Упражнения по су джок терапии. Использование су-джок терапии в доу

Ковалева Татьяна Александровна
Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционное средство развития речи Су Джок терапия «Чудо пальчики»

Мастер-класс для воспитателей

«Нетрадиционное средство развития речи Су Джок терапия «Чудо пальчики »

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев »

В. А. Сухомлинский

Цель : обучение участников мастер - класса применению нетрадиционной методики в речевом развитии детей в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ , освоение и последующее активное применение здоровьесберегающей технологии в практической деятельности педагога-воспитателя .

Задачи :

1. Познакомить участников мастер -класса с использованием нетрадиционных технологий в речевом развитии детей , применяемых в работе с детьми;

2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике нетрадиционных технологий .

Участники : педагоги ДОУ.

Материалы и оборудование : Су-Джок массажёры (шарики разных диаметров, колечки,коврик для массажа ног, компьютер, столы и стулья по количеству педагогов, информационные буклеты.

Вступление

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Скажите громко и хором, друзья,

Помочь откажетесь мне? (нет или да)

Деток вы любите? Да или нет?

Пришли вы на мастер-класс ,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю….

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последнее спрошу у вас я :

Активными все будете? (нет или да)

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс .

Ход мастер - класса :

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей . Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие . Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития . Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей , о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка . Весь практический материал можно условно разделить на две группы : во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и , во-вторых, опосредованный , к которому относятся нетрадиционные технологии .

И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с одной нетрадиционной технологией- Су Джок терапия . Что такое Су Джок ?

В переводе с корейского языка «Су» - кисть, «Джок » - стопа. Этот метод основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах.

Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник , указательный – желудок, большой палец – голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.

Су Джок это в первую очередь самомассаж, который не только полезен, но и очень интересен детям и положительно сказывается на самочувствии.

Применение су-джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

За речь у человека отвечают две зоны, находящиеся в коре головного мозга : зона Вернике (восприятие речи ) и зона Брока (произношение) .

Для стимуляции речевого развития необходимо воздействовать на точки соответствия головному мозгу.

Воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и этим достигается благотворный эффект от массажа при помощи специальных шариков.

Технология интересна тем, что подобные упражнения можно проводить не только специально обученным людям, но и педагогам в детском саду и дома самим родителям. (Демонстрирую массажёр Су – Джок )

Этот кругленький дружок

называется Су-Джок

этот шарик разноцветный

покатаем мы в руках

Чтобы легче было думать,

сила чтоб была в руках

Покатаем по ладошкам

он откроется вот так!

Там, волшебное колечко

Ни большое, ни малое,

В гости к пальчикам заходит

Всем оно подходит.

Попробуйте покатать его между ладонями – тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма, увеличивая работоспособность. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.

Внутри таких шариков – «каштанов» , как в коробочке, находится одно специальное кольцо, сделанное из металлической проволоки, им можно свободно проходить по пальцу вниз и вверх , создавая приятное покалывание. Колечко нельзя растягивать иначе оно потеряет массажные свойства, так же нельзя оставлять на пальце без движения , оно сдавливает.

Техника массажа проста : кольцо надевается на палец руки и прокатывается либо по всему пальцу , либо по его части до появления ощущения тепла в массируемой области. Процедура кольцевого массажа не требует больших усилий, безболезненна и приятна.

Эту работу можно проводить перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты для того чтобы снять напряжение и подготовить свои пальчики к работе .

Задачи :

Нормализовать мышечный тонус, развивать координацию движений и мелкой моторики;

Активизировать области коры головного мозга, способствовать установлению межполушарных связей;

Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности;

Использовать элементы Су-Джок терапии в различных видах деятельности.

Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать , память, внимание.

Противопоказания :

Высокая температура, гнойные заболевания, открытые раны, онкологические заболевания.

Неоспоримыми достоинствами Су-Джок терапии являются :

Высокая эффективность

Абсолютная безопасность

Универсальность.

Приемы Су – Джок терапии :

1. Массаж специальным шариком.

2. Массаж эластичным кольцом.

3. Массаж стоп.

4. Ручной массаж кистей и пальцев рук . Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей.

Все движения шариком сопровождаются в соответствии с текстом стихов или потешек.

Давайте поиграем.

1. Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

Этот шарик непростой, - (любуемся шариком на левой ладошке)

Он колючий, вот какой. - (накрываем правой ладонью)

Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)

И ладошки согревать.

Раз катаем, два катаем - (катаем шарик вертикально)

Сильней на шарик нажимаем.

Как колобок мы покатаем, - (катаем шарик в центре ладошки)

Сильней на шарик нажимаем.

(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)

В руку правую возьмём,

В кулачок его сожмём.

(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)

В руку левую возьмём,

В кулачок его сожмём.

(Выполняем движения в соответствии с текстом)

Мы положим шар на стол

И посмотрим на ладошки,

И похлопаем немножко,

Потрясём свои ладошки.

«Шарик»

Шарик я открыть хочу.

Правой я рукой кручу.

Шарик я открыть хочу.

Левой я рукой кручу.

(Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика).

2. Массаж пальцев эластичным кольцом . (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики , упражнение выполняется колечком - пружинкой сначала на правой руке, затем на левой, надевая на каждый пальчик руки )

Раз, два, три, четыре, пять!

Пружинку будем мы катать!

Вот нашли большой мы пальчик

Он попрыгает, как зайчик!

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись!

Указательный поймаем

И пружинку покатаем.

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись!

Где ты, наш середнячок,

Ты ложись-ка на бочок!

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись!

Кольца любит безымянный.

Покажись-ка, наш желанный!

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись!

Вот наш пальчик маленький

Самый он удаленький!

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись!

Мы пружиночки снимаем

Свои пальчики считаем . 1, 2, 3, 4, 5! 1, 2, 3, 4, 5!

А сейчас мы проверяем

На двух ручках посчитаем!

1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхни

И немного отдохни!

3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. (Если ваш ребенок испытывает трудности в произношение некоторых звуков или путает их то ему можно предложить поочередно надевать массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука). Например на звук Ш

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний )

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья (мизинец) .

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.

Упражнение «Один-много» . Педагог катит «чудо-шарик » по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогично провожу упражнения «Назови ласково» , «Скажи наоборот» , «Я знаю 5 предметов.» и т. д.

5. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания .

Дети выполняют инструкцию : надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д. ; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

6. Использование шариков при выполнении гимнастики.

7. Использование шариков для звукового анализа слов

Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов : красный, синий, зеленый. По заданию педагога ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

8. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов.

На столе коробка, по инструкции педагога ребенок кладет шарики соответственно : красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

9. Использование шариков для слогового анализа слов

Упражнение «Раздели слова на слоги» : Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

10. Прокатывание шариком по написанной букве.

11. Написание буквы и её элементов прокатыванием шарика по поверхности стола, на ладони.

12. Но есть и другое применение массажным шарикам. Их используем не только для развития мелкой моторики , но и для развития цветовосприятия , при обучении счету и т. д.

Можно использовать следующие игры : «Разложи шарики по цвету» , «Найди все синие» (красные, желтые, зеленые, «Сделай разноцветные шарики» (сине-красный, зелено-желтый) .

13. Кроме того, Вы можете делать малышу массаж и одновременно рассказывать занимательную сказку о «колобке» , о «рукавичке» и т. д.

Вот таким нестандартным и интересным способом мы не только занимаем ребят, но и развиваем речь , так как движения пальцами и развитие речи тесно связаны . Это лишь некоторые примеры использования су – джок терапии . Творческий подход, использование альтернативных методов и приёмов способствуют более интересному разнообразному и эффективному проведению образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.

Планируемый результат :

Заинтересованность педагогов; повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике нетрадиционных технологий .

Мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и пожелать всем творческих успехов.

Литература :

1. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38.

2. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев : веселые пальчиковые игры / О . А. Новиковская - М. АСТ, 2007 С. 94

3. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии : Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия , 2009 - С. 208

4. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника . – Екатеринбург : Издательство «Арго» , 1996.

5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи . – М., 19

6. Пак Чже Ву. «Су Джок для всех » , Москва, 2009г. – 136с.

Использование Су – Джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста

В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. На сегодняшний день в арсенале педагогов, занятых воспитанием и обучением детей с такими нарушениями, имеется обширный практический материал, включающий традиционные методы и способы коррекции, так и нетрадиционные технологии.
Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су-Джок терапия. Метод Су-Джок - это ультрасовременное направление акупунктуры, объединяющее древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины. Первые публикации о методе Су-Джок в международной печати появились в 1986 г. С этого времени Су-Джок терапия широко распространилась по всему миру. В ряде стран метод Су-Джок входит в государственные программы здравоохранения и образования. В переводе с корейского «Су» – кисть, «Джок» – стопа.
Создатель метода Су-Джок - южно-корейский профессор Пак Чжэ Ву. В основе его метода лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. По мнению самого автора, кисти и стопы являются, "пультами дистанционного управления" здоровьем человека. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека, регулировать функционирование внутренних органов. Таким образом, с помощью Су-Джок терапии доступно лечить любую часть тела, любой орган, не прибегая к помощи врача.
Су-Джок терапию можно и нужно использовать в коррекционных целях наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия.
Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами, массаж стоп. Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов-массажеров, один из которых представляет собой шарик – две соединенные полусферы, внутри которого, как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. Формы работы с Су-Джок – самые разнообразные. Прежде всего, это различные пальчиковые упражнения как шариком Су-Джок, так и с эластичным кольцом. Движения могут быть различными - круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д. Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой и т.д.
Эту работу можно проводить в течение 1-2 минут перед выполнением заданий, связанных с рисованием, лепкой, письмом, проводить в качестве пальчиковой гимнастики во время динамической паузы на занятиях.

Достоинства Су – Джок:
- Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
- Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто не эффективно.
- Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Эта система настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться всю жизнь.
Су – Джок с виду - симпатичный шарик с острыми шипами, но, удивительно, сколько пользы он может принести.

Попробуйте покатать его между ладонями - тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание.

Приемы Су – Джок терапии:
Массаж специальным шариком.
Массаж эластичным кольцом.
Массаж стоп.
Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей.
Рассмотрим некоторые формы работы с детьми:

1.Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Этот шарик непростой, -(любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой. - (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем -(катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, -(катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки.

«Шарик»
Шарик я открыть хочу.
Правой я рукой кручу.
Шарик я открыть хочу.
Левой я рукой кручу.
Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика.

2.Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)
«Дорожка»
Кольцо на пальчик надеваю.
И по пальчику качу.
Здоровья пальчику желаю,
Ловким быть его учу.

3.Рассказывание сказок с использованием шарика
СКАЗКА «ЁЖИК»
Жил был ёжик (показываем шарик-массажёр). Он был колючий (обхватываем ладонью правой, затем левой руки). Как-то раз, пошёл он погулять (катаем по кругу на ладони). Пришёл на полянку, увидел короткую тропинку и побежал по ней (катаем от ладони к мизинчику и обратно), вернулся на полянку (катаем по кругу на ладони), опять побежал по полянке (катаем между ладонями по кругу), заметил речку, побежал по её бережку (катаем по безымянному пальцу), снова вернулся на полянку (между ладонями), посидел, отдохнул, погрелся на солнышке, увидел длинную тропинку и побежал по ней (катаем по среднему пальчику), вернулся на полянку и увидел горку, решил забраться туда (слегка поднимаем указательный пальчик (горка) и водим шариком по нему). Потом ёжик покатился вниз и снова оказался на полянке (движение по кругу на ладони), увидел деревце и оббежал вокруг него (катаем вокруг большого пальчика, подняв его). Стало ёжику жарко, он высунул свою мордочку навстречу прохладному ветерку.
Дыхательная гимнастика: Вдох через нос, выдох на ладонь руки, повторить 2 раза.
Открываем шарик и достаём массажное колечко. Поочерёдно надеваем его на каждый палец ведущей руки, движения вверх-вниз несколько раз.
Ёжик увидел грибок и поспешил сорвать его (на большой палец), заметил цветочек и понюхал его (на указательный), нашёл красивый листочек и подбежал его посмотреть (на средний), приметил ягодку и сорвал её (на безымянный), нашёл шишку и взял её для своей мамы в подарок (на мизинчик). Ёжик так весело гулял по лесу, что не заметил, как стало темнеть. Наступал вечер. Довольный прогулкой он отправится домой (закрываем шарик, катаем между ладонями).

Это лишь некоторые примеры использования Су – Джок терапии в нашей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Систематически выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Поэтому мы рекомендуем шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук.
Я хочу поблагодарить, участников мастер – класса, надеюсь, что вы узнали для себя много интересного.

В процессе реализации су-джок терапии в нашей группе мы:

I. Использовали её элементы в работе с детьми:

При выполнении утренней гимнастики

В процессе коррегирующей гимнастики

В индивид. работе с гипер- и малоактивными детьми,

В упражнениях по развитию моторики

В качестве физ.минуток во время проведения НОД

В игровых упражнениях на занятиях по развитию речи, матемитике

II. Провели Мастер-класс по использованию массажных шариков с родителями воспитанников

III. Обновили предметно развивающую среду: пополнили уголок физич. развития массажными шариками и кольцами, создали картотеку игровых упражнений, дидактические игры для речевого и математического уголков и т.п.

Су-Джок терапия достаточно полифункциональна. При использовании её методов можно:

Развивать фонематический слух и восприятие речи

Улучшать звуковое произношение слов

Развивать звуковой анализ слов

Активизировать словарный запас детей

Развивать общую и мелкую моторику, психические процессы, цветовосприятие и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на педчасе на тему:

« СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »

Воспитатели МАДОУ МО «СГО»

Д/с № 10 «Чайка»

Каменская Любовь Николаевна,

Лебедева Наталья Геннадьевна.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский.

Введение.

Здоровый организм и хорошо поставленная речь – важнейшие условия всестороннего полноценного развития детей.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак ЧжеВу, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.

Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Цель: способствовать развитию детей с помощью использования Су – Джок терапии.

Задачи:

  • Воздействовать на биологически активные точки по системе Су –Джок.
  • Профилактика заболеваний
  • Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
  • Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах оздоровления и развития речи у детей.

Приемы Су – Джок терапии:

Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

И следующий прием это: Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эту работу провожу перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.

Массаж стоп . Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами и т.д.

В логопедических целях су – джок терапия совместно с пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, лепкой, рисованием активизирует развитие речи детей.

Формы работы с детьми при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, автоматизации звука, развитии лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственной ориентации:

  • Пальчиковые упражнения с шариком Су-Джок и с эластичным кольцом (каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой и т.д.)
  • Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук, при помощи различных приспособлений - массажных мячиков с шипами, колючих валиков, массажных варежек, грецких орехов, плодов каштана и т.д.

Игры и упражнения с применением Су-Джок терапии

1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий

Упражнение «Один-много». Педагог катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот»

5. Использование шариков для звукового анализа слов

Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

6. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов

На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

7. Игры с цветом.

«Какой мячик лишний»

«Разложи по цвету»

«Соедини половинки» и т.д.

8. Игры со счетом.

«Сосчитай все одинаковые»

«Мячик по руке катай, по порядку всех считай»

«Состав числа» и т.д.

Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:

Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков. /они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат/

В результате использования Су- Джок терапии:

  • осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;
  • стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
  • развивается координация движений и мелкая моторика;
  • развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.

Вариативность использования в педагогической практике разнообразных методов и приемов развития ручного массажа и стимуляция систем соответствия речевых зон по Су-Джок позволяет добиться следующих преимуществ:

  • повышается качество работы;
  • снижается энергетические затраты;
  • налаживается преемственность в работе всех заинтересованных в развитии речи детей: педагогов, родителей, специалистов ДОУ..

Использование специальных комплексов разнообразных игр и упражнений наиболее способствует активизации речевой деятельности. Их можно рекомендовать для использования логопедам, педагогам и родителям.

СКАЗКА «Ежик на прогулке»

/Упражнения с шариком массажером Су – Джок/

Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

Оборудование : Су - Джок шарик - массажер.

Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке).

Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.

Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик) , катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками)

Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох) . Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться) , и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика) .

Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).

Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).

Упражнения с шариком массажером Су – Джок:

1. Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх) , делая по одному движению на каждый ударный слог:

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

2. На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве, /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/

3. Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/

А за нею – медвежонок. /шагать тихо шариком по руке/

А потом пришли детишки, /шагать шариком по руке/

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать /нажимать шариком на каждый палец/

И в тетрадочках писать.

Лечение и профилактика разных заболеваний с помощью массажёра Су Джок появилась как вид терапии совсем недавно - в конце 80-х годов ХХ столетия. В основу изобретения были положены медицинские знания Древнего Тибета, которые основаны на пробуждении и использовании собственных ресурсов организма. В современном мире терапия Су Джок приобрела ещё большую (и заслуженную!) популярность, причины которой стоит узнать подробнее.

Существует два вида массажёров Су Джок - шар с шипами и кольцо на палец. Шарообразное приспособление предназначено для воздействия на биологически активные зоны ладоней и ступней (поэтому иногда продают набор из двух шаров: поменьше для рук, побольше для ног). А вот кольца, похожие на упругую, скрученную в ободок пружинку, хорошо прорабатывают массажные точки на пальцах.

Массажёр был изобретён в 1987 г. тогда ещё неизвестным корейским профессором Пак Чжэ Ву, который предложил новую методику лечения и снятия боли под названием «Су-джок», что переводится как «кисть-ступня». Такое название выражает суть изобретённого метода, который позволял влиять на так называемые «зоны соответствия» – биологически активные точки на ступнях и кистях, являющиеся проекциями большинства внутренних органов. Физическое воздействие на эти зоны даёт возможность снять боль в поражённых местах и даже лечить их.

Су Джок является вариантом терапии иглоукалыванием, однако, в отличие от неё, использовать такой вид лечения и профилактики заболеваний можно самому, без помощи специалистов. Имеющиеся на устройстве шипы во время соответствующих упражнений активно прорабатывают абсолютно все биологически активные точки, размещённые на ступнях и кистях. Расположенные на конечностях рефлексогенные зоны, соответствующие определённым органам, позволяют положительно влиять на них во время массажа. Массаж Су Джок делают дважды в день по 10–15 минут.

Среди результатов, которые можно ожидать от терапии Су Джок, следующие:

  • улучшение кровообращения;
  • повышение работоспособности;
  • укрепление сна;
  • оздоровление всех внутренних органов и их систем.

Массажёр Су Джок нельзя использовать при наличии заболеваний воспалительного характера, лихорадочном состоянии, болезнях крови, любых процессах с образованием гноя.

Набор массажёров Су Джок, состоящий из большого, маленького шариков и кольца, мне подарила подруга, которая занималась «Фаберлик». Ей комплект пришёл в подарок, и она решила меня осчастливить. Особо серьёзных заболеваний у меня нет, но я все-равно захотела с ним попрактиковаться - очень уж интересно выглядели все массажёры. Каких-то результатов я не ожидала, но, к своему удивлению, почувствовала после упражнений как уходит усталость и появляется прилив сил.

Области применения массажёра Су Джок

Традиционно массажёр Су Джок применяется в зоне рук (ладоней и пальцев) и ступней. Но для наибольшей эффективности его применения нужно знать, какие органы проецируются в массируемой области.

Поверхности стопы и кисти рук

На ладонях и ступнях расположены основные зоны соответствия, поэтому воздействуя на них колючим массажёром, можно добиться отличных результатов в улучшении самочувствия. Особенно впечатляющего эффекта можно достичь при:

  • атеросклерозе;
  • повышенном и пониженном артериальном давлении;
  • половом бессилии;

Также возможно применение шара Су Джок для предотвращения заболеваний сердца, сосудов, щитовидной железы и нервной системы. Кстати, даже если вы ничем не болеете, массажёр поможет улучшить кровоток, снимет усталость и последствия стресса, повысит общий тонус организма.

Активные точки на пальцах

Для массажа пальцев применяют эластичные кольца Су Джок. Используют их обычно в том случае, если человек страдает от нескольких заболеваний. Во время процедуры следует знать, что:

  • большой палец соответствует головному мозгу;
  • указательный и мизинец отвечают за руки;
  • средний и безымянный помогают лечить ноги.

Использование массажных колец Су Джок актуально при:

  • заболеваниях сердца и сосудов;
  • проблемах с нервной системой;
  • болезнях пищеварительного тракта;
  • перебоях в работе опорно-двигательного аппарата;
  • необходимости стимулировать умственное и физическое развитие ребёнка.

Методика массажа при помощи Су Джок

Для использования кольца его поочерёдно надевают на каждый палец и с усилием прокатывают, добиваясь покраснения кожи. Также пальцем с надетым на него массажером можно проводить по активным точкам на ладони.

Ещё есть вариант надевать пружинку на пальцы и снимать её по 20 раз. Особое внимание стоит уделить участкам, где ощущается особая болезненность кожи. Ни в коем случае такое приспособление нельзя оставлять на руке после завершения массажа - это может привести к пережатию кровеносных сосудов и отеканию.

Чтобы массажировать активные точки на ладонях и пальцах, шарообразный массажёр;

  • берут в руки и катают в ладонях по часовой стрелке и против неё;
  • перекатывают между подушечками пальцев;
  • подбрасывают и ловят;
  • сильно сдавливают в руке несколько раз.

Для проработки рефлексогенных зон на ступнях шар кладут на пол и ступнями перекатывают его вперед-назад.

Видео: упражнения с массажёрами Су Джок

Упражнения с массажёром Су Джок для развития речи детей

Именитый педагог В.А. Сухомлинский сказал однажды фразу, которая выражает тонкую связь между мелкой моторикой и развитием речи детей: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». И действительно, малыши, которые способны выполнять пальчиками кропотливые действия, разговаривают значительно лучше сверстников, не умеющих этого. Но, как и любой навык, мелкая моторика требует развития в виде частых тренировок. Такие упражнения хорошо выполнять с помощью массажёра Су Джок в виде шара с эластичными колечками.

У моей кумы мальчик в 3 года говорил максимум 15 слов, причём очень искаженно. Бедного ребёнка загоняли по психологам, невропатологам и даже водили на МРТ. Единственное, что смогли выявить, – это гипоксию, имевшую место во время родов (подруга рожала сына около суток). Несмотря на прописанные препараты, которые должны были снять последствия нехватки кислорода, речь лучше не становилась, хотя мальчик стал лучше спать и пропала повышенная нервозность. Тогда один из задействованных в лечении логопедов посоветовал использовать шар Су Джок. Конечно, малыш не стал после этого сильно разговорчивым, но уже через месяц применения его словарный запас начал пополняться намного активнее.

Использовать приспособление можно полностью здоровым деткам, а также имеющим проблемы со здоровьем и уровнем соответствия возраста и развития. Приспособление поможет:

  • привести в норму тонус мышц, что очень важно при ДЦП, небольшой дисфункции мозга и разнообразных двигательных расстройствах;
  • сделать синхронизированной работу обоих полушарий, активизировать их взаимосвязь;
  • улучшить работу центров речи в коре головного мозга;
  • стимулировать развитие тактильной чувствительности и многое другое.

Видео: как пользоваться шариком Су Джок

Для реализации всех этих задач используют следующие упражнения:

  1. Шарик кладут между ладошек, смыкая при этом пальцы вместе, и катают его вперед-назад.
  2. В той же позиции с прижатыми пальцами массажёр катают по кругу между ладоней.
  3. Шар берут подушечками пальцев и совершают вращательные движения, словно завинчивая пробку в бутылку;
  4. В позиции, указанной в предыдущем упражнении, массажёром 4–6 раз с силой надавливают на подушечки пальцев;
  5. Удерживаемый подушечками устройство вращают против часовой стрелки, словно открывая крышку.
  6. Шарик подбрасывают двумя руками на 20–30 см, а затем ловят его.
  7. Пальцы сцепляют вместе в «замок», предварительно зажав в ладошках массажёр (локти расставляют в стороны), после чего 4–6 раз сжимают шарик.
  8. Шипастый шар перекладывают из левой руки в правую, постепенно наращивая скорость движений.

Все упражнения с шариком Су Джок можно проводить под чтение весёлых стишков-потешек, чтобы ребёнок получал не только пользу, но и удовольствие от занятий.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Учеными и практиками было замечено, что речевые способности ребенка зависят не только от артикуляционного аппарата, но и от движения рук. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. От степени сформированности мелкой моторики пальцев рук зависит речевое развитие ребёнка, как сказал И.П.Павлов: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

В.А.Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка находиться на кончиках его пальцев».

Пальчиковые игры развивают творческие способности, скорость реакции, малыши лучше усваивают такие понятия, как «выше», «ниже», «лево», «право», разучивают счет, да и просто улучшается настроение. В Китае еще в древности были распространены упражнения с каменными и металлическими шарами, а в Японии-с грецкими орехами. Мы с детства помним «Сороку-Белобоку», «Ладушки» и др.

Известный исследователь детской речи М.М. Кольцов писал: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи».

На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, который способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы помогающий непосредственному речевому развитию ребенка, и опосредованный к которому относятся нетрадиционные здоровье сберегающие технологии.

Для развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка, наряду с традиционными методиками, можно использовать самые разнообразные нетрадиционные технологии и средства развития.

Одной из нетрадиционных технологий является Су –Джок –это лечебное воздействие на биологически активные точки кистей рук и стоп ног («су» – это кисть, «джок» – стопа). Это высокоэффективная, простая и безопасная в применении терапия, последнее достижение восточной медицины, разработанная южно-корейским профессором Пак Чже Ву. Профессор и врач больше 30 лет потратил на разработку метода Су-Джок. Кисти и стопы являются, по мнению самого автора системы Су-Джок, «пультами дистанционного управления» здоровьем человека. Эти лечебные системы функционируют, как своего рода маленькие клиники, естественным образом излечивающие болезни тела». На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела.

Что представляет собой Су-Джок? Это колючий шарик, внутри него находятся два пружинистых колечка.

Достоинства Су-Джок:

Высокая эффективность-при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность-неправильное применение никогда не наносит вред.

Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Приёмы работы с детьми:

Удерживать колючий шарик на расправленной ладошке каждой руки;

Удерживать шарик на расправленной ладошке левой руки, прижатый сверху правой ладошкой и наоборот;

Сжимать и разжимать шарик в кулачок каждой рукой;

Каждым пальчиком надавливать на иголочки шарика каждой руки;

Удерживать колючий шарик тремя пальчиками каждой руки (большой, указательный, средний);

Захватывать колючий шарик тремя пальчиками и передвигаться им по дорожкам разной конфигурации;

Прокатывать колючий шарик по ладошке правой и левой руки круговыми движениями в разные стороны;

Прокатывать колючий шарик вдоль расправленных ладошек вверх-вниз.

При выполнении упражнений с массажными шариками важно соблюдать ряд требований:

Чередовать медленный и быстрый темп выполнения движений;

Соблюдать принцип «от простого к сложному» (сначала ребёнок учиться работать ведущей рукой, затем не ведущей, и наконец обеими руками одновременно);

Перед выполнением упражнения показывать движения, сопровождая их словесной инструкцией;

Каждое упражнение давать в игровой форме.

Знакомство с Су-Джок шариком проводиться в 3 этапа:

Знакомство с Су-Джок шариком и правилами его использования,

Закрепление приёмов работы в играх и упражнениях по развитию речи,

Самостоятельное использование Су-Джок шарика в игре.

Форма организации: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.

Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма ребенка. Пальчиковая гимнастика с применением Су-Джок шарика - уникальное средство для развития речи детей. Она сопровождается чтением стихотворения. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.

В результате использования Су-Джок терапии:

Осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;

Стимулируются речевые зоны коры головного мозга;

Развивается координация движений и мелкая моторика;

Развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.

Использование специальных комплексов разнообразных игр и упражнений наиболее способствует активизации речевой деятельности. Их можно рекомендовать для использования логопедам, педагогам и родителям.

Игровые упражнения для детей с Су-Джок шариком:

Массаж пальцев колечком (ребенок поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики).

Раз - два - три - четыре - пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,




А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

«Волшебный шарик».

(ребёнок выполняет движения в соответствии с текстом)

Этот шарик непростой,

(любуемся шариком на левой ладошке)

Он колючий, вот какой.

(накрываем правой ладонью)

Будем с шариком играть
И ладошки согревать.

(катаем шарик горизонтально)

Раз катаем, два катаем
И ладошки согреваем.

(катаем шарик вертикально)

Раз катаем, два катаем
И ладошки согреваем.

(катаем шарик горизонтально)

Катаем, катаем, катаем
Сильней на шарик нажимаем.

(катаем шарик вертикально)

Как колобок мы покатаем,
Сильней на шарик нажимаем.

(катаем шарик в центре ладошки)

«Семья».

Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, начиная с большого, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой руке.

Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик- папенька.
Этот пальчик – маменька.
Этот пальчик – Ванечка.

«Черепаха».

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха. И кусала всех от страха, (дети катают шарик между ладоней) Кусь, кусь, кусь, кусь.

(Надавливают ритмично на Су-Джок, перекладывая из руки в руку). Никого я не боюсь. (дети катают шарик между ладоней).

«Мальчик–пальчик не зевай, скорей колечко надевай» .

Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

Ещё можно использовать Су-Джок для развития памяти и внимания у детей.

Ребёнок должен выполнить инструкцию:

Надень колечко на мизинец правой руки,

Возьми шарик в правую руку, и спрячь за спину,

Назови, на какой палец, какой руки надето кольцо.

Использование Су-Джок шариков при автоматизации звуков.

Например: звук Ш. (ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение).

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

Игры для развития фонематического слуха и восприятия:

«Телеграф».

«Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»

«Какой звук?»

«Сосчитай, не ошибись».

Простучи шариком заданный ритмический рисунок.
Стукни ладошкой по шарику, когда услышишь заданный звук
Покажи соответствующий заданному звуку (слогу) шарик,
(синий - твердый звук, зеленый – мягкий), услышав слог или слово с ним
Спрячь шарик в ладошке, если звука там нет.
Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других, слогов, слов с этим звуком.

Сказка «Ежик на прогулке».

Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке).

Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко.

Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга).

Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками).

Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох).

Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).

Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).

Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).