Родительское собрание в старшей группе детская агрессивность. Родительское собрание «причины и последствия детской агрессии

Родительское собрание

Тема: « ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ».



Человек обладает способностью любить,

и если он не может найти применения своей

способности любить, он способен ненавидеть,

проявляя агрессию и жестокость. Этим средством

он руководствуется как бегством от собственной

душевной боли….

Эрих Фромм

Цель: обсудить причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка, и пути её преодоления. Задача: Формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и пути её преодоления. Форма проведения собрания: круглый стол.
Вопросы для обсуждения.
-
Причины детской агрессии.
- Роль семьи в проявлении детской агрессивности.
- Пути преодоления детской агрессии.
Участники: классный руководитель, родители детей, школьный психолог.
Подготовительная работа к собранию:
1.Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.
Анкета для родителей № 1.
Бывает ли ваш ребёнок агрессивным?
В каких ситуациях он проявляет агрессию?
Против кого он проявляет агрессию?
Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребёнка?
Анкета для родителей № 2.
Родителям предъявляются 10 качеств характера. Родителям необходимо отметить те качества, которые у ребёнка наиболее выражены и соотнести их по степени выраженности в поведении.
Доброта.
Сочувствие.
Покладистость.
Терпение.
Сопереживание.
Безразличие.
Упрямство
Агрессивность.
Нетерпимость.
Эгоизм.
Анкета для учащихся:
Чаще всего я радуюсь, когда …
Чаще всего я смеюсь, когда …
Чаще всего у меня хорошее настроение, когда …
Чаще всего я плачу, когда …
Чаще всего я злюсь, когда …
Чаще всего я обижаюсь, когда …
Мне хорошо, когда меня …
Мне плохо, когда меня …
Тест для учащихся:
Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Выпишите те качества, которые по вашему мнению, могут относиться к вам. Их должно быть не более 5.
Я - добрый.
Я - злой.
Я - терпеливый.
Я - нетерпеливый.
Я - упрямый.
Я - безразличный.
Я - хороший друг.
Я - умный.
Я - умный.
Я - помощник.
Я - обидчивый.
2. Классный час «10 моих «Я».
3. Выставка рисунков «Моё настроение».
4. Анализ исследований психологической службы школы по проблеме детской агрессивности (по классу).
5. Обсуждение и оценивание предложенных родителям ситуаций.
6. Памятки для родителей.
Ход собрания.

1. Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые родители! Тема нашей встречи серьёзна и трудна. Сегодня мы поговорим с вами о проблеме детской агрессии и проявлениях жестокости.
Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии и жестокости не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров.
К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явления и стоит ли нам о них говорить? Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.
Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только взрослые и подростки, как принято считать. Агрессию проявляют и малыши.
Что такое агрессия? Агрессия - это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).
В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную .
Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели. Она очень выражается у маленьких детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.). У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.
Очень часто агрессию, её проявление, путают с настойчивостью, напористостью.
- Как вы считаете, это качества равнозначные? Что вас больше обрадует в вашем ребёнке: настойчивость или агрессивность?
Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства и т.д.
Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.
Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное.
К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, культивируется в семье и в средствах массовой информации.


В обычном понимании агрессия - это реакция на срыв какой-то деятельности, планов, на ограничения, запреты или неожиданные трудности. В любом случае, цель такого поведения - устранение перечисленных препятствий. И наиболее частой причиной беспокойства родителей за поведение своих чад и обращения к специалистам является как раз детская агрессия. Если вдуматься, то агрессивные дети невольно попадают в замкнутый круг. Как показали многочисленные исследования причина такого их поведения - всегда недостаток внимания и понимания со стороны взрослых. Но своим поведением маленькие агрессоры только еще больше отталкивают от себя окружающих, а их неприязнь лишь усиливает протестное поведение ребенка. Ведь именно враждебное неодобрение окружающих, а вовсе не внутренние трудности в большинстве случаев провоцирует ребенка, возбуждая в нем чувство гнева и страха. На самом деле то поведение, которое мы называем как асоциальное является отчаянной попыткой маленького человека восстановить социальные связи. Ведь как правило, до вспышки явной агрессии ребенок выражает свою потребность в более мягкой форме, но мы, взрослые не видим, не слышим и не понимаем этого. Надо ли наказывать за агрессивное поведение? С одной стороны, данные исследований показывают (и наш житейский опыт говорит о том же), что если ребенку один раз удалось добиться агрессией того, что он хотел, взрослые уступили ему, то он и впредь будет прибегать к такому способу добиваться своего. Но и наказание за агрессию приводит к такому же результату - к ее усилению. После наказания ребенок, возможно, и перестанет, например, драться во дворе или портить вещи в доме (по крайней мере в присутствии того, кто может за это наказать), но эта загнанная внутрь агрессия обязательно проявится как- нибудь еще: не дома, так в школе, не в виде драки, а в виде обидных прозвищ в адрес сверстников. Агрессия, наконец, может направиться на самого себя (так называемая аутоагрессия) в виде желания сделать себе больно, придумывания про себя всяких нелицеприятных историй и пр, и пр. То есть, наказания за агрессию не снижают, а наоборот, повышают ее уровень. Ведь если вдуматься, наказание - самый яркий пример, который только могут подать взрослые этой самой агрессивности, пример того, что она вполне годится в качестве меры воздействия. Американские психологи в 1994 году провели эксперимент, в котором пытались установить связь между шлепками, которыми родители награждали маленьких агрессоров и степенью проявления их агрессивности. Результат эксперимента был вполне прогнозируемым: дети, которых наказывали вели себя гораздо агрессивнее со сверстниками в детском саду, чем те, которые не знали физического наказания. Все вышесказанное вовсе не означает, что вы не должны реагировать на приступы агрессии ребенка. Тут вполне подходит так называемая «поведенческая терапия», правило «стимул - реакция». Пусть ребенок знает, что вам не нравится его поведение и вы оставляете за собой право лишить его, например, просмотра мультиков или похода в кафе или прогулки с друзьями. Но только это не должно звучать в директивной форме, объясните малышу, что любое его действие влечет за собой последствия, пусть он знает об этом. Но при этом не забывайте отмечать похвалой или поощрением любое достижение ребенка: помог другу, сразу послушался бабушку, сделал что-то хорошее и так далее. Профилактика агрессивного поведения Для профилактики детской агрессивности очень важно культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка. Чем более уверенным в себе он станет, тем реже будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нем останется эгоизма. Родителям следует сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного, подавая детям пример просоциального поведения (заботы о других, помощи, сочувствия и т. д.). Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют те дети, которые никогда не знают, какую реакцию родителей вызовет их поведение на этот раз. Например, за один и тот же поступок ребенок в зависимости от настроения отца мог получить либо подзатыльник, либо поощрение. Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут. Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злость, жестокость и упрямство. Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими. К тому же у них всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причины своих поступков - это способствует развитию чувства ответственности за свое поведение. Ребенок имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это не с помощью визга или тумаков, а словами. Надо сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет выгоды. Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился». Когда вы рассержены, старайтесь сдерживать гнев, но выскажите свои чувства громко и сердито: «Я поражен и обижен». Ни в коем случае не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. - он будет так же вести себя с другими детьми. Чем больше будет агрессии с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка. Не имея возможности ответить своим непосредственным обидчикам - родителям, ребенок отыграется на кошке или побьет младшего. И еще одно важное правило, которое должны знать родители ребенка, склонного к агрессии: ему необходимо разряжаться, необходимо научить его избавляться от накопившегося раздражения, дать ему использовать переполняющую его энергию в «мирных целях». Замечательный чешский психолог Зденек Матейчик сказал: «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей». Необходимо, чтобы у вашего ребенка было как можно больше возможностей разряжать накопившуюся негативную энергию. Активным, склонным к агрессии детям создайте условия, позволяющие им удовлетворять потребность в движении. Это могут быть и групповые спортивные секции и спортивный уголок дома да и просто разрешение в определенном месте, в спортивном уголке, например, делать то, что хочется, лазить, прыгать, бросать мяч и пр. Как правило, агрессивные дети не умеют выражать свои чувства, они их подавляют, загоняют внутрь, не проговаривают, не пытаются понять. Результат - неизбежные срывы дома, на близких, в привычной обстановке, где ребенок привык расслабляться. Это не приносит ребенку облегчения, он чувствует себя виноватым, особенно если его за это наказали, отсюда еще большие срывы в дальнейшем, причем, следующий срыв будет еще более бурным и продолжительным. Предложите ребенку остаться одному в комнате и высказать все, что накопилось в адрес того, кто его разозлил. Дайте ему понять, что вы не имеете намерения подслушать под дверью и наказать его потом за произнесенные слова. Если очень много накопилось, разрешите ребенку побить подушку или диван, порвать газету, написать на бумаге все слова, которые хочется выкрикнуть, а затем порвать написанное. Можно еще посоветовать сыну или дочери в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вздохнуть или сосчитать до десяти. А можно еще предложить нарисовать свой гнев, тогда он большей своей частью останется на бумаге. Способов много. Главное, не считать, что с вашим ребенком происходит что-то нехорошее, за что надо ругать и наказывать Маленьким агрессорам нужно ваше понимание, совет, готовность помочь, а не гнев и наказания.
2. Обсуждение анкет учащихся и их родителей психологом.

3. Продолжение разговора классного руководителя.

Анализ анкет ваших детей показывает, что чаще всего младшие школьники анализируют качества своего характера с позиции взрослых. Если родители постоянно пытаются подчёркивать достоинства своего ребёнка не только перед другими людьми, но и в первую очередь в своём доме, то, безусловно, ребёнок будет стараться проявлять те качества, которые подчёркивают родители. Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребёнка, особенно перед чужими людьми, то ребёнку как бы уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолён, и можно продолжать повторять делать плохо. Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьёй. Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость и хамство ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание видеть друг в друге плохое и подчёркивать это - ежедневная школа агрессии, в которой ребёнок формируется и получает уроки мастерства и проявления агрессии.
Психологи считают, что ребёнок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и она стала нормой его жизни.

Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе, и по отношению к собственному ребёнку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не позволит требовать от своего ребёнка то, что им самим в его ребёнке не заложено. В первую очередь, требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учётом складывающейся ситуации.
Однако, родители должны помнить, что требовательность - это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной.
Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды.
К примеру, сегодня «лёгкие» уроки, можно в школу не идти, я напишу записку учительнице, что тебе плохо. Не надо удивляться родителям этого ребёнка, если через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать.
Требовательность по отношению к ребёнку должна быть разумной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребёнка.
Требовательность оправдана тогда, когда перед ребёнком выдвигаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она просто лишена смысла. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребёнка, даже самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребёнок будет выражать протест скрыто, а ребёнок не очень покладистый будет выражать его открыто. Требования к младшим школьникам лучше выражать в увлекательной игровой форме.
В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребёнку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг к другу в воспитании ребёнка, это даёт возможность ребёнку лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.
Если это удаётся делать длительное время, а затем налагается запрет, это приводит к проявлению агрессивности со стороны ребёнка.
В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.
Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? Семья помогает ребёнку:
а) преодолеть трудности;
б) использует в своём арсенале умение слушать ребёнка;
в) включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.
Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребёнка. Неприятие ребёнка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.

Литература
1. Коляда М.Г. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.

2. Практическая психология: Учебно-методическое пособие. Минск. 1977.

3. Горбунова Н.А. Родительские собрания в начальной школе. Волгоград 2003г.

4. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2008г 4. К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.

Приложение
Памятка по предупреждению детской агрессии 1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия. 2. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надеж 3. Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий. 4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка. 5. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе. 6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо. 7. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 8. Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями. 9. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов. 10. Помните, что ребенок - это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!
Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы! Внимательно прочтите эту памятка! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые не касаются воспитательной системы вашей семьи. Мысленно представьте лицо своего ребёнка, будьте честны перед ним и перед собой! После анализа подумайте над тем, что можно изменить.
Агрессивность ребёнка проявляется, если:

    ребёнка бьют;
    над ребёнком издеваются

    над ребёнком зло шутят;

    ребёнка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

    родители заведомо лгут;

    родители пьют, устраивают дебоши;

    родители воспитывают ребёнка двойной моралью;

    родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребёнка;

    родители не умеют одинаково любить своих детей;

    родители ребёнку не доверяют;

    родители настраивают ребёнка друг против друга;

    родители не общаются или мало общаются со своим ребёнком;

    вход в дом закрыт для друзей ребёнка;

    родители проявляют к ребёнку мелочную опеку и заботу;
    родители живут своей жизнью, ребёнок ощущает, что его не любят.

Родительское собрание на тему: "ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ"

Не злите детей: кто хочет бить,

будучи ребенком, тот захочет убивать,

когда вырастит.

П. Буаст

Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью

АЛ. Чехов

Детская агрессивность, что это такое, как она проявляется?

(Высказывания родителей с мячом)

Детская агрессивность - это нецивилизованный выход запаса энергии с целью получения разрядки.

Агрессивное поведение проявляется, когда ребенок кричит, дерется, кусается, пинается, отбирает игрушки, топает ногами, замахивается на взрослых, визжит, бранится, рвет книжки и т.д.

Что означает такое поведение, откуда оно берется?

Детская агрессивность - одна из значимых тем педагогики. Детская агрессивность - это абсолютно нормальное и даже необходимое проявление поведения ребенка, которое выражается в нарушении правил, установленных взрослыми, и сопровождается громким протестом. Дети по-разному реагируют на наши запреты и предписания. Одни - спокойно, другие же - реагируют таким поведением, которое мы воспринимаем как агрессивное.

Жизнь - и это совершенно объективно - переполнена разочарованиями, а разочарования вызывают протест и ярость. И если не удается выработать какую-либо стратегию преодоления этих чувств, то подавленные агрессивные влечения находят невротический выход от психосоматических заболеваний (язва желудка, заболевание печени и т.д.) до явных психических нарушений.

Практические исследователи доказали, что преступники или авторитарные исторические личности (например, Сталин, Гитлер) не были в детском возрасте агрессивными детьми, наоборот-это были в большей степени униженные и подавленные дети. Унижение - вот семя, из которого в будущем произрастает преступность. Униженная до основания личность спасает свое равновесие, лишь унижая других. Каждому человеку от природы дана агрессивная энергия. Однако люди используют ее по-разному. Одни - чтобы созидать, и такая энергия называется конструктивной. Другие - чтобы уничтожать или разрушать, их энергия деструктивная.

Предлагаю Вам поиграть в игру "Какая это энергия?"

Воспитатель бросает мяч и говорит, например: гнев, упрямство, защита себя и т.д. Родитель возвращает мяч назад и называет тот вид энергии, которому соответствует данный вид агрессии. (В помощь воспитателю для игры: Конструктивная агрессия - это: активность, стремление к достижениям, защита себя и других, завоевание свободы и независимости, защита собственного достоинства. Деструктивная агрессия - это: насилие, жестокость, ненависть, недоброжелательность, злоба, Придирчивость, гнев, раздражение, упрямство.)

Помериться силами, покорить вершину, бурную реку, космос, решить научную проблему - это полезная, добрая, нужная для прогресса направленность энергии.

В какой степени агрессивность нормальна для дошкольника?

(Высказывания родителей).

В определенный период детства (2-4 года) детям свойственна
агрессивность, так как детская жизнь полна разочарованиями,
вызванными лишениями и ограничениями, которые становятся
травмирующими для ребенка.

Так, уже в раннем возрасте ребенку присуща агрессивность. Своим плачем младенец выражает злость и возмущение и требует удовлетворения собственных физиологических потребностей.

Ребенок не становится агрессивным неожиданно. Он не может быть пай-мальчиком или пай-девочкой и тут же начинать кричать и драться со сверстниками. Этот процесс происходит постепенно. До определенного момента ребенок выражает свои потребности в более мягкой форме, но взрослые не обращают на это внимание до тех пор, пока не сталкиваются с явными нарушениями поведения, которое воспринимается как агрессивное или асоциальное. В действительности это является отчаянной попыткой удовлетворить потребности, восстановить эмоциональное состояние или социальные связи. Просто ребенок в настоящее время не в состоянии выразить свои чувства другим способом, так он борется за выживание в окружающем мире.

Агрессия может возникать:

  1. Как крайняя мера, когда у ребенка нет других возможностей
    для удовлетворения своих потребностей. Как выход переполнявшей
    ребенка энергии (ребенку надо бегать, прыгать, а ему не дают. Он
    начинает пинать мячик, при его отсутствии - своего соседа).
  2. Как "наученное" поведение, когда ребенок ведет себя агрессивно, следуя образцу (родители, герой мультфильма и т.д.).
  3. Агрессивность и конфликтность как следствие эгоистичности ребенка, который привык к вниманию дома и требует его и в детском коллективе. В ход идут все средства, в том числе и агрессия -конфликты, ссоры, драки. Главное - быть в центре внимания.
  4. Агрессия - как форма защиты от чувства тревоги, неуверенности, подавленности, стресса.

Такие дети убегают от сильных, но лезут в драку со слабым. Оборона у маленького агрессора заключается в нападении, это придает ему уверенность. Такому задире трудно подружиться с другими детьми - они стараются держаться от него подальше, избегают его.

5. Агрессия - в ответ на эмоциональный голод, эмоциональную неудовлетворенность ребенка.. Если ребенок "заброшен", то он вымещает свои чувства тихо, но очень зло, это проявляется: в обжорстве, издевательстве над другими людьми, животными, ябедничая, причиняя боль другим, оскорбляя руганью.

В такой ситуации необходимо обследование ребенка и помощь специалиста.

В детском саду мы обязаны запрещать проявление открытой агрессивности, так как мы отвечаем за безопасность детей. Вид выражения агрессивности зависит от возраста. Если кусается двухлетний ребенок, это одно, а если шестилетний, то это довольно тревожный сигнал. Тревожно не то, что ребенок зол и раздражен, а то, каким именно способом он выражает свою злость, т.е. способом, присущим двухлетним детям.

Значит, следует различать реакцию на переживания и соответствие формы этой реакции определенному возрасту.

Необходимо учить свое дитя бесконфликтно общаться с другими детьми.

Да, мы обязаны устанавливать правила и запреты и не возмущаться при этом, что дети против них протестуют и пытаются с ними бороться. Это нормально, если все происходит в определенных рамках, ведь мы не хотим видеть абсолютно покорного ребенка.

Гнев может вспыхнуть, когда тебя критикуют, когда от тебя что-то требуют или запрещают. Проявление агрессивных влечений у детей - вполне нормальное явление;

Если ребенок в гневе, и причиной является ваш запрет, то не осуждайте его за это. Оставьте запрет в силе, но при этом посочувствуйте, утешьте его, если возможно, предложите какой-нибудь компромисс.

Для взрослых важно понять, что в состоянии злости и раздражения нельзя "разруливать" никакие конфликтные ситуации с детьми.

Различаются три вида агрессии:

  • Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.
  • Словесная (вербальная) агрессия.
  • Косвенная агрессия.

ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ проявляется у детей достаточно часто и немедленно привлекает к себе внимание взрослых. Ребенок, которого лишь слегка ударили, начинает кричать как резаный, хнычет, выпрашивает утешение. "Обидчик" имеет возможность немного приврать. То и другое плохо. В такой ситуации надо развести детей друг от друга в разные стороны и начинать разбираться в случившемся только после того, как дети успокоятся. При этом надо успокоить "обиженного", обнять его, погладить по голове и сказать: "Не огорчайся, он не хотел сделать тебе больно". С "обидчиком" разговаривать надо не столько в "ругательном" ключе, сколько конструктивно: есть проблема, ее нужно решить. Ребенку надо установить правило: "Бить нельзя. Если злишься, хочешь ударить, - отойди в сторону. Можешь об этом рассказать взрослому", т.е мы должны учить ребенка узнавать свои чувства, признавать их, выражать словами, а не кулаками. Обязательно хвалите ребенка всякий раз, когда ему удается разрешить конфликт, не прибегая к агрессии.

Как Вы считаете, надо ли отвечать на агрессию агрессией?

(Высказывания родителей)

Плохо, когда взрослые отвечают на агрессию агрессивностью. Прежде всего они сами побуждают Детей к новой агрессии, а реплики "Иди и дай сдачу" ребенок воспринимает, как руководство к действию - иди и бей.

Однако, если ребенок постоянно ссорится со сверстниками, необходимо вместе с психологом изучить причины такого чрезмерно агрессивного поведения и выработать определенную тактику поведения с дошкольником.

СЛОВЕСНАЯ (ВЕРБАЛЬНАЯ) АГРЕССИВНОСТЬ - это выражение негативных чувств не только через формы (ссора, крик, визг), но и через, содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).

Почти все дети рано или поздно начинают использовать в речи бранные слова, выкрикивают оскорбления, дразнят товарищей или ругаются. Однако это не повод для беспокойства.

Детям свойственно слушать, что говорят взрослые, которые зачастую не замечают, как себя ведут. Некоторые родители и сами учат ребенка определенным выражениям. Отдельные слова ребенок усваивает от товарищей по играм. И то, что эти слова шокируют взрослых, оказывается хорошим поводом для ребенка повторить их вновь. И когда им хочется позлить родителей, они открывают для себя новое оружие агрессии.

Бывает и так, что ребенок произносит слово, не зная его значения. Как мы должны поступать в этом случае? (Высказывания родителей)

Наиболее правильным будет сказать, что это плохое слово и не следует его говорить.

Ребенок разочаруется в ругани, если не будет видеть желаемого результата. Порой необходимо сделать выговор ребенку, если он знает, что это бранное слово: резкое неодобрительное "Довольно" действует лучше, чем длительное нравоучение. А также лучше не привлекать внимание других к сквернослову и не обеспечивать ему внимание аудитории.

Дети, как и мы с Вами, нуждаются в выражении эмоций. Поэтому хорошо предлагать им слова, альтернативные брани, которые можно произносить с чувством в приступе гнева. Например, "елки-палки" или какие-то дразнилки.

Если обидные слова направлены в адрес взрослых, то не следует обращать на них внимание и принимать их близко к сердцу. Просто необходимо игнорировать ребенка, который оскорбляет людей. Порой надо твердо сказать: "Ты мне нравишься, но вот то, что говоришь, мне не нравится".

Часто за словесной агрессией скрывается желание почувствовать себя сильным и значимым.

Раннее стремление к бранным словам может говорить и о более серьезных психологических проблемах маленького человека, который за все свои несчастья "мстит" злословием и ложью. Наша задача сделать так, чтобы у детей не возникало желание ругаться. Оградить от браных слов мы не можем, а вот повлиять на Них - наша задача.

Отметьте знаком "+" те высказывания, которые помогут повлиять на снятие словесной агрессии и браных слов у ребенка:

  • Не ругайте ребенка, не угрожайте ему, даже если он говорит
    бранные слова.
  • Сделайте так, чтобы он был откровенен с Вами.
  • Обескуражите ребенка, когда он произносит бранные слова. Ласковое обращение сразу снимет детскую агрессивность.
  • Привлечь внимание всех к бранной реплике ребенка "Вы послушайте, что он говорит!"
  • Кратко, не наказывая, объясните ему, что говорить бранные слова неприлично, так же, как ковыряться в носу.
  • Если в присутствии посторонних ребенок обронил бранное слово, необходимо извиниться за него и сразу же сменить тему разговора.
  • Длительно прочитать ему нравоучение.

КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ - это такая агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо - это злобные сплетни, шутки; а также агрессия, проявляющаяся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.д.

Механизм косвенной агрессии связан с феноменом "перенесения". Например, мать не дает ребенку конфету, он тут же отшвыривает игрушку, на которую "переносит" свой гнев и агрессию. При этом следует помнить, что потом дети долго страдают от своего поступка. У них рождается чувство вины, а также боязнь утратить любовь и заботу родителей. Что в свою очередь может развивать агрессивность. Возникает порочный круг, и агрессивность ребенка направляется на другие объекты.

Сталкивались ли Вы с подобной ситуацией в своей семье? (Высказывания родителей).

Да, у некоторых детей агрессия принимает форму разрушительного отношения к вещам: они рвут книги, ломают игрушки,
бьют посуду, швыряют вещи в людей и т.д.

Детский гнев или недовольство, которые проявляются в разрушительности, могут впоследствии вылиться в большую драму. Взрослым при этом важно оставаться спокойными и не отвечать гневом на гнев. Необходимо выяснить причину такого поведения ребенка, учитывая его эмоциональный запал:

  • То ли ребенок, устав от запретов родителей, бьет свою куклу потому, что не в состоянии сделать то же самое с родителями.
  • То ли причина кроется в зависимости, за которой стоит стремление самоутвердиться (ребенок завидует, злится на товарища, который может построить башню, и успокаивает себя тем, что крушит ее).
  • То ли он предпочитает сломать игрушку, чем отдать ее другому ребенку. (Не хочу ни с кем делиться: она моя или ничья.)

Как надо вести себя в данной ситуации с ребенком? (Высказывания родителей)

  • Подбирать прочные и крепкие игрушки, которые тяжело сломать.
  • Предлагать для игр разборные игрушки, с помощью которых ребенок может удовлетворять свое любопытство.
  • Не давать новые игрушки.
  • Не убирать сразу сломанную игрушку, чтобы наглядно были
    видны последствия погрома, учиненного ребенком.

Мы не должны полностью исключать агрессивность из характера детей, наша задача - ограничивать и контролировать ее, одновременно поощрять те ее проявления, которые не приносят вреда личности и обществу.

Что может сделать взрослый, чтобы облегчить агрессивные переживания ребенка? (Высказывания родителей)

Следует помнить, что в агрессивном состоянии человек страдает и переживает, поэтому можно перенести гнев на какой-либо предмет, которому не причинишь ущерба (Ребенок ударился о стол - виноват стол.) Психологи советуют использовать боксерскую грушу - тогда ярость быстро улетучивается.

Необходимо помнить и о ритуале примирения, который приносит очищение.

Важно осуждать сам конфликт, а не ребенка. Наказание не должно причинять боли, не должно унижать ребенка.

Профилактика агрессивности.

Помешать возникновению агрессивности невозможно, но преодолеть ее можно. Хороший метод - беседа об агрессивности, когда ребенок может говорить о своих чувствах, когда он находит им правильные слова и одерживает над ними власть. Когда он видит, что его понимают и за его же чувства не осуждают.

"Как ты себя сегодня чувствуешь?" - вот лучшее средство для преодоления аффектов. И если ребенок испытывает тревогу, про- говаривание чувств само по себе способствует смягчению агрессивной энергии. Давать чувствам название - своего рода часть "психотерапевтической" работы. Снимать агрессивную энергию можно с помощью прорисовки картины гнева, впоследствии ее уничтожая, тем самым снимая часть конфликтов, которые могли бы возникнуть в дальнейшем.

Мы должны развивать в детях способность к обсуждению собственных чувств и свойств характера, вытесняя агрессивные чувства.

Принимать большое участие в жизни ребенка, позволяя ему чувствовать себя любимым и желанным.

Чем больше ребенок будет уверен в себе, тем реже он будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нем останется эгоизма.

Решение родительского собрания

  • Поддерживать работу детского сада по профилактике детской агрессивности.
  • Не торопитесь вмешиваться в детские разборки и ссоры. Давать детям возможность самим разобраться, пусть они учатся общаться друг с другом.
  • Не обвинять другого ребенка, защищая своего. Предлагать разобраться, почему возник конфликт.
  • Не обсуждать в присутствии ребенка его агрессивное поведение. Навешенный ярлык драчуна и забияки может стать руководством к действию - решать конфликты силой.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ

(К родительскому собранию: "Детская агрессивность")

  1. Сделайте так, чтобы избавить ребенка от переживаний, стрессов, конфликтов, тревоги и неуверенности в своих силах в семье.
  2. Будьте примером поведения для ребенка: не допускайте вспышек гнева, не говорите плохо о людях, не стройте при нем планов мести.
  3. Обсуждайте с ребенком возможные варианты его поведения.
    Пусть он сам скажет, когда был не прав, и почему возникла ссора
    или драка.

4. Не забывайте лишний раз пожалеть, Приласкать и.похвалить ребенка.

  1. Ребенок должен расти с уверенностью в том, что его любят, что он самый дорогой, что в трудную минуту жизни он может прийти к Вам за помощью и поддержкой.
  2. Предложите ребенку игры и упражнения на снятие напряжения, эмоциональное расслабление, на расширение поведенческого репертуара:
  • "Воздушный шарик". - Ты шарик. Вот ты сердишься, все больше и больше (надуваете шарик). Злости все больше, ты уже весь ею заполнен - вот как этот шарик, такой же надутый. Что произойдет? Еще немного злости, и шарик лопнет (продемонстрировать ребенку, как лопнет шарик). А если осторожно выпускать воздух, то он останется целым, не лопнет.
  • "Брыкание". - Малыш, лежа на ковре, брыкается, как жеребеночек, как большая лошадка.
  • Прыгать, как кузнечик, козленок, лев, кенгуру, дождевые капельки.
  • Посиди, как бабочка на цветке, бабушка в кресле, наседка на гнезде, цветок на клумбе.
  • Походи, как медведь по лесу, хитрая лиса, котенок, черепаха...
  • Поплавай, как золотая рыбка, злая акула, огромный кит, зубастый крокодил...

Полетай, как снежинки, гуси-лебеди, Баба-яга на метле, маленький воробей, большой орел, легкое облачко, пчелка над цветами.


Родительское собрание

Тема: Агрессивность детей. Причины. Предупреждение детской агрессии.

Класс: 2.

Цель: формирование у родителей умения выявлять причины детской агрессии и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях.

Задачи: раскрыть понятия «агрессия», «детская агрессия»; обсудить с родителями причины детской агрессии; раскрыть её влияние на формирование ребёнка; способствовать формированию у родителей культуры понимания проблемы детской агрессии и путей её преодоления.

Вопросы для обсуждения:

Ознакомление родителей с результатами диагностики учащихся.

Что такое агрессия? Детская агрессия, её формы.

Причины детской агрессии. Конфликты.

Приёмы преодоления детской агрессии.

Диагностика родителей.

Ход собрания.

Вступительное слово.

Уважаемые родители! Тема нашего собрания очень серьёзна. В таком возрасте, как сейчас наши дети, тема актуальна. Сегодня мы сталкиваемся на каждом шагу с агрессий не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, интернета. Возраст проявления агрессии молодеет. С чем это связано и как бороться с проявлением детской агрессии? На эти важные вопросы мы сегодня с вами ответим.

Ознакомление родителей с результатами диагностики учащихся.

С детьми были проведены две методики: «Кактус», «Три дерева». Данные методики были проведены с целью выявления агрессивности и тревожности у учащихся, так же конфликтные ситуации в окружающем ребенка мира и семье. Результаты данного теста показали.

Изображение данных методик в процентном соотношении на экране.

После проведения методик стало понятно, что многие учащиеся в той или иной степени подвержены агрессии. Многие учащиеся тревожны и неуверенные в себе. После проведения беседы, многие учащиеся рассказали о своих внутренних проблемах. Многие проявляют боязнь перед поражением, многие конфликты у учеников в связи с отношениями в детском коллективе.

Что такое агрессия? Детская агрессия, её формы.

Что же такое «агрессия»?

Агрессия - это реакция на срыв деятельности, задуманных планов, на ограничение чего либо, запреты или неожиданные ситуации. Агрессия может проявляться физически и вербально. Физически - драки. Вербально - ругань, крики, угрозы.

Часто проявление агрессии путают с настойчивостью, напористою и упрямством. Как вы думаете, это качества равнозначны?

(Ответы родителей)

Детская агрессия проявляется довольно часто, но мы иногда ее путаем с настойчивостью. Уровень детской агрессии меняется в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих и принимают его, как враждебное. К агрессии больше направлены мальчики.

Причины детской агрессии.

Как вы думаете, почему дети ведут себя агрессивно? Почему у них проявляется конфликтное поведение?

(Ответы родителей)

Причины детской агрессии.

Со стороны семьи:

- Недостаток внимания со стороны родителей;

Неправильная реакция родителей на поведение ребенка;

Нездоровая атмосфера в семье, злоупотребление ее членами алкоголем;

Копирование родителей, которые сами неспособны справиться с выражением негативных эмоций;

Слишком жесткие действия и наказание за любую малую провинность;

Попустительское отношение с боку родителей на агрессивные поступки;

Гиперопека со стороны родителей.

Со стороны окружающей среды, школы:

Смена вида деятельности ребенка;

Желание быть во всем первым;

Реакция на неудачу, трудность;

Конфликтные ситуации с окружающими детьми;

Защитная реакция.

Внутренние изменения:

Серьезные заболевания головного мозга и расстройство психики;

Возрастные изменения, так называемые кризисы: 7 лет, 12 лет;

Превращение агрессивного поведения в обыденное;

Использование агрессии, как способ самовыражения.

5. Приёмы преодоления детской агрессии.

Самое первое, что мы должны дать ребенку - любовь. И принять его таким, какой он есть. Ребенок должен каждый день чувствовать нашу любовь и заботу. Он должен понимать, что он нужен. Как в семье, так и в школе, ребенок должен знать, что он уникален. И никакие оценки или конфликты не имеют такого большого значения, как его внутреннее развитие.

Раздача памяток родителям «Профилактика детской агрессии».

Диагностика родителей.

Опросник « Агрессивность. Ребенок глазами взрослого А. А. Романов»

Анализ результатов совместно с родителями.

Итоги собрания.

Подошла к концу наша встреча. Давайте вместе с вами подведем итог.

Ответили ли мы на основные вопросы, которые ставили вначале?

(Мнения родителей)

Вызвала ли наша беседа раздумья, желание изменить и перестроить взаимоотношения с ребенком?

(Мнения родителей)

Какие виды помощи и взаимодействия со школой мы бы выбрали сейчас?

(Ответы родителей)

Хотелось бы раздать вам памятку, которая способствует информированию о том, как предупредить агрессию у детей.

Приложение 1

Памятки для родителей

Если ребенок агрессивен…

Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть. Помните, что ребенок всегда подражает тому, за кем (чем) привык наблюдать, поэтому ни вы, ни другие родные и близкие ребенка не должны проявлять агрессию. Предъявляя ребенку требования, учитывайте не свои желания, а его возможности. Гасите конфликт, направляя интерес ребенка в другое русло. Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми. Расширяйте кругозор ребенка. Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость. Игнорируйте легкие проявления агрессивности ребенка, не фиксируйте на этом внимание окружающих.

Бороться с агрессивностью нужно…Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.

Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратким.

Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать.

Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка - сделайте это только если поступок повторится.

Наградами. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение - это пробудит в нем желание еще раз услышать ваши добрые слова.

Правила родительского поведения, способствующего снижению детской агрессивности

Помогайте ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем. Покажите, что есть более эффективные и безопасные способы, чем физическое нападение. Свои собственные агрессивные реакции на какие-то события не переносите на ребенка. Помогайте ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно потому, что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный. Не унижайте и не оскорбляйте ребенка, особенно при посторонних; обеспечьте ему чувство защищенности. Вспомните причины собственных агрессивных поступков в детском возрасте. Например, из-за чего происходили ваши стычки с братом или сестрой, или собственными родителями, или одноклассниками. Возможно, вы сможете лучше понять своего ребенка и помочь ему. Будьте внимательны к чувствам и желаниям своего ребенка. Адекватно оценивайте возможности ребенка. Умейте идти на компромисс. Найдите оптимальный путь воспитания ребенка, с которым согласны все, кто участвует в этом процессе. Любите ребенка просто за то, что он у вас есть, без каких-либо условий.

Приложение 2

Упражнения на снижение уровня агрессивности
у детей

Упражнение "Разукрась шары"

Задание для учащихся. Нарисуйте и раскрасьте круги с веселыми и злыми рожицами. Какого цвета могут быть "злые" круги? Какого цвета - "добрые"? Объясните почему.

Упражнение "Бумажный волейбол"

В этом упражнении используются изготовленные заранее бумажные шары. Площадка для игры делится пополам. Дети разбиваются на 2 команды, у каждого участника свой бумажный шар. Следует перебросить все свои шары на поле противника. По сигналу игра прекращается и подсчитываются шары. На чьем поле их меньше, та команда и выиграла.

Упражнение "Руки"

Дети разбиваются на пары. Один учащийся берет другого за руки и проговаривает: "Эй, рука, трясись, трясись - только больше не дерись! Расслабляйся, рука, и больше не кусайся!". Потом меняются ролями. Упражнение повторяется 2-3 раза.

"Солнечный зайчик"

Задание для учащихся. Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть. Зайчик побежал по голове, шее, животу, рукам, ногам, забрался за шиворот - погладьте его и там. Он не озорник - он любит вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.

"Спаси птенца" Задание для учащихся. Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его: медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к груди, отдайте птенцу тепло своего сердца. Раскройте ладони, и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите, он еще вернется к вам!

Разрядка гнева и агрессии

1. Сильно сожмите руки в кулаки, чтобы пальцы впились в ладони, а затем разожмите пальцы, расслабьте их. Выполняйте упражнение до тех пор, пока не почувствуете, что напряжение уходит.

2. Вытяните руки вверх и тянитесь изо всех сил, до предела, как будто хотите что-то достать с потолка. Потом опустите руки вниз, расслабьте их. Почувствуйте, как напряжение уходит из рук.

3. Закройте глаза и напряженно нахмурьтесь. Сохраняйте такое выражение лица сколько можете, а потом расслабьтесь. Почувствуйте, как напряжение исчезает.

4. Откройте рот как можно шире и сложите губы в большую букву "О". Закройте рот. Так вы расслабили мышцы лица.

5. Трите ладони друг о друга, пока они не нагреются, а затем положите их на лицо. Закройте глаза и почувствуйте расслабление.

Приложение 3

Агрессивность.
Ребенок глазами взрослого (опросник)

А. А. Романов

Фамилия, имя ребенка______________________________________

Возраст_____________Дата заполнения______________________

Заполнил: родитель, психолог, педагог________________________

Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка: 0 — не проявляется никогда, 1 — иногда наблюдается, 2 — наблюдается довольно часто, 3 — проявляется почти всегда, 4 — наблюдается постоянно.

Показатели

проявления

агрессивности

Поведенческие акты

Частота

проявления

1. Вегетативные признаки

и внешние проявления

агрессивности

Краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения, гнева

кусает, облизывает губы в состоянии раздражения, гнева

сжимает кулаки в состоянии обиды

сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева

01234

01234

01234

01234

2. Длительность выхода

из состояния раздражения,

гнева

После агрессивной реакции успокаивается в течение 15 минут

после агрессивной реакции успокаивается в течение 30 минут

после агрессивной реакции успокаивается в течение 1 часа

после агрессивной реакции пребывает в напряженном состоянии в течение дня

01234

01234

01234

01234

3. Чувствительность к помощи

взрослого

Не может успокоиться без помощи взрослого

замечания в устной форме не тормозят вербальной агрессии

замечания в устной форме не тормозят физической агрессии

чувство неприязни к другим не корректируется извне

01234

01234

01234

01234

4. Отношение к собственным

проявлениям агрессии

Сам признает негативность своего поведения и прекращает его

признает негативность своего поведения после комментариев взрослого и прекращает агрессивные действия

признает негативность, но продолжает агрессивные проявления

не воспринимает собственные агрессивные действия как негативные

01234

01234

01234

01234

5. Недостаточность

в проявлении гуманных чувств

Делает что-то назло другим

проявляет безразличие к страданиям других

стремится причинить другому страдания

отсутствие чувства вины после агрессивных реакций

01234

01234

01234

01234

6. Реакция на новую обстановку и на ограничения

Непривычная обстановка не тормозит проявлений агрессии

непривычная, незнакомая обстановка провоцирует проявление агрессии

в ситуации ограничения активности проявляет агрессивность

оказывает сопротивление при попытке ограничить агрессивные действия

01234

01234

01234

01234

7. Реактивность чувствительность к агрессии других

Реагирует агрессией на агрессивные проявления других

проявляет вербальные агрессивные реакции в ответ на вербальную агрессию других

проявляет физические агрессивные реакции в ответ на вербальную агрессию других

провоцирует проявление агрессии

01234

01234

01234

01234

8. Проявление агрессии

в присутствии других

Проявляет агрессию один на один

проявляет агрессию в присутствии других сверстников

проявляет агрессию в присутствии взрослых

ситуация совместной деятельности провоцирует проявление агрессии

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

9. Проявление физической агрессии, направленной

на предмет

Ломает, портит вещи противника в ситуации ссоры

портит свои вещи в состоянии раздражения, гнева

в состоянии раздражения, гнева портит те вещи, которые попадаются под руку

портит вещи независимо от состояния и ситуации

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

10. Проявление агрессии, направленной на других

детей

Проявляет агрессию по отношению к другим в состоянии раздражения, гнева

проявляет агрессивные реакции на случайные действия других (задели, толкнули и т. д.)

задирается, провоцирует проявление агрессии

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

11. Проявление агрессии,

направленной на взрослых

Проявляет агрессию по отношению к родителям

проявляет агрессию по отношению к чужим взрослым

проявляет агрессию по отношению к другим в состоянии раздражения, гнева

проявляет агрессивные реакции на случайные действия других (задели, толкнули

и т. д.)

проявляет агрессию по отношению к другим без видимой причины

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

12. Проявление агрессии,

направленной на себя

Причиняет себе ущерб в состоянии раздражения, гнева (бьет кулаком в стену, бьется головой)

причиняет себе ущерб после агрессивных реакций по отношению к другим

просит причинить ущерб в наказание

причиняет себе ущерб без видимых причин

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

13. Проявление агрессии,

направленной на животных

Насильно ловит животных

причиняет ущерб животным в состоянии раздражения, гнева

причиняет ущерб животным без видимых причин

убивает животных

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

14. Проявления вербальной

агрессии

Говорит обидные слова детям

говорит обидные слова взрослым

говорит нецензурные слова детям

говорит нецензурные слова взрослым

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

15. Проявления физической

агрессии

Замахивается

щипает, дергает за волосы

бьет рукой

бьет ногой

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

По данной схеме наблюдателю предлагается фиксировать частоту поведенческих актов ребенка в соответствии с 15 показателями проявления агрессивности:

0 — не проявляется никогда,

1 — иногда наблюдается,

2 — наблюдается довольно часто,

3 — проявляется почти всегда,

4 — наблюдается постоянно.

Общая сумма баллов по частоте наблюдаемости определяет уровень агрессивности:

1-й уровень (от 0 до 65 баллов) свидетельствует о том, что поведение ребенка позволяет говорить об отсутствии тенденции закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; скорее всего, ребенок в состоянии самостоятельно овладевать собственной агрессивностью.

2-й уровень (от 66 до 130 баллов) говорит об опасности закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических скорее всего, ребенку требуется помощь в овладении собственным деструктивным поведением.

3-й уровень (от 131 до 195 баллов) характеризует поведение ребенка как патологическое, что предполагает оказание значительной психолого-педагогической помощи ребенку в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.

4-й уровень (от 196 до 240 баллов) — скорее всего, свидетельство серьезных патохарактерологических изменений в личности ребенка, требующих медицинского вмешательства.

Разделы: Школьная психологическая служба

Введение

В настоящее время одной из острых проблем, с которыми сталкиваются не только педагоги, но и родители подростков, является поведение подростков. А конкретно – агрессивное поведение. Но агрессивность сама по себе не возникает, этому есть причины и способствуют многие факторы. Поэтому встречи психолога с родителями по данной теме должны быть. И основной целью данных встреч должна быть - формирование знаний родителей о проблеме агрессивности подростков; формирование умения и навыки как помочь своим детям справиться с агрессивным состоянием, научить бороться со своим гневом. Задачами могут являться - определить возможные причины преобладания отрицательных эмоций у учащихся, конкретно агрессивного поведения школьников, определить причины появления агрессии и дать рекомендации родителям.

В работе представлен развернутый конспект собрания для родителей, содержащий теоретическую информацию, практические моменты (анкеты и упражнения) и основные рекомендации по работе с агрессией как со своей, так и для помощи с ребенком.

  • Агрессия
  • – (от лат. “agressio” – нападение приступ) намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному.
  • Агрессивность
  • – это свойство личности, выраженная в готовности к агрессии

На агрессивное поведение влияет комплекс факторов:

  • Персональный фактор – низкий уровень воспитания, неадекватно заниженная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения
  • Поведенческий фактор – поведение, создающее помехи для окружающих, вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы, слабая успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты, приводы в милицию, ранняя судимость
  • Социальный фактор – культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи, зависимость от социальной помощи, смена воспитателей (отчим, мачеха), семейное и сексуальное насилие, друзья с отклоняющимся поведением.

Возможные причины:

  • Внутрисемейные конфликты (развод родителей, появление другого воспитателя, появление второго ребенка в семье, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребенка)
  • Неблагополучие семьи
  • Гиперопека или равнодушие со стороны родителей
  • Личные проблемы (наступление фазы полового созревания и связанные с этим проблемы физиологического и психологического характера)
  • Недовольство собственной внешностью
  • Неадекватное восприятие со стороны взрослых(мнение подростка о том, что он взрослый, но никто его таковым не считает)
  • Развитие критического мышления и как результат протест против морали взрослых.
  • Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость)
  • Социальные причины (культ насилия, сформировавшийся в обществе, влияние СМИ, переполненные классы, раздражение, усталость от школы)

Портрет агрессивного ребенка:

Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому ненужным. Он использует любую возможность, стремиться разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых наказание. В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое “место под солнцем”.

Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Цели родительского собрания: формирование знаний родителей о проблеме агрессивности подростков; формирование умения и навыки как помочь своим детям справиться с агрессивным состоянием, научить бороться со своим гневом.

Задачи родительского собрания: определить возможные причины преобладания отрицательных эмоций у учащихся, конкретно агрессивного поведения школьников, определить причины появления агрессии и дать рекомендации родителям.

Предварительная подготовка: анкетирование учащихся “Кто такой агрессивный человек?”; методика Басса-Дарки.

Оборудование: мультимедийная презентация с ключевыми понятиями, клубок с нитками.

Ход собрания

1. Ритуал приветствия

(Звучит спокойная музыка)

Упражнение-приветствие “Я рад вас видеть сегодня…”

(Клубок передается по кругу всем родителям, постепенно его разматывая).

2. Упражнение на снятие нервно-психического напряжения

– Вот так, как этой нитью, все мы связаны общей проблемой – агрессия и агрессивное поведение детей. Сегодня мы вместе попробуем разобраться в этой проблеме.

3. Введение в тему

Часто учителя и родители обращаются за помощью к специалистам по причине детских конфликтов. Как известно, любая работа с конфликтным поведением начинается с осознания конфликтной ситуации и чувств, которые ее сопровождают, поэтому нам показалось логичным провести собрание на тему агрессии (поскольку именно это поведение и неумение справляться с негативными чувствами приводят к конфликтам). (Приложение 1 , слайд 1).

4. Дискуссия с использованием мозгового штурма

Формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию.

Агрессивные дети, как правило, не способны чувствовать состояние другого человека и не умеют вставать на его позицию. Их чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать “жертве”, его агрессия в следующий раз будет слабее.

Взрослым, которые взаимодействуют с таким ребенком, рекомендуется также говорить о своих чувствах и переживаниях. Например, ребенок разбросал игрушки, и вы ему говорите: “Ты – негодник. От тебя одни проблемы”. Такое заявление вряд ли будет эффективным с агрессивным ребенком. А если вы скажете: “Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны”. Таким образом, вы не обвиняете ребенка, не обзываете его и не оцениваете его. Вы говорите о себе, о своих ощущениях.

В заключении хочется сказать, что все предлагаемые способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения. Внимание к ребенку, его нуждам, потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими – вот что помогает наладить взаимоотношения с ребенком.

10. Упражнения, помогающие снять напряжение

Упражнение “Бумажные мячики”

Цель: достижение эмоциональной разрядки.

На полу проводится “граница”. Группа делится на две команды, из газет, старых бумаг.
Сминаются “мячики”. По команде ведущего команды перебрасывают на противоположную сторону “мячики”. Задача: перебросить их как можно больше, чтобы почти все “мячики” оказались на территории “противника”.

Упражнение “Воздушный шарик”

Описание. Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.

Упражнение “Кулачок”

Просят участников сжать кулачок крепко-крепко. Пусть они подержат кулачок сжатым, а когда раскроют его, рука расслабится.

11. Обратная связь (подведение итогов работы)

Чтение стихотворения “Родителям…”

(Решение взаимоотношений детей и родителей через призму взаимоотношений в семье).

– Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же – никогда.
Тот лучший проповедник –
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии –
Вот лучшая из школ.
И если все мне показать –
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.

12. Выводы

13. Ритуал прощания

Упражнение-прощание “Я поняла сегодня…” (клубок передается по кругу всем родителям, постепенно его разматывая).