Развитие малыша на третьем месяце жизни. Что должен уметь ребенок в три месяца: особенности развития младенца Что может малыш в 3 месяца

Трехмесячный малыш разительно отличается от новорожденного. Он более осмысленно воспринимает окружающий мир, окреп, значительно подрос, уже умеет улыбаться и гулить. Развитие ребенка в этот период очень важно. Как правильно помочь природе и не навредить крохе?

Что умеет 3-х месячный ребенок?

Разумеется, все малыши разные и имеют право на то, чтобы жить и познавать мир в своем темпе. Однако есть определенные стандарты, опираясь на которые, можно более тщательно отслеживать правильное развитие младенца и вовремя принять меры, если что-то пойдет не так.
В большинстве своем детки в возрасте 3-х месяцев умеют:

  • Управлять своими ручками. Это проявляется в том, что малыш осмысленно может взять игрушку, подержать ее или поднести к лицу.
  • В этом возрасте детки умеют переворачиваться на бок из положения лежа на спине.
  • Лежа на животике, ребенок хорошо поднимает голову, опираясь на предплечья, и удерживается в таком положении довольно долго с перерывом на небольшой отдых.
  • Малыш меньше спит и дольше бодрствует (до 2-2,5 часов).
  • Детки, которым 3 месяца от роду, очень любят изучать свое тело. Ловят и рассматривают ножки, ощупывают личико.
  • Некоторые младенцы в этот период начинают все «тянуть в рот».
  • Ребенок научился узнавать маму и папу, улыбается, когда с ним играют.
  • Если приподнять 3-х месячного кроху подмышки, то он будет стараться упереться ножками в твердую поверхность.
  • Детки очень хорошо реагируют на звук и свет, поворачивают голову, ища источник.

Физиология

Важно отслеживать правильное физиологическое развитие. На протяжении всего 3-го месяца жизни малыш должен прибавить в весе от 800 г. Общий вес ребенка этого возраста может колебаться в границах от 6 до 8 кг у мальчика и от 4,5 до 7,5 кг у девочки.

Рост ребенка тоже изменился в большую сторону. Обычно за 3-й месяц кроха прибавляет от 1 до 2-х сантиметров. Рост малышей в этом периоде может быть от 56 до 65 см. Следует помнить, что небольшой рост может быть обусловлен наследственностью, а также тем, что малыш родился недоношенный или родилась двойня.

Еще один важный параметр – окружность головы. У мальчиков в 3 месяца составляет от 38 до 43 см, а у девочек – от 37 до 42 см. Можно заметить, что ближе к четвертому месяцу окружности головы и груди практически сравнялись.

Разумеется, нельзя слепо ориентироваться на эти цифры, но они должны стать неким ориентиром. Более детально отслеживать физическое развитие младенца необходимо вместе с врачом-педиатром. Визиты в поликлинику в первый год жизни должны быть регулярными.

Психическое развитие

Кроха подрос, и его реакции на окружающий мир стали заметно разнообразнее. Проснулось чувство обоняния, и теперь он уже может узнавать родителей не только по голосу, но и по запаху.

Малыш 3-месячного возраста умеет проявлять свои чувства – протестующее плачет и кричит, когда ему что-то не нравится, улыбается и гулит, когда доволен. Плач ребенка этого возраста может быть вызван следующими причинами:

  • Реакция на боль и дискомфорт.
  • Испуг.
  • Голод.
  • Недовольство чем-либо.
  • Желание спать.

Деткам очень нравится, когда их берут на руки, особенно если это делает мама. Они уже осознают, что на руках теплее и комфортнее, чем в детской кроватке. Ребенок постоянно ждет контакта, пытается ответить на прикосновения, тянет ручки, любит, когда с ним говорят, играют. Для правильного и комфортного психологического развития постоянный контакт с младенцем необходим.

Уход за ребенком на третьем месяце жизни

В этом периоде у детей налаживается регулярный однородный стул. Следует внимательно отнестись к этому делу. Если случаются запоры, и ребенок не пачкает памперс по нескольку дней, то необходимо скорректировать свое питание при грудном вскармливании или подобрать подходящую смесь. Но в том случае, когда стул однородный и мягкий, но редкий, не стоит паниковать. Это значит, что питание хорошо усваивается.

Следует обеспечить, чтобы ребенок был чистый, а памперс сухой. Ежедневное купание и смена подгузника не более, чем через 3-4 часа (или чаще, при необходимости) – это то, что нужно организовать в первую очередь.


В этом возрасте можно подумать о налаживании режима. Это значительно облегчит непростой уход за маленьким человеком. Кормление, сон, прогулки и купание по часам помогут маме освободить время для себя.

Также в уход за ребенком на третьем месяце жизни входит забота о его здоровье. Для этого нужно своевременно посещать детского врача, заботиться о том, чтобы были проставлены все прививки, организовать качественное питание, не допускать контакта малыша с заразными больными.

Питание 3-х месячного ребенка

Детей этого возраста врачи рекомендуют кормить исключительно грудным молоком или детской адаптированной смесью . Обычно число кормлений составляет 6-10 днем и 2-4 ночью. Временной интервал между кормлениями не превышает 2-2,5 часа. Питание должно быть организовано очень хорошо. Качественные смеси подбираются педиатром индивидуально, а при грудном вскармливании мамочке необходимо соблюдать строгую диету.

Многие мамы могут в этом возрасте начать прикорм по советам бабушек и педиатров старой школы. Это в корне неправильно! У деток на третьем месяце жизни еще недостаточно окреп ЖКТ, чтобы переваривать что-то еще, кроме специального питания. По рекомендациям врачей ВОЗ, задумываться о прикорме необходимо не раньше того времени, когда ребенку исполнится 6 месяцев.

Занятия с трехмесячным ребенком

Несмотря на то что ребенок совсем маленький, ему будут полезны развивающие игры и занятия с мамой.


Необходимо следить, чтобы малыш не переутомлялся, и занятия вызывали у него только положительные эмоции. Если кроха плачет, то упражнения следует сразу прекратить. Гимнастика и массаж выполняются не ранее, чем через полчаса после того, как малыш поел.

Физическое развитие

Плавание

Если младенец до сих пор купается в ванночке, то можно попробовать начать водные процедуры в большой ванне. Для этого можно приобрести шейный надувной плавательный круг или специальную подушку для купания. Во время таких купаний ребенок активно двигается, плавает. Это очень способствует развитию мышц, скелета. После активного плавания кроха заснет более крепким и спокойным сном. Продолжительность таких процедур может быть от 10 до 40 минут.

Зарядка и массаж

Многие мамы пренебрегают детским массажем и зарядкой. Это неправильно! Если до сих пор такие процедуры не были в ходу, то 3-месячный возраст –самое время начать.

Длительность занятия – не менее 20-25 минут. Упражнения могут быть следующие:

  • Начать можно с поглаживаний детских ножек от пятки вверх до бедра. Затем можно растереть ножки круговыми движениями, избегая коленной области.
  • После этого хорошо сделать упражнение «Шаги». Для этого берем ножку лежащего на спине малыша за голень, легонько встряхиваем ее и сгибаем, плавно двигая пяточку скользящим движением по столу или дивану. Делаем так 5-6 раз для каждой ножки.
  • Далее следует растереть ступни. Для этого большим пальцем водим по пяточке, внешней и внутренней части стопы. Регулируем силу нажатия так, чтобы малышу было комфортно.
  • Упражнение на укрепление мышц ног. Сначала легко надавить на основание пальчиков (ступня малыша рефлекторно согнется), затем погладить внутреннюю сторону стопы (ступня распрямится). Делаем по 4 раза для каждой ножки.
  • Переходим к ручкам. Начать необходимо с поглаживаний снизу вверх и круговых растираний.
  • Скрещивание рук. Вкладываем большие пальцы в ладошки малыша. Из положения «руки скрещены на груди» несколько раз разводим их в стороны, при этом легонько встряхивая, возвращаем в обратное положение. Повторяем 5-6 раз.
  • «Боксер». Вкладываем большие пальцы в кулачки крохи и поочередно сгибаем-разгибаем ручки, как будто малыш боксирует. Это упражнение хорошо развивает руки. Упражнение повторяем 5-7 раз.
  • Практикуем переворачивание со спинки на живот. Для этого вкладываем большой палец в правую ручку ребенка, выпрямляем ножки и осторожно свободной рукой переворачиваем таз малыша на правый бок. Аналогично делаем упражнение для левого бока. Достаточно 2-х – 3-х повторений несколько раз в день.
  • Поднимание головы. Лежащего на спине кроху берем за ручки и очень аккуратно приподнимаем туловище вверх, чтобы голова и плечи оторвались от поверхности. Сажать ребенка нельзя! Возвращаем в исходное положение. Повторяем 3 раза.
  • Массаж животика. Необходимо делать поглаживающие движения строго по часовой стрелке.
  • Массаж груди. Легкими поглаживающими движениями массируем грудь по кругу. Достаточно 5-ти – 6-ти круговых движений.
  • Массаж спины и ягодиц. Также выполняется с помощью поглаживаний вверх-вниз, а затем можно выполнить спиралевидные растирающие движения снизу вверх.
  • Упражнения на мяче. Необходимо взять большой яркий мячик. Кладем кроху на мяч животиком вниз, разводим его колени для устойчивого положения. Качаем ребенка на мяче из стороны в сторону и по кругу. Амплитуду нужно делать небольшую. Это упражнение хорошо воздействует на развитие вестибулярного аппарата.

Важно: Перед гимнастикой и массажем необходимо снять все украшения (часы, браслеты, кольца). Ногти коротко подстричь, а руки тщательно вымыть. Можно использовать во время массажа детский крем или масло хорошего качества. На протяжении всей процедуры необходимо разговаривать с ребенком, петь песенки, рассказывать стишки или сказку.

Мелкая моторика

Для развития мелкой моторики можно практиковать упражнение «Мешочки». Для этого необходимо сшить несколько мешочков из разной на ощупь ткани (бархат, шелк, лен, атлас) и набить их разными наполнителями (синтепон, гречка, манка, шарики пенопласта, бумага). Затем можно давать малышу мешочки. Разная текстура тканей и наполнители отлично разовьют мелкую моторику и вызовут у крохи интерес.

Психоэмоциональное развитие

Детки в возрасте 3-х месяцев очень любят общаться с мамой. Можно выучить несколько детских песенок, стишков, потешек и использовать их постоянно. Благодаря такому веселому времяпрепровождению, малышу будет более комфортно в психоэмоциональном плане. Со временем можно заметить, что он пытается подпевать в такт песенке или весело гулит, когда мама рассказывает стишок. Можно потанцевать с ним на руках, только не выбирать активные танцы, а предпочесть плавные движения.

Еще одно замечательное упражнение поможет укрепить ножки малыша и будет способствовать его психологическому комфорту. Ребенка нужно взять подмышки и поставить ножки себе на колени или любую поверхность, а потом выполнять движения, когда ребенок как-будто подпрыгивает, сопровождая их веселыми стишками. Необходимо добиться, чтобы кроха твердо упирался ножками в колени или горизонтальную поверхность. Это разовьет мышцы. Тактильные ощущения, близость мамы вкупе с веселым общением очень благотворно влияют на психику.

Развитие зрения и внимания

Необходимо заниматься с ребенком, фокусируя его внимание на каком-либо предмете, заставляя его рассматривать игрушку. Для этого можно использовать яркие погремушки. Надо трясти ими то с одной стороны от ребенка, то с другой, заставляя кроху поворачивать голову и искать источник шума.
Также подойдет большой яркий мяч. Можно взять его в руки, заставить малыша обратить внимание на него, сказав: «Посмотри, какой мячик!», – а затем перемещать его вверх-вниз, вправо-влево. Это заставит ребенка сфокусировать внимание и следить за предметом.

Можно не использовать предметы, а просто поднести свое лицо вплотную к ребенку и задавать вопросы: «Где у мамы носик? Где у мамы глазки?» – и тому подобные. Ручками малыша дотрагиваться до названных частей тела. Эта игра очень способствует концентрации внимания.


В этом возрасте уже можно побеспокоиться о приобретении прорезывателя. Большинство деток в три месяца начинают пробовать все «на зуб». Большое разнообразие прорезывателей дает возможность приобрести его в виде погремушки. Это позволит немного сэкономить и совместить приятное с полезным.

Какие игрушки нужны малышу в 3 месяца

В этом возрасте можно не покупать много игрушек. Достаточно 3-4 погремушки, большой яркий мяч для гимнастики и мячик поменьше для занятий. Можно приобрести специальные игрушки, которые вешаются над кроваткой и в коляску. Ребенку уже будет интересно с ними играть.

Выбирать игрушки необходимо только из экологичных и безопасных материалов. Обязательно должна быть возможность вымыть или выстирать игрушку. Также можно обратить внимание на текстуру. Хорошо, если погремушка или мячик будет иметь поверхность в виде «пупырышек» или шероховатостей. Это развивает мелкую моторику.

Необходимо помнить, что все детки развиваются в своем темпе. Не нужно перегружать кроху занятиями и требовать от него того, что он еще не умеет. Радоваться каждому достижению, помогать малышу познавать мир, заботиться о его правильном питании и здоровье, любить и уделять ребенку максимум внимания. Вот в чем заключается роль мамы.

У трехмесячного малыша происходят значимые изменения в физиологическом, физическом и психическом развитии.

Если до этого он практически только ел и спал, то, начиная с трех месяцев, становится заметно активнее и подвижнее, ему требуется общение и внимание .

За счет роста жировой ткани он становится милым очаровательным созданием с ямочками и складочками. Наступает новый этап развития, на котором младенец приносит много радости родителям своими умениями и достижениями.

Физические показатели

Нормы роста, веса, окружности головы

В среднем за третий месяц грудничок прибавляет 700-800 грамм в весе, и рост увеличивается на три сантиметра . Например, если девочка родилась весом 3200 грамм и ростом 51 см, то в три месяца она будет весить 5100—5600 грамм и рост ее будет 59-60 см.

Для контроля гармоничного развития обязательно измеряют окружность груди и головы, они должны увеличиваться пропорционально. В среднем эти параметры увеличиваются на 1-1,5 сантиметров в месяц.

Показатели роста и веса для трехмесячных детей в зависимости от пола следующие:

Рост Вес Окружность головы Окружность груди
Девочки 55-64 см 4500—7500 грамм 37-42 см 37-41 см
рост 57-66 см 4900—8000 грамм 38-43 см 36-41 см

Конкретных норм веса и роста нет, у каждого малыша эти показатели индивидуальны, главное чтобы он чувствовал себя хорошо и развивался соответственно возрасту. Обеспокоить должны существенные отклонения от приведенных показателей.

Калькулятор роста и веса малыша

Выберите пол и возраст малыша, чтобы узнать какими должны быть параметры вашего чада согласно нормам ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения)

Низкий кг

Средний кг

Высокий кг

Низкий см

Средний см

Высокий см

Зрение

К трем месяцам формируется бинокулярное зрение, когда ребенок фокусирует взгляд на различных предметах двумя глазами, его интересуют как движущиеся, так и неподвижные объекты. Он подолгу разглядывает заинтересовавший его предмет, поворачивает голову в его сторону.

Лежа на животике, приподнимается на предплечья, чтобы все вокруг рассмотреть. Его интересуют лица, особенно мамино, различные подвесные игрушки на кроватке.

Слух

Трехмесячный малыш уже умеет определять направление появления звука, поворачивает голову в сторону источника звука. Реагирует на знакомый голос.

Речь

В речи отчетливо прослушиваются гласные и согласные звуки. В это время развивается детский лепет. Когда малыш сухой и сытый, он может длительное время «гулить» с различными интонациями. На песенки, общение с ним ребенок реагирует гулением и различными звукосочетаниями.

Рефлексы


В это время развивается мелкая моторика . Малыш пытается схватить подвешенные в кроватке на расстоянии 15-20 сантиметров игрушки.Остаются сильными сосания и ползания.

Также проявляется в полной мере. Его суть в том, что при громком хлопке над головой младенца (расстояние 15-20 см), который лежит на ровной поверхности, у него резко отводятся ручки в стороны с разгибанием кулачков. Затем ручки возвращаются в начальное положение, кулачки сжимаются.

Внимание! У трёхмесячного ребенка рефлексы Бабкина, хоботковый и поисковый должны угаснуть. В противном случае проконсультируйтесь со специалистом.

Эти рефлексы родители могут проверить сами :

  • поисковый – при щекотании щеки малыш будет тянуться к источнику раздражения;
  • хоботковый – при легком постукивании по губам, младенец будет вытягивать их в трубочку;
  • Бабкина – при захвате кисти и надавливании на центр ладошки ребенок открывает рот.

Что должен уметь делать малыш на третьем месяце жизни

Окрепший трехмесячный малыш делает попытки перевернуться на животик, поднимается на предплечьях, поворачивает голову. Лежа на животе, пытается взять игрушки. Хорошо держит голову, как в горизонтальном, так и вертикальном положении, легко поворачивается на бок из положения, лежа на спине. Пытается дотянуться и схватить подвешенные игрушки, когда их задевает, это вызывает радостную реакцию.

Малыш в этом возрасте умеет активно сообщать о своих потребностях, настроении разнообразными звуками, мимикой и движениями. Ручки в кулачки не сжаты, ребенок интересуется своими пальчиками, играет с ними и тянет в рот. Он наблюдает за расположенными близко предметами, реагирует на всевозможные звуки, музыку, агукает, гулит. Ему требуется внимание и общение.

Питание

Объем желудка увеличивается и ребенку требуется больше молока или подобранной молочной смеси. Его перестают мучить колики в животе, что делает его более спокойным. Однако к введению дополнительного питания кроме молока, ребенок еще не готов. Для профилактики рахита врачом может быть прописан витамин Д.

Если младенец находится на грудном вскармливании, то оно проводится по его требованию. Перерыв между кормлениями увеличивается и составляет 2,5-4 часа. Среднее количество грудных кормлений в дневное время составляет 10-12 и в ночное время – два-четыре раза . В процессе кормления малыш уже отрывается от груди и делает небольшие паузы.

В случае кормления молочными смесями устанавливается расписание приема пищи: шесть-семь приемов пищи с промежутками 3,5 часа. В этом возрасте объем молочной смеси, съедаемый за сутки, составляет 800-900 мл, 150-180 мл – за одно кормление.

Особенности психологии


Если до этого времени весь уход заключался в соблюдении распорядка кормления и прогулок, а также в гигиеническом уходе, то начиная с третьего месяца, у младенца резко увеличивается потребность в эмоциональном общении.

Окружающие его люди должны проявлять разнообразные эмоции (радость, огорчение, счастье, восторг …) и больше общаться с ребенком.

Именно в этот период формируется механизм безопасности – «доверие к зеркалу». Это происходит с трех до шести месяцев. Этот механизм дает ребенку понимание по маминой реакции на действия, что безопасно, а что нет. Когда ребенок начнет ползать вне кроватки, интонация маминого голоса будет ему подсказкой стоит ли делать или трогать, что хочется.

Происходит развитие предметного восприятия: игрушки, ручки, другие предметы тянутся в рот, пробуются на вкус, изучаются на ощупь. Дети уже могут выражать свои эмоции достаточно сильно: радость, недовольство, беспокойство. Это сопровождается звуками, в которых уже выделяется хихиканье, гуление. С удовольствием сидит на ручках и изучает окружающий интерьер, получая и трогая игрушки, улыбается.

Примерный режим дня

К этому времени уже начинает формироваться определенный распорядок дня, когда кормление и сон происходят примерно в одно и то же время дня. Сон занимает 16-17 часов в день и распределяется следующим образом: ночной сон – 9-10 часов, один-два дневных сна по 1-2 часа, промежуточные сны 30-40 минут.

Необходимо больше времени проводить с малышом на свежем воздухе . Рекомендуется совершать утреннюю и послеобеденную прогулку по два-три часа. Гулять не стоит лишь при крайне неблагоприятных условиях: сильном морозе, ураганном ветре, ливне. Время прогулок не ограничивается и зависит от возможностей родителей.

Уход и гигиена


Кожные покровы младенца очень восприимчивые и нежные, поэтому правила гигиены должны соблюдаться в течение всего дня.

Прежде всего, это касается температурного режима помещения, в котором находится малыш.

Оптимальной считается температура 20-22 градуса. Необходимо периодически проветривать комнату, чтобы в ней был свежий воздух.

Не нужно укутывать ребенка, иначе на коже могут появиться опрелости или потница.

Водные процедуры проводятся ежедневно. Время купания увеличивается до двадцати минут, маленькая ванна заменяется большой. Очень важно проводить эту процедуру бережно, чтобы ребенок полюбил купание. В ванну запускают резиновые уточки, мячики, чтобы малышу было интересно.

Внимание! У ребенка должны быть свои личные предметы гигиены: полотенце, мыло, мочалка.

Температура воды в ванной должна быть 37-38 градусов, воздуха – 25 . При таких условиях ребенку будет комфортно. Если он капризничает, возможно, не соблюден температурный режим (слишком холодно или жарко).

У детей повышенное потоотделение, поэтому голову мыть нужно ежедневно без шампуня, с шампунем – один раз в неделю. После купания тело малыша промокнуть мягкой простыней или полотенцем, не растирая, чтобы не повредить кожу. Для предотвращения сухости кожи после воды нужно использовать детское масло или крем.

Внимание! Учитывайте реакцию малыша на купание. Если действует успокаивающе, то хорошо проводить процедуру перед сном. Если же после купания, малыш становится активным, то лучше это делать утром.

Утренняя гигиена заключается в следующем:

  • протирают влажной тканевой салфеткой лицо, глаза, за ушками;
  • после стула и мочеиспускания подмыть проточной водой;
  • при необходимости смазать кремом под мышками и сгибы ножек и ручек;
  • проверить ноготки – при необходимости подрезать детскими ножницами с закругленными краями или не забыть сделать это после купания. После обрезания убедитесь, что ноготки не царапаются, чтобы малыш не повредил себя.

Хорошо проводить воздушные ванны, когда малыш в проветренном помещении находится минут десять без одежды. Это хорошо закаляет организм.

Для мальчика


Особенности касаются ухода за половыми органами. Половой член мальчика следует мыть по мере загрязнения и без мыла, так как если мыло останется под крайней плотью, оно вызовет сильное раздражение и даже ожог.

Это доставит крайне неприятные болевые ощущения мальчику. Если необходимо, можно приготовить мыльную воду.

Для девочки

У девочек еще не сформирована защитная микрофлора женских половых органов, поэтому все процедуры должны выполняться чисто вымытыми руками. Для предотвращения инфицирования девочку моют от лобка к анальному отверстию под проточной водой. Подмывать мыльной водой девочку необходимо два раза в неделю. Моющие средства использовать только детские, предназначенные для новорожденных. После подмывания промокнуть кожу пеленкой.

После утреннего подмывания ватным тампоном, смоченным специальным маслом, протереть паховую зону, избегая области внутренних половых губ. Если есть смегма (плотный белый налет между половыми губами), ее удаляют ватной палочкой, смоченной стерилизованным миндальным или оливковым маслом.

Доктор Комаровский

По Е. Комаровскому трехмесячный малыш:

  • умеет держать голову и поднимать грудь, лежа на животе;
  • подносит ручки к лицу, разжимает и сжимает кулачки;
  • захватывает и сжимает игрушку или палец взрослого;
  • наблюдает за движущимися предметами;
  • узнает на расстоянии близких людей и предметы;
  • реагирует на звук поворотом головы в сторону источника звука;
  • улыбается, заслышав знакомый голос.
  1. не реагирует на незнакомые лица, громкие звуки;
  2. не держит голову, лежа на животе;
  3. не улыбается;
  4. не следит за двигающейся игрушкой.

Как делать массаж

С утра полезно выполнять гимнастику. Плавно сгибать и разгибать ноги и руки для растяжения связок. Можно положить малыша на большой спортивный мяч на живот или спину и, придерживая за ноги, аккуратно покатать вперед-назад. Учить ребенка поворотам со спины на живот. Для этого левую ногу поворачивают направо и перекидывают через другую ногу. Такая поза стимулирует переворот. Самостоятельно закидывать ножку у малыша еще не получается.

Массаж благотворно влияет на организм ребенка, улучшает его физическое состояние и стимулирует развитие нервной системы, снижает гипертонус. Хорошо выполнять массаж после купания перед сном. В комнате должна быть комфортная температура.

Длительность массажа 10-15 минут. Движения плавные, нежные. Движения рук идут снизу вверх:

  1. Раскрываем ладошки и поглаживаем их. Каждый пальчик массируем индивидуально. Поглаживаем запястья, поднимаемся вверх по ручке, избегая области подмышек.
  2. Поглаживаем пяточки, стопу, каждый пальчик ног. Осторожно разминаем и поглаживаем ногу снизу вверх, обходя зону под коленками и паха.
  3. Живот массируется круговыми движениями по часовой стрелке, не затрагивая область пупка.
  4. Переворачиваем малыша на живот и массируем спину от поясницы к плечам, потом от позвоночника, не затрагивая его, к бокам.
  5. Ягодицы массируются от ног к копчику.
  6. Голова массируется, обходя зону родничка.

Важно! Нельзя делать массаж при высокой температуре, вирусных инфекциях, кожных заболеваниях, пупочной грыже, пороке сердца.

Развивающие игры


Для развития умения держать голову малыша нужно класть на живот на цветной коврик и раскладывать вокруг него яркие игрушки.

Повесить колокольчики и погремушки над кроваткой, чтобы ребенок тянулся к ним и трогал их.

Хорошо, если игрушки из разных ярких материалов с разными бубенчиками и погремушками. Игра с ними будет развивать тактильное, зрительное и слуховое восприятие.

Игры с ребенком, его одевание, кормление и купание нужно сопровождать присказками, стишками, поговорками. Это усиливает эмоциональную связь с ребенком, а в дальнейшем поможет развитию его речи.

Обязательно включайте и слушайте музыку с ребенком. Можно подпевать и прихлопывать в ладоши.

Показывайте и называйте окружающие предметы, ребенок быстрее научится говорить.

Частые проблемы в этом возрасте и как их решать


Одной из проблем, с которой сталкиваются родители трехмесячного малыша, является прибавка массы тела значительно ниже нормы.

Причиной может быть то, что малыш в этом возрасте начинает отрываться от груди, изучая окружающее пространство.

В этом случае желательно кормление проводить в спокойной обстановке в одном и том же месте, чтобы снизить количество отвлекающих факторов. Если причиной стало снижение молока при грудном кормлении, то нужно посоветоваться с врачом о подборе дополнительной молочной смеси для прикорма.

Еще одной проблемой может стать беспокойный сон. Это регулируется соблюдением режима дня, чтобы периоды бодрствования (1,5-2 часа) чередовались сном. Перед сном нужно спокойно общаться с малышом.

В этом возрасте делают прививку АКДС. Многие детки реагируют на процедуру повышением температуры, может появиться аллергическая реакция в виде зуда или сыпи. В отдельных случаях может быть рвота, понос. В случае высокой температуры дают жаропонижающее средство. Такая реакция может длиться день-два и затем проходит. Если состояние не улучшается, нужно обратиться к врачу.

Возможны диатезные высыпания. Если ребенок на грудном вскармливании, то нужно корректировать рацион мамы. Если на искусственном кормлении, то нужно подобрать смесь, не вызывающую аллергии.

Полезное видео

В целом со здоровьем проблем в этом возрасте у грудного ребенка не должно быть. Каждый день малыш радует новыми достижениями и умениями.

Появление в семье первенца вызывает бурю эмоций и радости. Постепенно малыш требует к себе всё больше внимания. Проходит немного времени, и родителей начинает интересовать вопрос развития ребенка в 3 месяца. Он актуален для многих молодых пап и мам, поскольку даже в таком маленьком возрасте малыш уже начинает выражать свои эмоции, демонстрирует хоть и небольшую, но физическую силу. Родители должны начать заниматься с крохой. В этом случае его развитие будет происходить без отклонений.

Физиологические изменения

В возрасте 3 месяца у ребенка происходят большие изменения в организме, начинает активно развиваться подкожно-жировая ткань. Родители могут заметить определенные изменения в его внешнем виде:

  • Щёчки становятся пухлыми;
  • На руках и ногах появляются небольшие складочки.

Развитие мышечной системы маленького ребёнка происходит в направлении сверху вниз. К этому моменту карапуз уже умеет хорошо удерживать голову. Постепенно он обретает уверенный контроль над своими руками. Гипертонус, присутствовавший ранее, к 3 месяцам полностью проходит. Это дает возможность ребёнку внимательно изучить свое тело. Также он может подробно познакомиться с игрушками, находящимися в его кроватке. Теперь малыш без проблем может дотянуться до них руками и потрогать их.

В 3 месяца многие рефлексы, присутствующие у новорождённых, полностью проходят. Например, исчезает поисковый рефлекс. Он выражается в опускании нижней губы, отклонении языка в сторону раздражителя и активном поиске материнской груди. При проверке этого рефлекса не стоит прикасаться к губам ребенка иначе получите хоботковый рефлекс новорожденного - вытягивание губ, когда взрослый касается пальцем края рта крохи.

Пищеварительная система в этот период по-прежнему продолжает развиваться. Емкость желудка постепенно увеличивается, теперь он может вместить больше грудного молока. Но этот орган все еще довольно нежный, поэтому не приспособлен для приёма какой-либо другой пищи. Единственное, что можно включать в рацион карапуза, - витамин D. Педиатры довольно часто выписывают его трехмесячным детям. Этот полезный компонент они рассматривают в качестве отличного средства профилактики такого распространенного заболевания, как рахит.

Если говорить про стул, то в этот период он является однородным и происходит регулярно. У ребёнка, рацион которого ограничивается только грудным молочком, периодичность испражнений может быть разной: от одного раза в пять дней до 5 раз в течение суток у некоторых детей. Если малыш находится на грудном вскармливании, при этом стула у него не было продолжительное время и ребёнок ведёт себя нормально, то дополнительная стимуляция для испражнений не требуется.

Основные умения

Если задержать трёхмесячного малыша на некоторое время вертикально с опорой под подмышками и поставить на поверхность, то у него хватит сил, чтобы уверенно опираться ножками. Кроме этого, находясь на спине, малыш способен легко перевернуться на бочок.

Зрение в этом возрасте развивается довольно активно. Кроха в состоянии продолжительное время рассматривать предметы, которые находятся вокруг него. При этом его привлекают не только статичные, но и объекты, которые быстро движутся. Для лучшего рассматривания окружающего мира часто он пребывает в положении лежа на животе и периодически приподнимается на предплечьях.

У крохи проявляется разнообразие в звуках, которые он способен издавать. Помимо гласных, начинают появляться и согласные. Карапуз часто находится в хорошем настроении и может подолгу гулить.

Характерной особенностью поведения малыша в 3 месяца является большой всплеск эмоций. На появление мамы он демонстрирует бурную реакцию. Также он выражает сильные эмоции и при общении с ней. Оживление в его поведении часто происходит в ситуации, когда кто-то взрослый поет. При звучании музыкальных инструментов или виде игрушек он становится возбужденным. Если у ребенка есть недовольство чем-то, можно услышать громкий плач. Помимо этого, у крохи начинают развиваться психомоторные навыки.

Обычно возникновение негативных эмоций у ребенка в таком возрасте происходит, когда завершается его общение с мамой или же любимая игрушка внезапно исчезла. Смена эмоций с положительных на плач может произойти в случае, если:

  • изменилась окружающая температура;
  • малыш ограничен в движении;
  • испытывает болевые ощущения.

В этом возрасте ребёнок постепенно начинает пробовать мир на вкус. Он берёт в рот всё, до чего может дотянуться своими ручками, толкает себе в рот кулачки и сосет свои пальцы.

Нормы роста и массы тела

Когда ребенку 3 месяца, его развитие, вес и рост - это взаимосвязанные вещи. Такой момент, как масса тела, у крохи в это время во многом определяется тем, какой вес он имел при рождении. За этот небольшой промежуток времени малыш обычно набирает 2,5 кг. Если он родился с весом 4300 г и в течение 3 месяцев нормально развивался, то к этому момент масса 6500 г будет в пределах нормы.

Для расчета нормального роста ребенка не нужно использовать каких-то сложных схем. Необходимо знать только о том, что каждый месяц рост ребенка увеличивается на 3 см. Поэтому, если малыш появился на свет с показателем в 55 см, то очевидно, что по прошествии 90 дней его рост достигнет отметки в 65 см.

Точный параметр для ребенка, которому 3 месяца, не назовет ни один детский врач. Каких-то категоричных норм по отношению к росту и массе тела у маленьких детей не существует. Каждый ребенок индивидуален, рост происходит неравномерно. Можно обратиться к таблицам, которые висят в кабинетах у педиатров, чтобы проверить, нормальный ли рост у карапуза. Тревогу следует бить только в случае, если имеются серьезные отклонения.

Ниже представлена таблица с нормами роста и веса от Союза педиатров России:

А это данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):

Дети в грудном возрасте, получающие основную пищу по требованию, в течение месяца могут прибавлять в весе 1 кг, а некоторые даже больше. Однако в этом случае каких-то поводов для волнений у молодых родителей быть не должно. Даже при хорошем аппетите какой-то угрозы ожирения в будущем у крохи не будет. Когда двигательная активность возрастет, то образовавшиеся килограммы уйдут довольно быстро.

Питание и режим дня

Когда ребенку идет третий месяц, то у него формируется распорядок дня. Он начинает выдерживать временные промежутки между кормлениями, а спать ложится через определенный срок. Если говорить про сон, то в среднем дети в этом возрасте в дневное время спят 5 раз, а один раз ночью. Девочка в таком возрасте получает питание в основном от грудного молока.

Иногда его дополняют адаптированными смесями. В 3 месяца количество грудного молока у матери может заметно уменьшиться. Однако в этом случае не стоит поддаваться панике, а просто давать грудь ребёнку почаще. В советскую эпоху довольно частой практикой было вводить прикорм соками. Однако сейчас это не распространено.

В возрасте 3 месяца мальчик бодрствует большее количество времени, чем ещё месяц назад. Поэтому он с радостью воспринимает информацию, которую пытаются донести до него. С ним можно много общаться. Но всё нужно делать продумано. Чтобы развивать ребенка в 3 месяца, необходимо знать про основные упражнения и то, как их делать.

Общие упражнения для развития и массаж

Перед тем как отправиться с малышом на водные процедуры, лучше всего сделать для него лёгкий массаж. Такой уход положительно отразится на его состоянии. Процедуру необходимо начать с лёгких поглаживаний. После этого можно переходить к растиранию, массирование частей тела следует выполнять по очереди.

Лучше всего начать с ножек, а потом переключиться на ручки. Массажисты не рекомендуют совершать массажные действия на грудной клетке малыша, чтобы не навредить ему. Для профилактики плоскостопия, на стопе можно рисовать пальцами цифры семь и восемь. В качестве дополнительного средства при проведении процедуры стоит использовать детское массажное масло.

Когда ребенку три месяца, развитие может включать выполнение полезных для тела упражнений. Сам он еще не в состоянии этим заниматься, но это может делать мама. Педиатры рекомендуют выполнять комплекс суставной гимнастики, в который можно добавить элементы легкого массажа.

Сами упражнения сводятся к выполнению легких поворотови совершению ненавязчивых сгибаний и разгибаний всех конечностей. Лучше всего, если сначала посмотреть, как это нужно делать правильно, в исполнении профессионального массажиста. Получив такой небольшой опыт, потом можно умело проводить необходимые манипуляции без посторонней помощи в домашних условиях.

В 3 месяца следует играть со своим ребенком, используя для этого не только погремушки, но и другие разнообразные предметы. Например, хорошим выбором станут фигурки зверей, куклы, развивающие коврики. Обилие цвета, формы и материалов у применяемых предметов - важный фактор, который обеспечит крохе разнообразие зрительных образов.

Общение для развития речи

Находясь с грудничком на прогулке, следует акцентировать его внимание на окружающих предметах и объектах. Следует рассказывать обо всём, что он видит на своём пути. Нужно много говорить, причем абсолютно обо всём:

  • Деревьях, которые встречаются на пути;
  • Клумбах с цветами;
  • Машинах, животных, птицах.
В домашней обстановке можно рассказывать крохе о предметах, которые находятся в комнате. Например, о картинах, которые висят на стене или мебели. Рассказы необходимо дополнять объяснениями маленькому чаду. Пока многое из того, что он будет слышать, ему непонятно. Однако звуки и слова, которые звучат постоянно, в дальнейшем помогут ему обрести легкие навыки активной речи, которую другие будут свободно понимать.

Уже в 3 месяца необходимо заниматься развитием грудничка. Его жизнь должна быть дополнена простыми упражнениями для тела и конечностей. Не следует забывать про игры и простое общение с крохой. Если ребёнку 3 месяца, его развитие и питание - это то, на что следует обращать внимание в первую очередь. Концентрируясь на упражнениях, не следует забывать и про рацион. Всё это обеспечит его нормальное развитие, и грудничок быстрее приобретет навыки активной речи.

Для 3 месяца характерно быстрое физическое и нервно-психическое развитие ребенка . Буквально ежедневно вас ожидают приятные «новости». Во-первых, меняется поведение малыша, оно становится более осознанным. Его реакции на зрительные, слуховые и осязательные ощущения перестают быть инстинктивными.

В периоды бодрствования младенец большую часть времени активен и проявляет интерес к внешнему миру. Он внимательно прислушивается к звукам и обследует комнату в поиске новых зрительных образов. При виде какого-либо нового объекта ребенок радуется и задерживает на нем взгляд. С особым удовольствием малыш рассматривает собственные ручки и учится при этом держать их в поле зрения.

В ваших разговорах кроха уже не просто собеседник, теперь он знает, как сообщить о том, что пора сделать паузу. Вы замечаете и другое важное изменение в поведении своего малыша – он стал чаще улыбаться. Теперь он радуется не только при виде знакомых лиц – интересные предметы и звуки также вызывают у него улыбку.

Учимся понимать друг друга

К 3 месяцу жизни ребенок уже научился улыбаться и делает это каждый раз, когда кто-нибудь наклоняется над его кроваткой. Он радуется любому предмету, напоминающему человеческое лицо, – приветствует улыбкой куклу, маску или бумажную тарелку с нарисованными глазами.

В этом возрастет ребенок активно стремится к общению. Он экспериментирует со звуками, произнося их отдельно, или в сочетании друг с другом. Увлеченный этим занятием, кроха будет спокойно лежать в кроватке и с удовольствием вслушиваться в звуки, которые сам произносит. Он радуется, когда к игре присоединяются родители.

Взрослые подражают звукам, которые произносит малыш, а тот в ответ начинает «гулить», и между ними завязывается своеобразная «беседа». Родителям обычно нравится повторять мимику своего чада. Когда малютка открывает рот, мама вслед за ним делает то же самое. Если он прищуривает глаза, мама тоже прищуривается.

Такое общение помогает ребенку лучше узнать себя. Теперь ему требуется от взрослых не только еда и комфортность. Бутылочка уже не может заменить разговоров, прикосновения, смеха и пения мамы. Ребенок испытывает потребность в общении. Ему необходимо, чтобы с ним играли и реагировали на его действия. Родители, которые находят достаточно времени для разговоров, игр и занятий с малышом, тем самым способствуют развитию у него социальных навыков.

Двигательные навыки ребенка в 3 месяца

На 3 месяце ребенок начинает «открывать» свои ручки. Он уже способен сжимать и разжимать пальцы, сосредотачивая все внимание на движениях руки. Кажется, малыш понимает, что рука, на которую он смотрит, принадлежит ему и что ею можно управлять.

Если кроха случайно захватит одну кисть другой, он будет с интересом рассматривать их. Это настолько характерно для данного возраста, что, по мнению некоторых педиатров, если малыш к окончанию третьего месяца так и не заинтересовался своими руками, это повод для обращения к врачу.

Маленький человечек может трогать, захватывать и удерживать пластмассовые колечки, если вы будите вкладывать их ему в ручки. По тому, как энергично кроха начинает трясти игрушкой и пытается поднести ее ко рту, видно, что она его заинтересовала. Однако пока малыш воспринимает ее как продолжение собственной руки, а не как отдельный предмет, поэтому, когда погремушка выпадает из руки, ребенок не выказывает никаких признаков беспокойства.

В попытках все трогать, двигать кистью заключается очень важные для развития моменты: познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Поэтому закрепите между прутьями кроватки подвеску с подвижными игрушками. Младенец будет стараться специально задеть игрушки, чтобы услышать понравившийся звук.

Очевидны изменения, связанные с сосанием. Теперь, когда вы прикладываете ребенка к груди, он сначала вертит головой, ищет сосок, затем приспосабливается, хватает его губами и только после этого начинает сосать. Сосательный рефлекс проявляется у малыша и между кормлениями: все, что попадает к нему в рот – собственная рука, уголок пеленки, мамин палец – он будет сосать. Но теперь он прекрасно чувствует разницу между просто сосательными движениями и теми, что утоляют голод.

Сытый малыш будет охотно сосать пустышку, но, испытывая чувство голода, он тотчас ее выплюнет и будет кричать. Еще одним признаком развития, характерным для данного возраста, является, способность осознанно сосать большой палец руки. До этого ребенок сосал палец, если тот случайно попал к нему в рот. Теперь кроха делает это целенаправленно.

Наряду с явным прогрессом в способности двигать руками и сосать, младенец начинает значительно лучше контролировать движения головы. К концу 3 месяца ребенок уже хорошо держит голову, сидя на руках у взрослого, и может немного поворачивать ее вправо и влево.

Ребенок научился переворачиваться с боку на бок. Некоторые дети, лежа на животе, пытаются ползать, сгибая и выставляя вперед сначала одно колено, затем другое. Во время игры малыш может поднимать руки над головой.

Вижу, слышу, ощущаю…

Малыш способен следить взглядом за предметом, находящимся в нескольких шагах от него. У большинства детей этого возраста, когда они пребывают в привычной для них обстановке, формируется устойчивая связь между тем, что они видят и слышат. Например, приятный звук может ассоциироваться с колокольчиком, и, услышав позвякивание, кроха обернется в поисках источника звука.

В течение 3 месяца жизни совершенствуются как зрительные, так и слуховые способности ребенка . Малыш становится более восприимчивым к различным звукам, даже к таким тихим, как телефонный звонок, шелест оконных занавесок, шорох маминых шагов. Так же как в самом раннем возрасте, он обычно замирает, когда слышит какой-нибудь незнакомый звук. Младенец перестает шевелить руками и ногами. Но потом, обнаружив источник звука, снова начинает двигаться.

C «открытием» кулачном у крохи появляется больше возможностей ощущать ладошками окружающие его вещи. Маленький человечек начинает замечать разницу между твердыми и мягкими предметами и радуется, чувствуя в своей ладони что-нибудь мягкое. По мере того как ребенок продолжает знакомиться с разнообразными ощущениями, он постепенно накапливает новую информацию об окружающем мире.

Занятия с ребенком 3 месяцев

Из бумажной тарелки смастерите двустороннюю куклу: на одной стороне нарисуйте веселую рожицу, на другой – печальную. Подержите тарелку перед глазами малыша сначала одной стороной, затем другой. Пусть он увидит и печальное и веселое лицо. Вы обнаружите, что ребенку нравится смотреть на игрушку, и очень скоро он начнет с ней разговаривать. Интерес к кукле сохранится надолго, поскольку рожицы будут постоянно сменить одна другую.

Знакомьте младенца с картинками. Показывая их сынишке или дочурке, четко называйте изображенные предметы, картинки с изображениями животных сопровождайте звуками, которые эти животные издают. На стене около детской кроватки можно также повесить картинки или рисунки и менять их время от времени.

Для развития тактильных ощущений, вкладывайте в ручки малыша различные виды ткани. Лучше всего подойдут для этой цели лоскутки мешковины, шелка, бархата и вельвета. Кусочки различных тканей можно скрепить деревянной прищепкой для белья. Такая игрушка будет способствовать развитию хватательных навыков.

Для развития зрения сделайте крохе цветные манжеты или купите яркие детские носочки. Попеременно надевайте манжетку или носок на правую и левую ручку младенца, или на обе сразу. Двигая руками перед глазами, малыш постепенно научится управлять ими, так чтобы они оставались в поле его зрения.

Попробуйте подражать звукам, которые произносит ваш ребенок. Послушайте, как он это делает, и повторите. Во время «разговора» старайтесь смотреть чаду в глаза. Пойте, занимайтесь с малышом. Выучите несколько простых стишков и, используя знакомую мелодию, напевайте во время кормления, купания и упражнений.

Физическое развитие детей 3 месяцев

Когда младенец бодрствует, убедитесь в том, что он одет легко и удобно: чем меньше одежды, тем лучше. Не забывайте, что малыш ведет себя более активно, когда чувствует прохладу. Для физического развития ребенка очень важны упражнения, укрепляющие ноги.

Положите кроху на спинку и возьмите в руки его ступни. Осторожно начинайте двигать ножками малыша, подражая движениям велосипедиста. Через некоторое время вы почувствуете, что ребенок сам подталкивает ваши руки! А чтобы младенцу было веселее, при этом пойте. В конце упражнения, держа ребенка за ножки, приподнимите нижнюю часть его туловища.

Прикрепите над детской кроваткой несколько игрушек, так чтобы малыш мог дотрагиваться до них ножками. Повесьте игрушки на разной высоте. Старайтесь выбирать предметы разной формы и из разного материала. Возьмите, например, большой пушистый помпон и звонкий колокольчик. Благодаря им ребенок узнает, что предметы бывают мягкие и твердые, а звуки громкие и тихие. Положите малыша в кроватку на спину, так чтобы он мог дотянуться до игрушек ножками, и пусть тренируется.

Практические советы

Игрушки над детской кроваткой

В три месяца ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам. Прикрепите к детской кроватке подвеску с разными игрушками (или просто используйте для этой цели веревочку). Лучше всего взять игрушки, которые после удара по ним начинают звенеть или качаться и вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до них сначала руками, а затем ногами. Если прикрепить к подвеске пластмассовый кружок с нарисованным на нем лицом, это сделает игру еще более забавной.

Берите малыша на прогулку: Когда вы выходите на улицу вместе с малышом, это прекрасная возможность переменить обстановку и для вас и для него. Положите ребенка под дерево. Ему понравится слушать шелест листьев и наблюдать за игрой света и тени, возникающей при дуновении ветра. Малыш будет следить за полетом птиц, а также прислушиваться к шуму автомобилей и самолетов.

Разговаривайте с ребенком: Продолжайте разговаривать с ребенком, используя любую возможность. Старайтесь при этом изменять интонации, говорить громким и тихим голосом, быстро и медленно, смеясь или, наоборот, успокаивая малыша. Когда наступит его очередь «говорить», подождите, пока он закончит «фразу» и затем повторите то, что он «сказал». Чем чаще вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет «гулить». Старайтесь называть его по имени. Напевая песенку или читая стишок, заменяйте слова «детка, крошка» именем ребенка.

Пойте ребенку песни: Пение – одно из самых полезных занятий, которые мы постоянно рекомендуем родителям в течение первого года жизни ребенка. По мере того как ребенок будет взрослеть, вы заметите, что меняется способ и условия, при которых вы обычно поете. Укачивая новорожденного, вы крепко прижимаете его к себе и поете тихим, монотонным голосом. Трехмесячному малышу больше всего нравится, когда ему поют, то близко наклоняясь над ним, то отстраняясь от него.

Время игр

Игры и занятия, которые мы предлагаем для детей в период от момента рождения и до трехмесячного возраста, направлены на то, чтобы развивать слуховые, зрительные, осязательные и двигательные способности ребенка. Теперь, когда он может использовать свои навыки для знакомства с окружающим миром, предлагаемые нами упражнения помогут ему проявить их на практике. Во время игр и занятий он будет делать открытия, предугадывать события, развивать координацию движений и решать новые задачи.

Делаем открытия

Наблюдение за домашними животными: Дайте малышу возможность понаблюдать за кем-нибудь из домашних питомцев. Особенно интересно смотреть на собак, кошек и птичек.

Новые перспективы: Возьмите ребенка на руки, поднимите вверх и опустите, так чтобы он мог рассмотреть ваше лицо.

Повесьте в манеже бусы: Манеж – прекрасное место для трехмесячного малыша. Здесь достаточно пространства для того, чтобы он мог двигаться и переворачиваться и чтобы можно было положить игрушки рядом с ним. Натяните в манеже бечевку с катушками. Малышу понравится слушать, как они стучат друг о друга, когда он задевает их ножками. (Если у вас нет манежа, бусы из катушек можно повесить между двух стульев.)

Познакомьте малыша с ритмичной музыкой: Ребенку нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте ему послушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте хлопать ладошками в такт музыке, или делайте это с помощью деревянных ложек, бубна или двух прищепок для белья. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время малыш научится замечать изменения в ритме.

Звон колокольчика: Наденьте малышу на запястье манжету с аккуратно пришитым колокольчиком. Осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжету на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Это упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.

Безопасная песочница: Наполните большую миску или небольшой тазик овсяной мукой. Поставьте на широкий поднос или на полиэтиленовую подстилку (чтобы ничего не запачкать). Сидя на полу и держа ребенка на коленях, опустите его ноги и руки в тазик. Объясните малышу, что он при этом ощущает. Покажите, как вы просеиваете муку сквозь пальцы. Благодаря этому занятию ребенок учится радоваться новым ощущениям.

Жужжащие пчелы: Чтобы малыш почаще «гулил» и произносил разные звуки, попробуйте спеть с ним вот эту песенку. Во время пения не забывайте смотреть ему в глаза.
Ты сначала мне скажи,
Как жу-жу пчела жужжит.
Потом я тебе скажу
Про пчелиное жу-жу.
Пусть малыш попробует произнести звук «ж».

Матерчатая перчатка: Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца свой тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть малыш прикоснется к каждому пальцу.

Песенки с сюрпризом: Выучите несколько песенок, которые заканчиваются неожиданным образом, и пойте их малышу. Прослушав песню несколько раз, он будет знать, что в конце его ожидает сюрприз. Посадите малыша себе на колени. Трясите коленями, так чтобы малыш слегка подпрыгивал, и при этом пойте вот такую песенку:
По кочкам, по кочкам,
По рыхлым дорожкам.
Придерживая малыша, раздвиньте колени так, чтобы он неожиданно соскользнул вниз.
В ямку – бух!

Развитие координации

Упражнения для ног: Поднимите ножки малыша вверх, а затем опустите, одновременно приговаривая:
Хоп, хоп, Хлоп, хлоп.

Вверх-вниз: Возьмите малыша за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, затем бережно положите назад. Вот песенка, которую можно напевать во время этого упражнения:
Вот малышка мой садится,
Вот малышка мой ложится.
Смотрит он па погремушку
Как качаются игрушки.
Эта игра укрепляет мышцы живота малыша и одновременно дает ему возможность по-новому увидеть окружающий мир.

Плыви, плыви, малыш: Положите малыша себе на колени. Поддерживая его спинку и голову, напевайте какую-нибудь песенку. Тихонько качайте малыша взад и вперед.

Подталкивайте ступни ребенка: Положите ребенка на живот на твердую поверхность. Встаньте сзади и приложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет удобно ползти вперед, отталкиваясь ногами от ваших рук. Такое упражнение поможет ребенку научиться ползать самостоятельно.

Колобок: В период между третьим и четвертым месяцем жизни большинство детей начинают переворачиваться. Сначала они обычно перекатываются с живота на спину, затем со спины на бок и, наконец, со спины на живот. Помогите малышу развить эти новые для него навыки. Подложите руку под его плечи и осторожно покачайте его из стороны в сторону. Когда он лежит на боку, покачивая его, слегка подтолкните, и пусть он попробует сам перевернуться.

Покачивайте малыша в ритме веселой песенки – подойдет любая мелодия. В этом возрасте некоторые малыши просыпаются ночью из-за того, что, перевернувшись во сне, не могут самостоятельно вернуться в прежнее положение. Если вы поможете ребенку научиться переворачиваться, это позволит ему легче справляться с трудностями.

Развитие мышления

Дайте ребенку погремушку: Продолжайте класть в руку ребенка погремушку с тонкой ручкой. При этом осторожно потряхивайте. Понаблюдайте, поднимет ли малыш руку, чтобы посмотреть, откуда доносится шум.

Наблюдение за мячиком: Положите ребенка на пол вниз животиком. На расстоянии 70-ти сантиметров от лица малыша покатайте из стороны в сторону яркий мячик. После небольшой тренировки малыш научится координировать движения глаз и рук и будет пытаться приблизиться к мячу.

Поиски колокольчика: Позвоните колокольчиком, так чтобы ребенок смог его заметить. Затем уберите колокольчик из поля зрения малыша и снова позвоните. Понаблюдайте, станет ли ребенок искать его глазами. Попробуйте так же поиграть с погремушкой или игрушкой, которая может пищать.

Игра с пляжным мячом: Надуйте большой пластмассовый мяч и привяжите к нему веревочку. Положите ребенка на спину и подержите над ним мяч. Интересно, удастся ли малышу достать его ножкой?

Карусель: Привяжите к яркому пластмассовому кольцу тесемку и медленно повращайте им в одном направлении вокруг малыша. Через некоторое время ребенок, ожидая появления кольца, будет искать его глазами.

Повседневные дела

Время кормления Ласковые прикосновения: Ребенку необходимо, чтобы его держали на руках и крепко обнимали, когда он ест. Поэтому вам неудобно придерживать рожок. Во время кормления оставляйте руки малыша свободными, чтобы он мог ощупывать и исследовать то, из чего ест. Пусть он ощупывает ваше лицо, глаза, нос, рот и волосы.

Время купания Пусть купание станет частью ваших ежедневных забот о ребенке. Как правило, распорядок бывает следующим: купание, массаж, одевание, кормление и пение перед тем, как положить его спать. Постарайтесь делать необходимые дела в том порядке, который был бы удобным и для вас и для малыша.

Песни в ванной: Во время купания помогайте малышу лучше узнавать себя. Пока вы моете его, спойте песенку о разных частях его тела. Попробуйте напеть на какой-нибудь веселый мотив эти слова или придумайте свои.
Колени и пальцы, колени и пальцы.
Голова и плечи, колени и пальцы,
Глазки и ушки, рот и нос.

Игра с мячом: Положите несколько цветных мячиков в детскую ванночку. Когда ребенок начнет внимательно их рассматривать и тянуться к ним руками, он узнает, как выглядят плавающие предметы и каковы они на ощупь, когда мокрые и скользкие.

Купаемся вместе: Для того чтобы сделать перерыв и приятно отдохнуть, примите теплую ванну вместе с ребенком. Придерживая малыша за спину, покачайте его взад и вперед. Ему понравятся новые ощущения. Обязательно попросите кого-нибудь из родных помочь вам вылезти из ванной. Мокрый малыш может легко выскользнуть из рук.

Время одевания

Голыш: Время от времени позволяйте ребенку побыть голышом. Положите его на клеенку или на другую моющуюся поверхность во избежание всяких неожиданностей. Без одежды малыш лучше ощущает свое тело. В это время хорошо сделать ему легкий массаж.

Упражнения после ванны: Одевая малыша, попробуйте сделать несколько упражнений. При этом пойте ему какую-нибудь песенку.

Как разговаривают животные: Изобразите ребенку шепотом, как «говорят» разные животные: как мычит корова, лает собака, мяукает кошка, пищит мышка и т. д. Он начнет прислушиваться к этим необычным звукам, улыбнется и, может быть, даже расхохочется.

Время отдыха

Мыльные пузыри: Покажите ребенку мыльные пузыри. Используйте для этого специальную жидкость и соломинку. Малыш с удовольствием будет наблюдать за тем, как они медленно парят в воздухе.

Телефонный разговор: Во время телефонного разговора возьмите ребенка на руки и смотрите на него. Малышу понравится смотреть на вас и слушать – он даже подумает, что вы говорите с ним!

«Тик-так» тикают часы: Поставьте часы рядом с ребенком, и пусть он услышит их тиканье. Это познакомит малыша с чувством ритма и, может быть, поможет уснуть.

Появление ребенка – радостное и в то же время тревожное событие для семьи. Особенно, если это первый малыш, и у родителей совсем нет опыта в уходе за ним. Первые недели жизни дети много спят. Но уже со второго месяца они начинают проявлять активность – улыбаются, прислушиваются к голосам и звукам, больше бодрствуют. И чем старше становится ребенок, тем большего внимания и ухода он требует.

Первые умения у ребенка можно отметить уже в трехмесячном возрасте. Для того, чтобы понять, правильно ли развивается ребенок, важно знать, что должен он уметь в 3 месяца, причем стоит понимать отличия в развитии мальчиков и девочек. Здесь важно учитывать не только физические характеристики – вес, рост, но и умственное и психическое развитие. Несмотря на то, что все дети разные, врачи установили определенные общепринятые нормы их развития.

В первый год жизни малыш растет и развивается очень интенсивно. Уже в возрасте 3 месяцев он многое может.

Особенности развития

Дети разных полов, как правило, развиваются практически одинаково. Для них характерно обязательная прибавка в весе (каждый месяц в среднем по 1 кг), интенсивный рост (2-4 см в месяц), а также постоянное уменьшение количество часов для сна и увеличение времени бодрствования.

Но все же развитие мальчиков имеет некоторые особенности:

  1. Больше прибавляет в весе. В 3 месяца малыш мужского пола в среднем весит около 5-6 кг. Он более крупный и круглый, на его теле появляются складочки.
  2. Более интенсивный рост. Уже через 90 дней после рождения рост малыша увеличивается в среднем на 8-9 см.
  3. Активность. Мальчики в большинстве случаев более активны, чем девочки. Они много двигаются, пытаются переворачиваться на живот, дольше держат голову, опираясь на руки.
  4. Лучший аппетит, усиленное сосание. Мальчики часто лучше едят, быстрее насыщаются. Трехмесячный малыш часто бывает готов к первому прикорму.

Умения и навыки

Мальчики в 3-месячном возрасте обладают уже достаточным багажом умений и навыков. Особенно это отражается в их физическом развитии – малыш в этом возрасте:


Усовершенствуется слух и зрение крохи. Он задерживает взгляд на ярких блестящих вещах, с интересом рассматривает лица людей, прислушивается к голосам и даже сам пытается воспроизводить звуки. В эмоциональной сфере также происходят изменения – малыш часто улыбается, откликается на голос матери.

Точная таблица развития девочки в 3 месяца

Каждый ребенок развивается по-своему. Но для разного возраста врачи разработали приблизительные нормы. Так выглядит точная таблица развития девочки:

Показатели Норма
Средние показатели веса 4 600-5 200 кг
Средние показатели роста 56-58 см
Обхват груди 40 см
Обхват головы 40 см
Физические навыки
  1. Переворачивается со спины на бок и наоборот.
  2. Тянется за игрушкой.
  3. Может несколько секунд удерживать в руке небольшой предмет.
  4. Несколько секунд держит голову вертикально (в положении лежа на животе).
Зрение, слух
  • поворачивает голову в сторону звука;
  • реагирует на громкий шум или резкие звуки (например, плачем);
  • различает голоса родных;
  • рассматривает свои руки, пытается дотронуться ими до лица;
  • удерживает взгляд на ярком предмете;
  • водит глазками, следя за перемещением игрушки или человека.

Но если развитие девочки несколько не укладывается в такие рамки, то паниковать не стоит. Каждый малыш – индивидуален. Его рост и развитие во многом зависит от генетических факторов. Также немаловажную роль в этом процессе имеет полноценное питание и внешние факторы (например, психоэмоциональная обстановка в семье).

Особенностью 3-месячных девочек является их эмоциональность. Часто это проявляется:

  • громким смехом в ответ на какие-либо действия взрослых, старших детей или животных;
  • бурной реакцией на голос матери;
  • самостоятельное повторение услышанных звуков, складывание их в слоги (гу, га, ба, ма);
  • пение (протягивание звуков).

Из-за такой эмоциональности у малышки не редко возникают страхи. Она может расплакаться, когда ее оставят в одиночестве.

Они даже могут отказаться спать в своей кроватке, постоянно плача и требуя материнского присутствия. Многие девочки плохо переносят громкие крики, резкие звуки. Даже серьезный вид взрослого (особенно мамы) может испугать малышку.

Как развивать трехмесячного ребенка по Комаровскому

Доктор Комаровский – известный педиатр. Он дает родителям ценные советы по уходу за детьми разных возрастов. Наиболее важными моментами для 3-месячного малыша он считает гигиену и соблюдение режима дня. Так, для полноценного развития малыша следует каждый день проводить такие процедуры:

  1. Умывание. Для этого смоченным в теплой кипяченой воде ватным диском следует протирать глазки, лицо, все складочки на теле малыша. Далее скрученной в жгут ваткой следует удалить слизь и грязь из носа и ушей.
  2. Купание. Такая процедура очень важна. Купать ребенка следует при температуре около 37 градусов, желательно вечером перед сном. Использовать мыло следует не чаще 2 раз в неделю.
  3. Закаливающие процедуры (массажи, обтирания, физические упражнения).
  4. Прогулки на свежем воздухе. Они очень важны, поскольку позволяют укреплять иммунную систему.

Малыш в 3 месяца начинает проявлять активность.

Задача родителей – помочь ему правильно развивать не только физические, но и психические навыки. Для этого следует:

  1. Использовать специальные игрушки. Они должны стимулировать тактильные, зрительные и слуховые ощущения детей. Например, быть яркими, издавать звуки при прикосновении. Такие игрушки следует закрепить в пределах досягаемости малыша, чтобы он смог до них дотянуться (повесить в коляске или над кроваткой).
  2. Давать детям почувствовать на ощупь разные вещи – гладкие и мягкие, твердые, шершавые. Можно дать поиграть с кусочками разных тканей.
  3. Развивать зрительное восприятие. Для этого крохе показывают яркие предметы разных цветов.
  4. Разговаривать с малышом, петь ему песни. Уже с раннего возраста ребенок учится понимать взрослого, подражать ему. Чтобы он поскорей научился говорить, с ним следует общаться. Для этого малышу следует рассказывать все, что с ним происходит, называть предметы, которых он касается или которые ему показывают. А детские песенки, спетые перед сном, помогают успокоить малыша, дарят ему чувство защищенности и любви.

Что необходимо для полноценного развития ребенка в 3 месяца

Чтобы малыш правильно развивался согласно возрастным нормам, родители должны постоянно уделять ему внимание. С детьми следует заниматься регулярно. При этом огромное значение имеет составление грамотного распорядка дня, где расписываются все важные моменты с учетом возраста малыша.

Особое место в ежедневном распорядке отводится питанию, сну, гигиеническим и закаливающим процедурам. Обучением следует заниматься в часы бодрствования ребенка. Основные пункты развития:


Важно также разговаривать с малышом, петь ему песенки. Эмоциональное общение, поцелуи и объятия помогают вырастить здорового и жизнерадостного ребенка.