Вологодские кружева история возникновения кратко. Вологодское кружево: мастер-класс, история, схемы и особенности

Когда произносят слово «вологодское», чаще всего возникает ассоциация с кружевом. И это вовсе не случайность. Вологодское кружево для настоящих ценителей роскоши означает изящество и красоту, и все благодаря ажурному воздушному узору, который рождается в руках настоящих рукодельниц.

Что такое вологодское кружево

Вологодским называется разновидность русского кружева, плетенного на коклюшках. Готовое кружево четко можно разделить на основной узор и фон. Основной орнамент (контур) выполняют крупным, делая его плавной формы. Линию ведут непрерывно ровную по ширине на всем кружеве.

Изделие из вологодского кружева

Для изготовления потребуется:

  • подушка-валик;
  • коклюшки (можжевеловые или березовые);
  • булавки;
  • сколок.

Процесс плетения

К сведению! Происхождением слово «кружево» обязано глаголам «окружать» и «украшать». Украшали нарядным орнаментом края одежды (например, круглые воротники) или другого изделия. Для плетения используют большое количество нитей, иногда до 100 одновременно. Чаще всего это лен, хлопок, но бывают и уникальные изделия, в которых переплетены шелковые золотые и серебряные нити.

Украшают не только одежду, еще и постельное и столовое белье, дамские сумочки, а также шарфы, броши и косынки. Современные модницы украшают им даже валенки.

История искусства

Есть версия, что центрами кружевного искусства были Италия и Фландрия, и именно оттуда оно попало в остальные страны. Плетением на Руси издавна занимались женщины всех сословий: знатные дамы и простолюдинки плели ажурные узоры. Первые упоминания о кружевоплетении в России относятся к 16-17 в., но только после 1820 г. оно приобрело характер художественного промысла.

Почему именно в Вологде было отмечено возникновение этого народного промысла? Скорее всего причиной стало развитое льняное хозяйство в этих местах, поэтому местные мастерицы не испытывали трудностей в наличии материала. Кроме того, через эти районы проходили торговые пути, благодаря чему и получило ремесло из Европы такую известность.

Именно около Вологды в 1820 г. появилась первая фабрика, выпускающая кружево. На ней работали тысячи работниц - крепостных девушек. Позднее фабрики стали появляться в каждом уезде губернии. Эти фабрики стали основными поставщиками кружева в столицу страны Санкт-Петербург и Москву.

При этом для каждого уезда были характерны свои особенные узоры и способы плетения. В середине 19 в. А. Ф. Брянцева со своей дочерью Софьей создали свой особый кружевной вологодский узор, уникальный по орнаменту и рисунку. Впоследствии они научили этому ремеслу несколько сотен человек.

Обратите внимание! Самый расцвет промысла совпал с отменой крепостного права. Кружевницы закупали себе необходимые инструменты для работы, это было относительно недорого. Зарабатывали они до 20 дореволюционных руб. в год, но и работали, не поднимая головы, до 16 ч. в сутки. Обучение девушек начинали с пяти лет. Появлялись целые династии мастериц кружевниц.

Вологодские кружева получили международные награды:

  • золотая медаль на Парижской выставке декоративных искусств в 1925 г.;
  • гран-при в Париже в 1937 г.;
  • золотая медаль в Брюсселе в 1958 г.

В 1960 г. основано Вологодское кружевное объединение «Снежинка», ведущим художникам которого в 1968 г. была присуждена Государственная премия РСФСР им. И. Репина.

В 2010 г. на родине кружева в г. Вологда основан Музей кружева, который разместился в историческом здании 19 в. Экспозиция включает в себя выставочные залы, кружевное кафе, учебный класс, в котором обучают мастерству кружевоплетения. На втором этаже расположено восемь залов, в которых в хронологическом порядке представлена история появления знаменитого кружева.


Музей в г. Вологда

Типы сколочного кружева

Для создания вологодского кружева нужно разработать сколок - схему или трафарет узора, которое называется сколочным. По технологии создания бывает двух типов:

  • парное - самое сложное. Для него основной узор и фон плетутся одновременно, парой, позволяя получать длинные полосы кружев, которые затем отмеряли и разрезали. При создании кружева такого типа число коклюшек достигает до 300 пар;
  • сцепное - основные элементы узора выполняются в виде тесемки, называемой «вилюшкой», а затем соединяются между собой вязальным крючком, образуя решетку. Число пар коклюшек колеблется в среднем от 6 до 12.

Сцепное кружево

Техника плетения

Для создания качественного изделия нужно тщательно и ответственно пройти все стадии создания кружева. Краткий перечень этапов:

  • Самым первым этапом является создание сколка - рисунка будущего изделия. Это очень ответственный процесс, который доверяют только проверенным мастерам своего дела, профессиональным художникам. Рисунок наносится на картон или плотную бумагу точечно с прорисовкой черточек - зигзагов. Бумагу закрепляют на валике. Валик должен быть плотным, чтобы рисунок крепко прилегал, и изделие получалось ровным и красивым. На сколке точками отмечаются места для накалывания булавок.
  • Наматывание нитей (льняных, хлопковых) на коклюшки, при этом они еще и соединяются парами.
  • В отмеченных на сколке местах накалывают булавки. Они располагаются в характерных точках узора, служат каркасом.
  • Когда готовы булавки и нити, мастерица начинает перебрасывать в руках коклюшки с нитями, тем самым оплетая булавки.
  • По мере выполнения рисунка булавки переставляют в другое место.

Сколок для кружевоплетения

Важно! Квалификация мастера должна быть такой, чтобы при взгляде на рисунок (сколок) как на план будущих работ она сразу понимала, сколько потребуется коклюшек, какие техники плетения необходимо применить, будет ли местное утолщение нити. Такой вот инженерный подход необходим для создания уникального узора.


Плетение кружева

Элементы узора

Самый главный узор вологодского кружева - снежинка. Возможно, что именно эти символы вологодской зимы легли в основу кружевной росписи, которую воспроизводят мастера.

Очень часто в работе используют природные, растительные узоры. Когда кружева выполнялись по заказу, кружевница старалась изготовить изделие со смыслом, используя соответствующий узор.


Салфетка с узором из дубовых листочков

Узор с дубовыми листьями означал защиту, укреплял здоровье. Узор в виде колоска привлекал к владельцу кружева достаток и успех.


Кружевная царевна-лебедь

Оперение птиц также служит отличной моделью для украшения: лебедь означает целомудрие, чистоту; птица феникс приносит удачу; павлин часто появлялся на кружевах по заказу знатных особ.


Кружевная кошка

Геометрические узоры, священные храмы, фигуры всадников и девушек в кокошниках, животные (кошки, собаки, олени) - все, что окружает человека, становится узором.


Кружевной трактор

В советское время на кружевах появлялись самолеты, тракторы, космические аппараты. Для пропаганды советского строя использовались даже такие изящные вещи. Очень удачное решение, поскольку вологодские кружева пользовались популярностью во всем мире.

Как нарисовать сколок самостоятельно

Кружево можно не только сплести, но и нарисовать. Простой узор для сколка сможет нарисовать даже ребенок, главное, объяснить основные принципы.

Для самостоятельной работы лучше начать с простого изделия, например, сделать сколок для квадратной салфетки. Для рисунка нужно взять картон, лучше белый, не очень плотный. Рисовать для новичка лучше простым карандашом, затем обвести черной гелиевой ручкой или чернилами. Сколок делается в натуральную величину будущего изделия. Для начинающих мастеров кружевного дела не лишним будет воспользоваться миллиметровой бумагой, на ней узор можно прорисовать более детально.

Сначала следует нанести на лист линию, которая без пересечений образует непрерывный узор. Потом наносится вторая линия, которая повторяет все изгибы первоначальной. Между ними наносят ломаные линии, повторяющие движение коклюшек, и точки, в которые воткнутся булавки.


Сколок бабочки, выполненный своими руками

Кружево называют замороженной песней. Изящные сплетения нитей образуют лирические и нежные образы, в которых отражается душа создателей. Для создания уникального узора нужны сноровка и многолетний опыт, причем начать плетение никогда не поздно!

Русские кружева - самобытны, многообразны по сюжетам и техникам исполнения. Но есть среди них одни, особенные. Чаще именно изделия вологодских кружевниц прочно ассоциируются у нас со словом "кружево". И это неспроста - история этого промысла на Вологодчине уходит корнями в далекое прошлое и вот уже несколько веков поражает нас своим изяществом. Итак - знакомимся: вологодские кружева!

А начиналось вологодское кружевное производство в конце XVIII в., когда в различных регионах России сформировались и стали развиваться центры русского кружевоплетения: Галич, Ростов, Балахна, Калязин, Торжок, Рязань. И - Вологда!

Первая кружевная фабрика здесь была создана в 1820 г. помещицей В.А. Засецкой в сельце Ковырино под Вологдой, откуда во второй половине XIX в. кружевоплетение быстро распространилось по всем центральным уездам Вологодской губернии. А поспособствовала этому... отмена крепостного права: крестьянки стали более свободны в выборе рода занятий, больше занимались рукоделием и плетением кружев на продажу. Это производство приносило дополнительный доход крестьянской семье. Тем более, что кружевоплетение не требует каких-то особых вложений: и нити для кружев, и оборудование были недороги и их мог приобрести или смастерить каждый. Не требовалось и специального помещения - летом кружева плели прямо на улице. Да и заниматься этим ремеслом можно урывками, в свободное от труда на земле время.

Постепенно кружевоплетение стало очень популярно: в 1893 г. в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 тысячи кружевниц, а в 1912 – уже около 40 тысяч. По статистике тех лет значительную часть из них составляли девочки-подростки. Обучаться ремеслу они обычно начинали с 5–7-летнего возраста и к 12-14 годам становились очень опытными мастерицами. Но нередко кружева плели и мужчины.

Зато как высоко ценились вологодские кружева в столичных магазинах! Хитрые торговцы поначалу выдавали их за иностранные, чтобы увеличить прибыль. Но это было излишним - по своим характеристикам изделия вологодских мастериц совсем не уступали европейским. В 1876 г. вологодские кружева заслуженно получили высокую оценку на международной выставке в Филадельфии. С не меньшим успехом их демонстрировали в 1893 году в Чикаго.

Октябрьская революция подорвала кружевной промысел. Но совсем скоро, в 1920 г. в Вологде была основана кустарно-промысловая секция Северсоюза, целью которого было развитие ремесел народов Севера в новых социалистических условиях. Всех кружевниц, а их к этому времени насчитывалось уже около 70 тысяч, объединили в артели, была основана профтехшкола, которая готовила мастериц и инструкторов по кружевоплетению. Именно в те годы были разработаны многие новые узоры и приемы плетения, созданы сюжеты для кружевных изделий, воплотившие в себя мечты о новой стране.

На выставках в Париже (1925) и в Брюсселе (1958) вологодские кружева были удостоены Золотых медалей. Высшая награда, Гран-При, была им присуждена на Парижской выставке в 1937 г.

В чем же секрет успеха вологодского кружева? Издавна кружевницы плели его вручную, используя деревянные коклюшки, сколок с рисунком и особую подушку на подставке. Сколок (схема, по которой выплетается рисунок) – воплощение мастерства кружевницы.

По технике исполнения своременное вологодское кружево относится к "сцепным" кружевам. В этом виде кружева основные элементы узора выплетаются длинной тесьмой, а потом соединяются между собой специальными "сцепками" и "решетками", выполняемыми отдельно, при помощи вязального крючка. Эта техника применяется при изготовлении косынок, воротников, пелерин, скатертей, покрывал, занавесей, панно.

Но были и мастерицы - "мерницы", которые плели т.н. "парное" или "мерное" кружево, в котором узор выплетался одновременно с фоном, что позволяло получать сколь угодно длинные полосы кружев, от которых отмеряли (отсюда и название) отрезы необходимой длины.

Понятно, что узоры в сцепном кружеве более разнообразны, чем в парном. Это могут быть и геометрические фигуры, и мотивы растительного и животного мира (елочки, цветы, рыбы, птицы, олени, львы, павлины), и фантастические существа (птицы сирины, единороги), и явления природы (северное сияние), и человеческие фигуры (дамы, кавалеры, всадники, крестьянки в кокошниках и сарафанах), и архитектурные сооружения (церкви, башни, мосты, беседки, дворцы), и достижения техники (башенные краны, самолеты, космические аппараты). Да, да, на изделиях вологодских кружевниц 1930-х годов были даже трактора и самолеты - ведь им точно также, как их прабабушкам, хотелось воплотить в кружеве тот мир, что их окружал.

Долгое время в Вологде преобладало парное кружево, оно составляло примерно 2/3 всего объёма выпускаемой продукции. Большой вклад в развитие сцепного кружева внесли мастера открывшейся в Вологде в 1928 году кружевной школы (ВКШ). Так в 1930-е годы художником Анной Александровной Перовой-Никитиной и инструктором производственного обучения Капитолиной Васильевной Исаковой было разработано более 100 решёток для сцепного кружева. Это изобретение изменило внешний облик сцепного кружева: оно стало ажурным, так как решётка теперь могла выполнять лидирующую роль в рисунке. Кроме того, именно этим способом можно было создавать изделия, комбинированные с тканью, большие крупные предметы, сшитые из многих частей.

В 1936 г. при "Волкружевосоюзе" (была такая организация!) создается художественная лаборатория, где многочисленные кружевницы и художники над ассортиментом, качеством, технологией плетения кружевных изделий. Общие для всего вологодского кружева приемы, в творчестве каждого мастера приобретают индивидуальную окраску. Так, работы самой К.В. Исаковой развивают камерное лирическое направление. Нежность и теплота образов отличают ее панно "Олени", созданное в 1968 году.

Большой вклад в развитие промысла внесла А.А.Кораблёва, сотрудница Научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП). Ею были созданы крупные сшивные произведения, ставшие этапными в развитии отрасли: панно "Домик в Гори" (1949 г., к юбилею И.В. Сталина), занавес "Юбилейный" (1954 г., к 300-летию воссоединения Украины и России), занавес "Русские мотивы" (1958 г., на Всемирной выставке в Брюсселе он по праву получил высшую награду "Гран-При"), панно "Спутник" (1959 г.), панно "Аврора" (1970 г.), панно "Стройки Москвы" (1970 г.) и др.

Еще одно известное в Вологде имя - В.Д. Веселова, родившаяся в семье потомственных кружевниц. Этим промыслом занимались и ее мать, и бабушка, и прабабушка, и, возможно, далекие предки. Сохранилось семейное предание о том, что бабушка Веры Дмитриевны плела по особому заказу чулки и зонтики для царского двора. А самая известная работа внучки - скатерть "Ладья", в ней мастерица воплотила и поэтичность образа, и завершенность рисунка и свое мастерство кружевницы.

Но самое известное изделие вологодских кружевниц бесспорно скатерть "Снежинка" (автор В.Н. Ельфина), ставшая визитной карточкой всего кружевного промысла. И не случайно именно ей обязано своим названием кружевное объединение "Снежинка", созданное в Вологде в 1964 году и остающееся центром кружевного производства до наших дней. Сейчас тут трудятся сотни кружевниц, продолжая создавать из тончайших нитей изысканные кружевные узоры. Ведь кружево даже в наш компьютерный век остается все также востребовано.

Работы этих мастериц, как и десятков других, представлены в открывшемся в Вологде Музее кружев. Если вам посчастливится побывать в этих краях - непременно загляните туда. Не пожалеете. Ведь Вологда с полным правом может называться кружевной столицей России.

При подготовке использованы фотоматериалы сайта "Вологодские народные промыслы".

"Невеста Севера". 2010 г. Авторы А.Н. Ракчеева, Ю.Е. Захарова, Е.Е. Марочко.

Название известного на весь мир вологодского кружева пошло от уезда, мастерицы которого сформировали особый тип плетения и характерные, легко узнаваемые мотивы. Изначально кружево плелось в качестве декоративных элементов и оторочек для платьев и постельного белья, после из него стали изготавливать отдельные элементы одежды и домашнего текстиля для столичных модниц. В годы войны мастерицы Вологодской области плели кружево для английской знати. Неоднократно изделия русских мастериц получали высшие похвалы, признания и награды. Способствовали этому уникальные рисунки, техники и качество самих изделий.

История вологодского кружева

("Пыльник" для плетения )

Впервые кружево начали плести на территории Европы. Носившие его представители европейской знати задали модный тон и остальным странам. Докатилась эта мода и до России. Наиболее активно выплетали кружево на территории Вологодской области. Вначале это было подражанием европейским мотивам, которые предпочитали владельцы поместий, но постепенно у мастериц начали вырабатываться собственные мотивы кружевного полотна.

Появилась особая техника, которая за счет получаемого выразительного и фактурного рисунка стала известна на весь мир. Новый способ плетения был изобретен Анфией Брянцевой, которая впоследствии обучила данному ремеслу несколько сотен мастериц.

Вначале XIX века на территории все того же Вологодского уезда была основана фабрика по плетению кружева. Активно занимались данным видом промысла и на дому. К середине столетия число мастериц, плетущих вологодское кружево, составило порядка 40 тысяч человек.

Производство расширялось, и мастера дела появлялись и в других уездах, но мотивы изделий немного отличались. Заметить подобные тонкие нюансы могут только профессионалы.

Элементы промысла

Традиционные изделия, которые плетут в технике Вологодского кружева – это:

  • косынки ;
  • шарфы ;
  • платки ;
  • кофты ;
  • воротники ;
  • салфетки ;
  • перчатки и т.д.

Первые образцы вологодского кружева были сплетены из льняных нитей, отбеленных либо суровых. Впоследствии их заменили на более тонкие, хлопковые. Сегодня к ним могут добавляться примеси из синтетических нитей, которые придают кружеву эластичность.

Для нарядного и праздничного кружева в ажурные ленты вплетались нити золотистого либо серебристого цвета.

Техника выполнения

Вологодское кружево плетется также, как и классические кружевные элементы. Для их изготовления берется множество коклюшек с намотанными на них нитями. Число деревянных инструментов может достигать 60 единиц.

Рабочий рисунок с узором в натуральную величину крепится к вращающемуся куфтырю. На набитый тканевый барабан накалываются иголки и уже после мастерицы приступают к непосредственному плетению мотивов.

Отличительная особенность вологодского кружева – это наличие плетеного фона и ленточного рисунка. Последний смотрится как одна широкая линия и является основным изображением на кружеве. Изделия, плетеные в данной технике получаются фактурными и напоминают полотна гипюра, только лучшего качества.

Плетение кружева - особенный вид народного ремесла. Воздушные и затейливые узоры вологодские мастерицы создавали при помощи коклюшек. представляло собой обычные деревянные палочки. Отличительными особенностями готовых изделий являются богатство орнаментов, разнообразие рисунков, чистота линий и соблюдение геометрических пропорций.

Первое знакомство

Вологодское кружево славится особенным, самобытным исполнением. В ходе создания своих работ русские мастерицы вдохновлялись узорами резьбы по дереву, которыми зодчие щедро украшали фасады зданий. На выбор рисунков влияли и традиционные для северных регионов России орнаменты, используемые в ткачестве.

Особенная стать

Рукодельницы нашли применение и старинным мотивам вышивки. Яркий тому пример -невесомые и полупрозрачные узоры всевозможных «снежинок» и «паучков». Вологодское кружево тесно перекликается с «вологодским стеклом». существовал только на территории уезда. Работы местных мастериц отличает масса характерных черт:

  • плавные и изогнутые линии;
  • четкий и ритмичный орнамент;
  • наличие геометрических форм;
  • обилие растительных мотивов.

В работах рукодельниц преобладают природные образы. Они повторяют изгибы ветвей, очертания лепестков и листьев. Воссоздают контуры подков и раскрытых вееров. Все вместе они образуют уникальный калейдоскоп знаменитого вологодского кружева. Оно щедро украшено вытянутыми трилистниками и остроконечными соцветиями, округлыми бутонами и россыпью утренней росы.

В изделиях северных мастериц четко прослеживается общая тенденция плетения. Все мотивы располагаются в виде широкой каймы, опоясывающей сердцевину работы. Рисунки сливаются и образуют витиеватые орнаменты. Между ними и центром протянулась невесомая паутинка, образующая ажурный фон. Внимательно посмотрев на вологодское кружево, можно заметить, что все узоры выполнены в зеркальном отражении.

Они симметричные и ровные. Этот прием широко использовали русские мастерицы. Он обеспечивал изделиям особую четкость, статику и строгость. Так называемые решетки, вариантов которых известно несколько десятков, заменяли собой фон. Они выгодно подчеркивали композицию изделия, задумку рукодельницы. Об узорах вологодского кружева слагают песни и стихи. Они служат обязательным атрибутом оформления туристических буклетов о северных регионах России. Именно кружево до сих пор олицетворяет русское самобытное искусство плетения.

Исторический экскурс

Издревле кружевом оторачивали края праздничной и повседневной одежды. Им декорировали постельные принадлежности и столовый текстиль. Создавали эти необычайно легкие и воздушные изделия представительницы абсолютно всех российских сословий. Сколки вологодского кружева передавались из поколения в поколение. Для царского двора плели орнаменты из золотых и серебряных нитей.

Крестьяне использовали льняные волокна. Позже перешли на хлопчатобумажные нити. Историки говорят, что искусство создания кружева в Вологодской области оформилось в конце XVII века.

Производство

Почти двести лет изделия вязали в домашних условиях. А в начале XIX столетия в нескольких километрах от современного города была построена специализированная фабрика. На ней каждый сколок вологодского кружева плели крепостные женщины. В начале XX века в Вологде окончательно сформировалось ремесло создания ажурного декора. Отличились рукодельницы Грязовецкого и Кадниковского районов. У каждой из них был собственный, неповторимый стиль. Они использовали оригинальные орнаменты, которые отличить может только истинный знаток этого искусства.

В конце XIX века на территории кружевоплетением занималось порядка 4000 женщин. В начале XX столетия в было вовлечено уже 40 000 девушек. Мода на декор из ажурных орнаментов распространилась на столичные города России, а затем появилась и в странах Западной Европы.

Прошлое и настоящее

Первые работы отличались обилием стилизованных природных мотивов в виде птиц и растений. Со временем традиции плетения вологодского кружева постепенно менялись. Сегодня местные мастерицы все чаще используют геометрические контуры, необычные цветочные формы и монументальные элементы. На протяжении всего столетия рукодельницы регулярно удостаивались международных наград и премий. Они заслужили признание в Париже и Брюсселе.

Вологодское кружево: узоры

Ажурного плетения нитей сегодня применяется не только для украшения белья и одежды. Его используют в производстве новогодних украшений, предметов домашнего обихода. Из него создают самостоятельные элементы гардероба. Огромной популярностью у модниц пользуются белоснежные воротнички и манжеты, накидки, платки, фартуки и болеро.

Самыми востребованными у нынешних модниц узорами считаются «косорядка», «черепашка», «фарфорики», «паучок». А также «ключики», «рыбка», «репеек», «круги», «мельница» и «корабли». Известны мотивы «дорожка», «оплет», «полотнянка» и «протекай речка». Оригинально смотрятся «ветки-проводы», «бровки-пытки» и «денежки».

Современные рукодельницы пробуют повторить мотивы вологодского кружева крючком для вязания. Изделия получаются воздушными и ажурными, но все равно немного другими. Они являются имитацией, поэтому уступают оригиналу.

Технология

Высокая стоимость плетеных, а не вязаных изделий объясняется большим количеством используемых нитей. В некоторых моделях оно достигает шестидесяти. Уследить за таким количеством коклюшек очень и очень трудно. На помощь современным рукодельницам пришли перфокарты.

Это трафареты, которые облегчают создание сложных узоров. Приспособление представляет собой лист, в котором проделано огромное количество отверстий. Перфокарта помогает рукодельницам не запутаться в нитях.

В XX столетии узоры для мерного кружева черпали из работ талантливых живописцев. Вот лишь самые известные имена:

  • А. А. Кораблева.
  • М. А. Гусева.
  • В. В. Сибирцева.
  • В. Д. Веселова.
  • В. Н. Пантелеева.
  • М. Н. Груничева.
  • Э. Я. Хумала.
  • В. Н. Ельфина.
  • К. В. Исакова.

В настоящий момент художниц, создающие орнаменты для вязальщиц, насчитываются единицы. Эта профессия почти полностью забыта и подвержена забвению. А ведь без нее нельзя создать ничего нового. Разработанные ранее сколки передаются из рук в руки. Они являются прототипом будущего изделия.

На фото вологодского кружева видно, насколько это кропотливая и сложная работа. Один неправильный ход коклюшек приводит к потере целостности рисунка, изменению общего впечатления от изделия.

В эпоху СССР на территории области существовало сразу несколько профильных предприятий. Все они занимались выпуском плетеного на коклюшках кружева. Лидером в этой сфере по праву считался комбинат «Снежинка». На нем трудилось более одной тысячи рукодельниц. Основной цех располагался в центре Вологды, на улице Урицкого. В нем работало всего несколько сотен женщин.

Все остальные плели свои изделия дома, находясь в удаленных деревнях и селах региона. Главной тематикой продукции «Снежинки» считалась сказка. Ее мотивы прослеживались в оформлении салфеток и воротничков, платков и манжет. Визитной карточкой производства стала ажурная скатерть «Аленький цветочек». Она удостоилась ряда ценных наград и повсеместного признания.

Форма центрального мотива напоминала неведомый букет. В его центре сплелись мелкие цветы и листочки. Вместе они образовали единое полотно рисунка. Полупрозрачный фон, окружающий изображение, акцентирует внимание на сердцевине композиции. Создание этого воздушного шедевра принадлежит В. Д. Веселовой. На предприятии «Снежинка» она работала ведущей мастерицей, а заодно создавала орнаменты и трафареты для рукодельниц. Позже ее дело продолжила дочь Н. В. Веселова. Руководила деятельностью комбината художница Г. Н. Мамровская.

Самобытные традиции

В. Н. Ельфина - еще одна выдающаяся мастерица объединения. Она является поклонницей использования крупных и объемных форм, которые сочетаются с тончайшей паутинкой фона. Самой известной работой Ельфиной стало панно «Поющее дерево». Эту работу рукодельница представила на суд кружевниц в 1978 году.

Создавая это полотно, мастерица вдохновлялась весенним пробуждением природы. Она вложила в него образы поющих птиц и распускающихся цветов, набухших почек и первой листвы. Узор «Поющего дерева» получился очень плотный, замысловатый. А вот окружающий его фон вышел изумительно воздушным и невесомым.

В работе были использованы толстые суровые нити и белоснежные хлопковые волокна. Их сочетание придает панно необычный серебристый оттенок. На свету он выглядит совсем светлым, в сумраке становится более контрастным и фактурным.

Вологодское кружево – особенное явление в народном искусстве Русского Севера. Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство – таково его художественное своеобразие. О вологодском кружеве сложены стихи и песни, созданы фильмы. Известное по всему миру, оно олицетворяет славу русского кружева.

Слово «кружево» происходит от «окружать», украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей. Кружевоплетение было известно на Руси издавна. Им занимались женщины всех сословий. Платье царей, князей и бояр украшало кружево из золотых, серебряных и шелковых нитей; в народной одежде использовалось кружево из льняной пряжи, а с конца XIX века – из хлопчатобумажных нитей.

Художественные особенности вологодского кружева сложились уже в XVII – XVIII веках. До XIX века кружевоплетение имело характер домашнего художественного ремесла. В 20-х годах XIX века в окрестностях Вологды была основана кружевная фабрика, на которой работали десятки крепостных девушек-кружевниц. В середине XIX века кружевоплетение на вологодской земле превратилось в промысел, которым занимались тысячи мастериц в разных уездах. Особенно это ремесло было развито на территории Вологодского, Кадниковского и Грязовецкого уездов. В каждом из них сложились местные особенности узоров и приемов плетения, свой круг кружевных изделий, но отличить их может только тонкий знаток этого искусства. Кружевной промысел в Вологодской губернии достиг расцвета во второй половине XIX века. Если в 1893 году плетением занимались четыре тысячи мастериц, то в 1912 году их было почти сорок тысяч. Известность вологодского кружева перешагнула границы страны. Мода на него охватила многие страны Европы.

Отличительной особенностью традиционного вологодского парного кружева является четкое деление «строения» кружева на узор и фон. Вследствие этого крупные и плавные формы орнамента очень выразительно выделяются непрерывной линией, ровной по ширине на всем протяжении узора. В ранних вологодских кружевах в качестве ведущего орнамента варьировались стилизованные изображения птиц, древа жизни и другие старинные мотивы, характерные для более древней по происхождению вышивки. Сегодня вологодское кружево отличает разнообразие орнамента, монументальность форм и преобладание цветочных мотивов.

Вологодский промысел получил широкое признание как в России, так и за рубежом. Талант и мастерство вологодских художников и кружевниц были неоднократно отмечены на многих международных и отечественных выставках. В 1937 году на международной выставке в Париже Вологодскому кружевному союзу за новизну и художественное исполнение кружевных изделий была присуждена высшая награда – Гран-при, на Брюссельской выставке в 1958 году вологодское кружево было награждено золотой медалью. А в 1968 году ведущим художникам производственного объединения «Снежинка» была присуждена Государственная премия РСФСР имени И.Е. Репина. Немало фантазии, творческого труда, высокого мастерства вложили в свои работы старейшая кружевница К.В. Исакова, известные мастера своего дела Э. Я. Хумала, В. В. Сибирцева, заслуженные художники РСФСР В. Д. Веселова и В. Н. Ельфина . Многие их произведения хранятся в крупнейших музеях страны.

Общие для всего вологодского кружева особенности в творчестве каждого мастера приобретают индивидуальную окраску. Так, работы К. В. Исаковой развивают камерное лирическое направление. Нежность и теплота образов отличают ее панно «Олени», созданное в 1968 году. На нем изображены ели и скачущие олени. Мерные повторы фигур, их расположение рядами, четкий рисунок с рельефным контуром на фоне легкой сквозной решетки, словно летящие снежинки и белый цвет льняных нитей, – все это рождает образ погруженного в тишину зимнего леса.

Многообразно творчество В. Д. Веселовой . Потомственная кружевница, она в совершенстве знает все секреты кружевоплетения, что позволяет ей на равно высоком художественном уровне создавать и небольшие бытовые вещи, и декоративные панно. Одна из уникальных работ Веселовой – скатерть «Ладья». В ней соединились все лучшие черты творчества художницы: поэтичность образов, благородство рисунка, богатство разработок в деталях, отточенность технического исполнения кружева, его непременная обусловленность содержанием и характером орнамента.

Творчество еще одной выдающейся кружевницы – В. Н. Ельфиной – тяготеет к монументальным композициям, крупным формам орнамента. В 1978 году Ельфиной исполнено панно «Поющее дерево». Оно символизирует весну и связанное с ее приходом цветение природы, пробуждение жизни, многоголосое пение птиц. Пышное Древо Жизни усеяно цветами и сидящими на нем птицами. Плотный узор противопоставлен легкому ажурному фону. Сочетание суровых и белых нитей придает панно серебристый оттенок.

В 2010 году в Вологде был открыт Музей кружева. Он разместился в двухэтажном каменном здании, памятнике архитектуры федерального значения начала XIX века. На первом этаже музея находятся выставочные залы, кружевное кафе, художественный салон-магазин, оформленные в современном стиле, а также учебный класс, где работает студия по обучению кружевоплетению. Основная экспозиция музея, построенная в хронологическом порядке, находится на втором этаже и занимает восемь залов.

Интерес к кружевному промыслу и к единственному в России Музею кружева постоянно растет. Уже дважды Вологда принимала гостей Международного фестиваля кружева Vita Lace. Благодаря фестивалю Вологда объединяет рукодельниц, художников, исследователей и ценителей вологодского кружевного промысла – самого массового кружевного промысла России.

Плюсануть