Славянская прическа. Мужские славянские стрижки

Мужские славянские прически резко отличаются от стрижек других народов, они выражают саму Россию, которая объединяет традиции и культуру Востока и Запада.

На Руси считалось, что стрижка отражает в первую очередь духовность человека, его нравственность. Именно поэтому за шевелюрой тщательно следили, и не изменяли стиль в зависимости от веяния моды. Прическа предназначалась для направления внутренней силы человека в верное русло.

Мужские славянские стрижки не отличались особой оригинальностью. Чаще всего мужчины предпочитали волоски средней длины. Люди верили, что короткая стрижка лишает богатырской силы, а человека со слишком длинными волосами могли принять за маргинала – человека, предающего свою страну. Славянские стрижки для мужчин высоких и низких сословий не отличались, чаще всего носили шевелюру средней длины, перевязанные тесьмой на лбу. Это довольно символично, ведь каждый мужчина на Руси – герой, готовый к подвигу и защите своей страны. Для того чтобы было удобней носит шлем, воины отращивали чуб на макушке, сворачивая его особым образом для смягчения трения о голову.

Уход за волосами

Славяне всегда ухаживали за шевелюрой, часто мыли голову, не допуская неприбранных грязных волосинок. Чаще всего для ухода использовали натуральные ингредиенты, а именно:

  • простоквашу,
  • желток от яйца или хлеб, специально размоченный.
  • Промывали волосы при помощи отваров из различных трав, кстати, эти же травы помогали осветлять волоски, если появлялась седина.

Шевелюру всегда тщательно расчесывали гребнями, а для создания причесок использовали ленты.

Введение

На эту тему написано уже достаточно много материала. Наша задача теперь - осветить малоизвестные факты, которые не упоминаются в других исследовательских статьях.
Начнём с констатации факта. Волосы, как у мужчины, так и у женщины - это сакрально, глубоко и непонятно сегодняшнему поколению в полной мере. Раньше ни женщины, ни мужчины не стриглись коротко. Великим позором считалось потеря волос и даже их части. Волосы и причёски были как некий образ, глубокий и продуманный. Это было частью культуры. Вот именно этот пласт мы сегодня и попытаемся раскрыть в нашей статье.

Значение волос для славянского мужчины

Наши современники, начнут песню, которая сводится к тому, что длинные волосы были неудобны мужчине. Дескать, он практичен и у него нет времени за ними ухаживать и следить, да и в бою наличие длинных волос может стать подспорьем сопернику. Это не так. Хорошо подготовленный и тренированный воин знает как прибрать волосы таким образом, дабы они не мешались и в бою и в повседневной жизни. И правда, они могут стать помехой в контактных видах спорта. Но в кулачных забавах не принято было таскать соперника за волосы, так как это было бы смертельной обидой, которая легко могла стать причиной для пролития крови. Кулачные бои были с определёнными правилами, и не по-славянски было заниматься такими глупостями, как дергать друг друга за волосы. А в битвах с врагом волосы убирались и прятались. Ну и в мечевом бое, да и в любом другом, присутствует дистанция и соперник поражается оружием на расстоянии. Так что волосы не помеха.

А то мнение, что мужчины не могли следить за своими волосами - всё это глупости и происходит от банального незнания или лени. Но это не значит, что у мужчины были волосы до пятой точки. Обычно длина волос была до плеч или чуть ниже. Как волосы достигали этой длины, далее контролировался. Все срезанные волосы сакрально сжигали в печи или на костре, ни в коем случае они не выкидывались. Таким сакральным методом предки передавали вечности часть себя. Волосы рассматривались как хранители знаний, опыта, они являлись мерилом чести и поэтому не удивительно, что обрезанные волосы могли сказать знающему человеку достаточно много информации. Ещё 20-30 лет назад бабки советовали в деревнях молодым сжигать обстриженные волосы. Но уже не поясняя всей глубины сакрального смысла.

Нужно поговорить немного и об убранстве волос. Чаще всего волосы собирались в хвост при повседневной носке. Хотя были различные методы убранства волос. Самым популярным на Руси были очелья. Очелье это головной оберег и в быту он собирает волосы так, что они не лезут в глаза. Ведь постоянная носка волос в пучке, стягивает волосы и голова несколько устает. Кроме того очелья это мощный оберег, который славяне использовали несколько лет и верили что он забирает негативную энергию. Поэтому на Масленицу, когда приходит время, очелье было принято сжигать. Когда же приходит это время для очелья, его носитель должен понимать сам. Очелье защищает от дурных мыслей, сглазов, наделяет человека различной защитой от негативных воздействий. Это барьер для ясности вашего мышления.

Кроме того волосы всячески украшались. Например, тонкими косичками, на конце такой тонкой косички был специальный узел. Но не каждый знает цель таких украшений. Это важный сакральный код. Или символ, если так удобнее. Такие косички с узелками вязались на память. Это как сегодня молодёжь носит верёвочки на руках. Принцип тот же, и ноги у этого растут из одного места. Только вот волосы, как мы писали выше, являются хранилищем памяти, духовным центром в представлении славян. И через эту призму становиться понятным, почему наши предки не особо любили стричься.

Мужчины ходили часто с не покрытой головой. Им не было нужды по традиции прятать волосы. Есть ещё древний рудимент (остаток старой традиции) когда при входе в церковь у христиан принято снимать шапку. Так вот это пошло со времён двоеверия. Так как славяне верили, что через волосы они получают связь с Богами. Это глубокий смысл.

Значение волос для женщин

Несколько отличается значение волос для славянок. Тут не нужно объяснять, почему у них были волосы до пят. Это норма и славянка всегда изображается либо с длинными волосами, либо в платке. Это первый сакральный смысл. Девушки до замужества могли щеголять с длинными волосами и не с покрытой головой. Замужние могли дома ходить с непокрытой головой, а на людях только в платке. Это как бы маркер замужней / не замужней славянки. Выход в свет замужней славянки считался не приемлемым и тот, кто осмелился выскакивать на улицу с непокрытой головой, мог услышать от людей фразу «опростоволоситься» что означало совершение ошибки в этикете поведения. Но у этой традиции есть и более глубокий смысл. Дело в том, что женщина замужняя больше была не должна впитывать волосами социальный негатив. То есть покрытая голова защищала сильнее, чем очелье. Хотя очелья девушки использовали наравне с мужчинами. Так же как и мужчины, девушки вплетали в волосы цветы, делали сакральные узелки – наузы. Единственное, для девушек волосы это не просто родовая память – это ещё и особая гордость. В девичестве в селениях часто устраивали смотрины девичьих кос. Недаром в сказках есть словосочетание «Варвара краса – длинная коса». У этой традиции есть и свадебный подтекст. Так как волосы считались самым важным и значимым украшением девушки. На таких смотринах присутствовали и потенциальные женихи. Для которых девичья коса передавала множество информации. Аккуратность, усидчивость, умение следить за собой и многое другое.
Очень важен и сакрален обряд расчёсывания. До замужества расчёсывание волос доверялось только матушке или бабушке по материнской линии. После замужества девушка должна была расчёсывать свои волосы сама. Муж мог расчесать женщине волосы, и по сакральному значению это должно было ему придать особые силы. Так как расчёсывание женских волос это особое таинство. И мужчина должен это делать правильно со сменой гребешков. То кто расчёсывал длинные косы, тот это поймёт. Только выполнив весь ритуал целиком, мужчина получал заряд энергии и силу, которая ему требовалась.

Выводы

Вот вроде бы волосы и волосы, ан нет, они играли огромную роль в жизни наших предков и мы должны хотя бы понимать, как тогда относились к такому явлению, какой тайный смысл и даже магию вкладывали люди в значению волос в своей жизни. Эта статья ещё раз показывает, насколько важны такие мелочи и как мы ещё мало знаем о наших предках.

И напудренные парики, каре и скромные девичьи косы, сложные накладные конструкции и легкие локоны. Подготовили для вас краткий путеводитель по русским прическам: от глубокой старины до конца XIX века.

Древняя Русь и постмонгольский период: стрижки «под горшок» и убрусы

Василий Тропинин. Портрет украинского крестьянина. Конец 1830-х - начало 1840-х. Киевский национальный музей русского искусства, Украина

Константин Маковский. Портрет девушки в русском костюме. 1810-е. Частное собрание

Василий Тропинини. Портрет пожилого украинского крестьянина. 1820. Нижнетагильский музей изобразительных искусств, Нижний Тагил

Мужские и женские прически на Руси были простыми и однотипными. Самая распространённая мужская стрижка - «под горшок». Она была популярна у молодых людей: на голову надевали глиняный сосуд и обрезали волосы по линии края. Прическа «под скобу» была короче: по бокам до середины ушей, а спереди до середины лба. Пожилые мужчины обычно носили волосы длиной до плеч и отращивали длинные бороды .

На некоторых старинных миниатюрах и фресках встречаются изображения мужчин с длинными прядями волос, свисающими с одной стороны. С такой стрижкой нарисован в рукописной книге «Изборник Святослава» великий князь Святослав Игоревич.

«Прическа князя состояла из длинного клока волос на бритой голове. Клок разделялся на две пряди, которые свисали с обеих сторон лица. Борода, дополнявшая прическу, была редкая, зато усы - густые и длинные. В ухо была продета серьга с драгоценными камнями».

В Древней Руси волосы не были признаком социальной принадлежности: одинаковые прически могли носить и князья, и крестьяне. Разницу в происхождении подчеркивал головной убор. Бедные надевали колпаки из дешевого сукна, а знать - шапки из кожи и бархата, украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями.

На женский облик влияли церковные предписания: после замужества волосы следовало прятать под платки или другие головные уборы. Показывать прическу посторонним мужчинам было недопустимо - это называлось «опростоволоситься» и считалось позором. Женщины носили кокошники и убрусы - полотнища, которые повязывали поверх легкой шапочки. Незамужним девушкам можно было ходить без уборов: они заплетали волосы в косы и украшали прическу разноцветными лентами.

XV–XVII века: короткая челка и борода лопатой

Илья Репин. Бородатый крестьянин. 1879. Частное собрание

Константин Маковский. Русская красавица. XIX век. Частное собрание

Илья Репин. Белорус. 1892. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В следующие века стрижки стали короче. Мужчины в это время продолжали носить бороду. Ее отпускали сразу после совершеннолетия, не брили до конца жизни и лишь постригали, придавая определенную форму. Самые популярные фасоны: остроконечные бороды, круглые, разделенные на две части и лопатой.

Выбритое лицо было знаком молодости и юношества. Василий III избавился от бороды после женитьбы на княжне сербско-литовского происхождения Елене Глинской. Вслед за князем обрилась его свита. Но вскоре пошли слухи о чудачествах власти, и Василий III вновь отрастил бороду, опасаясь народных волнений.

Мода на гладкое лицо вернулась в Смутное время под влиянием поляков. И опять ненадолго: Алексей Михайлович, придя на царство, выпустил законы о запрете коротких стрижек и бритья бороды. В них указывалось, чтобы никто «иноземных, немецких и иных извычаев не принимал, волос у себя на голове не постригал, тако ж и платьев, и шапок с иноземных образцов не носил» . Сохранились данные, что в 1675 году князь Кольцов-Масальский ослушался царского указа, сделал себе короткую стрижку и из-за этого потерял чин.

Женская мода в этот период практически не изменилась: девушки по-прежнему плели косы , замужние носили «на людях» закрытые головные уборы.

XVIII век: «крысиные хвосты» и «фрегаты»

Карл Людвик Христинек. Портрет графа Алексея Орлова-Чесменского. 1768. Приморская государственная картинная галерея, Владивосток

Дмитрий Левицкий. Портрет Екатерины Молчановой. 1776. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Иван Никитин. Портрет Гавриила Головкина. 1720. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Отношение к прическам резко изменилось в XVIII веке. Крестьяне остались верны традициям прошлых веков, а высший свет стал следовать французской моде. На пике популярности были громоздкие парики фасонов «грива» и «пудель» - ими украшались и женщины, и мужчины. Парики стоили дорого: например, в период правления Елизаветы Петровны конструкцию из волос можно было купить за 5 рублей. Для сравнения: пуд пшеницы (16,3 килограмма) продавался за 64 копейки, а большой мешок сахара - за 2,5 рубля.

До этого всех стригли цирюльники, которые еще пускали кровь, вырывали зубы и даже выписывали некоторые лекарства. А теперь в Россию приезжали «стилисты» из Франции, люди новой профессии - парикмахеры. Они не только делали прически, изготавливали парики из накладных волос, но и гримировали дам и господ. Парикмахеров считали людьми, близкими к искусству и называли «тупейными художниками» (от французского слова «toup» - прядь волос).

«Это не был простой, банальный мастер с тупейной гребенкой за ухом и с жестянкой растертых на сале румян, а был это человек с идеями, - словом, художник».

Николай Лесков, рассказ «Тупейный художник»

Мужчины при дворе следовали не только французской моде. В период правления Анны Иоанновны распространились «прусские косы» или «крысиные хвосты»: напудренные парики с буклями и косичкой. В 1731 году эта прическа была официально введена в русской армии для представителей всех чинов. Лишь рядовым можно было пудрить волосы только по особым случаям. Указ отменил Александр I спустя почти 70 лет.

Придворные дамы и представительницы высших сословий предпочитали в XVIII веке сложные составные прически с дополнениями из шиньонов и локонов. Одной из самых популярных стал «фонтаж» - высокий начес, украшенный накрахмаленными кружевами и жемчугами. Отчаянные модницы возводили на своих волосах конструкции в форме кораблей и фрегатов. Во Франции эта парикмахерская конструкция называлась á la Belle Poule в честь военного судна Belle Poule. Считается, что первой такую прическу стала носить королева Мария-Антуанетта, а подражала ей половина Европы - в том числе, и российские дамы.

XIX век: античная изящность и изысканность романтизма

Вильгельм Каульбах. Портрет Ференца Листа. 1856. Мемориальный музей Ференца Листа, Будапешт, Венгрия

Владимир Боровиковский. Портрет Алексея и Александры Лобановых-Ростовских. 1814. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов. Портрет княгини Елены Павловны. 1828-1829. Частное собрание

В XIX веке мода на прически менялась быстро: почти каждые десять лет появлялись новые формы. Моду диктовала в основном Франция, оттуда приходили все парикмахерские новинки.

В начале века Россию захватила античная тема.

«В магазинах шляп и парикмахерских помещались бюсты античных богов и граждан античной эпохи. В прическах начали подражать античным модам Греции и Рима».

Мужчины больше не носили парики и не пудрили прически, они коротко стриглись и аккуратно укладывали волосы. Самая популярная стрижка тех лет - «а-ля Тит» напоминала образ римского императора из династии Флавиев. Часто мужские прически дополняли короткими узкими бакенбардами, которые называли «фаворитами».

Женщины в начале XIX века тоже носили недлинные волосы, которые завивали самым разным образом. Видов кудрей было множество: спиралеобразные и трубчатые, плоские и круглые, ленточные и похожие на стружку. В моду вошла прическа «а-ля Нинон» с челкой, локонами и плоским шиньоном на затылке.

Эпоха романтизма принесла моду на полудлинные волосы - каре - у мужчин. Особенно популярны подобные стрижки были у литераторов, художников и музыкантов. Считается, что основателем моды стал любимец публики, пианист Ференц Лист.

Женские прически в середине века опять стали сложнее: их дополняли накладными локонами и косами, украшали перьями, цветами, гребнями, драгоценными камнями. Вошли в моду пропорциональные укладки, когда волосы разделяли на две равные части и собирали в валики или полушария.

В 1886 году в Петербурге появился первый инструмент для завивки - щипцы Марсель. Они произвели сенсацию в парикмахерском искусстве - и мода на женские прически стала меняться стремительно. Парикмахеры экспериментировали с силуэтами, завивая и укладывая длинные волосы самыми разными способами.

На рубеже XIX-XX веков появилась новая мужская стрижка - «а-ля Капуль», названная в честь французского певца-тенора Виктора Капуля. Волосы делили на прямой пробор и укладывали полукругом с обеих сторон, оставляя коротенькую челку. Повальную популярность высмеивали писатели. В рассказе «Делец» Русские прически от Древней Руси до начала XX века

Мы все привыкли, что пейсы это вид причёски свойственный лицам придерживающимся ортодоксального иудейского вероисповедания, а между тем, пейсы это была самая обычная для центральной Европы причёска, их совсем недавно носили даже славянские крестьяне в словакии, национальные герои и гусары. Про гусар я знал, но увидеть фото словацких крестьян с пейсами я не ожидал, а ведь это было совсем обычное дело ещё сто лет назад, правда пейсы, для удобства в работе, заплетали в косы, но дела это особо не меняет.
1.

Кадр из старого фильма, на них национальный герой словаков, славянин Яношик. Дальше будет ещё интересней.

2.

Это тоже кадр из фильма про славян.

3.


А это уже не кино а жизнь, на фото начала прошлого века словацкие крестьяне, пейсы у них как у Яношика.

4.

5.

6.

А это русские гусары, Лейб-гусарский полк. Надо заметить, что такая причёска, с пейсами, в то время была почти у всех гусар Европы.

Первые гусары появились около 1500 года в Венгрии, гусарская форма ни что иное как венгерский народный наряд. Слово гусар по-венгерски означает летучий всадник. Гусары тех времен сильно отличались от привычного нам образа гусаров. Он носили звериные шкуры. Как правило, леопардовые. Кроме того, ранние гусары носили крылья. В прямом смысле.

7.

У нас в России гусары появились в первый раз в царствование Императора Петра Великого, в 1723 году. В 1762 году, в год вступления на престол Императрицы Екатерины II (скончавшейся в 1796 году), русских гусарских полков было уже числом 12.

Отличительная черта гусар того времени была та, что они носили длинные усы и виски, между тем как всем другим войскам так волосы отпускать не дозволялось, а приказано было носить напудренные парики.

9.

Особой причёской для гусар были локоны.

9.

10.

11.

12.

Интересно выглядят и русские новгородцы на немецком изображении XIV века. Все с пейсами заплетёнными в косы.
13.

14.


Русские охотники продают меха. Штральзунд 1360 - 1370 годы. Причёска у этих русских охотников с пейсами как у словацкого Янушека из начала.

15.

Вот так вот.

В древности, многие опишут примерно такой образ: пожилого мужчину с длинными волосами в белой рубахе. Однако это не совсем истина. Есть немало версий, как выглядели славяне. Тема их внешнего облика очень интересна, поэтому она заслуживает более подробного изучения.

Обитание славянских племен

Славяне проживали с древних времен в центральной части Европы, в Прикарпатье и на По одной из версий, продвижение в восточную часть происходит в период с V по VII века нашей эры. Если прислушаться к другой, то можно услышать версию, что в Восточной Европе славяне находились как этой части Европы. Всего было три больших группы: восточная, западная и южная. Языческие верования определяли не только духовность славян, но и их внешний облик.

Как выглядели восточные славяне, невозможно сказать однозначно. На этой территории проживало огромное количество племен. Это такие, как вятичи, волыняне, кривичи, радимичи, хорваты, полочане и многие другие. Каждое из них имело свои характерные особенности. Среди общего можно отметить тот факт, что одежда не имела сложных деталей, но внешнее оформление всегда было под особым вниманием. На тканях вышивали различные узоры, орнаменты, фигуры. Для украшений использовали различного типа. На ногах они носили лапти. Под верхней одеждой носили льняные просторные рубахи. Чем богаче был человек, тем больше одежды он носил. Различия могли состоять в цвете предпочитаемой ткани, размере, форме и количестве украшений, способах плетения лаптей. Однозначно можно сказать, что на то, как выглядели древние славяне, влияла окружающая природа, быт и образ жизни племен, а также их соседи - скифы и сарматы.

Есть ли схожесть с викингами?

Некоторые историки категорически отвергают тот образ, который представляется нам в виде длинноволосого мужчины и с бородой. Это менее похоже на то, как выглядели древние славяне, а больше соответствует викингам.

По их мнению, славяне выступали против на голове и бритья бороды.
Скандинавы взяли такой внешний вид из религиозных традиций. Славяне в те времена обитали на Балтийском побережье. В отличие от викингов, они тщательно брились и состригали волосы очень коротко по всей голове, оставляя чуб на лбу. А с длинными волосами ходили волхвы. Внешний облик скандинавских мужчин славяне высмеивали. Как выглядели славяне, ученые пытаются определить по найденным скелетам. Благодаря этим находкам появляется возможность у потомков ознакомиться с украшениями, одеждой и аксессуарами, которые использовали древние славяне. Схожесть со скандинавскими нарядами наблюдается в женских украшениях для волос и головных уборах.

Внешний вид славянских женщин

Во все времена славянские женщины использовали многослойную одежду. Причем для каждого события предназначались разные костюмы. Внешний вид также зависел от возраста женщины. На тело всегда надевали рубаху с широкими рукавами. Чем ближе к нашему времени, тем больше внешний облик славян наполнялся роскошью. Одежда становилась разнообразнее. Голова прикрывалась различными уборами. От ленточек до шапок необычной формы. Женщины украшали наряды бусами, которые были яркими и опускались на груди в несколько рядов. Вся одежда была длинная, практически до самых пят. Её украшали нашитыми лентами, небольшими оборками и тесьмой. Также они любили носить крупные серьги и кольца.

Мужской славянский костюм

Мужчины облачались в длинные рубахи - распашонки. Они запахивались и подпоясывались ремнем. Рубахи не имели застежек, некоторые из них надевали сверху. Зимняя одежда была выполнена из меха различных животных. Это и тулупы, и рукавицы. Штаны были широкие, их подвязывали на поясе и внизу. У состоятельных людей таких штанов было несколько. Зимой на холщовые надевали шерстяные. Обувь мужчин и женщин делали из холста. Им оборачивали ноги и прикрепляли подошву при помощи ремешков. Сапоги делали из целого куска кожи.

Вся одежда имела вышивку. С течением временем её стновилось все больше.

Прически древних славян

Волосы и прически занимали особое место в жизни древних славян. По прическе можно было судить о социальном статусе человека. Стригли волосы ритуально, соблюдая традиции. Это необходимо было делать в определенный период жизни. Мальчикам волосы длинные не отращивали и стригли достаточно часто.

Девочкам необходимо было По этой причине их отращивали, усердно следили за ними, ухаживая при помощи растительных компонентов. Девушки носили одну или две косы.

Мальчики, становясь взрослее, отращивали более длинный чуб. Вся остальная часть головы остригалась очень коротко. Чуб - это был особый атрибут. Молодой человек гордился им, иногда закручивал. Взрослые мужчины чаще всего носили стрижку «в кружок». Еще ее называют «под горшок». Именно с помощью этого атрибута и делали подобную прическу. Для восточных славян это также было общепринято.

Как выглядели славяне, достоверно сказать невозможно. Можно определенно сказать одно, что их одежда была удобной и просторной, независимо от эпохи.