Венчанные супруги после смерти. О повторных браках и венчании

- Что такое венчание?

Это одно из 7 таинств. Во время венчания Го-сподь благословляет на совместную жизнь муж-чину и женщину. Он дает им свое разрешение на рождение и воспитание детей, всячески укрепля-

ет их взаимные чувства. Пони-маете, можно зарегистрировать свои отношения в ЗАГСе, перед людьми, но, согласитесь, совсем другое, когда брак освящается церковью.

- Как церковь относится к браку, который зарегистрирован в ЗАГСе?

Церковь признает этот брак, ведь на это есть все юридические основания, он законный. Сейчас мы сами в храме требуем перед венчанием предъявить паспорта со штампами о браке.

То есть без штампа повенчаться нельзя? Просто многие молодые люди хотят зарегистрировать свои отношения «только перед Богом», а к государственной процедуре относятся скептически…

Это невозможно. Никакого венчания без документов, подтверждающих брак, не будет. Иначе получится, что мы благословляем людей, живущих в так называемом гражданском браке, а это уже блуд.

- То есть?

Блуд и есть. Такие отношения юридического основания не имеют. Люди, которые выбирают эту модель сожительства, прежде всего безответственны. Они знают, что в любой момент могут разбежаться, и никто никому ничего не будет должен. Хуже всего, когда от этого сожительства страдают дети. Поэтому церковь осуждает такие отношения. А то был случай, еще в 90-х годах, когда церковь венчала и без штампа: пришла пара, на вид все нормально, а оказалось, что это женатый человек с любовницей обвенчался. Потом жена прибегала, скандалила.

- Помимо отсутствия государственной регистрации, есть какие-нибудь препятствия для венчания?

- Венчающиеся не могут быть близкими род-ственниками, допускается лишь четвероюродное родство. Также нельзя венчаться третий раз, вто-рой церковный брак еще возможен и то со мно-гими сложностями. Третий - нет. Не имеют пра-ва венчаться крестные родители одного ребенка. Кроме того, венчаться женщинам можно только в чистоте, то есть не в критические дни.

- Вы говорили, что будут сложности со вторым венчанием... Почему?

Понимаете, венчание, в идеале, должно быть одно и на всю жизнь. Но мы понимаем, что современный мир сложен и несовершенен, поэтому допускаем случаи, когда пары могут развенчаться. Самым глав-ным основанием является измена. В этих случаях, владыка (Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий) в течение дня принимает решение о цер-ковном разводе. Другим поводом для снятия венцов является смерть мужа или жены.

В народе бытует мнение, что венчанные супру-ги будут вместе и в загробной жизни. Это так?

Совершенно верно. Обвенчанные пары, можно сказать, будут вместе и после смерти. Расстава-ния не будет.

А как тогда быть тем, кто венчается во вто-рой раз? С кем муж или жена встретятся на том свете?

Зависит от причины церковного развода. Если имела место измена одного из супругов, то цер-ковь верит, что во время развенчивания Господь снимает первые венцы, и тогда на небесах вы встречаетесь уже со вторым избранником.

А если измены не было, первый муж умер, но женщина венчалась второй раз?

Это уже сознательный выбор самой женщины. Если вдова или вдовец принимает решение о по-вторном вступлении в брак, значит, на том свете она хочет быть уже с другим человеком. Первый венец в этом случае, опять же, снимается.

В Священном Писании есть слова «Жена да убоится мужа своего». Многих девушек они от-талкивают, так как в семейной жизни хочется счастья, но никак не страха...

Эту фразу лучше воспринимать в значении «бо-яться обидеть», «бояться потерять» и т.п. Речь идет о привязанности к родному человеку. Что касается безоговорочной власти мужа над женой, то РПЦ это не пропагандирует. Отношения между супругами должны строиться на взаимопонимании и уваже-ние. В церковном браке ни муж, ни жена не имеют друг над другом абсолютной власти. Все должно быть основано на любви и нежности.

Кстати о нежности. Сейчас многие пары, пе-ренимая европейские традиции, любят устра-ивать очень красивые выездные свадьбы на природе. Все это смотрится очень нежно и тро-гательно. А можно ли венчаться где-нибудь за пределами храма, скажем, за городом?

Вообще, лучше это делать в храме, сами пони-маете, насколько это благодатное место. И атмос фера совершенно особая. Венча-ние вне церкви возможно лишь в исключительных случаях, на-пример, если пара живет где-то на далеком острове или глубоко в тайге.

Как нужно готовиться к вен-чанию?

Будущие супруги должны ис-поведоваться, причаститься, получить от священника благо-словение на таинство венчания. Главное, они должны осозна-вать, куда идут и зачем. Назад хода уже не будет.

С собой на венчание нужно что-то брать?

Обязательно нужны кольца, по-лотенце или рушник, венчаль-ные свечи и две иконы (Спасите-ля и Божьей Матери)

Что нужно делать с ними по-сле венчания?

Хороший обычай существовал в Древней Руси, когда родители жениха иконой Спасителя бла-гословляли на брак молодых, а иконой Божьей Матери - роди-тели невесты. Потом, уже после таинства, первый родившийся в семье мальчик получал от родителей икону Спасителя, а первая девочка - икону Божьей Матери, святыня становилась родовой. Было бы замечательно, если б и современные се-мьи придерживались этого.

- В какие дни венчаться нельзя?

Нельзя венчаться в любые посты, в пасхальную седмицу, в пост после Крещения, накануне двуна-десятых праздников, а также во вторник, четверг и субботу. Все дни, в которые нельзя венчаться отме-чены в венчальном календаре, который выпускает-ся каждый год и продается в церковной лавке.

Как должна выглядеть невеста на венчании? Есть ли какие-то ограничения?

Нет ограничений, единственной условие: вид невесты должен быть благочестивым, то есть ни-каких глубоких декольте, мини-юбок, оголенных плеч и т.п.

Количество записей: 212

Что делать, если мы разошлись с мужем, а остались венчаны? Как от этого освободиться?

Елена

Здравствуйте, Елена! «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» - говорит нам Священное Писание (Мк., 10;9). Освободить от мужа Вас теперь может только смерть. Брак по христианской в идеале традиции должен заключаться один на всю жизнь. Хотя, учитывая нынешнее падение нравов, когда многие ставят Церковь перед фактом своего развода и заключения второго брака, приходится снисходить к немощи человеческой. Если Вы соберетесь выйти замуж второй раз, то нужно будет взять на это благословение у епископа. Именно это благословение в народе часто и неверно называют «развенчиванием».

иерей Владимир Шлыков

Подскажите, как правильней поступить? Ситуация такая: у нас с женой были некоторые проблемы в отношениях, она меня выгнала и мы некоторое время не встречались, после жена взяла благословение на развод и подала заявление. Недавно узнал от нее, что в тот промежуток времени, когда мы были в несогласии, она мне изменила 2 раза. В ЗАГСе нас развели. А жена считает, что раз в ЗАГСе не зарегистрированы, значит, и венчания нет, но я-то знаю что это не так. И еще, она не чувствует греха прелюбодеяния за собой. Я люблю ее и знаю, что венчание - оно навсегда. Хочу сохранить семью. И получается, что государством разведены, а не развенчаны. Не будет ли считаться прелюбодеянием мое с ней дальнейшее сожительство? И как дальше вести себя, если она не хочет отношений со мной?

Алексей

Алексей, если вас развели в ЗАГСе и она не хочет отношений с Вами, то тут ничего уже не изменишь. Сохранять Вам уже нечего. А почему такое виктимное (жертвенное) настроение? Вам же изменили? Или была и Ваша вина?

протоиерей Максим Хижий

Если супруги развелись, а брак был венчанный, то что делать с венчанием, и возможно ли построить новые отношения с другим человеком, будучи венчанным с бывшей супругой, так как такого понятия, как "развенчание", нет.

Григорий

Здравствуйте, Григорий, с венчанием "делать" ничего не нужно, а если будете вступать в другой брак, нужно, обратившись в епархиальное управление с ходатайством, получить разрешение на второй брак и венчание, которое совершается несколько иным чином, но тоже будет благословением Божиим. Помоги Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте. Я собираюсь замуж. Мой молодой человек в первом браке был венчан. Я читала, что нет такого понятия, как "развенчание". Как нам правильно поступить?

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна! Если развод был по уважительной причине, и не по вине Вашего молодого человека, то ему нужно обратиться в епархиальное управление по месту жительства с прошением о благословении на второй брак.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Очень нужен Ваш совет! Я живу с венчаным мужчиной, он развелся с женой по причине ее измен, а также потому, что когда он хотел ребенка, она, не сказав ему, принимала противозачаточные средства, и он все время лечился, так как думал, что у него какие-то проблемы! Знакомы мы с ним давно, но когда они поженились, мы ни разу с ним не общались, но она в это не верит, и теперь, когда узнала, что он со мной, обвиняет его в том, что он все это время со мной виделся! Сейчас ее семья не дает нам спокойно жить. Я люблю его безумно, хочу прожить с ним всю жизнь, очень хочу от него ребенка, хочу просто жить с ним и сделать его счастливым! Что мне делать с этим, он же еще венчанный, возможно ли развенчаться? Извините за столь интимные подробности!

Анна

Аня, «я люблю его безумно» - это очень неумно. Это совсем не комплимент Вашим чувствам. Постарайтесь умом пользоваться. Если он разведен, то брак, по факту, уже распался. Вам надо идти на исповедь, покаяться в разводе, и обязательно в незаконном сожительстве тоже. А только после думать о создании семьи и рождении детей.

протоиерей Максим Хижий

Доброе время суток! Мы с мужем венчаны, но он подал документы на развод. Хотя инициатором венчания был он сам. Я не понимаю, как мне жить дальше. Могу ли я еще раз выйти замуж? Не скажется ли наш разрыв на будущем наших детей? Я не хочу развода, для меня очень важен церковный брак. Как мне быть?

Антонина

Здравствуйте, Антонина! Поговорите с мужем, напомните ему, что он совершает большой грех, тем самым подавая детям дурной пример, который может сказаться на их поступках в будущем. Вам нужно молиться о своей семье. Если супруг не одумается, то оставьте все на волю Божию. В случае развода Вы еще сможете выйти замуж, так как не Вы были его инициатором. Помоги Вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка. Я крещена в армянской церкви, сейчас вышла замуж за русского, мы хотим обвенчаться. Как мне быть? Могу ли я креститься второй раз, но уже в православной церкви?

Армина

Здравствуйте, Армина. Крещение не может повторяться, кроме тех случаев, когда было совершено в религиозных общинах, не имеющих апостольского преемства иерархии. Армянская церковь относится к числу древних восточных церквей, и различия ее вероучения с православным незначительны. Но они есть. В случаях, подобных Вашему, совершается «чин присоединения к Православию». Обычно, это бывает во время исповеди. Но Вам надо будет предварительно поговорить со священником того прихода, где Вы намерены венчаться и быть потом прихожанкой. Объясните ситуацию и следуйте его советам.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день! Когда мы венчаемся, мы даем клятвы беречь друг друга, любить друг друга, что бы с нами ни произошло, и в болезни, и в здравии. После 25 лет совместной жизни муж ушел к другой женщине, а мне, венчанной жене, сказал: "Отношения между нами как мужа и жены закончились, детей двух сыновей вырастил, обязанностей у меня перед вами нет, я свободный человек, полюбил, и от вас ухожу считайте, что я для вас умер". Объясните, пожалуйста, в 50 лет моему мужу Бог подарил новую любовь, новые отношения, а мне бывшей жене, что? И ещё вопрос: нарушил ли муж клятвы данные пере Богом при венчании, или его новый брак снимет ответственность с него как мужа, как отца? Извините, пожалуйста. Заранее Благодарю Вас.

Ирина

Да, Ваш муж изменил супружеским обетам. Согрешил. Не знаю, какие оправдания у него есть для этого. К сожалению, многие люди не замечают, что семейные отношения зашли в тупик, живут годами так, будто ничего не происходит. Полагаю, что и Ваш семейный союз развалился не в одночасье. Что-то было, происходило, согласитесь, и раньше? Но одни обеты семью не сохранят. Надо было молиться друг за друга, исповедоваться, когда возникали проблемы… Теперь, увы, это уже не актуально для Вас. Остается смириться, сделать «работу над ошибками», т. е. понять, что и почему произошло. Учиться жить по-новому: стать сильной, а не «брошенной» женщиной.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте. 2 года назад вышла замуж и повенчалась, но суть в том, что бабушка сказала, у кого венчальная свеча будет короче, тот быстрей умрет, эта свеча оказалась моей. И хоть я отгоняю эти страшные мысли, они все равно возвращаются, не знаю, как быть. А еще в этом году родила сына, и страх усилился немного, и за него боюсь теперь, мы его в 2 месяца покрестили. Как страхи отогнать? Что делать?

Ольга

Ольга, это самый настоящий бред. Я такого еще не слышал. Власть над живыми и умершими находиться только у Бога, а не у свечки. Вы лучше изучайте православие, в церковь ходите, исповедуйтесь и причащайтесь, и сына вашего чаще причащайте. Все мы умрем, конечно, но когда - это только знает один Бог.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшки! Когда венчали в церкви, упала в обморок, но венчание батюшка провел до конца через какое-то время. Мамина подруга спросила у служителей церкви, как к этому относиться, они сказали, что все тяготы семейной жизни я буду нести на своих плечах и нужно набраться терпения. Так ли это на самом деле? И ещё вопрос, слышала, что по усопшим нельзя плакать, им там плохо, так ли это?

Светлана

Здравствуйте, Светлана! Думаю, такое странное объяснение дал не священник, а какая-нибудь служащая храма из разряда «церковных бабушек». Верить таким объяснениям не следует. Еще святой апостол Павел предупреждал: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии» (1 Тим., 4;7). Семейная жизнь сама по себе является совместным несением Креста, и обмороки здесь не имеют никакого значения. По отношению к умершим мы должны скорбеть, но с надеждой на милосердие Божие и вечную жизнь. Безутешный плач может говорить только о нашем неверии.

иерей Владимир Шлыков

Мы прожили с мужем 22 года,у нас два сына. И тут я узнаю, что он стал изменять мне с моей соседкой, у которой умер муж. Он говорил, что ему плохо в семье и его держит только младший сын. Я, конечно, узнав об этом, попросила его уйти. Он быстро согласился, быстро подал на развод. Еще они собрались венчаться со своей новой спутницей. Я чуть не сошла с ума. Он несколько раз возвращался, а потом опять уходил. Он предатель, стал много врать, я ведь считала его самым честным и преданным. Батюшка в церкви запрещает ему жить с ней, но он не уходит. Пригрозили даже отлучить от церкви. У меня вопрос: после всего их могут венчать, и как быть мне?

татьяна

Здравствуйте, Татьяна. Сочувствую Вам. Но крепитесь, потому что "многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" (Деян.14.22). Нам следует только свой грех измерять и взвешивать на весах совести, а чужих грехов не видеть совсем. Каноническое право воспрещает виновному в прелюбодеянии, из-за которого распался брак, вступать во второй брак. Но если очень хочется, и не страшно, можно пойти в другой храм, где никто ничего не знает... Но не будем отягощать свою совесть такими рассуждениями. Нам надо свои грехи выплакать. Помилуй нас Господи.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте. Мы с мужем венчаны, но это было не так, как полагается. Во-первых, мы не причащались и не исповедовались, во-вторых, опоздали после ЗАГСа,и нам венчание значительно сократили; бабуля, которая продавала свечи, орала и отчитывала, за то, что мы опоздали, и довела до слез - но церемонию все же провели. Можно долго в подробностях описывать ситуацию - в общем, мы с супругом ожидали совсем не того, что получили (хотя и нашей с ним вины ни в коей мере не умаляю). Можно ли обвенчаться повторно в другом храме, если мы этого очень хотим?

Алла

Здравствуйте, Алла! Повторно повенчаться вы не можете. Таинство совершилось, независимо от того, в какой обстановке оно происходило. Божия благодать изливается на всех одинаково, а от нас зависит, сколько мы можем вместить. На самом деле, такое важное событие как венчание, редко проходит без искушений. В вашем случае – это ваше опоздание, невоспитанность служащей в храме. А бывает, что и батюшка опаздывает на час из-за пробок на дороге. Совместная исповедь и причастие – это традиция. Если бы Вы чаще ходили в храм, то совершили бы и это. Но сейчас не нужно думать, что что-то было сделано не так. Заботьтесь больше о том, чтобы у вас была крепкая православная семья, посещайте храм и причащайтесь вместе. Так делают многие супруги.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день! Скажите, пожалуйста, является ли уход мужа, отца двоих детей, к другой женщине - ГРЕХОМ? Нужно ли мне, венчанной жене, молиться за мужа? Просить за него прощение у Бога? Официально у него сейчас другая жена, а я пока венчанная. Что делать, как поступить? Необходим ВАШ совет.

Ирина

Ирина, дать однозначный ответ – грех или нет – нельзя, если не знаешь причины расторжения брака. Если банальный блуд, то грех. Молиться Вы можете, мы и за врагов молимся. Вы хотите, чтобы вернулся? Подождите, помолитесь и подумайте, нужно ли Вам это. Пройдет полгода, тогда и можете подавать прошение в епархию, если ничего не изменится к лучшему.

протоиерей Максим Хижий

Доброго времени суток! Скажите, пожалуйста, насколько мне известно, венчаться можно два раза, а выходить замуж три раза, но в третий без венчания, это так? Моя знакомая говорит, что замуж можно выходить только один раз в жизни, второй раз обязательно будет несчастливым, Бог не даст счастья женщине или мужчине, если, разведясь, человек снова решит создать семью, сделала она такой вывод из своей ситуации с замужеством. Можно ли женщине надевать белое свадебное платье, если она выходит замуж или венчается в третий раз? Говорят, что ни в коем случае нельзя, иначе будешь несчастна всю жизнь, можно надевать платье любого цвета, кроме белого. И правда ли, что жениху нельзя видеть невесту в подвенечном платье до свадьбы, иначе жених разочаруется в невесте и подвенечное платье нельзя надевать просто так, например, для фото или еще чего- нибудь? Или всё это басни и суеверия?

Ксения

«Про белое платье» - без комментариев, все описанное – грубое суеверие. Церковь благословляет не более трех церковных браков (это значит, венчаний), о ЗАГСовских речи в канонах вообще не идет. Другое дело, что многих сейчас вообще нет смысла венчать и один раз. Слишком легкомысленные. Но если человек покается за ошибки первого брака, станет христианином не просто на словах, его следующий брак вполне может быть счастливым и спасительным. Примеров достаточно.

протоиерей Максим Хижий

Скажите, пожалуйста, возможно ли венчание, если я замужем четвёртый раз? Первые два брака были, когда я не была христианкой (я из мусульманской семьи). Третий брак был заключён, когда я уже была христианкой, но замуж вышла, т.к. священник отказался причащать из-за того, что жила в так называемом гражданском браке. Я, конечно, не знала на тот момент, что более трёх браков церковь не благословляет.

Анна

Анна, все решения по Вашему вопросу должны выносить епархиальные власти. Если духовник посчитает ваш союз спасительным, укрепляющим вашу веру, спасающим от блуда, серьезность вашего желания покаяться и быть в Церкви, то все, что Вы описали (прошлые мусульманские браки и т.п.) может стать основанием для снисхождения. А если он увидит ваше формальное отношение к вере, легкомыслие, то … зачем тогда вам признание Церкви? Живите так, как Вы хотите – 4-й, 5-й, 6-й брак. При чем здесь тогда православие?

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! С моей семейной жизнью все плохо. Жила в венчанном браке. Поссорились. Муж ушёл и быстро утешился с другой женщиной. Настаивает на разводе и хочет быстрее расписаться с ней. Если я буду молиться долго и усердно, чтобы он вернулся в семью, это будет считаться для меня грехом? Ведь я хочу вернуть мужа от другой женщины? А если они зарегистрируют свои отношения, то, значит, это уже не мой муж? А как же слова "то, что соединил Бог, да не разлучат люди?" Про наше венчание муж говорит, что это моральная сторона дела, и не имеет большого значения, он сходит в храм скажет:"Господи, прости!", и будет считать ничем себя не обязанным. Все ли так просто на самом деле?

Я читала в разных источниках разные мнения насчет жизни после смерти. Одни пишут, что там нет и не будет любви к мужу, родителям, детям, т. е. вообще не будет любви, ревности и т. д., что человек не будет даже помнить своих близких. Другие пишут, что будет, но в то же время часто можно встретить, что там в том мире не будут жениться и выходить замуж. Вы не скажите, что это значит? Насколько я понимаю, просто не будет такого понятия как загс, но как же тогда Церковь, которая венчала двух любящих? Для меня венчание очень важное событие, при венчание Бог благословляет двух людей навсегда, не только при земной жизни. Правильно ли я считаю? Я просто не поняла, что значит, что «не будут жениться и выходить замуж». Ведь там останется память и люди не будут оставаться на месте? Будут появляться дети, останется образ по которому все родные и близкие смогут друг друга узнать, разве не так? Вот только я не знаю каким это будет образ молодым или нет? Самое главное, что мне хотелось бы узнать так это то, что будет с венчанными людьми, которые любят друг друга, они там тоже будут любить друг друга и будут все время вместе и вместе будут верить в Бога?

Уважаемая Марина, на часть Ваших вопросов просто ответить. Сам Господь в Евангелии говорит о том, что после смерти люди не будут жениться и выходить замуж, будут как ангелы Божии на небесах. Конечно же, дети не будут новые появляться. Умножение человеческого рода, даже какими-то иными путями, чем здесь, на земле, никак нельзя предположить по отношению к блаженной вечности. О том, какой телесный вид будут иметь люди по всеобщем воскресении, Святые отцы рассуждают по-разному, некоторые черты свойств человека по воскресении явил нам Сам Христос Спаситель, когда после Своего тридневного воскресения являлся ученикам, и из Евангелия понятно, что Он стал иной, чем они видели Его до того - Он мог приходить «дверем затворенным» (при закрытых дверях), когда Он мог идти с Лукой и Клеопой, так хорошо Его знавшими, и быть ими не узнанным, когда сама Мария Магдалина, пока Он Сам того не захотел, считала, что Он садовник, а не воскресший Христос. Есть другие свойства плоти Спасителя, которые в этом смысле будут присущи и людям по воскресении. Некоторые из Святых отцов, в частности блаженный Августин, говорят, что все люди будут находиться в возрасте телесного совершенства в блаженной вечности, который, применительно к жизни Августина, усвоялся, как возраст тридцатилетия. Так это или не так, рассуждать нам сложно, но понятно, что никакой ущербности, болезненности, ограниченности, которые есть в теперешней нашей жизни, в вечности не будет. Вот, кстати, поэтому святые на иконах всегда изображаются без телесных изъянов, даже если таковые были при жизни, - без ран, не хромые, не убогие, не еще какие-нибудь, а в той преображенной телесности, которая будет в Царствии Божием.

Что же касается отношений мужа и жены, то, думается, на Ваш вопрос можно так ответить: если в жизни семьи было не только венчание, благое начало, но и пройденный путь такой, что людей соединило здесь, на земле то, что к вечности уже на земле относилось, то, что в вечности может быть продолжено, то они там и встретятся. Это будет встреча в полноте радости, которая уже никогда не прекратится, а если их на земле соединяли только общие страсти, телесные ли, или страсть к приобретению, или взаимное отталкивание от остального мира, или только совместные попечения, будь то даже попечения о детях, или просто социальная близость, чтобы выстоять в тех или иных обстоятельствах, а внутренне друг другу чужды, то конечно же, что здесь может быть продолжено в вечности? Поэтому реальный итог жизни, а не что-то формальное делает эту жизнь здесь, на земле, началом бытия за пределами видимого мира.

Сам по себе брак не сохраняется,но любовь и неуловимое понимание друг друга,которые стяжали супруги,будет связывать их и после смерти в вечности. Это в том радужном случае,если связали любовь.

Сохраняется ли брак после смерти?

Влияние венчания на жизнь после смерти.

Здравствуйте!
Помогите,пожалуйста,разобраться…
Извините заранее за такой вопрос, но он волнует не только меня. Известно, что венчаные муж и жена продолжают быть супругами и в вечности. Но как же понять слова Иисуса, что «в вечности не женятся и не выходят замуж»? Получается, что между супругами не будет половых отношений? Не думайте, что я какая-то «озабоченная». Просто как можно не прикасаться к любимому человеку, не обнимать его? Ведь эротическое влечение — это тоже дар Божий. Неужели мы с мужем будет только за ручки держаться?
Извините еще раз за глупый вопрос,мне стыдно за него,но все же непонятно почему Господь отнимет у супругов телесные отношения? Что в них плохого, если они любят друг друга???
Яна.

Здравствуйте, Яна. Очень хороший и актуальный вопрос, потому что он затрагивает одну из важнейших проблем нашего времени ― непонимания того, что такое любовь, и как она соотносится с темой половых отношений. Действительно, Господь благословил телесную близость супругов. Но брак и любовь ― не синонимы, поскольку брак может существовать без любви, как это ни странно звучит. Действительно, что из себя представляет любовь, и как ее отличить от влюбленности, страсти, или просто симпатии? Наиболее полно на этот вопрос ответил апостол Павел (1 Кор.13, 4), перечисляя качества любви.

Но если мы честно взглянем на себя и свои отношения в браке, то вынуждены будем признать, что не умеем еще любить. Об этом много написал отец Илья Шугаев в своей книге «Брак. Семья. Дети».

Плотские радости супругов являются воплощением благословения Господа «плодиться и размножаться», и кроме того, наградой за их обоюдную ответственность при законном вступлении в брак, учил митрополит Сурожский Антоний.

То есть, плотское удовольствие не является свидетельством любви, или наградой за нее, поскольку все качества, перечисленные апостолом Павлом не имеют половых признаков.

Если хотите, любовь беспола. Любовь можно описать одним словом «жертвенность», и неважно, кто жертвует ради кого: мать ради ребенка, или муж ради жены. Любовь нужно стяжать, выносить и выстрадать, а это процесс не одного года. И, естественно, далеко не всегда в отношениях супругов обретается любовь, что очень прискорбно.

Но ведь телесная близость разрешена не с момента стяжания супругами любви, а с момента прочтения молитвы на снятие венцов, читаемой сегодня сразу в чине таинства бракосочетания.

Вывод: любовь не связана с половыми удовольствиями, следовательно, связывать эти аспекты не стоит.

В чем будет состоять блаженство людей в Царстве Божием? В двух аспектах: вечном предстоянии пред лицом Господа, славословии Его; и в общении друг с другом. Причем, необходимо отметить, что воскресшие тела святых людей будут подобны телу воскресшего Господа. Что это значит в нашем вопросе? Что Господь не станет отбирать никакой радости у людей. Напротив, Он Сам даст радость и блаженство в самом высоком
и глубоком ощущении этих реалий. Но человеческая душа, сподобившаяся святости не будет иметь потребности в телесной близости, как и воскресшее тело праведника. Человек сам не будет желать телесной близости, находясь в близости к Богу! И в свете этого блаженства телесные страстные желания не будут тревожить праведника.

И вот мы слышим в Евангелии.

Что саддукеи подходят ко Господу и задают ему вопрос о воскресении из мертвых, рассказывая Ему при этом некую небылицу. Пусть Господь разрешит этот вопрос: кого же эта женщина будет женой по воскресении из мертвых? Это нереальный вопрос, но философский. И Господь им отвечает, и отвечает не только им, но и нам: когда из мертвых воскреснут, то не будут ни жениться, ни выходить замуж, но будут как Ангелы на небесах. То есть, когда будет общее воскресение из мертвых, то уже не будет понятий «муж», «жена», и жизнь людей, способившихся Царствия Небесного, будет подобна жизни ангельской, она будет совершенно иной. И я еще хочу напомнить вот что: здесь речь не идет о том, что супруги забудут о том, что они муж и жена друг другу и у них исчезнет любовь друг ко другу. Здесь речь идет немножко о другом. В ветхозаветные времена жена воспринималась почти как собственность мужа, и вопрос о том, кого из них она будет женой по воскресении, это вопрос о том, кому она будет принадлежать. И здесь речь идет о том, что по воскресении из мертвых не будет самих понятий мужской или женский пол, кто кому принадлежит, поскольку каждый человек, мужчина или женщина, по воскресении из мертвых будут равны. И даже более того, святитель Иоанн Златоуст подчеркивает, когда размышляет на тему грехопадения, что подчиненное положении женщины в семье, которое существует даже в наши, новозаветные, времена, об этом и апостол Павел пишет, это прямое следствие грехопадения, но не более того. Когда же будет воскресение из мертвых, и все последствия грехопадения будут стерты, то не будет никакой разницы между мужчиной и женщиной, но и мужчины и женщины, способившиеся Царствия Небесного, будут равны между собой и подобны Ангелам.

А далее Господь приводит ссылку, цитату из Ветхого завета, именно из Торы, из книги Исход, 3-й глава, 6-й стих, когда Бог называет Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова и при этом обращается к Моисею. Авраам, Исаак и Иаков давно умерли, но Бог называет Себя их Богом. А разве может Бог ссылаться на мертвых, которые не могут подтвердить Его слова? И таким образом Господь показывает саддукеям, что и Тора свидетельствует о жизни после смерти и о том, что жизнь после смерти не заканчивается. И Господь добавляет: итак, вы весьма заблуждаетесь.

Таким образом, Господь свидетельствует им о том, что все Священное Писание возвещает воскресение из мертвых. И мы, братья и сестры, в это веруем; и в надежде на воскресение из мертвых и на воздаяние за все то, что мы претерпели на земле, мы с вами терпим какие-то невзгоды, какие-то проблемы. Но мы веруем, что придет Господь, и мертвые воскреснут, и мы вместе с ними, и наши любимые, которые ушли прежде нас и которые уйдут после нас, все мы восстанем и будем с Господом. Этому учит нас Евангелие, этому учит нас Господь, этому учит нас все Священное Писание. Аминь.

Проповедь протоиерея Александра Дягилева

45 Я только что показал, что на Небе есть супружество. И если супружеский союз заключен в природном мире - он может длиться и укрепляться и после смерти, а может и прекратиться. Этот вопрос решается не с помощью доводов, а на опыте, ка­кой я приобрел через содружество духов и ангелов, так что имен­но от меня зависит рассмотреть его таким образом, чтобы разум его воспринял. Это одна из тех вещей, о которых супруги надеют­ся узнать и молятся о том Господу. Ибо мужья, которые любили своих жен, и жены их умерли, хотят знать, что с ними сталось, а также встретятся ли они со своими женами снова, и так же де­ло обстоит с женами, которые любили своих мужей. И многие су­пруги хотят заранее знать, будут ли они после смерти разлучены или останутся вместе. Те, кто не был меж собой согласен, жела­ют знать, будут ли они разлучены, а те, кто был, желают знать, будут ли они жить вместе. Поскольку нижеследующее интересу­ет весьма многих, я поместил свои сообщения в таком порядке:

(1) После смерти половая любовь каждого человека оста­ется такой же, какой она была внутренне, то есть его внут­ренней потребностью и мыслью.

(2) То же относится к супружеской любви.

(3) Обычно супруги встречаются после смерти, узнают друг друга, вновь соединяются и какое-то время живут вмес­те. Это происходит на первом этапе, пока они находятся во внешней среде, как это было в природном мире.

(4) Но постепенно, по мере того, как их оставляет все на­носное и остается лишь то, что было им внутренне присуще, они понимают, каковы были на самом деле их любовь и привязанностъ друг к другу и смогут ли они жить вместе заодно.

(5) Если супруги могут жить вместе, они остаются супру­гами, а если не могут, они разлучаются-, либо муж уходит от жены, либо жена от мужа, а иногда - друг от друга взаимно.

(6) Затем муж получает надлежащую жену, а жена - над­лежащего мужа.

(7) Супруги взаимно наслаждаются соитием так же, как это происходит в природном мире, только более богатым и счастливым, хотя от него и не может быть детей. Вместо этого они способны к деторождению духовному, порождая любовь и премудрость.



46 (1) После смерти половая любовь каждого человека оста­ется такой же, какой она была внутренне, то есть ею внут­ренней потребностью и мыслью. После смерти любовь пола ос­тается такой, какой она внутренне была присуща человеку при жизни. Всякая любовь следует за человеком после его смерти, ибо любовь - это основа его жизни. Любовь сдерживающая, которая является главной из всех прочих видов любви, остается с челове­ком навсегда, так же, как и прочие виды любви. Они остаются по­тому, что любовь принадлежит к духовному в человеке, а также и к телесному - через духовное, а поскольку человек после смер­ти становится духовным, он уносит с собой свою любовь. Любовь- основа человеческой жизни, отсюда следует, что, поскольку после смерти человек продолжает жить как в природном мире, она оста­ется в нем, то есть остается его сокровенным желанием и мыслью. Что до любви половой, то она является основой всякой люб­ви, ибо при творении заложена в душу человека, откуда происхо­дит все его естество. Половая любовь вменена ему ради умноже­ния человеческого рода. Причина, по которой такая любовь остается, есть то, что после смерти мужчина остается мужчиной, а женщина - женщиной; и в душе, разуме и теле мужчины нет ничего такого, что не было бы мужским, то же и с женщиной; и оба они созданы так, что постоянно стремятся к соединению в одно целое; и именно-стремление к половой любви порождает любовь супружескую.

А поскольку наклонность к единению начертана на всем, что касается мужчин и женщин, это означает, что эта наклонность не может уменьшиться и умереть со смертью тела.

47 Любовь половая остается у человека постольку, поскольку, когда он жил в природном мире, она была его внутренним побуж­дением, ибо у каждого человека есть внешнее и внутреннее. Это еще можно назвать внутренним и внешним человеком. Итак, есть внутренние и внешние воля и разум. И когда человек умирает, все внешнее отходит от него, а все внутреннее остается с ним, ибо внешнее принадлежит телу, а внутреннее - духу.

Следовательно, человек есть его любовь, а любовь преоблада­ет в его духе, а это значит, что половая любовь остается с ним по­сле смерти, так же, как прежде, - сокровенно. К примеру, если его сокровенной любовью была любовь к супружеству или целомуд­рию, и после смерти он продолжает любить супружество или це­ломудрие. А если он внутренне ощущал любовь беспорядочную, она такой останется и после смерти. Но половая любовь у одного человека вовсе не такая же, как у другого. Существует бессчетное множество ее разновидностей. И у каждого человека она остается такой, какой пребывала при жизни в его душе.

48 (2) Соответственно, супружеская любовь остается та­кой же, какой внутренне пребывала в природном мире, - то есть такой, какой она была во внутренней воле и помыслах человека. Я говорю о любви к противоположному полу и супру­жеской любви потому, что это не одно и то же. Я также утверж­даю, что после смерти любовь к супружеству остается у человека, ибо она была его внутренней составляющей, пока он жил в мире. Но немногие знают разницу между любовью к противоположно­му полу и любовью супружеской, так что я постараюсь в начале этого раздела вкратце о ней сказать.

Любовь к противоположному полу есть любовь ко многим его представителям, в то время как супружеская любовь есть любовь лишь к одному представителю противоположного пола. Любовь ко многим есть любовь природная, она у нас такая же, как у зверей и птиц, целиком принадлежащих природе. Любовь же к супруже­ству есть любовь духовная, свойственная и принадлежащая только людям, ибо люди были созданы для того, чтобы стать духовными, и для этого они рождаются. То есть насколько человек отвращает­ся от любви к противоположному полу и проникается любовью су­пружеской, настолько он духовен. В начале супружества любовь к противоположному полу кажется связанной с супружеской лю­бовью, но по мере дальнейшей супружеской жизни они разделя­ются, а затем у людей духовных любовь к противоположному полу улетучивается, и ее заменяет супружеская любовь. С теми же, кто не духовен, все происходит противоположным образом.

Из того, что я сказал, следует, что любовь к противоположно­му полу относится ко многим и является природной, даже скот­ской в определенном смысле, а следовательно, нечестивой и не­целомудренной. А поскольку она не знает пределов, это блудная любовь. Супружеская же любовь совершенно иная. Из нижесле­дующего станет ясно, что супружество духовно и естественно для человека.

(3) Обычно супруги встречаются после смерти, узнают друг друга, вновь соединяются и какое-то время живут вмес­те. Это случается на первом этапе, когда они живут внешним, как жили в природном мире. Всего этапов, какие проходят люди по­сле смерти, два - внешний и внутренний. Вначале они обретают свое внешнее состояние, а затем уже - внутреннее. В состоянии внешнем, если кто-либо из них умер раньше, супруги встречают­ся, узнают друг друга, и если они жили вместе в природном мире, они соединяются и какое-то время живут вместе. Пока они пре­бывают в этом состоянии, каждый из них ничего не знает о распо­ложении к нему другого, ибо это от них сокрыто. Но позднее, когда они переходят в свое внутреннее состояние, их расположе­ние друг к другу становится очевидным, и если они схоже мыслят и сочувствуют друг другу, они продолжают свою супружескую жизнь. Но если они пребывают в несогласии и чувства их по от­ношению друг к другу неодинаковы, они разлучаются.

Если у человека было несколько жен, он поочередно воссое­диняется с ними, пребывая в своем внешнем состоянии. Но когда он обретает состояние внутреннее и может уже различать лю­бовные веяния, он либо выбирает одну из жен, либо всех их остав­ляет, ибо в духовном мире, так же, как в природном, христианам

" В оригинальном издании 47 и 48 параграфы повторяются дважды.

дозволяется иметь лишь одну жену, иначе это подрывает и оск­верняет веру.

Так же обстоит и с женщинами, у которых было несколько - мужей. Но женщины сами себе мужей не выбирают. Они лишь яв­ляются, а мужья берут их себе в жены.

Следует заметить, что мужья редко узнают своих жен, зато жены хорошо знают своих мужей. Это происходит потому, что женщины обладают внутренней любовной силой, а мужчины - только внешней.

486 (4) Но постепенно, по мере того, как их оставляет все на­носное и остается лишь то, что было им внутренне присуще, они понимают, каковы были на самом деле их любовь и привя­занность друг к другу и смогут ли они жить вместе заодно. Нет необходимости далее это объяснять, ибо все это вытекает из того, о чем сказано в предыдущем параграфе. Я лишь расскажу о том, как люди избавляются от всего внешнего и проникаются внутренним. После смерти каждого человека знакомят с миром, который называется миром духов и который расположен между Небом и адом. Там их приуготовляют, добродетельных - к небесам, а по­рочных - к аду. Целью приготовлений является то, чтобы внут­ренне и внешне они были меж собой согласны и едины, но не раз­двоены. В природном мире внешнее и внутреннее между собой схожи лишь у людей чистосердечных. Мы знаем о том, что они не­схожи у людей хитрых и лживых, особенно у лицемеров, льсте­цов, обманщиков и лгунов. В духовном мире недозволительно иметь такое раздвоенное сознание, а соответственно, доброде­тельные здесь хороши и внутренне и внешне. Действительно, по­сле смерти каждый человек становится таким, каков он внутрен­не, а не таким, каков он внешне. Для этой цели он принужден жить попеременно то внешним, то внутренним. Каждый человек, даже самый злобный, во внешней жизни разумен,-то есть он хо­чет таковым казаться. Но внутренне злобный человек неразумен. В соответствии с изменениями, которым он в жизни подвержен, человек получает возможность видеть свою глупость и вразум­ляться. Но если он не вразумился в природном мире, этого с ним не случится и после смерти, ибо ему нравится собственная нера­зумность и он хочет всегда быть таким, и в таком случае он вовле­кает свое внутреннее «я» все в те же пороки. Тогда его внутреннее и внешнее «я» соединяются, и когда это происходит, ему уже уго­тован ад.

С добродетельным человеком происходит обратное. Он ис­кал Господа в природном мире и стал разумным, и тогда он внут­ренне делается более разумен, чем внешне, ибо привязанности и разочарования внешнего мира заставляют его временами посту­пать неразумно. В таком случае его внешнее приводится в гармо­ническое соответствие с внутренним, которое, как я уже сказал, премудро. Когда это происходит, он оказывается приуготовлен к Небу. Из этого ясно, каким образом после смерти человек осво­бождается от внешнего и проникается внутренним.

49 (5) Если супруги могут жить вместе, они остаются супру­гами, а если не могут, они разлучаются: либо муж уходит от жены, либо жена от мужа, а иногда - друг от друга взаимно. Разлуки случаются после смерти потому, что брачные союзы, за­ключаемые на земле, редко основаны на внутренней любви, но ча­ще - на внешней, скрывающей, что заключено внутри. Наше внешнее представление о любви своей причиной и истоком име­ет такие предметы, которые относятся к любви природного мира и любви телесной. Богатство и состояние принадлежат главным образом к любви природного мира, в то время как достоинство и честь относятся к телесной любви. Сверх того, существуют вся­ческие соблазны, как то: красота и внешнее благонравие. Иногда соблазняет и похоть; кроме того, браки заключаются в районе, го­роде, селении или имении безо всякого выбора, между знакомыми семьями, обладающими сходным положением в обществе. Вот по­чему браки, заключенные в природном мире, суть как правило "внешние, но не внутренние, и отнюдь не внутренний союз - союз душ - является их основой. Такой брак протекает незаметно до тех пор, пока человек не начинает освобождаться от внешнего, погружаясь во внутреннее, что происходит после смерти.

Итак, в зависимости от обстоятельств после смерти супруги разлучаются, а затем заключают новые браки с теми, с кем они схожи и сродственны, если только это уже не случилось на зем­ле. Такое случается с теми, кто с юности любил свою законную суп­ругу и те любовные отношения, которые их связывали, дорожил ими и молил об их продлении Господа, воздерживаясь от нечес­тивых желаний и гнушаясь их.

(6) Затем муж получает надлежащую жену, а жена - над­лежащего мужа. Это происходит по той причине, что ни одна су­пружеская чета не может попасть на Небо, если супруги не еди­ны внутренне или если они не могут быть заодно. Ибо их на Небе величают не двумя, но одним ангелом. Господь поведал об этом в следующих словах, что они отныне «не двое, но одна плоть».

Причина, по которой их иначе не принимают на Небо, есть та, что в противном случае они не смогут там жить вместе - в одном доме, в одной спальне и в одной постели. Ибо каждый на Небе соединяется с кем-то согласно отношениям и привязанностям люб­ви, и в соответствии с этим они живут в своих домах. Ибо в духов­ном мире нет пространства, но есть нечто похожее на простран­ство, и это зависит от условий жизни человека. А условия жизни человека зависят от условий его любви. А потому никто там не мо­жет жить иначе, как в доме, сооруженном и оборудованном в со­ответствии с тем, какова его любовь. В каком-либо ином месте грудь его сдавливает, и ему становится трудно дышать. А двое не могут жить вместе в одном доме, если только не подходят друг другу - если они не супруги - и не имеют взаимных наклоннос­тей. Если же они имеют только внешние, но не внутренние вза­имные наклонности, само жилище или само это место их разъе­динит, устранит и удалит друг от друга.

Вот почему тот, кто подготовлен к тому, чтобы пребывать на Небе, может заключить брачный союз с тем, чья душа настолько склонна к союзу с другим человеком, что хочет, чтобы у них бы­ло не две жизни, но одна. Вот почему в противном случае они разлучаются, и мужчина обязательно получает надлежащую же­ну, а женщина - надлежащего мужа.

(7) Супруги взаимно наслаждаются соитием, так же, как это происходит в природном мире, только более счастливым и богатым, хотя от него и не может быть детей. Вместо этого они способны к деторождению духовному, порождая лю­бовь и премудрость. Супруги наслаждаются соитием так же, как они наслаждаются им в природном мире, поскольку после смерти мужчина остается мужчиной, а женщина - женщиной, а потому в них вкоренено стремление соединиться. Эта наклонность пере­дается телу через дух, и после смерти, когда люди становятся ду­хами, это взаимное тяготение остается, и ему непременно сопутствует соитие. Ибо люди, как и прежде, остаются людьми, и ничто не отымается ни у мужчин, ни у женщин. Они остаются в тех же телесных формах, а также с теми же чувствами и мыслями. Следо­вательно, что может быть меж ними еще, как не соитие? А по­скольку супружеская любовь целомудренна, чиста и свята, такое соитие совершенно. Более об этом сказано в параграфе 44.

Соитие здесь более счастливое и богатое, потому что когда любовь становится духовной, она делается глубже и чище, а сле­довательно, чувственнее. Всякая осознанная радость становится более сильной, и она усиливается до того, что человек познает от нее блаженство.

52 От небесных супружеств не бывает детей, но бывает духовное деторождение - любви и премудрости, ибо у тех, кто пребывает в духовном мире, отсутствует одна составляющая - в них нет ма­териальности. Это способствует тому, что драгоценные сосуды заполнены духовными жидкостями. В силу такого содержания сосудов они не могут принимать физические формы, проявляю­щиеся в деторождении, как это происходит в природном мире. Духовное содержание как таковое порождает любовь и премуд­рость, которые являются следствием духовного зачатия. Я гово­рю «зачатие», ибо супружеская любовь порождает ангела. Эта лю­бовь соединяет мужчину с женщиной и делает его все более человечным, ради того чтобы однажды двое супругов на Небе превратились в одного ангела. И именно через свой супружеский союз они воссоединяются с человечеством - и союз этот неиз­менно мудр и исполнен любви, в свою очередь наполненной пре­мудростью.

53 (8) Так бывает с теми, кто допущен на Небо. И дело обсто­ит иначе с теми, кто попадает в ад. Те, кого допускают на Не­бо и кто становится ангелом, духовны, и между ними существует духовное, а следовательно, святое супружество, и после смерти мужчина получает надлежащую жену, а женщина - мужа, и они наслаждаются счастливым и богатым соитием, хотя у них и не рождаются дети. Это относится к тем, кто попадает на Небо.

Те же, кто оказывается в аду, остаются целиком природны­ми людьми, а единственно природные супружества не есть су­пружества на самом деле, но связи, возникшие от нечестивого желания. Ниже, где речь зайдет о целомудрии и нечестии, и еще дальше, где речь пойдет о любви к похоти, я расскажу, что это за связи.

54 К тому, что уже сказано о том, что случается с супругами по­сле смерти, необходимо добавить следующее:

а) Все браки, которые являются просто природными, после смерти недействительны. Это происходит по той причине, что в таком супружестве супружеская любовь остывает, а любовь к прелюбодеянию распаляется. И хотя после расставания такие су­пруги время от времени все же вступают в отношения, сходные с супружескими, через короткое время они эти отношения преры­вают. Часто это случается не один раз. И в конце концов мужчине остается жить с проституткой, а женщине - с прелюбодеем. Так происходит в адовой тюрьме (см. «Апокалипсис откровенный», № 153 [Ю]). Им обоим воспрещен беспорядочный разврат.

б) Когда один из супругов духовен, а второй - нет, они также расстаются после смерти, и тот, который духовен, получает соот­ветствующего партнера, второй же обречен присоединиться к по­добным ему духам и вести распутную жизнь.

в) Те же, кто был в природном мире одинок и кто вовсе не помышлял о супружеской жизни, остаются одинокими и на Небе, если они духовны. Если же они недуховны, они становятся раз­вратниками. Совсем иначе дело обстоит с теми, кто, оставаясь одинокими, мечтали о супружестве, особенно с теми, кто безус­пешно пытался жениться. Если они духовны, их ожидает счастли­вое супружество, но не раньше, чем когда они попадут на Небо.

г) Люди, которые жили взаперти в монастырях, девы и муж­чины, освобождаются с окончанием их монастырской жизни (по­сле смерти она некоторое время продолжается) и получают сво­боду делать что пожелают, включая женитьбу и замужество. Если они этого хотят, то образуют супружеский союз. Если нет - оказываются среди одиноких, в соответствующей части Неба. Но те, которых снедает вожделение, изгоняются.

д) Одинокие находятся в определенной части Неба, посколь­ку атмосфера совершенного одиночества повреждает атмосферу супружеской любви, которая является атмосферой Неба. Это именно и есть атмосфера Неба, ибо она нисходит от небесного су­пружества Господа и Церкви.

55 Ко всему сказанному прибавлю две достопамятные истории. Первая такова. Однажды я услышал приятнейшую мелодию, нис­ходившую с Неба. Эту простую мелодию напевали девы и моло­дые женщины. Сладость их пения была сродни любовному чувст­ву, порожденному гармонией. Небесное пение есть не что иное, как озвученная любовь, то есть чувство, выраженное модуляция­ми голоса. Ибо как слова выражают мысли пение выражает чув­ства. Исходя из ритмов и звучания ангелы могут сказать, какие чувства пение выражает.

В это время кругом меня было множество духов, и я услышал от некоторых, что им доводилось слышать эту приятную мелодию и что эта мелодия выражала любовное чувство, истоков которого они не знали. Они делали различные предположения, но тщетно. Они полагали, что песня, возможно, передает чувства жениха и невесты после помолвки. Некоторые считали, что это чувства жениха и невесты, вступающих в брак, другие же думали, что в песне говорится о чувствах мужа и жены в первую брачную ночь.

И тогда среди них появился ангел и сказал: «Они поют о цело­мудренной любви к противоположному полу».

Но те, которые стояли вокруг, спросили: «Что значит цело­мудренная любовь к противоположному полу?»

Ангел ответил: «Это любовь мужчины к девице или жене с прекрасной фигурой и приятными манерами, без каких-либо по­хотливых мыслей. То же относится к любви женщины к мужчи­не». Сказав это, ангел исчез.

Песнь продолжалась, и теперь, когда они знали, о каком чув­стве в ней пелось, они слушали ее совсем иначе, каждый в соот­ветствии со своим пониманием любви. Те, которые смотрели на женщин целомудренно, воспринимали мелодию как гармонич­ную и приятную. Те же, кто смотрел на женщин с вожделением, воспринимали ее как лишенную гармонии и унылую. Те же, кто смотрел на женщин с презрением, воспринимали ее как диссони­рующую и грубую.

Внезапно то место, где они стояли, превратилось в театр, и они услышали голос: «Изучите эту любовь».

Тогда явились перед ними некоторые духи из различных сооб­ществ. Среди них были ангелы в белом. И ангелы сказали: «В этом духовном мире мы рассматривали различные виды любви, не только любовь мужчины по отношению к мужчине и женщины по отношению к женщине, но и взаимную любовь мужа и же­ны, а также любовь мужчины к женщине и женщины к мужчине. У нас была возможность посетить различные сообщества и изу­чить их. И единственным местом, в котором мы обнаружили эту целомудренную всеобщую любовь к противоположному полу, было место, в котором люди обладали этой неувядающей вневре­менной способностью благодаря их истинной супружеской люб­ви. И они располагаются на самом высоком небе.

Мы также смогли наблюдать влияние этой любви на наши сер­дечные чувства. И мы ясно ощутили, что нет слаще любви, чем любовь двух супругов, чьи сердца бьются как одно. Но мы просим вас изучить эту любовь, потому что она для вас нова и вам неведо­ма, ибо это само по себе приятно. На Небе мы называем ее небес­ной сладостью».

И они стали обсуждать этот вопрос.

Первыми заговорили те, кто не мог целомудренно думать о су­пружестве. И они высказали следующее мнение: «Какой мужчина при виде прекрасной и способной к любви молодой женщины или жены может сдержаться и очистить свои мысли до такой степени, чтобы возлюбить ее красоту и вовсе не возжелать ее? Разве это возможно? Кто сможет превратить врожденное каждо­му мужчине вожделение в такое целомудрие, изменить то, что есть, и при этом испытывать любовь? Когда любовь половая пере­дается из ваших глаз в ваши мысли, разве может эта любовь удов­летвориться видом женского лица? Разве не переходит она ниже, к ее груди - и еще ниже? Нет никакого смысла в словах ангелов о том, что эта любовь может быть целомудренной и в то же вре­мя сладчайшей из всех любовей и единственно возможной у мужей, которые испытывают истинную любовь к супружеству, а следовательно, которые обладают высочайшей потенцией со своими женами. Когда они видят прекрасных женщин, разве мо­гут они, единственные из всех людей, сохранять свои мысли на высочайшем уровне и держать их там в безопасности, в уверенно­сти, что они не опустятся и не устремятся к тому предмету, кото­рый и производит такую любовь?»

Следующими заговорили те, кто были одновременно холодны и горячи. Холодны к своим женам и горячи к противоположному полу. Они сказали: «Что означает целомудренная любовь к проти­воположному полу? Разве сам термин «целомудренная половая любовь» не содержит в себе противоречие? И с этим противоречием чем она является, как не чем-то лишенным своих основных атрибу­тов? А значит, она ничего из себя не представляет. Как может цело­мудренная любовь к противоположному полу быть сладчайшей из любовей, когда целомудрие лишает ее сладости? Все вы знаете, в чем состоит сладость любви. Если же всякую идею, связанную с этим, изгнать, в чем тогда сладость и откуда она проистекает?»

Некоторые иные сказали так: «Мы были с прекраснейшими из женщин и не испытали никакого желания. Итак, нам известно, что такое целомудренная любовь к противоположному полу».

Но их товарищи, которые знали об их похотливости, отвеча­ли: «Вы были неспособны в это время к соитию, а поэтому проти­воположный пол вас не интересовал. Это не целомудренная любовь к противоположному полу, но, напротив, конечный ре­зультат нечестивой любви».

Когда они услышали это, возмущенные ангелы попросили вы­сказаться тех, которые стояли справа, лицом к югу. И они сказали: «Существует любовь между мужчинами, любовь между женщина­ми, любовь между мужчинами и женщинами. Все эти три вида любви совершенно отличны одна от другой. Любовь между муж­чинами - это любовь между пониманием и пониманием, ибо чело­век создан, а следовательно и рожден, чтобы стать понимающим. Любовь между женщинами - приязнь к мужскому пониманию, ибо женщина создана, а затем рождена, чтобы стать любовью к мужскому пониманию. Эти виды любви: мужчин к другим муж­чинам и женщин к другим женщинам не проникают глубоко в их сердца. Они остаются снаружи и лишь соприкасаются одна с дру­гой и не соединяются внутренне вместе. Вот почему два мужчины ссорятся и противоборствуют, как два бойца. И женщины проти­востоят друг другу своими похотениями, как два комедианта, изо­бражающие первую схватку. Любовь же между мужчинами и жен­щинами - это любовь понимания и приязни к пониманию, и эта любовь глубоко проникает в них и соединяет их вместе. Это со­единение и есть такая любовь. Союз разума, но не тел в то же вре­мя, или попытка союза только разума и есть духовная, а следова­тельно, целомудренная любовь. Эта любовь возможна лишь у тех, кто испытывает истинную любовь к супружеству и кто обладает благодаря этому высшей потенцией, ибо целомудрие охраняет каждого от влияния на него любви ко всякому женскому телу, кроме тела жены. А поскольку они обладают этой огромной потенци­ей, они не могут удержаться от любви к противоположному полу и при этом противостоять нечестивым мыслям и желаниям. Итак, любовь к противоположному полу для них целомудренна. Это внутренняя, духовная дружба в собственном смысле этого слова, которая получает свою сладость от их огромной целомудренной потенции. Их сила столь велика, ибо они целиком отринули по­хоть и целомудренны оттого, что любят только своих жен. Итак, любовь, которую они испытывают, целомудренна, ибо она про­буждается не плотью, но духом, и она сладка, ибо женская красо­та воздействует и на разум по врожденному чувству».

Многие из собравшихся закрыли ладонями уши, услышав та­кие речи, говоря: «Эти слова причиняют нам ушную боль, а вещи, которые вы говорите, для нас бесполезны».

То были нечестивые люди. И тогда мы вновь услышали песню с небес, и она была слаще, чем прежняя. И для тех, что были не­честивы, она казалась такой какофонией, что они выбежали из театра, чтобы не испытывать страданий и не слышать этого шума. Остались лишь некоторые из тех, кто был чувствителен к цело­мудрию супружеской любви.

История вторая. Однажды, когда я разговаривал в духовном мире с ангелами, мне пришла в голову удачная мысль посмотреть на Храм Мудрости, который я видел однажды. И я спросил их, как можно попасть туда. Они ответили: «Следуй свету, и ты туда по­падешь».

Я спросил: «Что вы имеете в виду, когда говорите «следуй све­ту»?» Они ответили: «Наш свет светит ярче и ярче по мере того, как ты приближаешься к храму. Так что следуй туда, где свет ярче. Наш свет исходит от Господа, как солнце, а это и есть премудрость».

Тогда, сопровождаемый двумя ангелами, я пошел по направ­лению к усиливающемуся свету и так восходил по крутой стезе все выше и выше на вершину холма, который был расположен в южной стороне. И там я увидел великолепные ворота. Страж­ник, увидев со мной ангелов, отворил их. Тут была дорога, обса­женная пальмами и лавровыми деревьями, по которой мы и преследовали.

Дорога эта петляла и привела в сад, посреди которого стоял Храм Мудрости. Когда я посмотрел вокруг, я увидел маленькие домики, подобные храму, в которых были премудрые. Мы зашли в один из них и поговорили с хозяином, стоявшим у входа. Мы объяснили ему, почему и как сюда попали. «Добро пожаловать, - сказал он, - входите, усаживайтесь. Давайте поговорим по-дру­жески о премудрости».

Я увидел, что внутри маленький домик был разделен на две части, но при этом помещение по-прежнему составляло одно це­лое: он был разделен стеной, но казалось, что все помещение - одна комната, поскольку стена была прозрачной. И стена эта бы­ла словно из чистейшего хрусталя.

«Почему это так?» - спросил я.

«Я не один, - ответил он. - Со мной моя жена, и мы вдвоем, но в то же время нас не две, но одна плоть».

Я сказал: «Я знаю, вы мудрый человек. Что же может быть об­щего у мудрого человека, олицетворяющего саму премудрость, с женщиной?»

На лице нашего хозяина выразилось некоторое неудовольст­вие. Он указующе вытянул руку, и мы увидели других премудрых людей из соседних домов, которые пришли поучаствовать в на­шей беседе. Наш хозяин шутливо сказал: «Наш гость хочет знать, что может быть общего у мудрого человека, или у мудрости, с женщиной».

Все на это рассмеялись и сказали: «Как может быть мудрый че­ловек, или мудрость, без женщины, то есть без любви? Жена - это любовь мудрого к мудрости».

Но хозяин сказал: «Давайте побеседуем о премудрости. Давай­те прямо теперь поговорим о том, что есть женская красота».

И они по очереди заговорили. Первый сказал: «Вот что: Гос­подь создал женщину ради привязанности мужчины к мудрости и ради любви к мудрости. А любовь к мудрости и есть красота».

Второй сказал: «Вот что: Господь создал женщину через муд­рость мужчины, потому что Он создал ее для мужчины, и следо­вательно, она - воплощение мудрости, вдохновленное любов­ным чувством. А любовное чувство есть сама жизнь. Итак, женщина есть жизнь в премудрости, хотя мужчина и есть прему­дрость. И жизнь в премудрости есть красота».

Третий сказал: «Вот что: женщины могут чувствовать радости супружеской любви, и все их тело - это орган, воплощающий это

Состояние супругов после смерти

понятие. Итак, красота - это воистину дом радостей супружес­кой любви».

Четвертый дал такое объяснение: «Господь взял красоту и изящности жизни от мужчины и вдохнул их в женщину. Итак, без союза с жизненной красотой и утонченностью женщины мужчина дик, угрюм, сух и отталкивающ. Он проявляет мудрость исключительно ради собственной выгоды, что на деле означает глупость. Но когда мужчина соединяется со своей жизненной красотой и утонченностью, воплощенными в жене, он делается счастливым, дружелюбным, привлекательным и любезным, и та­ким образом - премудрым».

Пятый так изъяснил свое отношение: «Женщины созданы прекрасными не сами по себе, но исключительно ради мужчин, чтобы смягчать мужскую грубость, способствовать тому, чтобы мысли их были менее резкими и обогревать их холодные сердца. И именно это происходит, когда мужчина составляет одну плоть со своей женой».

Шестой высказал такие соображения: «Вселенная, которую создал Господь, совершенна, и ничто не может называться более совершенным, чем женщина с ее прекрасным лицом и приятны­ми манерами. Это заставляет мужчину благодарить Господа за Его великодушие и платить Ему за это приятием Его Господней пре­мудрости».

После того как мы выслушали все это и многое другое, через хрустальную стену стало видно, как появилась жена хозяина и ска­зала своему мужу: «Пожалуйста, скажи что-нибудь».

И когда он заговорил, в его суждениях была заметна жизнен­ность премудрости, исходившая от его жены. Ибо ее любовь соот­ветствовала тональности его голоса. И одно это уже указывало на то, что все сказанное выше было верным. После чего мы осмот­рели Храм Мудрости, а также райский сад вокруг него, и, испол­нившись счастья от этого зрелища, покинули это место, дошли до ворот, а затем спустились по крутой стезе, по которой пришли сюда.