Ребенка постоянно критикуют. Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным

Методические рекомендации социального педагога учителям начальных классов и родителям
Рекомендации при возникновении напряжения в общении
  1. Проявлять естественное внимание к собеседнику, доброжелательность, терпимость, дружелюбие.
  2. Держаться спокойно, не терять самоконтроля. Говорить лаконично, чуть медленнее, если собеседник излишне взволнован.
  3. Установить контакт глазами и стараться не терять его.
  4. Дать собеседнику понять, что вы понимаете его состояние (приблизиться, наклониться к нему).
  5. Признать свою вину, если объективно таковая есть.
  6. Постараться предельно тактично показать собеседнику, в чем, как вам кажется, он тоже не прав.
  7. Показать, что вы заинтересованы с решении проблемы собеседника, сотрудничестве с ним, будете поддерживать его, если это не противоречит интересам дела.
Рекомендации при работе с капризными и упрямыми детьми
  1. Задайте себе вопрос, не подражает ли ребенок Вам. Иногда мы бурно реагируем на поступки ребенка, напоминающие наши собственные, потому что слишком хорошо знаем свои недостатки.
  2. Не стыдите ребенка, не отталкивайте его. Не читайте долгих нотаций по каждому поводу. Добивайтесь своего с помощью кратких и простых наставлений.
  3. Подумайте, не связано ли поведение ребенка со слишком длительным пребыванием перед телевизором.
  4. Подумайте, не стимулирует ли ребенок избыток активности. Некоторым детям требуется мостик между предельной активностью и временем тихих игр. Им приносят пользу успокаивающие занятия.
  5. Большинство детей "перерастают" свои капризы, как только научатся ясно выражать свои желания.
  6. Иногда дети капризничают и упрямятся перед началом болезни или в период выздоровления.
  7. Вместо того, чтобы реагировать только на недозволенное поведение ребенка, попытаться выявить случаи хорошего поведения и вознаградить ребенка объятиями, поцелуями и похвалами.
Рекомендации при работе с гиперактивными детьми
  1. Необходима точная диагностика болезни на основании выявления причин и патогенеза.
  2. Необходимо физическое закаливание ребенка.
  3. Необходима организация коллективных игр соревновательного характера, чтобы снять вялость движений ребенка, заинтересовать его.
  4. Необходимо обучение приемам действий в различных видах деятельности, следует также разнообразить виды самообслуживания.
Рекомендации по общению с ворующими детьми
  1. Ваша цель - помочь ребенку контролировать свои порывы и пояснить, почему такое поведение неприемлемо. Вы должны научить ребенка, чтобы он научился просить разрешения, а не просто брать понравившийся ему предмет.
  2. Если Вам необходимо выяснить у ребенка, что произошло, поставьте вопрос следующим образом: "У Маши пропали карандаши, и Елена Ивановна считает, что их мог взять ты. Это правда?"
  3. Если ребенок признается в том, что он взял чужую вещь, похвалите его за чистосердечное признание, а потом объясните последствия такого поступка. Если он будет отрицать свою вину, не обвиняйте его во лжи, а расспросите настойчивее. Не обыскивайте ребенка. Дайте ему возможность обдумывать свои слова. Возможно он скажет, что "нашел" эту вещь. Объясните ребенку, что одно дело распоряжаться своими вещами, но совсем другое - брать чужие без разрешения.
  4. Дети не слишком искусно скрывают информацию, поэтому ведите расспросы настойчиво. Истина может постепенно всплыть после наводящих вопросов.
  5. Не ждите, что после одного разговора случаи воровства сразу прекратятся. Усвоение таких правил требует повторения.
  6. Иногда дети воруют, если им кажется, что ими пренебрегают, относятся к ним несправедливо или же что, взрослые слишком давят на них. Таким детям необходимо чувствовать, что они имеют значение, им требуется похвала.

Если вы мама или папа, у вас, конечно, есть опыт оценивания своего ребенка. Ругаете вы его или хвалите — всё равно оцениваете, то есть выносите свое мнение и суждение как авторитетное. Почему родители так часто критикуют детей и что с этим делать?

Родители привели Павла на консультацию, когда он был во втором классе. Он полный, даже рыхловатый мальчик. С первого класса одноклассники его обзывают "тюфяком". Мама с любовью смотрит на сына и говорит: "Вот, привела нашего слоненка. Стал замкнутый, хуже учиться начал. Учительница рекомендовала обратиться к психологу". Павел, когда мама назвала его "слоненком", сжался и покраснел. Мама этого, впрочем, не заметила. Я спросила, часто ли она его так называет. "А что такого? Я же любя! Мы все в семье полные. Я считаю, что хорошего человека должно быть много! — смеется мама и тут же, вздыхает. — Да и не могу я отказывать ему в сластях, он такой грустный после школы".

Оставшись один, Паша рассказывает, что в классе его дразнят, он переживает, родителям перестал жаловаться, так как они его чувства важными не считают и повторяют одно: "Да наплюй на них, ерунда всё это". Дома тоже поддержки мало, мама только дает сладости в утешение, а уверенности в себе это не прибавляет. На вторую встречу приходит папа, который сразу самоустраняется: "У нас мама воспитанием занимается". А Паша при этом так много говорит, как ему важен папа, общение с ним! И вот сын и отец получили задание: найти виды спорта, которые им нравятся, и начать вдвоем заниматься. Папа даже выдохнул радостно: "Я ведь люблю разный спорт, просто сыну, вроде, это и неинтересно, он такой у нас рохля". Сын от этих слов снова втянул голову в плечи... Получается двойной сигнал от родителей: с одной стороны, недовольны тем, как сын выглядит, а с другой стороны, не помогают это изменить. Через несколько месяцев занятий плаванием и футболом парень расцвел, подтянулся, в классе перестали его обзывать, появились друзья. Мама только стала жаловаться, что перестала чувствовать себя нужной. Но это уже вопрос, который нужно маме решать, чтобы не перекидывать недовольство своей жизнью на ребенка.

Критика во спасение

"А как быть, если он ничего не делает сам, все время приходится подгонять, критиковать, сравнивать с другими, чтобы начал учиться, помогать по дому?" Итак, когда же начинается эта критика?

Ребенок рождается, вызывая всеобщую радость и любовь, начинает расти и что-то часто болеет. В головах у мамы с папой мысль: "У хороших родителей дети так часто не болеют". И появляется чувство раздражения на ребенка: "Не такой, как мне бы хотелось..."

В школе успехи ребенка начинают оценивать не только близкие люди, но и социум — одноклассники, учителя. Как учиться, как отношения строит с другими детьми, как ведет себя на уроках? Это очень чувствительный период для формирования самооценки в жизни ребенка, так как он безгранично верит первому учителю, даже иногда больше теперь, чем родителям. Мнение учителя важнее.

"А мне что остается? Ничем ведь не проймешь!" — "Но критика помогает?" — "На какое-то время, — вздыхает мама, — а потом все опять возвращается. Ну, хоть на время стращаю". И получается, что вырастает человек, которого, чтобы он что-то делал, нужно критиковать или пугать. Перспектива стать ответственным взрослым и хорошим профессионалом мала.

Как же быть?

Домашнее задание родителям

Вспомнить, как вас критиковали значимые взрослые в детстве, какую реакцию это вызывало у вас, помогали ли оценочные суждения вам открываться взрослым и делать то, что они просят. Иногда такие воспоминания помогают нам осознать, что и мы тоже были детьми, и лучше понять собственных наследников. Кстати, это могут быть совсем не легкие воспоминания. Если они до сих пор влияют на вас, вашу жизнь, лучше с этим разобраться, не передавая эти послания детям. Просто поделитесь с малышом, расскажите о каких-то моментах из вашего детства.

Когда ребенок уже учится, обращайте внимание на то, какой он приходит из школы, как его оценивает учитель, что говорит, как называют одноклассники. Важно вовремя заметить изменения в поведении и поговорить со школьником, поддержать его. Подумать, что может помочь ему изменить свое поведение, развить те качества, которые позволят лучше и легче учиться, общаться, познавать мир, быть здоровым, активным и открытым.

Детские капризы, их плохое поведение и шалости иногда приводят внутренний индикатор гнева родителей в состояние активности. Мамы кричат, папы кричат. В итоге проблема, как правило, не уходит, но нервная система взрослых уже пострадала, как и психика ребенка. Может, стоит искать причины? Можно ли вообще так поступать? Возможно, поведение ребенка не столь плохо и не заслуживает агрессии? А, может, дело в вас? Небольшой совет, как не кричать на ребенка, и возможно ли это вообще.

Вы наверняка ругаете себя каждый раз, как накричите на ребенка. И вновь задаете себе вопрос «За что я сейчас повышаю на него голос?», «Почему я довожу своего самого любимого человечка до слез?», «Правильно ли я поступаю?». Если ребенок шалит ради шалости, то есть очевидно намеренно причиняет вам страдания, то стоит обратиться к детскому психологу – тут постоянные конфликты лишь усугубят ситуацию, а психолог поможет в них разобраться. Ну а если случайно? В силу возраста? Внутреннего состояния? Как перестать постоянно ругаться?

Как не кричать на ребенка: причины со стороны ребенка

Задумывались ли вы когда-нибудь над своим поведением? Например, вы моете посуду и разбиваете кружку. Молча собираете осколки и со словами «это на счастье» выбрасываете их. Но если ту же кружку уронит ваш ребенок, то во многих случаях последует «Ты почему тут ходишь?!», «Будь осторожнее», «Я же просил(а) не трогать мои вещи». Это происходит без выяснения причины, не стараясь сдержать себя, не учитывая случайности ситуации, да и просто того, что ваш ребенок еще маленький, чтобы быть ловким и умелым, как вы, он не успел научиться быть максимально внимательным.

Кроме возраста, есть другие причины, по котором поведение детей портится, и они не могут сдержать последствие такого расстройства.

Вы слишком многого требуете

Если ваши личные достижения велики, это не значит, что стоит ждать от детей того же. Кроме того, сверх ожидания и упорное настояние на достижении поставленных вами целей могут поломать детскую психику, вследствие чего он вы перестанете получать доверие. Он нервничает из-за неудач и плохо себя ведет, выплескивая негативную энергию. В этом случае дилемма, как не кричать на ребенка, упирается в ваши собственные амбиции — нельзя приравнивать свои способности к тем, что имеет другой человек, тем более малыш.

Вы неправильно воспитываете

Слишком строго или слишком мягко, чересчур много балуете или неадекватно реагируете, сами не в силах сдержать себя в ряде случаев, практикуете постоянный контроль за каждым шагом. Можно проанализировать свой педагогический подход — представьте, что вы сами себе хороший психолог.

Чрезмерная усталость ребенка

И он не в силах ее сдержать. Если он ходит в детский сад или школу, после на факультативные занятия, вечером на принудительное обучение, а потом спать и опять по кругу, не удивляйтесь, что терпите постоянные срывы. Усталость даже взрослому человеку портит настроение, а каково ребенку! Разгрузите его, дайте больше времени на личные дела и отдых.

Стремление показать свое «Я»

Почти каждый ребенок проходит становление личности через конфликты. У кого-то они незаметные обыденные, а кто-то сталкивается с записками «Я ушел из дома» или заброшенной в вас игрушкой. Родителю нужно стать союзником своего чада, нельзя кричать понапрасну. Хочет экстремальную прическу? Поддержите. Если подозреваете плохие привычки (ругается матом, курит), попробуйте помочь самоутвердиться в чем-то полезном. Отличный вариант – спорт, повышение навыков в любимом деле. Собаку, в конце концов, заведите – пусть выгуливает.

Конфликты дома

Если родители часто повышают друг на друга голос, странно ждать о ребенка, что он будет послушным и прилежным. От атмосферы в семье зависит очень многое — нельзя при детях кричать друг на друга, не подавайте плохой пример, ведь этому может быть одно серьезное последствие в виде сломанного детства.

Такая наследственность

Как говорят часто детские психологи, которым родители жалуются на бунт своих детей, характер складывается из кирпичиков предков. Да, он у всех индивидуален, но, скорее всего, если задуматься, вы найдете массу сходств в поведении ребенка с вами в детстве или с бабушками, дедушками.

Дети часто ведут себя плохо тогда, когда болеют. Причиной может быть и душевная травма (развод родителей, переезд, смена детского сада или школы, потеря близкого). Возможно, малыш не может справиться с чем-то (построить замок, вдеть шнурок и многое-другое), от чего нервничает и поступает некрасиво, даже кричит на взрослых. Правильным будет для родителей разобраться с причиной проблемы до того, как начать кричать на малыша или, тем более, наказать физически. Нельзя применять к ребенку силу только потому, что он не доел суп или уронил вазу — вместо того, чтобы не сдержать себя, сначала разберитесь.

Как не кричать на ребенка: причины со стороны родителей

Когда шалят нервы у вас, а страдает ребенок, это несправедливо. Просто возьмите под контроль свое состояние. Сядьте, расслабьтесь, задайте себе несколько вопросов.

Во-первых, на нервном состоянии может сказываться усталость. И тогда, что бы не делал малыш, вам будет казаться, что он не прав. Больше всего оказывает влияние психологическая усталость. Например, вы готовитесь к важной встрече, много думаете, строите планы действий. Приходя домой, сразу идете на кухню, чтобы накормить семью, а дополнительно мысленно анализируете день. Отдых наступает только ночью. Пусть вы согласны выматывать себя, но вследствие этого несдержанность и необоснованный крик на ребенка – это ошибка.

Во-вторых, очень может быть виновной в постоянной ругани злость на другого человека. Злитесь вы на коллегу, маму, мужа, а срываетесь и кричите на ребенка. Действительно, на кого же еще срываться?! Он ведь не может ответить, дать сдачи. Решите проблему своих отношений за пределами дома и семейного очага. По меньшей мере стоит научиться сдерживаться и отключать мысли и эмоции по отношению к источникам агрессии в моменты пребывания с ребенком, подумайте о последствиях.

В-третьих, склонность ругать и кричать на ребенка может быть на фоне чувства вины перед ним, как заверяют психологи. Например, вы тщательно следите за здоровьем малыша, а он простудился. Ваша гиперответственность дает о себе знать, вы негодуете, что и где упустили. Отсюда нервная система страдает, а вы проявляете свою тревогу в крике и обвинениях, не в силах сдерживать обиду за свою «профнепригодность», и озадачиваетесь, как не кричать на ребенка.

В-четвертых, психологи часто отмечают, что многие родители, особенно мамы, после рождения ребенка меняют свою жизнь, ограничивая общение с внешним миром, отказывая себе в прежних удовольствиях. Возникает злость на ребенка, подсознательно он воспринимается как нагрузка, бремя. Просто научитесь отдыхать, найдите силы оставлять малыша в надежных руках бабушек, нянь, и живите полноценной жизнью здоровой и красивой женщины. Счастливая и довольная мама, которая не станет по любому поводу кричать, не задумываясь о последствиях, будет куда приятнее для ребенка.

Если ребенка часто ругать

Представьте, что вам на нервную систему будут постоянно действовать различными факторами: то выведут из себя, то доведут до слез, то обидят. Детская психика настолько уязвима, что малейший неверный шаг может привести к ее неисправимому искажению. Ругая ребенка с регулярностью, без повода и по поводу, вы рискуете повесить на него множество комплексов, сделать замкнутым человеком в будущем.

Дети воспринимают крик и ругань буквально, они не способны в совсем юном возрасте реально критиковать поведение родителей. Включается мысль «Если ругают, значит, я плохой, я что-то сделал не так». И так из раза в раз, изо дня в день. Они чувствуют себя неполноценными, неспособными и жалкими. Ищите компромиссы, налаживайте отношения. Не получается самостоятельно – обратитесь к психологу. Важно вовремя выяснить для себя, как не кричать на ребенка и влиять на его состояние.

Правила ссор: как не кричать на ребенка

Соблюдайте важные правила, когда за что-то ругаете ребенка:

  • Наказание должно быть обоснованным. Причина ругани доносится до малыша в самой доступной форме.
  • Лучше всего обходиться при наказании общими фразами вроде «Так делать нельзя», «Людям больно, когда их бьют», «Если детки дерутся, с ними никто не дружит». Перейдя на личности, вы рискуете услышать оскорбления и в свой адрес.
  • Не ругайте ребенка при всех. Если конфликт произошел на улице, говорите негромко, словно в тайне от остальных окружающих. Не стоит приходить домой и демонстративно ставить в известность о случившемся конфликте остальных членов семьи.
  • Общайтесь на равных. Ребенку необходимо дать возможность высказаться, доказать свою правоту. Вы не должны ругаться и говорить, что правы, потому что старше или потому что вы мама или папа.

В конце хотелось бы отметить, что сам факт того, что вы начали задумывать, как не кричать на ребенка, говорит о вашем искреннем желании исправить ситуацию, научиться ладить с ребенком. Начните с себя, изучите свои привычки. Может, вы подаете плохой пример, грубо разговаривая по телефону, швыряя в порыве чувств вещи, сами того не замечая. Наладьте атмосферу в доме, создайте уют. У тех родителей, которые ищут и умеют находить компромисс, растут счастливые и психологически здоровые дети.

«ЧЕМУ УЧАТ В СЕМЬЕ» или 10 правил семейного воспитания

1. Если ребенка постоянно критикуют, он учится…(ненавидеть).

2. Если ребенок живет во вражде, он учится…(быть агрессивным).

3. Если ребенок растет в упреках, он учится…(жить с чувством вины).

4. Если ребенок растет в терпимости, он учится …(понимать других).

5. Если ребенка хвалят, он учится…(быть благородным).

6. Если ребенок растет в честности, он учится быть …(справедливым).

7. Если ребенок растет в безопасности, он учится…(верить в людей).

8. Если ребенка поддерживают, он учится…(ценить себя).

9. Если ребенка высмеивают, он учится…(быть замкнутым).

10. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится…(находить любовь в этом мире).

Чему надо научить своего ребенка?

В жизни есть многое, чему должен научиться ребенок, пока вырастет. Какие-то умения и знания более важны, другие менее. Американский педагог Эда Ле Шан выделила несколько важных моментов, которым родители могут и должны научить своего ребенка, чтобы подготовить его к взрослой жизни.

1. Любить себя. Любить себя - это не значит делать только то, что хочется. Любить - это значит ценить собственную жизнь. Любить себя - это значит управлять своими чувствами, своими эмоциями. Любить себя - бережно относиться к тому, что окружает. Любить себя - делать так, чтобы не было лишних замечаний, поучений, наказаний. Любить себя - чувствовать себя человеком, причем хорошим человеком, а не ущербным. Чувство собственной уникальности - жизненно важная часть человеческого существования.

2. Интерпретировать поведение. Ребенок должен понимать, что настроение человека может зависеть от разных причин и что если его поведение не совпадает с настроением взрослых, то это может вызвать конфликты. Нужно уметь видеть настроение других людей и строить свое поведение в соответствии с этим.

Помимо того, что ребенку надо уметь видеть настроение других людей, ему надо научиться объяснять и свое собственное поведение. Осознание своего поведения, своих проступков поможет ребенку принимать в каждом случае необходимое решение для выхода из создавшейся ситуации.

3. Общаться при помощи слов. Любой ребенок должен уметь рассказать о своих чувствах и переживаниях словами. Это важно, чтобы взрослый мог понять его и, при необходимости, помочь принять нужное решение.

4. Понимать различие между мыслями и действиями. Не умея этого делать, ребенок очень трудно входит в работу. Мысли, особенно тревожные, заполняют все его сознание, и он не в состоянии переключиться на выполнение задания. Важно научить маленького человека тому, что успешно можно делать лишь то, о чем думаешь. Если делаешь одно, а думаешь о другом, то очень трудно выполнить работу качественно.

5. Интересоваться и задавать вопросы. Ребенок от природы любознателен. И чтобы много знать, надо уметь спрашивать, задавать вопросы. Не убивайте у ребенка этого желания. Без желания задавать вопросы не появится желание учиться. Важно, чтобы взрослые не только отвечали на вопросы ребенка, но и учили его самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы путем рассуждения, а может быть, и порекомендовали ему прочесть об этом в книге. Поощряя любознательность ребенка, мы развиваем его интеллектуальные способности. Ребенку необходимо знать, что некоторые вопросы не имеют ответа. Возможно, на некоторые из них ему придется ответить самому. Наука и практика пока не получили ответов на многие вопросы.

6. Не бояться неудач. Это необходимое условие взросления. Чтобы научиться чему-либо, мы должны не бояться ошибок. Человек, как правило, учится на своих ошибках. Умение пережить неудачу, начать все с начала, а не падать духом - очень важное умение. Ни одно большое открытие не давалось без большого числа предшествующих ему испытаний и неудач. Любая работа - это риск, где всегда возможен либо выигрыш, либо проигрыш. Надо не бояться рисковать.

7. Доверять взрослым. Постарайтесь не обманывать ребенка, будьте с ним честным. Дети тонко чувствуют фальшь. Мы платим доверием ребенка к нам за те игры, в которые мы играем с ними, чтобы избежать слез. Старайтесь быть честными практически во всех случаях, а если что-то не получается, то попытайтесь это объяснить ребенку. Вполне можно дать понять ребенку, что не все люди одинаково добрые, но большинство все же добры. Недоверие возникает из ощущения неприятных качеств личности человека. Для детей такое ощущение - не редкость. Важно показать ребенку, что часть людей наделена отрицательными чертами. Они практически есть в каждом человеке. Человек не может состоять из одних достоинств или недостатков. Не было бы недостатков, не видно было бы и достоинств, и наоборот.

8. Думать самому. Этому легко научиться. Надо просто поощрять ребенка в том, чтобы он высказывал свои суждения, не боясь, что его накажут. Когда мы демонстрируем уважение к его мнению, обсуждаем ситуацию "на равных", высказываем свое мнение, мы учим ребенка анализировать последствия действий прежде, чем он их совершит. Мы готовим его к принятию самостоятельных решений. Особенно важно научить ребенка говорить "нет", отказываться от чего-то - это очень важное качество человека. Не каждый способен сказать "нет".

Она выросла в хорошей, культурной, семье и все в её детстве было замечательно, кроме одного «НО». Её мать, будучи человеком, очень интеллигентным не знала, что её беспощадная критика дочери, обернулась для девочки кучей проблем в будущей взрослой жизни. По словам моей подруги, она всегда считала себя человеком второго сорта, так как, что бы она ни делала, её родительница почти всегда была ею не довольна. Результат такого критичного воспитания не состоявшаяся личная жизнь и карьера, при вполне хороших внешних и интеллектуальных данных.

Если заглянуть в толковый словарь, то можно убедиться, что критика - отрицательное мнение о чем-либо или ком-либо с указанием недостатков.

К чему могут привести последствия постоянных криков на детей описано в статье: Почему нельзя повышать голос на ребенка .

Задумайтесь - почему мы хотим указать ребенку на его недостатки? Конечно, для того, что бы наш ребенок отказался от малоэффективных моделей поведения и приобрёл новые, более эффективные способы взаимодействия с окружающими.

Но очень часто родители судят о неэффективности поведения своих детей второпях, поддаваясь минутным эмоциям. В связи с этим возникает вопрос: а судьи кто? Ведь те «недостатки», которые некоторые родители пытаются «причесать» иногда вовсе таковыми не являются. А если присмотреться, иногда даже достоинствами, которыми ребенок мог бы гордиться. По этому, возьмусь дать совет: прежде чем критиковать, подумайте, можно ли обойтись без критики. Если вы хоть немного сомневаетесь: критиковать или не стоит, лучше от критики воздержаться.

Оказывается, что критика бывает конструктивной и деструктивной. Вторая причиняет сильный ущерб психике ребенка, принижает его достоинство, лишает уверенности в себе и растит в ребенке комплексы неполноценности.

Когда вы используете критику в общении со своим ребенком, то необходимо четко понимать, какого характера эта критика, выполняет ли она созидательную роль, помогает ли в решении конкретного вопроса, помогает ли понять новое, не ранит ли ребенка…

Часто мы уверены, что критикуем только конструктивно. Конечно, мы хотим добра ребенку, хотим помочь. Такая критика, конструктивная, может быть полезна. Но при этом при всех благих намерениях с критикой необходимо быть очень аккуратными.

Если Ваше воспитание изобилует критикой, вы рискуете превратиться в глазах ребенка в вечно всем недовольного родителя. В этом случае дети не воспринимают родителя, могут становиться грубыми, демонстрируя, таким образом, защитную реакцию.

Критикуем ребёнка правильно!

Каким же образом критиковать ребёнка, что бы он не обижался и воспринимал всё правильно? Хочу повториться, что к критике необходимо прибегать только тогда, когда это на самом деле необходимо. Запретите себе профилактическую критику. Я придерживаюсь со своими детьми правила: пусть они научатся чему-то медленнее, чем потеряют веру в себя и в то, что я всегда помогу им . Я считаю, что ребенок постоянно должен ощущать родительскую любовь, и тогда когда он успешен и тогда, когда совершает ошибки.

Уважайте личность ребенка, соблюдайте неприкосновенность его личности. Оценивайте только поступки, которые совершил ребенок, а не самого ребенка. Например, вместо слов: «ты глупый», скажите «ты поступил не мудро».

Не стыдите своего малыша в присутствии других людей, избегайте сравнения с другими. Не высказывайтесь о ребенке негативно в разговоре с другим человеком при нем, такая ошибка может обернуться довольно серьезной психологической травмой для ребенка, при этом вы никогда можете об этом не узнать. Используйте позитивный юмор. Юмор помогает разрядить накал ситуации и сохранить мир в отношениях.

Дайте возможность ребенку после вашей критики самому исправить ошибки. Авансируйте малыша похвалой: «Я уверена, у тебя все получится» «ты сможешь».

Не общайтесь с ребенком в приказном тоне, не высмеивайте его, это унижает. И тем более не применяйте насилие ! Поймите, если ваша критика похожа на приказ, то она естественно вызывает желание в ребенке бунтовать, плакать - и это нормальная реакция его личности на унижение.

Помните, ваш ребёнок - это колоссальный мир эмоций, творческих начинаний, переживаний, отчаяний, радостей и развлечений. Любите своего малыша таким, какой он есть. Не за что-то, а просто, потому что он есть. Помните, что поступки ребенка это зеркало вашего собственного поведения, подумайте, где и в чем вы поступаете, таким образом, за что в результате критикуете своего ребенка.

Поймите, что ребенок это не собственность, это личность, и эту личность вы обязаны уважать и считаться с его мнением, даже если оно вам не нравится. Ищите способы объяснить ребенку, в чем именно он не прав с точки зрения логики, спокойно и грамотно.