Десять отличий деда мороза от санта-клауса. История д мороза В какой одежде ходит дед мороз

Новый год хоть и бывает всего один раз в год, но мы всегда с нетерпением ждем этого праздника и тщательно готовимся к нему. Особенно любят его дети за красивую елку и подарки. И, конечно же, любой ребенок мечтает увидеть Деда Мороза своими глазами в канун праздника и получить от него похвалы и подарки.

Естественно, каждый родитель стремится организовать самый яркий и незабываемый новогодний вечер для своего ребенка. Обычно в этом помогают различные фирмы, у которых можно заказать на дом и Деда Мороза и Снегурочку. У них уже есть заранее подготовленная программа общения с ребенком и костюмы, зачастую несоответствующие действительности. В наше время образ Деда Мороза значительно пострадал от европейского влияния и безграничного полета фантазий наших модельеров. Сегодня можно увидеть костюм мороз и синего, и зеленого, и других цветов радуги.

Возникает правомерный вопрос "как сделать костюм деда мороза настоящим?".

Свой уникальный костюм мороз надевает только в канун нового года, и по нему дети сразу же узнают доброго дедушку волшебника.

Костюм деда мороза имеет много особенностей, каждая деталь одежды несет свой глубокий смысл.

В первую очередь - шуба, она обязательно должна быть красного цвета с графическим орнаментом, расшитым серебряной нитью. Шуба может быть длинная до пят или доходить до середины голени. Пуговицы не должны выделяться размером или формой. Если шуба короткая с огромными серебряными пуговицами, то это костюм Санты, а вовсе не деда мороза. Также в костюме мороза должны присутствовать элементы, украшенные белым мехом.

Шубу дед мороз подвязывает белым поясом, с нитью красного цвета, что в древности символизировало Сегодня это потеряло свой смысл и несет только чисто функциональный характер.

Свой костюм мороз всегда дополняет шапкой красного цвета, богато расшитой серебром и украшенной жемчугом. Шапка должна иметь круглую форму, так было принято еще в царские времена, что символизировало богатство и власть. А дед мороз, по идее, обладает огромной властью над природой. И ни в коем случае не надевать остроконечную не-то у вас снова получится Санта Клаус.

Мало кто задумывается, что одевает Дед Мороз под свою шубу. А положено ему одевать светлые одежды, а именно, белые брюки и светлую льняную рубашку, как символ всего светлого и чистого! К сожалению, в наше время чаще надевают красные штаны, а это в корне неправильно, и, опять таки, по мотивам Санты. Рубашка Деда Мороза может быть расшита символичными геометрическими фигурами или быть просто белого цвета.

Чтобы сделать как можно правдоподобнее образ, костюм мороз завершает белыми валенками. Ведь живет Мороз на севере в холодных местах. Приветствуется, если валенки будут расшиты серебром. Если же таковых нет, то образ Деда Мороза можно дополнить красными или белыми сапогами, но ни в коем случае не черными!

Не стоит забывать также о том, что Дед Мороз владеет посохом из хрусталя, на конце посоха наконечник в виде месяца. Посох всегда служил символом власти и являлся посредником в добрых делах. Если вы не приобрели посоха из горного хрусталя чистой слезы, то вполне подойдет посох, обернутый серебристой фольгой, а наконечник в виде месяца нетрудно вырезать из картона и также обернуть фольгой.

Ваш образ доброго дедушки Мороза практически готов. Однако надо помнить еще об одной очень важной детали, без которой Дед Мороз не будет настоящим. Это, конечно же, седая длинная борода и усы, которые символизируют могущество, духовное богатство и мудрость самого любимого персонажа всех детей.

Вот теперь все элементы костюма на своих местах, и дедушку Мороза можно по праву назвать настоящим.


Дед Мороз и Снегурочка (Ирина Муравьёва) во время новогоднего представления в Кремлевском Дворце съездов. 1978 год. Фото Николая Малышева и Валерия Христофорова

Говорят, что нынешний Дед Мороз — это образ, который впитал в себя и древние предания славянской мифологии, и христианское учение с легендой о святом Николе - Угоднике, и прокоммунистические истории времен развитого социализма.


Часть первая - языческо-сказочная

В древний преданиях это был языческий дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз.
Поскольку наши предки жили в очень непростых погодных условиях, когда холод и мороз могли вызвать в жизни очень много проблем, и болезнь, и смерть, и голод, то изображался дед в образе злобного старика, враждебного по отношению к людям и всему живому. Заморозить беспечного путника, поморозить урожай или скот было для него делом обычным.

Все мы с детства знаем русскую народную сказку "Два Мороза" , где два братца Мороз Синий Нос и Мороз Красный Нос решили позабавиться — людей поморозить.

Мороз Синий Нос там от мужика поленом поимел, когда шубу его проморозил

"Посмотрел мужик и принялся меня ругать — все слова перебрал, что нет их хуже. "Ругайся! — думаю я себе, — ругайся! А меня все не выживешь!" Так он бранью не удовольствовался. Выбрал полено подлиннее да посучковатее да как примется по полушубку бить! По полушубку бьет, а меня все ругает. Мне бы бежать поскорее, да уж больно я в шерсти-то завяз — выбраться не могу. А он-то колотит, он-то колотит! Насилу я ушел. Думал, костей не соберу. До сих пор бока ноют. Закаялся я мужиков морозить."

Ну совершенно никак не соотнести подобный образ с чем-то добрым, ласковым, да еще и с мешком подарков для детишек.

Еще все мы помним, как в школе читали отрывки из поэмы Некрасова "Мороз, Красный Нос" (1863).

"Есть женщины в русских селеньях..."
и
“Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои…”

Полностью детям эту поэму обычно не читали, потому что онa совсем не про доброго Деда Мороза, а про злобного Мороза-воеводу, который в этой поэме убил двух персонажей, сначала некоего Прокла, который простояв в сугробе, застудился, затемпературил и умер, оставив вдову с маленькими детьми, а потом заморозил и вдову Дарью, которая после похорон пошла в леc нарубить дров, встретила там этого Мороза под деревом, да и закоченела.

Да и вообще, вот Мороз о своих привычках там рассказывает:
“Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить”

Ну разве можно такое маленьким детям давать читать? Да напугаются же!

Ну вот это типичное представление наших предков о некоем прообразе Деда Мороза во времена, когда никакой Новый Год еще не праздновали, а мороза просто боялись.

Ну я думаю, что не нужно объяснять, что подобный образ никогда не был добрым дедушкой в красной шубе. Он скорее ассоциировался с чем-то белым (снежным), голубым или синим (холодным).


Слева: В.Перцов Иллюстрация к сказке Одоевского "Мороз Иванович".

Справа: Владимир Конашевич Иллюстрация к сказке В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович".


Вообще в литературной обработке образ Деда Мороза впервые появился в 1840 году, когда известный писатель В. Ф. Одоевский опубликовал свою книгу "Детские сказки дедушки Иринея". Деду Морозу там была посвящена сказка " Мороз Иванович" , которая известна и до сих пор. Две девицы, Рукодельница и Ленивица, поочередно попадают в подземное царство, где перед своим ледяным домом “сидит старик Мороз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнет головой - от волос иней сыплется, духом дохнет - валит густой пар”.

По мотивам этой сказки сняли любимый фильм нашего детства "Морозко". Дед Мороз / Морозко в фильме был изображен вот так.


А вот это иллюстрация 1932 года к сказке “Морозко" для сборника "Сказки русской бабушки", художник Билибин.


И. Большакова Иллюстрация к сказке "Морозко".

Палехская шкатулка "Морозко"

Ну вроде со "злобным" языческим образом и сказками разобрались. Красного кроме носа ничего не нашли, вся цветовая гамма бело-синяя.

Часть вторая - рождественско-христианско-городская


Дореволюционная Рождественская открытка. В процессе создания образа мы вначале в качестве одежды видим простой тулуп

Что там у нас с мешком подарков в дореволюционной России и Деда Мороза как рождественского персонажа?

Почти в то же самое время, когда увидели свет "Сказки дедушки Иринея", в российских газетах стали появляться первые рекламные заметки о продаже елок, что свидетельствовало о начале усвоения в России обычая, до тех пор известного лишь по переводной литературе и по домам петербургских немцев.


Возникнув одновременно на рубеже 1830-1840-х гг., Мороз Иванович и елка, принадлежа к разным культурным традициям, совершенно разведены: Мороз Иванович пришел из русской деревни (как обработка народного Мороза), елка - с Запада (как усвоение немецкого обыкновения).


Дореволюционная Рождественская открытка

Отсутствующая вначале связь возникнет двумя десятилетиями позже, когда сказка Одоевского будет включена в состав "елочных" текстов. Одновременно и, как кажется, независимо от создания в литературе образа Мороза в городской среде возникает и развивается мифологический персонаж, "заведующий" елкой и, подобно самой елке, первоначально заимствованный с Запада.


Дореволюционная Рождественская открытка.

Образ мифологического персонажа, "заведующего" рождественской елкой, складывался нелегко и в течение довольно длительного времени. Поскольку православная церковь не хотела изменения смысла рождества как праздника, а немецкая традиция православию была чуждой, включилась довольно мощная машина адаптации западных перcонажей и реалий под российскую действительность, когда русские писатели (Соллогуб, Мамин-Сибиряк, Кудашева и т.д.) в течение нескольких десятилетий адаптировали елку и подарки под ней к российским реалиям.


Дореволюционная Рождественская открытка.

В ходе создания этой елочной мифологии на роль главного героя, предоставлявшего детям елку. пробовался Младенец Иисус, старый Рупрехт, Св. Николай или Дедушка Николай, бабушка Зима, Санта Клаус, старички-кулачки, заготавливающие в лесу елки, Святочный Старик, просто старик, живущий зимой в лесу, Ёлкич, елочный дед, рождественский дед и "властитель русских лесов" Мороз.


Дореволюционная Рождественская открытка.

В этой борьбе победил Дед Мороз. Аналога этому имени нет ни у одного западного елочного персонажа.

К началу ХХ в. образ Деда Мороза окончательно оформился: он функционирует как игрушка на елке, главная фигура, стоящая под елкой, рекламная кукла на витринах, персонаж детской литературы, маскарадная маска, даритель елки и подарков. В это время утверждается мнение об "исконности", древности этого образа. При этом какого-то конкретного канонического костюма создано так и не было, тулупы и шубы разных расцветок, на голове разные головные уборы.


Дореволюционная Рождественская открытка.

Однако до революции представление о Деде Морозе существовало только в городской среде , мифология которой создавалась в результате своеобразной обработки просвещенными слоями общества западных традиций и народных верований.

В деревнях, где жила бОльшая часть населения России ни о какой елке и деде Морозе, приносящем детям эту елку и мешок с подарками, ничего не знали и слыхом не слыхивали. В деревне рождественской традицией были ряженые и колядки (об этом будет отдельный пост)


Репродукция с картины М. Гермашева «Со звездой». Издана фирмой «Ришар», отпечатана в типографии товарищества «Р.Голике и А.Вильборг». Петроград, 1916 г.

Часть третья - советско-сталинско-новогодняя

В первые годы после Октябрьской революции отношение новой власти к елке и Деду Морозу было вполне лояльным. Но когда в 1927 г. началась антирелигиозная кампания, одной из задач которой было уничтожение старых и утверждение новых праздников, елка и Дед Мороз превратились в "религиозные пережитки" и в одну из форм "антинародной деятельности капиталистов" . XVI партийная конференция (1929), утвердив "новый режим работы", ввела пятидневку, в результате чего день Рождества стал обычным рабочим днем.

1929 - 1935 годы - самое нехорошее время в истории Нового года в СССР. Его, как и Рождества, просто не существовало. И 31 декабря, и 1 января были рабочими днями, и никаких праздников не устраивалось.


Советские новогодние открытки 1953 (слева) и 1956 (справа) года

Гонение на елку и Деда Мороза продолжалось до 1935 г., когда Сталин решил, что народу нужен веселый всенародный праздник. Выбор пал на Новый год, в который можно было перенести рождественские традиции. 28 декабря 1935 года вышел номер "Правды" со статьей П. Постышева про необходимость праздника, а на следующий день было обнародовано решение ЦК ВЛКСМ, предписывающее комсомольским организациям устраивать для детей новогодние елки. Вместе с реабилитацией елки кончились и обличения Деда Мороза, после некоторых сомнений полностью восстановленного в правах.


Советские новогодние открытки 1957 (слева) и 1959 (справа) года

Постепенно сложился облик новогоднего волшебника, ставший каноническим - большая белая борода, красная или синяя шуба до пят, подвязанная кушаком, такого же цвета высокая шапка и рукавицы, валенки (изредка сапоги), большой посох, мешок с подарками.

Первые годы советский Дед Мороз обеспечивал детей подарками в одиночку или при помощи каких-нибудь зверюшек. Только после войны, когда подготовку сценариев новогодних праздников стали поручать маститым писателям, поэтам, деятелям культуры, в окружении Деда Мороза стали появляться новые персонажи. Сценарии для кремлевских елок писали Сергей Михалков и Лев Кассиль. Они же подарили новогоднему Деду спутницу — внучку Снегурочку (персонажа сказки Островского и оперы Римского-Корсакова).

Как мы видим на открытках, несмотря на любовь советской власти к красному цвету и попыток придания Деду Морозу некоего революционного духа через красную революционную шубу, в народных традициях все-таки по-прежнему превалировал синий, белый и изредка желтый цвет. (как светлый зимний вариант и наследие коричневого тулупа)

Недавно в Москве в ГУМе открылась выставка коллекции Александра Олешко "Старинные Деды Морозы" https://nash-dvor.livejournal.com/1314115.html

Я взяла оттуда несколько фотографий

Когда я была маленькая, меня каждый год посылали на новогоднюю елку, и я не помню Деда Мороза в красной шубе, он всегда был в голубой или в белой (снежной).

Телевизоры у нас тогда были черно-белые, но даже по ним вспоминается какой-то светлый вид шубы, что-то типа такого.


Конферансье Борис Брунов и пионер — Новый год на молодежном балу в Кремле, 1968 год

Хотя вот на новогодних поздравительных открытках и в мультфильмах красный цвет встречался очень часто. Красный революционный Дед Мороз.

Часть четвертая - российско-постперестроечная.

Современного Деда Мороза усиленно пытаются одеть именно в красную шубу, утверждая, что красная в русском языке — это красивая.

Лично мне кажется, хотя доказать ничем не могу, чисто интуиция, что это больше из -за конкуренции с Санта-Клаусом в красных штанишках и курточке. В течение достаточно многих лет через "Праздник к нам приходит" от Кока Колы и "Джингл беллс", через попытки внедрения разных СантаКонов и через кока-коловские благотворительные акции образ Деда Мороза и Санта Клауса пытались слить вместе, видимо, с целью последующей замены на кока-кольного героя. Поэтому шуба была просто обязана быть красной. Так ассимилировать легче.

Кстати, еще в советские годы имя Деда Мороза было переведено на все языки народов СССР, и собственный новогодний Дед появился даже в жарких азиатских республиках.

А в наши дни у российского Деда Мороза появились новые этнические "родственники", которых уже не назовешь его копией. Об этом было здесь.

Наступают праздничные дни, и все мы, и взрослые, и дети, ждем подарков, волшебства, праздника и, конечно, прихода Деда Мороза и Снегурочки, нарядно украшенной елки, счастливого Нового года и Рождества! Однако мало кто из нас задумывался, а откуда к нам «пришли» эти загадочные Дед Мороз и Снегурочка. Почему они одеты именно так, а не иначе. Попробуем проследить это на примере давней истории. Начнем с фигуры Деда Мороза. Образ его складывался веками, каждый вносил что-то свое.

Существуют две версии о происхождении: христианская и языческая. Первая, наиболее популярная и распространенная – «праздничный дед» является прообразом одного из самых известных и любимых святых мира и России - Николая Чудотворца (или Николы Угодника). Известна легенда о том, как этот вполне реальный человек, будучи епископом Мир Ликийских, сотворял милостыню всем нуждающимся. Многим помог Святитель Николай, однако наиболее значимой в истории остается легенда о том, как Никола спас трех сестер. Эта история стала одной из излюбленных для художников, украшающих храмы. Он узнал о крайней нужде, в которую впала одна и без того бедная семья, и решил помочь, подбросив тайком узелок золота отцу семейства. Так старик смог достойно выдать замуж сначала старшую дочь. Таким же образом устроилась судьба второй дочери (ей святой угодник подбросил узелок с золотом в окно), а вот третья дочь с отцом решили узнать, кто же этот праведник, что так бескорыстно помогает их бедной семье. Закрыв в доме все окна и двери, они стали ждать. Николай ходил вокруг дома, но вскоре понял, что не подбросить мешочек с золотом, как делал до этого. Тогда он заметил, что из трубы дома идет дымок, взобрался на крышу и подкинул в дымоход третий узелок с золотом. Как раз в тот день девушка постирала носки, развесив их над очагом, и мешочек угодил прямиком в один из них. С тех пор на Западе принято на Рождество вывешивать носки над камином в ожидании подарков от Святителя.

Другая примечательная история - о том, как Николай Чудотворец тайно награждал детишек сладостями, золотыми орехами, апельсинами к праздникам. Целый мешок приносил святой детям бедняков, но, поскольку был он в плаще и лицо его прикрывал монашеский капюшон, а на голове была объемная шапка, похожая на колпак, никто не мог описать точно его облик. Наиболее полное представление о таком образе Святителя можно найти в городе Демре (Миры) в современной Турции, где в саду перед храмом святого стоит его памятник в окружении детишек. После смерти Николая объявили святым. В XI веке церковь, где был захоронен святой, ограбили, мощи вывезли в Италию. Скандал был международный, что наделало много шуму. Николай сделался объектом всеобщего поклонения, почитания христиан всего мира. В средние века был установлен обычай в Николин день (19 декабряя0 дарить детям подарки в память о нем. После введения нового календаря Николай стал приходить к детям на Рождество, затем на Новый год. Его называли по-разному: в Англии и Америке - Санта-Клаус (Фазер Крисмас - в Великобритании), Пер Ноэль – во Франции, Святой Микулаш в Чехии и Словакии, Ноэль Баба – в Турции. Коллеги Деда Мороза так же: Йоулупукки - в Финляндии, Сандер Клаас - в Нидерландах, Василий - на Кипре, Баббо Натале - в Италии, Шань Дань Лаожень - в Китае, Одзи – сан / Санта O-с - в Японии, Юле Томте - в Дании и Гренландии, Юлебукк - в Норвегии, Папа Ноэль - в Испании, Мош Джарилэ - в Румынии, Оль Темтен - в Швеции, а у нас - Дед Мороз. Объединяет эти разные имена общий дух святого, от которого «произошли» эти деды морозы.

По языческой же версии среди родственников Деда Мороза - восточнославянский дух холода Трескун (Студенец или Мороз). Кто же он? Наш Дед Мороз - персонаж славянского фольклора. На протяжении многих поколений восточные славяне создавали и хранили своеобразную «устную летопись»: в легендах древних славян существует Зимник.

Он. как и Мороз, представлялся в виде старика с белыми волосами, длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде, с железной булавой а руках.

Международный костюм Деда Мороза складывался постепенно. Сначала его изображали в плаще, в начале его XIX века голландцы рисовали его стройным, с трубкой, прочищающим дымоход, куда забрасывал подарки. В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка, который быстро «растиражировали» в Европе.

Основные черты облика Деда Мороза по мнению одного из исследователей его образа, кандидата исторических наук, искусствоведа и этнолога Светланы Васильевны Жарниковой складывались согласно древней мифологии и символике цвета: это борода и волосы густого седого (серебристого) цвета; такие детали облика «старец-седой» несут в себе символический характер, обозначая могущество, счастье, благополучие, богатство. Именно волосы в трансформации образа Деда Мороза не претерпели изменений. Рубашка и брюки по славянским представлениям были белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты); данная деталь потерялась в современном представлении о костюме. Сейчас шею Деда Мороза закрывает белый шарф, штаны шьют красными. Шуба в традиционном русском костюме Деда Мороза должна быть длинная,- по щиколотку или голень, красного цвета, расшита серебром (восьмиконечными звездами, гуськами, крестами, другим традиционным орнаментом), оторочена лебяжьим, пухом. Если шуба коротка или имеет ярко выраженные пуговицы - значит, перед нами Пер Ноэль или Санта-Клаус. Шапка у отечественного Мороза красная, расшита серебром и жемчугом, в форме полуовала; колпак бывает у Санты, Для славянского Деда характерны трехпалые перчатки или варежки - белые, расшитые серебром (символ чистоты и святости всего, что он держит в руках); трехпалость является символом принадлежности к высшему божественному началу еще с неолита. Пояс в костюме нашего Деда Мороза был белый с красным (символ связи предков и потомков). В настоящие дни сохранился как утилитарный пояс, утратив символическую связь. В качестве обуви славянского Деда применялись серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком, со скошенным каблуком, однако в мороз он надевал белые, шитые серебром валенки; белый цвет и серебро для славян – это символ луны, святости, севера, воды, чистоты. Примечательной могущественной деталью Мороза всегда был посох – хрустальный или серебряный, с завершением лунницы (месяц) или головки быка (символ власти, плодородия и счастья).

Советский Дед Мороз традиционно был одет в синий кафтан, синюю шапку, что отражено в целом ассортиментном ряде советских елочных игрушек, новогодних мультфильмах и фильмах 1960 - 1980-х годов, открытках тех лет.

Рядом с Дедом Морозом всегда была его внучка Снегурочка, милая и ласковая, добрая помощница в устроении Новогоднего праздника, нарядной елки, раздаче сказочных и долгожданных подарков. Костюм Снегурочки был всегда традиционен. В фольклоре образ известен нам по одноименной сказке – «Снегурочка». Там рассматривается, что девочка Снегурочка была сделана из снега, а потом ожила, но погибла с приходом лета. К созданию образа имели отношение несколько известных художников: В. М. Васнецов, М.А.Рерих, Н.К.Рерих, Этим мастерам удалось сложить авторский образ сказочной красавицы. Наиболее славянским и романтически хрупким он получился у Васнецова. Современный образ Снегурочки вобрал в себя черты художественных версий всех трех мастеров. Она может быть в светлом длинном сарафане - платье с обручем или повязкой на голове (согласно славянской традиции); в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой мехом; в меховой короткой шубке и шапочке; в коротеньком платье, отороченном мехом, пухом. У нее могут быть длинные распущенные волосы, либо же одна или две косы.

В начале 1937 года Снегурочка начинает на равных с Дедом Морозом выступать в роли соведущей на детских праздниках. Она становится как бы посредницей между ним и детьми. Еще до воины Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны « как обязательные атрибуты встречи настоящего Нового года. Без них не обходились известные Кремлевские елки. Сегодня Снегурочка по-прежнему помогает своему дедушке веселить ребят, играть, водить хороводы у елки, раздавать подарки.

Дед Мороз и Снегурочка – неизменно прекрасные и праздничные, дарят нам каждый год ощущение чуда, сказки и постоянства. Да, их костюмы претерпели за столетия многочисленные изменения. В последнее время все больше в моду входят укороченность, яркость, порой крикливость нарядов. Однако ничто не способно изменить нашего теплого отношения к этим долгожданным дням.

Донская, О. Костюмы Деда Мороза и Снегурочки /О.Донская //Юный художник. – 2012.- №12.- С.38-40.

«Здравствуй, Дедушка Мороз, борода из ваты! Ты подарки нам принёс? Очень ждут ребята!» – эти строки знакомы нам ещё с детского сада! Большинство из нас воспринимают этого товарища как сказочного персонажа, который появляется на Новый год и раздаёт послушным детишкам подарки. Давайте подробнее разберём, кто такой Дед Мороз и откуда он вообще взялся.

Когда появился образ Деда Мороза?

Славяне смогли персонифицировать практически все природные явления. Мороз также не был обделён такой честью. Его представляли как белобородого старика в шубе, который был хозяином стужи и зимнего холода . Услышать Мороза можно в зимнем лесу, когда он «потрескивает да пощёлкивает, перепрыгивая с ёлки на ёлку». Обычно он приходил с севера. Разные славянские племена по-своему называли Мороза: Трескунец, Морозко, Карачун, Студенец, Зюзя и т. д.


Вообще, у славян Мороз был в почёте, ведь считалось, что холодная снежная зима обеспечит хороший урожай. Поэтому существовал обряд под названием «Кликанья Мороза», когда его угощали ритуальной пищей в виде блинов и кутьи.

Много информации о Морозе можно почерпнуть из народного творчества. Во многих сказках он испытывал главного героя, который мог быть щедро одарен или заморожен насмерть.

Многие писатели 19-го века описывали этого персонажа в своих сказках, опираясь именно на славянскую мифологию. При этом с Новым годом или Рождеством он не ассоциировался, но кое-какие атрибуты современного Деда Мороза уже имел. В советском кинофильме «Морозко» можно увидеть непосредственно такого персонажа.


Но всё же, начиная со второй половины 19-го века Дед Мороз начал сопоставляться с новогодними праздниками . Так он стал исполнять роль «рождественского деда», который подобно Николаю Угоднику на Западе, дарил подарки послушным русским детям.

Уже в начале 20-го века Дедушка Мороз был очень похож на современника, но с уклоном к рождественским традициям. Однако в 1929 году комсомол строго-настрого запретил празднование Рождества и, соответственно, Мороз Иванович ушел в отпуск на несколько лет.

Возрождение Деда Мороза в привычном для нас виде произошло на Новый 1936-й год! Тогда же официально была проведена первая в Советском союзе новогодняя ёлка, где он появился вместе с внучкой Снегурочкой. Стоит отметить, что Дед Мороз задумывался как персонаж, рассчитанный на детскую аудиторию.

Кстати, в СССР пытались ввести такого персонажа, как Мальчик Новый год, который фигурировал в качестве приемника Деда.

Как выглядит настоящий Дед Мороз

Западная культура иногда заставляет путать облик нашего Деда Мороза с атрибутами Санта Клауса. Давайте-ка разберёмся, как должен выглядеть именно русский новогодний Дед .

Борода

Длинная густая борода всегда была неотъемлемым атрибутом нашего Деда Мороза во все времена. Кроме того, что борода указывает на его возраст, она ещё и символизирует богатство и достаток. Интересно, что славяне представляли Мороза с бородой до ног.

Шуба

Дед должен носить красную шубу, расшитую серебром и отороченную лебединым пухом. Не стоит забывать и об обязательном присутствии традиционного орнамента, например, в виде гуськов или звёзд. Сегодня используются шубы и синего, и белого, и даже зелёного цвета, но такой наряд многие, в том числе историки, критикуют, настаивая на том, что для нашего Мороза каноничным выступает именно красный .

Шапка

Дед Мороз носит шапку полуовальной формы, как у боярина, однако на её лицевой части должен быть треугольный вырез . Цвет, орнамент, оторочка – всё должно соответствовать шубе. Всякие колпаки с кисточкой – это к Санте.

Обувь и прочие принадлежности

Сегодня многие Деды носят кроссовки и кожаные туфли, что совершенно неприемлемо. Это должны быть валенки или сапоги, шитые серебром . Пояс (не ремень!) обязательно должен быть белым с красным орнаментом, что символизирует связь с предками. Варежки также должны быть белого цвета, символизируя святость и чистоту того, что Дедушка Мороз даёт из рук.

Посох

Славянский Морозко использовал палку, чтобы издавать характерный стук, позже посох использовался для сотворения холода и замораживания тех, кто не проходил проверку. Посох по канону должен быть хрустальным или хотя бы серебрённым под хрусталь. Он имеет витую ручку и завершается стилизированным изображением Луны или головы быка.


Так выглядит знаменитый Дед Мороз из Великого Устюга. Одеяние почти в точку.

Мешок с подарками

К детям Дед Мороз приходит не с пустыми руками, а с целым мешком подарков. Его цвет обычно тоже красный. По определению мешок волшебный, т. к. подарки в нём не заканчиваются, по крайней мере, пока он в руках у Деда.

Ну что ж, теперь наряжаясь Дедом Морозом, вы будете знать, на что ориентироваться.

Характер Деда Мороза

В отличие от западного аналога, Дед Мороз не является заядлым весельчаком. Он довольно суровый, но одновременно добрый и справедливый . Дед Мороз по-прежнему любит испытывать людей и только потом одаривать подарками, однако он уже никого не морозит, а просто узнаёт, как вы вели себя в прошлом году, и просит рассказать стихотворение.

Во многих культурах существует персонаж, который дарит детям подарки на Новый год или Рождество. Самый известный во всём мире – это Санта Клаус, который занимает пост доброго дарителя в западной Европе и США.

Не будем проводить подробное сравнение Деда Мороза и Санты, просто запомните, что сани нашего дарителя запряжены тройкой, он не лазает по трубам, не курит трубку и не носит очки . К тому же наш Дед не якшается с эльфами, ведь у него есть внучка Снегурочка.

Пару слов о Снегурочке

Прямой аналогии со славянской мифологией Снегурочка не имеет, хотя есть мнение, что это одна из девушек, которую заморозил Морозко. Первые упоминания о Снегурочке появляются в русском фольклоре, где она описывается, как ожившая девочка, которая была сделана из снега. Позже она фигурирует как дочка Деда Мороза, но в итоге прижился вариант с внучкой.

Сегодня Снегурочка – незаменимый помощник Деда Мороза на всех новогодних праздниках.

Заключение

Дед Мороз – действительно народное достояние, ведь над его образом работали люди разных эпох. Ещё в славянских племенах почитали сурового хозяина стужи, который появляется и в устном народном творчестве, и в сказках русских писателей. До нас он дошел в виде доброго деда, который дарит детям подарки на Новый год.

18 ноября в России отмечается день рождения Деда Мороза. Эта дата была утверждена лишь в 2005 году, как день начала первых сильных морозов в Великом Устюге. Несмотря на сходство, традиционный образ Деда Мороза отличается от образа Санта-Клауса, популярного в других странах. Мы расскажем о десяти различиях между этими персонажами.

Происхождение

Свои корни образ Деда Мороза берёт из древнеславянских традиций. Языческая религия восточных славян предполагала поклонение разным природным стихиям, в том числе и Морозу. Мифическое божество всячески задабривали и первоначально подарки дарили ему, а не он своим поклонникам. Снежная морозная зима в представлении славянина-земледельца связывалась с будущим хорошим урожаем. Об этом судили по наличию рождественских или крещенских морозов. Поэтому в Святки и Чистый четверг было принято совершать обряд «кликанья мороза»: его зазывали на трапезу и угощали ритуальной пищей — блинами и кутьёй.

Санта-Клаус, в свою очередь, потомок легенд о Святом Николае, добродетельном старце, который ходил по домам бедных и раздавал подарки нуждающимся. Изначально его днём было 6 декабря, и лишь в период религиозной Контрреформации дату перенесли на Рождество. Несмотря на то, что этой традиции уже более 200 лет, в Нидерландах до сих пор детишки получают подарки и в день Св. Николая — 6 декабря, и 25 декабря — в Рождество Христово.

Современный образ

Цвет кафтана

Отечественный Дед Мороз как неотъемлемая часть зимнего времени года всегда представляется нам в синем или в белом узорчатом длинном кафтане. Его женой считается Зима, и вряд ли бы он носил что-то другого цвета. Санта-Клаус же плотный небольшого роста улыбчивый мужчина. Его меховая куртка неизменно красного цвета без какого-либо рисунка.

Головной убор

Несмотря на то, что лица Деда Мороза и Санта-Клауса схожи, в них всё-таки есть отличительные черты. К примеру, брови западного дарителя всегда тёмные, наш же Морозко обладает помимо окладистой белой бороды ещё и густыми белыми бровями. Головные уборы также имеют принципиальную важность. Дед Мороз в русской традиции всегда носит боярскую шапку, отороченную мехом. Санта-Клаусу был выдан красный колпак с помпоном на конце.

Обувь

Русские холода предполагают капитальное утепление. Дедушка Мороз неизменно носит валенки. Его внучка Снегурочка может иногда побыть модницей и надеть меховые сапожки, но Дед всё-таки настаивает, и она облачается в узорчатые валенки. Санта-Клаусу такие экстремальные меры ни к чему, поэтому он ограничивается чёрными сапогами с пряжками.

Посох

Посох Санта-Клауса — это стандартный посох католического епископа (отсылка к св. Николаю): палка с загнутым верхом. Но Дед Мороз не имеет к св. Николаю никакого отношения, поэтому его посохом должна быть только прямая палка, на ней может быть круглый набалдашник или яркая звезда, которая освещает ему путь.

Окружение

Как уже было сказано, Дед Мороз далеко не одинок. У него есть жена - Зима, а также молодая внучка Снегурочка. Исходя из множества сказок и легенд, со Снегурочкой каждый год что-то происходит. А Дед Мороз неизменно её находит и спасает.

При этом Деду для изготовления подарков вовсе не нужны помощники, чего не скажешь о Санта-Клаусе: ему помогает целая армия маленьких эльфов-лепреконов, которые зачастую изображаются облаченными в зелёные костюмы.

Место обитания

Традиционно считается, что оба великих дарителя радости и волшебства живут в Лапландии. Наш Дед Мороз — на Кольском полуострове, Санта-Клаус — в районе Финляндии. Но с недавних пор в России появилось ещё одно официальное пристанище Деда Мороза — Великий Устюг. Город полностью трансформировался под нужды вечного праздника. Деда Мороза можно посетить в любое время года, и он готов принять любого желающего в своей резиденции.