Занятия по робототехнике в старшей группе. Конспект внеурочного занятия по робототехнике на тему "Забавные механизмы

Как и зачем робототехника внедряется в дошкольное образование? Каких роботов делают 5-6 летние дети? Какие методики и конструкторы использовать? И как это происходит в детском саду, где робототехника стала одной из центральных тем учебного и воспитательного процесса.

А в вашем детском саду уже внедрили робототехнику?
В детский сад пока внедрили только ребенка!
(из фейсбука)

Зачем нужна робототехника в детском саду

Причины все более активного вхождения робототехники в дошкольное образование связаны с ее возможностями (педагоги бы сказали «дидактическими возможностями») и решаемыми с ее помощью задачами:

  • развитие мелкой моторики за счет работы с мелкими деталями конструкторов;
  • навыки математики и счета: даже на уровне подбора деталей для робота приходиться иметь дело с балками разной длины, сравнением деталей по величине и счетом в пределах 10-15;
  • первый опыт программирования;
  • навыки конструирования, знакомство с основами механики и пропедевтика инженерного образования;
  • работа в команде: робота обычно делают вдвоем или втроем;
  • навыки презентации: когда проект завершен, надо о нем рассказать.

Каждая из этих задач сама по себе не уникальна, и можно с легкостью найти еще десяток занятий, ее решающих, но робототехника удивительным образом их все в себе соединяет. Причем все это делается:

  • в игровой форме;
  • с понятными для ребенка учебными материалами (конструкторами Lego или аналогичными).

Занятие робототехникой в детском саду ЛегоПолис

Так ли все прекрасно

Вы спросите, почему робототехника не использовалась раньше, если она такая полезная и уникальная? Причин опять же несколько.

Во-первых, образование — самая консервативная из всех областей и любые изменения идут здесь очень медленно. Во-вторых, сегодня стало больше возможностей и в плане выбора и покупки конструкторов, и в плане методик, и в плане подготовки кадров. Определенную роль в этом процессе играет и возникающий запрос со стороны родителей. Еще один фактор — назовем его последним в списке — в некоторых регионах есть «давление» сверху, когда органы управления образованием рекомендуют детским садам вводить занятия робототехникой.

Формально, наличие робототехнических конструкторов в образовательной среде ДОУ Перми — это требование департамента образования Перми. Так что на разном уровне она есть во всех садах Перми. Вопрос только в объемах внедрения, —

говорит Павел Крендель , директор . «Объемы внедрения» на практике иногда означают закупку оборудования и его складирование в самой дальней комнате. Потому что «целее будет, а работать все равно некому».

В целом, процесс идет тяжело и медленно, ситуация по регионам очень различна. Там, где такие занятия вводятся, это чаще бывает платная услуга. В регионах стоимость одного занятия составляет 150-300 рублей.

Вот как комментирует отрасль Антонина Цицулина , президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров:

На съезде дошкольного образования более половины участников искренне изумлялись, видя курс по робототехнике для дошкольников Павла Фролова (руководитель РОББО и Scratchduino — прим. ред.). И горевали — а кто сможет обучить?

Впрочем, обучение идет активно. Я иногда робототехники для педагогов, представители дошкольного образования приходят на них все чаще.

За два года курсы по работе на конструкторе Lego WeDo посетили педагоги более двадцати детских садов, —

говорит Андрей Корягин , представитель , организующего такие курсы.

Татьяна и ЛегоПолис

Знакомьтесь, это Татьяна Дубоенко . Полтора года назад она пришла работать заведующей в обычный муниципальный детский сад № 28 на окраине Перми.

Тогда же мы с Татьяной познакомились в фейсбуке, потом встретились на . Она изучала конкурсные проекты и внимательно наблюдала за защитами в Jr FLL. Своих проектов на конкурс ее ребята тогда не представляли. Далее все развивалось стремительно. Садик внедрил программы по робототехнике и стал ресурсной площадкой . В октябре скучный номер садика превратился в нескучное имя ЛегоПолис. Татьяна разбила вдребезги мое представление о заведующих детскими садами. Да и о детских садах тоже. Этот муниципальный садик не только сделал из себя сад мечты, но и активно ведет благотворительную деятельность — сама Татьяна и несколько воспитателей уже полгода проводят занятия по легоконструированию в детском онкоцентре.

Робототехника (не только на Lego, об этом ниже) и легоконструирование стали центральными в воспитательном и образовательном процессе детского сада. Робототехника включена в программу старшей и подготовительной группы. В подготовительной группе базовые занятия проводятся бесплатно и обязательно для всех один раз в месяц. Для желающих изучать робототехнику в большем объеме есть дополнительные платные занятия. Для детей младшего возраста активно идут занятия, связанные с конструированием. Lego на них используется очень активно:

Такие занятия помимо прочего становятся еще и своеобразной подготовкой к следующему этапу.

В детском саду множество конструкторов и других производителей.

Роботы в детском саду? Нет ли в этом чего-то искусственного и обусловленного сиюминутной модой?

Читая детям «Курочку Рябу», мы видим, что они вместо того, чтобы слушать сказку, начинают раздвигают пальцами страницы книжки, пытаясь увеличить картинку, —

говорит Татьяна. Мода или нет, но если учитывать интересы детей, а не ломать их, получается эффективнее. Иначе можно много возмущаться, что дети нынче не те.

Конструкторы и цена вопроса

Самый частый контраргумент внедрению робототехники в детский сад и школу — деньги. Традиционно считается, что это дорогое удовольствие и по оборудованию, и по зарплате для квалифицированных педагогов. Я нескромно выспрашиваю Татьяну, откуда деньги. Государство? Спонсоры? Родители? Ответ все время отрицательный. Никаких дополнительных средств на робототехнические наборы не поступает, но в общем бюджете детского сада найти деньги на несколько конструкторов проблемы не составляет, особенно если ориентироваться в ценах и поставщиках. Приведем несколько цифр. Для обучения группы из 10 человек нужно 5 комплектов.

Lego WeDo и Lego WeDo 2.0

Для примера возьмем самый популярный конструктор для дошкольного возраста Lego WeDo . В комплект войдут:

  • базовый набор Перворобот Lego WeDo — 10 100 рублей;
  • ресурсный набор Lego WeDo — 4 400 рублей (не обязательно, но так значительно возрастает количество и разнообразие собираемых моделей);
  • ноутбук — от 18 000 рублей.

Для работы с Lego WeDo также понадобится лицензия — индивидуальная (7 500 рублей) и сетевая (20 600 рублей).

Итого около 180 тыс. рублей за оборудованный робототехнический класс. При этом многие продавцы дают значительные скидки. По нашим оценкам, вполне можно уложиться в 155 000 рублей .

Конструкторы других производителей значительно уступают по популярности, это, например, Бибот и УМКИ.

Так, российский конструктор УМКИ CAR4 Следопыт стоит 15 000 рублей.

Оборудования с набором методик и дидактик для группы 6-8 человек для садика может стоить от 38 до 45 тыс руб., —

говорит Игорь Воронин , разработчик конструкторов УМКИ.

Для большинства конструкторов предусмотрены подробные инструкции и методические материалы. Они ориентированы на проведение занятий в игровой форме, через сказки и примеры из окружающей жизни.

Конструкторы Huna-MRT-Роботрек в детском саду

Когда Татьяна пришла в детский сад, тут уже были закуплены несколько комплектов конструкторов . Они лежали на полках, даже не распечатанные (да, именно так и достигаются высокие цифры статистики по внедрению робототехники). Сегодня на них работает один из трех филиалов ЛегоПолиса.

Все детали конструкторов пластмассовые, яркие (хотя некоторые критикуют нечеткие цвета), электроники минимум. Это предварительный, не программируемый этап знакомства с робототехникой для детей 6-8 лет.

Наборы учат основам конструирования, простым механизмам и соединениям. Роботы этого уровня не программируются, и это плюс для детей дошкольного возраста - дети получают быстрый результат своей работы, не тратя время на разработку алгоритма, написание программы и т.п. При этом конструкторы включают электронные элементы: датчики, моторы, пульт управления - все это позволяет изучить основы робототехники.

Мы посетили занятие на этих конструкторах в ЛегоПолисе. В группе — 6 детей, один набор на двух учеников. Занятия с Huna-Роботрек идут как КОП — краткосрочная образовательная практика, всего проводится 4 ознакомительных занятия. Это бесплатные занятия по выбору.

Huna полегче, это первая ступень в робототехнике, робот не программируется, ребенок подключил все эти моторчики, сразу может поиграть, а в WeDo надо строить программы, алгоритмы, —

говорит Оксана Харина , педагог робототехники Huna из детского сада ЛегоПолис.

Минус конструкторов Huna-MRT-Роботрек — модели собираются за несколько занятий, пока не соберешь — не разобрать, т.е. неудобно использовать в потоке и закупать приходится большое количество. Кроме того, дошкольникам нужен сразу какой то результат. Но для разнообразия в линейке мы их используем, —

говорит Татьяна Дубоенко.

Как проходит занятие с LEGO WeDo

Мы посетили в ЛегоПолисе и занятие Галины Крендель по Lego WeDo. Галина говорит, что методические разработки Lego ориентированы на детей с 8 лет, поэтому для детского сада приходится их адаптировать или разрабатывать самостоятельно. Для работы с WeDo необходим ноутбук, поэтому первый урок обычно уходит на обучение работе с компьютером.

Занятие начинается с обсуждения задачи и возможных механизмов для ее решения — на нашем уроке обсуждались разные виды погрузчиков. Далее распределяются роли в команде и начинается сборка по инструкции на экране ноутбука.

После того, как робот построен, дети приступают к программированию. На том уроке, где были мы, алгоритм проговаривался педагогом, программу составляли дети. Дальше планируется, что и алгоритмы они смогут придумывать сами. Галина говорит, что все дети разные, есть группы, где уже на начальном этапе получается сразу перейти к самостоятельной разработке алгоритмов.

Ход и эмоциональный фон занятия лучше всего видны на видео. Урок не был открытым в традиционном плане, мы попросили администрацию детского сада не готовить ничего специально, а провести самое обычное занятие в «штатном» режиме.

А робототехника ли это?

Возможно, такие занятие правильнее было бы назвать просто конструированием или основами механики и программирования . Но робототехника — более удачное и понятное для детей (и родителей) слово. Вряд ли кто-то серьезно считает, что робототехника для дошкольников имеет что-то общее с эксплуатацией промышленных роботов. С другой стороны, такие занятия являются первым шагом к дальнейшему обучению робототехнике: знакомством с механикой, программным управлением, обратной связью и другими элементами.

Занимательная робототехника благодарит сотрудников детского сада ЛегоПолис за помощь в подготовке материала.

Фото Занимательная робототехника.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

План-конспект занятия

по теме : «Вводное занятие по робототехнике».

Участники:

обучающиеся объединения «Робот»

1 год обучения, 11-18 лет

ст. Кавказская 2016 г.

Цель: формирование у детей интереса и желания заниматься робототехникой

Задачи:

  • образовательные:

Познакомить детей с основными направлениями робототехники и современного робототехнического производства;

Формирование политехнических знаний о наиболее распространённых и перспективных технологиях в робототехнике;

Учить применять свои знания и умения в новых ситуациях.

  • воспитательные:

Воспитать аккуратность, терпение при работе с конструкторами;

Воспитать бережное отношение к материально-технической базе лаборатории робототехники;

Воспитать культуру общения.

  • развивающие:

Развивать самостоятельность и способности решать творческие, изобретательские задачи;

- развивать наблюдательность, умение рассуждать, обсуждать, анализировать, выполнять работу с опорой на схемы и технологические карты;

Развивать конструкторско-технологические способности, пространственные представления.

  • здоровьесберегающая:

Соблюдение правил техники безопасности.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, готовые роботы.

Материалы: схемы сборки роботов, детали конструктора.

Инструменты: карандаш, линейка.

Основные понятия, используемые на занятии: Lego - роботы, конструирование, программирование .

Формирование УУД (универсальные учебные действия):

Личностные УУД:

  1. Развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного характера.
  2. Развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умения преодолевать трудности.
  3. Воспитывать чувства справедливости, ответственности.

Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в понятиях « Lego - роботы », « конструирование », « программирование ».
  2. Выделять детали заданной формы на готовом роботе.
  3. Анализировать расположение деталей в роботе.
  4. Составлять робота из частей.
  5. Определять место заданной детали в конструкции.
  6. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  7. Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
  8. Моделировать робота из деталей.
  9. Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать готового робота с образцом.
  10. Знать основные правила работы с конструктором.
  11. Создавать стандартные модели роботов из деталей.

Коммуникативные УУД:

  1. Формировать умения работать индивидуально и в группах.
  2. Высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других,

Дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками.

  1. Уметь задавать вопросы.

Регулятивные УУД:

  1. Формировать умение определять цель деятельности на занятии.
  2. Принимать и сохранять учебную задачу.
  3. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
  4. Адекватно воспринимать оценку педагога.
  5. Формировать умение осуществлять познавательную и личностную

рефлексию.

Используемые педагогические технологии:

Личностно-ориентированная;

Групповая технология;

Технология коллективной творческой деятельности;

Здоровьесберегающая;

Индивидуальное обучение.

План занятия:

  1. Организационная часть занятия. (2 минут)
  2. Сообщение целей и задач занятия.(2 минуты)
  3. Сообщение нового материала. (10 минут)
  4. Планирование деятельности. (3 минут)
  5. Практическая работа. (20 минут)
  6. Подведение итогов работы. (3 минут)

Ход занятия.

1.Организационная часть занятия. Подготовка рабочих мест.

2. Сообщение целей и задач занятия.

Педагог: Ребята, сегодня нам предстоит познакомиться основными направлениями робототехники и современного робототехнического производства.

3.Сообщение нового материала:

Педагог: Робототехника – это прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем.

Робототехника - первая ступень овладения техническими знаниями в области автоматизации. Она непосредственно связана с такими науками как электроника, механика, информатика, радиотехника, электроника.

Виды робототехники: строительная, промышленная, авиационная, бытовая, экстремальная, военная, космическая, подводная.

Слово «робот», придумал в 1920 г. чешский писатель Карел Чапек в своей научно-фантастической пьесе. В ней созданные роботы, работают без отдыха, потом восстают и губят создателей

Робот – автоматическое устройство, созданное по принципу живого организма. Робот действует по заранее заложенной программе. Информацию о внешнем мире робот получает от датчиков (аналогов органов чувств). При этом робот может, как и иметь связь с оператором (получать от него команды), так и действовать автономно.

Развитие робототехники и систем искусственного интеллекта идет семимильными шагами. Ещё 10 лет назад разрабатывались только управляемые манипуляторы. Программы искусственного интеллекта были нацелены на узкий круг решаемых задач. С развитием ИКТ произошёл качественный скачок развития робототехники.

Развитие роботов в дальнейшем, сможет значительно изменить образ жизни человека. Машины, наделенные интеллектом, смогут использовать для самых различных работ, в первую очередь тех, выполнение которых небезопасно для человека.

Индустриальная робототехника – одно из самых успешно развивающихся направлений. Уже сейчас существуют фабрики, на которых 30 роботов собирают автомобили.

В настоящее время бурно развивается такое направление, как создание бионических протезов. В операционных будущего, роботы станут продолжением или заменой рук хирургов. Они более точны и позволяют проводить операции в режиме дистанционного контроля.

Роботы будут наделены способностью «самообучаться», накапливая собственный опыт и используя его в таких же ситуациях при выполнении других работ. Любое изобретение можно использовать и с добрыми намерениями и со злым умыслом, поэтому ученым необходимо рассматривать все возможные сценарии и предвидеть все возможные последствия своих открытий.

Андроидом называется человекоподобный робот.

Классы роботов:

Манипуляционные, которые в свою очередь делятся на стационарные и передвижные.

Манипуляционные роботы – автоматические машины, состоящие из исполнительного устройства в виде манипулятора, имеющего несколько степеней подвижности, и устройства программного управления.

Мобильные , которые в свою очередь делятся на колесные, шагающие, гусеничные. А также ползающие, плавающие, летающие.

Мобильный робот - автоматическая машина, в которой имеется движущееся шасси с автоматически управляемыми приводами.

Компоненты робота : Приводы - это «мышцы» роботов. В настоящее время самыми популярными двигателями в приводах являются электрические, но применяются и другие, использующие химические вещества или сжатый воздух.

4.Планирование деятельности.

Педагог: Вы узнали о роботах и робототехнике, а сейчас я предлагаю вам поработать в конструкторском бюро и нарисовать свои модели роботов, придумать их назначение, область применения и оснащение. На пример: модель контролирует порядок на улице.

5.Практическая работа. Обучающиеся работают над созданием эскиза своего робота. Описывают его технические характеристики.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Бокситогорский центр дополнительного образования»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

«Весёлый зоопарк»

Разработала: педагог дополнительного образования

Ксенофонтова Наталья Николаевна

Пикалёво 2015

Конспект занятия

«Весёлый зоопарк»

Ксенофонтова Наталья Николаевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «БЦДОД», город Пикалёво.

Объединение «Создание анимационных видеофильмов», 1-ый год обучения

Направленность работы объединения: техническая

В объединении занимаются 15 мальчиков, 6-9 лет

Тема: Создание проекта по выбранной теме

Тип занятия: повторение и закрепление новых знаний.

Межпредметные связи: информационные технологии, обществознание, физика, математика.

Цель занятия:

Создание моделей животных с помощью конструктора «ПервоРобот LEGOWeDo» (LEGO Education WeDo Construction Set) и запрограммировать его на выполнение действия при помощи программы LEGO Education WeDo.

Задачи:

- обучающие

    закрепить знания, умения и навыки при работе с конструктора ПервоРобот LEGOWeDo (LEGO Education WeDo Construction Set);

    закрепление знаний и умений при работе с .

- развивающие

    развить воображение и творческие способности, коммуникативные качества, познавательный интерес учащихся.

- воспитательные

    воспитывать информационную культуру, эстетическое восприятие окружающего мира.

Форма учебного занятия: комбинированная

Форма организации работы: коллективная, групповая.

Тип занятия: закрепление, применение и совершенствование знаний.

Материально-техническое оснащение:

1. Оборудование кабинета учебные столы, стулья, доска, компьютеры с установленной программой LEGO Education WeDo , конструкторы «ПервоРобот LEGO® WeDo» (строительный набор), проектор.

2. Демонстрационный материал: иллюстрации для физ.минуток, макет зоопарка, презентация с загадками о животных, дополнительные инструкции по сборке «Жираф», «Лягушка», «Бычок».

Структура учебного занятия

1. Организационный этап занятия (3 мин.)

1.1. Приветственное слово педагога.
1.2. Отметка отсутствующих.
1.3. Проверка готовности учащихся.

2. Подготовка учащихся к активной учебно-практической деятельности на основном этапе занятия ( 10 мин.)

2.2. Сообщение темы.

3. Основной этап занятия – усвоение новых знаний ( 35 мин.)

    1. Повторение правил техники поведения в компьютерном классе.

      Объяснение материала для выполнения творческой работы.

      Практическая работа учащихся.

4. Подведение итогов занятия (10 мин.)

4.1. Анализ деятельности учащихся. Демонстрация получившихся моделей и замещение их на макете.

5. Уборка рабочего места (2 мин.)

Ход учебного занятия:

Этап занятия

Действия педагога

Действия учащегося

    Организационный этап

    Приветственное слово педагога

    Отметка отсутствующих

    Обучающиеся приветствуют педагога

    Проверяют свою готовность к занятию

    Активизация знаний учащихся

    Подготовка к изучению нового материала

    Обучающиеся просматривают презентацию

    Обучающиеся внимательно слушают и отвечают на вопросы педагога

    Основной этап занятия – выполнение практической работы

    Педагог напоминает правила техники безопасности при работе в компьютерном классе.

    Отвечает на дополнительные вопросы обучающихся

    Наблюдает за выполнением работы и выполнением ТБ

    Педагог проводит физкультминутки

    Педагог оказывает необходимую помощь обучающимся

    Проговаривают правила техники безопасности

    Внимательно слушают педагога

    Обучающиеся выполняют самостоятельную работу, соблюдая ТБ

    Обучающиеся выполняют упражнения для расслабления глаз, мышц шейных позвонков, кистей рук.

    Заключительный этап

    Анализ деятельности учащихся

    Уборка рабочего места

    Обучающиеся демонстрируют свою работу и просматривают, и дают оценку работам товарищей.

    Убирают рабочее место

Планируемый результат:

В ходе занятия обучающиеся должны продемонстрировать следующие результаты в виде универсальных учебных действий:

- Регулятивные:

    Научиться программировать роботов с помощью программы LEGO Education WeDo.

- Познавательные:

    Изучение робототехники, создание собственного робота, умение программировать с помощью программы LEGO Education WeDo;

    экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов.

- Коммуникативные:

    развить коммуникативные умения при работе в группе или команде.

- Личностные:

    развитие памяти и мышления, возможность изучения робототехники на старших курсах.

Ожидаемые метапредметные результаты:

Обучающие:

    способны корректировать практическую деятельность, вносить изменения в учебный процесс;

    способны анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной или неуспешной деятельности;

    способны оценить результат деятельности (как чужой, так и своей);

    способны различать и сравнивать изучаемые объекты;

    способны публично выражать своё мнение;

    способны к диалогу;

    у них происходит развитие общего кругозора и творческих способностей.

Ожидаемые личностные результаты:

    стремятся доводить начатое дело до конца;

    готовы прийти друг другу на помощь;

    способность адекватно оценить свою деятельность;

    их индивидуальные достижения соответствуют уровню знаний обучающихся.

Методы, технологии обучения:

    эмоциональное стимулирование;

    игровой метод;

    традиционные технологии;

    компьютерные технологии;

    здоровьесберегающие;

    личностно – ориентированные;

    воспитательные;

    технология развивающего обучения.

Развёрнутый конспект занятия

ХОД ЗАНЯТИЯ

    Организационный этап

1.1. Приветственное слово педагога

    Здравствуйте ребята и уважаемые родители, гости сегодняшнего мероприятия! Я очень рада видеть вас на занятии!

1.2. Отметка отсутствующих

    Давайте проверим, кто у нас отсутствует на уроке и по каким причинам? (Обращение к учащимся)

    1. Проверка готовности учащихся к занятию

вводный инструктаж

    Посмотрите, все готовы для проведения занятия? (Ответы обучающихся)

    У каждого включен компьютер и присутствует конструктор на столе.

    Подготовка учащихся к активной учебно–практической деятельности на основном этапе занятия

2.1. Активизация знаний учащихся

вводная беседа:

    Начнём наше занятие с разминки, которая в последствии позволит нам сформулировать тему нашего сегодняшнего занятия.

    На разминке мы будем отгадывать загадки.

    В речке плавает бревно,

Очень хочет есть оно.

Пасть зубастую открыл

Злой, зелёный…

(Крокодил)

    Очень шустрые, смешные

И такие озорные.

По деревьям и лианам,

Без опаски скачут рьяно.

Видов много, их не счесть

Всех размеров они есть.

Вместе семьями живут,

Фрукты весело жуют.

(Обезьяна)

    Крупней всех птиц вот эта птица,

Она быстрей машины мчится,

А крылья у неё, как парус,

Летать не может птица...

(Страус)

    Он не может размышлять,

Любит только повторять.

Но, его ты не ругай,

Эта птица …

(попугай)

    Очень грозный и отважный,

Гривой он мохнатой машет:

И рычит, как на распев –

Это храбрый, сильный…

(лев)

    Прыг да шлеп по дорожке

Голова четыре ножки.

Распевала голова

Очень громко: ква-ква-ква.

(Лягушка)

    Есть копытный великан.

Шея как подъемный кран,

С рожками, пятнистый,

Но не очень быстрый.

(Жираф)

    Четыре копытца,

Пестры все бока,

Похож на корову,

Но нет молока!

(Бык)

    (Приложение 1. Демонстрация презентации с загадками )

    1. Сообщение темы и цели занятия

    Каких животных мы вспомнили на нашей разминке? (Ответы обучающихся)

    А где живут эти животные? (Ответы обучающихся)

    Где мы ещё можем их увидеть, кроме их родных мест обитания? (Ответы обучающихся)

    Вы все большие молодцы! Тема нашего сегодняшнего занятия – зоопарк, но не простой, а весёлый.

    Вот перед нами макет нашего «Весёлого зоопарка», но пока, если вы заметили в нём нет его жителей, задача нашего занятия – заселить наш зоопарк весёлыми животными.

    Если вы вспомните, то на разминке мы отгадывали загадки о восьми животных, столько же у нас вольеров на макете и конструкторов в классе, а значит, каждая группа будет собирать своего животного.

    Кто же мне подскажет, что мы должны сделать, чтобы наши животные ожили? (Ответы обучающихся)

    Молодцы! Конечно же написать программу.

    После выполнения моделей мы с удовольствием посмотрим, как они будут двигаться.

    Ну что готовы? (Ответы обучающихся)

    1. Подготовка к творческой работе

    Перед тем как приступить к работе, мы распределим, кто же кого будет собирать, у нас есть:

    1. Крокодил ( группа детей )

      Обезьяна ( группа детей )

      Птица – страус ( группа детей )

      Весёлые птички – попугайчики (группа детей )

      Лев ( группа детей )

      Лягушка ( группа детей )

      Жираф ( группа детей )

      Бычок ( группа детей )

    Для крокодила, обезьяны, птицы, льва и весёлых птичек мы находим инструкции в программе LEGO Education WeDo, а остальные уже открыты на рабочем столе компьютера.

    Открываем нашу программу, находим нужную модель. Все нашли своё животное? (Ответы обучающихся)

    1. Физкультминутка

    Мы с вами хорошо поработали, а теперь немножко разомнёмся. Давайте встанем и вместе с анимашками выполним небольшую зарядку. (Приложение 4. Демонстрация презентации с физкультминуткой)

    Основной этап занятия - выполнение творческой работы.

    1. Повторение правил техники безопасности

    Перед тем как приступим к работе, давайте вспомним правила ТБ.

(Ответы учащихся, примеры ответов:

    Находиться в классе в верхней одежде;

    Класть одежду и сумки на столы;

    Находиться в классе с напитками и едой;

    Располагаться сбоку или сзади от включенного монитора;

    Присоединять или отсоединять кабели, трогать разъемы, провода и розетки;

    Передвигать компьютеры и мониторы;

    Включать и выключать компьютеры самостоятельно.

    Пытаться самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;

    Перекрывать вентиляционные отверстия на системном блоке и мониторе;

    Ударять по клавиатуре, нажимать бесцельно на клавиши;

    Класть книги, тетради и другие вещи на клавиатуру, монитор и системный блок;

    Удалять и перемещать чужие файлы )

    Молодцы!

    1. Выполнение творческой работы

    Приступаем к выполнению работы, включаем инструкции, берем конструкторы.

    1. Физкультминутка для глаз

    Мы с вами отлично работаем, но наши глаза устали, поэтому сделаем зарядку для глаз. (Приложение 4. Демонстрация презентации с физминуткой )

    1. Продолжение выполнение практической части

    Продолжаем свою работу

    Я уверена, что у всех получилось просто замечательно.

    Подведение итогов занятия

    1. Анализ деятельности учащихся

    Какие вы молодцы, работали с интересом и были внимательными. Все животные получились, веселыми, яркими. Я очень довольна вашими результатами, каждый из вас хорошо потрудился.

    А теперь посмотрим, что у нас получилось.

    Здорово! А теперь давайте разместим зверей в наш весёлый зоопарк.

    Спасибо вам за работу!

    Уборка рабочего места

    Вы знаете, что после работы необходимо выключить компьютеры, убрать своё рабочее место, привести в порядок учебный кабинет.

Учащиеся убирают свои рабочие места.

Фотоархив занятия

Конспект занятия по робототехнике. Тема: «Забавные механизмы. Вратарь».

Возрастная группа: подготовительная группа
Этап обучения конструированию: предметное
Форма организации: подгрупповая
Форма организации обучения конструированию/робототехники: по образцу (схема)
Пространственно-временной ресурс: групповая комната 25-30 мин.
Предварительная работа: беседы о футболе, о предстоящем в 2018 году Чемпионате мира по футболу, просмотр футбольных матчей.
Оборудование: иллюстрации, схемы, инструкции, мультимедийный проектор, интерактивная доска, конструктор Lego WeDO, ноутбук.
Цель: Развитие способностей детей к наглядному моделированию, логическому мышлению, умению программировать и создавать рабочую модель вратаря.
Задачи:
Обучающие: продолжать формировать умение работать с деталями конструктора, программировать рабочую модель.
Упражнять в самостоятельном конструировании построек по схемам.
Развивать умение работать с предложенными инструкциями по сборке моделей.
Развивающие: Развивать творческий потенциал, логику, воображение, творчески подходить к решению задачи.
Развивать умение мыслить в четкой логической последовательности.
Воспитательные: воспитывать трудолюбие, эстетический вкус, любознательность.
Воспитывать умение дружно работать в группе.
Речевые: обогащать словарный запас детей техническими терминами.
Планируемый результат:
Дети умеют конструировать и программировать рабочую модель вратаря (с помощью схем).
Программно-методическое обеспечение: программа ДОУ, книга для учителя по работе с конструктором «Перворобот Lego WeDo»

Ход занятия

Организационный момент:
Воспитатель: «Здравствуйте ребята! Скажите, пожалуйста, кто знает какое событие ожидается в нашей стране и в Екатеринбурге в 2018 году?»
Дети: «Чемпионат мира по футболу»
Воспитатель: «Ребята скажите, а что вы знаете о футболе?»
Дети: «В футбол играют 11 человек, есть вратарь, защитники, полузащитники и нападающие. В игре 2 тайма, каждый длится по 45 минут»
Воспитатель: «А как вы думаете, кого из футболистов мы сможем построить из конструктора LEGO Wedo»
Дети: «Вратаря, нападающего»
Основная часть:
Воспитатель: «Футбольный матч – это очень интересное и захватывающее зрелище. Недаром футбол называют игрой миллионов. Некоторые из наших ребят занимаются в футбольных секциях и им это очень нравится. И даже на улице, во время прогулки, на нашей площадке разгораются нешуточные футбольные сражения. Футболисты должны быть очень выносливыми, чтобы находиться в движении все 90 минут матча. Перед матчем они обязательно проводят разминку, чем мы сейчас с вами и займемся»

Физкультминутка «Юные футболисты»:
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (прыжки на месте)
Наклонился правый бок. (наклоны туловища влево – вправо)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (руки вверх)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (присели на пол)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (сгибаем ноги в колене)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (подняли ноги вверх)
И немного подержали.
Головою покачали (движения головой)
И все дружно вместе встали. (встали)

Воспитатель: «А теперь приступим к созданию нашего вратаря.
Дети по инструкции собирают вратаря.
Воспитатель при необходимости помогает, исправляет ошибки.
Воспитатель: «Вы замечательно справились с заданием. А сейчас мы начнем наш футбольный матч».
Дети программируют свои постройки и запускают их.
Воспитатель: «Нападающий бьет по воротам соперника, но вратарь отбивает мяч, болельщики ему аплодируют»
«Нападающий забивает гол в ворота соперника, пробрасывая мяч мимо вратаря, болельщики ликуют».
Рефлексия:

Замечательный футбольный матч у нас сегодня получился.
Скажите, пожалуйста, что вам больше всего сегодня понравилось?
Что вы нового узнали о футболе?

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22 общеразвивающего вида»

Конспект ННОД

по конструированию и робототехнике

Проект птицы

старшая группа

Составила воспитатель:

Соколова Лариса Владимировна.

г. Печора.

2017г.

Тип ННОД : Занятие по закреплению знаний, умений, навыков.

Вид ННОД: Конструирование и робототехника.

Тема ННОД: Проект птицы.

Старшая группа.

Цель ННОД: Развитие способности детей к наглядному моделированию, создание рабочей модели птицы.

Развитие логического мышления и умения программировать заданное поведение модели.

Программное содержание:

1.Формировать практические навыки в конструировании и программировании моделей с применением зубчатой передачи;

Обучать детей умению усовершенствовать свою модель, путём дополнения датчика расстояния и изменения программы для модели.

2. Развивать мелкую моторику рук, элементы логического мышления, внимание, конструкторские навыки.
Закреплять умение конструировать по схеме, развивая навыки счёта, сравнения

по величине, ориентировке на плоскости. Развивать речь детей при отгадывании загадок, составлении описания своей модели.

3. Воспитывать интерес к конструированию из ЛЕГО. Воспитывать взаимопонимание, доброжелательность, инициативность, ответственность, желание помогать друг другу, работая в подгруппе, воспитывать умение анализировать свою работу.

Словарная работа:

Зубчатая передача, коронное зубчатое колесо, датчик расстояния, блоки программы, модель.

Оборудование:

1.Телевизор для показа презентации.

2.Аудиозапись «пение птиц».

3.Компьютеры.

Демонстрационный материал:

    Мультимедийная презентация.

    Картинки-схемы плана работы.

    Картинки блоки программы.

    Магниты.

Раздаточный материал:

1.Констркторы лего веду

2.Схемы сборки модели птицы на каждого ребёнка.

1 .Предшествующая работа (установление взаимосвязей ).

Наблюдения за птицами на прогулке (сравнение внешнего вида, поведения, сравнение скорости взмахов крыльев маленьких и больших птиц, узнаём птиц по следам на снегу).

Системный оператор: «Цыплёнок», «Синица», «Ворона».

Просмотр презентаций: «Пернатые друзья», «Синица», «Колибри - самая маленькая птица в мире», « Птицы нашего края».

Оформление альбомов: «Птицы республики Коми», «Самые крупные летающие птицы», «Птицы».

Проекты детей: «Синица», «Клёст», «Страус», «Колибри».

Конструирование не программируемых моделей птиц из конструкторов лего, лего дупло, кроха и из других видов конструкторов. Конструирование птицы по картинке конструктором «Первые механизмы».

Организация выставки «Конструируем птиц».

Ход занятия.

дети стоят полукругом, лицом к воспитателю

Пришла весна! Облака бегут быстрей, небо стало выше, зачирикал воробей веселей на крыше! Почему птицы с приходом весны стали звонче и веселее петь?

Ответы детей (солнце стало припекать, становится теплее, радуются теплу)

Какие птицы прилетают к нам с приходом весны?

Ответы детей (перелётные, грачи, скворцы, чайки, утки, гуси)

Какие птицы не покидали наш край?

Ответы детей (зимующие, голуби, синицы, воробьи)

Какую пользу приносят птицы?

Ответы детей (поедают вредных насекомых, спасая растения от гибели, опыляют растения и разносят семена)

Можем ли мы себя назвать друзьями птиц?

Ответы детей (да, потому что мы заботимся о птицах зимой, мастерим кормушки и подкармливаем их, не обижаем птиц)

Какие правила должны знать настоящие друзья птиц?

Ответы детей (не подходить к птичьим гнёздам, не трогать птенчиков и не уносить их к себе домой)

Слышим звук электронного письма, включается презентация, с анимацией.

Детям предлагается присесть на стулья для просмотра презентации

Просмотр презентации.

Слайд 1. Речь совы : «Здравствуйте ребята! Сорока в наш сказочный лес принесла весть о том, что вы лучшие друзья птиц! Многие птицы леса захотели подружиться с вами, но чтобы покинуть лес, необходимо пролететь через лего мост и превратиться в лего детали.

Лишь три птицы решились отправиться в путь и теперь только вы сможете оживить их.

Если отгадайте мои загадки, то решите, какую птицу вы соберёте».

Слайд 2. Вы готовы узнать какие птицы могли покинуть сказочный лес?

Слайды 3,4,5. Угадать птицу по звукам, сова, дятел, кукушка.

Слайд 6. Узнать птицу по окраске (снегирь, сорока, синица).

Слайд 7. Узнать птицу по форме клюва (пеликан, клёст)

Слайд 8. Узнать по строению лап, какая из птиц водоплавающая, какая хищная.

Слайд 9. Узнать по размеру (альбатрос, колибри).

Слайд 10. Сова хвалит (молодцы ребята, вы хорошо различаете птиц, желаю вам удачи!).

Выключается презентация, детям предлагается подойти обсудить план работы.

Что мы должны будем сделать, для того, чтобы оживить прилетевших к нам птиц?

Схема плана работы (выставляются символы)

1. Собрать модель по схеме.

2. Составить программы.

3. Подключить модель к программе

4. Презентация моделей. Рассказы детей о своих «птицах».

Прежде чем мы приступим к работе, разомнем наши пальчики!

Пальчиковая гимнастика

С наступлением весны,

Птицы прилетают.

Возвращаются скворцы,

Работяги и певцы.

Пальцы рук сжимаются в кулаки и разжимаются.

А грачи у лужицы

Ладони раскрыты, соединены чашечкой.

Шумной стайкой кружатся.

Круговые движения кистями рук.

Журавли летят, торопятся,

Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.

А малиновка и дрозд,

Занялись устройством гнезд.

Пальцы рук в замок ладони открыты.

2. Ребята, посмотрите на платформе уже установлены лапки птицы и подставка под моторчик, а детали разложены на трёх подносах для того чтобы вы быстрее смогли собрать птицу по частям, договоритесь в своих тройках, кто из вас будет собирать туловище и механизм птицы, кто голову, а кто крылья.

Внимательно смотрите на схему, не забывайте придерживать детали при креплении. Скрепить части вместе помогу вам я.

Дети договариваются и рассаживаются за столы, начинают сборку по схеме. Работаем под музыку «пение птиц».

Как только будут собраны модели, вместе обсуждаем построение программы для маленькой птички и для большой (работаем у доски с картинками блоки программы )

3. Выбор детьми программы (в зависимости от задуманного размера птицы),

Подключение к программе.

4. Усовершенствование моделей (добавить датчик расстояния, тем самым озвучить птицу), изменение программ, ввод блока ожидания датчика расстояния, для включения звука, голоса птицы.

Презентация своих моделей.

Пример: наша птица маленькая, она часто машет крыльями, проживает в скворечнике и питается вредными насекомыми, принося пользу растениям.

Получилось у нас с вами оживить сказочных птиц? Какой механизм мы использовали в наших моделях, какой датчик мы использовали для добавления пения птиц. Что помогло нам достижению поставленной цели?

Наша дружба и знания.

Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу, если вам было интересно и не сложно на всех этапах нашей работы, то прикрепите магнит зелёного цвета, если в каком - то из этапов вы испытывали трудности, то прикрепите там красный магнит.

Вы смогли оживить птиц, несмотря на то, что испытывали трудности, помогла вам ваша дружба и, конечно же, ваши знания. Наша выставка пополнилась новыми «птицами» и мы можем пригласить ребят из других групп, рассказать о птицах и познакомить их с правилами настоящих друзей птиц!