Волосы для куклы методом сухого валяния шерсти. Формирование головы куклы (сухое валяние) Куклы своими руками из шерсти

Основной инструмент валяльщика - иглы для валяния.
Иглы для валяния шерсти - довольно большие. На острых концах игл есть специальные насечки, с помощью которых они рвут шерсть, спутывают ее, совершая возвратно-поступательное движение.
Иными словами вы просто тыкаете иглой в комок шерсти, который находится на какой-то подложке (обычно это или простая губка, поролон или так называемый мат для валяния), и в это время шерсть уплотняется изнутри, значительно уменьшаясь в размерах.
Со стороны процесс сухого валяния выглядит так: мастер стучит иглой по шерсти, создавая из нее материал нужной плотности, а потом нужной формы.
Иглы для валяния шерсти придумали относительно недавно, в основном с древности практиковалось мокрое валяние, то есть формирование из шерсти предметов одежды или обуви с помощью воды и мыла. Самый понятный пример изделия, свалянного по-мокрому - это валенки. А вот иглами массово стали работать с шерстью не так давно. Иглы постоянно совершенствуются, следите за новинками.

Усовершенствованные приспособления для валяния. Например, станочек "Clover".
Это нехитрое приспособление представляет из себя удобный девайс, который позволяет валять сразу несколькими иглами одновременно. Пластмассовая помпочка легко ходит "туда-сюда", в процессе валяния вы совершаете "ударные" действия по шерсти и пробиваете сразу намного больший объем, чем когда вы работаете всего одной иглой. Станочек "Clover" незаменим, когда нужно обработать (свалять) крупную деталь.

Clover - изначально японская фирма, крупнейший производитель товаров для рукоделия. Валяние шерсти очень распространено в Японии, видимо поэтому замечательный помощник валяльщика - станочек Clover родом именно оттуда.

Такой девайс существует в двух видах - на 5 игл и - на 7. Я использую Clover на 5 игл и много лет им довольна. Всегда рекомендую эту "приспособу" своим ученикам. Здорово помогает на начальных этапах, как валяния, так и обучения валянию.


В роли мата для валяния, специальной подложки, у меня выступает пенополистирол, улучшенный пенопласт.
Можно валять на обычной губке, на пороллоне, на мате для валяния, на пенополистироле.
Цель такой подложки - спасти ваши колени от уколов иглой, покрытие вашего стола, если валяете на нем, создать плотную и в то же время довольно твердую поверхность, на которую вы кладете шерсть, предназначенную для последующего валяния. Об пенополистирол и - тем более - губки, не сломаются иглы, если вы пронзите шерсть и игла пройдет дальше.
Пенополистирол можно поискать на строительном рынке, можно пошариться в сарае или хозяственном помещении или в гараже у друзей, которые недавно делали ремонт, можно попросить обломки и обрезки в магазине, а если не заморачиваться очень бюджетными способами, можно просто пойти и купить его в специализированном магазине.
Пенополистирол выгодно отличается от обычного пенопласта тем, что он плотнее пенопласта, не рассыпается от иголочных уколов, долго держит форму, и прослужит вам в качестве мата для валяния шерсти дольше, чем другие материалы.

Валять иглами можно из любой шерсти и даже акрила. Но если вы планируете валять из чистой шерсти, советую брать сразу кардочес. Одна и та же по толщине микрон (тонина) шерсть может продаваться в виде гребенной ленты, а так же - в виде кардочеса (шерстяная вата). Разница в том, что гребенная лента имеет в своем составе длинные волокна шерсти, которые укладываются в своеобразную вытянутую прядь. Кардочес же, кардочесанная шерсть - это те же волокна, но порванные, довольно короткие и сложившиеся в одно большое полотно, рыхлое по своей структуре. Выглядит почти как вата. На просвет - облачко. Для валяния изделий из шерсти иглами, во многих случаях больше подходит шерсть в виде кардочеса. Ответ почему - прост. На изделии не будет видно направлений волокон, и оно быстрее сваляется. Опытные валяльщики, если приходится работать с шерстью в виде гребенной ленты (если только такую удается приобрести) либо рвут ее на мелкие частички руками (занятие утомительное и чревато мозолями) либо покупают себе кардочесальные машины и используют их для превращения ленты в кардочес. Потому что с кардочесом работать проще и эффективней.


Если ваша будущая валяная кукла (игрушка) планируется на каркасе, то для него можно приготовить медную проволоку , обычный кабель из хозяйственного магазина. В качестве наполнения куклы я использую недорогой сливер.
Медная проволока продается в любом хозяйственном магазине или - магазине электроприборов и запчастей к ним.

Чтобы сделать каркас из проволоки для куклы из шерсти или любой другой валяной игрушки, проволоку непременно нужно очистить от изоляции. Тем более это стоит сделать, если речь идет о новичках-валяльщиках. Об изоляцию, пока вы научитесь нормально валять, вы постоянно будете ломать иглы. А иглы - это главные расходники для начинающего. Иглы для валяния не так просто купить и стоят они не дешево.

Поэтому поломки игл на первых этапах валяния, когда вы учитесь, - обычное дело. Иглы будут ломаться при простом валянии шерсти - просто об шерсть. Не говоря уже о том случае, когда игла "встречается" с жесткой пластмассовой изоляцией проволоки.

Свалянное изделие, валяная кукла или игрушка, если она не задумана пушистой, требует особой гладкости . Поможет утюжок скорняка.Если вы считаете, что ваше валяное изделие закончено, и оно - реально хорошо сваляно, воспользуйтесь утюжком скорняка, его еще называют - утюжок для разглаживания или создания складок при работе с кожей. Этот утюжок пока можно купить только в Китае, производится он в двух видах - с термостатом и - без. Я использую те, которые без термостата. Через 5 минут нагревания выключаю из сети. Горячим утюжком я разглаживаю законченное изделие.
В моем случае обработка связана с лицом куклы, руками и другими открытыми частями тела, если они имеются. Как только что сшитое изделие требует глажки, так и свалянная кукла должна быть обработана. Таким образом убираются (прижигаются и прижимаются) все ненужные "пушистости", неровности. Так же утюжком скорняка можно сделать необходимые выемки, какие-то нужные нам выпуклости и "впуклости". Часто утюжком скорняка в процессе финиша обрабатываются глаза (веки), губы, "доводятся до ума" ушные впадины и так далее.

Решила рассказать о тех нескольких китах, на которых стоит искусство создания кукольного реалистичного лица,

иными словами — лица, похожего на человеческое.

В моем случае это — валяные куклы (портретные), но принципы, о которых я хочу рассказать,

одинаково подходят и куклам из пластики,и куклам из глины, из дерева, текстильным и так далее.

Тильдоманов и любителей тыквоголовок не касается:) Там — свои киты.

То, что сделано с лицом, без учета важных составляющих, видно сразу.

Смотришь изделия начинающих мастеров, а там — просто Мега-Музей Ученических Ошибок.

Или — демонстрация того, как не нужно делать кукольное лицо.

Как правило, картина рисуется такая: глаза уползли к вискам, лба нет, затылка нет, уши — или оттопыренные как у Чебурашки,

или — прижаты к "уходящему" затылку, в лучшем случае — скрыты волосами, под носом — либо провал,

либо наоборот — знаменитая верхняя челюсть Конферансье из "Необыкновенного концерта".

Отсюда и появляются фантазийные куклы, когда начинающий творец,

не желая уже возвращаться назад и что-то исправлять,

вдруг решает из этого гуманоида сделать или эльфа или еще кого-нибудь из мира грез.

Из чего бы ни было сотворено неправильно начатое лицо, потом изменить это очень трудно.

Шерсть уваливается, глина пачкается или засыхает, позади — часы работы "в корзину".

Есть довольно жесткие правила, которые нужно научиться соблюдать,

если хочется сделать куклу, валяную, пластиковую, не важно.

Суть в том, что даже если вы хотите сделать невероятно фантазийную куклу,

сделайте ей вначале вполне "человеческое" лицо, а потом включайте фантазию и — вперед.

Остапа может нести в любую сторону, но основа должна быть правильная.

Первое правило создания кукольного лица — Затылок

Для наглядности — фото. Взято из материала, над которым работаю сейчас.

Затылка у куклы, над которой работает начинающий мастер, — всегда мало. Мало вначале, мало — потом.

Возьмите себе за правило. Затылок должен быть и должен быть — достаточным.

Отрезать и подкорректировать в меньшую сторону в начале работы будет проще, чем менять форму головы на финишной стадии.

Второе. На любом лице есть подбородок.

Подбородок. Он есть у всех. Он должен быть и у вашей куклы. В моем случае это конкретный подбородок конкретного человека.

В вашем — тот, который нужен вам. Но он есть всегда! Большой, маленький, любой. Но есть.

Третье. Плоская основа для лица.

Никогда не начинайте делать лицо куклы на полукруглой поверхности. Вам предстоит столько всего на него "нанести"!

Все объемы лица, все выпуклости и выпирающие части нужно делать на плоском лице .

То есть вообще не на лице, а на месте, где потом "вырастет" лицо.

Поэтому, если наша голова, которая пока что выглядит как шарик с подбородком,

на месте лица имеет округлость, уберите эту округлость. Срежьте ее.

Я стараюсь делать голову с плоским лицом изначально, есть масса способов этого достигнуть, но иногда округлость все же имеется.

Тогда я ее просто убираю.

Четвертое правило. Надбровные дуги и нос.

Если у нашей куклы будут глаза, значит у нее должны быть брови.

Конечно, в некоторых случаях брови можно нарисовать прямо на лбу. Персонаж аниме, например…

Но мы же говорим о куклах, похожих на людей. Значит должно быть надбровие.

Тогда нам значительно проще будет "спланировать глаза" и посадить их на нужную глубину. Добро пожаловать, надбровные дуги!

Каким образом это изобразить на кукольном лице?

Таким же, как вы создаете все выпуклости, в данном случае мы говорим о валяной кукле,

значит берем шерсть, как привыкли, и приваливаем небольшое количество шерсти,

необходимое для воссоздания нужного рельефа.

Что у нас еще выпирает на лице, кроме подбородка и надбровных дуг?

Правильно, нос. Нос, внимание, лучше валять отдельно. А потом привалять к лицу.

Проще изначально сделать нос "приблизительный", а потом уже сформировать желаемую форму.

Нос нам нужен для распределения пропорций. И именно на этой стадии. Когда еще нет ни рта, ни глаз.

Пятое — уши!

Уши должны быть тоже похожи на человеческие. Высший пилотаж — сделать ухо в стиле Стефани Метц, можете порезвиться. :)

Но уха у куклы два, плюс все остальное, что предстоит осилить. У всех разные задачи.

Я предпочитаю лишь немного повторить формы человеческого уха, изобразив уши нужного мне персонажа.

Ухо, само по себе, еще не является законченной частью человеческой головы.

Ухо соединяется с головой хрящиком, который видно сзади, его-то и игнорируют начинающие.

Ухо просто лепится к голове, как банный лист к.. (закончите сами). Поэтому, сделав ухо, не поленитесь сделать и его основание.

Так как благодаря этому основанию, потом намного легче будет изобразить на ушной раковине все нужные рельефы.

Сзади это выглядит так.

Шестое — правила изображения глаз.

Глаза реалистичной куклы — это человеческие глаза в миниатюре. Важные правила, которые не всегда помнят,

а иногда — не знают начинающие.

Не поленюсь напомнить так называемое правило Третьего глаза. Между глазами должен помещаться еще один глаз:)

Как бы вас не несло вдохновение, если делаете куклу-человека, соблюдайте это правило.

Начинающие, обычно идут на поводу у собственного потока сознания (все знаю, сама такая была) и размещают глаза,

руководствуясь чем угодно, только не анатомией. Лишним не будет, поэтому напоминаю.

Верхнее веко должно находиться …сверху! Иными словами, нижнее веко должно под него заходить.

Все как у людей. Если сделать и нижнее и верхнее веко на одном уровне, реалистичность будет потеряна,

а вы будете мучиться, что у куклы что-то не так. Это очень важный момент создания "человеческих" глаз.

Седьмое. Не забывайте про скулы.

Из чего бы вы не делали кукольное лицо, если вы пытаетесь изобразить человечка, без скул не обойтись.

Они должны быть видны и в профиль и в полупрофиль и в фас. Согласно вашей задаче, скулы могут быть какие угодно.

Но если вы их не сделаете, лицо не будет реалистичным ни в каком случае.

Восьмое правило. Не торопитесь делать прическу!

И, пожалуй, последнее из важнейших правил удачного изображения человеческого лица в кукле, звучит так —

Прическа, как и одежда — в последнюю очередь .

Невероятно трудно научиться делать кукле нормальный человеческий лоб. Я шла к этому очень долго.

И все потому, что торопилась сделать прическу.

Если прическа сделана, на нее потрачены и материалы и время, понять в итоге, что откровенно "не хватает лба", это почти трагедия.

Поэтому, пока голова полностью не сделана, нужно взять себя в руки, набрать в легкие воздуха и прогнать преждевременные мысли о приделывании паричка. Можно отвлечься на его изготовление, поприкладывать всласть, и все-таки — отложить.

Только после того, как вы убедитесь, что голова полностью готова, можно заняться волосами.

На сегодня все. И я могу гарантировать, что если вы постараетесь соблюсти все вышеописанные правила, вы сможете сделать вполне реалистичную куклу, во всяком случае — ее лицо, и это будет хорошая кукла. Кукла, похожая на человека.

Даже если это будет ваш первенец.

Желаю в Новом году большого вдохновения, ласкового и послушного Пегаса,

чтоб пинал мягко и вовремя, удовольствия от любимого дела и всех благ!

Сначала определяем для себя образ и возраст куклы. Мой выбор-девочка лет 4-5 . Смотрим пропорции куклы вот здесь
Голова составляет 1/5 от роста т.е. 10 см,тогда тело до бедер 20см,ножки до колен 10см, до щиколотки 10см и до ступни 2см. Итак,куколка будет ростом 52см. Скос плеча около 3см, длина ручки около 15см.

Начинаем валять.Раскладываем шерстяное волокно,которое предварительно добросовестно распушим, вот таким образом,фото1 (Уплотнения,видимые белые зерна,- результат не качественного волокна)Работаю со сливером.
>

Отрываем (не режим!) от ленты полоски длиной 15см штук 7 ,хорошо распушив, укладываем их под прямым углом друг к другу как на фото 2 ,а в середину кладем скомканный шарик волокна

Укладываем на шарик концы последнего 7-го слоя. Затем концы 6-го слоя тоже укладываем на шарик поверх только что поднятого 7-го слоя.И так поступаем со всеми слоями распушенного волокна. Это выглядит так

Толстой иглой уплотняем почти воздушный шарик по всей поверхности одиночными тыками иглы. Осторожно, берегите ручки! Получим такую поверхность

Либо на щетке, либо на фетровой подложке приступаем к валянию по всей поверхности,поворачивая шарик.Я советую валять одиночными тыками до самого конечного результата достижения нужного размера головы куклы. Ох, и наломала я игл! Не повторяйте моих ошибок!

Как только шарик уплотнился, наращиваем на него волокно,указанным ранее способом, и повторяем эту процедуру нужное число раз.

Еще наращу объемчик до 22см, т.к. 1см пойдет на шейку и 10см останется на высоту головки куклы. Как ни старайся, а на поверхности шарика образуются, типа нитей, перетяжки

Вот они есть недоброжелатели для иголок! А избавляться от них надо всякий раз когда они видны. Ножницами надсекаем перетяжку и тут же уваливаем это место! Валять можно до понравившейся плотности. Для головы она должна быть максимальной (на мой взгляд).

А теперь смотрим на скульптурное лицо и с помощью все той же иглы уваливаем черты.
Смотрите пропорции лица вот здесь:
http://shkola-igrushki.ru/golova-i-lico-kukli.html

Вполне может случиться, что кто-то захочет обтянуть голову куклы шелком или трикотажем. Прежде необходимо закрепить поверхность, чтобы не утягивать рельеф лица. 1.Salvitose- используется для закрепления щляп и прочих войлочных изделий. Еще сальватозу (произносят и сальвититоза) используют для росписи батика. Разводят ее теплой водой в пропорции 1ч.л. сальвитозы и ½ стакана теплой воды.
2.Жирное молоко. В нем большое содержание казеина (клей)
3.Раствор желатина в пропорции 1ст.ложка желатина и 0.5литра холодной воды. Ждать 40мин., подогреть на малом огне до растворения желатина, помешивая. Не кипятить! Губочкой пропитать поверхность.
4. Акриловый лак, разведенный.
5. Обойный клей.
6.Вискоза в порошке.

СПАСИБО сайту Осинка за информацию по фиксации фетра!!!
Спасибо и сайту http://www.!!!
Если не использовать покрытие, то поверхность надо отшлифовать тонкой иглой. Дырочек не должно остаться, но все же если они есть, пропитайте аккуратно мыльной водичкой поверхность и дырочки закроются.

В этом подробном пошаговом мастер-классе я покажу, как сделать фею из шерсти . В итоге у вас получится красивое украшение для дома и экологически чистая игрушка для ребенка. Но все же, стоит отметить, что это достаточно нежная поделка, а потому она больше подходит для украшения помещения и игр в стиле (например, для создания столика времен года). Итак, как же сделать фею .

Для начала подготовьте нужные материалы. Вам понадобится:

  • мериносовая шерсть бежевого цвета и других оттенков (по вашему желанию),
  • шерсть кардочес,
  • ножницы,
  • синельная проволока,
  • мочалка,
  • игла для валяния,
  • игла для шитья,
  • леска.

Для начала оторвите от шерсти бежевого цвета кусок, по размеру будущего туловища (он должен быть сложен вдвое). Заметьте, что в изготовлении подобных изделий не используются ножницы и шерсть рвется руками.


Теперь оторвите от шерсти длинный и узкий кусочек (наподобие толстой нитки) и перевяжите им шерсть посередине. Два хвостика распределите по сторонам с изнаночной стороны туловища.

Теперь из шерсти кардочес сваляйте шарик. Его необязательно делать плотным.


Поместите шарик возле перевязанной середины.


Снова оторвите небольшой узкий кусочек шерсти и перевяжите им заготовку под шариком, оформляя голову.

Узелок должен получиться с обратной стороны . Концы шерстяной «нитки» спустите вниз по туловищу.


Теперь возьмите синельную проволоку и отрежьте фрагмент по размеру будущих рук. Загните концы проволоки, чтобы получилось наподобие ладоней.

Оторвите кусочек шерсти бежевого цвета и начните им перевязывать руки, начиная от одного конца проволоки, к другому. При этом мотайте шерсть по диагонали.


Когда дойдете до конца проволоки, начните мотать в другую сторону.

На концах проволоки шерсть хорошо закрепите, заматывая ее в обратную сторону и прижимая пальцами.

Сделайте утолщение посередине, также наматывая шерсть.


Теперь возьмите шерсть контрастного оттенка и оторвите тонкий и длинный кусочек. Начните наматывать его на руку по диагонали.


Теперь такой же кусочек шерсти наматывайте на руку по диагонали в другую сторону. Получается красивый декоративный рукав.

Откройте один слой шерсти и расположите руку, накройте шерстью.

Перевяжите шерстяной «нитью» под руками. Узелок расположите со стороны спины игрушки.


Теперь оторвите кусок шерсти такого цвета, каким вы хотите видеть платье куклы. По размеру он должен быть немного большим, нежели туловище, начиная от шеи.


Теперь посередине оторванного фрагмента шерсти сделайте отверстие и проденьте в него голову феи.

Теперь шерстяной «нитью» перевяжите под руками куклы. Получается пояс.


Оформите иголкой рукава, сваливая шерсть в середину.

Теперь закрепите и оформите иголкой края платья возле шеи.


Теперь скрепите (приваляйте друг другу) края платья, чтобы они не расходились.

Приваляйте под поясом декоративный фартук из шерсти другого цвета.


Вот, фея почти готова. Теперь осталось сделать волосы и крылья.


Делаем волосы. Для этого оторвите от шерсти коричневого или любого другого подходящего цвета кусочек и посередине приваляйте ее к голове – получается пробор.

Закрепите шерсть иголкой возле шеи.


Теперь приваляйте шерсть с обратной стороны куклы, разделяя волосы на пряди.


Вот такая кукла получается в итоге.


Вот так волосы выглядят сбоку.


А теперь делаем крылья. Я взяла для этого шерсть синего цвета, оторвала кусочек. Посередине положила немного шерсти белого цвета, перевязала шерстяной «нитью».

Нить я распушила и теперь она не видна.


Крылья приваливайте к кукле под волосами, ближе к шее.

Волосы опустите.


Вот так кукла выглядит спереди.


Теперь дайте ей в руки букетик. Для этого оторвите кусочек шерсти зеленого цвета, распушите с одной стороны, а с другой сваляйте. Сделайте цветы. Для этого кусочки шерсти разных цветов сваляйте в шарики пальцами и прикрепите иголкой к «зелени».


Дайте букетик кукле в руки.

Теперь нужно сделать подвеску, за которую фею можно будет подвесить к люстре или на окно. Для этого возьмите леску, проденьте ее в иглу и сделайте петельку. Завяжите. Леску не видно и потому будет казаться, что фея будто парит в воздухе.


Вот такая красавица у меня получилась в итоге.

Понравилось изделие и хотите заказать такое же у автора? Напишите нам .

Еще интересно:

Посмотрите также.

Достаточно часто в последнее время проводятся различные мастер-классы, на которых изучается техника валяние из шерсти. При помощи такой методики, можно сделать кукол различного формата, вида и отделки. Вполне возможно и выполнение такой работы своими руками, если тщательно изучить особенности метода.

Чтобы сделать куклу методом сухого валяния, потребуется подготовить не только шерсть, но и специальные иглы, которые классифицируются по толщине, виду сечения, количеству зубчиков. Толщина изделия – это основной параметр, и если валяние проводится в первый раз, то желательно наличие 3 видов игл.

А именно, тонкой, толстой и средней.

Толстая игла используется в начале изготовления куклы, и требуется для формирования первоначальной формы объекта. С помощью иглы средней толщины осуществляется придание форм и линий.

Сечение игл для валяния бывает различным:

  • Треугольное;
  • Корончатое;
  • Звездчатое.

Есть и еще ряд дополнительных сечений: цилиндровое и крученое, но используются они редко и только профессионалами. Игла треугольного сечения является наиболее распространенной, и ее используют, как основную при сухом валянии. Зазубрины на этой игле распределены по всей поверхности инструмента, что позволяет с легкостью проводить работу и существенно ускорить процесс изготовления.

Звездчатая игла не менее важный инструмент, но ее используют на финальной обработке изделия, к примеру, для полирования поверхности куклы или для приваливания деталей. Иглу корончатого вида зубцы покрывают только на кончике, а потому она не может деформировать изготавливаемую игрушку.

Валяние куклы из шерсти: подготовка

Чтобы проводить фильцевание, в целом не требуется особенное рабочее место, так как валянием можно заниматься даже перед телевизором на журнальном столике. Инструментов требуется минимальное количество и, при желании, можно прерваться в любой момент на отдых.

Чтобы научиться валянию игрушек сухим способом, нужно:

  • Подготовить шерсть;
  • Запастись инструментом;
  • Подготовить рабочее место.

Игла, как уже было отмечено, один из важных элементов при сухом валянии, и они должны быть качественные, длинные и с определенным сечением. Выбирая это приспособление, нужно отталкиваться от того, какое изделие будет изготавливаться, какая марка шерсти и от уровня профессионализма мастера.

В силу того, что зубчики на иглах очень острые, при работе с ними нужно быть максимально осторожными чтобы не повредить изготавливаемое изделие, а также кожный покров на руках.

Вполне возможно работать и одной иглой, но в этом случае потребуется дополнительно приобрести иглодержатель, который состоит из пластиковой ручки, в которую помещается игла для валяния. С помощью иглодержателя ускоряется процесс валяния и качество изготавливаемой вещи.

Не менее важно тщательно подобрать поверхность для фильцевания. Так как игла будет пронизывать изделие насквозь, она не должна касаться пальцев, а если работа лежит на столе, то нужно исключить протыкание иглой покрытия. Для этого стоит использовать специальную поверхность в виде поролоновой подложки или специального матика для данного вида рукоделия.

Как сделать волосы кукле из шерсти для валяния: материалы

Куклы на каркасе или без него, выполненные в технике сухого валяния, смотрятся очень оригинально, но как быть с волосами? Намного проще накладывать волосы на голову куклы тогда, когда уже сделана голова, но нет лица. Таким образом, намного проще удержать основание, и тем самым определиться с длинной волос и даже видом прически.

Для изготовления волос, потребуется:

  • Шерсть;
  • Игла;
  • Ножницы;
  • Нитки цвета шерсти;
  • Игла обычная.

Шерсть нужно разделить на несколько полосок небольшой длины, причем половина из них должна быть короткими. ИХ нужно в буквальном смысле пришить в хаотичном порядке на голову куклы. Желательно придерживаться шахматного порядка, а потом заполнять пустоты. То, сколько полос, и какой толщины они будут, зависит только от личных предпочтений.

После окончания пришивания, получится голова с торчащими от нее волосками шерсти в разные стороны.

Проводится расчесывание, причем аккуратно и очень тщательно. В процессе расчесывания, формируется макушка, место расположения которой зависит от прически. После того как волосы расчесаны, можно либо сформировать прическу и подравнять ее, либо подстричь волосы и продолжить их выравнивание до идеального состояния. Как только волосы расправлены, начинается их проваливание к голове. Другими словами, как обычно приваливается деталь к детали, точно также волосы к голове. Первоначально нужно провалять в тех местах, где швы, а потом обработать челку, если прически со стрижкой.

Многие решаются на изготовление портретной куклы в технике валяния, что позволяет создать настоящие шедевры, с которым может сравниться скульптурное изделие, но только из капрона и синтепона.

Чтобы можно было заниматься валянием из шерсти своими руками и без помощи специалистов, стоит обратить внимание на ряд советов от специалистов, которые не окажутся лишними. Одежду для куклы можно изготавливать в технике нунофелтинга, в котором проводится валяние шерсти на поверхности шелка или любого другого полотна. Иглы для валяния должны быть приобретены заранее, чтобы в процессе работы все было под рукой. Чем больше требуется уплотнение шерсти, тем тоньше должна быть игла.

Если втыкать иглу в одно и тоже место несколько раз, то образуется углубление, что требуется для изготовления лицевой части. При использовании гребенной ленты, ее нужно сразу потереть между ладонями, чтобы она лучше свалялась. Чтобы проверить плотность сделанной фигуры, нужно сжать изделие. Если после надавливания и отпускания она возвращается к исходной форме, то процесс валяния проведен правильно. Если слишком переусердствовать, то шерсть может порваться и элементы попросту начнут трескаться.

При изготовлении большой куклы, сначала нужно выбрать начинку, чтобы оно стало своеобразным основанием будущей конструкции. Желательно свалять одежду для куклы отдельно, чтобы было удобно приделать ее к фигурке.

Красивые куклы в технике валяние (видео)

Техника сухого валяния на самом деле очень проста, если разобраться со всеми нюансами выполнения и подбора инструмента с шерстью. Помимо этого, нужно обязательно следовать инструкции, чтобы не нарушить вид изделия с самого начала.