Технологическая карта обработки боковых срезов фартука. Обработка нагрудника фартука и соединение его с бретелями

Тобурак Саглана

Творческий проект «Фартук».

Выполнила ученица 5 «в» класс. МБУ Тоора-Хемская СОШ Тобурак Саглана

Цель проекта:

1.Оценить свои возможности в проектной деятельности.

2.Разработать и выполнить проект.

3.Изготовить по проекту фартук.

4.Оценить проделанную работу.

Моя задача - разработать и сшить для себе фартук.

Последовательность выполнения проекта.

Обосновать возникшую проблему и потребность.

Выбрать модель. Описать ее внешний вид.

Выбрать ткань.

Определить необходимые инструменты, приспособления.

Оборудование.

Выполнить конструирование и моделирование изделия.

Выполнить раскрой изделия.

Составить технологическую последовательность

изготовления изделия и изготовить его.

10 Оценить проделанную работу.

11. Защитить проект.

Для того чтобы не упустить какие-либо вопросы выполнения творческого проекта, можно составить план работы изделия, в которой отразить основные его составляющие:

Потребность, проблема.

Материалы и инструменты, приспособления.

Оборудование.

Конструирование, моделирование.

Технология изготовления.

Безопасность труда.

Стоимость.

Можно было купить фартук, но оригинально лучше всего сшить самой, потому что я уже многое умею делать сама (кроить, выполнить ручные и машинные швы, обрабатывать края и срезы).

Мне будет интересно увидеть результат своего труда, порадовать родителей и удивить подруг.

Обоснование возникшей проблемы.

В школе на уроках технологии мне понравилась шить фартук и поэтому я взяла творческий проект на тему «Фартук», разработала несколько моделей Затем приступила к выполнению творческого проекта.

Выбор модели.

Из разработанных мной вариантов фартука больше всего мне понравилась модель 1 и модель 5, но решила, что буду шить все модели в которые я разработала.

Фартук из хлопчатобумажной ткани с печатным рисунком, мягкими складками, карманами-вставками из отделочной ткани, притачным поясом. Нижний срез косынки выполнена из отделочной ткани с печатным рисунком.

Национальный, современный двухсторонний фартук из шелковой ткани с узорами, овальной формы. Верхний срез нагрудника и нижний срез фартука выполнены из тесьмы. Бретели застегиваются на обметанную петлю и пуговицу. Расход ткани минимальный.

Теперь, когда я с учителем определилась с моделями фартуков, мне предстоит выбрать подходящую ткань для их изготовления.

Ткань для фартука:

1) Ситец, сатин;

Вывод: Выбираю ситцевую ткань, т.к тонкая и легкая. Поэтому «Фартук»- самая подходящая тема, чтобы испытать себя в роли модельера.

Выбор оборудования, инструментов и приспособлений:

1)Швейная машина;

2)Утюжильная доска, утюг, пульверизатор;

3)Нитки, хлопчатобумажные №50 – для машинных работ, №60 – для ручных работ;

4)Ручная игла №3, булавки, ножницы, наперсток;

5)Сантиметровая лента, линейка, мелок;

6)Учебник, рабочая тетрадь.

Дополнительные материалы:

Бумага для построения выкроек (выкройку фартука сделано во время урока), журналы мод, книги по шитью.

Конструирование и моделирование фартука.

Я на занятиях технологии научилась снимать мерки, построить чертеж фартука и выполнить моделирование.

Раскрой фартука.

Я раскроила фартук с учетом лицевой и изнаночной сторон ткани, направления долевой нити, припусков на швы и экономного расположения деталей кроя на ткани.

Технологическая последовательность изготовления фартука.

Я выполнила ряд последовательных операций:

1) Обработала карман (соединила детали кармана стачным швом вразутюжку, обработала верхнюю, нижнюю и боковые стороны кармана швом вподгибку с закрытым срезом);

2) Настрочила карман на нижнюю часть фартука (накладным швом с закрытым срезом);

3) Обработала нижние боковые срезы фартука (швом вподгибку с закрытым срезом);

4) Обработала верхний срез фартука (мягкие складки);

5) Обработала пояс;

6) Притачала пояс к нижней части фартука;

7) Отутюжила готовые изделия.

Расчет материалов и денежных затрат

(цены условные)

Для фартука понадобится 1 м ткани, при ширине- 70 см.

материал Количество цена за единицу руб. стоимость
ткань 40 40
нитка 1 20 20
косая бейка 10 40
итого - - 100

Экспертная оценка и самооценка о проделанной работе.

эксперт самооценка
я

Фартуки мне очень понравились. Я с удовольствием буду одевать дома и

Одноклассники

Предметный учитель:

Хунан-Кара А.М.

Родственница Пожелала еще лучше мастерить

Сшитые мной фартуки полностью отвечают всем требованиям, предъявленным на этапе конструированию:

Я смогла шить все модели (от №1-до №5) продуманной мной;

Не требовалось большого количества ткани;

Фартуки простые по конструкции;

На изготовление было потрачено немного времени;

Фартуки удобные, а модель №5- можно одевать на праздник «Шагаа».

Благодаря красивой яркой расцветке и натуральной ткани фартуки выглядит модной.

Фартуки мне очень понравилось. Я с удовольствием буду одевать дома и

на занятиях кулинарии, а национальный фартук в праздничные дни – «Шагаа».

Мама Мама похвалила меня, сказав: « Наконец-то у меня появилась хорошая помощница и рукодельница»

Одноклассники Одноклассники похвалили меня, и сказали: «Молодец».

Учитель географии: Кунгаа А.Н.

Учительница по географии тоже похвалила меня и сказала, что если я принесу ткань, то сошьешь мне фартук. Я ответила: «Да».

Предметный учитель:

Хунан-Кара А.М.

Учительница отметила, что работа выполнена самостоятельно и в срок. Качество изделия хорошее, хотя можно было выполнить более ровные строчки.

Защита проекта

Все вышеизложенное я повторю на защите проекта, представлю творческий проект, чертежи выкроек и готовые изделия. Учитель и жюри из одноклассниц зададут мне вопросы по оформлению проекта и изготовлению фартука, выскажут свое мнение о внешнем виде и качестве изделия.

Результат:

Свою работу я защитила перед жюри в школьном актовом зале «Защита творческих проектов». (Май месяц. 2013год).

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБУ Тоора-Хемская

Творческий проект на тему : "Фартук"

Выполнила ученица 5 «в» класса: Тобурак Саглана

с. Тоора-Хем

2012.

Творческий проект «Фартук».

Цель проекта:

1.Оценить свои возможности в проектной деятельности.

2.Разработать и выполнить проект.

3.Изготовить по проекту фартук.

4.Оценить проделанную работу.

Моя задача - разработать и сшить для себе фартук.

Последовательность выполнения проекта.

  1. Обосновать возникшую проблему и потребность.
  1. Выбрать модель. Описать ее внешний вид.
  1. Выбрать ткань.
  1. Определить необходимые инструменты, приспособления.
  1. Оборудование.
  1. Выполнить конструирование и моделирование изделия.
  1. Выполнить раскрой изделия.
  1. Составить технологическую последовательность
  1. изготовления изделия и изготовить его.

10 Оценить проделанную работу.

11. Защитить проект.

Для того чтобы не упустить какие-либо вопросы выполнения творческого проекта, можно составить план работы изделия, в которой отразить основные его составляющие:

  1. Потребность, проблема.
  1. Модель.
  1. Материалы и инструменты, приспособления.
  1. Оборудование.
  1. Конструирование, моделирование.
  1. Технология изготовления.
  1. Безопасность труда.
  1. Стоимость.
  1. Мода

Можно было купить фартук, но оригинально лучше всего сшить самой, потому что я уже многое умею делать сама (кроить, выполнить ручные и машинные швы, обрабатывать края и срезы).

Мне будет интересно увидеть результат своего, порадовать родителей и удивить подруг.

Обоснование возникшей проблемы.

В школе на уроках технологии мне понравилась шить фартук и поэтому я взяла творческий проект на тему «Фартук», разработала несколько моделей Затем приступила к выполнению творческого проекта.

Выбор модели.

Из разработанных мной вариантов фартука больше всего мне понравилась модель 1 и модель 5, но решила, что буду шить все модели в которые я разработала.

Модель 1.

Фартук из хлопчатобумажной ткани с печатным рисунком, мягкими складками, карманами-вставками из отделочной ткани, притачным поясом. Нижний срез косынки выполнена из отделочной ткани с печатным рисунком.

Модель 5.

Национальный, современный двухсторонний фартук из шелковой ткани с узорами, овальной формы. Верхний срез нагрудника и нижний срез фартука выполнены из тесьмы. Бретели застегиваются на обметанную петлю и пуговицу. Расход ткани минимальный.

Теперь, когда я с учителем определилась с моделями фартуков, мне предстоит выбрать подходящую ткань для их изготовления.

Ткань для фартука:

1) Ситец, сатин;

2) Шелк;

Вывод: Выбираю ситцевую ткань, т.к тонкая и легкая. Поэтому «Фартук»- самая подходящая тема, чтобы испытать себя в роли модельера.

Выбор оборудования, инструментов и приспособлений:

1) Швейная машина;

2) Утюжильная доска, утюг, пульверизатор;

3) Нитки, хлопчатобумажные №50 – для машинных работ, №60 – для ручных работ;

4) Ручная игла №3, булавки, ножницы, наперсток;

5) Сантиметровая лента, линейка, мелок;

6) Учебник, рабочая тетрадь.

Дополнительные материалы:

Бумага для построения выкроек (выкройку фартука сделано во время урока), журналы мод, книги по шитью.

Конструирование и моделирование фартука.

Я на занятиях технологии научилась снимать мерки, построить чертеж фартука и выполнить моделирование.

Раскрой фартука.

Я раскроила фартук с учетом лицевой и изнаночной сторон ткани, направления долевой нити, припусков на швы и экономного расположения деталей кроя на ткани.

Технологическая последовательность изготовления фартука.

Я выполнила ряд последовательных операций:

1) Обработала карман (соединила детали кармана стачным швом вразутюжку, обработала верхнюю, нижнюю и боковые стороны кармана швом вподгибку с закрытым срезом);

2) Настрочила карман на нижнюю часть фартука (накладным швом с закрытым срезом);

3) Обработала нижние боковые срезы фартука (швом вподгибку с закрытым срезом);

4) Обработала верхний срез фартука (мягкие складки);

5) Обработала пояс;

6) Притачала пояс к нижней части фартука;

7) Отутюжила готовые изделия.

Расчет материалов и денежных затрат

(цены условные)

Для фартука понадобится 1 м ткани, при ширине- 70 см.

Материал

Количество

Цена за единицу,

Стоимость

Ткань

1 м.

40 р.

40 р.

Нитки

20 р.

20 р.

Косая бейка

4 м

10 р.

40 р.

Итого:

100 р.

Экспертная оценка и самооценка о проделанной работе.

Эксперты

Оценка (самооценка)

Сшитые мной фартуки полностью отвечают всем требованиям, предъявленным на этапе конструированию:

Я смогла шить все модели (от №1-до №5) продуманной мной;

Не требовалось большого количества ткани;

Фартуки простые по конструкции;

На изготовление было потрачено немного времени;

Фартуки удобные, а модель №5- можно одевать на праздник «Шагаа».

Благодаря красивой яркой расцветке и натуральной ткани фартуки выглядит модной.

Фартуки мне очень понравилось. Я с удовольствием буду одевать дома и

на занятиях кулинарии, а национальный фартук в праздничные дни – «Шагаа».

Мама

Мама похвалила меня, сказав: « Наконец-то у меня появилась хорошая помощница и рукодельница»

Одноклассники

Одноклассники похвалили меня, и сказали: «Молодец».

Учитель географии: Кунгаа А.Н.

Учительница по географии тоже похвалила меня и сказала, что если я принесу ткань, то сошьешь мне фартук. Я ответила: «Да».

Предметный учитель:

Хунан-Кара А.М.

Учительница отметила, что работа выполнена самостоятельно и в срок. Качество изделия хорошее, хотя можно было выполнить более ровные строчки.

Защита проекта

Все вышеизложенное я повторю на защите проекта, представлю творческий проект, чертежи выкроек и готовые изделия. Учитель и жюри из одноклассниц зададут мне вопросы по оформлению проекта и изготовлению фартука, выскажут свое мнение о внешнем виде и качестве изделия.

Результат:

Свою работу я защитила перед жюри в школьном актовом зале «Защита творческих проектов». (Май месяц. 2013год).

остроение чертежа фартука будем выполнять для фартука вот такого вида.

Снятие мерок.

Для построения фартука с грудкой необходимо снять всего четыре мерки:

1. Обхват талии От

Измеряется вокруг туловища по линии талии, используется для определения длины пояса.
Для правильного определения уровня талии завяжите вокруг туловища резинку и немного подвигайтесь. Резинка сама ляжет на самое узкое место туловища, т.е на талию.

2. Обхват бедер Об

Измеряется вокруг туловища через наиболее выступающие точки ягодиц. Используется для определения ширины нижней части фартука.

3. Длина грудки Дгр

Измеряется по линии середины переда от линии талии до желаемой высоты грудки фартука

4. Длина изделия Ди

Используется для определения длины нижней части фартука. Измеряется от линии талии вниз до желаемой длины фартука

Для примера приведу мерки девочки одинадцати лет:

От -60 см
Об = 80 см
Дгр = 22 см
Ди = 45 см

Построение фартука будет выполняться на половину фигуры, поэтому мерки обхватов нужно разделить пополам. В результате деления получатся мерки полуобхватов, которые обозначаются большой буквой С: полуобхват талии — Ст, полуобхват бедер - Сб.

Полуобхват талии Ст = От / 2 = 60/2 = 30см

Полуобхват бедер Сб = Об / 2 = 80 / 2 = 40 см

Не пугайтесь его простоты, в дальнейшем на этапе моделирования, Вы сможете изменить его до неузнаваемости.

Построение чертежа выполняется на листе бумаги размером ориентировочно 50 х 100 см.

Для построения чертежа фартука нам необходимы следующие мерки:

Полуобхват талии Ст = 30 см

Полуобхват бедер Сб = 40 см

Длина грудки Дгр = 22 см

Длина изделия Ди = 45 см

1 этап. Построение основных линий чертежа

1.1 Линия середины фартука

Отступив 5-10 см от левого края бумаги, провести вертикальную линию — это будет линия середины фартука.

1.2. Линия уровня талии

Отступив от верхнего края бумаги расстояние чуть больше, чем мерка Дгр, провести горизонтальную линию — это будет линия талии.

Пересечение линии середины и линии талии обозначить буковой Т.

В дальнейшем все точки расположение на линии талии будем обозначать буковой Т с цифровым индексом (Т1, Т2, Т3 и т.д.)

2 тап. Построение горизонтальных уровней чертежа фартука

2.1. Линия низа

От точки Т вниз по линии середины отложить мерку Ди и отметить точку Н. Через точку Н провести горизонтальную линию — это будет линия низа.

2.2. Линия верхней части фартука (грудки)

От точки Т вверх по линии середины отложите мерку Дгр и отметьте точку В. Через точку В проведите вправо горизонтальную линию - это будет линия верхней части фартука (грудки)

Важно! Линия грудки, линия талии и линия низа должны быть параллельны, проверьте соблюдение этого условия.

В дальнейшем все точки, расположенные на линии низа, будем обозначать буквой Н с цифровым индексом (Н1, Н3, …) и точки, расположенные на линии верхней части фартука, - буквой В с цифрой (В1, В2, …).

3 этап. Построение линий ширины частей фартука

3.1. Ширина верхней части фартука

От точки Т вправо по линии талии откладываем 10 см и отмечаем точку Т2. От точки Т2 вверх проводим вертикальную линию до пересечения с линией грудки, на пересечении отмечаем точку В2

Важно! Линия Т2В2 должна быть параллельна линии середины фартука. Проверьте выполнение этого условия.

3.2 Ширина нижней части фартука

От точки Т вправо по линии талии откладываем мерку Сб и отмечаем точку Т3. Из точки Т3 вниз проводим вертикальную линию до пересечения с линией низа, на пересечении отмечаем точку Н3.

Важно! Линия Т3Н3 должна быть параллельна линии середины фартука. Проверьте выполнение этого условия.

4 этап. Построение пояса фартука

Пояс нашего фартука завязывается сзади на талии. Следовательно, длина пояса фартука будет равна мерке От плюс какая-то величина необходимая для завязывания. По опыту могу сказать, что для завязывания достаточно запроектировать длину концов по 30 см каждый.

От точки Т вправо по линии талии откладываем величину равную сумме Ст+30см и отмечаем точку Т1 - это точка конца пояса фартука.

Ширина пояса может быть любой, и зависит она от особенностей модели и технологии изготовления. Мы возьмем, для примера, ширину пояса в готовом виде 3см.

От точки Т вверх по линии середины отложим 3 см и отметим точку П. И от точки Т1 вверх отложим 3см, отметим точку П1. Точки П и П1 соединим прямой линией — это будет линия верхнего края пояса.

По технологии изготовления предполагается, что пояс будет двойной и состоять из двух одинаковых деталей.

5 этап. Построение бретелей фартука

На рассматриваемой модели фартука две бретели, которые завязываются сзади на шее.

Возьмем длину каждой бретели 40 см, а ширину бретелей такую же, как ширину пояса - 3 см в готовом виде. По технологии изготовления бретель предполагается сделать двойной и состоящей из одной детали сложенной пополам.

Построим бретель в виде прямоугольника: длина -40 см, высота — ширина бретели в крое, т.е 6 см.

Вот и все. Чертеж готов. Обведем линии чертежа цветом, например зеленым, как у меня, подпишем названия деталей фартука, их количество, отметим расположение сгибов.

Обработка фартука во многом зависит от вида ткани и используемых отделочных материалов. Фартуки предлагаемых моделей выполнены из гладкоокрашенной хлопчатобумажной ткани прямоугольной формы (рис. 75).

Рис. 75. Фартуки предлагаемых моделей

Изготовление швейных изделий выполняют в такой последовательности.

  1. Подготовить детали кроя к обработке. Переводят контурные и контрольные линии с одной стороны детали на другую. Для этого можно использовать разные способы: а) с помощью булавок; б) прокладыванием копировальных стежков.
  2. Обработать боковые и нижний срезы фартука. Для этого применяют шов вподгибку с открытым или закрытым срезом. Если при этом используют декоративную строчку, то её выполняют нитками контрастного цвета. Лучше она смотрится на гладкоокрашенной ткани.
  3. Обработать верхний срез фартука.
  4. Подготовить пояс-тесьму. Для изготовления пояса можно использовать декоративную ленту, тесьму или выполнить шнур из ниток (рис. 76). Если пояс выполняют из отделочной ленты или тесьмы, то припуск по верхнему срезу фартука заворачивают на лицевую сторону и притачивают к нему поястесьму. При выполнении шнура из ниток пряжу надо брать в 2 раза длиннее предполагаемого готового шнура.

Рис. 76. Виды поясов: а - декоративная лента; б - витой из ниток

Основные термины и понятия

    Обработка изделия

Вопросы и задания

  1. Вспомните, в какой последовательности выполняют шов вподгибку с закрытым срезом.
  2. Какой вид шва можно использовать для обработки верхнего среза фартука?
  3. Назовите правила безопасной работы при выполнении ручных и машинных работ.

Практическая работа 13. Изготовление швейного изделия

  1. Изучите технологические карты 10, 11, 12. Подберите способы обработки.
  2. Подготовьте учебное место к работе.
  3. Обработайте изделие, соблюдая технологическую последовательность.
  4. Проверьте качество выполненной работы.
  5. Приведите в порядок своё учебное место.

Технологическая карта 10. Подготовка деталей кроя к обработке

Нижняя деталь фартука, хлопчатобумажные нитки № 40 (50), ножницы, ручная иголка, булавки, игольница, напёрсток, портновский мел, линейка.

Перенесение линии основного контура на симметричную деталь нижней части фартука

  1. Сколоть детали кроя по линии основного контура булавками.
  2. На обратной стороне между булавками начертить линии основного контура детали.
  3. Удалить булавки.
  4. Развернуть детали кроя и наметить прокладочной строчкой линию середины нижней части фартука.
  5. Выполнить прокладочной строчкой контрольные линии по основному контуру изделия.

Проверьте себя! Строчки ровные; линия середины проложена точно; работа выполнена аккуратно.

Технологическая карта 11. Обработка боковых и нижнего срезов фартука

Инструменты, материалы и приспособления: нижняя деталь фартука, хлопчатобумажные нитки № 40 (50), ножницы, ручная иголка, булавки, игольница, напёрсток, линейка.

  1. Завернуть боковые срезы фартука на изнаночную сторону на 1 см к контурной линии и заметать.
  2. Завернуть боковые сгибы ещё раз по контурной линии и заколоть.
  3. Заметать и застрочить боковые края фартука, ширина шва - 0,1-0,2 см от внутреннего сгиба.
  4. Удалить нитки замётывания.
  5. Приутюжить швы.
  6. Срезать выступающие припуски на швы на уголках.
  7. Завернуть нижний срез на изнаночную сторону на 1 см к контурной линии и заметать.
  8. Завернуть ещё раз нижний сгиб по контурной линии и заколоть.
  9. Заметать и застрочить нижний край на 0,1-0,2 см от внутреннего сгиба.
  10. Удалить нитки замётывания.
  11. Приутюжить швы.

Проверьте себя!

Технологическая карта 12. Обработка верхнего среза фартука

Инструменты, материалы и приспособления: нижняя деталь фартука, хлопчатобумажные нитки № 40 (50), ножницы, ручная иголка, булавки, игольница, напёрсток, линейка, декоративная лента.

Вариант 1

  1. Завернуть верхний срез фартука на изнаночную сторону на 0,8 см и заметать.
  2. Завернуть ещё раз верхний сгиб на 3-4 см по контурной линии и заколоть.
  3. Заметать и застрочить верхний край, ширина шва - 0,1-0,2 см от внутреннего сгиба.
  4. Наметить мелом место расположения машинной строчки - 1 см от верхнего края фартука с лицевой стороны.
  5. Выполнить машинную строчку по намеченной линии.
  6. Удалить нитки замётывания.
  7. При помощи булавки вдеть пояс-тесьму в полученную кулиску.
  8. Прикрепить пояс машинной строчкой к фартуку по линии середины.
  9. Отутюжить фартук.

Проверьте себя! Ширина шва одинакова по всей длине; машинные строчки ровные, концы строчек закреплены, влажно-тепловая обработка выполнена качественно.

Вариант 2

  1. Завернуть верхний срез фартука на лицевую сторону на 1 см и заметать.
  2. Приметать и притачать декоративную ленту двумя машинными строчками на расстоянии 0,2 см от верхнего и нижнего краёв ленты.
  3. Удалить нитки замётывания.
  4. Отутюжить фартук.

Проверьте себя! Ширина шва одинакова по всей длине; машинные строчки ровные; концы строчек закреплены; влажно-тепловая обработка выполнена качественно

По верхнему срезу фартука выполняют машинные сборки. Сборки применяют как способ создания формы на выпуклость живота и в качестве отделки изделия.

Для образования сборок по верхнему срезу фартука проложи, отступая от среза 5 мм, две параллельные машинные строчки со слабым натяжением верхней нитки. Расстояние между строчками равно ширине машинной лапки (рис. 41).

Верхний срез фартука стяни за две нижние нитки проложенных машинных строчек до величины мерки С т. Концы ниток завяжи на узелки, чтобы сборки не распустились. Затем образовавшиеся сборки распредели равномерно по всей ширине фартука (рис. 42).

Рис. 41. Машинные строчки Рис. 42. Распределение сборок

для образования сборок по ширине

Таблица 17. Обработка пояса

№ п.п. Изображение
Сметай и стачай две детали пояса по намеченной линии
Удали нитки сметочной строчки, припуски шва разутюжь
Сложи деталь пояса пополам, лицевой стороной внутрь. Сметай концы пояса на расстоянии 9 мм от срезов до контрольных точек. Расстояние между контрольными точками равно мерке С т
Обтачай концы пояса на расстоянии 10 мм от срезов
Удали нитки сметочной строчки. Срежь припуски шва в уголках, не доходя до машинной строчки 3 мм. Сделай дополнительные надрезы в местах, где заканчиваются машинные строчки
Выверни пояс на лицевую сторону, аккуратно выправляя уголки колышком. Выметай пояс прямыми стежками
Приутюжь пояс

Таблица 18.Обработка верхнего среза фартука притачным поясом

№ п.п. Последовательность выполнения работы Изображение
Наложи пояс на лицевую сторону основной детали фартука, совмещая середину пояса с серединой верхнего среза фартука. Приколи один срез пояса булавками
Приметай один срез пояса со стороны основной детали фартука на расстоянии 8 мм от срезов. Удали булавки и притачай со стороны пояса по намеченной линии. Удали нитки временного назначения
Отогни пояси припуски шва вверх. Второй срез пояса подогни на изнаночную сторону на 8 мм и заметай, закрывая шов притачивания на 2 мм
Проложи машинную строчку с лицевой стороны фартука в шов притачивания пояса. Удали нитки заметочной строчки и приутюжь пояс
Отутюжь изделие

§25. Особенности конструирования, моделирования и изготовления фартука с нагрудником

Описание модели. Фартук с нагрудником из х/б ткани прямой формы с мягкими складками по линии талии и накладными карманами (рис. 43). Нагрудник выполнен с бретелями и соединяется с основной деталью фартука поясом с завязывающимися концами. Низ и боковые срезы фартука обработаны швом вподгибку с закрытым срезом.



Снятие мерок. Общие правила снятия мерок смотри в § 23.

Для построения выкройки фартука с нагрудником дополнительно снимают две мерки (рис. 44): длина нагрудника (Д н) и ширина нагрудника (Ш н). Эти мерки зависят от выбранной модели. Но их можно не измерять и при построении чертежа (рис. 45) использовать как постоянные величины: длина нагрудника - 15 см, ширина нагрудника - 14 см.

Рис. 43. Фартук с Рис. 44. Снятие мерок для построения

нагрудником выкройки фартука с нагрудником

Рис. 45. Построение выкройки фартука с нагрудником:

а - основная деталь фартука с нагрудником; б - бретель; в – пояс

Чертеж фартука с нагрудником строят в последовательности, изложенной в таблице 19.

Таблица 19. Построение чертежа фартука с нагрудником














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.















Назад Вперёд

Дидактическая цель: формировать понимание необходимости учёта свойств материалов (бумаги и ткани) при работе с выкройками и кроем. Научится применять ручные стежки и машинные строчки при пошиве фартука.

Место занятия в учебном процессе: раздел программы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов».Модуль: «Технология изготовления фартука».

Тип урока: комбинированный («открытие нового знания», практическое закрепление знаний и способов действий с использованием обучающего стенда, отображающего целостный технологический процесс).

Форма урока: урок-практикум.

Предмет, класс: Технология. Обслуживающий труд, 5 класс.

Количество час 2 урока по 45 мин

Цель урока:

  • Образовательные :
    • систематизировать знания и умения учащихся по обработке края изделия;
    • сформировать у учащихся представление о швах предохраняющих край ткани от осыпания.
  • Развивающие :
    • способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
    • формировать навыки творческого мышления.
  • Воспитательные :
    • способствовать формированию коммуникативных качеств личности;
    • способствоватьформированию нравственных качеств личности.

Задачи

  • добиться усвоения учащимися знаний по обработке боковых срезов фартука и умения применять их на практике;
  • добиться самостоятельности выполнения поставленных задач;
  • развивать у учащихсясамостоятельность в получении новой информации;
  • развивать умения учебного труда (работа с информационными стендами);
  • развивать устную речь при выступлениях;
  • воспитывать правильное отношение к общечеловеческим ценностям;
  • воспитывать толерантное отношение к товарищам;
  • воспитывать аккуратность и точность в работе, эстетический вкус.

Цели каждого этапа данного урока в рамках ФГОС

Этап урока

Цель

Форма использования обучающего стенда

Мотивирование к учебной деятельности Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Самопроверка поузловой обработки. Сравнительный анализ проделанной и предстоящей работы.
Актуализация знаний Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». Выявление затруднений при выполнении задания. Сравнительный анализ алгоритма действий при выполнении задания (учебные мотивы).
Постановка учебной задачи Обсуждение затруднений. Проговаривание цели урока в виде вопроса или темы урока. Повышение наглядности для восприятия нового учебного материала по изготовлению изделия. Ознакомление с содержанием обучающего стенда по изготовлению рабочей одежды – фартука.
«Открытие нового знания». Объяснение нового материала Изучение новых знаний и способов действий. Решение учебной задачи и обсуждение проекта ее решения. Формирование алгоритмизации мыслительной деятельности учащихся. Самостоятельное исследование предстоящих технологических операций по изготовлению фартука. Алгоритм решения учебной задачи (алгоритмизация мыслительной деятельности).
Первичное закрепление Начало решения учебной задачи по утвержденному алгоритму. Освоение способов действий. Демонстрация способов действий по утвержденному алгоритму.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Обеспечение ситуации успеха. Каждый ученик должен сделать вывод о том, что он уже освоил на определенном этапе работы. Освоение способов действий по утвержденному алгоритму. Самопроверка на промежуточных этапах работы.
Рефлексия деятельности (итог урока) Осознание учащимися своей учебной деятельности (учебные действия и технологические операции). Изготовление фартука. Самопроверка выполненного задания по эталону. Отработка умений работать с обучающим стендом, наглядно отражающим целостный технологический процесс по изготовлению фартука.

Методы обучения: презентация обработки боковых срезов фартука,диалог, показ приемов поузловой обработки деталей фартука учи­телем, сравнительный анализ и поиск правильных решений по обработке боковых срезов, практическая работа с использованием специальных средств обучения (обучающего стенда), позволяющих формировать алгоритмизацию мыслительной деятельности обучающихся пятых классов, самоконтроль, самооценка.

Оснащение урока:

1. Детали кроя фартука.
2. Инструменты для выполнения ручных работ.
3. Обучающий стенд.
4. Швейные машины с ручным приводом.
5. Электрический утюг, гладильная доска.
6. Мультимедийное оборудование.

Литературы для обучающихся: Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / Под ред. В.Д.Симоненко. – 2-е изд., перераб. М.: Вентана-Граф, 2005. – 192 с.: ил.

Литературы для учителя:

  1. Веклич С.Н. Конструирование одежды: Практикум к курсу «Конструирование, моделирование и художественное оформление одежды». /Под ред. В.Д. Симоненко. – Брянск: Издательство БГПУ, НМЦ «Технология», 1999.–154 с.
  2. Веклич С.Н. Технология швейных изделий: Учебное пособие./ Под ред. В.Д. Симоненко.Брянск: Издательство БГПУ, НМЦ «Технология», 1999. –218 с: ил.
  3. Крупская Ю.В. Технология: 5 класс (вариант для девочек): Методические рекомендации / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 80 с.
  4. Синица Н.И. Технология. 5 класс (вариант для девочек): Методические рекомендации / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентена-Граф, 2007. – 80 с.

План урока

  1. Приветствие
  2. Девиз урока (Презентация 1 , слайд 2)
  3. ЦТП на доске выставляют учащиеся и объясняют, чему научились
  4. Задание 1 и 2 (экспресс тест)
  5. Работа по группам с фартуками (дают рекомендации)
  6. Запись в тетради темы урока
  7. Определяют цель урока
  8. Сообщение нового материала (обработка верхнего бокового среза фартука) (слайды 4-6)
  9. Запись в тетради (алгоритм деятельности параллельно со слайдами)
  10. Повторение правил безопасной работы в швейной мастерской (Презентация 2 )
  11. Физкультминутка для глаз
  12. Показ трудовых приёмов при обработке фартука
  13. Практическая работа по выполнению самостоятельной работы
  1. Продолжение самостоятельной работы
  2. Сообщение нового материала (обработка нижнего бокового среза фартука) (слайды 8-12)
  3. Контрольные вопросы (слайд 14)
  4. Подведение итога урока
  5. Выставление оценок
  6. Оценка учащихся собственного самочувствия на эмоциональном уровне
  7. Уборка рабочих мест