Проект по теме аппликация из ткани. Проект " аппликация из ткани"

С детства я любила рвать бумагу, рисовать в учебниках своего дяди. Тем самым доставляя много хлопот маме и окружающим. Но со временем мои детские увлечения переросли в любовь к аппликации. Это случилось после того, как я увидела, что из вырезанных фигурок или просто оборванных бумаг можно складывать красивые картинки. С помощью мамы я начала складывать их на листе и приклеивать. Получались очень забавные аппликации. Со временем я узнала, что аппликации могут быть не только из бумаги, но и из различного материала, который есть у нас дома.

Цель моей работы:

Узнать больше о моем хобби, а также - какие виды аппликации существуют.

Аппликация (от латинского слова - прикладывание) - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, игрушек, флажков, сувениров), но и в создании картин, панно, орнаментов и т.д.

Аппликация может быть: предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, цветок и др.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Наша Родина», «Полет в космос» и т.д.; декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Немного истории . Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта, жилища, применяемым и поныне у многих народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Развитие аппликации прослеживается по изображениям в памятниках искусства древнейших цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам аппликаций разных времен и народов. В условиях первобытного строя, когда не было социального неравенства, материалы используемые для аппликации, были в одинаковой степени доступны всем. В дальнейшем аппликация, как и другие виды прикладного искусства, испытала на себе влияние новых социальных условий.

Разные народы для аппликации используют самые разнообразные материалы: тувинцы широко используют войлок и ткани, этим украшают мешочки для чая, головные уборы и многое другое.

Многие столетия аппликация находит самое широкое распространение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции. Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков - гербов. Гербы должны быть хорошо видны с двух сторон, что привело к развитию вышивки аппликацией.

Особенного процветания аппликационные работы достигли в 16 веке в Италии и Испании в церковных одеяниях. Они характерны повторением одного и того же мотива и контрастным сочетанием тонов. Самым модным было сочетание красного, желтого и зеленого тонов.

Аппликация прочно вошла в жизнь детских садов и школ; она используется при оформлении интерьеров и наглядных пособий.

Сравнительно недавно родился новый жанр в искусстве, получивший название флоризм. Художники-флористы используют необычный для аппликации материал - засушенные растения, солому, тополиный пух, мох и многое другое.

Технология работы

Виды аппликации:

  • декоративная аппликация, с использованием нетрадиционных методов рисования;
  • флоризм;
  • аппликация из ткани;
  • обрывная аппликация;
  • аппликация из пластилина;
  • аппликация из круп и макарон.

Подбор бумаги.

В аппликации большое значение придают выбору бумаги. От интенсивности цвета основного фона зависят цвета изображений. Следует помнить о цветовом сочетании расположенных рядом изображений. Площадь и цвет фона (светлый или темный) влияют на цвет аппликации (усиливают или ослабляют). Цвет должен создавать настроение, соответствующее требованию аппликации.

Аппликации бывают монохромные (одноцветные) и полихромные (многоцветные).

Вырезание деталей изображения.

Успех выполнения аппликации зависит от того, как вырезаются детали узора, изображения. Вырезать детали нужно точно, не искажая формы. Необходимо стремиться к тому, чтобы линия среза была четкой, без зазубрин, при вырезании надо стремиться не защипывать бумагу. Прямые линии удобнее вырезать ножницами с прямыми концами. При вырезании округлой формы ножницы должны быть не подвижны, а левой рукой бумага направляется по направлению линиям изображения. Очень мелкие детали, дополняющие аппликации, следует вырезать небольшими ножницами.

Раскладывание деталей изображения на фоне.

Заготовленные детали изображения раскладываются на наклеиваемой поверхности, т.е. на фоне, так, чтобы получилась задуманная композиция. Если придуманная композиция не нравится, детали располагают иначе. Передвигая формы по листу, находят наиболее удачные композиционные решения, нужные цветовые сочетания. В силу этой особенности аппликация для детей более доступна, чем рисование. Прежде чем приступить к наклеиванию, необходимо наметить карандашом, где детали будут расположены, чтобы было легче ориентироваться в размещении той или иной детали.

Наклеивание деталей изображения.

Наибольшую сложность представляет наклеивание аппликации. Для промазывания клеем вырезанных деталей необходима стопка бумаги. Каждое новое промазывание делается на чистом листе. Клеи промазывается только наклеиваемая деталь изображения, а не фон. Промазывать удобнее от середины изображения к краям. Чтобы хорошо промазать края, кисть должна соскальзывать с проклеиваемого изображения на бумагу.

Высушивание аппликаций.

Последний этап выполнения аппликаций - высушивание. Наклеенную аппликацию кладут под груз. Следует помнить, что клеящие составы обладают свойством - стягивать бумагу при высыхании. Поэтому груз (несколько книг) накладывают сразу после выполнения работы.

Вывод:

Я научилась выполнять различные виды аппликаций, аккуратно пользоваться клеем и ножницами. больше всего мне понравилась обрывная аппликация.

Раздел программы : Рукоделие. Художественные ремёсла.

Тема урока : Выполнение аппликации из ткани.

Цель: ознакомить учащихся с технологическими условиями и приёмами выполнения накладной аппликации из ткани, научить выполнять её.

Задачи:

1. Образовательная – научить приёмам изготовления аппликации из ткани.

2. Воспитательная – подготовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, активизировать наблюдательность, внимание и воображение, пробуждать фантазию, воспитывать аккуратность в работе.

3. Развивающая – развивать трудолюбие, индивидуальные творческие способности в процессе технологической деятельности, выработать навыки выполнения аппликации, совершенствовать навыки культуры труда, взаимоконтроль, самостоятельность.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение : персональный компьютер, мультимедийный проектор и экран, презентация.

Наглядные пособия : образцы изделий с аппликацией, эскизы художественного оформления швейных изделий, журналы мод, журналы по рукоделию, инструкционные карты.

Инструменты, материалы и оборудование : образцы тканей, калька, копировальная бумага, карандаш, линейка, ножницы, шаблоны рисунков, нитки, иглы, утюг, швейная машина.

Тип урока : комбинированный урок.

Методы обучения:

по источнику полученных знаний - словесный, наглядный, практический; проблемно – поисковый.

по дидактическим целям - актуализация, изучение нового материала;

Межпредметные связи : ИЗО, информатика.

Ход занятия.

I . Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверка явки.

Сообщение темы и целей урока.

II. Актуализация знаний.

Мотивация и актуализация знаний учащихся.

Введение в тему. Вопросы: из каких материалов выполняют аппликации? Для чего и где применяют аппликации? Какие знаете виды аппликации?

На прошлом занятии вы узнали, что объектом нашей трудовой деятельности сегодня будет аппликация. Мы будем более подробно говорить об этом виде рукоделия, а точнее о технологическом процессе изготовления аппликации из ткани, оформляя ею свои вещи.

III . Формирование новых знаний.

    Вспомним о цвете

Одним из наиболее распространённых видов аппликации, который применяют для украшения, ремонта и отделки изделий является аппликация из ткани - накладное шитьё (слайд 2)

Сложность такой аппликации заключается в создании композиции и выборе цветового решения. За многие века люди вдоволь налюбовались на всё многообразие и великолепие красок, созданное великим художником Природой и открыли для себя законы цветовой гармонии, которые изучают и хорошо знают профессиональные художники (слайд 3).

Инструкция «Сочетание цветов » (приложение 2) поможет вам избежать грубых ошибок при создании аппликации.

    Аппликация из ткани – это разновидность вышивки.

Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы на определенном фоне из ткани укреплять кусочки другой материи пришиванием или приклеиванием. По способу выполнения и обработки аппликации из ткани можно разделить на несколько групп:

Простая аппликация – одиночные, большие фрагментные композиции. Все элементы нашиваются на какой-либо общий фон (слайд 4).

Многослойная аппликация – фон основы постепенно закрывается элементами аппликации, создавая сплошное лоскутное полотно. Применяется при создании пейзажных и др. сложных сюжетных композиций (слайд 5).

(Слайд 6) Объёмная аппликация – создаёт видимость объёма, рисунок полностью выступает над основным фоном.

(Слайд 7) Комбинированная аппликация – использование в одной композиции нескольких видов аппликации, вышивки, лоскутной пластики и т.д.

    (Слайд 8) Способы соединения аппликации с основой

Соединение аппликации с основной тканью можно производить ручным, машинным и клеевым способами .

Для выполнения термической (клеевой) аппликации нужно:

    Из полиэтиленовой плёнки вырезать детали узора размером на 2-3мм больше вырезанных из ткани;

    На основную ткань положить плёнку, поверх неё – кусочки ткани и х/б проутюжильник, сложенный вдвое;

    Утюг поставить на аппликацию, не передвигая;

    Плёнка, расплавляясь, закрепляет кусочки ткани на основе.

(Слайд 9) Способы прикрепления аппликации ручными стежками :

Машинный способ заключается в закреплении аппликации на ткани машинной строчкой «зигзаг». Нужно выкроить деталь точно по рисунку, закрепить её на лоскуте фона и обработать границы детали швом «зигзаг« на швейной машинке так, чтобы полностью перекрыть срез детали. При выполнении машинной аппликации можно использовать тесьму или окантовочные полоски ткани.

Несколько дополнительных советов по выполнению аппликации .

    Если аппликация выполняется из тонкой эластичной ткани, то следует укрепить места, где нашивается деталь, флизелином или серпянкой (клеевая ткань). Это облегчит обметывание уголков и овальных краев аппликации.

    Для того чтобы при вырезании аппликации и ее настрачивании края ткани не осыпались, лоскут крахмалят.

Материалами для тканевой аппликации могут служить всевозможные натуральные и синтетические ткани разной фактуры - гладкой, ворсистой, блестящей, матовой. Для выполнения выпуклой аппликации под неё подкладывают прокладочный материал - флизелин, синтепон, ватин. Аппликация может сочетаться с различными видами вышивки – стебельчатым швом, гладью, вышивкой бисером, пайетками и т. п.

    Этапы выполнения аппликации

(Слайд 10, 11) Начало работы с аппликацией, как правило, не обходится без выбора картинки (приложение 3), а затем и ткани, из которой будет выполнена основная часть. Необходимо также запастись флизелином или другой плотной тканью для подложки, нитками необходимых цветов. Аппликация выполняется в несколько этапов. Для начала нужно выбрать рисунок, перевести его на кальку, вырезать все детали из бумаги и пронумеровать их.


Современная аппликация бывает очень сложной по форме, именно поэтому подход к работе должен быть серьезным изначально.

(Слайд 12, 13) Вторым этапом будет раскрой и сборка аппликации, и уже затем – накладывание ее на ткань для примерки или определения точного местонахождения. Аппликация на джинсах, к слову, должна быть очень правильно подгадана под место, так как сгибы подразумевают достаточно большую эластичность ткани, а аппликация все же плотная. Для пущей простоты и ясности аппликация из лоскутков ткани на одежде может быть сначала схематически прорисована мелом или обычным детским мылом: так станет понятно, как все будет выглядеть в натуральную величину (слайд 14, 15)

Аппликация на платье – также очень интересный вариант. Особенно если платье однотонное: именно в таком случае яркий акцент в виде аппликации уместен вдвойне.

    Текущий инструктаж.

Необходимо соблюдать правила техники безопасности при выполнении ручных, машинных и утюжильных работ (приложение 4)

I V . Практическая работа «Выполнение аппликации из ткани».

Применение знаний, формирование умений.

Инструкционная карта «Аппликация из ткани» (приложение 5)

V. Заключительная часть.

Проверка работ учащихся, анализ допущенных ошибок, выставление оценок, демонстрация лучших работ.

Рефлексия

Напомнить тему и цели урока, подвести итог.

История аппликации……………………………………………...

Классификация аппликаций………………………..…………….

Организационно-подготовительный этап………………….……

  1. Обоснование проблемы и потребности……………………

  1. Предпосылки выбора модели изделия……………………

  1. Варианты моделей изделия…………………………………

Конструкторский этап ……………………………………………..

6. Технологический этап ………………………………………..……

7. Заключительный этап……………………………………………….

7.1. Самооценка……………………………………………………..

7.2. Экономический расчет…………………………………..……

7.3. Трудозатраты………………………………………………….

7.4. Экологическое обоснование………………………………….

7.5. Защита проекта…………………………………………..……

8. Список литературы………………………………………..……….

Цель: доказать, что можно изготовить красивую аппликацию своими руками, которая соответствует моему замыслу по изменению интерьера комнаты.

Задачи: 1. Изучить информацию об аппликациях на ткани и их изготовлении.

2. Выбрать варианты наволочек, и разработать технологию их изготовления.

3. Провести экономический расчет.

4. Изготовить изделие.

Понятие аппликация

Это изготовление картины, рисунка, орнамента на ткани или бумаге посредства наложения частей, фигурок, узоров или целых картин из бумаги, ткани, листочков, соломки, бересты, пуговиц, паеток и других материалов. Кусочки можно приклеить или пришить. Основа - фен для аппликации подбирается в зависимости от фактуры и цвета изображения. Чаще всего используют цветной картон или плотную бумагу - обычную или бархатную. Размер и формат фона зависит от масштаба и темы композиции. Аппликация может быть предметной, декоративной и сюжетной; одноцветной или многоцветной. Аппликации используют для украшения ремонта одежды, портьер, салфеток, постельного и столового белья, для изготовления панно и других деталей инвентаря.

Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища. Чаще всего встречается обколка контура изделий сквозными точками. Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить ее. Позже стали использовать кусочки кожи, меха, войлока других оттенков и цветов для украшения одежды. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация.

Кого и что изображали люди в аппликации? Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни. Со временем аппликация становилась все более разнообразной по использованию материалов. Кроме кожи и войлока, применяются цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя - бархат, атлас, шелк.

С изобретением бумаги в моду входят бумажные аппликации-силуэты, которые вырезались из темной бумаги. Плоские профильные силуэты были популярны как у знатных, так и бедных людей. Силуэтные изображения стали предметом искусства, из бумаги вырезались целые сценки-иллюстрации, батальные и бытовые сюжеты. Это были высокохудожественные, тонко выполненные изображения. Не только профессиональные художники занимались силуэтной аппликацией. На протяжении многих веков искусство бумажной вырезной аппликации жило в народе. В настоящее время делают бумажные силуэты - вытинянки, или вырезанки. Выполняют их ножницами без предварительного рисунка. Последовательность над работой всегда постоянна. Прежде чем приступить к работе, необходимо нарисовать эскиз будущей аппликации и установить ее размер. Если речь идет об аппликации в виде панно, полезно при этом учитывать место ее будущего расположения и способ крепления. Образцами для аппликаций могут послужить иллюстрации из журналов, открыток, предметы декоративно-прикладного искусства. В ряде случаев может возникнуть необходимость увеличить или уменьшить рисунок. За этим следует подбор бумаги или других материалов, вырезание деталей и изображений, раскладывание их на фоне, наклеивание и высушивание.

Наклеенную аппликацию кладут под груз. Клеящие составы, за исключением резинового клея, обладают свойствами стягивания бумаги при высыхании. Поэтому груз накладывают сразу по окончанию работы. Аппликация из ткани особенно хороша на детской одежде, в оформлении уголков для игры, при изготовлении ковриков, дорожек, салфеток, подушек, гобеленов. Аппликации из ткани крепят двумя способами: приклеиванием и пришиванием. Приметанные фигуры обшивают по краям мелкими частыми стежками шнуром подходящей толщины или различными швами на швейной машине. При изготовлении ковриков, картин, панно или вещей, не подлежащих частой стирке, используют приклеивание - более быстрый и менее трудоемкий способ. В аппликации на ткани применяют такие клеящие составы: клейстер из картофельной муки, синтетический клей БФ-2, ПВА и полиэтиленовую пленку. При использовании полиэтиленовой пленки вырезанный из нее кусок подкладывают под приклеиваемую форму и сверху проглаживают горячим утюгом. Детали из ниток, меха, пряжи, ворса можно приклеивать, смочив их в растворе клея ПВА с водой.

История аппликации

В декоративно-прикладном искусстве многих народов мира встречаются изделия украшенные узорами, которые составлены из кусочков соломенной ленты. Самые старые из изделий украшенных аппликацией соломкой и хранящиеся в музеях, относятся к 18-началу 19 веков. В это время стало активно проявляться стремление сельских жителей украсить свой быт декоративными изделиями. Сельские мастера, ориентируясь на изделия профессионального искусства, создавали свои произведения из доступных материалов, придумывая собственные технологии.

Свое происхождение искусство аппликации соломкой ведет от интарсии (вида инкрустации мебели) и мозаики. Эти техники применялись для украшения дорогой мебели и других предметов кусочками ценных пород дерева, кости, перламутра, металла. Недоступные редкие материалы народные мастера заменили не менее красивой, но дешевой и доступной соломкой. Тонкую соломенную ленту, почти не выдававшую свою толщину, достаточно было аккуратно наклеить на поверхность, чтобы получить желаемый эффект от нарядного светящегося декора. Так возникла аппликация соломкой.

Во времена своего возникновения и развития аппликация соломкой применялась для украшения двух родов изделий: из дерева - мебель, небольшие деревянные бытовые вещи и из ткани - настенные ковры. Разное качество и размеры декорируемых поверхностей, в одном случае твердое дерево и небольшая поверхность, во втором, мягкая ткань и значительные размеры ковра, привели к образованию двух направлений в аппликации соломкой: аппликация геометрическими и аппликация криволинейными элементами.

Плавные линии и очертания криволинейных композиций очень непохожи на кристаллические россыпи орнаментальных геометрических.

Чтобы получить большие элементы криволинейных композиций (лепестки цветов, листья), соломенные ленты наклеивали одну к другой на бумагу. Затем, из полученных пластов, вырезали элементы необходимых форм и размеров.

Геометрические элементы, для композиций, выполняемых в технике геометрической аппликации, отсекали сразу от соломенной ленты. Ее небольшая ширина и прямые волокна не позволяли получать какие-либо другие формы и размеры.

В технике криволинейной аппликации соломкой изготавливали большие настенные ковры, на которых симметрично размещали изображения голубей, оленей, букетов, которые обрамляли гирляндами из побегов растений, листьев и цветов.

Стилизованными растительными узорами и орнаментами из геометрических элементов, украшали деревянные сундучки, рамочки, пасхальные яйца, игрушки.

Народные мастера, чтобы придать своим изделиям больше нарядности и праздничности использовали подкрашенную в яркие цвета соломку. Украшенные аппликацией деревянные поверхности покрывали лаком, для увеличения цветового контраста между узором из соломки и темным фоном, а так же для закрепления соломки на поверхности.

Украшенные аппликацией разнообразные бытовые деревянные изделия встречались на Беларуси в середине 20 века. Однако они исчезли.

Возрождение ремесла и его развитие началось на Жлобинской фабрике инкрустации, открытой в 1961 году. Инициатором организации промысла были местная мастерица В. Дехтяренко и ее муж М. Дехтяренко. Традиции народного искусства геометрической аппликации мастера взяли на основу своих изделий. Они разработали технологию окрашивания и наклеивания соломки, придумали образцы изделий, главным образом сундучки разнообразных форм. В 1960-1970-е годы промысел начал развиваться особенно интенсивно. Вслед за фабрикой в Жлобине открылся\ цех по выпуску изделий украшенных геометрической аппликацией на Брестской фабрике художественных изделий. Белорусская соломка получила широкую известность не только в республике. В промысел пришли работать талантливые художники. Много новых приемов внесли в традиционное искусство В. Басалыга, и многие художники.

Настенные ковры, украшенные криволинейной аппликацией, встречались в интерьерах деревенских домов еще в 1970-е годы. В настоящее время их можно увидеть только на выставках народного творчества и в музеях. Продолжением традиции изготовления настенных ковров, украшенных аппликацией из соломки, стали декоративные панно. На них, искусными руками современных мастеров и художников, выложены из соломки композиции в виде роскошных букетов цветов, животных, птиц.

Современная аппликация соломкой обогащается новыми темами и технологиями. Популярны среди современных мастеров и художников темы декоративных панно с архитектурными памятниками Беларуси. Разрабатывают разнообразные сюжетные композиции на темы народных праздников, сказок, поверий. Поиск новых композиционных решений, согласующихся со взглядами современного человека его мировоззрением, отличают работы современных мастеров и художников от работ народных мастеров. В своих работах авторы ищут новые декоративные приемы, сочетая соломенную лепку с объемным плетением из соломки, со стеклом, текстилем, керамикой.

Классификация:

По материалам:

Аппликация из соломы прекрасно вписывается в интерьер современных помещений. Сувениры, декорированные соломой, приятный подарок. Это могут быть картины, орнаментальные полоски-закладки для книг, рамки, шкатулки, поздравительные открытки. С другой стороны, изготовление аппликации из соломы - занятие, вырабатывающее терпение и аккуратность, строгую технологическую последовательность выполнения работ.

Цветовая гамма соломы довольно разнообразна (имеется до 100 оттенков), для аппликации употребляют соломенные ленты, получаемые горячим и холодным способами. Горячий способ заключается в том, что горячим утюгом проглаживают бумагу, под которую подкладывают соломины. Получаются узкие плотные соломенные ленты. Аппликация из таких лент выпуклая, рельефная.

Приемом аппликации можно выполнить декоративное панно, картину или оформить интерьер комнаты. Наклеивая различные по величине квадраты на контрастный фон, можно получить оригинальные орнаменты. Подойдут бумага, самоклеющаяся пленка, искусственная кожа, клеенка.

При холодном способе соломину разрезают вдоль ствола и проглаживают кольцами ножниц с сильным нажимом на них. Полученные таким способом ленты приобретают еще большую эластичность и блеск, чем при горячей обработке. Желто-золотистый цвет соломы получают при кипячении ее в растворе пищевой соды, а розоватый оттенок - в марганцовокислом калии. Для окраски соломы в яркие тона применяются анилиновые красители для тканей. Способы окраски указаны на пакетах с красителями.

Материал, предназначенный для фона, должен быть плотным (фанера, оргалит, картон, пластмасса). Для аппликации из соломы пригодны казеиновый, столярный и быстро высыхающие синтетические клеи. При изготовлении аппликации, заготовленные по цвету и размеру соломины можно сразу приклеивать на фон по определенному рисунку. Проще выклеить на отдельных листах детали, тщательно их обрезать, потом наклеить на фон и высушить под грузом.

Аппликация из цветов, трав, листьев, так называемая флористика, все больше приобретает широкую популярность. Работа с природным материалом всегда увлекательна, полезна и интересна. Подготовить растение для выполнения из них аппликаций можно по-разному: засушить их под прессом или высушить горячим утюгом - на стопу газет кладут листья, сверху покрывают еще одной газетой и проглаживают с двух сторон. Листья высыхают в течении 2-3 мин.

Для фона используют ткань, бархатную бумагу темных или пастельных тонов. Белая бумага тоже может быть использована, она хорошо подчеркивает тончайшие оттенки растений. Композиции из больших листьев прекрасно смотрятся на фоне из фактурного картона, сурового полотна. Для композиций с использованием множества мелких деталей можно применить шелк, блестящие синтетические ткани, пленки.

Для приклеивания наиболее приемлем клейстер из картофельного крахмала, так как он не оставляет пятен на изделиях. Синтетическими клеями хорошо приклеивать тонкие лепестки, травинки и другие детали, а плотные листья - казеиновым клеем, резиновым и ПВА. Клеящие составы наносят на обратную сторону растений.

По способу изготовления:

массового производства;

природного происхождения.

По использованию:

функциональное изделие;

эстетическое;

эмоциональное.

По стоимости:

недорогое изделие;

символическая себестоимость;

По адресации:

личностное изделие;

индивидуальное;

массовой адресации.

По назначению:

для украшения комнат;

для продажи;

для подарка.

По направлениям:

исторические;

географические.

Организационно-подготовительный этап

  1. Обоснование проблемы и потребности

Учителем перед нами была поставлена задача: подготовить творческий проект на интересующую нас тему, используя знания и умения, полученные на уроках технологии. Т.к. я увлекаюсь дизайном интерьера и декоративно-прикладным искусством, меня очень заинтересовала идея реализации моих замыслов в обустройстве моей комнаты. Одну из этих идей я решила описать в этом проекте.

  1. Предпосылки выбора модели изделия

Изначально моя наволочка из ткани (аппликация) должна вносить уют и эстетику в интерьер комнаты.

Аппликацию изготавливают различных видов ткани. От дорогих шелков до дорогих материалов, различными способами. Все зависело от материальных доходов заказчика.

Изучив литературу, обсудив возможные варианты с близкими, я решила, что моя наволочка должна украсить комнату моих родителей. При изготовлении аппликации используем технику объемного торцевания. Т.к. это требует наименьших финансовых затрат для бюджета нашей семьи.

Нами были рассмотрены несколько вариантов стилей изготовления наволочки.

Мой выбор пал на пятый варианте. Он дает возможность в дальнейшем корректировать дизайн всей комнаты в том иди другом, придает комнате романтичности и уединенности.

  1. Варианты моделей изделия

Вариант 1.

Вариант 2.

Вариант 3.

Вариант 4.

Вариант 5.

Конструкторский этап

Выбор лучшей идеи. Обоснование выбора

Рассмотрим изделия из различных материалов. Знаком «+» отметим удовлетворение предъявляемых требований, знаком «-» - неудовлетворение.

Дизайн - спецификация

Салфетка должна:

Модель № 1

Модель № 2

Модель № 3

Модель № 4

Модель № 5

Быть полезным и практичным

Быть относительно небольшого размера

Выполнено из недорогих, доступных и экологически чистых материалов

Сохранять свои начальные качества

Быть устойчивым к внешней среде

Отвечать требованиям пропорциональности форм и линий (требования дизайнам)

Легко отличаться от других благодаря определенному дизайну

Быть несложным в изготовлении

Не представлять опасности для окружающих

Вызывать положительные эмоции

Технологический этап

ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ АППЛИКАЦИИ ИЗ ПУГОВИЦ (ПАЕТОК) ПО ТЕХНОЛОГИИ ОБЪЕМНОЙ АППЛИКАЦИИ

Оборудование: ножницы, карандаш, пуговицы разных цветов и размеров, декоративные украшения (паетки), кусок ткани размера 30 х 40 см из габардина черного цвета, или кусочек кожи, клей для склеивания пластмасса или кож изделий; можно использовать пистолет с силиконовыми палочками; пинцет.

Ход работы.

Для изготовления декоративной наволочки нам понадобится:

Пуговицы (я выбрала белые так, как они будут больше сочетаться с тонами черного и золотистого цвета);

Кусочек кожи (черный) для трафарета мужского и женского силуэта;

Клей, желательно для пластмасса или изделий из кожи.

Для изготовления силуэтов нам понадобится картон с трафаретами мужчины и женщины. Лицевую сторону лучше выбрать ту которая блестящая, на ее фону будут лучше смотреться пуговицы и паетки.

Вырезав трафареты силуэтов, мы приклеиваем их на основу наволочки. Для того чтобы наволочка не склеилась, во внутреннюю часть мы подкладываем картон.

Приклеив трафарет, мы оставляем его на 20-25 минут для высыхания.

Пока трафарет высыхает, мы подбираем пуговицы для изготовления женского платья. Пуговицы могут быть не только больших, но и средних, и малых размеров.

Теперь берем наволочку с изображением женского силуэта. И поочередно выкладываем пуговицы: нижний ряд - больших размеров, а верхний - для закрытия пространства наклеиваем пуговицы средних и малых размеров.

Для изготовления мужского силуэта, мы будем использовать паетки. Процесс приклеивание, такой же, как и в изготовлении наволочки с женским силуэтом.

Наши декоративные наволочки готовы.

Теперь их можно надеть на маленькие подушечки, что будет служить очень интересным декоративным изделием для комнаты.

Заключительный этап

  1. Самооценка

Изготовленная мною наволочка получилась нарядной, яркой. Конечно, в процессе выполнения работы я встречалась со многими трудностями, но, как мне кажется, я справилась с ними. Небольшая наволочка, сделанная мною, может служить не только украшением диванной подушки в интерьере комнаты моих родителей, но и при случае служить игрушкой для маленьких детей.

  1. Экономический расчет

Стоимость наволочки для диванной подушки, выполненной в технике объемной аппликации можно вычислить следующим образом: Стоимость ткани не учитываем, так как используем остатки ткани, используемых для изготовления других швейных изделий.

Наименование используемых материалов

Цена (руб.)

Расход материалов

Затраты на материалы

Наволочка

Кусочки кожи

Пуговицы б/у

Силиконовая палочка

Несмотря на довольно незначительные материальные затраты, я получила нарядную наволочку, которая украсит интерьер комнаты моих родителей, причем за гораздо меньшую стоимость, чем пришлось бы мне заплатить при покупке аналогичного изделия в магазине.

  1. Трудозатраты

На изготовление декоративной наволочки я потратила времени 4 часа.

На выкройку деталей - 1 ч. (2 руб. в час) 2 рубля;

Отутюживание - 10 мин (3 руб. в час) 50 копеек;

Приклеивание пуговиц и паеток - 2часа (3 руб. в час) 6 рублей.

  1. Экологическое обоснование

Моя работа не требовала использования большого количества ресурсов: энергозатрат, сложных инструментов, дорогостоящих материалов, энергоёмкого оборудования. При создании своего проекта я пользовалась ножницами, клеем, пинцетом и считаю, что никакого ущерба окружающей среде не было нанесено.

Лоскутки кожаной ткани, как бережливая хозяйка, дала мне мама, они остались у нее, после изготовления швейных изделий, а также я использовала для работы вещи, которые уже непригодны для носки. Тем самым не пришлось их выбрасывать, следовательно, не был нанесен ущерб окружающей среде, а вещи получили вторую жизнь.

Изделия из лоскутков ткани позволяют добиться безотходного производства, так как для работы могут понадобиться даже самые маленькие лоскутки. Тем самым мы приносим пользу окружающей среде, не загрязняя ее.

  1. Защита проекта

Учителем перед нами была поставлена задача: подготовить творческий проект на интересующую нас тему, используя знания и умения, полученные на уроках трудового обучения. Т.к. я увлекаюсь дизайном интерьера и декоративно-прикладным искусством, меня очень заинтересовала идея реализации моих замыслов в обустройстве комнаты моих родителей. Одну из этих идей я решила описать в этом проекте.

Нами было рассмотрено несколько вариантов стилей оформления декоративных наволочек.

Мой выбор пал на пятый вариант. Он дает возможность в дальнейшем корректировать дизайн всей комнаты в том или другом направлении.

Обсудив проблему с материалом, я решила, что при изготовлении декоративной наволочки можно использовать остатки ткани, б/у пуговицы, старые бусы, простыни, наволочки.

В процессе выполнения работы я старалась выполнить изделие аккуратно и качественно. Мне было важно, чтобы мою работу оценили родители и подруги. Что позволило бы мне продолжить дальше заниматься изменением интерьера комнаты. Считаю, что со своей задачей справилась. А при изготовлении следующих изделий учту и исправлю те ошибки, которые были допущены при выполнении данной работы.

Я надеюсь, что успею изготовить еще несколько декоративных наволочек в качестве подарка для своей подруги.

Считаю, что несмотря на развитие высоких технологий нашей промышленности, работающей с современными материалами, такое изделие своими руками может выполнить любой школьник в подарок своей семье.

Ты сладко спать сегодня будешь,

И мой подарок не забудешь.

Ведь я сошью тебе подушку,

Заметь: подушку, не игрушку.

Сны будут яркие на ней,

А во дворе всё зеленей.

Расскажешь мне, тебе же как спалось,

И что во сне сейчас сбылось.

Елизавета Чусовитина
Проект «Аппликация из ткани»

Проект на тему : «Развития творчества дошкольников через аппликацию из ткани ».

Продолжительность проекта : с февраля 2015 г. по март 2015 г. (краткосрочный)

Тип проекта : Творческий.

Участники проекта : воспитатель, дети средней группы.

- Возраст детей : 4-5 лет.

Актуальность проекта

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, т. к. они определяют прогресс человечества. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет свое отношение к жизни и свое место в ней. Развитие способностей и творчества является специфичной особенностью человека, которая даёт возможность не только использовать действительность, но и видоизменять её.

Народное декоративно-прикладное искусство – это неиссякаемый источник радости, творчества, вдохновения.

В своем поиске художественно-эстетических идей я обратилась к лоскутной аппликации . Этот вид декоративного искусства не заслуженно забыт педагогами, между тем он содержит богатейшие возможности для формирования чувства прекрасного у детей дошкольного возраста. В самом названии «Веселый лоскуток» уже заложена мысль о введение ребенка в мир творчества и фантазий.

Изделия из лоскутков сегодня так же популярны, как и много лет назад. Дизайн и изготовление таких изделий – это и полезное, и приятное занятие. Некоторые традиционные узоры изделий уже сотни лет, продолжают свою жизнь и ложатся в основу новых интерпретаций. Эти яркие и радующие глаз и душу изделия эмоционально близки и понятны детям, создают благоприятные условия для формирования творческих способностей.

Разновидность аппликации из лоскутков , ее отличие от лоскутного шитья в том, что детали не сшиваются и приклеиваются на основу или фон. Во всех остальных моментах, таких как подбор ткани по цвету , характеру рисунка (более выразительно в таких работах выглядят ткани с мелким рисунком , свойства материала (наиболее предпочтительна в работе ткань из ситца и бязи , аппликация похожа на лоскутное шитье.

Предлагаемая тематика аппликационных занятий служит подготовительным этапом к лоскутному шитью. На этих занятиях дети знакомятся со свойствами ткани , учатся различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, ориентировать в системе узора и в пространстве сюжетной композиции. Каждый ребенок практически усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии.

Из самых простых фигур – треугольников, квадратов, полос – составляет много различных по построению композиций узора. Путем сочетания разных фигур создаются аппликации с изображением насекомых, птиц, животных. У ребенка целенаправленно формируется чувство цвета, умение комбинировать, используя многообразие расцветок ткани . На первом занятии цветовые отношения делятся на темные и светлые, далее на плавные и контрастные, на теплые и холодные.

Цель : научить ребят творчески мыслить, свободно проявлять себя в различных видах деятельности, используя богатые возможности лоскутной аппликации . При выполнении работ необходимо научить детей не копировать готовые образцы, а по возможности работать творчески : что-то дополнять, изменять в цвете, размере.

Задачи проекта :

Обучающие :

1. Формировать у детей интерес к данным направлениям декоративно-прикладного искусства;

2. Обучать детей навыками работы с шаблонами геометрических фигур, элементов растительных фигур и фигур животных, а также архитектурных сооружений;

3. Формировать первоначальные навыки лоскутной аппликации .

4. Научить детей создавать эскизы будущих сюжетных композиций самостоятельно.

Развивающие :

1. Развивать творческую фантазию, используя богатые возможности лоскутной аппликации ;

2. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные :

1. Воспитывать у детей аккуратность при выполнении аппликации ;

2. Воспитывать у детей усидчивость при выполнении работы.

Ожидаемые результаты :

для детей

Повысится уровень эмоционального благополучия воспитанников;

Будут проявлять большую самостоятельность, инициативу, фантазию;

Научаться планировать свою работу и самостоятельно выбирать способы ее воплощения;

Научаться сочетать нетрадиционные технологии для создания законченного образа;

Смогут давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;

Проявят желание участвовать в выставках внутри ДОУ, в конкурсах на разных уровнях.

для педагогов

Создадут систему работы с детьми по развитию творчества дошкольников через аппликацию из ткани ;

Расширится педагогическое сотрудничество в вопросах художественно-эстетического воспитания детей;

Повысится уровень профессионального мастерства педагогов.

Этапы реализации проекта :

Поиск, изучение и обработка информации

(подготовительный этап) - определение цели и задач проекта ;

Работа с методической литературой по данной проблеме;

Просмотр материалов по нетрадиционным техникам изображения;

Создание предметно-развивающей среды

Познакомить детей со свойствами ткани ;

Познакомить детей с аппликацией из лоскутков ; Февраль 2015 г.

Работа над проектом (основной этап) - реализация поставленной цели и задач с использованием игровых технологий, элементов психогимнастики, изотерапии, аппликации . Февраль 2015 г.

Заключительный этап -оформление результатов;

Презентация проекта . Март 2015 г.

В ходе работы закрепляются с детьми такие правила :

Рисунок переводить только на изначальную сторону, чтобы лицевая оставалась всегда чистой;

Ножницы лучше применять с закругленными концами и разработанными рычагами; ножницы не должны быть слишком длинными;

При работе ножницами не размахивать, не играть ими, потому что это режущий предмет и обращаться с ними нужно осторожно;

Начиная наклеивать, нужно положить деталь на специальную клеенку, изначальной стороной вверх;

На кисть набирать небольшое количество клея, наносить клей тонким слоем на всю деталь, обращая внимания на то, чтобы хорошо были смазаны края;

На отдельные детали, создающие полуобъем, клей наносить только на определенные части, чаще на края детали, оставшиеся части слегка отгибать или приподнимать над поверхностью работы;

Смазанную клеем деталь прикладывать к намеченным заранее точкам, слегка разглаживать, затем покрывать деталь салфеткой и притирать к фону, плотно его придерживая;

Удобнее на большую деталь наклеивать меньшую, при этом следить за чистотой лицевой стороны;

После окончания работы плоскостную аппликацию лучше положить на ровную поверхность, закрыть чистой бумагой и прижать грузом. Через некоторое время груз снять. Аппликация готова .

Наряду с выполнением индивидуальных работ большое внимание необходимо уделять коллективным работам, общий результат которых всегда богаче по содержанию и красочнее по цветовому решению, чем индивидуально выполненные работы. Наиболее простая и часто применяемая форма коллективных работ состоит в том, что каждый ребенок выполняет порученное ему задание индивидуально, а затем все части объединяются в единую композицию. Другой формой взаимодействия являются составление несколькими подгруппами общей композиции из отдельно выполненных частей. Ценность коллективных работ состоит в том, что они объединяют детей, так как всем предлагается одна тема, общая цель, и дети заинтересованы в общем результате, более того, они – равные исполнители одной работы.

Возможности аппликации из лоскутков неисчерпаемы, в них заложены элементы плоскостного конструирования, основы цветоведения, способствующие формированию художественного вкуса, чувства прекрасного.

Материалы для аппликации из ткани

Ткань . Для работы используется ситцевая ткань (бязь, густо накрахмаленная, пропитанная клеем или приклеенная на кальку (ткань , подготовленная таким образом, лучше всего подходит для работы с детьми в технике текстильного коллажа). Кальку, нарезанную кусками определенного размера, густо покрывают клеем ПВА, дают просохнуть и затем сверху кладут лоскут ткани и приглаживают раскаленным утюгом. Калька и ткань должны приклеиться друг к другу. Подготовленная таким образом ткань хорошо режется ножницами, клей не оставляет на лицевой стороне пятен, на изначальной стороне (на стороне кальки) легко обводить шаблоны. Если ткань отклеилась от кальки – ее приглаживают утюгом.

Основа. В качестве основы для работ может служить лоскут однотонной ткани или ткани в мелкий рисунок , а также в качестве основы можно использовать лоскут холста или мешковины.

Клей. Большое значение имеет качество клея. Самым лучшим и удобным клеем для работы является клей ПВА. Если он загустеет, то его следует разбавить холодной водой до концентрации жидкой сметаны.

Ножницы. Лезвия ножниц должны свободно раздвигаться, туго раскрывающиеся ножницы натирают пальцы, а слабо закрепленные при резании мнут ткань , на месте разреза появляется бахрома.

Шаблон. При выполнении работ в технике текстильного коллажа применяются шаблоны. Для их изготовления используется плотный картон. Грифель карандаша при обводке шаблона плотно прижимают к его краю.

Карандаш. Для работы используется карандаши средней мягкости «ТМ» , «М» , «2М» . Работают только правильно заточенным карандашом.

Перспективное планирование работы по аппликации из ткани на 2014-2015 учебный год

Месяц Образовательная область Непосредственная образовательная деятельность Программное содержание

Февраль Познание Беседа о ткани (ситцевой) . Познакомить детей со свойствами ткани .

Художественное творчество Аппликация : «Ванины помощники» Познакомить детей с аппликацией из лоскутков ; закреплять умение составлять из частей целое, навыки коллективной деятельности.

Февраль Художественное творчество Аппликация «Цветик-семицветик» Развивать у детей фантазию, творческое воображение; закреплять знание цвета.

Художественное творчество Аппликация : «Красивая посуда» Развивать творческие способности детей, ассоциативное мышление, фантазию; формировать понятие об узоре (орнаменте, его элементах, умение располагать элементы композиции, учитывая соотношения их с изображением; воспитывать аккуратность.

Март Художественное творчество Аппликация : «Бабочки» Воспитывать у детей любовь к природе, умение видеть прекрасное, используя яркие цвета, передать красоту бабочек, плавные изгибы крылышек, симметричность форм; развивать воображение, самостоятельность, умение сделать выбор и довести начатую работу до конца.

Художественное творчество Открытое занятие : Аппликация «Кто не спрятался…» Воспитывать у детей интерес к образу зверей; вызвать желание создавать зверей из геометрических фигур умение работать с шаблоном и ножницами.

Творческий проект «АППЛИКАЦИЯ» Работу выполнила: ученица 6 «б» класса МОУ «Зензелинская СОШ» Умерова Лилия Руководитель: Абдурахманова Б. М уч. год




В нашем доме хранятся вещи, вышитые, связанные и украшенные моей бабушкой. Прекрасные изделия до сих пор хранят тепло её рук и сердца, а в свое время они были сказочными украшениями простого сельского дома. Написать картину с помощью иголки, клея и цветных лоскутков дело весьма увлекательное. А если найдутся кусочки меха, кожи, замши, пуговицы и шнурки, то можно создать множество забавных сюжетов. Сегодня мне хочется удивить своих родных работой сделанной своими руками, и в частности, представить на обозрение панно «Бабочка в камышах».


Эта идея возникла у меня после просмотра журнала «Лена» г.. Рисунок показался мне не сложным, но очень красивым и я подумала, что справлюсь с ним. Схемы для вышивки в журнале не было, была только фотография, но желание сделать эту работу было огромным. Я решила использовать для этого сюжета технику аппликации. С ней мы знакомились на уроках технологии, изготавливали прихватки по несложным схемам. Здесь я рассчитывала на помощь моего учителя.


Историческая справка Аппликацией называется вид рукоделия, при котором рисунок создается посредством пришивания фрагмента определенной формы на материал служащей основой. Аппликация в переводе с латинского обозначает прикладывание. В отличие от лоскутного шитья, при котором отдельные элементы, соединяясь, создают новое полотно, в аппликации рисунки накладываются на уже готовый фон. Происхождение этого вида рукоделия было обосновано сугубо утилитарными потребностями – необходимостью ремонтировать одежду. Впоследствии аппликация превратилась в экстравагантный вид прикладного искусства. Аппликация тесно связана с лоскутным шитьем и стежкой. Вырезанные элементы порой выглядят более выразительно, чем составленные и з лоскутков, к тому же техника стежки позволяет прорабатывать мелкие детали аппликации. В аппликации существует множество техник, с помощью которых фрагмент можно расположить и закрепить на фоне-основе. Аппликация Ручная машинная клеевая или термоаппликация




Клеевая или термоаппликация подразумевает большую аккуратность, хорошее зрение и усидчивость, но не потребует специальных приспособлений для работы и большого количества тканей. Для ручной аппликации необходимы определенные навыки шитья. Для машинной аппликации – наличие машины и соответствующих инструментов. Для аппликации можно использовать кусочки бумаги и ткани, листья и засушенные цветы, крылышки ясеня и клена, соломка и обрезки кожи. Основой для их наклеивания служат бумага, картон, ткань, стекло, пластмасса, дерево и фанера. При этом рисунок, получается, по фактуре совсем другой, нежели тот, который бывает, нарисован карандашами, красками или фломастерами. При аппликации он оказывается немного выпуклым, более сочным, отчетливым и ярким. Вот почему техника выполнения работ в данной манере всегда являлась привлекательной и для детей и взрослых. Аппликация украсит практически любую одежду – от футболки до пальто. В различных регионах мира сложились свои техники аппликации.Они составляют часть национальных традиций рукоделия.




Я выбрала рисунок «Бабочки в камышах». На рисунке камыши, соцветия рогоза (местное название «чакан»). Бабочки резвятся действительно в камышах. Готовим рабочее место. Соблюдаем правила техники безопасности при выполнении ручных работ и при работе на швейной машине.


В работе мне понадобится ткань для основы - холст. Для аппликации: Ткань трикотаж коричневого цвета; Ткань оранжевого цвета; Ткань темно-зеленого цвета; Ткань бархатная темно-коричневого цвета; Ткань хлопчатобумажная с рисунком «бабочки»; Нитки подходящего цвета.








Пристрочила все детали швом «зигзаг» Из коричневого бархата, с большим запасом скроила соцветия рогоза разместила на рисунке, внутрь положила кусочки синтепона и вручную пришила Бабочек вырезала из готовой хлопчатобумажной ткани и вручную пришила. Стоимость изделия невелика, т.к. все материалы для работы я нашла дома. Холст для основы -из сундука бабушки. Я думаю лучшей рекламой такому труду будут народные поговорки: « Не учись безделью, а учись рукоделью. Маленькое дело лучше большого безделья. Друзья! Стремитесь создавать красоту своими руками. И мир станет КРАШЕ!


Самооценка. Моей целью было вызвать удивление и восхищение своей работой. Также в процессе изготовления, мне пришлось учиться работе с различными материалами, в частности с трикотажем, создавая свою, более сложную композицию, чем на представленном рисунке. Я многому научилась, выполняя эту работу. Изделие готово! Надеюсь, моя работа понравится окружающим.Она несет частичку моей души. В моей комнате стало уютнее и даже теплее.