Ребенок лидер как направить в нужное русло. Как вырастить ребенка-лидера: воспитание и развитие лидерских качеств у мальчиков и девочек

Воспитание лидера становится модной тенденцией, которой пытаются следовать молодые родители. Если советский ребенок должен был быть прилежным, послушным и скромным, то современным подросткам суждено стать активными, озорными и непоседливыми. Представитель поколения Z способен на большее, чем его 30-летние родители. Нередко это связано с регулярным фитнесом для мозга, который предлагает команда «BrainApps».

Однако, формирование лидерских качеств многие родители понимают превратно. Им кажется, что ребенок-лидер должен руководствоваться принципом «вижу цель – не вижу препятствий» и двигаться к своей мечте с упорством танка. Унижение слабых, обход сверстников, изворотливость – вот качества, которыми, по мнению многих родителей, должен обладать их маленький лидер. На самом деле взрослому человеку, который вырос на таких жизненных ориентирах, будет сложно произвести приятное впечатление.

Цель настоящего лидера – подавать положительный пример, вести за собой сверстников и младших, предлагать легкие пути решения сложных проблем. Достигать этих целей помогут постоянные тренировки с помощью увлекательных развивающих онлайн-игр (например, тренажера «Упрощение»).

Внимание, говорит лидер

Лидер должен приковывать к себе восхищенные взгляды, а без грамотной и четкой речи добиться этого эффекта просто невозможно. Многим политикам и телеведущим удалось обрести популярность только за счет умения правильно говорить и грамотно убеждать свою аудиторию. В современном мире важны не только поступки, а их подача. В самых запущенных случаях публика оценивает не внутренний мир оратора, а его внешнюю подачу. Однако, ребенка не стоит знакомить с такими случаями.

Чтобы объяснить ребенку важность поставленной речи, стоит еще раз упомянуть небезызвестный пример древнегреческого оратора Демосфена, которому пришлось радикально бороться со своей застенчивостью, слабым голосом и заиканием. Регулярные усиленные тренировки помогли ему оставить позади дефекты речи и в совершенстве овладеть ораторским искусством. Эта история учит правильно оценивать роль самоподачи: аккуратного внешнего вида, опрятной одежды и грамотной речи. Объектом пристального внимания может быть внешность и действия лидера.

Ответственность

Настоящий лидер не прячет голову в песок, как только ему приходится брать на себя ответственность. По нему обычно складывают впечатление обо всем коллективе. Однако ответственность не должна становиться для лидера непосильной ношей: быть старостой класса, капитаном баскетбольной команды, руководителем группы очень увлекательно. Остальные члены команды спешат к лидеру за помощью в сложной ситуации, ждут от него слов ободрения в случае поражения и похвалы за выигрыш. Умение грамотно и справедливо решать проблемы коллектива – это важный навык, овладение которым нельзя оставлять «на потом».

Взаимная поддержка, внимательность и рассудительность – это качества, которые позволяют чуткому правителю оставаться у власти, тогда как тиранам и диктаторам рано или поздно придется уступить трон с поникшей головой.

Игра «Сложная сортировка» научит концентрироваться на текущих задачах и предлагать креативные решения, чтобы пользователю удалось сохранить лидерство и помочь всему коллективу.

Не успеть все

Ребенку-лидеру не обязательно иметь высший балл по всем предметам. Отличного владения некоторыми дисциплинами и любимого хобби будет вполне достаточно для того, чтобы вести людей за собой. Главное – вовремя «зажечь» публику своей увлеченностью, креативностью и азартом.

Почему успешная карьера чаще всего поддается троечникам? Будущий спортсмен, исследователь, политик или бизнесмен не распыляется на все предметы, а усваивает основные дисциплины на «исключительном» уровне, тогда как «ботаник» не выказывает своей заинтересованности в текущих проблемах коллектива, имеет слишком высокое мнение о себе и тратит свободное время на охват всех школьных предметов.

Проигрывать – тоже искусство

Лидерские качества нельзя связывать с постоянным успехом. Умение достойно проигрывать скажет о человеке больше, нежели его желание получить победу любым путем.

Как сформировать у ребенка умение проигрывать?

  • Настраивайте ребенка на самосовершенствование – не ругайте школьника за неудачу: невыученное стихотворение, неудовлетворительную оценку по математике или последнее место в олимпиаде по истории. В момент неудачи ребенок нуждается в утешении и искренней поддержке.
  • Подтолкните ребенка к самоанализу – помогите разобраться в причине ошибки.
  • Объясните важность практики, приведите конкретный пример успешности метода проб и ошибок.

Люди с врожденным талантом реже добиваются успеха в профессии, которая ему соответствует, нежели те, кто не боялся рисковать и трудиться, не имея природных способностей.

Лидер идет сзади

Истинный лидер должен подчиняться общим правилам поведения. Знакомясь с новым коллективом, изначально человек будет подчиненным. Уважение ко всему коллективу и его правилам позволит человеку стать «своим», общаться со всеми на равных и предлагать креативные идеи.

Подозрительному чужаку и чудаку аудитория никогда не сможет доверять. Не зря говорят: в чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Самостоятельность

Бабушки, дедушки и родители старой закалки убеждены в том, что ребенок – несмышленое и не самостоятельное существо, которое нуждается в тотальном контроле и всесторонней заботе. Конечно, в первые три года жизни ребенок нуждается в постоянной помощи родителей, однако потом он испытывает сильную потребность в самостоятельных обдуманных действиях. Подавление склонности к самостоятельности приведет к полной зависимости от родителей. Будучи взрослым, не самостоятельный человек становится идеальным подчиненным – безынициативным, спокойным и послушным сотрудником. Ему никак не стать предводителем коллектива. Без надежной опоры «маменькин сынок» не сможет принять ни одного решения.

Стоит вспомнить о том, что временные рамки периода детства неоднократно менялись. С античности до XV века человек 11-12 лет считался взрослым: он имел право создавать семью, восходить на трон и быть командиром войска. Даже находясь под влиянием религиозных доктрин, люди оставались независимыми по своему способу мышления.

Хотя ООН называет ребенком человека до 18 лет, в современном международном законодательстве полное совершеннолетие наступает в 21 год. Некоторые страны наделяют 14-летнего ребенка «взрослыми» правами – разрешением управлять ТС, создавать семью, приобретать дом и нести уголовную ответственность.

В быту рамки детства отодвигаются еще дальше – пожилой начальник считает несмышленым мальчиком своего 30-летнего подчиненного, а мать продолжает чрезмерно заботиться о своем 40-летнем сыне. В таких условиях популярность типа личности «вечный ребенок» вполне оправдана. Такой человек имеет романтические взгляды на жизнь и наивный характер, развлекаясь и играя в игры до глубокой старости.

Ключ к самостоятельности

Причина постоянного детства кроется в неправильном воспитании – запрет на самостоятельность провоцирует страх перед независимыми поступками и ответственными решениями. Неуверенные люди постоянно разочаровываются в себе, поэтому предпочитают быть подчиненными, за которых все решения предпринимает опытный руководитель. Поощрение решительности и самостоятельности позволит вчерашнему школьнику во взрослой жизни вести, а не быть ведомым.

Способы воспитания самостоятельного ребенка:

  • Выход из дома. Ребенок, которому приходится находиться в незнакомом окружении, быстрее становится открытым и свободным. Самостоятельный ребенок не прячется за маминой юбкой дома, а спешит общаться со сверстниками в песочнице, детском саду или школе.
  • Постоянная смена окружения – ребенок учится действовать самостоятельно, когда внезапно попадает в другой коллектив или отправляется на прогулку в незнакомое место. Однообразная обстановка формирует привычку и снижает способность к решительным действиям без подсказки.
  • Индивидуальный выбор увлечений – выбирать между спортивной секцией, интеллектуальным клубом и творческим кружком ребенку предстоит самому. Доверяйте малышу при выборе увлечений и всегда интересуйтесь его мнением.

Связь лидерства и экономики

Воспитание будущих лидеров имеет прямое воздействие на успехи в экономической сфере. Тот, кто приучен быть самостоятельным и решительным в детстве, по достижении совершеннолетия становится ответственным организатором, успешным предпринимателем или чутким руководителем.

Модели лидерства:

  • Западная. Страны Западной Европы оказались в выгодном экономическом положении, поскольку для их граждан воспитание лидеров является базовой задачей, а не временным трендом. Детей с юных лет готовят к самостоятельности, поэтому после достижения совершеннолетия они оказываются за пределами отчего дома. Взрослому приходится самостоятельно искать партнера, ходить на собеседования и снимать жилье. Конечно, западная модель лидерства не всегда и не везде практикуется, но тенденция к ее наследованию сохраняется.
  • Восточная. Жители азиатских стран не привыкли к строгости, поэтому ребенок находится под постоянной опекой своей семьи. Однако, из-за экономической ситуации ребенка воспринимают только в роли будущего работника, которому предстоит содержать семью. Девочке отведена роль домохозяйки, тогда как мальчика считают потенциальной главой семьи и лидером. Главная особенность азиатских семей – разветвленные социальные связи, в результате чего семьей можно называть многочисленных дальних и ближайших родственников, знакомых, коллег, начальников, а также духовных наставников. Возглавить семью – это почетная и ответственная цель каждого мужчины. Во многом восточная модель лидерства не уступает западной в эффективности.
  • Латиноамериканская. По давней национальной традиции, в странах Латинской Америки люди до 30 лет проживают с родителями, скрываясь от кризиса, безработицы и возможных экономических сложностей. Так формируется привычка к подчинению и угождению, в результате которой возглавить общество решаются только иностранные агенты и мошенники.

В Испании и Греции сформировалось целое поколение «ни-ни» – этим собирательным термином обозначают молодых людей до 30 лет, которые не стремятся вступить на самостоятельную тропу: получить образование, найти работу или создать свою семью. Эта тенденция оказывает пагубное влияние на экономическую ситуацию в стране – люди без лидерских качеств не планируют возглавлять ответственные должности или получать рабочую квалификацию.

Чрезмерная опека стала проблемой и в Японии – там иждивенцев, которые максимально изолируются от общества, называют «хикикомори». Получив в наследство принцип «инициатива наказуема», современные россияне тоже не спешат становиться лидерами и стремиться к социальным высотам.

Формирование привычки к пассивному подчинению приносит вред не только самим детям, но и стране. Именно поэтому воспитание лидеров позволит сформировать поколение людей, которые способны к серьезным самостоятельным решениям, имеют научную квалификацию и готовы занимать высокие посты.

В процессе воспитания лидерства не последнюю роль занимают способности запоминать, думать и принимать решения. Регулярный фитнес для мозга от «BrainApps» позволяет развивать логическое и креативное мышление у детей-лидеров.

Несомненно, большинство родителей мечтают, чтобы их ребёнок был лидером, а не ведомым. Как в ребенке воспитать лидерские качества, и каковы характеристики лидерства - подробности ниже.

Лидерство в детском коллективе

Лидерские качества всегда выделяют человека в коллективе, но они могут нести и определённые неприятности.

Лидер в коллективе виден всегда, особенно в детском. Малыш является заводилой и зачинщиком всех игр. Ему без труда удаётся всех сплотить. Ребёнок постарше способен организовать общее дело, распределив роли между другими, составить план для получения результата, а также построить самоуправление. Способен нести ответственность, как руководитель, имеет своё мнение, желает постоянно обучаться.

Лидерство воспитывается с детства

К сведению! В коллективе он пользуется уважением, имеет авторитет. К нему прислушиваются, спрашивают совет. Взрослые приводят его в пример, как образец для подражания.

Что надо знать о негативных последствиях лидерства?

Лидерство, наряду с тем, что имеет множество положительных моментов, также содержит и негативные последствия:

  • Девочка или мальчик могут забыть о собственных желаниях и интересах, так как, привыкнув к всеобщему вниманию, стараются всегда оставаться хорошими для всех. А это невозможно, не жертвуя собой в определенных ситуациях. Нужно объяснять им, что всем не угодить и про себя забывать ни в коем случае нельзя.
  • Лидерство довольно утомительно. Постоянное проявление инициативы, взятие на себя ответственности, организация и активное общение с окружающими очень выматывает эмоционально. Поэтому нужно, чтобы ребёнок понимал, что он нуждается в отдыхе, и умел отказываться каждый раз брать на себя главенствующую роль.
  • Боязнь совершить ошибку. Лидерство накладывает на юного человека большую ответственность. Ребёнок может начать переживать, что не справится с чем-то, может сделать что-то не так, что его осудит класс. Он испытывает постоянный общественный контроль. Родители должны объяснить ему, что людям свойственно ошибаться, и не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Лидер выделяется в любом коллективе

Характеристика лидера

Лидер - «ведущий, прокладывающий путь». Психологи отмечают, что детям-лидерам свойственен определенный набор черт характера.

Главная черта - справедливость, умение постоять за другого, сплотить коллектив

Основные личностные характеристики лидера или характер лидера (описание):

  • Справедливость. Ребёнок с лидерскими качествами не только не обижает окружающих, но и сам всегда готов прийти на защиту несправедливо обиженного.
  • Умение постоять за другого. Такой ребёнок не пройдёт мимо чужой проблемы, не будет отмалчиваться в стороне, если кого-то безвинно наказывают.
  • Умение сплотить коллектив. Этой способностью лидер обладает с самого детства. Даже будучи ещё малышом, он способен организовать детей или взрослых для участия в увлекательной игре. Зачастую эту игру он придумает сам.

Лидер не должен быть диктатором

Лидер, но не диктатор

Как воспитать лидера в ребенке, от которого не будут страдать окружающие? Истинный лидер с самого детства отличается тем, что он не командует людьми, не унижает их. Он способен мотивировать людей, учитывая их желания. Если ребёнок командует членами семьи, закатывает истерики, пока не получит желаемого, манипулирует близкими, то лидером это его не делает.

Ответственность - основа лидерства

К сведению! Интересно, что ребёнок-лидер отличается ответственностью за свои поступки в столь раннем возрасте.

Если он принял какое-то решение, а оно оказалось неудачным, то всегда извинится и признает, что был не прав. Он не будет обвинять родителей, что они не настояли на другом варианте и не отговорили его.

Как развить лидерские качества у ребенка?

Важно знать, что воспитать лидерские качества у ребёнка реально, но бывают и такие случаи, когда в юном возрасте они отсутствуют.

К сведению! В этом случае родителям не стоит опускать руки, а нужно продолжать развивать эти полезные для жизни навыки.

Игры на выявление лидерских качеств

Игра, это самый простой способ распознать, есть ли задатки лидера у ребенка, так как игра является основным видом деятельности детей. Есть примерный перечень таких игр, они незамысловаты и в них часто играют в детских садах, школах и лагерях. Особенность их в том, что это командные игры, в которых обязательно наличие капитана, который должен будет организовать деятельность своей команды, распределить роли между участниками, принимать своевременные решения, выбирать тактику игры, брать на себя ответственность за принятые решения.

Лидеров выявляет игра

Как не надо воспитывать ребенка

Как вырастить лидера? Если родители хотят видеть в дочери или сыне лидера, то им придётся давать больше самостоятельности своему чаду каждый год. Делать всё за ребёнка, это совсем не то, что нужно для достижения этой цели.

К сведению! Также нельзя лишать ребёнка права выбора, потому что лишь принимая самостоятельное решение, он учится нести ответственность.

Не пойдёт на пользу развитию лидерских качеств и постоянная критика. Постоянно слыша осуждения, пробовать делать что-то новое совсем не захочется. Нужно хвалить за инициативу, говорить, что он умница.

Роль физической активности и спорта

Физическая активность и спорт напрямую влияют на развитие лидерских качеств. Слова «быстрее, выше, сильнее» переносятся из спортивной сферы в реальную жизнь. Занимающийся спортом ребёнок, становится более физически развитым, ловким, сильным, а это, несомненно, развивает его уверенность в себе. К тому же, стремление к выполнению спортивных нормативов делает ребёнка более упорным и целеустремлённым, что является неотъемлемой чертой характера маленьких лидеров.

Упражнения для развития лидерских качеств

Как воспитать ребенка лидером? Развитие лидерства в ребёнке очень важно. Даже если малыш очень робкий в жизни и лидером ему никогда не стать, то лидерские качества в будущем ему очень пригодятся. Иначе, ему будет трудно принимать решения, брать на себя ответственность.

Хорошими упражнениями для развития таких качеств могут стать следующие:

  • Предлагать ребёнку больше общаться со взрослыми в разных жизненных ситуациях (с продавцом в магазине, с соседкой, с педиатром в поликлинике). Объяснять, для чего нужно уметь общаться. Не стесняться задавать вопросы, писать сообщение. Учить хорошим манерам, так как воспитание очень важно.
  • Играть в настольные игры, игры онлайн, в которых есть победители и проигравшие. Выигрывая, ребёнок научится чувствовать вкус победы, проигрывая, научится принимать поражения с достоинством.
  • Декламировать стихи, петь песни, рассказывать истории. Все публичные выступления очень хорошо развивают уверенность в себе. Если малыш стесняется выступать перед большим количеством людей, стоит начать с домашних выступлений. Со временем, ребёнок наберется опыта, у него улучшится дикция, волнения станет меньше.

Общение развивает лидерство

  • Рассказать по карточке. Это очень интересное упражнение для расширения словарного запаса. Будущему лидеру предлагается достать наугад карточку с изображением человека, принадлежащего к определённой профессии или занимающегося чем-либо. Ему необходимо рассказать об этом человеке, его занятии, предположить, какими положительными и отрицательными качествами он обладает. Обратите внимание, что рассказывать необходимо от первого лица.
  • Записать ребёнка в кружок, особенно, в котором есть группа сверстников. Любое увлечение расширяет кругозор человека, увеличивает его словарный запас. Это всё, безусловно, скажется на уверенности в себе.

Когда чадо является лидером, это, безусловно, очень приятно. Но, если малыш лишён лидерских качеств, то не нужно стремиться изо всех сил переделывать его, растить несчастным.

Многие родители задаются вопросом «как воспитать в ребёнке лидерские качества?», но это совсем не означает, что они видят в своих чадах лишь больших начальников в будущем. Просто реалии современной жизни требуют от любого человека наличия у него тех самых черт характера, которые раньше всегда считались прерогативой лишь избранных. Ребятам, живущим в стремительном сегодня просто необходимо быть каждому немного лидером. Поэтому и стараются мамы-папы сформировать лидерские наклонности даже у тех детей, которые изначально, может, совсем и не обладают таковыми, но со временем, при правильном воспитании, становятся и увереннее в себе, и активнее, и авторитетнее среди сверстников. А это в будущей взрослой жизни им придётся как нельзя кстати.

Лидерство раньше и сейчас

За последние несколько десятков лет коренным образом изменилось отношение к воспитанию подрастающего поколения. Наши мамы и папы воспитывались в скромности и строгости: выставление напоказ своих достижений считалось дурным тоном. В то же время детям прививались альтруизм, чувство такта, вежливость.

Но изменения, произошедшие в политике и социуме, перевернули все прежние представления о жизненных ценностях. Постепенно в нашу повседневность стали входить понятия карьера, рынок, конкуренция, адаптация к переменам, проявление инициативы, стрессоустойчивость.

Психологи и педагоги постоянно твердят о том, что детям нужно чуть ли не с пелёнок прививать чувство собственного достоинства и уверенность в своих силах - это поможет им стать настоящими лидерами.

Все мы осознаём, что в современном мире подобные качества просто необходимы, поэтому и ставим перед собой такую воспитательную задачу. Нередко родители начинают понимать всю суть проблемы детского лидерства, когда ребёнок уже стал довольно взрослым. А ведь всё начинается ещё с самого детства.

Уже трёхгодовалый малыш довольно ярко проявляет лидерские качества. Именно к нему тянутся другие ребята, делятся самыми лучшими игрушками и сладостями с ним. Как правило, ребёнок-лидер решает, в какую игру будут играть все, распределяет роли, а сам выступает обычно ведущим.

Его любят не только сверстники, но и взрослые. В школе, и в детском саду таким детям дают самые ответственные поручения, их ставят в пример другим ребятам.

Отчего у ребёнка проявляются такие качества? Почему его все уважают, хотя он сам ещё мало что знает и умеет? Дело в том, что эгоцентризм заложен в каждом от рождения, а лидерские качества - одно из его здоровых проявлений.

Родители должны выстроить подход к воспитанию так, чтобы дети могли найти золотую середину между самооценкой и чувством собственного достоинства с одной стороны, а с другой - самокритикой и самосовершенствованием.

Ли́дер (от англ. leader) - ведущий, первый, идущий впереди) - лицо (субъект) в группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом и обладающее влиянием, которое проявляется, как управляющие действия

  • Истинный лидер постоянно совершенствует свои умения и навыки, а также вполне может их продемонстрировать перед ребятами своего возраста и родителями.
  • Он всегда может посмеяться, если совершил оплошность, и притом сделает для себя вывод. Благодаря юмору можно избавиться от неуверенности или высокой самооценки.
  • Лидер всегда ведёт за собой коллектив. Это коммуникабельный человек, способный общаться с людьми любых возрастных категорий.
  • Он всегда выделяется из общей массы, его авторитет распространяется на все большее количество людей, и он умеет это использовать.
  • Ребёнок-лидер всегда добьётся своих целей. По мере того как такой малыш становится старше, он задаёт настроение в коллективе.

Родители должны помогать таким детям направить энергию в нужное русло, чтобы они могли правильно воспринимать действительность. Ведь из них могут вырасти как положительные лидеры, так и лидеры с отрицательным потенциалом. Задача взрослых - научить ребёнка ответственности не только по отношению к себе, но и ко всем окружающим.

Тонкости воспитания в ребёнке лидерских качеств

Итак, лидер самостоятелен, верит в себя, обладает самоуважением. Объединение этих черт можно сравнить с воздушным шаром: если перекачаешь - лопнет, недокачаешь - будет маленьким и невзрачным.

Ребёнок всегда чувствует, когда родители в нём разочарованы, и это его всегда сильно расстраивает. Принимайте его таким, какой он есть.

Пусть даже что-то у него не получается с первого раза, пусть он не всегда в хорошем настроении и т.п. Тогда шанс развить лидерские качества в нём у вас заметно возрастёт. Может быть, так и начинают воспитывать будущих больших начальников?

Самооценка

Она всегда является результатом воздействия внешних факторов и меняется год от года. Было разработано немало систем, позволяющих сформировать в ребёнке устойчивую позитивную самооценку. Заниженная или завышенная самооценка всегда мешает рациональному подходу в тех или иных вопросах.

Какой должна быть адекватная самооценка? Она не должна вызывать чувство неуверенности и напряжения при принятии решений и зависеть от взлётов и падений.

По сути, это такое видение своей позиции, которое не только даёт право ошибаться, но и способно помочь в решении проблемных вопросов, а также не позволяет развиваться чрезмерной самоуверенности. Только в семье, где царит взаимоуважение и понимание, ребёнок сможет вырасти с оптимальной самооценкой.

Лидерство подразумевает совокупность различных качеств

Общение в кругу семьи

Как правильно общаться с малышом, чтобы воспитать в нём уважение к себе и своему окружению, качества лидера и адекватную самооценку? С первых дней жизни ребёнок - это личность, поэтому он требует к себе должного внимания и уважения.

Научитесь понимать его потребности. Никогда не игнорируйте его попытки пообщаться и проявить эмоции, пусть даже они не всегда позитивны.

Если для родителей важно мнение ребёнка, то в дальнейшем он сам научится правильно выстраивать отношения с окружающими. Только безусловная любовь родителей поможет ему правильно позиционировать себя в обществе.

Критика

Маленькую личность ни в коем случае нельзя критиковать или сравнивать с кем-то, пусть иногда эта задача кажется довольно трудной. Каждая фраза оставляет отпечаток в душе ребёнка, и в будущем его самокритичность и неуверенность в себе будут только усиливаться.

Поэтому родители не должны поддаваться своим эмоциям и при первом же случае высказывать всё малышу. Если ребёнок провинился, вместо наказания предложите ему исправить содеянное.

Запреты и ограничения

Лидер - это тот человек, который следует важным правилам, а не которому всё можно. Если позволять ребёнку всё, что он хочет, уверенности не прибавится.

Ограничения вводятся постепенно. Сначала запреты связаны с опасностью для жизни и здоровья, а с возрастом их становится больше.

Доверяйте и поручайте выполнение заданий

Важно уметь доверять детям и поручать им выполнение разных заданий. Именно это формирует лидерские качества.

Чтобы в будущем ваш ребёнок не испытывал трудности в общении, позволяйте помогать вам. Когда вы даёте ему несложные задания, вы приучаете его к коммуникабельности и развиваете уверенность в себе.

Оскорбления и насмешки

Зачастую уже взрослые люди несчастны из-за душевных травм, перенесённых в детстве. Ребёнка непременно нужно хвалить, и ни в коем случае нельзя рассказывать прилюдно о его неудачах и промахах.

Иногда оскорбления и насмешки над малышом становятся причиной отказа делать что-либо.

Предоставьте ребёнку свободу

Ведущие специалисты в области детской психологии и педагогики рекомендуют родителям предоставлять ребёнку свободу выбора и принятия решений. Пусть малыш самостоятельно выберет одежду, в которой пойдёт на прогулку, игрушки, посуду, из которой будет есть, картинки на тетрадках и др.

Игры

Дети познают окружающую действительность и адаптируются к ней через игру. Психологи давно используют эту особенность малышей для их наиболее эффективного развития и коррекции многих поведенческих расстройств.

Качества лидера тоже можно прививать, играя с детьми не только в специально разработанные игры, но и в любые интеллектуальные и спортивные, индивидуальные и командные игры и эстафеты.

Можно устраивать конкурсы талантов и поделок, ярмарки, театрализованные представления и т.п. Подойдёт любой вид деятельности, где ребёнок может проявить себя.

Участие в подобных мероприятиях повышает самооценку, укрепляет уверенность в себе, позволяет адекватно воспринимать свои достижения на фоне достижений других детей.

Похвала

Меру нужно знать во всём, в том числе и в вопросах похвалы маленьких детей. Постарайтесь объективно оценивать достижения ребёнка, ведь рано или поздно он столкнётся с общественным мнением.

В периоды душевного кризиса у детей часто обостряется восприятие себя. Если ребёнок чрезмерно критикует себя и свои действия, стоит обратиться к детскому психологу, который поможет правильно выбрать корректирующие методы воспитания.

Главное - опыт

Зачастую родители не хотят видеть своего ребёнка расстроенным, обиженным, несчастным, поэтому чрезмерно его опекают. Притом под контролем находится каждое его действие.

Но научиться чему-либо можно только посредством приобретения опыта, быть может - не всегда положительного.

А стоит ли игра свеч?

Черты лидера могут быть заложены и развиты в ребёнке с самого детства. Но ни в коем случае они не будут присущи совсем маленькому карапузу.

Так, например, коммуникабельность и высокая скорость реакции изначально заложены качественными особенностями центральной нервной системы. Но посредством воспитания родители должны направить развитие ребёнка в нужное русло.

По статистике лидерскими качествами обладают не больше 5% населения Земли. Это говорит о том, что если вы будете насильно и слишком активно навязывать малышу определённую модель поведения, при отсутствии у него к тому склонностей, то это вам не доставит никакого удовольствия, а ваше чадо станет более замкнутым.

Если вы предъявляете к ребёнку очень высокие требования, то это станет причиной развития у него неуверенности в себе, раздражённости, комплекса неполноценности.

Поэтому перед тем как начать воспитывать в своём крохе лидерские качества, посоветуйтесь с родными и компетентными специалистами - педагогами, детскими психологами.

Возможно, не стоит задаваться такой целью: «лепить» из малыша лидера и тем самым давить на ребёнка? Несомненно, определённые качества пригодятся ему в повседневной жизни, в большей или меньшей степени. Но! Если он прирождённый лидер, то он им обязательно станет. Если же вашему чаду не суждено стать руководителем огромного предприятия или занимать высокопоставленные посты, вы, конечно, тоже можете развивать в нём лидерские качества: неспеша и ненавязчиво. Только так он будет чувствовать себя нужным и счастливым. И обязательно станет в жизни тем, кем хочет….

В современном мире, в условиях конкуренции многие родители хотят, чтобы их ребенок выделялся из “середнячка”, был яркой личностью, лидером. С этим образом мы связываем много ожиданий. Есть представление, что лидеры много зарабатывают, добиваются успеха в жизни, имеют доступ ко всем благам. Каким-то чудесным образом у них хорошо идут дела и в семье, и в карьере. Это то самое “лучшее будущее”, которое мы желаем своим детям. Осталось только разобраться, как сделать из ребенка лидера, и, кажется, успех ему гарантирован.

Запнулись на старте

Ловушек на этом “благом” пути несколько, и если вы в основном задумываетесь, как , а не счастливым, возможно, вы попали в одну из них. Чаще всего эта ловушка своих амбиций.

Родители, не добившиеся того жизненного успеха, который для себя мыслили, часто . Они не учитывают его склонности и ресурсы, навязывают свою волю, а вместе с ней сто развивающих кружков с раннего детства. Часто уже к школе такие и у них начинаются проблемы с усвоением информации, даже если до этого они обладали хорошими данными. Ребенок становится рассеянным и невнимательным, отказывается заниматься вовсе или начинает часто болеть. Он будто “тупеет”, родители приходят в ужас, их план интенсивного развития на ближайшую пятилетку тает вместе с образом успешного сына или дочери. Но как же тогда действовать?

Хорошая новость в том, что от загрузки кружками ребенок “Гандапасом” не станет. Хотите вырастить лидера - посвящайте время тому, чтобы воспитывать в нем .

Переформулируем для пользы дела. Идея “сделать из ребенка лидера” - отдаёт фанатизмом, в то время как развивать в нем лидерские качества - разумно и полезно.

Я выделяю три ключевых качества лидера, которые можно и нужно воспитывать в ребенке:

  • Инициативность
  • Ответственность
  • Планирование времени и целей

Бонусом можно говорить о таком навыке, как стремление превосходить стандарты.

Инициативность

Лидеры отличаются от “обычных людей” тем, что не плывут по течению, а сами рулят своей судьбой. Одно из главных качеств, чтобы делать жизнь такой, как хочется - это инициативность.

Инициативность можно и нужно поощрять с ранних лет. Её формирование начинается с того, что вы поддерживаете импульсы ребенка сделать что-то самостоятельно: одеться, подмести пол, сходить в магазин- внимание- даже если вам кажется, что он справится с задачей плохо.

Вне зависимости от результата, который они принесли. В такие моменты держите в фокусе, что вы развиваете в ребенке качество - инициативность, а не учите его конкретному навыку: чисто подметать или безукоризненно прибивать гвоздь. Освоение навыка - отдельный процесс и к нему можно вернутся в другое время. С инициативой это не работает - вы либо поддерживаете импульс здесь и сейчас, либо подавляете его, а вместе с ним и желание ребенка проявляться в целом.

Поддержите инициативу ребенка - и снабдите инструкциями: как это работает, какие могут быть варианты и как сделать оптимально. Вместе обсудите результат и проговорите, что в следующий раз можно добавить, чтобы получилось лучше.

Ответственность за выбор

Чтобы ребенок - необходимо ему эту ответственность передавать. Ответственность всегда идет “в комплекте” с выбором. Что это означает? Требовать ответственности с ребенка можно только за те решения, которые он выбрал самостоятельно.

Алгоритм формирования подобной ответственности такой:

На первом шаге мы предоставляем ребенку варианты выбора: «Ты будешь мороженное прямо сейчас или вечером? Мы пойдем в парк или на детскую площадку?»

На втором шаге объясняем, что за каждым вариантом последует: «Ты можешь съесть своё мороженное сейчас - но тогда вечером, когда мы будем кушать все вместе, твоей порции там уже не будет.»

Нести ответственность за выбранное решение - означает справляться с последствиями своего выбора. (Здесь родителям важно быть последовательными и действовать по предложенному сценарию)

На третьем шаге объясняем ребенку, как обходиться с последствиями того выбора, который он сделал: «Если тебе вечером будет обидно и грустно, пока другие едят мороженое - скажи друзьям,что ты свою порцию съел днем и позови их поскорее играть с тобой».

Ответственность за случайности

В жизни, в основном, мы несем ответственность за наши осознанные поступки, но бывают ситуации, когда последствия наступают “случайно”:
“Я сильно хлопнул дверью, и стекло в ней разбилось”

Как научить ребенка нести ответственность за ситуации, когда он случайно поступил плохо или нанес вред?

Часто “на автомате” родители воспроизводят такую последовательность: Ругают-стыдят-винят ребенка+ исправляют последствия сами.

Результат для жизни: ребенок остается с чувством отвержения и стыда и не учится исправлять ошибки (нести ответственность)

Конструктивная последовательность:

  1. принимаем, ценим честность, если ребенок признался
  2. обсуждаем, почему так произошло, какие были мотивы, намерения
  3. проговариваем, как устранить последствия
  4. отправляем ребенка устранять последствия - ответственность

В примере с разбитой дверью со стеклянным витражом: “Молодец, что рассказал правду, теперь ты знаешь, что стеклянные двери - хрупкие и с ними надо быть осторожнее. Будет лучше, если вы с сестрой будете играть в догонялки на улице, а не дома. Возьми веник и большой совок - надо собрать осколки не только в коридоре, но и в комнате. Не трогай их руками и надень тапки, чтобы не порезаться. Пойдем, я побуду рядом”.

Если вам хочется отобрать веник и сделать всё самой, потому что ”я подмету лучше” - возвращайтесь к первому пункту. Прямо сейчас вы воспитываете качество - ответственность, а не навык подметать пол. Если опасаетесь порезаться, подождите, когда ребенок уберет крупные осколки и покажите, как быть с мелкими, но только так, чтобы он мог видеть и учиться.

Планирование

Абсолютно точно формируемый лидерский навык - это . Прекрасно, если у самих родителей есть эта привычка - в таком случае ребенок перенимает её органично и без особенных усилий.

Самое знакомое и доступная опция в планировании времени - это составление распорядка дня. Что важно:

    составляйте распорядок вместе с ребенком, обсуждайте, сколько времени на какое дело потребуется, что включить в план обязательно, а что - факультативно.

    не делайте жесткую поминутную секту. Достаточно прописать последовательность действий и обозначить “чек-поинты” закрепленные точки: время начала занятий, кружков, отхода ко сну и прочее.

    В выходные дни с самого утра проговаривайте с ребенком план на день: что и когда вы хотите сделать, чтобы с самого утра у него была опорная картина дня, а лучше - обоих выходных.

    Подарите ребенку простой механический таймер - научите его засекать время, сколько он тратит на то или иное дело. Это огромное подспорье в управлении временем и самодисциплине. Договаривайтесь о примерном количестве времени на каждое дело. Начал делать уроки - засек 30 минут. Сел играть - засек час. Время вышло - таймер зазвенел - сигнал к смене деятельности. Здесь важный момент: таймер действительно должен быть механический, а не встроенный в телефон или планшет. Не усугубляем привязанность к гаджетам.

Планирование целей - задача, которую можно ставить детям, начиная с 10-12 лет. Что это такое? Прежде чем взяться за какое-то дело, проговаривайте, какой результат вы хотели бы получить. Как и во всех других качествах, это тот случай, когда дети идеально учатся у родителей. Показывайте им пример на своих делах, озвучивайте для них свои планы, помогайте ребенку сформулировать собственные: “Я сейчас сяду писать статью, и к вечеру планирую закончить главу”, “папа сегодня на тренировке планирует пробежать 10 километров”. Вы проговариваете, какие действия необходимо сделать, чтобы получить желаемый результат, и распределяете эти действия по времени: сколько задач тебе надо прорешать, чтобы чувствовать себя уверенно на экзамене? В какие дни ты найдешь на это время?

Бонусом можно говорить о такой характеристике лидера как стремление превосходить стандарты

Обратите внимание ребенка на то, чтобы выполнять некоторые задачи (те, которые кажутся ему интересными), особенно хорошо, выше стандартных требований. Учтите здесь два момента:

Важно выбирать задачи которые действительно особенно интересны вашему ребенку.

Важно стимулировать его проявлять творчество, когда средний результат достигнут, задавать вопросы, придумывать вместе: как можно было бы улучшить-углубить, сделать результат более интересным.

В чем особенность в воспитании лидера?

Родителям, безусловно, нужно закладывать ресурс сил и времени на особое внимание к формированию этих качеств у ребенка. Имейте в виду, лучше всего дети учатся, наблюдая за родителями: эффективными, которые ценят и рационально используют своё время, планируют и достигают цели.

Воспитание этих качеств могут и не сделать из ребенка сверхчеловека, но точно помогут ему в решении жизненных задач. При условии, что в первую очередь родители принимают и безусловно любят своего ребенка, и только во вторую - воспитывают.

Ирина Винник

Способность руководить другими и добиваться при этом результата дана не каждому. И зачастую лидерами не рождаются, а становятся! Не хочешь, чтобы твой ребенок в будущем «работал на дядю»? Мечтаешь, чтобы он стал успешным, и к его мнению прислушивались? Тогда добавь в закладки наши воспитательные приемы, которые помогут тебе сформировать лидерские качества в ребенке с раннего детства!

Американский профессор Роберт Штернберг выделяет 3 качества, присущие одаренным лидерам: интеллект (умение отличать хорошие идеи от плохих и выявлять их способность быть принятыми другими людьми); креативность (способность генерировать новые идеи и находить нестандартные решения проблем); мудрость (умение слушать мнение других и перенимать правильный опыт).

Что делать родителям, чтобы сделать из ребенка лидера?

Быть лидерами

Личный пример родителей - лучший урок. Ваша пара принимает участие в спортивных состязаниях, общественных работах или других мероприятиях? Берите ребенка с собой, показывая наглядным примером, каково это быть увлеченным обществом и влиять на жизни других людей.

Если ты чувствуешь, что тебе самому не хватает лидерских качеств, то никогда не поздно заняться личностным ростом. Интересные предложения ждут тебя с большими скидками.


Научить ребенка социализировать

Делиться эмоциями, слушать, бороться с разногласиями и отстаивать свою точку зрения, стоя с другим человеком лицом к лицу - это страшно и нелегко. Но это и есть самые важные навыки лидера! Помогите ребенку стать более социальным, научите его уверенно общаться с окружением и при этом не чувствовать себя уязвимым.


Привить любовь к чтению и полезным хобби

Многочисленные исследования доказывают пользу чтения для развития лидерских навыков в том числе. Через книги дети больше узнают о мире и умеют лучше обрабатывать поступающую информацию, делая полезные выводы.

Также существуют различные хобби, которые помогут стать умнее. Подробнее о них читай .


Научить ребенка мыслить позитивно

Когда ребенок сталкивается с трудностями, позитивное мышление имеет чуть ли не решающее значение. Оно помогает ему принять проблему и сохранять устойчивость, не бросать начатое дело, а наоборот, проявлять творческую составляющую и креативить, чтобы найти неординарное решение задачи.


Развить в ребенке эмпатию

Мир и без того полон ужасных вещей и жестокости. Чувство сострадания к окружающим помогает ребенку воспринимать его иначе (более красивым и полным надежд), расширяет границы и позволяет выстраивать хорошие отношения с другими людьми, находить к ним подход через сострадание.


Научить ребенка делать выбор

Не просто выбрать между красным и зеленым, а сделать выбор правильно, чтобы он привел к нужным последствиям. Среди многообразия возможных вариантов помоги ребенку сузить круг до 2-3. Можно записать все «за» и «против» на бумаге, а потом подумать вместе и принять наиболее эффективное решение, исходя из ситуации. Решайте простые задачки совместно с ребенком, чтобы он научился делать правильный выбор в повседневной жизни.