Для всех и обо всем. Как фотографировать людей на улице Съемка людей в полный рост

Умение фотографировать людей говорит о профессионализме и зрелости фотографа. Все новички начинают с «неживых» объектов – природы, архитектуры, предметной фотосъёмки, макросъёмки. Готовность и желание снимать живых людей с их эмоциями, индивидуальными чертами и отличиями, в разной обстановке и разных условиях приходят со временем и опытом. Начинающих любителей-фотографов часто пугают сложности человеческих взаимоотношений и боязнь неудачи как результата. Но всем нам, без исключения, нравиться рассматривать выразительные фото людей, будь то улыбающийся младенец, усталый шахтёр или портрет старика с глубокими морщинами.

Учимся понимать людей

Счастлив тот фотограф, который разбирается в психологии и моделях поведения людей. Если вам хочется, чтобы люди (в том числе ваши родные) с готовностью позировали вам, будьте готовы ответить на самый важный и прямой вопрос, немой или произнесенный вслух: «А мне-то какой в этом прок?» В этом заключается фундаментальный «закон» человеческой психологии, которым люди руководствуются практически во всем. Когда вы ищете работу, вы прежде всего думаете: «Какая мне от нее польза?». Почти все мы следуем этому правилу, выстраивая отношения с людьми и принимая важнейшие решения своей жизни. Поэтому неудивительно, что мотивом многих фотографов служит интерес. Что движет фотографом: эгоизм или бескорыстие? Легко можно привести доводы в пользу обеих этих крайностей. Однако мне приходит в голову лишь один вид бескорыстной фотографии — рентгеновские снимки. К примеру, нет ничего альтруистичного в съемке умирающего больного СПИДом или истощенного голодом брошенного старика, который явно не жаждет получить свой портрет на память и повесить его в рамочке на стену.

Нравится нам это или нет, но в подобных ситуациях большинство из нас - если не все - стремятся действовать, бороться, достигать целей по одной простой причине. Лишь потому, что мы ощущаем: в этом для нас есть какая-то выгода. И как ни удивительно, когда люди, которых вы намереваетесь снимать, не чувствуют, что это в их интересах, они чаще всего отказываются фотографироваться. И разумеется, эта закономерность распространяется даже на самых близких и родных. Это не значит, что все люди питают тайные надежды на какой-то баснословный гонорар. Оплата за съёмку имеет смысл лишь в отношении профессиональных моделей. Как показывает опыт, люди с готовностью позируют в том случае, если ваш тон и намерения искренни и вы даете слово в знак благодарности бесплатно напечатать для них несколько фотографий размером 20×30 см (формат А4). Либо же обещаете послать им несколько кадров JPEG в высоком разрешении по электронной почте. Тогда они сумеют сами напечатать фотографии (и вам даже не придется тратить на это время) или разместить их в своих аккаунтах социальных сетей на зависть всем друзьям и знакомым. Многие имеют представление о том, сколько им пришлось бы заплатить профессиональному фотографу за то, что вы делаете для них бесплатно. А любой родитель подтвердит, скольких рожков мороженого и гамбургеров стоит готовность ребенка позировать для семейного альбома.

При условии, что вы по-настоящему увлечены фотографией, пусть даже ваш опыт очень ограничен, люди с большей готовностью пойдут вам навстречу, если услышат в вашем голосе воодушевление и энтузиазм, а не стеснение, сомнения и неуверенность. В этом заключается еще одна особенность человеческой природы: большинство из нас чувствуют себя спокойно, когда с ними говорят уверенно и решительно. Людей, которых вы снимаете, мотивируют не слова, а тон вашего голоса, и опять же от вас требуется искренность. Неважно, где и кого вы собираетесь фотографировать, вы должны в первую очередь стремиться делать фотографии, которые помогают раскрывать ваши творческие способности. Стремление победить в фотоконкурсе или добиться успеха в фотографической карьере это уже второстепенный вопрос по сравнению с истинным вознаграждением, которое приносит удачный кадр.

Фотографам, снимающим людей, нередко удается преодолевать жесткие психологические барьеры, свойственные многим. И когда бы это ни происходило, сразу же или по истечении нескольких часов съемки, вы почувствуете как вас обогащает этот совместный опыт, и испытаете благодарность за самую высокую из наград: сближение с людьми, будь то мои родные, друзья или незнакомцы.

Можно выделить несколько принципов для поведения фотографа. Во-первых, не подходить к тем, кто вам изначально неинтересен, и, разумеется, это очень субъективный критерий, поскольку то, что интересно вам, кому-то может показаться скучным. Во-вторых, постарайтесь несколько минут просто наблюдать за потенциальным героем кадра (иногда осторожно), что поможет вам определить, как именно его лучше сфотографировать. Именно за эти несколько минут вы подметите, что особенного в его манерах и выражении лица вам хотелось бы запечатлеть. Кроме того, предварительное наблюдение помогает наладить контакт с человеком, когда вы объясняете, почему вам интересно сфотографировать именно его или ее.

Как найти подход к людям

Доводилось ли вам когда-либо в поезде, самолете или в кафе в беседе с соседом вдруг обнаруживать, что у вас есть какие-то общие знакомые, сходные интересы профессионального или личного характера? Возможно, в таких ситуациях вы с некоторым удивлением замечали: «Как тесен мир!» Подобное может произойти даже в далеких странах и не один раз. Помимо таких встреч, пожалуй, нет лучшего способа знакомиться с новыми людьми, чем через знакомых. В профессиональной среде это именуется налаживанием контактов, и если вы всерьез занимаетесь портретной фотографией, такая практика должна быть для вас регулярной. Старая пословица «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» в особенности актуальна для фотографов. Вы удивитесь, сколько желающих сфотографироваться помогут вам найти ваш врач, преподаватель, бывшие коллеги, парикмахер, официантка, заправщик на бензоколонке или воспитательница ваших детей из детского сада. И опять же, стоит повторить, что искренность и тон вашего голоса существенно влияют на то, насколько полезными окажутся для вас эти ценные контакты.

Знакомы ли вы с теми, кого собираетесь фотографировать, или встречаетесь с ними впервые, обязательно говорите людям о своих истинных намерениях и планах. Честно делитесь своими замыслами. Важность этого сложно переоценить. Не стоит уверять тракториста в том, что вы хотите сфотографировать его стоящим на обочине для статьи в журнал «Вокруг света», если это неправда. Не говорите девушке на пляже, что вы снимаете ее для статьи в журнале «Лиза» или «Vogue», если это ложь. Говорите правду! Объясните трактористу, что вы мечтаете когда-нибудь увидеть свои снимки на страницах известных изданий и что он может вам помочь достичь этой цели. Скажите девушке на пляже, что вы стремитесь стать фотокорреспондентом журнала «Vogue», но прежде чем осуществить свою мечту, вам нужно доказать, что вы умеете творчески снимать людей на отдыхе. Как правило, люди с готовностью идут навстречу, когда вы говорите, что они могут вам помочь, особенно если вы даете слово выслать им на e-mail несколько бесплатных отличных снимков в высоком разрешении в благодарность за их вклад. После фотосессии обязательно предложите продемонстрировать результат ваших совместных усилий. Ваша модель должна почувствовать свою значимость и участие в творческом процессе.

Если спросить у нескольких фотографов-новичков, почему они недостаточно много снимают людей, в частности незнакомых, чаще всего в ответ можно услышать: «Из страха получить отказ». Они полагают, что их просьбу отклонят, а отказ порой вызывает достаточно болезненные чувства. И честно говоря, страх получить отказ вполне оправдан. Люди, которых вы хотели бы сфотографировать, будь то ваши друзья или незнакомцы, всегда могут выразить недовольство словами или поведением. Даже самые профессиональные фотографы порой ощущают болезненный укол, когда человек, который мог бы стать прекрасным объектом съемки, отказывается фотографироваться. Жена или муж, дети, мама и друзья могут отказаться сниматься в самый неподходящий момент, когда место, свет, время были «идеальными» для вас, конечно же, но в тот момент неидеальными для них.

Причин, по которым люди отказываются фотографироваться, пожалуй, много. Но самых главных причин, я считаю, две. Во-первых, большинство людей отказывается позировать, просто полагая, что вы не сумеете сделать хороший снимок в данный момент времени, в конкретном месте, когда они так одеты и не могут «сначала привести себя в порядок». По иронии, именно эти причины отказа зачастую являются залогом хорошего кадра: момент (идеальный свет), место (окружение подчеркивает их индивидуальность и характер), одежда (которая подходит или резко контрастирует с окружением), их внешний вид (запачканное лицо, спутанные волосы, капельки пота на лбу, радость или сексуальность, которую они излучают в данный момент). Во-вторых, люди говорят «нет» еще и потому, что не верят в искренность ваших намерений. Повторюсь, важнейшую роль в завоевании доверия людей играет то, насколько вы искренни с ними. Это справедливо даже при съемке родных и близких. Доверие, как вера и поддержка, универсальная потребность. Скажите им, почему вам хочется сделать этот кадр. Ведь у вас есть какая-то причина, не так ли?

Фотографировать тайком тоже, как правило, не самый правильный подход. Вы не успеете как следует изучить человека, а получить разрешение на публикацию сделанных фотографий будет по меньшей мере затруднительно. Если вы намерены когда-нибудь использовать свои фотографии в коммерческих целях, без разрешения модели на публикацию они не будут стоить ни гроша! Некоторые фотографы уверяют, что «настоящими» люди получаются на фотографиях лишь в том случае, если вы снимаете их «исподтишка», но с таким мнением нельзя согласиться. Лучшие портреты у именитых фотографов получились такими искренними потому, что еще до съемки они обозначали свое присутствие и получали одобрение своим действиям. Настоящее наслаждение фотограф получает тогда, когда люди свободно ему позируют, а после все участники процесса сходятся на том, что на конечном изображении герой представлен верно. Когда вы снимаете на современную цифровую камеру, это можно оценить сразу же, вместе взглянув на дисплей фотоаппарата.

И наконец, необходимо подчеркнуть, как важно прислушиваться к тем, кого вы снимаете. Людям есть что сказать, и часто их слова для фотографа ценятся на вес золота. Возможно, вы все досконально продумали, но не удивляйтесь, если после того, как вы сумеете завоевать доверие людей, они поделятся с вами своими идеями о том, какими они видят себя. Один из самых важных вопросов, который вы зададите своим самым близким, другим родственникам и даже незнакомым, звучит так: «Если бы вы могли выбирать себе любой образ и окружение, кто бы предстал передо мной и где бы вы оказались?» Ручаюсь, многие ответы вас просто поразят.

Все мы наблюдаем за людьми. Не нужно фотографировать всех подряд, стоит выискивать интересные типажи. Осознанно или неосознанно, все мы выносим какие-то суждения о людях, за которыми наблюдаем. «Он похож на футболиста», думаете вы о бегущем по дорожке широкоплечем юноше с накачанными икрами. «А это какая-то алкоголичка», заключаете вы при виде босой дамы со спутанными сальными волосами и в грязных джинсах и куртке. Широкие обобщения и выводы, к которым вы приходите, зависят от разных факторов, не последнюю роль среди которых играет ваше воспитание, СМИ и рекламная индустрия.

Помимо этого, есть три важных критерия, которые определяют вашу реакцию на окружающих:
Первый критерий: внешний вид (полный человек или худой, обрюзгший или спортивный, голубоглазый или кареглазый, с естественной внешностью или под килограммами косметики, чисто выбритый или заросший, испещренный морщинами или юный, длинноволосый или коротко стриженый, блондин или рыжий и т. д.).
Второй критерий: одежда (модная, стильная, заношенная, спортивная, летняя, зимняя, строгая, пляжная и т. п.).
Третий критерий: окружение (работа, место отдыха, город, деревня, школа, церковь, горы, пустыня, пляж, бассейн, ваша родина или дальние страны).

Наблюдая за людьми (родными, близкими и незнакомыми), прислушивайтесь к своим чувствам. Подмечайте, что притягивает ваше внимание: ее походка, его озорная улыбка, ее длинные густые волосы, его голубые глаза, ее нелепая шляпка, его рваные джинсы, его морщинки, ее спортивный автомобиль, его гараж, ее цветочная лавка… Вам интересны запачканные лица и нечесаные волосы детей из неблагополучной семьи, или же вы сфокусируетесь исключительно на рваных кедах семилетнего мальчика, из которых торчат грязные пальцы? Как бы вы сфотографировали пожилого господина в местной закусочной с чашкой кофе, поднесенной ко рту и взглядом, направленным в камеру? Или же вы снимете крупным планом обветренные руки, которыми он держит чашку, контрастирующую с его ярко-красной фланелевой рубахой? Ваше отношение к собственным чувствам определяет, кого вы фотографируете и, в конечном счете, как. Вряд ли вы станете снимать тех, кто вас пугает или раздражает («Весьма неприятный тип, да к тому же такой большой»). Другое дело люди, пробуждающие в вас теплые приятные чувства («Он такой же смешной, как мой любимый дядюшка, к тому же он мне улыбнулся!»). Некоторых фотографов привлекают люди скромные («За этой скромной внешностью скрывается широкая натура»), а к тем, кто всем улыбается, они относятся с подозрением («Не верю я этой улыбке»). Необходимо осознавать, что притягивает ваш взгляд, для того, чтобы понимать и фотографировать людей. Каждый человек уникален, и именно наши различия делают процесс съемки людей таким разносторонним, сложным и благодарным занятием.

Люди и окружение

Ничто так не дополняет внешний вид человека и не отвлекает от него, как окружающая обстановка. Видя портрет молодого человека в джинсовой рубахе, который сидит на поваленном дереве у берега моря, мы можем предположить, что перед нами человек, погруженный в себя и любящий уединение; однако если нам показать фотографию того же человека в той же одежде, но на этот раз в тюремной камере, мы, вероятно, подумаем, что это закоренелый преступник или неплохой парень, который просто оступился. Крупный план улыбающейся шестилетней девочки скажет нам лишь о том, что она счастлива. Но если вы возьмете в кадр то, что ее окружает, станет понятно, что вызвало ее улыбку, мы увидим голубую ленту с медалью, а на заднем плане большой спортивный бассейн, где проходили соревнования по плаванию. Сложно переоценить важность правильного антуража при съемке. К примеру, способного семилетнего пианиста имеет смысл фотографировать за инструментом. Если ваш друг увлекается дайвингом (но вы не разделяете его страсть), включите в кадр пляж и пальмы. А если ваша мама или бабушка делает вкуснейший в мире яблочный пирог, тогда кухня (или яблоневый сад) будет самым идеальным фоном для ее портрета с пирогом в руках.

В целом, если окружение по задумке должно быть частью композиции, оно обязано обращать внимание на характер человека, его профессию или хобби или, по крайней мере, иметь к этому какое-то отношение.

Контрасты

Помимо окружения, которое выступает в качестве дополнения, можно фотографировать людей в среде, с которой они резко контрастируют. Этот прием используют некоторые профессиональные
фотографы, работающие с моделями. Они снимают красивых девушек в угольных шахтах, на свалках и даже в огромных банковских хранилищах. Это не соответствует норме, в соответствии с которой фотомодели, как правило, резвятся на пляже, обедают в кафе под открытым небом в Париже или покупают цветы на уличном рынке. Цель этого приема- удивить зрителя. Контрастное окружение приковывает внимание к одежде. У зрителя мгновенно возникает вопрос: «Что это она в таком прекрасном платье делает на руднике?»

Представьте себе контрастную картину: голый человек поднимается по лестнице Большого театра. Известный бизнесмен сидит в старом потертом кресле в сгоревшем здании. Человек в лыжном костюме идет по залитому солнцем пляжу. Дайте волю воображению, придумайте как можно больше необычных мест съемки, и вскоре у вас наберется целый список идей, на реализацию которых потребуются месяцы и даже годы.

Человек и одежда

Когда вы заходите в больницу и встречаете человека в белом, у вас не возникает сомнений в том, что перед вами медработник. Однако если бы тот же человек был одет в застиранные джинсы и серый свитер, вы бы усомнились в его компетенции врача. Для многих одежда является очень важным показателем того, богат человек или беден, прогрессивен или консервативен, серьезный он или ветреный, покорный или влиятельный. Проще говоря, одежда (или ее отсутствие) может определять и переопределять характер и личность. Много ли найдется полицейских, которые без формы выглядят столь же авторитетно? Признаете ли вы православного священника в человеке, который только что переоделся в брюки и свитер? Любой адвокат подтвердит, что у нас порой не только встречают, но и провожают по одежке: бывает так, что подсудимые, в жизни неряшливые, грязные, в лохмотьях, прибывают в суд постриженные, в костюме и галстуке и получают оправдательный приговор.

Для большинства людей одежда - главный инструмент идентификации, именно она помогает ответить, пусть и предположительно, на вопрос «Кто это?»

Портрет пожарного в форме, шамана с острова Ольхон в национальных одеждах или шахтера в каске с фонарем практически не оставляет сомнений в том, чем эти люди занимаются. Во многих случаях одежда позволяет определить национальность человека, культуру, к которой он принадлежит. К примеру, видя парня в расшитых кожаных коротких брюках на улице Москвы, многие думают- «Наверное, он из Германии или Швейцарии». А наголо бритый 35-летний мужчина в сандалиях и оранжевой тоге сразу же причисляется к буддийским монахам.

Разумеется, больше выделяются люди «необычные», оказавшиеся вне своей привычной среды, но вместе с этим они напоминают нам о том, что наш мир очень многолик. Наконец, часто бывает так, что мы месяцами трудимся бок о бок с людьми и не обращаем на них особого внимания до первого корпоративного праздника. Когда вы заново открываете для себя тех, с кем общались изо дня в день в рабочей обстановке, то обнаруживаете, что строгие деловые отношения, принятые в мире белых воротничков и строгих костюмов, становятся более открытыми и человечными, когда вы облачаетесь в менее формальную одежду, которая больше соответствует вашему характеру. Помните об этом, фотографируя людей, поскольку одежда может и дополнять образ, и отвлекать оттого, что вы хотите рассказать о человеке.

На первый взгляд

Как много информации вы можете извлечь из следующей ситуации: два человека, которые находятся на некотором расстоянии от вас, смотрят друг на друга, и их лица вам не видны? Судя по едва уловимым, а иногда и довольно энергичным движениям рук и головы каждого из них, они о чем-то беседуют. Но о чем? О чем-то веселом? Вдохновляющем? Радостном? Мрачном? Печальном? Романтическом? Грустном? Любые попытки ответить на этот вопрос будут опираться на догадки. Поскольку вы находитесь на некотором отдалении и не слышите разговора, не видя лиц, вам сложно догадаться, о чем идет речь. Однако если бы вы могли разглядеть лица обоих участников диалога, то быстро заметили бы, что разговор то становится легким, то слегка омрачается.

Опытным пейзажным фотографам известно: если свет или погода не совсем подходят, нужно дождаться более удачного момента. Иногда достаточно потерпеть всего лишь несколько минут, но порой приходится ждать часами и даже днями. В сущности, пейзажным фотографам приходится ждать, когда ландшафт примет правильное «выражение», передающее настроение и эмоции, которые вам хочется запечатлеть. Как и природа (в которой постоянно меняются освещенность и погодные условия), выражение лица человека бесконечно трансформируется. Во время беседы двух людей на их лицах могут отражаться самые разные эмоции гнев, печаль, разочарование, досада, сомнения, безразличие, радость.

Однако в отличие от съемок людей в каком-либо окружении создание портретов крупным планом многих фотографов (и их моделей) стесняет. В ходе такого «тесного сближения» мы нарушаем границы личного пространства. Однако некоторые на этой стезе преуспевают, и уж они-то точно знают цену хорошей беседе. Конечно, пробудить эмоции человека, которого вы фотографируете, задача не из легких. Неожиданные вопросы, проницательные догадки, смешные истории и простые искренние комплименты все это помогает оживить портрет.

Лицо как холст

Если глаза зеркало души, тогда лицо это стены, которые окружают это зеркало. Многое в лице раскрывает характер человека. На лице отражаются былые поражения и победы, умение сострадать и склонность гневаться. А морщины на лбу? Они могут свидетельствовать о мудрости или предрасположенности к депрессиям. Кроме того, на лице не только отпечатываются всевозможные чувства, но и присутствуют рукотворные знаки и символы. В западной культуре женщины и мужчины по-разному украшают себя, начиная от загара и заканчивая румянами, помадой, тушью, пирсингом, усами и бородой. В Индии женщины ставят на лбу разного цвета точки, которые символизируют их социальный статус (незамужняя, замужняя, вдова).

В Новой Гвинее аборигены вставляют отнюдь не маленькие диски в нижнюю губу, а в некоторых африканских племенах над мальчиками, достигшими двенадцатилетнего возраста, проводят обряд нанесения шрамов с помощью раскаленного прута как символ того, что они достигли зрелости. По лицу, украшенному простой улыбкой, косметикой, растительностью или шрамами, многое можно сказать о человеке, а также о культуре и традициях общества, к которому он принадлежит.

Как выбрать нужного человека

Главное преимущество работы на пленэре по сравнению со студией заключается в том, что, условно говоря, на улице у фотографа есть возможность снимать людей в самом разном окружении и в любых уголках планеты. Вы вольны выбирать не только место съемки, но и людей, которых фотографируете, а значит, имеете гораздо более широкие возможности для творчества.

А в студии можно менять только фон. Однако, вероятно, еще важнее то, что «на улице» фотограф работает с людьми в привычной для них обстановке, где им, разумеется, проще расслабиться, чем в студии, по крайней мере, если вы снимаете их впервые. Но вся эта свобода еще не гарантия успеха. Некоторые из героев самых удачных и известных фотографий с трудом соглашались позировать. Однако они прекрасно подходили на ту роль, которую придумал для них фотограф, поэтому оставалось лишь убедить их немного потерпеть. За исключением тех, кто спасается бегством или находится под охраной, большинство людей, в конечном счете, соглашаются сниматься если вы не жалеете времени. Фотографируя как можно больше людей, вы рано или поздно научитесь выбирать нужные модели. Одно из главнейших требований к портретам убедительность и правдоподобность. Снимаете вы для удовольствия или стремитесь стать профессионалом, ваша задача каждый раз получать веское доказательство того, что вы сфотографировали не просто человека, а доктора, домохозяйку, адвоката, деревенского рыбака, главу нефтяной корпорации, официантку из ближайшего кафе.

Ещё одна задача фотографа — подкрепить идеализированные представления большинства обывателей, например о том, что во Франции всеми булочными заправляют французы, а не выходцы из Китая осваивают производство багета. Разумеется, для этого все булочники должны были выглядеть очень «по-французски». Станете ли вы снимать человека, обладающего немалым лишним весом, в роли профессионального футболиста? Или оборванца в роли отличника? Молодую девушку в строгом деловом костюме в роли владелицы студии тату? Конечно нет, и вовсе не из-за каких-то ваших предрассудков. Просто вам хочется, чтобы герои ваших фотографий выглядели убедительно.

Фотографируя и фотографируя людей, вы рано или поздно научитесь выбирать нужные модели.

Как преодолеть барьер застенчивости

Барьер застенчивости одна из самых сложных проблем из тех, с которыми сталкивается фотограф. Застенчивость свойственна не только моделям, но и некоторым фотографам. Если вы справились с внутренним препятствием, набрались смелости попросить кого-то попозировать вам, как поведать о своих намерениях прямо, четко и уверенно? Поговорив с людьми пару минут, надо задать провокационный вопрос: «Как бы вы себя описали, каким вы видите себя?» Разумеется, на этот вопрос нельзя ответить односложно. Он приглашает к диалогу, в чем и заинтересован профессиональный фотограф, и будете заинтересованы вы. В какой-то момент надо задать еще один вопрос: «Если бы вы могли сейчас выбрать себе образ, одежду, ситуацию, что бы я увидел?» Цель этого вопроса вовлечь человека в процесс принятия решений, пробудить в нем желание фотографироваться. Современная цифровая камера позволяет сразу же увидеть отснятый материал. Вам будет очень просто заставить человека почувствовать себя непринужденно, поскольку он сам может убедиться в том, как здорово будет смотреться!

И последнее замечание по поводу стеснительности: некоторые полагают, что фотографировать людей следует в одиночку, без помощи ассистента. Но это далеко не так. Ассистент может завязать с человеком разговор, вовремя заметить не застёгнутую пуговицу, открытую молнию, выбившийся локон, укроп на зубах и прочие досадные мелочи. Ассистент позволяет фотографу сконцентрироваться на одной-единственной задаче: на создании убедительного образа. Работать без ассистента можно, но если у вас есть выбор, то всегда предпочитайте иметь помощника. Если вы не занимаетесь фотосъемкой профессионально, это не значит, что вы должны отказываться от свободы, которую дает присутствие того, кто может беседовать с моделью (а также «заботиться» о ней) вместо вас.

Если в числе ваших друзей есть тот, кто с удовольствием общается с людьми и любит расширять круг своих знакомств, значит, у вас есть не только прекрасный ассистент, но и великолепный «массовик-затейник». Привлеките его к своей работе, и совсем скоро у вас станет намного больше интересных фотографий людей знакомых, незнакомых, друзей или родных.

Для работы со стеснительными людьми есть два правила. Правило первое: если вы сфотографировали человека без его ведома(в том числе стеснительного), старайтесь найти способ с ним связаться и передать ему снимки. Правило второе: если ваше внимание привлекает человек действительно стеснительный, не жалейте времени на попытки преодолеть эту скромность, а затем фотографируйте в дали от посторонних глаз. Если же человек ни при каких обстоятельствах не желает фотографироваться, вы должны уважать его мнение и больше не настаивать.

Прелесть недостатков

Если вам когда-либо удавалось устанавливать доверительные отношения с моделью (будь то ваш родственник, знакомый или незнакомый человек), для вас не секрет, что у людей в большинстве своем есть какие-то сокровенные порою удивительные пунктики. На каком-то этапе разговора вы можете узнать о каких-то физических «изъянах», которых человек стесняется и потому не желает фотографироваться. Часто оказывается, что именно эта деталь и привлекла к нему или к ней ваше внимание. Как с этим можно справиться? В некоторых ситуациях никак, но чаще имеет смысл сказать человеку о положительных сторонах этих «изъянов», какими бы они ни были. К примеру, если человек стесняется морщин, считая, что они лишь напоминают об ушедшей молодости и былой жизненной силе, вы можете объяснить ему, что вас в его лице привлекла глубокая мудрость, история целой жизни, которая читается в нем.

На нем запечатлелись победы и поражения, радости и печали, встречи и расставания. Это прекрасное лицо, которое излучает спокойствие. Вы понимаете, что рядом с вами человек гораздо более мудрый, чем вы сами.

Фотографирование людей как правило не самое простое направление для начинающего фотографа. Всем нравится рассматривать хорошие портретные фотографии, будь то семья, друзья или просто интересное лицо. И, как у фотографов, у нас есть возможность делать очень интересные фотографии, но из-за неопытности мы часто злимся, когда наши ожидания не оправдываются. Учитывая вышесказанное, вот несколько технических советов, которые помогут вам улучшить качество вашей портретной фотографии и использовать нужные настройки камеры для этого. И наконец перестать бояться фотографировать людей.

Фокусировка

Sony a99, 135mm, f/1.8, 1/250s, ISO 200

У нас есть пять (или около того) чувств, но то, которое мы используем больше всего, – это наше зрение. Это означает, что глаза на фотографии должны быть резкими, независимо от того, сколько людей на ней. Вот несколько советов, чтобы глаза получились в резкости.

Старайтесь использовать фокусировку по одной точке. Автоматические режимы не всегда попадают точно в цель, даже если камера настроена фокусироваться на глаза. Используйте одну точку и наведите фокус на ближайший глаз. Заблокируйте фокус и немного перекомпонуйте кадр, если необходимо, чтобы получить нужную композицию перед съемкой.

После нескольких снимков проверьте резкость. Обязательно увеличьте фотографию на экранчике, чтобы более детально рассмотреть глаза. Снимайте снова, если не попали в резкость. Если же в процессе всеравно не получается добиться идеального результата, то скорее всего дело в настройках вашей камеры. Поэтому вот некоторые из этих настроек, которые могут влиять на промахи в фокусировке.

Выдержка в портретной фотографии


Canon 6D, 135ммм, f/2.0s, 1/1600s, ISO 50

Есть много правил по вычислению максимальной длинной выдержки для определенных объективов, но не всегда им нужно следовать, особенно если вы фотографируете живого человека, который естественно будет двигаться.

Использование 50-миллиметрового объектива не является веской причиной для того, чтобы выставлять выдержку 1/60 секунды. Если фотографируете не статичный предмет, лучше выбрать выдержку 1/320 в данном случае. Она не сильно заморозит движение в кадре и не будет никого смаза. Как ни странно, многие фотографы заметили, что на данной выдержке фотографии получаются будто с продолжением движения, более живые. Конечно, если в кадре маленький ребенок, тут нужна будет выдержка еще короче. Ведь дети – это вечные двигатели.

Не полагайтесь на технические характеристики камеры, такие как стабилизация оптического изображения. Стабилизация может компенсировать небольшое дрожание рук, но не решит проблему с быстрым движением в кадре. Поэтому пусть она будет включена, но чтобы не придумали производители техники дальше, руководит съемкой всегда фотограф.


Sony a99, 135.0mm, f/1.8, 1/1000s, ISO 200

Чтобы снять довольно интересный портрет на улице, лучше максимально открыть диафрагму , чтобы получить размытый фон. В студии фон в основном однородный для портретов, а вот на улице в кадр может попасть множество отвлекающих предметов (прохожие, торчащие ветки деревьев и т.д.). Для наглядности, обязательно попропробуйте снять портрет с открытой диафрагмой (например f 1.8 ) и с закрытой (f 5.6 ), тогда вы точно увидите разницу. Портрет с размытым фоном будет более приятен глазу и все внимание будет приковано только к объекту съемки. Но и тут могут быть исключения, если к примеру фон соответствует задумке фото, можно и немного прикрыть диаврагму (например до f 2.8 ). Всё зависит от того, что вы хотите рассказать этой фотографией.

Также очень важен свет, например снимая при полуденном солнце, скорее всего получатся резкие переходы в тенях и светах, поэтому в данном случае, советую найти тенёк или же снимать на закате, когда свет будет гораздо мягче и приятнее.

Выбор правильного фокусного расстояния


Nikon D7000, 240мм, f/5,3, 1/320s, ISO 400

Для крупных портретов идеально подходят объективы с фокусным расстоянием более 85мм. Объектив 50мм подойдёт только на кропнутой камере (там он как раз покажет себя ка 85мм).

Всё дело в искажении перспективы, и чем шире объектив, тем больше у нас будут заметны искажения пропорций лица. Но есть исключения конечно, есть фотографы, которые очень умело снимают на 50mm крупные портреты, но они они понимают, что не всем людям это подойдёт.

Для начала всё же лучше взять объектив с расстоянием 85mm, при съемке на него, мы почти не увидим никаких искажений пропорций.

Настройки камеры для групповых портретов


Canon EOS 6D, 85mm, f/2.2, 1/250s, ISO 400

Фотографировать группу людей само по себе непросто, нужно следить за всеми, и чтобы в фокус попали и чтобы в камеру смотрели (если нужно).

Сейчас нас интересует только техническая часть, то есть как снять группу людей так, чтобы все они были в фокусе.

Самое простое, что вы можете сделать, если съемка постановочная, поставить людей в ряд, на одном расстоянии от вас. Если группа большая, кто-то может встать за чьей-то спиной, но при этом, лицо его должно обязательно быть в одном ряду с другими. Чтобы они были все в одной зоне резкости.

А насколько эта зона резкости будет большой, зависит опять же от фокусного расстояния объектива и расстояния от вас до группы людей.

Дальше уже подберите нужную диафрагму, в зависимости от объектива, на который снимаете, кстати тут и 50мм может пригодиться. Для этого сфокусируйтесь на ближайшего к вам человека в группе, сделайте кадр и посмотрите насколько получились остальные в резкости. Диафрагма тут может быть от f 2.8 до f 5.6 . Также не забывайте про ISO, если сильно закрываете диафрагму, то скорее всего ISO нужно будет увеличивать.

И как только подберете все нужные настройки камеры и сделаете несколько пробных кадров, можно уже начинать работать с людьми – веселить их, привлекать внимание самых маленьких, или просто ловить моменты их взаимодействия друг с другом.

Почему, глядя на фотографии одного автора, люди улыбаются, а просматривая работы другого, те же самые мужчины и женщины все увереннее твердят о своей нефотогеничности? Вопрос, как правильно фотографировать людей – один из важнейших для любого фотографа, особенно для начинающего. Так как же это делать? Поделимся с вами несколькими советами, которые, конечно, не сделают из вас профессионала, но помогут двигаться в верном направлении.

Как фотографировать людей: о чем должен знать каждый.

Очень важно понимать, что делая фотопортрет человека, вы берете на себя ответственность. Вы должны сделать не только грамотный с технической точки зрения снимок, но и фото, которое понравится вашей модели. Умение отразить внутренний мир человека, то есть фотографировать красиво, встречается гораздо реже, чем способность выдержать баланс белого.

Ни в коем случае не забывайте, что люди с разными типами лиц должны фотографироваться в разных ракурсах, то есть, чтобы научиться красиво фотографировать людей, важно с первого взгляда определять, что в действительности портит фото (не путать с тем, что, по мнению самого человека, портит его фото). Кроме того, помните, чтобы сделать живой снимок, лучше фотографировать человека, когда он чем-то занят.

Утро вечера мудренее или когда лучше фотографировать.

На самом деле, и утро, и вечер одинаково хороши для фотографирования на открытом воздухе.

Как фотографировать на улице? Прежде всего, избегайте прямых солнечных лучей – они заставят ваших моделей щурится. Для съемок в середине дня подойдет освещение «сквозь небольшие облака», если же таких нет, то смело ведите своих моделей в тень. Прекрасно подойдет раскидистое дерево или здание. Говоря о том, как фотографировать людей на природе, важно упомянуть о леопардовом эффекте, которым опасна съемка среди деревьев. Пятна света могут быть едва заметны в жизни, но ярко проявятся на фото. Постарайтесь выбрать ракурс, при котором на лице не будет досадных солнечных бликов.

Темнота-друг или фотографируем людей ночью.

Бытует мнение, что съемка в темное время суток невозможна без вспышки, которая, в свою очередь, убивает большую часть ночного обаяния. На самом деле, ночью более чем достаточно освещения – это фонари, окна, витрины. При слабом освещении очень важно избежать непроизвольных движений камеры во время съемки. Для этого вам пригодится штатив и таймер. Выбор скорости затвора объектива при этом будет зависеть от того какой объект вы будете снимать: в движении или статичный.

Многие новички, раздобыв камеру, представляют, что в скором будущем станут профессиональным фотографом. В то же время есть люди, которые действительно желают освоить искусство фотографии. Они осознают, что сделать это нелегко, и активно интересуются, как научиться профессионально фотографировать людей и животных.

Некоторым фотографам-любителям удается попасть в профессиональную лигу. Для этого приходится следовать канонам, соблюдаемым даже известными в мире фотографами. Некоторые фотографы не разбираются в терминологии и тонкостях фотоискусства, но это не мешает им добиваться огромного успеха. У таких людей феноменальный талант.

Если стремитесь научиться делать высококачественные фотографии, мои советы помогут. В статье я поделюсь секретами фотоискусства.

  • Определитесь, что желаете получить, как научитесь профессионально фотографировать. Одни стремятся к признанию мастерства, других больше интересует заработок денег.
  • Если желаете заниматься фотографией всегда носите при себе инструмент – качественную и надежную фотокамеру. Первым делом изучите инструкцию устройства и освойте способы съемки.
  • Фотография – обычная картина. Известные люди, занимающиеся живописью, начинали творческую деятельность с копирования натюрмортов, пейзажей и портретов. Поэтому на первых порах переснимайте популярные работы.
  • Фотографией занимайтесь постоянно. Если камера всегда при вас, сделаете фотоснимки на каждом шагу. Хорошая практика принесет запас опыта. Неполучившиеся сюжеты не должны расстраивать. После детального анализа ошибок, стремитесь к улучшению результата.
  • Постоянно совершенствуйте навыки, участвуйте в фотоконкурсах, стремитесь к высоким наградам и почетным пьедесталам.

Вы получили первое представление, как научиться профессионально фотографировать. Хорошим фотографом станет тот человек, для которого фотоискусство – главное увлечение и цель жизни.

Учимся профессионально фотографировать зеркалкой

Приобрести зеркальный фотоаппарат не составляет труда. Рынок предлагает профессиональное и полупрофессиональное оборудование для создания фотографий в широком ассортименте моделей и цен.

Человек, ставший владельцем зеркалки, имеет все шансы стать мастером фотографии. Для этого следует узнать, как научиться профессионально фотографировать зеркалкой, изучить возможности устройства и научиться ими пользоваться.

Взобраться на вершину славы под силу тем, кто умеет связывать теоретические знания с практическими занятиями.

  1. ISO . Правильно выставляйте светочувствительность камеры – ИСО. Качество фотографии зависит от уровня освещенности объектов, которые снимаются. Если снимаете в темном помещении или в вечернее время, показатель выставляйте на 800. Для пасмурной погоды достаточно четырехсот единиц, а в условиях хорошего освещения и двухсот иногда много. При использовании фотовспышки показатель ИСО снизьте до минимальной отметки.
  2. Баланс белого . Еще один немаловажный параметр, благодаря которому фотоаппарат правильно воспринимает и отображает цвета. Под воздействием разного освещения естественные краски меняют оттенок. Свет лампы накалывания придает цвету предмета желтоватый оттенок. Уменьшить влияние освещения несложно – с помощью настроек сделайте краски более естественными. Потренируйтесь снимать в условиях различного освещения и настраивать этот параметр.
  3. Диафрагма . Небольшое отверстие в объективе, закрывая или открывая которое контролируется поток света. Для достижения цели используйте возможности элемента в зависимости от условий. С помощью диафрагмы регулируется резкость изображения. С закрытой диафрагмой получаются четкие фотоснимки, одинаково резкие по всей поверхности. При открытой диафрагме фокус остановится на определенном месте.
  4. Выдержка . Влияет на изображение. Параметр определяет четкость фотографии, статику или динамику. Если объект быстро перемещается, например, бежит собака , выдержка устанавливается максимально короткой, чтобы заморозить кадр. При слабом освещении выдержка не позволяет сделать качественный снимок движущегося объекта.
  5. Длинная выдержка . Детали фото получаются проработанными только при условии использования длинной выдержки. Так снимать лучше при помощи штатива, поскольку фотоаппарат в процессе выдержки улавливает даже незначительные движения. Съемка движущихся объектов на длинной выдержке делает снимки интересными. К примеру, результат съемки воды с короткой выдержкой – хорошо прорисованные брызги, а длинная выдержка сделает природную стихию плавной и шелковой.
  6. Инструкция к камере . Перед практикой обязательно ознакомьтесь с инструкцией зеркальной камеры. У каждой модели есть определенные особенности и хитрости в настройке.

Видео обучение

Вы только что узнали, как научиться профессионально фотографировать зеркалкой. На первых делать фотографии, активировав автоматический режим. В итоге не придется настраивать диафрагму и регулировать светочувствительность.

Секреты профессиональных фото на телефон

Многие придерживаются мнения, что сделать качественный фотоснимок можно только с помощью хорошей камеры. Качество фотоаппарата не всегда играет решающую роль. Возьмем, к примеру, какого-нибудь великого фотографа. Он сделает отличное фото любой камерой, ведь секрет фотографии не в технике, а в тонкостях настройки и использования.

Все мобильные телефоны комплектуются встроенной камерой, которую многие пользователи активно используют. Поэтому я расскажу, как научиться профессионально фотографировать на телефон.

По словам мастеров фотографии, в последнее время они все чаще используют камеру мобильного телефона, которая позволяет делать прекрасные снимки. Вы тоже добьетесь такого результата, если придерживаться нескольких правил.

  • Высокая мобильность . Главное преимущество фотографирования на телефон. Фотограф может тратить время на наблюдение и выбор интересных ракурсов. Поскольку в телефоне немного настроек, придется научиться чувствовать объекты.
  • Масштабирование . Во всех телефонах присутствует функция масштабирования, и многие пользователи ее используют. Качественные фотографии получаются очень редко из-за цифрового зума. Если хотите получить качественное фото, вместо функции используйте ноги. Они помогут максимально приблизиться к объекту.
  • Датчики света . Датчики света, которыми комплектуются телефоны, с каждым годом становятся все лучше, но с зеркальной камерой не сравнятся. Недостаток компенсируется хорошим освещением природного или искусственного характера.
  • Композиция . Современные мобильники помогают фотографам сеткой, но о правиле третей забывать не стоит. Тренируя навыки, научитесь чувствовать грани, нарушая которые сделаете красивые фотографии.
  • Дружба телефона и зеркальной камеры . Иногда человек отправляется на отдых или в путешествие, и с помощью мобильника находит для камеры прекрасный кадр. Телефон выручит и когда использовать обычную камеру нет возможности.
  • Уход за телефоном . Многие трепетно относятся к камерам, протирают линзы, контролируют заряд аккумуляторной батареи. Перечисленные правила подходят и для телефона с камерой. Собираясь на фото охоту, убедитесь, что батарея заряжена, а на защитном стекле камеры отсутствуют отпечатки.

Видео советы

Прогресс на месте не стоит, но телефон с камерой не в силах угнаться за зеркалкой. Однако, не сбрасывайте его со счетов. Буквально несколько лет назад популярны были цифровые мыльницы, но телефоны быстро выдавили их с рынка. Если снимаете для личного альбома или соцсети, хорошего телефона достаточно.

Как фотографировать людей правильно

Потрет – популярный жанр съемки. Фотографируют людей и профессионалы, и новички, которые не успели набраться опыта. Высокая популярность портрета объясняется легко: каждый желает, чтобы фотограф запечатлел его образ на бумаге.

Если состоявшемуся мастеру сделать такое фото просто, новичков интересует, как научиться профессионально фотографировать людей. Получив навыки, они смогут фотографировать годовщины свадьбы , дни рождения и праздничные мероприятия.

  • Уважение . Если осваиваете искусство создания красивых портретов, научитесь уважать людей. На первый взгляд, слова могут показаться пафосными, но согласитесь, фотограф не сделает хороший снимок, если пренебрежительно относится к своей модели. Пренебрежительное отношение к человеку не позволяет фотографу проникнуть в его душу. В итоге фотографии получаются бесчувственными. Модель, чувствуя такое отношение, будет вести себя скованно и никогда не доверится специалисту.
  • Наблюдение . Перед снимком хорошенько понаблюдайте за человеком. Так изучите его характерные жесты и выражения лица. Наблюдение поможет определить реакцию модели на разные события. На основе полученной информации, сможете буквально несколькими словами добиться нужной эмоции.
  • Композиция снимка . Перед нажатием кнопки спуска затвора убедитесь, что в поле зрения объектива не попадают лишние элементы. Для хорошего портрета предостаточно одной вещицы в кадре. Если модель держит в руках трубку, необязательно совать ей бокал вина.
  • Эксперименты . Искусство фотографии приветствует смелые эксперименты, предусматривающие смену ракурса. Бывают случаи, когда стандартное положение камеры не подходит. Например, если у человека небольшие глаза, фотокамеру держите чуточку выше. Так подчеркнете красоту .
  • Ракурс . Если у позирующего человека есть определенные недостатки, хороший фотограф сделает все, чтобы их скрыть. Только в этом случае готовая работа принесет заказчику истинную радость. В противном случае наградите только разочарованием. К примеру, полного человека не снимайте в профиль, иначе сделаете акцент на двойном подбородке. Появляющуюся лысину замаскируете посредством темного фона, который сделает голову визуально более темной.

Видео советы

Как фотографировать животных

Каждому человеку, которому приходилось фотографировать животных, известно, что сделать это крайне проблематично. Получающиеся снимки не всегда отображают забавность и красоту момента.

Во время дальнейшего разговора узнаете, как научиться профессионально фотографировать животных. На освоение искусства цифровой фотографии может потребоваться много времени. Но в дальнейшем сделаете превосходные снимки и смастерите замечательные коллажи .

Освоить крупные планы и настройку светочувствительности несложно. Этого достаточно, чтобы делать снимки неподвижных и спящих зверушек. В случае с движущимися животными сделать хороший кадр сложно.

  1. Размещение . Если хотите сделать снимок животного, постарайтесь, чтобы на фотографии немного оно оказалось ниже вашего взгляда. В противном случае попадете в курьезную ситуацию. К примеру, съемка снизу сделает животное зрительно огромным. Профессиональные фотографы часто делают снимки глаза в глаза, что обеспечивает работу особым эффектом.
  2. Глаза . Глаза животного ничем не уступают человеческим в плане красоты. Они должны обязательно присутствовать в кадре. Во время съемки сосредоточьтесь на глазках, чтобы поймать момент, когда щенок или котенок посмотрит на вас.
  3. Заполненность кадра . Самой удачной считается съемка, когда на долю животных приходится 75% кадра. В кадре не должно быть излишних элементов. Если собираетесь сфотографировать собаку, в кадре должно присутствовать не более двух дополнительных деталей – подушка, одеяло или угол дивана. Дополнительный предмет в кадре обязателен. Он указывает на действительные размеры животного, в результате снимок получится гармоничным.
  4. Фон . Особое внимание уделите и фону. Выбирайте фон нейтральный, без бросающихся в глаза цветов и резких очертаний.
  5. Вспышка . Не используйте вспышку, поскольку животные сильно боятся звуков и ярких вспышек. Все зверушки наделены молниеносной реакцией, испугавшись вспышки, они резко дернутся, что испортит кадр. При естественном освещении животные выглядят привычно и эффектно.
  6. Черты характера . Во время съемки животного старайтесь зафиксировать черты его непревзойденного характера. К примеру, любимая кошечка бывает игривой и ласковой. С помощью игрушки, жеста или звука легко вызовете у животного нужные эмоции. Кадр получится просто замечательный.
  7. Животные в движении . Снимая движущееся животное, обязательно оставьте место на фото перед ним. В итоге у зрителя сложится ощущение идущего животного. Также поступите и когда зверушка куда-то смотрит. Отсутствие пространства перед животным принесет некомфортные ощущения.
  8. Освещения . Не предъявляются особые требования. Создавать потрет лучше в условиях однонаправленного яркого света, освещающего одну сторону животного. В результате свет вместе с тенью обеспечит отличный контраст и прекрасную детализацию.

Видео уроки

Вы узнали, как научиться профессионально фотографировать животных. Съемкой животных приветствуется стиль папарацци, когда перед фотографированием животное необходимо поймать врасплох. Так получите несколько красивых и неожиданных кадров.

Помните, животное, находясь в естественной среде, лучше демонстрирует свою природу. Делая такие снимки, сможете зарабатывать. Возможно, вам удастся построить карьеру фотографа, будучи штатным сотрудником какого-нибудь журнала о животных.

Как фотографировать объекты

Казалось, чтобы сделать фотографию, достаточно взять фотоаппарат, посмотреть в объектив и нажать кнопку. Такого мнения придерживаются новички, которые встают на путь познания фотоискусства.

Они затрудняются сказать, почему работы одних фотографов вызывают восторг, а других – улыбку и недоумение. Дело в применяемой технике фотографирования и в умении выбирать сюжет.

Продолжая тему разговора, рассмотрим, как научиться профессионально фотографировать объекты. Пособие не сделаете из вас профессионала, но делать хорошие фотографии для семейного альбома научитесь.

  • Постоянная практика . Если желаете достигнуть цели, постоянно практикуйтесь. Носите при себе любимую камеру. Нельзя предугадать, когда в очередной раз попадется найти хороший кадр. Если фотоаппарата нет, снимок не сделаете. Действительно хорошие сюжеты – большая редкость.
  • Обращайте внимание на различные вещи . Если привычные пейзажи и приевшиеся интерьеры не способствуют рождению новых идей, посмотрите на них с другой стороны. К примеру, лучики заходящего солнышка окрасят цветок в другие оттенки.
  • Экспериментируйте с настройками, режимами и ракурсами . Не фотографируйте с одной позиции и высоты. Чаще наклоняйтесь, приседайте и смотрите на окружающие объекты вверх ногами. Правда, в последнем случае потребуется освоить стойку на руках .
  • Учитесь новому и ищите полезную информацию . Поможет чтение книг, просмотр альбомов, посещение тематических сайтов и выставок, общение с профессионалами. Полученный материал сразу же закрепляйте, применяя на практике новые знания.
  • Научитесь воспринимать критику . За несколько уроков фотографии стать гением нереально. Во время практики будете допускать ошибки и совершать необдуманные действия. К критике, которая сопровождает новичков, относитесь благосклонно. Путем поиска недостатков своих работ и тщательного анализа, измените ситуацию.
  • Избегайте дисгармонии . Во время построения кадра избегайте дисгармонии между элементами фотоснимка. В противном случае одна часть снимка станет тематически и визуально перевешивать. Объекты на снимке расставляйте правильно и гармонично.
  • Следуйте правилу золотого сечения . Во время съемки кадр условно разделите на девять равных частей с помощью горизонталей и вертикалей. Основные элементы кадра размещайте на пересечении линий.
  • Используйте геометрические фигуры . Во время компоновки кадра используйте заметные невооруженным глазом геометрические фигуры, из которых состоят объекты съемки. Учитывайте расположение объекта и фона, на котором не должно быть лишних элементов.
  • Не забывайте о вертикальном формате . Для съемки высоких зданий и вертикальных объектов используйте вертикальный формат. Для пейзажей лучше походит горизонтальная съемка.
  • Делайте контрастные кадры . Объекты, которые снимаете, не должны сливаться с фоном. Темные предметы рекомендуется снимать на светлом фоне, а светлые объекты – на темном.

Применив полученные знания на практике, получите удачные снимки высотных зданий, памятников архитектуры и прочих объектов. Навыки пригодятся во время путешествий и поездок. В итоге сделаете замечательный альбом, который не позволит забыть яркие и впечатляющие моменты активной жизни.