Ребенок не играет в игрушки. Почему дети не играют? О порядке и распорядке в детской

А вы учили ребёнка играть? Показывали ему что надо делать с игрушками? Познакомили ребёнка с сюжетно-ролевыми играми, такими как магазин, больница, дочки-матери, парикмахерская, спасатели.
Большинство детей только к 2 годам начинают играть в ролевые игры осознанно. Ребенок начинает копировать поведение взрослых, учится пользоваться предметами не только по прямому назначению, но и в соответствии с замыслом игры.
1.Организуйте для малыша уголок в квартире, где он будет чувствовать себя максимально комфортно.
2.Предложите малышу игрушки, с которыми он сможет играть без помощи взрослых.
3. Интересуйтесь процессом игры.Помните, что ребенку важно внимание родителей к его игре. Поэтому время от времени нужно интересоваться успехами малыша, особенно если он рисует, собирает конструктор или строит что-то из кубиков.

4. Отзывайтесь на вопросы ребенка сразу же, где бы ни находились. Это поможет ему не чувствовать тревогу из-за ощущения одиночества во время игры.

5.Стимулируйте детский интерес к продолжению игры. Можно усложнить задачу, предложив нарисовать или собрать что-то новое.

6. Подсказывайте ребенку правильное решение, если он не может справиться в одиночку и готов бросить игру. Нередко дети начинают капризничать, если им не удается собрать фигуру из конструктора или воедино весь пазл. Немного взрослой помощи – и игра продолжается.

7.Не навязывайте ребенку правила игры, если понимаете, что он играет вовсе не так, как общепринято. К примеру, малыш может не сам кататься на велосипеде, а возить на нем куклу или мягкую игрушку.

8.Поощряйте самостоятельную игру, не одергивая запретами вроде «Нельзя топать ногами», «Нельзя бегать», «Нельзя бросать игрушки». Правильнее все объяснить без частицы «не», так у ребенка будет меньше негатива и желания не слушаться.

9.Развивайте в ребенке умение доводить начатую игру до конца и преодолевать небольшие затруднения.

10Поощряйте ребенка, если во время самостоятельной игры он подражает занятиям взрослых, к примеру, мамы: делает уборку в игрушках, моет детскую посуду, одевает или причесывает кукол.

11.Мотивируйте ребенка к самостоятельной игре. Например, после того как малыш нарисует что-либо, похвалите его за красивый рисунок и предложите что-нибудь особенно вкусное. Но не превращайте игру в зарабатывание лакомства.

12Демонстрируйте искреннюю гордость результатами самостоятельной игры ребенка. К примеру, если малыш рисовал, повесьте его рисунки на видное место и покажите папе, когда он вернется домой с работы.

13.Старайтесь продлевать время самостоятельной игры, время от времени подсказывая ребенку идеи для нового занятия.

14.Помните, что самостоятельная игра создает предпосылки для перехода к более сложным формам сюжетной игры. А это фактор умения ребенка играть и общаться со сверстниками.

Очень часто родители сталкиваются с такой проблемой: ребенок не хочет играть в игрушки. Казалось бы, абсурдная ситуация. Причем все родители отмечают, что, когда ребенок идет в садик, то начинает играть в игрушки. Некоторые жалуются, что ребенок не любит играть кубиками. Другие говорят, что их ребенок не хочет собирать пирамидку.

Конечно, бывают определенные предпочтения у детей в играх: есть такие девочки, что не любят играть в куклы, а мальчики, бывает, больше интересуется птичками, чем играми в машинки. Но все-таки, скорее всего, ребенок не играет, потому что просто не умеет этого делать.

Что вместо игрушек?

Мой сын тоже мало играет игрушками. Больше его привлекают кастрюли, ложки и другие предметы обихода. Часто он просто находится возле меня и «помогает» мне во всех делах. Особенно ему нравится стиральная машина. Ну почему же его почти не интересуют яркие интересные игрушки?

Происходит это потому, что ребенок копирует поведение взрослых. Мама целый день на кухне кастрюли тасует - и ребенок делает то же самое. Мой, например, очень любит «мыть посуду», перебирать лук в корзинке и может довольно долго перекладывать картофельные очистки в мусорное ведро по одной штучке.

Но ведь ребенок должен играть и в игрушки! Хотя бы потому, что когда он пойдет в детский сад, доступа к кастрюлям у него там не будет)).

Где выход?

Нам кажется таким естественным, что ребенок играет: катает машинку, разговаривает за куклу, бросает мяч, собирает домик из лего. Но на самом деле, ребенка нужно этому научить. И если у вашего ребенка нет старших братьев, сестер или друзей, то вам придется спуститься на пол и начать… играть!

Теперь каждый день я стараюсь отвести часть времени на игры. Когда мы начинаем играть с сыном, он очень оживляется и старается что-то сделать своими руками. Он с удовольствием строит башню из кубиков, соединяет машинки в поезд и очень любит играть в мяч. Хотя, когда я занята на кухне, он с не меньшим интересом может построить башню из чашек.

У нас есть набор для кукольного театра. Сын любит не только смотреть, как ходят и разговаривают куклы у кого-то из взрослых на руке, но и умеет сам надевать себе на руку куклу. Почему-то больше всего ему нравится лягушка. Возможно, потому, что он научился за нее квакать.

Если он построил башню из кубиков или собрал пазл, то я всегда восхищаюсь и стараюсь похвалить его, за то, что он сделал это сам.

Зачем играть в игрушки?

Конечно, сын, как и все дети его возраста, любит прыгать, бегать и кататься на качели. Но, считаю, что играть в игрушки, если, конечно, это не поюще-танцующая машинка (да и как в нее играть-то?) - это очень полезно для развития. Играя, ребенок развивает фантазию, пространственное мышление и просто познает мир.

Недавно купила сыну картонные магниты в виде лесных животных. По ним он изучает зверей, запоминает, какие они звуки издают (звуки за них, конечно, мы сами издаем). Недавно с удивлением заметили, что на холодильник он их прицепляет группами – больших отдельно от маленьких. А волк у нас вообще на другой стороне холодильника: мы его боимся.

Кстати, ничего страшного, что ребенок играет кастрюлями и ложками, нет. Любая игра – это развитие и познавание мира. Но что мы будем делать, когда он захочет играть отвертками, ножницами, горячим утюгом? Поэтому, пусть приучается к играм с игрушками.


Сейчас мы уже умеем играть в разные игры. Любим строить башни из стаканчиков, катать машинки, учимся собирать пазлы. Правда, по прежнему, у сына не получается засесть за игрушки надолго одному. Обязательно надо составить ему компанию. Но я стараюсь подтолкнуть его к этому, чтобы он учился сам организовывать свои игры. Иногда я «выдаю» ему игрушки предлагаю поиграть ими, когда я чем-то занята. Думаю, с возрастом он привыкнет и научится.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в ,

Много игрушек — это хорошо или плохо для развития малыша?

Очень часто можно услышать от мам: "Мой ребенок не играет. Игрушки неинтересны ему. Он гораздо охотнее возится рядом со мной на кухне, а самые разные игрушки в детской лежат без дела!".

Нормальна ли такая ситуация и в чем ее причина? Нужно ли что-то предпринимать, или малыш со временем начнет играть больше и лучше?

В наше время ситуация с детской игрой и игрушками совсем не такая простая и беспроблемная, какой кажется на первый взгляд. Давайте поговорим об "игрушечном хозяйстве" малыша с точки зрения пользы для развития личности.

Причины "затоваривания"

Как правило, у любого современного ребенка, почти независимо от уровня доходов семьи, игрушек много больше, чем ему нужно и полезно иметь. У такого "затоваривания" есть несколько причин.

1. Заветные желания папы и мамы. При появлении малыша в семье оба родителя (и особенно родитель, пол которого совпадает с полом родившегося ребенка) начинают покупать те игрушки, о которых мечтали в детстве и которых не имели.

Пик подобного рода покупок как раз и приходится на период от года до трех. И это родительское желание никак нельзя осуждать — его можно только осознавать и пытаться контролировать.

Мамы с упоением покупают кукольные сервизики и кроватки, коляски, а также самих кукол в товарном количестве. Папы покупают железные дороги впечатляющих размеров, разного рода машинки, автозаправки и даже, к ужасу мам, оружие.

2. Подарки — вторая причина превращения детской в игрушечный склад. По любому поводу бабушки , дедушки и другие гости приносят . Считается просто дурным тоном прийти в дом, где есть ребенок, и не принести ему в подарок игрушку. Как правило, мягкую.

Бывает так, что на рубеже второго года жизни игрушечное имущество ребенка за считанные недели увеличивается во много раз. А он не играет.

Родители иногда даже сердятся: "У него есть такие игрушки, от каждой из которых, имей я ее в детстве, просто визжал бы от счастья, а у него — никаких эмоций"

К сожалению, это как раз тот случай, когда количество игрушек и качество игры — вещи обратно пропорциональные. То есть чем больше игрушек, тем хуже игра.

Вспомните известный эпизод из "Цветика-семицветика" — девочка Женя говорит: "Хочу, чтобы все игрушки мира были мои". И дальше сама не знает, что с ними делать, потому что играть с таким немыслимым количеством всего и в голову не приходит. К сожалению, многие современные дети оказываются в очень похожем положении.

3. Погоня за "ранним развитием". Значительную часть игрушечного имущества современного ребенка составляют развивающие и обучающие игрушки. Их сейчас очень много, и родители могут скупать буквально все подряд, не очень присматриваясь к возрастным ограничениям на коробке с игрой или игрушкой .

Обучающие и развивающие игрушки, конечно же, должны у ребенка быть. Весь вопрос в количестве, качестве и способе применения. ребенок может адекватно использовать только тогда, когда рядом есть заинтересованный взрослый, который доброжелательно покажет малышу, что именно можно делать с этой игрушкой.

Если же развивающие игры и игрушки лежат "в навале" в ящиках с другими игрушками, россыпью и вперемешку — то толку от такой развивающей игрушки почти никакого. И вряд ли ваш ребенок станет использовать ее по назначению.

4. Немыслимое разнообразие. Постсоветскому человеку все еще трудно привыкнуть к огромному предложению фактически по любой товарной позиции. Не умея выбирать, мы порой покупаем все подряд.

Нам часто кажется, что чем больше, тем лучше. На самом же деле в вопросах воспитания часто оказывается все иначе.

Так что большое количество игрушек имеет смысл только в том случае, если игровое пространство .

Создание игрового пространства и его организация

Устраивая детскую, помните, что для ребенка вещи, которые его окружают, — это . И вы вовсе не полочки развешиваете и шкафчики расставляете — вы создаете вселенную, в которой будет расти и учиться всему ваш малыш.

Порядок и беспорядок. Если ваш малыш уже начал ползать или ходить, игрушки, просто сваленные в ящик или корзину, не подойдут.

Психологи и педагоги считают, что оптимальное расположение игрушек — на уровне глаз ребенка, на неглубоких открытых полочках. То есть лучше всего подойдет для игрушек стеллаж, крепко привинченный к стене. (Не надо путать такой стеллаж с системой хранения игрушек, которая обязательно должна быть расположена в недоступном для детей месте. Хорошо если игрушки в системе хранения распределены по видам и лежат в закрытых непрозрачных коробках.)

Помните, что примерно до 3 лет ребенок гораздо лучше играет, если порядок на игровых полочках поддерживает мама. Дело в том, что дети в этом возрасте не способны создавать то, что специалисты называют "хорошей структурой" для игрушек.

Проще говоря, малыш увлеченно играет, пока может разрушать порядок и разламывать конструкции, созданные мамой. И как только все разрушено — интерес к игрушкам и игре, как правило, пропадает.

Где живут игрушки? Идеально, если в детской комнате присутствует игровая зона, и все игрушки "живут" именно там. Для детей постарше главным организующим пространство игровой зоны предметом может быть игрушечный дом.

Для ребенка хорошо, если маленькие звери лежат отдельно, машинки отдельно, а конструкторы не перемешаны между собой. Так малышу проще научиться играть, а не создавать вокруг себя хаос.

Дети очень любят, чтобы игрушки были разложены в разнообразные ящики, красивые коробочки и корзиночки. Так малышам проще понять, что у каждой игрушки свой домик.

Что делать с количеством? Один из простых и доступных способов сделать игрушку новой или почти новой для ребенка — убрать ее подальше. Этот же способ позволяет уменьшить количество игрушек.

Если вы разделите все игрушечное имущество ребенка на 3 или 4 примерно равноценные части, 3\4 уберете и будете менять игрушечную "экспозицию" раз в неделю — ребенок собственные игрушки будет воспринимать почти как новые.

Создание "да"-обстановки. Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо и свободно играл — вам как можно реже следует произносить в детской слово "нет". Это совсем не означает, что ограничения ребенку не нужны. Просто время игры — далеко не лучшее время для введения ограничений.

Детская игра — предельно важное занятие. В игре ребенок постигает мир человеческих отношений и устройство мира вообще. Человек, лишенный игры в детстве, неизбежно психически неполноценен.

Игра — пространство свободного творчества ребенка, и резкое мамино или нянино "нет" может это игровое пространство разорвать, тонкая ткань игры прервется, и ребенок не сможет продолжать играть дальше так же вдохновенно.

Ограничения, существующие в детской и по поводу игрушек, должны быть просты, понятны, постоянны и минимальны. Заранее решите, что именно нельзя делать ребенку с игрушками. И лучше всего уберите подальше предметы, вызывающие поток запретов или большую тревогу у взрослых. Дело в том, что если повторяется часто, ребенок или научается игнорировать его, или вырабатывает излишнее упрямство через каждодневное сопротивление.

Искусство выбора игрушек

Игрушки, как и книжные иллюстрации, и обстановка детской во многом формируют эстетический мир и вкусы ребенка. Выбирайте игрушки того эстетического направления, которое вам, родителям, ближе всего. Выбирайте игрушки, которые вам кажутся красивыми.

Начнем все-таки с количества. Тут все просто: игрушек должно быть столько в свободном доступе, сколько ребенок, при организующей помощи взрослого, может относительно легко убрать.

Как опознать "неправильную" игрушку?

"Неправильная" игрушка изготовлена из неправильного (неестественного) материала, окрашена в неестественные, отсутствующие в природе цвета. "Неправильная" игрушка слишком похожа на настоящий предмет (например, маленький игрушечный утюг совсем как утюг большой). Эта чрезмерная похожесть не оставляет места для развития фантазии ребенка: игрушка и так слишком похожа на образец, ничего домысливать не надо.

В "неправильных" игрушках часто используется принцип кнопки. Малыш нажимает кнопку, и от этого простого движения загораются лампочки, начинают крутиться колесики, все приходит в движение. То есть затраченное усилие абсолютно не соответствует полученному результату. И не позволяет образовать причинно-следственные связи, а значит, интеллект развивается совсем не так, как при игре с . Там, где "толкнул — покатилось" или "ударил — отлетело".

Тяга к ранним легким впечатлениям, к тому, что почти все вокруг является развлечением, откладывается очень глубоко. Понятно, что мы живем в цивилизации кнопки — но чем больше ребенок в дошкольном детстве увидит вещей, принцип работы которых ему очевиден и доступен, тем лучше у него будет развито логическое мышление.

У детей есть огромный интерес к ручному труду — и мужскому и женскому. Они очень внимательно смотрят на то, что делается руками. И если папа прибивает гвоздь или сверлит стену — то это для малыша просто праздник познания взрослой жизни.

Но, к сожалению, если образцы женского ручного труда можно увидеть (например, на кухне), то во многих семьях весь мужской ручной труд сводится к работе на клавиатуре компьютера. И это закономерно — такова стадия развития цивилизации.

И тем не менее, папам маленьких мальчиков я бы очень рекомендовала хотя бы изредка заниматься с ними тем, что веками составляло мужскую часть работы по дому. Это будет для них гораздо более развивающим занятием, чем многие развивающие игры.

Правильная игрушка многофункциональна. То есть ее можно использовать многими различными способами в самых разных играх.

Классический пример многофункциональной игрушки — . Его можно и бросать, и катать, он может стать кукольным арбузом или сказочным колобком. Чем меньше ребенок, тем больше среди его игрушек должно быть многофункциональных.

Правильная игрушка сделана из экологичного материала (натуральная ткань, дерево, металл, кожа). Конечно, совсем без пластмассовых игрушек обойтись вряд ли получится, но можно стремиться к тому, чтобы их процент был как можно ниже. Кроме того, игрушка должна быть сделана из ударопрочных, нетоксичных, стойкоокрашенных материалов — в расчете на то, что маленький ребенок будет ее и грызть, и кусать, и ронять, и разными способами использовать не по назначению.

Многие китайские игрушки просто не предназначены для такого активного использования. Они только имеют вид игрушки, но ломаются в течение первой недели. Ребенок не успевает ни наиграться этой игрушкой, ни привязаться к ней. Настоящая игрушка должна быть качественной и крепкой.

Об уборке игрушек. Навыки самостоятельности

Есть замечательная русская пословица: "Любишь кататься — люби и саночки возить". Говорит она, как вы понимаете, о том, что нужно отвечать за последствия своих действий.

Для ребенка, которому скоро должно исполниться два года, подобные вещи начинают быть доступными, если родители считают нужным и правильным тратить время и силы на совместную уборку игрушек или участие малыша в уборке со стола.

По мнению большинства психологов, для развития ребенка полезно, чтобы у него присутствовали минимальные домашние обязанности. Именно при каждодневном выполнении дел по дому у человека формируется способность отвечать за себя, концентрировать внимание, пробовать доводить начатое дело до конца. Избавив ребенка от "неприятности" сбора игрушек, вы ему не поможете, а некоторым образом помешаете осознавать мир и себя в этом мире.

Естественно, большинству родителей и нянь гораздо проще и спокойнее убрать игрушки самим. Но если привычка участвовать в уборке детской не возникнет к малыша рано, до трех лет, то после сформировать ее будет гораздо труднее, так как ребенок станет активнее сопротивляться.

Старайтесь находить время, силы и фантазию, чтобы не силком привлекать ребенка к ежевечерней уборке игрушек. Сюжеты могут быть разные, но стержень один: сначала ребенок не может такие вещи делать сам, без участия мамы.

А если в семье несколько детей?

Как правило, первые дети, первенцы, становятся "квартирьерами" — именно при них появляется в семье наибольшее количество игрушек. Эти дети, становясь сначала просто старшими, а потом и самыми старшими в семье, долго помнят период своего безраздельного владычества над царством игрушек и могут с неохотой впускать в этот мир появляющихся наследных принцев — братишек и сестренок.

Основное правило можно сформулировать так: если в семье несколько детей, то основная масса игрушек (примерно 80%) должны быть общие, и по поводу них нужно договариваться: как их делить, что на что менять, кто и когда будет их убирать. Но у каждого ребенка, которому уже исполнилось 2 года, должен быть свой неприкосновенный ящичек, комодик или сундучок с игрушками и право этими игрушками не делиться. Подобный подход сократит количество ссор из-за игрушек и избавит детей от обостренного чувства собственничества.

Как обустроить детскую для двоих, троих и нескольких детей, мы будем подробно обсуждать в нашей следующей статье.

Ситуация, когда ребенок не играет в игрушки, обычно воспринимается родителями как нечто нестандартное. Им бывает непросто понять причины такого поведения, ведь считается, что все дети любят игрушки и с удовольствием с ними играют. Как быть, если ребенок разбрасывает игрушки, предложенные родителями, и не проявляет к ним никакого интереса? В первую очередь необходимо разобраться, почему малыш так себя ведет и что может мешать нормальному формированию и развитию игрового процесса.

Причин, из-за которых ребенок не играет в игрушки, может быть несколько. Но чаще всего ребенок бросает игрушки, даже не поиграв с ними, по вполне обоснованным, хоть и не очевидным для родителей поводам.

Ребенок еще не научился играть самостоятельно. Многие родители считают, что малышу достаточно дать игрушки, и он сразу начнет играть с ними сам. Но со своими первыми игрушками большинство деток совершают только какие-то однообразные действия. Например, ребенок может долго катать машинку по полу, а потом это ему надоест. Если предложить малышу ту же самую машинку в другой раз, она его уже не заинтересует. В итоге ребенок разбрасывает игрушки, так как не знает, что с ними можно делать. Поэтому родителям важно развивать фантазию ребенка, показывая ему как можно больше разнообразных действий с игрушками: ту же машинку можно не просто катать, ее можно скатывать с горки, в ней можно перевозить другие игрушки и так далее.

Игрушек слишком много. Ребенок бросает игрушки просто потому, что они ему надоели. Если у малыша много самых разнообразных игрушек, его внимание рассеивается, и ему может быть неинтересна ни одна из них. Родителям не следует заваливать ребенка кучей игрушек, надеясь, что их разнообразие позволит занять его. Ребенок бросает игрушки, не поиграв с ними и полчаса, в итоге они остаются невостребованными, и родители покупают малышу новые игрушки, которые тоже заинтересуют его совсем ненадолго. Приучать малыша к самостоятельной игре с помощью большого количества игрушек бесполезно. Пусть лучше у ребенка будет стандартный игровой набор, время от времени пополняемый новыми игрушками.

Игрушки не позволяют ребенку развивать воображение. Современный рынок детских товаров завален различными интерактивными игрушками. Они разговаривают, поют, танцуют, а ребенку достаточно только нажимать на кнопки. Но подобные игрушки совсем не помогают в развитии игровой деятельности малыша, так как они сводят весь игровой процесс к примитивным действиям – нажал кнопку, а дальше остается только наблюдать, что будет делать игрушка. Воображение ребенка при этом не работает, потому что ему не предоставляется возможности сделать игрушку «живой», наделить ее голосом и характером, ведь она разговаривает и так. Поэтому у ребенка обязательно должны быть традиционные игрушки – куклы, машинки, солдатики, конструктор. Они позволят ему самостоятельно создавать игровое пространство. Но, как уже говорилось, родители должны помогать ему в этом, предлагая различные вариации игр с одними и теми же игрушками.

Какие игрушки купить ребенку?

Еще одна причина, по которой ребенок не играет в игрушки, может быть в том, что они просто не подходят ему по возрасту. Бывают ситуации, когда ребенок разбрасывает игрушки вместо того, чтобы с ними играть, потому что они не соответствуют уровню его развития, он просто не знает, что с ними делать и еще не умеет пользоваться теми возможностями, которые они предоставляют. Родителям следует знать, какую игрушку купить ребенку в 1, 2 или 3 года, чтобы она выполняла свои основные функции – была интересна и понятна, а также положительно влияла на развитие.

Игрушки для детей младшего возраста (от рождения до 2,5–3 лет). В этот период ребенок исследует новые предметы, поэтому практические любые манипуляции с игрушками для него являются игрой. Игрушки для ребенка этого возраста должны помогать его сенсорному развитию, то есть позволять ему осваивать различные формы, цвета и материалы. Для этого лучше всего подходят погремушки, кубики, пирамидки, наборы конструктора с крупными разноцветными деталями. Цвета игрушек для ребенка до 3 лет лучше выбирать среди основной палитры: это зеленый, красный, синий и желтый.

Игрушки для детей среднего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет). В это время у ребенка активно развивается речь, мышление и воображение, поэтому ему нужны такие игрушки, которые подходят для сюжетно-ролевых игр. У ребенка обязательно должны быть мягкие игрушки и куклы, пальчиковые и наручные игрушки, а также наборы, имитирующие различные бытовые предметы из «взрослого» мира: игрушечная мебель и посуда, строительный конструктор. из 5 (10 голоса)