Русские осенние праздники и обряды. Народный календарь

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами праздник под названием Осенины. Что такое Осенины – это встреча осени. В старину на Руси наши предки справляли Осенины 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. К этому времени весь урожай бывал уже убран. И вот, убрав урожай, крестьяне устраивали праздник, иногда в течение целой недели, ходили друг другу в гости, выставляли на стол все самое вкусное, внуки на несколько дней оставались у бабушки с дедушкой. И мы тоже с вами позовем сегодня в гости Осень. Только мы с вами привыкли представлять Осень в виде красавицы в разноцветном наряде, с охапкой желтых листьев, а вот на Руси Осень изображали в виде маленького сухонького мужичка. Лицо у него суровое, три глаза и косматые волосы. После уборки урожая он ходил по полям – проверял, все ли убрано, как следует. А у нас сегодня Осень предстанет в виде девочки.

Встретим Осень песней «Осенины на Руси». (Приложение 1 )

Итак, давайте вместе произнесем закличку: «Осень, Осень, милости просим!»

Входит Осень и 3 осенних месяца.

ОСЕНЬ:

Добрый день, мои друзья!
Заждались, поди, меня?
Лето красное стояло,
Долго власть не уступало.
Но всему приходит срок –
Я явилась на порог.

Пришла я, ребята, не одна, а со своими братьями. А как их зовут, вы сейчас отгадаете.

СЕНТЯБРЬ :

Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?

ОКТЯБРЬ :

Все мрачней лицо природы –
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?

НОЯБРЬ:

Чёрно поле – бело стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?

ОСЕНЬ: А вы знаете, ребята, что в народе эти месяцы называли по-другому?

СЕНТЯБРЬ : Меня называли хмурень, ревун, заревник.

ОСЕНЬ : Сентябрь – ревун, от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей.

ОКТЯБРЬ: Меня называли позимник, листопад, грязник.

ОСЕНЬ: Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой.

НОЯБРЬ: Меня называли полузимник, грудень.

ОСЕНЬ: Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной батюшка. А вы, ребята, знаете какие-нибудь народные приметы, пословицы, поговорки?

Ведущий: « Я начну а вы продолжайте».

Пословицы об осенних месяцах.

  • Холоден сентябрь, да сыт.
  • В сентябре и лист на дереве не держится.
  • Сентябрь покажет: посеешь жито наспех – оно родит на смех.
  • Октябрь – капустник, пропах капустой.
  • Октябрь – ложка воды, ведро грязи.
  • В октябре семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, сверху льёт и снизу метёт.
  • Ноябрь – ворота зимы.
  • Ноябрь – сентября внук, октября сын, зиме – родной батюшка.
  • В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается

Пословицы и поговорки об осени.

  • Весна красна цветами, а осень снопами.
  • Осенью у воробья пир.
  • Осень идёт и дождь за собой ведёт.
  • Осень всех наградила, всё загубила.

Осень: А теперь отгадайте-ка русские народные загадки:[ 2 ]

Сидит девица в темнице,
а коса на улице (Морковь)

СЕНТЯБРЬ: Скинули с Егорушки золотые перышки, заставил Егорушка плакать без горюшка. (лук)

ОКТЯБРЬ: Нарядилась Алёна в сарафанчик свой зеленый, завила оборки густо. Узнаешь ее? (капуста)

НОЯБРЬ : Стоит лепёшка на одной ножке. Кто мимо пройдет, всяк поклонится. (гриб)

СЕНТЯБРЬ : Сидит – зеленеет, падает – желтеет, лежит – чернеет. (лист)

ОКТЯБРЬ : Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. (картошка)

НОЯБРЬ : Круглое, как месяц, листья, как ель, а хвост, как у мыши. (репа)

ВЕДУЩИЙ: А знаете, ребята, репа была очень важным овощем. Дело в том, что наша любимая картошка появилась на Руси только в 18 веке, а до нее главным овощем была репа. Репу ели свежую, пареную, вяленую. Пекли с репой пироги, делали репной квас, варили кашу.

ОСЕНЬ: И последняя загадка: В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за ягодка? (рябина)

ВЕДУЩИЙ : Рябина, ребята, очень славилась на Руси. Все ягоды уже давно убраны, еще летом, а рябина краснеет только к осени, ярко горят ее ягоды. Из рябины готовили рябинный квас, слабительный и прохладительный. Был даже специальный день, 23 сентября, когда ягоды рябины срывали и кистями вешали под крышу. Но часть ягод обязательно оставляли на дереве – дроздам-рябинникам, снегирям-краснозобам. У осени ничего не бывает лишним, даже осенний листочек из нашей сказки. (Приложение 2 )

Вот как встречали на Руси Осень.Ну а мы с вами встречаем Осень нашей традиционной выставкой рисунков.Осень, приглашаем тебя посмотреть выставку рисунков ребят

ОСЕНЬ: С удовольствием!

Ведущий: Ну а теперь Осень и братья месяцы посмотрите на наши развлечения и примите в них участие.

  1. Игра «Пахари и жнецы».
  2. Самые ловкие и быстрые будущие хозяюшки.
  3. А пока эти будущие хозяюшки свое дело делают, мы еще один конкурс проведем!
  4. Конкурс для мам «Пронести вёдра с водой на коромысле».

ОСЕНЬ : Молодцы, ребята, славно потрудились! А теперь отведайте моего угощения – осенних яблочек! Осень раздает из корзинки яблоки. До свидания!

Список используемой литературы :

  1. Журнал «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», 2008.
  2. Сборник загадок. Составитель М.Т.Карпенко. М, «Просвещение», 1998.
  3. «Праздник Осени» Кононова М.Н., Иванова М.Л. (Интернет-ресурсы)
  4. Текст песни «Осенины на Руси», караоке (интернет-ресурсы)
  5. «Чудесный короб» (Русские народные песни, сказки. игры, загадки) Москва. «Детская литература» 1989.

Обряды и обычаи - часть культуры каждого народа, будь то огромная нация или малочисленное сообщество. Они сопровождают нас на протяжении всей жизни. Некоторые из них уходят в века, и мы их забываем либо совсем о них не знаем. Другие продолжают существовать. Предлагаем вам познакомиться с осенними обрядами, историей их возникновения и сутью. Традиции, связанные с наступлением осени, в разных странах интересны и разнообразны.

Осень - время праздников

С древности временем для различных празднований была осень. Разнообразны и многочисленны, например, обряды и ритуалы в день осеннего равноденствия. Почему так сложилось? Дело в том, что заканчивалась пора земледелия, все собирали урожай, готовились к зиме. Большую часть населения составляли в те времена крестьяне, так что сезонность оказывала на их уклад жизни значительное влияние. Полные закрома и свободное время давали людям возможность и отдохнуть.

Праздник урожая в Израиле

В основном люди отмечали праздник Урожая. Так, в Израиле 19 сентября проходит Суккот. Евреи в этот день совершают обряд вознесения лулава. Лулава состоит из четырех растений - мирта, ивы, листа финиковой пальмы, этрога. Каждое из этих растений символизирует человека. Так, этрог символизирует людей, совершающих добрые дела, а ива - людей, не умеющих творить добро. Соединение этих растений говорит о том, что каждый должен помогать другому, учить его правильной жизни. Праздник длится семь дней. На восьмой читают молитву о даровании урожая на следующий год.

Корейские осенние традиции

Урожая называется Чхусок. Длится он три дня. Интересный момент: все люди на эти три дня стараются отправиться в родные места. В Чхусок в каждой семье поклоняются предкам, после этого ритуала угощаются праздничными блюдами с жертвенного стола. Потом все отправляются на могилы родственников, чтобы почтить их память.

Сбор винного урожая

В Европе традиционными считаются праздники сбора виноградного урожая. Так, в Швейцарии в середине сентября проходит фестиваль молодого вина. Около ста пятидесяти сортов вин отправляют сюда со всей страны. Различные шоу, танцы, концерты проходят в эти дни.

Осенние праздники у славян

Осенние праздники у славян часто имеют языческие и православные корни. Самыми известными были Обжинки или Дожинки (у белорусов). В девятнадцатом веке этот праздник отмечался повсеместно у славян, только в разное время, в основном в зависимости от климата. Так, у восточных славян упомянутый праздник совпадал с Успением Богородицы, а в Сибири - с праздником Воздвижения Креста Господня.

В этот день люди проводили несколько осенних обрядов. Например, последний сноп жали молча, а потом женщины катались по жниве с определенными словами-песнями. На поле оставляли несколько колосьев, свитых в бороду. Этот обряд называли «завиванием бороды».

Традиции и обряды осени на Руси

Первое сентября на Руси называли бабьим летом, в некоторых областях отсчет вели от 8 сентября. Уже где-то с Ильина дня, а где-то с Успеньева во многих поселениях начинали водить осенние хороводы. Стоит отметить, что хоровод - самый древний из танцев русского народа, корнями уходит в обряды поклонения богу Солнца. Хоровод на Руси имел огромное значение. Танец этот отражал три эпохи в году: весну, лето, осень.

Один из русских осенних обрядов - это хоровод с названием «варить пиво». Молодые женщины выходили на улицу и всех угощали брагой, затем вставали в хоровод и изображали пьяных. По окончании всех девушек угощали брагой.

В Семенов день - первого сентября - совершали сажание на коня. В каждой семье первенца усаживали на коня. Кроме того, в этот же день в течение 400 лет праздновали Новый год. Отменили его только в 1700 году по указу Петра 1.

А 14 сентября на Руси начинали отмечать Осенины. Люди благодарили матушку-землю за богатый урожай. Обновляли огонь, тушили старый, добывали новый. С этого же времени вся деятельность на поле заканчивалась и начинались работы в доме и во доре, на огороде. В домах на Первые Осенины накрывали праздничный стол, варили пиво и закалывали барана. Из новой муки пекли пирог.

21 сентября - Вторые Осенины. В этот же день праздновали Рождение Пресвятой Богородицы. 23 сентября - Петр и Павел Рябинники. В этот день собирали рябину для компота, кваса. Окна украшали рябиновыми гроздьями, считалось, что они уберегут дом от всякой нечисти.

Третьи Осенины - 27 сентября. По-другому этот день называли змеиным праздником. По поверьям, все птицы и змеи в этот день переселялись в другую страну. С ними передавали просьбы усопшим. В этот день не ходили в лес, потому что считалось, что змея может утащить.

Осенние традиции у белорусов

Осенние праздники у белорусов схожи с осенними обрядами и праздниками у других славянских народов. Издавна в Беларуси справляли окончание жатвы. Назывался этот праздник дожинками. В дожинки проводили один из главных осенних обрядов. Последний сноп перевивали цветами и наряжали в женское платье, после чего относили в деревню и оставляли до следующей жатвы. Сейчас дожинки - праздник государственного значения.

Аналогично Осенинам в Беларуси отмечали праздник сбора урожая - богач. Символом праздника считался лубок с зерном и свечой внутри. "Богач" находился в одном из домов деревни, куда приглашали священника для проведения молебна. После лубок с зажженной свечой проносили через всю деревню.

Не менее известный ритуальный праздник поздней осени в Беларуси - Дзяды. Этот праздник поминовения предков приходится на 1-2 ноября. Дзяды означает "деды", "предки". Перед Дзядами мылись в бане, прибирали дома. В бане оставляли ведро с чистой водой и веник для душ предков. Вся семья в этот день собиралась за ужином. Готовили различные блюда, перед ужином в доме открывали двери, чтобы души умерших могли войти.

За ужином не говорили лишних слов, вели себя смиренно, вспоминали только хорошее о предках, поминали умерших. На Дзядов подавали нищим, которые ходили по деревням.

Осеннее равноденствие. Обряды и ритуалы в разных странах мира

Осеннее равноденствие приходится на 22 сентября, иногда 23. День и ночь в это время становятся равны. этому дню придавали мистическое значение многие народы. Традиции, празднования и обряды в День осеннего равноденствия - обычное дело.

В некоторых странах это государственный праздник, например, в Японии. Здесь по традиции вспоминают в этот день предков. Проводят древний обряд буддийского праздника Хиган. Японцы в этот день готовят еду только из растительных компонентов: бобов, овощей. Совершают паломничество к могилам своих предков и поклоняются им.

В Мексике в день осеннего равноденствия люди отправляются к Объект устроен так, что в дни равноденствия солнечные лучи создают на пирамиде треугольники света и тени. Чем ниже солнце, тем отчетливее контуры тени, по форме напоминают они змею. Такая иллюзия длится чуть больше трех часов, за это время нужно успеть загадать желание.

Осеннее равноденствие у славян

День осеннего равноденствия у славян был одним из основных праздников. Названия у него были разные: Таусень, Овсень, Радогощь. Обряды и ритуалы тоже совершали в разных местностях.

Овсень - название божества в мифологии, которое отвечало за смену времен года, поэтому осенью его благодарили за плоды и урожай. Справляли день осеннего равноденствия (с обрядами и ритуалами) в течение двух недель. Основным праздничным напитком был медовый, сделанный из свежего хмеля. Пирожки с мясом, капустой, брусникой - вот основное лакомство на столе.

Обрядом на осеннее равноденствие были проводы богини Живы в Сваргу - небесное царство, которое закрывалось в зимний период. Славяне в день равноденствия почитали еще и богиню Ладу. Она была покровительницей свадеб. А свадьбы чаще всего справляли после окончания полевых работ.

В день осеннего равноденствия проводили специальные осенние народные обряды. Для привлечения удачи и счастья пекли пироги с капустой и яблоками круглой формы. Если тесто быстро поднималось, значит, в будущем году должно было улучшиться финансовое положение.

Все старые вещи в этот день выносили во двор и сжигали.

Специальные обряды на осеннее равноденствие совершали с водой. Считалось, что она обладает особой силой. Умывались утром и вечером с верой в то, что детям водица сохранит здоровье, а женщинам - привлекательность.

Часто наши предки использовали деревья в осенних обрядах и праздниках. Так, дом и себя защищали ветками рябины. Считалось, что рябина, сорванная в этот день, имеет огромную энергию и не пустит дурного в дом. Девушки использовали ветки ореха. Клали вторую подушку на кровать, чтобы скорее выйти замуж, сжигали ветви ореха, а пепел развеивали на улице. По гроздьям рябин судили о зиме. Чем больше ягод, тем суровей зима.

Особым осенним обрядом на Руси было жертвоприношение. В благодарность за хороший урожай в языческие времена славяне приносили в жертву Велесу самое крупное животное. Делали это перед сбором урожая. После жертвоприношения связывали снопы и ставили "бабки". После накрывали богатый стол.

Православные осенние праздники, традиции, обряды

Самый большой праздник - Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября). Праздник совпадал со вторыми осенинами.

27 сентября - Воздвижение Креста Господня. В 4 веке мать императора Константина Великого нашла Крест и Гроб Господень. Многие тогда желали увидеть это чудо. Так и был установлен праздник Воздвижения. С этого дня начинали заготовку капусты на зиму. А молодые парни и девушки собирались на капустницы. Накрывали стол, парни присматривали невест.

14 октября - Покров Богородицы. Праздник установил Андрей Боголюбский. На Руси верили, что Богородица взяла под защиту Русь, поэтому всегда уповали на ее защиту и милосердие. В это время заканчивали работы в поле, собирали последние плоды. В Покров женщины изготавливали кукол-десятиручек, которые, как верилось, должны были помогать по дому, так как женщина все не успевала.

В третий день ноября праздновали "Казанскую". Это Божьей Матери.

Осенние приметы на Руси

11 сентября - Иван Полетний, Полетовщик. Через день приступали к выдергиванию корнеплодов, копали картошку.

24 сентября - Федора-Обдирала. Две Федоры в гору - одна осенняя, одна - зимняя, одна с грязью, другая - со стужей.

1 октября - журавлиный лет. Считалось, если в этот день журавли полетят, то на Покров будет первый мороз. Если нет, морозов не стоит ждать раньше 1 ноября.

14 ноября - Кузьминки. На Кузьминки отмечали петушиные именины. Девицы устраивали пир-беседу, приглашали парней.

В этот день совершали обряд под названием «свадьба и похороны Кузьмы-Демьяна». Девушки изготавливали из соломы чучело, наряжали его в парня и проводили шуточное венчание. Усаживали это чучело посередине избы и «женили» на какой-нибудь девушке, затем уносили в лес, сжигали и плясали на нем. Делали кукол Кузьму и Демьяна. Их считали хранителями семейного очага, покровителями женского рукоделия.

14 сентября, или 1 сентября по старому стилю празднуется начало осени – Осенины – праздник урожая, когда люди благодарят землю за её дары. В 325 году Первый Вселенский собор установил этот день началом года. По преданию Православной церкви, именно в сентябре был сотворен мир.

На Осенины как бы сама природа наряжается в яркое и праздничное одеяние. Отмечали этот праздник на Руси со всеми возможными увеселениями. Молодые и старые сходились на посиделки к старшему в роду, чтобы встретить новое лето, а потом к заутрене отправлялись в церковь. Накануне в домах гасили огонь, а утром трением двух дощечек добывали «новый» и с этим огнем начинали засидки, или посиделки.

Утром, после церковной службы, женщины шли к берегам озер и прудов, чтобы киселем и овсяным хлебом встретить матушку Осенину. Старшая женщина держала в руках хлеб, а молодые вокруг неё пели песни. Затем хлеб разламывали по числу присутствующих и кормили им скотину.

На Руси с этого дня начинали праздновать осенние свадьбы. Свадебные недели, которых с большим нетерпением ждали все незамужние женщины и холостые мужчины, продолжались до ).

К этому праздничному дню был приурочен древний забавный обряд похорон тараканов и мух, которые изрядно надоели людям за лето. Хоронили надоедливых насекомых девушки, которые рядились в лучшие одежды, делали из скорлупы орехов или овощей гробики и с причитанием выносили из избы насекомых, чтобы похоронить. Считалось, что если до 14 сентября убьешь муху, то родится ещё семь мух, а если после, то ещё семь мух умрет. Участие в похоронах мух и тараканов давало возможность девушкам показаться во всей красе перед собравшимися парнями и, таким образом, найти себе будущего супруга.

Ещё в этот день переезжали в новые избы и справляли новоселье. Верили, что это принесет новоиспеченным хозяевам благополучие. Обязательно соблюдали обряд переноса на новое место жительства домового. Из печи старого дома доставали горшок с углями, в котором, по преданию, и находился домашний дух, и переносили в новый дом. Только после этого разрешалось садиться за праздничный стол и справлять новоселье, не боясь, что домовой разозлится, и будет мстить забывчивым хозяевам.

По традиции, в первый день осени к новобрачным ходили родственники и знакомые, чтобы «посмотреть на их житье-бытье и поучить уму-разуму». Молодая хозяйка кормили гостей сытным обедом, и показывала им всё своё хозяйство в доме. По обыкновению, пришедшие её хвалили и давали дельные советы. Хозяин отводил гостей на двор, показывал им жито в амбарах, а в сараях зимнюю и летнюю упряжь, потом все шли в сад, где пили вино из бочонка.

По окончанию сбора урожая в деревнях часто устраивали сельскую братчину. Чем урожайнее было лето, тем хлебосольней и дольше отмечали праздник. На Осенины мальчиков 4-5 лет впервые сажали на коней, а ещё осуществляли обряд «пострига» в отроки мальчишек, достигших семилетнего возраста, отмечая их новую роль в общине.

14 сентября начинается Бабье лето, которое в некоторых местах длится до трех недель. Подмечали, если день ясный, то все Бабье лето будет теплым, да и зима тоже. Обращали внимание на погоду Бабьего лета:

  1. Если в этот период времени часто идут дожди, то осень будет сухая.
  2. Много паутины на Бабье лето – к ясной осени и морозной зиме.

До этой даты нужно убрать колосовые культуры (иначе весь урожай пропадет – зерно выпадет на землю) и посеять озимую рожь.

По стародавней традиции, 14 сентября следует быть милосердным и совершать благотворительные дела. Наши предки в этот день раздавали милостыню нищим, угощали вдов и сирот, посещали заключенных в темницах и одаривали их подарками.

Примет, приуроченных к этому дню, великое множество. По ним судили о ближайшем и далеком будущем, плодовитости скота, количестве и качестве урожая:

  1. Ветер дует из южного края – к теплой и сырой зиме.
  2. Если же ветер из-под солнца, то зимой будет часто дуть северный ветер.
  3. Дождливый день – к дождливой осени.
  4. Много паутины сулит долгую и ясную осень.
  5. Если улетели дикие гуси, то зима будет ранняя.

Видео: Осенины на Руси

Рубрики

    • . Другими словами, гороскоп – это астрологическая карта, составленная с учетом места и времени, учитывающая расположение планет относительно линии горизонта. Для построения индивидуального натального гороскопа необходимо с максимальной точностью знать время и место рождения человека. Это требуется для того, чтобы узнать, как располагались небесные тела в данное время и в данном месте. Эклиптика в гороскопе изображена в виде окружности, разделенной на 12 секторов (знаки зодиака . Обратившись к натальной астрологии, вы сможете лучше понять себя и других. Гороскоп – это инструмент самопознании. С его помощью можно не только исследовать собственный потенциал, но и разобраться в отношениях с окружающими и даже принять некоторые важные решения.">Гороскоп130
  • . С их помощью узнают ответы на конкретные вопросы и предсказывают будущее.Узнать грядущее можно по домино, это один из очень редких типов гадания. Гадают и на чайной и кофейной гуще, по ладони, и по китайской Книге Перемен. Каждый из этих способов направлен на предсказание будущего.Если вы желаете знать, что ожидает вас в ближайшее время, выберите то гадание, которое вам больше всего по душе. Но помните: какие бы события ни были вам предсказаны, принимайте их не как непреложную истину, а как предупреждение. Используя гадания, вы предугадаете свою судьбу, но, приложив определенные усилия, сможете её изменить.">Гадания67

Хозяинова Татьяна Геннадьевна

СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА

«ОСЕНИНЫ НА РУСИ»

Одарила гостья осень урожаями плодов,

Моросящими дождями, кузовком лесных грибов

Так давайте славить осень песней, пляской и игрой.

Будут радостными встречи, Осень, это праздник твой!

Песня «Осень наступила» Есауленко

Здравствуйте, гости дорогие!

Добро пожаловать к нам!

В старину далёкую мы вас приглашаем.

Об осенних праздниках много мы узнаем.

Наши прадеды родные свято завещали -

Помнить их традиции в веселье, и в печали.

Чтоб трудились хорошо, веселились вольно.

Чтоб была Россия наша богатой и довольной.

Да, русские люди умели трудиться, всякий труд в почёте был. Но уж как праздники приходили – то веселились все от мала, до велика - широко, весело, от всей души. Так и говорили в народе «Умеешь трудиться – умей и веселиться!». Вот мы сегодня и повеселимся. Собран урожай с полей, садов и огородов. Погреба ломятся от осенних даров. Не страшно и в зиму пойти. Ведь как в народе говорили «Осень – запасиха, зима – прибериха!» Давайте сегодня осень благодарить, и славить её своими песнями да плясками.

В старину Осень в народе любили, праздновали долго и весело. У осени праздников много было: Осенины, Дождинки,Капустница, Кузьминки, Покров. И у каждого этого праздника были свои традиции. О них мы сегодня и вспоминать будем.

На Семёнов день отмечали первые Осенины. С этого дня начиналось Бабье лето. Осенины – праздник урожая. Вся семья собиралась вместе за столом, устраивался пир. На столе обязательно должны были быть овсяная каша, яйца, творог, мед, варенье из ягод, блины, сметана, картофель в мундире, всё, чем осень щедро одарила. После сытной трапезы заводили игры и хороводы, пели песни, благодарили осень за щедрость.

Ещё один осенний праздник «Капустницы” - это девичьи посиделки, во время которых заготавливали капусту на зиму. Нарядно одетые девушки-крестьянки обходили с песнями все дома своей деревни и помогали хозяевам рубить капусту. И рубили вместе, и квасили дружно. Целыми кадками квасили. А как это делали – мы сейчас покажем.

ПГ «МЫ КАПУСТУ РУБИМ»

1. Много осень нам подарков

С собой в корзинке принесла,

И теперь, царевна Осень,

Будем чествовать тебя.

2. Осень, осень, в гости просим

С обильными хлебами,

С высокими снопами,

С листопадом и дождем,

С перелетным журавлем. (МОЖНО ХОРОМ)

Заведём мы хоровод,

И споём про огород.

Песня «Осень щедрая пришла».


Посмотрите – ка, ребятки,

Что растёт на нашей грядке?

(выходят дети в масках овощей)

Белая и хрусткая, зовут меня капусткою.

Вкусная, полезная, прогоню болезни я.

Я и в супе, и в салате, в пирогах я, и в оладьях.

Ты меня попробуй, крошка! Я – всем нужная картошка!

Я – лук, я – Чипполино, весёлый, озорной.

Простуды и ангины не справятся со мной.


Очень красная морковка . От моркови много толка.

Витамины, сок и вкус – кушай смело, карапуз!

Я пузатый кабачок,

Лёг под кустик на бочок.

Словно белый поросёнок,

К солнцу поднял пятачок.

Дети «ОВОЩИ» занимают свои места на импровизированной «грядке». К ним подходит мальчик «Ваня». Имитирует прополку, поливку «овощей». Затем уходит на задний план и укладывается отдыхать на лавку.

Наш Ванюша очень занят –

У него не счесть забот.

Грядки полет нынче Ваня,

Поливает огород.

Тяжела его работа,

Тело ломит, бок болит.

Ох, устал он от чего – то.

И теперь он крепко спит.

Ванюшка, на работу пора! Долог день до вечера, коли делать нечего!

Инсценировка «Гости ходят в огород» (нынче Ваня очень занят)

Суть инсценировки в том, что, пока Ваня спит, в огород наведываются гости (Петух Петрович, Гусак Гаврилыч, Коза Козловна, Баран Бараныч, Бычок Богданыч) и «съедают» весь урожай. В инсценировке у каждого участника своя вокальная линия, это, своего рода, мини – опера, где каждый ребёнок может проявить свои музыкальные и артистические качества.


Ведущий: Да, так тоже иногда случается. А мы сейчас посоревнуемся. Покажем своё трудолюбие и сноровку.

Осень много подарила фруктов, овощей.

По корзинкам их, ребята, разберём скорей

КОНКУРС «Раздели овощи и фрукты»

Оборудование: муляжи овощей и фруктов, ведро из пластика и корзина.

Суть конкурса: разобрать овощи (в ведро) и фрукты (в корзину).

Участвуют 2 ребёнка. Конкурс можно повторить несколько раз.

КОНКУРС «Картошечка»

Оборудование: 2 обруча, 2 ведра, 4-5 картофелин, 2 лейки.

Участвуют 2 команды по 4 человека.

1-й участник «пашет землю» (бежит и кладет обруч).

2-й участник «сажает картошку» (бежит и кладет картошку в обруч).

3-й участник «поливает картошку» (обегает каждый обруч с лейкой).

4-й участник «убирает урожай» (собирает картофель в ведро).

Побеждает более быстрая команда.

Урожай-то мы набрали, теперь нужно перевезти его в хранилища.

Конкурс «Едет с поля урожай»

В одной стороне зала стоят 2 грузовика, в другой стороне на полу разложены муляжи овощей (лука, огурцов, помидоров, свеклы и картофеля, по 2 штуки каждого). В игре участвуют 2 ребёнка.

Вариант 1: По сигналу дети везут грузовики на противоположную сторону зала, заполняют их овощами и возвращаются назад. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.

Вариант 2 (с усложнением): перевозить по одному овощу.

В огороде побывали.

А теперь заглянем в лес.

Ведь в лесу осеннем тоже

Много водится чудес.

А вот и ребятишки с лукошками.

Ой, ребята, где вы были?

ДЕТИ: За грибами в лес ходили.

А грибы – то все съедобны?

Дети: Наверно!


Как так? Ну – ка, посмотрим.

Сыроежки и волнушки,

Грузди и опята.

Полные корзинки

Принесли ребята.

Я про грибы загадки знаю.

И вам сейчас их загадаю.

ЗАГАДКИ ПРО ГРИБЫ.

Разместился под сосной этот гриб,

как царь лесной.

Рад найти его грибник,

это – белый боровик.

Этот миленький грибок

выбрал тихий уголок.

Ножичком его ты срежь – ка,

ведь съедобна сыроежка.

На пеньке сидят братишки,

все в веснушках, как мальчишки.

Эти дружные ребята

называются опята.

Ну, молодцы, хороших грибов набрали.

Про грибы мы песню знаем,

Вам сейчас её споём.

Песня «За грибами»

«Пляска грибов и девочек»



Эй, девчушки, а вы где были.

За малиной в лес ходили.

Песня «По малину в сад пойдём». (девочки ср. группа)


А вы, ребятки, что мокрые такие?

1. Мы на улице гуляли.

И под дождик все попали.

2. Только нас дождём не испугать.

Завтра снова все пойдём гулять.

Песня «Дождик» (группа девочек подготовительной группы)


Наш любимый край - Россия,

Где в озерах синева,

Где березки молодые

Нарядились в кружева.

1-й ребенок:

Небо синее в России,

Реки синие в России.

Васильки и незабудки

Не растут нигде красивей.

2 –й ребёнок:

Клевер здесь растёт и кашка.

Но милей всего ромашка.

Сердцу цвета нет милей,

Весь народ поёт о ней.

Хоровод «РОССИЮШКА» (взрослый и 8 девочек)

Ведущий: Ещё один замечательный осенний праздник «Покров» считался первым зазимьем. Говорили: В Покров до обеда осень, а после обеда зима. Если встанешь на заре – крыша в белом серебре.

Кончились осенние заботы, пора и зимними делами заняться. А это значит, пришло время праздновать “Кузьминки”, или как по-другому называют, праздник Козьмы и Демьяна. Люди отдыхали от осенних хлопот, наступало предзимье, надо было начинать к зиме готовиться. Давайте и мы к зиме хорошо подготовимся. Парни пусть ложки режут, а девушки - рукодельем займутся. Ведь умелые руки никогда не знают скуки.

Небольшая пантомимическая сцена под попурри на тему русских народных песен.

Девочки надевают на голову «якобы» вышитые ими платки, а мальчики демонстрируют «якобы» вырезанные ими ложки.

Ай, да чудо мастера!

Чудо – мастерицы.

Ложки нам зимой сгодятся

И платок сгодится.

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах,

На весь мир молва идет.

Ложки резали мы сами,

Из березы и ольхи.

Их с любовью расписали,

А на ручках петухи.

Ложки, ложечки резные,

Зазвенят в один момент.

Не простые, расписные,

Древнерусский инструмент.

Чтобы дети не скучали,

От зари и до зари.

Песни петь для вас готовы,

Наши чудо - ложкари.

ОРКЕСТР «ЛОЖКАРИ»


Благодарим мы Осень за подарки,

Но расставаться нам пора пришла,

Ведь в ноябре снега падут на землю,

Настанет холод, и придет зима.

«Спасибо, Осень!» - скажем мы все вместе

И праздник завершаем доброй песней.

Общая песня «ОСЕНИНЫ НА РУСИ»


Праздник осеннего равноденствия на Руси широко отмечался вплоть до 19-20 века, ведь после него , на него гремели самые широкие и богатые ярмарки. Кроме того, он был связан с окончанием основных полевых и земельных хозяйственных работ – наступала пора веселья и относительной праздности (заметьте, слова праздность и праздник однокоренные).

Работы мужские и женские перемещались с леса, поля, огорода всё более в дом – наступало время побыть с семьёй и заняться воспитанием отпрысков – уж под родительским доглядом от работы не отлынишь! Вот поэтому и начинается до сих пор путь в ученики осенью.

А еще можно было мужчине наняться теперь в работники – дома все основные дела сделаны, можно и денежку для семьи заработать. Но самое главное, что в самом празднике кроется связь с космическими ритмами Вселенной.

Как празднуют славяне Новолетие

До указа Петра 1 крестьяне отмечали начало нового аграрного года весной – 21-24 марта и называли этот праздник Великъднем или Масленицей. Связан он был с значительным видимым увеличением светового дня и началом подготовки к земельным работам: на юге уже начинали готовить землю, а на севере пока еще только орудия, но уже белили ткани на ярком солнце и снегу, чтобы шить покосные рубахи.

А вот начало Лета – астрономического года, соотносили с нарождением нового солнечного цикла и завершением самой длинной ночи года – 21 декабря. – так именовали Бога Солнца- младенца, который рождался в этот период. И Новое Лето начинали вести отсчет с 24 декабря. Именно «лето», т.к. слово «год» является заимствованным и появляется в те же петровские времена.

В связи с идеологической борьбой против староверов и старообрядцев, ведущих своё исчисление по старому стилю, позже произошёл раскол, и часть традиции стала именовать Новолетьем Осенины (21-24.09), а часть оставило начало счисления календаря (ведь само его название происходит от имени Бога Коляды) – от Новолетья Коляды (21-24.12).

Но самое главное, что дни весеннего или осеннего равноденствия, летнего или зимнего солнцестояния, лунные циклы, оказывающие на нас огромное влияние – это астрономические события, с которыми синхронизировано биологическое время, биоритмы всего живого на Земле, в том числе и человека.

Узнаешь из материала «Праздники Солнцестояний и Солнцеворотов».

Так как же праздновали этот праздник?

Праздник Осенин на Руси

Во многих родах, когда люди приходили на поляну, предназначенную для праздника, или центральную площадь деревни, или к храму, капищу, их должны были встречать Стражи . Они были по-разному одеты, т.к. один страж символизировал лето, второй – зиму. Людям они загадывали загадки.

Пропуск на праздник для детей и молодёжи – это умение отгадать не менее трех-пяти загадок, а для более взрослых – принести и продемонстрировать сотворённое или начатое в честь Богов рукоделие. Для бездельников вход на праздник был заказан: «Кто не работает – тот каравая праздничного не ест».

Далее их встречали сестры Жива и Лада – для изображения Богинь выбирали загодя не самых красивых, но самых рукодельных, с хорошим, не сварливым характером, многодетных женщин. Образу Богини Живы и Дажьбогу был посвящен сей праздник: они податели всякого добра, их дары — тот урожай, что есть в закромах да погребах — той благодати, что люди получили за свои труды.

В этом празднике Богиня Лада символически прощается с людьми, так как лето завершается и сменяется благодатью осени – время Богини Живы и Дажьбога. В семейном мифологическом аспекте молодые супруги превращаются в мужика и бабу, т.к. «живой», «важенкой», «рогатой» (а именно такой головной убор у Богини Живы) называли бабу беременную, брюхатую.

Так ведь и Великая Богиня, единая во всех своих ипостасях, уже тяжёлая Колядой. И это радостная весть: свет и Боги уходят на Небо, близится зима и время тьмы, но с нами молодой Бог, пусть еще и не рождённый. Поэтому ещё на этом празднике чествовали Рода и Рожаниц – особенно к ним обращались те, кто мечтал о детях.

В потеших текстах скоморошьего театра говорилось: «Я ухожу, а сестра моя с вами остается, а скоро и третья сестра придет – Мара и будет испытывать вас в течение зимы. И как вы хорошо летом поработали на Земле-матушке, также хорошо вы должны поработать духовно».

Люди пели честь Богиням Ладе и Живе, одаривали их дарами, благодарили Живу за ниспосланный урожай. А еще в этот праздник считалось, что перед Живой обязательно нужно бахвалиться, сколько за лето вы успели сделать, демонстрирую полные явствами столы, одевая богатую одежду, украшая дом вышитыми бранницами.

Кроме того, на этот праздник было принято сажать мальчиков, достигших трехлетнего возраста на коня, которым рядили двух мужиков, а семилетних на настоящего – как символ того, что одни становятся на самостоятельный путь жизни, отделяясь от родительского мира, а вторые вступают на самостоятельный путь обучения.

Считалось, что это конь — это символ Бога Овсеня или Туасень, который Коляду ищет и который потом привозит на себе Коляду. Кроме того, обряд был своеобразным пожеланием здоровья : хорошо пережить зиму.

А девочки обычно наряжали ряженого коня, кормили, водили поить. Конь мог упираться, их задача – уговаривать, завлекать, проявлять женскую смекалку. А 5-7летних девочек сажали обрядово у прялки, посвящая в пряхи Макоши – после праздника Осенин как раз начинались женские и девичьи рукодельные посиделки.

После славлений Богам, обрядовых мистерий, наступал период гуляний, игр, где каждая из них и каждый хоровод имел своё символическое значение.

Например, одним из часто встречающихся хороводов был «Плетень». Он символизировал единство и сплочённость рода. Кроме того, считалось, что «помогает жить достойно, родичей не бояться, со всем миром тесно объединяться-сплетаться, а тем от зимы и стужи защищаться. А кто на кого обижается, тот узлом на родовой силушке вяжется».

А ещё с осени наступала пора свадеб, но еще до свадьбы молодые стремились проверить друг друга в хороводах: ладно ли идти рядом, попадаете ли в такт, тянет ли душу вновь в хороводе встретиться.

Такие хороводы, как «Ручеёк», песни «Вьюн над водой», «Утку селезень гонял», «Горелки» (песни-игры) проверяли молодых на умение слушать другого человека (неважно кто по полу), различать свои чувства при встрече, чувствовать душу человека, а не своё настроение.

А такие игры как «Хрен», «Капустка», «Салки» и др. помогали проиграть разные семейные ситуации: для молодых пар – снять напряжение, для ещё несемейных – намотать на ус.

С детьми часто не только на этот праздник, но и всю зиму играли в игру «Заинька». Образ зайца в осенний период очень важен в фольклоре — он — образ Луны и летом на ней стережёт Богиню Мару, а осенью его стража кончается и Богиня Зимы спускается на Землю, а в наказание насылает на людей «заичьи» чувства — страхи. А поскольку лучшая борьба с ними — веселье и танец, то осень и зимние праздники ими изобиловали. Такую же цель (проработка страхов) выполняли игры с участием «волков» и «лебедей», «козлят», «гусей» и т.п.

А поскольку с осени начинался период женских посиделок и рукоделия, и это было не просто необходимость житейская в одежде и ткани — работая с полотном женщины меняли судьбу рода, то старались женщины вышить узоры счастья и благости.

А образом хорошей умелой боярыни-рукодельницы была еще и тетёра — жена тетерева — их изображали на боярских поясах, фибулах, гривнах. А также в танцах и хороводах: танец «Тетёра», игра «Ткачиха», «Ниточка» и др.

В общем, Осенины, как и любой русский праздник, был наполнен не только весельем, шутками, гуляниями и пиром, но ещё и глубоким смыслом каждого действа.