Вязание поэтапно. Вязание для начинающих спицами: самые простые изделия

Ручное вязание – хобби для усидчивых и терпеливых. Вязаные вещи вне времени и всегда выглядят модно. В носке вещи из мягкой пряжи теплые, уютные и удобные. Предметы интерьера, выполненные в вязаной технике, придают помещению бутиковый характер.

Как вязать спицами. Основы


Видео урок содержит обзор основных принципов работы с пряжей и спицами. Автор подробно рассказывает о видах и свойствах пряжи, как ведут себя разные нитки в процессе вязки и носки, учит подбирать пряжу и спицы в соответствии с видом работ и изделий. В ролике продемонстрированы способы набора петель на спицы, вязки лицевых и изнаночных петель, убавления и закрытия петель. Видео материала достаточно для вязания обычного полотна и простых изделий: шарфа или пледа.

Вязание спицами: набор петель


Подробное видео о наборе петель поможет досконально разобраться в постановке пальцев и расположения нити при работе. Автор дает рекомендации, предостерегающие от соскальзывания нити со спиц и слишком тугого затягивания петель. В ролике есть советы по дальнейшей работе. Как узнать подходящую для ниток толщину спиц? Как держать располагать спицы с набранными петлями в руках для удобной работы? Что такое кромочные петли? Как делать край изделия косичкой и как узелковым?

Вязание для начинающих. Лицевые петли. Платочная вязка


Платочная вязка используется для вязания всех видов изделий: шапок и шарфов, пинеток, кардиганов и платьев. Полотно получается плотным, фактурным и эластичным. Перед началом работы мастер показывает возможные способы регулировки натяжения нити для ровной вязки. В конце показаны изделия, связанные автором с помощью платочной вязки.

Как вязать изнаночные петли


Использование изнаночных петель позволяет разнообразить вязание. Все узоры (резинки, косы, твиды) основаны на чередовании в определенном порядке лицевых петель с изнаночными. При вязании лицевой стороны лицевыми петлями, а обратной изнаночными получается «чулочная вязка» - плоское трикотажное полотно, иначе называемое гладью. Видео демонстрирует технику вязания изнаночных петель. Автор показывает частую ошибку начинающих рукодельниц, когда провязанные петли лицевой глади получаются перекрученными, и озвучивает правильный способ с получением ровного рисунка.

Как закрыть петли

В конце вязания петли нужно закрыть, чтобы работа не распустилась и имела аккуратный край. Существует несколько способов закрывать петли последнего ряда. Видео урок показывает один из самых популярных и удобных методов через одновременное провязывание двух соседних петель. Край изделия, законченного таким образом, получается плотный и имеет форму косички, которую удобно сшивать с другими частями изделия.

Английская резинка. 4 основных способа вязания


Резинку используют для оформления манжет, горловин, отворотов шапок, носков, варежек. С помощью резинки изделие хорошо растягивается при одевании и затем плотно облегает тело. Обычную резинку вязать просто: чередуйте 2 лицевых петли и 2 изнаночных, 3 лицевых и 1 изнаночную и т.д., в зависимости от желаемой степени «сжатости». Английская резинка отличается от обычной объемом и вяжется сложнее, поворотно-обратными рядами. Обучающее видео показывает разные по степени сложности и технике способы связать английскую резинку.

Красивый и простой узор спицами. Мастер-класс для начинающих


На вязание узоров уходит больше времени, чем на гладь или платочную вязку. Зато в итоге изделие получается интереснее и выглядит оригинальнее. Посмотрите обучающее видео и научитесь вязать узор, где петли выглядят скрученными в аккуратные жгутики. Новички научатся вязать петли из протяжек. Прием часто встречается в других узорах, а также помогает прибавлять петли для расширяющихся кверху изделий. Мастер научит использовать вязальный крючок для исправления потерянных, соскользнувших или туго затянутых петель.

Двухцветное вертикальное соединение нитей


Как при разноцветном вязании соединять нити из разных мотков без узелков? Смотрите видео с профессиональной вязальщицей. Ролик научит менять нить в любом месте вязаного ряда и создавать геометрические узоры. Изнанка и лицевая сторона изделия будут выглядеть одинаково аккуратно.

Как читать схемы для вязания на спицах


В сети и печатных изданиях можно найти любую выкройку для вязания чего угодно. Инструкции бывают описаны словесно или схемами, чаще – графическая схема + комментарии. Новичкам схемы покажутся халдейской грамотой: череда крестиков-ноликов и других значков, вписанных в клетки. Для прояснения ситуации просмотрите видео по теме - и сможете без труда вязать по любой схеме.

Снуд круговыми спицами жемчужным узором


При обучении вязанию разумнее набивать руку на простых изделиях, например, шарфах. В последние годы в моду прочно вошли снуды – шарфы, соединенные в кольцо. Для получения подобной вещи можно сшить края обычного шарфа или связать изделие цельным полотном без шва. Полезное видео дает новичкам возможность научиться рассчитывать нужное количество петель перед началом работы по специальным формулам, вязать на круговых спицах из толстой пряжи, пополнить копилку узоров и приобрести новый аксессуар на холодную пору года.

Шапка бини спицами для начинающих


Модель «бини» имеет богатую историю и пользуется популярностью среди современных модниц и модников. Связать шапочку можно за один вечер даже будучи новичком в мире спиц и пряжи. Обучающий ролик рассчитан на начальный уровень владения вязальной техникой и иллюстрирует процесс работы от А до Я, начиная с выбора ниток и заканчивая последним швом. Зрители приобретут дополнительные навыки вязания в две нити, закрытия петель простым способом и аккуратного соединения краев изделия.

Простые носки на двух спицах. Мастер класс для начинающих


Классический метод вязания носков и перчаток – по кругу на четырех или пяти спицах. Начинающие вязальщицы вряд ли смогут ловко справиться с конструкцией в форме колодца, петли будут периодически соскальзывать со спиц и теряться, острые концы – колоться и цепляться за провязанный носок, делая затяжки. Мы специально подобрали ролик для новичков, желающих связать теплый подарок себе и близким. Носки на двух спицах вяжутся гораздо проще и по виду не уступают профессионально связанным.

Свитер спицами. Схема вязания для начинающих. Сборка


Когда петли и узоры освоены и шарфики с шапками некуда девать, приступите к более сложной задаче – пуловеру, состоящему из нескольких частей. Здесь пригодятся навыки вязания сложных узоров, убавления и прибавления петель, сшивания частей выкроек. Большой видео урок поможет решить проблему со сборкой изделия. Автор выполняет аккуратные швы с помощью спиц и толстой штопальной иглы на примере связанных полочек и рукавов. Схему вязания свитера можно скачать по ссылке в инфобоксе под видео.

Как вязать ровно и быстро


Рекомендуем видео с ценными советами от мастера, занимающегося вязанием с детства. В ролике показаны способы предотвратить растянутые петли и кривые сбившиеся ряды, даны советы по выбору материала спиц и качества ниток. В процессе урока автор рассказывает о пользе вязания для здоровья.

Стоит отметить положительное влияние вязания на психофизическое состояние человека. Длительный, монотонный и одновременно творческий процесс имеет эффект медитации, успокаивая ум и эмоции. Тактильные ощущения от работы с приятным, мягким, теплым материалом дарят эмоциональное расслабление. Работа подушечками пальцев – своеобразная акупунктурная терапия, благотворно влияющая на мозг. Занятия вязанием воспитывают полезные черты характера: усидчивость, трудолюбие, терпение и любовь к творчеству.

Сегодняшний урок «Вязание для начинающих спицами» будет актуален для новичков –
тех, кто впервые взял в руки этот инструмент. Или даже пока не взял, но очень хочет попробовать.

Не стоит бояться, все не так сложно, как вам кажется! Ну что, пошли разбираться вместе?

Урок первый: подбираем спицы и пряжу для вязания

Спицы

Для начала, важно запомнить одну обязательную вещь: спицы всегда подбираются под толщину пряжи! Если игнорировать это правило, ваши вязаные вещи будут или слишком плотными, или слишком растянутыми.

Определить толщину пряжи несложно: соотнесите вес нити в граммах и метраж мотка. Например, если на упаковке указано, что в моточке на 50 грамм 130 метров нити, это достаточно тонкая пряжа. Если на 50 грамм приходится 50-70 метров, это достаточно толстая пряжа. Соответственно, меньше длина при одном и том же весе мотка – толще пряжа.

Как правило, размер спиц должен быть в два раза больше, чем толщина пряжи. Почти все производители нитей указывают рекомендованную толщину спиц (в миллиметрах) на упаковке своей продукции. Из личного опыта можем сказать, что чаще всего используются спицы диаметром 3, 3,5, 4 и 5 мм, именно их и советуем приобрести.

Спицы делятся на два вида: прямые и круговые. Прямые бывают обычными (2 шт), длиною примерно в 30 см, и чулочными (5 шт), длиною в 15-20 см. Существуют также и гибкие, фигурные, однако ими пользуются крайне редко и только опытные вязальщицы.

Что можно связать спицами? Да что угодно! Свитера, шапки, носки, шарфы и снуды… и даже пальто! Но для начала мы попытаемся сделать небольшие образцы.

Наконечники для спиц

Практически любые спицы из наборов являются обоюдоострыми. Это очень удобно в работе, например, с носками, где они в ходе работы периодически снимаются и меняют свое месторасположение. Чтобы петельки не слетали с другой стороны спицы, лучше приобрести наконечники под выбранный номер вязального инструмента.

Они пригодятся вам не только в самом начале обучения, но и позже, когда, например, захотите на время отложить работу над изделием: просто закройте все спицы с обеих сторон наконечниками и петельки никуда не соскочат.

Пряжа

Разнообразие ниток для вязания просто поражает: натуральные и синтетика, хлопок и шерсть, шелк или мохер… Выбирать, разумеется, вам, однако мы рекомендуем для начала воспользоваться пряжей, состоящей из шерсти с акрилом. Учиться на ней гораздо легче, чем на хлопковой, да и изделий из нее связать можно на любой вкус! Выбирайте туго скрученную, не пушистую нить светлых оттенков – так вам будет лучше виден узор вязания.

Идеальная толщина пряжи для новичка – не более 200 метров на 100 грамм.

Трикотажная иголка

Она сильно отличается от обычных швейных игл: толстая, длинная, с большим ушком и тупым кончиком, что помогает сшивать части таких изделий как, например, свитера, не повреждая волокон пряжи.

Урок второй: из чего состоит вязальный ряд

По сути, узоры, связанные спицами, состоят из двух типов петель: лицевой и изнаночной, которые чередуются в заданной схемой последовательности.

При стандартном вязании петельки располагаются параллельно по отношении одна к другой. Впереди спицы располагается передняя долька (стенка), позади – задняя. Ниточка, которая соединяет первую петельку со второй по низу называется протяжкой. Обратите внимание на фото ниже:

Все ряды в вязании спицами делятся на лицевые (л. п., как правило, четные) и изнаночные (и. п., нечетные). Важно помнить, что одна и та же петелька с одной стороны является лицевой, а с другой – изнаночной. Нечетные ряды принято считать лицевыми, четные - изнаночными. Л. п. получается гладкой, а и. п. характеризуется наличием поперечной части петельки предыдущего рядка. Посмотрите внимательно на фото:

Любая работа со спицами начинается с наборного ряда, по бокам полотнища расположены кромочные петельки, а в конце вязки идут закрытые петельки. Способов набора и закрытия петель – огромное множество! Впрочем, как и вариаций вывязывания кромок. Чуть позже мы расскажем вам о том, как вяжутся простейшие из них. Кстати, запомните, что чаще всего схемы узоров не учитывают наборной ряд, кромочные петельки и ряд с закрытыми петлями.

Урок третий: учимся набирать петли

Как отмерить длину нити

Каждое вязание спицами начинается с набора петель. Сегодня мы научимся выполнять набор базовым способом, который подойдет практически для любой вязаной вещи. Такой край получается достаточно плотным, но при этом остается эластичным. Минус этого способа состоит в том, что при наборе большого количества петель иногда бывает сложно заранее определить, какую длину пряжи оставить. Увы, если нити не хватит, придется распускать рядочек, отматывать больше нити и набирать петельки заново.

Примерную длину нити можно рассчитать так: берем нить и одну спицу, на которой собираемся вязать, свободно обвиваем ее ниткой 10 раз и получаем отрезок, который понадобится для набора 10 петелек (1 петля = 1 набор нити). Откладываем кол-во отрезочков, пропорциональное нужному кол-ву петель +/- минимум 15-20 см на каждые 10 петелек.

Набираем петли

Отмерив необходимую длину свободного краешка нити, зажимаем ее с помощью большого и указательного пальцев правой руки как показано на фото ниже. Свободный хвостик располагается в направлении «от себя».

Кончик ниточки, который идет от моточка, кладем на левую ладошку, а ниточку проводим между указательным и средним пальцами левой руки.

Обратите внимание! Конец ниточки нужно располагать именно в направлении «от себя», иначе набор петелек будет идти не от моточка, как нам нужно, а от свободного краешка нити, которую мы отмеряли ранее. Ее попросту может не хватить.

Далее нужно перекинуть нитку через указательный пальчик и обвить большой пальчик левой руки в направлении снизу вверх, вследствие чего должна образоваться петля. Кончики ниток, сложенные вместе, зажимаем в ладошке с помощью безымянного пальца и мизинца.

В образованную на большом пальце петельку в направлении снизу вверх вводим сложенные вместе две спицы, вот так:

В петлю на большом пальце вводим снизу вверх две спицы, сложенные вместе.

Подхватив ниточку, расположенную на указательном пальчике, вытягиваем ее в петельку, как показано ниже:

Далее нам нужно раздвинуть нитки с помощью большого и указательного пальцев – вот мы и затянули петельку на спицах! Она должна сидеть на инструменте плотно, но не туго (это делается для того, чтобы петельки не соскальзывали, но при этом могли перетягиваться по спицам).

Набираем петельки до нужного количества по вышеописанной схеме.

https://youtu.be/awp0Y95D17g

Урок четвертый: лицевые петли, кромка и платочная вязка

Как вязать классические лицевые петли

Завершив набор петель на две спицы, аккуратно вытаскиваем одну из них. Переснимаем первую петельку с одной спицы на другую без провязывания (это и будет кромочная).

Теперь вяжем лицевую петлю. Аккуратно заводим правую спицу за передн. стеночку первой петельки в направлении слева направо и придерживая рабочую нитку позади вязания. Вот так:

Захватив рабочую нитку с указат. пальчика в направлении сверху вниз, тянем ее сквозь петельку и снимаем со спицы провязанную только что петлю предыдущего ряда.

Вяжем точно так же до завершения текущего ряда.

Схема вязания спицами для начинающих

Как вязать простую кромку в виде косички

После провязывания первого рядочка, поворачиваем работу и, как мы говорили ранее, лицевая петля на изнаночной стороне является изнаночной. Первую петельку, как и в первом ряду, снимаем на правую спицу без провязывания: вводим спицу за заднюю стеночку в направлении справа налево, держа рабочую ниточку слева, как показано на фото:

Продолжаем вывязывать лицевые петельки, как и прежде. В начале каждого нового рядочка снимаем первую петельку без провязывания. Связав таким образом несколько рядов, мы увидим узор платочной вязки (одинаковый и на лицевой, и на изнаночной стороне), состоящий целиком из лицевых петель. Такое полотно достаточно плотное и замечательно держит форму! Ранее платочная вязка использовалась для вязания аплатков, откуда и получила такое название.

Важно помнить! Для того, чтобы получить кромку-косичку, первую петельку рядка, если она является изнаночной, всегда снимаем без провязывания, прихватывая за заднюю стеночку. Вот как должно получиться:

Проблема, с которой чаще всего сталкиваются начинающие вязальщицы – слишком тугая вязка. Постарайтесь расслабить руки, не спешите! Помните о том, что петельки не должны ходить по спицам со скрипом, ровно как и спадать с них. Попробуйте для начала связать небольшой образец и продолжайте его вязать до тех пор, пока не отрегулируете степень натяжения нити и получите ровное, мягкое и эластичное полотно.

https://youtu.be/Lv0U3-0jjmY

Урок пятый: закрытие ряда и заделка нитей

Как вязать закрытый ряд

Сегодня мы предлагаем научиться закрывать край вязания классическим способом. Он прост в исполнении и подойдет для закрытия рядов практически на любом изделии.

Итак, снимаем первую петельку, как и ранее, без провязки, после чего вывязываем вторую петельку. Вот что у нас должно получиться:

Заходим левой спицей в направлении слева направо в первую правую петельку и тянем ее в направлении «на себя», вот так:

Как спрятать хвостик нитки

Вот здесь-то нам и пригодится трикотажная игла! Нам понадобится аккуратно вытянуть последнюю петельку рядка, отрезать рабочую нитку, оставив примерно 10 см, и вдеваем ее в ушко иголки. Вводим иголку в петельку и крепко ее затягиваем, вот так:

Протянув ниточку на 4-5 см, обрезаем остатки. Посмотрите, как аккуратно получилось!

Кстати, точно так же можно спрятать и кончик ниточки, которую мы отматываем до наборного ряда.

https://youtu.be/z3Rh3D9FR0s

Урок шестой: изнаночные петли и чулочная вязка

Классическая изнаночная петля вяжется немного сложнее лицевой. Для начала нам нужно набрать петельки и провязать первый рядочек л. п., далее мы поворачиваем вязание и, как обычно, снимаем одну кромочную.

Теперь приступаем к вязанию непосредственно изнаночных петель: заходим правой спицей в центр петельки, нитка располагается впереди вязания:

Захватываем правой спицей рабочую нитку и оборачиваем ею спицу по часовой стрелке вот так:

Снимаем петельку с левой спицы и продолжаем вязать точно так же до самого конца рядочка.

Изнаночная петля: вязание спицами для начинающих по схеме

Снова переходим на лицевую сторону вязания. Присмотревшись внимательнее, мы заметим, что первая петелька в ряду – лицевая. Чтобы сделать кромку-косичку, снимаем ее, как и ранее первые изнаночные, только немножко по-другому. Заходим правой спицей в направлении слева направо и тянем ее за переднюю стенку.

Здесь очень важно, чтобы кромочные петельки были одинаковыми по плотности: рыхлая не будет держать край, а плотная его стянет.

Дальше лицевые нечетные рядочки провязываем л. п., а четные изнаночные – и. п. Узор полотна, которое у нас будет в итоге связано, называется чулочной вязкой. Лицевая и изнаночная стороны чулочной вязки выглядят так:

Урок седьмой: скрещенные петли, прибавки, накиды

Скрещенные петли

Классические скрещенные петли не будут преградой даже для начинающих вязальщиц. По сути, выглядят они вот так:

На картинке вы видите обычную петельку, чуть правее скрещенную влево и вправо.
Если вы хотите скрестить классическую петельку, провяжите ее за заднюю стеночку, а если перевернутую – за переднюю.

Лицевая скрещенная вывязывается за задн. ст. В процессе вязки классич. петелька поворачивается и скрещивается:

Для вязания изнаночной скрещенной мы подхватываем петельку за задн. ст. и вяжем классич. способом.

Убавки

Убавить петельки можно двумя способами: провязав сразу несколько из них вместе или убавить с помощью протяжки. Поскольку первый из способов является самым распространенным, предлагаем ему и обучиться.

Как правило, в описаниях убавляется 1 петелька путем провязывания двух одновременно. Убавка бывает с наклоном влево и вправо.

Итак, для образца нам нужно набрать 30 п., после чего выполняем лиц. гл. 4 рядочка. Теперь делаем убавки: справа наклоняем влево, а слева – вправо.

Сняв кромочн. п., выполняем 3 лиц. п. Для получения наклона влево, провязываем петелькиза задние стеночки: снимаем петельку, заводя сп. за передн. стеночку, далее надеваем петельки на левую спицу и вяжем их за задние стенки:

Если описание предусматривает изнаночн. убавку, выполняется она по аналогии. Если вы вывяжете 2 петельки обычным способом, наклон будет вправо, если за задние стеночки – влево.

Как видите, если следовать указаниям в описании и фото, вязание для начинающих мастериц спицами не доставит особых проблем. Ровных петелек! .

Виды петель и их условная запись в раппорте узора:

  • Две или несколько петель вместе лицевой скрещенной петлёй
  • Три петли вместе, предварительно поменяв местами вторую и первую петли

Набор петель начального ряда

Вязание изделия или образца начинают с набора петель начального ряда. Петли набирают на двух спицах, сложенных вместе. Так поступают для того, чтобы петли начального ряда легко растягивались и легче было провязать петли следующего ряда.

Есть множество вариантов набора петель - из одной нити, из двух, утолщённый накид, с бахромой и прочие. Следует подбирать тот вид набора, который больше соответствует узору вязания. Разберём несколько более распространённых способов.

Простейший набор

Начиная вязание, необходимо набрать основные петли. Этот набор образуют при помощи двух спиц, соединённых вместе. Отмеряют нить втрое длиннее предполагаемой ширины изделия и помещают её на указательном пальце левой руки так, чтобы нить, идущая от клубка, находилась между указательным и средним пальцами. Конец нити, со стороны ладони, оборачивают вокруг большого пальца.

Нити держат в ладони, а большой и указательный пальцы отводят друг от друга. В правую руку берут две спицы и вводят под петлю большого пальца снизу вверх. Затем захватывают нить на указательном пальце и проделывают её сквозь петлю на большом пальце (рис.202, А).

Петлю с большого пальца сбрасывают и накинутую нить подтягивают к спицам (рис.202, Б). Образована первая основная петля.

Набор продолжают, спицы сначала помещают под петлю на большом пальце, потом захватывают нить на указательном пальце и протягивают её через на большом пальце, нить равномерно затягивают на спицах (рис.202, В).

Набор петель одной нитью

Этот набор используют главным образом при образовании петель для пуговиц или по краям изделия, продолжая какой-либо выступ.

Вязание со спицей держат в правой руке и указательным пальцем левой руки накидывают петлю на спицу (рис.203). Таким образом набирают необходимое число петель.

Декоративный набор

Декоративный набор используют в ластиках варежек или в воротниках кофт и джемперов. Его образуют следующим образом: пряжу, предназначенную для набора, складывают вдвое, потом перегибают пополам и в середину помещают спицы. Итак, посредине пряжа четырёхкратна.

Три нити кладут на большой палец, одну нить на указательный палец, спицы остаются в середине (рис.204, А). Петлю набирают в два приёма.

Сначала, как в простом наборе (рис.202), спицы вводят под петлю на большом пальце, захватывают нить на указательном пальце и под нитью на большом пальце спицы с новой петлёй протягивают в исходное положение (рис.204, Б). Во второй раз нить вокруг большого пальца оборачивают со стороны ладони против себя и спицы вводят в эту петлю сверху под нить ладони.

Кончиками спиц нить с указательного пальца протягивают через петлю большого пальца, петлю с большого пальца сбрасывают и нить не слишком туго затягивают (рис.204, В).

Набор двойного вязания

Двойное вязание набирают на цветной нитке, которую потом убирают. На конце пряжи образуют петлю, в которую помещают спицу - нить на указательном пальце.

На большом пальце цветная нитка. Спицу помещают под цветную нитку, потом захватывают пряжу с указательного пальца (рис.205, А).

Каждую следующую петлю набирают так - сначала проводят спицу под пряжу на указательном пальце, потом под цветную нитку и из пряжи указательного пальца набирают петлю на спицу (рис.205, Б).

Первый ряд вяжут следующим образом: 1 пелю снимают не провязав (нить за спицей) и 1 петлю вяжут лицевой вязкой (рис.205, В).

В каждом последующем ряду снятые и лицевые петли меняют местами (рис.205, Г).

Основные петли


Дуга вокруг спицы образует петлю (рис.206). Петля имеет переднюю и заднюю стенки, а нижнюю дугу между двумя петлями называют протяжкой. Самыми простыми и основой для других петель являются лицевые и изнаночные петли.

Лицевую петлю можно образовать двумя способами: вывязывая за переднюю или заднюю стенку. Вязание лицевой петли за переднюю стенку принято считать "классическим". Обычно в литературе под лицевой петлёй имеется в виду именно этот способ вязания, конечно, если нет оговорки, что это следует делать иначе.

Лицевую петлю вяжут следующим образом: правую спицу вводят в петлю спереди передней стенки на левой спице, захватывают нить под спицей правой руки и протягивают через петлю. Новая петля остаётся на правой спице (рис.207 А).

Изнаночную петлю , так же как и лицевую, можно вязать разными способами. Правую спицу вводят в петлю справа налево под передней стенкой. Сверху захватывают нить и протягивают через петлю (рис.207, Б), новая изнаночная петля остаётся на правой спице.

Есть и другие способы вязания лицевых и изнаночных петель, но при них хорошо образуется узор только из лицевых и изнаночных петель. При вязке других видов узоров петли ложатся в ином направлении, нежели при "классическом" способе вязания лицевых и изнаночных петель.

Плоскостное вязание

Кофты, джемперы, платки, шарфы и др. изделия вяжут на двух спицах, один ряд вяжут справа налево (лицевая сторона изделия), а другой обратно (изнаночная сторона изделия). Поэтому если необходимо получить лицевую гладь, то туда вяжут лицевыми петлями, а обратно - изнаночный - изнаночными петлями.

На рис.208 показаны лицевая и изнаночная стороны вязания.

Цилиндрическое вязание

При вязании носков, варежек, юбок, джемперов на пяти или кольцевых спицах нет обратных рядов. При вязании на пяти спицах сначала набирают на две вместе сложенные спицы такое количество петель, какое предполагается вязать на одной спице, потом одну спицу вытягивают из набора, складывают ещё раз их вместе и набирают для второй спицы. Так же поступают и с третьей и четвёртой спицами. Когда набрано необходимое количество петель на 4 спицы, пятой спицей приступают к вязаниию по кругу.

Начало вязания

Лицевая вязка образует односторонний узор. Эту вязку ещё называют чулочной, лицевую её сторону - лицевой гладью, изнаночную - изнаночной гладью.

Если изделие начинают лицевой или изнаночной гладью, то и в том и в другом случаях край заворачивается на лицевую сторону. Поэтому обычно изделие начинают с двухстороннего узора, который не скручивается.

Если изделие предполагается вязать лицевой вязкой, то нижний край вяжут зубчиками или изнаночными петлями.

1 способ: вяжут 5-10 рядов гладью, потом один лицевой ряд вяжут так: 2 петли вместе лицевой петлёй, 1 накид (нить кладут на спицу от себя, (рис.211). Потом вяжут столько же рядов лицевой гладью, сколько было до ажурного ряда. Цепочку набора набирают на дополнительную спицу и изделие подгибают по линии ажура (зубчиков). Перед каждой петлёй на спицу помещают одну петлю цепочки набора и провязывают их вместе лицевой петлёй. Следят, чтобы петли по вертикали совпадали, иначе край изделия будет перекошен. При желании край можно не провязывать, а подшить.

2 способ: вяжут 5-10 рядов лицевой гладью, потом один ряд на лицевой стороне вяжется изнаночными петлями, потом вяжут столько же рядов лицевой гладью, сколько было до изнаночного ряда. По изнаночному ряду вязание перегибают и привязывают или пришивают так же, как в предыдущем случае. Потом продолжают лицевой узор.

Научившись провязывать всего лишь два вида петель (лицевые и изнаночные), можно освоить любые виды вязок. Сначала самые простые, а потом и более сложные узоры вы найдёте в разделе "Узоры".

Краевые или кромочные петли

Краевые петли в раппорте узора не учавствуют. После подсчёта петель для узора независимо от их количества прибавляют ещё две петли, которые служат только для образования края.

Край изделия может быть вывязан ровным (косичкой) и с узелками.

Ровный край (рис. 209, А).

1-й способ . При начале вязания ряда краевую петлю переснимают, рабочая нитка при этом находится перед спицей. Последнюю краевую петлю провязывают лицевой.

2-й способ . При начале вязания ряда краевую петлю переснимают, рабочая нитка при этом находится перед спицей. Последнюю краевую петлю провязывают изнаночной.

Край с узелками (рис. 209, Б).

При начале вязания ряда краевую петлю переснимают, рабочая нитка при этом находится за спицей. Последнюю краевую петлю провязывают лицевой.

Закрепление петель

После окончания вязания изделия или образца последний ряд открытых петель закрепляют. Делать это можно двумя способами.

1-й способ - при помощи спицы (рис.210). Краевую первую петлю, как обычно, переснимают на правую спицу непровязанной. Следующую петлю вяжут лицевой, затем концом левой спицы оттягивают предыдущую пелю, а правой спицей протаскивают через лицевую. После этого оттянутую петлю сбрасывают и повторяют всё сначала до конца ряда. Нитку обрывают и продёргивают через последнюю петлю, тем самым закрепляя вязание.

2-й способ - при помощи иглы. Оставляют конец рабочей нитки примерно в три раза длиннее закрываемого полотна и проделывают его в иглу. Иглу пропускают в крайнюю петлю последнего ряда петель с лицевой стороны на изнаночную, затем во 2-ю петлю с изнаночной стороны на лицевую и протягивают через эти три петли рабочую нитку. После этого вводят иглу в 1-ю петлю с лицевой стороны на изнаночную и в 3-ю петлю с изнаночной стороны на лицевую и т. д.

При таком закреплении петель последний ряд растягивается так же хорошо, как и при закреплении петель спицами, только не образуется косички.

Виды петель и их условная запись в раппорте узора

Лицевая петля (рис.2).

Конец правой спицы вводят в петлю на левой спице слева направо от себя, захватывают рабочую нитку за спицей и вытягивают петлю на себя.

В раппорте узора записывают: 1 лицевая.

Лицевая скрещенная петля (рис.3).

Конец правой спицы вводят в петлю на левой спице справа налево от себя, захватывают рабочую нитку за спицей и вытягивают петлю на себя.

В раппорте узора записывают: 1 лицевая скрещенная.

Изнаночная петля (рис.4).

Нитку накидывают на левую спицу. Правую спицу вводят под рабочую нитку и в петлю справа налево, захватывают рабочую нитку перед спицей и вытягивают петлю от себя.

В раппорте узора записывают: 1 Изнаночная.

Изнаночная скрещенная петля (рис.5).

Нитку накидывают на левую спицу. Правую спицу вводят под рабочую нитку и петлю на левой спице сзади наперёд слева направо от себя, захватывают рабочую нитку перед спицей и вытягивают петлю от себя.

В раппорте узора записывают: 1 Изнаночная скрещенная.

Две или несколько петель вместе лицевой (рис.6).

Правую спицу проделывают в две или более петель на левой спице слева направо от себя, захватывают рабочую нитку за спицей и вытягивают петлю на себя.

В раппорте узора записывают: 2 вместе лицевой.

Две или несколько петель вместе лицевой скрещенной петлёй (рис.7).

Правую спицу проделывают в две или более петель на левой спице справа налево от себя, захватывают рабочую нитку за спицей и вытягивают петлю на себя.

В раппорте узора записывают: 2 вместе лицевой скрещенной.

Две петели вместе, первую поворачивают (рис.8).

Концом правой спицы предварительно поворачивают первую петлю на левой спице, а затем провязывают, как две петли вместе лицевой скрещенной.

В раппорте узора записывают: 2 вместе лицевой, первую поворачивают.

Две или несколько петель вместе изнаночной петлёй (рис.9).

Нитку накидывают на левую спицу. Правую спицу вводят под рабочую нитку в петли на левой спице справа налево, захватывают рабочую нитку перед спицей и вытягивают петлю.

В раппорте узора записывают: 2 вместе изнаночной.

Две петли вместе изнаночной скрещенной петлёй (рис.10).

Нитку накидывают на левую спицу. Правую спицу вводят под рабочую нитку в петли на левой спице сзади наперёд слева направо на себя, захватывают рабочую нитку перед спицей и вытягивают петлю.

В раппорте узора записывают: Две вместе изнаночной скрещенной.

Три петли вместе, предварительно поменяв местами вторую и первую петли (рис.11).


При помощи дополнительной спицы вторую и первую петли на левой спице меняют местами так, чтобы вторая стала первой и при провязывании петель вместе закрывала краевые. Провязывают петли как при лицевой скрещенной.

В раппорте узора записывают: 3 вместе, вторую и первую поменять местами.

Накид (рис.12).

Концом правой спицы захватывают рабочую нитку сверху справа налево на себя. Наброшенную на спицу петлю придерживают указательным пальцем правой руки, провязывают следующую петлю.

В раппорте узора записывают: накид.

Для образования ажура и прибавления петли в последующем ряду накиды повязывают лицевой или изнаночной петлёй.

При провязывании в последующем ряду накида лицевой скрещенной или изнаночной скрещенной петлёй ажура не образуется, только прибавляется петля.

Накид обратный (рис.13).

Правой спицей захватывают рабочую нитку снизу слева направо от себя. Наброшенную на спицу петлю придерживают указательным пальцем правой руки, провязывают следующую петлю.

В раппорте узора записывают: накид обратный.

Для образования ажура последующем ряду накиды провязывают лицевой скрещенной или изнаночной скрещенной петлёй.

При провязывании в последующем ряду накида лицевой или изнаночной петлёй ажура не образуется, только прибавляется петля.

Двойной накид (рис.14).

Концом правой спицы делают два накида. Для прибавления петель в последующем ряду правый накид провязывают лицевой, а второй - изнаночной петлёй.

В раппорте узора записывают: 2 накида.

Воздушная петля (рис.15).

Образуют петлю из рабочей нитки, набрасывают на правую спицу.

В раппорте узора записывают: 1 воздушная петля.

Петля из нижележащего ряда (рис.16).

Конец правой спицы вводят в петлю, расположенную на один или несколько рядов ниже вывязываемого, захватывают рабочую нитку и вытягивают петлю. Петли, расположенные над вновь образовавшейся петлёй, в зависимости от рисунка сбрасывают или провязывают.

В раппорте узора записывают: 1 лицевая из петли нижележащего ряда.

Петли из промежутка между петель нижележащего ряда (рис.17).

Конец правой спицы вводят под горизонтальную нитку между петель нижележащего ряда, захватывают рабочую нитку и вытягивают петлю.

В раппорте узора записывают: 1 лицевая из промежутка между петлями нижележащего ряда.

Из одной петли вывязывают две (рис.18).

Петлю на левой спице провязывают два раза - один раз лицевой, а второй -изнаночной петлёй, после чего её сбрасывают со спицы.

Сначала провязывают вторую петлю лицевой скрещенной за вывязываемым узором. Не снимая её с левой спицы, провязывают первую петлю лицевой, затем петли с левой спицы сбрасывают.

В раппорте узора записывают: Сначала вторую петлю за спицей, затем первую.

Перемещение петли с наклоном вправо (рис.21).

Сначала провязывают вторую петлю лицевой (или изнаночной) перед вывязываемым узором. Не снимая её с левой спицы, провязывают первую петлю лицевой (или изнаночной), затем петли с левой спицы сбрасывают.

В раппорте узора записывают: Сначала вторую петлю перед спицей, затем первую.

Перемещение несколько петель с наклоном влево (рис.22).

При перемещении нескольких петель изменяется порядок их провязывания. Нужное число петель переснимают на доп. спицу и оставляют её перед вывязываемым узором. Затем провязывают обычным образом несколько петель, после этого провязывают петли с доп. спицы.

В раппорте узора записывают: 2-3 петли снимают на доп. спицу перед узором.

Перемещение несколько петель с наклоном вправо (рис.23).

Петли для перемещения переснимают на доп. спицу и оставляют её за вывязываемым узором. Затем вывязывают нужное количество петель с левой спицы, после этого провязывают петли с доп. спицы.

В раппорте узора записывают: 2 петли снимают на доп. спицу за узором.

Вытянутая петля (рис.24 А и Б).

Если петлю переснять непровязанной с левой спицы на правую, то она займёт два ряда по высоте; если эту петлю и в следующем ряду оставить непровязанной, она ещё увеличится, т. е. вытянется. Рабочая нитка в зависимости от рисунка бедет проходить за вытянутой петлёй или перед ней.

В раппорте узора записывают: 1 петлю переснимают, рабочая нитка за узором (рис.24, а) или:

1 петлю переснимают, рабочая нитка перед узором (рис.24, б).

Если переснимают несколько петель подряд и в нескольких рядах, то образуются отрезки ниток, которые могут служить украшением лицевой стороны изделия. Тогда одну из петель предыдущего ряда провязывают под отрезками ниток (рис.25).

В раппорте узора записывают: 1 лицевая (изнаночная) под отрезками ниток.

Вытянутая петля с накидом (рис.26).

Делают накид, а затем петлю переснимают непровязанной с левой спицы на правую. Рабочая нитка находится на спице вместе со снятой петлёй.

В раппорте узора записывают: накид, 1 петлю переснимают (рис.26 а).

В последующих рядах в зависимости от рисунка можно петлю и накид переснимать непровязанными, предварительно сделав накид.

В раппорте узора записывают: 1 накид, накид и петлю переснимают (рис.26 б).

В последующих рядах накид и петлю провязывают.

В раппорте узора записывают: 1 лицевой вместе с накидами (рис. 26, в).

Обвивающая петля (рис.27).

Правую спицу направляют в промежуток между петлями на левой спице (например, между 3-й и 4-й), захватывают рабочую нитку спереди назад и вытягивают длинную петлю. В зависимости от рисунка её провязывают в этом же ряду следующей петлёй или в следующем ряду, сохраняя при этом набранное количество петель.

В раппорте узора записывают: вытягивают длинную петлю из промежутка между 3-й и 4-й петлями.

Увеличенные петли (рис.28).

Правую спицу направляют в петлю и по часовой стрелке делают два и более оборотов (накидов) в зависимости от рисунка, а затем вытягивают петлю.

В раппорте узора записывают: 1 увеличенная лицевая петля с двумя накидами.

В последующем ряду накиды сбрасывают, за счёт этого петля увеличивается.

Петли стежками (рис.29).

Правой или левой спицей в зависимости от наклона стежка подхватывают нужную петлю (по узору она может быть увеличенной, вытянутой и т. д.),протягивают в неё рядом расположенные петли и перекидывают её со спицы на петли. Перекинутая петля имеет вид стежка.

В раппорте узора записывают: в 3-ю петлю протягивают две первые.

В описаниях узоров часто повторяется вязание предыдущего ряда.

В раппорте узора записывают: вяжут по рисунку. Это значит, что выполняют вязание не так, как записан раппорт в предыдущем ряду, а как его видят при вывязывании ряда, т. е. если видят вывязываемую петлю лицевой, то и вяжут её лицевой, если изнаночной, то вяжут изнаночной.

Если встречаются накиды, но не указывается, как их вязать, то их провязывают по лицевой стороне - лицевой, по изнаночной - изнаночной петлёй.


Вязание известно еще с древних времен, когда людям приходилось самим изготавливать себе одежду. Сегодня вязание – это прежде всего хобби, которое позволяет многим женщинам реализовать свой творческий потенциал, а заодно и создавать красивые и теплые вещи для себя и своей семьи. Научиться вязанию может каждый – для этого необходимо лишь желание и усидчивость.

Как научиться вязать спицами

Для того чтобы приступить к вязанию любой, даже самой простой вещи, необходимо научиться азам.

  • Вязание любого изделия начинается с набора петель. На фото показан пошаговый пример того, как набрать петли на спицу.

  • Если вы планируете вязать вкруговую, а такой способ используют для вязания носков, рукавиц и снудов, то воспользуйтесь набором из пяти спиц и пошаговой инструкцией на фото.
  • На следующем этапе вам необходимо научиться вязать простые виды петель, которые являются базовыми. На фото пошагово показано, как связать классическую лицевую и классическую изнаночную петлю.

  • Предлагаем вам еще несколько простых схем вязания базовых петель, схему соединения деталей потайным швом и простой способ закрывания петель.

  • При вязании более сложных узоров и ажурной вязки вам не обойтись без навыков вязания с накидом, пример которого демонстрирует пошаговое фото.

Предлагаем вам простые —схемы вязания узоров спицами—, которые позволят создавать более интересные варианты вязаных вещей:

Идеи вязания спицами для начинающих

Теперь, когда вы уже освоили простые техники и узоры, можно приступить к вязанию изделий. Мы предлагаем начать с таких базовых вещей, как шарф, снуд, шапка, берет, рукавицы, носки и жилетка.

Как связать шарф или снуд




Как связать жилетку или топ

  • Жилетки в последнее время снова на пике популярности, ведь они не только теплые и удобные, но с их помощью можно создавать стильные образы в комбинации с гольфами и блузами. На фото схема вязания простой однотонной жилетки с подробной инструкцией. Обратите внимание, что для этого изделия вам необходимо будет снять мерки и сделать простой чертеж на бумаге.

  • Это летний вариант вязаного изделия, для которого лучше всего использовать тонкую хлопковую или льняную пряжу. В ажурном узоре использованы все типы петель, которые вы уже знаете, а основное полотно изделия выполнено лицевой гладью. Для декора использованы стразы, но вы можете заменить их декоративными бусинами.

  • Наверняка ваша юная модница захочет такой же стильный жилет, как и у вас. Предлагаем вам подобную схему с инструкцией вязания детской жилетки для девочки.

  • Если вы уже достаточно «набили руку» в вязании объемных кос, то предлагаем вам связать вашей дочурке этот невероятно красивый жилет. Схема жилета очень проста, а вот рапорт узора потребует от вас внимательности и кропотливости.

Видео с уроками мастер-класса

  • Видео с уроком для начинающих с подробным описанием вязания пятки.

  • Видеоролик с подробным описанием вязания берета спицами для начинающих.

  • Видеоурок для начинающих с описанием —схемы вязания спицами снуда— английской резинкой.

  • Видео для начинающих, в котором вы научитесь вязанию спицами варежек.

  • Видеоурок для начинающих по вязанию спицами простого, но элегантного шарфа.

  • В этом видеоролике вы получите урок для начинающих по вязанию тапочек спицами.

Освоив предложенные нами простые техники вязания спицами, вы сможете связать себе и своим близким красивые теплые вещи на холодное время года. Рекомендуем вам начать с —вязания спицами для детей—, а затем переходить на более сложные вещи для взрослых. О том, что у вас получилось, расскажите в комментариях.

Еще с давних времен вещи ручной работы ценились дорого и пользовались повышенным спросом. Каждый стремился обучиться какому-то рукодельному ремеслу для того, чтобы обеспечивать себя и своих родных и близких людей эксклюзивной одеждой, подделками или оригинальными предметами интерьера.

Ручное вязание - один из самых распространенных видов рукоделия. Обладая таким мастерством, можно без особых финансовых затрат выглядеть стильно и модно. Ученые утверждают, что это не единственное его достоинство: во время вязания человек успокаивается, расслабляется и отвлекается от тревожных мыслей.

Данная статья содержит последовательные уроки, в которых подробно описывается, как научиться вязать спицами. Для начинающих рукодельниц она станет настоящим подспорьем.

Урок № 1. С чего начать?

Для тех, кто только начинает осваивать технику вязания на спицах, необходимо ознакомиться с инструментами, с помощью которых непосредственно осуществляется процесс.

Первое, с чего начинается вязание любого трикотажного изделия - набор петель спицами. Для того чтобы знать, как правильно подобрать их для определенного типа вязки, необходимо разобраться в основных видах.

Стандартные (обычные) спицы

Такой вид применяется при всех видах вязания, кроме кругового. Изготавливают их из легких материалов, таких как пластмасса, металл, алюминий, дерево. Они отличаются толщиной, от 1 мм до 25,5 мм,и длиной. Имеют один рабочий край, на другом установлен наконечник, выступающий в роли ограничителя.

Чулочные спицы

Используются для кругового вязания, в частности носков, так как вязать 2 спицами их не рекомендуется. Они продаются в комплектации 5 штук. Имеют два рабочих края. Процесс вязания производится следующим образом: изделие располагается в равном количестве петель на 4 спицах, а 5-й провязываются последующие ряды.

Спицы для рисунков «коса» и «жгут»

Благодаря изгибу посередине спицы, их применение значительно упрощает процесс перекрещивания петель. Их диаметр может быть 2-4 мм, выбираются в соответствии с толщиной пряжи.

Маркировочная скрепка

С ее помощью контролируют количество петель или отмечают определенное место на изделии.

Круговые спицы

Они представляют собой 2 рабочих наконечника, соединенных металлической или силиконовой леской. Используются они при определенных рисунках, круговом вязании или в том случае, когда полотно имеет достаточно большую ширину.

Булавка

Она применяется для снятия петель, которые на определенном этапе не нужно провязывать. Размеры такого приспособления могут быть разными (10-15 см).

Урок № 2. Ознакомление с видами пряжи

Открывая модные журналы, можно видеть, что одежда, в зависимости от сезонного назначения, связана из разных видов пряжи. Видя такие красивые вещи, каждый второй задается вопросом: «Как научиться вязать спицами?» Для начинающих вязальщиц опубликовано достаточно много информации с подробным пошаговым описанием. Однако для того чтобы создать по-настоящему красивую и оригинальную вещь, понадобится правильно подобрать для нее пряжу.

Шерстяная нить

Относится к натуральным видам. Для ее изготовления используется овечья шерсть. Отличается широким выбором цветовой гаммы. Из нее в основном вяжутся зимние вещи, подходит для любых видов рисунка.

Хлопковая пряжа

Идеально подходит для любого типа вязки. Она приятна на ощупь, не вызывает аллергии. Изделие из такой нити имеет шикарный вид.

Меланжевая пряжа

В ее состав входят в процентном соотношении синтетическая и натуральная нити. Благодаря своей фактурности, изделия получаются пышными и воздушными. Отлично смотрится на объемных рисунках.

Мохер

Предназначен для вязания теплых вещей. Такая нить очень пушистая, поэтому не рекомендуется применять ее для тех вещей, которые непосредственно прилегают к телу. Наиболее актуальны для нее крупные рисунки.

Фасонная пряжа

Изготавливается путем соблюдения определенной технологии, которая заключается в объединении различных по фактуре, цвету и качеству нитей.

Урок № 3. Набор первого ряда

Приступая к вязанию любого полотна, понадобится произвести набор петель спицами. Для этого делается петля из пряжи, которая накидывается на большой палец. Один конец нити проходит через указательный, а другой просто опускается вниз. После этого обе нити фиксируются оставшимися тремя пальцами. Закрепив, таким образом, пряжу, с помощью спицы делаются петли, из которых непосредственно будет вывязываться полотно.

1-й шаг

2-й шаг

3-й шаг

4-й шаг

5-й шаг

Урок № 4. Лицевая петля

Научившись набору первого ряда, можно приступать к основному виду вязки - лицевым петлям. Они являются основополагающими любого рисунка. Для того чтобы получилась лицевая петля, спицами провязывают нить определенным способом. Для этого необходимо зацепить петлю за заднюю стенку свободной спицей и протянуть через нее рабочую нить. Если по рисунку указывается способ вязания за переднюю стенку, то производится подобная манипуляция, только спицей захватывается верхняя часть петли.

Урок № 5. Изнаночная петля

Следующий этап освоение вязальной техники - изнаночные петли спицами. Они могут провязываться двумя способами - за переднюю и заднюю стенку. Более распространенным видом считается классический. Для этого рабочая нить накидывается над полотном, спицей захватывается передняя часть петли, через которую протягивают нить, которая образует новую изнаночную петлю.

Урок № 6. Накид

Накид - воздушная петля. Образовывается она с помощью накидывания рабочей нити, придерживается пальцем, последующая лицевая петля спицами вяжется, как обычная. На стороне, где изнаночные петли, спицами провязывают накид не перекручивая, так, чтобы образовалась дырочка. Такая техника вязания применяется для создания изделия с ажурным рисунком.

Урок № 7. Кромочные и краевые петли

При вязании любого полотна надо обратить внимание на первую и последнюю петли. Они занимают основное место в изготовлении качественного изделия. Благодаря выполнению определенной техники, полотно имеет ровные и нерастянутые края. Кромочные и краевые петли провязываются в следующем порядке. В начале ряда первая снимается не провязывая, а в конце последняя вывязывается лицевой петлей.

Урок № 8. Как вязать резинку спицами? Виды и описание

Существует множество различных способов для вязания резинки. Как правило, с нее начинаются практически любые изделия, поэтому очень важно научиться вязать ее правильно и красиво. Главное условие для нее - не растягивать петли, для того чтобы сохранить хорошую плотность.

Итак, как вязать резинку спицами, разберем несложные варианты.

Резинка 1 х 1

Самый простой вид. Первый ряд: чередуются 1 лицевая петля и 1 изнаночная. Последующие ряды провязываются по рисунку.

Резинка 2 х 2

Вяжется, как первый вариант, только ряд состоит из 2 изнаночных петель и 2 лицевых.

Двойная резинка полая

Для того чтобы ее связать, необходимо последовательно чередовать 1 лицевую, 1 петлю снять, не провязывая. Так вязать с обеих сторон изделия.

Английская резинка 1 х 1

Такой вариант более сложный для новичка, однако можно попробовать.

На спицу набирается четное количество петель. Далее вяжется следующим образом.

1-й ряд : 1 лицевая, на следующую петлю накид и снять на рабочую спицу, так чередовать.

2-й ряд : петля с накидом провязывается лицевой, а на следующую делается накид и снимается, повторять до конца.

3 ряд : с начала узора.

Урок № 9. Как научиться вязать спицами? Для начинающих: шарфик спицами

Изучив азы вязания, пора попробовать свои силы в изготовлении небольшого аксессуара. Уже можно решиться на то, чтобы связать шарфик спицами себе или родным. Такой подарок станет для них самым желанным. Для него подойдут любые узоры спицами. Ширина - величина индивидуальная: если для ребенка, то 10-20 см, для взрослых - от 15 см. Длина может варьироваться от 1 м и более.

Для шарфа можно использовать нитки различной толщины и расцветки, главное, чтобы он гармонировал с остальной одеждой.

В качестве рисунка лучше подойдут те, которые не имеют изнаночной стороны.

Пример несложного шарфика с узором «шахматка» приведен ниже.

Описание:

Количество петель должно быть кратное 5, плюс 2 краевые.

1-й ряд : 5 лиц. п., 5 изн., чередовать до конца ряда, последнюю провязать лицевой.

2-й ряд и все четные : по рисунку.

3-й ряд : чередовать 5 лиц., 5 изн., кромочную лицевой.

5-й ряд : провязывается, как 3-й.

7-й ряд : 5 изн., 5 лиц., копируется до конца ряда, последняя кромочная.

9-й, 11-й ряды : провязать, как 7-й.

13-й ряд : воспроизвести с 1-го ряда.

Схема узора "Шахматка
13 . .
11 . .
9 . .
7 . .
5 . .
3 . .
1 . .

Урок № 10. Схемы и условные обозначения

Любые узоры спицами могут иметь описание или схему, в которой рассказывается, как именно связать этот рисунок. Из предыдущего урока можно увидеть примеры описания и схемы. Однако, для того чтобы разобраться в написанном, необходимо ознакомиться с условными обозначениями и научиться правильно читать схемы. На первый взгляд они кажутся непонятными, с какими-то квадратиками, ромбиками, стрелочками, треугольниками.

Однако эта сложность обманчива, разобраться со стандартными сокращениями нетрудно. В любом издании журнала или книги всегда есть пункт «Условные обозначения», как правило, в нем расшифровываются все сокращения в тексте и используемые символы.

Например, основные из них:

  • лиц. - лицевая петля;
  • изн. - изнаночная петля.

Разглядывая схему под приглянувшимся узором, необходимо поискать условные обозначения. Они могут быть напечатаны в конце книги или сразу под схемой.

Например, это выглядит так:

. - кромочная;
□ - изнаночная петля;
- лицевая петля;
- 3 петли вместе;
Ώ - накид.

Урок № 11. Узоры, схемы и описания

Опишем несложные узоры, которые необходимо вязать спицами, схемы расположим рядом для лучшего восприятия. Стараясь связать предложенные рисунки, нужно постараться максимально разобраться в условных обозначениях, так как от этого будет зависеть качество всего изделия.

Узор «Ромбики»

Схема № 1
19
17
15
13
11
9
7
5
3
1

Описание :

1-й, 3-й, 5-й ряды : 6 изн., 2 лиц.

2-20-й ряды : по рисунку.

7-й ряд : 2 лиц., 4 изн., 2 лиц., 2 изн.

9-й ряд : 2 изн., 1 лиц., 2 изн., 2 лиц., 3 изн.

11-й, 13-й, 15-й ряды : 2 изн., 2 лиц., 4 изн.

17-й ряд : 1 изн., 1 лиц., 2 изн., 1 лиц., 3 изн.

19-й ряд : 1 лиц., 4 изн., 1 лиц., 2 изн.

21-й ряд : повторить с начала.

Условные обозначения к схемам см. в уроке № 10.

Узор «Звездочки»

Описание :

1-й ряд : из 3 петель вывязать 3 лицевые петли*, 1 лиц.

2-й, 4-й ряды : изн.

3-й ряд : 2 лиц., из 3 петель 3 лицевые, 1 лиц.

5-й ряд : как 1-й ряд.

*3 из 3 петель - 1 лиц., накид, 1 лиц.

Узор «Путанка»

3
2
1

Описание :

1-й ряд : 1 изн., 1 лиц., продублировать до конца.

2-й ряд : 1 лиц., 1 изн., чередовать противоположно с предыдущим рядом.

3-й ряд : повторять с 1-го ряда.

Теперь часто задаваемый вопрос «Как научиться вязать спицами?» для начинающих уже не будет таким пугающим и непонятным. Если следовать в точности предоставленным урокам, появится возможность за достаточно короткие сроки научиться создавать оригинальные трикотажные шедевры.