Библии, картины известных художников (Леонардо да Винчи, Микеланджело), старинные географические карты.

Пазлы больших размеров являются серьёзным увлечением. На их сборку требуется большое количество времени.

История создания пазла

Первые головоломки Puzzle появились еще в XVIII столетии, когда один изобретательный гражданин наклеил географическую карту на деревянную доску и разрезал ее на множество маленьких кусочков неправильной формы. Сделал он это не из праздного любопытства, а исключительно в прикладных целях: пазлы служили учебным пособием на уроках географии. Постепенно пазлы-головоломки вышли из учебных классов и превратились в увлекательную забаву для аристократии.

В конце 20-х годов в Америке изобрели пазлы из картона. Это позволило существенно снизить их цену и, как следствие, привело к широкой популярности во всем мире. В Америке же во времена "Сухого Закона" пазлы стали чрезвычайно популярны. Доходило до того, что в крупных городах устраивались соревнования по сборке пазлов. Особенно интересны были командные состязания, когда собирались огромные картины, состоящие из нескольких тысяч деталей.

  • Вес пазлов с числом элементов около 10 000 составляет более десятка килограмм.
  • Чем больше элементов, тем меньше деталь - но эта диаграмма справедлива, как правило, только для мозаик с размерами до 200 элементов. Размеры элементов у мозаики с числом деталей в 500 и 10 000 одинаковы.
  • Размеры мозаики колеблются от небольших (около 50 см.), до очень больших (несколько квадратных метров). Например, стандартный размер мозаики из 500 элементов - 47х33 см. Существуют также мозаики из небольшого числа элементов (например, 70) с таким же размером - специально для маленьких детей.

Серии пазлов

Уже более 40 лет итальянская компания Clementoni производит высококачественные пазлы. В Италии название компании – синоним умных и безопасных игр.

Отличительной особенностью продукции Clementoni являются серии пазлов – в рамках одной серии представлены пазлы, сходные по тематике, цветовой гамме и стилю оформления.

В музейную коллекцию от Clementoni вошли наиболее известные картины из собраний самых знаменитых музеев мира – Ватикана, d"Orsay, Лувра и других.

Благодаря высокому качеству как самих пазлов, так и упаковки, эти пазлы можно назвать подарочными.

Форматы пазлов

Пазлы изготавливаются на картонной и магнитной основе. Как правило, при изготовлении пазлов их размеры соответствуют распространённым форматам от А4 до А1.

  • пазлы формата А4, 40 элементов;
  • пазлы формата А4, 80 элементов;
  • пазлы формата А3, 80 элементов;
  • пазлы формата А3, 160 элементов.

Сложность пазлов зависит от количества элементов: 50, 100, 200, 400, 500, 1000 элементов.

Заказ рамки для пазла

Кроме оформления изображений и объёмных предметов в нашей багетной мастерской можно заказать рамку для пазла. Красивые рамки для пазла можно изготовить из деревянного, пластикового и металлического багета.

Цвет рамок для пазлов

Широкий выбор рамок для пазлов - различные размеры и цвета. Цвета рамок разнообразны - от белого или черного до ярко-красного, различные оттенки золота и серебра.

Алюминиевые рамки для пазлов

Алюминиевый багет, в силу своей прочности, незаменим при обрамлении пазлов больших размеров - он не деформируется и не прогибается. Алюминиевые рамки могут быть матовыми или глянцевыми, с прямоугольным или скруглённым профилем. Выбор состоит из сорока видов профиля и многочисленных вариантов окраски. Разнообразие форм, цветов и размеров алюминиевых профилей позволяет подобрать оптимальное сочетание рамки и постера. Богатый выбор привлекательных цветов алюминиевого багета получается при окраске и анодировании профилей Nielsen. Для каждого вида сечения алюминиевого профиля Nielsen существует определенный набор вариантов окраски. Популярные цвета рамок из алюминиевого профиля: чёрный, красный, желтый, орех, оттенки золота и серебра. Самые популярные алюминиевые рамки - серебристые матовые, чёрные матовые, ну и конечно, золотые (как блестящие, так матовые).

Деревянные рамки для пазлов

Стандартные цвета деревянных рамок для пазлов: темно-коричневый, светло-коричневый, коричневый, чёрный, белый, красный, желтый, зеленый, синий, оттенки золота и серебра. Деревянные рамки для пазлов выполняются в различных стилях, поэтому подойдут к любому дизайну интерьера.

Пластиковые рамки для пазлов

Для оформления пазлов, как правило, используются пластиковые профили багета, имитирующие фактуру дерева. Пластиковые рамки неплохо имитируют деревянные (по своей форме, декору, цветовой палитре багет из пластика полностью идентичен образцам из деревянного багета), отличаются легкостью и влагостойкостью. При том, что стоимость пластикового багета значительно меньше аналогичного деревянного, отличить пластиковые рамки от рамок, изготовленных из деревянного багета, практически невозможно. Пластиковые рамки отличаются разнообразием фактур и оттенков. Гладкие однотонные пластиковые рамки для пазлов могут быть самых разных цветов: коричневого, красного, синего, зеленого, белого, черного, серебряного и золотого. Пластиковые рамки для пазлов выглядят не менее престижно, чем рамки из натуральных материалов.

Вы зашли в магазин выбрать . Ваша рука уже потянулась за коробкой. И тут вы вспомнили, как жаловалась подруга или сокрушался друг: купили малышу головоломку, а он даже не заинтересовался!

Не хотите, чтобы коробка с игрой собирала пыль где-то в кладовке? Тогда читайте обзор магазина GRENKA «Какие бывают пазлы» и в чем секрет их
правильного выбора.

Полезная игра для малышей и взрослых

В первую очередь пазл – это отличная методика развития и навыков.
Детки с их помощью:

  • тренируют мелкую моторику рук, которая неразрывно связана с речевым аппаратом (доказано методикой раннего развития по Монтессори);
  • развивают воображение;
  • познают мир.

Ваш малыш не умеет собирать пазл? Расскажите ему о том, что изображено на картинке. И пусть это будет настоящий белый мишка, а не вымышленный розовый слон.

Для взрослых пазлы – интересное и полезное хобби. Не умеете мастерить руками или у вас не хватает на это времени? Купите пазл с понравившейся картинкой и приступайте к сборке элементов в единое целое в любое время. Расхотелось? Отложите на время и затем снова возвращайтесь,
когда придет вдохновение.

Игра снимает усталость и хорошо проветривает голову после заполнения счетов за «комуналку», сведения баланса, прогнозов рыночной стоимости нефти. Такой антидепрессант подойдет каждому, да и стоит он в разы меньше, чем постоянные сеансы у психоаналитика. Пазлы – это лекарство для нервов без побочных эффектов.

А еще головоломки – хороший повод собраться вместе с друзьями и родными, провести время интересно, с пользой. Игра поможет наладить общение,
укрепит семейные узы.

Мир пазлов огромен!

Классифицируются они по:

  • возрастному признаку (например, 0+, 10+, 15+);
  • количеству элементов (до 50, 51-50, 3000+);
  • размеру элементов (крупные, мелкие);
  • виду элементов (прямоугольные, фигурные);
  • форме (плоские, 3D, в виде коврика);
  • материалу (металл, магнит, пена, дерево, пластик, картон);
  • месту для сбора (напольные, настольные).

Знакомство с пазлами лучше начинать с трехлетнего возраста. Почему? Потому что ребенок уже многое понимает и не станет, например, тянуть понравившуюся деталь в рот и пробовать ее «на зуб».


Собирать картинку дети младшего возраста еще не могут, а вот вынимать и вставлять предметы им будет интересно.

Для этого производят специальные мягкие варианты, которые будут интересны деткам с девяти месяцев.

Как выбрать пазл в таком случае? Внимательно посмотрите на упаковку, где производитель указывает возраст. Например, «0+» означает, что игра рассчитана на деток от рождения (хотя по факту они смогут сами двигать предметы лишь с 9 месяцев). А отметка «8+» значит, что пазл будет интересен школьникам
восьми лет и старше.

Как выбрать пазл для ребенка

Подробнее остановимся на пазлах для детей. Здесь помимо эстетической составляющей внимание уделяется безопасности. Потому такие головоломки создают из экологично чистых материалов.

Для самых маленьких лучше выбрать простые головоломки из дерева или же изолона. Эти материалы абсолютно безопасны для детей. Развить у малыша тактильное восприятие поможет игра, содержащая элементы, из разных материалов. Для деталей 3D-пазлов используют специальный нетоксичный пластик.

При выборе обращайте внимание на количество элементов. Чем больше, тем сложнее малышу разобраться с пазлом.

  • Карапузы от 9 месяцев и старше будут в восторге от простых вариантов, содержащих 2-3 детали.
  • С 2-х лет подбирайте игру с 4-6 элементами.
  • Трехлетних заинтересуют более сложные варианты (6-20 деталей).
  • От трех до пяти лет детки складывают пазлы, содержащие 20-60 кусочков.
  • Головоломки 60+ предназначены для школьников – от 7-8 лет.

Помимо количества, важной характеристикой является размер самих деталей. Чем ребенок младше, тем крупнее они должны быть. Важна и сама картинка. В первую очередь она должна быть интересной вашему малышу. Хотите угодить ребенку? Выбирайте пазл вместе с ним!

Как выбрать пазл для взрослых

Почему пазлы собирают взрослые? В первую очередь – так снимают стресс. Доказано, что такая кропотливая работа отличный антидепрессант! В процессе сбора картинки люди активно используют свое воображение и заостряют все внимание, благодаря чему удается отвлечься от бытовых проблем.

Выбирая пазлы для взрослых, следует ориентироваться на количество элементов (чем больше, тем лучше) и само изображение. Подбирать картинку лучше исходя из увлечений. Для кого-то приятным будет складывать изображения автомобилей, мотоциклов, каких-либо животных (очень популярны котики и лошади). А есть люди, которые интересуются искусством и потому с удовольствием создадут «Древо жизни» Густава Климта или «Мону Лизу» Леонардо да Винчи собственными руками.

Помимо классических вариантов, большой интерес вызывают объемные 3D-пазлы. Здесь из маленьких деталей легко собирается маяк, Колизей или Empire State Building в миниатюре.

Настоящим чудом, украшающим интерьер, станет механический пазл, детали которого после сборки способны двигаться.

Показывая деревянного лобстера или состоящий из деталей авианосец, вы будете испытывать заслуженную гордость и получать восторженные отзывы
друзей и родных.

Какие пазлы лучшие? Определяете вы. Мы же со своей стороны гарантируем:

  • каждый товар в нашем интернет-магазине соответствует высоким запросам по качеству материалов;
  • ассортимент подобран с любовью;
  • заказ доставим в целости и сохранности.

Выбирайте в каталоге понравившийся вам пазл и заказывайте его домой или же в офис любым удобным способом.

Ищите пазлы для самых маленьких? Предлагаем вашему вниманию
о том, как их подобрать!


Когда сегодня некоторые люди (в основном, как правило, старшего поколения) просят объяснить в двух словах, что такое пазл, так сразу четко и не ответишь. С одной стороны, да, это мозаика, складывающаяся в единое изображение, хотя, зачастую, из предложенных частей можно сложить и ту же абстракцию, только с риском попортить детали. =) С другой - в большинстве «классических» мозаик элементы все же имели идентичную форму, и различались только цветом, а вот в современных пазлах сегменты обладают разными размерами и контурами. Можно, конечно, в качестве примера, напомнить о полузабытом фильме «Подмосковные вечера» Тодоровского-младшего, где героиня Алисы Бруновны Фрейндлих (по сюжету - жутко успешной писательницы) развлекалась на даче малоизвестной в наших широтах игрой: она пыталась сложить воедино картинку, причудливым образом разрезанную на множество частей. Вот! Прекрасное определение: пазл - это некий симбиоз мозаики и головоломки, где человеку (или группе людей) предлагается собрать воедино картинку, фигурно разрезанную ранее на множество составляющих.
Как гласит вездесущая Википедия, пазлы способствуют развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения и.т.п. Опять же, не забываем и про мелкую моторику рук (см. воспитание детей) - тоже немаловажный фактор. Только не стоит считать, что игра в пазлы - это исключительно детская забава: очень редкий малолетний ребенок сможет собрать картинку, состоящую из нескольких сотен элементов. Но, спасибо современным производителям, в настоящее время выпускается просто-таки бесчисленное множество разновидностей этих головоломок, рассчитанных на всевозможные возрастные категории, ну, может быть, только для грудных детей пока что ничего не издается.

Виды пазлов

Таким образом, возникает естественная потребность как-то классифицировать виды пазлов. Итак, существуют плоские пазлы, предназначенные для сбора на ровной поверхности - на столе, к примеру, а также пазлы объемные - в виде шара , допустим (многие очень любят собирать глобус или яблоко), а также в виде куба, пирамидки, тубуса и т.п. Соответственно, детали головоломки могут изготавливаться из различных материалов: из дерева , из пластмассы, из поролона, из металла и.т.д. Ну и, конечно, самые популярные - из картона.
Также можно различать пазлы по степени сложности. Сложность пазлов определяется самой картинкой, предлагаемой для составления (например, собрать просто чистое однотонное небо значительно сложнее, чем таблицу Менделеева, где все химические элементы расположены в известном порядке), а также количеством сегментов: составить воедино двадцать кусочков проще, чем две тысячи.
Само слово «puzzle» в переводе с английского означает загадку, ребус, головоломку, а также затруднение, замешательство - это в качестве существительного. А вот глагол «to puzzle» переводится, как озадачивать, запутывать, усложнять, ставить в тупик. Понятно, почему отечественные лингвисты не стали придумывать какой-нибудь русский аналог этого весьма многогранного термина. Когда-то давно, кстати, великий Набоков пытался внедрить в русский язык слово «крестословица» взамен западного «кроссворда» - не прижилось.

История пазлов

Создателем пазлов официально считается англичанин Джон Спилсбери - торговец географическими картами. В 1761 (!) году Джон додумался приклеивать свой товар на нетолстую деревянную подложку, фигурно распиливать получившейся «бутерброд» на множество частей и продавать это дело, как учебное пособие для изучения географии. И действительно: ученик брал какой-то отдельный кусок карты и составлял его с другими (нужно понимать, что разрезанное вручную изображение не могло по определению содержать абсолютно одинаковых по форме и размеру элементов) - таким образом в память прекрасно впечатывались знания о том, кто с кем граничит, что куда впадает и.т.д. И вот уже два с половиной века очень многие люди посвящают свой досуг собиранию из разного количества мелких деталей единой картинки. А в качестве этих самых картинок на сегодняшний день используются просто-таки всевозможные сюжеты. Для детей все достаточно просто: герои мультфильмов и сказок, зверюшки, машинки, цветочки, а вот взрослые не ограничивают себя теми же географическими картами или горными/ морскими пейзажами. Классические живописные произведения искусства, панорамы музеев, фантастические зарисовки, эротические фотоснимки, библейские сцены - для создания пазлов в наши дни идет абсолютно все, что взбредет в голову. Многие, кстати, не обременяют себя осязаемым собиранием целой домашней коллекции пазлов, а скачивают пазлы в интернете (да, существуют и компьютерные пазлы!) и играют на компьютере в, так называемые, «пазлы онлайн».

И совсем маленькие детки, и детсадовцы, и детвора постарше обожают собирать из множества мелких деталей одну большую картинку - пазл по праву считается одной из самых популярных развивающих игр. Но чтобы ребенок не заскучал, к его выбору надо подойти ответственно, оценив целый ряд параметров…

Какую пользу несет пазл?

Пазлы появились относительно недавно - согласно легенде, их изобрели чуть более 200 лет назад как обучающее пособие по географии: первые мозаики подобного рода представляли собой карты, где из кусочков-стран составляли картину мира. И лишь со временем эта забава превратилась собственно в увлечение для взрослых и детей. Сегодня пазлов существует множество видов, из разных материалов, для любого возраста и любой сложности, компании-производители соревнуются, кто сделает самый большой по количеству деталей или крупный по своим размерам пазл, а поклонники этой игры даже устраивают чемпионаты на скорость сборки мозаики. Это все лучше других слов говорит об увлекательности такой игры!

Впрочем, ошибочно полагать, будто пазлы лишь развлекают. Среди развивающих игр они занимают достойное место! Работа с мелкими элементами развивает мелкую моторику, разность деталей улучшает восприятие (ребенок отличает детали по размеру, форме, цвету), он лучше чувствует связь целого и частей целого. Также сборка мотивирует внимательность, наблюдательность и память - чем больше малыш играет, тем быстрее находит элементы. Ну, и конечно, это отличное упражнение на терпение и усидчивость . Правда, кто-то скажет: пазл не сравнить с мозаикой , где задействованы творческие механизмы сознания, но и эта игра крайне важна - она помогает развитию логики и образного мышления.

Какие бывают пазлы?

Как было отмечено, сегодня выпускается огромное количество разновидностей сборной мозаики. Все они интересны, но далеко не все подходят для маленьких детей - выбирать пазл нужно соответственно возрасту и развитию ребенка и его приобретенным навыкам по работе с игрой. Потому вкратце выделим наиболее популярные типы:

пазлы-кубики

Как и с другими кубиками , ребенок играет с ними с 6-12 месяцев. Эти мозаики знакомы всем с советского детства: на гранях нарисованы элементы картины, и их надо расположить так, чтобы получился целый рисунок. При этом малыш избавлен от необходимости сопоставлять, подходят ли кубики друг другу по форме, они одинаковы - важен лишь узор. Немаловажно, что в одном наборе вы, по сути, получаете сразу шесть картинок для сборки - по количеству граней кубиков. Ну, а если ребенку они все-таки надоели, он сможет играть с ними, как с обычными кубиками: например, что-то строить из них.

книги-пазлы

Сборник сказок намного интереснее для малыша 1-2 лет, если у него будет возможность приложить руку к «созданию» книги ! На страницах этого пазла есть специальные углубления, куда надо вставить один из пропущенных элементов: это может быть луна над лесом, проплывающее над речкой облачко, яблоко, которое несет ежик. В чем-то пазл напоминает сортировщик: от ребенка требуется найти подходящий по форме картонный элемент, чтобы дополнить им картинку. Поэтому поначалу малыш действует исключительно методом подбора и лишь со временем придет к целенаправленному выбору элемента из набора по смыслу.

мягкие пазлы

Эти мозаики уже напоминают классические пазлы - в них детали, выполненные обычно из вспененной резины (отсюда и название «мягкие»), имеют специальные стыки для соединения между собой в один большой рисунок. Поэтому и играть с ними ребенок может несколько позже - с 12-18 месяцев. Усложняется в данном случае и рисунок: если на кубиках узоры предельно простые (солнышко, цветочек, домик и т.п.), то мягкие пазлы предлагают более сложный мотив - в виде какого-то сказочного персонажа, например. А еще бывают тканевые мозаики: они могут дополнять развивающий коврик, что делает его еще интереснее.

твердые пазлы

Название исключительно условно, но более чем точно характеризует такие игры. В них элементы сделаны обычно из пластика или дерева, благодаря чему малыш не только собирает свою картинку из деталей, но и увлеченно изучает свойства материалов, их фактуру и даже вкус (что ожидаемо от ребенка в возрасте до 2-3 лет, для которого и предназначены эти пазлы). А еще встречаются такие мозаики, из которых можно собрать как двухмерную картину, так и трехмерную фигуру (например, кубик или стоящую подставку). Благодаря этому пазл приближается к конструктору , задает навыки для работы с такой игрушкой.

традиционные пазлы

Классика жанра: множество картонных элементов с характерными изгибами на краях, чтобы сцеплять их между собой. Обратите внимание: для разного возраста предлагаются свои мозаики. Так, деткам в возрасте 1,5-2 лет лучше приобрести предельно простые, из нескольких деталей, контурные фигурные пазлы (они не загнаны в прямоугольную форму). А годам к 2-3 можно переходить на сложные, где и элементов больше, и форма строгая, и рисунок с большим количеством нюансов, линий и т.п. Впрочем, узор все равно должен быть знаком малышу - только тогда он вызовет интерес.

3D-пазлы

В этих мозаиках, которые предназначены для детей старше 3-4 лет, из картонных элементов нужно собирать не картинку, а объемный объект - обычно корабль, машинка, самолетик и т.п. Если говорить строго, пазлом как таковым эту игру назвать сложно. Это, как и некоторые твердые пазлы, во многом конструктор, требующий сборки по инструкции под четким контролем взрослых, которые бы помогли в нужный момент. Ну, и еще можно отметить, что такой пазл в чем-то одноразовый: потратив на сборку пару часов, вряд ли ребенок будет разбирать и собирать снова, как это бывает с более простыми наборами.

компьютерные пазлы

Если ваш малыш действительно полюбил сборку картинок из множества деталей и при этом уже освоил работу с компьютером либо гаджетами типа планшета или смартфона, можно предложить ему виртуальную мозаику. Плюс весьма ощутим для семейного бюджета - такие игры на порядок дешевле настоящих пазлов (а то и бесплатны). Но и недостаток есть: ребенок лишен осязательного контакта с элементами картинки, он их лишь двигает по экрану. Поэтому на полноценную замену такие пазлы не тянут, они могут быть лишь дополнением или же забавой в путешествии , когда малыша надо чем-то развлечь в пути.

Конечно, существуют и более экзотические пазлы, и необычные разновидности упомянутых мозаик: например, не только настольные, а и напольные, светящиеся в темноте, черно-белые, которые, словно раскраски , можно разукрашивать самим - фантазия ничем не ограничена. Потому не бойтесь экспериментировать и выбирать все новые и новые типы пазлов!

Какие характеристики пазлов важны?

Но что бы вы ни купили для ребенка, нужно не забыть и общие правила выбора мозаик. И здесь нет ничего сложного, необходимо только обратить внимание на:

сертификаты: бумаги, гарантирующие безопасность и отсутствие в игре токсичных материалов, обязательны - всегда спрашивайте у продавца о соответствии пазла ГОСТам и международным стандартам;

качество: проверяйте тщательность изготовления деталей пазла, нет ли в них трещин, царапин, заусенцев, недопустим резкий химический запах, а также легко обдираемая окраска элементов;

простота сборки: проверьте, легко ли соединяются между собой детали пазла - собирать их будет маленький ребенок, и высокое требуемое усилие может расстроить его, отвадить от игры, он потеряет к ней интерес;

размер: старайтесь подбирать пазлы с такими элементами, чтобы они, с одной стороны, не были слишком мелкими (чтобы малыш их не проглотил), а с другой, не очень большими (дабы ему было удобно обращаться с ними);

количество элементов: тут все просто - чем младше ребенок, тем меньше деталей должно быть в пазле (начинать можно вообще с наборов из 3-6 частей), и наоборот (детям до 3 лет лучше ограничиться 50-60 деталями);

рисунок: для маленьких детей рисунок должен быть достаточно простым, знакомым, а также контрастным и красочным - ребенка привлекают яркие, насыщенные (но не ядовитые!) цвета, а не сложно различимые оттенки.

И напоследок традиционное напутствие: обязательно играйте с малышом. Причем в случае с пазлом это особенно важно. Ведь совместное времяпрепровождение с ребенком не только сблизит вас, но и… подскажет момент, когда старая мозаика надоела и стала чересчур проста - а значит, пришло время для выбора нового, более сложного пазла!

А когда ваш ребенок познакомился с пазлом и какие мозаики такого типа он любит?

7 33104
Оставить комментарии 9

Собирание пазлов развивает зрительную память, терпение, умение анализировать, мелкую моторику и целый ряд других навыков, которые пригодятся при игре на музыкальных инструментах. Со стороны это занятие выглядит простым, но, как и в музыке, здесь есть тонкости, о которых вы узнаете из нашего небольшого руководства по сборке пазлов.

C чего начать? С выбора подходящего пазла и принадлежностей для работы с ним.

Выбор пазла и принадлежностей для работы с ним

Выбор пазла является одним из важнейших и ответственных моментов, как и выбор музыкального инструмента. Если он основывается исключительно на привлекательности изображения и цене, то это может привести к покупке либо слишком простого, либо слишком сложного для сборки варианта, который вместо радости вызовет раздражение и желание бросить эту затею. Звучит знакомо для тех, кто бросил занятия музыкой, не правда ли? И здесь, и там необходимо терпение и ещё десяток навыков, помимо практики и опыта.

Для оценки сложность сборки пазла рассмотрим следующий пример.

Рис. 1. Сложное для сборки изображение.

Ночной Берлин выглядит эффектно, но сразу обращаем внимание на то, что его половину занимает небо однотонного цвета (светлая область неба тоже является однотонной в своих границах). При общем количестве элементов, равном 1000, синяя часть неба будет состоять примерно из 300 на взгляд одинаковых по цвету элементов. Благодаря упорядочиванию по форме количество перебираемых элементов сократится, но выкладка неба потребует минимум в два раза два больше времени, затраченного на сборку города, в котором ещё нужно будет разобраться с рекой и оранжевой областью.

Скорость сборки у каждого пользователя разная, но в качестве ориентира для пазла с 1000 элементов её можно условно принять равной 50-70 элементов в час. При выкладке однотонных (одноцветных) областей скорость упадёт до 20-30 элементов в час.

Чем больше на изображении площадь фрагмента с однотонным цветом, плавным градиентом или однотипным изображением, тем труднее сложить пазл при равном общем количестве элементов.

Небо, вода, горы, листья, трава, цветы, шерсть животных, текстура материалов - это далеко не полный перечень областей, которые могут состоять из элементов с похожим изображением. Можно сказать так: увеличение площади однотонной области в два раза приводит к усложнению её сборки в 4 раза. Какое изображение собрать сложнее всего? Большой чёрный квадрат!

Чем сложнее понять то, что изображено на элементе, тем сложнее определить место его расположения.

Сложность сборки увеличивается с ростом количества мелких, нечётких и трудноразличимых изображений на них, например, большого количества построек вдали.

Рассмотрим другой пример.

Рис. 2. Простое для сборки изображение.

Данное изображение выглядит не только интересно, но и собирать его одно удовольствие! Именно собирать, а не подбирать. Поначалу от количества цветов рябит в глазах, но все они занимают небольшие области, а нечитаемых элементов практически нет даже на дальнем плане.

Сложность пазла напрямую зависит и от количества элементов. Увеличение числа элементов изображения в 2 раза приводит к увеличению сложности его сборки более чем в 2 раза.

Различают пазлы для детей (до 260 элементов) и взрослых (от 260 элементов). Наиболее распространены пазлы для взрослых от 500 до 1500 элементов, для сборки которых не требуется большой стол и можно без труда подобрать принадлежности для работы с ними. Вариант из 1000 элементов является оптимальным для тех, кто уже собирал пазлы. Начинающим можно порекомендовать вариант на 500 элементов, а опытным сборщикам больше нравятся пазлы от 3000 элементов.

Выбор пазла на 1000 элементов является

Пазлы, состоящие из 1000-1500 элементов отличаются от прочих разнообразием изображений. Найти привлекательное изображение среди пазлов на 4000-6000 элементов заметно сложнее. Общая тенденция такая: чем больше элементов в пазлах на более чем 1500 элементов, тем сложнее найти интересное для сборки изображение. "Скучность" изображений многотысячных пазлов вполне объяснима - большое изображение нужно наполнить содержанием. Картины из них всё равно не получится, поэтому упор делается на интерес к сборке, без обращения внимания на то, что за мешанина на них изображена.

Следует отметить то, что средний размер элемента в пазлах на 500, 1000 и 2000 может быть больше среднего размера элемента в пазлах на 1500 и 3000 элементов, как в пазлах Сastorland. Уменьшение средних размеров элементов также усложняет сборку. В таких случаях пазлы с числом элементов на 2000 и 3000 могут иметь почти одинаковые размеры изображения.

  • Размер изображения в сборе. Для комфортного составления пазла требуется поверхность в 2 раза превышающая его размер в собранном виде. В этом случае её можно использовать как для выкладки самого пазла, так и размещения на нём отсортированных элементов. Необязательно использовать один большой стол. Речь идёт о суммарной площади. Например, стол можно выбрать на пару сантиметров больше пазла с каждой стороны, а элементы расположить в выдвижном ящике под столешницей, в лотках, сортировщике и т.п. Размеры типовых пазлов:
    • 500 - 48*34 см
    • 1000 - 68*48 см
    • 1500 - 85*58 см
    • 2000 - 96*68 см
    • 3000 - 92*68 см (116*85см)
    • 4000 - 136*96 см
  • Средний размер элемента. С его уменьшением увеличивается сложность
  • Привлекательность изображения
  • Возраст пользователя и его опыт сборки пазлов.
  • Качество элементов. Чем сложнее пазл, чем он должен быть качественнее. Собирать пазл с некачественной резкой элементов или отслаивающимся на них изображением после многократного трения о пальцы удовольствие малоприятное
  • Сложность сборки. Чем сложнее пазл, тем выше вероятность того, что он так и останется лежать в полусобранном виде
  • Стоимость. Не стоит бросаться покупать пазл в первом попавшемся магазине. Пазлы - не персики, и то, что в одном магазине стоит 1400 руб. в другом предлагается за 400 руб. аналогичного качества
  • Комплектация. Некоторые пазлы идут с тюбиком клея в комплекте
  • Хранение собранного изображения. Его можно положить на стол под стекло или оргстекло, проклеить и повесить на стену в рамке для пазла, свернуть в рулон при помощи коврика для пазлов, положить в большой органайзер для пазлов или после любования и фотографирования разобрать.

По поводу качества пазлов разных производителей расскажу о том, с чем сталкивался сам.

Российская компания Степ Пазл производит бюджетные пазлы для начинающих сборщиков. Это обусловлено тем, что в ассортименте присутствует всего несколько пазлов с числом элементов более 3000, а размеры самих элементов варьируются в достаточно больших пределах, что вместе с характером изображений на них, формой выступов и выемок упрощают сборку. Также отмечу относительно большой люфт соединённых элементов и технологичность производства, которое не позволяет изготовить отсутствующий элемент, как говорится в одном из сообщений на форуме. В тысячнике за 260 руб. мне попался только один элемент с отслоившейся подложкой под выступом, но в двухтысячнике за 390 руб. было уже с десяток недорезанных элементов, среди которых попался один, в котором два элемента просто невозможно было отсоединить друг от друга без ипользования ножа. Помимо этого присутствовали недоклеенные и деформированные элементы, которые поставили под сомнение целесообразность склеивания пазла для вставку его в рамку. К счастью, он покупался для стола под стекло, где данные дефекты не будут бросаться в глаза. Эти и другие моменты объясняют то, почему опытные сборщики-эстеты даже не смотрят на стеллаж с пазлами Степ. Преимущества Степ - цена и разнообразие ассортимента, включающий в себя достопримечательности России. Дарить пазлы от Степ пазломану я бы не стал, но, если очень понравилось изображение на каком-то пазле, альтернативы нет и не планируется превращать его в картину, то тысячник для себя взять можно.

Пазлы от Castorland также относятся к бюджетному сегменту, но в тысячнике не заметил ни одного дефектного элемента. Могу также отметить достаточно качественную резку, которая даёт и более плотное соединение элементов по сравнению со Степ. В качестве недорогого подарка пазлы Castorland подойдут весьма неплохо.

Линейка Ravensburger позиционируется как премиум, но попавшийся мне тысячник совершенно не оправдал столь высокого звания. В процессе его сборки обнаружилось больше десятка элементов с недоклееными выступами и прочими дефектами при том, что цена пазла была более чем в 3 раза выше стоимости тысячника от Степ. По одному изделию невозможно судить о качестве всей линейки, и, возможно, попалась какая-то подделка, но определённые выводы на будущее были сделаны.

Если после всего сказанного выше непонятно, какой пазл купить себе или в подарок, выберите универсальный вариант - на 500 или 1000 элементов. Для их сборки подойдёт практиченски любой стол и найдётся немало сборщиков, предпочитающих собирать пазлы на 1000 - 1500 элементов. Интерес здесь состоит в сборке пазла без подглядывания в образец-изображение.

Тысячники также интересны тем, что их размер позволяет собирать их сидя за столом. Пазлы с большим размером собрать полностью сидя не получится и жалательно сразу подумать о том, готовы вы гнуть спину для сборки их стоя.

Для более удобной работы с пазлами продаются специальные принадлежности.

Коврик для пазлов

Представляет собой плотную ворсистую ткань, на которой элементы будут надёжно держаться. Это особенно актуально при использовании небольшого стола.

Рис. 3. Коврик для пазлов.

Коврик также позволяет переносить пазл и компактно хранить его в частично или полностью собранном виде. Для этого он сворачивается в рулон на идущий в комплекте валик. Некоторые коврики имеют разметку границ области изображения для пазлов с разным количеством элементов.

Планшет-органайзер для пазлов

Пластиковый кейс для сборки и хранения пазлов. Имеет отделения для хранения отсортированных элементов и место для хранения нескольких собранных пазлов небольшого размера

Рис. 4. Планшет-органайзер для пазлов.

Сборка пазла производит на входящий в комплект плотный лист карона.

Сортировщик для пазлов - это набор лотков или лоток с перегородками для хранения отсортированных элементов.

Рис. 5. Сортировщик для пазлов.

Рамка для пазла

Представляет собой рамку для размещения собранного пазла на стене. Для размещение небольших пазлов в рамке можно обойтись без склеивания его элементов.

Клей для пазла

Используется для склеивания элементов готового пазла. Его можно наносить на лицевую сторону, но некоторые ценители качества предпочитают наносить его на обратную сторону. Перед склеиванием пазла подумайте, а действительно ли это необходимо? Склеенный пазл не позволит обменяться им с другими сборщиками.

Дополнительные принадлежности для пазлов выбираются исходя из размеров пазла, количества элементов, подходу к сборке пазлов и финансовых возможностей. Стоят принадлежности недёшево, и имеет смысл поискать альтернативы.

Фирменный сортировщик для пазлов из 6 пластмассовых лотков 19*19 см стоит порядка 25$. Выходит по 4$ за лоток. В магазинах продажи офисных принадлежностей можно найти пластмассовые лотки для бумаги (21*31 см) за 70-80 рублей. Можно использовать коробки от пазлов, боксы с выдвижными лотками, пластиковые ящики, ящики-лотки для инструментов (в качестве системы хранения отсортированных элементов), пластиковые лотки (включая кошачьи), недорогие системы хранения, крышки от обувных коробок и даже конфетные коробки.

Фирменный планшет-органайзер стоит 100$. Если приобрести пластиковые подносы размером 40*30 см по 100 руб. за штуку, то их можно будет использовать не только для сортировки и группировки элементов, но и для выкладки фрагментов, что особенно актуально при работе с большими пазлами, когда нет возможности надолго занимать весь стол.

Для сборки лотков и планшетов подойдёт 3-х или 5-ти слойный листовой гофрокартон. Он не столь прочен как пластик, но стоит дешевле и даёт возможность самостоятельно изготавливать тару любой заданной конфигурации. Для хранения пазлов из листа вырезается коробка, а сами собранные пазлы хранятся в конвертах из гофролиста, сложенного пополам и скреплённого по бокам степлерными скрепками. В этом случае небольшие собранные пазлы можно будет хранить вертикально. Гофролист также можно использовать в качестве подложки при склеивании пазла.

При использовании письменного стола с ящиком под столешницей, органайзер можно сделать и в нём.

В случае отсутствия подходящего стола для сборки пазла подойдёт туристический раскладной столик за 500-1000 руб.

Если имеется небольшо стол (или опоры) и много свободного пространства вокруг него, то достаточно будет приобрести лист фанеры нужного размера, который можно будет положить сверху.

Помимо этих принадлежностей рекомендую обзавестись лопаткой для быстрого переноса группы фрагментов. Для этого можно использовать небольшой кусок плотной бумаги. С её помощью можно переносить целые фрагменты пазла и легко стыковать их по сравнению перекладыванием элементов фрагмента вручную.

Использование коврика для пазла (как и других принадлежностей) влияет на технику собирания пазла. Мне больше нравятся скользящие поверхности. Они увеличивают риск падения и потери элементов, но позволяют передвигать фрагменты и использовать контекстную сборку, при которой вокруг собранных фрагментов группируются элементы, предположительно относящиеся к ним. Для защиты элементов от падения со стола на пол сделайте из картона окантовку для столешницы высотой 2-3 сантиметра, скрепив его скотчем или степлером, или сделайте из гофролиста лоток нужного размера..

Если сборка пазлов превратилось в настоящее хобби, то можно подумать и о заказе стола по своему индивидуальному проекту. На одном форуме пазломанов был продемонстрирован вариант стола с четырьмя неглубокими выдвижными ящиками под столешницей, в каждом из которых можно собрать пазл или фрагмент, состоящий из 1000 элементов.

Выбор и подготовка рабочего места

В качестве рабочего места выберите стол, за которым можно комфортно сидеть:

  • Рабочая поверхность должна быть хорошо освещена. Лучшее освещение - дневной свет. Также можно использовать лампы дневного света. Вся рабочая площадь должна быть хорошо освещена без бликов. Настольная лампа без регулировки положения источника света, с основанием большого диаметра и желтым светом является наихудшим вариантом
  • Рабочая поверхность должна быть на несколько сантиметров больше самого изображения во избежание постоянного падения элементов с его краёв
  • Желательно использовать отдельно стоящий стол. Будет проще находить случайно упавшие с него элементы
  • Рабочее место необходимо защитить от внешнего воздействия, которое может привести к разрушению собранных фрагментов - падение различных предметов на них, смахивание одеждой, воздействие ветра, домашних животных и др. После случайного разрушения почти готового пазла не каждый найдёт в себе силы начать работу с самого начала

При сборке многотысячника остро встаёт вопрос с тем, где его раскладывать и куда девать потом. Собирать пазл на полу - занятие не из простых, да и спина не скажет спасибо. А вот стыковка фрагментов и окончательный сбор пазла на полу вполне возможна. Поиск коврика для пазла до 6000 элементов не должен стать проблемой, а вот поиск рамки для пазла может стать проблемой, если он имеет нестандарный размер или состоит из более 4000 элементов. В последнем случае можно обратиться в багетную мастерскую, в которой изготовят рамку нужного размера и качества.

Желательно собирать пазл или его части не на самой столешнице или дне короба, а на листе бумаги. Это заметно упростит всю дальнейшую работу с ним, например, склеивание элементов (не пачкать же столешницу клеем) или перенос в другое место. Подложить под собранный пазл лист бумаги будет весьма непросто или вообще невозможно. Собрали на дне ящика большую часть пазла, а как его перенести на общее изображение? Отсоединять дно ящика или вручную переносить по 4-5 элементов? При использовании бумажной подложки таких вопросов не возникнет. Под подложку собранного пазла можно легко положить другую подложку, если текущая чем-то не устраивает или быстро вытащить её при стыковке частей изображения, расположенных также на подложках.

Если стол нельзя занимать на долгое время (для сборки тысячника может потребоваться неделя и даже больше), то можно использовать коврик, который позволит быстро убрать со стола частично собранный пазл или быстро его развернуть на столе. Более дешевое решение состоит в раскладывании пазла на листе ватмана, который затем можно убрать под стол, кровать, на антресоль, под ковёр и т.п.

Перед работой протрите рабочую поверхность, на которой могут находиться мелкие частички грязи, крошки и др.

После подготовки рабочего места переходим к процессу сборки.

Сборка пазла

Перед составлением пазла желательно продумать стратегию его сборки. Представьте себя в качестве генерала, командующего тысячей элементов: вначале в бой пойдёт элитный отряд элементов с фрагментами синего флага, затем их поддержат элементы с фрагментами корпуса корабля и пушками, а элементы неба пока останутся в резерве и вступят в бой на завершающем этапе работы. Элементы корабля никак не могут закрепиться на указанном рубеже? Поможем им элементами мачт и группой элементов замка, с которыми нужно наладить сообщение, соединив их друг с другом!

Отсутствие стратегии - путь к поражению. А посему познакомимся поближе с тем, с чем нам придётся работать.

Элемент - минимально возможная неделимая единица пазла, представляющая собой кусок картона определённой формы с фрагментом изображения на нём. Элементы можно классифицировать по разным признакам, но среди всего их множества выделяют элементы рамки, которые играют первостепенную роль в определённых случаях. Для удобства работы можно присвоить названия отличающимся по форме элементам. Ниже дан мой вариант обозначения некоторых элементов.

Рис. 6. Условные названия элементов пазла.

Плечо - выступ, образованный выемкой. Например, в элементе “П” на рисунке выше два плеча.

Нога - выступ, образованный двумя соседними выемками элемента. Например, в ”угле” одна нога, в "X" их 4.

Цепочка - однорядная сцепка нескольких элементов. Здесь можно ввести дополнительные определения, удобные в работе: двойка - сцепка из двух элементов, тройка - сцепка из трёх элементов и т.д.

Фрагмент - сцепка элементов, расположенных в два и больше рядов. Присоединили к двойке элемент сбоку - это уже фрагмент, пусть и самый маленький.

Образец - изображение на коробке, по которому собирается пазл.

Место - единичный участок пазла, для которого подбирается соответствующий ему элемент.

Рабочая область - вся область для работы с пазлом. Её можно разделить на следующие области:

  • Сборки пазла
  • Сортировки
  • Группировки
  • Сборки вспомогательных фрагментов

Данные области можно отделить друг от друга или объединить для совместного использования.

Отделение областей позволяет наглядно увидеть то, что и где находится: в области пазла - фрагменты пазла, в области сортировки - отобранные внавал элементы, в области группировки - элементы группы и др. Но такое разделение может значительно уменьшить скорость сборки из-за необходимости выполнения одних и тех же операции повторно. Например, при использовании органайзера пазл собирает на одной его половине, а другая используется для хранения отсортированных элементов. Значит, нужно отсортировать элементы по делениям, а затем каждый раз выкладывать их и группировать, а после завершения работы складывать обратно в отделение. Если площадь стола превышает размер пазла в два и больше раз, стол можно полностью занять на несколько дней и вы не боитесь работать с большим разнообразием элементов, то можно всю работу производить в единой рабочей области . В моём случае это происходит так:

Все элементы из одного пакета (1000 штук) высыпаются на стол или коробку от пазла. Далее производится последовательный переворот всех элементов и группировка их по изображению в разных частях стола. Однотонные и непонятные элементы группируются отдельно, как и элементы рамки. Поначалу производится грубая группировка, так как непонятно, что можно сразу сгруппировать, а для чего достаточно и грубой сортировки. В ходе её выполнения в поле зрения всё чаще будут попадаться элементы, на изображении которых чётко видны одинаковые текстуры или элементы. Они группируются сразу, а однотонные и непонятные элементы можно сортировать в навал, так как они потребуются на завершающем этапе сборки пазла. Элементы крыш группируются отдельно.

После окончания данной операции на столе будет находиться несколько групп, несколько кучек с отсортированными элементами и куча с непонятными и неразложенными элементами. Можно и дальше попробовать пристроить их куда-то, но на это уйдёт дополнительное время и не факт, что они будут отобраны по своим группам. Значит, можно их пока оставить в покое и заняться предварительной подготовкой - сборкой цепочек в группах. Группы элементов на столе никуда не двигаются, и цепочки собираются прямо в них. Постепенно цепочки укрупняются до фрагментов, которые при помощи лопатки позиционируются друг относительно друга.

Кому-то такой подход может показаться слишком сложным и неэффективным, но его преимущества заключаются в том, что, во-первых, несколько операций объединяются в одной (сортировка, группировка и поиск), во-вторых, каждая операция выполняется только 1 раз (с дальнейшим уточнением), и, в-третьих, появляется возможность контекстной сборки при которой вокруг уже собранных фрагментов располагаются элементы, предположительно к ним относящиеся. В этом случае в центральную область зрения попадает сразу несколько фрагментов, с большим количеством похожих на них элементов, что даёт возможность увидеть связь между ними и быстрее их соединять друг с другом. Если внимание слишком сильно рассеивается из-за обилия элементов, то производится более детальная группировка с выносом части элементов из области фрагментов пазла. “А когда собирается рамка?”, - спросите вы. Тогда, когда для этого наступит подходящий момент. Если проще составить цепочку из элементов рамки - собирается она, если проще собрать вывеску для магазина - собирается вывеска, если нужно работать с однотонной областью, то рамка собирается в самом начале. Сверка по образцу на начальном этапе не используется. Это лишняя трата времени и внимания. Яркий столб, вывеска, флаг, окна и другие понятные фрагменты прекрасно собираются без подглядывания в образец.

В процессе работы над пазлами используются разные операции, к основным из которых относятся:

  • Сортировка - отбор элементов по каким-то признакам (цвету, форме, назначению)
  • Группировка - однослойное расположение отобранных элементов рядом друг с другом
  • Упорядочивание - порядное раскладывание элементов группы в определённом порядке
  • Перебор - последовательное прикладывание к выбранному месту всех подходящих для него элементов до получения совпадения
  • Ориентация - поворот всех упорядоченных элементов таким образом, чтобы они были ориентированы в соответствии с местом, что позволит сопоставить форму места форме этих элементов
  • Поиск (элемента или места)
  • Обход - последовательное прикладывание выбранного элемента к нескольким местам похожей формы для поиска совпадения
  • Позиционирование - расположение элемента, цепочки или фрагмента в заданном месте пазла согласно образцу

Для чего всё так усложнять и детализировать? В процессе общения на тему сборки пазлов зачастую ограничиваются общим понятием сортировки элементов, которая ускоряет сборку пазла и является необходимой операцией при сборке многоэлементных пазлов. Это понятно, но что конкретно понимается под сортировкой? Одни понимают это как распределение элементов по лоткам, другие - по кучкам на столе, третьи - как однослойную группировку по рядам или смешанным образом, четвёртые - отбор элементов по цвету и т.д. Для устранения данной неоднозначности можно либо уточнять понятие сортировки, либо ввести в оборот новые определения, что мы и сделали.

Степень эффективности каждой операций зависит от многих факторов, включая возможности рабочего места и характеристики пазла. Чем больше элементов в пазле и чем он сложнее, тем тщательнее нужно производить подготовку, выбирать и выполнять операции, и тем больше времени на это требуется. При их выполнении нужно следить за балансом между практической необходимостью, затрачиваемыми усилиями, временем и результатом. Слишком детальное выполнение одной операции приведёт к напрасной трате усилий и времени в других, как и слишком поверхностное её выполнение. В пазле используется много элементов, и легко может получиться так, что после выполнения одной операции придётся осуществлять проcто огромный объём повторных и ненужных операций при каждом очередном подходе к пазлу, которых можно было бы избежать. В результате сбор трёхтысячника может растянуться на многие месяцы. Простой пример - хранение отсортированных элементов в пакетах, сложенных в коробку. Коробка занимает крайне мало места, но представьте себе объём работы, который нужно будет выполнять каждый раз - достать и развязать десяток пакетов с элементами, высыпать элементы из них на стол, сгруппировать их, после работы все элементы распределить обратно по пакетам, завязать их и положить обратно в коробку.

Сортировка

Данная операция заключается в отборе элементов по схожим признакам - цвету, текстуре, характеру изображения и др. Благодаря этому можно спланировать поэтапный сбор пазла и значительно уменьшить количество элементов для текущей работы при составлении многотысячного пазла. Если вначале собирается город, то элементы неба можно отложить в сторону, чтобы они не занимали место и не отвлекали внимание. Отбор элементов для хранения можно производить в различные ёмкости - лотки, ящики, мешочки и др.

На начальном этапе достаточно произвести грубую сортировку. Она будет особенно эффективна для однотипных элементов, занимающих большие площади на изображении. Например, если листва занимает половину изображения пейзажа, то отбор её в лоток позволит в два раза сократить количество элементов.

Сортировка с отбором в ёмкость имеет преимущество в возможности компактного хранения элементов. К недостаткам сортировки элементов в навал относится необходимость повторного их выкладывания и группировки. Высыпали из лотка, разложили, собрали сколько получилось - засыпали в лоток обратно.

Если планируется собрать небольшой пазл быстро, то сортировку объединяют с группировкой.

Группировка

Эта операция требует большой площади для расположения всех элементов группы в один слой картинкой вверх. Группировка будет эффективна при работе с небольшим количеством элементов (20 - 50 шт.) с уникальным и хорошо читаемым изображением. Поначалу будет непонятно, что группировать, но через некоторое время на глаза будут попадаться элементы с изображением одной и той же текстуры крыши или кирпичной кладки, которые сразу можно группировать отдельно. Это в дальнейшем поможет сразу перейти к составлению цепочек и фрагментов.

Группировка, как и сортировка, относятся к подготовительному этапу сборки пазла. На большой рабочей площади размещайте сразу несколько групп.

Группировка не эффективна при работе с однотонными или однотипными элементами. В этом случае используют самую мощную, но самую долгую и затратную операцию - перебор.

Перебор

При помощи этой операции можно собрать пазл любого уровня сложности. Её эффективность увеличивается с уменьшение числа перебираемых элементов и выполнять её лучше в самом конце сбора пазла, когда остаётся наименьшее количество элементов. Если изображение состоит из нескольких областей, похожих по цвету и фактуре, но располагающихся в разных его частях, то, на мой взгляд, лучше собирать их в порядке увеличения размера несобранных областей при прочих равных условиях. Что вам доставит больше удовлетворения, за пару часов полностью закрыть небольшую область или немного уменьшить большую?

Эффективность перебора напрямую зависит от качества выполнения другой операции - упорядочивания.

Упорядочивание

При выполнении этой операции расходуется больше всего рабочей площади, которое требуется для однослойного и порядного расположения элементов в заданном порядке. При этом на первый план выходит группировка элементов по форме. Сначала располагаем “кирпичи”, далее ”мишени”, затем ”углы”, Н-элементы и т.д. Упорядочивание по форме помогает отфильтровывать типы элементов, которые не подходят к заданному месту фрагмента. Если, например, фрагмент даёт место в виде угла с выемками в его сторонах, то, очевидно, Н-элементы с противоположно расположенными выступами для него не подойдут и их можно сразу убрать из рассмотрения.

Готовые фрагменты пазла будут предлагать большое количество мест, для которых нужно найти элементы. Есть ли разница, с какого места начать работу? Есть! Старайтесь выбирать те места, которые либо явно указывают на вид ноги, плеча или выемки, либо позволяют отфильтровать наибольшее количество элементов. Например, если в пазле нужно закрыть 10 мест, среди которых есть одно сердцевидной формы, то начните с него. Перебор элементов с сердцевидной ногой выполняется проще H-элементов, которые ещё придётся переворачивать при подборе по месту.

Общее количество H-элементов больше остальных и в первую очередь следует отфильтровывать именно их, выбирая места, для которых они не подходят.

Ориентация

Применяется для уменьшения количества перебираемых элементов. Упорядоченные элементы не всегда ориентированы так, как место на фрагменте, и их поворот в нужную сторону поможет нагляднее увидеть, насколько каждый элемент выборки подходит по форме месту. Среди пазломанов есть те, кто тратит немало времени на поиск закономерностей в расположении элементов пазлов разных производителей и нюансы в формах элементов, но мне вполне хватает зрительной памяти, анализа, теории вероятности и интуиции.

Поиск

С одной из разновидностей поиска элемента - перебором, мы познакомились ранее, а теперь рассмотрим два других - поиск элемента и поиск места. Они используются при работе с уникальными и хорошо читаемыми изображениями.

Необходимость поиска элемента возникает в том случае, когда имеется достаточно данных о том, что нужно искать. Например, есть элемент с изображением одной части окна или столба и нужно найти оставшиеся части, либо найти элемент, закрывающий место внутри собранного фрагмента. В последнем случае возникает желание найти его во что бы то ни стало и закрыть вопрос, но с опытом на такие мелочи перестаёшь обращать внимание. Через некоторое время количество оставшихся элементов уменьшится, и он обязательно попадётся в поле зрения без необходимости прилагать для этого усилия.
Поиск элемента хорошо работает при составлении цепочек в группах, поиске элементов с прямыми и наклонными линиями, уникальными и хорошо читаемыми текстурами.
Поиск места помогает решить обратную задачу - определение места установки выбранного элемента. Для этого сначала производится поиск местоположения данного элемента на образце, а затем, в случае успеха, элемент устанавливается в соответствующее место пазла. Если вы собираете пазл в отдельной области с выложенной рамкой, то элемент можно установить внутри неё достаточно точно. Мне нравится собирать тысячники в единой рабочей области (подробнее об этом подходе далее) и достаточно относительного позиционирования найденного места - где-то левее и выше чего-то на уже собранном фрагменте (рамки может и не быть).

С чего начать сборку?

Сборку начинают с того, что собирается проще всего - рамка или уникальные и хорошо различимые по цвету и текстуре фрагменты.

Если вы произвели группировку элементов, то логично начать с составления двоек и троек. Работайте сразу с несколькими группами. Это может показаться распылением внимания и напрасной тратой времени, но у данного подхода есть весомое преимущество - независимость от точности группировки элементов. На практике не получится в точности сгруппировать все элементы, и может получиться так, что нужный элемент находится где-то в другом месте. За то время, что будет потрачено на его поиск, можно без труда составить 10-20 цепочек из элементов в разных группах. Эффективнее работать сразу с несколькими фрагментами (за редким исключением), а не упираться в выкладку одного.

Если группировка элементов не производилась (по причине нехватки места или её неэффективности применительно к данному случаю) сборку начинают с неполной или полной выкладки рамки (если для неё есть место). В качественных пазлах элементы можно подобрать и по одной стороне, которую даст рамка, но при сборке двумерных фрагментов будет две или три стороны, что повысит скорость и точность подбора элементов по ним.

Выкладка полной рамки увеличивает эффективность использования операции поиска места. Без рамки не обойтись при выкладке однотонного изображения. Если совершенно непонятно, с чего начинать сборку пазла, то начните с рамки. Часто объекты переднего плана примыкают к рамке, выкладка которой поможет начать их сборку.

Сборка фрагментов, состоящая из однотонных и трудноразличимых однородных текстур

Здесь очень важно изначально правильно настроиться на трудоёмкую работу и выделить хотя бы по часу на каждый подход. Это будет эффективнее по сравнению с вариантом, когда в течение месяца уделяется по 15 минут в день, а в конце возникает вопрос, почему пазл так и не удалось собрать. Сборка данныхы областей может стать причиной того, что пазл так и не будет собран до конца, что можно узнать из сообщений разных сборщиков. Включите фоновую музыку, радио или займите себя разговором с кем-то, чтобы отвлечь часть внимания от сборки и не попасть в ситуацию перегрузки, когда сборка неба окончательно выведет из себя и захочется только одного - бросить всё. Возможно, в случае пазла это не столь страшно, но в жизни часто приходится выполнять простую, но скучную и монотонную работу, перегорание на которой приведёт к более печальным последствиям и расстройствам.

Скорость и эффективность выкладки таких областей зависит от количества оставшихся элементов и качества выполнения операции упорядочивания, в ходе которой нужно по рядам сгруппировать элементы с учётом:

  • Цвета
  • Характера изображения на них
  • Количества выступов и выемок
  • Размера
  • Форме выступов и др.

Чем детальнее произведено упорядочивание, тем быстрее и проще будет происходить перебор элементов. Например, если фрагмент даёт угловое место с отверстием в каждой его стороне, то, очевидно, Н-образные элементы с двумя выступами на противоположных сторонах не подойдут и можно сразу убрать их из рассмотрения. Старайтесь в первую очередь закрывать те места пазла, которые помогают отфильтровать наибольшее число элементов или уменьшить количество перебираемых вариантов.

При переборе можно использовать операцию обхода, когда выбранный элемент поочерёдно прикладывается к нескольким местам для поиска совпадения. Предположим, участок неба даёт 3 места одинаковой формы. Проще поочерёдно приложить выбранный элемент к ним, чем перебирать элементы для каждого места по отдельности.

Для увеличения скорости перебора берите сразу по два элемента (по одному элементу в каждую руку). В этом случае сначала к месту прикладывается один элемент, а затем другой. Ещё больше увеличить скорость можно при одновременной работе с двумя элементами и двумя местами. Проверили все варианты, поменяли местами элемены и опять проверили все варианты.

Часто будет возникать ситуация, когда форма места говорит о том, что один и тот же элемент может быть установлен в него в несколькихз разных положениях. В самом неблагоприятном случае придётся проверить четыре положения элемента, поворачивая его каждый раз на 90 градусов. Выполниь поворот элемента пальцами ведушей рукой несложно, но важно научиться одновременно поворачивать элементы в каждой руке, что как раз и позволит одновременно работать с двумя местами для увеличения скорости перебора.

Перебор элементов можно производить как с оценкой соответствия формы места форме элементов, так и без неё. Второй вариант проще, так нужно просто прикладывать элементы, но первый позволяет сократить перебор, особенно в тех случаях, когда место имеет форму, под которую подходит всего несколько элементов. Нет смысла перебирать все элементы данного типа, если форма места указывает на элемент с очень тонким плечом или огромной сердцевидной ногой.

Сборка многотысячных пазлов

Чем больше элементов входит в пазл, тем тщательнее необходимо производить подготовительную работу и его сборку. Недоработка одной операции может привести к необходимости выполнения очень большого объема лишней работы. Если при сборке тысячника на первом этапе достаточно ограничиться грубой сортировкой, то здесь эта операция является одной из ключевых, требует повышенного внимания и много времени (несколько часов).

После сортировки и группировки количество отобранных элементов может быть достаточно большим. Чтобы каждый раз не высыпать элементы из лотков и пакетов, не группировать их на столе и после окончания работы не засыпать обратно в лоткам и пакеты, можно работу по группировке и сборке фрагментов производить на вспомогательных поверхностях, например, на подносах. В процессе сортировки элементы с непонятными и однотонными изображениями отбираются в лотки, а элементы с похожей текстурой и изображением сразу группируются по подносам. Это потребует немало места, но избавит от необходимости выполнения повторных операций, так как элементы группы и собранные из них цепочки и фрагменты будут храниться в подносах, без необходимости их постоянного перекладывания и группировки. Положили на стол несколько подносов и можно сразу приступать к работе. После работы подносы быстро складываются в стопку для компактного хранения.

Для ещё более комфортной работы с подносами можно приобрести тележку для подносов. Стоят они прилично, но зато позволят вытаскивать и вставлять подносы независимо друг от друга.

Для сборки огромных пазлов подносы уже не подойдут и нужно будет снова думать о том, где их собирать и как хранить отсортированные элементы. На ум приходят стеллажи с выдвижными ящиками, системы складского хранения, большие производственные столы и др. Здесь имеет использовать несколько съёмных ящиков большого размера для сбора фрагментов и хранения элементов в них. При использовании стеллажа можно обойтись вообще без стола на этапе сборки отдельных частей изображения: включается свет, выдвигается ящик, ставится стул и начинается сборка. Стол потребуется для соединения частей в единое изображение, если для этого не используется пол. Для быстрого вытаскивания собраной части из ящика его дно из оргалита можно сделать также выдвижным: части собираются на листе бумаги, после сборки дно ящика выдвигается, а бумага вытаскивается из-под собранного изображения.

Итак, пазл собран, а что делать с ним дальше? Дополнительно к перечисленным в руководстве вариантам могу порекомендовать обмен или продажу пазла через соцсети или специализированные сайты. Ещё более интересен обмен пазлами вслепую без предоставления оригинального образца-изображения. Сборщик не знает то, что он собирает. Единственное, нужно позаботиться о том, чтобы не получить то, что уже когда-то собирал.

За рамками данного руководства осталось немало вопросов, но думаю, что после его прочтения вы сможете более уверенно чувствовать себя при работе и с другими видами пазлов.