Традиции праздника и приметы. Сочельник - что это такое? Когда начинается сочельник? История сочельника

Канун Рождества Христова – особенное время для всех людей. Ведь именно к этому моменту заканчивается подготовка к большому и весёлому празднику, а над землёй витает особенный волшебный дух всеобщего благодушия и всепрощения, особенной просветлённости мыслей и чувств. Хозяйки готовят праздничные кушанья, а вся семья предвкушает мирную семейную трапезу, знаменующую окончание длительного поста.

Значение Рождественского Сочельника

Навечерие Рождества Христова, чаще называемое «Сочельник» или «Свят-вечер», не является праздником в точном смысле слова. Скорее это предпразднество, завершающее период подготовки к главному из церковных двунадесятых торжеств и как-бы приотворяющее дверь в рождественские обряды и гуляния.

В основе традиции особенным образом отмечать окончание Филиппова поста и канун Рождества лежит легенда о Вифлеемской звезде, чьё появление на небе когда-то стало для волхвов предзнаменованием появления на свет Спасителя.

Однако задолго до появления на Руси христианства и установления Рождества Христова наши предки именно в эти дни отмечали языческий праздник – Солнцеворот, посвящённый грозному богу по имени Карачун, знаменующий возрождение Солнца и всей природы. С тех пор сохранилось немало обрядов и ритуалов, с помощью которых народ пытался использовать себе на пользу необыкновенную энергетику этого особенного момента, стараясь обеспечить богатый урожай, умножить приплод скота, защитить домашних животных от болезней и нападения диких зверей.

Традиции Свят-вечера

Почти двум неделям январских праздников в христианской традиции предшествует строгий пост, продолжающийся с 28 ноября до самого Сочельника, то есть до 6 января. Последний день – самый строгий, когда не разрешается положить в рот ни кусочка еды вплоть до появления на небе первой звезды, символизирующей Вифлеемскую. Кроме воздержания в пище в этот день соблюдаются и другие традиции, как церковные, так и дохристианские.

  • Все верующие обязательно посещают 6 января церковь и присутствуют на особенном богослужении, посвящённом наступающему празднику. Литургия завершается пением тропаря Рождества и выносом в центр храма горящей свечи. Именно с этого момента по возвращении домой разрешается садиться за праздничный стол. Те, кто по каким-либо причинам не может в канун Рождества посетить церковь, творят молитву дома, и только затем приступают к трапезе.
  • Свое самое популярное название «Сочельник» праздник получил от главного блюда – сочива (или кутьи), первым появляющегося на столе во время вечерней трапезы. Классический рецепт его приготовления предусматривает в качестве основного продукта толчёные, распаренные, а затем проваренные зёрна пшеницы. Готовую кашу сдабривают растёртым маком и грецкими орехами, поливают мёдом. Существуют и другие вариации кутьи из риса или чечевицы, с добавлением кроме мака и орехов ещё и изюма. Мёд современные хозяйки иногда заменяют сахаром или халвой.
  • Кроме сочива непременно готовили ещё 11 постных блюд, которые подавались в строго определённой последовательности. После сочива на столе появлялись закуски, затем первые блюда с пирожками и пампушками. Завершали трапезу различными десертами, среди которых обязательно были медовые пряники. В качестве напитка в меню традиционно фигурировал один лишь узвар – компот из разнообразных сухофруктов (груш, яблок, вишни, сливы, изюма).
  • Интересно, что каждое из продуктов или блюд, обязательных для ужина в Сочельник, имеет свой особый смысл. Так, сочиво подаётся в качестве символа жертвы Христа во имя людей, горох означает возрождение к новой жизни, а капуста воплощает надёжность и непритязательность. Борщ призывает к терпению в рутинных заботах, рыба фигурирует как примета христианства, голубцы означают любовь к ближнему, вареники обещают достаток, а блины дают надежду на солнечный свет. Каша сулит продолжение рода, а пирожки – здоровье и счастье, узвар очищает душу от скверны, а пампушки служат напоминанием о вечной жизни. Стоит заметить, что количество блюд не ограничивается числом «12», их вполне может быть и гораздо больше.
  • Ещё одна важная традиция Сочельника – уютное семейное застолье. В этот вечер не принято приглашать в дом множество гостей. Праздник встречают в узком кругу самых близких людей, не проявляя излишнего оживления или неуёмного веселья. Его проводят за молитвами и неспешными разговорами, размышлениями о жизни и обсуждением планов на будущее, а все шумные гулянья следует отложить до Святок.
  • Желательно, чтобы во время трапезы каждый член семьи отведал все основные 12 блюд. Чётное количество человек за столом считалось счастливым предзнаменованием, а в противном случае ставили дополнительный прибор, чтобы исправить влияние неприятной приметы с помощью невидимого присутствия кого-то из усопших родных.
  • Кроме застольного общения отдельное значение придавалось декорированию «Божьей ладони». Столешницу непременно накрывали белоснежной, лучше всего новой, скатертью. Под миску с сочивом подкладывали клочок сена, напоминавший о простой подстилке в первой колыбели Христа – яслях. В качестве украшения выступала праздничная свеча как напоминание о Вифлеемской звезде.
  • Из языческих времён до наших дней сохранилась традиция украшать торжественное застолье пучком необмолоченных стеблей пшеницы, сбережённых при уборке урожая от первого или последнего снопа. Он носит название «Рождественский Дидух», устанавливается на почётном месте в самом центре столешницы и красуется там целую неделю до Маланьина дня (13 января). Спустя семь дней Дидух торжественно сжигается, а в его пламя бросают старые вещи, чтобы навсегда избавиться от прошлогоднего негатива.
  • Непременным атрибутом Сочельника с давних пор были Колядки. После праздничной трапезы вся молодёжь выходила на улицу, нарядившись в шкуры животных и украсив лица страшными масками. С криками «Коляда идёт!» юноши и девушки ходили от дома к дому, прославляя Христа. Если кто-то открывал дверь на призывные выкрики, удостаивался настоящего представления с пением колядок, танцами и наилучшими пожеланиями. В благодарность колядующих приглашали в дом, где одаривали сладостями, фруктами и выпечкой.

Приметы на Навечерие Рождества Христова

  • У наших предков считалось плохой приметой ложиться спать в праздничную ночь. Они были уверены, что в Рождество на людей с небес опускается особенная благодать. Тот же, кто проспит чудесное событие появления на свет Спасителя, рискует навсегда остаться без покровительства высших сил.
  • Согласно языческим поверьям в Сочельник становится особенно активной вся нечисть. Поэтому старшее поколение, умудрённое жизненным опытом, старалось не выходить из дома раньше времени, чтобы не стать жертвой злых чар.
  • Особенной удачей для молодёжи считалось чихнуть за праздничным столом. Незамужней девице это событие сулило хорошего жениха, а для парня означало, что тот уже повзрослел и превратился в настоящего мужчину. В зажиточных семьях за праздничный «чих» глава фамилии одаривал дочь телёнком, а сына – жеребёнком.
  • В Сочельник было принято радушно принимать в доме одиноких и бедных родственников. Их от всего сердца угощали яствами с праздничного стола, а на прощание подносили хороший презент. Ведь визит такого человека сулил всей семье счастье на следующие 12 месяцев.
  • Сочельник всегда считали последним этапом подготовки к рождественским гуляниям. Однако, чтобы из дома не уходил достаток, а добра лишь прибавлялось, следовало закончить все приготовление праздничных кушаний ещё до восхода солнца.
  • Количество и качество еды за праздничным столом в Свят-вечер определяло благосостояние дома в наступающем году, поэтому хозяйки не скупились на угощение. Чем обильнее и дороже оно было, тем больше материальных благ ожидало домочадцев.
  • Чтобы весь год не провести в лишениях и бедах, накануне Рождества не ходили на охоту и рыбалку. А мирное общение, отсутствие ссор, скандалов, шумного выяснения отношений в этот вечер гарантировало спокойное сосуществование с родными и друзьями до конца года.
  • По осадкам и температуре воздуха в Сочельник судили о будущем урожае. Обильный снегопад, иней на деревьях и сугробы обещали отличный хлебород. Лёгкий снежок, растаявший к вечеру, предсказывал обильный сбор гречихи.
  • Наши предки внимательно изучали небо перед Рождеством. Обилие звёзд в праздничную ночь обещало много гороха, а беззвёздный небосклон, затянутый тучами предвещал неурожай лесных ягод.
  • Не ускользал от внимания крестьян и Млечный путь. Если он был едва виден, то впереди ожидали ненастные дни с вьюгами и оттепелями. Ярко сверкающая «небесная дорога» сулила на праздники самую подходящую погоду для гуляний: мороз и солнце.

Как гадать в Рождественский Сочельник?

Языческая традиция гаданий в праздничный вечер не одобряется Церковью. Однако многие уверены, что в волшебный Свят-вечер предсказания особенно правдивы, и потому любимая народом традиция сохранилась до наших дней.

  • С давних пор одним из самых популярных гаданий на суженого был обряд с зеркалами и свечами. Для этого две отражающие поверхности располагались друг напротив друга, а между ними по краям ставились две горящие свечи. Девушка, желающая узнать свою судьбу, пристально вглядывалась в образовавшийся зеркальный коридор до тех пор, пока в его глубине не замечала будущего избранника.
  • Ещё одно марьяжное гадание проводили на улице. Девушки собирались во дворе перед воротами и по очереди бросали через них на улицу один из своих башмачков. Куда указывал носок «обувки», с той стороны и следовало ждать сватов. Если же сапожок «смотрел» на ворота, то его хозяйка могла не надеяться на замужество в наступающем году.
  • Каждая девушка мечтала узнать не только своего будущего избранника, но и судьбу в замужестве. Для этого красавицы одна за другой раскидывали руки и старались охватить как можно больше досок или жердей в заборе. Если девице удавалось «обнять» четное число столбов или кольев, то и супружеская жизнь ей предстояла счастливая.
  • Узнать о будущем женихе можно было и во сне. Для этого на ночь съедали что-то солёное, не запивая водой. Девушке, страдающей от жажды, в грёзе воду подавал будущий жених, и главное было запомнить его внешность и имя. Можно было узнать имя суженого и гораздо проще. Для этого достаточно было выйти в Свят-вечер на улицу и спросить у первого же встреченного мужчины, как его зовут.
  • Для того, чтобы узнать своё будущее, молодёжь не стеснялась даже подслушивать под чужими окнами. Считалось, что весёлые шутки соседей и приятные темы разговоров гарантировали нарушителю чужой приватности благоприятные изменения в судьбе, достаток и только счастливые известия.

День 6 января - последний день Рождественского поста и день накануне праздника Рождества Христова - имеет особенный ритм, традиции, и свое особое имя. Даже два имени: бытовое, домашнее - "Рождественский сочельник", и церковное - "Навечерие Рождества Христова".

Знакомое нам из русской классики название "сочельник" произошло от слова "сочиво" - блюда из вареной пшеницы с медом (сейчас, правда, чаще варят рис), блюда, которое принято есть в сочельник "после первой звезды". А вот слово "навечерие", читаем в словаре Даля, означает "день накануне праздника". Сочельник и сам можно было бы назвать праздником, настолько все 6 января пронизано предвкушением наступающего Рождества, но, все-таки, это время самого строгого поста.

Мы часто в своей суетливой нетерпеливости уже горим желанием с головой окунуться в атмосферу еще ненаступившего Рождества, но Церковь предуготавливает нас к встрече праздника постепенно, и это неслучайно. Давайте разберемся, в чем тут дело, и как правильно провести Рождественский сочельник.

1. Подготовка верующих к Рождеству началась за сорок дней до самого большого после Пасхи христианского праздника - праздника в честь родившегося Христа. Подготовка эта заключалась и в сорокадневном Рождественском посте, и в том, что неделя, предшествующая празднику Рождества Христова, была особо строгой, хоть и попадает она на наш светский-советский Новый год. А еще в том, что богослужения в Церкви постепенно и с нарастающим напряжением готовили нас к встрече с родившимся Христом. Рождение в нашем мире Богомладенца, Боговоплощение - вот центр праздника Рождества Христова, а вовсе не магазинная суета в поисках рождественских подарков, не рождественские скидки, и даже не рождественские утренники, или рождественский стол.

Как бы ни старались все маркетологи мира, розовощекий Санта Клаус с веселыми позывными "Джинг Беллз", и рядом не стоит с вестью о том, что две тысячи лет назад в темноте Вифлеемской ночи произошло событие, имеющее надмирное измерение - Бог принял человеческую природу, человеческую плоть, он стал одним из нас, Всесильный пришел в этот мир самым беззащитным - Младенцем, "Бог становится человеком, чтобы человек стал Богом" - это и называется тайной Боговоплощения. Поэтому оставим околорождественскую мишуру на периферии сознания, и сосредоточимся на главном. Именно к главному и готовит нас Церковь. Во время богослужений Рождественского поста в храмах читаются отрывки из Священного Писания, рассказывающие о долгом ожидании человечеством прихода Спасителя, о тех пророчествах, которые обещали Его Пришествие. Эти отрывки из Ветхого Завета и Евангелия не просто напоминают об истории человечества, они погружают нас в нее, приобщая к общечеловеческой памяти. И чем ближе к Рождеству, тем сильнее внутреннее напряжение: мы готовимся к встрече родившегося Христа. Поэтому и неслучайно, что день накануне праздника Рождества Христова - Рождественский сочельник - день самого строго поста.

2. Теперь о том, что и когда можно есть в Сочельник? Установление о том, что есть можно только "после первой звезды" нигде не прописано. Это благочестивая традиция самих верующих, ей не одно столетие, и соблюдается она в память о том, что Рождение Христа сопровождалось появлением на Востоке новой звезды. Какую же звезду ждут верующие, чтобы, наконец, поесть? Уж точно не наградную, как Александр Васильевич Суворов в растиражированном ТВ-анекдоте. В Церкви "первая звезда" символизируется большой свечой, которую после утренней службы торжественно выносят на середину храма и перед которой поют тропарь Рождеству Христову (тропарь - это краткое песнопение, раскрывающее сущность праздника). Значит, по окончанию литургии утром 6 января, после выноса большой свечи, придя домой, можно отведать сочива.

Теперь вспомним, что верующие стремятся причаститься в сам праздник Рождества, на литургии в ночь с 6-го на 7-е января. По церковной традиции мы перестаем принимать пищу не менее чем за шесть часов до времени Причастия (принятая граница воздержания). То есть, если мы решили причаститься на Божественной литургии в Рождество, после 18-00 вечера мы уже ничего не едим. И кончается Рождественский пост праздничным застольем после ночной литургии, уже в сам день праздника Рождества. Кстати, в России раньше было в ходу специальное слово, обозначающее вкушение скоромной пищи по окончанию поста - слово "разговение", не правда ли, знакомое нам из классической литературы? Так вот, разговляемся мы после Рождественского поста уже 7 января, после ночного праздничного богослужения с ночной литургией - Всенощного бдения. Понятно, что подобная строгость в еде не самоцель, а только способ уйти от нашей вечной привязанности к пище, к нашему плотскому, и включиться в напряженный ритм внутренней подготовки своей души и сердца к встрече Рождающегося Христа.

3. "В Сочельник, под Рождество, - бывало, до звезды не ели, - читаем у И. С. Шмелева. - Кутью варили, из пшеницы, с медом; взвар - из чернослива, груши, шепталы (сушеные абрикосы или персики)… Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто - дар Христу. Ну.., будто, Он, (Младенец Христос!) на сене, в яслях". Ожидание Рождающегося Христа пронизывало весь быт Рождественского сочельника. В центре дома стояла елка, заранее украшенная звездами, под ней вертеп - игрушечное изображение пещеры, в которой родился Младенец Иисус. Заранее готовились не только рождественские подарки близким, но и вещи, деньги, провизия, выделяемые в помощь неимущим, сиротам, вдовам, обездоленным и заключенным. Благотворительность была неотъемлемой составляющей праздника Рождества Христова. Все это готовилось заблаговременно, с радостью и убеждением, что "не оскудевает рука дающего". Все это и было даром человека Христу.

4. Но главные события Рождественского сочельника, конечно, происходят в храме. Службы в этот день удивительно красивые. Пересказывать их не имеет смысла, их надо видеть, слышать, в них надо участвовать. Отметим только, что во время богослужений Рождественского сочельника читаются т. н. "царские часы", получившие свое название в связи с тем, что на них в России непременно присутствовали цари (а в Византии императоры). Читаются на богослужениях в Рождественский сочельник и пророчества, за несколько столетий предсказавшие рождение Спасителя. И все праздничные песнопения, весь ход службы, готовят нас к принятию тайны Боговоплощения, тайны Рождества Христова.

В Рождественский сочельник принято исповедоваться - с тем, чтобы чистыми и обновленными встретить Родившегося Христа.

5. Поэтами замечено, что дни Рождественского сочельника и Рождества особенные - будто сама вечность, разрывая оковы обыденности, в эту Рождественскую ночь входит в нашу жизнь. Надо только открыть свое сердце чуду Рождения Христа. "Сегодня будет Рождество, весь город в ожиданье тайны…", впереди праздник.




Крещенский сочельник православные верующие праздную вечером 18 января. У этого святого вечера существуют свои традиции и обряды, о которых обязательно стоит знать, чтобы правильно встретить великий праздник.

Еще у наших бабушек и прабабушек в крещенский сочельник было принято вымывать весь дом. Традиции на Крещенский сочельник гласят, что настала пора снять все рождественские украшения, убрать елку. На столе в этот вечер должны быть традиционные обрядовые блюда. Но самый важный символ Крещения – это, конечно, вода. Она символ новой жизни и очищения, крепкого здоровья. Освящать воду в церквях также начинают 18 января, в период сочельника. Крещенский сочельник 18 января включает в себя освящение дома святой водой. Важно окропить крестом из воды каждый угол жилища, а также входные двери и окна: чтобы защитить дом от нечисти.




Это интересно! Считалось, что в ночь с 18 на 19 января нечистые силы обретали силу и могли причинить людям несчастье. Поэтому, еще до того, как принести домой святую воду, чтобы защитить себя от злых духов, люди рисовали на рамах и на дверях кресты мелом.
Традиции предписывают в этот день соблюдать пост и не кушать до появления на небе первой звезды. Лучше всего воздержаться от еды вообще, а пить совсем немного. На праздничный стол традиционно подавали бедные блюда. Ведь предки верили, что в эту ночь, несмотря на всю защиту, в дом обязательно проникнуть нечистые силы. На стол ставили бедные блюда, чтобы нечисть осталась голодной. Традиционным ритуальным блюдом была Бедная или Голодная кутья.




Блюда, которые обязательно ставили на стол, это не только кутья, но и узвар. Конечно, трапезу начинали со святой воды. Все блюда в сочельник должны быть постными, а их количество на столе должно ровнять 7, 9 или 12. В принципе, праздничный стол на Крещенский сочельник может повторять праздничный стол Рождественского сочельника. Только блюда, которые будут подаваться на стол в Крещение, должны быть еще более скромными.




Итак, трапеза в святой сочельник начиналась со святой воды. Затем каждый человек, находящийся за столом, должен был съесть ложку кутьи и запить кашу глотком узвара. После этого можно приступать к остальным блюдам. Часто это были печенья в виде крестов, разнообразные постные пироги, вареники, голубцы. Иногда подавали .

Это интересно! В западных регионах Украины в Крещенский сочельник пекли специальные ритуальные караваи – карачуны. Этой едой угощали домашних животных и скот. Также некоторые хозяева готовили кутью для животных. Они оставляли понемногу ритуальной каши с Рождества, Нового года и Крещения и из этой смеси готовили кутью.

С кутьей в Крещение был связан еще один интересный обычай. Когда каша заканчивалась, то дети начинали стучать ложками по столу и по пустой тарелке, приговаривая, что ушла кутья из покутья. Также с шумом и постукивания выходили на улицу, чтобы прогнать кутью. Этот обычай считался логическим завершение и шумным прощанием с веселыми Святками и рождественскими праздниками до следующего года. На Западной Украине в Крещенский сочельник было принято колядовать.

В день самого Крещения необходимо было умывать святой водой и окроплять ей друг друга. Позже многие выходили к близлежащим водоемам и рекам, чтобы окунуться в проруби. Наши предки пили святую воду натощак, потому что она считалась лекарством, которое лечит не только болезни тела, но и болезни души. Хранить крещенскую воду надо на протяжении всего года. Она имеет целебную силу, а хранить ее лучше всего рядом с иконами. Ни в коем случае нельзя хранить освященную воду в сосудах, которые стоят на полу.




Приметы на крещенский сочельник

Ночью надо поставить на стол чашу с водой. Если в полночь вода в чаше колыхнется, то необходимо бежать на улице. Это значит, что небеса открылись и можно помолиться о том, чего сильно хочется. Загаданное обязательно сбудется;

В деревнях старушки в сочельник на Крещение собирали снег со стогов. Они делали это для того, потому что считалось, что этот снег способен сделать холстину белоснежной;

Девушки также собирали снег со стогов, но делали это по другой причине. Они хотели отбелить кожу и стать еще красивее;

Крещенский снег, если верить старым поверьям, способен даже в засушливых колодцах сохранить воду на весь год;




Снег, который собирали в крещенский сочельник, считался целебным. Им можно было лечить различные болезни;

Если на Крещение метель и снег, то год будет урожайным;

Если снег погнет ветки деревьев к земле, то год будет урожайным, и пчелы будут отлично роиться;

Если на деревья мало снега, то летом можно не искать в лесу грибы и ягоды: их не будет;

Если в сочельник звезды на небе ярко горят, то в году будет плодородие ягнят;

Если в Крещение будет метель, такую же погоду следует ожидать на Масленицу;

Если в Крещение дуют южные ветра, значит, летом будет с дождями и грозами.

Также больше интересной информации о вы можете узнать на нашем сайте.
Обряды накануне этого праздника уже редко соблюдают. Но, никогда не поздно воспользоваться мудростью предков, чтобы сделать все по правилам. Некоторые люди возлагают большие надежды на освященную воду, забывая о том, что это не единственная традиция, которую накануне Крещения необходимо чтить.

Что такое Сочельник? Традиции .

Сочельник у православных христиан - навечерие Рождества Христова , заключительный день 40-дневного Рождественского поста, который отмечается 6 января. Слово «сочельник» произошло от слова «сочиво» (размоченные зерна пшеницы с медом). Зерно олицетворяло воскресшую жизнь, а мед - сладость будущей блаженной жизни. Вкушать сочиво по традиции было положено только по завершении литургии (богослужения). Также в православии известен обычай не принимать пищу до появления первой вечерней звезды, символизирующей явление Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа.

Церковная служба в Рождественский Сочельник .

Вечерняя церковная служба (рождественская всенощная) длится в течение трех часов. Затем служится литургия, а по ее окончании в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову.

В случае если Сочельник приходится на субботу или воскресенье, служба навечерия Рождества переносится на пятницу. Это объясняется тем, что в православии суббота и воскресенье выделяются среди остальных дней недели как праздничные, а не постные.

Пост в Сочельник .

Церковный устав (Типикон) предписывает поститься до конца вечернего богослужения. В Сочельник верующие воздерживаются от употребления пищи до появления первой звезды . Причащающиеся на ночной литургии постятся не менее шести часов до причастия.

Что делают в Сочельник ?

В канун Рождества православные христиане памятуют рассказ из Евангелия о поклонении волхвов с востока Богомладенцу Христу. Мудрецы принесли Новорожденному дары: золото (как Царю), ладан (как Богу) и смирну (как Человеку на погребение). Этот день особенно благоприятен для дел христианской благотворительности .

Блюда на Сочельник .

В канун Рождества верующие едят только постную пищу. Нельзя употреблять в пищу мясо, сало, яйца, молочные продукты. Категорически запрещен алкоголь. На столе должно быть сочиво (кутья), запеченная или вареная рыба, фрукты, овощи. В качестве напитка можно приготовить взвар их сухофруктов (компот или ягодный кисель).

Новый год и Рождество / Народные праздники / Приметы и суеверия

Рождественский сочельник - народные обычаи, обряды и традиции

1:502 1:507

Рождественский сочельник - это вечер и ночь накануне Рождества! В старину сочельник был наиболее чтимым семейным праздником. В этот день обязательно старались совершать добрые дела: помогать убогим и страждущим, раздавать милостыню, посылать подарки в богадельни и приношения в тюрьмы.

1:1038 1:1043

С Сочельника на Руси начинались Святки, которые продолжались две недели - с 7 по 19 января (с 7 по 14 января - "святые" вечера, с 14-го по 19-ое - "страшные" вечера)

1:1326 1:1331

2:1835

2:4

6 января обязательно постились, т.е. сочельничали до позднего вечера - до появления первой звезды, в память звезды Вифлеемской. Когда на небе загоралась вечерняя заря, семья обычно собиралась в родительском доме.

2:395 2:400

Перед тем как сесть за стол, селяне (в городе этот обряд проводили реже) выходили на двор - "глядеть звезды". Высматривали "путеводную", примечали-запоминали погоду рождественской ночи, а уже за ужином в благоговейном спокойствии тихо обсуждали - "определяли" по старинным народным приметам будущий урожай - от этого зависело благополучие в семье и хозяйстве.

2:1058

Если звездная ночь - будет большой приплод скота, а в лесу уродится обилие ягод. Метель на Рождество - пчелы будут хорошо роиться. Погода ясная и небо звездное - к урожаю гороха. Иней на деревьях - к хорошему урожаю хлебов. Если на Рождество капель - не уродится ни огурцов, ни проса, а греча хороша будет. Снежная погода - добрые хлеба.

2:1662

2:4

Начинался ужин, или "вечеря", с молитвы. В деревнях и селах "вечеря" сопровождалась особенными символическими обрядами. Так, помолившись перед "вечеря", хозяин семейства зажигал восковую свечу и прикреплял ее к испеченному накануне хлебу. Далее он шел на подворье и приносил вязанку соломы или охапку сена, которыми застилали пол в избе, лавки (солома и сено напоминали о том, куда, родившись, был положен Христос).

2:827

Стол покрывали чистым полотенцем. Перед иконами ставили необмолоченный сноп ржи, как символ будущего урожая и кутью (кутья - каша с изюмом из рисовых или других целых зерен, подливкой к которой была сыта - мед, растертый с намоченным маком и разведенный водой).

2:1305 2:1310

Перед праздничной трапезой хозяин брал горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг хаты. Затем выбрасывал несколько ложек кутьи за дверь на улицу, угощая духов. При этом, широко открыв дверь, приглашал на кутью "мороз" и просил его не нападать весной "на жито, пшеницу и всякую пашицу", т. е. не губить посевы.

2:1886

2:25

После этого семья снова молилась и только потом уже начиналась трапеза, которая совершалась в спокойной тишине. На столе всегда присутствовало несколько блюд. А вот из напитков предпочтение отдавали взвару, или узвару - это густой напиток, сваренный из сушеных слив, груш, вишни, яблок и других плодов по особому рецепту.

2:615 2:625

3:1129 3:1134

Ещё одна традиция: кутью, что селяне или горожане, что бедные или богатые ели из одной общей чашки. В недоеденной кутье обязательно оставляли ложки. Сложившаяся традиция символически означала, чтобы бедные и нищие люди, странствующие по Руси, находили в своих скитаниях кров и пищу. Кроме того, по окончании ужина некоторую часть кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать "богатую" кутью.

3:1958 3:4

4:508 4:513

Во время "деревенской" трапезы, кроме разговоров о будущем лете и урожае, принято было выдергивать из снопа соломинки и периодически заставлять детишек лазить под стол, чтобы "цыкать" там цыпленком: авось куры будут нестись хорошо, а потом и цыплят будут высиживать.

4:1003 4:1008

После "вечери" начинались "колядки", так называемый "обряд хожденья по домам" . Ряженые подростки и взрослые ходили по домам, славили хозяев, желая им благополучия и изобилия, но при этом требовали за свои песнопения вознаграждений.

4:1434 4:1451

5:1955

5:4

Коляда, коляда,
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Отворяйте, хозяева, сундучки,
Вынимайте пятачки!
По копеечке Колядовщикам!!!

5:370 5:375

6:879 6:923

Коляда, мол яда,
Уродилась коляда!
Кто подаст пирога –
Тому двор живота,
Еще мелкой скотинки –
Числа бы вам не знать!
А кто не даст ни копейки –
Завалим лазейки,
Кто не даст лепешки –
Завалим окошки,
Кто не даст пирога –
Сведем корову за рога,
Кто не даст хлеба –
Уведем деда,
Кто не даст ветчинs, тем расколем чугуны.

6:1537

6:4

7:508 7:513

Ты, хозяин, не томи,
Поскорее подари!
А как нынешний мороз
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать:
Либо из печи пироги,
Либо денег пятачок,
Либо щей горшок!
Подай тебе Бог
Полный двор животов!
И в конюшню коней,
В хлевушку телят,
В избушку ребят
И в подпечку котят!

7:1012 7:1023

8:1527

8:4

Маленький хлопчик
Сел на снопчик.
В дудочку играет,
Колядку потешает.
Щедрик-Петрик,
Дай вареник,
Ложечку кашки,
Кольцо колбаски.
Этого мало,
Дай кусок сала.
Выноси скорей,
Не морозь детей.

8:358 8:369