Роль ветеранов в патриотическом воспитании молодежи. Прохладненский совет ветеранов и его роль в патриотическом воспитании молодежи

Добрый день, посетители сайта сайт. Сегодня мы поговорим о том, что такое патриотическое воспитание молодежи .

Система патриотического воспитания подразумевает целенаправленную работу инструмента государственной власти и структур по созданию у граждан возвышенного патриотического сознания, чувства непоколебимости к нашей Родине, готовности выполнить гражданскую обязанность по оплоту и защите интересов Родной стороны.

Одна из составляющей — это военно-патриотическое воспитание согласно ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”.

Формирование патриотического сознания и воспитание гражданина указано в первостатейных документах Российской Федерации, где назначены пути действий государственной программы патриотического воспитания.

Государственная цель патриотического воспитания способствовать появлению у юных персон чувства гражданского долга, готовность здраво сочетать индивидуальные и общественные интересы, самолично вносить вклад в решении наиважнейших проблем государства. Из указанного видно, что интегрированные вопросы гражданственности, духовно-нравственного воспитания целостно отнесены к сфере патриотического воспитания, т.е. под патриотическим воспитанием осознается общественно-государственное воспитание в целом.

Однако, если рассматривать важность патриотического воспитания, то оно предполагает намеренное формирование патриотизма как персоны. Патриотизм — это особенное направление реализации и социального обычая граждан как важное значение жизни и деятельности человека всех слоев социальных групп общества, преданность к Родине, быть готовым выполнения долг перед Родиной.

Роль ветеранских общественных организаций:

социальные проекты: увековечивание памяти погибших военнослужащих, открытие военно-патриотических музеев;

военно-патриотические, патриотические и спортивные мероприятия;

привлечение ветеранов боевых действий в патриотическое воспитание.

Ветеранские организации помогают детям осознать всю важность в жизни страны, воспитать в себе социальные качества: любовь к Родине, подготовка к службе в армии , ответственность перед родными и миролюбие.

Говоря о воспитании молодежи, мы понимаем, что дети – это наше будущее. А вчерашние юноши станут настоящими мужчинами.

Патриотическое воспитание мальчиков – это особенная тема. Вчерашние юноши – сегодня офицеры, прапорщики, солдаты силовых структур, прокуроры, политики… И главное в том, чтобы при принятии важных и ответственных решений эти люди была ответственны за нашу страну.

Давайте определим: Кто же такой настоящий мужчина?

Мужчина должен быть:

Выносливым

Увлеченным делом

Бесстрашным

Целеустремленным

Способным постоять за свое Отечество, себя и родных

Всегда выполнять обещания

Следит за собой

Говоря о патриотическом воспитании молодежи, нельзя забыть о роли семьи в этом процессе. Взрослые требую от подростков воспитанности, но зачастую не создают среду этой воспитанности. Грубость, жестокость, хамство, неповиновение – это наша боль. За частую взрослым куда легче быть придирчивым и сказать «нет», нежели отыскать в себе силы, любовь и терпение.

Семья играет огромную и многозначительную роль в воспитании личности ребенка. Папа и мама – первые наставники и воспитатели ребёнка. Ребенок - это зеркало и отражение родителей! Делая первые шаги в жизни он учится познанию мира, следует примеру взрослых, получает жизненный опыт, осваивает принцип поведения. Поэтому, от того, как мы научим наших детей зависит многое, в том числе патриотическое воспитание, преданность к Родине и подготовка к армии .

В последнее время Отечественная история, ее героические события, образы выдающихся деятелей утратили силу нравственного идеала. Между тем необходимость в духовности и патриотизме стала особенно велика в современной России, находящейся на крутом историческом переломе.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы» поставлена задача формирования патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранения и развития чувства гордости за свою страну. Ведь успешное развитие страны не возможно, если система формирования и развития подрастающего поколения будет лишена духовно-нравственных основ, особенно любви к своему Отечеству, стремления служить его интересам, то есть патриотизма. Для того чтобы быть патриотом, не обязательно быть героем, суперменом – достаточно переживать судьбу своего Отечества как свою, любить Родину такой, какая она есть. Ведь Родину, как и родителей не выбирают.

Патриотизм российского народа уникален, ибо формировался долгим историческим опытом, в борьбе с многочисленными врагами и как высшая духовная ценность передается из поколения к поколению. Поэтому в условиях современного развития идея патриотизма может и должна стать тем стержнем, вокруг которого сформируются значимые чувства, убеждения, устремления молодежи, ее готовность и способность к активным действиям для блага Отечества. В этом могут помочь люди, которые живут среди нас и для кого «патриотизм» не просто слово. Это те, кто защищал нашу страну, кто восстанавливал ее из руин день и ночь, работая на фабриках и заводах, выращивая хлеб, те, кого можно назвать настоящими патриотами.

Год за годом уходит в прошлое.

Новый мир смотрит в наше окно

Не хотим мы понять, что твориться сегодня,

Потому что забыли, что было вчера

Пусть та правда наших отцов, матерей

Нам поможет быть в мире честней и добрей!

Актуальность темы.

Эту тему для своей работы я выбрала неслучайно. Сегодня, к сожалению, многие люди стали забывать о том, что была эта страшная война, что погибли миллионы людей, о тех послевоенных годах, о тех страданиях, которые выпали на долю нашего народа. Нельзя забывать о том, что было, нельзя забывать прошлых лет.

Все меньше и меньше остается очевидцев тех лет, и я хочу, чтобы подрастающее поколение помнило, уважало героическое наследие нашей страны, чтобы было настоящими патриотами своей страны. И этой работой, в канун знаменательной даты 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, мы вносим свой скромный вклад в просвещение подрастающего поколения.

Так как изучением организации ветеранов никто не занимался, то собранные материалы будут переданы в фонды городского и школьного музеев.

Идея создания организации ветеранов стала появляться в обществе в начале 1970-х годов. С 1975 года в отдельных областях России стали создаваться организации по обслуживанию инвалидов Великой Отечественной войны продуктами питания в связи с их недостатком. Появились специальные магазины. Вопрос о создании такого магазина в городе Прохладном был поднят депутатом Городского Совета, ветераном войны Леонидовым Владимиром Михайловичем на одной из сессий Горсовета. Его предложение было поддержано Первым секретарем Горкома КПСС Колпаковым Василием Тимофеевичем. Сессия приняла решение, и такой магазин в городе Прохладном был создан при Горторге, который стал снабжать продуктами питания участников Великой Отечественной войны. Для контроля за организацией обслуживания ветеранов была создана специальная комиссия, которая стала прообразом будущей ветеранской организации.

В 1980-е годы в стране стали проявляться тенденции по созданию единой организации, объединяющей участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла. С этой целью повсеместно стали создаваться организационные комитеты, целью которых была подготовка проведения Учредительных конференций ветеранских организаций. Такой комитет был создан и в городе Прохладном.

В большом зале Городского комитета КПСС 13 февраля 1987 года состоялась Учредительная конференция ветеранов войны и труда. С докладом выступил первый секретарь ГК КПСС Колпаков В. Т.

На конференции выступили ветераны войны и труда Владимир Федорович Милованов, Бан Тумашевич Гучев, Антонина Яковлевна Кузнецова, Тамара Марковна Букша, Иван Киррилович Маслюченко, Борис Львович Ициксон и другие.

Конференция приняла решение о создании Прохладненского горрайсовета ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов и избрала Совет. Председателем выбран Иван Васильевич Пацев, заместителем Владимир Михайлович Леонидов.

Участники конференции приняли обращение ко всем ветеранам войны и труда города и района.

На II конференции 28 июля 1989 года Председателем Совета ветеранов избран Владимир Михайлович Леонидов, который возглавляет эту организацию по настоящее время.

Владимир Михайлович Леонидов – родился 22 июня 1926 года в Ростове-на-Дону. Закончил школу и в марте 1944 года стал курсантом 49 Отдельной учебно-стрелковой дивизии в г. Прохладном. С декабря 1944 года на фронте. Участвовал в боевых действиях 581 Отдельного батальона связи 202 Стрелковой дивизии в составе II и IV Украинских фронтов, обеспечивая связь командования дивизии с разведгруппами во время их рейдов в тыл врага. Победу встретил в городе Грац, старинной столице Австрии. После войны остался служить в Вооруженных силах. Проходил службу на командных и штабных должностях в войсках противовоздушной обороны. Прошел военный путь от города Граца до Южно-Сахалинска и обратно до Германии. Закончил службу в 1974 году – ушел в отставку по болезни в звании подполковника.

Деятельность Прохладненского горрайсовета ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов.

Прохладненский горрайсовет ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов проводит большую и очень важную работу. Организация ветеранов (пенсионеров) участвует в «утверждении в обществе высоких нравственных и духовных ценностей, в сохранении и развитии национальных культур, обычаев и традиций народов, обеспечивает активное участие ветеранов в нравственном, патриотическом и интернациональном воспитании молодежи и всего населения, передаче подрастающему поколению боевых и трудовых традиций старшего поколения и его богатый опыт служения Отечеству» .

Если сравнить эти сведения (всего за полгода), то можно сделать вывод, что ветеранов, особенно войны, тыла и труда становится все меньше и меньше. Поэтому организация ветеранов в городе необходима.

В своей работе Горрайсовет ветеранов (пенсионеров) уделяет большое внимание оказанию посильной помощи всем членам организации, организации работы по патриотическому и нравственному воспитанию молодежи, работе по профилактике правонарушений, охране памятников и воинских захоронений, организации досуга ветеранов – действует клуб «Ветеран» при городском Дворце культуры, просветительской деятельности – выступление лекторских групп, публикации на страницах газет о жизни и деятельности ветеранов и ветеранских организаций города и района.

Горрайсовет организует свою работу на добровольных началах. Общественной работой охвачено более 400 человек, это ветераны войны и труда. Координируют всю деятельность Президиум горрайсовета ветеранов (пенсионеров), который размещается в небольшом старом здании, требующее капитального ремонта. В составе Президиума Горрайсовета ветеранов (пенсионеров) 4 человека:

­ Председатель Совета Леонидов Владимир Михайлович

­ Заместитель по организационно-методической работе – Очередько Николай Никитич

­ Заместитель по работе с молодежью и культурно-массовой работе с ветеранами – Милованов Владимир Федорович

­ Ответственный секретарь – Емельянова Валентина Васильевна.

Совет существует за счет добровольных пожертвований и спонсорской помощи. В числе спонсоров числятся 22 предприятия и организации города и района. Прохладненский горрайсовет обращается за помощью к спонсорам только в праздничные дни – День пожилого человека и День Победы. Вопрос о финансировании этой организации из бюджетных средств остается открытым.

Деятельность Комиссии Горрайсовета ветеранов (пенсионеров) по патриотическому воспитанию молодежи.

Прохладненский горрайсовет уделяет большое внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Организует и проводит работу в этом направлении Комиссия по патриотическому и нравственному воспитанию молодежи. В ее состав входят: Герасименко Н. А. , Онопко И. Ф. , Смолев В. А. , Шаин В. Ф. , Вохрова В. Н. Председателем Комиссии избран Милованов Владимир Федорович.

Милованов Владимир Федорович – родился 11 ноября 1925 года в городе Серафимовиче Волгоградской области. В 1942 году закончил 9 классов и в 17 лет добровольцем ушел на фронт. Вначале – истребительный батальон, контузия. В ноябре 1942 года вернулся домой, немного подлечился и вновь на фронт в действующую армию. В августе 1943 года был тяжело ранен и до февраля 1944 года находился на лечении в госпитале. После госпиталя опять вернулся на передовую. За подвиги на фронте награжден Орденом Отечественной войны I степени, высшей солдатской наградой – медалью «За отвагу», медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. ». В 1950 году, после окончания педагогического института работал учителем в городе Прохладном, директором в школах № 5, 6, 8, затем заведующим городским отделом народного образования. Владимир Федорович является заслуженным учителем КБАССР, Почетный гражданин г. Прохладного, ветеран войны и труда. За свой труд награжден юбилейной медалью «За доблестный труд», почетной медалью «Патриот России», участник энциклопедии «Лучшие люди России».

Работа комиссии планируется по полугодиям. Составлен и осуществляется комплексный план проведения массовых мероприятий по военно-патриотическому и нравственному воспитанию молодежи. Заседания комиссии проводятся ежемесячно.

Члены комиссии поддерживают постоянную связь с учебными заведениями. Наиболее активные участники и ветераны Великой Отечественной войны закреплены за учебными заведениями города и района, которые участвуют в проведении встреч, бесед с учащимися, в школьных музеях проводятся лекции по истории города и района, о лучших людях, об участниках и ветеранах войны: «Полководцы России», «Полководцы Великой Отечественной войны», «Герои Советского Союза, России, кавалеры ордена Славы трех степеней г. Прохладного и Прохладненского района» и другие (.

Члены комиссии помогают в сборе документов и в пополнении музеев экспонатами, принимают активное участив в проведении горрайсоветом ветеранов смотра-конкурса на звание «Лучший музей», «Лучшая комната боевой и трудовой славы» .

Члены комиссии принимают активное участие в проводимых рейдах отделом по профилактике преступности и правонарушений детей. Принимают участие в заседаниях с приглашением родителей и подростков, допускающих нарушения правил общественного поведения.

В Совете ветеранов (пенсионеров) с участием членов комиссии проводят большую работу по организации шефской помощи ветеранам. В школах имеются списки нуждающихся в помощи, за которыми закреплены учащиеся.

В Горрайсовете ветеранов ведется учет всех памятников и воинских захоронений. Благодаря деятельности Комиссии по патриотическому воспитанию за памятниками закреплены учебные заведения, которые оказывают; конкретную помощь по уходу за ними, а в декабре 2001 года проведена паспортизация с заполнением карточки на каждый памятник. У памятников и воинских захоронениях по увековечению памяти защитников Отечества и воспитанию молодежи на их примерах проводятся митинги, встречи поколений с возложением цветов и венков у памятников.

Совет ветеранов совместно с военкоматом, воинской частью, управлениями образования, городским и районным комитетами по работе с молодежью, спорту и туризму, городским музеем, общественными детскими организациями (ДЮП и «Спектр»), принимают участие в проведении конкурсов, соревнований, вечеров воспоминаний и других мероприятий по военно-патриотической тематике воспитания молодежи

Комиссия по патриотическому воспитанию молодежи за свою деятельность неоднократно награждалась грамотами Городского и Республиканского Совета ветеранов.

Опыт работы Комиссии по патриотическому и нравственному воспитанию молодежи Прохладненского горрайсовета ветеранов обобщен Республиканской общественной организацией ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов.

Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

– Ветеранов становится все меньше, поэтому Прохладненский горрайсовет ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов необходим для оказания помощи самим ветеранам и передаче молодежи боевых и трудовых традиций старшего поколения и его богатого опыта служения Отечеству.

– Роль Совета ветеранов в патриотическом воспитании подрастающего поколения нашего города велика.

– Совет ветеранов проводит большую работу по патриотическому воспитанию молодежи, оказывает значимую помощь в этом направлении школам города.

– Члены Совета ветеранов могут рассказать, что значит быть патриотом не книжными фразами, а примерами из своей жизни.

– Поэтому важно, сохраняя и оберегая связь с прошлым сделать эту связь устремленной в будущее.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38»

Растим патриотов




Саранск, 201 6

Приоритетным направлением воспитательной работы в МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 38» является гражданско-патриотическое.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и молодость - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к собственной Родине. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников обязано вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой люд, уважение к его великим свершениям и достойным страничкам прошедшего. Многое требуется от школы: её роль в этом плане нереально переоценить.

Для осуществления работы по данному направлению воспитания в школе созданы определённые условия: развёрнутый план работы по патриотическому воспитанию, библиотека, наглядная агитация, спортивная площадка; определенные формы патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание осуществляется в тесной связи с общественными организациями: Совет ветеранов Пролетарского района.

Большая роль в патриотическом воспитании отводится учителям – предметникам. Краеведческий материал внесен в преподавании русского языка (сбор и изучение фольклора республики), литературы (изучение творчества местных писателей), биологии (изучение растительного и животного мира родного края), географии, истории, природоведения, музыки, изобразительного искусства, трудового обучения.

В течение учебного года педагогическим коллективом была проделана большая работа по этому направлению: воспитывалось уважение к символам и атрибутам Российского государства.

В школьном музее создан Уголок Боевой. За несколько лет мы смогли собрать огромный материал, увлечь поисковой и исследовательской работой многих ребят и учителей.

В музее проводятся торжественные мероприятия, посвященные истории нашей страны, города и школы. Оформляются новые экспозиции, альбомы.

В соответствии с программой патриотического воспитания граждан России в школе отмечаются дни воинской Славы России, в которых принимают участие не только ветераны, но и выпускники, отслужившие в Вооруженных Силах страны. Такой мужской разговор очень нужен сегодняшним мальчишкам, ведь некоторые из них, к сожалению, растут без сильного мужского плеча рядом.

Важной частью системы патриотической воспитательной работы являются традиции, к которым можно отнести общешкольные праздники и мероприятия: «Осенний бал», «День учителя», «День самоуправления», «День пожилого человека», « Мы – граждане России», «Конкурс патриотической песни», Посвящение учащихся в детские организации «Светлячки» и «Пульсар», «Праздник последнего звонка», «Ученик года», «Великолепная восьмёрка», «Две звезды» и ещё много мероприятий, которые стали традиционны в нашей школе.




Учащиеся школы принимают активное участие в благотворительной акции «Дорогою добра», в рамках которой помогают детям приюта «Надежда» канцтоварами.

Участие в работе общешкольного ученического самоуправления способствует развитию чувства сопричастности ко всему происходящему в классе, школе, а значит, и к происходящему в стране. Участие в органах самоуправления является своеобразной ступенькой, подготавливающей подростков к последующей гражданской деятельности, здесь они приобретают социальный опыт, учатся сотрудничеству с людьми, получают возможность выражения своих интересов и прав.

Традиционное дело всего школьного коллектива – выборы и инаугурация президента школы. Мы уверены, что, только став гражданином своего класса, своей школы, ученик способен стать истинным гражданином Отечества.

В течение года с учащимися 9-11 классов проводились беседы: Конституция РФ и Закон РФ “О войнской обязанности и военной службе” по защите Отечества; Боевые традиции ВС РФ; Куда пойти учиться?; с учащимися 1-11 классов – посвященный Дню Победы и Сталинградской битве.

С 1 по 30 сентября проводился месячник гражданской защиты (ГЗ). Коридор школы был оформлен наглядной агитацией по ГО, противопожарным мероприятиям и антитеррора. Были проведены беседы с учащимися, посвященные ГЗ населения при ЧС. В классах проводились викторины по вопросам ГО, защиты от ЧС и ППБ. Была организована выставка книг “ГО и ГЗ населения при ЧС”. В течение месяца был организован просмотр видеофильма “ЧС природного и техногенного характера”. 17 сентября в 10 час. 55 мин. были проведены тренировочные занятия по эвакуации детей и персонала из здания школы при ЧС.

Для учащихся 5-11 классов были проведены классные часы, объединенные общей темой «Быть гражданином». Цели: изучение истории гос. символов РФ, их исторической преемственности, сущности и значения в различные периоды истории; расширение исторических знаний учащихся; популяризация государственных символов и гимна РФ; воспитание патриотизма и гражданственности.

В рамках месячника патриотического воспитания классными руководителями были проведены следующие кл. часы: «Моя Родина – Мордовия». «Урок гражданственности», на котором рассматривалась история возникновения гос. символов России. Учащиеся создавали герб своего класса и защищали его.

Цели:формировать уважительное отношение к гос. символам Мордовии, ознакомить с гербом родного края, историей своей республики, города.

Тематическая линейка для учащихся 5-8 классов «Гос. символы России», в ходе которой была проведена викторина, показавшая неплохие знания истории своей страны ребятами нашей школы.

Тематический вечер «История России и российского флага».

Апофеозом месячника патриотического воспитания уже традиционно стал Смотр строя и песни и мероприятия, проведенные 22.02.2014


Все классы приняли активное участие в проведении Смотра строя и песни, включающее в себя не только умение красиво пройти с песней строем, выполнение строевых команд, но и для учеников старших классов прохождение эстафеты (полоса препятствий, оказание первой помощи, разборка и сборка автомата).

В составе жюри ежегодно присутствуют ветераны ВОВ, представители силовых структур и военкомата. При подведении итогов лучшие командиры взводов и лучшие классы были отмечены грамотами, призами и ценными подарками.

21.02.2014 года в школе состоялось открытие мемориальной доски в память выпускника нашей школы Чамбулова Александра Николаевича, погибшего при исполнении служебного воинского долга в Чеченской республике 15 января 1995 года .


В 5 – 11 классах прошли уроки Мужества, на которых присутствовали ветераны ВОВ.

Учащиеся школы принимали самое активное участие во всех городских и республиканских патриотических конкурсах.

В рамках подготовки празднования 69-летия Победы велась большая творческая организационная работа, которая включала в себя выставку творческих проектов от каждого класса.

В фойе школы была оформлена фотовыставка «Салют, Победа». Интересно и ярко прошли конкурсы стихов и патриотической песни, посвященные 69-летию Победы среди учащихся 2-4 и 5-11-ых классов.

Во всех классах прошли классные часы, праздники, посвященные этому великому событию в жизни страны.

Очень торжественно прошли тематические линейки, посвященные Дню Победы: для учеников 2 – 4классов - литературно-музыкальная композиця «Детство, опаленное войной»; для учащихся 5-7 кл.- «Не забуду той даты, что покончила с войной», 8 -11 кл. – «Дорогами войны».

Учащиеся 11 класса приняли участие в параде 9 Мая на Советской площади.

Школа поддерживает постоянную связь с пансионатом ветеранов войны и труда, проводятся встречи, шефские концерты.

План работы

по патриотическому воспитанию учащихся « Средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №38» на 2014-2015 учебный год.

Наименование мероприятия

Срок

п/п

исполнения

Продолжить работу педколлектива школы по основным положениям Республиканской городской целевой программы «Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории РМ на 2006-2010 г.»

В течение года.

Продолжить изучение раздела «Основы военной службы» по курсу ОБЖ.

В течение года.

Организация и проведение Олимпиады по истории Отечества, по законодательству, регулирующему вопросы патриотического воспитания.

Март

Участие во Всероссийских акциях, фестивалях, конкурсах патриотической направленности.

В течение года

Участие в республиканских и городских мероприятиях, посвященных – 70-летию Победы в ВОВ.

В течение года

Участие в республиканских и городских соревнованиях по военно - техническим, военно - прикладным и другим видам спорта;

Соревнование «Колесо безопасности»;

Соревнование «Школа безопасности».

В течение года.

Организация и проведение традиционного месячника «День защитника Отечества»

Соревнования, эстафеты «Веселые старты», «А ну-ка, мальчики».

Урок мужества «Не славы ради» с участием ветеранов войны.

Поздравление ветеранов войны.

Встречи с выпускниками школы – участниками боевых действий на Северном Кавказе и в Афганистане.

Встреча с членами патриотического объединения «Поиск».

Конкурс рисунков «Наша армия самая лучшая»

Проведение традиционной Вахты памяти «Мы с Вами, ветераны»:

Уроки мужества «Бойцы вспоминают минувшие дни» с ветеранами войны;

Конкурс рисунков, стихов, сочинений «Этот день Победы»;

Акция «С добрым утром, ветеран».

Май

Провести операцию «Ветеран живет рядом» (уточнение списков, оказание помощи).

Сентябрь

Продолжить оформительскую, поисковую работу для этнографического музея.

В течение года.

Продолжить оформление газеты «Школьный меридиан»

В течение года.

Организовать тематические экскурсии в Мемориальный музей боевого и трудового подвига народа 1941 - 1945 г., краеведческий музей.

В течение года.

Проводить совместные мероприятия патриотической направленности с Советом ветеранов войны, с военкоматом, с объединением «Поиск», с пансионатом ветеранов войны и труда.

В течение года.

Участие во Всероссийских, республиканских, городских конкурсах, фестивалях патриотической песни «С чего начинается Родина?».

В течение года.

Организация и проведение конкурсов: патриотической песни, рисунков, плакатов «Нам нужен мир», сочинений и стихов «Подвиг отцов - крылья сыновей».

В течение года.

Участие в Республиканском и городском конкурсе детского художественного творчества «Юный патриот России».

В течение года.

Встреча с работником военного комиссариата «Служба Родине – почетная обязанность».

Ноябрь

1 8

Участие в Республиканских турнирах «Защитник Отечества».

В течение года.

Участие в благотворительных акциях «Вам, солдаты Отчизны», «Дети России солдатам войны», «Я - гражданин России».

В течение года.

В последнее время немало говорится о необходимости улучшения подготовки старшеклассников к службе в Вооружённых Силах. При этом, как правило, вспоминаются уроки начальной военной подготовки в советской школе. И вот совсем недавно в школе начал функционировать центр гражданско-патриотического воспитания допризывной молодёжи. Главная его цель как раз и состоит в осуществлении названной подготовки.

Вместе с тем ставится задача – формировать у ребят морально-психологическую и физическую готовность к военной службе. Они будут работать в группе, адаптироваться к жизни в коллективе - с чем им предстоит столкнуться на службе в армии. Отсюда идёт развитие коммуникабельности, взаимовыручки и других качеств. У нас налажены взаимодействия с первичной ветеранской организацией «Совет ветеранов» нашего района.

М ы с большим одобрением встретили инициативу президента страны о возрождении комплекса ГТО. По словам В.В. Путина, благодаря этой программе выросло не одно поколение здоровых людей. В рамках ГТО предусматривается сдача спортивных нормативов с шести лет. По мнению президента, возрождение системы в современном формате может принести большую пользу. Нормативы ГТО должны быть гибкими, учитывать состояние детей.

Часто мы привлекаем организации и общественные объединения, так или иначе занимающиеся гражданско-патриотическим воспитанием и подготовкой допризывной молодёжи к военной службе. Это также работает на развитие у допризывников мотивации к защите Отечества и военной службе.

Пропаганда в молодежной среде духовных ценностей, патриотизма и восстановления исторической памяти.

(встреча с Кондратьевым А.И.- полковник в отставке)

Перед ветеранскими организациями остро встал вопрос о необходимости поиска новых форм общения с молодежью, поскольку реалии современной жизни требуют новых подходов. Эта проблема была главной в повестке дня состоявшегося 13 ноября форума ветеранов Республики Коми. Насколько, на ваш взгляд, важно участие ветеранов в нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения?

Сергей Новоселов, председатель Усинского отделения Союза ветеранов Афганистана, Чечни и локальных войн:

– Формат общения с молодежью в нынешнее время обязательно надо немного изменить, уйти от рассказов о своем присутствии на войне, а больше общаться и делать упор на темы истории нашего государства и конкретно о его победах, достижениях. Проводить разные брифинги и круглые столы, флешмобы на темы любви к своей Родине и ее защиты, поднимать этим престиж государства и малой родины.

Руслан Касимов, главный государственный налоговый инспектор отдела урегулирования задолженности Межрайонной ИФНС России по Республике Коми:

– Ветераны должны участвовать во всех важных мероприятиях Республики Коми, их мнением должны интересоваться при решении всех стратегических вопросов, о ветеранах надо рассказывать в СМИ не только перед 9 мая. Только тогда они получат необходимый авторитет в глазах молодежи.

Ирина Егорова, заведующая библиотекой МБОУ «Кадетская школа», Сосногорск:

– Связь поколений – это основа успешности наших детей и внуков. Они нуждаются в поддержке и понимании, как никто другой. Мы, поколение 1970-1980-х, прошли закалку сложным временем и ничего не боимся. Нынешнее поколение разобщено, ему не на что опереться, и единственное, что молодежь может, – унести с собой во взрослую непростую жизнь наставления ветеранов, их воспоминания, искренние советы. Прервем эту цепочку, и нашу Родину растерзают наши западные «партнеры».

Надежда Шкляева, индивидуальный предприниматель, Корткеросский район:

– Участие ветеранов в нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения считаю очень важным, именно живое общение с ветеранами дает возможность молодому поколению знать историю своей Родины, учиться уважению к старшему поколению, принимать решения и использовать опыт в своей будущей жизни.

Сергей Грудин, электромонтер, Троицко-Печорск:

– Связь поколений – это ключевой момент в воспитании патриотизма, нравственности, здоровья нашей молодежи. Общение между ветеранскими организациями и молодыми людьми нужно сохранить в любой форме. Предлагаю создание общего сайта «Ветераны и молодежь – это союз поколений», – это то, что нужно.

Валентина Ревунець, заместитель директора гимназии искусств при главе Коми имени Юрия Спиридонова:

– Обязательно нужно привлекать старшее поколение. Это опыт, преемственность поколений. Без прошлого не будет будущего.

Валерий Матыкин, директор школы, Княжпогостский район:

– Есть такая умная мысль: «Если хочешь победить непобедимого врага, воспитай его сына». Кого, как не ветеранов, привлекать к воспитанию молодежи. Тем более что воспитание как процесс – это в первую очередь личный пример, и тут ветераны вне конкуренции. Что же касается шаблонных форм. Наверное, действительно, пора переходить от речей (пафосных или душевных) к реальному участию в жизни детей. Важно быть рядом не только по датам, а каждый день, всегда.

Альбина Севанян, начальник отдела по хозяйственной и безопасной деятельности подведомственных учреждений управления культуры и национальной политики администрации Усинска:

– Среди молодого поколения более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания. Произошла утрата идеологических ценностей, патриотическое и интернациональное воспитание находится в процессе перестройки в новых социально-экономических условиях. Патриотизм порой перерождается в национализм, теряется его истинное значение и понимание. Именно поэтому в патриотическом воспитании современного поколения в первую очередь должно участвовать то поколение, которое осознает всю важность участия в жизни Родины, любит, знает и уважает ее культуру, традиции и историю. Однако направлять действия молодежи в нужное русло должно как государство, так и семья, школа, вуз и ветераны Великой Отечественной войны и труда.

Татьяна Каракчиева, заведующая филиалом «Дом культуры села Серегово» МАУ «Княжпогостский РДК»:

– Считаю, что участие ветеранов в нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения просто необходимо. Думаю, не надо изобретать снова велосипед, а вернуться к тимуровскому движению и шефству как над ветеранами со стороны молодежного движения, так и шефство ветерана над классом или группой молодежи. Такого рода взаимодействие должно быть и в виде физической помощи, нравственного воспитания, и в русле семейного общения, как предусмотрено в одной из моих программ «Классный дед», где одинокая пожилая семейная пара или же человек, который остался совсем один, наделяется новоиспеченными внуками.

Моя молодежь делиться с ветеранами навыками освоения новой техники, помогает по хозяйству, вместе с пожилыми людьми посредством СМИ искореняет юридическую и социальную безграмотность. А «классный дед» помогает воспитывать умения и навыки справляться с трудностями, возникающими в жизни. Можно практиковать не только групповые движения, но и с одним учеником или студентом.

Павел Дуркин, ветеран МВД, боевых действий и погранвойск, Усть-Цилемский район:

– В настоящее время ветераны боевых действий и пограничных войск из общественной организации «Пограничное братство» принимают активное участие в военно-патриотическом воспитании молодежи и призывников. Встречи в школах проводятся регулярно. Навстречу идут руководство школ, военного комиссариата, главы сельских поселений и администрации района, районный совет ветеранов. В своих воспоминаниях ветераны не только говорят о службе, но показывают фотографии, различные документы, награды. В своих рассказах затрагивают историю Великой Отечественной войны, вспоминают о земляках-фронтовиках, ветеранах боевых действий в Венгрии, Чехословакии, Вьетнаме, Афганистане, на Северном Кавказе и в Сирии.

Участие ветеранов в различных мероприятиях патриотической и иной общественной работе регулярно отмечается на страницах районной газеты «Красная Печора». Своим примером в участии на соревнованиях, сдаче норм ГТО вовлекают в занятие спортом молодежь. Один из положительных моментов – в районе изжиты случаи уклонения от призыва в Вооруженные силы России. Большинство юношей желает проходить срочную службу в пограничных войсках, в Росгвардии, ВДВ.

Екатерина Руденко, заместитель директора МУ «Централизованная клубная система», Ухта:

– Живой ветеран, настоящие (а не на экране) ордена, медали – разве это можно заменить видеотрансляцией или презентацией? Конечно, нет. Нельзя забывать о важности общения с молодежью и для самих ветеранов. Из встреч с молодежью ветераны черпают жизненную энергию, понимание значимости свершенных ими дел, что очень важно для эмоционального и физического самочувствия. Молодежь и так оторвана от нормального человеческого общения, замененного общением в соцсетях. Нередко можно увидеть, как молодые люди, сидя рядом, переписываются между собой в телефонах, айфонах, уходя все дальше от живого общения: глаза в глаза, душа к душе. Поэтому так важны встречи с ветеранами. Нельзя пренебрегать живым человеческим общением, тем более с людьми, олицетворяющими историю нашей страны.

Галина Красильникова, пенсионер, Усть-Цилемский район:

– Пенсионеры должны быть сами примером заботы государства о пожилых людях. Если ветеран живет в стареньком доме, одежда у него ветхая – то молодежь будет смеяться над старыми людьми, а не брать пример. Скажет подрастающее поколение ветерану – вот вы работали добросовестно, честно служили Родине, а результат? Старый ты никому не нужен. Для примера: в селе Трусово Усть-Цилемского района в силу своей немощи пенсионеры не могут добраться до врачей, не могут получить соответствующего поддерживающего лечения, справки на инвалидность, и никто не может решить этот вопрос. Вот о чем должны говорить ветераны на форуме.

Подготовила Лина ПЕРОВА

«Республика» продолжает совместный проект с Общественной приемной главы Коми. Помимо постоянных экспертов участие в традиционном еженедельном опросе на злободневные и спорные темы принимают члены республиканского экспертного совета, чьи комментарии собирают специалисты Общественной приемной.

ОПЫТ

участия ветеранской организации Карасукского района (председатель совета Ефременко С.Н.) в нравственном и патриотическом воспитании молодежи.

В 2013 году, после пленума областного совета ветеранов, посвященного подготовке к 70-летию Победы, районный совет ветеранов принял решение активизировать свое участие в нравственном и патриотическом воспитании молодежи. Обсуждая план работы, единодушно пришли к мнению – надо развивать и формы, и методы работы. Мероприятия с молодёжью нужно проводить зрелищно, убедительно, грамотно, используя современную видеотехнику, слайд-программы, презентации, а главное привлечь детей, разбудить их интерес к истории Родины.

Конечно, без использования компьютерной техники невозможно выполнить задуманное. Совместными усилиями совета ветеранов и ресурсного центра организовали курсы компьютерной грамотности, провели четыре набора обучения по 5-6 человек. Учебу на курсах вели члены совета ветеранов Бабкин А.Г., Плоских Н.Н., работники ресурсного центра, учителя информатики и ученики старших классов из школ районного центра

Ветераны-активисты научились вести поиск нужной информации в сети Интернет, научились готовить слайды, презентации, работать с фотографиями, что значительно оживило проводимые мероприятия, общение ветеранов с молодежью.

Весьма ценным опытом является создание при районном совете ветеранов патриотического клуба «Отечество» в поддержку фронтовиков, тружеников тыла – основных участников патриотического воспитания молодого поколения. В состав совета клуба вошли многие ветераны-педагоги, на которых сделали ставку ветераны района в патриотической работе навстречу юбилею Победы.

Первым крупным мероприятием клуба стал конкурс «Славен район именами». К уже известным материалам о заслуженных людях района добавилась информация, полученная из Интернета, откликнулись многие жители с информацией о защитниках Отечества и тружениках – жителях района разных лет.

«Память нам покоя не даёт» – так был назван проект, главная задача

которого состояла в сборе, сохранении данных о героическом прошлом и самоотверженном труде земляков. Были разработаны анкеты, организована встреча с руководителями школьных музеев. Проведено обследование с посещением по месту жительства, собран фотоматериал и документы минувших лет. В результате реализации проекта были собраны и обработаны анкеты по всем 650 труженикам тыла Карасукского района.

Изданы сборник «Трудом ковали Победу и буклеты «Земля целинная», «Их звала поименно Отчизна». Проведен цикл вечеров, встреч «Вдовы России», о трудовом вкладе жителей района в Победу, о детях войны – более 100 встреч с жителями района, школьниками, молодёжью, учителями и ветеранами. Открыт Монумент Славы труженикам тыла, собранный ветеранами материал лёг в основу стендов Мемориала.

Создано 11 поисковых отрядов, 5 поисковых групп. Работа юношеских поисковых отрядов и групп была обеспечена необходимыми материалами, компьютерной техникой. Организованы их поездки в Смоленскую область в 2013 году, в район Волгограда в 2014 году за счет полученных областных, районных субсидий и грантов. Ребята привезли землю с мест захоронения земляков, подготовили видеофильм «По дорогам Смоленщины».

Активно работали к 70-летию Победы ветераны поселений: в с.Хорошее провели акцию по сбору более 70 тысяч рублей на ремонт памятника погибшим односельчанам в годы Великой Отечественной войны, проведен праздник улицы Героя России Леонида Русских; в с.Шилово-Курья посажена Аллея ветеранов; созданы филиалы клуба «Отечество» в сёлах Троицкое, Шилово-Курья, Хорошее.

В результате проделанной работы найдены новые и уточнены имеющиеся

материалы по 1200 фронтовикам, 850 труженикам тыла, 250 целинникам.

Все 77 ветеранских организаций района приняли участие в областном конкурсе на лучшую патриотическую работу в честь 70-летия Победы, во Всероссийских акциях «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Письмо ветерану». Организованы и проведены районные волонтерские акции «Забота», «Снежный бум», «Эстафета добрых дел» в помощь ветеранам во дворах, в домах, на огородах. Волонтеры оказали помощь 140 ветеранам, провели смотр «Уютный двор».

Ветераны активно участвовали в проводах юношей в армию, во вручении паспортов, проявляли инициативы в строительстве детских площадок, спортивных городков, издании книг воспоминаний, развитии школьных музеев. Семи улицам райцентра присвоены имена Героев-земляков.

Все меньше в районе остается людей, переживших войну: 31 фронтовик, около 500 тружеников тыла, 152 вдовы, 820 детей войны. Но все они остаются активными участниками патриотической работы. Им помогают 26 школьных музеев, 28 коллективов художественного творчества, 10 клубов общения, 32 волонтерских отряда.

Ветераны района, оценивая обстановку на Украине и вокруг нее, глубоко озабочены тем, что одной из ведущих сил в этих событиях выступает неофащизм – отпрыск битого Красной Армией гитлеровского фашизма, что среди участников майдана, в составе карательных батальонов и воинских частей, воюющих в Новороссии, большинство составляет молодежь, чье воспитание было упущено в 90-е и последующие годы.

Данный опыт работы подготовлен по материалам заслушивания председателя совета ветеранов Карасукского района Ефременко Светланы Николаевны на заседании президиума областного совета ветеранов.

2015 год Новосибирский областной совет ветеранов.

Опыт работы

совета ветеранов Мошковского района по шефству над образовательными учреждениями и школьными музеями района (по результату отчета председа-теля совета ветеранов Г.А. Родины на президиуме областного совета ветеранов)

Галина Александровна Родина по образованию – учитель, педагог, по трудовому стажу – организатор народного образования. Она пользуется заслуженным непререкаемым авторитетом не только среди пожилых людей. Многие руководители, специалисты служб района – ее ученики, воспитанники.

Галина Александровна прекрасно знает, что учеба, образование, просвеще-ние детей, молодых людей обязательно должны сочетаться с непрерывной всесторонней системой нравственного, патриотического воспитания. Именно этого в современной системе образования не хватает!

Попав вначале лихих 90-х годов под влияние фонда Сороса, других запад-ных «доброжелателей», российская система образования напрочь забросила один из ключевых законов педагогики – непременное сочетание обучения и воспитания в образовательном процессе. Российская школа, как выясняется, готовит не граждан-созидателей и патриотов, а «грамотных» потребителей (?!) Вот так, не больше – не меньше!

Именно этот непростительный пробел старается ликвидировать в рамках своего района совет ветеранов.

Президиум областного совета ветеранов, заслушав на своем заседании Г.А.Родину, нашел опыт совета ветеранов Мошковского района полезным и для других ветеранских организаций области. Было принято решение это опыт обобщить и сделать его достоянием отраслевых, районных и городских советов ветеранов. Тем более, что в канун 70-летия Великой Победы тема патриоти-ческого воспитания молодежи приобретает особую важность и актуальность.

Ветераны, совет ветеранов прекрасно понимают, что молодежь – наше будущее. Каково будет ее качество, такой будет судьба страны, уровень жизни нашего народа.

Совету ветеранов, первичным организациям удалось создать стройную систему постоянного шефства над молодежными коллективами. Ни одна из 29 школ, ни один детский садик, ни одно молодежное общественное объединение не остается без регулярного воздействия ветеранов.

Школьные музеи на деле превращаются в центры патриотического воспита-ния. В них собраны документы и реликвии всех 12 земляков-Героев Советского Союза и многих героев труда. Школьники бережно хранят память о боевой истории, подвигах бойцов и командиров 71-й морской стрелковой бригады, сформированной в годы на территории района.

Юноши и девушки ухаживают за 7-ю братскими могилами, где упокоены воины, умершие от ран в 1149 эвакогоспитале, располагавшемся в Мошково.

Кто задает тон всей работе? В составе районного совета ветеранов энергич-на и с инициативой работает общественная комиссия по патриотической работе. Именно она планирует и организует эту работу. Комиссия тесно взаимодействует с дошкольными и общеобразовательными учреждениями, органами образования, культуры, молодежными объединениями.

В районной ветеранской организации работают 15 коллективов художественной самодеятельности, 6 кружков рукоделия, другие клубы общения. Они тоже участвуют в работе с молодежью: прививают уважение к национальной культуре, патриотической песне; рассказывают о нашей самобытной русской деревне, традициях семьи и быта.

Много полезных инициатив проявили и исполнили ветераны в закреплении памяти о своих героических земляках. В районе создан памятник матери-солдатке, труженице фронтового тыла, установлено более десятка мемориаль-ных досок.

Совет ветеранов все массовые мероприятия проводит с участием молодежи. Особенно интересно прошли встречи, презентации «Покой нам только снится» – о тревожных военных годах, напряженном труде после войны, «Седые дети вечно молодых отцов» – воспоминания «детей войны» о своем сиротском детстве.Учащиеся приглашаются на торжественные мероприятия в День защитника Отечества, День Победы. День памяти и скорби.

К 70-летию Победы в поселениях принимаются меры по ремонту мемориа-лов, памятников. В с. Белоярка заложен парк Победы. К маю 2015 года готовит-ся широкая акция «Бессмертный полк» с участием всех поселений. Планирует-ся участие в ней школьников и детей дошкольного возраста.

Район принял в этом году и торжественно захоронил в с. Ташара останки обнаруженного поисковиками земляка, погибшего под Ленинградом – Жучаева Михаила Алексеевича. В акции участвовала молодежь.

Работа с молодежью приносит положительный результат, будит в душах ребят милосердие, доброту, уважительность. В школах района работает 7 волонтерских отрядов, в которых в которых задействовано до 70 юношей и девушек. Они посещают одиноких ветеранов, помогают им по дому, во дворе. Зимой и весной убирают снег, осенью помогают с уборкой на огородах и т.д.

Кроме этого, ребята задействованы в сборе воспоминаний ветеранов, пополнением банка данных о своих земляках старших поколений.

Районный совет ветеранов, первичные организации продолжают эту полезную работу, наращивая ее в канун юбилея Победы.

Комиссия о патриотической работе

2014 год областного совета ветеранов