Пришла весна автор толстой лев николаевич. Короткие рассказы про весну

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №8 «Солнышко»

155040 Ивановская обл, г. Тейково ул. 1-я Комовская, 9 Тел.: 2-22-95

E- mail: [email protected]

Конспект

занятия по развитию речи

для детей младшего дошкольного возраста на тему:

Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Пришла весна, потекла вода»

Подготовила:

Воспитатель 1 квалификационной

Лебедева Надежда Андреевна

Тейково, 2016г

Цель: учить слушать литературное произведение с опорой на схематические рисунки.

Программное содержание:

Образовательные:

  • побуждать отвечать на вопросы воспитателя;
  • знакомить с сезонными изменениями в природе;
  • обогащать словарный запас детей;

развивающие:

  • развивать внимание, память;
  • развивать речь детей;

воспитательные:

  • воспитывать интерес к чтению.

Планируемые результаты:

проявляет интерес к окружающему миру природы, отвечает на простые вопросы, принимает активное участие в играх.

Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов: интеграция полученных умений и навыков ребенка через образовательные области «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Методы: игровой, наглядный, словесный.

Приемы: вопросы к детям, погружение в игровую ситуацию, пояснение, словесные игры.

Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе во время прогулки, рассматривание дидактических картинок по теме « Весна », рисование «Капель», беседа « Одежда людей весной»

Оборудование : бумажные лодочки, таз с водой, игрушка Мишка, корзинка, магнитная доска, дидактические картины на тему « Весна», схематические рисунки по тексту произведения.

Ход занятия:

В.: Ребята, послушайте, кто-то стучится и плачет. Я пойду посмотрю, а вы меня подождите. (Выходит и возвращается с игрушечным медвежонком)

В.: Это мишка к нам пришел. Он говорит, что всю зиму спал в своей берлоге, вдруг, потекла вода и разбудила его.

В.: Как вы думаете, что случилось? (ответы детей )

В.: Какое время года наступило? (ответы детей )

В.: Да, ребята, наступила весна. Послушайте небольшое стихотворение про весну.

(стихотворение Г. Ладонщикова « Весна» )

Солнце, землю нагревая,

Гонит с нашей горки лед.

Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет.

В.: Ребята, что происходит весной? (ответы детей: тает снег, светит солнце, бегут ручьи)

В.: Все рады весне, а особенно дети. Давайте посмотрим на картину.

В.: Кого мы здесь видим? (ответы детей)

В.: Что делают дети? (ответы детей)

В.: А сейчас я вам прочитаю, что произошло с детьми возле ручья. Но сначала мы немного поиграем с мишуткой, а то он загрустил.

Физкультминутка:

Медвежата в чаще жили

Головой они крутили
Вот так, вот так

(повороты головой вправо-влево )

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали

Вот так, вот так

(наклоны туловища вправо-влево )

А потом они плясали,

Дружно лапы поднимали

Вот так, вот так

(подниматься на носочках, руки поднимать вверх).

В.: Садитесь на стульчики и слушайте рассказ. (читаю рассказ Л.Н.Толстого « Пришла весна,потекла вода» .По ходу чтения прикрепляю картинки-схемы к магнитной доске).

Пришла весна , потекла вода . Дети взяли дощечки , сделали лодочку , пустили лодочку по воде . Лодочка плыла , а дети бежали за нею , кричали , ничего впереди себя не видали , и в лужу упали .

Бургсдорф Екатерина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ №226 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: Город Северобайкальск
Наименование материала: Непосредственно Образовательная Деятельность
Тема: Пересказ рассказа "Пришла весна" (по Л. Н. Толстому) в средней группе
Дата публикации: 25.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №226» открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Конспект НОД (ОО Речевое развитие)

Тема: Пересказ рассказа «Пришла весна»

(по Л. Н. Толстому)

в средней группе

Воспитатель 1 квалификационной категории

Екатерина Владимировна Бургсдорф

г. Северобайкальск

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое

развитие, физическое развитие

Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность

Форма организации детей: подгрупповая

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме «Весна».

Наблюдения в природе.

Цель-результат: дети умеют связно последовательно пересказывать текст с

наглядной опорой в виде графических схем, отображающих

последовательность событий.

Формировать умение целостно и эмоционально воспринимать

произведение; отвечать на вопросы предложениями из 2 - 3 слов;

образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными

суффиксами; составлять рассказ по мнемотаблице.

Развивать конструктивный праксис, мелкую моторику.

Воспитывать интерес к рассказу.

Оборудование и материал

Демонстрационный материал: Демонстративная картинка с изображением

весны, сюжетные картинки, схемы, мяч, мягкая игрушка-медвежонок, сундук,

кусочек дощечки, емкость с водой, емкость пустая, презентация «Цветущее

Раздаточный материал: разрезные картинки "лодочка" по количеству детей,

лодочки-оригами по количеству детей.

Средства ТСО : ноутбук, проектор, экран

Методы и приёмы

Словесный: (слушание стихотворения И. Токмаковой, чтение рассказа

«Пришла весна» Л.Н. Толстого, беседа, пересказ).

Наглядный: (рассматривание портрета Л.Н. Толстого, дощечки, картины с

изображение весны, рассматривание демонстрации глаголов «потекла»,

«пустить»)

Игровой: (Д/и «Собери лодочку», игра с мячом «Назови ласково»,

физ.минутка «Весна», сюрпризный момент – появление медвежонка)

Ход непосредственно образовательной деятельности

Организованный момент. Пальчиковая игра «Поиграем с ручками»

выполнять движения в соответствии с текстом.

Разотру ладошки сильно

Каждый пальчик покручу

Поздороваюсь со всеми

Ни кого не обойду

С ноготками поиграю

Друг о друга их потру

Затем руки помочалю

Плечи мягко разомну

Затем руки я помою

Пальчик в пальчик я вложу

На замочек из закрою

И тепло поберегу

Вытяну я пальчики

Пусть бегут как зайчики

Раз-два, раз-два вот и кончилась ига,

А раз кончилась игра

Наступила тишина.

Предлагаю детям послушать стихотворение И. Токмаковой и ответить на

вопрос: Про какое время года в нем говорится?

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Видно очень теплые

Ноги у весны.

Сюрпризный момент.

Ребята, посмотрите и скажите, кто к нам пришел в гости? (Медвежонок)

Что он принес с собой? (Показ сундучка)

Давайте посмотрим, что в нем лежит? (Демонстрация картины «Весна» на

большом экране)

Ребята, скажите какое время года изображено? (Весна)

Чтение рассказа. (Во время чтения выставляю сюжетные картинки)

Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили

лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за ней, кричали, ничего

впереди себя не видели и в лужу упали.

Ребята, выражение «пришла весна» как можно сказать по другому?

(Наступила весна)

А вы знаете, что такое дощечки? (ответы детей)

Это кусочек дерева, из которого можно сделать любую форму.

(демонстрирую дощечку, даю возможность детям потрогать её)

Предлагаю тетям рассказать, что значит «потекла», «пустили».

Уточняю, демонстрируя глаголы: Беру одноразовые стаканчики и под

наклоном переливаю воду из одного в другой стаканчик. Комментирую, что

вода потекла.

Беру тазик с водой, лодочку, сделанную своими руками, и опускаю в воду.

(Приглашаю детей подуть на лодочку). Комментирую, что вот так дети

пускали лодочки.

Какое время года наступило? (Наступила весна)

Что сделали дети? (Дети сделали лодочку)

Из чего они сделали лодочку? (Лодочку они сделали из дощечки)

Куда дети пустили лодочку? (Лодочку пустили по воде)

Лодочка плыла или стояла на месте? (Лодочка плыла)

Что делали дети? (Дети бежали)

Чем же закончился рассказ? (Дети упали в лужу)

Какое настроение стало у детей? Почему? (Ответы детей)

А сейчас ребята я приглашаю вас в центр зала поиграть (Проводится под

музыкальное сопровождение физ.минутка «Цветок» 2-3 раза)

Спал цветок и вдруг проснулся, (дети сидят на корточках, спят)

Больше спать не захотел, (Встают, вперед-назад)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, прыжки вверх.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Ребята, посмотрите (обращаю внимание детей на части изображения

лодочки разложенных на столах) что это? (ответы детей). Предлагаю детям

собрать лодочки.

Д/и «Собери лодочку"» (Дети собирают около столов лодочки из 3 частей)

Молодцы, ребята! У вас здорово получилось!

Ребята, давайте поиграем с мячом в игру «Назови ласково», выходите в

центр, образуйте круг.

Игра с мячом «Назови ласково»

Доска – дощечка, лодка-лодочка, река-речка, дождь-дождик, ветер-ветерок,

дерево-деревце, вода-водичка, лужа-лужица, трава-травка, солнце-солнышко,

цветок-цветочек.

Вы большие молодцы!

А сейчас, ребята, приглашаю вас на свои стульчики.

Повторное чтение рассказа.

Ребята, я вам прочитаю рассказ еще раз. Помогут мне в этом схемы. (Во

время чтения рассказа выставляю схемы).

Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.

А теперь давайте вы расскажите про то, как наступила весна (Пересказ

рассказа всеми детьми по цепочки и индивидуально)

Вы сегодня все такие молодцы! Медвежонок вам приготовил сюрприз. Но

сначала давайте мы научим медвежонка определять на картине весну, мы

назовем все признаки весны. Поможем? (Да)

(Демонстрирую на экране дерево, на котором нет ни одного листочка. Дети

называют признаки весны и на дереве появляются листочки и цветы)

Молодцы! Посмотрите, сколько вы назвали признаков весны, что наше

дерево расцвело такими красивыми цветами.

С каким произведением мы сегодня познакомились? (С произведением

«Пришла весна"»

А кто его написал? (Его написал Лев Николаевич Толстой)

Медвежонок дарит детям бумажные лодочки.

Литература: В Лебедева, И.В. Козина «Обучение дошкольников пересказу».

Средняя группа. ООО «Центр педагогического образования», 2015 г.

Модифицированный материал Л.В Лебедева, И.В. Козина пересказ

рассказа «Пришла весна» по Л.Н. Толстому.

Короткие рассказы Льва Николаевича Толстого, сочинённые им специально для обучения детей чтению, широко применяются в обучающей литературе. Тексты имеют интересное содержание.

Единственная загвоздка – некоторые слова будут современным детям непонятны. Их надо обязательно объяснить. А ещё лучше -- сидеть рядом, слушать чтение и задавать вопросы по прочитанному, объясняя непонятное.

Короткие рассказы для детей

Собака и тень

Несла Жучка кость через мост. Глядь, в воде её тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.

Настина кукла

Была у Насти кукла. Настя звала куклу дочкой. Мама дала Насте для куклы всё, что надо. Были у куклы юбки, платки, чулки, были даже гребни, щётки, бусы.

Дети и ёж

Нашли дети ежа на траве.
- Бери его, Вася, на руки.
- Мне колко.
- Ну, клади шапку на землю, а я скачу его в шапку.
Шапка была мала, и дети ушли, а ежа не взяли.

Конь

Был у Пети и Миши конь. Стал у них спор: чей конь. Стали они коня друг у друга рвать.
- Дай мне, мой конь.
- Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой.
Пришла мать, взяла коня, и стал конь ничей.

Варя и чиж

У Вари чижу был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел.
Варя пришла к чижу.
- «Пора тебе, чиж, петь».
- «Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь».

Лев, медведь и лисица

Лев и медведь добыли мясо и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лисица увидала их мясо, подхватила его и убежала.

Старик и яблони

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

Две крысы

Две крысы нашли яйцо. Хотели его делить и есть, но видят - летит ворона и хочет яйцо взять.
Стали думать крысы, как яйцо от вороны стащить.
Нести? - не схватишь; катить? - разбить можно.
И решили крысы вот что: одна легла на спину, схватила яйцо лапками, а другая повезла её на хвост, и как на санях стащили яйцо под пол.

Баба и курица (быль)

Одна курица несла каждый день по яичку. Хозяйка подумала, что если больше давать корму, курица вдвое нестись будет. Так и сделала. Но курица зажирела и вовсе перестала нестись.

Весна

Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали, и в лужу упали.

Трус

Саша был трус. Была гроза и гром. Саша влез в шкаф. Там было ему темно и душно. Саше не слышно было, прошла ли гроза. Сиди, Саша, всегда в шкафу, за то, что ты трус.

Лев и мышь (Басня)

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: «Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю». Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.
Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла веревку и сказала: «Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, - бывает и от мыши добро».

Волк и старуха

Голодный волк разыскивал добычу. На краю деревни услыхал – в избе плачет мальчик, и старуха говорит:
- Не перестанешь плакать, я тебя волку отдам.
Волк не пошёл дальше и стал дожидаться, когда ему отдадут мальчика.
Вот пришла ночь, он всё ждёт и слышит – старуха опять приговаривает:
- Не плачь, дитятко, не отдам тебя волку. Только приди волк, убьём его.
Волк подумал: «Видно, тут говорят одно, а делают другое», - и пошёл прочь от деревни.

Собака, львица и щенок

В одном зоопарке собака долго воспитывала молодую львицу. Львица выросла, но всегда слушалась собаку. И когда у собаки однажды появился маленький щенок, львица ежедневно помогала собаке. Она обычно смотрела за щенком, учила его. Если щенок убегал, львица всегда находила его и переносила на место.

Волк и собака

Худой волк ходил подле деревни и встретил жирную собаку. Волк спросил у собаки:
- Скажи, собака, откуда вы корм берёте?
Собака сказала:
-- Люди нам дают.
- Верно вы трудную службу людям служите?
- Нет, наша служба не трудная. Дело наше – по ночам двор стеречь.
- Так только за это вас так кормят? – сказал волк. – Это я бы сейчас в вашу службу пошёл, а то нам, волкам, трудно корма достать.
- Что ж, иди, - сказала собака. – Хозяин и тебя так же кормить станет.
Волк был рад и пошёл с собакой людям служить. Стал уже волк в ворота входить, видит он, что у собаки не шее шерсть стёрта. Он сказал:
- А что это у тебя, собака? Отчего?
-- Да так, - сказала собака.
-- Да что так?
-- Да так от цепи. Днём я ведь на цепи сижу. Так вот цепью и стёрло немного шерсть на шее.
-- Ну, так прощай, собака, - сказал волк. – Не пойду к людям служить. Пускай не так жирен буду, да на воле.

У Розки были щенки во дворе на сене.
Розка ушла.
Дети пришли и взяли щенка и снесли на печку.
Розка пришла, не нашла щенка и выла.
После нашла щенка и выла возле печки.
Дети сняли щенка и дали Розке.
И Розка снесла щенка во рту на место.

Птица свила себе гнездо на кусте. Дети нашли гнездо и сняли на землю.
- Гляди, Вася, три птички!
Наутро пришли дети, а гнездо уже было пусто. Жалко было.

Источник "Хрестоматия для маленьких" М. 1987

Перед домом лопнули большие почки на душистых тополях, на припёке стонали куры. В саду, из разогретой земли, протыкая зелёными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подёрнулся белыми и жёлтыми звёздочками. С каждым днём прибывало птиц в саду. Забегали между стволами чёрные дрозды — ловкачи ходить пешком. В липах завелась иволга, большая птица, зелёная, с жёлтой, как золото, подпушкой на крыльях, — суетясь, свистела медовым голосом.

Как солнцу вставать, на всех крышах и скворечниках просыпались, заливались разными голосами скворцы, хрипели, насвистывали то соловьем, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем — пересмешничали, фальшивили ужасно. Сереньким платочком сквозь прозрачные берёзы пролетел дятел; садясь на ствол, оборачивался, дыбом поднимал красный хохолок.

И вот в воскресенье, в солнечное утро, в ещё не просохших от росы деревьях, у пруда закуковала кукушка: печальным, одиноким, нежным голосом благословила всех, кто жил в саду, начиная от червяков:

— Живите, любите, будьте счастливы, ку-ку. А я уж одна проживу, ни при чём, ку-ку...

Весь сад слушал молча кукушку. Божьи коровки, птицы, всегда всем удивлённые лягушки, сидевшие на животе, кто на дорожке, кто на ступеньках балкона, — все загадали судьбу. Кукушка откуковала, и ещё веселее засвистал весь сад, зашумел листьями.

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста, через знакомство с творчеством писателя Л.Н.Толстого. Чтение рассказа Л.Н.Толстого "Пришла весна"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Тополёк»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

Образовательная область «Речевое развитие»

По произведению Л.Н.Толстого «Пришла весна»

Младшая группа

Составила

Воспитатель Чечель С.А.

С.Мильково -2019-

Программное содержание:

Образовательные:

1) Познакомить детей с рассказом Л. Н. Толстого «Пришла весна, потекла вода»

2) Побуждать детей к ответам на вопросы по содержанию рассказа

3) Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Развивающие:

1) Формировать у детей коммуникативные навыки, активизировать устную речь.

2) Совершенствовать у детей умения понимать смысл образных выражений в тексте

3) Развивать любознательность, воображение у детей.

Воспитательные:

1) Воспитывать у детей интерес к литературе

2) Воспитывать у детей интерес к книжной иллюстрации.

3)Воспитывать у детей восприятие красоты природы

Методы и приемы:

Словесные : беседа, загадывание загадки, вопросы к детям.

Наглядные: рассматривание картины «Весна, иллюстрации к тексту произведения.

Материалы и оборудование:

1. Дидактический материал: сюжетная картина с изображением времени года «Весна».

2. Тазики с водой, кораблики.

3. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей: музыка со звуками природы.

Ход образовательной деятельности

(Дети заходят в группу и приветствуют гостей. Раздаются звуки журчания ручья и пение птиц)

Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте звуки и скажите, какие звуки вы слышите?

Дети: Журчат ручьи, поют птицы.

Воспитатель: Молодцы. А сейчас, я вам загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать.

Загадка:

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Значит к нам пришла… . (весна ) .

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали.

(Предлагаю детям пройти и сесть на стульчики. Перед детьми сюжетная картина «Весна»)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картину, и расскажите, что на ней изображено.

Какое время года изображено?

Кого мы видим на картине?

Что делают дети?

Воспитатель: А сейчас, мы с вами немного разомнёмся.

Физкультминутка

Мы по улице гуляем,за природой наблюдаем.

Вверх на солнце посмотрели и нас лучики согрели.

Птички в гнездышках сидят.

Птички по небу летят.

Мы по лужам скачем.

И совсем не плачем!

Воспитатель: (на экране портрет Л.Н.Толстого) Сегодня я вас познакомлю с рассказом Л.Н. Толстого «Пришла весна». Все внимательно слушайте и скажете о чём же этот рассказ.

(Чтение рассказа «Пришла вена» Л.Н. Толстого с показом на экране иллюстраций к содержанию рассказа)

Воспитатель: Ну вот мы с вами прочитали рассказ.

Как называется рассказ ?

Кто его написал?

О чём говорится в рассказе ?

Когда, дети потекла вода?

Что стали делать дети?

Из чего сделали лодочку?

Воспитатель: Правильно, взяли дощечки, и сделали лодочки.

Что сделали дети с лодочкой?

Что произошло с детьми?

Дети: дети упали в лужу.

Почему дети упали в лужу?

Воспитатель: Бежали за лодочкой ничего не видели впереди себя и упали в лужу.

Что можно посоветовать детям, что бы они больше не падали в лужу?

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята, поняли содержание рассказа!

Ребята, а вы хотите попускать кораблики?

(Дети подходят к столу, на котором стоят тазы с водой, совместно с воспитателем, ребята делают кораблики, и пускают по воде)

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Какого писателя мы сегодня читали рассказ?

С каким рассказом вы сегодня познакомились?

Ребята, что вам сегодня на занятии понравилось?

Что вы узнали интересного?

Воспитатель: Вижу, всем было интересно, всем большое спасибо за хорошую работу. Все молодцы!