Занятие путешествие в прошлое земли. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое

МДОУ Хорошевский д/с

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ

Разработала музыкальный руководитель

Громова Н.В.

Интеграция образовательных областей:

Художественно-эстетическое развитие, речевое, познавательное,

социально - коммуникативное.

Цели:

Развивать познавательный интерес детей, связанный с историческим прошлым родного края (жилище, быт, род занятий).

Задачи:

Формировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы и поговорки, загадки. Обогатить словарь названиями предметов быта и названиями орудий труда. Прививать уважительное отношение к истории своего края. Развивать патриотические чувства.

Предварительная работа:

Посещение мини - музея в детском саду. Разучивание пословиц, поговорок, русских народных игр и песен.

Оборудование:

Предметы быта: горшки, ложки, самовары, ухват, прялка. Вышитые полотенца, скатерти, салфетки.

(Дети и взрослые одеты в русские костюмы .)

Ведущая: Ребята, вы сегодня такие красивые. Нарядились мы с вами не случайно. Сегодня мы отправимся в далёкое прошлое нашего Ржевского края. А чтобы нам попасть в прошлое, у меня есть волшебное блюдечко и наливное яблочко. Но без вашей помощи мне не обойтись. Я буду говорить волшебные слова, а вы мне помогайте.

Дети и воспитатель: Играй, играй блюдечко

Катись, катись яблочко

Покажи нам леса, поля,

И широкие луга.

И небес высоту,

Родных деревень красоту.

Звучит музыка. Перед детьми стоит стол с гончарными изделиями д. Санталово.

Воспитатель: Где это мы оказались?

Да это же наша соседняя деревня Санталово. Здесь люди живут мастеровые. Своими изделиями прославили они свою деревню. Чудеса из глины делают. Взрослым горшки, крынки, а малым детям игрушки, свистульки.

Дети и воспитатель рассматривают изделия. Воспитатель обращает внимание детей, как назывался в нашей местности кувшин для молока-горлан.

Как вы думаете: «Почему?»

Воспитатель: Продолжим путешествие.

Воспитатель и дети: Играй, играй, блюдечко

Катись, катись яблочко

Покажи на леса, поля

И широкие луга,

И небес высоту,

Родных деревень красоту.

Снова звучит балалайка. Перед детьми появляются валенки.

Воспитатель: Ребята, мы с вами в деревне Пеленичено. Здесь и по сей день валяют валенки.

Одень валенки - и мороз вам не страшен. Ребята, а какую обувь в старину носили летом? Из чего ее делали?

Дети рассматривают лапти из бересты. А еще в наших деревнях плели лапти из веревок, льняных ниток.

Воспитатель и дети: Путешествие продолжается.

Играй, играй блюдечко

Катись, катись, яблочко

Покажи на леса, поля

И широкие луга,

И небес высоту,

Родных деревень красоту.

Воспитатель: А где это мы оказались? Ой да мы с вами в родной деревне нашего Паши Пикунова.

Паша, как называется твоя деревня? Чем же славились жители д. Муравьево?

Здесь, ребята, жили славные мастера, которые своими изделиями обеспечивали всех жителей близлежащих деревень, в которых мы с вами побывали. А также изделия свои: топоры, гвозди и другие металлические изделия, без которых в хозяйстве не обойтись, продавали в г. Ржеве на ярмарке. Вот из Ржева то и попали «муравьевские» топоры в Австрию на выставку, где получили очень высокую оценку-медаль. Топоры были столь прочными, что могли рубить камень.

Слава и хвала умельцам нашего края. Издавна русский народ славился своим трудолюбием.

Об этом говорят пословицы:

    Умелые руки не знают скуки.

    Скучен день до вечера, коли делать нечего.

    Без труда не выудишь рыбку из пруда.

    Хочешь, есть калачи-не сиди на печи.

Воспитатель: Ребята а как выдумаете, чем занимались дети в этих деревнях?

Они помогали родителям?

Раньше в деревнях почти каждый мужчина умел плести корзины, лапти. И мальчики с детства знали как готовить лозу для корзин. Девочки умели прясть, вышивать. А еще дети в старину тоже любили играть, как и вы.

Воспитатель: Где ваши умелые ручки?

Пальчиковая игра.

Воспитатель: Весело играли. Нам пора домой в деревню Хорошево.

Только скажем волшебные слова:

Играй, играй блюдечко

Катись, катись яблочко

Покажи на леса, поля

И широкие луга,

И небес высоту,

Родных деревень красоту.

Звучит веселая музыка, вносится самовар, пироги.

Воспитатель : Ох, и путь-то больно долог.

Насчитала сорок елок,

То на лавке посижу,

То в окошке погляжу.

Позову ка я хорошевских ребят на посиделки:

Эй, девченки-веселушки,

Озорные хохотушки!

Эй, ребята-молодцы

Озорные удальцы.

Приходите поплясать

Долгий вечер скоротать.

Дети подходят к воспитателю.

Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие!

Дети:

1-й ребенок : Хорошему гостю и хозин рад!

2-й ребенок: Хозяюшка в дому, что оладушек в меду!

3-й ребенок: Много гостей, много новостей!

Разговорами каши не сварить. Пора и чай пить.

Воспитатель : Красному гостю-красное место. Будьте как дома присаживайтесь.

Дети садятся на лавки.

Мальчики: Девочки-беляночки,

Где вы набелилися?

Девочки: Мы вчера коров доили,

Молочком умылися.

Воспитатель: Разговорами каши не сварить. Пора и чай пить.

Вдруг слышится грохот. Входит домовой.

Домовой : Ишь какие прыткие! Соломинка вам в нос!(чихает).

Я можно сказать, здесь век живую. Дом можно сказать на мне, домовом- Васе держится, и никаких тебе пирогов. А они явились и сразу им чай, пироги! Одним-все, а другим- ничего? Где, спрашивается, справедливость? Соломинка вам в нос(чихает). Отбирает пироги .

Воспитатель: Васенька, отдай пироги. Не сердись!

Вася: Ага!? Отдайте загадки?

Дети: Хорошо. Загадывай!

Домовой : 1. Каким инструментом можно щи хлебать?

2. Кашу, щи варит, валенки, варежки ребятам сушит, мои косточки греет?

3. Четыре ушка, два брюшка?

Воспитатель: Мы твои загадки отгадали?

Домовой : Уж больно смекалистые твои ребята!

Воспитатель : Уговор дороже денег! Отдавай наши пироги.

Домовой: Я тоже люблю пироги и загадки отгадывать.

Воспитатель : Хорошо слушай. Ребята загадывайте!

Дети:

    Не бык, а рогат?

    Четыре брата под одной крышей стоят?

    Сверху дыра, снизу дыра, внизу огонь, да вода?

Домовой: Молодцы! Распотешьте песней меня!

Дети: Хорошо!

Воспитатель : Пойдем с нами в хоровод, Вася.

Дети водят хоровод «На горе то калина». Садятся пить чай.

Цель занятия:

Обогащение представлений детей о мире окружающих предметов и побуждение к совместной творческой деятельности на основе использования информации, полученной на занятии.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей появления и развития телефона, расширять знания о средствах связи.
2. Закрепить правила речевого этикета при общении по телефону, знание номеров телефонов служб экстренной помощи: пожарной, милиции, скорой помощи.
3. Развивать социальные навыки: умение работать в парах, учитывать мнение партнера.
4. Развивать внимание, воображение, память через дидактические игры и упражнения.
5. Воспитывать аккуратность при выполнении работ.

Прогнозируемый результат:

Перенос в сферу личностных интересов информации о телефоне.

Оборудование:

Ноутбук, экран, диапроектор, фотоаппарат, схемы-помощники, карточки с номерами служб экстренной помощи, телефонные аппараты, вариативный материал для детских работ.

Литература:

1. Дыбина О.В. «Что было до...» (игры-путешествия в прошлое предметов)
2. При разработке презентации использовались фотоматериалы интернет-ресурсов.

Вводная часть:

Ребята, вчера вечером по телевизору я смотрела репортаж из краеведческого музея. Сейчас этот репортаж будут повторять, давайте присядем и посмотрим. (Просмотр видеозаписи на экране).

Видеозапись репортажа:

Корреспондент:

Здравствуйте, мы ведем наш репортаж из краевого музея. «У меня зазвонил телефон…» - эта фраза из стихотворения К. Чуковского известна всем, но всем известно, что 14 февраля телефон отмечал свой день рождения. В нашем музее представлены телефоны прошлого и настоящего времени. Наш музей объявляет конкурс необычных телефонов для детских садов г. Перми. Ждем ваших работ. Всем удачи, до встречи в эфире.

Воспитатель:

Ребята, мы будем принимать участие в конкурсе?
Ответы детей.

А что мы знаем о телефоне? Для чего нужен телефон? Всегда ли были телефоны? Какими были телефоны раньше? Хотите об этом узнать?
Ответы детей.

Основная часть:

Ребята, я хочу пригласить вас в прошлое телефона.
(Воспитатель вместе с детьми располагается на полу у экрана. На экране появляются слайды).
Давным-давно, когда люди жили в пещерах и одевались в шкуры животных, они не умели говорить, но им приходилось общаться друг с другом. Как вы думаете, они общались при помощи телефона? А как они это делали?
(Ответы детей: жестами, мимикой).
Давайте, и мы попробуем.
Как вы думаете, ребята, легко ли было так общаться? (Ответ детей).
Шло время, люди научились говорить, строили себе жилища, разводили хозяйство и продолжали искать новые способы передачи информации.
Если необходимо было сообщить какую-то новость в другую деревню, люди забирались на высокую гору и разводили костер, позже использовали звуки барабанов, сигнальных труб, колокола. Все узнавали, что произошло какое-то событие, реагировали на это. Удобны ли были эти способы? Почему?
(Ответы детей).

Но время шло. И вот был изобретен первый аппарат, он представлял собой две трубки, похожие на воронки, которые соединялись между собой длинным проводом. В одну трубку говорили, другую прикладывали к уху. Этот аппарат назвали «ТЕЛЕФОН». Что необычного для нас в этом телефоне?
Слово «телефон» означает: первая часть «теле» - далеко, вторая часть – «фон» - звук. При помощи этого аппарата звук можно было услышать очень далеко.
Позднее виды телефонов менялись и люди изобрели телефоны с диском, для набора номера, палец вставляли в отверстия на диске, помеченные цифрами и крутили диск. Это было не очень удобно: уставал палец, диск вращался медленно. Поэтому диск заменяли кнопками. У многих такие телефоны есть и сейчас, но таким аппаратом можно было пользоваться, находясь в помещении, с собой его взять нельзя. Почему? Ученые снова стали думать, как телефон сделать удобным для общения и передачи информации. И вот изобрели мобильный телефон. Почему люди во всем мире пользуются им? (Ответы детей).

Действительно, мобильный – означает переносной его можно брать с собой и общаться, где бы ты не находился.
Ребята, давайте рассмотрим телефонные аппараты: покажите телефон с диском, кнопочный телефон. В некоторые современные аппараты встроены автоответчики, если нас нет дома человек, который вам звонил, может оставить сообщение для вас.
(Дети и воспитатель рассматривают телефоны).

Ребята, а вы умеете правильно разговаривать по телефону?
Предлагаю вам посмотреть сценку «Разговор по телефону».
(Два ребенка показывают инсценировку).

Ребята, получился ли разговор у мальчиков? А как правильно начать разговор? Как продолжить беседу? Как закончить? (ответы детей)
Еще раз с помощью «помощников» повторим, как надо правильно разговаривать по телефону.

(На мольберте выкладывается схема).

У каждого телефона есть свой номер. Это помогает нам позвонить именно тому человеку, которому нужно? (ответы детей: номер).
А какие номера должен знать каждый человек в нашей стране?
(Ответы детей: телефоны служб: пожарной службы, милиция, скорая помощь).
Ребята, поиграем в игру «Правильный номер» (детям раздаются карточки с номерами 01,02,03 на экране появляется картинка, отображающая чрезвычайную ситуацию: пожар и пр., а дети поднимают карточку с соответствующим номером).
Мы повторили важные номера правила общения по телефону. Что вы узнали о телефоне, каким телефон был в прошлом?
Теперь мы многое знаем о телефоне и можем участвовать в конкурсе. Что нам нужно было сделать? Что у телефона может быть необычным? Давайте попробуем сделать необычные телефоны, сфотографируем их и отправим в музей.
Объединитесь в пары и пройдите к столам. Обсудите друг с другом, каким будет ваш необычный телефон, как вы его будете делать, что вам для этого понадобится. На столах есть все необходимое для работы. Можете приступать.
(Дети работают в парах, воспитатель подходит к каждой паре, напоминает, что телефон должен быть необычным и один от пары, после завершения работы дети выносят и ставят свои «поделки» на стол).

(Воспитатель проводит анализ работ).

Воспитатель:

Заключительная часть:

Дети, что нового вы сегодня узнали на занятии?
Что было для вас особенно трудным? Как вы справились с трудностями? Где мы можем использовать наши «необычные телефоны»?
А еще, ребята, хотелось бы узнать какие необычные истории, связанные с телефоном, произошли с вашими близкими. Расспросите их об этом и расскажите на следующем занятии.
(На экране вновь начинается репортаж).

Видеозапись:

Корреспондент:

Уважаемые телезрители! Мы благодарим детей детского сада № 6 за участие в конкурсе необычных телефонов и ждем у нас, в музее.

(В группу входит секретарь).

Секретарь:

Вам просили передать (передает конверт).

Воспитатель:

(Читает). Детям детского сада № 6 из краевого музея (вскрывает конверт, вынимает билеты в музей, раздает их детям). Спасибо всем за работу на занятии.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

На занятии дети узнали, что первыми счетами для человека были его пальцы на руках и ногах. На смену им пришли камешки, палочки, ракушки. Рассмотрели русские счеты, которые появились первыми, а также китайские и японские.

Фадей рассказал и показал, как пользоваться счетами.

Андрюшина загадка была о калькуляторе.

Дети рассмотрели части компьютера: системный блок, монитор, клавиатуру, мышку. А Тимофей продемонстрировал переносной мини-компьютер – планшет.

Провели физкультминутку и соревнование между подгруппами на вычисление различными счетными устройствами.

Конспект занятия по окружающему миру

в подготовительной к школе группе

«Путешествие в прошлое счётных устройств» 23.01.2017г.

Программное содержание: формирование элементарных представлений детей об исследовательской деятельности человека и её результатах (любое исследование приводит к появлению чего – то нового, необходимого для развития общества, для облегчения труда человека).

Образовательные задачи:

– познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком (подача материала производится с опорой на имеющий опыт дошкольников)

Развивающие задачи:

– развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира

– активизировать познавательную деятельность детей

Воспитательные задачи:

– воспитывать любознательность

– воспитывать умение работать сообща, в подгруппах

Материалы и оборудование: Телевизор, компьютер, мультимедийная презентация «Музей истории вычислительной техники», картинки с изображением счётных устройств, счёты, калькулятор, камешки, веревочки, счетные палочки.

Предварительная работа:

– знакомство с понятием «счетное устройство»

– знакомство со счетами, принцип вычисления на них

– знакомство с калькулятором, принципом простейшего вычисления на нем

– знакомство с компьютером, его устройством

– беседа «Компьютер в жизни человека»

– рисование на тему «Мой компьютер».

Ход занятия:

I. Вводная часть.

– Ребята, вы были когда-нибудь в музее?

– А что вы там видели? (картины, скульптуры, и т.д.)

– Сегодня я приглашаю вас в необычный музей. В нём вместо картин и скульптур собраны счётные устройства: машины, приборы. Хотите узнать, как люди считали раньше?

– Чтобы попасть в музей, надо отгадать загадку:

Машина отлично задачу решила.

Мигала, гудела, старалась, спешила.

Рисует, играет, учит меня.

Какое же имя имеет она? (машина времени)

– Садитесь поудобнее, закрывайте глаза и считаем до 10. Пуск!

II. Основная часть.

– Вот мы и попали в музей истории вычислительной техники (Слайд №1)

– Вспомним правила поведения в музее.

– Давайте подойдём к первому экспонату. Что же мы здесь видим? (Слайд №2)

История счетных устройств уходит далеко в прошлое. Накопление запасов, дележ добычи, торговля – все это было связано со счетом, с вычислениями. Нужно было на чем-то считать. Для подсчетов люди стали использовать собственные пальцы. (Слайд №3) Пальцы и были самым первым счетным устройством. Люди сначала использовали подушечки на пальцах, затем считали на пальцах рук. А иногда использовали и пальцы ног. У многих народов пальцы рук долго служили инструментом для счёта. (Слайд №4)

– Да, пальцевый счёт оказался неудобным, потому что нельзя было посчитать до 20-30 и более.

– Следующим шагом в развитии счёта стало использование палочек, камешков, бусин. Индейцы племени Майя придумали свой способ счёта – на узелках (верёвках) – узелковые счёты. (Слайд №5)

Первый помощник человека в счете появился очень давно (в V в. До н. э.) в Греции и Египте, и назывался абак. (Слайд №6) «Абак» – слово греческое, переводится как «счетная доска». Это была обычная доска с полосками, вдоль которых складывались камешки. Потом абак изменился, на нем появились металлические прутья с косточками. Существовала целая наука о счете при помощи этого счетного устройства. Этим счетным устройством пользовались еще очень долгое время.

По десятку на шесточке

Сели умные кружочки

И считают громко вслух,

Только слышно: стук да стук. (Счёты)

– Рассмотрите их внимательно. Счёты – это обычная рамка с перекладинами, на которые нанизаны костяшки. Каждая костяшка – цифра.

Первые счёты с «косточками» на веревочках появились в России. (Слайд №7).

После появлялись еще счетные машины, которые постепенно усложнялись. В XIX веке петербургский инженер Однер создал арифмометр (Слайд №8), который позволил считать быстрее и притом большие числа.

А на смену арифмометру появилась другая счётная машина. Вы, наверное, её знаете.

Что-то бабушкины счёты

Брать с собою неохота

Лучше я возьму ребята,

В школу новый…(калькулятор)

Изобретатели создают в XX веке калькулятор (Слайд №9) (римское calculi – камешки (вычислять, который работает сначала от розетки, затем от батареек.

– А теперь подойдём к следующему экспонату. Отгадав загадку, вы узнаете, какое счётное устройство было следующим:

Он рисует, он считает,

Проектирует заводы,

Даже в космосе летает,

И даёт прогноз погоды.

Миллионы вычислений

Может сделать за минуту.

Догадайся что за гений?

Ну, конечно же…(компьютер).

Появляется компьютер (англ. Computer – считаю) – машина для приема, переработки, сохранения и выдачи информации в электронном виде. (Слайд №10)

Первый компьютер был изобретён ещё в 17 веке французским учёным Блез Паскалем.

– Что можно делать с помощью компьютера?

– Чем компьютер отличается от калькулятора?

– Сейчас мы вспомним, какие части есть у компьютера. (Системный блок и монитор.)

– Каким устройством нужно воспользоваться, чтобы ввести программу в память компьютера? (клавиатура).

– С помощью какого устройства мы можем легко перемещать стрелку на экране? (мышка).

– Какое устройство поможет нам вывести информацию на бумагу? (принтер).

Изобрели и переносные микрокомпьютеры – смартфон, нетбук, ноутбук, планшет.

– Давайте нашему другу компьютеру расскажем стихотворение.

Компьютер-друг детей и взрослых,

Он создан был давно.

Пришёл из Франции далёкой

Огромный и простой.

Но шли года, века, эпохи,

Компьютер стал другим.

Он вычитает, прибавляет,

Рисует, с нами говорит!

Передаёт, хранит, стирает,

Играет, учит, развивает.

Всем этим занимается глава-

Микропроцессор-голова!

Отсюда следует, друзья,

Компьютер нужен для труда,

Обогащения ума,

С ним просто весело всегда.

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Во время проведения физминутки предложить одному из детей с помощью счетных палочек посчитать количество действий, выполняемых детьми.

2. Практическая часть

Предложить детям разделиться на подгруппы и произвести вычисления с помощью различных счетных устройств:

– пальцы

– узелки

– калькулятор

Примеры для вычисления даются детям на карточках.

После выполнения вычислений, дети проводят взаимопроверку.

III. Заключительная часть.

Рефлексия.

– Как люди считали сначала и что использовали?

– Какие счеты появились потом?

– Что люди используют теперь?

– Людям, каких профессий нужны счетные устройства?

– И в заключении я предлагаю вам отгадать загадки:

1. Что за чудо – агрегат,

Может делать все подряд –

Самым лучшим другом стать.

(компьютер)

2. На столе стоит сундук,

В сундуке окошко.

Можно видеть чудеса,

Если знать немножко

(монитор)

3. На доске по строчечке

Разместились кнопочки.

Догадайтесь, мальчики

Как здесь тыкать пальчиком?

(клавиатура)

4. По ковру зверек бежит,

То замрет, то закружит,

Коврика не покидает,

Что за зверь, кто угадает?

(компьютерная мышь)

5. То – то радость, то – то смех,

На бумаге без огрех,

Из какой коробки лезет,

Текст на удивленье всех?

(принтер)

6. Если что – то отключить,

То компьютер замолчит,

Тугоухий, как медведь –

Ничего не сможет петь.

(колонки, акустическая система).

Конспект занятия.

Тема: «Путешествие в прошлое книги».

Воспитатель Ряшенцева Р. А.

Задачи.

  1. Познакомить детей с историей создания книги, с ее развитием;
  2. Активизировать познавательную деятельность;
  3. Вызвать интерес к миру книги;
  4. Воспитывать бережное отношение к книгам.
  5. Связная речь: учить отбирать соответственно темы факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, чётко вытраивать композицию рассказа.

Ход занятия.

  1. Дети стоят на ковре.

Воспитатель. Сегодня день у нас особый,

(читает стих) Я познакомлю вас, друзья,

С предметом, без которого

Прожить на свете нам нельзя.

А о каком предмете пойдет речь, вы угадайте сами.

2.Загадка. Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Вы догадались? Что это?

(Ответы детей) .

Воспитатель. Сегодня мы поговорим о книгах.

Для чего нам нужны книги?

А где хранятся книги? (дома, на полках, в

Библиотеке)

Что будет если книги исчезнут?

А вы знаете как нужно обращаться с книгой?

Воспитатель. - Как вы думаете, давно ли появились книги?

А из чего делают книги?

Вы правы, сейчас книги печатают на бумаге.

Но всегда ли было так? Нет.

Никто не знает точно, когда родилась Книга. Давайте, отправимся в путешествие во времени, и постараемся узнать, сколько лет Книге. Приготовились. Отправляемся.

Когда-то давно никто не умел писать. Люди могли общаться, только разговаривая друг с другом. Все, что узнавал и изобретал человек, он хранил только в голове. Знания передавались устно. Это было чрезвычайно важное и трудное дело – не прервать нить знания, передать его от учителя к ученику, чтобы тот когда-то передал его своему ученику – и так далее, из поколения в поколение. И ведь не всегда это удавалось. Сколько секретов было утеряно безвозвратно, сколько раз людям приходилось учиться чему-то заново. Делать открытия, которые уже когда-то были сделаны.

И вот, давайте вернемся на много веков назад – к началу человеческой цивилизации, когда только появились люди.

Подходим с детьми к изображению наскального письма.

Люди жили в пещерах. Охотились на мамонтов и диких быков. Каменные книги – считаются первой формой записи информации. Необходимость у людей делиться между собою знаниями привела древних людей к тому, что они стали делать рисунки на стенах пещер. Эти рисунки и называют – Каменными книгами. Здесь человек впервые выразил и изобразил свою мысль.

Даже в наши дни мы часто встречаем нарисованные письма, которые дошли до нас через многие века. Как вы думаете, где? (Показывает знаки дорожного движения).

Дети называют знаки дорожного движения.

Ребята, давайте, оставим привет, как это делали пещерные люди.

Раздают детям мелки, для рисования на «наскальных стенах» (на доске).

Молодцы. Но нам пора! Отправляемся в другое время.

Куда это мы попали?

К индейцам. Они придумали другой вид книги, который можно было передавать, переносить, сохранять. Такое письмо называлось – КИПУ- узелковое письмо. Для такого письма требовалась толстая веревка или палка и разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел передать кому-то свою

мысль, привязывал к веревке или палке шнурок особым способом. Чтобы прочесть такое письмо, нужно было помнить множество деталей – цвет шнура, его длина, вид узла. Такое письмо было очень тяжело читать. Но, в основном, знания, все так же передавались устно. Старейшины племен, примерно раз в году уводили юношей в джунгли, и там, передавали свой опыт. А чтобы знания запоминались легче, использовали специальные танцы и песни. Поучимся вместе с ними?

Дети встают в круг. И повторяют движения за воспитателем.

Физкультминутка:

Если хочешь научиться, делай так… Хлопать в ладоши в лево-право.

Если хочешь научиться, делай так… Прыжки на месте с высоким подниманием колена (по очереди).

Если хочешь научиться, делай так… Хлопать по рту, «зов индейца».

Если хочешь научиться, делай так… Танец Индейцев по кругу.

Давайте, ребята, оставим индейцам «Привет». Завяжем свои узелки.

Время идет. Несколько тысячелетий тому назад вавилонцы и ассирийцы придумали писать на глиняных табличках - специальной палочкой выдавливали буквы в виде клинышков. Поэтому такая письменность и носит название “ клинопись ”. Каждая табличка нумеровалась, затем сырые глиняные таблички обжигались в печи – они становились не мягкими и хрупкими, а твёрдыми, складывались в корзину. И это тоже была книга!

Ребята, давайте попробуем написать на глиняных дощечках.

В Древнем Египте изобрели папирус. Он был сделан из растения, которое росло по берегам реки Нил. Его стебель расщепляли на ленты, укладывали их в несколько слоев и сверху прижимали тяжелыми камнями. Несколько таких кусков соединяли в длинную полоску и сворачивали в свиток, а чтобы им было удобно пользоваться, к нему прикрепляли палку. Свернутый свиток вставляли в футляр. Так он хранился. Но папирус рос не везде, а папирусный свиток плохо сохранялся: крошился, рассыпался, писать на нём можно было только с одной стороны.

И люди нашли новый материал: пергамент. Это тонкая, как плёнка, специально обработанная кожа овец, коз или телят. Изготавливали его недалеко от города Пергама, вот откуда это название. Пергамент, в отличие от папируса, не трескался, он был очень прочен, его можно сгибать, использовать обе его стороны. Это особенность способствовала появлению новой формы книги. Куски пергамента складывали пополам: из каждого выходило как бы два листа, и так вкладывали их один в другой.

Из пергамента было удобно делать книги. Большие листы складывались в четверо, в виде тетради. Несколько таких тетрадей сшивали вместе, получалась книга. Обложку делали из досок обтянутых кожей.

А бумагу, изобрел китаец Цай Лунь. Сначала бумагу варили из размолотых тряпок, древесного корня, бамбуковой щепы. Позже решили попробовать дерево. И с тех пор бумагу для книги делают из дерева.

А как появилась книга на Руси?

На Руси, для книг долго использовали – Бересту. На ней писали при помощи тонкого стерженька с большим ушком наверху. В это ушко вдевали тесьму и носили на поясе. На Руси первыми создателями рукописных книг стали монахи – писцы. Художник заполнял страницы рисунками. Каждую книгу писали долго – долго.

В 15 веке немец Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок. Он стал отливать литеры (буквы) из металла. Из отдельных букв составляли слова, строки, страницы. Вскоре мастеров, которые могут работать на таком станке стало много, почти во всех странах.

Русские мастера книгопечатания Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили книгу в 1564 году. Они печатали ее целый год. Это была церковная книга «Апостол». А в 1574 году была издана первая российская «АЗБУКА». Ну, что пора возвращаться домой. Приготовились. Отправляемся домой!

Да, длинный путь прошел человек до первой книги. Вот как много лет Книге. А сколько точно ни кто не знает!

Вот такой длинный путь прошла книга, чтобы стать такой, которая есть в каждом нашем доме, в каждой группе и библиотеке.

Теперь мы с вами читаем вот такие красивые

Книжки которые вы видите на выставке.

Людям помогают машины печатать красочные

Обложки.

Ребята, вы все молодцы! Вместе со своими мамами вы сделали замечательные книги. А сейчас каждый из вас познакомит нас со своей книгой.

(Рассказы детей о своих книгах).

Оценить работы детей.

Предложить детям поиграть в сюжетно - ролевые игры:« Библиотека»,

« Магазин книги» (по выбору детей).


Программное содержание.

  • познакомить детей с историей посуды, с процессом её преобразования человеком,
  • активизировать познавательную деятельность детей,
  • вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого.

Материал.

  • ложки из разных материалов,
  • предметы старины,
  • кассета или диск “Ложкари”,
  • диск со слайдами,
  • иллюстрации,
  • угощения.

Предварительная работа

Посещение горенки.

Ход занятия

Дети с воспитателем заходит в музыкальный зал, наряженный под русскую избу. Здороваются, хотя там никого нет.

Воспитатель (В): А сюда ли мы пришли? У нашей бабы Матрены в горнице что было? (печка, а на печке висели лапти и т.д.)

В: Но лаптей здесь нет, вот это чудо!(дети отыскивают)

Ухват у печки стоял и тут он есть. Значит и здешняя хозяйка почему-то не может обойтись без ухвата. Почему? (в печке горячо, в неё нужно ставить посуду, можно обжечься)

В: А какие ещё вещи старины вам показались знакомы, такие же как у бабушки Матрены в горнице. (дети называют)

В: Да где же сама-то хозяйка? (За дверью слышится русская народная песня) Уж не она ли там поет, пойду, посмотрю.

Заходит баба Дуня (переодетый воспитатель)

В: Ой кто это? (ложка)

Ложка (Л):

Спасибо вы меня узнали,
Но скажите-ка, друзья,
Чем горжусь я постоянно,
Для людей я чем важна?
Коль ответ ваш будет верен
Дальше буду говорить,
Как такую вот красавицу
Человек смог сотворить

А что можно делать со мной? (есть суп, кашу, мешать пищу, есть ложки, которые помогают надевать обувь, играть)

А как вы думаете, кто меня сделал? (человек)

А когда сделал? (давно).

Вот этот первобытный человек, который жил в пещере (показ слайда или иллюстрации).

Л: Правильно, когда жили наши предки, меня на земле ещё не было.

А как ели эти люди? Чем? (руками)

Л: А как вы думаете, удобно ли было есть пищу руками? (ответы детей)

Вот у меня в чугунке щи есть ещё с утра сварила, сейчас мы их попробуем – угощайтесь, гости дорогие! (предлагает детям, они отказываются)

Л: Вот так и люди постепенно поняли, что без ложки неудобно и сделали ложку. Но она совершенно не похожа на меня. А почему? А как вы думаете, из чего была сделана первая ложка? (ответы детей) – из камня.

А какой, по вашему мнению, лучше пользоваться (деревянной) А почему?

Давайте сравним.

Детям дается деревянный брусок и продолговатый камень. Дети сравнивают - дерево легче, определяют вес камня и бруска.

Л: А вот пофантазируйте, вы бы, из какого материала сделали ложку... (ответы детей)

Дети, а вас есть Родина? Где ваша родина?

Молодцы, знаете свою Родину. Вот и у меня есть Родина. Это страна Египет. Здесь, когда человек стал жить в хижине, а не в пещере, меня впервые и сделали из дерева. Вот тут я и начала превращаться в красавицу, меня одели а красивую одежду, украсили узорами, ягодами, и мне так захотелось поселиться в таком наряде. А ну, сестренки, бегите к ребяткам, заведем плясовую.

Русский народный танец с ложками на воображение.

Л: А стали бы так веселиться мои каменные подружки? (Нет) А почему?

А где под такую музыку пляшут? (в деревне на праздниках)

Вот мы деревянные ложки и живем больше у бабушек, да у дедушек в деревнях. Вот и бабушки Дуни и Матрены мы тоже поселились.

А где вы живете? (ответы детей)

А вы то, ребятишки, ложками пользуетесь? - вы то городские жители, современные. (дети рассказывают в каких случаях и какими ложками пользуются)

Баба Дуня к Ложке: Это такими ли. Вот внучка мне подарила на 8 Марта (достает набор металлических ложек), а у дочки то в городе, которая живёт, аж серебряные и золотые есть, вот по одной оставила мне на память. Удобно ли ими пользоваться? А какие вам кажутся лучше: деревянные или металлические и почему? (деревянные могут сломаться). Вот и я так думаю. Вон у меня одна уже треснула.

КОНЕЦ (1-й вариант)

Баба Дуня: Ой, извините, ребятки, там ко мне соседка идет, пойду встречу её.

(Уходит, заходит воспитатель)

Воспитатель: Извините, ребятки, я долго отсутствовала, задержалась с медсестрой, а вы то тут чем занимались?

(2-й вариант)

Баба Дуня: Ой, что-то шумит. А так это я самовар поставила и забыла про него. А вот и чаёк вскипел. Милости прошу к моему столу.

(Дети угощаются, подводят итоги)