Умирать, а от горшочка каши отказаться.

Это, конечно, недоразумение, что я стала обозревательницей блогосферы. Я должна была стать светской обозревательницей. Профессия столь же малопочтенная, тоже надо разбираться в сортах... гм... ну вы поняли. Но - кафе "Пушкин", Лазурка, Монако, прочие прелести сладкой жизни. И платят больше.

Те, кто в курсе последних ЖЖ-скандалов, сейчас совершенно справедливо ужаснулись. Да, речь пойдет про светскую обозревательницу Божену Рынску, писательницу Татьяну Толстую и гречневую кашу. Поскольку в командировки на Лазурку меня не отправляют (я, конечно, жутко завидую), тамошние частные пляжи и яхты я обозревать не могу - вот и буду обозревать то, до чего могу дотянуться.

Итак. Божена Рынска выдвинула теорию котлет. Заключается она в том, что бывают люди, которые привыкли, чтобы им было удобно за чужой счет. И бывают люди-"котлеты" - это такая метафора, долго объяснять - короче, их типа "едят" люди первой разновидности. По мысли Божены Рынски, этим "поедателям котлет" нельзя делать одолжений, а то они, во-первых, вам же сядут на шею, а во-вторых, уверятся в том, что так и должно быть. Более того, автор теории ратует за то, чтобы тех, кто пытается схарчить вас, как котлету, бить (цитирую) "до кровавых соплей".

Развивая свою теорию, Божена Львовна провозгласила, что склонность требовать от окружающих одолжений - следствие "низкого происхождения". "Именно чернь не сечет поляну", - пояснила она.

Кажется, я сейчас изложила эту теорию гораздо внятнее, чем ее автор. Уж точно - во много раз короче. Более того, эта теория в целом не вызывает у меня отторжения. Я бы только убрала из нее "кровавые сопли", а "низкое происхождение" заменила бы на что-нибудь более рабоче-крестьянское (в соответствии с собственной родословной), например, на "плохое воспитание".

Божена Рынска, что уж греха таить, всеобщей любовью похвастать не может. Всячески демонстрирует, что ей на это наплевать, и мы ей, безусловно, верим. Но вот с "чернью" и "кровавыми соплями" она, конечно, переборщила.

В комменты пришла писательница Татьяна Толстая, не к ночи помянутая Рынской при формулировке теории. В ЖЖ-сообществе dewarist ее комментарий скрыли, но своего широкого читателя он все-таки нашел . Татьяна Никитична припомнила Божене Львовне, как однажды выхаживала ее, больную. В изложении Толстой дело обстояло так: стоило ей предложить принести Рынске нужные лекарства, как та попросила ее принести сначала еще хлеба, потом - сыру "маасдам", потом - гречневой каши, а потом - и домработницу. Короче говоря, из рассказа Толстой прямо следовало, что Рынска - и есть самый что ни на есть "поедатель котлет", а стало быть (это уже подтекст второго уровня), подлежит, согласно ее собственной теории, битью до... ну, вы поняли.

Это, конечно, было не очень аристократично со стороны Татьяны Никитичны, которая, как известно, "из графьев". Но с точки зрения троллинга - это был безупречно проведенный болевой прием.

Эффект был сногсшибательный. Изучая расширенными от потрясения глазами последствия выпада Толстой (по ее собственному меткому выражению , "ржавой вилкой в глаз"), я попробовала поставить себя на место Божены Рынски. Вот что бы я сделала? Скорее всего, ответила бы примерно так: "Ой, а ведь правда, я сама такой бываю... Ну я чувствовала себя такой бедной крошкой... Спасибо вам еще раз, Татьяна Никитична, гречка была ОЧЕНЬ вкусная!".

Мы все живем в том самом Рунете, где есть Тема Лебедев , Мистер Паркер и еще вагон и маленькая тележка троллей разной толстости и виртуозности. Про технологии троллинга и борьбы с ним можно уже диссертации писать по материалам русской блогосферы первого десятилетия ее существования. Вестись на провокации, тем более такие простенькие, тем более блогеру-тысячнику, да еще и с журналистским, прости господи, бэкграундом - это... я прямо даже не знаю, с чем сравнить. Это даже не проблема этики и этикета, это как "жи-ши через и" или "стойте справа, проходите слева".

Но в Рынску словно бес вселился. Причем, прежде чем он вселился, его, похоже, кто-то злой ужалил в больное место. Разработчица теории котлет стала на полном серьезе доказывать сетевой общественности (мнение которой ей вроде как до фонаря), что писательница ее оболгала. Доказывать - ой-ой-ой, мои бедные лапки и ушки! - при помощи скриншотов их переписки. Хорошо хоть не нотариально заверенных TM . Во-первых , когда она просила у Толстой домработницу, ее гречневую кашу она уже успела доесть. Во-вторых , сыра "маасдам" она не просила вовсе - не ест она его. А в-третьих , Толстая не преминула потребовать от нее ответной услуги.

Я, знаете ли, так и представляю себе Татьяну Никитичну в роли тролля, который уже насытился, а его все кормят и кормят гречневой кашей. А тут еще и в стране - ну как тут прикажете не надорваться со смеху?

Это что, светская жизнь у нас такая, что приучает подсчитывать, кто кому сколько каши сварил, и чеки на хлеб и сыр шестилетней давности хранить? Тогда я, пожалуй, перестану мечтать о том, чтобы стать светской обозревательницей.

Такого, извините за неаристократичное слово, срача давно не бывало. Чтоб вот так всерьез, многословно, самозабвенно. Публика, несколько лет назад пресытившаяся подобными зрелищами, но с тех пор успевшая о них подзабыть, с упоением бросилась все это читать, обсуждать, болеть, подзуживать, критиковать, плеваться, выяснять происхождение и моральный облик действующих лиц, цитировать не самые популярные произведения Достоевского . Я-то думала грешным делом, что блогосфера все-таки как-то уже выбралась с коммунальной кухни, и даже если гудит так оглушительно по поводу гражданской активности Юры Шевчука, музыканта, то уж про кастрюлю гречки-то не станет. Нетушки - станет, еще как станет.

Вот и выходит, что коммунальная кухня, высший свет и блогосфера - одна фигня, в общем-то. И оказалось достаточно одной кастрюли гречки, чтобы это столь явственно продемонстрировать.

Две известные российские блоггерши – писательница Татьяна Толстая и журналистка Божена Рынска устроили настоящий ЖЖ-скандал по весьма незначительному поводу. Дамы поругались из-за кастрюльки гречки, принесенной Татьяной Никитичной Божене два года назад, и куска сыра, про который так и не известно – был он на самом деле или нет.

атьяна Толстая и Божена Рынска ведут блоги уже по несколько лет. Причем если Божена «постит» регулярно, то Татьяна в последнее время подзабросила своих френдов. Обе они никогда за словом в карман далеко не лезли, и на радость своим поклонникам часто писали провокационные тексты, но друг с другом публично не дискутировали. И вот во время своего «дежурства» в сообществе dewarist, Божена написала текст «Варварин спрос» о своем отношении к навязчивым человеческим просьбам, ставший продолжением статьи «Волчьи котлетки» об эгоизме как образе жизни, активно обсуждавшейся месяц назад.

По мнению светской обозревательницы, просить о помощи друзей и знакомых часто бывает неприлично, тем более, если то же самое можно сделать самому за деньги – зачем беспокоить людей? В большом посте она подробно описывала примеры человеческой наглости. Только вот вывод сделала довольно резкий. Согласно ее заключению, предельной наглостью отличаются люди необразованные и не имеющие высокого происхождения: «любой человек приличного, не низкого происхождения, чувствует, почему в этой ситуации НЕЛЬЗЯ спросить (речь идет о неуместной просьбе – прим. ред.). Это неприличный спрос. И если человек не понимает, не чувствует этого — он скобарь. “Скобари понаехали”, — говорила моя прабабушка, когда после войны Ленинград засели выходцами из Псковской области, и вели себя эти выходцы соответствующе. Хотела сказать: “Деревенское происхождение”, но обидеть всю деревню было бы неправильно. Так вот, бить их или спокойно отказывать? Уверена, — бить! Дабы неповадно было. Человек должен быть человеком, а не свиньей, и при любых свинских движения в твой адрес надо резко свинью одергивать. Так ты делаешь мир лучше и чище. Безнаказанность дозволят свинство, и именно с непротивления начинается дисперсия свинства в природе».

И вроде бы все ничего – пост получился интересным, наполненным жизненными примерами и даже логичным. Более того, к диалогу приглашал как минимум пассаж о псковичах, а это уже обсуждение, скандал, рейтинг… Но неожиданно Божена получила отклик от самой Татьяны Толстой, которую она упомянула в тексте всего в одном предложении, подводящем итог истории о том, что не нужно оплачивать чужие счета: «Вот это “как-то неудобно” у себя в комментариях Татьяна Толстая назвала “у вас низкая культура отказа”». Таким образом, Рынска без спроса записала Толстую в свои единомышленники. Ничего предосудительного в этом нет, как впрочем и повода устраивать скандал, но видимо сам контекст Татьяну Никитичну не устроил – судя по всему, у нее на это была другая точка зрения, о чем она поспешила сообщить Интернет-общественности.

Татьяна Толстая не стала сочинять ответную запись. Вместо этого она оставила комментарий к записи блоггера no-nine , критиковавшей Божену. В обсуждении Татьяна Никитична написала:
«Я ответила ей там (комментарием к записи Рынски – прим. ред.). Не знаю, виден ли мой ответ — у них модерация — или его вижу только я, но вот он, если что:

Шаги командора
Божена, зачем поминать меня всуе? Цитировать бесплатно (вы же любите, чтобы все было оплачено) и делать сообщницей в этом не очень-то красивом посте? Псковских обижаем? Ну-ну. Низкое происхождение, значит?

Тогда напоминаю. В марте 2008 года вам прооперировали косточку на ноге, и вы послали в сеть жалобный стон о том, что вы дома сидите без лекарств, и вам не выйти на улицу. Я живу по соседству, и мне вас стало жалко.
Жалею обезноженных. Напрасно, наверно.

Я написала вам и предложила помощь, хотя мы с вами знакомы только через ШЗ. Принесу, мол, вам лекарства, хотите? Вы захотели. Я записала, сколько чего. Не успела я выйти из дома – вы попросили купить еще и хлебца черненького. Не жалко, хлебца так хлебца. Не успела я просчитать маршрут – так, сначала аптека, потом булочная, — как вы пишете вдогонку: еще и такого-то лекарства прихватите, очень надо. Отлично, хорошо что еще не вышла. Обменялись мобильными номерами.
Тогда вы позвонили и попросили – раз уж я встала с дивана – еще и сыру «Маасдам» полкило. Отчего же не сделать крюк и не потащиться за сыром? Потащусь, думала я.
А потом вы еще раз позвонили и попросили сварить вам гречневую кашу. И я, Божена, отложила дела и СВАРИЛА ВАМ ГРЕЧНЕВУЮ КАШУ. И принесла. Жаль, путь до вас был недлинный, какой-нибудь километр пешим ходом. Совсем не тяжело было чемодан тащить. Шла и смеялась, гадала: что еще вам захочется, чтобы я сделала? Сварила суп? Отнесла вещи в чистку? Передержала собаку?

Еще не доев эту кашу, вы стали просить у меня мою домработницу. Помните? У меня все ходы записаны.

Пушкин Ал. С., Божена, псковской житель не самого высокого происхождения (не Мусин, сам признавался) как-то написал «Сказку о рыбаке и рыбке». Наверняка читали? Хорошая вещь.

Ну вот, а меня попусту цитировать не надо. Вам может не понравиться пожатье каменной моей десницы».

Видимо «наезд» именитой писательницы пришелся Божене не по душе, и она приняла решение атаковать, пока не поздно. Рынска. Известная в блогосфере под ником Беки Шарп, среагировала очень оперативно, обвинив Толстую во лжи:

«А вот и доказательства вранья Толстой подоспели. Как хорошо, что я сохранила нашу переписку с Татьяной Толстой времен моей операции на ноге. Вот привычка хранить чеки и письма, а. А Татьяна — соврала, да еще и сделала подлость. Из переписки видно следующее. Татьяна дружилась со мной после поста о пирогах и переписывалась на моей ЖЖ территории. Когда я обезножила … Татьяна написала и сама вызвалась принести мне лекарства. И потом написала: “может, вам чего сготовить? Не стесняйтесь”.

Жила я тогда очень бедно, квартира у меня была без кухни. Сама я себе сготовить ничего не могла. И я согласилась на предложение “сготовить”.

Мне тоже показалось странным, что Толстая хочет мне помочь, зайти. В этом чувствовалась какая-то корысть, какой-то расчет. Тогда я не поняла какой, озадачилась. Но тем не менее, была очень благодарна за помощь.

Далее, зашла Толстая ко мне 8 марта. Это видно из письма. Письмо про домработницу — 23 марта. 8 марта Татьяна рассказывала, что у нее замечательная домработница, и 23 марта, когда выяснилось, что моя — уезжает, я ей и написала. Так что — насчет “сразу просить домработницу” — вранье. Поздравляю вас, гражданка соврамши.

Насчет сыра масдам — тоже вранье. У меня приезжал шофер от Гаухар Мансуровой и забил мне холодильник всяческой жратвой, включая сыр. Не было только горячего — каши, и хлеба. Никаких следов сыра в переписке нет.

Далее Божена целый день последовательно делала скриншоты из своих писем и выкладывала их в журнале, вымарав при этом все лишнее. За день светская обозревательница опубликовала 7 писем, из которых стало ясно, что Толстая немного приукрасила историю, победоносно гремя в блогосфере «сапогами командора».

В результате скандала, который, впрочем, ни к чему не ведет, каждый остался при своем. Во всей этой истории ни одна из сторон конфликта симпатию не вызывает. Солидная писательница в образе матери Терезы, в 2008 году исполнявшая все капризы малознакомой журналистки, явно ругалась не по делу – если бы она взялась критиковать позицию журналистки – это одно, а выносить историю из частной жизни на всеобщее обозрение – это другое. Поведение склочной Рынски, собирающей все чеки за последние несколько лет, и убившей целый день на то, чтобы доказать, что Толстая не принесла ей сыра, и вовсе вызывает недоумение.

К сожалению, за сырно-гречневыми разборками потерялась суть возникшего противоречия – нужно ли помогать людям и соглашаться помочь в ответ на любую их просьбу, или отвечать отказом, если дело не касается вопросов жизни и смерти? И главное – где грань между допустимой нормами приличия просьбой, и откровенной наглостью?

21.03.2016 Божена Рынска "прокляла" Татьяну Толстую ParenNiNo

Орфография и пунктуация сообщения сохранены. «Детскую горку залили гудроном, и я этих граждан очень хорошо понимаю. Мы второпях снимали квартиру, нас с кошкой никто не брал на полгода, пришлось снимать на верхнем этаже прямо над детской площадкой. Это, товарищи, ад. Дети начинают реветь и визжать с 10 утра до 22-00. Последние вопли заканчиваются в 22-00, и потом, к полночи, на площадку выкатывается гопота, и вопли возобновляются, только пьяные. Сосед не выдержал и подрался с гопниками на той неделе. Потому что полицию вызывать бессмысленно. Они дожидаются, когда полиция уедет, и возвращаются. Сосед бизнесмен средней руки с собачками, не гопник. Не выдержал», - написала Божена.

Светская львица посетовала, что рядом с детской площадкой «живешь в постоянном визге и реве». «Можно свихнуться. Ни сна, ни отдыха измученной душе. Хочется не то, что гудроном, зарином, б…дь, все это заполировать», - пожаловалась Божена.

Автор сообщения предложила создать «зоны отчуждения для детских площадок». «Нельзя строить детские площадки впритык в окнам жилых зданий. Хотя бы 50 метров от окна. Нет возможности в этом доме сделать так? - Значит, не делаем площадку», - предложила Рынска.

Светская львица напомнила, что «до революции дети не ели до определенного возраста со взрослыми за одним столом». «Гуляли дети на бульваре с боннами, а не визжали под барскими окнами. Центром и смыслом жизни дети были только для своих родителей (если были), а посторонним неудобства от детей не навязывали. И первое, чему учила синявка девочек в институте, это бесшумности. Тихо ходить, не гомонить, аккуратно отбрасывать крышку парты, не галдеть. То есть, не создавать шумовых помех. Вопить под окнами могла только голытьба. И то, под окнами своими. От барских окон их бы дворник попер. Я полностью поддерживаю гудроновый протест. И я бы, устав бороться, залила бы гудроном или еще чем похлеще вечный источник шума. А они же родители со своими они же детьми - идите в жопу. Железные горки надо запретить, ставить пластиковые в зоне отчуждения от окон жилых зданий. Не ближе 50 метров. Это все», - подытожила Божена.


Громкое заявление блогерши вызывало возмущение у писательницы Татьяны Толстой, которая назвала Божену «гнидой».

Божена в ответ назвала писательницу «жирной». «Жирной Татьяне все неймется. Ну почему все уродцы такие злобные? Я уже ее прокляла до серьезной болезни. Придется второй раз бить наверняка, без выздоровления». «Жирной Татьяне все неймется. Уже обосралась во время гречкосрача, все, кто любит правду, хочет знать правду, поняли, что Толстая - лгунья. В дедушку пошла. Все сканы доказывали ее вранье. Не то, что не извинилась, нет, продолжает периодически потявкивать. Смотрите, какая прелесть. Вот уж неймется тетке-то. Уже к друзьям моим тявкать на меня забегает. Ну почему все уродцы такие злобные? Я уже ее тогда прокляла до серьезной болезни. Придется второй раз бить наверняка, без выздоровления», - написала Божена.

Татьяна Толстая и Божена Рынска уже ругались между собой по весьма незначительному поводу. Шесть лет назад дамы поскандалили из-за «кастрюльки гречки».

В свое время Божена Рынска становилась героиней программы «Школа Злословия», где Дуня Смирнова и Татьяна Толстая выступали в качестве ведущих.