Техника шитья ковриков из уголков ткани. Занимательный пэчворк или всё о лоскутном шитье

План-конспект урока по технологии в 6классе

Составила и провела учитель технологии Минникаева А.Ш.

Тема: Техника «артишок» или «лоскутные уголки»

Цель урока:

Образовательная – расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида рукоделия (лоскутное шитье), обучить способам действия, новым рабочим приемам, совершенствовать навыки работы на швейной машине;

Развивающая – развитие мышления (мыслительных операций – анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать); развитие точности движения; развитие самостоятельности, инициативы;

Воспитательная – воспитание трудовой дисциплины, привитие культуры труда; воспитание бережливости; воспитание познавательной потребности, интереса и активности; воспитание эстетических взглядов.

Методы обучения: словесный (устное изложение нового материала, беседа, объяснение), наглядный (образцы, презентация, технологическая карта), практический (упражнения, показ трудовых приемов), эвристический (продумывание будущей работы).

Оборудование и материалы: компьютер с проектором, презентация, экран, швейная машина, утюг, гладильная доска, ножницы, иглы, швейные нитки, распарыватель, рабочая тетрадь, ручка, линейка, простой карандаш, хлопчатобумажные лоскутки ткани, основа-круг из плотной ткани, инструкционная карта (приложение 1)

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: история, краеведение, информационные технологии, ИЗО, черчение, математика, биология.

Время: 2 урока по 45 мин.

Словарь: лоскутная техника, лоскутное шитье, лоскутная мозаика, текстильная мозаика, пэчворк, квилтинг, основа, техника артишок, лоскутные уголки.

Терминология: стачать, притачать, заутюжить.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка присутствующих учащихся, проверка готовности к уроку.

II. Теоретическая часть.

    Сообщение темы и цели урока:

Прежде, чем назвать тему сегодняшнего урока я предлагаю вас посмотреть на экран проектора и ответить мне, что за растение вы видите? Как оно называется? (артишок). (Слайд 1) Скажите, пожалуйста, как может быть связано это растение с темой сегодняшнего нашего урока?

Предположения детей

(Слайд 2) Тема нашего урока «Изготовление подставки под горячее в технике лоскутные уголки («артишок»)». Вы познакомитесь с новым видом лоскутного шитья; научитесь приемам выполнения лоскутных уголков и способам сборки их на основе, подбирать лоскутки по цвету, используя сочетания цветов; изготовите подставку под горячее из лоскутков; закрепите приемы работы на швейной машине.

    Проверка знаний учащихся.

Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним из какого волокна изготовляют хлопчатобумажные ткани? Какого происхождения это волокно? (Из хлопка, растительного происхождения (показать волокно).

На какой стороне напечатанной ткани рисунок более яркий и четкий? (На лицевой стороне (показать ткань).

Как определить нити основы и утка на ткани? (Нить основы идет вдоль кромки, а нить, идущая поперек нити основы, - уток. По растяжению: нить основы не растягивается, нить утка – тянется. По нити, выдернутой из ткани: нить основы прямая, нить утка – извилистая).

Что значит «наметать»? (Соединить мелкую деталь с большей деталью прямыми стежками на 0,5см от срезов).

Что значит заутюжить? (Уложить припуски шва на одну сторону и закрепить их в таком положении).

Перечислите виды изделий из домашнего обихода, изготовленные из хлопчатобумажной ткани. (Постельное белье, занавески, покрывала, полотенца, прихватки и т.д.).

Какое назначение имеет прихватка? (Предохранение рук от ожогов).

Какое назначение имеет подставка под горячее? (предохранение поверхности стола от тепловых повреждений)

3. Изложение нового материала

1) История лоскутного шитья.

Где первоначально возникло лоскутное шитье?

(сообщение детей из истории лоскутного шитья – опережающее задание)

Первая ученица. Самое древнее изделие лоскутной мозаики датируется 980г до н.э. и было найдено в Египте. В Англии и Франции бережливые женщины, выкроив из дорогого ситца одежду, стали использовать его остатки для создания других изделий. Таким образом, первоначально лоскутная техника возникла в результате нехватки материалов и их дороговизны.

Вторая ученица. А в России шить из лоскутков стали во II половине 19 века. В это время появился в продаже дорогой заморский ситец. Идеей для создания лоскутной техники послужили обыкновенные заплаты. Заплаты имели разнообразные формы и расцветки. Это помогло мастерицам прийти к мысли о возможности создания изделий из лоскутов – лоскутные одеяла, дорожки, вышивка. Среди городского населения изделия из лоскутов считались признаком бедности. Лишь в 70-е годы 20 века, когда в моду вошел фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью.

Учитель. И сегодня из разнообразных лоскутков можно создать удивительные вещи, настоящие произведения декоративно-прикладного творчества, которые будут нас окружать в повседневной жизни. Лоскутная техника очень проста и поэтому доступна каждому. Для этого вида рукоделия нужны всего лишь оставшиеся после раскроя кусочки ткани.

2) Объяснение нового материала.

Есть в лоскутном шитье замечательная техника, придуманная самыми бережливыми и экономными рукодельницами, так называемая техника «артишок», или «лоскутные уголки.

(Слайд 4) Эта очень обаятельная техника оживит любое изделие. В ней можно создавать различные объемные коврики, подушки, панно и игрушки, украшать одежду и окантовывать одеяла. К достоинству этой техники можно отнести и то, что она дает возможность использовать многочисленные обрезки лоскута, оставшиеся после работы над большими лоскутными изделиями.

(Слайд 5) Особенностью здесь является то, что лоскутки не сострачивают между собой в единую плоскость, а делают из них отдельные треугольнички (как уголки) и пришивают их слоями на основу.

(Слайд 6,7) Использовать для уголков можно любой материал, но, как и в других случаях, легче и лучше всего работать с хлопчатобумажными тканями. Ткань должна держать форму, хорошо утюжиться и быть однотонной или с мелким рисунком.

В одном изделии предпочтительно использовать ткани одинаковой толщины, или хотя бы для каждого ряда уголков толщина ткани должна быть единой.

(Слайд 8) Существует несколько способов складывания лоскута в уголки.

Способ 1 - для тонких тканей. Нарезают квадраты размером 6×6 см или 7×7 см. Каждый складывают по диагонали изнанкой внутрь и приутюживают. Полученные треугольники перегибают пополам и еще раз приутюживают - образуются уголки из ткани в 4 сложения.

(Слайд 9) Способ 2 - тоже для тонких тканей. Если на уголке нужно показать вертикальную линию стыковки сторон, то квадрат ткани (6×6 см или 7×7 см) перегибают сначала пополам по горизонтали изнанкой внутрь, а затем складывают уголком.

(Слайд 10) Способ 3 - для толстых тканей. Этот способ используют и в том случае, если ткани совсем немного.

Нарезают прямоугольные лоскутики размером 4×6 см или 5×7 см, по одной из длинных сторон отгибают на изнанку 0,7-1 см, приглаживают, отворачивают углы к средней линии лоскутика и отглаживают.

Получился уголок из ткани в 2 сложения.

(Слайд 11) Способ 4 - для любых несыпучих тканей. Уголки, выполненные этим способом, более острые и напоминают перья птиц.

Ткань нарезают по шаблону в форме полукруга (диаметр 5-7 см), отгибают к средней линии, складывают лоскутик вдоль пополам и приутюживают. Получился уголок в 4 сложения.

(Слайд 12) Спопоб5- для тонких тканей

Сегодня на уроке мы изготовим коллективную работу - подставку под горячее в технике «артишок» «лоскутные уголки». (Сюрпризный момент: грелка на чайник «Малинка». Предложить девочкам сшить полянку для малинки)

4) Вводный инструктаж.

5) Приемы выполнения лоскутной техники «артишок».

6) Повторение правил техники безопасности при выполнении ручных работ (Слайд 13), при работе на швейной машине (Слайд 14) и при работе с утюгом (Слайд 15).

III. Практическая часть.

1. Показ трудовых приемов

Инструкционно-технологические карты на столах учащихся (Приложение 1).

(Слайд 16) Нам необходимо иметь основу (плотная ткань) круг диаметром 22см, лоскутки хлопчатобумажной ткани.

На основе предварительно размечем несколько окружностей d-20, 18, 16, 14, 12, 10, 8и 6см, и по ним последовательно настрачивают ряды уголков, продвигаясь от края к центру. На основе укладывают готовые уголки, прикалывая их булавками (не сметывают нитками). Уголки при этом могут только касаться один другого, заходить друг за друга или входить один в другой. Мы будем укладывать уголки внахлест 1 см. Уложив один ряд уголков, их пристрачивают, отступив от основания на 1 см. Далее укладывают следующий ряд уголков, располагая их в шахматном порядке по отношению к предыдущим, стараясь под ними спрятать строчку пришитого ряда. Каждый пристроченный ряд хорошо приутюживают.

Середину круга оставляем незаполненной и, настрочив последний ряд уголков, накрываем их срезы кружком из ткани, подходящей по цвету, и, подогнув его края, пришиваем потайными стежками.

Уголки можно пришивать и по-другому: от центра круга. Тогда на середину помещают кружок и первый ряд уголков, укладывают вершинами к центру, основания совмещают со срезом кружка, пристрачивают и утюжат. Закончив последний ряд, срезы изделия выравнивают и окантовывают одновременно с подкладкой.

2. Самостоятельная работа учащихся и текущее инструктирование.

Целевые обходы:

Проверка своевременного начала работы и организация рабочего места учащихся.

Проверка правильности складывания лоскутков.

Проверка соблюдения технологической последовательности выполнения работы.

Контроль качества выполнения операции, своевременное предупреждение ошибок.

Проверка соблюдения учащимися правил техники безопасности.

Проверка применяемых способов самоконтроля.

Прием и оценка практических работ учащихся.

IV. Закрепление материала.

Какие изделия можно выполнить из лоскутков? (Прихватки, панно, табуретницы, покрывала, наволочки на подушку, коврики и др.).

Какие инструменты и материалы и приспособления необходимы для выполнения работ из лоскутков? (Ткани, ножницы, иглы, швейная машина, линейка, простой карандаш, швейные нитки).

Какой ткани отдается предпочтение в лоскутной технике? (Хлопчатобумажной ткани).

Как называется лоскутная техника, с помощью которой вы сегодня выполняли лицевую часть подставки под горячее? («артишок», «лоскутные уголки», солнышко)

Как можно использовать подставку под горячее? (предохранение поверхности стола от тепловых повреждений).

V. Итог урока.

Сообщение о достижении цели.

Цель урока достигнута, т.к. учащиеся освоили лоскутную технику и закрепили на практике весь изученный материал.

Анализ выполнения практических работ.

Показ лучших работ.

Разбор ошибок.

Рассмотрение случаев потери рабочего времени.

Выставление оценок и их аргументы.

Сообщение темы следующего урока: «Изготовление подставки под горячее. Завершение и оформление работы» .

VI. Домашнее задание.

Подготовить лоскуты зеленой ткани разных оттенков, плотную ткань для основы размером 22Х22

Техника «уголки»









Лия Алексеевна Пустовойт – признанный специалист в Кировской области по лоскутному рукоделию.
http://www.herzenlib.ru/main/news/detail.php?ID=13660

Вот такие коврики я шью из остатков ткани и старой одежды. Здесь видела подобные, но шитье начинается от краев, а у меня от середины. Коврик получается плотный и ровный. Если шить от краев, то середина получается более толстая. Раньше коврики я вязала, но сейчас я их только шью. Под ними всегда чисто и он не катается под ногами. Несколько лет назад я нашила из разных. Выкладывала лоскуткив виде радуги, в виде цветка и много еще вариантов было. Было еще 2 одеяла ватных в такой технике, но однажды все это богатство оказалось на просушке на улице и было кем-то снято. До сих пор жалко...


Ткань нарезается примерно квадратиками и складывается на уголо (рис 1) потом еще раз (рис 2) Получается треугольник равный 1/6 части. Затем беру нщн один квадрат и начинаю сразу под лапку машинки подкладывать на него треугольники острым углом друг к другу(рис 4). И так по спирали добавлять лоскутки. Один момент надо учитывать. Если накладывать на маленький квадратик, то изнаночная сторона будет необработанная. Я на коврики беру сразустарую простынь. Отрываю от нее кусок равный примерно диаметру будущего коврика и начинаю шить от центра по кругу. Плюс этого- аккуратный низ и не надо потом думать чем закрыть необработанные края. По краю пускаю какую-нибудь неосыпающуюся ткань. В первом коврике у меня взят старый халат для продавцов, а во стором не нашла такой ткани, пришлось вырезать косую бейку и закрывать ткань ей.



Это изнанка коврика. На пошив такого коврика уходит 1,5-2. Лоскутки у меня уже заготовлены заранее. По цветам в пакетиках лежат. Пнтом дети любят сидеть на ковриках и вспоминать их каких и чьих вещей взят тот или друго лоскуток. В ход идут обсолютно все вещи...



Еще одна схема наложения слоев. Последующие слои можно нашивать как по спирали, так и отдельными кругами



http://stranamasterov.ru/node/226449

Из плотной ткани подготовьте основу, равную размеру будущего коврика. Запаситесь кусочками ситца, шелка, другой хорошо заминающейся ткани. Составьте из них определенные цветовые сочетания. Нарежьте из ткани квадратики 5*5 см, можно 7см, сложите каждый по диагонали, а образовавшийся треугольник – еще раз пополам, прогладьте – получатся уголки – исходные элементы ковра.

В центре основы пришейте кусочек ткани – сердцевину, вокруг нее настрочите первый ряд уголков, острыми концами к центру. Получится как бы полураспустившийся бутон (уголки следует прошивать примерно посредине).
Следующий ряд уголков нашивается поверх предыдущего так, чтобы шов скрылся под новыми уголками. Повторяйте ряд за рядом, пока не дойдете до края основы.
Край обшейте кантом, чтобы спрятать концы уголков последнего ряда.
Не забывайте о цветовом решении ковра. Можно сочетать контрастные цвета, тогда ковер получится ярким, насыщенным, можно подбирать оттенки одного цвета. В таком случае вы добьетесь мягких, тонких переходов. Ковер из уголков выглядит объемным, пушистым, мягким.
Л. Сальникова,
http://vseprodom.com/kovrik-iz-ugolkov/

Моё увлечение лоскутным шитьем началось с подаренной моей дочке сумочки, которая была выполнена в технике лоскутных уголков , вот собственно и она



Вид у неё, конечно уже не столь презентабельный, строго не судите, ведь ребёнок эксплуатировал её в течении 3 лет:) Именно эта сумочка вдохновила меня на то, что бы попробовать выполнить что либо в технике лоскутных уголков. Благо у меня есть хорошая книга "Азбука лоскутного шитья " авторы которой М.Кузьмина и М.Максимова, эту технику подробно описали. Сегодня я познакомлю вас со способами сложения лоскутных уголков, вернее с некоторыми из них.


Способ первый, так же как и второй годится для тонких тканей, уголки складываются из квадратиков, здесь надо знать, что размер готового уголка будет равняться половине высоты вашего квадратика, например я выкроила квадратики со стороной 2,5 дюйма, а готовые уголки получила высотой 1 1/4 дюйма (или пример в см: из квадратов со стороной 6см получатся уголки высотой 3 см.) На фотографии посделовательность складывания уголков, в первом способе складываем квадрат по диагонали два раза, во втором способе складываем квадрат пополам, а затем верхние правый и левый уголы складываем к нижней серединке (легче показать, чем описывать:)





И самый интересный способ - это скоростной прием складывания уголков. В этом случае уголки складываются не из отдельных деталей, а из полосы ткани. Нужную вам высоту уголков умножаем на 4 и выкраиваем полосу получившейся ширины. Складываем полосу вдоль пополам изнанкой внурть и проглаживаем,



затем разрезаем с одной стороны до сгиба так, что бы получались квадратики, т.е у меня полоса шириной 5 дюймов, значит половина полосы до сгиба это 2, 5 дюйма, а значит я делаю разрезы через каждые 2, 5 дюйма



Нарезав полосу с одной стороны, переворачиваем её и нарезаем на такую же ширину, также до сгиба, но отступив половину квадратика, как бы в шахматном порядке



Теперь приступаем к складыванию, начинаем с верхнего правого квадрата, складываем его по диагонали два раза




Затем складываем уголок из квадрата нижней половинки полосы, сначала справа налево





А теперь нижний треугольник складываем слева направо



Продалжаем эти действия до конца полосы



В итоге мы имеем тесьму из уголков, которую можно пришивать к полотну



Надеюсь вас заинтересуют, желаю вам творческих успехов!


http://iloveneedlework.ru/patchwork/loskutnyie-ugolki











«уголки» от Аллы Снеговской

Полоски одинаковой ширины кроят по шаблону, обязательно по долевой нити и никогда по косой (не путайте с раскроем ткани на полоски для окантовки – там кроят по косой). Иногда, когда не хватает ткани, кроят по поперечной нити. Шаблон накладывают на изнаночную сторону ткани параллельно кромке. Размечая ткань на полоски, не забывайте о припусках на швы. Если не хватает ткани, то полоски сшивают. Для этого одну полосу прикладывают под прямым углом к другой (лицевая к лицевой) и сострачивают по косой под углом 45 градусов.

Сшивание полосок

Сострачивать полоски для художественного изделия удобно на основе.


Стачивание полосок на основе. На основу кладут полоску лицевой стороной вверх. Вторую полоску кладут на первую лицевой вниз и пристрачивают к основе. Шов отутюживают «на ребро».

Шитье полосок

Нарезанные и разложенные по цвету полоски начинайте пришивать с правой стороны основы. На первую полоску положите вторую, лицевая к лицевой, и приколите их булавками к основе. Прострочите вместе с основой. Выньте булавки и отутюжьте шов на одну сторону – «на ребро», а затем отверните и проутюжьте обе полоски с лицевой стороны. Третью полоску наложите на вторую и также пристрочите вместе с основой.

Аналогично заполните весь нужный формат. Потом прогладьте полотно через влажную тряпку и срежьте лишнюю ткань.

Полоски для утилитарных целей (карманов, каймы) сострачивайте без основы, сначала – в цельное полотно и лишь потом разрежьте поперек на нужный формат. Можно из нарезанных из сшитого полотна полос составить квадратный блок.


Полотно, состроченное из полос, нарезают на квадраты. Квадраты из полосок формируют в блоки

Диагонально расположенные полоски очень красивы и могут украсить любое изделие. Их сшивают на основе, начиная шить от центра изделия. На основу по диагонали и строго по центру уложите первую полоску. К ней с обеих сторон пристрачивайте (так же, как и прямые полоски на основе), сохраняя цветовой порядок, другие полоски, пока не заполнится формат. Из четырех состроченных форматов можно составить квадратный блок с диагональным расположением полос.

На основу строго по центру прикалывают первую полоску

Вторую полоску кладут на первую лицевая к лицевой и пристрачивают к первой и основе

Шов разглаживают, углы обрезают

Пристрачивая полоски в обе стороны, заполняют весь объем

Постепенно, в течение двух веков, выработались три основные схемы шитья из полосок: «Елочка», или «Паркет», «Пашня» и «Колодец».

«Елочка» («Паркет»)

Для данной лоскутной техники необходимы лоскутные заготовки из квадрата и полосок. К квадрату пришивают полоску первого яруса. Ее длину не отмеряют, так как после притачивания излишки ткани отрезают. Сразу следует отутюжить шов и разложить его на две стороны. Вторую полоску пришивают к другой стороне квадрата и захватывают и первую полоску. Второй шов будет идти перпендикулярно первому шву. Шов опять утюжат и раскладывают на две стороны. Так получается первый ярус «Елочки».

Чтобы узор получился красивым, надо придерживаться следующих правил.

Квадрат должен быть активным по цвету или рисунку, то есть нести на себе акцент всей композиции.

Ширина полос каждого яруса должна быть одинаковой.

Каждый последующий ярус по ширине может быть либо таким же, как первый ярус, либо отличаться от него в зависимости от задачи автора.

Желательно, чтобы ширина шва у всех полосок была одинаковой (предпочтительная ширина – 0,5-0,7 см).

Нельзя нарушать последовательность притачивания полос друг к другу.

Эта композиция – своеобразная имитация борозд на вспаханном поле. Для «Пашни», чтобы сохранить и подчеркнуть динамику полос, следует выбирать ткани, близкие по цветовой гамме и с мелким набивным рисунком. Подобный орнамент интересно сшить из атласных лент, чередуя лицевую и изнаночную стороны.

Сначала готовят бумажный шаблон квадрата-основы. Квадрат разбивают на три участка, границы которых сходятся под прямым углом. Каждый участок разбивают на ряд параллельных полос. На каждый участок и на полосы делают шаблоны из картона. Полосы сшивают лицевая к лицевой в последовательности, показанной на рисунке, шов утюжат. Величина припуска – 0,5– 0,7 см. Излишки ткани срезают.


Схема раскроя и сшивания полос в «Пашне»

Каждый участок собирают отдельно и потом только сшивают в общий квадрат. Сначала участки 1 и 2 (по часовой стрелке), а потом к ним пришивается участок 3.

«Колодец» («Американский квадрат», «Сруб», «Прямой желоб»)

Данная лоскутная техника была очень популярна в Америке и Европе, и ей уже не меньше двухсот лет. В основе ее лежит геометрическая фигура квадрата, которая составляется из полос. Полоски ткани именуются «бревнами».

Существуют два варианта соединения «бревен» в квадрат. В обоих вариантах центральной фигурой будет лоскут в виде квадрата, а вот схема сборки полосок – «бревен» разная.

Первый вариант сборки «Колодца»

Сначала к центральному квадрату пришивают полоску

Схема сшивания «Колодца»

Начальным элементом композиции, на котором делается цветовой акцент, является квадрат. Первые две полоски пришивают к квадрату так же, как и в композиции «Елочка», соблюдая те же правила шитья. Каждую новую полоску («бревно») притачивают так, чтобы захватить предыдущий элемент. Двигаться нужно по часовой стрелке, постепенно наращивая первоначальный квадрат ярусами «бревен».

Естественно, что цветовое решение работы может быть различным, но особенно красиво в данной схеме смотрится цветовая растяжка: от темного квадрата к светлым полосам, что дает эффект колодца, либо от светлого квадрата к темным «бревнам» – создается эффект космической глубины. И в том, и в другом варианте яруса «бревен» пришивают, соблюдая возможную цветовую растяжку, что дает возможность достигнуть объемного восприятия композиции.

Яруса «бревен» могут быть одинаковыми по размеру, или композиция может заканчиваться ярусом из более широких полос. В принципе такую композицию можно расширять до бесконечности и сделать ее, например, во всю стену. Главное, чтобы в конце она имела цветовое логическое завершение – темный, светлый или цветной ярус (исходя их придуманного вами квадрата), собирающий всю композицию.

Иногда данный вариант выполняют с диагональной цветовой разбивкой. Центральным элементом остается квадрат, а остальную композицию выстраивают по диагонали – вся схема условно делится диагональю на две части. Так, «бревна», расположенные по одну сторону диагонали, изготавливают из ткани насыщенного тона (желательно тоже в растяжке), а «бревна» по другую сторону диагонали – из более светлой ткани.

Чтобы облегчить себе работу и не запутаться в цветах и «бревнах», желательно сделать четкий цветовой эскиз. В остальном принцип сшивания «бревен» остается таким же, как и при основной схеме.

Второй вариант сборки схемы «Колодец»

В этом варианте в центре также доминирует квадрат, но последовательность сборки «бревен» относительно основного элемента – другая. К двум противоположным сторонам квадрата пристрачивают по одинаковой полоске («бревну»). Затем к двум другим противоположным сторонам квадрата пристрачивают «бревна», которые по длине перекрывают первые «бревна». Так завершается первый ярус композиции. В дальнейшем, соблюдая первоначальную последовательность притачивания, наращивают композицию от яруса к ярусу до нужного размера (любого).

Смещение центра и применение полос разной ширины дает оптический эффект глубины

Одинаковые полоски пристрачивают с противоположных сторон центрального квадрата параллельно друг другу

Данная композиция тяготеет к другим цветовым решениям – по парной разбивке цвета на параллельных «бревнах». Иногда делают и диагональную разбивку цветового решения, но в этом случае весь квадрат делят на четыре части двумя диагоналями и цветные «бревна» располагают попарно, относительно сторон центрального квадрата. Варианты бесконечны.

Квадрат может располагаться и совсем не в центре, а сбоку. Но принцип сборки остается тем же.

Квадратики

Это одна из самых распространенных старинных простых техник, в основе которой лежит квадрат. Можно сшивать квадраты любых размеров – от гигантских до клочков в почтовую марку – и в любой последовательности. Но определенную прелесть представляют изделия из квадратов, объединенных в различные геометрические фигуры. Это может быть и простой узор шахматной доски (двуцветный), или «ход конем» (трехцветный), или многоцветное поле из разных лоскутов, но подчиняющихся геометрическому порядку, шахматная диагональ и прочее. Вариантов, в зависимости от вашего мастерства и фантазии – множество.

Шитье из квадратиков

Сшивание квадратов

Прежде чем приступать к шитью, сделайте на миллиметровке уменьшенный эскиз будущего полотна.

Предположим, что ваше квадратное изделие состоит из четырех цветных квадратиков, объединенных в определенный рисунок. Сшивать квадратики нужно по порядку и сразу в полосы.

Начните, например, с верхнего ряда. Первые два лоскутка пристрочите друг к другу лицевой стороной внутрь, затем проутюжьте припуски на швы либо на две стороны, либо на сторону более темного квадрата, чтобы припуски не просвечивали наружу. Затем, следуя вашему эскизу, пристрочите оставшиеся квадраты верхнего ряда и обработайте швы.

Аналогично изготовьте и другие полосы.

Потом полосы сложите лицевыми сторонами внутрь, сколите их булавками точно по машинным швам перпендикулярно будущей строчке и прострочите.

Соединив все полосы в единое полотно, отутюжьте припуски на швы. Потом переверните изделие и отутюжьте готовый образец на мягкой подстилке (чтобы не проступил рельеф припусков на швы).

Композиция из четырех квадратов

Шахматные узоры

Рассмотрим самые простые способы сшивания «шахматного» полотна.

«Шахматка»

Она делается из двух тканей контрастной расцветки. Можно квадратики сшивать в полосы. Но еще проще сначала сострочить одинаковые цветные полосы в единое полотно, а затем, отметив размер заданных квадратов (не забывайте о припусках на швы с двух сторон квадрата!), разрезать на новые полосы. Каждую вторую полосу переверните «вверх ногами», и на вашем полотне сразу образуется шахматный узор. Теперь осталось только сострочить полосы между собой.

Полосы сшивают в полотно

Полотно расчерчивают на полосы, идущие в другом направлении, и разрезают

Каждую вторую полосу переворачивают «вверх ногами»

Получается шахматная доска

Шахматный узор по диагонали

Возьмите несколько различных по цвету полос и сострочите их в единое полотно. Затем, разметив полотно на заданные квадраты (не забывайте оставлять припуски на швы!), разрежьте полотно на полоски. Теперь разложите получившиеся полосы так, чтобы каждая полоса смещалась на один квадрат относительно предыдущей, и аккуратно их сшейте.

Теперь сверху и снизу срежьте углы, и у вас получится ровная полоса из диагональных квадратиков. Вы можете использовать получившееся полотно в качестве декоративной каймы или просто пришить получившуюся фигурную полосу приемом аппликации, например на подол юбки.

Сшитое из разноцветных полос полотно разрезают на поперечные полосы

Полосы раскладывают так, чтобы они были сдвинуты на один квадрат

Срезав углы у получившейся полосы., получают орнамент из диагональных квадратиков

Шахматный узор в виде ромбов

Для изготовления такого узора необходимо нарезать и сшить полоски разноцветной ткани, а затем из получившегося цельного полотна нарезать новые полосы под углом 30, 45 или 60 градусов. Ширина полос должна быть равна стороне ромба плюс 1,5 см – припуск на швы. В собранном виде эти косо нарезанные детали сами собой образуют ромбы.

Из ромбов, состроченных в таком виде, можно собрать знаменитую «Американскую звезду».


Схема шитья узора в виде ромбов

Шахматный узор в виде шевронов

Этот узор напоминает отражение в воде. Двуцветные полоски сострочите вместе в два полотна, чередуя их по цвету. Затем от каждого полотна под нужным вам углом отрежьте одинаковые косые полоски, зеркально расположенные друг к другу. Когда вы сошьете получившиеся полоски, чередуя их, то у вас получится шеврон. Останется только сверху и снизу обрезать ненужные углы на 0,75 см.


Изготовление шевронов

«Квадрат в квадрате»

В основе этой композиции лежит квадрат. Сборка задуманного изделия начинается от центра. Каждый ярус, состоящий из четырех равнобедренных треугольников, визуально как бы увеличивает первоначальный квадрат.

Для каждого яруса выкраивают свой шаблон прямоугольного треугольника, гипотенуза которого равна стороне центрального квадрата. Каждые четыре одинаковых треугольника пристрачивают к четырем сторонам квадрата. Получается как бы квадрат в квадрате.

Как правило, эту схему шьют на основе, используя ткань или флизелин. Размер основы равен задуманной композиции. На основе отмечают четыре пересекающиеся линии: две по диагонали и две перпендикулярные им. Затем в центре прикрепляют лицевой стороной вверх центральный квадрат. К одной из сторон квадрата прикалывают треугольник лицевой стороной вниз и стачивают вместе с основой, оставляя припуски на шов. Пристрочив подобным образом все четыре треугольника, сверяют, совпадают ли углы получившегося квадрата с линиями на основе.

Таким образом настрачивают все ярусы квадратов. Эта техника еще имеет название «Алмаз» и часто рассматривается как схема шитья из треугольников. Чередование цвета по ярусам придает изделию графичность и эффектность. Количество квадратов ограничивается только фантазией автора.


Схема пришивания лоскутов

«Русский квадрат»

Несколько сложнее национальная русская техника «Русский квадрат». В основе схемы лежит квадрат, и первый, и второй ярусы, составленные из четырех равнобедренных треугольников, тоже образуют квадраты. Получаются как бы три квадрата – один в другом: центральный и два яруса. Третий и последующие ярусы включают в себя уже по четыре угловых квадрата и по четыре полосы. Схема шитья двуцветного «Русского квадрата» следующая.

Схема пришивания треугольников

К центральному квадрату пришивают четыре равнобедренных треугольника контрастного цвета. Затем к каждой стороне получившегося квадрата пришивают по равнобедренному треугольнику цвета центрального квадрата. Третий и последующие ярусы выполняют так: сначала к сторонам квадрата притачивают полосы, длина которых больше стороны квадрата, затем к углам яруса пришивают треугольники.

Желательно, чтобы все ярусы были одинакового размера или равномерно увеличивались от центра к краям.

Работы в этой технике могут быть и многоцветными.

«Ананас»

Сложная техника, чем-то схожая с «Русским квадратом», «Ананас» шьется из однотонных лоскутков контрастного цвета. В основе композиции располагается цветной квадрат (он может быть дополнительного цвета), к его четырем сторонам по кругу пришивают первый ярус «бревен». Каждая полоска должна иметь припуск на шов 0,5 см с каждой стороны (в длину).

Приложите первую полоску к стороне квадрата (лицевая – к лицевой), пристрочите, загладьте шов «на ребро», отверните, отгладьте и срежьте излишек. Все остальные полоски этого яруса притачивайте аналогично первой так, чтобы каждая перекрывала сторону квадрата и 0,5 см бокового среза предыдущей полоски.

Второй ряд полосок (контрастного цвета) пришивайте параллельно сторонам основы. Чтобы не нарушить контуры центрального квадрата, швы этого яруса должны проходить строго по углам квадрата. Концы полосок выходят за срезы полосок первого ряда на расстояние припуска.


Схема шитья

Аналогичным образом пристрочите все остальные ярусы полос (не забывайте делать их разного цвета). Когда у вас будет набран желаемый объем, то в образовавшиеся углы по бокам вшейте треугольники (можно в цвет центрального квадрата).

«Крейзи» («Безумные лоскутки»)

Английская техника XIX века «Крейзи» (она же – «Безумные лоскутки», «Спираль», «Карусель», «Роза») – композиция из асимметричных лоскутков – была создана для декоративных целей. В ней делали покрывала и скатерти, часто из взаимоисключающих материалов, сочетая, например, бархат с шелком или тюлем. Эта остроумная и оригинальная техника позволяет использовать даже самые мелкие обрезки ткани, оставшиеся от других работ, для создания оригинальных и красивых изделий (см. фото 17 на вклейке). Шьется «Крейзи» на основе, схема шитья следующая.

На основу булавкой прикрепляют лоскут, в данном случае – треугольник.. К одной из его сторон пристрачивают контрастную по ивету полоску

Сшитые лоскутки разглаживают

К одной из сторон образовавшейся фигуры пришивают очередную полоску контрастного цвета

Сшитые лоскутки снова разглаживают

В центре композиции размещается не квадратный, а треугольный, трапециевидный, но лучше всего – пятисторонний лоскут. Сам центр композиции может находиться совсем и не в центре заданного формата, а, например, в углу, он может быть сдвинут к любому краю, но это не влияет на порядок выполнения работы. К центральному лоскуту в направлении по часовой стрелке пришиваются другие лоскутки произвольной формы и цвета. Чем дальше от центра, тем лоскутки крупнее. Когда композиция заполнит весь блок (квадрат, круг), края подравнивают и обрезают.

Основные правила таковы.

Центральный лоскуток должен быть ярким, выделяющимся из общей массы лоскута.

Лоскутки одного цвета не должны соседствовать (иначе они будут восприниматься как одно цветовое пятно); их надо располагать в противоположных сторонах от центра композиции.

Следует избегать параллельных линий между ярусами.

Эта схема шитья красива сама по себе, и по ней можно сделать, например, чисто белую композицию (включая и центр). Для нее лучше подбирать четко очерченные лоскуты и соблюдать гармоничное их расположение на формате от центра к краям. Эффект будет создан за счет графики линий.

Волшебные треугольники

Треугольник – это магический элемент, который находит свое отражение в эзотерике многих религий. На треугольник возлагалась защитная роль – он нашивался на одежду как некий тотем. Поэтому он чаще других элементов применялся и в вышивке, и в лоскутной технике.

С треугольниками интересно и легко работать. Из них можно составить любой орнамент – квадрат, ромб, сложную звезду и прочие.

Наиболее часто используется прямоугольный равнобедренный треугольник, который кроят по шаблону так, чтобы направление долевой нити на ткани совпадало с одной из коротких сторон. Складывая треугольники по длинной стороне, получают квадрат. Квадраты соединяют в единое полотно.

Прямоугольные треугольники можно не только стачивать основаниями, но и сшивать по короткой стороне, в результате получается полоса. Затем полосы стачивают в единое полотно. Такой метод называется сборка по диагонали. Он требует большой тщательности в подгонке рисунка и стачивании швов сборных деталей.

Нередко приходится сшивать большое количество небольших треугольников, и тогда для быстроты их шьют «флажком»: складывают попарно лицевыми сторонами внутрь, скалывают булавкой и сострачивают на машине – одну пару за другой, не обрезая нитки. Когда все пары треугольников готовы, нитки перерезают.


Шитье «флажком»

Существует и еще один метод, ускоряющий работу с треугольниками, но только с двуцветными.

Сначала вырезают из ткани одинаковое количество квадратов обоих цветов (обязательно оставляют припуски на швы).


Потом квадраты разрезают по диагонали.

Разгладив припуски на одну сторону (более темного треугольника), получают готовые два двуцветных квадрата.


При сшивании квадратов в общее полотно нужно обрезать выступающие уголки припусков.

Затем разноцветные квадраты складывают попарно лицевой стороной внутрь, проводят диагональную линию и прострачивают дважды – с каждой стороны диагонали, оставляя припуски на шов.

Для украшения квадратных или прямоугольных деталей небольшими треугольными вставками используют следующий метод, облегчающий работу.

Нужный уголок выкраивают в виде треугольника, накладывают его (лицевая к лицевой) на квадрат, как показано на рисунке, и пристрачивают. Затем отрезают лишние уголки.

Треугольник отгибают и проглаживают.

Таким же образом пришивают уголки и к оставшимся углам прямоугольника.

Если треугольники приходится шить из ткани, которая под иглой машины вытягивается, то под строчку подкладывают бумагу.

Наиболее популярные узоры из треугольников – «Мельница», «Звезда», «Алмаз». (Технику «Алмаз» мы уже рассматривали в разделе «Квадрат в квадрате».)

«Мельница»

Этот узор выполняют из ткани двух контрастных цветов и составляют из восьми одинаковых треугольников – по четыре каждого цвета.

Для начала треугольники (например, белый с черным) сшивают по длинной стороне в квадрат. Затем квадраты сшивают вместе, чередуя цвета, – получается полоса.

Окончательно собирают две получившиеся полосы вместе, начиная сшивать от центра (так легче соединить все точки вместе). Припуски на швы утюжат, раскладывая на обе стороны.

Два треуголъника контрастных цветов сшивают в квадрат

Квадраты сшивают в две полосы

«Звезда»

Это красивая лоскутная техника, имеющая в основе восьмиконечную звезду, базирующуюся на центральном квадрате. Рассмотрим два варианта сборки «Звезды».

Стороны квадрата расположены параллельно краям основы

Для этой композиции используют не меньше четырех видов ткани контрастных цветов и рисунков. Считается, что «Звезда» лучше всего смотрится, если ткань для ее лучей выбрана однотонная, а фоны – с рисунками.

Чтобы не запутаться, что с чем сшить, лучше сначала сделать эскиз композиции. Сама композиция «Звезда» представляет из себя квадрат, состоящий из трех параллельных полос, разбитых на девять квадратов. (Сначала всю композицию разбивают на квадраты, а их – на треугольники.) В первой и третьей полосах крайние квадраты будут состоять из двух треугольников, а средние – из четырех. Центральная по лоса состоит из цельного центрального квадрата и двух примыка ющих к нему квадратов, состоящих из четырех треугольников

Собрав таким образом три полосы, их сшивают вместе, четко соблюдая рисунок.

Можно сшивать треугольники в квадраты, и их уже соединять друг с другом. Но в этом случае сложнее соблюсти строгие геометрические линии.

Схема сборки «Звезды», первый вариант

Стороны квадрата расположены параллельно углам основы

Схема сборки «Звезды», второй вариант

В этом варианте схема сборки другая. К центральному квадрату по длинной стороне пришивают четыре контрастных треугольника. Получается новый квадрат, расположенный параллельно краям основы. К нему, к верхней и нижней его частям, пришивают полосы, составленные из четырех треугольников (двух квадратов). Затем, точно следуя эскизу, делают две боковые (вертикальные) полосы из четырех квадратов, составленных из восьми треугольников.

Остается только сшить боковые полосы с центральной частью – и «Звезда» готова.


Это трудное шитье из многоугольников

Если с полосами, квадратами и треугольниками можно еще как-то справиться без особой подготовки с помощью швейной машинки, то многоугольники потребуют от вас много терпения и мастерства. Поэтому очень многие мастерицы предпочитают многоугольники собирать вручную.

Ромб – это тоже многоугольник, самый простой их них. Лоскутный ромб можно собрать из двух симметричных треугольников. Здесь важно следить, чтобы рисунок, объединенный в одно целое – в ромб, не сбивался. Рисунок должен быть абсолютно симметричным. Но можно и сразу выкроить по шаблону ромб и составить из него композицию.

«Кубики»

Можно попробовать сшить композицию «Кубики», где ромб с углом 60 градусов будет самостоятельной фигурой. Особенность этой композиции состоит в том, что, помимо правильной сборки элементов, здесь очень важно четко подобрать цвет – света, тени и полутени на кубике, образованном тремя ромбами.

Чтобы «Кубики» получились объемными (а любая ошибка исказит иллюзию объема), сначала необходимо расчертить всю композицию на миллиметровой бумаге и только затем делать шаблон.

Ромбы – простые фигуры, и их можно сострочить на машинке, не вынимая иглу из ткани в углах ромба, а, подняв лапку, поворачивать ткань и строчить дальше. А можно и стачивать вручную, натягивая ткань на картонные шаблоны и сшивая фрагменты между собой. Это уж как вам больше нравится.


Схема сшивания деталей-ромбов для узора «Кубики»

«Цветок»

Из ромбов выполняют и шестиугольный цветок. Он состоит из шести ромбов или двенадцати треугольников. У ромба в этой композиции должен быть острый угол 60 градусов. Если же цветок состоит из восьми ромбовидных лепестков, то острый угол составляет 45 градусов.


Из таких ромбовидных цветов можно составить композицию (аналог «Бабушкиного сада»), но здесь центр цветка следует выделить, например пуговицей, обтянутой контрастной тканью.

«Бабушкин сад» («Соты»)

Принцип сборки многоугольников рассмотрим на примере схемы «Бабушкин сад», где композиция состоит из многих шестиугольников, объединенных в шестиугольные цветы. Это красивая старинная техника, которой можно украсить салфетки, скатерти, подушки. Другое название этой техники – «Соты», так как шестиугольники напоминают пчелиные соты.

Схема сборки следующая: для каждого шестиугольника изготавливают картонный шаблон (по количеству деталей). Картон не должен быть слишком толстым и твердым, но и слишком хлипкий тоже нежелателен – иначе во время натягивания ткани шаблон может перекручиваться.


Схема шитья в технике «Бабушкин сад»

Шаблон кладут на изнаночную сторону ткани и выкраивают по нему многоугольник, оставляя припуски на швы. Затем эти припуски загибают на картонку, а параллельные стороны стягивают нитками. Обтянутые таким образом шаблоны складывают лицевыми сторонами внутрь и начинают сшивать между собой плотной ручной строчкой потайным швом (на рисунке показана обратная сторона изделия). Потом картон вынимают, швы утюжат и все изделие сажают на подкладку (можно на клеевой флизелин).

Создание новых узоров

Разобравшись в техниках лоскутного шитья и научившись выкраивать и сшивать все эти ромбы, треугольники и квадраты, вы можете придумать и парочку своих узоров.

Принцип создания нового рисунка очень прост: задуманный рисунок чертится на миллиметровке и раскладывается на квадраты и трегольники, реже – на ромбы, трапеции и прямоугольники. Что-то похожее есть в вышивке крестом. По получившейся схеме делаются основные шаблоны.

Какую бы сложную схему вы ни придумали, принцип соединения деталей остается одинаковым: сначала сшиваются все мелкие лоскутки, затем к ним присоединяются остальные – и у вас получается своеобразный блок, а потом пристрачивается ткань фона и кайма.

Выкроив по шаблону нужные вам лоскутки, разложите их по схеме вашего рисунка, чтобы проверить, как они сочетаются по цвету.

Приведу несколько самых простых вариантов схем, которые помогут вам понять принцип создания рисунков из геометрических фигур. Для всех узоров вам потребуются всего два шаблона – треугольник и квадрат.

«Цветок», первый вариант (см. рис. 2 на вклейке) Блок узора – 25 квадратов, из них 9 квадратов – одноцветных и 16 – двуцветных, составленных из 24 треугольников. Двуцветные квадраты можно стачать скоростным способом, а блок – собирать полосами.

«Цветок», второй вариант (см. рис. 3 на вклейке) Блок узора – 16 квадратов, из них 10 – однотонных и 6 – двуцветных. Двуцветные квадраты (6 штук) стачивают скоростным методом. Блок собирают полосами.

«Тюльпан» (см. рис. 4 на вклейке) Узор составлен из 10 квадратов: 2 – одноцветных и 8 – двуцветных.

«Сердце» (см.. рис. 5 на вклейке) Узор содержит 36 квадратов: 20 – одноцветных и 16 – двуцветных.

«Кораблик» (см.. рис. 6 на вклейке) Композиция состоит из 16 квадратов: 6 – двуцветных и 10 – одноцветных.

«Звездочка» (см. рис. 7 на вклейке) Узор состоит из 9 квадратов: 5 – одноцветных и 4 – двуцветных.

«Кленовые листья» (см. рис. 8 на вклейке) Узор состоит из четырех блоков. Рассмотрим один блок (один лист), он включает 16 квадратов: 12 одноцветных и 4 – двуцветных. Сначала сострачивают каждый блок – один лист, а потом соединяют их в композицию из четырех листьев. Можно сострачивать и полосами, если будет сделана тщательная выкройка.

Как видите, все это очень просто. Вы можете и усовершенствовать на ваш вкус приведенные выше схемы, и создать новые рисунки. Главное – вдохновение.

Техника «Витраж» («Окна Домского собора»)

Для работы в этой технике требуется и большое умение, и большое терпение. Но она того стоит. Изделия, выполненные в технике «Витраж», напоминают цветочную клумбу из объемных, выпуклых цветов, посаженных в шахматном порядке. В композиции используют однотонные ткани и ткани с рисунком. Если ваши цветы выполнены из однотонной ткани, то фон к ним обязательно должен быть пестрым (и наоборот).

Технику изготовления рассмотрим на изделии размером 40 х 40 см.

Предположим, что у вас будут цветы красного цвета на фоне в зеленую пестринку. Для каждого цветка вам потребуется квадратный лоскуток ткани, размер которого должен быть в два раза больше, чем сам цветок. Поэтому для цветка размером 9 х 9 см необходим отрезок ткани размером 20 х 20 см с учетом 1 см с каждой стороны на припуски швов. Вырежьте 16 красных квадратов такого размера.

Из ткани для фона выкройте 32 квадрата размером 5 х 5 см; 8 квадратов согните пополам и разрежьте по диагонали, чтобы у вас получилось 16 треугольников, ими вы будете заделывать фон по краям изделия. Также вам нужно вырезать основу для нижней стороны изделия размером 41 х 41см с учетом припуска, подобрать ткань для каймы, 25 пуговиц для центра цветков (в цвет цветков – красные или желтые).

Сначала делаем цветы.

1. Положите вырезанный для цветка квадрат (20 х 20 см) лицевой стороной на стол и отверните наизнанку по 1 см от каждого края. Отутюжьте края, а если ткань упругая, то и приметайте. Затем совместите в центре углы квадрата и заколите их булавками.

Булавки следует располагать строго посередине образовавшегося треугольника, острием к центру.

2. Углы у получившегося квадратика заверните к центру так же, как и в первый раз, стараясь аккуратно совместить вершины углов в центре, и опять закрепите их булавками.

3. Затем небольшими стежками скрепите между собой углы треугольников в центре квадрата, прокалывая иглой насквозь все слои ткани.

Сшейте таким же образом оставшиеся 15 квадратов-цветков.

4. Сложив квадратики попарно (лицевая к лицевой), соедините их швом «через край» (стежки должны быть мелкими и частыми). Из пар сшейте четыре полосы, а затем, также вручную, соедините их в квадратное полотно.

5. В центр квадратиков приколите булавками квадратики фона. По краям булавками прикрепите треугольники фона.

6. Теперь, поочередно отгибая края конвертиков на квадраты фона, пришивайте их аккуратно потайным швом так, чтобы получились овальные лепестки.

7. Сделайте таким образом весь центр (края с треугольниками пока не трогайте) и пришейте кайму (рамку). Кайму накладывайте так, чтобы один ее край перекрывал припускной шов, а другой подворачивался под другой припуск на шов. Строчку прокладывайте по двум сторонам.

После того как вы пришьете кайму, можно сделать лепестки по краю, отгибая их на треугольники.

8. В центре цветков желательно пришить пуговицы, подобранные в цвет ткани цветка или обтянутые нужной тканью. Можно по краю к кайме прикрепить рюш и после этого сшить верхнее полотно с цветами с нижней тканью (лицевая к лицевой).

Потом выворачиваете – и изделие готово.

Приведенные выше схемы можно использовать и для создания самостоятельной композиции, и для того, чтобы из изготовленных элементов (например, из квадратов, сшитых по схеме «Колодец») собрать скатерть, покрывало или панно на стену (см. фото 22-24 на вклейке). Не возбраняется использовать эти элементы и в виде вставок в одежде, на сумках.

Много еще чего интересного и неожиданного можно сделать своими руками. Приведенные схемы дают широкие возможности для творчества. Техники лоскутного шитья все время развиваются, и постоянно появляются новые техники. В принципе, каждая мастерица придумывает что-то свое.

Техника «Уголки»

Эта очень милая техника «оживит» любое изделие. В ней можно создавать различные объемные коврики, подушки, панно и игрушки, украшать ею одежду и окантовывать одеяла. К достоинству этой техники можно отнести и то, что она дает возможность использовать многочисленные обрезки лоскута, оставшиеся после работы над масштабными изделиями.

Особенностью техники «Уголки» является то, что лоскутки не сострачивают между собой в единую плоскость, а делают из них треугольники (уголки) и пришивают их слоями на основу. Использовать для уголков можно любой материал, но, как и в других случаях, легче и лучше всего работать с хлопчатобумажными тканями. Ткань должна держать форму, хорошо утюжиться и быть однотонной или с мелким рисунком.

В одном изделии предпочтительно использовать ткани одинаковой толщины, или хотя бы для каждого ряда уголков толщина ткани должна быть единой.

Существует несколько способов «складывания» лоскута в уголки.

1. Сначала из лоскута нарезаются квадраты нужного размера. Каждый квадратик складывают по диагонали изнанкой внутрь и утюжат. Получившиеся треугольники еще раз перегибают пополам и тоже утюжат. В итоге образуется уголок в четыре сложения со швом сбоку.


2. Квадрат ткани перегибают сначала пополам изнанкой внутрь, утюжат, а затем подворачивают углы (шов в центре).

Эти два способа применяются в основном для тонких тканей


3. Для толстых тканей используют прием «уголок в два сложения». Нарезают прямоугольные лоскуты и на одной из длинных сторон ткань загибают на изнаночную сторону на 1 см, утюжат. Затем отгибают углы к средней линии прямоугольного лоскутка и опять утюжат (шов в центре). Этот способ применяют и в том случае, когда ткани совсем немного.


4. Для сыпучих тканей подойдет прием «уголок в четыре сложения». Ткань (ситец) нарезают по шаблону в форме полукруга. Затем отмечают среднюю линию и подворачивают к ней ткань, утюжат. Еще раз складывают лоскуток пополам и опять утюжат (шов сбоку). Уголок получается с острым кончиком.


После того как нужное количество уголков приготовлено, их пришивают на основу. Основа должна быть плотная и заранее выкроенная по форме будущего изделия (квадрат, круг, выкройка игрушки).

На основе раскладывают уголки начиная с нижнего ряда. Если уголки сделаны в два сложения, то их кладут швом в одну сторону, и каждый следующий уголок краем немного входит в предыдущий. Если у уголка шов в центре, то его укладывают швом вниз (изнанка изделия), и уголки только касаются друг друга.

Пришивание уголков

Приколов первый ряд булавками, его прострачивают, отступив на 1 см от края. Так как получается довольно толстый слой ткани, строчить нужно более толстой иголкой и ниткой (можно использовать лапку для вшивания молнии). Неплохо для прочности прошить край еще и зигзагом. Далее сверху накладывают следующий ряд уголков, располагая их в шахматном порядке по отношению к первому ряду, при этом стараясь полностью закрыть строчку пришитого ряда. Каждый ряд тщательно утюжат.


Можно строчить и по шаблону, по изнаночной стороне, а потом вывернуть на лицевую, но тогда трудно сделать четкий угол– кончик. Уголки могут разлезаться и сыпаться. Легче всего пришивать уголки по прямым линиям.

Узоры из уголков варьируются и по форме, и по цвету. Можно, например, небольшие оранжевые уголки накладывать на центр крупных красных или мелкие уголки чередовать с крупными через раз или два. Здесь множество вариантов – как подсказывает фантазия.

Очень мило выглядит лоскутное одеяло или панно, края которого украшены разноцветными уголками в качестве фестонов.

Половик «Солнышко»

Довольно популярно шитье круглых изделий (ковриков и салфеток) в симпатичной технике «Уголки». Оно носит милое название «Солнышко».

Схема шитья половика «Солнышко» с зубчатыми краями

Схема шитья половика «Солнышко» с круглыми краями

На плотной круглой основе прочерчивают циркулем несколько окружностей, по которым пристрачивают уголки. (Удобнее работать с уголками, образованными в два сложения.) Первым делают самый нижний ряд, затем последовательно другие, двигаясь от краев к центру. В середину круга (а она остается незаполненной) на руках пришивают потайным швом круг из плотной ткани или кожи.

Можно уголки выкладывать от центра к краям – тогда, в отличие от первого варианта, край изделия будет круглым, а не зубчатым. В центре пришивают цветной круг из ткани или кожи и накладывают на него первый ряд уголков вершиной к центру. Основание первого ряда совмещают со срезом центрального круга и пристрачивают все одним швом. Утюжат.

Когда уложен последний ряд уголков, изделие снова утюжат, подрезают выступающие углы и окантовывают каймой вместе с подкладкой. (Кайма кроится по косой.)

Более сложный вариант, когда к последнему ряду уголков, повернутых внутрь изделия, пришивают уголки, торчащие «солнышком» наружу. В этом случае образовавшиеся швы прячут под декоративной тесьмой или полоской плотной ткани, нашиваемой поверх изделия. А круглую подкладку подшивают по шву потаиным швом к нижним уголкам.

Интересные и красивые композиции получаются и в форме квадрата, когда уголки пришивают от края к центру. Здесь очень важен правильный подбор ярких, контрастных тканей. Принцип шитья тот же, что и при изготовлении половика «Солнышко».

«Рамка для фото» - Вы всегда сможете выделить свою индивидуальность, блеснуть своим рукодельным мастерством. Теперь аккуратно вырезаем центр лоскутного полотна, оставив припуски на приклеивание. Чертим на картоне и вырезаем форму будущей рамки. Оклеиваем обе части картонной подставки тканью. Вырезаем две части опоры из картона.

«Роспись по ткани» - Резервы: Основа - парафин. Свободная роспись. Известен с VI века. Основной прием - завязывание ткани в обычные узлы. Роспись с применением солевого раствора. Контуры рисунка и отдельные участки покрываются горячим резервом. Нанесение резерва или контура. Прошивание ткани (тритик). Затем нить сильно затягивают, чтобы краска не проникла в складки.

«Тряпичная кукла» - Сложная кукла представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик. Задачи: Неразлучники. В зависимости от назначения. Берегиня – оберег для дома. Кулачник – игровая кукла. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Плотно обвязать ниткой. 4.Завязать пояс.

«Проект в лоскутной технике» - Декоративное панно в лоскутной технике «Витраж». Выполнено два декоративных изделия в данной технике. Планирование работы и выполнение проекта. Разработана технологическая карта с подробным описанием техники изготовления. Декоративная подушка в лоскутной технике «Магический квадрат». Критерии оценки качества изделия.

«Панно цветы» - Закрепление ткани на основе. Оформление задней части панно. Закрепление всех деталей панно. По контуру линий на основе сделать прорези. Следите, чтобы ткань не перекашивало. Эскиз и подбор тканей. Продавливайте ткань в прорезь по противоположным сторонам контура. Для выполнения цветов необходимы ткани ярких оттенков.

«Роспись батик» - Основы композиции и цветовидения. Конструкция платья состоит из двух деталей - переда и спинки. Платье украшено пайетками холодных цветов. Обоснование выбора материалов (текстиль). Для рисования воском использовались, как правило, шёлковые и хлопковые ткани. Модель №3. Расчёт себестоимости. Краски акриловые или анилиновые.

Всего в теме 9 презентаций

Эта очень обаятельная техника оживит любое изделие. В ней можно создавать различные объемные коврики, подушки, панно и игрушки, украшать одежду и окантовывать одеяла. К достоинству этой техники можно отнести и то, что она дает возможность использовать многочисленные обрезки лоскута, оставшиеся после работы над большими лоскутными изделиями.

Особенностью здесь является то, что лоскутки не сострачивают между собой в единую плоскость, а делают из них отдельные треугольнички (как уголки) и пришивают их слоями на основу. Использовать для уголков можно любой материал, но, как и в других случаях, легче и лучше всего работать с хлопчатобумажными тканями. Ткань должна держать форму, хорошо утюжиться и быть однотонной или с мелким рисунком.

В одном изделии предпочтительно использовать ткани одинаковой толщины, или хотя бы для каждого ряда уголков толщина ткани должна быть единой.

Существует несколько способов складывания лоскута в уголки.

1. Сначала из лоскута нарезаются квадраты нужного размера. Каждый квадратик складывают по диагонали изнанкой внутрь и утюжат. Получившиеся треугольники еще раз перегибают пополам и тоже утюжат. В итоге образуется уголок в четыре сложения со швом сбоку.

2. Квадрат ткани перегибают сначала пополам изнанкой внутрь, утюжат, а затем подворачивают углы (шов в центре).

Эти два первые способа применяются в основном для тонких тканей.

3. Для толстых тканей используют прием «уголок в два сложения». Нарезают прямоугольные лоскуты и на одной из длинных сторон ткань загибают на изнаночную сторону на 1 см, утюжат. Затем отгибают углы к средней линии прямоугольного лоскутка и опять утюжат (шов в центре). Этот способ применяют и в том случае, когда ткани совсем немного.

4. Для сыпучих тканей подойдет прием «уголок в четыре сложения». Ткань (ситец) нарезают по шаблону в форме полукруга. Затем отмечают среднюю линию и подворачивают к ней ткань, утюжат. Еще раз складывают лоскуток пополам и опять утюжат (шов сбоку). Уголок получается с острым кончиком.

После того как нужное количество уголков приготовлено, их пришивают на основу. Основа должна быть плотная и заранее выкроенная по форме будущего изделия (квадрат, круг, или выкройка для одежды или игрушки).

На основе раскладывают уголки начиная с нижнего ряда. Если уголки сделаны в два сложения, то их кладут швом в одну сторону, и каждый следующий уголок краем немного входит в предыдущий. Если у уголка шов в центре, то его укладывают швом вниз (изнанка изделия), и уголки только касаются друг друга.

Пришивание уголков

Приколов первый ряд булавками, его прострачивают, отступив на 1 см от края. Так как получается довольно толстый слой ткани, строчить нужно более толстой иголкой и ниткой (можно использовать лапку для вшивания молнии). Неплохо для прочности прошить край еще и зигзагом. Далее сверху накладывают следующий ряд уголков, располагая их в шахматном порядке по отношению к первому ряду, при этом стараясь полностью закрыть строчку пришитого ряда. Каждый ряд тщательно утюжат.

Можно строчить и по шаблону, по изнаночной стороне, а потом вывернуть на лицевую, но тогда трудно сделать четкий угол– кончик. Уголки могут разлезаться и сыпаться. Легче всего пришивать уголки по прямым линиям.

Узоры из уголков варьируются и по форме, и по цвету. Можно, например, небольшие оранжевые уголки накладывать на центр крупных красных или мелкие уголки чередовать с крупными через раз или два. Здесь может быть великое множество вариантов – как вам подсказывает фантазия.

Очень интересно и по-домашнему выглядит лоскутное одеяло или панно, края которого украшены разноцветными уголками в качестве фестонов.

Половичок «Солнышко»

Довольно популярно шитье круглых изделий (ковриков и салфеток) в симпатичной технике «Уголки». Оно носит название «Солнышко».

На плотной круглой основе прочерчивают циркулем несколько окружностей, по которым пристрачивают уголки. (Удобнее работать с уголками, образованными в два сложения.) Первым делают самый нижний ряд, затем последовательно другие, двигаясь от краев к центру. В середину круга (а она остается незаполненной) на руках пришивают потайным швом круг из плотной ткани или кожи.

Можно уголки выкладывать от центра к краям – тогда, в отличие от первого варианта, край изделия будет круглым, а не зубчатым. В центре пришивают цветной круг из ткани или кожи и накладывают на него первый ряд уголков вершиной к центру. Основание первого ряда совмещают со срезом центрального круга и пристрачивают все одним швом. Утюжат.

Когда уложен последний ряд уголков, изделие снова утюжат, подрезают выступающие углы и окантовывают каймой вместе с подкладкой. (Кайма кроится по косой.)

Более сложный вариант, когда к последнему ряду уголков, повернутых внутрь изделия, пришивают уголки, торчащие «солнышком» наружу. В этом случае образовавшиеся швы прячут под декоративной тесьмой или полоской плотной ткани, нашиваемой поверх изделия. А круглую подкладку подшивают по шву потаиным швом к нижним уголкам.

Интересные и красивые композиции получаются и в форме квадрата - смотрите на рисунке слева, когда уголки пришивают от края к центру. Здесь очень важен правильный подбор ярких, контрастных тканей. Принцип шитья тот же, что и при изготовлении половика «Солнышко».