Родительское собрание поможем детям учиться. Доклад на родительском собрании как помочь ребенку учиться

Родительское собрание «Как помочь ребёнку в учёбе»

Цель: Повышение педагогической культуры родителей по вопросу помощи ребенку в учебе; интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.

Ход собрания

I . Организационный момент

II . Выступление классного руководителя

Слайд 1

Здравствуйте уважаемые мамы и папы! Мы рады видеть Вас в этом зале на родительском собрании. А начать его мне хочется с вопроса: «Что желает всякий родитель?» Ответить легко. Мы хотим, чтобы ребёнок не болел, уважительно относился к нам, помогал по дому и по хозяйству, хорошо учился. Мы себя спрашиваем - как всего этого добиться? Ответ на этот вопрос человечество ищет давным-давно. А мы, родители, начали искать его, как только на свет появились наши собственные « солнышки, зайчики и лапушки». И сегодня мы постараемся помочь друг другу решить те или иные проблемы, с которыми не можем справиться сами. А именно, мы поговорим о том: «Как помочь ребенку с учебой?»

Слайд 2

В наши дни детям приходится усваивать множество информации. Это происходит день за днём и наваливается, как снежный ком. Каждому из нас знакомо выражение: «Ученье - свет». А мне бы ещё хотелось добавить, что учение - благо, оно делает человека мудрее, добрее, богаче и духовно, и материально (что немаловажно в наше время). Однако я соглашусь с В.А. Сухомлинским, утверждавшим, что «из-за того, что учение в нашем обществе стало не только общедоступным, но и обязательным, в глазах многих молодых людей оно перестало быть благом». Более того, для многих ребят оно не только обременительно, но является наказанием, а выполнение домашнего задания - мучением.

Как сделать так, чтобы учение стало желанным и привлекательным, как помочь ребёнку в учёбе?

Есть категория родителей, которые легкомысленно относятся к тому, как их ребёнок выполняет домашние задания. Обычно контроль за выполнением домашнего задания заканчивается вместе с обучением в начальной школе. Приходится часто слышать подобные фразы: «Зачем его проверять? Взрослый уже, пусть сам думает», «Сейчас другая программа, я ничего в этом не смыслю». Хорошо, если ребёнок сам справляется, а если нет?

Психологи уже давно доказали, что ответственный подход детей к выполнению домашнего задания способствует не только обучению, но и развитию навыков, без которых не обойтись не только в школе, но и в жизни: организованность, готовность к решению проблем, внимание, память, умение сформулировать задачу, настойчивость и дисциплинированность.

Сколько бы ни было ребёнку лет, он нуждается в родительской помощи. Но как работающие, всегда занятые родители могут помочь? Самая незамысловатая отговорка о собственном незнании материала не повод устраняться от помощи своему ребёнку. Совсем не обязательно владеть теорией материала, который изучает ваш ребёнок, вы не должны решать за него задачи и делать упражнения. Главное, что вы можете сделать для него - поддержать морально, создать необходимые условия. Одним словом, не самоустраняйтесь в процессе воспитания и обучения своего ребенка.

Слайд 3.

Выполнение школьниками домашних заданий — обязательная часть учебы. Безусловный долг родителей состоит в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий.

Слайд 4.

Ребёнок должен испытывать чувство ответственности за то, что он делает, потому что оно является залогом успеха в учебе и жизни.

Слайд 5.

Воспитание чувства ответственности неотделимо от умения доводить начатое дело до конца.

Важен ещё один момент. «Прежде всего, в ученике надо видеть человека, а не хранилище знаний, которые надо усваивать, усваивать и усваивать. Знания лишь тогда становятся благом, когда они рождаются из слияния внутренних духовных сил человека и мира, который познаётся… Миссия воспитателя заключается в том, чтобы открыть детям непонятное, пробудить стремление узнать», - думаю, что эти слова В.А. Сухомлинского должны быть адресованы не только учителям, но и родителям.

Поэтому если ваш ребёнок не справляется со школьной программой и не делает домашнее задание, не вешайте сразу на него ярлык лодыря и не восклицайте в панике: «Я не знаю, что мне с ним делать». Для начала попытайтесь разобраться в причинах, которые привели к такой ситуации.

Слайд 6.

Среди них могут быть следующие:

Объективные трудности, непонимание конкретной темы. В более частых случаях внимание ребёнка отвлечено на посторонние вещи, отсюда - невнимательность при получении новых знаний и невозможность их воспроизвести.

Желание привлечь к себе внимание взрослых. В семьях, где родители в бытовой спешке недодают детям элементарного человеческого тепла, это единственный способ привлечь к себе внимание.

Избалованность: чрезмерная опека может привести к диктату со стороны ребёнка.

Страх неудачи, который мешает ребёнку сосредоточиться. Подобная ситуация складывается, если родители наказывают ребёнка за неуспехи. Может случится и так, что ребёнок будет связывать наказание с обучением, в результате чего его общеобразовательные знания будут недостаточными.

Активное присутствие родителей в жизни детей даёт чувство безопасности и уверенности в себе. Такие дети общительны, находчивы, способные разобраться в различных общественных ситуациях.

Если родители чрезмерно требовательны, не дают ребёнку самостоятельности, то дети теряют веру в себя, у них появляется неуверенность, что приводит и к трудностям в отношениях с окружающими, и к трудностям в учёбе.

Когда родители вовсе не интересуются жизнью своего ребёнка, вольно или невольно уклоняются от общения с ним, ребёнок может попасть под влияние первых попавшихся «авторитетов», что приведёт к конфликтам в школе, к непониманию дома, к снижению успеваемости и исчезновению интереса к учёбе.

Можно сделать вывод, что школа, безусловно, несёт отвественость за воспитание детей, но всё-таки главной воспитывающей средой является семья: именно от отношения родителей и детей зависит поведение ребёнка и, конечно же, желание учиться. Выяснив причины проблемы, нужно искать пути решения.

Слайд 7

Ситуация первая: ребенок в отчаянии от того, что не может решить задачу. При этом на Ваши вопросы об ее содержании- отвечает с трудом или не отвечает вовсе.

Слайд 8.

Ситуация вторая: накануне ребенок долго и упорно учил историю, но строгий учитель потребовал не только воспроизведения содержания параграфа, но и задал ряд вопросов по нему. В итоге - «тройка». Ребенок заявляет, что больше предмет он учить не будет, потому что «бесполезно».

Слайд 9.

Ситуация третья: пришли с работы и застали ребенка в слезах. Поговорив с ребенком, понимаете, что он не знает, как писать сочинение: с чего начинать, как выбрать главное. Но самая большая трудность в том, что ребенок абсолютно уверен, что у него -это никогда не получится. Кроме того, его уже давно ждут друзья, чтобы поиграть во дворе в футбол, ведь он ключевая фигура - вратарь.

Советы по решаемым проблемам

Слайд 10.

Нет таблетки, которая вылечила бы все болезни разом. Так же с процессом воспитания. Но безвыходных ситуаций не бывает. Что делать, если заставить ребёнка учится крайне сложно? Нужно найти такую мотивацию, чтобы ребенку захотелось выполнить предложенную работу, чтобы не только результат, но и сам процесс выполнения работы был для ребенка приятен. Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой. Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий. Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

Слайд 11.

НИКОГДА НЕ ГОВОРИТЕ

Ты никогда сам не думаешь. Все время рассчитываешь, что кто-то будет думать за тебя

Ты как следует не сделал уроки, потому что ты лентяй

Слайд 12.

СКАЖИТЕ ТАК

Я все понял. Это очень неприятно, но не стоит расстраиваться. В следующий раз ты так подготовишься, что тебе не будут нужны никакие подсказки.

Слайд 13.

НЕЛЬЗЯ
ставить какие-либо условия. Это приучает ребенка заниматься только ради чего-то

Учение из страха быть наказанным приводит к тому, что у ребенка вырабатывается отвращение к учебе и школе

Слайд 14

НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ Ребёнка нужно учёбой заинтересовать

Ненавязчиво повторяйте:

«Знания ты получаешь для себя»

Слайд 15

НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ

Ребенок в процессе учебы должен укрепляться в мысли о том, что его умственные способности не ограничены

Слайд 16

Призывайте ребенка размышлять, когда он выполняет домашнее задание, это стимулирует мыслительную деятельность, вырабатывает интерес к определенному знанию

Слайд 17

ХВАЛИТЕ РЕБЁНКА Показывайте ему, что он на многое способен и вы верите в его силы

Исключите из своего общения с ребенком оскорбления.

Слайд 18

Родители лучше всех знают своего ребенка и скорее могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе.

Родители постоянно должны совершенствовать знания о своем ребенке.

Это залог успеха!

Нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши отношения с ним. Философ Руссо говорил: «Дети пусть делают то, что хотят, а хотеть они должны то, что хочет педагог». Если мы хотим, что бы у наших детей не возникали проблемы с успеваемостью, не появлялось нежелание учиться, то не только учителя, но и родители постоянно должны совершенствовать знания о своем ребенке. Это залог успеха. Они лучше всех знают своего ребенка и скорее могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе. Только сами родители, подробно проанализировав сложившуюся ситуацию, смогут понять, чем вызвано нежелание учиться.

Уважаемые мамы и папы! Превратим скучное выполнение домашнего задания в увлекательное домашнее творчество. Трудно то, что не понятно. Объясните ему всё непонятное. Научите его пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Если мы сомневаемся, как поступить, лучше не торопиться. Посоветуемся с ребёнком. Кто-то сказал, что взрослые это очень усталые дети. Громадное желание мамы - выспаться и побыть в тишине. А психологи утверждают, что двадцать минут одиночества достаточно. Так что же, уважаемые мамы, мы двадцать минут не найдём. Найдём и снова примемся за воспитание и обучение своих « солнышек, зайчиков и лапушек».

Слайд 19

Спасибо за участие в собрании.

Решение родительского собрания.

1. Родителям проводить больше времени с детьми и совместно с ними разработать программу действий по решению возникших проблем.

2. Поддерживать постоянное сотрудничество родителей, детей и педагогов.Здесь будет файл:

Сегодня наш разговор пойдет о том, как родители могут помочь своим детям в выполнении домашних заданий, в организации учебной деятельности. Тема нашего педвсеобуча "Как помочь ребёнку хорошо учиться?"

А так ли важна и актуальна эта проблема в настоящее время? Да. Чтобы убедить вас в этом, я хочу показать результаты опроса, который был проведён в 4-11 классах нашей школы.

Всего было опрошено ___ человек. Это __часть от всех учащихся школы. Были получены следующие данные: (Результаты анкетирования)

Таким образом, проанализировав ответы наших детей, мы приходим к выводу, что помогать ребёнку хорошо учиться нужно , а как это сделать правильно, я постараюсь рассказать вам на этой нашей встрече.

Обучение в школе – одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Но это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объясняем детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролировать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.

Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя, согласование их действий. Усилия семьи и школы в решении этой проблемы – едины. Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:

Организация домашнего труда школьника;

Приучение детей к самостоятельности.

Контроль за выполнением домашних заданий;

1.Организация режима дня.

Организация режима дня позволяет ребенку:

Легче справляться с учебной нагрузкой;

Защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье. У 20 % школьников плохое здоровье – причина неуспеваемости.

Точный распорядок занятий – это основа любого труда.

Очень важно, чтобы ребенок садился за уроки в один и тот же час. Специальные исследования показали, что фиксированное время занятий вызывает состояние предрасположенности к умственной работе, т.е. вырабатывается установка. При таком настрое ребенку не нужно преодолевать себя, т.е. сводится до нуля мучительный период втягивания в работу. Если нет постоянного времени занятий, то эта установка может не выработаться, и будет формироваться представление, что приготовление уроков дело не обязательное, второстепенное.

Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и тоже время. Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением любых задач.

Важный вопрос в организации режима дня – это организация досуга. Важно не оставлять ребенка без присмотра, а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учебы время.

Позаботьтесь, чтобы после ужина ребенок не перевозбуждался, не смотрел «страшные фильмы», не играл в шумные игры. Все это отразится на сне, на самочувствии и работоспособности ребенка на следующий день. Хорошо прогуляться перед сном 30 – 40 мин. Если ребенок спит, следите, чтобы громко не звучал телевизор, радио. Погасите свет, говорите тише. Часто родители идут на поводу у детей, мирятся с капризами ребенка: дети участвуют в застольях, ложатся поздно спать. Это недопустимо. Здесь нужно проявить твердость.

2. Организация рабочего места.

Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Никто не должен мешать ученику. Рабочее место должно быть достаточно освещено. Стол ставится поближе к окну, чтобы свет падал слева. В вечерние часы включается находящаяся слева на столе лампа, желательно, чтобы у нее был абажур зеленого цвета, так как этот цвет в наименьшей степени утомляет зрение. Во время чтения книгу полезно поместить на подставку с наклоном в 45 градусов. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов.

Всё должно находиться на своих местах. Это и учебники, и тетради, и ручки и т.п. Надо также всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности то и дело вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами - календарь и расписание уроков.

Не рекомендуется для письма использовать тяжелые ручки, так как увеличение ее веса даже на Iг усиливает утомление. Известный специалист по научной организации труда (НОТ). К. Гастев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом.

Выполнение домашних заданий быстро утомляет, когда работаешь за столом, который не соответствует росту. Принимая позу «согнувшись над столом», мы тем самым затрудняем кровообращение и дыхание, что отрицательно влияет на работу сердца и мозга.

§ разница между высотой стола и стула - от 21 до 27 см.

§ расстояние от глаз до поверхности стола - 35 см,

§ между грудью и столом расстояние должно быть равно ширине ладони.

§ ноги должны опираться всей ступней на пол или подножку стола.

При умственной работе кровообращение в мозгу ускоряется в 8-9 раз. Соответственно возрастает и потребность в насыщении крови кислородом. Поэтому не забудьте за 10 минут до начала занятий проветрить комнату.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через один час или полтора часа после возвращения ребенка из школы, чтобы он успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и игр с товарищами. Лучше всего начинать занятия в 16 часов.

Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:

в 1 классе - до 1 часа (3/4 часа);

во 2 классе - 1,5 часа (1 час);

в 3 классе - 2 часа (1,5 часа);

в 6 классе - до 2,5 часов (2-2,5 часа);

в 8 классе - 3 часа (2,5 часа);

Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования.

3. Выработка привычки обязательного выполнения домашнего задания.

У каждого школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка.

Говоря о привычке, имеется в виду следующее. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось, - уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет, и не может быть - это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

На первых порах ребёнок скорее жаждет, чтобы ему задали что-нибудь на дом. Это действительно так. Но когда пройдут первые школьные переживания, и жизнь войдёт в привычную колею, трепетное отношение к домашним заданиям сменится более трезвым, и тут выяснится, что далеко не всегда уроки так уж хочется делать. Первое, что здесь может прийти на помощь ребёнку, - это понимание того, что уроки приготовить надо , вот и всё.

Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьёзному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых.

Возможно, вам приходилось наблюдать семьи, где мама считает допустимым прервать занятия сына, или дочери. Выясняется, что надо срочно сбегать в магазин, или вынести мусорное ведро, что пора есть – приготовлен обед или ужин. Иной раз и папа предлагает отложить уроки, чтобы вместе посмотреть интересную передачу или фильм по телевизору или сходить в гараж. К сожалению, взрослые не понимают, что своим поведением они воспитывают у школьника отношение к учёбе как к чему- то маловажному, второстепенному делу. В подобных ситуациях маме лучше самой сходить в булочную или лишний раз разогреть еду, чем вырабатывать у ребёнка представление, что уроки стоят на одном из последних мест в иерархии домашних дел и обязанностей.

Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые. Школьник чувствует это прекрасно.

4. Атмосфера домашних занятий.

Прежде всего, занятия дома должны быть лишены школьной напряженности, ребенок может встать и подвигаться, как ему хочется. Дома родители не ставят оценок. Безоценочность рождает атмосферу свободы, спокойствия, творчества, безопасности, в которой можно учиться в ситуации поддержки и веры в успех, а не стресса. Еще один плюс: домашние занятия могут организовываться с учетом индивидуальных способностей работоспособности ребенка. Для некоторых детей характерна так называемая эпизодическая работоспособность, при которой ребенок может удерживать внимание на учебных задачах всего 7-10 минут, а затем отвлекается, давая своей нервной системе перерыв для восстановления. Пятиминутный перерыв для отдыха – и школьник готов продолжать заниматься. В школе нет возможности предусматривать подобные перерывы для каждого ученика, а дома родители для собственного ребенка могут организовать индивидуальный режим, учитывающий пики и спады его работоспособности. Особенно полезен индивидуальный подход к гиперактивным или слишком тревожным детям.

5. Приучение детей к самостоятельности.

«Папа у Васи силен в математике...» – помните эту забавную частушку из известного детского кинофильма? А продолжение ее?

…Учится папа за Васю весь год.

Где это видано?! Где это слыхано?!

Папа решает, а Вася сдает!

Смешно, не так ли? Но, как известно, в каждой шутке есть доля истины. Как правило, все начинается с вполне понятного желания родителей помочь своим чадам. Однако постепенно, незаметно для самих себя, взрослые начинают делать уроки за ребенка, вместо того чтобы помогать ему.

Вообще, во всем, что касается учебы детей, родители склонны впадать в две крайности. Одна из них – чрезмерная опека, при которой несчастный ученик даже буковку не смеет написать без разрешения взрослых, а вторая – полное отсутствие не только помощи, но даже и контроля над успеваемостью ребенка. Мол, меня тоже никто не проверял, и ничего – выучился!

В начальной школе детям необходима помощь взрослых в организации времени выполнения заданий, поскольку в этом возрасте навык планирования у ребят еще недостаточно развит. Но постепенно ребенку будет требоваться все меньше времени для организации занятий. Поэтому прямое участие родителей в выполнении уроков можно будет заменить только присутствием. В этом случае родители могут ограничиться контролем качества выполнения заданий. Неизменными остаются лишь интерес и внимание к жизни школьника, умение радоваться его успехам, а при первом появлении трудностей в учебе или общении вы, конечно, должны помочь ему.

Но часто этим помощь не исчерпывается. Многие дети могут выполнять домашнее задание только в присутствии родителей, педагогов или вместе с ними.

Когда взрослым приходится довольно много своего времени тратить на домашние задания детей, то рано или поздно возникает вопрос: «Когда же, наконец, мой ребенок будет делать уроки сам?»

Вопрос этот важен не только с точки зрения заботы о времени взрослых, но и потому, что навык самостоятельной деятельности необходим как для успешного обучения в школе, так и в жизни вообще. Следовательно, развитие самостоятельности детей – это забота об их будущем.

Когда мы говорим, что школьник умеет самостоятельно выполнять домашние задания, то речь идет о целом комплексе навыков. Это означает, что ребенок должен уметь:

· сориентироваться в объеме заданий, которые ему предстоит выполнить;

· спланировать порядок действий: что он будет делать сначала, что потом и т. д.;

· распределить время (представить, сколько приблизительно времени займет то или иное задание);

· понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания;

· применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи;

· представить себе алгоритм действий, которые помогут ему в случае затруднения.

Согласитесь, что эти навыки довольно сложны. Наблюдения за самостоятельной работой школьников показывают, что без специального обучения дети, начиная выполнять работу, действуют импульсивно. Они пытаются решить задачу сразу, без анализа и осмысления, работают торопливо, допускают ошибки. Либо наоборот, дети включаются в работу слишком медленно, не думают над заданием, не решаются приступить к решению и в результате домашнее задание растягивается не на один час.

На характер приготовления домашнего задания так же влияет эмоциональное состояние ребенка. Психологи доказали, что более половины детей, выполняя задания самостоятельно, испытывают тревогу: одни – потому, что слишком эмоциональны, другие – потому, что не уверенны в своих знаниях, третьи – потому, что боятся быть неуспешными.

Самостоятельность редко появляется сама по себе. Как это ни парадоксально, самостоятельность детей – это результат ряда последовательных действий взрослых, а особенно родителей.

Можно сказать, что если ребенок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьезных затруднений, - это серьезный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребенка опыт, который он сможет перенести в свою взрослую жизнь.

Какое участие родителей будет способствовать формированию самостоятельности в выполнении детьми домашних заданий?

С одной стороны важно оставлять ребенка наедине с заданием, для выполнения которых он уже владеет необходимыми навыками, с другой, если ребенок при этом систематически будет сталкиваться с затруднениями, которые не может преодолеть, он начинает воспринимать как непреодолимое препятствие саму ситуацию домашнего задания.

Если вы уже сталкиваетесь с проблемой оттягивания ребенком времени выполнения домашнего задания как можно дольше, вплоть до сна, или если ребенок утаивает часть задания, это значит, что проблема уже существует.

Какая же степень участия родителей в выполнении детьми домашних заданий наиболее оптимальна? Какие наши действия будут способствовать формированию самостоятельности детей? Ответить на эти вопросы поможет правило, сформулированное для родителей Ю.Б. Гиппенрейтер: «Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому».

Возможно, вы уже оказались в ситуации, когда ребенок не выполняет работу самостоятельно и вам приходится сидеть рядом с ним.

Во-первых, это вовсе не значит, что ребенок не умеет действовать сам. Видя, что родители готовы постоянно находиться рядом, ребенок сознательно решает ничего не делать самостоятельно. Кое-кто просто перестает работать, как только родитель отходит.

В таком случае, надо двигаться постепенно. Несколько дней подряд взрослым целесообразно садиться как можно дальше от ребенка, выполняющего домашнее задание. Постепенно родителям следует увеличивать расстояние между собой и школьником, пока он не станет работать полностью самостоятельно.

Как учитывать особенности нервной системы ребенка при выполнении домашних заданий?

Ученые выделяют два основных типа нервной системы, каждая из которых характеризуется определенными чертами и проявляется в особенностях работоспособности. Так, например, у учащихся обладающих «сильной» нервной системой утомление наступает позже и они постепенно втягиваются в работу, поэтому, если у ребенка нет своих особых предпочтений, при подготовке уроков лучше придерживаться последовательности заданий от легких к трудным.

Учащиеся со «слабой» нервной системой утомляются гораздо быстрее и им необходим специальный отдых после школьных занятий, а также частые перерывы во время подготовки заданий. Такие ребята в большей степени испытывают потребность в полной тишине и уединении для занятий. Последовательность выполнения заданий должна быть от трудных к легким. Для успешного выполнения домашних заданий им так же необходим четкий ритм занятий и создание необходимых условий. Например, после 25 минут занятий следует сделать перерыв на 5-10 минут, во время которого целесообразно выполнить несколько физических упражнений.

Как поддержать чувство успешности ребенка при выполнении домашних заданий

Родитель может поддержать чувство успешности ребенка, если будет правильно реагировать на его успехи и ошибки. Как правило, родители в первую очередь обращают внимание на ошибки своих детей. Взрослым стоит взять за правило отмечать, как хорошо школьник выполнил те задания, которые сделаны без ошибок. А относительно заданий, в которых допущена ошибка, сказать ребенку: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, то у тебя может получиться несколько другой ответ». Это побудит ученика вернуться к заданию без отвращения и чувства бессилия.

Иногда целесообразно проверять домашнее задание по частям, сразу после того, как школьник решил задачу, выполнил упражнение. Для многих детей важно немедленно получить подтверждение, что все сделано без ошибок или как можно быстрее исправить погрешности в работе. Таким образом, ребенок достаточно быстро может получить обратную связь относительно хода выполнения уроков. У него возникает желание хорошо выполнить следующее задание.

Для того чтобы у ребенка закрепилось позитивное отношение к учебе, огромное значение имеют положительные эмоции, переживаемые в процессе обучения и в том числе при выполнении домашних заданий. Поэтому при подготовке домашних заданий постарайтесь давать ребенку больше позитивной обратной связи, обращайте его внимание на то, что у него получается лучше всего, реагируйте эмоционально на его успех. И, наоборот, если ребенок допускает ошибку, укажите на нее спокойным, ровным тоном.

В этой связи, становится очень важным эмоциональное состояние самого родителя. Выполняя с ребенком домашние задания, позаботьтесь о своем эмоциональном настрое: если вы чем-то огорчены или расстроены, дайте себе время отдохнуть, переключиться и только после этого садитесь за уроки. Если вам трудно переключиться, и вы испытываете сильные негативные переживания во время приготовления ребенком уроков, то, возможно, лучше перепоручить это другому человеку (родственнику, педагогу и т. д.). Выполняя эти рекомендации, вы сбережете и свои взаимоотношения с ребенком, и поможете ему поддержать познавательный интерес.

Если вы решили помогать ребенку в приготовлении домашних заданий , ПОСЛУШАЙТЕ основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые способны принести ему действительно пользу, а не вред.

· Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него.

· Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается.

· Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, что ребенок находится в школе 4-5 часов, а затем его рабочий день продолжается, когда он продолжает делать уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий.

· Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний. Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.

· Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка, так как уверенность в правильном выполнении помогает.

· Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет уверен в себе.

· Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может “заучить” ошибку. Но избегайте слов “ты делаешь не так”, “это неправильно”.

· Для того чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает и не понимает.

6. Контроль за выполнением домашних заданий.

Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами:

Какие отметки?

Выполнил ли уроки?

После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей.

Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится неинтересно на уроке, он не пытается умственно работать, а не желание напрягаться мысленно, перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. То есть контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе.

Ещё один очень важный момент. Чтобы объективно осуществлять контроль и своевременно оказывать своему ребёнку помощь, нужно чаще встречаться с учителями, посещать родительские собрания. Поверьте, от этого во многом зависят успехи ваших детей. Посмотрите нашу школьную статистику: (диаграмма "Зависимость успеваемости учащихся в классе от посещаемости родителями родительских собраний")

Эта диаграмма наглядно показывает, что успеваемость зависит не только от возраста учащихся, но и от того, насколько слаженно работает связь "Родители - школа"

И ещё несколько советов. Как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения. Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным.

Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка:

· Не сравнивайте его умения с умениями других детей.

· Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнить заданное упражнение.

· Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.

· Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.

· Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.

· Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.

· Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.

· Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.

Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.

· Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.

· Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.

· Чаше играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады.

· Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах.

В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье – с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть.

Как видите, если взять совсем немного психологических знаний, добавить к ним терпение и доброжелательность и сдобрить все это огромным желанием понять своего ребенка – получится тот самый рецепт «правильной» родительской помощи, которая направит вашего ребёнка на покорение новых вершин и будет постоянно поддерживать в нем огонек любви к познанию.


Сарана Татьяна Анатольевна

Родительское собрание

«Сила мягкого спокойного слова так велика

что с нею не может сравниться никакое наказание»

Лесгафт

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности обучающихся, оценка значимости и действенности поддержки ребенка в его учебной деятельности со стороны родителей.

Задачи:

1. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.

2. Расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми.

3. Отработка с родителями воспитательных и психологических приемов поддержки учебной деятельности ребенка.

4. Выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся.

Форма проведения: круглый стол, работа в микрогруппах.

Оборудование: слайдовая презентация на тему, буклеты родителям с советами по поддержке детей в учебной деятельности.

Ребёнок, что тесто, как замесил, так и выросло.

Введение в тему собрания.

Жила – была Красная Шапочка, такая хорошенькая да умненькая, что лучше её и на свете не было. Мать любила её без памяти, а бабушка ещё больше. Раз пошла Красная Шапочка к бабушке. Идёт она лесом, цветочки собирает, кузнечиков слушает, и вдруг вспомнила, а уроки – то она не сделала, а солнце к вечеру клонится…

Задание для родителей: продолжить сказку, составить 1-2 предложения по цепочке.

Выступление учителя. Обучение в школе – одно из важнейших, наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Изменяется вся жизнь ребёнка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Все родители мечтают, чтобы дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объясняем детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителя есть полная возможность проконтролировать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.

Еще К.Д.Ушинский говорил, что именно на начальном этапе обучения родители должны максимально опекать свое дитя. Их задача вместе с учителем – научить детей правильно учиться. Учеба наших детей - это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чём вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете.

Родители – главные «проектировщики, конструкторы и строители» личности своего ребёнка.

Родительская поддержка помогает ребенку поверить в себя и в свои способности, поддерживает его при неудачах.

Наибольшего успеха в учёбе достигают те дети, родители которых осознают, что для получения хорошего образования они должны нести ответственность за учёбу вместе со своим ребёнком и со школой.

Для того, чтобы помочь ребенку в сложной для него деятельности мы должны знать как это делать.

Перед родительским собранием была проведена предварительная работа: анкетирование родителей и учащихся, обработка анкет

Анкета для родителей

2. Что вы делали в школе?

4. Тебя сегодня спрашивали?

5. Тебе делали замечание?

Анализ анкет для родителей.

Если мы посмотрим на диаграмму, то большинство родителей отметили вопросы

Тебя сегодня спрашивали? %

Тебе делали замечание? %

Предпочтительные ответы – ; нежелательные – .

Анкета для учащихся.

1. Есть ли у тебя дома специальное рабочее место, где ты постоянно выполняешь домашнее задание?

3. С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно?

Анализ анкет для учащихся.

1. Есть ли у тебя дома специальное рабочее место, где ты постоянно выполняешь домашнее задание? Да-

2. Как долго ты выполняешь домашнее задание(1 час, 2часа, 3 часа)?

1 час – %

2 часа - %

3 часа – %

3. С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно? Чтение – %

4. Какие предметы ты готовишь с трудом?

Математика %

Русский язык %

5. Кто помогает тебе готовить уроки?

Мама – %

Папа – %

Сестра – %

6. О чем спрашивают тебя родители, когда ты приходишь из школы?

Какие отметки ты сегодня получил? %

Если мы сравним анализ двух анкет, то ответы родителей и детей совпали на вопросе «Какие отметки ты сегодня получил?». Контроль над домашним заданием не должен ограничиваться только одним вопросом, родители должны поддерживать интерес ребенка к учению, помочь ребенку включиться в учебный процесс. Помочь детям почувствовать радость учебного труда, способствовать развитию у них любознательности, познавательной активности, наблюдательности, памяти, внимания. Усилия семьи школы в решении этой проблемы – едины.

Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:

    организация режима дня;

    контроль за выполнением домашних заданий;

    приучение детей к самостоятельности.

1. Организация режима дня.

Организация режима дня позволяет ребенку: легче справиться с учебной нагрузкой; защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье. У 20% школьников плохое здоровье – причина неуспеваемости.

Точный распорядок занятий – это основа любого труда. Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей (покупка хлеба, мытье посуды, вынос мусора и т.д.).Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно. Приученному к таким обязанностям ребенку не придется напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду и т.д.

Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и то же время.

Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач.

Хорошо, если вы будете просить пересказать, что прочитал ребенок. При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесенные слова. Таким образом, дети будут учиться выражать свои мысли.

Важный вопрос в организации режима дня – это организация досуга. Важно не оставлять ребенка без присмотра, а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учебы время. Особое внимание следует уделять пребыванию на свежем воздухе. Необходимо правильно организовать сон. Ложиться спать нужно в 21 час. Хороший спокойный сон – это основа здоровья.

Позаботьтесь, чтобы ребенок после ужина не перевозбуждался, не смотрел «страшные фильмы, не играл в шумные игры. Все это отразиться на сне, на самочувствии ребенка. Хорошо прогуляться перед сном 30 – 40 минут.

2. Контроль за выполнением домашних заданий.

Решение проблемных ситуаций.
Предлагаю вам разделиться на три или две рабочие группы (это можно сделать заранее, предложив родителям выбрать листочки трех или двух разных цветов, в зависимости от количества родителей) и проработать ситуации, разрешение которых вызывает у родителей затруднения.

1-я г р у п п а. Ребенок пришел домой с «двойкой». Ваша модель поведения в этом случае? Разработайте правила, которые помогут в ликвидации неуспеваемости ребенка.
2-я г р у п п а. Ребенок не хочет выполнять домашние задания. Что необходимо предпринять в этом случае, чтобы помочь ребенку с выполнением домашних заданий?
3-я г р у п п а . Ребенок не любит читать и плохо читает, от этого возникает множество проблем в школе. Как приучить ребенка к чтению? Попробуйте составить программу или разработать приемы приучения детей к чтению.
После обсуждения каждая из групп предлагает свое решение ситуаций, которое оформляется в виде памятки на доске или листах ватмана.
Решение, которое предлагает 1-я группа.

После выступления каждой группы учитель подводит итог, обобщает и дополняет ответ родителей.
1. Не стоит наказывать ребенка за «двойку», ведь оценку своих знаний он уже получил, а дважды за одно и то же не наказывают. Ребенок ждет от своих родителей помощи, а не упреков.
2. Покажите, что вы расстроены его отметкой, чтобы ребенок понял, что заставил вас переживать.
3. Расспросите ребенка о причине получения неудовлетворительной отметки. Выслушайте все его доводы. Не выражайте недоверия к его версии получения плохой отметки, но в то же время попробуйте убедить его, что в этом все же в большей степени виноват он сам, а не учитель, не сосед по парте и т. д.
4. Разберите вместе тот вопрос (упражнение, задание, задачу, параграф), за который получена «двойка». Попробуйте объяснить ребенку это задание; если не сможете сделать это самостоятельно, найдите возможность подойти к учителю, чтобы он помог вам. Учитель обязательно должен видеть вашу заинтересованность в исправлении ребенком неудовлетворительных отметок.
5. Обязательно контролируйте выполнение домашних заданий, особенно по этому предмету. Делайте это в системе.
6. Не забудьте подходить к учителю или классному руководителю, чтобы узнавать о дальнейших успехах ребенка.
7. Никогда не пытайтесь взять с ребенка обещания, что он больше никогда не будет получать «2». Он никогда сразу не сможет исправить десять ошибок в диктанте или выучить всю таблицу умножения за день. Отсюда следующее правило.
8. Ставьте перед ребенком предельно конкретные задачи, решаемые и реальные. Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья.
Вывод: только вместе с родителями ребенок сможет исправить свои неудовлетворительные отметки. Для этого необходимо терпение, контроль, похвала, сотрудничество с учителем.
/ Можно дать критерии выставления оценок/

Решение, которое предлагает 2-я группа.
Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий:
1. Твердо установите время начала занятий. Благодаря этому у ребенка вырабатывается привычка к назначенному часу садиться за уроки, появляется психологическая готовность и предрасположение к умственной работе.
2. Разумно определите соотношение времени, отводимого на уроки, прогулку, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому.
3. Определите постоянное место для занятий, где все необходимые предметы находятся под рукой. Рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни игрушек, ни других посторонних предметов, ни даже карандашей и фломастеров, если они не нужны для текущей работы).
4. Главное правило – начинать работу сразу, не откладывая и не оттягивая. Чем больше оттягиваешь неприятный момент, тем больше усилий потребуется, чтобы заставить себя приступить к выполнению домашнего задания.
5. Необходимо наличие перерывов в работе.
6. Не освобождайте ребенка от домашних обязанностей. Кроме учебы, у него должны быть и другие дела, чтобы привыкал ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек.
Вывод: только вместе с родителями ребенок сможет научиться выполнять домашние задания, приучится к самодисциплине. Для этого необходимо терпение, контроль, похвала, разумная требовательность, заинтересованность.

Домашнее задание выполняет различные функции.

Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребёнка, его навыков, в том случае, если он долго болел, или много пропустил, или не усвоил какую-то сложную тему.

Вторая функция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать как можно больше по предмету или по теме.

Третья функция домашнего задания – это развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

В каком порядке следует учить уроки?

Если Вы знаете, что ваш ребёнок включается в работу сразу, работает с подъемом именно в самом начале, а не в конце, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и постепенно переходить к легким, требующим меньшего умственного напряжения. Если же ученик втягивается в работу медленно, если усталость появляется не скоро, то ему следовало бы начать с более легких и постепенно переходить к трудным. Самую трудную, неинтересную работу следует отнести на середину, либо на вторую половину занятий.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими-либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер./

ЧТО СЛЕДУЕТ, И ЧЕГО НЕ СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ

    Проверьте правильно ли организовано рабочее место.

    Всё должно быть на своих местах.

    Посидите со своим ребёнком на первых порах выполнения д/з. От того, насколько спокойными будут его первые шаги, зависит его будущие школьные успехи.

    Сформируйте привычку делать уроки. Напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы.

    Оформите красиво рабочее место. Стол, лампа, расписание, стихии пожелания школьнику, таблицы учебные.

    Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.

    На рабочем месте порядок, если ему трудно навести порядок, то помогите ему.

    Вслух читайте задание, упражнения. Это успокаивает ребёнка, снимает тревожность.

    Если ребёнок что-то делает не так, не спешите его ругать.

    Если ребёнок отвлекается, то спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.

    Письменные задания чтобы выполнял чисто, без помарок.

    Не заставляйте многократно переписывать д/з. Это подрывает интерес к школе.

    Старайтесь, как можно раньше приучать делать уроки самостоятельно и обращаться к вам в случае необходимости

Решение, которое предлагает 3-я группа.
Как привить интерес к чтению?
1. Пусть дети видят, что вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, зачитывайте отрывки, делитесь прочитанным и т. п.
2. По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя чтением, вместо того чтобы смотреть телевизор.
3. Покупайте книги, дарите их ребенку и другим членам семьи
4. Пусть дети сами выбирают себе книги (в библиотеке, в магазине).
5. Создавайте вместе с ребенком детскую библиотечку. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или о космических путешествиях).
6. Чаще спрашивайте у детей мнение о книгах, которые они читают.
7. Поощряйте чтение вашим ребенком любых материалов периодической печати, даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов.
8. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их детям.
9. Выделите в доме специальное место для чтения, создайте уют.
10. Давайте детям читать короткие рассказы, а не большие произведения. Они смогут дочитать их до конца, и у них появится ощущение законченности и удовлетворения.
11. Предложите до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
12. Поощряйте чтение вслух, когда это только возможно, чтобы развить у ребенка навык чтения и уверенность в себе.

В ы в о д: только вместе с родителями сможет ребенок приучиться читать. Для этого необходимо терпение, похвала, родительская заинтересованность.

Правило первое:

Правило второе:

Правило третье:

Правило четвертое

Правило пятое:

Правило шестое:

Правило седьмое:

Правило восьмое:

Присоединяйтесь!

РАДУЙТЕСЬ ТОМУ, ЧТО У ВАС ЕСТЬ ТАКОЕ СЧАСТЬЕ – С КЕМ-ТО ДЕЛАТЬ УРОКИ, КОМУ-ТО ПОМОГАТЬ ВЗРОСЛЕТЬ!

Решение родительского собрания

    Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание и правильно оценивать результаты своей деятельности.

    Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения детьми работы по приготовлению уроков.

    Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий.

    Не скупиться на похвалу. Хвалить всегда исполнителя, а критиковать только исполнение.

    Ставить совместно с ребенком реально достижимые учебные цели.

Тестирование родителей.

Тест «Жизнь ребёнка и его успехи в школе»

На каждое утверждение надо дать ответ « да » или « нет ».

    Я развиваю в своём ребёнке положительное восприятие его возможностей и способностей.

    Я предоставил комнату или часть комнаты исключительно для занятий ребёнка.

    Я приучаю ребёнка решать свои проблемы, принимать решения самостоятельно.

    Я показываю ребёнку возможности нахождения книг и нужных для его занятий материалов.

    Я не отказываю ребёнку в просьбе почитать.

    Я постоянно беру ребёнка в поездки, путешествия, на экскурсии по интересным местам.

    Я часто выполняю вместе с ребёнком одно и тоже дело.

    Я приветствую и общение моего ребёнка с друзьями.

    Я забочусь о физическом здоровье ребёнка.

    Я слежу, чтобы ребёнок соблюдал режим дня.

Оценка теста.

Посчитайте количество ответов «да».

Каждый положительный ответ оценивается в один балл.

Разделите полученную сумму на 10, получите среднеарифметическое число.

1 – уровень /1 – 0,7балла/

Вы правильно организуете школьную жизнь ребёнка. Ваш ребёнок имеет всесторонние интересы, подготовлен к общению со взрослыми и со сверстниками. При таком воспитании вы можете рассчитывать на хорошие успехи в учёбе.

2 – уровень /0,6 – 0,4 балла/

У вас могут возникнуть некоторые проблемы в обучении ребёнка.

Задумайтесь, являетесь ли вы чрезвычайно активными, не блокируете ли вы «поле свободы» ребёнка, достаточно ли времени ваш ребёнок общается со сверстниками?

Мы уверены, что ваши размышления помогут определить оптимальную стратегию воспитания.

3 – уровень /0,3 – 0 баллов/

В вашем опыте прослеживается главная ошибка – чрезмерная опека ребёнка, подмена усилий ребёнка собственной активностью. Вы недостаточно даёте ребёнку общаться со сверстниками, мешаете его возможностям приобретения социального опыта.

Надеемся, что ваша самокритичность принесёт успех в воспитательной стратегии.

Анкета для родителей

(Отметьте, только, те вопросы, которые вы задаете своему ребенку, встречая его из школы)

1. Какие отметки ты сегодня получил?

2. Что вы делали в школе?

3. Какие занятия были самые интересные?

4. Тебя сегодня спрашивали?

5. Тебе делали замечание?

6. Что ты узнал сегодня нового?

7. С кем ты из ребят сегодня играл?

ПАМЯТКА

Советы родителям “психотерапия неуспеваемости”

(по материалам О.В. Полянской, Т.И.Беляшкиной)

Правило первое: не бей лежачего. “Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто “отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.

Правило четвертое : хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!”

Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу знать”.

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.

Мы сегодня убедились, что причин “неуспешной” учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины и избавиться от них можно только при скоординированной деятельности педагогов и вас родителей. Никогда не надо забывать, что каждый ребенок уникален.

Присоединяйтесь!

Родительское собрание «Как помочь ребенку хорошо учиться» «Если ребёнку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансыРодительское собрание
«Как помочь ребенку
хорошо учиться»
«Если ребёнку
удается
.
добиться успеха в
школе, у него есть
все шансы на
успех в жизни.»
У. Глассер

Ваш ребенок чему-то учится. Общий итог будет состоять из
нескольких частных результатов. Назовем четыре из них.
Самый очевидный - это знание, которое он получит, или
умение, которое он освоит.
Результат менее очевидный - это тренировка общей
способности учиться, то есть учить самого себя.
Результат - эмоциональный след от занятия: удовлетворение
или разочарование, уверенность или неуверенность в своих
силах.
Результат - след ваших взаимоотношений с ним, если вы
принимали участие в занятиях. Здесь итог может быть либо
положительным (остались довольны друг другом), либо
отрицательным
(пополнилась
копилка
взаимных
недовольств).

Чтобы
сохранить у
ребенка желание
учиться, стремление к
знаниям, необходимо
научить его хорошо
учиться.

Особенное
значение в этом
случае приобретает
сотрудничество родителей и
учителей, согласование их
действий. Усилия семьи и
школы в решении этой
проблемы – едины.

Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:

организация режима дня;
контроль за выполнением
домашних заданий;
приучение детей к
самостоятельности

Организация режима дня

Организация режима дня позволяет
ребенку:
легче справиться с учебной нагрузкой;
защищает нервную систему от
переутомления, т.е. укрепляет здоровье.
У 20% школьников плохое здоровье причина неуспеваемости.

Точный распорядок занятий - это основа любого труда

ежедневное выполнение домашних
обязанностей
ежедневное чтение книг
организация досуга
правильно
организованный сон

Направление помощи - контроль за выполнением домашних заданий.

контроль должен быть систематическим, а не
от случая к случаю
помощь
детям
должна
оказываться
своевременно
как можно больше требовательности к детям и
как можно больше уважения, контроль должен
быть ненавязчивым и тактичным
очень важно контролировать не конечный
продукт их труда, а сам процесс
надо учить их размышлять самостоятельно,
анализировать, доказывать

РЕШАЯ ЗАДАЧУ, НЕОБХОДИМО:

- прочитать задачу, представить, о чем
говорится; кратко записать условие,
схему;
- пояснить, что обозначает каждое число,
повторить вопрос задачи; подумать,
можно ли ответить на вопрос задачи; если
нет, то почему;
- составить план решения задачи;
- проверить решение;
- записать решение в тетрадь.

10. Выполняя упражнение по русскому языку, необходимо:

повторить правила;
прочитать задания к упражнению,
повторить, что нужно сделать;
прочитать упражнение и выполнить все
задания устно;
выполнить задание письменно;
проверить работу.

11. Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий:

какая бы погода ни была
какие бы ни шли телепередачи
чей бы день рождения ни отмечался
Уроки должны быть
выполнены, и
выполнены хорошо.

12. Организация рабочего места. Важным является и место выполнения работы.

1.Оно должно быть постоянным.
2. Никто не должен мешать ученику.
3.Очень важно заниматься собранно,
в хорошем темпе, не отвлекаясь на
посторонние дела.
4.Очень важен темп работы.
5.Работают хорошо те, кто работают
быстро.

13. Направление помощи - приучение к самостоятельности

не спешите указывать на
ошибки, пусть ребенок
найдет их сам
не давайте готового ответа
на их вопросы
учите детей выделять
учебную задачу

14. Составление правил, которыми стоит руководствоваться, общаясь с ребенком.

1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не
просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать
ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!»
2. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь
обязательно помогите ему. При этом:
возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, а
остальное предоставьте делать самому;
по мере освоения ребенком новых действий постепенно
передавайте их ему.
3. Думайте при ребенке вслух, анализируйте, рассуждайте.
Думайте с ребенком вместе, планируйте, обсуждайте. Решайте
жизненные ситуации. Научить собственного ребенка думать главная обязанность родителя!

15.

Никогда не называйте ребенка
бестолковым и т.п.
Хвалите ребенка за любой успех, пусть
даже самый незначительный.
Ежедневно просматривайте без нареканий
тетради, дневник, спокойно попросите
объяснения по тому или иному факту, а
затем спросите, чем вы можете помочь.
Любите своего ребенка и вселяйте
ежедневно в него уверенность.
Не ругайте, а учите!

16.

Родители должны говорить ребенку:
“Как хорошо, что ты у нас родился”
“Я рада тебя видеть”
“Ты мне нравишься”
“Я люблю, когда ты дома”
“Мне хорошо, когда мы вместе”

17.

4
объятия совершенно
необходимы каждому просто
для выживания,
а для хорошего самочувствия
нужно не менее 8 объятий в
день! Не только ребенку, но и
взрослому.

18.

19. Решение собрания.

РЕШЕНИЕ СОБРАНИЯ.
Использовать полученную информацию в
своей работе с ребенком.
Применять различную популярную
развивающую литературу для
организации занятий с детьми (для
развития памяти, мышления, внимания,
наблюдательности, воображения и т. д.). Родительское собрание

Как родители могут помочь ребенку хорошо учиться, 1 класс
В 1 класс пришли дети с разным уровнем подготовки, у каждого ребенка свой темп развития, свой уровень усвоения знаний, разная познавательная активность.

Успешность в учебе определяется трудолюбием ученика, желанием учиться, его способностями, отношениями в семье, в коллективе и т.д. Но самое главное – это учет состояния здоровья ребенка, особенностей его высшей нервной деятельности, индивидуальных особенностей работоспособности.

В каждом классе есть непоседы и мямли, одним нужно подробно все объяснить, другие любят дойти до всего сами, один тянет руку, даже если не знает, другой знает, но молчит, у одних быстрый темп реагирования, другие медленно включаются в работу, и переключить их на новый вид деятельности очень трудно.

Главный вопрос, который волнует всех родителей: Как помочь ребенку хорошо учиться?

Соблюдение режима дня помогает ребенку справиться с учебной нагрузкой, способствует укреплению здоровья, защищает его нервную систему от переутомления.

При планировании учебной работы ребенка и других его обязанностей по дому родителям важно иметь в виду, что всему должно быть отведено определенное время. Конечно, иногда приходится просить ребенка в чем-то помочь. Но нельзя это делать постоянно, не считаясь с тем, чем сейчас занимается ребенок. (например, ребенок сел за уроки – его посылают срочно в магазин; читает книгу – просят поиграть с младшим братом).

В зависимости от типа нервной системы ребенка такое переключение может происходить быстрее или медленнее. Дети с подвижным типом нервной системы легче переключаются с одного дела на другое, а медлительные испытывают трудности. Младшие школьники в Вислу своих возрастных особенностей не умеют быстро переключаться с одного дела на другое. Чтобы бросить одно занятие, на которое он настроился, и приступить к другому, ребенку приходится преодолеть естественное внутреннее желание настоять на своем и не выполнить просьбы родителей. В результате появляется общее недовольство, ссора, грубость.

Довольно часто отдельные учащиеся (4 человека без фамилий) приходят в школу с опоздание на первый урок, раздеваются, впопыхах готовятся к уроку, который уже начался. Хотя ребенок за 10-15 минут до урока должен быть в школе.

Другая группа учащихся на 1-2 уроках сладко зевают, вялые, быстро утомляются, не включаются в работу по первому требованию, необходимо 2-3 раза повторить задание или вопрос, они все пропускают мимо ушей, делают много ошибок, пропускают буквы. На перемене один мальчик подошел и спрашивает: «Ю.Л., а вы смотрели вчера фильм?» Я теряю дар речи, так как этот фильм закончился около 24.00, да и содержание далеко не детское. Поверьте, такие случаи есть в нашем классе.

Выполнение д/з многие родители откладывают на поздний вечер. Оптимальным является период с 15.00 до 16.00 часов. Если ребенок делает уроки в 18.00-19.00 часов или еще позже, то такая работа малоэффективна и очень утомительна, так как это время резкого снижения работоспособности. Вот и сидит бедный ребенок с мамой, переписывая с черновика на чистовик с новыми ошибками.

Начинать приготовление уроков нужно с менее трудных (период врабатывания), затем переходить к наиболее сложному.

Родители должны контролировать выполнение д/з.

Прежде всего важно проверить сам факт выполнения д/з. а затем просмотреть и правильность его выполнения. Если заметили ошибку – не торопитесь на нее указывать. Нужно приучать детей к самоконтролю. Предложите еще раз перечитать, пересчитать и самостоятельно найти ошибку.

К сожалению некоторые родители заводят черновики. Ребенок поневоле вынужден несколько раз переписывать д/з. Этим мы не приучим детей к аккуратности и самоконтролю. Выполнять д/з нужно сразу на чистовик, но предварительно все разобрать с ребенком, настроить его на серьезную, внимательную работу. После этого стоит оставить его одного, не забывая ограничить его во времени: Я через 15 минут приду, а ты должен записать весь текст красиво, аккуратно, правильно!

Настоятельно прошу изъять у детей ластики, штрихи, а также ручки в комплекте с ластиками (1 человек). Имея такую ручку, ребенок не пытается быть внимательным, не старается писать без ошибок, так как знает, что всегда может воспользоваться ластиком и написать снова. Вы тем самым сами приучаете детей к небрежности, неаккуратности: зачем ему стараться, когда всегда под рукой ластик? Я учу детей аккуратно карандашом зачеркнуть неправильную букву или цифру и сверху написать правильную (но никогда не писать правильный ответ поверх неверного – получается грязь).

Иногда дети стремятся, придя из школы, сразу же сесть за уроки. Это стремление поощряют некоторые родители. У детей же такое желание вызывается их неумением переключиться с одного вида деятельности на другой. Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребенок отдохнул, погулял, поспал и только после этого сел за уроки.

Не все дети одинаково развиваются, некоторые слабо усваивают учебный материал. Это будет преодолено со временем. Но некоторые родители, проявляя большое нетерпение, часами сидят с ребенком, буквально вдалбливая в его голову урок. Раздражаясь, они начинают кричать на ребенка, называть его тупицей или другими словами. В результате дело идет еще хуже, ребенок начинает ненавидеть учение и школу, как виновницу своих неудач.

Другая крайность – когда родители вообще не проверяют выполнение д/з ребенком, не пытаются даже настроить его на внимательность, аккуратность, серьезность. В результате домашние работы у этих ребят (3-4 человека) выполнены хуже, чем в классе, хотя дома условия лучше, никто не торопит, не отвлекает.

Я не призываю вас вникать в учебный материал, который мы изучаем. Многим из вас эти знания кажутся ненужными, непонятными. Но я еще раз повторяю: если вы чего-то не понимаете, то не значит, что это не имеет место быть. В таком случае побеседуйте с ребенком, скажите, что вы чего-то не знаете, пусть он сам попытается вам объяснить, как он понимает. Пусть выполнит задание самостоятельно, но докажет, что он прав. Не стоит навязывать ребенку свое мнение (например, девочка говорит: «Мама сказала, что звук й гласный». Когда мы с ней еще раз проанализировали работу речевого аппарата при произношении этого звука, то ребенок все равно твердит: А мама говорит, что гласный). Такими высказываниями вы подрываете авторитет учителя, пытаетесь найти что-то неверное в моих словах, путаете ребенка.

Часто выполнение д/з затягивается на несколько часов. Один мальчик говорит: «Я вчера весь вечер делал д/з». Другие дети удивляются: «Почему? Все было легко!»

Прежде всего это происходит потому, что у некоторых детей еще не сформированы навыки самостоятельной работы. Даже на уроке видно, как отдельные учащиеся не способны сосредоточиться на выполнении задания: их отвлекает любой шум, разговор, вопрос, звуки за окном. Эти дети допускают много ошибок, пропускают буквы, много исправлений, не успевают за остальными учащимися класса. Недопустимо, чтобы во время выполнения д/з работал телевизор, играл магнитофон. Желательно оставить ребенка одного в комнате, убрать подальше его игрушки, не заходить в комнату, пока он не закончит работу, ограничивать во времени, делать перерывы через 30 минут работы, так как максимальная продолжительность работы младшего школьника 30 минут, а у отдельных учащихся и того меньше 10-15 минут.

Хочу здесь отметить детей, которые научены работать самостоятельно, аккуратно, сосредоточенно, быстро, без дополнительных вопросов и пояснений (Жеребцов М., Карпова В., Курмангалеева А., Панасенко Н., Раскевич В.,Сухова С., Кильдюшева В.). Другая группа детей способны работать без ошибок, но успевают переговариваться, вертеться, заглядывать в чужие тетради (Зайцева А., Ярыгин А., Балан А., Ершов И.). Остальным учащимся нужно тренировать сосредоточенность, внимательность, усидчивость, аккуратность.

Я призываю вас к терпению. Доброжелательный тон – важное условие успешной помощи ребенку в учении. Когда ребенок приходит домой после школы, обязательно спросите, что нового он узнал, что делали на уроке, кто его друзья. Если ребенок начинает жаловаться на других детей, на учителя, который его не спросил, рассказывает о поведении другого ребенка, то прервите его, не поощряйте жалобы и ябедничество. Чаще всего жалуются дети, которые сами имеют проблемы в поведении, те, кто получают замечания сами. У нас в классе всегда мальчики цепляют или обзывают двух девочек, которые постоянно мне жалуются на это. Я спрашиваю их, почему не трогают других девочек? Просто другие девчонки не реагируют так на поведение мальчиков, поэтому у них нет интереса к ним задираться. Прежде, чем жаловаться на кого-то, нужно посмотреть на свое поведение со стороны.

А если ребенок расскажет вам о своих неудачах, ошибках, то успокойте его, сказав, что все люди ошибаются, что мы на ошибках учимся. Вместе мы разберемся в этом вопросе.

«Гиперактивный ребенок в школе и дома»

Многих взрослых волнует вопрос: «Почему в одинаковых условиях обучения одни дети достаточно хорошо осваивают учебную программу, а другие – с трудом?»

Дело вовсе не в самой программе. Для нас она кажется трудной, необычной, так как мы учились по другим традиционным программам, которые основаны на выполнении заданий по образцу. Программа развивающего обучения учит детей учиться. Выполнение специально подобранных заданий заставляет ребенка мыслить, думать, применять нетрадиционные приемы и способы их выполнения.

Неправы те родители, которые считают, что все равно к концу обучения в начальной школе дети будут знать то же самое, что и те, которые обучались по традиционным программам. Ваши дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами, что гораздо важнее для общего интеллектуального развития. Именно умение самостоятельно работать с учебным материалом пригодится им в дальнейшем при обучении в других школах. Как правило, у детей, обучающихся по программе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, высокий уровень мышления, они владеют такими мыслительными операциями, как сравнение, анализ, обобщение. Новые способы решения орфографических или математических задач дети выводят сами тогда, когда возникает острая необходимость в этом новом знании.

Разница в успехах освоения учебной программы в том, что дети, имеющие одинаковый календарный возраст, могут находиться на разных этапах созревания. Не случайно сегодня я выбрала тему для сообщения о гиперактивных детях, так как группа таких детей выделяется в любом классе (7-8 человек).

Гиперактивные дети выделяются неумением управлять своим поведением, ведут себя фамильярно, без учета конкретных условий. Беспокойный, взбалмошный ребенок создает в классе постоянное напряжение, которое мешает учителю при работе и провоцирует других детей к неправильному поведению.

Такой ребенок не приступает сразу же к выполнению предложенного учителем задания, а задает вопросы, не имеющие отношения к теме.

Особенностью такого ребенка является неумение выполнить инструкцию учителя, обращенную ко всему классу. Но если то же самое задание дать учащемуся при индивидуальной работе, выясняется, что он вполне может с ним справиться.

Реакция неприятия со стороны учителей вполне понятна: ведь даже один неспокойный, неусидчивый ребенок может дезорганизовать весь класс, а если их 7-8?

Как известно, внимание является одним из основных условий всякой нормальной психической деятельности. Что же касается гиперактивного ребенка, то он не способен сосредоточиться даже на короткое время на определенном объекте. Он останавливает внимание на побочных явлениях, концентрируется на них и уже не может реагировать на основные. Нарушение внимания усиливается при несоблюдении режима дня, сна, при ОРЗ, на последних уроках в школе или без видимых причин, а это находит отражение в постоянном чередовании успехов и неудач при выполнении заданий.

Наиболее часто нарушенными оказываются тонкая моторика (что проявляется в неровности почерка, растянутости букв) и сенсомоторная координация (неловкость в движениях рук, неумение выполнить аккуратно поделку, вырезать, наклеить и т.д.). Часто наблюдаются излишнее мышечное напряжение, повышенный мышечный тонус.

Специфические особенности гиперактивных детей:

Невротические привычки (сосание пальца, ручки или карандаша, постоянное сжимание пальцев, стереотипные движения: кивание головой, качание туловища и т.д.)

Боязливость.

Повышенная утомляемость (бледность, сонливость).

Нарушение сна и аппетита.

Навязчивые тики (на лице, на туловище, на шее).

Нечеткость и прерывистость речи.

Забывчивость в повседневных делах и частые потери предметов, необходимых для выполнения задания или иной деятельности.

Повышенная импульсивность.

Приемы работы с гиперактивными детьми:

Нельзя допускать вседозволенности: такие дети нуждаются в четком определении модели допустимого поведения, включающей в себя поощрение и наказание.

Твердый режим питания, сна и вообще размеренность ритма жизни.

Помощь при выполнении домашнего задания.

Создание условий, в которых ребенок может много двигаться и отдыхать.

Воспитывать интерес к какому-либо виду деятельности, стимулирование этого интереса (главное здесь не переборщить, так как излишняя загруженность ребенка ведет к переутомлению, что обязательно сказывается на учебных успехах в школе, на качестве выполнения домашних заданий).

Гиперактивность у большинства детей ослабевает к 10 годам, а к 15 годам исчезает. Но иногда она трансформируется в серьезные нарушения поведения.