Занятие путешествие в прошлое земли. Конспект занятия

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Тополёк", р.п. Куйтун Иркутская область

Тарасевич Т.С. Конспект открытого занятия "Путешествие в прошлое" // Совушка. 2016. №2..2016.n2-a/VP16030031.html (дата обращения: 28.12.2019).

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Цель: развитие познавательной деятельности.
Задачи:

  1. Закреплять цифры от 1 до 7;
  2. Продолжать развивать умение работать по инструкции и классифицировать предметы по признакам "Съедобное не съедобное";
  3. Формировать правила поведения в природе.

Материал: мультимедиа, видео запись от дикаря, карта путешествия, волшебные трубки, карандаши, карточки для записи, цифры, геометрические фигуры на одноразовых бумажных тарелках, строительный материал, фонарь, чёрная ткань, кости с полосками, цифры до 7, разрезные картинки с животными, котелок ложки, перловка, мерные стаканчики.

Содержание организованной деятельности по ФЭМП

Воспитатель: Ребята сегодня мне на электронную почту пришло сообщение SOS Кто - то просит помощи у нас. Посмотрим послание.
Дикарь: SOS помогите, спасите мы совсем пропадаем! Мы не умеем считать, не знаем цифр, не умеем играть, мы погибаем от холода и голода, от тоски.
Воспитатель: Поможем дикарям?
Дети: Да.
Воспитатель: А что бы попасть к дикарям мы должны расшифровать карту нашего передвижения.
Для расшифровки нам потребуется волшебные трубочки, посмотрите в них, и зарисуйте на карте элемент, какой увидите.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Что бы попасть к дикарям мы должны, как говорит карта пройти по волшебным кочкам. Выберете и постройте по порядку кочки с цифрами. Дети выполняют задание.
Теперь мы можем перейти на остров к дикарям. Дети переходят.
Воспитатель: Как холодно ребята мы тут замёрзнем. Что же делать. Ответы детей. Воспитатель предлагает развести костёр. Давайте вспомним правила поведения в природе. Кто разводит костёр?
Дети: Взрослый.
Воспитатель:
А я разведу костёр волшебный, но сначала вам нужно набрать веток для костра каждому по 5 веточек. И принести к костру.
Дети ищут по группе и находят ветки, отсчитывают по 5, приносят к костру.
Воспитатель раскладывает ветки и просит детей закрыть глаза. Незаметно в ветках включает фонарь с радужным светом.
Пальчиковая гимнастика
Раз ладошка два ладошка греемся, греемся
Два прихлопа, три притопа греемся, греемся.
Бег на месте, бег на месте весело, весело.
Ну-ка дружно потянулись и друг другу улыбнулись.
Дикарь:
Спасибо ребята от вашего волшебного огня я согрелся, и моё племя тоже согрелось. А теперь помогите нам разобраться с нашей пищей. А то едим всё подряд и погибаем.
Д\и на мультимедиа "Съедобное не съедобное"
Дети выполняют задание и выделяют лишние предметы.
Дикарь:
Ура теперь мы будем сытые, и не будем умирать. Вот вам косточки держите с ними вы поиграйте
Воспитатель ловит косточки и обращает внимание на метки на косточках, предлагает их посчитать и найти цифру показать дикарю и назвать цифру.
Воспитатель дикарю "Понравилась игра?"
Дикарь: Да.
Дикарь А, может вы нас ещё какой игре научите. Мы ничего не умеем, игрушек у нас нет одни кости.
Воспитатель: Ребята подумайте, в какую игру мы можем научить играть дикаря.
Дети предлагают.
Речевая игра
На полянку на лужок покатился колобок
волк увидел колобка, отнесу его сынкам.
Пусть потешатся зверушки
нет у них такой игрушки.
Хвать волчище колобка
за игольчаты бока.
Укололи иглы волка
будет помнить долго, долго.
Не видать лица не ножек
колобок то это ёжик.
Повторяем с дикарём.
Воспитатель:
Дикарь ушёл учить игре своё племя, а я вам предлагаю приготовить кашу для племени дикаря. Какие каши вы знаете: пшённая, манная, рисовая, перловая….
Воспитатель:
Я предлагаю сварить из перловки. Работаем по схеме 3:1.
Дети работают и высыпают перловку в котелок, из миски отсчитывая по 3 ложки перловки, и вливают по стакану воды. Оставляют вариться, на волшебном огне и прощаются с дикарём.
Воспитатель:
Ребята закройте глаза, мы с вами возвращаемся в детский сад.
Чему мы научили дикарей.
Дети: цифрам, правильному питанию, играм…

Воспитатель . Ребята, а вы хотите попасть в прошлое, что было давным-давно?

Представьте, что у нас с вами есть машина времени! Мы отправляемся с вами в путешествие! Все закрыли глаза, и прислушались к тишине.

(Звучит звук машины времени) . Открываем глаза. Слышите?

(Звучит русская песня).Это девицы и молодцы хоровод водить торопятся, а за ними и ребятишки следом. И мы с вами в хороводе пойдем,а отправимся в гости на посиделки.

«Музыкальная дорожка » русская народная мелодия «Ах, вы сени»
1. Дружно за руки возьмемся
И по кругу все пойдем
Мы шагаем не спеша
Ногу ставим мы с носка
(Идут по кругу хороводным шагом)
2. Врозь носочки, пятки вместе
Потанцуем мы на месте
Приседаем, посмотри
Спинку ровненько держи
(Выполняют полуприседания «Пружинка»)
3. А теперь мы поспешим
По дорожке побежим
И попрыгаем немножко
По дорожке, по дорожке
(Выполняют поскоки друг за другом)
4. Тихо, тихо мы пойдем
В гости мы сейчас зайдем
(Выполняют пружинящий шаг)

А вот и домик небольшой,

Дым колечком над трубой,

Видно, варится обед,

Есть здесь кто-то или нет?

Хозяйка: Здравствуйте,гости дорогие, милости прошу в мой дом. Гость на двор – хозяйке радость!

Посмотрите у нас сегодня гости. Приветствуем Вас люди добрые!

Хозяйка: Проходите, присаживайтесь на самые удобные скамейки, на самые мягкие подушки. Красному гостью красное место.

В старину темными и зимними вечерами собирались люди в большой избе на посиделки.

Люди начинали заниматься домашними делами, все делали своими руками, да не кое-как, а так, чтобы душа пела да глаз радовался. Хотите узнать в каких избах жили раньше.

Видео «Русская изба»

Избами назывались раньше дома, построенные из дерева.Избы были небольшими, всего одна комната. А комнату в те времена называли горницей.В горнице стояла печь, стол,лавки,домашняя утварь. Вдоль стен стояли широкие лавки,на которых сидели, а иногда спали. В каждой избе была прялка, на которой женщины пряли шерстяные нитки и вязали носки, варежки и другие вещи.

Все в русской избе было сделано из дерева. Вот и в моей горнице все деревянное. Можете в моей горнице все посмотреть и все потрогать.

Воспитатель .Ребята, а я то просмотрела из чего построена изба? А что главное было в избе? Для чего нужна была печь в избе?.Как раньше назывались деревянные дома? Как называлась комната в избе. Из чего сделаны лавки. посуда?А какие вы молодцы. Все запомнили.

Хозяйка. Где песня льется, там весело живется.

А ну-ка разбирайте ложки хохломские,псковские.Запевайте песню шуточную.

Давным-давно из древности до нас дошли добрые сказки, хитрые загадки, веселые игры, шутливые потешки, пословицы, скороговорки… все это придумал народ и называется это – « Фольклор » - народная мудрость.

А как мы знакомимся с фольклором разных народов?

Но в старину всего этого не было.

Как же люди обучали детей порядку, обычаям, традициям?

Хозяйка : Верно, в старину старики передавали знания традиций от одного к другому через сказания, легенды, былины, через песенки, потешки, приметы, поговорки.

А давайте прибаутки сказывать.

Раздается плач ребенка.

Х-ка .Ой ребята, а знаете кто плачет в моей колыбельке. Пойдемте, посмотрим.Подходит к колыбельке приговаривает потешку.

А у меня есть доченька
звать ее Аленушка.

Девочка припевочка,

Круглая головушка.

Моей доченьке Аленушке пришло время спать. А вы знаете, что раньше укладывали детей спать вот в такие кроватки, которые назывались колыбельками или люльками. Укачивая в колыбельке ребенка,мама напевала баю-бай, желая своему сыночку или дочке добра и здоровья. Давайте и мы споем колыбельную песенку.

Вот и спит моя доченька.

Положу-ка я ее в колыбельку.

Тары-бары растобары

Поиграть сейчас пора бы.

Игра «Угадай героя сказки»

У меня есть волшебный клубочек (показывает).

1.Был похож на мяч немножко

И катался по дорожкам.

Укатился ото всех,

Кроме «рыжей» , вот так смех! («Колобок» )

2.Лисичка дом себе нашла,

Мышка добрая была.

В доме том, в конце концов,

Стало множество жильцов. («Теремок» )

3.Если сбрасывает кожу,

На красавицу похожа.

(Царевна-лягушка)

4.Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети?

(Семеро козлят)

5. Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Хорошо знаете сказки, молодцы.

В старину любили разных зверушек и даже складывали про них песни. Мы с вами сейчас споем русскую песню «Плетень»

Хозяйка : А вы, мои хорошие, знаете, кто такой домовой? А чем он занимается?

Хозяйка : Да, домовой оберегает хозяйский дом и двор. Где в доме обычно живёт домовой?

Хозяйка : Правильно.

В моем доме, живёт домовой Кузя. Он, как и вы, ещё маленький, он домовёнок.

Раздаётся стук за печкой.

Хозяйка высказывает предположения,что кто- то пришёл и предлагает пригласить его в дом. Однако никто не появляется. Ситуация повторяется трижды. Хозяйка предлагает пригласить невидимого гостя самыми вежливыми и добрыми словами, которые ребята только знают.

В ответ на печке – ширме появляется игрушка- домовенок Кузя.

Домовой за печкой жил,

С ребятишками дружил,

Он хозяйке помогал,

Всех гостей он развлекал.

Потом прячется, затевая с детьми игру «Аюшки».

Хозяйка : Конечно. Как вы ребята, думаете,а у вас в детском саду есть домовой? Подумайте, как можно назвать домового, который живет в детском саду?

Слышится шум, грохот.

Хозяйка: Это Кузя опять проказничает. Пойду посмотрю, что на этот раз он сделал.

Ребята, вы представляете, что он сделал? Перевернул чашку с металлическими гайками в чашку с горохом. Что мне делать? Как мне отделить гайка от гороха?

Игра «Волшебный магнит»

Хозяйка . Спасибо, ребята. Давайте еще поиграем.

Игра «Шел козел по лесу»

Хозяйка У моего, Кузи все носки прохудились, хотела заплатки поставить да забыла. Ребята, поможете мне заплатки поставить?

Игра «Подбери заплатку»

Хозяйка Спасибо вам,ребята.

Вот и закончились наши посиделки. Мне пора уходить. Заходите еще ко мне в гости. Я вам блинов, да пирогов напеку. До свидания.

Воспитатель . А нам тоже пора в детский сад возвращаться. Включаем машину времени. Закрываем глаза… Вот мы опять в детском саду.

А вам понравилось наше путешествие в прошлое? Чему вы сегодня научились? Что нового узнали? Что больше всего понравилось? Все вы были молодцы!

Смотрите. Здесь какая-то записка, наверное, хозяюшка оставила. Давайте прочитаем. « Желаю вам жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и фольклор наш любить!» .

А теперь, мы попрощаемся с гостями. До свидания!

МДОУ Хорошевский д/с

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ

Разработала музыкальный руководитель

Громова Н.В.

Интеграция образовательных областей:

Художественно-эстетическое развитие, речевое, познавательное,

социально - коммуникативное.

Цели:

Развивать познавательный интерес детей, связанный с историческим прошлым родного края (жилище, быт, род занятий).

Задачи:

Формировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы и поговорки, загадки. Обогатить словарь названиями предметов быта и названиями орудий труда. Прививать уважительное отношение к истории своего края. Развивать патриотические чувства.

Предварительная работа:

Посещение мини - музея в детском саду. Разучивание пословиц, поговорок, русских народных игр и песен.

Оборудование:

Предметы быта: горшки, ложки, самовары, ухват, прялка. Вышитые полотенца, скатерти, салфетки.

(Дети и взрослые одеты в русские костюмы .)

Ведущая: Ребята, вы сегодня такие красивые. Нарядились мы с вами не случайно. Сегодня мы отправимся в далёкое прошлое нашего Ржевского края. А чтобы нам попасть в прошлое, у меня есть волшебное блюдечко и наливное яблочко. Но без вашей помощи мне не обойтись. Я буду говорить волшебные слова, а вы мне помогайте.

Дети и воспитатель: Играй, играй блюдечко

Катись, катись яблочко

Покажи нам леса, поля,

И широкие луга.

И небес высоту,

Родных деревень красоту.

Звучит музыка. Перед детьми стоит стол с гончарными изделиями д. Санталово.

Воспитатель: Где это мы оказались?

Да это же наша соседняя деревня Санталово. Здесь люди живут мастеровые. Своими изделиями прославили они свою деревню. Чудеса из глины делают. Взрослым горшки, крынки, а малым детям игрушки, свистульки.

Дети и воспитатель рассматривают изделия. Воспитатель обращает внимание детей, как назывался в нашей местности кувшин для молока-горлан.

Как вы думаете: «Почему?»

Воспитатель: Продолжим путешествие.

Воспитатель и дети: Играй, играй, блюдечко

Катись, катись яблочко

Покажи на леса, поля

И широкие луга,

И небес высоту,

Родных деревень красоту.

Снова звучит балалайка. Перед детьми появляются валенки.

Воспитатель: Ребята, мы с вами в деревне Пеленичено. Здесь и по сей день валяют валенки.

Одень валенки - и мороз вам не страшен. Ребята, а какую обувь в старину носили летом? Из чего ее делали?

Дети рассматривают лапти из бересты. А еще в наших деревнях плели лапти из веревок, льняных ниток.

Воспитатель и дети: Путешествие продолжается.

Играй, играй блюдечко

Катись, катись, яблочко

Покажи на леса, поля

И широкие луга,

И небес высоту,

Родных деревень красоту.

Воспитатель: А где это мы оказались? Ой да мы с вами в родной деревне нашего Паши Пикунова.

Паша, как называется твоя деревня? Чем же славились жители д. Муравьево?

Здесь, ребята, жили славные мастера, которые своими изделиями обеспечивали всех жителей близлежащих деревень, в которых мы с вами побывали. А также изделия свои: топоры, гвозди и другие металлические изделия, без которых в хозяйстве не обойтись, продавали в г. Ржеве на ярмарке. Вот из Ржева то и попали «муравьевские» топоры в Австрию на выставку, где получили очень высокую оценку-медаль. Топоры были столь прочными, что могли рубить камень.

Слава и хвала умельцам нашего края. Издавна русский народ славился своим трудолюбием.

Об этом говорят пословицы:

    Умелые руки не знают скуки.

    Скучен день до вечера, коли делать нечего.

    Без труда не выудишь рыбку из пруда.

    Хочешь, есть калачи-не сиди на печи.

Воспитатель: Ребята а как выдумаете, чем занимались дети в этих деревнях?

Они помогали родителям?

Раньше в деревнях почти каждый мужчина умел плести корзины, лапти. И мальчики с детства знали как готовить лозу для корзин. Девочки умели прясть, вышивать. А еще дети в старину тоже любили играть, как и вы.

Воспитатель: Где ваши умелые ручки?

Пальчиковая игра.

Воспитатель: Весело играли. Нам пора домой в деревню Хорошево.

Только скажем волшебные слова:

Играй, играй блюдечко

Катись, катись яблочко

Покажи на леса, поля

И широкие луга,

И небес высоту,

Родных деревень красоту.

Звучит веселая музыка, вносится самовар, пироги.

Воспитатель : Ох, и путь-то больно долог.

Насчитала сорок елок,

То на лавке посижу,

То в окошке погляжу.

Позову ка я хорошевских ребят на посиделки:

Эй, девченки-веселушки,

Озорные хохотушки!

Эй, ребята-молодцы

Озорные удальцы.

Приходите поплясать

Долгий вечер скоротать.

Дети подходят к воспитателю.

Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие!

Дети:

1-й ребенок : Хорошему гостю и хозин рад!

2-й ребенок: Хозяюшка в дому, что оладушек в меду!

3-й ребенок: Много гостей, много новостей!

Разговорами каши не сварить. Пора и чай пить.

Воспитатель : Красному гостю-красное место. Будьте как дома присаживайтесь.

Дети садятся на лавки.

Мальчики: Девочки-беляночки,

Где вы набелилися?

Девочки: Мы вчера коров доили,

Молочком умылися.

Воспитатель: Разговорами каши не сварить. Пора и чай пить.

Вдруг слышится грохот. Входит домовой.

Домовой : Ишь какие прыткие! Соломинка вам в нос!(чихает).

Я можно сказать, здесь век живую. Дом можно сказать на мне, домовом- Васе держится, и никаких тебе пирогов. А они явились и сразу им чай, пироги! Одним-все, а другим- ничего? Где, спрашивается, справедливость? Соломинка вам в нос(чихает). Отбирает пироги .

Воспитатель: Васенька, отдай пироги. Не сердись!

Вася: Ага!? Отдайте загадки?

Дети: Хорошо. Загадывай!

Домовой : 1. Каким инструментом можно щи хлебать?

2. Кашу, щи варит, валенки, варежки ребятам сушит, мои косточки греет?

3. Четыре ушка, два брюшка?

Воспитатель: Мы твои загадки отгадали?

Домовой : Уж больно смекалистые твои ребята!

Воспитатель : Уговор дороже денег! Отдавай наши пироги.

Домовой: Я тоже люблю пироги и загадки отгадывать.

Воспитатель : Хорошо слушай. Ребята загадывайте!

Дети:

    Не бык, а рогат?

    Четыре брата под одной крышей стоят?

    Сверху дыра, снизу дыра, внизу огонь, да вода?

Домовой: Молодцы! Распотешьте песней меня!

Дети: Хорошо!

Воспитатель : Пойдем с нами в хоровод, Вася.

Дети водят хоровод «На горе то калина». Садятся пить чай.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Путешествие в прошлое книги».

Программное содержание:

Познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги.

Дать детям знания о том, как преобразовывалась книга под влиянием творчества человека, сохраняя при этом существенные характеристики.

Возбудить интерес к творческой деятельности человека.

Воспитывать бережное отношение к книге.

Материал к занятию:

Иллюстрации с изображением старинных книг; узелковое письмо, береста, египетский папирус, наскальная живопись.

Иллюстрации этапов изготовления книги, изображение печатного станка. Выставка разных книг.

Иллюстрации с нарисованными на листочках древними заглавными буквами.

Ход занятия.

Дети, сейчас я вам загадаю загадку, а вы подумайте и скажите, что это?

Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно

Ты беседуй чаще с ней –

Будешь вчетверо умней!

(Книга).

Правильно, это – книга.

Для чего нужны книги? (Выслушать ответы детей). Чтобы читать, узнавать новое, чтобы учиться в школе, чтобы быть умнее. Правильно, люди передают знания, информацию друг другу с помощью книг.

Обратить внимание детей на выставку современных книг.

Расскажите, какие бывают книги? (словари, энциклопедии, книги для взрослых и детей).

Из чего делают книги? (из бумаги).

Из каких частей состоит книга? (обложка, корешок, страницы).

А всегда ли книги были такими, как вы думаете? (Не всегда).

Правильно. Давным-давно были времена, когда книг не было. Единственным средством сохранения и передачи информации о событиях, людях была человеческая память. Необходимые сведения заучивались наизусть и на дальние расстояния посылались «живые письма» - гонцы. Но много запомнить было трудно и тогда люди придумали на длинной верёвочке, ленточке завязывать узелки, потом спутывали её в клубок. (Показать иллюстрацию). Чтобы прочитать такое «верёвочное письмо», надо было его развернуть и провести пальцами по всем узелкам. Можете себе представить, как неудобны были такие «верёвочные письма». Узелки могли разорваться, запутаться, а слова-узелки забыть.

Потом, люди изобрели рисуночное письмо. (Показать иллюстрацию). Человек изображал в рисунке какие-либо действия. Автор без труда мог рассказать о том, что нарисовал. Такое рисуночное послание на какую-нибудь тему можете составить и вы. Нарисовать, например, как ты пошёл гулять с друзьями или родителями, что было во время прогулки, и что было потом.

Но вот беда, не всё можно передать в таком рисунке. Один может понять по своему, другой иначе.

Постепенно люди искали новые способы передачи мысли. Человек уже придумал буквы, умел писать. Он записывал то, что хотел запомнить. На чём же он писал? Учёные находят надписи на камне, на скалах. (Показать иллюстрацию). Они хранятся тысячи лет. Это удобно? (Ответы детей).

В разных странах писали на том материале, который находился вокруг. Например на глиняных дощечках. (Показать иллюстрацию). На влажной глиняной дощечке писали острой палочкой.

Как вы думаете, удобно было читать такие книги. (Ответы детей). Нет, неудобно. Они тяжёлые, листать их неудобно.

Пробовали люди писать и на бересте. (Показать иллюстрацию). Береста – это наружная часть берёзовой коры, Буквы процарапывали особыми костяными инструментами. Однако, и такой способ письма был неудобен.

А вот в Древнем Египте писали на папирусе. Это болотное растение похожее на камыш. Стебли его гладкие разрезали вдоль и укладывали рядами, затем спрессовывали. Получался материал, похожий на бумагу, только тоньше. Большие тексты писали заострёнными палочками на длинных полосах папируса. Их длина иногда достигала до 40 метров, затем сворачивали в свитки. (Показать иллюстрацию). К сожалению, папирус не очень прочный. Ему нужен только сухой воздух. Поэтому человек искал новый материал для письма. Им стал пергамент. Пергамент – это обработанная кожа из шкур телят. Он был прочнее. Из пергамента впервые стали делать книги, очень похожие на наши. Они были очень дорогие, ведь на одну книгу требовалось целое стадо коров! Понятно, что купить книгу мог только богатый человек.

Помогла человеку бумага. Изобрели её в Китае. Секрет изготовления бумаги китайцы долго держали в секрете от других народов. И только через века они узнали как делать это чудо. И тогда появились первые книги из бумаги. Сначала их писали пером от руки. Обычно писал человек, у которого был красивый почерк. (Показать иллюстрацию с изображением летописца).

Чтобы книга привлекала внимание, её красиво оформляли: рисовали картинки, выделяли заглавные буквы яркими красками. (Показать иллюстрацию старинной книги и нарисованные на листах древние заглавные буквы).

Нужно было очень много времени, чтобы написать одну книгу вручную.

Как вы думаете, эти книги были доступны многим людям?

А что придумали люди, чтобы книг было много? (Придумали печатать).

Человек придумал печатный станок. (Показать печатный станок). И ускорил изготовление книг. Машины обрезают и сшивают листы, печатают красочные обложки, иллюстрации и изготавливают переплёт, чтобы книга служила дольше.

Как вы думаете, прежде чем напечатать книгу, что необходимо подготовить? (Ответы детей). Материал для книги. Над этим работают поэты, писатели, художники. Они решают, какого размера будет книга, как она будет выглядеть, какие будут рисунки.

Люди, каких профессий трудятся над созданием книги? (писатели, художники, печатники, наборщики). Умные машины разматывают бумагу с барабана, разрезают, печатают, скалывают листы в отдельные тетради, сшивают их и делают переплёт. Вот какой длинный и трудный путь у книги и сколько людей принимает участие в её создании.

И вот писатель Лев Толстой
Рассказывает сказку.
Хоть у машины нет ума,
Но знает она дело.
Листы нарежет вам сама
И сложит их умело.
А переплётчик их сошьёт,
Края обрежет мигом,
Потом оденет в переплёт,
И вот пред вами книга.
Приятно книжки почитать,
А сделать их попробуй
Искусство тонкое -печать,
И требует учёбы.

воспитатель:
- Дети, кто из вас знает, какие правила надо соблюдать, чтобы наши глаза не устали во время чтения?
Правильно, низко не накланяться, свет должен падать с левой стороны, не читать лёжа и во время движения в транспорте.

А сейчас мы выучим гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз:
Мы читали, рисовали,
Глазки наши так устали,
Дружно встанем по порядку,
Проведём для глаз зарядку.
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
(предложить детям проследить глазами за движением, какого либо предмета, двигающегося в разных направлениях.)
воспитатель:
А вы умеете беречь книги?

Итог занятия:

Вот какой долгий путь проделала книга, пока не стала такой, какой мы её знаем теперь. Человек всё время мыслил, думал, внимательно изучал то, что его окружало. Сейчас бумагу делают из древесины. Она и по сей день остаётся главным материалом для письма и печатания.



Программное содержание.

  • познакомить детей с историей посуды, с процессом её преобразования человеком,
  • активизировать познавательную деятельность детей,
  • вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого.

Материал.

  • ложки из разных материалов,
  • предметы старины,
  • кассета или диск “Ложкари”,
  • диск со слайдами,
  • иллюстрации,
  • угощения.

Предварительная работа

Посещение горенки.

Ход занятия

Дети с воспитателем заходит в музыкальный зал, наряженный под русскую избу. Здороваются, хотя там никого нет.

Воспитатель (В): А сюда ли мы пришли? У нашей бабы Матрены в горнице что было? (печка, а на печке висели лапти и т.д.)

В: Но лаптей здесь нет, вот это чудо!(дети отыскивают)

Ухват у печки стоял и тут он есть. Значит и здешняя хозяйка почему-то не может обойтись без ухвата. Почему? (в печке горячо, в неё нужно ставить посуду, можно обжечься)

В: А какие ещё вещи старины вам показались знакомы, такие же как у бабушки Матрены в горнице. (дети называют)

В: Да где же сама-то хозяйка? (За дверью слышится русская народная песня) Уж не она ли там поет, пойду, посмотрю.

Заходит баба Дуня (переодетый воспитатель)

В: Ой кто это? (ложка)

Ложка (Л):

Спасибо вы меня узнали,
Но скажите-ка, друзья,
Чем горжусь я постоянно,
Для людей я чем важна?
Коль ответ ваш будет верен
Дальше буду говорить,
Как такую вот красавицу
Человек смог сотворить

А что можно делать со мной? (есть суп, кашу, мешать пищу, есть ложки, которые помогают надевать обувь, играть)

А как вы думаете, кто меня сделал? (человек)

А когда сделал? (давно).

Вот этот первобытный человек, который жил в пещере (показ слайда или иллюстрации).

Л: Правильно, когда жили наши предки, меня на земле ещё не было.

А как ели эти люди? Чем? (руками)

Л: А как вы думаете, удобно ли было есть пищу руками? (ответы детей)

Вот у меня в чугунке щи есть ещё с утра сварила, сейчас мы их попробуем – угощайтесь, гости дорогие! (предлагает детям, они отказываются)

Л: Вот так и люди постепенно поняли, что без ложки неудобно и сделали ложку. Но она совершенно не похожа на меня. А почему? А как вы думаете, из чего была сделана первая ложка? (ответы детей) – из камня.

А какой, по вашему мнению, лучше пользоваться (деревянной) А почему?

Давайте сравним.

Детям дается деревянный брусок и продолговатый камень. Дети сравнивают - дерево легче, определяют вес камня и бруска.

Л: А вот пофантазируйте, вы бы, из какого материала сделали ложку... (ответы детей)

Дети, а вас есть Родина? Где ваша родина?

Молодцы, знаете свою Родину. Вот и у меня есть Родина. Это страна Египет. Здесь, когда человек стал жить в хижине, а не в пещере, меня впервые и сделали из дерева. Вот тут я и начала превращаться в красавицу, меня одели а красивую одежду, украсили узорами, ягодами, и мне так захотелось поселиться в таком наряде. А ну, сестренки, бегите к ребяткам, заведем плясовую.

Русский народный танец с ложками на воображение.

Л: А стали бы так веселиться мои каменные подружки? (Нет) А почему?

А где под такую музыку пляшут? (в деревне на праздниках)

Вот мы деревянные ложки и живем больше у бабушек, да у дедушек в деревнях. Вот и бабушки Дуни и Матрены мы тоже поселились.

А где вы живете? (ответы детей)

А вы то, ребятишки, ложками пользуетесь? - вы то городские жители, современные. (дети рассказывают в каких случаях и какими ложками пользуются)

Баба Дуня к Ложке: Это такими ли. Вот внучка мне подарила на 8 Марта (достает набор металлических ложек), а у дочки то в городе, которая живёт, аж серебряные и золотые есть, вот по одной оставила мне на память. Удобно ли ими пользоваться? А какие вам кажутся лучше: деревянные или металлические и почему? (деревянные могут сломаться). Вот и я так думаю. Вон у меня одна уже треснула.

КОНЕЦ (1-й вариант)

Баба Дуня: Ой, извините, ребятки, там ко мне соседка идет, пойду встречу её.

(Уходит, заходит воспитатель)

Воспитатель: Извините, ребятки, я долго отсутствовала, задержалась с медсестрой, а вы то тут чем занимались?

(2-й вариант)

Баба Дуня: Ой, что-то шумит. А так это я самовар поставила и забыла про него. А вот и чаёк вскипел. Милости прошу к моему столу.

(Дети угощаются, подводят итоги)