Влияние плача на развитие ребенка. Можно ли оставлять ребенка плакать? Взаимодействие родителей и младенца

Невероятные факты

Научные исследования показывают, что реакция родителей на плач младенца может иметь важнейшее влияние на его развитие. Малыши, чьи родители быстро, последовательно и тепло реагируют на плач, эмоционально здоровы.

Исследования показали, что реагирующие и чувствительные родители могут защитить детей от необходимости развития механизмов по снятию стресса.

В рамках одного эксперимента учёные анализировали детей, рождённых с симптомами, которые говорят о предрасположенности к стрессу. Эксперты пришли к выводу, что наличие этих факторов удалось убрать лаской и вниманием со стороны родителей в младенческом возрасте.

Взаимодействие родителей и младенца

Быструю и последовательную реакцию на плач ребёнка называют "чувствительным воспитанием". И это также влияет на будущую успеваемость ребёнка в школе. Исследователи заключили, что дети с относительно нечувствительными родителями, в конечном итоге, ведут себя гораздо хуже.

На химическом уровне, ласковые прикосновения и другое подобное поведение вызывают высвобождение нейротрансмиттеров хорошего самочувствия, таких как окситоцин . При выпуске этих гормонов восстановление после стрессовых событий происходит быстрее.

Наряду с важностью быстрой и тёплой реакции на плач ребёнка, не менее важно защитить ребёнка от воздействия сердитого или страшного голоса, отрицательного языка тела, игнорирования.

Избегание этих стрессовых ситуаций облегчит процесс обучения ребёнка и разовьёт позитивные социальные отношения. Чтобы лучше понять эту концепцию, давайте посмотрим на физиологические реакции, связанные с ней:

Эмоции младенца

1. Прикосновения

Научные исследования показали, что прикосновения вызывают высвобождение природных обезболивающих и седативных средств, тем самым противодействуя последствиям стресса.

В одном из исследований была продемонстрирована связь между лёгким уколом пятки новорожденного и уровнем стресса. Если после укола малыши оказывались в руках у мамы, гормон стресса покидал организм новорожденного намного быстрее.

Прикосновения - это жизненно-важная часть взаимодействия, однако, также важен и тип прикосновений. К примеру, легкие касания деток в возрасте 2-6 месяцев только раздражают, в таком возрасте предпочтительней более сильные объятия.

Очень важно делать деткам массаж, ключ в нежном, медленном и умеренном надавливании. Прикосновения также успокаивают в сопровождении с другими важными ласковыми формами контакта.

2. Язык тела

Детки начинают распознавать выражения лиц сразу же после рождения. Многочисленные исследования показали, что детям гораздо приятней смотреть на счастливые лица, и они крайне расстраиваются, когда становятся свидетелями проявления негативных явлений.

Доказано, что шестимесячные малыши могут отличать "хороший и плохой" языки тела, что в дальнейшем затрагивает их эмоциональное развитие.

3. Движение

Движение, наряду с указанными выше факторами, играет жизненно-важное значение в развитии малыша. Одно исследование показало, что младенцы быстрее успокаиваются, прекращают плакать, а сердечный ритм замедляется, когда взрослый двигается с ним на руках и раскачивает из стороны в сторону.

4. Чистота

Один общий фактор, который связан с плачем младенцев, - это комфорт и чистота. Бесконечная смена подгузников может быть стрессом для малыша. Следует ли часто менять пелёнки, или пусть ребёнок спит мокр ый?

Некоторые исследователи полагают, что если у вашего ребёнка нет никаких кожных инфекций, то нет необходимости в том, чтобы будить малыша для смены подгузника.

5. Компания

Исследователи предполагают, что постоянное наличие родителей рядом, особенно ночью, может помочь младенцам регулировать реакцию на стресс в течение дня.

Первый год жизни ребенка - этап, имеющий колоссальное влияние на всю его дальнейшую жизнь. Никогда больше он не будет расти и развиваться так быстро, и никогда больше он не будет настолько беспомощен и зависим. Его физическое и психическое здоровье находятся полностью в руках родителей, и если с физиологией все более или менее понятно - малыш не болеет, его рост и вес в норме, он весел, значит, все в порядке, - то психология ребенка до года представляет собой тайну за семью печатями.

Психология воспитания детей до года

Почему он плачет? Может, он просто капризничает? Может, манипулирует? А вдруг мы его разбалуем? — Эти вопросы не дают покоя мамам и папам.

Родственники наперебой дают советы - «вас же вырастили!».

Но всегда ли мы довольны тем, как вырастили нас?

Многие ли могут похвастаться полным отсутствием психологических проблем?

В поисках ответов современные родители обращаются к популярным статьям и научным исследованиям, но и здесь они будут разочарованы. Эксперты сыплют теориями и гипотезами, однако единственно верных ответов у них нет. В конце концов методы воспитания приходится выбирать, положившись на интуицию, и все-таки актуальная информация может пригодиться. Возможно, для того чтобы обосновать свои взгляды или, не согласившись со свежими тенденциями, информированно отказаться от следования им.

Если ребенок плачет

Одним из наиболее спорных вопросов в воспитании младенца является реакция на плач.

Стоит ли родителям мгновенно реагировать и устранять возможные причины недовольства? Или плачущего ребенка можно оставить в кроватке, если он сухой и недавно поел. На этот вопрос существует два диаметрально противоположных ответа:

  1. Традиционный подход: «поплачет и перестанет», «пусть разрабатывает легкие» или грубое «иногда надо дать проораться». Поклонники этого метода считают, что ребенка с самого раннего возраста следует активно отучать от желания находиться на руках, слишком частых прикладываний к груди, пробуждений посреди ночи. Ради этого стоит потерпеть плач; рано или поздно ребенок усвоит, что крики не приносят результата, и перестанет требовать ненужного или вредного, по мнению родителей.
  2. Детоцентристский подход. Этот взгляд на психологию ребенка в возрасте до года отрицает необходимость и пользу плача. Детоцентристы считают, что ребенок не должен плакать в одиночестве. Если родители не могут найти физических причин его дискомфорта, значит, они должны устранить психологические. Как правило, грудные дети требуют телесного контакта с мамой, ведь они жили в ее теле 9 месяцев и примерно столько же времени им нужно, чтобы привыкнуть к обособленному существованию. Согласно теориям «естественного родительства» , необходимо удовлетворять нужду ребенка в ношении на руках, совместном с родителями сне, длительном сосании груди столько, сколько потребуется.

Воспитание самостоятельности

Традиционалисты считают , что в ребенке с рождения следует воспитывать умение находится одному, развлекать себя, засыпать в одиночестве. Иначе есть риск вырастить инфантильного, бесхарактерного, неспособного к адаптации в коллективе, человека.

Традиционная психология воспитания ребенка до года предусматривает максимальную автономность детей от родителей: своя кроватка или даже отдельная спальня с рождения, прогулки в коляске, грудное вскармливание по режиму и соску для удовлетворения сосательного рефлекса.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Мать может рано выйти на работу, заменив себя няней. Взрослые ездят в отпуск без детей. Невыполнение этих условий может привести к тому, что ребенок откажется покидать кровать родителей, будет бояться засыпать один, его будет крайне тяжело отлучить от груди и т.д.

«Естественники» же убеждены , что малышу очень важно побыть в полной мере ручным и грудным, «напитаться» зависимостью и опекой, чтобы в старшем возрасте отважно бросаться в житейское море.

Они выбирают совместный сон, так как младенец под боком у матери спит гораздо крепче, свободное грудное вскармливание - без режима, без соски: ребенок прикладывается по первому желанию независимо от места и времени; прогулки в слинге - мать носит ребенка на себе, в том числе отправляясь по собственным делам.

Родители не отпускают от себя детей, пока те сами не заявят о своем желании погостить у бабушки, например. Согласно с этим подходом, дети, лишенные постоянного внимания в младенческом возрасте, обязательно попытаются компенсировать этот недостаток, став старше.

Сегодня психология не может однозначно определить, какой из двух подходов к воспитанию детей до года более правильный и отвечает особенностям их психики.

Взращивание грудничков остается блужданием в темноте на ощупь по абсолютно незнакомой местности.

Все дети с самого первого дня рождения плачут, а мамы пытаются их успокоить . Прикладывают ребенка к груди, качают его, меняют памперс, разговаривают… Но иногда все оказывается бесполезным. Младенец не перестает плакать и молодая мама, не зная, что делать, оставляет его одного в своей комнате, чтобы хоть как-то прийти в себя и ждет момента, когда малыш устанет плакать и уснет.

С этого дня все члены семьи начинают разговаривать и ходить во время сна ребенка как можно тише, боясь того, что он снова может проснуться и начать плакать, а они не смогут его успокоить. Как только малыш начинает кричать, весь мир для них рушится. Все советы педиатров о том, что если грудной ребенок плачет, то это значит, он хочет пить, есть, спать, из-за мокрого подгузника, духоты, жары, холода, боли в животе и так далее, они хорошо помнят.

Однако иногда даже сытый, здоровый и чистый ребенок кричит так, как будто специально хочет измотать своих родителей. Можно ли в таких случаях оставлять ребенка плакать в воспитательных целях?

Педиатры и психологи твердо убеждены - оставлять плачущих одних в комнате нельзя, последствия могут быть катастрофическими! Во время длительного плача ребенок испытывает сильнейший стресс, под действием которого в его организме выделяется кортизол, оказывающий токсическое влияние на мозг ребенка.

Способности к запоминанию и обучению у детей , родители которых часто оставляли плакать, заметно ниже, чем у тех, которых мамы и папы во время плача брали на руки, качали и баюкали, не теряя терпения. Более того, психотерапевты утверждают, если родители не утешают грудного ребенка, и он часами плачет перед сном, его нервная система становится гиперактивной, а организм слабым. Такие дети часто болеют, страдают нарушением дыхания, сна, аппетита и повышенной потливостью.

Ребенок никогда не станет плакать без причины . Поэтому вместо того, чтобы впадать в панику или злиться, попробуйте понять, что беспокоит вашего малыша. Он воспринимает свои потребности как угроза к существованию. Если он голоден, ему кажется, что он может умереть, если сейчас же ему не дадут грудь. Первые 4- 5 месяцев плач для ребенка - единственный способ сообщить о своих потребностях, беспокойстве и боли. Плачем он не только просит помощи, но и хочет снять напряжение.

Если же родители не успокаивают его или вмешиваются слишком поздно, ребенок испытывает чувство покинутости и ненужности.

Безусловно, трудно утешить малыша , когда он плачет, а родители уже перепробовали все, чтобы его успокоить. Особенно если он не спит ночами и родители устали, и уже нет никаких сил. "Ну и пусть поплачет! Не буду больше ему потакать!" - думают они. Им, кажется, что стать хорошей матерью или отцом с таким ребенком не сможет никто. Подруги и родственники их поддерживают. "Мы ночью просто не обращали внимания на то, что ребенок плачет и через некоторое время он перестал плакать и по ночам нас уже больше не беспокоил" - рассказывают они, призывая родителей следовать их примеру.

Слушать советов подруг , бабушек и родственников , которые не владеют педагогическими знаниями - крайне неправильно. Всем людям, независимо от возраста, нужно любовь и утешение. Ребенок плачет, чтобы пришли на помощь. Если же окружающие на его крик не реагируют, то он воспринимает это, как отсутствие любви. Чем лучше родители успокаивают ребенка, тем он станет уверенным в себе и более самостоятельным вырастет.

Чтобы найти общий язык с малышом от родителей требуется немало терпения. Будут моменты, когда уставшая мама уже сама готова плакать вместе с ребенком из-за того, что не в состоянии его унять. Даже в этом случае нельзя оставлять ребенка одного плакать, попросите помощь его успокоить папу, бабушку или других членов семьи. Обычно грудные дети капризничают, выражая свои потребности, около 1,5 - 2 месяцев, а затем родители начинают понимать его и угадывать момент, когда нужно вмешаться, чтобы малыш не плакал так, что его невозможно успокоить.

У родителей, которые не оставляли грудных детей плакать, а всячески пытались успокоить его, спустя несколько месяцев плач начинает дифференцироваться. Теперь ребенок уже плачет только тогда, когда ей действительно голодно, страшно или больно. Чем спокойнее ведут себя родители, услышав плач ребенка, тем быстрее успокаивается их малыш. Отношение родителей и грудного ребенка уточняется в ходе их "танца втроем".

Если родителей не выводит из равновесия крик ребенка, малыш тоже начинает понимать, что ему не нужно, чтобы что-то получить громко плакать, а нужно просто немного потерпеть.

Чем лучше понимают родители своего ребенка , тем меньше он плачет. У спокойных родителей и ребенок спокойный. Он не требует постоянного присутствия родителей рядом с ним, а лежит в своей кроватке и часами играет игрушками, будучи уверенным в том, что он любим и дорог. Увидев маму, он не плачет, а улыбается. Поэтому чтобы грудной ребенок не плакал, молодым родителям нужно самим вести себя как взрослые - не злиться, не впадать в панику, а представить, что чувствует ваш грудной ребенок, взять его на руки и прижать к груди, несмотря на то, что вы уже сильно устали.

До сих пор психологи не пришли к единому мнению по вопросу беспричинного, на первый взгляд, плача у детей. Одни считают, что надо сразу брать малыша на руки, другие утверждают, что с помощью плача ребенок манипулирует взрослыми, поэтому подходить необязательно.

Ранее существовали теории, согласно которым, плачущего малыша нельзя трогать 20 минут, чтобы дать ему возможность выплакаться. Однако сейчас педиатры убеждены: если ребенок долго плачет, у него вырабатывается гормон стресса, который может нанести вред мозгу . Дети, которые плачут и при этом остаются без внимания родителей, более предрасположены к трудностям в будущем.

Фото Анатолия КЛЕЩУКА.

Специалисты тестировали слюну малышей, которые «заходятся» от плача и не получают реакции родителей. Выяснилось: у младенцев повышенный уровень гормона стресса - кортизола , а это опасно для неокрепшего мозга ребенка.

Плач - это естественный способ малыша получить реакцию извне . Но длительный безрезультатный плач не проходит для него бесследно. Малыши, растущие в жестоком режиме, со временем плачут все реже и реже, мозг привыкает к тому, что внешний мир не отвечает. Это вызывает страх , который напоминает о себе в старшем возрасте. Это не значит, что родители должны сразу же бросаться к малышу, но на плач всегда должна быть реакция.

Читайте по теме:

Ровесники: друзья или соперники?

Родители детей-ровесников иногда сталкиваются с трудностями их воспитания. На раннем этапе появляется проблема взаимоотношений : старший ребенок еще очень маленький, но уже вынужден нести бремя старшего брата или сестры.

Считается, что, когда дети подрастают, разница в возрасте стирается, проблема исчезает сама собой. Иногда детей начинают воспринимать как близнецов - им покупают одинаковые игрушки, одежду. Но родителям не стоит забывать, что каждый из детей - полноценная личность , и если применять общие методы воспитания, то это выглядит неуважительно по отношению к каждому из них.

Нередко встречается и проблема конкуренции между ровесниками . Старшему и младшему приходится хитрить и изворачиваться, чтобы привлечь внимание родителей к себе. Часто у детей с небольшой разницей в возрасте появляются общие интересы. С одной стороны, это хорошо, с другой - это подпитывает конкуренцию. Каждый стремится доказать, что он лучший в этой деятельности, и споры разгораются с новой силой. От родителей требуется немало усилий, чтобы найти нужные слова для обоих детей. Проявляйте предусмотрительность, чудеса дипломатии, любите своих детей и находите в каждом свои неповторимые достоинства.

Потому что без воды...

Нужна ли вода младенцу в период грудного вскармливания ? Этот вопрос задают многие молодые мамы. Безусловно, нужна. В зависимости от веса, активности ребенка и от температуры окружающей среды малышу первой недели жизни требуется 80 - 100 мл воды в день , малышу 3-6 месяцев - 140-160 мл воды .

Рассмотрев эту проблему детально, педиатры решили: ребенка, который получает грудное молоко, поить не обязательно , даже если он живет в жарком климате. Потому что грудное молоко уже содержит 87-90% воды, которой малышу хватает.

Поить ли ребенка водой, мамы обычно решают самостоятельно... Часто он сам диктует, нужна ему вода или нет: если не хочет, пить не будет.
Педиатры предупреждают: допаивание увеличивает риск того, что малыш будет недоедать . Ведь молоко заменяется жидкостью, в которой нет пищевой ценности. Даже небольшое количество воды заполняет желудок младенца и снижает желание пить молоко, богатое полезными веществами. Допаивание водой малышей до 6 месяцев может уменьшить потребление молока на 11% . Кроме того, даже если вы поите младенца чистой водой, есть вероятность, что она содержит патогенные (вредные) микробы. Статистика показывает, что только 2 человека из 5-ти на планете пьют чистую питьевую воду .

По мере того как младенец растет, его потребность в воде увеличивается, и ребенок уже не удовлетворяется молоком. Тогда малышу дают кипяченую воду без сахара.

Если ребенок находится на искусственном вскармливании, его потребность в воде больше . За сутки он выпивает количество воды, равное по объему одному кормлению.

Количество воды определяется и тем, каков прикорм малыша. Включайте в суточный объем жидкости бульоны, фрукты и соки из них. Важно следить, чтобы вода и другие жидкости не замещали грудное молоко - самое полезное питание малыша.

Зависимость от... мамы

Мало кого удивляет, когда 3-летний малыш цепляется за мамину юбку и не может ни минуты прожить без мамы . Но, если так ведет себя 13-летний подросток, да еще мальчик, стоит насторожиться: не вырастет ли он маминым сынком?

Оказывается, для мальчиков-подростков это не редкость. Причина такого поведения - страх . Мальчик боится ходить один по улице, боится вступать в диалог с продавцом в магазине, боится брать телефонную трубку: «Мама, подойди к телефону, мне некогда!». А иногда мама вынуждена отвечать за сына на простые вопросы знакомых.

Частично это связано с тем, что в пубертатном возрасте общение с людьми приобретает для подростков очень большое значение. Подросток постоянно анализирует свои и чужие слова и кажется себе смешным и нелепым. Ему кажется, что в магазине на него смотрит вся очередь. Отсюда - ступор, паника, стремление убежать от людей.

Помочь можно. Объясните сыну, что окружающие на самом деле думают о нем гораздо меньше, чем ему кажется . Необязательно всегда себя контролировать. Пусть он даст себе право на ошибку - не будет трагедии в том, что он скажет что-то неуместное. Полезно дать такому подростку роль в веселом спектакле - так он поймет, что смешить людей иногда - завидное качество.

Расширяйте круг общения сына , не старайтесь беречь его и принимать за него решения.

Сюсюканье полезно!

Во многих пособиях для родителей говорится, что с самого раннего детства с малышом надо говорить четко и разборчиво, чтобы он привыкал к правильной речи и быстрее учился говорить. И некоторые родители придерживаются этих советов - не допускают никаких «пуси-пуси», «у-тю-тю» .

Но не все так однозначно! Психологи из США подошли к вопросу родительского сюсюканья со всей серьезностью и выяснили, что такая манера речи помогает детям быстрее адаптироваться к нормам языка .

Младенцы очень чутко реагируют на темп родительского языка и его эмоциональную окраску . Именно сюсюканье, ласковый и теплый тон нравятся малышам и помогают овладевать родным языком. Исследователи также доказали, что все дети, независимо от того, в какой стране родились, в первую очередь начинают произносить слоги, похожие на «ма » и «па ». А это свидетельство того, что когда-то давно все люди на планете говорили на одном языке .

Подготовила Ольга Кулинкович , 25 марта 2011 года.
Газета «Звязда», оригинал на белорусском языке: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=76450

Читайте еще: