Неврологи попытались объяснить феномен чёрно-синего платья. Серый или розовый: Почему мы по-разному видим цвета Почему люди видят цвета по разному

  • 76.8k

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Глаза человека - это не только его душа, но и целый мир загадок. Почему говорят, что раньше люди не видели синий, хотя египтяне вовсю расцвечивали им свои гробницы и украшения? Как некоторым людям удается видеть ультрафиолетовое излучение, а другим - различать сразу 100 млн оттенков? Существует ли на самом деле творческое видение? Так много вопросов, на которые у современных ученых наверняка должны быть ответы.

Мы в сайт решили выяснить, как различается видение разных людей в зависимости от образа мыслей, культуры, времени и других обстоятельств. Аккуратнее, после этой статьи вы можете увидеть мир в новом свете.

Почему древние люди не отличали цвет фуксии от белого, а фиолетовый путали с синим?

10 тыс. лет назад люди видели цвета так же, как и мы, но использовали обобщенные названия. Светлые оттенки приравнивались к белому цвету, темные - к черному. Цвет фуксии был ярким и светлым, поэтому стоял в одном ряду с белым или желтым. Фиолетовый и синий были похожими и стояли в одном ряду, приравниваясь к темному или черному. Позже оттенки начали распределять между красным, желтым, зеленым и сине-зеленым цветами (фиолетовый вместе с синим попадали в разряд сине-зеленого цвета).

В речи люди описывали оттенки цвета через контекст - так, как сегодня мы объясняем вкус. Слов «сладкий», «соленый», «кислый», «острый» или «горький» часто оказывается недостаточно, чтобы точно передать смысл, и мы используем уточнение: сравните, например, фразы «как кислый лимон» и «как кислый кофе».

Древние египтяне видели синий цвет, а греки - нет?

Египтолог Ричард Х. Уилкинсон (Richard H. Wilkinson) заметил, что для каждого цвета существовало конкретное значение .

Например, художники всегда изображали мужчин с красно-коричневой кожей, женщин - со светло-коричневой, а богов - с золотой, потому что верили, что кожа богов и фараонов действительно из золота. Исключением был Осирис, который получил черную или зеленую кожу - символ новой жизни и воскрешения. Это подчеркивало его историю: он был убит богом Сетом и воскрешен богиней Исидой, чтобы затем править загробным миром.

Синий и голубой цвета были самыми популярными у египтян, они символизировали истину, правду, рождение и жизнь. Небеса и воды плодородного Нила были синими, амулеты плодородия и татуировки для женщин в виде божка Беса чаще были также синего цвета. Но значение каждого цвета было неразрывно привязано и к контексту изображения.

Это заметнее в языке древних греков: описывая объекты, они группировали их по качествам. Например, небо называли бронзовым, потому что оно ослепительно, как лезвие меча. Море - пурпурно-красным, как и вино, потому что они оба символизируют свежесть, жизнь. Но правда ли, что греки не различали синий цвет?

Загадка: как в оригинале выглядела эта древнегреческая статуя?

Правильный ответ: вариант А.

Ученые Винценц Бринкманн (Vinzenz Brinkmann) и Ульрике Кох-Бринкманн (Ulrike Koch-Brinkmann) доказали, что античные статуи и общественные здания выполнены в цвете. Пигменты в красках были минеральными, но сам носитель - органическим, поэтому со временем бактерии разрушали его, и краски осыпались. Оказалось, что наши представления о минимализме цвета в античные времена далеки от реальности. И, конечно, греки прекрасно различали оттенки синего, выделяя его в отдельную категорию цвета.

На основе исследований в 2007 году американские и немецкие ученые разработали выставку , где представлены античные статуи и здания в оригинальной расцветке. Сложно поверить, что сотни лет назад древнегреческие мастера использовали такое разнообразие цветов, украшения в виде бронзовых вставок и выпуклые зрачки глаз из черного камня.

Еще Аристотель, древнегреческий философ и воспитатель Александра Македонского, в своих трудах рассказывал о 7 основных цветах: черном, белом, красном, желтом, зеленом, синем и фиолетовом. Он связывал их с 7 нотами, и днями недели.

Сегодня мы называем 11–12 основных категорий цвета в языке, и это косвенно указывает на степень развития общества. Есть и те, кто легко определяет малейшую разницу в оттенках цветов и использует в 10 раз больше определений.

Например, «шартрез», «лайм» и «трилистник» - это названия цветов зеленого оттенка, которые для большинства выглядят как зеленый или светло-зеленый цвет. Проверить, насколько чувствительны глаза к цвету, можно с помощью этого теста .

Ни один человек не различает синие цвета до года

В рамках исследований выяснилось, что дети в возрасте от 4 до 8 месяцев быстрее распознавали зеленый круг на синем фоне, чем голубой круг на синем фоне. Эти выводы поставили ученых перед новой загадкой: способность распознавать цвета является врожденной или приобретенной?

Некоторые люди видят в 100 раз больше цветов, чем остальные. Посчитайте, сколько полосок видите вы:

Менее 20 полосок: возможно, у вас 2 типа светочувствительных колбочек. Как и у 1/4 населения мира. Вы различаете чуть меньше цветов, чем большинство. Видеть полный спектр помогут специальные очки или приложения , разработанные для всех видов дальтонизма.

От 20 до 36 полосок: у вас, скорее всего, 3 типа светочувствительных колбочек. Вы, как и большинство людей, различаете большое число цветовых оттенков.

Более 37 полосок: похоже, вы относитесь к числу тетрахроматов . У них сразу 4 типа светочувствительных колбочек. Такие люди распознают примерно 100 млн цветов , как пчелы, некоторые птицы и художница Кончетта Антико, которая создает такие картины:

Наличие сразу 4 типов колбочек является редкой мутацией и встречается среди женщин, у которых в роду есть мужчины с дальтонизмом. Но даже люди с одинаковыми глазами - близнецы - воспринимают цвет по-разному. Сам мозг определяет цвет в зависимости от настроения, эмоций и воспоминаний.

Как описать цвет, если в языке нет его названия?

Некоторые люди заметили, что часто мы применяем по отношению к одному и тому же цвету разные названия из-за трудностей восприятия. Вспомните загадку с платьем: одни считали его бело-золотым, другие - черно-синим.

В языке йеле , используемом на острове в Папуа - Новой Гвинее, существует другой подход к определению цвета. Вместо отдельного названия используют название предмета, который при любых обстоятельствах выглядит неизменно. Например, слово «ночь» означает черный цвет, «какаду» - белый, «сок» - темно-красный, «незрелый» - зеленый, «вода у рифа» - голубой.

Но даже такой подход не защитит вас от иллюзий, которые намеренно создает ваш собственный мозг. Посмотрите на картинку и скажите, какого цвета круги за полосками:

Дело в том, что они все одного цвета. Это оптическая иллюзия Манкера-Уайта . Из-за разноцветных полосок на картинке кажется, что круги 4 разных оттенков. Думаете, что теперь это легкая задачка? Попробуйте точно ответить, какого цвета сердца за полосками:

Ответ: все они одинакового цвета - желтого.

Можно ли услышать цвет или увидеть время?

Да, нейрологический феномен синестезии тоже является игрой нашего разума. Люди-синестестики представляют, что буква «Д» непременно, допустим, синего цвета, а имя «Алексей» может вызвать у них во рту горький привкус.

Известными синестетиками были Владимир Набоков, Ференц Лист, Дюк Эллингтон и Ван Гог. Если вам кажется, что вы тоже синестетик , проверьте себя и примите участие в исследованиях, чтобы помочь науке в познании этого удивительного состояния.

Случалось ли вам с упоением спорить со своим любимым о том, какого на самом деле цвета надетая на вас блузка или рубашка? Приходилось ли вам с удивлением слышать что вещь, которую вы искренне считали зеленой, кем-то другим воспринимается как голубая?

Распознавание цветов – штука тонкая, у всех нас свои особенности, которые влияют на то, как именно наш мозг интерпретирует визуальную информацию. Правильного ответа на вопрос «синий или зеленый» в данном случае нет, так как разными людьми один и тот же оттенок цвета может восприниматься по-разному.

Для того, чтобы избежать разночтений существует система кодирования оттенков цвета (RGB-модель). С технической точки зрения каждый цвет представляет собой микс из трех тонов – красного, зеленого и голубого (red, green, blue), и конечный оттенок зависит от того, какой из тонов присутствует в оттенке в каком количестве. Однако человеческий мозг иногда интерпретирует этот микс очень вольно, и с этим связана разница в восприятии одного и того же оттенка разными людьми.

Эксперимент

Эксперимент, который провели ученые компании Optical Express очень наглядно показал эту разницу. Как вы думаете, какого цвета этот квадрат – голубого или зеленого? Ну или так: лично для вас этот цвет скорее голубой , чем зеленый, или наоборот?

Результаты эксперимента показали неоднозначность восприятия оттенков разными людьми. Ученые предъявили это изображение участникам, не страдающим от дальтонизма (в опросе приняли участие 1000 человек) и попросили ответить на вопрос «какого цвета этот прямоугольник?». Для 32% опрошенных этот цвет голубой, для 64% — зеленый, и 4% так и не смогли определиться. Вот как сами ученые объясняют такой разброс во мнениях:

Каждый человек уникален, и на восприятие оттенка цвета может влиять множество разных факторов. Световой луч проникает в глазное яблоко и достигает ретину, светочувствительную ткань, которой выстлано дно глазного яблока. Дальше происходит процесс интерпретации, когда свет трансформируется в электрический сигнал, который передается по оптическому нерву на кортекс, участок мозга, отвечающий за обработку полученной информации. На то, как именно мозг интерпретирует оттенок цвета могут влиять не только физиологические особенности, но и психоэмоциональное состояние человека. В частности, люди, переживающие стресс менее чувствительны к зеленым оттенкам, и среди них гораздо больше тех, кто назвал указанный оттенок цвета голубым.

И все-таки – зеленый или голубой?

Зеленый. С технической точки зрения модель данного цвета описывается как RGB 0.122.116 (зеленых тонов – 122, голубых – 116, красных — ноль). После того, как участники эксперимента называли цвет, ученые помещали с двух сторон от картинки еще два изображения, выраженного зеленого и выраженного голубого цвета, после чего снова просили ответить на вопрос «какого цвета этот прямоугольник?». Имея четкие цветовые референсы 97% участников эксперимента назвали исходный прямоугольник зеленым.

Ну и если вы все-таки увидели этот цвет как голубой, то задумайтесь — возможно, вам просто пора взять отпуск!

В сети снова разгорелись споры о цвете атрибута одежды. Теперь причиной разногласий стал кроссовок. Часть считают кроссовки серо-голубыми, часть бело-розовыми. На какой стороне вы?

“На самом деле кроссовки оказались розовыми”, – говорится в интернете.

В целом, этот феномен учёные объяснили ещё в 2015 году, когда по интернету гуляло чёрно-синее или золотисто-белое платье.

В четверг, 26 февраля 2015 года, пользовательница Tumblr выложила в Сеть снимок платья. Девушка спрашивала своих друзей, какие цвета они видят на фотографии - белый и золотой или синий с чёрным. Вопрос кажется очень простым, но именно этот интернет-пост разделил всех пользователей Всемирной паутины на два лагеря. На самом деле, платье на фото сине-чёрное.

Одни учёные объяснили различность мнений тем, что всё зависит от “дневного” или “ночного” восприятия. По их словам, система цветовосприятия выработалась у человека в процессе эволюции.

“У нас развито дневное зрение, при котором мы различаем все элементы окружающего мира, включая цвет. Свет входит в глаз через хрусталик, попадая на сетчатку в задней части глаза. Волны разной длины по-разному активизируют нейронные связи в зрительной коре, которая переводит сигналы в изображения. Ночное зрение позволяет нам видеть контуры и движение объектов, но их цветовая гамма теряется. Однако и при дневном свете цветовосприятие не всегда бывает однозначным: при различном освещении цветовая гамма предмета воспринимается по-разному, и мозг это тоже учитывает. Один и тот же цвет на рассвете может казаться нам розово-красным, днем - бело-голубым, а на закате - красным. Мозг принимает решение о «реальности» цвета, в каждом случае делая поправку на сопутствующие факторы”, – заметили в исследователи и пояснили, что именно этим объясняется разница в восприятии одного и того же изображения разными людьми.

Те, кто принимает свет на фоне за солнечный, решают, что платье находится в тени, поэтому его светлые участки, очевидно, голубые. Кому-то при том же ярком освещении привычнее увидеть белизну платья. Это - наиболее распространенная версия. Однако мозг около 30% людей вообще не учитывает свет на фоне - и в этом случае платье кажется ему синим, а золотые фрагменты тогда «становятся» черными.

Невролог из Вашингтонского университета, Джей Нитц пояснил, что свет проходит в глаз через линзу - разные длины волн соответствуют разным цветам. Свет попадает в сетчатку в задней части глаза, где пигменты активируют нейронные связи в визуальном контексте, части мозга, которая обрабатывает эти сигналы и превращает в изображение. Чрезвычайно важно, что свет, который освещает все в этом мире и по сути имеет одну длину волны, отражается от того, на что вы смотрите. Мозг самостоятельно выясняет, какого цвета свет, отразившийся от предмета, на который вы уставились, и самостоятельно выделяет нужный цвет из «настоящего» цвета объекта.

«Наша визуальная система умеет отбрасывать информацию об источнике света и выделять информацию от конкретного отражателя, - говорит Джей Нитц . - Но я изучал индивидуальные различия в видении цветов более 30 лет, и это конкретное различие - одно из самых больших на моей памяти».

Обычно эта система работает замечательно. Но это изображение каким-то образом затрагивает границу восприятия. Частично это может быть связано с тем, как настроены люди. Люди эволюционировали, чтобы видеть в дневном свете, но дневной свет меняет цвет. Эта хроматическая ось варьируется от розовато-красного рассвета, идет через сине-белый полдень, а затем уходит обратно в красноватые сумерки.

«В данном случае ваша визуальная система смотрит на эту вещь и вы пытаетесь не учитывать хроматическое смещение оси дневного света, - говорит Бевил Конвей , невролог, изучающий цвет и зрение в колледже Уэлсли.

По другой версии, причиной различного восприятия цветов является нарушение цветового зрения.

Эти нарушения можно установить с помощью таблиц Рабкина. Цветовосприятие зависит от зрительного пигмента, этот показатель чаще всего врожденный, но также может быть и приобретенный - после травмы или невритов.

Также, по мнению психологов, на восприятие цвета влияют условия жизни, состояние человека в данный момент, профессиональная подготовка и общее состояние органов зрения.

Ещё одно интересное объяснение:

Оптические иллюзии

Оптические иллюзии часто поражают человеческое воображение, но лишь немногие из них способны заставить людей столь яростно спорить друг с другом об увиденном. К примеру, многие помнят gif-изображение девушки, вращающейся вокруг своей оси: кто-то видит, что она вращается по часовой стрелке, а кто-то - что против. Авторы этого трюка сообщают, что люди с правосторонним мышлением видят, что девушка вращается по часовой стрелке, а с левосторонним - что наоборот. Так от чего же зависит восприятие цветов платья или кроссовка?

Для ответа на этот вопрос учёные просят вспомнить оптическую иллюзию с тенью на шахматной доске: “белая” и “чёрная” клетки на самом деле оказываются одного и того же цвета, хотя наш мозг, знакомый с понятиями “тень” и “шахматная доска” осознаёт, что цвета клеток должны быть разными. Дело в том, что мы думаем, что объекты, находящиеся в тени, на самом деле светлее, чем кажутся, хотя в реальности это может быть далеко не так.

Аналогичная ситуация происходит с двумя цветными изображениями кубика Рубика. Две одинаковые фигуры изображены рядом друг с другом, но одна из них просматривается через синий фильтр, а другая - через жёлтый. Так, человек видит один квадратик на верхней стороне кубика синим, а другой - жёлтым, тогда как оба они, на самом деле, являются серыми.

“Всё это происходит в силу того, что наш мозг на бессознательном уровне научился учитывать важность влияния источника света”, - объясняет доктор Эрин Годдард (Erin Goddard), когнитивный психолог из Университета Маккуори в Австралии.

Доктор Годдард предлагает участникам спора представить, что они держат в руках лист белой бумаги из офисного принтера. На улице, в тёмном баре, под искусственным освещением у себя дома или даже в лаборатории с холодным светом человек понимает, что лист белый, какого цвета бы он ни казался. Так, можно сказать, человек “делает скидку” на источник света.

Точно то же происходит и с оптическим иллюзиями, объясняют учёные. Глядя на серый квадратик в синем “освещении”, мы думаем, что он жёлтый, а рассматривая точной такой же серый квадратик в жёлтом фильтре, мы догадываемся, что он должен быть синим.

Главное, что нужно понимать, рассматривая кружевное платье, это то, что мы делаем “скидку” на освещение. Однако в отличие от предыдущих примеров, у данного снимка есть свои особенности, которые заставляют разных людей видеть платье в разных цветах. Прежде всего, следует понять, что цветовая композиция фотографии представляет собой очень сложный “коктейль”.

“Если вы посмотрите на значения чёрно-золотого участка платья в палитре RGB, то они окажутся жёлто-охрово-коричневыми. Остальные полосы платья в той же палитре оказываются светло-голубыми с фиолетовыми оттенками”, - говорит профессор Барт Андерсон (Bart Anderson) из Университета Сиднея, который исследует проблемы визуального восприятия у людей.

Другая особенность, которую учёные считают ключом к проблеме, заключается в том, что по снимку невозможно определить, при каком источнике света было сфотографировано платье. Как поясняет доктор Годдард, на снимке не видно, находится ли платье в тени или на свету, в помещении при искусственном освещении или же на улице при дневном свете и соответствующих тенях.

“В дополнение к тому факту, что тени заставляют вещи казаться более тёмными, они имеют ещё одну особенность. Прямой солнечный свет представляет собой желтоватый фильтр, который, в свою очередь, заставляет нас видеть вещи более синими - как в иллюзии с кубиком Рубика. Художники знают об этом, и добавляют синюю краску к теням, чтобы сделать их более убедительными”, - поясняет доктор Годдард.

Таким образом, оказавшись без подсказки об источнике света, люди начинают домысливать, в каких условиях был сделан снимок платья. Те, кто подсознательно считают, что фотография была сделана в условиях естественного солнечного освещения с его тенями, видят платье бело-золотым, а те, кто догадываются о том, что платье сфотографировали при искусственном освещении в помещении без окон, уверены, что платье сине-чёрное.

Так или иначе, случайно сделанный снимок платья, является крайне интересным и даже из ряда вон выходящим примером оптической иллюзии. Доктор Джей Нейтц (Jay Neitz) из Вашингтонского университета, который одним из первых взялся расследовать феномен, заявил, что он уже тридцать лет исследует индивидуальные различия в цветовом восприятии, но впервые столкнулся со столь мощным примером в своей практике.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Просмотры: 2 342

Старт «вирусным дебатам» дала публикация на сайте Tumblr: обладательница платья решила спросить мнения о его цвете у пользователей интернета после того, как обнаружила подобные разногласия в кругу своих близких. Ответы оказались диаметрально противоположными: от синего с черным до белого с золотым. При этом тому, кто видит наряд темным, сложно поверить, что «оппонент» не шутит и в действительности видит представленную на фото одежду светлой (и наоборот).

Фотография с соответствующим вопросом тут же облетела виртуальное пространство. Свою версию цветовосприятия дали даже звезды: так, Ким Кардашьян увидела белый и золотой вариант, Леди Гага высказалась за голубой и песочный, а Тейлор Свифт уверена, что платье имеет синий и черный цвета. Только за первые сутки публикации на одном из сайтов, BuzzFeed, фотография набрала 28 миллионов просмотров.

Сейчас уже точно известно, что платье выполнено в темных тонах (это показали и анализ снимка с помощью профессиональных фотоинструментов, и признание владелицы «спорной одежды»), однако тем, кто видит платье светлым, все равно трудно в это поверить. Ученые рассказали о причине этой оптической иллюзии.

Система цветовосприятия выработалась у человека в процессе эволюции. У нас развито дневное зрение, при котором мы различаем все элементы окружающего мира, включая цвет. Свет входит в глаз через хрусталик, попадая на сетчатку в задней части глаза. Волны разной длины по-разному активизируют нейронные связи в зрительной коре, которая переводит сигналы в изображения. Ночное зрение позволяет нам видеть контуры и движение объектов, но их цветовая гамма теряется.

Однако и при дневном свете цветовосприятие не всегда бывает однозначным: при различном освещении цветовая гамма предмета воспринимается по-разному, и мозг это тоже учитывает. Один и тот же цвет на рассвете может казаться нам розово-красным, днем – бело-голубым, а на закате – красным. Мозг принимает решение о «реальности» цвета, в каждом случае делая поправку на сопутствующие факторы.

Именно этим объясняется разница в восприятии одного и того же изображения разными людьми. Те, кто принимает свет на фоне за солнечный, решают, что платье находится в тени, поэтому его светлые участки, очевидно, голубые. Кому-то при том же ярком освещении привычнее увидеть белизну платья. Это наиболее распространенная версия.

Однако мозг около 30% людей вообще не учитывает свет на фоне – и в этом случае платье кажется ему синим, а золотые фрагменты тогда «становятся» черными. Каждый человек имеет свой зрительный опыт, свой уровень концентрации, свои специфические движения глаз. Уровень освещения в собственной обстановке, цветовая гамма предметов, которую мозг зафиксировал перед переключением внимания – все это вместе взятое и дает разницу в восприятии.

Ученым этот фактор был известен давно. Но сами по себе фундаментальные научные знания не привлекают столь широкого внимания общественности: это стало возможным только в период повсеместного развития интернета в сочетании с интересной темой для обсуждения. Нейробиолог из Университета штата Вашингтон Джей Неиц в интервью Wired.com рассказал, что индивидуальные различия в цветовом восприятии он изучал на протяжении 30 лет. По его словам, нынешний пример – наиболее показательный за все годы его исследований. К слову, сам Неиц видит платье белым и золотым.

Фото, которое разделило пользователей Сети на два непримиримых лагеря, было опубликовано 25 февраля. Девушка просила своих подписчиков сказать, каким они видят платье, и внезапно оказалось, что разные люди воспринимают его по-разному. Это кажется невозможным: как можно перепутать черный и золотой цвета?

То самое платье


Спорящие подозревали друг друга в обмане, ругались и даже разводились . Через несколько дней платьем заинтересовались журналисты, которые спросили ученых, в чем же дело. По мнению исследователей, фотография из-за своего низкого качества оказалась идеальной моделью, наглядно показывающей, как мозг обрабатывает информацию, которая поступает от глаз. Мы автоматически "вычитаем" из изображения цвет фонового освещения для того, чтобы определить, как окрашены предметы на самом деле. Точно так же фотографы перед съемкой настраивают баланс белого.

На пересвеченном снимке с невнятным фоном неясно, как освещена комната, в которой висит платье. То ли помещение заполнено ярким красноватым светом от ламп накаливания, то ли в комнате полумрак, и мерцают холодные галогеновые светильники. Те, кто склоняются (не осознанно!) к первому варианту, видят платье бело-золотым, сторонники второй версии уверены, что оно черно-синее (если проверить цвета в графическом редакторе, окажется , что оно бежево-голубое).

Способность по-разному воспринимать изображение в зависимости от окружающего фона — ценнейшее эволюционное приобретение. Благодаря этому таланту наши предки могли принимать верные решения в условиях, когда информации явно не хватало (например, они замечали подозрительно светлое для затемненной пещеры пятно и решали, что это тигр). Мозг адаптирует восприятие всегда — этот процесс нельзя поставить на паузу — и именно поэтому возможны удивительные оптические иллюзии. Робот даже с очень совершенным восприятием цветов никогда не увидит то, что видим мы. , возможно, подарит им такую возможность, более того, способность обманываться оптическими иллюзиями может стать одним из критериев, чтобы понять, действительно ли машина разумна или она действует пусть по очень сложному, но изначально заданному алгоритму.

Проверить, что вы не робот, можно прямо сейчас, при помощи дюжины замечательных иллюзий, которые собрал "Чердак".

Разноцветные собаки

Эта иллюзия по-своему сильнее, чем иллюзия с платьем


Левая собака кажется желтой, а правая — синей. В действительности они одинаковы, но мозг адаптирует изображения, "убирая" из них основной цвет фона.

"Двухцветный" кубик

Закройте место стыка двух граней и фон листом бумаги, и окажется, что они одинаковые


Кажется, что грань А намного темнее грани В, но в действительности их цвет не отличается. Увидеть настоящую окраску мозгу мешают нарисованные области тени и яркой белой засветки: мы "по умолчанию" считаем, что освещенная грань должна быть светлее.

Шахматы

Пожалуй, самая удивительная из черно-белых иллюзий


Сверху белые фигуры, снизу черные, так? Любой графический редактор подскажет вам, что они одинаковы.

Прямоугольники

Очень просто и наглядно


Серые прямоугольники не отличаются по цвету, но мозг не может абстрагироваться от фона и воспринимает фигуры на черном фоне как более темные, а на белом — как более светлые.

Искусственная яркость

Как сделать изображение ярче, не увеличивая яркость


При взгляде на вертикальные полосы хочется прикрыть глаза. Более того, когда вы смотрите на них, зрачки сужаются. То есть физиологическая реакция, защищающая глаза от излишнего света, возникает в ответ на мнимое увеличение яркости, которое мозг придумал сам!

Движение

Оно же шевелится, правда?


"Объемные" "складки" на двумерной картинке плавно движутся благодаря двум особенностям нашего восприятия. Первая относительно проста: глаз (точнее, мозг) автоматически выделяет контрастные круги так, что они кажутся слегка выступающими из плоскости экрана. Волны появляются из-за того, что, когда мы рассматриваем любое изображение, наши глаза совершают микродвижения во всех направлениях. В каждый момент времени мы сфокусированы на относительно небольшом фрагменте, но благодаря микродвижениям глаза как бы "ощупывают" детали вокруг точки фокуса, помогая воспринимать картинку целиком. Фиолетовые круги на иллюстрации обрамлены белой и черной дугами, которые мы неосознанно воспринимаем как более и менее освещенные участки, то есть мозг делает плоское изображение трехмерным. Черные и белые каемки расположены так, что, "бегая" от круга к кругу, наши глаза "вытягивают" из картинки объемные складки. Если сосредоточиться на одном месте изображения, "волнение" прекратится.

Исчезающее пятно

Самый экономичный отбеливатель


Слегка отодвиньтесь от монитора, и вы увидите на свитере большое пятно. Наклонитесь к экрану или просто внимательно посмотрите на него, и пятно пропадет. Удивительный эффект открыл в далеком 1804 году швейцарский врач Игнац Трокслер: он выяснил, что, если сфокусироваться на каком-то участке изображения, через несколько секунд окружающие неподвижные детали пропадут. Для неярких и размытых деталей эффект проявляется сильнее. Точно так же человек забывает про кольцо на пальце и не замечает его, даже если изначально оно казалось слегка узким. Иллюстрация к этому разделу взята из рекламного плаката компании-производителя отбеливателей, которая на редкость удачно использовала эффект Трокслера.

Иллюзорные точки

Сосчитайте, сколько на картинке черных точек?


Это очень известная иллюзия, при этом однозначного объяснения у нее нет. До недавнего времени специалисты были уверены, что черные точки в местах пересечения серых линий появляются из-за некоторых особенностей того, как работают клетки сетчатки. Но теперь многие ученые склоняются к идее, что в появлении несуществующих точек в первую очередь "виноват" наш мозг.

Тень на доске

Клетка А темнее клетки В, правда?


Еще одна классическая иллюзия, придуманная в 1995 году профессором Массачусетского технологического института Эдвардом Адельсоном. В это сложно поверить, но клетки А и В одинакового цвета. Адельсон объясняет иллюзию тем, что наш мозг интерпретирует изображение в соответствии с контекстом. В данном случае затененная область должна быть темнее. По мнению профессора, такой "самообман" мозга — показатель его силы, а не слабости. Для выживания куда важнее воспринимать объекты не абстрактно правильно, а именно в контексте ситуации.

Виртуальный цвет

Смотрите на цветные точки на лице Гагарина в течение минуты, а потом переведите взгляд на белое поле справа. Вы увидите цветное изображение космонавта


Остаточное изображение, которое появляется перед глазами, если долго смотреть на какой-то объект, особенно яркий, называется послеобраз. Оно возникает из-за переутомления фоторецепторов — светочувствительных клеток сетчатки. В обычной ситуации из-за микродвижений глаз, о которых говорилось выше, в каждый момент времени возбуждаются разные фоторецепторы. Когда вы, не отрываясь, глядите в одну точку, непрерывно работают одни и те же клетки. Отведя глаза от объекта, вы несколько секунд будете видеть его след из-за того, что уставшие клетки, которые адаптировались к восприятию конкретного изображения, не успевают перестроиться и передают в мозг неадекватный сигнал. Можно сказать, что утомленные фоторецепторы сохраняют "настройки", которые нужны для восприятия предыдущей картинки. Если исходное изображение было цветным, то в послеобразе проявятся дополнительные цвета — те, при смешении которых получается серый. Например, для красного дополнительным будет зеленый, для желтого — фиолетовый, а для синего — оранжевый.