Речевые игры по дороге в детский сад. Проверяем знание дороги

По дороге в детский сад можно сделать массу полезных вещей. Особенно если выйти чуть раньше и идти чуть подольше. Можно поговорить, каким будет день и куда бежит во- он та рыжая собачка, можно выучить стишок или поиграть в скороговорки… А можно легко и непринуждённо проводить маленькие, но очень нужные уроки по правилам безопасности.

Вариант №1 - приключенческий

Дети по утрам любят ходить неторопливо, по- хозяйски оглядывая слегка изменившийся за ночь мир. У них совсем иной отсчёт времени, и то, что для нас, - всего лишь дорога, в детском воображении может превратиться в большое путешествие. Скажите ребёнку, что сегодня вы - исследователи (туристы, путешественники) и ваша задача – невредимыми добраться до намеченной цели. А значит, вам надо быть очень бдительными: разглядеть/заметить/преодолеть все опасности, все ловушки и капканы, которые встретятся по пути. Такой заход мигом разбудит детское воображение и ребёнок будет уже не просто шагать рядом (и глазеть по сторонам), но и думать, охотно отвечать на ваши вопросы, задавать свои.

Вы можете распределить роли: малыш – опытный путешественник, а вы – новичок. Новички ничего толком не знают и вечно всё путают. За ними нужен глаз да глаз! Малыш с удовольствием возьмёт над вами шефство, будет предупреждать, следить, опекать. Он почувствует себя важным и нужным человеком, без которого вам в пути не обойтись. Совершайте "ошибки": не идите по зебре через дорогу, не спускайтесь в подземный переход, попытаетесь обойти автобус спереди, а трамвай сзади. Если ребёнок присоединяется к вашим глупостям, то вы теперь точно знаете, на что обратить внимание в ближайшее время, изучая технику безопасности. Вы можете идти совсем другой, непривычной дорогой (прокладывать новый маршрут). Ребёнок поучится ориентироваться в пространстве, искать знакомые ориентиры, останавливаться и наблюдать, чтобы не заблудиться. (По дороге из детского сада делать это ещё полезнее: ребёнок должен знать дорогу к дому, причём не одну.) А если вы ещё и назначите его главным в вашей связке, а сами превратитесь в новичка, в первый раз идущего этим маршрутом, обучение и закрепление правил безопасности пойдёт ещё быстрее.

Вариант №2 - ситуативный

Вы просто пользуетесь ситуацией, подвернувшимся случаем, чтобы выучить или повторить с ребёнком всевозможные правила безопасности. Все сразу правила выучивать и повторять, конечно, не стоит, действуйте по ситуации.

Бежит собачка – вы вспомнили, обсудили- повторили, можно ли махать палкой перед носом собаки. Проходите мимо неизвестной огромной лужи – измерьте палкой её глубину (смотри, под водой какая глубокая яма, просто провалиться можно!). Подошли к дороге: «Дай мне руку, я что- то забыла, как надо через дорогу переходить…» Малыш увидел на доме знакомую цифру: «Четыре!» – кричит. «Правильно. А у нас какой номер дома? А улица?»

Детвора – народ импульсивный, воспользуйтесь и этим. Вы идёте через скверик, и ребёнок вдруг делает скачок в сторону и лезет на дерево. Причём не обращает внимания, что нижние ветки подозрительно тонкие или сухие. Вместо того чтобы кричать «Нельзя! Ты куда полез?!» - уцепитесь сами за сухую ветку. Пусть полюбуется, как она сломается, как вы рухнете на землю. И пусть это будет немножко понарошку, но маленький человек увидит наглядно, чем опасны сухие ветки, почему сначала надо подумать, как себя подстраховать. Не старайтесь сделать (и выучить) всё сразу. Если малышу надоела ваша игра – не навязывайте. Каждый день, понемногу, «цепляясь» за случай – и результаты не заставят себя ждать. Играйте. Обращайте внимание на то, что ребёнок НЕ знает. Чтоб поупражняться в следующий раз.

По материалам:

Мне часто родители жалуются, что утром они торопятся на работу, а дети не спешат… Мы уже много раз говорили об этом. Хочется еще дополнить кое-какие советы. Как сделать дорогу в детский сад веселой и интересной – и для детей и для взрослых?

Кто первый? Если ваш ребенок еще совсем маленький, инициативу придется взять на себя. Медленно плетется позади вас – устройте игру «Кто быстрее добежит до того дерева, скамейки, остановки». Забегает далеко вперед – «Помоги мне сыночек (доченька) обойти эти лужи (сугробы, ямы и т. п). Поверьте, срабатывает. Кроме того, у ребенка формируется чувство ответственности за другого, уверенности в том, что он уже подрос и может помочь маме, папе, бабушке обойти препятствия или победить в забеге.

У ребенка плохое настроение - расскажите сказку или историю о странствиях гномиков, о том, как зайчик, хомячок, лисенок ходили в школу через опасный лес и т. п. Фантазируйте! Если ребенок постарше, пусть продолжит начатую историю. Это не только развеселит его, но и поможет развитию его воображения и речи.

Повторяйте выученные с ребенком стишки, пойте песенки. Или сыграйте в «Буриме»: пусть ребенок скажет два слова, оканчивающихся на созвучный слог, а вы придумайте строчки, в которых эти слова рифмуются друг с другом. Потом наоборот – вы загадываете, а ребенок «сочиняет». Например, «оса» - «полоса». Моя 4-летняя дочь сочинила следующее: «Побежала полоса-СА-СА, прилетела к нам оса-А-А!». и пусть сначала это будет не очень образно и складно – зато весело!

Если вам предстоит долго идти пешком, можно использовать время, проведенное на дороге, с очень даже большой пользой. Например, приметить несколько деревьев, кустиков и обращать внимание ребенка на те изменения, которые с ним происходят: весной – распускаются почки, потом появляются листочки. Летом все цветет, осенью листья желтеют, усыпают и опадают и т. д. Потом дома можно нарисовать то, что вы видите каждый день, или вести дневник наблюдений.

По дороге можно закреплять с ребенком приобретенные дома или в саду знания. Например, если ребенок недавно познакомился с геометрическими формами, можно по очереди с ним называть все круглые предметы, потом квадратные. Если малыш только начал разбираться в цветовой гамме – попросите назвать его предметы определенного цвета. Только не спешите. Пусть малыш усвоит сначала один цвет, например, зеленый, и называет предметы только этого цвета. Через несколько дней – желтый и т.д.

Словесный поединок. Если ребенок уже знаком с буквами и слогами, можно поиграть с ним в «Животных». Вы называете какое-либо животное, а ребенок в ответ называет животное на ту букву, которой ваше слово заканчивается. Например: «лиса – аист», «заяц – цапля». А если ребенок еще мал, можно просто поиграть в «Слова» по тем же правилам, называя без ограничения все предметы, явления, и даже сказочных героев.

Если вам приходится по долгу стоять на остановке в ожидании транспорта, поиграйте в «Фигуры». Попросите ребенка показать, как бы стоял на остановке зайка. Пусть примет характерную для зайчика позу, немного попрыгает. Это не только скрасит ожидание, но поможет ребенку реализовать потребность в движении. Можно также придумывать вместе с детками загадки. Например, «Рыжая, хитрая…(не отгадал – продолжайте дальше) живет в лесу, за зайцами гоняется?». Один пятилетний «вундеркинд» сочинил с папой загадку, которую даже воспитательница не смогла отгадать. «Что сырым не едят, а вареным выбрасывают?». Оказалось, лавровый лист. Сын, наблюдая за приготовлением ухи, спросил: «Папа, почему ты выбрасываешь эти листики, они же сварились?». Вот так.

Детские психологи рекомендуют родителям во время прогулки использовать все, что способствует развитию чувства равновесия, общей координации, ловкости, согласованности движений рук и ног (бордюры, пенечки, поваленные деревья). Например, можно предложить ребенку взобраться на невысокий пенек и спрыгнуть с него. Покажите малышу, как это надо делать правильно. Увидев неглубокую и не широкую канавку – перепрыгнуть ее, как зайчик.

Очень нравится малышам игры с песком. На песке можно рисовать прутиками, из песка можно строить дома, в песок можно зарывать клад!

Дерзайте, может, и вы сочините свои загадки, сказки, истории и игры, и тогда дорога в детский сад или длительная прогулка с малышом не покажется вам утомительной и однообразной.

По дороге в детский сад.

Часто в разговоре с родителями мы слышим: "У вас есть время, а мне некогда общаться с ребенком. Я весь день работаю, готовлю, убираю, а потом уже и спать пора. В лучшем случае - сказка на ночь, разговаривать с детьми некогда". Печально, но факт - таких родителей немало. Им не объяснить, что все работают, и ужин готовят и т.д. и тп.
Если вы действительно хотите общаться с ребенком - вы обязательно найдёте на это время. Ведь можно и целыми днями дома сидеть, а малыша при этом усаживать перед телевизором. А можно ловить драгоценные свободные минуты и использовать их во благо. Такими минутами общения и развития может стать дорога в детский сад. Да, возможно, для этого надо будет встать на 10 минут пораньше и пройтись пешком. Но если на дворе погода хорошая, то почему бы и нет?

Итак, чем можно заняться по дороге в детский сад?

Считаем.

Кстати, это не только счет, но и отличная тренировка памяти, так как приходится и общаться, и считать одновременно!

Например, сегодня вы считаете только синие машины, а завтра красные, черные и т.п.

Изучаем цифры и буквы.

Обратите внимание детворы на номера домов, названия магазинов и улиц. Дети радостно ищут знакомые цифры и запоминают, где какой дом находится. Акцентируйте, что в доме номер 5 (к примеру) живёт друг Петя. Можно и буквы искать. Хорошая тема для изучения - что такое адрес! И запоминание своего адреса!

Изучаем марки машин.

Дети с 3-4 лет уже могут запомнить многие марки машин. И, поверьте, не только мальчишкам это интересно.

Наблюдаем за природой.

Задержитесь всего на пару минут и рассматриваем почки, листочки и т.п. Вот, например, за минуту можно показать, что "старые" листья темнее, а молодые - светлее. А еще молодые листочки могут быть клейкими! А ёлка, которая встречается каждый день нам на пути - колючая, да еще и голубая!

Поверьте, это не отнимает много времени - ребенок прикоснулся - секунды, а ваш рассказ продолжается уже во время ходьбы.

Обращаем внимание ребенка на интересные явления:

Деревья, пробивающиеся сквозь асфальт, желтые листья посредине лета, одно дерево желтее другого осенью, сломанные ветки деревьев - последствия сильного ветра. И - говорите, говорите об этом! Объясняйте - почему так! Спрашивайте у ребенка - что ОН САМ думает по этому поводу? А может ворона поймала червячка и потащила его подальше от всех! Это безумно интересно - задержка в пути - секунд 15-20. Надо только обратить на это внимание, если ребенок не заметит сам. Кстати, стоит только начать, через некоторое время малыш сам вам будет указывать на интересные места и явления, которые он заметит первым.

Читаем стихи, поем песни!

Можно вспоминать те, что уже знает ребенок, а можно разучивать по дороге новые. Можно слова рифмовать, а можно и стихи свои сочинять!
Ну, а песни распевать по утрам - замечательное дело. Только не очень громко - вдруг кто-то еще спит. Попросите малыша рассказать стих, который выучили в детском саду.

Фантазируем!
На что похоже это облако? А эта лужа? А может на дереве разглядели лешего с длинной бородой.

Проверяем знание дороги.

Притворитесь, что забыли дорогу в детский сад - пусть вас ведет ребенок! Задавайте уточняющие вопросы: куда повернуть? Направо? Налево? Прямо? Как переходить дорогу? Вот тут можно и знание правил дорожного движения подучить!
И, кстати, еще одна тема - знаки дорожного движения - можно потихоньку узнавать, что они обозначают.

Развиваем координацию движений.

По дороге в детский сад есть бордюры? Отлично, воспользуйтесь этим и пусть малыш учится балансировать и ловить равновесие. А еще можно скакать на одной ножке, подпрыгивать или перепрыгивать ветки.
Можно поиграть в мини-футбол по дороге (конечно, если дорога не оживленная) - пинайте летом камешки, зимой снежки - будет весело!

Если останавливаться нет времени даже на пару секунд - говорите!

Играйте в слова (для дошкольников постарше):

Съедобное-несъедобное,
- слова на одну букву,
- на какую букву кончается - на такую и начинается.
Выучите предварительно загадки - загадывайте. Сочиняйте загадки на ходу вместе с ребенком. Тараторьте скороговорки ! И, конечно же, спрашивайте и отвечайте! Ваша дорога в детский сад будет веселой, ребенок придет в группу с положительными эмоциями!

А вот по пути из детского сада , обязательно расспросите ребёнка, как прошёл день, что он кушал, что узнал нового, с кем играл, что произошло важное и т.д.

Обязательно общайтесь со своими детьми! Это важно для каждого ребёнка. Это делает малыша счастливым и даёт чувство

уверенности и защищённости.

Игры по дороге в детский сад

Не секрет, что в наши дни многие родители признают, что в силу различных причин не могут уделять достаточно времени для игр с ребенком. Но играть и заниматься можно не только дома, но и по пути в детский сад, не теряя понапрасну драгоценных минуток. Дорогу в садик можно превратить в познавательную и интересную для ребенка игру. Игру, которая поможет развить его речь, внимание, мышление, воображение.

Одним из важных элементов речевых игр является смена ведущего. Сначала задание дает взрослый, а выполняет ребенок, потом ребенок придумывает задачку для взрослого, а тот послушно выполняет задание, и так далее с чередованием ролей. Возможность почувствовать себя «руководителем» игры особенно важна для становления самосознания детей, не являющихся лидерами среди ровесников.

«Считаем всё!» (развитие внимания, памяти и счета)

Следующий этап игры – это счет предметов сразу двух категорий (например, деревья и голуби), который ведется последовательно: одно дерево, один голубь, два дерева, три дерева, два голубя, четыре дерева, три голубя и т. д.

«Что на что похоже» (развитие связной речи, наблюдательности, творческих способностей)
Ребенку предлагается подобрать слова-сравнения:

Белый снег похож на…(что? а еще на что?), дом похож на…и…, туман похож на… и…, столб похож на… и…и…
Если есть возможность остановиться и подумать, то можно поискать похожее к проплывающему облаку, интересно изогнутой ветке дерева, луже или трещине на асфальте.

«А что, если…» (развитие связной речи и мыслительных процессов)
Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает.
А что произошло бы, если бы не стало ни одной машины?
… если бы из крана текла не вода, а апельсиновый сок?
… если бы не было конфет?
… если бы было все вокруг твоим?

… если бы все взрослые превратились в детей, а дети – во взрослых?
(И т. д., можно придумать различные варианты).

«Сравнивалки» (развитие речи, памяти, мышления)
Ребенку предлагается сравнить два предмета, назвав их сходство и различие. Начать лучше с простого, например, сравнить кошку и собаку (это животные, домашние, есть хвост, четыре лапы…кошка мяукает, а собака лает…), корову и лошадь. Затем можно сравнивать совершенно разные предметы и явления. Сравните дом и дорогу, камень и машину, птицу и реку, утро и вечер, стол и вазу, лошадь и телегу, кошку и яблоко, сказку и песню.

«Объясни инопланетянину»

Ребенку предлагается помочь инопланетянину, незнакомому с нашим языком, понять, что значит то или иное слово (клюшка, зонтик, сапоги и т. п.). Например, «велосипед » - это транспорт, который (умеет) …, состоит из…, служит для…, бывает…

«Бывает – не бывает»

Взрослый говорит фразу, ребенок должен хлопнуть в ладоши, если так быть не может. Например:

Почтальон принес письмо, Шапочка резиновая,

Кошка варит кашу (хлопок), Яблоко соленое (хлопок),

Папа идет на работу, Телефон звонит в дверь (хлопок),

Поезд летит по небу (хлопок), Ветер качает деревья,

Мама идет в школу, Картина прибила гвоздь (хлопок),

Пол бежит по кошке (хлопок), Зимой идет снег,
Собака гуляет по крыше (хлопок), Мальчик виляет хвостом (хлопок),
Снежная баба лепит Ваню (хлопок), Писатели пишут книги,
Чашка упала на потолок (хлопок), Катя ужалила осу (хлопок) и т. д.

Варианты игры: «Съедобное – несъедобное», «Летает – не летает».

«Рыба – птица – зверь» (развитие внимания, переключаемости, скорости реакции)

Взрослый проговаривает как считалку: «рыба – птица – зверь – рыба – птица – зверь…», затем останавливается на одном из трех слов, например «птица». Ребенок должен как можно быстрее назвать любую известную ему птицу.

Варианты игры: «Дерево – овощ – фрукт», «Одежда – посуда – игрушка».

«Цепочка слов» (обогащение словарного запаса, закрепление умения выделять первый и последний звук в слове, развитие памяти, внимания)
Взрослый и ребенок по очереди называют слова, обозначающие предметы, с правилом, что каждое новое слово должно начинаться на последнюю букву предыдущего. Повторять уже названные слова нельзя. Например: кошка а втобус с ок к уст т анк к апуста - ...

«Я положил в мешок…» (развитие речевой памяти и внимания)

Взрослый начинает игру словами «Я положил в мешок…», после чего называет любой предмет, например, «шкаф». Ребенок продолжает: «Я положил в мешок шкаф и…», добавляя свое слово, например, «кошку». Далее взрослый: «Я положил в мешок шкаф, кошку и яблоко». Ребенок: «Я положил в мешок шкаф, кошку, яблоко и самолет». Таким образом, каждый следующий ход требует проговаривания всей предыдущей цепочки слов.

«Муха» (авторы, ; для детей старше 6 лет; развитие внимания, пространственных представлений)

Для этой игры потребуется небольшая подготовка дома. Нарисуем поле из клеток 3 х 3 как для игры в «крестики – нолики». Это будет «дом» мухи, в котором 3 этажа, на каждом этаже 3 комнаты. Перемещение мухи с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд («Вверх!», «Вниз!», «Вправо!» или «Влево!»), которые она послушно выполняет. Исходное положение мухи - центральная клетка игрового поля. Сначала муха движется по командам взрослого, а ребенок должен показать и назвать ту «комнату»-клеточку, где муха остановилась (например, правый верхний угол). Затем путь мухе командует ребенок, а следит за мухой взрослый. Для начала достаточно пути из 5 - 7 перемещений. Например, командует родитель: вверх – вправо – вниз – вниз – влево – вверх – влево, где муха? Ребенок: в левой средней клеточке.

Когда ребенок научится хорошо играть с использованием нарисованного поля, что случается довольно скоро, можно переходить к игре в воображаемом плане. Поле в этом случае каждый из участников пред­ставляет перед собой, поэтому играть можно в любое время в любом месте.

«Муха» требует от играющих постоянной сосредото­ченности: стоит кому-то из них хоть на мгновение отвлечься или подумать о чем-нибудь постороннем, и он тут же потеряет нить игры и вынужден будет ее остановить.

«Как можно использовать?» (развитие речи, творческого мышления)

Выбирается предмет. Необходимо придумать как можно больше вариантов его использования. В качестве предметов рекомендуем: пластиковая бутылка, лист бумаги, зонтик, скрепка, катушка, ластик и т. п. Например, выбрали кнопку: ею можно сделать дырку в чем – либо, можно обвести вокруг карандашом и получится кружочек, можно скрепить листы бумаги, нацарапать надпись, сделать волчок и т. д.

Рифмы и стихи

а) Один игрок говорит слово, другой – рифму на него, после чего роли меняются. Например: «сестрёнка» – бурёнка, «рябина – дубина»…

б) По очереди называем рифмы на одно слово. Например: «ложка» – ножка, кошка, матрешка…и т. д.

в) Первый игрок говорит слово, второй рифму на названное слово, третий сочиняет двустишие с этой парой рифм. Например: первый – «дорожка», второй – «мошка», третий – «Вышел Мишка на дорожку , наступил на злую мошку».

«Заколдованная буква»

Эта игра имеет множество вариантов, объединяет их то, что за основу берется одна конкретная буква.

а) Составьте рассказ на одну букву. Например: «Сонькин сон».

Сонька сладко спала. Соне снится сон. Снег серебрится. Солнце сияет. Сонька с семьей собирается строить снеговика. Сонькины сани сами скатываются со склона. Санки скрипят. Сонька смеется. Семья смастерила самого симпатичного снеговика.

б) Надо назвать имя, город, животное, птицу и растение на заданную букву. Например: Марина, Москва, мамонт, малиновка, можжевельник… и так далее.

в) Надо назвать на одну букву слова определенной категории. Например: имена, профессии, животные.

«Отгадай предмет» (развитие мышления)

Взрослый загадывает какой-либо предмет. Ребенок должен отгадать, что задумано, задавая взрослому вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет».

Например, задумано «цветок»:

Это живой предмет? – да

Он может ходить? – нет

Его можно взять в руки? – да

Я его сейчас вижу? – нет… и т. д. до угадывания.

«Причины – следствия» (развитие мышления)

1. Взрослый предлагает ребенку придумать как можно больше причин, по которым могло случиться то или иное событие. Например: на асфальте лужа. Почему?

Варианты ответов: прошел дождь, у кого-то разбилась бутылка с водой, налили специально для птичек, из самолета выпал пакет сока, здесь мыли машину…

2. Требуется придумать как можно больше возможных последствий к какому–либо действию. Например: в ванной не закрыли воду. Что может произойти дальше?

«Назови предмет по функции» (развитие речи, мышления)

Попробуйте называть предметы одним словом по той функции, которые они выполняют.

Лопатка – “копалка”; стул – “сиделка”; телевизор – “смотрелка”; карандаш – “писалка”; вентилятор – “дулка”; холодильник – “холодилка” и т. п.

Помимо того, что игра полезная, она еще и веселая! Она неизменно вызывает у детей смех, так как они понимают, что подобных слов нет и это словотворчество на волне веселья тоже весьма полезно.

Возьмите любое слово и “расшифруйте” его, то есть придумайте предложение, первое слово в котором начинается с первой буквы выбранного слова, второе – со второй и так далее. Например: «суслик» - с олнечным у тром с основый л ес и зумительно к расив.

«Полслова за вами» (развитие речи, скорости реакции, мышления)

Ведущий говорит часть какого-либо слова (имя существительное). Играющие по очереди должны немедленно закончить слово. Например: «Ка» – «нал»; «Ма»- «газин»…

«Снежный ком» (развитие памяти, внимания, мышления, речи)

Игроки по очереди должны составлять предложение, постепенно расширяя его. Например: Дом. – Дом стоит. – Дом стоит на горе. - Дом стоит на высокой горе. – Красивый дом стоит на высокой горе. и т. д.

«В королевстве кривых зеркал» (развитие внимания)

Читаем вывески и дорожные надписи задом наперед.

Такое чтение позволяет внимательнее прочитывать каждую букву и предотвратить возможные будущие дисграфические ошибки.

«Противоположности» (развитие речи, внимания, мышления)

глубокий

короткий

красивый легкий

Следующий этап игры: подобрать противоположности к словосочетаниям. Например таким:

Светлый день, хорошее начало, холодный север, короткое лето, ленивый мужчина, добрый друг, жаркое утро, большой город, трудная задача, веселая девочка, белый потолок, ранний рассвет, громкий смех, высокое дерево, горячий завтрак, толстый старик, старый пень, глубокий овраг.

«Я знаю пять…» (развитие памяти, мышления, скорости реакции)

В эту игру обычно играют с мячом, называя слова под каждый удар об землю. Так одновременно развивается и моторика, и координация движений. Но можно играть, просто прохлопывая каждый ответ в ладошки. Например, родитель загадывает: «Я знаю пять ИМЕН!». Ребенок хлопает в ладоши: «Один - Таня, два - Оля, три - Саша, четыре - Алеша, пять – Дима».

Можно загадывать названия животных, цветов, виды посуды, мебели и т. д.

«Не пропусти…»

Игроки договариваются, какую категорию предметов они будут выделять. Например, деревья. Ведущий перечисляет любые существительные: стол, кошка, улица, липа, ветер, молоко, береза... При упоминании названия дерева игрок должен хлопнуть в ладоши. Можно загадывать цифры, животных, цвета, имена, профессии и т. п.

«Я вижу что-то…» (развиваем наблюдательность, поисковую активность)

Родитель отмечает какой-то предмет в зоне видимости и описывает его («Я вижу большую зеленую горку, куст с розовыми цветами, тетю с таксой…») ребенку, который должен отыскать взглядом загаданный предмет.

«Слова с одной буквы» (развитие речевой памяти, внимания)

Взрослый и ребенок по очереди называют слова начинающиеся на одну букву (к ошка, к аша, к люч…) Тот, кто не может больше вспомнить слово, оказывается проигравшим. Здесь родителю важно создавать для ребенка ситуацию переменного успеха.

«Предметы одной формы» (развитие внимания, мышления, речи)

Взрослый и ребенок по очереди называют предметы круглой (квадратной, треугольной и т. п.) формы.

«Отгадай предмет по названию его частей» (развитие речи, внимания, мышления)

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно).

Другой вариант игры: «Что из чего состоит?»

Например: кот - тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.

Варианты заданий: часы - ..., лошадь - …, кукла - …, самолет - …и т. д.

«Отгадай, что это?» (развитие речи, внимания, мышления)

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты, ягоды).

Движется по дорогам, по воде, по воздуху (транспорт).

Упругий, круглый, гладкий, прыгает (мяч).

«Назови лишнее слово» (развитие речи, внимания, мышления)

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

1. «Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

зима, апрель, весна, осень, лето;

мама, подруга, папа, сын, бабушка.

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

крепкий, далекий, прочный, надежный;

смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;

глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

3. «Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать;

бросился, слушал, ринулся, помчался;

приехал, прибыл, убежал, прискакал;

пришел, явился, смотрел;

выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

4. Варианты с несколькими правильными ответами:

Дядя, тетя, мальчик (тетя – не мужского пола, а мальчик – не взрослый);

Тигр, слон, медведь (слон – не хищник, а медведь – не живет в Африке);

Кошка, собака, волк;

Слон, крокодил, змея;

Окно, картина, зеркало;

Лужа, озеро, река и т. п.

«Кто кем был раньше?» (развитие речи, внимания, мышления)

Курочка была раньше цыпленком, а еще раньше яйцом. Рыба была раньше мальком, а еще раньше икринкой. Яблоко было раньше цветочком, лошадь – жеребенком, мама – девочкой, бабочка – гусеницей и т. д.

«Что общее?» (развитие речи, внимания, мышления)

Вы называете: береза, дуб, клен. Ребенок должен обобщить – это деревья. Чашка, ложка, вилка – это посуда. Самолет, вертолет , дирижабль – это транспорт (уточняем: воздушный).

Следующий этап игры – назвать общее у нескольких предметов:

мяч, солнце, шар - ...
бутылка, ваза, чашка - ...
лист, трава, крокодил - ...

«Ассоциации» (развитие речи, внимания, мышления)

Называйте ребенку предмет, а он придумывает аналогии, которые у него возникли с этим предметом. Например: стакан – сок, стекло, вода, прозрачный; летчик – самолет, шлем, небо и т. д.

Игры на расширение и активизацию словаря

«Кто или что может это делать?»
Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово «идет», ребенок подбирает - девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает…

«Что бывает?»

Легким, кислым, желтым, твердым и т. д.

«Как можно…»
Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…»
Другие вопросы:
- Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…)
- Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…)
- Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно…)
- Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно…)
- Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно…)

«Какое бывает?»

Трава: зеленая, мягкая, шелковистая…

Лес: большой, дремучий, чистый, березовый, еловый, красивый, чахлый, грибной, далекий, близкий, зеленый…

Задача – подобрать как можно больше прилагательных к одному существительному.

«Один – много»
Стул – стулья, врач – врачи, человек – люди.

Слова для подбора: ребенок, лампа, шкаф, яйцо, пакет, теленок, дерево и т. д.

«Назови ласково»
Кот – котик, дом – домик, качели – качельки, машина – машинка.

«Придумай слова-«приятели» к данным словам»

здание - (дом), идти - (шагать), льется - (течет), печаль - (грусть), глядеть - (смотреть), конь - (лошадь), торопиться - (спешить), солдат - (боец), крошечный- (маленький), Отчизна - (Родина), смелый - (храбрый), приятель - (друг), прежде - (раньше).

«Подружи слова» (образование сложных слов)
листья падают – листопад,
снег падает – снегопад,
вода падает – водопад ,
сам летает – самолет,
пыль сосет – пылесос и т. п.

«Все сделал» (образование глаголов совершенного вида).

Скажи, как будто ты уже все сделал (сделала):
мыл – вымыл, вешает – повесил,
одевается – оделся, прячется – спрятался,
гладит – погладил, стирает - постирал
рисует – нарисовал, пишет – написал,
поливает – полил, ловит – поймал,
чинит – починил, красит – покрасил,
убирает – убрал, строит – построил

« Ты идешь, и я иду» (закрепление в речи глаголов с разными приставками)
Ты выходишь и я выхожу,
ты обходишь и я обхожу и т. д.
(подходить, заходить, переходить…)
Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь, шуметь и др.

«Сравни деревья»

Выделение признаков деревьев: форма ствола, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры.
Рассмотреть и научиться рассказывать о деревьях и кустарниках, которые встречаются по дороге в детский сад.

«Что для чего» (активизация в речи сложных слов)
Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.
хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты – в конфетнице, мыло – в мыльнице, перец - в перечнице, салат – в салатнице, суп – в супнице, соус - в соуснице и т. д.

«Говорим и думаем» (закрепление многозначности слова)
Иногда мы говорим одинаковые слова, но думаем о разных предметах. Найдите в стихотворении слова, которые звучат одинаково.
В чужой стране, в чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок с черным язычком
С утра лакает молочко.
И целый день в окошко
Глядит глазком картошка.
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает.
И стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку. (И. Токмакова)
Вспомните, применительно к каким предметам используют слова: ручка, коса, ключ, глазок, ножка, язычок…

«Вместе веселей» (систематизация словарного запаса.)
Добавь одно слово, которое подходит к двум словам.
Мама, сын (дочь) – что делают?
Летит, клюет – кто?
Дерево, цветы – что делают?
Сидит, стоит – кто?
Кошка, собака – что делают?
Льется, журчит – что?
Шумит, дует – что?
Дождь, снег – что делают?

«Веселый счет» (согласование числительного с существительным и прилагательным)
Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна...)
Давай их посчитаем: Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д.

«Переделай предложение»

Ведущий предлагает предложение, а игроки должны его повторить, заменяя каждое слово на синонимичное. Например: «Ребенок играет в мячик.» – «Малыш забавляется с круглым предметом.» – «Дитя подбрасывает снаряд для футбола» и т. д.

Наталья Чукалкина
«Время зря мы не теряем, по дороге в детский сад играем». Чем занять ребенка по дороге в детский сад

Время зря мы не теряем , по дороге в детский сад играем…

Очень часто наши детки по утрам капризничают. Родители начинают нервничать, покрикивать на своего малыша, а тот в свою очередь, начинает хныкать ещё больше. Утро испорчено, причём и у родителей, и у ребёнка.

Что же делать?

Главное не нервничать!

ЛЮБОГО МАЛЫША МОЖНО ОТВЛЕЧЬ БЕСЕДАМИ ИЛИ ПРОСТЫМИ ИГРАМИ ПО ДОРОГЕ В ДЕТСКИЙ САД , И ВЫ НЕ ЗАМЕТИТЕ, КАК БЫСТРО И ВЕСЕЛО ДОБЕРЁТЕСЬ ДО МЕСТА.

Игры – это не просто развлечение, они играют важную роль в развитии ребёнка, игры развивают все психические процессы : память, внимание, мышление, воображение, фантазию, вызывают приятные эмоции. Рекомендуемые игры и советы помогут установить в вашей семье добрые, ласковые и доверительные отношения. А у малыша будут систематически пополняться, и закрепляться полученные знания.

В игровой форме с ребёнком можно закреплять :

Дни недели;

-времена суток ;

-времена года ;

Названия месяцев каждого времени года ;

Поговорить о том, какие изменения произошли в природе;

Назвать приметы данного времени года ;

Назвать диких и домашних животных, поговорить, почему их так называют, где они живут;

Так же вспомнить и назвать названия деревьев, перелётных и зимующих птиц;

Побеседовать о том, как можно помочь животным и птицам в холодное время года ;

Повторить основные цвета, оттенки;

Тем для бесед очень много, просто оглянитесь вокруг…

Огромную роль в развитии связной речи играют речевые игры :

«Большой – маленький» .

Вы называете любой предмет большим, а ребёнок – маленьким :

дом – домик, машина – машинка, шапка – шапочка и т. д.

«Что я вижу» .

Нужно внимательно посмотреть по сторонам и ответить на вопрос :

«Что ты видишь?» - ребёнок отвечает, например : «Я вижу, едет машина» ,

«Я вижу, бежит собака» и т. д.

«Что изменилось?»

Отмечайте изменения в природе и окружающей обстановке, которые произошли со вчерашнего дня :

во дворе вчера стояли две машины, а сегодня одна.

Вчера шёл дождь, а сегодня снег.

Вчера дороги были сухими , а сегодня на дорогах лужи и т . п.

«Один – много» .

Вы называете любые предметы в ед. числе, а ребёнок во мн. числе :

один мяч – много мячей, одно ведро – много вёдер, одна конфета – много … и т. д.

«Скажи наоборот» .

Например :

большой – маленький; холодный – горячий; высокий – низкий; молодой – старый; чистый – грязный т. п.

«Скажи ласково» .

Называете всё, что видите по дороге , ребёнок называет ваше слово ласково :

лист – листик, берёза – берёзка, снег – снежок, камень – камешек, облако – облачко и т. д.

«Собери семью» .

Вы называете любое животное, а малыш называет его семью :

КОТ – мама-кошка, папа-кот, детёныш-котёнок, детёныши-котята.

ВОЛК – мама-волчица, папа-волк, детёныш-волчонок, детёныши-волчата и т. д.

«Он – она» .

Называете животное и спрашиваете у своего малыша : «Если медведь – это ОН, то кто ОНА?» - (медведица) .

«Если бык – это ОН, то кто ОНА?» (корова) .

«Если конь – это ОН, то кто ОНА?» - (лошадь) и т. д.

ЕСЛИ РЕБЁНКУ БУДЕТ СЛОЖНО, ПОМОГИТЕ ЕМУ И ВМЕСТЕ ПОВТОРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ!

«Исправь ошибки» .

Здесь Вы можете дать волю своей фантазии. Вы называете любое предложение и допускаете в нём логическую ошибку, ребёнок должен внимательно послушать, найти ошибку и сказать предложение правильно. Например : «Зубную пасту чистят зубами» . «Воду поливают огурцами» . «Одеяло укрывается мною» . «Ножницы режут бумагой» и т. п. Поверьте, эта игра доставит всем вам много радости и смеха! Попробуйте!

P.S. Помните, время проведённое с ребёнком - бесценно! Уделяйте своему малышу как можно больше внимания, ведь дороже и важнее , чем свой родной ребёнок, нет ничего на свете!