Проект «Мой город - Пермь. Интерактивное пособие-скатерть для детского сада

«День рожденья Пермского края».

Социально-бразовательный.

Участники проекта: Тетенова А.А.

Целевая группа: дети старшей группы и их родители.

Четвертая и пятая неделя ноября 2016 года.

Проблема: отсутствие знаний о культурных традициях родного края.

Ознакомление с культурными традициями родного края.

Продолжить знакомить с культурой народов Пермского края: особенностями традиционной одежды, играми, фольклором, музыкой.

Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям.

Развивать художественные способности.

Воспитывать интерес, уважительное отношение к народным традициям, культуре народов Пермского края.

Воспитывать гордость за родной край и его жителей.

Оформление картотеки народных игр.

Изготовление альбома «Родной край».

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Художественно-речевая деятельность детей в детском саду: Материалы методического обеспечения региональной программы по развитию речи дошкольника. Часть 1. / Сост. Л.В. Ворошнина, - Пермь: издательство Пермского государственного педагогического университета, 1994. - Художественно-речевая деятельность детей в детском саду: Материала методического обеспечения региональной программы по развитию речи дошкольника. Часть III. / Сост. Л.В. Ворошнина, - Пермь: издательство Пермского государственного педагогического университета, 1994. - Человек и природа в народной культуре. Приложение к программе Л.В. Любимовой «Поэтика народной культуры»: Методические разработка /Ав.-сост. Л.В. Любимов, О.В. Голдобина и др. – Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2004 – 156 с.

Воспитатель.

Данный проект реализуется на средства воспитателей и добровольных пожертвований родителей.

Куклы в народных костюмах, иллюстрации, альбом, бумажные салфетки, акварельные краски, кисточки для рисования, цветные карандаши, альбом о Березниках, красные флажки.

Ноябрь. 4 неделя.

Организационно-диагностический этап:

1. Опрос детей с целью выявления знаний детей о родном крае.

2. Выбор темы и разработка проекта.

3. Подготовка теоретического материала и разработка досуга.

Ноябрь. 5 неделя.

Практический этап:

Пополнение развивающей среды.

Изготовление картотеки потешек народов Пермского края.

Изготовление картотеки народных подвижных игр.

Изготовление альбома «Пермский край».

Работа с детьми.

Социально-коммуникативное развитие.

Н-п/ игра «Наша Родина».

Развлечение «Все народы в гости к нам».

Речевое развитие.

Слушанье песен о дружбе.

Чтение книги «Сто серебряных коней».

Рассказывание татарских и удмуртских народных сказок.

Художественно-эстетическое развитие.

1. Рисование «Народные орнаменты».

2. Раскрашивание «Костюмы народов Пермского края».

Слушание народной удмуртской, татарской, коми-пермяцкой музыки.

Познавательное развитие.

Беседа «Народные костюмы».

Рассматривание альбома «Пермский край».

Рассматривание карты пермского края.

Физическое развитие.

Подвижные игры народов Пермского края.

Речевое развитие.

Заучивание коми-пермяцкой потешки «Воробей».

Взаимодействие с родителями.

Советы родителям «Коми-пермяцкая кухня».

Консультация «Азбука народной мудрости».

Обобщающий этап.

Обобщение итогов работы с детьми.

Подготовка отчета о проделанной работе и оформление материалов.

Количественные.

Составление конспекта досуга.

Оформление картотеки народных потешек.

Оформление картотеки народных подвижных игр.

Качественные.

Итоговым результатом являются первоначальные представления детей о культурных традициях родного края.

Расширение представлений детей о народах, проживающих в Пермском крае

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №369» г. Перми

Проект

«Природные чудеса Пермского края».

Воспитатель

Редькина С.Л.

Пермь

2017 год

Информационная карта

Редькина Светлана Леонидовна

Руководитель проекта

Зобачева Ирина Александровна: руководитель структурного подразделения

Кадры, реализующие проект

Воспитатели, музыкальный руководитель.

Город, район

Г. Пермь, Свердловский район

Адрес организации

Г. Пермь, 614083, ул. Балхашская,203

Телефон

Тел. 241-91-84

Электронная почта

Сайт учреждения

http :// detsad369.caduk.ru/

Вид, тип проекта

Познавательно – исследовательский, краткосрочный, творческий.

Цель, направления деятельности проекта

(реки,горы,заповедники,пещеры) Пермского края.

Краткое содержание проекта

Подбор методического материала. Изготовление дидактических игр. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ.

Место проведения

МАДОУ «Детский сад № 369» г. Перми, ул. Балхашская, 203

Сроки проведения

Сентябрь, октябрь, ноябрь -2017

Количество участников

Детей-32, родители, педагоги - 3

Возраст детей

От 3 до 4 лет

Форма проведения

Познавательные беседы, просмотр видеоматериалов, творческая деятельность детей, чтение художественной литературы, рассматривание альбомов с иллюстрациями природного ландшафта Пермского края.

Продукт проекта

Проект, картотека стихов о Пермском крае; конспекты познавательных бесед, практических занятий с детьми, видео файлы, фотоматериалы. Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Лото», альбом «Мой Пермский край».

Актуальность проекта:

Изучение родного края, воспитание патриотических чувств остается всегда актуальным. Знакомясь с природными богатствами Пермского края, у детей формируется представление о горах, реках, лесах, озерах, пещерах, закладываются основные географические понятия. Проект направлен на развитие познавательно – исследовательской сферы у детей.

Проблема: Зачастую дошкольники не знают о достопримечательностях, особенностях своего родного края. Без изучения ландшафта, истории, природы Пермского края невозможно говорить о патриотическом воспитании в целом. Его основы закладываются именно в дошкольном возрасте. Поэтому так необходимо развить интерес ребенка к исследовательской деятельности, которая способствует становлению целостной картины мира и закладывает основы познания им окружающего мира, формированию представлений о родном крае.

Цель проекта:

Знакомство детей с природными ландшафтами

(реки, горы, заповедники, пещеры) Пермского края.

Задачи проекта:

    Формировать элементарные представления о ландшафте Пермского края;

    Наполнить развивающую предметно - пространственную среду группы фотоматериалами, альбомами для рассматривания, дидактическими играми, художественной литературой;

    Организовать совместную деятельность детей и родителей по реализации темы проекта;

    Воспитывать у детей уважение и интерес к своей родине.

Нормативно-правовая база:

    Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",

    Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года",

    Стратегия развития системы образования города Перми до 2030 года.,

    Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

    Указ Президента РФ от 05.01.2016 № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии (с изменениями на 3 сентября 2016 года)

    Указ Президента РФ от 01.08.2015 № 392 «О проведении в Российской Федерации Года особо охраняемых природных территорий »

Возможные риски и пути их преодоления:

1.Недостаток наглядного материала.

Пути решения: приобретение необходимого материала в специализированных магазинах, на сайтах интернет;

2.Карантинные мероприятия.

Пути решения: повышенный уровень санобработки, профилактика, кварцевание, проветривание.

3Пассивность родителей.

Пути решения: использование активных форм работы с родителями – беседы, консультации.

Планирование работы по реализации проекта.

I этап – подготовительный

Задачи:

    выявить проблемы, формирования цели, задач;

    разработать проект;

    создать условия для реализации проекта, оформления группы;

    пополнить развивающую предметно-пространственную среду (альбомы, дидактические игры, художественная литература, конспекты мероприятий).

Формы работы

Дата

Результат

Ответственные

Выявление проблемы, формирование цели, задач.

Сен-тябрь

Проблема, цели, задачи проекта

Воспитатели

Разработка проекта

Сен-тябрь

Проект

Воспитатели

Поиск идей для оформления группы

Сен-тябрь

Идеи для оформления

Воспитатели

Оформление группы

Сен-тябрь

Оформление в группе

Воспитатели

Наполнение РППС

Сен-тябрь

Альбомы для рассматривания, видеоматериалы, фотоматериалы, художественная литература, дидактические игры

Воспитатели.

II этап – основной этап реализации проекта

Задачи:
  • Сформировать представление у детей о природе Пермского края;

    Развить интерес к познавательно-исследовательской деятельности у детей;

    Организовать совместную деятельность детей и родителей

Формы работы

Дата

Результат

Ответственные

Беседа о природе Пермского края с показом иллюстраций

Ок-тябрь

Конспект

беседы

Воспитатели

Беседа «Самые большие реки и озера Пермского края»

Ок-тябрь

Знание детьми названий рек Пермско-го края.

Воспитатели

ЧХЛ: Владимир Тяптин

«О, Пермский край!»,

«Кама-камушка», Струнова Дарья « О реке Чусовой».

Ок-тябрь

Усвоение содержания сказов детьми

Воспитатели

Рисование: «Река»

Ок-тябрь

Рисунки детей

Воспитатели

Беседа «Высоко в горах»

Ок-тябрь

Знание детьми названий гор Пермско-го края.

Воспитатели

ЧХЛ: «Страна малахита»

Ок-тябрь

Усвоение содержания

Воспитатели

аппликация «Гора»

Ок-тябрь

выставка

Воспитатели

Беседа «Заповедник Басеги»

Но-ябрь

Знание детьми заповедника Пермско-го края.

Воспитатели

ЧХЛ:

«Кунгурская ледяная пещера»

Но-ябрь

Усвоение

детьми содержания произведения

Воспитатели

Лепка: «Волшебный камушек из пещеры»

Но-ябрь

выставка

Воспитатели

Просмотр видеофильма «Природные чудеса Пермского края». Обсуждение просмотренного фильма.

Но-ябрь

Обобщен-ное представ-ление у детей о природ-ных ландшаф-тах Пермско-го края.

Воспитатели

III этап – Контрольно-оценочный

Формы работы

Дата

Результат

Ответственные

Оформление альбома «Пермский край»

Но-ябрь

Альбом

Воспитатели

Фотовыставка: «Мой любимый Пермский край»

Но-ябрь

Стенд

Воспитатели,родители

Итоговое мероприятие

Кунгурская Пещера Ледяная -
Одна на свете ты красавица такая!
Ты - украшение города! Ты - гордость наша!
Ты вечно молода. С годами только краше!

В Кунгурской Ледяной Пещере
Чудеса живут...
Там можно в зиму окунуться
В самую жару...

Можно каменную крысу
Увидать...
И в кромешной тьме
Желание загадать...

Сталактиты... Сталагмиты...
Столбики из льда.
И подземные озера -
Зеркало вода...

У Синюшкина колодца
Словно сказ Бажова...
Ох! Не зря зовут Пещеру
Сказкой ледяною!

Закружило голову
Волшебством...
Мы с экскурсией идем
Под землей...

Мой восторг душевный
Сложно описать...
Чтоб понять, КАК ЗДЕСЬ КРАСИВО!
Надо побывать...

Заповедник Басеги

Живописнее места, наверное, нет!
Среди горной тайги, полной тайны и неги,
Протянулся на полдень красивый хребет –
Потому-то и назван когда-то Басеги*!

Склоны гор каменисты и очень круты,
С них ручьи и речушки в низины стекают,
Серебристые воды хрустальны, чисты
И реку Чусовую собою питают.

Здесь пихтово-еловая дремлет тайга,
Заполняет ложбины, растёт у подножий;
Субальпийские, ближе к вершинам, луга,
А на склонах лес карликовый расположен.

Каменистые россыпи сказочных гор
Сплошь покрыты лишайниками или мхами.
Здесь встречаются волк, горностай, тёмный хорь,
А леса полны рябчиками, глухарями.

Росомаха, косуля, медведь и олень,
Норка, лось, колонок и лесная куница.
В речках ловится хариус или таймень,
А в горах белохвост** или беркут гнездится.

Красотой привлекает нас Средний Урал –
Вековая тайга, рек прозрачные воды!
Сотворив твердь земную, Господь Бог создал
Для людей это дивное чудо природы!

Целью проекта является формирование познавательного интереса к родному городу у педагогов, детей и родителей с помощью инновационных интерактивных технологий – игр и мультфильмов, созданных творческими группами педагогов в компьютерных программах.

Березнева О.Н., Гилева К.В., Куликова К.В.,

воспитатели,

Колчанова Л.П.,

методист

МАДОУ «Детский сад № 238» г.Перми

ПРОЕКТ

«Знакомство с городом Пермь через инновационные технологии»

Продолжительность проекта:

Среднесрочный: 6 месяцев

Тип проекта:

Практико-ориентированный, игровой

Участники проекта:

Дети всех возрастных групп; родители; воспитатели, специалисты, администрация ДОУ.

Сроки реализации проекта:

15.03.2016 г. - 15.10.2016 г.

Цель проекта

Формирование познавательного интереса к родному городу у педагогов, детей и родителей с помощью инновационных интерактивных технологий - игр и мультфильмов, созданных творческими группами педагогов в компьютерных программах.

Задачи проекта

  1. Разработать и создать анимационный мультфильм «Зеленая линия города Перми» на основе программы PowerPoint, настольно - печатные и компьютерно - интерактивных игры по маршруту «Зеленая линия города Перми» для ДОУ.
  2. Повышение компьютерной грамотности педагогов через обучение создания анимационных мультфильмов и интерактивных игр.
  3. Формировать навыки коллективной работы педагогов через вовлечение их в совместную проектную деятельность.
  4. Формирование у детей интереса к родному городу на основе ознакомления с историей и культурой Перми, знакомством с историческими объектами с помощью инновационных интерактивных игр и мультфильмов.

Актуальность темы.

В ДОУ проводятся систематические занятия по программе "Пермячок.ru. Обучение с увлечением" на одном из модулей дети знакомятся с темами: «Как рос город Пермь», «Экскурсия по городу», «Герб города», «Музыка и театры», «Музеи города Перми», «Твоя книжка», «Пермь спортивная», «Народы Перми - одна семья», «Пермь - столица края», «Путешествие по Каме», «Ворота города Перми».

Анализируя полученные данные мониторинга, можно заметить, что требуется активизация деятельности по модулю «Pro-Пермь».

В тематическом плане разработано содержание для детей старшего и подготовительного возраста в соответствии с краеведческими, историческими, национальными особенностями региона. К сожалению модуль «Properm: Прогулки по городу» не доработан до конца: мало анимации, которая способствует повышенной заинтересованности детей при восприятии материала. Также не охвачен младший и средний дошкольный возраст. Благодаря нашим разработкам дети не только старшего и подготовительного возраста будут знакомиться с историей города, но и дети младшего и среднего возраста так же будут во влечены в процесс ознакомления с историей города. Проект направлен на формирование интереса и любознательности к родному городу на основе ознакомления с историей и культурой Перми, по средствам инновационных технологий через мультимедийные и интерактивные развивающие игры, экскурсионную деятельность.

Образовательный процесс осуществляется в игровой форме, способствует развитию основ логического и наглядно-образного мышления, формированию личностных качеств ребенка.

Реализуя проект, мы стремимся обучить педагогов создавать анимационные мультфильмы и игры при помощи смарт - доски. Дети всех возрастов ДОУ познакомятся с разработанными мультимедийными технологиями и расширят свои знания по истории города, что сформирует положительное отношение к родному краю. Мы считаем, что применение инновационных технологий таких как: анимационный мультфильм, пазлы- лего, интерактивные игры вызовут положительный эмоциональный отклик у всех участников образовательного процесса.

План реализации проекта:

  1. Проведение мониторинга знаний детей и родителей о достопримечательностях города Перми на начало проекта. Апрель 2016
  2. Создание мультимедийного мультфильма про пешеходный туристический маршрут «Зеленая линия». Апрель - май 2016
  3. Просмотр мультфильма детьми всех возрастных групп. Июнь 2016г;
  4. Создание настольно - печатной игры - лото «Зеленая линия г. Перми» для детей старшего и подготовительного возраста. Май 2016
  5. Для детей младшего и среднего возраста создание лего - пазлов по объектам пешеходного туристического маршрута «Зеленая линия». Май 2016
  6. Обучение детей правилам настольных игр. Июнь 2016
  7. Создание компьютерно - интерактивных игр с помощью инновационных технологий на смарт - доске. Май 2016
  8. Разработка плана экскурсии. Май - июль 2016
  9. Проведение для старшего и подготовительного возраста небольшой экскурсии по нескольким объектам пешеходного туристического маршрута «Зеленая линия» к Драматическому театру и скульптуре «Пермяк соленые уши». Июнь, август 2016
  10. КВН - игра «город Пермь». Для детей старших и подготовительных групп. Сентябрь 2016
  11. Мониторинг результатов завершения проекта и анализ полученных данных. Октябрь 2016

Этапы работы над проектом:

1 этап - подготовительный.

  1. Выбор темы. Обозначение проблемы.
  2. Изучение методической литературы по истории города и объектах пешеходного туристического маршрута «Зеленая линия» педагогами ДОУ.

2 этап - организация деятельности.

  1. Организация предметно - развивающей среды по проекту.
  2. Распределение обязанностей по реализации проекта между организаторами проекта:
  3. Проведение мониторинга знаний детей о достопримечательностях города Перми на начало проекта. Воспитатели.
  4. Создание настольно - печатных игр. Куликова К.В., родители
  5. Создание компьютерно - интерактивных игр. Куликова К.В., Березнева О.Н., Гилева К.В.
  6. Создание анимационного мультфильма. Березнева О.Н., Гилева К.В.
  7. Разработка плана экскурсии. Куликова К.В.
  8. Разработка КВН - игры г. Пермь. Куликова К.В., Березнева О.Н., Гилева К.В.
  9. Проведение КВН - игры. Куликова К.В., Березнева О.Н., Гилева К.В.
  10. Мониторинг результатов завершения проекта и анализ полученных данных. Куликова К.В., Березнева О.Н., Гилева К.В.
  11. Согласование положений мероприятий и сценариев, сроков проведения с административной командой.

3 этап - осуществление деятельности

Организаторам проекта:

  1. Организация и проведение мероприятий в соответствие с планом проекта.

Воспитателям:

  1. Работа в помощь организаторам в рамках реализации проекта в соответствии с планом.
  2. Организация детей и родителей на мероприятия согласно плану мероприятий.
  3. Пополнение РППС по тематике.

Работа с детьми:

  1. Беседы:

Пешеходный туристический маршрут «Зеленая линия»

Объекты «Зеленой линии»

  1. Обучение настольным играм по историческим объектам «Зеленой линии»
  2. Проведение экскурсии к Драматическому театру и скульптуре «Пермяк соленые уши»
  3. Проведение КВН - игры.

Работа с родителями:

  1. 1 . Привлечение родителей к участию в мероприятиях проекта.

2. Оформление памяток, папок-передвижек, информационных досок пешеходному туристическому маршруту «Зеленая линия».

3. Воспитание положительного отклика и заинтересованности на мероприятия ДОУ.

4 этап - итоговый .

КВН - игра для старшего и подготовительного возраста детей.

Составление аналитического отчёта по проекту. Составление медиатеки по историческим местам г. Перми.

Презентация опыта работы в рамках городских мероприятий департамента образования г. Перми.

Индикаторы и показатели достижения целей и задач проекта

  1. В реализации проекта принимают участие: воспитанники МАДОУ «Детский сад №238», ул. Советская 118; родители воспитанников; сотрудники МАДОУ «Детский сад №238».
  2. Продукты по итогам реализации проекта.
  3. Результаты мониторинга знаний на начало и конец проекта
  4. Анкетирование родителей воспитанников и сотрудников об уровне удовлетворенности проводимых мероприятий проекта.

Дальнейшее развитие проекта

  1. Создание цикла мультфильмов по историческим памятникам г. Перми и истории возникновения г. Перми.

Продукт проектной деятельности

  1. Разработка положений, сценариев мероприятий.
  2. Создание мультфильма объекты «Зеленой линии».
  3. Создание настольно - печатных игр «Зеленая линия».
  4. Создание интерактивных игр при помощи смарт - доски.
  5. Разработка плана экскурсии.
  6. Разработка КВН - игры по теме «город Пермь».

Ожидаемый результат

  1. Сформированный при помощи инновационных технологий интерес и любовь к родному городу Перми у всех участников образовательного процесса.
  2. Разработка и показ анимационного мультфильма детям на основе программы PowerPoint, настольно - печатных и компьютерно - интерактивных игр по маршруту «Зеленая линия города Перми» в ДОУ.
  3. Сформированные навыки коллективной работы педагогов через вовлечение их в совместную проектную деятельность.

Вывод

Вследствие реализации проекта у дошкольников повысится интерес к истории родного города, на основе ознакомления с историей и культурой Перми через инновационные технологии. Дети овладевают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет - г.Пермь; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности, в том числе с помощью средств ИКТ, обеспечивающие социальную успешность ребенку.

Вследствие реализации проекта у детей появится интерес к самостоятельному изучению исторических памятников при помощи созданных настольно - печатных игр и компьюторно-интерактивных игр созданных при помощи ИКТ технологий.

Используемая литература

  1. Выставочный зал г. Перми // http://lines.perm.ru/img/line_4.jpg
  2. Губернский детский приют Е. И. Любимовой - Пермский филиал Уральской академии живописи, ваяния и зодчества // http://lines.perm.ru/img/line_35.jpg
  3. Дом купчихи М. М. Барановой - Земельная кадастровая палата по Пермскому краю // http://lines.perm.ru/img/line_1.jpg
  4. «Зелёная линия» - главный пешеходный маршрут Перми // http://lines.perm.ru/GreenLine.html
  5. Пермский академический театр драмы — Пермский академический «Театр-Театр» // http://lines.perm.ru/img/line_39.jpg
  6. Пермская государственная ордена «Знак Почёта» краевая универсальная библиотека им. А. М. Горького // http://lines.perm.ru/img/line_38.jpg
  7. Пермская женская учительская гимназия - ДДТ «Пермячок» // http://lines.perm.ru/img/line_3.jpg
  8. Программа дополнительного образования "Пермячок.ru. Обучение с увлечением" Модуль «Properm: Прогулки по городу».
  9. Скульптура В. И. Павленко и О. Ю. Красношеиной «Легенда о пермском медведе» // http://lines.perm.ru/img/line_36.jpg
  10. Скульптура Р. Исмагилова «Пермяк - соленые уши» // http://lines.perm.ru/img/line_0.jpg
  11. Спасо-Преображенский кафедральный собор - Пермская государственная художественная галерея - Соборная площадь // http://lines.perm.ru/img/line_5.jpg
  12. Часовня святого Стефана Великопермского // http://lines.perm.ru/img/line_2.jpg
  13. Эспланада // http://lines.perm.ru/img/line_37.jpg

Приложение 1

Игры для смарт-доски

Игра «Найди пару» (5+)

Описание: Прямоугольные карточки, каждая из которых разделена на восемь сегментов. В каждом из сегментов фотография достопримечательностей города Перми. Фотографии достопримечательностей города закрыты, необходимо открыть попарно одинаковые картинки. Открывается надпись «Молодец!» когда все поля открыты и каждой фотографии есть пара.

Игра « Распредели по своим местам» (5+)

Описание: на смарт - доске перемешаны достопримечательности и простые и сказочные дома города и деревни. Достопримечательности необходимо переместить к надписи «Пермь», а дома переместить к картинке «дом».

Приложение 2

Экскурсии по объектам зеленой линия.

Первая эксурсия посещение трех достопримечаетльностей города расчитана на детей старшего и подготовительного возраста: Пермский академический театр драмы — Пермский академический «Театр-Театр», Пермская государственная ордена «Знак Почёта» краевая универсальная библиотека им. А. М. Горького и эспланада города. Детям будет предложена карта маршрута экскурсии по которой необходимо будет пройти все три объекта. Путешествие будет проходить по зеленой линии, которая нарисована на асфальте.

Во время первой экскурсии будет рассказано про «Зеленую линию».

«Зелёная линия» - главный пешеходный маршрут Перми, который объединяет в себе ключевые истории, культурные и архитектурные объекты из прошлого и настоящего. Экскурсия рассчитана на полтора часа «Зелёная линия» даёт яркое эмоциональное представление о городе на различных уровнях: визуальное, аудиальное, тактильное ощущение. Можно посмотреть на красивую архитектуру, услышать звук открывающейся двери, потрогать шершавый камень старинного дома. Любой желающий без помощи экскурсовода, может ознакомиться с самыми примечательными местами Перми. В основу путеводителя положен кольцевой маршрут по центральным историческим кварталам города.

Вторая экскурсия включает себя посещение восьми объектов и рассчитана на детей подготовительно дошкольного возраста. Объекты «Зеленой линии»: скульптура Р. Исмагилова «Пермяк - соленые уши», скульптура В. И. Павленко и О. Ю. Красношеиной «Легенда о пермском медведе», дом купчихи М. М. Барановой - Земельная кадастровая палата по Пермскому краю, Часовня святого Стефана Великопермского, Пермская женская учительская гимназия - ДДТ «Пермячок», Выставочный зал г. Перми, Спасо-Преображенский кафедральный собор - Пермская государственная художественная галерея - Соборная площадь, Губернский детский приют Е. И. Любимовой - Пермский филиал Уральской академии живописи, ваяния и зодчества. Детям так же будет дана карта с маршрутом экскурсии.

Объекты первой экскурсии:

  1. Пермский академический театр драмы — Пермский академический «Театр-Театр», ул. Ленина, 53

История драматического театра в Перми началась в 1920-е годы и объединившего в своих рядах рабочую молодёжь, которая в большинстве своём не знала, что такое сцена. Свой первый спектакль «Броненосец «Потёмкин» под руководством художественного руководителя Б.М. Никитина творческая группа театра дала 14 марта 1927 года. С годами театр рабочей молодёжи вырос в академический театр драмы. В 1948 году он разместился в реконструированном особняке пароходчицы Любимовой на ул. Сибирской (сегодня это Пермский театр юного зрителя). В 1981 году театр получил новое современное здание (архитекторы В. П. Давыденко, В. И. Лютиков), где располагается по сей день. Зрительный зал имеет 1000 мест.В течение 20-го века в театре поставлено более 460 спектаклей. Некоторые из них («Доходное место», «На дне», «Три сестры», «Танго») были удостоены дипломов всероссийских, всесоюзных и международных фестивалей. В 2007 году Пермский академический театр драмы переименован в Пермский академический Театр-Театр. В 2009 году на базе малого зала создана «Сцена-Молот». Театр-Театр — обладатель Национальной театральной премии «Золотая Маска» (спектакли «Алые парусах» и «Восемь женщин», режиссер Б.Л. Мильграм).Здание театра является объектом культурного наследия регионального значения.

  1. Пермская государственная ордена «Знак Почёта» краевая универсальная библиотека им. А. М. Горького, ул. Ленина, 70

История библиотеки началась в далёком 1832 году, когда в доме пермского гражданского губернатора Г.К. Селастенника на собрании чиновников и купечества был зачитан циркуляр министерства внутренних дел «Об учреждении в губернских городах публичных библиотек». От замысла до воплощения прошло 4 года. Библиотечные двери открылись 4 января 1836 года в доме училища детей канцелярских служителей (здание сохранилось до наших дней и находится на территории Пермского государственного педагогического университета). В честь открытия в книжный фонд частными лицами и организациями было пожертвовано около пятисот томов. Первыми печатными источниками, поступившими в библиотеку, были «Ведомости министерства внутренних дел», «Горный журнал», «Журнал мануфактур и торговли», «Коммерческая газета».Уже к началу 20-го века пермская библиотека стала одной из лучших в России. В 1930-е годы в ней существовали отделы татарской и еврейской литературы, специальный зал для чтения периодики. Был открыт зал литературы на иностранных языках, первоначальный фонд которого насчитывал 9 тысяч книг на немецком, французском, английском, польском, итальянском, испанском языках. В 1928 году в связи с 60-летием А.М. Горького ей присвоено его имя. В 1966 году жители областного центра получили в подарок новое современное здание, которое было построено по проекту архитектора М.И. Футлика в центральной части города и которому в дальнейшем присвоили статус объекта культурного наследия регионального значения. Современная «Горьковка», как ласково называют её пермяки, обладает сегодня отраслевыми отделами социально-экономической, патентной, технической, естественнонаучной, сельскохозяйственной литературы, литературы по искусству и литературы на иностранных языках, общим читальным залом и электронной справочной службой. В 1986 году библиотека удостоена государственной награды - ордена «Знак Почёта».

  1. ЭСПЛАНАДА

В современном облике Перми наиболее выразительное частью по праву можно считать эспланаду — уникальный объект, ставший архитектурным брендом города. Сейчас невозможно представить, что ещё в середине 20-го века площадь нынешней эспланады существовала как низина на зыбком заторфованном грунте, застроенная двухэтажными домиками, между которыми протекала речка Пермянка. С развитием города пространство расчистили от ветхих строений, сумев в дальнейшем сберечь от застройки типовыми пятиэтажными «хрущёвками». Заместитель главного архитектора города Г. М. Игошин предложил создать на этом месте просторную площадь. Его идею поддержал А.Г. Солдатов, возглавлявший Западноуральский совнархоз и принимавший решение по это этому вопросу. В 1963 году был проведён конкурс на застройку центральной части Перми, в результате которого на основе работ Ленгипрогора был создан проект детальной планировки центра города с городской эспланадой по улице Ленина. Крупномасштабная объёмно-пространственная композиция реализовывалась постепенно. По оси эспланады напротив друг друга возвели два общественных здания, получивших впоследствии статус объектов культурного наследия регионального значения, — 11-этажный Дом советов (1973 год) и драмтеатр (1981 год). С северной стороны эспланады, на Слудской горке, возникла группа жилых домов — пять 12-этажных и четыре 9-этажных, объединённых в своеобразную стену. В центре эспланады в 1985 году как дань памяти военной истории города установили монумент «Героям фронта и тыла» (скульптор В. М. Клыков; архитекторы Р. И. Серджиев, В.И. Снегирёв, конструктор Б.С. Гурвич). Эта скульптурная группа стала не просто пермским символом единства, составляющих, обусловивших победу советского нарда в схватке с фашизмом, но и ярким акцентом в композиции эспланады. Монумент также является объектом культурного наследия регионального значения. В XXI веке эспланада как архитектурно-ландшафтный объект продолжает развиваться. В 2008 году открыта Аллея Доблести и Славы, установлены плиты с именами людей, названиями событий и предприятий, прославивших город. Над эспланадой гордо реют флаги Российской Федерации, Пермского края и города Перми. С 2015 года горожан радует светомузыкальный фонтан «Театральный» — любимое место отдыха пермяков. Здесь проходят все праздничные городские мероприятия, зимой устанавливается новогодняя ель, строится ледовый городок.

Объекты второй экскурсии:

  1. Скульптура Р. Исмагилова «Пермяк - соленые уши»

«Самый странный памятник России» - по версии журнала «Русский мир». Самый веселый памятник Перми - по мнению горожан и гостей города. «Пермяк - солены уши» - это поговорка, отлитая в бронзе. Есть несколько версий о том, откуда появилась эта поговорка; одна из них связана с пельменями - национальным блюдом пермяков. Они ведь тоже напоминают своей формой ухо. Однако наиболее вероятная связана с соляными промыслами Верхнекамья. Первые варницы заработали в 15 веке и снабжали солью Россию почти 200 лет. Соль как единственный в то время консервант была величайшей драгоценностью. Мешки с солью, в каждом по 60-80 кг, на баржи грузили наемные соленосы. Они носили тяжкий груз на головах, по 11 часов в день. Соль разъедала кожу на ушах, они становились красными… И если такой человек где-нибудь снимал шапку, всем становилось понятно - «Пермяк солены уши пришел!». Эта скульптура, придуманная и воплощенная в бронзе и граните Рустамом Исмагиловым, стала настоящей достопримечательностью. И теперь фотографии с этой скульптурой можно увидеть в частных фотоальбомах жителей разных городов России и мира.

2. Скульптура В. И. Павленко и О. Ю. Красношеиной «Легенда о пермском медведе»

О том, что в Перми по улицам ходят медведи, теперь можно говорить в утвердительной форме. Ведь один медведь и вправду важно шествует в самом центре города. Так было решено одновременно воплотить в жизнь известную байку и символ города, который является частью пермского герба. Кроме Перми, еще Новгород и Яро-славль имеют в своих гербах медведя. Только те мишки - воинственные и вооруженные: один с секирой, а другой с алебардой. А наш медведь - добродушный и спокойный. Именно такого теперь и можно увидеть возле гостиницы «Урал». С ним можно за лапу поздороваться, а можно и нос ему погладить - по новой пермской примете, загаданное в этот момент желание обязательно сбудется.

3 Дом купчихи М. М. Барановой - Земельная кадастровая палата по Пермскому краю

О, сколько мечтаний, наверное, рождалось у тех, кто прогуливался мимо этого дома в конце 19 - начале 20 века! Ведь здесь располагалось множество магазинов и мастерских. Модницы присматривали обновки у скорняка Бровских, девочки заглядывались на кукол в магазине игрушек Белоглазова, лакомки ловили экзотические ароматы из «Колониальных товаров» Садриева. А самым большим арендатором было товарищество «Караван» по продаже чая и сахара. С тех пор, как россияне распробовали этот напиток, чаепитие стало любимым времяпрепровождением. Потому лавки и магазины, торговавшие чаем и кондитерскими изделиями, не жаловались на отсутствие покупателей. Но дом был известен не только оживленной торговлей. Часть комнат второго этажа сдавалась под квартиры, и в них жили, например, артисты. Владела этим разнообразно наполненным особняком купчиха Мария Михайловна Баранова. Сама она торговала на Черном рынке (сейчас на том месте Сквер уральских добровольцев), а двухэтажное каменное здание, сдавала в аренду. Ее муж, Григорий Иванович, торговал пряниками и кренделями, которые выпекались в собственном доме. В 1909 году верхний этаж дома Барановой был переоборудован под электротеатр «Модерн», тогда здесь показывали немое кино. В советское время дом снова гостеприимно принимал в своих стенах любителей почаевничать и сытно поесть - в 1925 году в нем расположились чаеуправление, столовая и квартиры. Но уже в 1926 здесь разместили почтамт, в 30-е годы его сменил клуб речников. А сейчас пермяки знают бывший купеческий дом, скорее, по названию организации, в нем расположенной, - Земельная кадастровая палата по Пермскому краю.

  1. Часовня святого Стефана Великопермского

Удивительное дело, но в действительности столь чтимый у нас Стефан Великопермский в Перми не был. Точнее, не был в тех землях, на которых располагается современный Пермский край. Его миссионерские старания привели к христианству Пермь Вычегодскую. Святителя Стефана сравнивают с Кириллом и Мефодием. Он создал зырянскую азбуку, перевел церковные книги на язык коми-зырян, возглавил вновь созданную Пермскую епархию. Без сомнения, все это послужило распространению христианства и на земли Перми Великой. Потому-то здесь и считают святого Стефана своим крестителем. Тем более что просветительские идеи его служения отражены в пермском гербе - серебряный медведь с золотым евангелием под крестом на спине. Эта краснокирпичная часовня под восьмигранным шатровым куполом была воздвигнута на средства горожан - Пермского православного святого братства св. Стефана. Ее освятили в год 500-летия начала его служения, в 1887-м. Позже в часовне размещали школу, детский сад. Сейчас в ней снова идут службы, а в пристрое работает религиозно-просветительский центр.

  1. Пермская женская учительская гимназия - ДДТ «Пермячок»

Построенный для частной жизни, этот дом стал центром жизни просветительской и общественной. В 1900 году здание приобрели купцы Гавриловы и Поповы. На втором этаже они жили, а на первом сновали приказчики, выбирали товар покупатели: купцы торговали здесь продуктами, меховыми и кожаными изделиями. Во дворе был большой каретный двор, а внизу - огромные подвалы для товаров (сейчас они засыпаны). В 1909 году здесь открылась женская учительская семинария. Она расположилась в восьми светлых комнатах и флигеле с двумя комнатами для служащих. На обучение приглашались представительницы всех сословий в возрасте от 14 до 20. В течение 4 лет воспитанниц готовили к нелегкой стезе сельской учительницы. О том, насколько важной считали всестороннюю подготовку педагогов, говорит тот факт, что девушек, которые не умели петь, в семинарию не принимали. Кстати, именно библиотека семинарии, которую создавали силами местной интеллигенции, стала основой фундаментальной библиотеки Института народного образования (сейчас Пермского педагогического института).После революции подготовка сельских учительниц перестала быть актуальной, и в этих стенах начали обучать военных комиссаров. К счастью, недолго. Вернувшаяся в мирное русло жизнь потребовала новых учителей, и здесь открылся педагогический техникум, а перед войной - один из факультетов пединститута. И школьники потом здесь постигали разные науки, и Дом пионеров приглашал в кружки и секции… А затем в старинном доме, где дух просвещения жил почти с самого начала, поселился «Пермячок» - Дом детского творчества. Симпатичное название появилось благодаря писателю Льву Давыдычеву, он когда-то хотел написать книгу о маленьком пермячке. Теперь здесь гармонично уживаются прошлое и будущее.

  1. Выставочный зал г. Перми

На этом небольшом участке Комсомольского проспекта любитель изобразительного искусства может провести несколько часов кряду. Побродить по залам Пермской художественной галереи, где представлена русская и западно-европейская живопись, заглянуть в небольшую галерею «Марис-Арт», которая, по словам искусствоведов, «ввела в городе моду на пермских художников». И, наконец, зайти в Центральный выставочный зал. Он был открыт в 1976 году и сразу стал центром художественной жизни Перми и края. На площади 500 кв. метров в нескольких залах ежегодно проводится более 30 выставок. Еще примерно 50 организуется сотрудниками выставочного зала на других площадках города и края. Пермского зрителя знакомят и с местными художниками, и с мастерами из разных городов России и зарубежья, и с представителями актуального искусства из стран Европы и Америки. Однако пермяки приходят сюда не только посмотреть на искусство, но и поговорить о нем, обрести знания и единомышленников. Выставочный зал реализует интересные культурологические проекты, представленные выставками, арт-салонами и просветительской работой с детьми и молодежью.

  1. Спасо-Преображенский кафедральный собор - Пермская государственная художественная галерея - Соборная площадь

Совсем недавно Пермь снова обрела Соборную площадь. Сначала ей вернули название, а в 2009 году провели рекон-струкцию. Она и в самом деле удивительным образом собрала все, что можно назвать знаковым для Перми. С одной стороны открывается потрясающий вид на Каму, с другой - уходит к центру города живая лента Комсомольского проспекта. На кипящий поток людей и машин смотрит святитель Николай - эту скульптуру подарило горожанам Пермское землячество в Москве. Ограничивают площадь два здания. В одном, построенном в 1831 году, когда-то размещалась Духовная семинария. Несмотря на догматизм и рутину преподавания, она выпустила много образованнейших людей, приверженцев свободолюбия и науки. Были даже попытки распространения семинаристами революционно-демократических идей. Из стен семинарии вышли изобретатель радио Александр Степанович Попов, писатели Павел Петрович Бажов, Михаил Андреевич Осоргин, Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. В советское время здесь работала военная школа авиационных техников, самый известный ее выпускник - Александр Покрышкин, трижды Герой Советского Союза, в годы войны сбивший 59 фашистских самолетов. А с 1962 года в этом здании расположилось Пермское высшее военное командно-инженерное краснознаменное училище ракетных войск им. маршала Чуйкова, впоследствии Пермский военный институт ракетных войск, закрытый в 2003 году. А напротив - устремляется к небу колокольня Спасо-Преображенского собора. Его сложили из камней разобранного Пыскорского монастыря, основанного в 16 веке. Автором проекта, возможно, был знаменитый М. Казаков, построивший Петровский дворец и здание Московского университета на Моховой. Высота колокольни составляла 67 метров. Но в годы гражданской войны в нее попал снаряд, верхний этаж сгорел, а восстанавливать не стали. Стены собора - двухметровой толщины, а декоративные элементы, проработанные как будто небрежно, рассчитаны на восприятие с далекого расстояния. И в самом деле, собор долгое время был архитектурной доминантой Перми. Первое, что открывалось путешественнику, увидевшему город с правого берега, была колокольня Спасо-Преображенского собора. Сейчас здесь находится знаменитая Пермская художественная галерея, а под куполом здания размещена уникальная коллекция пермской деревянной скульптуры. Если у городов бывает сердце, то сердце Перми наверняка находится здесь, на Соборной площади.

  1. Губернский детский приют Е. И. Любимовой - Пермский филиал Уральской академии живописи, ваяния и зодчества

История этого дома тесно связана с жизнью и судьбой известной в Перми семьи Любимовых. Коммерции советник, потомственный почетный гражданин, купец 1-й гильдии Иван Иванович Любимов был подвижником промышленности и талантливейшим предпринимателем. «Он любит индустрию, как любознательный ученый человек любит науку, или как страстный певец любит приятный музыкальный инструмент…», - писали о нем современники. Вместе с тем, супруги Любимовы были невероятно щедрыми людьми, они очень много времени, сил, энергии и средств отдали благотворительности. Богородицкий дет-ский приют - лишь одно из множества доказательств тому. Детский приют, открытый в Перми в 1850 году на собранные по подписке деньги, переехал в это здание в 1852-м. Поначалу в нем находились и мальчики и девочки. Но постепенно приют становился исключительно женским, потому что он одновременно заменял школу. Школ для мальчиков тогда уже существовало несколько, а девочки могли получить начальное образование только здесь. В 1875 году попечительницей приюта стала супруга Любимова Елизавета Ивановна. Она приложила немало усилий, чтобы сделать заботу о приюте общим делом: организовывала благотворительные вечера и лотереи, собирала денежные пожертвования. К 1900 году в приюте жили 95 девочек. Здесь принимали заявки от жителей губернии на прачек, поварих и швеек, и по достижении воспитанницами 16 лет их распределяли по заранее известным рабочим местам. Возможности образования старались расширить: круглые сироты из дворянского и духовного сословия могли в приюте окончить курс на должность сельской учительницы. Елизавете Ивановне Любимовой приют обязан и своим своевременным расширением. Она понимала, что стоимость земли в центре будет расти, и убедила попечительство купить «пустопорожние места» рядом с приютом. Деньги на покупку пожертвовала близкая родственница Елизаветы Ивановны. В результате приют преобразовался в усадьбу с жилыми помещениями, несколькими ремесленными классами, деревянными службами и баней. Здесь же работала столовая, которая славилась недорогими и вкусными обедами для всех желающих. После революции Богородицкий приют стал детским домом им. Карла Маркса. Потом в этом здании помещались школы, в Великую Отечественную войну - эвакогоспиталь. Сейчас здесь находится Уральский филиал Российской академии живописи, ваяния и зодчества.

Приложение 3

Лото «Про Пермь»

Настольная игра, в которой дети знакомятся с достопримечательностями родного города. Игра увеличивает словарный запас, расширяет кругозор, развивает логическое мышление, тренерует усидчивость, наблюдательность и внимательность.

Состав:

  • Прямоугольные карточки, каждая из которых разделена на четыре сегмента. В каждом из сегментов фотография достопримечательностей города Перми.
  • Набор «фишек» — маленькие квадратные карточки, изображения на которых повторяют картинки с больших карт.
  • Инструкция

Количество игроков : 2 - 6 человек

Возраст игроков : 5+

Правила:

  • в начале игры игроки выбирают себе по одной или по две больших карты;
  • маленькие карточки переворачиваются картинками вниз и кладутся между игроками.
  • игроки по очереди тянут маленькие карточки, показывая картинки на них всем игрокам, тот, у кого окажется такая же картинка на карте, забирает «фишку» и закрывает соответствующею фотографию;
  • победителем становится тот, кто сможет быстрее остальных собрать все изображения со своей карты.

«Лего - пазлы»

Настольная игра, в которой дети знакомятся с достопримечательностями родного города с самого раннего возраста. Игра развивает мелкую моторику, логическое мышление, расширяет кругозор, тренерует усидчивость, наблюдательность и внимательность.

Состав:

  • Инструкция;
  • Образцы карточки - фотографии с достопримечательностями гор

МА ДОУ «Детский сад № 203» г.Пермь

«ПЕРМСКИЕ ПИСАТЕЛИ ДЕТЯМ»

Руководители проекта: воспитатель Шайганова А.В.

логопед Шишмакова М.А.

Полное название

программы

Знакомство с творчеством пермских писателей. Привитие детям любви к чтению.

Краткое название

«Пермские писатели».

Учитель-логопед: Шишмакова Марина Анатольевна

Воспитатель: Шайганова А. В.

Возраст детей

Количество занятий

Актуальность

Проект «Пермские писатели детям» направлен на расширение кругозора детей, на привитие интереса к творчеству пермских писателей. Дети узнают, какие интересные и какие разные писатели и поэты жили и живут сейчас, в одно с нами время, на прикамской земле.

Познакомить с произведениями писателей Пермского края (о которых забывают), воспитывать уважение к культуре народов многонациональной России.

1.Привитие интереса к творчеству пермских писателей.

4. Пополнить библиотеку группы книгами пермских писателей и альбомом «Писатели Прикамья».

Материалы и

оборудование

Книги пермских писателей, посещение школьной библиотеки (выступление библиотекаря по теме»).Презентация «Писатели детям».

Части проекта.

1.Подготовительный этап(1 неделя).

2.Основной этап.(2 недели)

3.Заключительный этап.(1 неделя)

Конечные результаты

Дошкольники проявляют интерес к творчеству пермских писателей. Дети узнали, какие интересные и какие разные писатели и поэты жили и живут сейчас, в одно с нами время, на пермской земле. Расширился кругозор детей.

Конкретные программные

критерии

Дети и родители проявили интерес к произведениям пермских писателей, возрождаются традиции семейного чтения. Пополнилась предметно-развивающая среда книгами пермских писателей и альбомом «Писатели Прикамья».

Количество детей

Дети подготовительной группы.(32 человека)

ПРОЕКТ «ПЕРМСКИЕ ПИСАТЕЛИ ДЕТЯМ»

Пояснительная записка.

Целью будет являться знакомство старших дошкольников с чрезвычайно богатой и многокрасочной картиной литературы, которую можно назвать «литературой Прикамья» по месту создания и бытования, по месту рождения или жизни тех, кто ее творил. Познакомить с произведениями писателей Пермского края (о которых забывают), воспитывать уважение к культуре народов многонациональной России.

Аннотация

Проект «Пермские писатели детям» направлен на расширение кругозора детей, на привитие интереса к творчеству пермских писателей. Дети узнают, какие интересные и какие разные писатели и поэты жили и живут сейчас, в одно с нами время, на пермской земле. Каждый из них по-своему выражает свою любовь к нашей большой и малой Родине. Пусть эта любовь найдёт отклик и в вашей душе.

Цель: познакомить детей и родителей с пермскими писателями и их творчеством.

Задачи: 1.Привитие интереса к творчеству пермских писателей.

2.Воспитание нравственных качеств и норм поведения с учётом культурных традиций Пермского края.

3.Возрождение традиций семейного чтения.

4. Пополнить библиотеку группы книгами пермских писателей.

Паспорт проекта

Возраст: дети подготовительной к школе логопедической группы

Участники проекта: воспитатели, логопед,дети, родители,

Тип проекта: практико-ориентированный, творческий, краткосрочный.

Продолжительность: краткосрочный (4 недели)

Состав проектной группы:

    руководители проекта – Шайганова А.В., логопед Шишмакова М.А.

    дети подготовительной группы и родители.

Обеспечение проектной деятельности:

1.Интернет-ресурсы.

2.Шибанова Н.Л. Презентация «Писатели детям».

3.Кустова И.Л. Презентация «Пермские писатели».

4. Посещение школьной библиотеки и выступление библиотекаря по теме.

5. Инсценировка эпизодов некоторых произведений пермских писателей.

6. Экскурсия в лес « Лесные загадки».(Загадки пермских писателей).

7.Просмотр мультфильмов.

Предполагаемые продукты проекта:

Пополнилась книгами пермских писателей библиотека в группе.

Дети и родители проявили интерес к произведениям пермских писателей, возрождаются традиции семейного чтения. Создание альбома «Писатели Прикамья».

Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный этап(1 неделя)

Определение темы проекта.

Формулировка цели и задач проекта.

Формирование проектировочной группы.

Распределение прав и обязанностей.

(знакомство с творчеством некоторых пермских писателей на занятиях и внеклассных мероприятиях)


В. Воробьёв

Л. Кузьмин

Е. Пермяк

В. Телегина

А. Тумбасов

Б. Ширшов

В. Бианки

Д. Мамин-Сибиряк

Е. Трутнева

Л. Давыдычев

2.Основной этап.(2 недели)

Подборка книг пермских писателей.

Организация просмотра презентации по данной теме.(выступление логопеда Шишмаковой М.А.)

Просмотр мультфильмов по произведениям пермских писателей.

Экскурсия в лес «Лесные загадки»(по произведениям пермских писателей).

(Воспитатель.логопед, дети и родители).

Привлечение родителей к пополнению библиотеки группы книгами писателей Прикамья.

Методическое обеспечение.

*Знакомство с произведениями отдельных пермских писателей.

*Презентация (портрет, краткая биография, приобретение книг для уголка чтения).

На эту работу отведено 2 недели.

3.Заключительный этап.(1 неделя)

*Посещение школьной библиотеки (выступление библиотекаря по данной теме).

*Пополнение уголка для чтения произведениями пермских писателей.

*Создание альбома «Писатели Прикамья».

*Инсценировка сказки.

Таким образом, пополнив предметно-развивающую среду книгами пермских писателей и альбомом « Писатели Прикамья» созданными родителями, педагогами и детьми, дошкольники проявляют интерес к творчеству пермских писателей. Дети узнали, какие интересные и какие разные писатели и поэты жили и живут сейчас, в одно с нами время, на пермской земле. Расширился кругозор детей.

Библиотека школы №40.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект «Заповедные места Пермского края» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3» Автор: Медведева Виктория Викторовна воспитатель первой квалификационной категории г.Березники, 201 8 г.

Вид проекта: познавательно- экологический Продолжительность: краткосрочный Участники: подготовительная к школе группа и их родители Направления: познавательное, речевое, коммуникативно-личностное, художественно-эстетическое. Возраст: старший дошкольный Длительность: январь 2018год – февраль 2018 год.

Цель. Формирование основ экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Расширять представления детей о разнообразии природы родного края, о редких растениях и животных, занесённых в Красную книгу; Формировать представления о заповедных местах Пермского края; Подводить к умению самостоятельно делать элементарные выводы об охране окружающей среды. Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях

Проект о Пермском крае для детей начался с понятий «Заповедник», «Национальный парк». Дети познакомились с первым национальным парком «Лосиный остров» и с причинами возникновения первого Баргузинского заповедника в России – истребление соболя. Ручной труд «Лосиный остров»

Соболь занесён в Красную книгу не только России, но и Пермского края, так его называют «жемчужиной Пермского края» Совместная деятельность в парах «Соболь»

Ребята узнали, что заповедники есть и в нашем родном крае: Вишерский и Басеги. Также познакомились с правилами нахождения в заповедной зоне, с животными и растениями, которые занесены в Красную книгу Пермского края и почему. НОД «Вишерский заповедник»

В ходе проекта, дети не только узнали про чёрного аиста, но и освоили нетрадиционную технику рисования клея с солью. Рисование «Чёрный аист»

Наибольшее впечатление на детей произвела Кунгурская ледяная пещера, так как пещеры никто близко не видел и в них не бывал. Дети посмотрели картинки и короткий видеосюжет о Кунгурской ледяной пещере. В ходе эксперимента попытались вырастить сталактиты и сталагмиты, узнали кто такой спелеолог и какое снаряжение надо, чтобы побывать в необследованной пещере. Эксперимент «Сталактиты» (из соли)

Спелеолог – это круто Пролезть через тоннель никто не испугался

Также в нашем крае много интересных мест, которые получили статус природных памятников Пермского края. Это Каменный город, водопад Плакун, Усьвинские столбы, горы Ветлан и Полюд, камень Гворливый, Помянённый камень и многие другие. Проект закончился викториной, чтобы понять, что ребята запомнили, показалось интересным, в каких местах хотели бы побывать. Команда победителей

Родители тоже приняли участие в нашем проекте. Пришли в творческую гостиную «Грот Кунгурской пещеры» (рисование пещеры клеем с солью)

Мамы и папы приняли участие в разгадывании кроссворда «Пермский край»

Дети для родителей создали газету с рисунками, фотографиями и информацией о заповедных местах Пермского края

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник первоапрельской улыбки во 2 младшей группе. (СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ) Воспитатель МДОУ ЦРР Карагайский детский сад №3, Пермский край - Колышкина Надежда Михайловна.

Цель праздника: Развитие музыкально-творческой деятельности детей.Привлекать родителей к участию в художественной, игровой, музыкальной, танцевальной деятельности детей.Доставить детям удовольствие от...

Занятие по социально-личностному развитию детей во 2- младшей группе Тема занятия: «Народна игрушка» Колышкина Надежда Михайловна, воспитатель МДОУ ЦРР – д/с № 3, с. Карагай, Пермский край

Цель: Развитие эмоционально - ценностного отношения детей к русской народной игрушке.Проведение занятий по социально-личностному развитию детей является одной из формы взаимодействия воспитателя...