Разработка мастер - класса "перчаточная кукла "петрушка"". Петрушка- игрушка! Мастер- класс Как сделать петрушку своими руками из бумаги

Управление образования администрации Константиновского района

Амурской области

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы»

Номинация: Разработка мастер – класса

Тема: Изготовление перчаточной куклы «Петрушка»

Чупракова Ольга Ивановна,

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД «Центр внешкольной работы»

8-961-954-71-85

с. Константиновка

2015 г.

Оглавление

Введение 3

1. Основная часть 4

1.1 Организационный момент 4

1.2 История Петрушки 5

1.3 Инструменты и материалы 5

    1. Подготовка массы папье – маше 6

1.5 Лепка головы 7

1.6 Пошив костюма 8

1.7 Роспись головы 9

1.8 Изготовление волос 10

1.9 Соединение деталей куклы 10

Заключение 11

2. Список использованной литературы и источников 12

3. Приложения

3.1 Выкройка костюма и шапки 13

3.2 Схема перчаточной куклы 14

3.3 Словарь театральных терминов 15

3.4 Техника безопасной работы 16

3.5 Куклы, изготовленные в технике папье – маше 17

Введение

Кукольный театр- одно из самых любимых зрелищ для детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки – только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенное все возможно.

Кукла-перчатка петрушечного типа или, как ее часто называют, кукла на руку - самый распространенный и простой в изготовлении и управлении тип кукол для кукольного театра, доступный для детей, что послужило поводом для разработки настоящего мастер – класса.

Данная разработка представляет собой пособие по организации и проведению мастер – класса с учащимися творческих объединений учреждений дополнительного образования, общеобразовательных организаций, педагогов дополнительного образования , учителей, реализующих программы по кукольному театру.

Перед проведением данного мастер – класса, необходимо предварительно провести беседу о видах кукол для кукольного театра, истории перчаточной куклы с использованием презентации, показать сценку с использованием перчаточных кукол изготовленных в этой технике старшими учащимися.

Эта техника изготовления перчаточной куклы менее трудоемкая,(чем предлагается во многих источниках: изготовление формы из пластилина, обклеивание бумагой, разрезание и склеивание), куклы получаются крепкими и легкими, поэтому их можно использовать неоднократно, меняя только костюм. С данной методикой вполне могут справиться учащиеся 3-4 класса, которые занимаются в творческом объединении кукольный театр первый год.

Данный мастер – класс целесообразно проводить в два этапа, т.к. необходимо время для просушки деталей изделия, оптимальный курс - 2 дня. Волосы для куклы можно прошить руками швом «назад иголка» или на швейной машине под руководством педагога.

Цель: изготовление перчаточной куклы «Петрушка» для кукольного театра

Задачи: Образовательные:

- знакомство с историей возникновения куклы Петрушка;
- формирование художественных навыков при изготовлении кукол.

Воспитательные:

Воспитание бережного отношения к русским традициям и исторически сложившемуся уважению русского народа к театру.

Развивающие:

Развитие творческих способностей, воображения, фантазии;

Развитие интереса к творчеству, театру.

1.Основная часть

1.1 Организационный момент

В. Берестов «Рука – артистка».

Превращается рука

То в котёнка, то в щенка.

Чтоб рука артисткой стала

Нужно очень, очень мало:

Специальные перчатки,

Ум, талант – и всё в порядке.

В ходе нашего мастер – класса вы познакомитесь с приемами создания театральной куклы из подручных материалов, изготовите своими руками перчаточную куклу, отгадайте какую:

Мой красивый колпачок

Сдвинут лихо на бочок.

Я забавная игрушка,

А зовут меня… (Петрушка)

Ну, конечно же, Петрушка.

1.2 История Петрушки.

Именно с Петрушки начал свое существование кукольный театр на Руси. Первый кукольный театр появился на свет очень давно, еще в Древнем Риме. Главным героем его представлений стал веселый, неунывающий Пульчинелла. Народные кукольные герои, умевшие выразить чувства простых людей, появились и в других странах. Во Франции любимцем зрителей стал Полишинель, а в Англии – Панч, в Турции – Карагёз, а в Германии – Гансвурст

По характеру, смелости, дерзости, насмешливости все они – родственники нашего Петрушки. То, что не могли, не решались произнести вслух мужики и

рабочие люди, громко выкрикивали на площадях и ярмарках куклы. А что сделаешь Петрушке? Представления бродячих кукольников запрещались. Деревянные подмостки и ширмы убирали. Но, на завтра, Петрушкина ширма появлялась в соседнем селе и кукла снова дерзко и смело, во весь голос выражала тайные мысли собравшихся зрителей.

Внешность Петрушки отнюдь не русская: у него преувеличенно большие руки и голова, гипертрофированные черты лица. Большие глаза и огромный нос с горбинкой, Петрушке достались от итальянского Пульчинеллы. Многие ошибочно считают, что широко раскрытый рот Петрушки – улыбка, однако это не так, будучи отрицательным персонажем, Петрушка постоянно растягивает губы в оскале.

Мы же с вами сделаем доброго, веселого Петрушку. Кукла состоит из двух частей: головы и туловища (перчатки, от этого кукол и называют перчаточными).

Голову будем делать из папье – маше. Папье – маше, в переводе с французского, означает «жеваная бумага» - это легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон), обычно с добавлением клеящих веществ .

1.3 Инструменты и материалы, необходимые для работы:


Для головы: тара от яиц, клей ПВА, газеты, малярный скотч. Для окраски: водоэмульсионная краска для грунтовки, акриловые краски, кисти, картон, степлер, клеевой пистолет.

Для туловища (перчатки): ткань (флис розового цвета для ладошек, для костюма - двух разных цветов), нитки, ножницы, иглы, пряжа для волос, выкройки (см. приложение №1), схема куклы (см. приложение №2).

1.4.Подготовка массы папье – маше.

Измельчаем яичную тару, складываем в емкость, заливаем горячей водой, оставляем на 10 минут для размягчения,после чего разминаем массу руками, пока она не примет кашеобразное состояние.


Затем процеживаем через марлю, отжимая лишнюю воду. Добавляем клей ПВА из расчета: 3 части массы, 1 часть клея, хорошо перемешиваем.


Рассмотрев схему куклы,мы видим, что в голове должно быть углубление для пальца, поэтому необходимо изготовить одну патронку для головы и две- для рук(см. приложение №3). Для этого полоску картона шириной равной длине указательного пальца оборачиваем вокруг пальца и закрепляем степлером или клеем.

1.5 Лепка головы.

Сминаем газету и оборачиваем патронку не туго, формируя шар (достаточно двух газет), закрепляем газету малярным скотчем.


Обклеиваем массой заготовку, приглаживая пальцами.

Прикладываем дополнительно кусочки массы на лоб, нос, щеки, подбородок и губы. Для глаз делаем углубления пальцами.

Разглаживаем всю заготовку. Оставляем для просушки на 2 дня, вставив в патронку палочку.

1.6 Пошив костюма

Инструктаж по технике безопасности (приложение №4).

Приступаем к изготовлению туловища – перчатки.

Для этого на бумаге обводим руку, подогнув средний и безымянный палец.

Измеряем окружность головы, делим пополам (26:2), рисуем треугольник со стороной 13 см, вырезаем выкройки.

Раскладываем выкройки на ткани, сложенной вдвое (один слой одного, второй -другого цвета).


Обводим выкройки и вырезаем. Детали туловища разрезаем пополам и раскладываем, совмещая половинки разных цветов. Сшиваем детали петельным швом.


Рисуем ладошку – рукавичку, по запястью костюма на бумаге. Вырезаем выкройку. Обводим выкройку на розовой ткани, вырезаем и сшиваем петельным швом.


Вкладываем в ладошки по кусочку синтепона и вставляем патронки, закрепляя клеевым пистолетом. Приклеиваем ладошки к костюму.


1.7 Роспись головы.

Грунтуем голову куклы водоэмульсионной краской. Даем просохнуть, тем временем разводим краску телесного цвета (белый+красный+желтый) и покрываем заготовку.


Намечаем место для глаз, рисуем глаза, брови, губы кисточкой, при помощи поролона румяним щеки.

И нам уже улыбается веселый Петрушка!

1.8 Изготовление волос

Для волос нитки наматываем на картонную рамку и прошиваем посередине.


Снимаем с рамки, разрезав по краю. Приклеиваем волосы по окружности головы.


1.9 Соединение деталей

Приклеиваем шапочку и туловище клеевым пистолетом.


Можно дополнительно украсить костюм пуговицами, шапочку кисточкой.

Наш Петрушка готов к выступлению!

Заключение

В этой технике можно изготавливать различные персонажи для кукольных спектаклей. (см. приложение № 5)

Кукла, созданная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка и является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Основное тут - не конечный результат, гораздо важнее сам процесс: создавать и реализовывать собственный образ, отражающий индивидуальность автора. С этого начинается художественный опыт ребенка, благодаря которому возникает интерес к творчеству.

Рефлексия.

Молодцы! Занимались вы сегодня хорошо.

Посмотрите внимательно на стол. Здесь вы видите две куклы: Машеньку и Капризулю. Они не просто здесь стоят с корзинками. Если вам понравился мастер - класс и всё понятно, то вы берёте индикаторы вашего настроения (см. приложение №6) (смайлики: улыбка, радость и грусть) и кладёте им в корзинки.

Маше в корзинку вы кладёте:

Смайлик «улыбка» - занятие понравилось и всё понятно.

Смайлик «радость» – занятие заинтересовало и подняло мне настроение.

А в корзинку Капризули:

Смайлик «грусть» - ничего не изменилось в моём настроении, мне ничего не понятно.

Уважаемые гости, очень просим вас оставить своё мнение в виде смайликов.

Спасибо всем за внимание!

2. Список использованной литературы и источников

    Алянский Ю. Л. Азбука театра:50 маленьких рассказов о театре. – «Детская литература» 1990.- 159 с.

    Гукасова А.Л. Внеклассная работа по труду. – «Просвещение», 1981.

    www.olesya-emelyanova.ru

Приложение №1

Выкройка костюма и шапки

Приложение №2

Схема перчаточной куклы


Приложение №3

Словарь театральных терминов

Гансвурст - герой немецкого народного драматического театра и театра кукол. Его имя в переводе значит «Ганс-колбаса». Появившись в XVI веке, Гансвурст уже через два столетия уступил место новому национальному герою - Касперу, который, впрочем, унаследовал некоторые его черты.

Карагез (Черный глаз) - герой турецкого народного теневого театра кукол. Славился своими солеными шутками и активной ненавистью к власть имущим.

Патронка – трубочка, которая вклеивается или вшивается в шею и руки куклы. Патронка позволяет закрепить голову и руки куклы на пальцах кукловода.

Панч - популярный герой английского театра кукол. Среди кукольных героев разных стран снискал славу хулигана и драчуна. Панчу неизменно сопутствует его жена Джуди. Представления Панча и Джуди пользовались в Англии огромной популярностью и сохранились до сих пор. Их репертуар - образец народного английского юмора злой сатиры

Перчаточная кукла (иначе называется - петрушечная, по имени героя русского народного театра кукол Петрушки). Термин «перчаточная кукла» точнее отражает способ управления куклой, которая надевается чаще всего на три пальца руки кукловода: один палец - в голову куклы, два пальца - в руки куклы.

Пищик - простейший инструмент, при помощи которого рождался высокий, пронзительный голос Петрушки, являвшийся одной из наиболее характерных его особенностей. Пищик изготовлялся из двух тонких металлических пластинок, стянутых ниткой так, что между ними образовывалась щель. Кукольник произносил текст Петрушки с пищиком во рту.

Пульчинелла, персонаж итальянской комедии.

- герой французского театра кукол. Возник в середине XVIII века. Находится в прямой связи с итальянским , но Полишинель обзавелся двумя горбами - спереди и сзади. Как говорят, горб спереди появился от обжорства. Полишинель по своему характеру- весельчак и немножко циник.

Шарманка - старинный музыкальный инструмент, в сопровождении которого шло представление Петрушки. Принцип устройства шарманки такой же, как и музыкальных шкатулок.

Приложение №4

Техника безопасности при работе с ножницами:
1. Соблюдать порядок на рабочем месте, не закладывать ножницы бумагой и другими материалами.
2.Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
3.Ножницы во время работы находятся справа, кольцами к себе.
4.Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
5.Лезвия ножниц должны быть остро наточенными.
6.Ножницы нужно передавать только кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
7.Нельзя держать ножницы концами вверх.
8.При работе с ножницами необходимо следить за направлением резания и пальцами левой руки, которые поддерживают материал.
9.Нельзя резать на ходу, поворачиваться, наклоняться в направлении пола.
10.Ножницами нужно работать только сидя за столом.
11.Ножницы каждый раз после работы убирают на свое место.

Техника безопасности при работе с иглами, булавками:
1.Располагать иглу на магните и игольницу на столе справа, острым концом от себя.
2.Передавать колющие предметы острым концом от себя.
3. При работе с иглой пользоваться наперстком, магнитом.
4.Не вкалывать иголки и булавки в одежду или случайные предметы.
5.Сломанную иглу следует отдать педагогу.
6.Нельзя брать иглы, нитки, пуговицы и другие предметы в рот.
7. Желательно, чтобы в игле всегда была нитка с завязанным узелком на конце.
8.Каждый раз, после работы, колющие предметы убирают на своё место.

Введение

“Театром Петрушки” называется театр, куклы которого надеваются на три пальца руки - вроде перчатки. Рождение театра Петрушки относится к 1589 году. Это начало было положено во Флоренции, постепенно кочуя по всем государствам. Петрушка перебирается к нам в страну. Комическая фигура Петрушки родилась в России в ХVII веке.

Во всем мире с давних пор установились целые “действия”, которые в старину придали магическое значение. С помощью кукол воздействовали на богов, чтобы те послали богатый урожай, помогли в борьбе со стихиями.

В России всем знаком, например, обряд сожжения соломенного чучела - это символизирует приход весны, где участвует тоже кукла. У каждого народа были свои обряды, свои игры, где и участвовали куклы. До крещения на Руси было идолопоклонство, язычество, были запрещены всякие скоморошьи потехи во избежание “святотатства”. А уж игра с куклой была, по мнению церкви, великим грехом. И только в конце 17 века при гуманном правлении царя А.М. Романова было разрешено при дворе и скоморохам выступать с Петрушкой.

Но прошли годы и Петрушку опять убрали со сцены - запретило царское правительство. Но никакие гонения, страшные указы не могли истребить в народе любовь к кукольному театру. Гонимый Петрушка стал народным героем. Поэтому, наверное, он всегда на голове носит красный колпак и орудует дубинкой.

В наше время очень много существует кукольных театров, особенно в крупных городах. Заслуженный артист кукольного театра С.В. Образцов положил начало этому великому делу.

Куклы могут быть различного типа: марионетки, тростевые и теневой театр, но самый простой по своему сложению для детей – это перчаточная кукла. Такую куклу можно сделать самому или вместе с родителями.

Как самому сделать куклу петрушку

С чего начать?

Самая простая кукла состоит из тельца - рубашки, головки и ручек. Тельце - рубашка кроится по руке кукловода из материи (рис. 1). Голова может быть сделана из разных материалов: из дерева (лучше всего использовать липу), из хлеба или пластилина, из пластмассового шарика. Но обычно делают голову из папье-маше. Вырезать голову из дерева не всякий сможет, тут нужно иметь навыки резчика-профессионала.

Голова из шарика

Подойдет любой пластмассовый шарик или мячик. Нужно только прорезать отверстие, чтобы шарик легко надевался на указательный палец руки кукловода (рис.2).

Голова лепная

Вылепить голову можно из хлеба или пластилина. Это может быть не только голова человека, но и мордочка собачки или лисы. Дети очень выразительно лепят всяких зверушек.

К голове пристраивают патрон из картона, чтобы в него легко входил указательный палец кукловода. Такая головка надевается на тельце - рубашку. Ручки куклам мастерят из материи или кожи, как, например, у Собаки на рисунке 3.

Голова из бумаги

Голову из бумаги сделать быстрее и проще всего. Плотная бумага режется полосками и накручивается на указательный палец руки, одетый в перчатку или рубашку в форме перчатки. Полоска бумаги накручивается в несколько слоев и получается голова цилиндр (рис. 4). Каждый слой бумаги при этом необходимо проклеивать, а кончик полоски закрепить с тыльной стороной клеем. На цилиндр мастерится шапочка или парик из ниток, поролона или бумаги (рис. 5). Голова разрисовывается; это сам Петрушка, то наклеивается нос (рис.6). Затем голова раскрашивается красками или фломастерами ил и апплицируется цветной бумагой.

Голова из папье-маше

Для изготовления папье-маше нужно иметь:

Клейстер мучной и ПВА;

Оберточную и газетную бумаг;

Белую бязь;

Доску с колышком.

Вылепленную из пластилина голову куклы укрепляют на доске с колышком (рис.7).

Обмазывают голову вазелином и начинают оклеивать ее мелкими кусочками бумаги, чередуя слои газетной бумаги и плотной оберточной.

Первый слой кладется без клея из намоченной в воде газеты. Кусочки кладут небольшими по размеру полосками так, чтобы края полоски находили друг на друга.

Второй слой - из оберточной бумаги - также кладется небольшими кусочками, но уже пропитанными клейстером.

Обычно кладут слоев шесть, но можно и больше - для прочности. Чтобы голова из папье-маше высохла, следует подождать сутки.

Высохшую голову делят на две половины: лицевую и затылочную. Размечают карандашом линию и разрезают папье-маше острым ножом. Аккуратно снимают половинки с пластилиновой формы, если необходимо - с помощью острого ножа, и склеивают их полосками бязи. Для склейки применяют клей ПВА.

Кусочки бязи режутся на ровные полоски длиной 4-5 см. и шириной 1 см. Эти кусочки склеиваются изнутри формы по краям затылочной частей так, чтобы полоски при складывании половинок сошлись “в замок”, как пальцы двух рук (рис. 8). Когда клей подсохнет, можно оклеивать голову бязью и апплицировать.

Аппликация головы

Аппликация головы человека или животного - работа художественная и очень ответственная: рождается образ куклы.

На рисунке 9 изображена общая форма человека, но кто девочка или мальчик, а может быть старенькая бабушка? Все зависит от фантазии художника, кого он хочет создать. Допустим, это будет кукла мальчика. Тогда головку надо оклеить трикотажем светлого розового цвета. Волосы апплицировать из светлого бархата. Пуговки для глаз подобрать голубые. Губы обозначить алой ленточкой. Получится мордашка как на рисунке 10. Мальчика одеваем в кофточку - кукла готова. Таким образом, создается кукла человека. Теперь перейдем животным. Попробуем сделать лису.

Для работы нужно:

Заготовить голову из папье-маше;

Сшить перчатку из бязи для тельца;

Запастись материей рыжего и белого цвета (бархат или мех, подойдет любая ворсистая ткань);

Для мордочки надо взять пуговицы (глаза), кусочки черного бархата, полоски белого атласа, для носа - кусочки черной кожи.

IIорядок работы

Голову из папье-маше закрепляют на станке с колышком и оклеивают ее белой бязью. Если лиса одета в яркий сарафан, то мордочку ее целиком апплицируют оранжевой или красной тканью. Носик оклеивается кожей или черным атласом. Главное - выражение глаз. Для придания глазу выразительности необходимо под пуговки глаз поместить прокладку. Прокладки для глаз вырежьте из бумаги и приложите к мордочке - таким образом, определяется нужный размер. Подглазники из белой материи наклеиваются на черный атлас - так получается черная каемка вокруг белого подглазника. Это придает глазу четкость и выразительность.

Очень важен разрез глаза: глаз круглый - глупый, узкий - лукавый, вытянутый кверху - наивный (рисунок 11). Вместо пуговиц можно использовать кожу, потом ее покрасить лаком. Кожа удобна тем, что можно вырезать зрачок любой формы и величины. Работая над гримом головы, какого-нибудь животного, старайтесь его “очеловечить”. Вот, например, у волка, так расположить космы на голове, чтобы получилось подобие прически. У медведя могут быть бакенбарды и брови - он будет напоминать старика. “Очеловечение” зверей в кукольном театре - обычное явление, ведь они и говорят как люди. Маленького медвежонка наивные детские глаза и чубчик делают мальчишкой. Лисе, чтобы морда была выразительней, добавляют черный цвет на кончики ушек, а белый - на лоб и грудку.

Голова на гапите

Куклы, о которых было сказано выше (“Предстоящие” куклы), обычно делаются без ног. Они называются “Перчаточными”. Костяк такой куклы - это три пальца человеческой руки. На пальце - голова куклы, а большой и средний пальцы - ручки или лапки куклы. Если голова маленькая, то управлять куклой тремя пальцами очень легко. Но голова из папье-маше, да еще очень крупная, как, например, у медведя, не удержится на детском пальце, даже если использовать бумажный патрон. На помощь приходит гапит. Это деревянный стержень с удобной закругленной рукояткой. Кукловоду на таком гапите легко удержать куклу (рисунок 12). Но лапы такой большой куклы не управляются пальцами, а набитые ватой, просто болтаются по бокам туловища.

Заключение

Как уже было сказано. Петрушку можно сделать из любого материала, какой есть под руками. Это и бумага, различные лоскуты, вата, кожа, шерсть и т. д.

В ребенке изначально заложено стремление к игре. Завалить ребенка красивыми заграничными игрушками - хорошо, но это мало. Бывает простая кукла, завернутая в одеяльце, дороже любой роскошной куклы.

Таким образом, имея этот материал под руками можно научить ребенка самого делать куклы - петрушки и приводить их в действие, то есть, выступать на ширме со спектаклем в кружке или дома, импровизируя перед родителями или обыгрывая сказки.

Список литературы

1. Аблынин, Б. Режиссер самодеятельности театра [Текст] / Б. Аблынин. – М., 1991.

2. Белюшкина, И.Б. Театр, где играют дети [Текст] / И.Б. Белюшкина. – М., 2001.

3. Демени, Е. Театральная кукла и ее устройство [Текст] / Е. Демени. - Л.,1991.

4. Караманенко, Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам [Текст] / Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко. – М., 1982.

5. Перевертень, Г.И. Самоделки из текстильных материалов [Текст] / Г.И. Перевертень. – М., 1990г.

6. Смирнова, Н.И. И оживают куклы [Текст] / Н.И. Смирнова. – М, 1982г.

7. Смирнова, И. Самодеятельный театр [Текст] / И. Смирнова. - М., 1995.

8. Соломоник, И.М. Куклы выходят на сцену [Текст] / И.М. Соломоник. – М, 1993г.

Нехитрые виды рукоделия сегодня очень популярны, они возвращаются из прошлого и прекрасно соседствуют с модными направлениями.

Забавная кукла-потешка в технике папье-маше пополнит домашний кукольный театр и станет в нем первым действующим лицом. Для изготовления не потребуется особых навыков и дорогих материалов, времени тоже уйдет совсем немного, зато удовольствие от процесса и результата будет огромное. Поделку можно использовать вместо погремушки для малышей или игр дошкольников.

Что подготовить для творчества

Для начала работы, как и обычно, подготовьте материалы и инструменты. Чтобы сделать куклу-потешку своими руками, подготовьте:

  • клестер,
  • бумагу,
  • ножницы,
  • шпажки или тонкую прочную палочку,
  • стопку или стаканчик в качестве формы,
  • лоскутки тканей,
  • ленточки,
  • большую бусину,
  • клей Момент,
  • нитки с иголкой,
  • два пластиковых хомута.

Пошаговая техника изготовления

Стопку оберните полиэтиленом и поверх его начинайте наклеивать кусочки бумаги, создавая форму из папье-маше для потешки.

Чтобы не запутаться в слоях, можно один слой делать белым, а следующий – с буками и картинками.

Через каждые 3-5 слоев давайте заготовке просохнуть. Поскольку форма должна получится твердой и прочной, потребется наложить не менее 20 слоев.

Пока форма просыхает, есть время сделать палочку для куклы-потешки. Бамбуковые шпажки обмотайте лентой или полоской ткани, хорошо закрепив ее с краев клеем Момент. На конец получившейся палочки насадите бусину, закрепив ее клеем.

Если бусина недостаточно большая, то можно на нее наложить папье-маше для увеличения размера.

На бусину аккуратно наклеить лоскуток светлой ткани, лишние кончики замотав ниткой сверху.

На полоске не осыпающейся ткани, например, флисе или фетре, сдайте поперечные надрезы.

Получившуюся бахрому наклейте на бусину- голову петрушки-потешки, имитируя волосы.

Из лоскутка ткани сделайте колпак и приклейте его поверх получившихся волос. Голова актера готова!

Чуть ниже головы закрепите два пластиковых хомута, это будут руки. Вместо хомутов можно использовать любой гибкий материал, возвращающий свою форму. Например, отрезать ленту от пластиковой бутылки.

Заготовка из папье маше должна хорошо просохнуть.

Сделайте отверстие в донышке заготовки, по диаметру равное диаметру палочки.

Проденьте палочку через форму и замерьте необходимую длину ручек. При спрятанной в форме голов, ручек не должно быть видно.

На ладошки пластиковых ручек наклейте кусочки ткани, чтобы острые концы не прорвали ткань. Из лоскута яркой ткани сшейте прямоугольник и наденьте его на потешку. Укрепите в районе шеи клеем и нитками.

Расправьте одежду Петрушки-потешки. В районе ладошек перевяжите ниточкой, обозначив кисти рук.

Наденьте одежду петрушки на верхний край формы. В саму форму перед этим насыпьте бусины, мелкие пуговки или сухой горошек, которые и будут создавать эффект погремушки.

Приклейте клеем одежду самодельной погремушки по всей окружности формы.

Для декорирования папье-маше взять прямоугольный лоскут ткани и обернуть им форму, закрепить клеем.


Нижний край ткани прошейте редкими стежками.

Стяните ткань, формируя донышко. Палочка при этом должна свободно двигаться вверх-вниз.

Потешка –петрушка готова. Не останавливайтесь на одной!

Если вам интересны самодельные игрушки, обратите внимание на , и . Такие игрушки не вредят детям и излучают особое тепло!

Кукла «Петрушка» на основе современной бытовой формы.

Кукла для перчаточного театра своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото


Юмашева Антонина Михайловна, воспитатель МБДОУ детский сад №5 общеразвивающего вида г. Рассказово, Тамбовская область.
Описание: Мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста, детей младшего школьного возраста, воспитателей ДОУ, а так же любителей домашнего с детьми театра, будет полезен тем, кто любит поделки своими руками из бросового материала, бытовых форм, тем, кто хочет дать отслужившему предмету вторую жизнь.
Назначение: Поделка, подарок, кукла для кукольного театра своими руками, сувенир.
Цель: Создание оригинальной куклы для театра своими руками на основе современных бытовых упаковочных материалов.
Задачи:
Образовательные:
1.Познакомить с историей возникновения куклы Петрушка;
2.Научить видеть художественный образ в обычных формах;
3.Научить использовать куклу для театра, сделанную своими руками.
Воспитательные:
1.Воспитывать бережное отношение к русским традициям и исторически сложившемуся уважению русского народа к театру;
2.Воспитывать уважение к собственному труду;
3.Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое до конца.
Развивающие:
1.Способствовать развитию воображения, фантазии и творческого начала;
2.Развивать ручную умелость, мелкую моторику рук и пальцев, глазомер.
Техника безопасности для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста при работе с ножницами:
1.Соблюдать порядок на рабочем месте, не закладывать ножницы бумагой и другими материалами.
2.Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
3.Ножницы во время работы находятся справа кольцами к себе.
4.Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
5.Лезвия ножниц должны быть остро наточенными.
6.Ножницы нужно передавать только кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
7.Нельзя держать ножницы концами вверх.
8.При работе с ножницами необходимо следить за направлением резания и пальцами левой руки, которые поддерживают материал.
9.Нельзя резать на ходу, поворачиваться, наклоняться в направлении пола.
10.Ножницами нужно работать только сидя за столом.
11.Ножницы каждый раз после работы убирают на свое место.
Техника безопасности для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста при работе с иглами, булавками:
1.Располагать иглу на магните и игольницу на столе справа, острым концом от себя.
2.Передавать колющие предметы острым концом от себя.
3.При работе с иглой пользоваться наперстком, магнитом.
4.Не вкалывать иголки и булавки в одежду или случайные предметы.
5.Сломанную иглу следует отдать педагогу,
6.Нельзя брать иглы, нитки, пуговицы и другие предметы в рот.
7.Желательно, что бы в игле всегда была нитка с завязанным узелком на конце.
8.Каждый раз после работы колющие предметы убирают на своё место.


Материалы для выполнения куклы детьми старшего дошкольного возраста самостоятельно с использованием пластилина:
1.Форма – контейнер из-под Kinder–сюрприза с вырезанным взрослыми отверстием для пальца с одной стороны.
2.Кусок пластилина жёлтого цвета.
3.Немного пластилина белого, чёрного, розового, оранжевого цвета.
4.Готовая рубашка из ткани размером 11х16 см.
5.Готовый колпак из картона.
Дополнительные материалы и инструменты к мастер – классу для изготовления куклы детьми младшего школьного возраста, взрослых из ткани и пряжи:
6.Форма – контейнер из-под Kinder–сюрприза с вырезанным взрослыми отверстием для пальца с одой стороны.
7.Пряжа жёлтого цвета.
8.Ткань для рубашки.
9.Ткань для колпака.
10.Ткань для подложки - круг, равный диаметру контейнера Kinder–сюрприза
11.Пластилин
12.Иголка с ниткой на магните.
13.Ножницы.
14.Наждачная бумага.

История рождения Петрушки, его устами говорил сам народ!


Как ни странно , Петрушка не исконно русский персонаж кукольного театра. Его первообразы можно найти в разных странах. В Италии - это Пульчинелла, в Германии -Каспер, или Гансвут, во Франции - Полишинель, в Англии - мистер Панч, а в Турции - Карагёз, в Венгрии - витязь Ласло, в Индии - Видушака. Все они являются театральными куклами - марионетками и управляются с помощью нитей. Единственный аналог Петрушки по технике вождения - кукла-перчатка Гиньоль, появившаяся в Лионе в начале XIX века. Традиционно Петрушка это кукла перчатка.
Известный русский писатель Максим Горький, характеризуя образ Петрушки, писал следующее: «…была создана фигура … известная всем народам… Это непобедимый герой народной кукольной комедии, он побеждает всех и всё: полицию, попов, даже чёрта и смерть, сам - же остаётся бессмертен. В грубом и наивном образе трудовой народ воплотил сам себя и свою веру в то, что, в конце концов - именно он преодолеет всё и всех»
Одежда у Петрушки , поэтому иноземная: красный колпак с кисточкой, такая же красная рубаха, плащ и холщевые штаны.
Да и внешность куклы нельзя назвать славянской. Она отнюдь не русская: у него преувеличенно большие руки и голова, гипертрофированы черты лица, само оно вырезано из дерева и обработано специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным. Большие миндалевидные глаза и огромный нос с горбинкой, совершенно белые глазные яблоки и тёмная радужная оболочка, за счёт чего глаза Петрушки кажутся чёрными. Внешность Петрушки ему досталась в наследство от итальянского Пульчинеллы. Многие ошибочно считают, что широко раскрытый рот - улыбка Петрушки, однако это не так; будучи отрицательным персонажем, Петрушка постоянно растягивает губы в оскале. На руках у него по четыре пальца (возможный символ того, что Петрушка - не человек, а некий персонаж из другого мира).
Петрушка, как фольклорный персонаж , непременный участник уличных представлений. «Водить» его могли только мужчины («петрушечники»). Голос кукла приобретала с помощью особого приспособления - «пищика», или «говорка». У Петрушки есть и полное имя - Петр Иванович Уксусов. Также его называли «Самоваровым» или «Ванькой Рататуем». Дерзкие высказывания, пошловатые шуточки, остроумные реплики - все сходило Петрушке с рук, ведь он кукла, а что с нее взять? Его устами говорил сам народ, критикуя и выказывая недовольство властью или духовенством. Историй о похождениях Петрушки довольно много. Существовали основные сюжеты: лечение Петрушки, обучение солдатской службе, сцена с невестой, покупка лошади и испытание её. Сюжеты передавались от актёра к актёру, из уст в уста. Ни у одного персонажа русского театра не было популярности, равной Петрушке.


У кукольного Петрушки есть реальный прототип. Таковым принято считать любимого шута императрицы Анны Иоанновны Пьетро-Мира Педрилло. Он был сыном итальянского скульптора, а в Россию, ко двору правительницы приехал в качестве музыканта. Остроумие помогло ему приблизиться к окружению императрицы, а затем стать придворным шутом. У него было много кличек: «Адамка», «Антонио», наконец, «Петрушка». Последнее имя и закрепилось во всех кукольных балаганах.
Со временем Петрушка перестал быть лишь уличным артистом. Его все чаще приглашают в господские дома, где наш герой утрачивает свою остроту. Он уже не убивает, а лишь разгоняет своих врагов. Его речь престает быть простонародной, ведь в качестве «петрушечника» теперь выступает не уличный, а салонный актер. Сцена украшается пышными драпировками, а сами участники переодеваются в атлас и блестящую мишуру, что превращает представление в парадное, театральное. Петрушка становится участником детских утренников, тем самым превращаясь в детский персонаж.
Здравствуйте детишки
Девчонки и мальчишки!
Я в красивом колпачке,
С погремушкою в руке.
Я - веселая игрушка,
А зовут меня …Петрушка.

В советское время кукла сходит со сцены, становится героем литературных пьес. Теперь Петрушка, агитирует за санитарную гигиену, либо участвует в сборе утильсырья. Единственное, что осталось от прежнего Петрушки - обличительство.
Реанимировать образ Петрушки взялся Самуил Маршак. В 1922 году в его сборнике пьес появляется кукольная комедия «Петрушка», а через пять лет выходит пьеса «Петрушка-иностранец». Хоть Маршак и окончательно закрепил образ Петрушки как детский, но зато восстановил традицию попаданий куклы в нелепые истории.
Балет «Петрушка» порой отождествляют с эмблемой Русских сезонов, а для своих создателей он стал некой исторической вехой. Наверное, в балете «Петрушка» трагический образ куклы раскрылся в полной мере. Сюжет напоминает прошлые похождения уличного Петрушки. В балете впервые возникает линия зависимости Петрушки от своего создателя, Фокусника. Кукла восстает против него. Петрушка уже не обращается за помощью к публике, а возрождается в роли мстителя. Воскресший, он грозит кулаком Фокуснику и издает насмешливый вопль.
Вечный неудачник Петрушка, как и всегда, будет отстаивать свои права и доказывать, что в груди жалкой куклы, невзрачного шута бьется человеческое сердце.
Способы управление перчаточной куклой Петрушка.
Указательный палец входит в голову куклы, большой и средний - в рукава костюма, мизинец и безымянный пригибаются к ладони.


Изображение куклы, которая менее сковывает движения руки актера, чем предыдущая, так как безымянный палец пригибается к ладони вместе со средним.


И так начнём наш мастер - класс по изготовлению куклы Петрушки
1. Для изготовления куклы в форме-контейнере из-под Kinder–сюрприза (далее форма), необходимо сделать отверстие для указательного пальца. Отверстие должны сделать взрослые в целях безопасности. Отверстие маленькое, форма гладкая и нож может соскользнуть!
Отверстие нужно зачистить наждачной шкуркой от заусенец.
И так форма с отверстием для пальца готова. Рубашка из ткани, колпак из картона – сделаны предварительно детьми на ручном труде, сшили рубашку и склеили колпак по выкройкам, можно начинать!


2. Кусок жёлтого пластилина разделим пополам и одну часть, разминая, раскатаем в пластину это будущие волосы куклы. Оставшуюся часть дети используют для чёлки и по своему усмотрению. Скатаем два белых шарика и два чёрных – это глаза куклы. Для носы можно соединить два цвета – оранжевый и жёлтый, что бы приблизить к цвету формы. Рот сделать из красного пластилина.
Преимущества большого использования пластилина в кукле в том, что все детали соединяются без труда и созданная тяжесть помогает манипулировать ребёнку куклой.
Она отлично ведёт себя даже в танце.


3. Всё готово для оформления головы куклы, можно всё соединить, как показано на рисунке, на котором я соединила все этапы выполнения, используя слайд в Microsoft Office, этапы не сложные, а вместе воспринимаются лучше для быстрого и удачного соединения деталей.


4. Рубашка традиционно красная, но здесь она не красная, что бы в дальнейшем в мастер – классе отличались куклы.


5. И вот Петрушка готов!



Далее я предлагаю сделать куклу Петрушку с волосами из пряжи,
Такая кукла более привлекательна, долговечна и проста в хранении, её можно использовать для игр, как Ведущий на преставлениях и утренниках.
1. Для волос возьмём пряжу и намотаем по подложку, свяжем той же пряжей, отрежем по направлению стрелок, как показано на рисунке, который я сделала в редакторе Рисование. Получатся волосы с чёлкой.


2. На рисунке показано, как вырезать и сшить рубашку и колпак. Круг-подложка потребуется для крепления волос и колпака на форму.


3. Берём форму с вырезанным отверстием с одной стороны и приклеиваем круг с другой стороны. Этот круг позволит нам пришить к форме волосы и колпак.
Желательно круг приклеить в цвет волос, здесь я использовала контраст только для лучшей демонстрации.


4. Готовые волосы кладём на круг, кладем, так что бы чёлка находилась на переде – лице куклы, раздвигая волосы, пришиваем по всей длине окружности круга.



5. И вот наш задорный, озорной Петрушка, готов! Можно с ним поиграть!

Кукла Петрушка — очень древний персонаж ярмарочных балаганов. Любые народные празднества и гуляния не обходились без его веселых зазываний. Представления часто придумывались прямо на ходу, это была чистая импровизация, которая очень нравилась публике.
Кукла Петрушка это по сути кукла-перчатка, которая надевается на руку кукловода и состоит из головы и трехпалой перчатки, которая является туловищем и руками.
Пальцы под перчаткой могут располагаться разными способами:

Перчатка должна сидеть на руке довольно плотно. Чтобы сшить Петрушку своими руками, вначале необходимо обрисовать руку на листе бумаги, сложив пальцы в «игровом» положении (из нее будет вырезаться выкройка). Из материалов предпочтения стоит отдавать мягким тканям (бязь, фланель). Голову делаем из папье-маше. Предварительно вылепливаем форму из пластилина с носом, губами и шеей, в которую войдет указательный палец до конца второй фаланги. Смазываем пластилиновую болванку вазелином и обклеиваем форму кусочками бумаги (газетной или оберточной), смоченной в клейстере: несколько слоев бумаги, потом слой марли и еще слои бумаги. Даем этому всему просохнуть (на просушку уйдет 2 дня). Когда голова высохнет, разрезаем ее пополам на лицевую и затылочную части и снимаем с пластилина. Затем склеиваем обе половинки клеем ПВА. Когда подсохнет, покрываем голову краской (водоэмульсионкой или акварелью). Прорисовываем глаза, рот и щеки. Можно наклеить волосы из шерсти или пакли.

Перчатку шьем по выкройке. Размер куклы должен бытьб 30-40 см для взрослой руки. Голова занимает 6-8см:

Ладошки шьем из трикотажа и наполняем ватой или синтепоном, но оставляем в запястье пустое пространство и пришиваем их к перчатке. Палец должен входить внутрь ладошки до середины:

Пальцы на руке располагаются асимметрично и поэтому, чтобы сделать руки куклы одной длины, делаем картонные трубочки-патронки. Патронка для большого пальца будет длиннее. На перчатку надеваем костюм куклы Петрушки. Костюм шьем из мягких тканей, чтобы они не затрудняли жестикуляцию куклы при представлении.

Понравился пост? Оцени