Традиции семьи в разных религиях. Семейные традиции

Учитель нач. классов МБОУ СОШ № 12 Г. Астрахань

Слайд 2

СЕМЬЯ…

Семья – это громкое слово!Семья – это звонкое слово!Семья – это важное слово,Об этом вам скажет каждый.Семья – это солнце светит,Семья – это звезды на небе,Семья – это всё любовь.Любовь сыновей и отцов,Любовь дочерей и мам.Любовь свою дарим вам!...

А.В. Сидорова

Слайд 3

Китайская притча: «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая мир, и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Слайд 4

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье.

Слайд 5

Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте..

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были на­чертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ.

Слайд 6

Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи,

и МИРА тоже».

Слайд 7

Семейные праздники

  • Слайд 8

    Семейное творчество

  • Слайд 9

    Семейный отдых

  • Слайд 10

    « Плохо человеку, когда он один, горе одному, один не воин»В.В Маяковский.

    Слайд 11

    Спецификой семейного воспитания являются

    -«многомерность» жизни семьи,

    Широта и многогранность влияний,

    Условия, которые создаются членами семьи.

    Если они созданы осмысленно и целенаправленно, то могут стать основой всестороннего развития личности.

    Слайд 12

    СЕМЬЯ – ЭТО:

    • и трудовой коллектив,
    • и моральная опора,
    • и высшие человеческие привязанности (любовь, дружба),
    • и пространство для отдыха,
    • и школа доброты,
    • и многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и знакомыми,
    • мораль и вкусы,
    • манеры и привычки,
    • мировоззрение и убеждения,
    • характер и идеалы…

    Основы всего этого закладываются в семье.

    Слайд 14

    В семье

    ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а в дальнейшем и саму культуру.

    Слайд 16

    В семье

    складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном

    отношении к материальным и духовным ценностям.

    Слайд 17

    с близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

    Семья - это многогранное понятие, а семейные традиции складываются на протяжении многих веков. Традиции - это основа, которая объединяет членов семьи. У каждого народа на планете имеются собственные взгляды и представления о семье и семейных традициях, познакомиться с которыми не только интересно, но и поучительно.

    Ценность традиций

    Опыт, накопленный предыдущими поколениями, передается потомкам и позволяет укрепить духовную связь между ними. Богатый опыт, знания и обычаи предков делают семью счастливой. В ней с самого раннего возраста дети учатся уважать старших, понимают ценность семейных традиций и важность их сохранения. С возрастом такой человек осознает духовную связь поколений.

    Ценность семейных обычаев и традиций заключается в том, что они позволяют создать гармоничные отношения между ее членами. Бабушки и дедушки - важное звено, благодаря которому можно наладить связь поколений и познакомиться с историей семьи. Эти люди, как правило, располагают временем и всегда готовы к общению. Они способны помочь разобраться в возникающих проблемах и посочувствовать. Благодаря их опыту и мудрости можно избежать ошибок и досадных недоразумений.

    Семейные традиции разных стран имеют определенные отличия и особенности, но некоторые из них интернациональны и не зависят от места проживания людей и обычаев, сложившихся исторически.

    Россия

    Как правило, многие обычаи имеют глубокие исторические корни и в России это заметно как нигде. Бережное отношение к семейным реликвиям - одна из традиций, которая сохранилась и в наше время. Семейные реликвии передаются из поколения в поколение и укрепляют связи как с прошлым, так и в настоящем между членами семьи.

    Обычная на первый взгляд процедура - мытье в бане, для русских людей стала ритуалом. Она превратилась в событие, которое способствует укреплению отношений в семье и объединению всех ее членов.

    Цель создания семьи в России заключается в рождении детей, их воспитании и передаче накопленного опыта и знаний, культуры и нравственности. Привитие любви к труду через игры делает детей помощниками для родителей. В прошлом ребенок в 15-16 лет имел все необходимые навыки, которые нужны для самостоятельной жизни.

    Традиционно центральная фигура в русской семье - это мужчина, который заботился о ее членах и был основным добытчиком. Семейное благополучие полностью зависели от него, поэтому он имел право распоряжаться имуществом и был представителем семьи при защите ее интересов.

    Женщина - хранительница домашнего очага, которая почиталась в семье. Ей нужно было приносить подарки, чтобы обезопасить от козней злых духов. Домашнее хозяйство и воспитание детей - основные ее обязанности. За дочь и ее поведение отвечала мать, а за сыновей, достигших десятилетнего возраста, отвечал отец. В русской семье почитание старших и беспрекословное им подчинение — одна из основных традиций.


    Китай

    Для китайцев семья - это собственное государство. Его глава - отец, который имеет неограниченную власть. Так сложилось исторически, что на семейные традиции в Китае оказали существенное влияние различные культуры и религии. Несмотря на это, для них высшая добродетель - дань уважения предкам. Культ главы семьи сохранялся и после его смерти.

    В Китае сыновья - основные наследники, между которыми все имущество, завещанное отцом, делится поровну. Это нередко приводило к конфликтам и разногласиям между ними.

    Репутация семьи для китайцев имела огромное значение. Для ее защиты мужчины шли на войну и погибали. В настоящее время неизменными китайские семейные традиции сохранились в древних династиях.


    Индия

    Семейные индийские традиции сформировались во времена, когда общество было разделено на касты. Только представители одной касты имели право заключать браки, причем социальный статус жениха должен быть выше, чем у невесты. О разводах или повторных браках в этой стране речь не идет вообще - они запрещены.

    Сложившееся мнение о том, что во всех индийских семьях много детей, не соответствует истине. Единственное исключение - это семьи, в которых очень хотят мальчика.

    Аборты в Индии разрешены, однако к ним практически никто не прибегает. На законодательном уровне запрещено до рождения ребенка знать его пол. Детям родители отдают много времени, занимаясь их воспитанием. Полное подчинение отцу - основной закон для подрастающего поколения, поэтому и выбор пары - привилегия главы семьи. Несмотря на большие преобразования в стране в общественной сфере, они практически не коснулись семейных традиций.


    США

    В этой стране настолько переплелись традиции и культура большого количества народов, что о каких-либо общих традициях не может быть и речи. Однако все не так просто - в США не только каждый штат, но и город или район имеет собственные нерушимые традиции.

    Американские семейные традиции довольно своеобразные и заслуживают внимания. Супруги - это два независимых на финансовом уровне субъекта, каждый их которых имеет собственный банковский счет и распоряжаются этими средствами на свое усмотрение. Кроме этого, предусматривается и общий семейный счет, необходимый для совершения крупных покупок и покрытия расходов на детей.

    Совершеннолетние дети живут отдельно и у них собственная жизнь. Базовыми понятиями в воспитании подрастающего поколения американцев является любовь к родине, почитание старших и любовь к родителям. Довольно часто традиции не позволяют браку разрушиться.


    Бразилия

    В Бразилии социальное расслоение очень заметно, но, несмотря на это, их объединяет одно — крепкие семейные традиции. При появлении у дочери парня ее родители стараются наладить с ним добрые отношения. Общие семейные ужины - один из способов сблизиться и найти общий язык. Отношения между родственниками настолько крепкие, что любое семейное событие - это повод собраться вместе всей многочисленной родне.

    Роли каждого члена бразильской семьи четко распределены, круг обязанностей мужчины и женщины разграничен. Только в редких случаях делаются исключения из этого правила. С юного возраста девочки начинают приобретать навыки, необходимые для женской работы, и ухаживают за младшими детьми. Они рассматриваются как потенциальные невесты уже в возрасте 13 лет, а в 15 выходят замуж. Мальчик - это будущий глава семьи, поэтому он получает хорошее образование, которое соответствует социальному статусу.


    Швеция

    Швеция в прошлом - патриархальная страна. Девочка должна была подчиняться отцу, а выйдя замуж - мужу. Современная шведская семья - это союз равноправных людей, а родители проявляют внимание и заботу о детях. Расходы в семье, как правило, делятся между супругами поровну. Шведский отец - это образец для подражания, а при разводе мужчины исправно платят алименты, и до их взыскания дело не доходит. Шведские дети воспитываются в духе свободы и их личность не ущемляется. О телесных наказаниях родители могут и не помышлять - они запрещены законом. При нарушении прав ребенка сам малолетний пострадавший может подать на родителей жалобу в полицию.


    Австралия

    Для жителей Австралии семейные традиции и ценности не играют такой большой роли как для других народов. Для них нормальное явление - редкие встречи по большим праздникам. Общения между родными может не происходить длительное время, так как место расположения работы определяет место жительства, которое с легкостью может быть изменено.

    Бракосочетание для австралийцев - формальная процедура, которая не сопровождается пышным праздником. Для проведения этого мероприятия затрачивается минимальная сумма денег.

    Любопытно, что семейный отдых - это мероприятие с низким бюджетом. Отдых в компании мужчин проводится с размахом и нередко включает в себя экстремальные развлечения.


    Норвегия

    Общество в Норвегии воспринимает беременность у женщин как естественное состояние, которое не считается чем-то исключительным. При этом будущий отец бережно относится к женщине, посещает вместе с ней врача и присутствует при рождении ребенка. Информация о беременности не скрывается от окружающих, а родственники могут увидеть появившегося на свет малыша сразу же после рождения. Подарки ребенку еще до его рождения не относятся к плохим приметам, вещи для него собирают сразу после наступления беременности. Подходы к воспитанию детей в разных регионах Норвегии отличаются, но их объединяет одно - строгость родителей.

    Взаимная помощь членов норвежской семьи - ее основа. Задача родителей заключается в заботе о подрастающем поколении, которое впоследствии служит их опорой. Братья и сестры очень дружны, проводят вместе много времени, а общие интересы объединяют их. Общение родителей и детей происходит на равных, причем закрытых тем практически не существует.

    Равноправие - основной постулат не только в семье, но и в стране в целом. В это понятие входит и гендерное равноправие - различий по половому признаку не существует. Мальчики и девочки играют одинаковыми игрушками, а становясь взрослыми, они вправе выбирать себе любую профессию.

    В семье не существует обязанностей исключительно мужских или женских - все ее члены могут выполнять любую работу по дому. Нередко женщины берутся за непосильную мужскую работу, так как понятие "мужская помощь" не существует.

    Согласно норвежским законам, трудоспособный возраст заканчивается в 67 лет, поэтому у бабушек и дедушек остается много времени на общение с внуками и их воспитание. Как правило, они не вмешиваются в семейные дела своих детей.


    Финляндия

    Спокойствие и уравновешенность - часть характера финнов, поэтому детей учат быть сдержанными, но решительными, а перед тем как совершить поступок - взвесить все за и против. Мужчины и женщины имеют одинаковые права и даже при встрече жмут друг другу руку. Отказ от такого приветствия может оскорбить человека.

    В финском обществе приняты теплые отношения между людьми, но детей учат общаться без панибратства. Совместный досуг у финнов отличается разнообразием и может включать не только пикники и походы в кино, но и совместное чтение книг.


    Италия

    Итальянская семья отличается очень тесными отношениями. Дети в зависимости от пола воспитываются по-разному. Мальчики находятся в привилегированном положении - их балуют и опекают. Такое отношение объясняет привязанность мужчин к своим мамам. Дочери — в перспективе хранительницы очага и им не до баловства, так как в будущем придется иметь трезвый взгляд на разные жизненные ситуации.

    Знакомство невесты с родителями жениха проходит в дружелюбной атмосфере. Удача будет сопутствовать женщине, если она понравиться матери жениха.

    Родственные отношения в Италии возведены в высшую степень. Они относят к родственникам не только людей, близких по крови, но и всех, кто хоть как-то связан с их семьей. При принятии важных решений участвуют все члены семьи. При этом может собраться многочисленная и шумная компания. Даже при возникновении разногласий все останется в семье.


    Формирование семейных традиций

    В семье постоянно происходит формирование различных семейных традиций. Люди даже не подозревают об их существовании, а они уже сложились. Совместные праздники, встреча одного члена семьи с работы или прогулки по парку - все это часть семейных традиций.

    Рутина - это враг гармоничных семейных отношений, поэтому можно смело придумывать нововведения и обычаи. Вариантов множество: от создания генеалогического дерева до книги, в которой родные будут заносить информацию о приятных моментах жизни.

    Очень часто люди теряют свои корни, поэтому восстановление связи с предками - важная задача, решение которой позволит укрепить семью. Сохранение традиций, их соблюдение и передача следующему поколению - залог крепкой и дружной семьи.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    ВВЕДЕНИЕ

    Возможные ассоциации со словом семья - быт, будничность, повседневность. Что необходимо для сохранения целостности, новизны? Вспомнить о том, что было в начале - о первопричинах возникновения моей семьи, о мотивах к ее созданию…

    Религия - способ восстановления связи, один из древних механизмов воссоздания и поддержания масштаба, смысла и т.д. (Религо - обратная связь, связь с источником, причиной.)

    Во многих, если не во всех религиях Бог - не только творец, создатель мира. Он характеризуется, как отец (отче наш). Следовательно, мы - его дети и представляем собой семью. В таких религиях мир рассматривается через призму семейно-родственных отношений. Поэтому семья, ее структура, отношение к семейной жизни - одна из самых важных вещей в большинстве мировых религий.

    В основе религии - тайное, неизъяснимое, священное, запредельное - то, что определяется словом Бог. В семье есть нечто похожее. Не обязанности, любовь, заботы и др. Скорее, это «дух семейственности». (Мы скажем, что речь о «признаках системы». В этом смысле любая религия - архаическая форма системного подхода.)

    Поэтому только религия могла регламентировать внутрисемейные отношения - у других общественных институтов для этого недостает силы или убедительности.

    При всех различиях истории семьи в разных религиозных традициях наблюдается общая тенденция - сначала матриархат, матрилокальность и матрилинейность, затем патриархат, патрилокальность и патрилинейность - в различных сочетаниях и последовательности внутри этих блоков, затем детоцентристская семья, и сейчас мы наблюдаем в постиндустриальном и постмодернистском обществе (в частности, у нас в России) переход к супружеской семье.

    Матри-ориентацию сейчас можно увидеть лишь в рудиментарном состоянии - например, в передаче национальной принадлежности по материнской линии в иудаизме.

    Патриархат в различной степени сохранности в культуре присутствует. В чистом виде - это абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания. В Уложении 1649 года - сын или дочь подвергались наказанию кнутом независимо от возраста, если они грубили родителям. Дети приравнены к неполноценным, умалишенным, маргинальным членам общества. Нет ответственности родителей за детей, но есть - детей перед родителями (5-я заповедь). Причем, вплоть до вступления в брак он - дитя, малый, невзрослый.

    По мере гуманизации общества появляется (в культуре, но не в законодательстве) тенденция заботиться о детях. В Европе это происходит в 18-19 веках, в России в 19-20 веках. Они (дети) все еще неполноценны, но взрослые за них отвечают, обеспечивают и т.д. Это уже детоцентристская культура и соответствующие ей семейные ценности. Теперь многие браки сохраняются «ради детей». Детоцентризм защищает и лишает свободы детей в той же мере, в какой патриархат защищает и лишает свободы женщин.

    НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

    Следующая ступень в эволюции - отрыв сексуальности от деторождения и резкое снижение рождаемости. Сексуальность теперь свойство индивидов и характеристика взаимоотношений людей. Секс выходит за пределы брака и исчезает двойная мораль.

    Начинается эра эмансипации - женщин от мужчин и детей от родителей. Стратегия отношений определяется не родством и старшинством, как в патриархальной семье, и не порождением, как в детоцентристской, а, скорее, свойством (с ударением на второе «о»). Муж и жена - на равных, они не подчиняют свои интересы интересам детей. Сексуальность не сводится к прокреации. Эротизм и приватность занимают место долга и публичности. Симметрия прав и асимметрия ролей. Принципиальное отличие такой семьи - автономность супругов (это когда потребности, интересы и круг общения каждого из супругов выходят за рамки брака).

    Индивидуализация личности, как следствие поликультурности и полирелигиозности общества приводит к тому, что если эти индивидуалисты, супруги, не создадут возможности автономии друг для друга, то напряжение в системе будет нарастать, и такая семья неустойчива и недолговечна. Теперь, в супружеской семье, способность к адаптации и интимности является антитезой автономии и эти полюса друг друга поддерживают.

    Женщина занимает предельно подчиненное, служебное положение. «Ваши жены - нива для вас. Они созданы из вас и для вас. Ходите на вашу ниву, когда пожелаете», написано в Коране.

    Состоять в браке - священная обязанность мужчины. Безбрачие - тяжкий грех. Муж обязан:

    * прилично содержать жен,

    * защищать их от всех опасностей,

    * обеспечивать их собственностью (в частности, подарки - собственность жен, их нельзя отнять),

    * обеспечивать их регулярным вниманием, в том числе сексуальным,

    * оставить имущество по завещанию.

    Жена обязана:

    * рожать детей и их воспитывать,

    * не покидать женскую половину дома (правило парды),

    * выполнять домашние работы (и больше никаких других).

    В современных исламских государствах женщина может работать, но на женской половине дома (медсестра, домработница, нянька) и имеет право получить соответствующее образование. Но при этом образование, профессиональная деятельность, социальная включенность сильно понижает ее статус на «рынке невест». Необразованная и неработающая - выше, как потенциальная жена.

    Большое число детей повышает статус замужней женщины.

    Семья очень закрыта. Ни муж, ни, тем более, жена не станет обсуждать семейные проблемы даже с близкими людьми. Супруги ведут весьма раздельную жизнь. Они даже избегают называть друг друга по имени.

    Согласно индуистской традиции самым эффективным способом прервать цепь воплощений является путь аскета. Но это - для продвинутых. И, хотя вступающие в сексуальный контакт и, тем более, семейные люди обрекают себя на повторное рождение, но, если учитель видит, что ученик не готов к аскезе, он советует ему жениться и служить Богу в браке.

    Но не все потеряно! Если супруги сознательно вступают в сексуальные отношения, и, наслаждаясь, хотят «доставить радость Богу - и в партнере и в себе», то они становятся частью Божественной игры и получают шанс выйти из цепи реинкарнаций. Поэтому семья - не только и не столько место для получения удовольствия самого по себе, сколько способ культивирования этико-религиозных обязанностей ради спасения (Чаттерджи). При помощи утоньшения, возвышения физической любви, практикования искусства сексуального общения и деторождения супруги приближаются к Богу. Идеал женщины - гармоничное сочетание скромности и чувственности.

    В буддизме нет текстов о семье. Буддизм исторически начался с того, что принц Гаутама, еще не Будда, в то время, когда его жена претерпевала в соседней комнате родовые муки, вдруг прозрел и, увидев весь круг страданий - ее и их ребенка, решил не иметь к этому отношения. Он переоделся и, никем не замеченный, покинул дворец. Поступок сомнительный с нашей точки зрения, но об этом в конце лекции.

    Хотя Будда был против кастовой системы, характерной для индуизма, он сдержанно относился к приему женщин в монашеский орден. В монастырях мужчины и женщины жестко разграничены. Так как пол меняется при реинкарнациях, то он не является фундаментальным атрибутом личности и, в частности, не может служить поводом для неравенства.

    ХРИСТИАНСТВО

    семейный супружеский ислам индуизм

    Нынешний брак устроен и функционирует так,

    как если бы он изобретался каким-то третьим полом

    с целью - основательно досадить первым двум.

    С одной стороны, Иисус рожден на Земле женщиной, это поднимает ее авторитет. С другой - большая роль придается непорочности зачатия. Наиболее строго смотрит на это католичество - у них доказано, что даже Мария была зачата непорочно. Остатки патриархальных идей в сочетании с идеей порочности приводит к тому, что женщина виновата во всех соблазнах, которым поддаются мужчины. (Проекция).

    Большое значение имеет добрачная девственность. Обнаружение, что невеста не девственна, может привести к весьма неприятным последствиям для нее. В православии - помягче. Невесте предпишут пост, молитвы и покаяние на срок от нескольких дней до двух лет. Домострой и его семейный устав - частично светские, но в основном церковные установления - как и всякая литература того времени. Секс, согласно уставу, разрешен только в понедельник, вторник и четверг. В остальные дни недели, а также во все праздники, Великий пост и в пасхальную неделю - нельзя! (А так как Великий пост и пасхальная неделя в сумме занимают два месяца, то в культуре будут отсутствовать некоторые Зодиакальные знаки). Запрещены многие сексуальные позиции, аборт и контрацепция.

    ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

    Ограничены сроком

    Между битлз и роком,

    Между шейком и брейком,

    Между Кеннеди и Рейганом.

    Меж Кабулом и Прагой,

    Между ложью и правдой,

    Между хиппи и панками,

    Религия - это всегда уважение к традиции, поэтому в отношении религии к семье заметен отзвук предыдущей религии и культуры. Чем древнее традиция, тем более древние вещи будут для нее предыдущими. В иудаизме видны следы матрикультуры, в исламе - патриархат, в христианстве появляется детоцентризм. А что сейчас? И что у нас?

    Культура, в которой мы живем, называется постмодернизм. Даже из названия можно заключить, что у нее нет своего позитивного содержания, что она - «после чего-то». А за спиной у нас - две мировые войны и революции, несколько социализмов и в каждом - своя система семейных и сексуальных ценностей, молодежные революции в Европе, движение хиппи и панков…

    В стране происходит небывалое смешение культур и осколков традиций, небывалое возрождение христианства. Тысячи людей прошли и проходят курсы йоги и тантры всевозможных направлений, группы, в которых изучаются китайские, индийские, тибетские, африканские, южно-американские, древнерусские духовные, телесные и сексуальные практики. Таких людей так много, что это уже - часть культуры. По моим ощущениям, российский вариант постмодернизма - смесь православия с индуизмом и острой приправы из всего вышеперечисленного.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Взгляд на статус и положение женщины в исламской, иудейской и христианской традициях, общее и черты отличия. Понятие о хиджабе. Основные требования к одежде. Понятие о разводе и его условиях. Религия и протест. Образ женщины в современном христианстве.

      курсовая работа , добавлен 08.04.2009

      Феномен смерти, вопрос смерти в представлениях древнего человека, смерть и загробный путь в разных религиях (христианстве, исламе, буддизме, индуизме). Поклонение умершим предкам, православный, мусульманский, буддийский и индуистский обряды погребения.

      курсовая работа , добавлен 14.05.2012

      Понятие поста, его значение в христианстве и основные виды. История и цели практики покаяния и прошения. Разделение постов на степени по строгости употребления пищи в трапезе. Традиции ритуального воздержания от принятия пищи в иудаизме, исламе, индуизме.

      презентация , добавлен 03.10.2013

      Общая характеристика и сравнительное описание положения женщины в исламском, иудаистском и христианском обществе, позитивные и негативные тенденции. Особенности поведения и требований к женщине до брака и в нем, возможность развода, права и обязанности.

      курсовая работа , добавлен 30.01.2013

      Семейные ценности в исламе, условия заключения брака, рождение ребенка. Утверждение моногамного брака в христианской культуре. Соотношение и взаимосвязь брака и безбрачия в христианстве. Вопросы брака и семьи в буддизме, контроль за деторождением.

      реферат , добавлен 14.02.2013

      Положение женщины в обществе в дохристианский и христианский периоды. Феминизм и его влияние на изменение взгляда на общественно-социальную роль женщины. Отношение к женщине в церквях ведущих христианских конфессий; практика ординации женщин в епископы.

      курсовая работа , добавлен 08.11.2011

      Роль женщины в индуизме. Легенда о происхождении и возникновении обряда Сати в Индии - похоронной ритуальной традиции сожжения вдов вместе с покойным супругом на специально сооружённом погребальном костре. Описание ритуала и принятие закона о его запрете.

      реферат , добавлен 22.06.2011

      Понятие "личности" в богословии В.Н. Лосского, ее свобода и уникальность. Карма, мокша и нирвана – три кита индийской религиозности. Неразложимая целостность и ипостасность. Самотождественность личности человека, ее психическое единство, самоопределение.

      реферат , добавлен 05.12.2014

      Формирование добродетельной личности, здоровой семьи и гармоничного общества как основная цель ислама. Обязанности верующих мусульман. Семья в исламе, особенности воспитания детей. Нравственные нормы, предписываемые исламом. Взаимоотношения между людьми.

      презентация , добавлен 07.09.2014

      Рассмотрение особенностей основных религий. Изучение роли искусства в религиозной культуре. Искусство писания икон в христианстве, каллиграфии в исламе, изображение Будды в буддизме, мандалы, украшение синагог и созданием ритуальных предметов и иудаизме.

    МОУ СОШ с. Архангельское

    Модуль «Основы мировых религиозных культур»

    Разработка урока в 5 классе

    Учитель: Шестерина Людмила Геннадьевна

    Педагогический стаж 21 год

    2010 год.

    Тема: Семья, семейные ценности.

    Цель: формирование у детей понятия «семья» и «семейные ценности».

    Задачи:

      Конкретизировать с учащимися понятия «семья» и «семейные ценности», показать, как традиционные религии России относятся к семье; подвести учащихся к выводу, что семейные ценности различных религиозных культур совпадают.

      Развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять

    существенное, обобщать; способствовать развитию

    коммуникативных качеств, умению работать в группе.

      Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным ценностям и традициям представителей разных культур.

    Оборудование: мультимедиа проектор, фотографии священных книг и семьей

    разных религиозных культур, текст притчи и стихотворения,

    отрывки из источников разных религиозных культур,

    альбомы, цветные карандаши и маркеры 4 цветов.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    Дети встают в круг. Учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним.

    Из глубокого колодца (руки “О”)

    Солнце медленно встает (руки поднимаются над головой)

    Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой ладошками вверх)

    Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз)

    Новый день оно начнет (руки вниз широко).

    Учитель: С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу.

    2. Обсуждение выполнения домашнего задания.

    - Какое определение вы дали слову «милосердие»? А ваши родители как считают? (работа со словариками)

    - Какой мир – милосердный или враждебный - помогает устанавливать принцип «Как ты к нам, так и мы к тебе»?

    - Как научиться милосердию?

    - Хорошо жить, если тебя окружают милосердные люди?

    3. Актуализация знаний.

    Выбрать качества, которые характеризуют милосердного человека.

    доброта

    жадность

    3. сопереживание

    лень

    лицемерие

    вежливость

    лживость

    хвастовство

    дружелюбие

    10. сочувствие

    11.

    зазнайство

    12.

    грубость

    Ключ:

    С ПЕ ЛРМ ОХЬЯ ОЙ

    У меня есть мама,

    У меня есть папа,

    У меня есть дедушка,

    У меня есть бабушка,

    А у них есть я.

    Что это? СЕМЬЯ .

    Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»? (Ответы детей.)

    4. Работа над новой темой.

    А) Как вы думаете, на чём держится семья? (Семейные ценности)

    Работа в группах.

    Чтение и обсуждение притчи.

    « В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово…

    Какое это слово? (« ПОНИМАНИЕ».)

    Каждая группа выдвигает свои предположения.

    Б) Работа с источниками в группах. (Приложение № 1)

    Ученики делятся на 4 группы, каждая группа представляет религиозную культуру. Дети получают источники, из которых должны выписать семейные ценности. Затем идёт обмен информацией между группами.

    В) Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах?

    Как вы считаете, почему? (Семья – это свято для всех)

    Есть ли расхождения в разных религиозных культурах? (да, но они незначительны).

    Давайте составим общие семейные ценности.

    5. Закрепление основных понятий урока.

    Составление семейных заповедей.

    Какая семья называется дружной?

    О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас познакомитесь.

    « Как появилась дружная семья».

    Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (каких?) Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба

    Уважайте мнение всех членов семьи.

    Старайтесь понять каждого и если надо простить.

    Никогда не смейтесь над кем-то.

    Уважайте родственников.

    Почитайте родителей. И т. д.

    6. Рефлексия.

    На доске записаны незаконченные предложения .

    Мама и папа для меня самые…

    Я доверяю свои тайны…

    Я люблю бабушку за то….

    Свою семью я считаю…

    Родным я хочу пожелать…

    7. Домашнее задание.

    Поговорить с родителями о ценностях своей семьи.

    Подобрать пословицы о семье, можно разных народов.

    Вопросы на странице 75 учебника.

    Написать сочинение о своей семье (по желанию)

    Приложение № 1.

    Семья в исламской религиозной культуре.

    В Коране Аллах Всевышний говорит: «Аллах дал вам в ваших домах жилье…» (16:80).

    Что значит дом для мусульманской семьи? Является ли он тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей и где их поведение базируется на исламских принципах? Является ли он тем местом, где члены семьи чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу?

    Дом не должен быть лишь тем местом, где люди едят, спят и отдыхают. Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе, а жены и мужья имеют возможность находиться наедине. Именно здесь семья может вместе молиться и жить, руководствуясь тем, что было ниспослано Аллахом Милосердным. Со слов Ибн Аби Алдунья и других передают следующий хадис: «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу» (Сахих аль-Джами).

    Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.

    Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений.

    Мужьям и женам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны. Кроме того, они должны поддерживать друг друга в выполнении предписаний Аллаха и воспитывать своих детей в духе исламских ценностей, поскольку, без сомнения, ребенок, выросший вне Ислама, обречен на страдания в этой и в будущей жизни.

    Семья в иудейской религиозной культуре.

    Мир существует согласно законам природы, установленным Всевышним. Все в нем взаимосвязано. Вода питает землю. Из земли произрастают растения, отдавая в атмосферу кислород. Жизнь возможна только тогда, когда вся природа взаимодействует. Это взаимодействие называется любовью. Только любовью Всевышнего сотворен мир, только благодаря любви существует человек. Любовь к ближнему - важнейший принцип бытия, стержень общественной и частной жизни человека. Итак, основа эволюции - любовь. Таким сотворил Бог наш мир. Поэтому мы и называем его Богом любви.

    Основа же всей Торы: любовь и праведность, то есть уважение к ближнему, строгое следование моральным заповедям, бескорыстная помощь всем нуждающимся вне зависимости от их заслуг. Эти качества не могут передаваться из поколения в поколение сами по себе, без воспитания. Поэтому одной из важнейших основ иудаизма является воспитание - и не только детей, но и взрослых. Первых учат родители, вторых - Сам Всевышний.

    Заповедь о почитании родителей рассматривается в иудейской культуре как высший долг человека. Семья в иудаизме не только социальное, но так же религиозное объединение. Член семьи считается ответственным за её доброе имя. «Семья подобна куче камней - вытащи один, и вся куча рассыплется».

    Семья в православной культуре.

    Cемья в православии всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины.

    В дореволюционной России Домострой служил источником подобной информации, в нем были изложены основные принципы построения семьи и ведения дома в соответствии с православием. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семьи (дома) по Домострою. В Домострое семья сама по себе выступала как ценность. Главой семейства однозначно был муж, «государь», который нес за домочадцев колоссальную нравственную ответственность: он должен «следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, в теплом дому и всегда в порядке»2. Муж и жена принимали все решения соборно, так как Домострой предписывал супругам ежедневно наедине обговаривать все вопросы. Жена по Домострою выполняла функцию регулирования эмоциональных отношений в семье. Именно ей отводится роль «заступницы» за детей и слуг перед строгим «государем», она же отвечает и за семейную благотворительность (нищелюбие и странноприимство) - важный фактор духовной жизни, проявления которой одобрялись церковью и обществом3.

    Любовь - основа основ семьи и православия.

    Семья в буддистской религиозной культуре.

    Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует древняя традиция одаривания: дарить пищу, подарки, гостеприимство и помощь. Дарящий получает от этого огромное удовольствие. Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Будда учил, что зло само по себе является наказанием. Оно делает нашу жизнь уродливой и даже после многих лет наслаждений всё равно приводит нас к горькому сожалению и раскаянию.

    Согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих.

    Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям

    Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания.

    Если бы мы по-настоящему любили какого-то человека, мы бы неустанно стремились к его счастью. А вместо этого люди неустанно заботятся лишь о своём собственном благополучии. Именно эта потребность в другом человеке, обусловленная эгоистичными желаниями, создаёт проблемы и страдания в отношениях между людьми.

    Слайд 1

    «Семья в современном обществе»
    Выполнил: учащийся 10 класса Дивеев Денис Руководитель: учитель технологии Кормышова Н.И.
    Сампур 2016

    Слайд 2

    «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества» Феликс Адлер, американский педагог

    Слайд 3

    Цель: Проанализировать изменение семейных ценностей в современном обществе.

    Слайд 4

    Задачи: изучить отношение к браку и семье в прошлом и настоящем; рассмотреть роль семьи в жизни и развитии современного общества; выяснить, каково отношение современной молодёжи к семье через анализ данных социального опроса среди учащихся 9-11 классов.

    Слайд 5

    Актуальность обусловлена тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России, необходимостью приобщения учащихся к осмыслению семейных ценностей, проблем сиротства при живых родителях, целях социальной и демографической политики в РФ. Залог процветающего общества – счастливая семья, а семейным ценностям суждено жить при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям.

    Слайд 6

    Испокон веков существовали традиционные функции семьи. Семья была хозяйственной ячейкой, и жить в семье с этой точки зрения было просто необходимо: одинокой женщине или одинокому мужчине в деревне прошлого, скажем, было очень трудно прокормиться. На основе этого создавались семьи для ведения общего хозяйства. В семье рождались и воспитывались до 10-12 детей, и это не считалось многодетной семьей. Это была норма. Наконец, в рамках семьи наследство от старших поколений переходило к младшим.
    У истоков семьи…

    Слайд 7

    Что же произошло со всеми этими функциями теперь? Как трансформировались семейные ценности у современной молодежи?

    Слайд 8

    Репродуктивная функция Самая важная функция семьи - воспроизводство себе подобных. Чтобы человеческий род не прекратил свое существование, общество не превратилось в интернат для престарелых, уровень населения не снизился, необходимо, чтобы в каждой российской семье было не менее 2-3 детей.

    Слайд 9

    К проблемам современного общества, сдерживающим деторождение, можно отнести и ранние браки, составляющие категорию риска и дающие половину всех разводов. Если в странах Европы брачный возраст составляет 28 лет, в Японии - 30-33 года, то у нас планка снижается до 18 лет.
    Другая сторона проблемы рождаемости - внебрачные дети. Сейчас каждый третий ребенок в России рождается вне брака, а в возрастной группе матерей в 16-18 лет - почти половина.

    Слайд 10

    Она не может быть заменена никаким другим институтом. Но к сожалению воспитательная роль семьи снижается. Обусловлено это происходящими в семье переменами. В современной семье формально супруги равны. Но большая часть забот лежит фактически на женщине, в том числе и воспитание детей. Часто встречаются семьи, где дети просто предоставлены улице, самим себе или стремятся делать бизнес мойкой машин, сбором бутылок и т. д., забывая об учебе в школе.
    Воспитательная функция

    Слайд 11

    Хозяйственная функция резко сошла на нет. Общество стало значительно богаче, служба быта куда лучше, так что сегодня человек без ущерба для здоровья может прожить один.
    Хозяйственная функция

    Слайд 12

    Восстановительная функция
    Важное значение в жизни каждого человека имеет рекреационная (восстановительная) функция семьи. Она должна стать местом отдохновения и вдохновения, уверенности в себе, нужности близким создать чувство психологического комфорта, сохранить высокий жизненный тонус.

    Слайд 13

    Один из важнейших показателей качества семейного союза - уровень и качество межличностных отношений супругов.
    Межличностные отношения супругов в семье
    С целью выяснить отношение современной молодёжи к семье был проведен социологический опрос учащихся 9-11 классов.

    Слайд 14

    №1. В каком возрасте лучше создавать семью?

    Слайд 15

    №2. Обязательно ли регистрировать брак?