Система работы экологическое образование доу. Модель организации экологического образования в детском саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ

Экологическое состояние нашей планеты требует от человеческого общества понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Очень важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного воспитания и образования. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Педагогический коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения считает, что важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, созидая, помогать другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры.
Наш детский сад работает по проблеме экологического воспитания уже давно. В основе лежит основная образовательная программа ДОУ, а так же используем технологии программы С.Н.Николаевой «Юный Эколог»

Цель программы : формировать экологическую воспитанность дошкольников.

Задачи:

  • - развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней;
  • - формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
  • - помочь в накоплении детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.
  • Успех реализации программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
  • - готовностью педагога к осуществлению экологического образования детей;
  • - личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе освоения программы;
  • - постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
  • - построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;
  • - активным участием родителей в воспитательном процессе;
  • - установлением педагогом ДОУ связей со школой, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.
  • При построении системы экологической работы мы обратили особое внимание на следующие основные направления:
  1. Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.
  2. Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это - театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия.
  3. Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) - совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ, работой на огороде, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, акции по охране редких цветов, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников, способствовали привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.
  4. Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектной деятельности, экскурсий в природу, туристические прогулки, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов. Пути реализации системы экологической работы в ДОУ:
    - создание условий (экологизация развивающей среды, программно-методическое обеспечение);
    - повышение экологической грамотности педагогов;
    - обновление содержания, форм и методов работы с детьми;
    -экологическое просвещение родителей.

    Планомерная работа с кадрами, понимание значимости экологических проблем - все это позволяет нам проводить обширную целенаправленную деятельность с детьми в данном направлении. Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждаются на консультациях, семинарах, педсоветах.

    Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время похода или природоохранной акции), а взрослому лучше понять ребенка. Проводим выставки совместных рисунков плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий, привлекаем родителей к участию в оформлении центров природы, лаборатории, библиотечки, в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, посадка деревьев, изготовление скворечников и кормушек и т.д.)
    Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому используем активные формы и методы обучения – экспериментирование, опытническую работу, прогулки, экскурсии и т.д.

    Система работы с детьми включает:
    -посезонное тематическое планирование непосредственно-образовательной деятельности;
    - создание эколого - развивающей среды (центры природы, лаборатории природы, экологическая тропа);
    -организация совместной деятельности (праздники, наблюдения, экологическая тропинка, аптекарский огород, огород овощных культур, труд в природе);
    - чтение художественной литературы;
    -выращивание зелени в зимне-весенний период («огород на окне»);
    -игровая деятельность, как основная форма деятельности детей;
    -экология здоровья (дыхательная гимнастика, музыкотерапия, двигательная активность, закаливание, эколого-психологический тренинг);
    -создание системы экологической работы (авторские разработки занятий, работа с родителями, с общественными организациями, методическое и информационное обеспечение и т.п.).
  1. ​ Создание эколого-развивающей среды, условий для здорового образа жизни детей важнейшее условие эффективности нашей работы. Эколого-развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль:
  1. - Групповые комнаты, в которых размещены уголки природы, экологические лаборатории, «огороды на подоконнике», дидактические игры, библиотечки, уголки релаксации и т.д.
  2. - Проводятся экологические, фольклорные праздники, музыкальные занятия, связанные с темой природы, экологические постановки и спектакли с участием детей, кукольные спектакли экологического содержания и др.
  3. - Территория детского сада, используется для создания фрагментов природных и культурных ландшафтов, элементарных архитектурных сооружений, игровых и спортивных площадок: экологическая тропа, включающая альпийскую горку, огород, аптекарскую клумбу, различные деревья и кустарники, цветники и др.
  4. - Здоровье следует рассматривать как состояние гармонии между ребенком и окружающей его средой, поэтому разработана система оздоровительной работы для каждой возрастной группы. Она включает закаливающие процедуры, элементы дыхательной гимнастики и точечного массажа, ходьбу босиком по массажным коврикам и по «комбинированной дорожке», фитотерапию, прием поливитаминов и иммуностимулирующих препаратов, музыкотерапию и ароматерапию и др. - Систематически проводятся физкультурные досуги, спортивные праздники, дни здоровья.

СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ

О.М. Жданова.
О.Н. Буханчук.

Экологическое состояние нашей планеты требует от человеческого общества понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Светлана Николаевна Николаева писала, что 20-21 век - это кульминация негатива, созданного человеческой цивилизацией, где человек считает себя царем природы. Поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного воспитания и образования. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. Сегодня все больше стран, в том числе и Россия, присоединяется к реализации концепции "устойчивого развития", согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание ее самоценности. Важным условием перехода современного общества к "устойчивому развитию" является экологическое образование. В "Концепции устойчивого развития России" особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей и природной среды" (ст. 73. Всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания и образования; ст. 74. Обязательность преподавания экологических знаний в учебных заведениях; ст.75. Профессиональная экологическая подготовка руководящих работников и специалистов; ст.76. Распространение экологических знаний"), "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населении и "Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), все соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которой является дошкольная. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения считает, что важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, созидая, помогать другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры.
Наш детский сад работает по проблеме экологического воспитания уже более пяти лет. В основе лежит «Программа воспитания и образования в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой), так же используем технологии программ С.Н. Николаевой «Юный эколог» и Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа». За годы работы была создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач:

  • развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;
  • воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций, чувства эмпатии;
  • формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.

При построении системы экологической работы мы обратили особое внимание на следующие основные направления:

  1. Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.
  2. Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это - театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия.
  3. Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) - совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ, работой на огороде и аптекарской клумбе, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, акции по охране редких цветов, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников, способствовали привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.
  4. Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектной деятельности, экскурсий в природу, туристические прогулки, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Пути реализации системы экологической работы в ДОУ:
- создание условий (экологизация развивающей среды, программно-методическое обеспечение);
- повышение экологической грамотности педагогов;
- обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами, внесение регионального компонента (знакомство с природным ландшафтом Алтайского края); внедрение методик экологии здоровья и здоровьсберегающих технологий обучения и воспитания;
-экологическое просвещение родителей.
Планомерная работа с кадрами, понимание значимости экологических проблем - все это позволяет нам проводить обширную целенаправленную деятельность с детьми в данном направлении. Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждаются на консультациях, семинарах, педсоветах. Чтобы определить пробелы в знаниях педагогов, мы используем анкетирование по вопросам экологического воспитания детей. На основании анализа анкет планируется дальнейшая методическая деятельность в детском саду.
Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время похода или природоохранной акции), а взрослому лучше понять ребенка. Проводим выставки совместных рисунков плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий на темы «Я и природа», «Наши домашние питомцы», привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы, лаборатории, библиотечки, в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, посадка деревьев, изготовление скворечников и кормушек и т.д.)
Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому используем активные формы и методы обучения – экспериментирование, опытническую работу, прогулки, экскурсии и т.д.
Система работы с детьми включает:
-посезонное тематическое планирование непосредственно-образовательной деятельности;
- создание эколого - развивающей среды (уголки природы, лаборатории природы, экологическая тропа);
-организация совместной деятельности (праздники, наблюдения, экологическая тропинка, аптекарский огород, огород овощных культур, труд в природе);
- чтение художественной литературы;
-совместная творческая деятельность воспитателей, детей и родителей (проекты «Здравствуй дерево», «Каменный калейдоскоп», кружок «Природа и фантазия», акции по очистке и озеленению территории ДОУ, изготовлению скворечников и кормушек для птиц и др.);
-выращивание зелени в зимне-весенний период («огород на окне»);
-игровая деятельность, как основная форма деятельности детей;
-экология здоровья (дыхательная гимнастика, музыкотерапия, двигательная активность, закаливание, эколого-психологический тренинг);
-создание системы экологической работы (авторские разработки занятий, работа с родителями, с общественными организациями, методическое и информационное обеспечение и т.п.).
Создание эколого-развивающей среды, условий для здорового образа жизни детей важнейшее условие эффективности нашей работы. Эколого-развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль:

  1. Групповые комнаты, в которых размещены уголки природы, экологические лаборатории, «огороды на подоконнике», дидактические игры, библиотечки, уголки релаксации и т.д. Здесь проводятся экологические занятия, работа в рамках проектной деятельности, дети играют, общаются с живыми организмами и ухаживают за ними, занимаются самостоятельными исследованиями, экспериментированием. Под руководством увлеченных своим делом, педагога дополнительного образования и других специалистов дети организованы в систему дополнительного образования в театральной студии, в кружке «Природа и фантазия». В рамках этой деятельности проводятся интегрированные (эколого-эстетические) занятия, изготовление поделок из природного и бросового материала, изготовление костюмов, декораций для праздников с элементами русского фольклора, иллюстрирование художественных произведений о природе. В групповых комнатах устраиваются тематические выставки детских работ.
  2. Проводятся экологические, фольклорные праздники, музыкальные занятия, связанные с темой природы, экологические постановки и спектакли с участием детей, кукольные спектакли экологического содержания и др. В каждой группе и в методическом кабинете ДОУ подобраны библиотечки художественных произведений, сказок, энциклопедий, методических, дидактических и информационных материалов по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Воспитатели вместе с детьми читают художественную литературу, рассматривают иллюстрации в книгах о природе, проводят беседы, обсуждение прочитанного, организуют конкурсы и викторины.
  3. Территория детского сада, используется для создания фрагментов природных и культурных ландшафтов, элементарных архитектурных сооружений, игровых и спортивных площадок: экологическая тропа, включающая альпийскую горку, огород, аптекарскую клумбу, различные деревья и кустарники, цветники и др. малые архитектурные формы – «сельский дворик», сенсорная дорожка, искусственный водоем, мини-стадион и игровые площадки.
  4. Здоровье следует рассматривать как состояние гармонии между ребенком и окружающей его средой, поэтому задачу работников детского сада и родителей определяем в поиске и разработке соответствующего подхода к здоровью детей и деятельности, направленной на его укрепление. С этой целью разработана система оздоровительной работы для каждой возрастной группы. Она включает закаливающие процедуры, элементы дыхательной гимнастики и точечного массажа, ходьбу босиком по массажным коврикам и по «комбинированной дорожке», фитотерапию, прием поливитаминов и иммуностимулирующих препаратов, музыкотерапию и ароматерапию и др. Систематически проводятся физкультурные досуги, спортивные праздники, дни здоровья. Для расширения возможностей двигательной активности воспитанников в детском саду создан мини-стадион, включающий: беговую дорожку, волейбольную, футбольную и баскетбольную площадки, яму для прыжков, спортивные модули и «дорожку здоровья».

Результатом системной и целенаправленной работы в 2011 – 2012 учебном году стали следующие достижения:
1. Проведение экологических акций - социально-значимые комплексные мероприятия экологического содержания, приуроченные к датам и событиям, имеющим общественное значение, которые имели общественный резонанс, большое воспитательное воздействие на дошкольников,- и явились эффективным способом пропаганды экологических идей среди родителей – «Зеленая елочка - живая иголочка», Птичья столовая», «Жить без мусора».
2. Организованы экологические выставки - «Разноцветная осень» - поделки из природного материала, «Новогодняя игрушка» - поделки из бросового материла.
3. С 01.09.2011г. по 30.04.2012г. реализован экологический марафон «В гостях у матущки Природы». Экологический марафон включал в себя цикл творческой экологической ориентированной деятельности соревновательного характера. Участниками марафона являлись сборные команды из детей и родителей, педагогов. Проведение марафона включало три тура: 1 тур - формирование знаний и представлений по теме марафона, конкретизация и разъяснение условий и правил; 2 тур - выполнение конкурсных заданий в заочной форме с отслеживанием промежуточных результатов (диагностика знаниевого и деятельностного компонентов по теме «марафона»); 3 тур - финальное состязание команд –игра-путешествие для детей «Царство Берендея», педагогов и родителей «В гостях у Берегини».
В период проведения "марафона" проектировалось сотрудничество с общеобразовательной школой № 18 города Бийска (проведение совместной выставки экологических плакатов «Мы и окружающий мир»), библиотекой № 7 (литературная гостиная «Писатели о природе»), детским биолого-экологическим центром (экскурсия в дендропарк, оформление гербария).
4. Реализация проекта «Наш край - АЛТАЙ» приуроченный к празднованию 75-летию Алтайского края в форме экологической экспедиции. На подготовительном этапе с педагогом дополнительного образования была составлена программа экспедиции: определен маршрут, распределены обязанности между детьми, родителями, воспитателями, административно-управленческим персоналом, состоялся подбор оборудования, дидактического материала и методического сопровождения. На основном этапе проведение экспедиции, выполнили запланированную исследовательскую работу, сбор информационно-значимого материала, подтверждение теоретических знаний практическими фактами. На заключительном этапе была проведена обработка полученных данных в ходе «экспедиции», классификация собранных материалов, формулировка выводов по итогам практической деятельности и завершилась работа созданием альбома «Красная книга Алтая», выставка рисунков и поделок «Наш край - Алтай».
5. 2012г. дошкольное учреждение по итогам городской природоохранной акции «Школьный парк» удостоено дипломом 3 степени, за предоставление конкурсного практико-ориентированного проекта, направленного на улучшения состояния объектов зеленого фонда учреждения образования и прилежащей территории.
6. В образовательном учреждении созданы мини-музеи и на их основе разработаны следующие исследовательские проекты: «Вода-водица», «Природные зоны», «Музей песка и камня», «Зимний сад», «Мир живой природы», «Творчество и окружающий мир», разработана картотека экспериментов, опытов и наблюдений.
7. Педагогом дополнительного образования разработана картотека экологических тренингов, направленных на формирования осознанного бережного отношения к окружающему миру, познавательного интереса к объектам живой и неживой природы. Систематизирован методический материал по экологическому воспитанию с элементами народного фольклора (Ведется народный календарь, проведены народные праздники: «Капустные посиделки», «Сороки», «Благовещенье», «Семик»).

Перспективы экологического образования в ДОУ на последующие годы:
1. Повысить уровень экологической культуры и считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным направлением и важным звеном в системе непрерывного экологического просвещения.
2. Продолжить работу по экологизации воспитательно-образовательной пространства в рамках преемственности начальной школы и дошкольного образовательного учреждения, в этой связи необходимо:
- совместно рассмотреть вопросы реализации проекта «Детский сад - эталон экологической культуры»
- содействия в работе по укреплению материально-технической базы, оказанию природоохранных услуг, по созданию системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров ДОУ, привлечение специалистов начальной школы по вопросам экологии, экологической подготовки родителей;
- активнее привлекать методы музейной педагогики, потенциал национальной культуры, краеведения в экологическом воспитании дошкольников и младших школьников;
3. Развивать и совершенствовать обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления личности ребенка (семья, детский сад, школа, центры дополнительного образования);
4. Выявлять, обобщать и распространять лучший опыт педагогической работы с детьми дошкольного возраста, используя средства массовой информации, проведение научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов» и другие массовые экологические мероприятия.
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина», писал В.А.Сухомлинский. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Система экологического воспитания в ДОУ

с использованием активных методов обучения.

Заместитель заведующей

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Там - лес погубили, там - лугов лишились.

Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя.

Важный аспект в решении вопроса сохранения земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Чтобы такое воспитание осуществлять, нужно решить, по крайней мере, три задачи:

1)Доказать детям, что в природе все взаимосвязано;

2)Помочь понять им, для чего нужны природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой плохие последствия (и для природы и для человека), зная же эти связи можно использовать природу разумно и бережно;

3)Помочь детям научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (здесь мы выходим на правила поведения в природе).


На протяжении многих лет (более 10) наш детский сад работает по проблеме экологического воспитания дошкольников. Наш коллектив стремится к созданию нового культурного образа дошкольного учреждения, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.

Для получения ожидаемых результатов в дошкольном учреждении необходимо создать определенные условия и, прежде всего, - систему работы коллектива. Наша система состоит из взаимосвязанных компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию в реализации экологического образования .

1. Оценка окружающей среды. Экологический паспорт.

Большое значение в обучении ребенка имеет среда, в которой он проводит длительное время, в частности среда дошкольного учреждения. Она должна соответствовать тем принципам, которые мы излагаем детям в рамках программы, и быть экологически безопасной.

Для этого необходимо оценить

Экологическую ситуацию, в которой находится детский сад

Оформление, оборудование, среду помещений с точки зрения экологической безопасности

Влияние, которое оказывает детский сад на окружающую среду.

Нашим учреждением уже был ранее составлен экологический паспорт, но время идет и экологическая ситуация изменяется, поэтому возникла необходимость в переиздании экологического паспорта с учетом рекомендаций предыдущего.

2.Профессиональная подготовка педагогов

Одним из важных факторов, влияющих на формирование основ экологического мировоззрения у ребенка и навыков экологически грамотного поведения, является профессиональная подготовка педагогов.

Мы стараемся внедрять в работу разнообразные, новые формы повышения квалификации сотрудников. Например: КВНы, конкурсы («Огород на окне», конкурс на лучший дизайн групповых участков, конкурс экологических проектов, на лучшую кормушку для птиц), экологические тренинги.

Важную роль в этом вопросе играют курсы повышения квалификации:

В 2009 учебном году воспитатель прошла подготовку на курсах по теме «Актуальные проблемы, современные тенденции экологического образования в детском саду»

Заочные курсы по теме «Экологическое воспитание в детском саду» под руководством, автора программы «Наш дом - природа» прошли двое воспитателей.

Посетили краевую конференцию по проблемам экологического образования дошкольников в 2007 году.

Через консультации, семинары практикумы воспитатели получают природоведческие, экологические знания, знакомятся с программами, методиками экологического воспитания дошкольников.

Итоги работы подводятся на педсовете.

Таким образом, подготовка педагогов может включать следующие направления:

Научно-профессиональная подготовка (знание основ экологии, естествознания)

Профессионально-методическая. (Освоение современных методик экологического образования и умение реализовывать на практике интегрированный подход)

Освоение методик работы с родителями и основ экологической безопасности

Умение организовывать развивающую предметную среду

Воспитание у педагогов чувства ответственности за свои действия и состояние окружающей среды.

3.Следующим компонентом системы экологического образования является экологическое просвещение родителей.


Не секрет, что осуществлять экологическое образование родителей гораздо труднее, чем детей. Однако этим вопросом заниматься необходимо, так как без поддержки родителей нам не обойтись.

Главная задача родителей

– поддерживать интерес детей к природе,

Поощрять их экологически грамотные поступки,

Проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду

И, конечно же, быть во всем примером.

Кроме просветительной работы с родителями большое внимание должно уделяться совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. Например, нами были проведены природоохранные акции «Посади дерево», «Превратим в игрушки мусор» (поделки из бросового материала), «Помоги птицам выжить» (изготовление кормушек, обеспечение кормом), «Помоги планете выжить» (уборка мусора) и другие.

Родители охотно участвуют в экологических конкурсах: «Огородная сказка»

«Мусорная фантазия» в рамках проекта «Отходы в доходы»

«Бал цветов», конкурс плакатов, рисунков. Большой популярностью и у детей и у родителей пользуются тематические выставки фотографий. Например: «Ребята и зверята», «Я и природа» и др.

Родители оказывают помощь в сборе коллекций, экспонатов из природного материала, выращивании растений для уголка природы и участка, приобретении животных в уголки природы.

4.Компонент «Сотрудничество детского сада с организациями и учреждениями»

В рамках экологического образования наш детский сад сотрудничает с несколькими организациями и учреждениями.

По вопросам преемственности мы сотрудничаем с Ключевской средней школой :

«Круглый стол» с участием учителей начальной школы.

Совместно с сотрудниками больницы мы планируем мероприятия по благоустройству территории.

5.Создание экологической развивающей среды.

Одно из важных условий воспитательно – образовательной работы по экологическому образованию дошкольников – правильная организация развивающей предметной среды.

С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать:

Эколого-эстетическому развитию

Оздоровлению ребенка

Формированию нравственных качеств

Формированию экологически грамотного поведения.

Таким образом, экологизация развивающей природной среды должна способствовать реализации всех компонентов его содержания:

Познавательного, нравственно-ценностного и деятельностного.

Развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.

До недавнего времени в нашем детском саду действовала экологическая комната – лаборатория, которая выполняла обучающую, познавательную и релаксационную функции. В настоящее время помещения для экологической комнаты нет, поэтому мы используем групповые помещения, коридоры, рекреации, лестничные площадки.

В рекреации мы расположили экологический мини-музей. В нем находятся макеты экосистем, макет «Времена года», фотовыставка «Достопримечательности села Ключи», передвижные выставки различных природных экспонатов.

Зона коллекций (в группах) (предназначена для знакомства детей с объектами природы, для обучения классификации по различным признакам)

Зона релаксации (в группе) включает в себя разные по величине и видам комнатные растения , аквариум, альпийскую горку, мини фонтан. Зона релаксации предназначена для отдыха детей и ухода за комнатными растениями и обитателями аквариума)

Зона экспериментирования: создана в группах для проявления инициативы ребенка и самостоятельных исследований.

Познавательные пирамиды: «Береза в разное время года», «Животные». Изготавливаются совместно с детьми, помогают закрепить знания о природных объектах и явлениях.

Огород на окне (создается для наблюдений за ростом растений).

Центр воды и песка «Капитошка». Предназначен для экспериментирования с водой и песком, для снятия статического и эмоционального напряжения, развития моторики рук.

Центр науки в старшей группе. Предназначен для экспериментирования, опытов, наблюдений. Кроме этого в каждой группе действуют уголки природы. Для закрепления знаний широко используются дидактические игры.

Разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека, - вот главные аспекты работы педагога с детьми. Необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса, а для этого необходимо тесное сотрудничество всего коллектива. В нашем детском саду работу по экологическому воспитанию возглавляет и направляет педагог-эколог. Он планирует работу в общесадовском масштабе, привлекая специалистов, воспитателей и родителей.

Например, музыкальный руководитель разрабатывает сценарии экологических праздников, подбирает музыкальное оформление для занятий по экологии и др. Физинструктор включает в занятия упражнения-имитации различных животных, растений, организует походы в природу, участвует в организации спортивно-экологических праздников. Гармонично сочетается экологическое воспитание с изобразительной деятельностью: это закрепление материала экологических знаний в рисовании и лепке, это работа с природным материалом, оформление рекреаций и холлов коллективными коллажами и многое другое. Расширяются и закрепляются экологические знания и в других видах деятельности.

Большое внимание должно уделяться общению с природой, организации различных форм работы во время прогулок, экскурсий, в том числе на экологической тропинке, находящейся на территории детского сада.

Цель создания такой тропинки – обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней.

Новой формой работы с дошкольниками являются экологические проекты, в рамках которых они проводят исследовательскую работу.

Цель проектов - создать условия для подготовки детей к обучению основам экологии, сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:

познавательную, исследовательскую, творческую (художественно-эстетическую) ценностно-ориентированную, коммуникативную.

Как правило, такие проекты выполняются всем коллективом детей или отдельными группами под постоянным наблюдением и руководством воспитателя. Проект включает подготовительный, исследовательский этапы и обсуждение результатов. Работа по проекту носит интегрированный характер: результаты дети обобщают в виде рисунков, коллажей, участвуют в инсценировках, праздниках.

Нашими педагогами разработан ряд проектов «Превратим в игрушки мусор», «Напиши письмо грачу», «Юные защитники природы», «Дерево года – береза», «Волшебница – вода». По продолжительности проекты разные от 1 месяца до года.

Тренинговые упражнения.

Одним из активных методов обучения является экологический игровой тренинг.

Цель тренинговых игр такова:

1Установление, укрепление межличностных контактов при работе в группах.

2.Возможность самовыражения каждого участника.

3.Возможность посмотреть на себя со стороны.

4.Пробуждение интереса друг к другу.

5.Пробуждение энтузиазма к теме тренинга.

6. Развитие эмпатии, воображения, творчества.

В подгруппы дети объединяются по желанию. Для создания эмоционального фона во время выполнения заданий можно использовать спокойную музыку. В конце тренинга возможна рефлексия. Заменить рефлексию можно просмотром записи игры, предоставить возможность посмотреть на себя со стороны. При организации тренинговых игр педагог опирается на ранее полученные знания и практические действия детей. То есть прежде чем провести игру-тренинг, необходимо провести предварительную работу. Например, для «плетения паутины» дети должны познакомиться с пищевыми цепочками, иметь представление о взаимосвязях живых организмов; в упражнении «Слепая экскурсия по зоопарку» дети должны знать характерные признаки животных и т. д. Возможно вручение подарков.

Игры-тренинги можно использовать как самостоятельный вид деятельности, так и часть занятия.

Таким образом, при взаимосвязи всех компонентов системы достигаются наиболее эффективные результаты. Усвоение экологических знаний детьми ежегодно превышают показатели по другим направлениям.

«Экологическое образование дошкольников» - Экологический центр «Ковчег». Конно- спортивная школа. Работа с родителями. Агро- биологи- ческая станция. Информационные стенды, выпуски экологических газет. Опытническая деятельность. Организация совместной деятельности с детьми. Чтение художественной литературы, видеофильмы. Экологическое образование в повышении интеллектуального потенциала ребенка-дошкольника.

«Экологическое воспитание детей» - Информационно – методический материал. ЦЕЛЬ проекта: Степь. Трудовые поручения. Солнце. В.Сухомлинский. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой. Лес. Творчество детей. Экологическое пространство группы включает в себя следующие элементы:

«Правовое воспитание дошкольников» - Право на медицинский уход. Правовое воспитание дошкольников. Знают все на свете взрослые и дети, Что семья наш лучший друг на большой планете. В нашем садике не только обучают, развивают, закаляют. Право на жизнь и воспитание в своей семье. «Золушка». Без семьи надежной людям не прожить помните! Здесь здоровье детям берегут Медсёстры деток взвесят и привьют.

«Экологическое воспитание дошкольников» - Экскурсия в природу. Трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде. Цель. Обосновать необходимость развивающей работы по экологическому воспитанию старших дошкольников. Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семье. Воспитанники должны знать: Основы экологической культуры.

«Воспитание детей» - Что делать? Я не храбр. Умение беречь время – важная черта организованного человека. Ребёнок должен на деле почувствовать силу авторитета родителей и педагогов. Развитие личности невозможно без самовоспитания! По отношению к упрямым, избалованным детям рекомендуется строгость и твердость. Родительское собрание по теме «Отцы и дети.

«Экологическая школа» - Дошкольники совместно со старшеклассниками расчистили и благоустроили территорию родника «Тихий». These activities have the aim to form the ecological atmosphere. It is the program of ecological education for kids of infant school. Здравствуй, планета! 1. Экологизировали школьное пространство. Здоровому - все здорово!

Всего в теме 11 презентаций

Елена Миронова
Система работы по экологическому воспитанию

Слайд №1 Сегодня я представляю опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников

Слайд № 2

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем :

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Слайд № 3 Что может быть ближе и роднее, чем природа родного края?

Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы.

Однако летний отдых моих воспитанников проходит за пределами поселка Дивово. Многие дети не знают названия цветов, растений, насекомых, животных, которых могут встретить.

Да и само понятие «островок природы» вытесняется машинами, наличием жилых комплексов, близостью производства.

Родители, и педагоги должны с раннего детства учить детей любить природу, уметь восхищаться её красотой, внести свою посильную лепту в дело сохранения и приумножения богатства природы. Но им подчас не хватает нужных знаний и времени.

Все это подтолкнуло меня к работе по экологическому воспитанию дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края.

Слайд №4.

Основой для моей работы послужил региональный компонент Основной Программы нашего ДОО, «Воспитание экологической культуры дошкольника» .

При разработке своей системы работы я пользовалась программой под редакцией Н. Е. Веракса «От рождения до школы» . Эта программа :

Соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;

Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

Предполагает построение воспитательно -образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми .

В своей работе по выбранной теме я взяла за основу методику Светланы Николаевны Николаевой «Воспитание экологической культуры » и Натальи Рыжовой «Наш дом – природа» Данный выбор я сделала на основе анализа и сопоставления содержания обучения с возможностями учреждения, в котором я работаю .

Слайд № 5 Главной целью моей работы является - Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомлении с природой родного края, формирование основ экологической культуры .

Слайд № 6

Для достижения этой цели, мною определены следующие задачи :

1. Создать необходимую развивающую образовательную среду для работы с детьми

2. Разработать комплексно-тематические

3. Провести непосредственно образовательную деятельности с детьми

4. Способствовать развитию познавательной активность через различные виды продуктивной деятельности и экспериментирование;

5. Обогащать речь детей через систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром;

6. Воспитывать у детей совместно с родителями эмоционально- положительное, бережное и сочувственное отношение к объектам окружающей природы.

Слайд № 7

Новизну моей работы я определяю следующими особенностями :

1. основу работы составляет деятельностный подход, определенный стандартом дошкольного образования : труд в природе, эксперименты, наблюдения и многое другое

3. Именно природа родного края дает возможность эффективно работать в данном направлении.

Слайд № 8

В основе деятельности по экологическому воспитанию лежат два направления.

Экологическое воспитание – это деятельность в природе : наблюдения, овладение знаниями, поисковая, проектная; а так же формирование основ экологического сознания : потребности, интересы детей, определенные переживания и сформированная эстетическая оценка.

При выборе методов обучения ориентируюсь на те, которые стимулируют познавательную и практическую деятельность, расширяют у детей экологический кругозор , формируют практические умения. Содействуют становлению личности,

Игровой (сюжетные и дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий);

Словесный (чтение художественной литературы, сочинение сказок, литературные викторины);

Наглядный (экскурсии, наблюдения, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов);

Практический (упражнения, труд в природе. экспериментирование)

Слайды № 10-12

В своей работе использую различные приемы.

Но наиболее интересными считаю :

Практический

Прием экологических акций : «береги природу» , «поможем пернатым»

Личный пример взрослых

Прием проблемных ситуаций

Проектная деятельность

Слайд №13

В работе использую следующие формы :

целевые прогулки и экскурсии

Наблюдения, беседы;

НОД («Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Художественно – эстетическое развитие (рисование, аппликация, лепка, «Физическое развитие» , «Социально – коммуникативное развитие» )

Использование художественной литературы;

Рассматривание картин, иллюстраций о природе;

- игры : - дидактические,

Подвижные

Проектная деятельность;

Слайд № 14

Для формирования основ экологической культуры у дошкольников мною разработана система сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьёй.

Данная система включает в себя определённое содержание, методы и формы работы .

Это позволило активизировать родителей, создать у них самих интерес к данной работе

Слайд № 15

Результаты работы по экологическому воспитанию представлены на слайдах.

Диагностика была проведена на основе методики, которая помогает определить уровень знания детей о животном мире, растительном мире и других аспектах.

Слайд № 16

Дети демонстрируют не только достаточно высокий уровень знаний, но и дают эмоциональную оценку увиденному в природном окружении, проявляют активность в применении полученных знаний, умений и навыков.

Слайд № 17 Перспектива деятельности : Перспектива моей деятельности, как воспитателя , видится в создании образовательного долгосрочного проекта, в основе которого будет продолжена работа по апробации индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка моей группы.

Следует продолжить формирование развивающей среды группы согласно требованиям ФГОС ДО :

Оснащение оборудованием уголка экспериментирования;

Создание тематической библиотеки.

Я готова к обмену опытом работы с заинтересованными лицами.

Слайды № 18-21

Широкие, привольные,

Родимые края…

Березка белоствольная,

Любимица моя,

Стоит, как свечка, белая,

Глядит она вокруг :

Ей рожь кивает спелая,

Ей кланяется луг.

Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников Слайд 2. Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, беднее.

Организация совместной работы с родителями и детьми по трудовому и экологическому воспитанию (из опыта работы) Трудовому воспитанию, т. е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения.

В сентябре 2014г, я разработала новый проект