Рисунок на тему финист ясный сокол. "финист - ясный сокол"

СПб.: Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1902. 12 с. с ил. Обложка и иллюстрации выполнены в технике хромолитографии. В цветной иллюстрированной издательской обложке. 32,5х25,5 см. Серия «Сказки». Суперклассика!

Конечно, у Билибина были предшественники и прежде всего Елена Дмитриевна Поленова (1850-1898). Но Иван Яковлевич все же пошел по собственному пути. Иллюстрации он на первых порах делал не по заказу, а, можно сказать, для себя. Но получилось так, что ими заинтересовалась Экспедиция заготовления государственных бумаг. Лучшая русская типография, основанная в 1818 году, печатала банкноты, кредитные билеты и прочую официальную продукцию, нуждавшуюся в специальных средствах защиты от подделки. Вопросы себестоимости и экономической целесообразности ее не занимали. Экспедицию щедро финансировало государство, нужды в средствах она не испытывала. Но люди, которые руководили Экспедицией заготовления государственных бумаг, - ее управляющий - князь, но и известный ученый, академик Борис Борисович Голицын (1862-1916), инженер и изобретатель Георгий Николаевич Скамони (1835-1907), устали от однообразия официальной продукции. Билибин делает иллюстрации к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», к «Царевне-лягушке», к «Перышку Финиста Ясна-Сокола», к «Василисе Прекрасной».

Все это были акварели. Но в Экспедиции заготовления государственных бумаг их решили воспроизводить хромолитографией. На дворе стоял ХХ век, и в полиграфии уже утвердилось господство фотомеханических способов репродуцирования, а Экспедиция будто бы возрождала стародавние репродукционные процессы. Свои акварели Билибин показал в 1900 году на второй выставке «Мира искусства». Художник вроде бы пересматривает свои взгляды на сообщество, которое и Илья Ефимович Репин, и выдающийся критик Владимир Васильевич Стасов (1824-1906) трактовали как упадническое, декадентское. Слово «декадентство», происходящее от латинского decadentia, что значит «упадок», прилипло к новому художественному направлению.

Любопытно, что В.В. Стасов в своем критическом разборе выставки «Мира искусства» противопоставил Билибина остальным ее участникам - «декадентам», проведя параллели между этим художником и передвижником Сергеем Васильевичем Малютиным (1859-1937). «Не так давно, в 1898 году, - писал Стасов, - Малютин выставил около десятка иллюстраций к пушкинской сказке “Царь Салтан” и к поэме “Руслан и Людмила”... На нынешней выставке нет никаких иллюстраций г-на Малютина, но зато есть несколько превосходных подобных же иллюстраций г-на Билибина - 10 картинок к сказкам “Царевна-лягушка”, “Перышко Финиста…” и к присказке:

Жил-был царь,

У царя был двор,

На дворе был кол,

На колу мочало,

Не начать ли сказку сначала?

Это все явления очень приятные и замечательные. Народный дух в творчестве новых наших художников еще не погиб! Напротив!». Акварель с царем, ковыряющим в носу, была репродуцирована Экспедицией заготовления государственных бумаг в особой технике - альграфии - плоской печати с алюминиевых пластин. Оттиски приложили к петербургскому журналу «Печатное искусство», пользовавшемуся большим авторитетом среди полиграфистов, но, к сожалению, выходившему недолго. О Билибине заговорили, подчеркивая своеобычие и оригинальность его таланта.



Знакомство с художниками мамонтовского кружка Е. Поленовой и С. Малютиным, с картинами В. Васнецова, помогло Билибину найти свою тему. Он, будучи членом кружка «Мир искусства» становится приверженцем национально-романтического направления. А началось все с выставки московских художников в 1899 году в Петербурге, на которой И. Билибин увидел картину В. Васнецова «Богатыри». Воспитанный в петербургской среде, далекой от увлечений национальным прошлым, художник неожиданно проявил интерес к русской старине, сказке, народному искусству. Летом этого же года Билибин уезжает в деревню Егны Тверской губернии, чтобы самому увидеть дремучие леса, прозрачные речки, деревянные избушки, услышать сказки и песни. В воображении оживают картины с выставки Виктора Васнецова. Художник Иван Билибин начинает иллюстрировать русские народные сказки из сборника Афанасьева. И осенью того же года Экспедиция заготовления государственных бумаг начала выпускать серию сказок с билибинскими рисунками.

В течение 4-х лет Иван Билибин проиллюстрировал семь сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная». Издания сказок относятся к типу небольших по объему крупноформатных книжек-тетрадей. С самого начала книги Билибина отличались узорностью рисунка, яркой декоративностью. Художник создавал не отдельные иллюстрации, он стремился к ансамблю: рисовал обложку, иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт – все стилизовал под старинную рукопись. Названия сказок исполнены славянской вязью. Чтобы прочесть, надо вглядеться в затейливый рисунок букв. Как и многие графики, Билибин работал над декоративным шрифтом. Он хорошо знал шрифты разных эпох, особенно древнерусские устав и полуустав. Ко всем шести книгам Билибин рисует одинаковую обложку, на которой располагает русские сказочные персонажи: трех богатырей, птицу Сирин, Жар-птицу, Серого волка, Змея-Горыныча, избушку Бабы-Яги. И все-таки видно, что эта старина стилизована под современность. Все страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, как деревенские окна резными наличниками. Они не только декоративны, но и имеют содержание, продолжающее основную иллюстрацию.

В сказке «Василиса Прекрасная» иллюстрацию с Красным всадником (солнышко) окружают цветы, а Черного всадника (ночь) – мифические птицы с человеческими головами. Иллюстрацию с избушкой Бабы-Яги окружает рамка с поганками (а что еще может быть рядом с Бабой-Ягой?). Но самым главным для Билибина была атмосфера русской старины, эпоса, сказки. Из подлинных орнаментов, деталей он создавал полуреальный-полуфантастический мир. Орнамент был излюбленным мотивом древнерусских мастеров и главной особенностью тогдашнего искусства. Это вышивки скатертей, полотенец, раскрашенная деревянная и глиняная посуда, дома с резными наличниками и причелинами. В иллюстрациях Билибин использовал зарисовки крестьянских построек, утвари, одежды, выполненные в деревне Егны. Билибин проявил себя художником книги, он не ограничивался выполнением отдельных иллюстраций, а стремился к цельности. Почувствовав специфику книжной графики, он подчеркивает плоскость контурной линией и однотонной акварельной раскраской. Систематические занятия рисунком под руководством Ильи Репина и знакомство с журналом и обществом «Мир искусства» способствовали росту мастерства и общей культуры Билибина. Решающее значение для художника имела экспедиция по Вологодской и Архангельской губерниям по заданию этнографического отдела общества «Мир искусства». Билибин познакомился с народным искусством Севера, увидел воочию старинные церкви, избы, утварь в доме, старинные наряды, вышивки. Соприкосновение с первоисточником художественной национальной культуры заставило художника практически переоценить свои ранние произведения. Отныне он будет предельно точен в изображении архитектуры, костюма, быта. Из поездки по Северу Билибин привез много рисунков, фотографий, коллекцию образцов народного искусства. Документальное обоснование каждой подробности становится неизменным творческим принципом художника. Увлечение Билибина старинным русским искусством получило отражение в иллюстрациях к пушкинским сказкам, которые он создал после поездки по Северу в 1905–1908 гг. Работе над сказками предшествовало создание декораций и костюмов к операм Римского-Корсакова «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина. Особого блеска и выдумки достигает Билибин в своих иллюстрациях к сказкам А.С. Пушкина.

Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью, украшениями. Здесь орнамент настолько обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр, что все превращается в некое зыбкое видение, существующее в особом иллюзорном мире и готовое вот-вот исчезнуть. «Сказка о золотом петушке» наиболее удалась художнику. Билибин объединил сатирическое содержание сказки с русским лубком в единое целое. Прекрасные четыре иллюстрации и разворот полностью рассказывают нам содержание сказки. Вспомним лубок, в котором был целый рассказ в картинке. Огромный успех имели пушкинские сказки. Русский музей Александра III купил иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», а весь иллюстрированный цикл «Сказки о золотом петушке» приобрела Третьяковская галерея.


Жил-был старик, и было у него три дочери. Старшая и средняя - щеголихи, а младшая - скромница. Вот раз собрался отец на ярмарку и говорит: „Дочери мои хорошие, сказывайте, какие подарки вам привезти?"


Старшая просит: „Купи мне, батюшка, атласное платье". - Средняя просит: „Купи мне, батюшка, сафьяновые сапожки". - А меньшая говорит: „Ничего мне не надо, батюшка, только надо мне пёрышко Финиста - ясна сокола".


Приехал старик на ярмарку. Старшей дочери обнову купил и средней - купил, а пёрышка Финиста - ясна сокола - нигде нет. Опечалился старик. Да что поделаешь? Пришлось так возвращаться.


И вдруг попадается ему на дороге странник. Спрашивает его старик: „Не скажешь ли, добрый человек, где мне пёрышко Финиста - ясна сокола найти?“ - „А я тебе дам его", - говорит странник и подаёт старику коробочку.


Не знает старик, как и благодарить странника. Да пока слова искал, того как не бывало. Спрятал старик коробочку за пазуху и весело домой поехал. Лошадей настёгивает, с радости песни поёт.


Дома встречают его все три дочери. Старшие стали обновы примерять. А меньшая взяла коробочку, только открывать не открывает и, что в ней лежит, никому не показывает.


К ночи разошлись сёстры по своим светёлкам. Затворилась и меньшая в своей горенке. Открыла коробочку - а там лежит, всеми цветами переливается заветное пёрышко.


Погладила его девушка, приголубила и бросила об пол. И в тот же миг обернулось пёрышко прекрасным царевичем. Смотрят они друг на друга -не налюбуются. А разговор начали - наговориться не могут.



Тут царевич ударился об пол и опять обернулся пёрышком. Спрятала меньшая пёрышко в коробочку, а потом и впустила сестёр.


Сёстры и туда смотрят, и сюда заглядывают - никого нет. Так и ушли они ни с чем.


А меньшая открыла окошко, достала пёрышко и говорит: „Ты лети, моё пёрышко, во чисто поле! Полетай, моё пёрышко, на вольном просторе!"


И только сказала - обернулось пёрышко ясным соколом. Взвился сокол к поднебесью и улетел за высокие горы, за синее море. - „Завтра снова жди меня!" - на лету крикнул.


Подсмотрели сёстры, как вылетел сокол из окошка, и задумали злое дело. На другой день к вечеру опоили они сестру сонным зельем, а потом заперли изнутри её окошко, а снаружи утыкали окошко острыми ножами.


В полночь прилетел Финист - ясный сокол, бился в окошко, бился, весь в кровь искололся. - „Прощай, красна девица, - печально сказал он. - Если любишь, ищи меня теперь в тридевятом царстве, в тридесятом государстве".


Слышит его девица, а глаз разомкнуть - сил нет. Утром проснулась, смотрит - на окне ножи острые, что частокол, натыканы и алая кровь с них капает. Горько заплакала девица: „Это сестрицы сгубили друга моего милого!"


В тот же час побежала она в кузницу, приказала сковать себе башмаки железные, посох железный, просвиру железную и отправилась в путь-дорогу искать своего друга милого, Финиста - ясна сокола.


Долго шла она, на самый край света зашла. Вот уже башмаки железные истоптала, и посох железный изломала, и просвиру железную изглодала.


Вдруг видит: стоит в дремучем лесу избушка на курьих ножках. - „Избушка, избушка, - просит девица, - повернись к лесу задом, ко мне передом".


Избушка повернулась, девица и вошла. А в избе Баба-Яга - нос крючком, подбородок торчком, ушами пол заметает, зубами дрова в печь кидает. Поклонилась ей в пояс девица,


Замотала Баба-Яга головой и говорит: „Фу-фу-фу! Давно я русского духа не слыхала! Ты куда же, красна девица, путь держишь?"


Отвечает ей девушка: "Я, бабуся, друга своего милого ищу, Финиста - ясна сокола. Злые мои сёстры погубить его хотели, он и улетел".


Знаю, знаю, - говорит Баба-Яга. - Живёт твой сокол ясный в хрустальном дворце на берегу моря и уже к заморской царевне просватан. Да ты не горюй! Ложись-ка спать. Утро вечера мудренее!


Спасибо тебе, бабуся, на добром слове, - говорит девица. - Забралась на полати да и заснула.


Наутро, чуть забрезжил свет, разбудила её Баба-Яга. - „Ты, - говорит, - вчера меня уважила, в пояс мне поклонилась, за это и я тебя уважу. Вот возьми золотое веретёнце, оно тебе пригодится. Станешь кудель прясть, и потянется нитка, да не простая, а золотая".


Взяла девушка веретёнце, а Баба-Яга опять говорит: „За

то, что ты меня бабусей назвала, я тебя ещё награжу".

И подаёт ей серебряное блюдечко, золотое яблочко.


Катается яблочко по блюдечку, золотое по серебряному, а на блюдечке всё видать - и корабли на морях, и полки на полях, и гор высоту, и небес красоту.


Спрятала девушка это диво, а Баба-Яга опять говорит: „Ты мне вчера спасибо сказала, за это и я тебя отблагодарю. Вот возьми золотое пялечко с серебряной иголочкой, а иголочка не простая - сама шьёт - вышивает".


Припрятала девушка и эту диковину, поклонилась Бабе-Яге низёхонько и собралась в путь.


А Баба-Яга её наставляет: „Запомни мои слова - будет царевна у тебя твои диковины торговать, а ты не продавай, проси только, чтобы позволила на её жениха взглянуть. Ну, ступай, ступай!".



„Знать, это и есть Финиста - ясна сокола царство", - подумала девушка. Села она на бережку, вынула своё золотое веретёнце и стала прясть. Тут вышла из дворца царевна со своими няньками - служанками.


Увидела царевна чудесное веретёнце и ну просить: „Продай мне эту диковинку!" - „Продать не продам, а позволишь на жениха твоего поглядеть - так отдам", - отвечает девушка.


- „Что ж, гляди", -говорит царевна. Взяла она веретёнце и поскорее во дворец пошла. Опоила она Финиста - ясна сокола сонным зельем, а когда заснул он, позвала девушку.


Увидела красна девица своего милого друга, склонилась над ним, зовёт его, ласковые слова ему говорит. А он не слышит - крепко спит. Заплакала девушка и пошла из дворца.


На другой день тем же манером выманила царевна серебряное блюдечко - золотое яблочко, а потом пустила девушку на своего жениха поглядеть. А он опять спит - не просыпается, на её речи не отзывается.


На третий день опять уселась девушка на бережку. Печальная сидит, в рунах у неё золотое пялечко, серебряная иголочка сама шьёт - вышивает. Да такие узоры чудные!


Царевна, как увидела, опять просит: „Продай да продай! Что хочешь проси! Ничего не пожалею!"


А девушка опять говорит: „Дозволь ещё раз на твоего жениха взглянуть". - „Гляди, мне не жалко", - отвечает царевна. Девушка во дворец заспешила.


А Финист - ясный сокол всё утро по поднебесью летал, только-только домой вернулся.


Накормила его царевна, напоила и в питьё сонного зелья подсыпала.


Выпил его Финист - ясный сокол и заснул крепким сном. Пришла девушка, зовёт друга сердечного. Только не просыпается он, крепко спит. Склонилась девушка над ним в последний раз, и упала её горячая слеза ему на щёку.


В тот же миг проснулся Финист - ясный сокол. - Ах, - говорит, - что это меня обожгло?" - „Это слеза моя тебя обожгла", - говорит девушка. Тут узнал её Финист - ясный сокол и так обрадовался, что и сказать нельзя.


Поведала ему красна девица, как искала его по свету, и ещё больше прежнего полюбил её Финист - ясный сокол, ещё милее стала она его сердцу.


В тот же час прогнал он жадную царевну со всеми её няньками - служанками, а потом свадьбу сыграл. И стали молодые жить - поживать, добра наживать.

Жил один крестьянин, и вскоре овдовел он. Осталось у него три дочери. Хозяйство было у мужика огромное, и надумал он взять в помощницы работницу. Однако, Марьюшка отговорила его, сказав, что будет помогать ему во всем. Вот трудится она от зари до зари, а сестры ее лишь наряжаются и веселятся.

Вот поехал отец в город и интересуется у дочек, что им привезти. Старшая да средняя просят наряды и безделушки разные, только Марьюшке нужно было перышко от Финиста - ясного сокола.

По дороге домой встретил он странного старичка, который и подарил ему заветное перышко.

Привез крестьянин подарки домой, девушки радуются и над сестренкой подсмеиваются.

Вот легли все спать, а она взяла перышко и промолвила волшебные слова. С тех пор являлся к ней жених ночью, а утром превращался в птицу вновь. Завистливые сестры выследили ее и устроили ловушку соколу. Поранился он об острые ножи, никак не мог прорваться к девушке. Тогда он сказал, что будет она его долго искать, износив не одну пару обуви.

Отправилась Марьюшка в путь. Шла, шла она и встретилась ей избушка, в которой жила баба-яга. Она то и рассказала ей о том, что ее жениха околдовала злая волшебница, превратила его в птицу и сделала своим супругом насильно. Подарила девушке старуха блюдце и золотое яичко и отправила ее в далекое царство. Так же посоветовала она ей, чтобы Марюшка нанялась работать к царице, и когда она закончит все дела, стала бы катать яичко по блюдечку. И если ее попросят продать это чудо, не соглашаться.

Когда девушка шла по дремучему лесу, все звери лесные ей помогали добраться. А серый волк даже домчал ее до великолепного терема. Здесь она пошла, трудиться к правительнице.

За ее вещи, которые ей подарили старухи, она смотрела на своего суженого. Но ей пришлось делать это ночью, когда он крепко спал, и его невозможно было разбудить. И вот осталось у нее только донце и веретенце, и их она отдала за встречу с женихом. Только не просыпается Финист - ясный сокол. Зарыдала тут девушка, и одна слеза упала на него. Проснулся ее возлюбленный. Но не хочет отдавать колдунья Финиста - ясного сокола. Тогда он при всех подданных спросил, может ли настоящая супруга лгать? Тут все поняли, что ему в жены годится Марьюшка.

Поженились они и стали жить счастливо.

Произведение учит нас тому, что каждый из нас может сам сделать себя счастливым, добиваясь трудом упорством и любовью к людям.

Картинка или рисунок Финист - ясный сокол

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Оперы Летучий голландец Вагнера

    Опера начинается с момента, когда на море сплошная непогода. Корабль Даланда причаливает к скалистому берегу. Матрос, стоящий у штурвала устал. Несмотря на то, что он пытался себя взбодрить, все равно засыпает.

  • Краткое содержание Горький Макар Чудра

    Старый цыган Макар Чудра, сидя рядом с рассказчиком, с высоты своих прожитых лет рассуждает о жизни. Он думает об её смысле, о взаимоотношениях между людьми, и, рассуждая о человеческой свободе и воле

  • Краткое содержание Десять негритят Агаты Кристи (10 негритят)

    На маленький негритянский остров по разным причинам прибыло десять человек. Лодка вернулась на континент, так как приближалась непогода. Приехавшие гости остановились в доме мистера и миссис Оним

  • Краткое содержание Коваль Воробьиное озеро

    О Воробьином озере рассказывали много чудесного. Говорили, что там ловят громадную рыбу. Лещи, окуни, щуки не помещаются в ведро. Автор удивлялся, почему озеру дали такое название.

  • Краткое содержание Эдгар По Чёрный кот

    Главный герой рассказа - беспробудный пьяница. Он издевается над животными, не жалеет свою жену, да и вообще ведёт себя неподобающим образом. Первой его серьезной жертвой, кроме заплаканной жены, становится его чёрный кот

Продолжаем серию рисунков «Хищные птицы». Хотела написать «начинаем», но спохватилась – мы уже рисовали хищников - филина и сову.

Но они ночные, а сейчас речь пойдёт о тех, кто охотится днём. Рисовать их я буду не только чтобы ещё один урок написать на сайт, а и из личного интереса - недавно гуляли с сыном по лесу, и в небе увидели силуэт парящей птицы.

О! Это хищная птица, - умно, но очень неопределённо подумала я. И, придя домой, сразу взялась восполнять пробелы в своих знаниях. По моим прикидкам получается, что мы видели сокола.

Да вот - того в чью честь люди величают героев «Соколами», девушки в сказках зовут любимых соколиками. Финиста - Ясного Сокола помните?

Ещё широко известна соколиная охота - крупные (благородные) соколы и зайца могут «взять». Соколы помельче обходятся ловлей мышей, ящериц или мелких пташек. Впрочем, есть и мелкие соколы, питающиеся насекомыми.

Но пора переходить к заявленной теме - как нарисовать сокола.

Рисуем сокола в полёте

Конечно, сначала нарисуем схему карандашом.

Туловище компактное – вытянутое, шея не выделяется - так что вместе с головой птица выглядит как торпеда. Тем более, что и клюв невелик и сильно загнут вниз. Хвост узкий, в полёте сложен, а не развёрнут веером.

Крылья… вот крылья очень велики, считается, что они имеют серповидную форму. Ну, это как посмотреть, если в три-четверти, то изгиб крыльев выглядит весьма хитро.

Ну, и как раскрасим? А вот – окраска светло-охристая с многочисленными пятнами, можно сказать - рябая.

Дааа, мощная птица, залюбуешься!

Нарисуем голову сокола

Что сразу бросается в глаза? - Большие круглые глаза с внимательным и недобрым выражением и клюв с очень сильно загнутым крючком надклювьем (так называется верхняя половина клюва).

Голова сплюснутая, лоб очень покатый - всё для обтекаемости формы и быстроты полёта.

Даже контурный рисунок головы сокола очень впечатляет, а уж если раскрасить...

И ещё один урок - как нарисовать сидящего сокола. Или стоящего?

Поэтапный рисунок - сокол приземлился

Сокол приземлился и зорко осматривается.

Туловище почти выпрямлено, вытянуто вверх.

Крылья пока ещё не сложены на спине и готовы к полёту. Лапы цепко держатся мощными когтями за пенёк - ну правильно, с ровной земли соколу при его больших крыльях было бы очень сложно взлететь.

Русская народная сказка "Финист - ясный сокол" в обработке А. Платонова

Жанр: волшебная народная сказка

Главные герои сказки "Финист - ясный сокол" и их характеристика

  1. Марьюшка, девушка красавица, младшая дочь крестьянина. Бесстрашная, верная, любящая. Добрая и работящая.
  2. Финист - ясный сокол. Превращался в доброго молодца. Большую часть сказки спал одурманенный царицей.
  3. Царица - злая и коварная, хотела силой удержать Финиста, но продавала его Марьюшке за золотые и серебряные вещи.
  4. Крестьянин, отец Марьюшки
  5. Старшие дочери, завистливые и некрасивые
  6. Баба Яга - три сестры, добрые, но очень страшные
План пересказа сказки "Финист - ясный сокол"
  1. Марьюшка ведет хозяйство
  2. Подарки дочерям
  3. Перо Финиста - ясного сокола
  4. Зависть сестер
  5. Марьюшка идет на поиски
  6. Баба-яга, блюдце и яичко
  7. Баба-яга, пальцы и иголка
  8. Баба-яга, веретено и донце
  9. Помощь серого волка
  10. Первая ночь с Финистом
  11. Вторая ночь с Финистом
  12. Пробуждение Финиста
  13. Свадьба
Кратчайшее содержание сказки "Финист - ясный сокол" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Было у крестьянина три дочери, старшие жадные и завистливые, младшая, Марьюшка - добрая и работящая
  2. Подарил крестьянин Марьюшке перо Финиста, а сестры ножи в окно воткнули и улетел Финист в дальние края.
  3. Пошла Марьюшка Финиста искать, три пары сапог железных сносила, у трех баб-яг была, три подарка получила.
  4. Нанялась Марьюшка к царице работать, а та подарки волшебные продать просит.
  5. Отдавала Марьюшка подарки за право взглянуть на Финиста, но тот спал и не просыпался, пока не заплакала Марьюшка.
  6. Не хотела царица Финиста отпускать, но князья и купцы решили, что жена Финиста Марьюшка.

Главная мысль сказки "Финист - ясный сокол"
Любовь не купишь и не продашь.

Чему учит сказка "Финист - ясный сокол"
Эта сказка учит нас быть добрыми, трудолюбивыми, настойчивыми. Учит хранить верность в любви и не останавливаться перед преградами на пути к своей цели. Учит тому, что нельзя торговать любимым человеком, учит тому, что добро и любовь всегда будут вознаграждены по заслугам.

Отзыв на сказку "Финист - ясный сокол"
Очень красивая и интересная история о любви, полная волшебства. Мне очень нравится главная героиня этой сказки - Марьюшка. Веселая и добрая девушка, она полюбила доброго молодца Финиста и смогла пройти очень сложный путь, но вернуть себе Финиста. В сказке много волшебных превращений, в ней действуют добрые и злые герои, но заканчивается она очень хорошо. И именно поэтому мне так нравится эта сказка.

Пословицы к сказке "Финист - ясный сокол"
Дорогу осилит идущий.
Любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
В лихости и в зависти нет ни прока, ни радости.

Краткое содержание, пересказ сказки "Финист - ясный сокол"
Умерла у крестьянина жена и остался он один с тремя дочерьми. Хотел работницу нанять, но младшая дочь Марьюшка сказала, что и сама с хозяйством справится.
Была Марьюшка добрая и работящая, настоящая красавица, а сестры были злые и завистливые.
Вот поехал крестьянин в город, сестры полушалок просят, Марьюшка - перо Финиста. Привез отце подарки старшим дочерям, младшей перышко не достал.
Во второй раз в город поехал. Старшие сапожки просят, младшая снова перо Финиста. И снова не смог найти отец подарка.
В третий раз едет, встречает старика, а тот и отдает ему перо Финиста - ясного сокола.
Сестры на Марьюшкой смеялись, а она ночью взяла перо, да приказала явится перед ней Финисту -ясному соколу. И тут же Финист явился и добрым молодцом стал. Три ночи так Марьюшка к себе Финиста зазывала. А потом сестры заподозрили неладное, на окно ножей острых воткнули.
Бился о ножи Финист, всю грудь изранил. Улетел, но сказал, что найти его будет трудно.
Проснулась Марьюшка, услышала те слова, заплакала, и к отцу пошла. Сказала, что уходит, заказала три пары башмаков железных, три колпака и три посоха и пошла в дальний путь.
Долго ли шла, коротко ли, износила одни башмаки, стерла посох. Видит избушка на курьих ножках. Зашла в нее Марьюшка, а там баба-яга сидит, на русский дух жалуется.
Сказала двушка, что Финиста - ясного сокола ищет.
Баба-яга сказала, что опоила Финиста царица, женихом сделала. Дала Марьюшке серебряное блюдце и золотое яичко и отправила в тридевятое царство.
Идет Марьюшка через лес, а тут кот выскакивает, предупреждает, что дальше еще страшнее будет.
Пришла Марьюшка к еще одной избушке на курьих ножках, с черепами на тыне. А там другая баба-яга, сестра прежней. Дала она Марьюшке серебряные пяльцы и золотую иголку и тоже не продавать их наказывала.
Пошла Марбьюшка дальше. Собака бежит, предупреждает, что страшно будет. Сносила Марьюшка уже третьи башмаки, до третьей избушки дошла. А там еще более старая и страшная баба. Дала она Марьюшке серебряное донце и золотое веретенце и опять не продавать наказала.
Теперь уже волк навстречу. Посадил Марьюшку, до царства нужного довез.
Нанялась Марьюшка к царице в работницы. Днем работает, ночью ей блюдце и яичко Финиста показывают. Узнала про то царица, продать просит блюдце с яичком. А Марьюшка просит Финиста показать. Согласилась царица, привела Марьюшку к Финисту.
Спит Финист -ясный сокол непробудным сном, не дозвалась его Марьюшка.
Опять работает Марьюшка, а серебряные пяльцы и золотая иголочка вышивают.
Снова просит царица продать пяльцы и иголочку, а Марьюшка Финиста показать требует.
Опять привела царица Марьюшку к Финисту. Но спит Финист, не просыпается.
Достала Марьюшка серебряное донце и золотое веретенце и снова история повторяется. Только на этот раз заплакала Марьюшка, упала ее слеза на плечо Финиста и проснулся тот.
Увидел Марьющшку, обрадовался, хотел домой ехать. А царица подговорила князей и купцов схватить Финиста и казнить. Да только Финист их спрашивает, кто человеку жена настоящая, та которая обманывает, или та, которая крепко любит.
Согласились все, что Марьюшка настоящая жена Финиста и уехали они с Финистом и стали жить, да добро наживать.

Признаки волшебной сказки

  1. Троекратные повторы: три раза ездил крестьянин в город, три бабы-яги встретила Марьюшка, три подарка получила, три ночи будила Финиста.
  2. Волшебные превращение - Финист превращался в птицу и в человека
  3. Волшебные существа - баба-яга, серый волк
  4. Волшебные предметы - пяльцы, иголка, веретено, яичко, донце
Рисунки и иллюстрации к сказке "Финист - ясный сокол"