Тема: «Заучивание потешки «Солнышко – ведрышко. Заучивание потешки «Солнышко - ведрышко» - «Птицы Потешка где ночует солнце

Воспитатель: Ребята, а вы знаете как ваши бабушки и дедушки солнышко звали? Хотите послушать? Тогда присаживайтесь на пенечки – стульчики и слушайте внимательно.

« Солнышко – ведрышко,

Взойди поскорей,

Освети, обогрей

Телят, да ягнят,

Еще маленьких ребят!»

Воспитатель: О чем эта потешка? Ребята, понравилась вам потешка? Что больше всего понравилось? Почему?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, эту потешку можно нарисовать. Посмотрите как я это сделала.

Потому что солнышко нужно всем и телятам, и ягнятам, и маленьким ребятам. Хотите вместе со мной солнышко позвать? Повторяйте за мной, а картинки нам помогут.

(Дети вместе с воспитателем читают по мнемотаблице потешку.)

Воспитатель: Что – то солнышко не просыпается. Давайте еще раз дружно и весело попросим солнышко проснуться.

(Читают еще раз хором, затем по желанию один ребенок читает с воспитателем. Над ширмой появляется солнышко.)

Ребята, посмотрите солнышко проснулось! Вставайте скорее с пенечков! Скажите, какое солнышко?

Дети: Лучистое, яркое, красивое, большое, теплое, желтое, ласковое.

Воспитатель: Давайте с солнышком сделаем зарядку, что бы оно светило нам весь день!

(Физкультминутка «Солнышко»)

« Солнце утром рано встало,

Всех детишек приласкало,

(поднять руки вверх, потянуться, делая руками «фонарики»)

Гладит грудку,

(массировать пальчиками «дорожку» снизу вверх)

Гладит шейку,

(поглаживать шею большими пальцами сверху вниз)

Гладит носик,

(указательным пальцем массировать крылья носа)

Гладит лоб,

(проводить пальцами от середины лба к вискам)

Гладит ушки,

(растирать мочки ушей)

Гладит ручки

(растирать ладошки)

Вот как загорают наши детки!

(поднять руки вверх)

Воспитатель: Ребята, а пока мы играли, солнышко согрело всех животных этого леса и они прислали нам свои фотографии и фотографии своих детенышей. Но вот беда все перепуталось. Как вы думаете, что же с ними теперь делать?

Дети: Нужно помочь детенышам вернуться к своей маме.

Воспитатель: Хорошо. И выберем для них фоторамку. Слушайте внимательно.

(игра « Один – много»)

« За мамой лисицей крался …кто? А если много?»

Дети: лисенок, лисята, шубка у лисицы рыжая. (Выбирают рамку для фотографий)

Воспитатель: « за мамой волчицей бежал…кто? А если много?»

Дети: волчонок, волчата, шубка у волчицы серая. (Выбирают рамку для фотографий)

Воспитатель: « за мамой зайчихой скакал…кто? А если много?»

Дети: зайчонок, зайчата, шубка у зайчихи белая. (Выбирают рамку для фотографий)

Воспитатель: «за мамой медведицей шел…кто? А если много?»

Дети: медвежонок, медвежата.

Воспитатель: ребята, а для медведицы и медвежат я выберу фоторамку, потому что медведица бурая. Это для нас новое слово давайте все вместе его произнесем.

Дети: «Бурая медведица».

Воспитатель: Ребята, а как этих животных можно назвать одним словом?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: Как вы думаете, у диких животных есть домики?

Воспитатель: Как называют домик лисы?

Дети: Нора.

Воспитатель: Какое животное живет под кустом?

Дети: Под кустом живет заяц.

Воспитатель: А где всю зиму спит медведица?

Дети: В берлоге.

Воспитатель: Молодцы. А волчица с волчатами живет в логове. Это, ребята, для нас сложное слово и новое. Давайте его все вместе скажем « волчье логово».

(хоровые и индивидуальные ответы)

Воспитатель: Молодцы. Ребята, у волка сильные ноги, он быстро бегает. А что есть у лисы?

Дети: У лисы длинный пушистый хвост.

Воспитатель: Покажите, как мишка ходит. Почему?

Дети: Мишка косолапый.

Воспитатель: Что есть у зайца?

Дети: У зайца большие уши.

Б абочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки –
На березовой ветке.

Б абочка-коробочка,
Улетай под облачко!
Твои детки на лугу
Гнут черемуху в дугу,
Тебя ожидают,
Зайчиков гоняют!

Б абочка-коробочка,
Улети на небо!
Там твои детки
Кушают конфетки.

Б ожья коровка,
Где твои детки:
Во глубокой ли норе,
На высокой ли горе?

Б ожья коровка,
Улети вверх ловко.
Принеси нам с неба:
Хлебу замену,
Грибам подмену,
Ягодам рост,
Редьке длинный хвост.

Б ожья коровушка,
Полети на облышко,
Принеси нам с неба,
Чтобы было летом:
В огороде бобы,
В лесу ягоды, грибы,
В роднике водица,
Во поле пшеница.

Б ожья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.

Б ожья коровка,
Чёрная головка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Чёрного и белого,
Только не горелого.

Б доль по реченьке лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.

Б ылез кот из-под кровати,
Выгнул спину, хвост – дугой.
Глаз, как щёлка в автомате
С газированной водой.

Г оворили тиграм львы:
-Эй, друзья, слыхали ль вы,
Что не может носорог
Почесать свой нос о рог?

Г оп! Гоп! Конь живой,
И с хвостом, и с гривой.
Он качает головой,
Вот какой красивый!

Г уси вы, гуси,
Красные лапки!
Где вы бывали,
Что вы видали?
- Мы видели волка:
Унёс волк гусёнка,
Да самого лучшего,
Да самого большего!
- Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Щипите вы волка -
Спасайте гусёнка!

Д арики-дарики!
Дарики-дарики!
Злые комарики!
Вились, кружились,
Да в ушко вцепились!
Кусь!

Д евица, девица,
Сходи за водицей!
- Рака боюсь!
Рак на болоте
В доску колотит:
Трах-трах-трах!
Страх, страх, страх!

Ж ура, жура, журавель,
На мельницу ездил,
На мельницу ездил,
Диковинку видел,
Ай люли, ай люли,
Диковинку видел.
Коза муку мелет,
Козел насыпает,
А маленьки козлятушки
Муку выгребают.
А барашки-круторожки,
В дудочку играют,
В дудочку играют,
А глазами моргают.
А сороки-белобоки
Пошли танцевати.
А вороны-стережены
Пошли примечати.

Ж уравель долгоногий
На мельницу ездил,
Диковинку видел:
Козел муку мелет,
Коза засыпает,
Маленькие козлятки
В амбарах гуляют,
Муку посыпают,
Сами согребают,
А барашки - круты рожки
По улице ходят,
В дудочку играют,
А вороны-стережены
Пошли танцевати,
А сороки-белобоки
Пошли примечати,
Ногами топ-топ,
Глазами хлоп-хлоп.

З аиньки перебегают
То лужок, то лесок.
Землянику собирают,
Скок да скок! Скок да скок!
Здесь полянка мягче шелка,
Оглянись, оглянось!
Берегись лихого волка,
Берегись, берегись!
Заиньки уснули сладко,
Лес шумит! Лес поет!
- Убегайте без оглядки:
Волк идет, волк идет!

З аинька, по сеничкам
Гуляй, погуляй.
Серенький, по новеньким
Погуливай, гуляй!
Некуда зайчику
Выскочити,
Некуда серому
Выпрыгнути.
Все ворота
Крепко заперты стоят,
У всех ворот
По три сторожа стоят,
По три сторожа стоят,
По три девицы сидят.
Заинька, поскачешь –
Выскочишь!
Серенький, попляшешь –
Выпустят!

З айка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать!
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!

Лиса:
З дравствуй, милый куманек!
Волк:
Здравствуй!
- Где ты был?
- В корзинке.
- Что купил?
- Свининки.
- Сколько было?
- Семь с восьмой.
- А осталось?
- Ни одной.

И дет кисонька из кухни,
У ней глазоньки припухли.
- О чем, кисонька, ревешь,
О чем, серенька, ревешь?
- Как мне, кисоньке, не плакать,
Как больной не горевать:
Кто-то пеночку слизал,
Да на кисоньку сказал.

И дёт котик по лавочке
Ведёт кошечку за лапочки
Топы-топы по лавочке
Цапы-цапы за лапочки.

К ак на нашем на лугу
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Наклевались, улетели.

К икиригу дома нету.
На покосе сено косит.
Шаньги мажут -
Нам не кажут,
Ести хочут-не дают.
(кикиригу - это петух)

К оза-дереза,
По боку луплена,
За три гроша куплена.

К озонька рогатая,
Козонька бодатая
Убежала за плетень,
Проплясала целый день.
Ножками коза
Топ-топ!
Глазками коза
Хлоп-хлоп!

К озушка-белоногушка
По лесу ходила,
Волка дразнила:
- А я волка не боюсь,
Я серого не страшусь:
Я от серого от волка
Под берёзкой схоронюсь.

К укушка, кукушка,
Серое брюшко,
Прокукуй мне: ку, ку –
Сколько лет жить на веку.

К укушечка, кукушечка,
Серая рябушечка,
Покукуй в лесу: ку, ку –
Сколько лет я проживу!

К урочка моя,
Умница моя,
Вот пшено, водичка!
Дай ты мне яичко,
Умница моя!

К урочка-пеструшечка
По двору ходит,
Цыплят выводит,
хохолок раздувает,
Малых деток потешает.

К урочка-рябушечка,
Куда пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка,
Зачем пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
- Цыпляточек поить.
- Курочка-рябушечка,
Как цыплята просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

К уша, куша, кушечка…
Где моя кукушечка?
У кукушки горюшко -
Потеряла перышко:
Серое,
И белое,
И в крапинку.

К уша, куша, кушечка,
Не горюй, кукушечка,
Позабудь про горюшко,
Мы отыщем перышко:
Серое,
И белое,
И в крапинку.

Л асточка, ласточка, милая касатка,
Где ты была, с чем ты пришла?
- За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу весну-красу!

Юлия Горожанцева
Занятие по развитию речи для детей второй младшей группы (3-го года жизни). Чтение потешки «Солнышко-вёдрышко»

Цель : познакомить детей с русской народной потешкой , учить внимательно слушать и понимать смысл прочитанного, активизировать словарь, ознакомить детей с приметами весны , закрепить название одежды.

Материал : кукла в зимней одежде, мольберт, магниты, нарисованное на листе бумаги солнышко , вырезанные из голубой бумаги облака.

Ход занятия:

Дети проходят в группу и рассаживаются на стульчики.

Воспитатель вносит в группу куклу и обращает внимание детей на то как она одета :

-"Ребята, посмотрите, что одето на куколке?"(шапка, шарфик, сапоги, пальто)

-"Молодцы! Скажите, в какое время года так тепло одеваются ?"(зимой, когда холодно, когда солнышка нет )

-"Правильно, молодцы! А вы хотите чтобы скорее наступила весна и стало тепло?"(да)

-"А что происходит весной?"(снежок тает, ручейки текут, птички поют)

-"Правильно. Почему тает снежок?"(становится тепло, солнышко светит )

-"Молодцы! Солнышко светит , становится тепло и снежок тает!"

-"Детки, посмотрите сюда (обращает внимание на мольберт, на который прикреплено солнышко , а солнышко закрыто тучками ). Что спряталось за тучками?"(солнышко )

-"Правильно! Солнышко ! Вы хотите, чтобы солнышко скорее вышло из-за тучек?"(да)

-"Давайте позём солнышко ! Для этого нам нужно рассказать солнышку стишок !"

Воспитатель читает потешку :

«Солнышко-вёдрышко

Выгляни в окошко.

Солнышко нарядись ,

Красное покажись!

Солнышко – вёдрышко

Взойди поскорей

Освети, обогрей

Телят, да ягнят,

И малых ребят!»

-"Посмотрите, что-то солнышко не выходит , давайте вместе его позовем?"

Воспитатель читает потешку , а дети повторяют хором .

-"Ой, ребята, посмотрите, солнышко показалось !"(воспитатель убирает одну тучку, и показывается часть солнышка )

-"Давайте еще раз прочитает потешку , что бы солнышко вышло к нам полностью?"

Читают потешку еще раз , и солнышко выходит полностью .

-"Какие вы молодцы ребята! Понравилось солнышку как мы его звали !"

-"А посмотрите на нашу гостью (воспитатель обращает внимание на куклу и снимает с нее шапку и шарфик) Солнышко вышло , стало тепло, и куколке стало жарко!"

-"А теперь, куколка нас зовет поиграть! Хотите!"(да)

-"Игра называется "солнышко и дождь "(воспитатель объясняет детям правила игры и проводит игру)

-"Молодцы! Как хорошо играли! Давайте скажем куколке спасибо и досвидания!"(дети прощаются с куклой и выходят из группы )

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ЗАКЛИЧКА «СОЛНЫШКО-ВЁДРЫШКО».

Цели: познакомить с русской народной закличкой «Солнышко-ведрышко», обогащать и активизировать словарь, развивать интонационную речь, память.

Материалы и оборудование: иллюстрация к русской народной закличке, фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (солнышко, макет фасада избушки).

1. Организационный момент.

Воспитатель с детьми стоят у окна, наблюдают за природой в солнечный день.

Воспитатель. Вот и закончились дожди, которые напоили землю водой. А теперь в небе ярко светит солнышко, и от его света все вокруг выглядит праздничным. Но солнышко не только освещает, но и греет. Протяните свои ручки навстречу солнечным лучам, и вы почувствуете их тепло. Поэтому-то мы с нетерпением ждем солнечных дней.

2. Основная часть. Чтение русской народной заклинки.

Воспитатель. А чтобы солнышко не забывало по утрам просыпаться и дарить нам свое тепло, люди сочинили вот такую закличку:

Солнышко-ведрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей –

Телят да ягнят,

Еще маленьких ребят.

Утром мы открываем свои окошки и видим, что солнышко уже проснулось.

Воспитатель показывает макет фасада избушки с закрытыми ставнями и читает первые три строчки заклички, затем предлагает детям произнести их. После чего педагог открывает ставни, и дети в окне видят солнышко. Игру можно повторить 2-3 раза.

Физкультминутка «Пробуждение солнышка»

1. «Вот как солнышко встает» - и. п.: сидя на корточках, руки опущены вниз. Медленно вста­вать, руки вперед и вверх на каждое слово.

    «Выше, выше, выше» - и. п.: стоя, руки вверху разведены в стороны. Наклоны туловища вниз, руки на колени, вернуться в и. п.

    «К ночи солнышко зайдет» - и. п.: то же. Присесть на корточки, руки опустить.

    «Ниже, ниже, ниже» - и. п.: сидя на корточках, руки опущены вниз. Движения головой вниз - вверх - вниз.

    «Хорошо, хорошо» - и. п.: стоя. Хлопки в ладоши.

    «Солнышко смеется» - и. п.: стоя, руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево.

    «А под солнышком таким веселей живется» - и. п.: то же. Кружение на месте в одну, а за­тем в другую сторону. (Повторить 2 раза.) (С. А. Давыдова.)

3. Рефлексия. П/и «Солнышко и дождик».

Выглянуло солнышко, И ромашки белые

Блещет на лугу. Рву я на лету.

Я навстречу солнышку Я веночек сделаю,

По траве бегу. Солнышко вплету. К. Ибряев, Л. Кондратенко