Венчание. Что будет с венчанными людьми после смерти

Венчание: даже смерть нас не разлучит

Что дает нам венчание? Является ли оно “волшебной таблеткой”, которая сохраняет брак? Читайте интервью с Дарьей Сивашенковой.

Бытует мнение, что венчание нужно для того, чтобы с браком все было в порядке. И когда люди не могут сохранить венчаный брак, появляется досада на Бога, как на Того, Кто не выполнил Свои обещания.

Очень хочется иногда без сил обвиснуть на руках Божьих и надеяться, что Он как-нибудь все устроит. Это понятное и вполне христианское желание – но при одной оговорке. Не просто повиснуть у Него на руках, ничего не делая самим. А сначала сделать все, что от нас зависит, а остальное пусть Он…

С благодатью, посланной в , то же самое, что и с благодатью . Сама по себе она не гарант того, что наши грехи не разрушат нашу семью. А семью рушат именно грехи – одной стороны или обеих сторон. Я что-то не слышала о распавшихся браках двух святых.

Да, мы берем Божье благословение на то, чтобы остаться вместе на всю вечность. Да, мы призываем Бога быть среди нас там, где мы собраны во имя Его. Да, в венчании мы получаем новые перспективы. Но нигде не сказано, что мы получаем какие-то гарантии того, что наше собственное зло не разрушит то, о чем мы молимся. Значит, сила нашего зла сильнее нашего желания быть парой перед Богом.

«Почему Бог не сохранил наш брак?» – это обвинение Бога в человеческом зле. Есть в такой постановке вопроса какое-то суеверное и потребительское отношение к таинству Венчания. Что-то из серии «вот покрестим ребенка – и не будет болеть, вот причастим подростка – и он перестанет дерзить». Но болеют даже крещеные дети, и дерзят даже подростки, которых родители затаскивают к Чаше. Это вопрос того же уровня, что и «почему Бог допускает существование зла на земле?». И то же желание услышать от Бога оправдания за наши грехи. Я Сам встал посреди вас, мог бы сказать на это Господь. Почему же вас это не остановило в ваших грехах? И почему теперь Я в этом виноват?

Божьим благословением чужую волю не подменить

Если два человека в семье действительно делают все, что от них зависит, чтобы семья не распалась – то она вряд ли распадется, и именно Божье благословение действует в двух людях, изо всех сил сохраняющих брак.

А если хотя бы один не желает сделать все, что от него зависит – или даже какой-то малости не желает сделать – то Божьим благословением чужую волю не подменить. Не может Господь преступить нашу волю и переломить нас об колено Своим благословением.

Получается, что в венчаном браке, что в гражданском надо работать над сохранением брака самому . Но зачем тогда вообще венчаться? В чем разница?

Мы расписались в ЗАГСе в конце февраля, а обвенчались в конце мая. Разница есть. Конечно, Церковь признает и одобряет браки , которые заключены просто в ЗАГСе. Но все же гражданский брак (заключенный в ЗАГСе, а не сожительство, которое понимается под этим в современном мире) — это только человеческий союз. Это клятвы, которые люди дают друг другу, и это может быть очень счастливый, очень полноценный брак, но человеческие клятвы заканчиваются перед крышкой гроба. И я не знаю, какая судьба ждет в вечности невенчаных супругов.

Христианский брак не знает этого ограничения. Божье благословение не имеет срока годности. Бог — это вечность.

Во-первых, меня это чувство очень успокаивает, а во-вторых, понуждает предельно серьезно относиться к тому, что происходит между нами двумя. Потому что здесь, на земле, мы строим свой задел на вечность. И это очень глубокое, очень серьезное чувство, что Бог не просто соединил вас — Он дал тебе, именно тебе, именно этого человека, доверил его тебе всецело, на всю вечность — чтобы ты сделала его жизнь полной и радостной, чтобы благодаря союзу с тобой он шел дорогой к Богу, а не от Него. Это огромное доверие от Господа и большая ответственность перед Ним и перед тем, кого Он тебе вручил.

И какими мелкими кажутся мне многие вопросы и проблемы перед перспективой вечности! Кажется такой глупостью ссориться о мелочах. Совсем не хочется настаивать на своем, “отвоевывать” что-то у супруга, оставляя его в побежденных ради маленькой личной победы. Если вы “едина плоть”, то в таких ситуациях гораздо больше чувствуешь не свою победу, а его поражение. Чувствуешь и переживаешь как свое.

Если обращать много внимание на мелочи (он разбросал носки как попало и опять не вынес мусор, он читает книжку вместо того, чтобы идти со мной на прогулку; она не готовит ужин, а засела в своем “Фейсбуке”, она спит по утрам, вместо того чтобы погладить рубашку и проводить на работу), зацикливаться на них и ссориться, то можно очень быстро прийти к выводу, что вы совершенно разные люди и друг другу не подходите. Копятся-копятся такие мелочи, потом бах — развод. В случае гражданского брака — не сошлись характерами.

Но венчаный брак верующих людей из-за носков и рубашек не расторгнуть. И получается, что ссориться из-за такой ерунды — это портить себе всю земную жизнь, обрекать себя на то, что здесь брак станет ярмом, а не радостью (да и на небесах вряд ли вознаградят венцом страдалицу, всю жизнь пилившую мужа за невыкинутый мусор). Тут одно спасение: вперед всех этих мелочей видеть человека и думать не о том, как должно быть, как правильно — а как бы ему сделать лучше. Не выкинул мусор и хочет лежать с книжкой вместо прогулки? Попробуйте почувствовать как свою его усталость и его радость от возможности просто полежать, окунуться в книжную реальность. Не хочется жене вставать утром и готовить завтрак — ну и хорошо, пусть поспит, ведь ей хорошо, тепло и уютно.

Если радоваться радостям друг друга, то практически не останется причин ссориться по мелочам.

Божье благословение не имеет срока годности. Бог — это вечность.

Хотя, конечно, в мысленных венчальных коронах всю жизнь не проходишь. И забываются эти переживания и ожидания вечности, и бытовуха заедает, и житейская ерунда выходит на передний план и разрастается до небес… Но у венчанной пары всегда есть возможность встряхнуться и вспомнить о Том, Кто посреди нас.

Когда в брак входит Бог, нас уже не двое, а трое. И у каждого есть отношения с двумя другими. Это треугольник, где каждая сторона обращена к двум другим с любовью, и две стороны с любовью смотрят на третью. Наверно, некорректно это сравнивать с Троицей… Хотя, конечно, очень хочется.

Можно ли сказать, что это теперь не пара, а общество?

Да, это общество, малая Церковь. И самое удивительное — это то, что теперь приходится смотреть на Бога не только своими глазами, но и глазами другого человека. Когда человек не в браке, его отношения с Богом просты, как у монаха. Бог да душа. Можно сказать, что между Богом и человеком натянута струна, на одном концы ты, на другом Господь.

Когда же вступаешь в венчанный брак, то оказывается, что у другого человека есть свои отношения с Богом, и они другие, не такие как у тебя. И приходится включать в своё видение Бога, в свои отношения с Богом еще и видение другого человека, и его отношения. Каждый человек находится на какой-то своей точке духовного пути, а теперь все это нужно сопрячь вместе, чтобы быть вместе.

И наше представление о Боге становится объемным. Мы учимся смотреть на Бога не только своими глазами, но глазами любимого человека, того, с кем мы теперь “едина плоть”. Мы как бы смотрим на Бога не из себя, а из другого. И теперь у нас не только личные отношения с Богом, но и отношения через другого .

И, на мой взгляд, когда говорится о том, что супружество – это подвиг, имеется в виду и это тоже. Потому что вот так взять и принять, понять, пережить богоощущение другого человека – это очень, очень непросто, этого далеко не всегда хочется, и иногда приходится отвечать себе на новые, порой и неприятные вопросы. От которых раньше отгораживался, на месте которых своеобразное слепое пятно было.

Нет, в евангельских группах не доводилось принимать участие. Но я много общалась с разными люди по вопросам веры. Это другое. Там ты можешь выслушать другого человека, но никто не вынуждает тебя принимать его точку зрения как свою, принимать на себя эти бремена, говоря словами апостола Павла. С мужем же становишься одной плотью и нужно вживаться в его видение Бога, в его отношения с Богом тоже. Как у мужа могут быть вопросы о Боге, которые не пришли бы в голову жене, так и наоборот.

Это прекрасный опыт. Это открывает перед нами дивные возможности. Говоря современным языком, это выводит нас из зоны комфорта в зону развития. Наедине с Богом мы слишком привыкаем к некоему Его образу, понятному для нас. И сами не замечаем, как этот образ становится чересчур узким.

Как сказано у Льюиса в «Письмах Баламута» про одного священника: чтобы облегчить жизнь своей пастве, он из богослужения «многое вычеркнул и теперь, сам того не замечая, все крутится и крутится по малому кругу своих любимых пятнадцати песнопений и двадцати чтений». Так и мы – зацикливаемся порой на том, что нам интересно и близко, и Бог для нас становится даже у же нас самих.

А тут – целый новый человек со своими, совершенно уникальными отношениями с Богом, которые становятся и нашими отношениями тоже. Нашими вопросами, нашими загадками, в общем – новыми гранями, до которых мы, может быть, никогда бы не додумались. Которые, может быть, нам и не близки. Но это тот случай, когда, перефразируя Достоевского , узок человек, узок – я бы расширил.

И, поскольку с супругом мы связаны на всю вечность, в наших интересах как можно глубже понять его, чтобы – как знать – может быть, ответить на какие-то его вопросы и сомнения, может быть – найти ответы на свои «проклятые вопросы» у него. Вдруг тот образ Божий, который мы увидим его глазами, что-то подправит в нашем мировоззрении? И в любом случае вдвоем мы увидим больше, чем поодиночке.

Можете привести пример?

Например, меня никогда не волновали вопросы теодицеи. Ну не было у меня вопросов к Богу о том зле, которое вершится на земле то ли Его волей, то ли Его попущением. А мужа волнуют. И мне пришлось взглянуть на Бога, как на Того, Кто нуждается в оправдании. Мне пришлось пропустить это через себя, самой искать ответы и формулировать их. Кстати, и для меня это дало новое понимание Бога, новый взгляд на Того, Кто не нуждается в оправдании от Своих созданий – но тем не менее такое оправдание имеет.

Кстати, про отношения с Богом. В , которую мы опубликовали, есть такие слова: “ Традиционно считается, что «обязанность» слушания и послушания лежит на жене. Это так, но при одном условии: если муж находится в состоянии столь же чуткого слушания и слышания самого Бога ”. Апостол Павел говорит: “Глава жене муж, а глава мужу — Христос”. То есть вырисовывается такая картинка: муж прислушивается к Богу, а потом передает это жене. Довольно пугающая картинка, надо сказать…

Конечно, пугающая картинка! Такого просто не может быть! С какой стороны ни посмотри, это очень сомнительное утверждение. У того же апостола Павла есть дивные слова про то, что никто не отлучит нас от любви Божьей — ни ангелы, ни силы, ни престолы, ни власти — никто! И я что-то не помню, чтобы в скобочках он написал — а вот будет у тебя, жена, муж — и он встанет между тобой и Богом, сам будет с Ним общаться, а тебе только передавать Его волю.

Кроме того — вернемся к тому же апостолу Павлу — а правда, забавно, что в вопросах брака мы чаще всего обращаемся к холостяку-апостолу? — нам сказано, что нет у нас другого посредника между Богом и человеком, кроме Иисуса Христа. И опять же, нигде не оговорено особо, что таким посредником для каждой жены должен стать ее муж.

Ну и, наконец, такое отношение – это прямой путь к идолотворчеству. Причем, как муж в себе может увидеть пророка по отношению к собственной жене и возгордиться, так и жена в своем муже – Бога напрямую, и забыть об истинном Боге. Нехорошая получится подмена.

Но мне кажется, что все-таки это неверное толкование изначально правильного посыла. Ведь жена должна повиноваться мужу, если муж являет собой образ Божий. А чтобы являть собой образ Божий для жены – муж в самом деле должен очень чутко слушать и слышать Бога.

Мне всегда хочется слушаться мужа, когда я вижу его всецелую, самозабвенную заботу о нашей семье. В этом вопросе он полностью выполняет заповедь Павла, призывающего заботиться о жене так, как Христос заботится о Церкви.

При этом женино послушание вовсе не подразумевает отречения от собственных отношений с Богом и замены в вечернем правиле слова «Бог» на слово «муж». Не было такого требования у апостола Павла. Другое было: “Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога” (1 Кор 11:11-12).

Вы говорите про послушание. Положа руку на сердце, многих женщин настораживают слова о том безусловном подчинении, которое должна жена мужу в православном браке. Не хочется оказаться под пятой у деспота-самодура.

Я бы скорее советовала настораживаться мужчинам, а не женщинам. Ведь если от жены требуется всего лишь послушание, то от мужчины — намного больше. От мужчины требуется, ни много ни мало — любить жену так, как Христос возлюбил Церковь. А мы знаем, как Он ее возлюбил — Он умер за нее. Он всего Себя отдал Своей Церкви и сделал это не для того, чтобы над Церковью возвеличиться, чтобы приобрести Себе славу и власть. Господь сделал это ради Церкви, ради ее блага, ради того, чтобы Церковь была.

Вот, чего требует апостол Павел от мужа — будь для жены тем, кем Христос стал для Церкви, и тогда будет тебе послушание. Но не раньше — ибо Церковь стала послушна Христу после того, как Он отдал Себя на смерть ради нее. Ведь только после этого она и появилась на свет.

“Муж — образ Божий”, — говорит апостол Павел. Несомненно, многие православные мужья, примеряя на себя эти слова, считают, что речь идет о царском образе Бога во славе. Но образ Божий — это не только абсолютная власть, это и уничижение, это и предание всего себя ради того, кого любишь. Такая любовь не ищет своего, в том числе — и своего возвеличивания. Люби свою жену, как свою плоть, говорит апостол Павел. Питай ее и грей, как свою плоть – и как Христос питает и греет Церковь.

И такому мужу жена будет повиноваться, не из страха, а из доверия и любви, как Церковь Христу. Потому что твердо знает, что все его действия, все его слова направлены на то, чтобы ей, их семье было хорошо. И тогда она будет слушаться с радостью, потому что понимает, как тяжела ноша мужа и как много он делает для того, чтобы у них все было хорошо. И своим послушанием она ему поможет, облегчит его путь, и, в конечном итоге, не мужу одолжение сделает, а себе же.

А просто чваниться и возноситься над женой, исключительно потому, что ты почему-то родился мужского пола – это совершенно не по-христиански.

И, конечно, при послушании жены муж должен нести полную ответственность за то, что он говорит, а она выполняет.

Приведу житейский пример. Например, если мне посреди рабочего дня вдруг позвонит муж и скажет: Дашка, срочно возьми все деньги, которые у нас отложены на черный день, и переведи их мне, они мне срочно нужны – я сделаю это, не задумываясь и не расспрашивая. Потому что я знаю, что муж использует их наилучшим образом и наша семья ни в чем не потеряет. Я доверяю его знаниям, я доверяю его любви ко мне. Может, потом, когда он вернется вечером, я поинтересуюсь, в чем дело. А может, и не буду, подожду, пока он сам расскажет.

Ни Христос Церковь, ни муж жену в рабство не покупал

А вот если он придет на кухню и, почесав бороду, предложит мне разнообразия ради посахарить котлеты и посолить торт, то я для начала поинтересуюсь – для чего этот эксперимент? Возможно, он прочитал какой-то хитрый рецепт? Но если он ничего не захочет объяснять, то я могу сказать: хорошо, милый, я насыплю сахар в фарш и добавлю соль в «Наполеон», но всю ответственность за это решение несешь ты и только ты. Если это невозможно будет есть, то ломать голову над тем, чем кормить и как объяснять, будешь ты.

В случае, если он согласится – ОК, я сделаю, как он просит – ну мало ли, какие у человека причины, в конце концов, я помню, что все его силы устремлены на наше благо. Но если он откажется, мол, я сказал, я тут главный, а ты выполняй и все тут – тут я, пожалуй, откажусь и против апостола Павла не погрешу.

То есть, задавать вопросы и не соглашаться — это нормально?

Да, это нормально. Потому что Христос сказал Своим ученикам, началу Своей Церкви, что «уже не называю вас рабами, ибо раб не ведает, что делает Господин его, но называю вас друзьями». Ни Христос Церковь, ни муж жену в рабство не покупал.


Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram , чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Уточните в любой церкви, на чье имя писать прошение и как правильно его оформить. Как правило, оно адресуется правящему архиерею. Сроки рассмотрения зависят от того, сколько на данный момент подобных дел рассматривается. Обычно это занимает 2-3 недели. Можно использовать следующий образец прошения. Возможно, в вашей Епархии он будет немного отличаться. Его Преосвященству От проживающего(ей) по адресу: Прошение Почтительнейше прошу благословения Вашего Преосвященства на расторжение церковного брака с ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Свидетельство о расторжении брака от « » года. Дата Подпись Скачать образец прошения на развенчание Чтобы разобраться в причинах, которые подтолкнули к этому шагу, священник пригласит вас на беседу, где вы и расскажете обо всем, что произошло в вашей семейной жизни.

Как развенчать церковный брак: процедура, причины, основания

Даже в жизни после смерти брак будет столь же законен, ведь заключен он был и перед Богом. Церемония, проведенная в ЗАГСе, устанавливает только земные супружеские отношения. Более того, венчание является начальной ступенью для построения духовной связи, единства молодоженов.

Естественные отношения перерастают уже в духовные, приближая их к Богу. Поэтому, в отличие от обычного бракосочетания, к венчанию следует быть готовым внутренне, понимать, что таинство не является простой формальностью. На супругов будет возложена духовная ответственность.


Основания для процедуры По мере ухудшения отношений между супругами, они зададутся вопросом о процедуре развенчания церковного брака. С православной точки зрения такого понятия, как «развенчание» не существует и существовать не может. Причины кроются в понимании церковью таинства венчания.

Венчались, развелись, муж умер. надо подать прошение о развенчании?

Вопрос читателя: Помогите, пожалуйста, разобраться.Венчанные супруги развелись и спустя три года один из них умирает. Другой продолжает чувствовать зависимость от него. Надо ли подать прошение на обряд развенчания? Буду благодарна за ответ. Ирина Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: Добрый день! Таинства не имеют обратной силы и совершаются раз и навсегда, нельзя раскреститься, но можно предать Бога, оставаясь при этом крещенным.


Внимание

Нельзя развенчаться - такого понятия просто нет, это народная выдумка, слово, которого нет и не может быть в церковном обиходе - но можно по факту разрушить заключенный брак. Если один из супругов умер, второй имеет право жениться или выйти замуж и венчаться снова. А что касается зависимости, мне не очень понятно, о чем идет речь.

Если один раз венчана,то с другим мужем счастья в браке не будет?

Инфо

Как ни странно, не смотря на отсутствие такого понятия и процедуры, обряда, заявление о развенчании (о снятии венцов, о снятии благословения) есть. Образец этого заявления можно скачать по ссылке. Однако, какой формой заявления воспользоваться, лучше уточнить в той церкви, в которой вы собираетесь проходить обряд венчания повторно. В церкви вам расскажут, как и какое прошение написать, либо продемонстрируют образец, скажут, в какую епархию и на чье имя писать.


Письмо подается на имя правящего архиерея. Срок ожидания варьируется в зависимости от занятости Епархии, когда ваше заявление будет рассмотрено, вас вызовут на беседу со священнослужителем, где будет решено, можно ли развенчивать ваш брак. Прийти подавать прошение может только муж или только жена, присутствие обоих необязательно. Такова процедура развенчания в церкви.

Ipc-zvezda.ru

Единственный случай повторного вступления в брак, который менее порицается церковью, это ситуация, когда бывший супруг умер. В этом случае вступление в новый брак разрешено церковными канонами. Паре, имеющей желание повторно обвенчаться, необходимо подать прошение о расторжении (не развенчании) церковного брака.
Это прошение подается в областное Епархиальное управление, после того, как свидетельство о заключении нового брака будет у вас на руках. Также потребуется паспорт и свидетельство о расторжении предыдущего брака, заключенного по светским законам. Подать прошение о повторном венчании может только один из бывших супругов, присутствие обоих обязательным не считается.
Разрешить повторное венчание батюшка в церкви не имеет права. Как только разрешение на повторное венчание будет вами получено, можно обращаться в любой храм для проведения таинства венчания.

Как развенчаться после развода в церкви?

А можно ли это сделать, зависит от приведенных выше причин. Процедура развенчания церковного брака Как уже было сказано выше, конкретной процедуры расторжения брака в церкви не существует, церковь может лишь благословить человека на повторный брак, здесь и далее это мы и будем называть развенчанием. Православная церковь допускает повторное венчание людей, уже бывших в браке, и для этого необходимо будет обратиться в Епархиальное управление.
Итак, как правильно развенчаться?

  • На имя архиерея необходимо подать прошение, приложить необходимые документы и ждать ответа.
  • Вам предстоит пройти собеседование со священником, который пожелает узнать причины, подтолкнувшие вас к разводу.

Развенчание церковного брака

Развод в современном мире - обычное явление. Люди меняют партнеров, часто даже не оформляя отношения официально. В прежние времена понятие брака было глубже и требовало большей ответственности. По старым канонам сейчас живет православная церковь и ее прихожане.

Для верующего брак, оформленный в церкви, значительно важнее брака мирского. Считается, что он заключается один раз на всю жизнь. Получить позволение на развенчание церковного брака трудно.


Прежде чем вступить в новый церковный брак, провести таинство повторного венчания, тщательно взвесьте все за и против. Что делать, если семья распалась окончательно? Как в таких случаях расторгнуть православный брак? Какие есть препятствующие обстоятельства? Содержание

  • 1. Причины для развенчания церковного брака
  • 2. Особенности процедуры и обряда развенчания

Под последней понимается увлечением алкоголем, наркотиками, азартными играми, измены, психические и венерические заболевания, избиение. Такие объяснения, как «не сошлись характерам» или «не поделили квартиру», церковью не принимаются. Более того, это считается предосудительным и греховным.

Особенности процедуры и обряда развенчания Как развенчаться после развода мирского? Такого документа, как свидетельство о развенчании после принятия положительного решения об этом, церковь не выдает. Особенность развенчания с бывшим супругом в том, что оно происходит, когда вы заключаете православный брак с новым мужем или женой. Вам предстоит доказать, что первый брак был безблагодатным, нехристианским, то есть не принесшим вам ничего хорошего, только горе.

Повторная процедура может быть позволена только тому супругу, кто неповинен в разводе.

Если один из супругов умер как развенчаться

Церковный развод

  1. За супругом замечены сексуальные извращения, противоестественные пороки, особенно если они касаются собственных детей.

Если вы всерьез решили получить церковный развод, вам следует вместе с бывшей половинкой обратиться в епархиальное управление и написать там прошение на имя духовника. Оно должно содержать описание истории вашей семьи, к нему прилагается документ о месте и времени венчания, описание причин развода, оригинал и копия свидетельства о расторжении гражданского брака. Существует ли церковный обряд развенчания брака (см Церковный брак может быть расторгнут (развенчание) только в особых случаях: Если таких причин нет - не развенчивают. Если вы в будущем расторгните свецкий брак (разведетесь) и захотите сново пожениться/выти замуж с венчанием - то необходимо будет получить разрешение на второе венчание. Мухи смотрят на г.но, а пчелы на мед.

Поэтому некоторые супружеские пары подкрепляют официальный брак таинством венчания, веря в надежность своих отношений, а по прошествии некоторого времени осознают, что ошиблись. Тогда у них возникает вопрос о том, как происходит процедура развенчания. Ведь союз перед Богом расторгнуть значительно сложнее, нежели брак, оформленный в ЗАГСе.

  • Сущность венчания и отличие от обычного бракосочетания
  • Основания для процедуры
  • Как проходит?
  • Процедура без согласия одного из супругов
  • Сколько раз можно венчаться в церкви?
  • Заключение

Сущность венчания и отличие от обычного бракосочетания Суть церковного таинства заключается в том, что союз, признанный представителем православной церкви, закрепляет его не только на земле, но и в небесном мире.

  • свидетельства о заключении брака с новым избранником;
  • прочих документов, которые подтвердят ваши слова.

Причину для отмены венчания необходимо документально подтвердить, то есть предоставить такие бумаги:

  • документы из медицинского учреждения об аборте, неспособности иметь детей или венерическом заболевании;
  • справку из психо- и наркодиспансера о постановке на учет;
  • справку о нахождении в местах лишения свободы, привлечении к уголовной ответственности;
  • документ, подтверждающий пропажу без вести;
  • свидетельство о смерти;
  • бумаги об обращении в полицию по факту избиения жены или детей, о снятии побоев, заведении уголовного дела.

Венчание после развода во второй раз Не забудьте взять с собой официальную бумагу, которую вам выдадут в Епархии, и новое свидетельство о браке.

- Что такое венчание?

Это одно из 7 таинств. Во время венчания Го-сподь благословляет на совместную жизнь муж-чину и женщину. Он дает им свое разрешение на рождение и воспитание детей, всячески укрепля-

ет их взаимные чувства. Пони-маете, можно зарегистрировать свои отношения в ЗАГСе, перед людьми, но, согласитесь, совсем другое, когда брак освящается церковью.

- Как церковь относится к браку, который зарегистрирован в ЗАГСе?

Церковь признает этот брак, ведь на это есть все юридические основания, он законный. Сейчас мы сами в храме требуем перед венчанием предъявить паспорта со штампами о браке.

То есть без штампа повенчаться нельзя? Просто многие молодые люди хотят зарегистрировать свои отношения «только перед Богом», а к государственной процедуре относятся скептически…

Это невозможно. Никакого венчания без документов, подтверждающих брак, не будет. Иначе получится, что мы благословляем людей, живущих в так называемом гражданском браке, а это уже блуд.

- То есть?

Блуд и есть. Такие отношения юридического основания не имеют. Люди, которые выбирают эту модель сожительства, прежде всего безответственны. Они знают, что в любой момент могут разбежаться, и никто никому ничего не будет должен. Хуже всего, когда от этого сожительства страдают дети. Поэтому церковь осуждает такие отношения. А то был случай, еще в 90-х годах, когда церковь венчала и без штампа: пришла пара, на вид все нормально, а оказалось, что это женатый человек с любовницей обвенчался. Потом жена прибегала, скандалила.

- Помимо отсутствия государственной регистрации, есть какие-нибудь препятствия для венчания?

- Венчающиеся не могут быть близкими род-ственниками, допускается лишь четвероюродное родство. Также нельзя венчаться третий раз, вто-рой церковный брак еще возможен и то со мно-гими сложностями. Третий - нет. Не имеют пра-ва венчаться крестные родители одного ребенка. Кроме того, венчаться женщинам можно только в чистоте, то есть не в критические дни.

- Вы говорили, что будут сложности со вторым венчанием... Почему?

Понимаете, венчание, в идеале, должно быть одно и на всю жизнь. Но мы понимаем, что современный мир сложен и несовершенен, поэтому допускаем случаи, когда пары могут развенчаться. Самым глав-ным основанием является измена. В этих случаях, владыка (Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий) в течение дня принимает решение о цер-ковном разводе. Другим поводом для снятия венцов является смерть мужа или жены.

В народе бытует мнение, что венчанные супру-ги будут вместе и в загробной жизни. Это так?

Совершенно верно. Обвенчанные пары, можно сказать, будут вместе и после смерти. Расстава-ния не будет.

А как тогда быть тем, кто венчается во вто-рой раз? С кем муж или жена встретятся на том свете?

Зависит от причины церковного развода. Если имела место измена одного из супругов, то цер-ковь верит, что во время развенчивания Господь снимает первые венцы, и тогда на небесах вы встречаетесь уже со вторым избранником.

А если измены не было, первый муж умер, но женщина венчалась второй раз?

Это уже сознательный выбор самой женщины. Если вдова или вдовец принимает решение о по-вторном вступлении в брак, значит, на том свете она хочет быть уже с другим человеком. Первый венец в этом случае, опять же, снимается.

В Священном Писании есть слова «Жена да убоится мужа своего». Многих девушек они от-талкивают, так как в семейной жизни хочется счастья, но никак не страха...

Эту фразу лучше воспринимать в значении «бо-яться обидеть», «бояться потерять» и т.п. Речь идет о привязанности к родному человеку. Что касается безоговорочной власти мужа над женой, то РПЦ это не пропагандирует. Отношения между супругами должны строиться на взаимопонимании и уваже-ние. В церковном браке ни муж, ни жена не имеют друг над другом абсолютной власти. Все должно быть основано на любви и нежности.

Кстати о нежности. Сейчас многие пары, пе-ренимая европейские традиции, любят устра-ивать очень красивые выездные свадьбы на природе. Все это смотрится очень нежно и тро-гательно. А можно ли венчаться где-нибудь за пределами храма, скажем, за городом?

Вообще, лучше это делать в храме, сами пони-маете, насколько это благодатное место. И атмос фера совершенно особая. Венча-ние вне церкви возможно лишь в исключительных случаях, на-пример, если пара живет где-то на далеком острове или глубоко в тайге.

Как нужно готовиться к вен-чанию?

Будущие супруги должны ис-поведоваться, причаститься, получить от священника благо-словение на таинство венчания. Главное, они должны осозна-вать, куда идут и зачем. Назад хода уже не будет.

С собой на венчание нужно что-то брать?

Обязательно нужны кольца, по-лотенце или рушник, венчаль-ные свечи и две иконы (Спасите-ля и Божьей Матери)

Что нужно делать с ними по-сле венчания?

Хороший обычай существовал в Древней Руси, когда родители жениха иконой Спасителя бла-гословляли на брак молодых, а иконой Божьей Матери - роди-тели невесты. Потом, уже после таинства, первый родившийся в семье мальчик получал от родителей икону Спасителя, а первая девочка - икону Божьей Матери, святыня становилась родовой. Было бы замечательно, если б и современные се-мьи придерживались этого.

- В какие дни венчаться нельзя?

Нельзя венчаться в любые посты, в пасхальную седмицу, в пост после Крещения, накануне двуна-десятых праздников, а также во вторник, четверг и субботу. Все дни, в которые нельзя венчаться отме-чены в венчальном календаре, который выпускает-ся каждый год и продается в церковной лавке.

Как должна выглядеть невеста на венчании? Есть ли какие-то ограничения?

Нет ограничений, единственной условие: вид невесты должен быть благочестивым, то есть ни-каких глубоких декольте, мини-юбок, оголенных плеч и т.п.


Если смотреть в корень проблемы, процесс развенчания полностью отличается от юридического расторжения брака. И если последний проходит быстро и без вмешательства третьих лиц, то церковный развод намного сложнее. Его главная цель – добиться благословения на повторное венчание по причине признания первого безблагодатным событием. Священники учитывают степень вины мужа или жены, и разрешают повторное венчание только тому супругу, который невиновен в разрыве. Иногда, разводящиеся пары просто забывают о том, что после официального развода, необходимо провести процедуру развенчания. Но для тех, чья вера истинна – эта проблема первостепенна. Избежать неприятных моментов в своей жизни, таких как развенчание, можно только при осознанном подходе к церемонии. В действительности не все молодые пары, венчающиеся в церкви, к этому готовы морально.

Правила развенчания в православной церкви после развода

Что нужно: какие документы, куда обращаться, сколько платить и ждать Если вы решили расторгнуть предыдущий союз и вступить в брак повторно и пройти процедуру венчания во второй раз, то вам будет необходим следующий перечень документов, чтобы правильно подать прошение:

  1. Паспорт,
  2. Свидетельство о расторжении первого брака,
  3. Свидетельство о заключении брака церковного,
  4. Если развенчание происходит по причине того, что супруг потерял дееспособность, болен неизлечимой болезнью, то следует предоставить медицинские документы, подтверждающие это, а также свидетельство о смерти, если первый супруг умер.

Вместе с этими документами вы должны подать в Епархию прошение о разрешении на проведение повторного обряда венчания. Иногда вместо него подают прошение о развенчании.

Венчались, развелись, муж умер. надо подать прошение о развенчании?

Это может быть основанием, но с точки зрения православной этики, этот поступок не является гуманным. Получается, что вы бросаете человека в беде и не хотите ему помочь; Процедура развенчания церковного брака в православной церкви: основные правила Церковь разрешает проводить только три венчания, все последующие браки не могут быть одобрены православной церковью. Что необходимо для получения благословения повторного обряда венчания помимо прошения? Подать прошение может один из супругов.

В том случае, если вы получите благословение на второе по счету венчание, то можете пойти в любой храм и обвенчаться. Прежде чем обвенчаться второй раз, следует быть уверенным в правильности решения.

Как развенчать церковный брак: процедура, причины, основания

В списке необходимых документов, прикладываемых к прошению, выделяют следующие:

  • выданное ЗАГСом свидетельство о расторжении брака;
  • если один из супругов живет в новом браке, нужно свидетельство о его заключении;
  • свидетельство о венчании;
  • согласие второго супруга на развенчание, подписанное им лично и заверенное юридически;
  • документы, подтверждающие причины того, что супруги хотят расторгнуть церковный брак.

Обратите внимание, что нужно подавать только копии документов. Оригиналы всегда должны быть на руках заявителя. Можно ли провести обряд венчания после развода Православная церковь предусматривает повторное венчание без каких-либо порицаний только в одном случае – смерти одного из супругов. Во всех остальных ситуациях, священники отрицательно относятся к такому вопросу, как развенчаться в церкви.

Ipc-zvezda.ru

Вопрос читателя: Помогите, пожалуйста, разобраться.Венчанные супруги развелись и спустя три года один из них умирает. Другой продолжает чувствовать зависимость от него. Надо ли подать прошение на обряд развенчания? Буду благодарна за ответ. Ирина Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: Добрый день! Таинства не имеют обратной силы и совершаются раз и навсегда, нельзя раскреститься, но можно предать Бога, оставаясь при этом крещенным.

Нельзя развенчаться - такого понятия просто нет, это народная выдумка, слово, которого нет и не может быть в церковном обиходе - но можно по факту разрушить заключенный брак. Если один из супругов умер, второй имеет право жениться или выйти замуж и венчаться снова. А что касается зависимости, мне не очень понятно, о чем идет речь.

Внимание

РАЗВОДис.РУ Ответы на вопросы

  • Причины, которые повлияют на расторжение церковного брака
  • В каком порядке необходимо действовать
  • Можно ли провести обряд венчания после развода

В реальной жизни не всегда все складывается так, как хотелось бы. Распадаются семьи и супруги, еще совсем недавно любящие друг друга, становятся чужими. В современном обществе разорвать брачные узы можно, это не так трудно.


Инфо

Но ведь многие проходили процедуру венчания, а это уже совсем другое дело. Это особое таинство и испокон века именно такой брак считался навсегда, до самой смерти. Как поступить в сложной ситуации и можно ли развенчаться в церкви? Вопрос настолько актуален, что требует детального рассмотрения.

Существует ли церковный обряд развенчания брака (см.)?

Самого обряда, как такового, не существует. Обычно подаётся прошение в епархию через местного священника о самом событии развода. Но церковь далеко не всегда благословляет вторичные венчания. Для повторного брака есть повод смерти одного из супругов, то есть если просящий о венчании вдовец или вдова.
Или если один из супругов изменил, а второй не может простить. И то это всё рассматривается индивидуально. Я знакома с одной женщиной, она очень давно развелась с мужем так, как он пьёт и избивал её. Они венчаны, но второй брак её не благословили, хотя она и не однократно просила.
Живёт с ребёнком. А вот другая знакомая развелась с мужем и повенчалась с другим, так же венчанным в первом браке. Их по чему то благословили.

Можно ли развенчаться после развода и как это сделать

Помните о том, что в случае, если причина не является уважительной для церкви, то вам могут отказать в повторном венчании.

  • Если же вы получите благословение, то можете повторно обвенчаться в любом выбранном вами храме.

Обряд развенчания в православной церкви Процесс развенчания - это повторное венчание во втором браке с другим человеком, с которым вы предварительно вступили в брачные отношения. Происходить венчание во второй раз будет так же, как и в первый, с той лишь разницей, что не будет возложения венцов на головы супругов. Возложить венец могут лишь на того, кто венчается впервые. В остальном все тонкости обряда сохраняются в первозданном виде. Как развенчаться после развода После развода в ЗАГСе или в суде пройти процесс развода в церкви невозможно, никто не выдаст вам документ, подтверждающий, что вы больше не связаны перед Богом с вашим бывшим супругом.

Церковный развод

  1. За супругом замечены сексуальные извращения, противоестественные пороки, особенно если они касаются собственных детей.

Если вы всерьез решили получить церковный развод, вам следует вместе с бывшей половинкой обратиться в епархиальное управление и написать там прошение на имя духовника. Оно должно содержать описание истории вашей семьи, к нему прилагается документ о месте и времени венчания, описание причин развода, оригинал и копия свидетельства о расторжении гражданского брака. Существует ли церковный обряд развенчания брака (см Церковный брак может быть расторгнут (развенчание) только в особых случаях: Если таких причин нет - не развенчивают.

Если вы в будущем расторгните свецкий брак (разведетесь) и захотите сново пожениться/выти замуж с венчанием - то необходимо будет получить разрешение на второе венчание. Мухи смотрят на г.но, а пчелы на мед.

Нужно ли развенчиваться после смерти супруга

Для развода по мирским меркам достаточно лишь свидетельства из отдела записи актов гражданского состояния, расторжение же церковного союза возможно только посредством повторного венчания. Мирские причины не всегда считаются достаточно вескими основаниями для расторжения брака, то есть если вы не сошлись в интересах с супругом, проблемы связаны с финансами, то будьте готовы к тому, что церковь осудит ваш развод. Второй брак дозволяется тому супругу, который неповинен в расторжении первого брачного союза.
Повторное бракосочетание для тех, кто повинен в прелюбодеянии разрешается только после исполнения епитимьи, наложенной на него церковью. Можно ли развенчаться без согласия мужа или жены Так как такой процедуры, как развенчание, по факту не существует, а есть лишь благословение на повторное венчание, то приходить с бывшим мужем или бывшей женой не требуется.

Количество записей: 35

Здравствуйте, завтра будет 9 дней моему любимому жениху, умер в больнице, я хочу узнать, после моей смерти мы встретимся? И если встретимся, мы так же будем друг друга любить, или это совсем пропадет? Мне страшно подумать о том, что он не будет ждать меня, нашей встречи.

Татьяна

Дорогая Татьяна, совсем пропадет только то, что на земле утрачено. Перешедшие в тот мир не забывают родных, только реальность там другая и ждать, чтобы они думали о нас так же, как мы о них тут, невозможно. Усопший пред Богом предстает, и, конечно, все внимание его направлено на Него. Но любовь к близким от этого не пропадает. Вспомните, как на экзамене: возьмешь билет, только об ответе и думаешь. Но при этом любовь не исчезает! Молитесь за усопшего, милостыню творите по возможности, причащайтесь святых Христовых Тайн, живите церковной жизнью. И Вам, и ему это будет служить к возрастанию. Да благословит Вас Бог!

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! После смерти продолжаются ли семейные узы (венчанный брак), или потом, в вечности, мы не будем знать друг друга, что мы супруги?

Анатолий

Здравствуйте, Анатолий. Встретимся со всеми, обязательно, и ничего не забудем. Ни единой мелочи. Но семейных отношений уже не будет. Вот слова Христа: «В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф.22.30).

иерей Александр Белослюдов

Батюшка! Скажите мне, пожалуйста. У меня бабушка преставилась перед Богом. Я её очень сильно люблю, и после того, как придет мое время преставиться, я хочу найти её. Как Вы думаете, она будет иметь тот же облик, как и была на земле? Она будет моей бабушкой? И есть ещё один вопрос: если души рождаются или перерождаются в другое земное тело, они ведь уже принимают другой облик, и у них появляется любовь и привязанность к другим уже людям и душам? Как же мне это понять? Я так хочу потом встретится с бабулей, обнять её, увидеть и быть уже навсегда с ней! Извините меня за такой вопрос, но, пожалуйста, если Вы знаете, скажите мне. Я смогу её найти?

Марина

На небе все будут как ангелы, об этом в Священном Писании указано (Мф. 22:30); там не будет родства в том земном представлении, как мы его понимаем, однако души будут отчасти помнить друг друга. А вот идею о перерождении в души в другое тело Вы, пожалуйста, забудьте, это настолько фантастические представления, что о них и говорить-то серьезно не приходится. Я уж не говорю, что все эти буддистские идеи не имеют никакого отношения к христианству.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, меня всегда интересовал вопрос: сказано, что после кончины мира грешники попадут в ад, а праведники в рай. А как жить ВЕЧНО?

Иван

Я не вижу здесь противоречия, Иван, все совершенно правильно: праведники навечно будут в Раю, а грешники – в аду, это и будет вечная жизнь для тех и других. Все так и будет. Не могу, правда, не оговориться, что в современном богословии присутствуют различные доктрины о конечности мук ада, о том, что и грешники, как бы очистившись через муки от грехов, будут помилованы, или о том, например, что грешники изберут для себя ад добровольно, но мы этого доподлинно знать не можем, а потому для нас разумнее доверять тексту Священного Писания, не мудрствуя лукаво.

игумен Никон (Головко)

Как известно, в Раю не будет ни утра, ни вечера, ни ночи, но всегда день. Мне кажется, утро прекрасно, сладостен вечер и хороша ночь на земле. Не будет осени и зимы, но всегда весна и лето. Я очень люблю осень, как и Пушкин, и также наслаждаюсь красотой природы зимой. Я, как и многие люди, люблю все времена года. Также люди не будут нуждаться ни в питии, ни в пище, ни в одежде. Почему так?

Ольга

Ольга, в Раю будет так красиво, что человек на земле не может не то, что представить, а даже помыслить. Я думаю, глядя на красоту райских обителей, Вы поймете, что все красоты Земли по сравнению с ними – лишь жалкая тень.

игумен Никон (Головко)

Скажите, спасутся ли только крещеные верующие люди и попадут в горний Иерусалим, а крещеные неверующие и язычники - нет? Или они будут судится по совести, и те кто жил достойно, тоже попадут в рай, но какой? Может, есть разные уровни рая? Встречаю разные точки зрения батюшек.

Юлия

Здравствуйте, Юлия! На этот вопрос никто не сможет дать Вам окончательного ответа. Наша посмертная участь в руках Божиих. Господь - судия всемилостивый, но и всеправедный, а суд Божий в конечном итоге есть только проявление того выбора, который сам человек уже сделал при жизни: с Богом он или нет. Подумаем, что говорит Господь: "Никто не придет к Отцу моему, кроме как через Меня". Это значит, что без Христа, вне Церкви, не может быть никакого спасения. Действительно так: без того, чтобы не узнать во Христе Сына Божия, никто не может спастись. Но это не значит, что будут строго наказаны сотни тысяч, может, миллионы людей, которые не знали о Христе и христианстве ничего. Вспомните, например, об американских индейцах до открытия Америки Колумбом, или об африканцах, или о полинезийцах, или даже о тех людях, которые, может, что-то слышали о христианстве, но никогда не имели в своей жизни опыта проповеди о нем – которую можно было бы назвать апостольской. Но если человек увидел перед собой образ Христа, и вдруг почему-то не принял и отвернулся, и, как иудеи при жизни Христа, сказал: "Нет, нет у нас царя, кроме Кесаря, не хотим с тобой быть, Христе Боже!" Кто так говорит, тому, надо полагать, нет пути ко спасению, а о судьбе прочих же будем помнить, что суд не наш, а суд Божий и суд этот справедливый и милостивый.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Правда ли, что в Царствии Божием (когда мы умрем) , встретятся только те супруги, которые венчаны в церкви при жизни? Спасибо.

Кристина

Здравствуйте, Кристина! Сам Господь в Евангелии говорит о том, что после смерти люди не будут жениться и выходить замуж, будут как ангелы Божии на небесах. Если в жизни семьи было не только венчание, благое начало, но и пройденный путь такой, что людей соединило здесь, на земле то, что к вечности уже на земле относилось, то, что в вечности может быть продолжено, то они там и встретятся. Это будет встреча в полноте радости, которая уже никогда не прекратится, а если их на земле соединяли только общие страсти, телесные ли, или страсть к приобретению, или взаимное отталкивание от остального мира, или только совместные попечения, будь то даже попечения о детях, или просто социальная близость, чтобы выстоять в тех или иных обстоятельствах, а внутренне друг другу были чужды, то, конечно же, что здесь может быть продолжено в вечности? Реальный итог жизни, а не что-то формальное делает эту жизнь здесь, на земле, началом бытия за пределами видимого мира.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. Я с моим любимым человеком не успела вступить в брак и повенчаться. Можно ли, хоть и моего любимого уже нет в этой земной жизни, просить Господа Бога дать нам с ним быть вместе в жизни вечной? Я знаю, что это моя судьба, и молитва к Богу помогает мне каждый день. Может ли это быть не только спасением наших душ, а испытанием нашей любви? Спасибо заранее за ответ.

Анна

Здравствуйте, Анна. В вечной жизни нет супружества, «ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» . Вы можете совершенно не обращать внимания на мои слова, но поверьте, я желаю Вам добра. Остерегитесь мистических мечтаний и фантазий. Держитесь здравого православного учения, изложенного Святыми Отцами Восточной Церкви, и не обращайте внимания на выдумки невежд. В той жизни всё иное. Нет ни одного здешнего понятия, известного нам, которое было бы приложимо к той реальности. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» . Истина проста и всеобъемлюща, и открывается Она непосредственно, а не в умозрениях и воображении, облеченных в слова. Христос дал метод постижения Истины: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» . Это уже шестое блаженство, а прежде надо научиться смирению, сокрушению сердца, кротости, постоянной жажде правды Божией и милосердию. Это Заповеди Господни, Вы можете их осуществить, потому что идущему по ним сопутствует Бог. А судьбы вечности давайте оставим на суд Божий. Мы верим, что Бог благ и только благое творит. И для Вас приготовил самое наилучшее, исходя из того состояния души и сердца Ваших, в которых Вы пребываете сейчас. Это состояние души и сердца каждый из нас может изменить. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте Батюшка! Видятся ли после смерти родственники, близкие люди и близкие друзья? Или там будет каждый один?

Анатолий

Здравствуйте, Анатолий. Рано или поздно, но мы все узнаем ответ на этот вопрос лично. В одиночестве душа не останется, но, до воскресения (восстановления) душа не имеет свободы. Душа - не человек, а только душа человека. Кого-то встретит. А вот, что будет после Воскресения, даже и предположить невозможно. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». (1Кор.2.9)

иерей Александр Белослюдов

Батюшки благословите! У моего сына умер 7-месячный сынишка (крещеный, отпетый). Им сказали, что если забеременеть новым ребенком до 40 дня, то душа нашего малыша вселится в него и будет жить в новом чаде. Так ли это? Простите меня, грешную.

Екатерина

Да что Вы, Екатерина, какая ерунда! Кто же такое мог сказать из верующих людей?! Нужно выбросить из головы эти идеи, справить, как и положено, дни памяти по сынишке, а там уж задумываться о будущем.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Объясните, как христианство относится к реинкарнации души? Одна женщина, христианка, рассказывала, что в прошлой жизни она за свои преступления была в аду, и вот, когда ГОСПОДЬ спускается туда, раскаявшиеся души вопиют, и он их посылает на землю опять для исправления. Как к этому относиться и что ответить человеку, который верит, что мы проживаем не одну жизнь? Грешным делом, я раньше тоже так считала, но последнее время думаю по-другому, но объяснить не могу даже себе, ни первое, ни второе. Простите меня и помолитесь за меня, грешную.

Светлана

Светлана, переселение человеческих душ из тела в тело – вымысел человеческого ума, стремящегося в меру своих способностей объяснить непонятные аспекты бытия. Такого переселения не существует, и странно, что женщина, называющая себя христианкой, может говорить такие несуразности! Что ей можно возразить? Пусть попробует привести из Писания доказательства своей точки зрения. Их там нет!

игумен Никон (Головко)

Куда попадет человек после смерти и встретится ли он там со своими родственниками?

Женя

Женя, Писание недвусмысленно говорит о существовании Рая и ада, но куда человек попадет, зависит от самого человека. В отношении родственников – такая встреча вполне возможна, если эти родственники будут в тех же обителях, что и сам человек.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшки! Прошло довольно много времени, уже 2 года, а я до сих пор не могу смириться с потерей своего самого дорогого человека на земле, моей драгоценной мамулечки. Не было и дня, чтобы я не плакала, все мысли только о ней, ничего в жизни не радует. Есть ли у нас хоть какое-то утешение? Можно ли нам надеяться на встречу со своими близкими людьми и считать нашу разлуку временной? Ведь в жизни не может все уходить бесследно. Не знаю, что делать.

Лена

Лена, к смерти надо относиться по-христиански. Нет ни одного человека на земле, который бы жил вечно. Каждый человек приговорен к смерти. "Смертью умрешь", сказал Бог Адаму, когда изгонял его из рая. Уныние, отчаяние – грех, прекратите Бога гневить, прекратите рыдать. Вы наносите вред не только себе, но и Вашей маме, надо молиться о упокоении ее души, а Вы своими слезами мучаете ее. Смерть - это рождение в жизнь новую, иную. Душа человека не погибает, а живет вечно, только то, где она будет потом находиться, зависит от нашей жизни. "От своих дел человек оправдается или осудится", в рай пойдет или в ад. После смерти мы обязательно встретимся, но будем ли мы вместе, зависит от нас сейчас, от того, как мы проведем эту жизнь. Молитесь, кайтесь, живите по-христиански. Прекратите бесполезные слезы.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Я прочитала книгу "Записки живого усопшего". Автор Эльза Баркер. Там написано про загробный мир от лица уже умершего человека. И что все это реальная история. Как к этому относиться?

Вера

Вера, это беллетристика, так к этому, пожалуйста, и относитесь. А на будущее – чтобы не читать что-то сомнительное, а потом не терзаться вопросами – читайте лучше, как советовал свт. Игнатий Брянчанинов, святых авторов.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Вопрос хотелось бы задать иеромонаху Викторину (Асееву). Отец Викторин, здесь не раз говорилось о том, когда живые родственники сильно скорбят о своих ушедших родственниках, говорилось, что надо понимать, что им там лучше, чем здесь, и Вы говорили: "иная жизнь, жизнь в Царстве Небесном - гораздо лучше, чем здесь, на земле, и если человек хоть один раз там побывает, то возвращаться обратно в этот мир, полный зла, не захочет", если маленькие дети крещеные погибают, то попадают в рай. Оставим, ладно, маленьких крещеных детей, если они всяко попадают в рай - это утешение для близких, наверное, должно быть. А что делать, если взрослый близкий человек ушел, да молишься, но ведь откуда знаешь, куда он попал? Ведь, как я понимаю, на 40й день все уже решилось, где ему быть - в раю или в аду. И то, что усопшему родственнику там лучше, чем здесь и надо вроде успокоиться и перестать лить слезы, как тут неоднократно говорилось... Ведь как же лучше, если он попал в ад? Ведь мы же не знаем, куда именно? И потом да, рай это хорошо, понятно, но как может быть хорошо, например, мамочке без своего ребенка, в котором она души не чаяла, пусть она и оказалась в раю, но ведь без своего ребенка. Батюшка, запуталась я в этих вопросах, помогите разобраться. Спасибо.

Людмила

Людмила, речь шла о младенцах. Крещеные младенцы, если по каким-то причинам умирают, то всегда попадают в рай. О взрослом человеке, когда он умирает, мы не можем конкретно сказать, куда он попадет, в рай или в ад. Можно сказать утвердительно, что человек попал в рай, только если явно видим, что он ведет святой образ жизни, или если человек совсем безбожник и явный грешник и не кается в своих грехах, тогда можем сказать, что человек погибает для Царства Небесного, и то предположительно, потому что только Бог это решает. Мы ориентируемся, исходя из Заповедей Божиих. После 40 дней происходит частный суд - это предварительное место, и это можно изменить нашими молитвами Богу, и поэтому мы всегда молимся за своих усопших. Окончательное решение будет на Страшном суде, когда уже ничего не исправить, приговор будет окончательный. Как написано в Священном писании, там человек ни о чем не спросит. Если мать попала в Царство Небесное, то она сможет вымолить и свое чадо. Молитва матери со дна моря достает. Я думаю, если при жизни у них такая сильная любовь, то и по смерти они будут вместе. Бог есть любовь. Бог любит человека и делает все для нашего спасения. Все зависит от нас самих, если мы хотим спастись вместе со своими детьми и будем все делать для этого, то, конечно, Бог нас не оставит и помилует.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Можно ли, по-вашему, доверять сайту, где приводятся рассказы людей, переживших клиническую смерть и тому подобное? И вообще, как относиться к таким людям, к людям, видевшим что-либо в беспамятстве? Людям, видевшим что-либо во сне? Людям, видевшим что-либо в подобных состояниях? Как быть? Заранее спасибо.

Олег

Олег, не стоит доверять подобным сайтам, как и вообще подобным "откровениям" людей, переживших клиническую смерть: в них столько всего намешано, что разобрать, где истина, а где ложь, не представляется возможным. Поэтому лучше отмести совсем этот мутный источник информации.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшки. Заранее извиняюсь за вопрос.Просто не знаю, как правильнее и деликатнее спросить, чтобы не обидеть Господа и Вас. Не хотелось бы, чтобы это выглядело, как будто из больницы выйти или срок отсидеть, поэтому неоднократно прошу прощения. Объясните, пожалуйста, если все-таки душа покойного после Суда Божьего попадает в ад, то это уже навсегда? Могут ли родные вымолить за него прощение, ежедневно молясь в домашней молитве о погибшей душе? Может ли Господь, уже после 40 дня, позже, когда нибудь простить грешника и взять к Себе, в Рай? Возможна ли такая Его милость? Где-нибудь написано именно об этом? Наверное, у меня помутнение разума, но, стыдно признаться, что мысли дурные в голове постоянно (исповедовалась в этом), хочется узнать, проверить, удостовериться. Вот и опять... Как будто я обращаюсь к адвокату. Господи, не дай сойти с ума! Еще раз простите меня, грешную. Буду очень признательна за ответ.

В 3-й день по смерти душа возносится на поклонение Богу, проходит через мытарства, где ее могут задержать за грехи. Как предстать перед Богом в этот день, в 9-й, в 40-й, если заступника и молитвенника на земле нет, а Ангел, из-за грехов смердящих, отступил?

Валерий

Валерий, Господь милостив, и способен помиловать даже, если из родственников никто не молится на земле. А вообще мы с Вами вдаемся в такие сферы, в которые доподлинно знать ничего не можем. Знать нам надобно только одно: как прожить без грехов и не попасть в адские пропасти.

игумен Никон (Головко)

Безграничным и безуспешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь – это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью. "Человекам положено однажды умереть, а потом суд" (Евр. 9, 27). Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при Общем Воскресении. Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Св. Амвросий Медиоланский учит: "Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но возрастает. Душа не удерживается никакими препятствиями, ставимыми смертью, но более деятельна, потому что действует в своей собственной сфере без всякой связи с телом, которое ей, скорее, бремя, чем польза" (св. Амвросий Медиоланский, "Смерть как благо"). Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии (только крещеных), когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: "Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих". Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним. У вас неправильное понятие о загробной жизни. Там не женятся, не выходят замуж, - там жизнь бесконечная во Христе Иисусе, Господе Нашем. Выходить Вам замуж или нет - это Ваше личное решение. Апостол Павел говорит "лучше Вам оставаться как я, безбрачным, но не все это вмещают", чтобы Вам не грешить, не разжигаться плотию, лучше жениться (замуж выходить). Женатый печется, как бы угодить жене, а неженатый думает, как бы угодить Богу.

иеромонах Викторин (Асеев)

1