Значение пословицы каков разум таковы и речи. Значение каков разум, таковы и речи

Нет ума - глупа и речь, умен человек - умна и речь.

Ценность здравого смысла, и бесполезность вздорных суждений.


Что на уме, то и на языке.
Видит око далеко, а ум еще дальше.
Быстрее мысли ничего нет.
Птице - крылья, человеку - разум.
Ум - хорошо, а два - лучше.
И сила уму уступает.
Ум бороды не ждет.
Ум без разума беда.
Ум там, где толк.
Свой ум - царь в голове.
Много видит, да мало смыслит.
Не спрашивай старого, спрашивай бывалого.
Не верь чужим речам, верь своим очам.
Чужую беду руками разведу, а к своей и ума не приложу. (Пословица о гадании на бобах, руками разведу - проводя рукой, судили по положению бобов о счастье и несчастье).
В умной беседе быть - ума прикупить, а в глупой - и свой растерять.
Не бросай слова на ветер.
Кто говорит, тот сеет; кто слушает - собирает.
Умную речь хорошо и слушать.
Слово пуще стрелы разит.
Хорошая веревка длинная, а речь короткая.
Твоими бы устами, да мед пить.
У дурака дурацкая и речь.
Хоть не складно, да ладно.
Язык до Киева доведет.
То же слово, да иначе молвить.
На великое дело - великое слово.
Не торопись отвечать, торопись слушать.
Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
Не давши слова, крепись, а давши - держись.
Чужой тайны не поверяй.
Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
Басни соловья не кормят. (Басня - здесь: песня, рассказ; соловей - говорун, красноречивый рассказчик, певец).
От слова до дела сто перегонов.
Наделала синица славы, а моря не зажгла.
Хвались, да не поперхнись.
Хвастать не косить, спина не болит.
Не спеши языком - торопись делом.
Сказано - сделано.
На словах и так и сяк, а на деле никак.
Так думай, чтоб после раздумки не было.
Всяк умен: кто сперва, кто после.
За худой головой и ногам непокой.
Язык - враг: прежде ума глаголет. (Глаголет - говорит, высказывается).
Без языка и колокол нем.
Языком что хошь говори, а рукам воли не давай.
На чужой роток не накинешь платок.
Секрет на весь свет.
Свинья скажет борову, а боров - всему городу.
Слухом земля полнится.
Хорошие вести не лежат на месте.
Сорока на хвосте весть принесла.
Слышал звон, да не знаешь, где он.
В городе бузина, а в Киеве дядька.
Воду в ступе толочь - вода и будет.
Мели, Емеля, твоя неделя.
Язык без костей: что хочет, то лопочет.
Брань на вороту не виснет.
Собака лает - ветер носит.
Шенок лает - от больших слышит.
Что не складно, то и не ладно.
Вранье не введет в добро.
Речи как мед, а дела как полынь.
Лисица - старая льстица.
На языке мед, а не сердце лед.
В очи льстив, а за очи лжив.
Птицу кормом, а человека лестью обманывают.
Мягко стелет, да жестко спать.
Клевета - что уголь: не обожжет, так замарает.
Долог у коровы язык, да говорить не умеет.
Говорил день до вечера, а слушать нечего.
Шила и мыла, гладила и катала, и все языком.
Если бы да кабы выросли во рту бобы, то и был бы не рот, а огород.
Семь верст до небес и все лесом.
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Красно говорит, а слушать нечего.
Затвердила, что сорока Якова - одно про всякого.
Пустая бочка пуще гремит.

Экология познания. В чем отличие ума от разума, каковы их функции и как контролировать чувства. Разобравшись с этими явлениями, их функциями и особенностями, мы можем научиться ими управлять, чтобы внести в свою жизнь больше гармонии и счастья

В чем отличие ума от разума, каковы их функции и как контролировать чувства. Разобравшись с этими явлениями, их функциями и особенностями, мы можем научиться ими управлять, чтобы внести в свою жизнь больше гармонии и счастья.

В Ведах, в частности в Бхагавад Гите, говорится, что чувства выше мертвой материи, над чувствами стоит ум (управляющий ими), выше ума находится разум, но выше их всех – душа, наше сознание в чистом виде.

В данном случае чувства и эмоции – это не одно и то же, так как здесь идет речь о пяти чувственных восприятиях – слух, зрение, обоняние, осязание и вкус. Через пять органов чувств мы получаем информацию о внешнем мире – в этом и состоит функция чувств. Органы чувств контролируются умом, который направляет их на тот или иной объект, и передают уму получаемую информацию.

Что касается ума, то помимо анализа и контроля тела и чувств, его основная функция – принятие и отвержение. Ум тянется к приятному и отвергает неприятное. Мы хотим комфорта, различных приятных ощущений, наслаждений, и делаем все, чтобы получить желаемое – это происходит благодаря работе ума. Ум через органы чувств старается получить как можно больше наслаждений. В Чайтанья-чаритамрите говорится также, что функция ума - размышлять, чувствовать и желать.

В чем отличие ума от разума и что такое разум вообще? Разум, как утверждают Веды, находится выше ума, это более тонкая субстанция, чем ум и чувства. Основной функцией разума является принятие полезного (благоприятного) и отвержение вредного (опасного, неблагоприятного).

Мы можем видеть, что функции ума и разума весьма схожи – принятие и отвержение, но отличие состоит в том, что ум руководствуется идеей «получать приятное и отвергать неприятное», в то время как разум более дальновиден, определяя, что полезно и что вредно. Ум говорит либо «хочу», либо «не хочу», а разум оценивает так: «это принесет благо» или «это принесет проблемы и неприятности».

Если человек разумен, то есть обладает сильным развитым разумом, он не идет на поводу ума и чувств, а рассматривает свои желания с позиции «это принесет мне пользу или вред?» Неразумный человек руководствуется только желаниями ума, который стремится получить максимум приятных ощущений, и не особо задумывается о том, к чему приведут такие удовольствия. Уму может быть приятным ощущение опьянения, быстрой езды, или любые другие удовольствия (это индивидуально), в то время как разум смотрит на возможные последствия таких действий и удовольствий, и вносит коррективы, заставляя человека одуматься и вовремя остановится.

Homo sapiens потому и называется разумным, что ему дан разум, это отличительное свойство человека, но разум не всегда сильнее ума, особенно в наше время: мы можем видеть множество неразумных человеческих действий и поступков, которые приводят к нежелательным и негативным последствиям. Одного ума недостаточно для нормальной жизни; человек может быть умным, образованным, сообразительным, признанным специалистом в какой-то сфере деятельности и даже гением, но это не гарантирует его разумность.

Оценивая ситуации с позиции разума, мы можем избежать множества ошибок и неприятных последствий своих действий. Человек с сильно развитым разумом может в общих чертах предсказать ваше будущее по вашему нынешнему поведению. Это одна из причин, почему нужно слушать умудренных жизнью стариков – они знают, какие действия к каким последствиям приводят.

Нужно ли контролировать свои чувства, и если да, то как это делать? Да, чувства нужно контролировать, потому что они ненасытны, и если дать им волю, ни к чему хорошему это не приведет. Например, получая приятные ощущения от алкоголя или наркотиков, человек может постепенно спиться или стать наркоманом; потакая своим сексуальным желаниям и гуляя «налево-направо», можно подцепить венерическую болезнь; в погоне за большими деньгами можно потерять рассудок и оказаться за решеткой. И так далее.

Наши чувства ненасытны по природе своей: чем больше им даешь, тем больше хочется, поэтому, однозначно, чувства нуждаются в контроле. Когда чувства «разгулялись», контролировать их гораздо сложнее, поэтому важно не запускать ситуацию. Но как контролировать свои чувства?

Здесь нужно понять, что ум не может правильно контролировать свои чувства, так как он, по сути, и направляет их на получение удовольствия (получение приятного), не заботясь о последствиях. Ум сам по себе нуждается в контроле и правильном руководстве «сверху».

Поэтому правильный контроль чувств возможен только с помощью сильного разума, который предвидит последствия, а потому может дать правильную оценку нашим желаниям и поступкам.

У по-настоящему разумного человека разум сильнее ума, поэтому его ум и чувства находятся под контролем разума, что исключает массу неприятностей из его жизни. опубликовано

Присоединяйтесь к нам в

  • РАЗУМ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-07-13 Time: 21:20:02 * В неразумный век разум, выпущенный на свободу, губителен для его обладателя. (Джордж Галифакс …
  • РАЗУМ в Словаре йоги:
    (Mind) См. Высший Разум; Низший Ум; Манас; Остановка Ума; Саматва; Саньяма; Уравновешенность …
  • РАЗУМ
  • РАЗУМ в Высказываниях известных людей:
  • РАЗУМ
    - движущая сила, которая доводит рассудок до той границы где он терпит поражение. Карл …
  • РАЗУМ в Словаре Одно предложение, определения:
    - сложный инстинкт, не успевший еще сформироваться. Аркадий и Борис …
  • РАЗУМ в Афоризмах и умных мыслях:
    движущая сила, которая доводит рассудок до той границы где он терпит поражение. Карл …
  • РАЗУМ в Афоризмах и умных мыслях:
    сложный инстинкт, не успевший еще сформироваться. Аркадий и Борис …
  • РАЗУМ в Большом энциклопедическом словаре:
  • РАЗУМ
    см. в ст. Рассудок и разум …
  • РАЗУМ
    (?????, ratio). — Кроме значения Р. как особого вида мыслительной деятельности по соотношению с рассудком (см. Рассудок — разум), под …
  • РАЗУМ в Современном энциклопедическом словаре:
    ум, способность понимания и осмысления. В ряде философских течений - высшее начало и сущность (панлогизм), основа познания и поведения людей …
  • РАЗУМ в Энциклопедическом словарике:
    ум, способность понимания и осмысления. В ряде философских течений - высшее начало и сущность (панлогизм), основа познания и поведения людей …
  • РАЗУМ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, л*. 1. Способность человека логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания, ум (в 1 знач.), интеллект. 2. Ум …
  • КАКОВ в Энциклопедическом словаре:
    KAKOB, -а, -о, мест. вопросит, и союзн. сл., только в им. п. Обозначает вопрос о качестве, указывает на характерное качество, …
  • РАЗУМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Р́АЗУМ, ум, способность понимания и осмысления. В ряде филос. течений - высш. начало и сущность (панлогизм), основа познания и поведения …
  • РАЗУМ
    (?????, ratio). ? Кроме значения Р. как особого вида мыслительной деятельности по соотношению с рассудком (см. Рассудок?разум), под Р. в …
  • РАЗУМ в Словаре Кольера:
    или сознание. В обыденном представлении разумное существо - это существо воспринимающее, мыслящее, обучающееся, обладающее желаниями и эмоциями, делающее свободный выбор …
  • РАЗУМ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ра"зум, ра"зумы, ра"зума, ра"зумов, ра"зуму, ра"зумам, ра"зум, ра"зумы, ра"зумом, ра"зумами, ра"зуме, …
  • РАЗУМ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка.
  • РАЗУМ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: рассудок, ум, …
  • РАЗУМ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: рассудок, ум, …
  • РАЗУМ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. значение, ум || выше разума, превыше разума, учить …
  • РАЗУМ в словаре Синонимов русского языка:
    здравый смысл, интеллект, логос, мозг, нус, рассудок, сознание, …
  • РАЗУМ
    м. 1) а) Высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания. б) Продукт деятельности мозга, …
  • КАКОВ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    местоим. 1) Употр. при выражении вопроса о качестве или свойстве кого-л., чего-л.; какой (1). 2) Употр. при обозначении оценки качества, …
  • РАЗУМ
    р`азум, …
  • КАКОВ в Словаре русского языка Лопатина:
    как`ов, каков`а, …
  • РАЗУМ
    разум, …
  • КАКОВ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    каков, какова, …
  • РАЗУМ в Орфографическом словаре:
    р`азум, …
  • КАКОВ в Орфографическом словаре:
    как`ов, каков`а, …
  • РАЗУМ
    способность человека логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания, ум N1 интеллект в Anti чувству разум ум N2, умственное развитие …
  • КАКОВ в Словаре русского языка Ожегова:
    Обозначает вопрос о качестве, указывает на качество какой N1 К. он собой? А весна-то какова! К. хитрец! (оказался большим хитрецом). …
  • РЕЧИ в Словаре Даля:
    что, рещи церк. речить симб. , сам. а с предлогом и рекать, говорить, молвить, сказать. Ты рек еси, ты сказал …
  • РАЗУМ в Словаре Даля:
    муж. духовная сила, могущая помнить (постигать, познавать), сулить (соображать, применять, сравнивать) и заключать (решать, выводить следствие); способность верного, последовательного сцепления …
  • РАЗУМ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    ум, способность понимания и осмысления. В ряде философских течений - высшее начало и сущность (панлогизм), основа познания и поведения людей …
  • РАЗУМ
    разума, м. 1. только ед. Высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически мыслить, постигая Смысл и связь явлений, уяснять законы …
  • КАКОВ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    какова, каково, местоим., употр. в знач. сказуемого. 1. вопросительное. Обозначает вопрос о качестве. - Ну что, какова? - Прелесть! отвечал …
  • РАЗУМ
    разум м. 1) а) Высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания. б) Продукт деятельности …
  • КАКОВ в Толковом словаре Ефремовой:
    каков местоим. 1) Употр. при выражении вопроса о качестве или свойстве кого-л., чего-л.; какой (1). 2) Употр. при обозначении оценки …
  • КАКОВ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • КАКОВ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    мест. 1. Употребляется при выражении вопроса о качестве или свойстве кого-либо, чего-либо. 2. Употребляется при обозначении оценки качества, свойства кого-либо, …
  • СССР. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    и искусство Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической …
  • в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (грамм.)в современной научной грамматике не различаются с такою последовательностью, какую безуспешно старается провести школьная грамматика, насчитывающая пять Ч. предложения — …
  • ЧАСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЧАСТИ РЕЧИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (грамм.) ? в современной научной грамматике не различаются с такою последовательностью, какую безуспешно старается провести школьная грамматика, насчитывающая пять Ч. …
  • СИБИРЬ*
  • КИТАЙ, ГОСУДАРСТВО В АЗИИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • БИБЛИОГРАФИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ЧАСТИ РЕЧИ в Словаре лингвистических терминов:
    Основные лексико-грамматические разряды, по которым распределяются слова языка на основании признаков: а) семантического (обобщенное значение предмета, действия или состояния, качества …

Рассудок, по Канту, - это наша способность оперировать понятиями, наполняя эти формы данными чувственного опыта. Таким образом, рассудок сам конструирует предмет исследования в соответствии с априорными формами - категориями. Следо­вательно, научное знание объективно по своему источнику; в то же время, это же научное знание субъективно по форме и априорно по своей движущей си­ле. Разум - руководитель рассудка, интуитивный по своей природе целеполагатель. Рассудок без разума никогда не смог бы выйти за пределы индиви­дуального опыта субъекта; именно разум обеспечивает безусловность и об­щезначимость научных (математических и философских) истин.

Антиномии разума

Рассудок, считает Кант, не свободен в своей деятельности. Свобода - прерогатива разума. Рассудок ограничен данными опыта и целевыми установками разума. Последний же может позво­лить себе всё, что угодно. Чтобы подтвердить это, Кант предпринимает сле­дующий шаг. С равной степенью логической убедительности он доказывает справедливость противоположных высказываний: "Мир конечен в простран­стве - мир бесконечен в пространстве"; "Мир имеет начало во времени - мир безначален во времени"; "Мир создан Богом - мир существует сам по себе, небудучи созданным". Эти и подобные им высказывания получили название "антиномии разума" (антиномии - противоречия),

Обнаружив антиномии, Кант, который в молодости был воинствующим атеистом, склоняется к религиозной вере: "Я ограничил знание, чтобы осво­бодить место для веры". Сам факт обнаружения антиномий, считает философ, показывает, что возможности науки не безграничны; не следует строить, ил­люзии, что ей всё по силам.

Агностицизм Канта

Вообразим себе на минуту мысленный диалог Канта с самим собой, в котором бы он попробовал популярно выразить свои взгляды. Допустим, что философ выбрал вопросно-ответную форму.

Вопрос первый. - Что движет человеческим познанием, - спросил бы Кант; - что толкает человека к необходимости познавать?

Ответ Канта. - Любопытство и удивление перед гармонией мира.

Вопрос второй. - Могут ли органы чувств обманывать нас?

Ответ Канта. -Да, могут.

Вопрос третий. - Способен ли наш разум ошибаться?

Ответ Канта. -Да, способен.

Вопрос четвёртый. - Что есть у нас, кроме чувств и разума, для позна­ния истины?

Ответ Канта. - Ничего.

Вывод Канта. - Следовательно, у нас не может быть уверенности, га­рантии, что мы в состоянии познавать сущность вещей.

Эта позиция получила название "агностицизм". ("а" - не; "гносис" - знание). Вещи, которые только кажутся "вещами для нас", на самом деле яв­ляются "вещами в себе", считает философ.

Роль практики

Рассматривая процесс научного познания как специфиче­ский вид деятельности человека, Кант вплотную подошёл к понятию практики. Однако последнего шага так и не сде­лал. Практика - это орудийно-предметная деятельность, направленная на удовлетворение тех или иных потребностей человеческого общества. Кант же ограничился лишь разумно-логической стороной деятельности, не видя связи логики познания с экспериментом и промышленным производством. Не со всеми его ответами на приведенные выше вопросы можно согласиться.

Так, анализ первого же ответа показывает, что хотя любопытство учё­ного - мощный двигатель познания, но не решающий. Например, и геометрия возникла именно в Древнем Египте не из "чистого созерцания пространства", как считает Кант, а из вполне земной практической потребности. В этой стра­не разливы Нила весной и осенью, принося на поля отличное удобрение - речной ил, одновременно смывали и заносили илом границы между земель­ными участками (межи). Восстановление этих границ при отсутствии знаний было довольно сложным делом, что не раз приводило к острым конфликтам между владельцами земли. Именно это практическое обстоятельство вызвало в конце концов особый интерес к способам измерения площадей разной конфигурации; само название "геометрия" указывает на её происхождение ("гео" - земля; "метр" - меряю).

Точно так арифметика появилась не из "чистого созерцания временного ряда", а из практической потребности в счёте, возникающей при развитии торговли; десятичная система исчисления прямо указывает на первый "каль­кулятор" - две человеческих руки. Термодинамика возникла в результате сильного желания владельцев первых паровых машин повысить их отдачу (КПД). Подобные примеры можно множить и множить.

Трудно согласиться и с четвёртым ответом Канта. Кроме чувств и ра­зума у познающего субъекта (Кант считал субъектом отдельного человека, тогда как субъектом познания может быть и сообщество учёных) есть ещё та­кое мощное средство, как практическая проверка теоретического знания. Таким образом, практика выступает не только как основная движущая сила познания, но и как главный критерий истины. Она же, со временем, показывает ограниченность, относительность наших знаний.