Тайны мадридского двора содержание. Семейные «тайны мадридского двора

Речь пойдет не об испанской королеве из одноименного романа Г. Борна и не о махинациях ворюг-конторщиков из рассказа М. Булгакова. Но я действительно намерен сделать «сенсационное разоблачение» некоторых тайн и интриг, существующих в каждом семейном роду, пишет специально для эконет.ру Владимир Семенович Кондаков.

Любая семья напоминает спутанный клубок разноцветных нитей персональных судеб: характер и биографические нюансы предков накладывают сильный «отпечаток» на течение жизни их потомков. Предлагаю вам вместе со мной принять участие в процессе распутывания этого «гордиевого узла», окутывающего «воз» забытых семейных преданий, ролей и ценностей. Ведь только тот, кто сумеет распутать

Семейные тайны, которые мешают жить счастливо

  • Нет семей без проблем: законы и Сила Рода.
  • Традиционные и современные стратегии выбора супруга или почему мы сами делаем себя «Иванами да Марьями безродными».
  • Суровый Первый Закон Родовых Систем и две зарытые под ним «собаки».
  • Заключение: можно ли развязать «семейный Гордиев узел»?

1. Мне, как семейному психотерапевту, хорошо известно, что не бывает семейной жизни без родовых «проблем». И быть не может. И я имею в виду не какие-то особые «ведьмовские проклятия» или «колдовские чары». И не «генетические наследственные» болезни и психические расстройства. Я говорю о непонятных обычному человеку силах, мешающих счастливой семейной и социальной жизни, вынуждающих его, без его желания - «помимо воли и здравого смысла», страдать, конфликтовать, болеть, разводиться, обижать любимых, снова и снова наступать на одни и те же «грабли».

Меня по-настоящему волнует чрезмерно высокий уровень агрессивности и насилия в современном обществе и в семьях. Оптимистическая новость заключается в том, что знание Законов Семьи и Рода хоть и «не освобождает от ответственности», но дает нам возможность осознавать происходящее и вносить позитивные изменения в «сценарий своей жизни», написанный в соавторстве с предками из семи ближайших поколений. И, главное, дает возможность вернуть себе Силу Рода.

2. Не так уж и давно была жива традиция, в соответствии с которой будущего супруга (мужа/жену) выбирали не сами молодые, а их родители и прародители. Ведические источники гласят, что выбор пары осуществлялся по строгим правилам и, как минимум, по 12 критериям.

Например, «пара - это такое дополнение друг - друга, при котором слабые стороны одного компенсируются сильными сторонами другого». В число критериев подбора суженого(ой) обязательно входили и сословная (профессиональная) и астрологическая совместимости. И часто молодожены видели друг друга первый раз только во время своей свадьбы.

И при этом, как ни странно, не существовало «моды на измены и разводы». Молодожены высоко ценили силу родительского благословления и ясно осознавали свой родовой долг – обязанность сохранить и по возможности приумножить честь, силу и славу своего Рода.

Поэтому так сильны были семейно-родовые традиции, неуклонно соблюдались обряды, ритуалы и праздники. За это потомки получали духовное «покровительство Ангела Рода», уверенность в завтрашнем дне, крепкое здоровье и жизнеспособное потомство, поддержку во всех бедах и способность к мирному разрешению супружеских «проблем».

Личное счастье не существовало в отрыве от семейного и родового благополучия. А если муж/жена и не были «любы с первого взгляда», то женитьба смиренно воспринималась как законный урок судьбы («стерпится-слюбится»), который следует выучить и пройти с доверием, уважением, достоинством и благодарностью.

Современная традиция выбора жениха/невесты чаще всего строится совершенно на других ценностях – «свободы», жажды личного счастья и игнорирования семейной истории - «устаревших патриархальных традиций». Из самых благих намерений - по наивному неведению - большинство людей строят в головах «умственный образ своей будущей идеальной семьи», в которой они будут «совершенно счастливы». Причем постоянно. Просто должны быть счастливы! В отличие от «темных» своих предков, раздражающих своими реалистичными высказываниями типа «в семье не без урода», «от осинки не родятся апельсинки», «яблоко от яблони недалеко падает» и т.п. «чушью».

«Уж я-то точно буду жить по-другому!» - думает современная молодежь, вскормленная на идеалах «свободы от…» (долга и ответственности перед…) и «опьяненная» успехами научного человеческого Ума по преобразованию окружающей действительности, особенно виртуальной. В этой идеальной модели будущей семейной жизни ставка делается на удачу в выборе идеального супруга. Модель эта строится на вере в то, что стоит встретить «настоящего мужчину/женщину своей мечты», и… дело в шляпе.

  • кто-то надеется на пассивный поиск (типа рыбалки на забрасывание в качестве приманки в океан соцсетей своих «отфотошопенных» «самых вкусных» ракурсов»);
  • кто-то, боясь упустить – потерять время, пока ты «в самом соку», предпочитает активный поиск супруга, стажируясь на книгах и тренингах, типа «Как выйти замуж за…», «Как найти партнера своей мечты» и т.д.;
  • кто-то использует проверенный способ перебора: снять жилье и приводить туда «пожить» для пробы кандидатов в супруги (все равно как «взять автомобиль или костюм напрокат»).

Большинство современных мечтателей об идеальной, счастливой семейной жизни совершают одну и ту же главную ошибку: принимают решение о создании семьи только на основе личных (эгоистических) симпатий, сексуального влечения или выгод («расчета») , не удосужившись самым тщательным образом изучить Законы Семейной Жизни.

3. Что такое «закон» для обывателя? Обобщенно можно сказать, что люди относятся к «закону» как к «власти». Многие верят в поговорку: «Закон что дышло, куда повернешь - туда и вышло» ("умный и хитрый человек всегда может истолковать и применить закон так, как ему выгодно").

Многие уже действуют согласно поговорке: «На то и закон, чтоб его обойти»: «специалисты Центра социально-политического мониторинга РАНХиГС, опросив 1,6 тыс. жителей из разных регионов России, обнаружили, что «Около 30% интервьюируемых считают, что могут увеличить доходы или повысить свой уровень жизни только при нарушении закона, при этом, чем хуже материальное положение, тем крепче уверенность, что добиться успеха можно только в обход установленных правил. Эта точка зрения бытует у 52% россиян, испытывающих материальные проблемы. Под нарушением закона понимается переход на серые зарплаты, ведение бизнеса без регистрации в налоговых органах и так далее... Согласно подсчетам академии, без официального трудоустройства в России работает около 30 миллионов человек - 40,3% экономически активного населения».

Законы Рода, о которых я пишу – это те, что придется соблюдать каждому, кто хочет быть здоров и счастлив. Определение понятия «закон» в словарях подчеркивает объективную неизбежность его соблюдения:

  • «постоянное и необходимое отношение, взаимозависимость явлений объективной действительности независимо от человеческого сознания»,
  • «предел, постановленный свободе воли или действий, неминучее основание» («чем дело закончится»);
  • «выражение мирового разума, воплощённого в природе и обществе («Закон Божий)».

Поэтому к Законам Рода, на мой взгляд, лучше всего подходит фраза Цицерона: «Dura lex, sed lex – закон суров, но это закон» (лат. lex).

В поэтической форме эту мысль замечательно выразила Ольга Дрожжина:

«За всё приходится платить:
За суету, за сплетни, ссоры,
За все грехи, что думал скрыть,
За все пустые разговоры.

За то, что предавал не раз,
За слезы всех, кого обидел,
За клевету и колкость фраз,
За то, что лгал и ненавидел.

За всё, что сделать не сумел,
Давая обещаний много,
За то, что жил так, как хотел,
Смеясь над Всемогущим Богом.

И, будто тоненькая нить,
Вновь обрывается внезапно...
За всё приходится платить,
А время тает...безвозвратно».

Сегодня я познакомлю вас только с первым Законом Родовых Систем. Тем, кто все еще мечтает «самостоятельно» построить или воссоздать счастливую семью без предварительного обучения, предлагаю дальше не читать. Поберегите нервы. Иначе вскоре окажетесь в ШОКе.

Первый закон Семейных Родовых Систем (на первый взгляд) звучит вполне демократично и безобидно: «каждый участник Семейной Системы (Рода) имеет равное право принадлежности к этому Роду» (Б. Хеллингер).

Равноправие – это справедливо? Демократия!!! Не возражаете? Соглашаетесь внутри себя? «Почему бы нет! Пусть себе принадлежат, ведь кровные родственники! Хоть и двоюродные и троюродные (пяти – шести…), но родня все-таки. Мне же с ними детей не крестить. Да и наследство делить придется только с родней первой степени». «Так что не жалко, пусть принадлежат», - скажете вы, мысленно соглашаясь.

Однако в жизни я еще не встречал человека, который бы «подписался полностью» под каждой буквой этого Закона. И вы, возможно, тоже в их числе окажетесь, когда узнаете, какие здесь зарыты две «собаки».

«Собака первая».

Люди так устроены, что склонны всех оценивать и делить на «плохих» и «хороших». Вот и родственников ожидает та же участь. «Хороших» родственников помнят, ими гордятся и хвастаются. Легенды о них передают из поколения в поколение. Их чтят.

А вот «плохих» (психически больных, преступников, нечестных, с тяжелыми судьбами, предателей, воров, алкоголиков, самоубийц и т.д.) принято «забывать». О них не принято рассказывать потомкам. В семейной психотерапии это называется «исключением из системы».

Моя коллега А. В. Веселаго в своей статье «Системные расстановки по Берту Хеллингеру: история, философия, технология» пишет, что исключение возникает обычно по одной из двух причин:

1) ««Ты не наш» - исключенный совершил (или с ним произошло) нечто, что не может происходить с «хорошими людьми» в понимании членов этой системы. В таком случае нарушение правил семьи (например, «хорошие девочки не ругаются матом») влечет за собой угрозу потери принадлежности (к женщинам нашего рода) и наказание.

2) «Слишком больно, чтобы мы могли на это смотреть» - здесь человека исключают из системы не потому, что он нарушил «правила системы», а потому, что принять то, что с ним произошло и что такое может произойти с нами, невозможно. Например, тяжело пострадавшего в аварии сына помещают в интернат и постепенно прерывают контакт с ним».

Но кровное родство никто не отменял (и не сможет отменить), как и закон равной Принадлежности к Роду. К каким последствиям приводит нарушение этого закона? К простому восстановлению справедливости: кто-то из потомков (детей, внуков, племянников) обязан будет бессознательно повторить судьбу «забытого» (исключенного).

Представляете? Ждали здорового ребеночка, лелеяли, пылинки сдували, строили планы, мечтали о счастье… и, на тебе… Неожиданный поворот событий. Драма и трагедия. Возникла «проблема», которая «никак не лечится», какие бы усилия не прикладывали сам страдалец и его родные.

Подобные бессознательные идентификации с исключенными членами Рода называются переплетениями (судеб). В итоге человек проживает одновременно свою личную судьбу (карму) и родовую.

С точки зрения Рода это явление является исцеляющим процессом: проживанием «чужой» жизни (чужих проблем) этот кто-то возвращает в семью память об исключенном (точнее, память о том, за что тот был исключен).

А вот с точки зрения самого переплетенного, его супруга, детей и родителей – это скорее будет названо «тяжким страданием и огромным несчастьем» (разводы, бесплодие, физические и психические болезни, измены, насилие, суициды, депрессия и т.п.).

Да, прав был Цицерон: «Закон суров, но это закон». И он не имеет никакого отношения к такому религиозному понятию, как «возмездие за грехи предков». Здесь работает «коллективная родовая Совесть» (Б. Хеллингер), охраняющая целостность родовой системы и принадлежность к ней ВСЕХ ее членов. Эта совесть не различает «добро» и «зло», независимо от оценок с точки зрения персональной совести или морали «хорошо»-«плохо»: «Все принадлежат, а если кто-то был исключен, то его история вернется в опыте других, младших членов системы. Это происходит независимо от того, насколько нам это кажется справедливым или несправедливым» (А. В. Веселаго).

Хорошая новость заключается в том, что профессиональный семейный психотерапевт, сведущий в Законах Рода, может помочь этому человеку (и семье) выпутаться из хитросплетений «родовой кармы» и устранить так называемую «вредоносную родовую программу» - семейный «программный вирус».

«Собака вторая».

Вернемся к начальной метафоре. Перечислю для ясности, из чего состоит «семейный Гордиев узел».

Системная семейная психотерапия, последователем которой я являюсь, гласит, что к Роду человека относятся:

  • «его биологические родители, независимо от того, живы они или умерли, известны ли они человеку или нет;
  • его братья и сестры: живые и умершие, рожденные и не рожденные, известные и не известные, родные и братья/сестры только по отцу или по матери;
  • его супруги и значимые мужчины/женщины: живые и умершие;
  • его дети: живые и умершие, рожденные и нерожденные; и для мужчин: известные и не известные;
  • его другие кровные родственники: дяди и тети, бабушки и дедушки, их сестры и братья, прабабушки и прадедушки (Хеллингер добавляет: если они имели особую или тяжелую судьбу);
  • люди, не являющиеся кровными родственниками, но которые находились с кровными членами системы в отношениях «масштаба жизни и смерти»: например, это убийца члена системы или тот, кто был убит членом системы; либо тот, кто спас жизнь члена системы или кому член системы спас жизнь; кто или кому «обеспечили жизнь» (дали приют, помогли получить образование и др.);
  • на более высоком уровне обобщения к семейной системе могут относиться все, кто вовлечен в процесс возникновения, сохранения/продолжения и завершения жизни» (А. В. Веселаго).

Как Вам «узелок на память», завязанный нашими предками?

Кто-то из вас, представив ярко количество, «цвет» и «толщину» «нитей» может воскликнуть: «Это уже не узелок, а «тяжеленое ожерелье» («ярмо на шею» в оптимистическом варианте – «длинные четки»)»!!!

Хочу удивить Вас еще больше: к числу «супругов и значимых мужчин/женщин: бывших и настоящих, живых и умерших» относятся, т.е. являются полноправными членами вашего Рода, и ВСЕ сексуальные партнеры ваши, ваших родителей, бабушек /дедушек и т.д.!!! И не только так называемые «гражданские супруги», с которыми «жили без регистрации всю жизнь под одной крышей», а ВСЕ!!!

Как Вам такое открытие?!?

Для современного молодого человека, живущего по западной модели: «секс – это еще не повод для знакомства (для продолжения отношений)» - это действительно ОТКРЫТИЕ: «сколько «родственников» - то у меня, оказывается!!!»

Так есть. Наша семейная «мафия» (фамильно-родовое дерево, КЛАН) вон какая большая, оказывается! Настолько большая, что всех и не упомнишь! Да и как их упомнишь, если тебе о многих из них не говорили и не станут говорить даже «под пытками».

Для добавления объективности образа «семейного Гордиевого узла» уместно напомнить, что полноправными членами Родовой Семейной Системы являются и все жертвы абортов, выкидышей, внематочных, замерших беременностей, мертворожденные, умершие в младенчестве и т.д. дети. В этом месте так и хочется сказать каламбур – сложнейший узел из кизилового лыка, которым простой земледелец Гордий, случайно ставший царем Фригии, опутал свою повозку – совсем « не лыком шит».

В качестве примера сильной запутанности родовых судеб приведу еще одну закономерность: в созависимых семьях от первой беременности рождается человек, которому положена родовая роль «Герой». От второй беременности полагается роль «Козел отпущения» («мятежник») и т.д.

Теперь представьте: у мамы была тайная - «забытая первая» - беременность, и супруги выращивают своего «первенца»: лелеют и холят его, как всесторонне положительного Героя! А у любимого чада периодически вдруг всплывает другая роль: с обидами и истериками, с депрессиями и черными полосами, с завистью и ревностью. Он/она – «Герои семьи» - вдруг оказываются «крайними» и попадают в неприятные ситуации общественного порицания, в финансовые проблемы или в полосу травм, болезней, тревог и несчастий, тяжелых супружеских кандалов, унижений и оскорблений. И эти «черные полосы» периодически повторяются, несмотря ни на какие ухищрения! Закон «суров»…

К этой же «собаке» относятся все случаи, когда растет себе ребенок, не похожий ни на папу, ни на маму, (лицом или характером или здоровьем или судьбой или привычками). Все диву даются только потому, что не знают, что первые сексуальные партнеры женщины, являясь полноправными членами ее рода, оказывают очень сильное влияние на внешность, здоровье, развитие и судьбу ее будущих детей.

Как вы думаете, знание этого Закона Семейной Жизни может повлиять на половое (сексуальное) поведение человека? Может оно сделать нас более предусмотрительными и «разборчивыми в связях»?

Нашим предкам закон этот был хорошо известен, поэтому и не было у них такой ужасающей статистики, как сегодня, «случайных половых связей», разводов, абортов и болезней.

Заключение. Можно ли распутать «семейный Гордиев узел»?

Не только можно, но и нужно. Хотя и трудно. Увлекательнейшее и полезнейшее занятие это, скажу я вам (все детективы и «мыльные оперы» отдыхают.

Перечислю в этой статье только три главных принципа этого процесса.

1. Изучение и обучение. К этому выводу пришли все мои коллеги, помогающие семьям. Не случайно прошедший 5-7.10.18. международный конгресс в Москве, посвященный дню психического здоровья («Психическое здоровье человека XXI века»), так и назывался: «Психическое здоровье и обучение». Законы семейных родовых систем, по нашему мнению, необходимо преподавать (изучать), начиная с дошкольного возраста (в виде игр и сказок) и на всех этапах и во всех ВУЗах.

Сюда же относится необходимость честно о объективно изучать (составлять) свое «родословное древо» и бережно передавать это знание из поколения в поколение (наука «генеалогия»). Поэтому на рынке «помогательных услуг» рекомендую вам выбирать для себя те программы оздоровления и личностного роста, которые построены на изучении Законов Природы: тела человека, ума, семейных, родовых, социальных, духовных.

2. Предупредить намного проще, чем исправлять и чинить. Профилактика – мать здоровья! К семейному психологу, или лучше к системному семейному психотерапевту на консультацию, на мой взгляд, необходимо обращаться, во-первых, ВСЕМ, а во-вторых ДО того, как возникнут семейные проблемы, а не «после того».

Будучи молодым доцентом психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии я имел серьезный опыт подготовки женихов и невест к супружеской жизни. Этот опыт укрепил мое высказанное выше убеждение. Мой двадцатилетний опыт в качестве семейного психотерапевта показывает, что консультироваться молодым людям необходимо, как минимум, за 1 год ДО начала половой жизни, ДО свадьбы, ДО беременности.

Учитывая степень сложности и размеры «семейного Гордиевого узла», можно смело сказать, что начать сотрудничать с хорошим семейным психологом/психотерапевтом никому и никогда не рано и не поздно. На мой взгляд, семейный психолог также (и даже более) необходим, как семейный стоматолог или сантехник и т.д.

3. Духовный уровень: осознанная позиция Ученика и Искателя. Фундаментом всех знаний о семье и Роде должна быть более обширная система Знаний о Жизни, такая, например, как Аюрведа («искусство жизни»). Сегодня существует большое количество «научных психологических семейных практик», исключающих (или игнорирующих) понятие Всевышнего (Бога).

Важно отметить, что Системная семейная психотерапия (Б. Хеллингера и др.), как и Аюрведа, в обязательном порядке предполагает наличие «Духовной Совести», определяющей «принадлежность всего и всех к единству с Божественным как к самой большой системе. Согласно этой совести, мы все едины и всё, что с нами происходит, имеет единый источник» (А. В. Веселаго). (Этот источник в современных западных терминах принято именовать «Spirit Mind» и он не носит никакого религиозного характера).

Надеюсь, что приведенные выше факты послужат для вас, дорогие наши читатели, Искатели и Ученики, лишь позитивным стимулом для освобождения от своей неосведомленности. Напомню, что в основе Аюрведы лежит Любовь (к Всевышнему, к себе, к человечеству, ко всему живому). Любого рода самокритика или агрессия в свой адрес (стыд, вина, обида, мысли о «греховности», неполноценности, ненависть и т.п.) несовместимы с истинной любовью.

Одним из главных назначений духовной практики в Аюрведе является осознание и исправление «ошибок» нашего прежнего опыта («кармы»). Путями же «исправления» являются безусловное позитивное принятие, истинное прощение, очищение, освобождение (от тирании ложного Эго, невежества, иллюзий, «врагов ума»), познание и максимально полное раскрытие своего высшего «истинного Я».

В качестве завершающего пожелания позвольте напомнить мудрую народную пословицу "Любовь да совет (согласие, дружба, лад) - так и нуждочки (и горя) нет" (В. И. Даль, "Пословицы русского народа", 1853 г., раздел - "Семья - Родня").опубликовано .

Владимир Семенович Кондаков, специально для эконет.ру

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Около полуночи 18 января 1568 года король Испании Филипп II – в шлеме и с мечом в руке – шел во главе тайной процессии по темным коридорам дворца в Мадриде к апартаментам своего сына и наследника, принца Дона Карлоса. Засовы на дверях были открыты заранее, оружие, которое принц держал возле своего ложа, предусмотрительно изъято. Призвав членов королевского совета в свидетели, Филипп разбудил сына и заговорил с ним, но не как отец, а как король. Дон Карлос был взят под арест. Окна были заколочены досками, двери заперты, выставлены караулы. Запретив кому-либо разговаривать с принцем или передавать ему письма, король удалился. С тех пор несчастный монарх и его единственный сын никогда больше не встречались. Ночной арест и взятие под стражу 22-летнего прямого наследника, а через шесть месяцев его смерть стали сенсацией не только испанского двора, но и всей Европы. Современникам Филипп казался «колоссом, оседлавшим наш бренный мир». Помимо Испании, он властвовал над Нидерландами, некоторыми районами Франции, большей частью Италии, Сардинией, Сицилией и – за исключением принадлежавшей португальцам Бразилии -над всем Новым Светом к югу от Рио-Гранде. Можно сказать, что Филипп повелевал империей, над которой никогда не заходило солнце. Филипп II унаследовал большую часть своего огромного королевства от отца, Карла V, который в 1555-1556 годах отказался от испанского трона в пользу сына и от короны императора Священной Римской империи в пользу своего брата Фердинанда. Совершив турне по своим новым территориям, Филипп осенью 1559 года вернулся в Испанию и с тех пор не покидал Иберийского полуострова. На протяжении всего периода правления его заботили две вещи: как сохранить католическую веру, ярым поборником которой он являлся, и как обеспечить наследника трону. Обе эти цели трагически пересеклись в судьбе Дона Карлоса.

Тайный возлюбленный и мятежник?

Первая жена Филиппа, Мария Португальская, умерла в 1545 году, вскоре после рождения Дона Карлоса. Через девять лет, уступая желанию Карла V, Филипп без любви женился на королеве Англии Марии Тюдор. Ему было 27, ей – 38. Спустя четыре года, в 1558 году, Мария скончалась, оставив английский трон без наследника, а Филипп снова вступил в брак. Его выбор пал на 14-летнюю Елизавету Валуа, дочь короля Франции. Рассказывают, будто при первой встрече в январе 1560 года яркая и привлекательная принцесса стала пристально разглядывать царственного жениха, который был на 19 лет старше ее. «Что вы там хотите увидеть? – якобы спросил Филипп. -Седые волосы?» Елизавета прежде была обещана Дону Карлосу, своему ровеснику. Так родилась легенда о запретной любви между ними. Безоговорочная поддержка Филиппом католической веры натолкнулась на серьезное противодействие в Нидерландах. Для подавления восстания своих вассалов – протестантов Филипп отправил туда летом 1567 года 20-тысячную армию под командованием герцога Альбы. Дон Карлос, тайный сторонник протестантизма, решил присоединиться к восставшим, но 23 декабря 1567 года совершил опрометчивый поступок – поделился своими планами с дядей, Доном Хуаном Австрийским. Филипп узнал об измене сына, арестовал его, заключил под стражу, а позже, как полагают, убил. Во всяком случае, такие обвинения выдвигались врагами Филиппа. Спустя два столетия, в 1787 году, великий немецкий драматург Фридрих Шиллер представил эту версию данной истории в виде стихотворной драмы «Дон Карлос». В 1867 году Джузеппе Верди сочинил на основе пьесы Шиллера монументальную оперу того же названия, в результате чего именно этот взгляд на события наиболее известен сегодня. Сын, взбунтовавшийся против своего деспотичного отца; кровосмесительная связь между сыном и молодой красавицей мачехой; жестокая месть отца – но так ли это?

Дефективный прямой наследник

Внешность Дона Карлоса едва ли можно было считать идеальной для наследника самого могущественного в мире трона. Тщедушный (в 18 лет он весил всего 34 килограмма), с поднятыми плечами, делавшими его похожим на горбуна, и дефектом речи, для исправления которого пришлось подрезать подъязычную уздечку, принц вряд ли мог понравиться живой и веселой Елизавете Валуа. В действительности есть немало свидетельств, что она была Филиппу преданной женой. Доподлинно известно, что король обрел высшее счастье в этом браке, нежно любил Изабеллу и Каталину – своих двух дочерей от Елизаветы – и безутешно оплакивал смерть жены, последовавшую после рождения третьей дочери в сентябре 1568 года. Но даже если оставить в стороне физические недостатки, Дон Карлос не был подходящим наследником для Филиппа. Существуют явные доказательства его психической неуравновешенности, а возможно, и слабоумия. Ребенком он отличался тем, что любил поджаривать зайцев живьем, а однажды в приступе ярости ослепил лошадей в королевской конюшне. В 11 лет он ради садистского удовольствия выпорол кнутом молодую девушку и впоследствии вынужден был выплатить компенсацию за свой проступок ее отцу. В Университете Алкалы в 1562 году 16-летний принц полетел вниз головой по лестнице, когда гнался за служанкой. Во время отчаянной и, вероятно, не слишком продуманной операции врачи удалили кусок черепной кости для дренажа угрожавших его жизни жидкостей. После операции поступки Дона Карлоса стали еще более странными и непредсказуемыми. Он взял в привычку бродить по улицам Мадрида, целуя случайно встретившихся молодых девушек и выкрикивая непристойности в адрес респектабельных матрон. Назначенный отцом в государственный совет, принц оскорблял других советников не только словесно, но и физически и охотно выдавал секреты страны всякому, кто соглашался его слушать. Суждения его современников при дворе звучат уничижительно. Императорский посланник из Beны говорил, что у наследника престола умственное развитие семилетнего ребенка. Один из советников Филиппа в частной беседе назвал Дона Карлоса «идиотом». Претендент на роль командующего

Что касается протестантских симпатий принца, то свидетельства о поддержке Доном Карлосом восстания в Нидерландах практически отсутствуют. На самом деле более вероятно, что он хотел командовать вооруженными силами, посланными Филиппом на подавление бунта. Однако это желание в большей степени могло быть вызвано многолетней завистью к герцогу Альбе, нежели преданностью делу католицизма или стремлением снискать военную славу. Будучи королевским главнокомандующим, Аль-ба председательствовал во время церемонии официального провозглашения Дона Карлоса наследником престола в 1560 году. Принося клятву верности принцу, герцог не счел нужным встать на колени и поцеловать ему руку. Столь явное оскорбление повергло принца в ярость. И хотя Альба извинился за свою оплошность, Дон Карлос сохранил неприязнь к ветерану-командующему. – Разве я не раб, не несчастнейший из всех живущих? – сокрушался Дон Карлос. – Ибо не допущен к делам государства, не уважаем никем и нет мне занятия, которое бы готовило меня к правлению. -Узнав, что Альба должен был возглавить направленную в Нидерланды армию, Дон Карлос в запальчивости сам стал претендовать на эту роль. А когда испанский парламент – Кортесы – выступил с петицией, рекомендовавшей ему оставаться дома, принц пригрозил расправой каждому из голосовавших за нее депутатов. В конце концов он набросился на Альбу с кинжалом, когда тот пришел попрощаться. Признание, сделанное им Дону Хуану Австрийскому, что он против воли отца отправляется в Нидерланды, ускорило арест и взятие принца под стражу через месяц, 18 января 1568 года.

Филипп: опечаленный, но смиренный

Филипп понимал, что действия, предпринятые им против сына, вызовут упреки со стороны друзей и ярость врагов. Месяц спустя он писал своей сестре Марии, супруге австрийского императора: «Я хотел бы со всей откровенностью рассказать о жизни и поведении принца, о глубине его беспутства и неблагоразумия, равно как и о тех мерах, которые мной принимались, чтобы заставить его измениться». Тем не менее, с грустью констатировал он, все попытки перевоспитать или излечить Дона Карлоса потерпели неудачу, и тогда во имя государства было сделано то, что должно. Альбе он признавался в своем горе и сожалении, благодаря Бога за то, что народ так спокойно воспринял весть об аресте принца. Между тем принц то впадал в молчаливое отчаяние, то приходил в необузданную ярость, то объявлял голодовку, то предавался обжорству. Многие годы немощный Дон Карлос страдал от приступов лихорадки, и его заточение обострило болезнь. Кризис наступил летом 1568 года. После трехдневного голодания Дон Карлос съел огромное количество блюд, в том числе и острый пирог с куропаткой. Чтобы утолить развившуюся вслед за трапезой жажду, он стал пить ледяную воду – и тоже в неимоверных количествах, что вызвало сильнейший понос, рвоту и неспособность удерживать пищу. Легенда рисует Филиппа чудовищным убийцей, бессердечно проигнорировавшим предсмертное стремление Дона Карлоса к примирению. В действительности же, узнав от врачей, что состояние сына безнадежно, король захотел его увидеть, но из боязни, что приход отца может повергнуть принца в ярость и тем самым приблизить его конец, было решено отговорить Филиппа от последнего свидания. По-видимому, король все же был у смертного одра сына, когда тот впал в беспамятство, и, благословив его, удалился в свои покои. Вскоре после смерти сына Филипп лишился Елизаветы Валуа и остался без наследника. Чтобы исправить положение, король спустя два года взял в жены свою 21-летнюю племянницу Анну Австрийскую. Хотя четверо из их детей умерли в младенческом возрасте, пятый ребенок выжил и в качестве Филиппа III унаследовал трон в 1598 году, после того как самый могущественный монарх своего века – столь несправедливо оболганный потомками – скончался на 71-м году жизни. Половину из 42 лет своего правления Филипп II потратил на строительство грандиозного памятника – дворца-монастыря Эскуриал, расположенного высоко в предгорьях хребта Гвадаррама, километрах в 50 к северо-западу от Мадрида. В конце жизни король проводил там значительную часть времени, занимая скромные апартаменты, дверь которых вела прямо к высокому алтарю центральной церкви; даже со своего ложа благочестивый монарх мог следить за богослужением. Сегодня покои короля, обставленные так же, как и при его жизни, открыты для публичного осмотра. Но, пожалуй, больше всего посетителей поражают две скульптурные группы из отлитых в бронзе и позолоченных статуй по обе стороны алтаря. С одной стороны, как живые, стоят Карл V, его жена, дочь и две сестры. С другой – Филипп II и три из четырех королев (изображение Марии Тюдор отсутствует). А рядом с матерью, Марией Португальской, стоит Дон Карлос, этот якобы опозоренный отцом сын, соединившийся в смерти со своим многострадальным родителем.

Душный, знойный день клонился к вечеру. Темные тучи низко ползли по небу, бросая на землю мрачные тени. В воздухе чувствовалось приближение грозы.

В одной из хижин, расположенных в полуверсте от замка Дельмонте, девушка редкой красоты и юноша в костюме испанского гранда с любовью склонились над кроваткой ребенка. Юноша нежно обнял девушку, привлек ее к себе и крепко поцеловал в губы. Она восторженным взглядом смотрела на его тонкое, словно выточенное, лицо и совершенно неожиданно залилась слезами.

Ты плачешь, Энрика? Но ведь это слезы радости?

Я плачу и от радости, и от беспокойства, Франциско!..

От беспокойства? Что же могло встревожить тебя? Будь спокойна, моя дорогая. Мое сердце переполняется любовью и счастьем при виде тебя и ребенка! Разве ты не знаешь, что я предан тебе телом и душой и что ты всегда найдешь опору во мне? Горе тому, кто осмелится оскорбить тебя! Ты для меня все, в тебя я вложил всю мою любовь, а Франциско умеет, не щадя жизни, ценить и уважать тех, кто его любит и кого он любит!

При этих словах красивый юноша выпрямился, вызывающим огнем засверкали его черные смелые глаза.

Молодая девушка с обожанием смотрела на его гордую, красивую осанку.

Франциско был поистине красавец! Тонко очерченные свежие губы так и просились на поцелуй, а маленькие черные усы придавали его продолговатому, правильному лицу то выражение смелости и удали, которое так нравится женщинам. Высокий лоб и с небольшой горбинкой нос довершали впечатление мужественности, которое производила его высокая, стройная фигура. Он снял шляпу, между пестрыми лентами которой торчало перо коршуна, за несколько дней перед тем ловко подстреленного им. Шитую золотом накидку он сбросил с плеч, обнажив на обтянутой темным бархатом груди золотую цепочку с маленьким образком. Короткие панталоны до колен с шелковыми бантами и золотыми пряжками, узкие чулки, плотно облегающие красивые, стройные ноги молодого человека, и изящные башмаки довершали его богатый костюм.

Энрика посмотрела ему в глаза.

Меня мучит дурное предчувствие, мой Франциско! Пока ты со мной, туман печали рассеивается, но когда я остаюсь здесь одна с моим маленьким сокровищем, мне кажется, что его могут отнять у меня, что нас могут разлучить! Прости мне эти слова - мы, женщины, часто заранее тревожимся, хотя невзгоды еще далеко впереди, а вы, мужчины, не верите в опасность, пока беда не нагрянет!

И тогда мы отражаем удары судьбы и побеждаем! Мы не обращаем внимания на предчувствия и игру фантазии, Энрика, но умеем встречать опасность. Пусть это успокоит тебя! Оставь эти мысли - я так горячо люблю тебя, что даже твои беспричинные слезы взволновали мою душу! Твое предчувствие пройдет!

Оно теснит мне грудь, мне тяжело, но я постараюсь отогнать его, пока мой Франциско у меня!

Энрика обняла своего друга, лицо которого невольно омрачилось, так как слова девушки встревожили и его душу. Хотя он пламенно отвечал на искреннюю любовь Энрики, однако в нем незаметно возрастало тягостное чувство. Франциско попробовал стряхнуть его, забыть, но, когда наконец с наступлением ночи он простился со своей возлюбленной, поцеловал прелестного спящего ребенка и вышел из хижины, тоска снова овладела им.

Энрика проводила его. Он вспрыгнул на своего громко заржавшего андалузского жеребца и, придерживая серебряные поводья, простился с милой в последний раз.

Тоскливо сжалось ее сердце. Было душно и мрачно, в воздухе веяло грозой.

Франциско поскакал обратно в замок своего отца, часто оглядываясь и кивая головой. Энрика смотрела ему вслед, пока он не скрылся из глаз…

От замка Дельмонте, которого Франциско в скором времени благополучно достиг, далеко тянулась пустынная равнина, упирающаяся в подножие снежных вершин Сьерра-Морены, с юга окаймляющих плоскогорье, на котором лежит блестящий перл, Мадрид. Вся местность была покрыта лишь высокой степной травой, между тем как в нескольких милях от нее простирались поля, засеянные бурно растущими хлебными злаками, леса, фруктовые сады, виноградники.

Плодородные долины находились по другую сторону замка Дельмонте, а со стороны горного хребта глазу открывались бесплодные, голые степи.

Сильный ветер, какой обыкновенно предшествует грозе, свирепствовал в степи над выжженной дневным зноем высокой травой и с треском, подобным треску грома, разбивался вдали о скалы, темные силуэты и белые верхушки которых издали виднелись в те короткие мгновения, когда луна показывалась между быстро летящими тучами.

Весь день был мучительно жарок, теперь, наконец, давно ожидаемая гроза разразилась над истомленной южной местностью.

Опершись на один из низеньких шалашей, которые там и сям на скорую руку устраивают пастухи для защиты от палящих лучей солнца, стоял в эту бурную ночь недвижимо довольно молодой рыжебородый человек, закутанный в длинный темный плащ. Низко нахлобучив шляпу на лоб, сгорбленный, он пристально во что-то всматривался блестящими глазами. Тень от шляпы падала на его продолговатое лицо, скрывая бледные, искаженные страстями черты. Глаза его широко раскрыты, худая рука напряженно прижата к груди. С дрожащих уст срываются ругательства.

Чтоб его черт побрал! Негодяя этого все еще не видно! А он хотел ждать меня тут, у шалаша, как только начнет смеркаться. Нет, видно, я вправду меньше значу, чем мой брат Франциско!

Большие дождевые капли с шумом падали из тяжелых черных туч. В отдалении послышались первые глухие удары грома вслед за ярко вспыхнувшей на небе молнией. Одиноко стоящий человек с проворностью кошки присел на корточки, спрятавшись под низенькой соломенной крышей, заскрежетал зубами.

Ну уж если бы я не хотел погубить его и ее, никому не удалось бы удержать меня здесь… однако что это? Слух меня, кажется, редко обманывает.

Он приложил ухо к земле и ясно различил топот приближающейся лошади. Это он, наверное. Никто другой не отважился бы отправиться в степь в такую проклятую ночь, когда все черти точно с цепи сорвались!.. Но все же нужно быть настороже. Он под плащом вынул из ножен саблю, сверкнувшую, точно молния, но в ту же минуту опустил ее, орлиным взором разглядев всадника.

Баррадас, это ты? - воскликнул он, выступая из тени шалаша и выпрямляясь.

Точно так, дон Жозэ! Хорошо, что вы тут, а то мне как-то жутко.

Что с тобой? Ты бледен, расстроен, да и поздно приехал…

Смотрите, как моя вороная запыхалась! Я гнал ее так, что глыбы земли летели из-под копыт.

Ты в полдень выехал из замка моего отца, а Бедойа всего в двух часах езды!

Это правда, дон Жозэ, - отвечал Баррадас, соскакивая с лошади и накидывая на нее свой плащ, скрывавший богатую ливрею. - Однако вы промокнете не хуже меня, пойдемте лучше в шалаш!

Дождь действительно становился все сильнее и сильнее, гром и молния чередовались, огненные вспышки то и дело прорезывали небо, громовые удары тысячью глухих отголосков отдавались в далеких скалах. Жозэ и Баррадас вползли в низенький шалаш, последний предварительно обмотал вокруг шеста поводок вороной.

Я еще в полдень уехал из Дельмонте, к вечеру был в Бедойе и исполнил там поручения вашего отца, его сиятельства дона Мигуэля. Потом пустился в обратный путь, так как вы мне приказали с наступлением ночи быть здесь, в шалаше. Но когда я проезжал лесом, что начинается у самой Бедойи и находится в часе езды отсюда, мне попалась толпа плачущих и воющих цыган…

Ну так что ж такого? Разве ты никогда не видел, как ревут цыгане?

Постойте, дон Жозэ, выслушайте меня, и вы сами поймете, что им было отчего испугаться! Ведь вампир-то опять показался!

Ах, отстань, пожалуйста! Ты уже второй год распускаешь эти басни! - сказал дон Жозэ с видимым неудовольствием.

Спектакль "Тайны Мадридского двора"

Цена билетов:

Партер: 2200-3000 руб.
Амфитеатр: 1800-2000 руб.
Бельэтаж: 1800-2000 руб.
Балкон: 1500-1800 руб.

Бронирование и доставка билета входят в его цену.
Заказать билет можно Online или по телефонам с сайта.

Замечательная комедия «Тайны Мадридского двора» поставлена на сцене Малого театра режиссером Владимиром Бейлисом. Это увлекательный спектакль, пронизанный тонким, искрометным юмором. Пьеса французского драматурга Э.Скриба была написана полтора столетия назад, уже много лет не сходит она с театральных подмостков, претерпевая различные изменения, толкования, интерпретации. Вот и Владимир Бейлис решил продемонстрировать столичной публики свое видение известного сюжета. Актеры в спектакле задействованы блистательные - это и Елена Харитонова, и Ольга Пашкова, и Александр Вершинин, и Вячеслав Езепов, и Татьяна Лебедева, и Виктор Низовой, и другие талантливые артисты. Вместе они составляют великолепный актерский ансамбль, воспроизводящий на знаменитой сцене эту интригующую, легкую, очаровательную историю. В центре внимания драматурга (а соответственно, и режиссера, и зрителей) - прекрасная принцесса Франции Маргарита (Елена Харитонова), которая направляется в столицу Испании, Мадрид, чтобы вызволить из плена своего брата. Принцесса настолько обаятельна и восхитительна, изящна и женственна, то ради завоевания ее сердца даже враги готовы на все. Маргарите предстоит придумать множество хитростей и сплести немало интриг ради спасения брата. За хитросплетениями сюжета будет интересно наблюдать зрителям любого возраста. «Тайны Мадридского двора» - это одна из тех комедий, которые могут смело носить звание «для всей семьи».

Сценография спектакля не менее прекрасна, чем его режиссура и сюжет - дворцовые интерьеры поражают воображение, исторические костюмы изумляют великолепием. Вместе с постановкой «Тайны Мадридского двора» зрители Малого театра перенесутся в далекий девятнадцатый век, и с удовольствием будут наблюдать за приключениями принцессы Маргариты при роскошном испанском дворе, окунутся с главной героиней в омут страсти и разгадают все загадки, которые приготовил для них Эжен Скриб.

Жанр: Комедия в 2 действиях.

Продолжительность спектакля — 3 часа.


Действующие лица и исполнители:

Карл V, король Испании В.И. Езепов
Элеонора Австрийская Т.Н. Лебедева Н.Н. Верещенко О.В. Молочная
Гватинара, министр В.В. Петров А.В. Вершинин М.Г.Фоменко
Бабьека, камердинер Карла V В.А. Низовой С.А.Вещев В.В.Бунаков В.А.Андрианов
Изабелла Португальская О.Л. Пашкова Т.В. Скиба Е.М. Базарова
Франциск I, король Франции А.Р. Хомятов О.В. Доброван А.В. Вершинин
Маргарита, его сестра Е.Г. Харитонова
Граф Анри д"Альбрэ В.Г. Зотов А.В. Вершинин
Начальник стражи А.Н. Анохин М.Г. Фоменко П.В. Абрамов
Паж С.В.Потапов Ф.Э.Марцевич П.С.Жихарев